Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 9, "МЕТ"-"МИЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 9, "МЕТ"-"МИЛ")

Метелица

Метелица - укр. танец-песня, также танец (укр., рус, белорус). Муз. размер 2/4. Метель изображается динамикой танца, быстрой сменой фигур, многообразными кружениями.

Метнер А. К.

Александр Карлович (30 V (11 VI) 1877, Москва - 26 XI 1961, там же) - сов. альтист, дирижёр, композитор и педагог. Засл. арт. РСФСР (1934). Брат Н. К. Метнера. В 1902 окончил Муз.-драм. училище Моск. филармонич. об-ва. занимался у В. Кеса (скрипка, дирижирование), Викт. С. Калинникова, А. А. Ильинского, Г. Э. Конюса (композиция). С 1902 концертировал, получил известность как альтист. Вёл классы скрипки и альта в Музыкально-драматич. училище (до 1907), в Синодальном уч-ще (1903-14) и др. учебных заведениях; чл.-основатель Народной консерватории (1906-17), в 20-е гг. преподавал в Обл. муз. техникуме, Муз. техникуме им. М. П. Мусоргского. В 1908 начал дирижёрскую деятельность (нар. концерты С. А. Кусевицкого, летние концерты в Сокольниках и Сестрорецке). В 1931-35 рук. оркестром учащихся рабфака и муз. техникума Моск. консерватории, выступал с этим оркестром, а также с оркестрами Радио и Большого театра в симф. концертах.

Творч. жизнь М. была также связана с Камерным т-ром (Москва). В 1919 он был дирижёром его оркестра, с 1920 - гл. дирижёром и зав. муз. частью, выступал также как композитор, осуществил муз. оформление мн. постановок, в т.ч. "Святая Иоанна" Шоу (1924); "Розита" Глобы (1926), "Негр" О'Нила (1929), "Неизвестные солдаты" Первомайского (1932), "Дама-невидимка" Кальдерона (1945). Под рук. М. поставлены спектакли - оперетты "Жирофле-Жирофля" Лекока (1922) и "Сирокко" Половинкина (1928), пьеса Брехта с муз. Вейля "Опера нищих" (1930). Написал также музыку к ряду старинных водевилей.

Литература: Бирюков Ю., А. К. Метнер (к 35-летию муз. деятельности), "СМ", 1935, No 3, с. 82-83.

И. М. Ямпольский.

Метнер Н. К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метнер Э. К.

Эмилий Карлович (1872, Москва - в ночь с 10 на 11 VII 1936, Теплиц, близ Дрездена) - рус. философ, литератор и муз. критик (псевдоним Вольфинг). Брат Н. К. Метнера. В 1898 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1900-х гг. зав. муз. отделом журн. "Золотое руно". Основал в Москве изд-во "Мусагет", был издателем-редактором журн. "Труды и дни". С 1895 выступал как муз. критик. Был связан с поэтами-символистами, особенно с А. А. Блоком, А. Белым, Вяч. И. Ивановым, ценившими эрудицию М. в области музыки. С 1914 жил в Цюрихе. Муз.-эстетич. воззрения M. отличались противоречивостью. Новизна и оригинальность оценок соседствовали с отстаиванием обветшалых догм, острота суждений, меткость наблюдений - с реакционной проповедью "арийства". Выступал также против Р. Штрауса, М. Регера и пропагандистов их творчества в России. Осн. статьи М., опубликованные в журн. "Золотое руно" (1906-09) и "Труды и дни" (1912-13), собраны в кн.: "Модернизм и музыка" (1912). Написал книгу об А. Никише ("Meister Nikisch", 1921).

Литература: Волков С., Rедько Р., А. Блок и некоторые музыкально-эстетические проблемы его времени, в сб.: Блок и музыка, сост. М. Элик, Л.-М., 1972; Н. К. Метнер, Письма, сост. и ред. З. А. Апетян, М., 1973.

И. М. Ямпольский.

Метр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метриза

Метриза (франц. maоtuse, от maоtre - учитель).

1) Во Франции и Нидерландах муз. школа, готовившая церк. певчих. М. существовали при католич. храмах с 8 в., наибольшее распространение получили в 15-18 вв. Здесь преподавались пение, игра на органе (с 16 в. и на др. инструментах), теория музыки; учащиеся М. получали также общее образование. В каждой М. обучалось 20-30 певчих под руководством хормейстера (Maоtre de chapelle - отсюда назв.). M. сыграли значит. роль в распространении проф. муз. образования. Из числа учащихся М. вышли мн. выдающиеся франц. и нидерл. композиторы-полифонисты (Г. Дюфаи, Я. Обрехт, Й. Окегем и др.). В 18 в. во Франции насчитывалось ок. 400 М., к-рые были упразднены в 1791, в период бурж. революции.

2) Церк. хоровая капелла.

И. М. Ямпольский.

Метрика

Метрика (греч. metrixn, от metron - мера) - учение о метре. В античной муз. теории - раздел, посвященный стихотворным размерам, определявшим последовательность слоговых и, тем самым, муз. длительностей. Такое понимание М. сохраняется и в ср. века, хотя в связи с отделением стиха от музыки уже в эллинистич. эпоху М. чаще включается в грамматику, чем в теорию музыки. В новое время М. как учение о стихотворных размерах (в т.ч. основанных не на длительности, а на числе слогов и ударений и не связанных с музыкой) входит в теорию поэзии. В теорию музыки термин "М." вновь введён М. Гауптманом (1853) в качестве названия учения об акцентных соотношениях, образующих специфически-муз. метр - такт. X. Риман и его последователи включили в М. (не без влияния стихотворной М.) более крупные построения до периода включительно, в к-рых они признавали те же соотношения лёгких и тяжёлых моментов, что и в такте. Это привело к смешению метрич. явлений с фразировочными и синтаксическими вплоть до подмены тактовых границ мотивными. Такое расширенное понимание М. можно считать вышедшим из употребления; т.о. муз. М. ограничивается учением о такте.

Литература: Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 1- Метрика, М., 1937; Hauptmann M., Die Natur der Harmonik und der Metrik, Lpz., 1853; Rossbach A., Westphal R., Metrik der griechischen Dramatiker und Lyriker..., Bd l - 3, Lpz., 1854-1865, 1889 (Theorie der musischen Kьnste der Hellenen, Bd 3); Riemann H., System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903; Wiehmayer Th., Musikalische Rhythmik und Metrik, Magdeburg, (1917).

M. Г. Харлап.

Метроном

Метроном (от греч. metron - мера и nomos - закон) - прибор для определения темпа исполняемого муз. произв. путём точного отсчёта длительности метра. М. состоит из пружинного часового механизма, встроенного в корпус пирамидальной формы, маятника с подвижным грузилом и шкалы с делениями, обозначающими число колебаний, совершаемых маятником в минуту. Качающийся маятник издаёт чёткие отрывистые звуки. Самое быстрое качание происходит, когда грузик находится внизу, близ оси крепления маятника; по мере перемещения грузика к свободному концу - движение замедляется. Метрономич. обозначение темпа состоит из нотной длительности, принятой в качестве осн. метрич. доли, знака равенства и цифры, указывающей требуемое число метрич. долей в минуту. Напр.,

Метроном

= 60 или

Метроном

= 80. В первом случае грузик устанавливается ок. деления с цифрой 60 и звукам метронома соответствуют половинные ноты, во втором - около деления 80, звукам метронома соответствуют четвертные ноты. Сигналы М. имеют преим. учебно-тренировочное значение; музыкантами-исполнителями М. используется лишь в ранней стадии работы над произведением.

Аппараты типа М. появились в конце 17 в. Наиболее удачным из них оказался М. системы И. Н. Мельцеля (патент в 1816), употребляемый до сих пор (в прошлом при обозначении М. перед нотами ставились буквы М.М. - метроном Мельцеля).

К. А. Вертков.

"Метрополитен-опера"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метроритм

Метроритм (от греч. metron - мера и rytmos - ритм) - см. Ритм.

Метротектонизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мех

1) В духовых и язычковых инструментах - приспособление для нагнетания воздуха, струя к-рого приводит в колебание источник звука. В баянах, аккордеонах, концертинах и т.п. инструментах складчатый M., являющийся частью самого инструмента, приводится в действие вручную; в фисгармониях и небольших органах - при помощи ног, а в больших фисгармониях (гармониумах) и органах - электродвигателями.

2) В механическом фортепьяно - приспособление, приводящее в действие двигательный механизм и пневматич. оистему.

3) В волынке - мешок для воздуха, изготовляемый из шкуры животного или прорезиненной материи.

Механика фортепьянная

Механика фортепьянная - устройство, обеспечивающее при помощи ударов молоточков по струнам извлечение звуков различной силы и характера, а также своевременное их заглушение. Осн. часть клавишного механизма М. ф. состоит из деревянных шарнирно соединённых рычажков, управляющих молоточками и глушителями (демпферами). В пианино система рычагов, управляющих демпферами, составляет неотъемлемую часть М. ф., в рояле она монтируется самостоятельно и носит назв. контрклавиатуры или контрмеханики.

М. ф. была изобретена ок. 1709 итал. мастером Б. Кристофори. В его механике молоточки размещались под струнами и своими головками, обтянутыми упругим материалом, ударяли по струнам снизу. Движение клавишей передавалось молоточкам при помощи промежуточной детали (шпиллера). Сходные системы М. ф., также основанные на принципе подталкивания молоточка (т.н. Stossmechanik), были изобретены во Франции Ж. Мариусом (1716), в Германия Г. Шрётером (1717-21). Другая система М. ф., построенная на принципе подбрасывания молоточка, прикреплённого непосредственно к клавише (Prellmechanik), разработана венскими мастерами - Г. Зильберманом (1731) и его учеником И. Штейном; усовершенствована фп. мастерами - детьми Штейна и А. Штрейхером. До 1820 эта механика применялась без существенных изменений.

В устройстве демпферов различают 3 осн. системы: венскую консольную, получившую распространение в 18 в. (к консольной балке, расположенной над струнами, на шарнирах или полосках пергамента прикреплялись свободно лежащие на струнах небольшие планки с мягкими подушечками; на концы клавиш опирались стерженьки, поднимавшие демпферы), ирландскую (массивные деревянные головки с наклеенными на их нижней стороне подушечками лежат на струнах, заглушая их), французскую, изобретённую С. Эраром в нач. 19 в. (демпферы размещены под струнами и прижимаются к ним пружинами).

Развитие техники игры на фп. в нач. 19 в. потребовало большей подвижности фп. механики. В 1821 С. Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, к-рая допускает повторные удары по струне без полного возвращения клавиши в исходное положение, а лишь при частичном её поднятии. Это существенно обогатило технич. возможности инструмента. На основе нового принципа устройства М. ф. был создан ряд вариантов репетиционной механики. Наиболее удачными являются системы Ю. Блютнера, Эрара - Герца, Лангера, Стенуэя, Бехштейна, А. Фёрстера. Крупные фирмы имеют свои варианты М. ф.

Литература: Зимин П. Н., Фортепиано в его прошлом и настоящем, М., 1934; его же, История фортепиано и его предшественников, М., 1968; Blьthner J., Gretschel H., Der Pianofortebau, Lpz., 1921.

Г. И. Благодатов.

Механическая звукозапись

Механическая звукозапись - способ звукозаписи, при к-ром звуковые колебания превращаются в механич. колебания резца, действующего на равномерно движущийся звуконоситель и вырезающего на нём канавку, являющуюся механич. фонограммой. М. з. изобретена в 1877 франц. учёным и поэтом Ш. Кро, предложившим наносить спиральную канавку на вращающийся диск или цилиндр. Получающаяся при этом т.н. поперечная запись на диск нашла широкое применение при изготовлении граммофонных пластинок. М. з., осуществляемая путём сообщения резцу колебаний, перпендикулярных поверхности звуконосителя, впервые выполнена в 1877 в фонографе амер. изобретателя Т. Эдисона. Возникающая таким образом т.н. глубинная запись не получила распространения. Первоначально М. з. осуществлялась механо-акустич. способом (записываемый звук воздействовал через рупор на мембрану, жёстко связанную с резцом). В дальнейшем этот способ был полностью вытеснен электро-акустич. способом: записываемые звуковые колебания преобразуются микрофоном в соответствующие электрич. токи, воздействующие после их усиления на электромеханич. преобразователь - рекордер, к-рый превращает переменные электрич. токи посредством магнитного поля в соответствующие механич. колебания резца.

Современный аппарат для М. з. состоит из микрофона, усилительного тракта, рекордера и станка записи. С развитием магнитной звукозаписи вместо непосредственной записи с микрофона используется перезапись звука с магнитной ленты.

Механические музыкальные инструменты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Механическое фортепьяно

Механическое фортепьяно - фортепьяно с вмонтированным или приставным устройством для воспроизведения музыки. К струнным инструментам принцип построения механических музыкальных инструментов был применён в конце 16 - нач. 17 вв. нем. мастером С. Бидерманом (1540-1622), изготовлявшим механич. спинеты. В первых М. ф. клавиши действовали от вращаемого рукояткой валика (деревянного или металлического); вбитые в валик штифты при вращении задевали за особые рукоятки, к-рые приводили в движение (в зависимости от конструкции инструмента) либо оперённые планки, либо молоточки, ударяющие по струнам. Перемещение вращающегося валика вдоль оси позволяло озвучивать более продолжительные пьесы. Иногда на валике фиксировалось несколько произв. Запись музыки была строго метрической. С кон. 18 в. делалась на основе изысканий учёного монаха Энграммеля (трактат "Тонография или искусство йотировать цилиндры", 1775). Первым молоточковым М. ф. был антифонем А. Дебена, изготовленный в 1846 в Париже. В позднейших конструкциях (2-я пол. 19 - нач. 20 вв.) управление клавишами осуществлялось с помощью перфорированных бумажных лент (т.н. механические нотные ролики), приводивших в действие сложную пневматич. систему с ножным или электрифицированным приводом. Впервые пневматич. передача в М. ф. была применена в 1863 франц. фирмой Тибувилль-Лами. В 1881 американец Вотей изобрёл пианолу. В дальнейшем инструменты подобного типа выпускались рядом фирм под разл. названиями - фонола, вельте-миньон и др. В 1901 фирма Л. Хупфельда, изготовлявшая фонолы, ввела раздельное управление динамикой верхнего и нижнего регистров. Инструментом, позволявшим не только озвучивать зафиксированные пьесы, но и записывать на роликовых нотах непосредственно игру исполнителя, был вельте-миньон (1904).

В начале 20 в. большее распространение получило автопиано, соединявшее в одном корпусе пианино и пневматич. приспособление типа пианолы. В репертуар М. ф. входили произв. классич., салонной и танцевальной музыки. С сер. 20-х гг. 20 в. в связи с усовершенствованием граммофонов и появлением радио М. ф. начали выходить из употребления.

Литература: Зимин П., История фортепиано и его предшественников, М., 1968; Вuсhnеr A., Vom Glockenspiel zum Pianola, Prag, 1959.

Г. И. Благодатов.

Мехико

Статья большая, находится на отдельной странице.

Меццо-сопрано

Меццо-сопрано (итал. mezzosoprano, от mezzo - средний) - женский голос, средний между сопрано и контральто. Различают высокое (лирическое) M.-с, близкое к сопрано, и низкое, приближающееся к контральто. Для М.-с. характерны полнота звучания в среднем регистре, наличие нижнего грудного регистра, а также неск. более резкое, чем у сопрано, звучание на верхних нотах. Диапазон М.-с. - а(в) - а2(в2).

Среди оперных партий, написанных для М.-с: Марфа ("Хованщина"), Любаша ("Царская невеста"), Весна ("Снегурочка"), Азучена, Амнерис, Кармен. Выдающиеся рус. и сов. певицы М.-с - А. П. Крутикова, М. А. Славина, Н. А. Обухова, М. П. Максакова, B. А. Давыдова, С. П. Преображенская, И. К. Архипова и др. В хоре М.-с. принадлежат партии первых альтов.

Особая разновидность - колоратурное М.-с. (партия Розины в опере "Севильский цирюльник").

И. Г. Лицвенко.

Мешко Н. К.

Мешко Н. К. (урожд. Воробьёва) Нина Константиновна (р. 18 (31) V 1917, дер. Малахово, ныне Калининской обл.) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. СССР (1980). Чл. КПСС с 1964. В 1945 окончила Моск. консерваторию у H. M. Данилина. С того же года рук. ряда самодеят. нар. хоров, в 1956-60 хормейстер Хора рус. песни Всесоюзного радио и телевидения, с 1960 худ. рук. акад. Северного рус. нар. хора (Архангельск). Автор хор. произв., статей по вопросам муз. иск-ва. Обработала для хора ряд нар. песен. В 1945-1958 преподавала в Моск. гор. муз.-пед. уч-ще, с 1969 профессор Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1968).

Меюль Э.

Этьенн - см. Мегюль Э.

Ми

Ми (mi) - слоговое название III ступени основного (до-мажорного) диатонического звукоряда, распространённое в странах романских и славянских языков. Для обозначения тональностей соответствующей высоты к слогу ми добавляют слова "мажор" или "минор". См. Е.

Мигай С. И.

Сергей Иванович (18(30) V 1888, Могилёв - 8 XII 1959, Москва) - сов. певец (баритон), педагог. Нар. арт. РСФСР (1939). В детстве пел в церк. хоре. В 1911 окончил Одесское муз. уч-ще у Ю. А. Рейдер. Врал уроки пения у М. Баттистини во время его гастролей в России (1911-13), в 1918-20 занимался в Оперной студии под рук. К. С. Станиславского. В 1911- 1924 солист Большого т-ра СССР, в 1924-27 - Ленингр. т-ра оперы и балета. В 1927-41 выступал в Москве и в Ленинграде, а также гастролировал в др. городах Сов. Союза (часто пел в Тбилиси; здесь М. исполнил партию Эскамильо на груз. яз.). В 1941-48 солист, руководитель и консультант вок. группы Всесоюзного радиокомитета. В 1948-59 преподавал в Моск. консерватории (с 1952 профессор). Среди его учеников - Ю. А. Мазурок, А. М. Савченко.

М. - один из ярких представителей рус. вок. школы. Обладал насыщенным голосом тёплого тембра, большого диапазона (более 2 октав), в совершенстве владел вок. техникой. Иск-во М. покоряло своей одухотворённостью, эмоциональностью, красотой звучания. Среди лучших партий: Мизгирь, Князь Игорь, Евгений Онегин, Елецкий, Демон; Грязной ("Царская невеста"), Королевич ("Кащей Бессмертный" Римского-Корсакова), Риголетто, Жермон; Ди Луна ("Трубадур"), Дон Жуан.

В конц. репертуаре М. романсы П. И. Чайковского, C. В. Рахманинова, Ф. Шуберта, Э. Грига. В 1920-е гг. часто пел с Л. В. Собиновым (дуэты А. С. Даргомыжского и М. И. Глинки). Автор искусствоведч. и методич. работ.

Сочинения: (Методический доклад на конференции по вокальному образованию), в кн.: Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию, М.-Л., 1941, с. 178-82; Л. В. Собинов, "СМ", 1952, No 6; Концерты для народа, там же, 1957, No 11.

Литература: Памяти ушедших. С. М. Мигай, "СМ", 1960, No 2, с. 207; Гусев П., С. И. Мигай, Л., 1975.

В. И. Зарубин.

Миглау М. А.

Маргарита Александровна (р. 16 III 1926, дер. Лезье Тосненского р-на Ленингр. обл.) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. РСФСР (1973). В 1956 окончила Муз.-педагогич. ин-т им. Гнесиных по классу пения у Н. Д. Шпиллер и была принята в труппу Большого т-ра СССР. Среди лучших партий: Татьяна, Волхова; Бианка ("Укрощение строптивой"), Графиня ("Свадьба Фигаро"), Чио-Чио-сан, Маргарита; Елена ("Сон в летнюю ночь" Бриттена), Леонора ("Трубадур"), Саша ("Мать" Хренникова). Выступает как камерная певица и в симф. концертах ("Колокола" Рахманинова, Девятая симфония Бетховена, Реквиемы Верди и Моцарта и др.). Гастролирует за рубежом (Венгрия, КНДР, Италия, ГДР И др.).

В. И. Зарубин.

Миго Ж. Э.

Миго Ж. Э. (Migot) Жорж Эльбер (27 II 1891, Париж - 5 I 1976, Леваллуа, близ Парижа) - франц. композитор, музыковед и художник. Учился в Парижской консерватории у Ш. Видора (композиция), В. д'Энди (инструментовка). Был хранителем Музея муз. инструментов консерватории (1949-61). М. принадлежат произв. разл. жанров, в т.ч. оперы "Соловей любви" ("Le rossignol en amour", 1926), "Красавица и зверь" ("La belle et la bкte", опера-балет, 1938), "Суламифь" (1969); балеты "Праздник пастушки" ("La fкte de la bergиre", 1925, Париж), "Зодиак" ("лирич. хореография" для солистов, хора и оркестра, 1960), оратории, симфонии (в т.ч. 13-я - "Пространство и время" ("Du temps et de l'espace"), 1967), ряд концертов с оркестром, ка-мерно-инстр. ансамбли, произв. для фп., для скрипки, для виолончели, для органа, для тромбона и др.

Сочинения: Essais pour une esthйtique gйnйrale, P., 1921; Essais commentйs et complиtes en vue d'une esthйtique gйnйrale, P., 1937; Les йcrits de G. Migot, v. 1-3, P., 1932; Kalйidoscope et miroirs..., Toulouse, 1970.

Литература: Vallas L., G. Migot, P., (1924); Rinсhard M., Connaissance de G. Migot, P., (1959); Catalogue des oeuvres musicales de G. Migot, йd. M. Honegger, Strasbourg, 1977.

Мизандари А. И.

Алоизий Иосифович (1(13) IX 1838, Гори - 1(14) VI 1912, Тбилиси) - груз. пианист, композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Занимался у Л. Ф. Янишевского в Тбилиси. В 1855-63 учился на ф-те восточных языков Петерб. ун-та; выступал с университетским симф. оркестром. Близкое знакомство с М. А. Балакиревым и А. Г. Рубинштейном повлияло на последующую деятельность М. В 1863 в Петербурге был издан его романс ("Расстались мы") - первое опубликованное в России произв. груз. музыки. В 1865-67 М. жил в Париже, затем в Вене, где концертировал, встречался с Дж. Россини, Ф. Листом, А. Ф. Мармонтелем, И. Брамсом. По возвращении в Тбилиси занимался гл. обр. педагогич. работой. В 1874 вместе с X. И. Саванели и К. М. Алихановым создал в Тбилиси первую муз. школу, преобразованную в 1886 в Муз. уч-ще РМО. Выдающийся педагог, М. воспитал известных музыкантов (в т.ч. А. И. Тулашвили). Его фп. произведения ("Два маленьких вальса", "Восточная мелодия и лезгинка", "Мазурка-фантазия", мазурка "Воспоминание об Абастумане") отличаются мелодичностью, живыми танц. ритмами, красочностью, пианистичностью.

Литература: на рус. яз. - Корганов В., А. И. Мизандари, в его сб.: Кавказская музыка, Тифлис, 1908; на груз. яз. - Тулашвили A., Основоположник грузинской пианистической школы Д. Мизандари, "Сабчота хеловнеба", 1954, No 5; Вачнадзе М., Основоположник грузинского фортепианного искусства, там же, 1969, No 7; Гиоргадзе Н., Алоиз Мизандари, Тб., 1969.

М. А. Вачнадзе.

Мийо Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Микеладзе Е. С.

Евгений Семёнович (27 VI 1903, Тбилиси - 1937), сов. дирижёр. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1936). Окончил Ленингр. консерваторию (учился у Н. А. Малько и А. В. Гаука). В 1931-37 дирижёр (с 1933 гл. дирижёр) Тбилисского т-ра оперы и балета. Под его рук. исполнялись оперы "Фауст", "Кармен", "Отелло", "Князь Игорь", "Пиковая дама", "Абессалом и Этери", "Даиси", "Алмаст"; "Бахтриони" Киладзе; балеты "Щелкунчик", "Сердце гор" Баланчивадзе и др. С 1931 М. руководил студенческим оркестром Тбилисской консерватории, к-рый по его инициативе был преобразован в 1933 в Гос. симфонич. оркестр (ныне - Засл. коллектив республики).

Исполнительский стиль М. отличался свежестью трактовки произв., красивым и выразит. жестом. Сочетал большую силу воздействия на оркестр и яркий темперамент. В его репертуаре были симф. произв. П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Р. Вагнера, Р. Штрауса, Ф. Шуберта, Р. Шумана, К. Дебюсси, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. А. Спендиарова, Г. В. Киладзе, И. И. Туския, Ш. Тактакишвили и др. Преподавал в Тбилисской консерватории. Среди учеников - Д. Мирцхулава, А. Насидзе, М. Борчхадзе, Р. Шиканян, Ш. И. Азмайпарашвили, М. А. Бухбиндер.

Литература: Цулукидзе A., E. Микеладзе, Тб., 1968 (на груз. яз.); Тактакишвили Г., Евгений Микеладзе, М., 1973; Андроников И., Несколько слов о Евгении Микеладзе, в его сб.: К музыке, М., 1975.

Н. Г. Чиаурели.

Микиша М. В.

Михаил Венедиктович (25 V (6 VI) 1885, Миргород, ныне Полтавской обл. -20 XI 1971, Киев) - сов. певец (драм. тенор), педагог. Нар. арт. УССР(1971). Пению обучался в Киевской муз.-драм. школе им. Н. В. Лысенко (1905-09); ученик А. Ф. Мышуги. С 1914 солист Киевской гор. оперы, с 1922 - Большого т-ра СССР, с 1931 - Харьковского, с 1942 - Киевского т-ров оперы и балета. В 1944 оставил сцену. Голос М. красивый, сильный, широкого диапазона, звучал легко и свободно (до 1919 пел также лирич. партии). Яркому темпераменту певца особенно были близки остродраматич. партии; среди наиболее значительных: Гришка Кутерьма ("Сказание о невидимом граде Китеже"), Самозванец, Герман, Канио, Радамес, Хозе; Ирод ("Саломея"), Рауль ("Гугеноты") и др. С 1937 преподавал в Харьковской, с 1944 - в Киевской консерваториях (с 1946 профессор). Автор работ "Практические основы вокального искусства", "Вокальная терминология", "Советы певцам по вокальной гигиене" (все в рукописи).

Литература: Шелюбський М., М. В. Микиша, Kипв, 1947; Обухова H. A., Воспоминания, статьи, материалы, М., 1970, с. 113-14.

Миклашевская И. С.

Миклашевская И. С. (урожд. Михельсон) Ирина Сергеевна (6(18) I 1883, Москва - 27 V 1953, там же) - сов. пианистка и педагог. Засл. арт. РСФСР (1935). С 6 лет обучалась игре на фп. у А. Свечниковой (ученицы П. А. Пабста), пению - у своей матери (певицы). С 1898 выступала как пианистка. Нек-рое время занималась в Варшавском муз. ин-те у Л. Ружицкого. Затем работала в Тбилиси, участвовала в концертах, здесь же дебютировала как певица на сцене Народной оперы. В 1909 окончила Петерб. консерваторию по классу фп. у А. М. Миклашевского. В 1911 совершенствовалась в Берлине у Л. Д. Крейцера. С 1912 концертировала в Петербурге и др. городах. Её игру отличали мужественность, сила, виртуозный размах. В 1913-50 преподавала в Петерб. (позже Ленингр.) консерватории (c 1917 Профессор).

И. М. Ямпольский.

Миклашевский И. М.

Иосиф Михайлович (4(16) IV1882 Петербург - 21 IX 1959, Харьков) - сов. музыковед, педагог. Кандидат искусствоведения (1944). В 1905 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та, в 1911 - Киевское муз. уч-ще по классам фп. у В. В. Пухальского и теории музыки у Е. Рыба. В 1913 сдал экзамены в Петерб. консерватории на звание "свободного художника" и стал директором Петрогр. муз. ин-та (до 1918). В 1919-47 педагог и лектор в разл. муз. учреждениях Харькова. Выступал как пианист. С 1940 зав. кабинетом истории музыки и педагог Харьковской консерватории (с 1951 доцент). Автор романсов на сл. А. С. Пушкина.

Сочинения: Украинская музыка и Лысенко, "В мире искусства", 1908, No 4; Музыкальное творчество Н. А. Римского-Корсакова там же, No 8-10; Очерк деятельности Киевского отделения императорского Русского музыкального общества (1863-1913) По случаю исполнившегося 50-летия, К., 1913; Импрессионизм в музыке, "ЕИТ", 1914, No 1; Характерные черты творческого облика П. И. Чайковского как симфониста и оперного композитора, Харьков, 1958 (рукопись); Музична i театральна культура Харкова кiнця XVIII - першоп половини XIX ст., Кипв, 1967.

Миколай из Радома

Rадомский Миколай (Mikolaj z Radomia) - польский композитор 1-й пол. 15 в. С 1442 придв. музыкант, исполнитель на чембало (имел титул "clavicembalista reginae Poloniae"). В 1426 написал панегирич. мотет ("Hystoriographi aciem mentis"), поcв. историч. событиям при дворе короля Владислава Ягайло и королевича Казимира. М. из Р. писал церк. музыку (магнификаты, мотеты, "Et in terra", "Patrem") и светские вок.-инстр. сочинения - гимны (в честь Кракова и гимн студентов Краковского ун-та- шуточный, на лат. яз.). Его произв., свидетельствующие о совершенном владении техникой контрапункта (использовал приёмы имитации и фобурдон), по стилю близки музыке Г. Дюфаи, Й. Чикониа и др. композиторов бургундской школы (см. Нидерландская музыка). Мастерство М. из Р. проявилось гл. обр. в его 3-голосных вок.-инстр. соч., к-рые стоят в одном ряду с произв. лучших представителей европ. музыки 15 в. Сохранилось 9 его соч. в 2 рукоп. 15 в. (из б-ки Красинских и Нац. б-ки); нек-рые опубликованы в сб. "Музыка в старом Кракове" ("Muzyka w dawnym Krakowie", 1964) и в изд. "Музыкальные древности в Польше" ("Antiquitates musicae in Polonia", т. 13-24).

Литература: Ketrzynski S., Oрienski H., Hymn na сzеsc Krakowa z XVw. Mikolaja z Radomia, "Кwartalnik Muzyczny", 1911, zesz. 1-2; Szczepanska M., Outworach Mikolaja Radomskiego (z Radomia), "Pol. Rocznik Muzykologiczny", 1936, t. 2; её же, Studia о utworach Mikolaja Radomskiego, "Kwartalnik Muzyczny", 1949, No 29, 1950, No 29 - 30.

З. Лисса.

Микроинтервалика

Микроинтервалика -см. Микрохроматика.

Микрохроматика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Миксолидийский лад

Миксолидийский лад - см. Натуральные лады, Средневековые лады.

Микст

Микст (от лат. mixtus - смешанный) - искусственный регистр голоса, образуемый через смешение натуральных регистров - грудного и головного, благодаря чему исчезает резкая разница в характере их звучания. У необученного певца тембр голоса на протяжении звуковой шкалы меняется. Для достижения тембровой ровности у певцов развивают смешанный регистр - М. У нек-рых женских и высоких мужских голосов встречается природное микстовое звучание. В М. мужских голосов преобладает грудной, в женских - головной регистры. Верхнюю микстовую часть диапазона женских голосов (сопрано от f2, меццо-сопрано от d2) иногда неправильно наз. головным регистром. Во франц. вокальной школе словом М. обозначают верхние "прикрытые" звуки мужских голосов. См. также статью Голос.

И. Г. Лицвенко.

Микстуры

Микстуры (от лат. mixtura - соединение, смешение) - смешанные регистры органа, служащие для искусственного обогащения бедного обертонами осн. тона. При включении к.-л. М. каждой клавише отвечают 2-7 и более звуков обертонового ряда (октава, квинта, иногда терция и септима). Применяются в сочетании с основными тонами. Богато представлены в немецких органах.

Л. И. Ройзман.

Микули К.

Кароль (20 IX 1821, Черновцы - 21 V 1897, Львов) - польский и рум. композитор, дирижёр, педагог, муз. фольклорист, муз.-обществ. деятель. По национальности армянин. Учился в Париже фп. игре у Ф. Шопена (1844-47), композиции - у Г. Ребера. В 1848-58 много концертировал как пианист во Франции, Австрии, Румынии, России (в 1859 в Киеве). В течение почти 3 десятилетий был организатором муз. жизни Львова. С 1858 директор и профессор консерватории Галицийского муз. об-ва (преподавал композицию, гармонию, контрапункт и фп. игру; среди учеников М. - укр. комп. Д. Сичинский). Одноврем. был дирижёром оркестра и хоров этого об-ва. В 1887 основал собств. муз. школу, к-рой руководил до конца жизни. М. известен как редактор соч. Шопена. В качестве бывшего ученика и ассистента Шопена в 1879 подготовил собрание сочинений Шопена (издатель Ф. Кистнер), к-рое долгое время оставалось образцовым, т.к. содержало большое количество вариантов, принадлежащих самому Шопену. М. - автор многочисл. танцев и пьес для фп., серенады для фп. и кларнета, скерцино для 3 скрипок, песен на стихи польских, франц., рум. и нем. поэтов (издано при жизни более 30 соч.). Творчество М. близко ранним романтикам. Занимался собиранием и обр. муз. фольклора разл. нац. культур - польского, румынского, гуцульского, молдавского. Ему принадлежит обр. для голоса и фп. "48 румынских нар. напевов" (сб. "Quarante huit airs nationaux roumains 1848-54", v. 1-4, Leopol, 1850-54; составлен на основе записей, сделанных в Молдавии и Буковине).

Литература: Финкель М., Выдающийся армянский музыкант, "Литературная Армения", 1965, No 7; Rudzinski W., Stanislaw Moniuszko, tl, cz. 2, Kr., 1961; Соsmа V., Muzicieni romвni compozitori si musicologi lexicon, Bucuresti, 1970.

А. Б. Шнитке.

Мила М.

Мила М. (Mila) Массимо (р. 14 VIII 1910, Турин) - итал. музыковед, муз. критик и писатель. Чл. Академии "Санта-Чечилия" (1956). В 1953-73 профессор консерватории, с 1960 также ун-та в Турине (ведёт курс истории музыки). Науч. интересы М. связаны гл. обр. с творчеством В. А. Моцарта, Дж. Верди и композиторов 20 в.

Сочинения: Il melodramma di Verdi, Bari, 1933; Cent' anni di musica moderna, Mil., 1944; Saggi mozartiani, Mil., (1945О; W. A. Mozart, Torino, 1945; Breve storia delia musica, (Mil., 1946), 1963; L'esperienza musicale e l'estetica, (Torino), 1950, 1965; Carriera d'un libertino... (di I. Strawinsky), (Mil., 1952); G. Verdi, Bari, 1958; Manuel de Palla. A cura di M. Mila, (Mil., 1962).

Милан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Милан Л.

Милан Л. (Milan) Луис де (ок. 1500, Валенсия - после 1560) - испан. композитор, виуэлист, писатель, поэт. Работал гл. обр. в Валенсии. Был придв. музыкантом Фердинанда Арагонского в Калабрии, посетил с ним Италию и Португалию. Крупнейший представитель испан. школы виуэлистов, виртуоз, автор пьес для виуэлы, опубликованных в сб-ке "Маэстро" ("Libro de mъsica de vihuela de mano. Intitulado El Maestro", Valencia, 1535), - пьесы для виуэлы соло и для пения в сопровождении виуэлы, записанные линейно-цифровой табулатурой (первое печатное нотное изд. в Испании). Сборник состоит из 2 частей: 1-я содержит инстр. соч. - 40 фантазий (2-3-4-гол.), 4 тьенто (введённый М. жанр), 6 паван; 2-я часть включает вок. жанры - 4 кастильских романса, 12 вильянсико (6 на испан., 6 на португ. яз.) и 6 итал. сонетов для голоса и виуэлы. Сборнику предпослана теоретич. часть - руководство (отсюда назв. "Маэстро") по игре на виуэле, в нём рассматриваются основные принципы настройки виуэлы, чтения табулатуры, теория ладов и метра, а также нек-рые вопросы исполнит. практики. Гл. значение творчества М. - в разработке инстр. стиля и имитационного полифонич. письма, а также виртуозного иск-ва вариационного развития, сохраняющего рельефность и выразительность осн. мелодии и выявляющего её интонационные и ритмич. возможности. Изданные при жизни М. произв. перепечатаны в виде факсимиле Л. Шраде: Milan L., Musikalische Werke. (Publikationen дlterer Musik..., Lpz., 1927).

Литература: Кузнецов К. A., Музыкально-исторические портреты, серия 1, M., 1937, с. 45-52; Trend J. В., Luis Milan and the vihuelistas, L., 1925; Apel W., Early Spanish music for lute and keyboard instruments, "MQ", 1934, No 3; La mъsica en la corte de Carlos V, Barcelona, 1944; Sсhrade L., Luis Milбn the vihuelista, "The Guitar Review", 1949; Robert J., Some notes on the music of the vihuelistas, "The lute society Journal", 1965.

Т. Н. Дубровская.

Миланова З.

Миланова З. (Milanov; урожд. Кунц, Кипс) Зинка (р. 17 V 1906, Загреб) - югосл. певица (сопрано). С 6 лет начала выступать в концертах. В 1921-26 училась пению в загребской Муз. академии у М. Тернины и М. Костренчич. Дебютировала в 1927 в Любляне в партии Леоноры ("Трубадур"); в 1928-36 солистка Загребской оперы; в 1936-37 гастролировала в Вене, Праге, Дрездене, Гамбурге, пела на Зальцбургском фестивале (под рук. А. Тосканини). В 1937 дебютировала в "Метрополитен-опера", где работала в течение мн. лет. После 2-й мировой войны 1939-45 возвратилась на родину. Выступала в оперных т-рах "Ковент-Гарден" (1956-57, Лондон), "Ла Скала" (1950, Милан), "Колон" (Буанос-Айрес) и др. М. - одна из лучших исполнительниц партий в операх Дж. Верди ("Аида", "Риголетто", "Трубадур", "Травиата", "Отелло", "Бал-маскарад", "Симон Бокканегра", "Эрнани"). Пела в операх Дж. Пуччини ("Манон Леско", "Мадам Баттерфляй", "Турандот", "Девушка с Запада"). Исполнение М. отличают превосходная вокализация, многообразие тембровых красок. Мастерство артистки наиболее полно проявилось в исполнении заглавной партии в опере Беллини "Норма". Среди других партий: Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Мадлен ("Андре Шенье" Джордано), Лиза и другие.

Литература: Rosenthal H., Sopranos of today, L., (1956).

Миланова С. Т.

Стойка Трендафилова (р. 5 VIII 1945, Пловдив) - болг. скрипачка. Нар. арт. НРБ (1979). Училась у отца, скрипичного педагога Т. Миланова. Окончила Моск. консерваторию у Д. Ф. Ойстраха (1969). Участвовала в ряде междунар. муз. фестивалей, лауреат междунар. конкурсов в Хельсинки (1962), Брюсселе (1967), Лондоне (1970). Много гастролирует, выступает с симф. оркестрами под упр. крупнейших дирижёров разных стран. Обладает виртуозной техникой; исполнение М. характеризуется полнотой, насыщенностью звука. В репертуаре М. - соч. разл. композиторов от И. С. Баха до С. С. Прокофьева.

Милашкина Т. А.

Тамара Андреевна (р. 13 IX 1934, Астрахань) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. СССР (1973). В 1959 окончила Моск. консерваторию по классу пения Е. К. Катульской. С 1958 солистка Большого т-ра СССР. В 1961-62 стажировалась в миланском т-ре "Ла Скала", где с успехом исполнила партию Лиды в опере "Битва при Леньяно" Верди. Певица большой вок. культуры, обладает красивым, ровным голосом, необычайно тёплого тембра, сценич. обаянием; её исполнение отличается искренностью, эмоциональной проникновенностью. Партии: Лиза, Татьяна; Мария ("Мазепа"), Иоланта, Феврония, Ярославна, Аида, Маргарита; Елизавета Валуа ("Дон Карлос"), Тоска; Леонора ("Трубадур"), Наташа Ростова; Катарина ("Укрощение строптивой"), Любка ("Семён Котко") и др. Гастролирует за рубежом (Чехословакия, Италия, США, Австрия, Дания, Норвегия, Канада, Польша, ГДР, Франция, Япония, Греция и др.). Творчеству певицы поcв. фильм "Волшебница из града Китежа" ("Мосфильм", 1966).

Литература: Князева Н., Самая молодая, "ТЖ", 1960, No 10; Покровский Б., Тамара Милашкина, "Театр", 1961, No 1; Кузнецова И., Ее ученица (материалы о Е. Катульской), "СМ", 1963, No 6; Игнатьева М., Влюблённая в музыку, "ТЖ", 1968, No 5; Архипова И., Влюбленная в жизнь, "Сов. культура", 1973, 5 окт.

В. И. Зарубин.

Миллёкер К.

Миллёкер К. (Millecker) Карл (29 IV 1842, Вена - 31 XII 1899, Баден, близ Вены) - австр. композитор, дирижёр, виртуоз на флейте. Муз. образование получил в Венской консерватории у Ф. Цирера и И. Лаймеггера. С 1858 работал флейтистом в венском "Йозефштадттеатре", в 1864 по рекомендации Ф. Зуппе занял пост дирижёра т-ра в Граце.

Миллёкер К.

В 1866-69 дирижёр венского т-ра "Гармония", в 1869-83 - "Театра ан дер Вин". Руководил также исп. своих произв. в т-рах Мюнхена, Берлина, Гамбурга. Как композитор дебютировал опереттами "Мертвый гость" и "Две вязальщицы" (обе пост. 1865, Грац). Наряду с Ф. Зуппе и И. Штраусом М. - один из основоположников венской классич. оперетты. Произв. М. носят, как правило, развлекательный, лирический, порой сентиментальный характер. В то же время его музыка отличается ярким нац. колоритом и театральностью, изобретательной инструментовкой, что принесло ей успех у широкой аудитории. Композитор часто использовал интонации и характерные формы венского гор. фольклора. Наибольшую популярность при жизни автора приобрели оперетты "Заколдованный замок" ("Das verwunschene SchloЯ", 1878), "Графиня Дюбарри" ("Grдfin Dubarry", 1879), "Апаюн-водонос" ("Apajune der Wasserman", 1880), "Бельвильская дева" ("Die Jungfrau von Belleville", 1881), а особенно "Нищий студент" ("Der Bettelstudent", 1882) и "Гаспарон" ("Gasparone", 1884), с успехом шедшие также на рус. сцене. Мн. оперетты М. сохраняются в репертуаре совр. т-ров.

Сочинения: более 20 оперетт, в т.ч. Приключение в Вене (Abenteuer in Wien, 1873), Остров женщин (Fraueninsel, 1878), Полковой проповедник (Der Feldprediger, 1884), Вице-адмирал (Der Viceadmiral, 1886), Семь швабов (Die sieben Schwaben, 1887), Бедный Йонафан (Der arme Jonathan, 1890), Воскресное дитя (Das Sonntagskind, 1892), Пробный поцелуй (Der Probekuss, 1895), Северное сияние (Das Nordlicht, 1896); музыка к драм. спектаклям; сб-ки лёгких фп. пьес ("Musikalische Presse", выходившие ежемесячно в 1873-76).

Литература: К. Миллёкер. (Некролог), "РМГ", 1900, No 2; Янковский М., Оперетта, Л.-М., 1937, с. 142-46; Rrеiss С., K. Millцcker, W., 1905; Damies К., Ьber die Bearbeitung klassischer Operetten, "Musik und Gesellschaft", 1959, No11.

M. M. Яковлев.

Миллер Г.

Миллер Г. (Miller) Гленн (1 III 1904, Кларинда, штат Айова - 16 XII 1944, погиб в авиац. катастрофе над Ла-Маншем) - амер. тромбонист, аранжировщик, рук. джаз-оркестра. Играл на тромбоне с 13-летнего возраста. В 1924-26 учился на муз. отделении ун-та Колорадо. С 1923 тромбонист разл. джазовых составов; с 1926 работал в танц. оркестре под упр. Б. Поллака, где приобрёл опыт аранжировщика; в 1928 сделана 1-я запись его исп. на грампластинку. В 1932-35 занимался композицией и аранжировкой под рук. Дж. Шиллингера (учителя Дж. Гершвина). На формирование муз. стиля оказали влияние Б. Гудмен (играл в том же оркестре), позднее Дж. Ландсфорд, а также тромбонист И. Моул ("Мифф"). В 1935 совм. с англ. аранжировщиком Р. Ноублом организовал оркестр, прославившийся т.н. миллеровским звучанием (введение кларнета и тенор-саксофона в октаву, между партиями к-рых располагаются партии др. инструментов группы язычковых духовых). В 1938 создал собств. оркестр, "позывными" к-рого стала мелодия М. "Лунная серенада" (с её темы начинались выступления оркестра М.); оркестр под его упр. снимался в фильмах "Серенада солнечной долины" (1941; принёс М. междунар. известность) и "Жёны оркестрантов" (1942). В 1942 организовал Оркестр Военно-Воздушных сил, с к-рым выступал на фронте и по радио. Мн. чл. оркестра М. после его гибели создали свои оркестры, назвав их именем М., в т.ч. оркестр под упр. Р. Мак-Кинли (1955). В 1954 вышел фильм "История Глена Миллера" с музыкой Г. Мансини.

Б. Н. Зайцев.

Предыдущая страница Следующая страница