Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 7, "МЕЕ"-"МЕЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 7, "МЕЕ"-"МЕЛ")

Меерович М. А.

Михаил Александрович (р. 26 II 1920, Киев) - сов. композитор. Окончил Моск. консерваторию по классам композиции (1942, ученик Г. И. Литинского и А. Н. Александрова) и фп. (1944, ученик A. Г. Руббаха и Я. И. Зака). Преподавал в консерватории (до 1952).

Меерович М. А.

Сочинения: балеты (одноактные, по мотивам стихотворений B. В. Маяковского) - Скрипка и немножко нервно, Прозаседавшиеся, Необычайное приключение (1963-68); оперетта - Семь Робинзонов (1967, Моск. т-р оперетты); для симф. орк. - Цыганская рапсодия, Концертино на якутские темы (1966), Симфония (1972); концерт для фп. с орк. (1967); камерно-инстр. ансамбли - трио для флейты, скрипки и альта (1963; перелож. для камерного орк., 1966); для фп. - каприччио (1946); музыка для драм. т-ра, радио, кино.

Межвиньский В.

Владислав - см. Мержвинский В.

Международное общество музыковедения

Международное общество музыковедения (Societe internationale de musicologie - SIM) - объединение музыковедов. Осн. в 1927 в Базеле (Швейцария). С 1949 входит в систему Междунар. муз. совета (ММС) ЮНЕСКО. Задачами об-ва являются стимулирование исследоват. работы в разл. отраслях муз. науки, поддержка крупных музыковедч. мероприятий междунар. значения, установление контактов между муз. учёными разных стран. В 1930-36 состоялось три конгресса М. о. м. В годы 2-й мировой войны 1939-1945 конгрессы не проводились; с 1949 возобновились и регулярно проводятся через каждые три, а после 1967 через пять лет, став весьма представительными по составу и разнообразными по тематике. Если в первые периоды деятельности М. о. м. осн. внимание уделялось явлениям историч. прошлого, то в последнее время на конгрессах проявляется заметно возросший интерес к совр. проблематике. Всего до 1972 состоялось 11 конгрессов об-ва. М. о. м. издаёт журн. "Acta musicologica", выходящий поквартально, а также совм. с Интернациональным об-вом муз. библиотек выпускает библиографич. издания - "РИСМ" (RISM - Rйpertoire International des Sources Musicales - Междунар. каталог муз. источников), в к-ром содержатся сведения о муз. рукописях и печатных изданиях до 1800 с указанием мест их хранения, и "РИЛМ" (RILM - Rйpertoire International de la Littйrature Musicale - Международный каталог музыкальной лит-ры), периодически публикующие обзоры текущей лит-ры о музыке. Во главе М. о. м. стоит Директория, избираемая на конгрессах по принципу представительства от стран, имеющих не менее 30 членов общества. На 1972 в М. о. м. представлены музыковеды 41 страны. Советские музыковеды участвуют в деятельности М. о. м. с 1961.

Международное общество современной музыки

Международное общество современной музыки (Societe internationale pour la musique contemporaine - SIMC) - объединение композиторов, музыковедов и исполнителей разных стран. Осн. в 1922 в Зальцбурге с целью пропаганды и популяризации новой музыки (первый президент - Э. Дент, 1922-28, 1945-47). М. о. с. м. устраивает ежегодные междунар. муз. фестивали в городах разл. стран: Зальцбурге (1923), Праге, Венеции, Цюрихе, Франкфурте-на-Майне, Барселоне, Париже, Нью-Йорке и др. Эти фестивали, программы к-рых обычно состоят из новых произв., способствовали в 1920-х гг. выдвижению мн. значит. творч. явлений совр. музыки. После 2-й мировой войны 1939-45 в них всё большее место начинают занимать произв. композиторов, представляющих крайние течения авангардизма. (Полные программы фестивалей 1923-69 - в кн.: Slonimsky N., Music since 1900, 1937, 1971.) С М. о. с. м. связаны междунар. фестивали совр. камерной музыки в Донауэшинге, а также венское изд-во "Universal Edition", публикующее соч. совр. композиторов. М. о. с. м. имеет нац. отделения во мн. странах.

И. М. Ямпольский.

Международный музыкальный совет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мезенец А.

Мезенец А. (в миру - Стремоухов) Александр (гг. рожд. и смерти неизв., указываемая обычно дата смерти 30 I 1676 ошибочна, т.к. существует собственноручная запись М., относящаяся к июню 1677) - рус. муз. теоретик сер. 17 в., знаток церк. пения (дидаскал). Род. в Новгороде-Северском. С 1657 справщик моск. Печатного двора, с 1668 старец (чл. совета старейшин) звенигородского Саввино- Сторожевского монастыря. Возглавлял комиссию 6 дидаскалов по исправлению певч. книг на истинноречие.

Сторонник и защитник крюков; выступал против замены знаменной нотации пятилинейной. Автор (при участии др. дидаскалов) теоретич. труда "Извещение о согласнейших пометах во кратце изложенных (со изящным намерением) требующим учитися пения" (издан С. В. Смоленским под назв. "Азбука знаменного пения. Извещение о согласнейших пометах старца Александра Мезенца", Казань, 1888), являющегося, наиболее полным изложением теории знаменного пения. При переводе текста ирмология на истинноречный, с сохранением крюковой нотации, возникли технич. трудности печатания знамён в 2 цвета. М. вместо киноварных помет создал систему тушевых (чёрных) признаков (дополнит. обозначений при знамёнах). В "Извещении..." М. излагает эту систему как адекватную ("согласнейшую") системе киноварных помет.

Литература: Смоленский С., О древнерусских певческих нотациях, СПБ, 1901; Бражников М., "Азбука" Александра Мезенца, "СМ", 1968, No 6; Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков (сб.), сост. и вступ. ст. А. И. Рогова, М., 1973; Серёгина Н., Эстетика Древней Руси, "СМ", 1975, No 7; Gardner J., Einiges ьber den Singmeister Aleksandr Mezenec (1676), "Die Welt der Slaven", 1967, H. 2.

H. Д. Успенский.

Мейер К.

Мейер К. (Meyer) Кшиштоф (р. 11 VIII 1943, Краков) - польский композитор. Учился в Высшей муз. школе в Кракове (1962-66); там же преподавал (с 1966; в 1972-75 проректор). Совершенствовался в композиции у Н. Буланже в Париже (1964, 1966 и 1968). Выступал как пианист в ансамбле авангардистов группы "MW-2" в Польше и за рубежом. Додекафонные произведения М. исполняются на мн. фестивалях современной музыки в Польше и в др. странах Зап. Европы. 1-я пр. на Междунар. конкурсе молодых композиторов в Париже (1966), лауреат ряда конкурсов композиторов в Польше. Для его музыки характерны подчёркнутая экспрессия, острая динамика. Автор ряда статей в польск. и заруб. муз. журналах (в т.ч. в "Советской музыке") и монографии о Д. Д. Шостаковиче (1973).

Сочинения: опера Киберниада (Cyberniada, 1970, Монако; "Гран при"); 6 симфоний (1964-79; 6-я для струнных); концерты с орк. - для скр. (1965), влч. (1972), трубы (1975), фп. (1979); камерные концерты для разл. духовых со струнными и ударными; 5 струн. квартетов (1963-77); 3 произв. для ударных (1976); для голоса и камерного орк. - Польские напевы (Spiewy polskie, 1974), Лирич. триптих (1976); для фп. - 5 сонат (1962-75); соната для клавесина (1973); 9 маленьких стихотворений (Fraszki) для голоса с фп. (1979) и др. песни.

Литература: Энтелис Л., Встречи с современной польской музыкой, Л., 1978, с. 135-41; Aus dem Werkstдtten polnischer Komponisten - К. Meyer, "Polnische Musik", 1971, No 1; Maciejewski В., 12 Polish composers, L., 1976, р. 202-06.

Мейербер Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мейерхольд В. Э.

Всеволод Эмильевич (28 I (9 II) 1874, Пенза - 2 II 1940, Москва) - сов. режиссер и актер. Нар. арт. Республики (1923). Чл. КПСС с 1918. В 1896-98 учился в драм. классе (рук. В. И. Немирович-Данченко) муз. драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва. В 1898-1902 актер Моск. Художеств. т-ра. С 1902 работал как режиссер в "Товариществе новой драмы", в Студии на Поварской (Москва), в Т-ре В Ф. Комиссаржевской (Петербург), в Александринском т-ре и др. В 1920-38 возглавлял драм. т-р в Москве (в 1920-21 - Т-р РСФСР 1-й, с 1923 - Т-р им. Мейерхольда). М. придавал большое значение муз. стороне драм. спектакля (привлекал к сотрудничеству таких композиторов, как А. К. Глазунов, В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович и др.). В постановках М. щедро и многообразно представленная звуковая партитура (от ритмически и мелодически точно проработанного звучания речи до прямого введения музыки) находилась в строгом соответствии, а в нек-рых случаях в намеренно контрастном сопоставлении с зрительно-пластич. стороной. Выступал как режиссер в муз. т-ре. Пост. оперы "Тристан и Изольда" Вагнера (1909), "Орфей и Эвридика" Глюка (1911), "Электра" Р. Штрауса (1913), "Каменный гость" Даргомыжского (1917) в Мариинском т-ре. В 1935 осуществил на сцене Малого оперного т-ра пост. "Пиковой дамы", стремясь приблизить спектакль к лит. первоисточнику, он перенес действие оперы в нач. 19 в., поставив ее по новому либретто В. И. Стенича, существенно отличавшемуся от прежнего. Поэтому при ярких режиссёрских удачах в построении действия возникали противоречия между новым либретто и музыкой, спектакль вызывал полемические отклики (И. И. Соллертинский, В. М. Богданов-Березовский и др). В 1938 был приглашен в качестве режиссера в возглавлявшуюся К. С. Станиславским оперную студию (начал работу над пост. оперы "Семён Котко" Прокофьева).

Сочинения: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч 1-2, M., 1968.

Литература: Соллертинский И. И., Музыкальный театр на пороге Октября и проблема оперно-балетного наследия, в кн.: История советского театра, т. I, Л., 1933; "Пиковая дама", сб. статей и материалов, Л., 1935; Гозенпуд А., Русский советский оперный театр (1917-1941), Л., 1963, с 233-38, Кристи Г., Станиславский и Мейерхольд, "Октябрь", 1963, No 3, Ростоцкий Б., О режиссёрском творчестве В. Э. Мейерхольда, M., 1960; Встречи с Мейерхольдом. Сб. воспоминаний, M., 1967; Рудницкий К., Режиссёр Мейерхольд, (M., 1969); Бубенникова Л., Мейерхольд и Шостакович (из истории создания оперы "Нос"), "СМ", 1973, No 3.

Б. И. Ростоцкий.

Мейсон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мейстерзингер

Мейстерзингер (нем. Meistersinger, букв. - мастер-певец, от Meister - мастер и Singer - певец) - нем. поэт-певец из цеховых ремесленников 14-16 вв. Назван так в отличие от миннезингера - представителя рыцарской лирики. М. объединялись в литературно-певч. общества (школы) наподобие ремесленных цехов. Творчество М. было регламентировано обширными сводами правил (т. н. табулатурами), к-рым М. должен был неуклонно следовать. Сама песня М. наз. Ваr или Gesetz и состояла из 2 строф (Stollen) и рефрена (Abgesang), мелодия наз. Тоn или Weise. Число "тонов" постоянно увеличивалось (мастером становился только тот, кто создавал новый "тон" и умел его безошибочно воспроизвести). Исполнение шло без муз. сопровождения. Со временем "тонов" образовалось неисчислимое количество; названия давались по имени автора и иногда были очень своеобразными -"серебряный тон Ганса Сакса", "ткацко-чесальный тон Амвросия Мецгера", "чёрно-чернильный тон" и др. В 14-15 вв. песни создавались только на религ. темы. В 16 в. в связи с общим подъёмом гор. культуры содержание поэтич. произ. М. стало более разнообразным. С кон. 16 в. начинается упадок творчества М.

Стихотворные произв. М. сохранились в большом количестве, но в основном без "тонов", к-рые обычно записывались отдельно. Для записи мелодий М. пользовались мензуральной нотацией и, вероятно, старались передавать друг другу мелодии старых мастеров. Гл. центрами мейстерзанга в 14 в. были Майнц, Страсбург, Франкфурт-на-Майне, Вюрцбург, Цвиккау, в 15-16 вв. - Аугсбург и Нюрнберг (где в 16 в. было более 250 М.). Наибольшую известность приобрели М.: X. Фольц, Г. Сакс, Г. Фогель, А. Пушман. В опере "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1868) Вагнер прославил иск-во М. и в то же время осмеял мещанский педантизм, характерный для корпораций М.

Литература: Финдейзен Н., Средневековые майстерзингеры, "РМГ", 1898, февраль; Mey К., Der Meistergesang in Geschichte und Kunst, В., 1896, 1901; Nagel W., Studien zur Geschichte der Meistersдnger, Langensalza, 1909; Schnell F., Zur Geschichte der Augsburger Meistersingerschule, Augsburg, 1956.

Мейтус Ю. С.

Юлий Сергеевич (p. 15 (28) I 1903, Елизаветград, ныне Кировоград) - сов. композитор. Нар. арт. УССР (1973). Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944).

Мейтус Ю. С.

Чл. КПСС о 1954. В 1931 окончил Харьковский муз.-драм. ин-т по классу композиции у С. С. Богатырёва. С 1957 чл. правления CK СССР. Музыка М. мелодична, интонационно связана с укр. песенным фольклором. Творчество М. значительно способствовало развитию сов. оперы. Его "Молодая гвардия", одно из лучших муз.-сценич. произв. о Великой Отечеств. войне 1941-45, шла на мн. оперных сценах.

Сочинения: 13 опер, в т.ч. Абадан (соавт. А. Кулиев, 1943, Туркм. т-р оперы и балета), Лейли и Меджнун (соавт. Д. Овезов, 1946, там же), Молодая гвардия (1947, Укр. т-р оперы и балета; 2-я ред., 1950, Ленинград; Гос. пр. СССР, 1951), Заря над Двиной (Северные зори, 1955, там же), Украденное счастье (1960, Львовский т-р оперы и балета), Махтумкули (1962, Туркм. т-р оперы и балета), Братья Ульяновы (1967, Уфа), Анна Каренина (1970), Ярослав Мудрый (1973, Донецкий т-р оперы и балета), Рихард Зорге (1974); для орк. - Туркменская симфония (1946), 5 сюит (1928, 1929, 1939, 1942, 1944), симф. поэма Дорогами славы (1945), увертюра К воссоединению Украины с Россией (1954); хор. и инстр. произв., романсы и баллады (ок. 300), обр. укр. нар. песен, музыка для драм. т-ра и кино.

Литература: Малышев Ю., Ю. С. Мейтус, Очерк творчества, М., 1962; Бас Л., Юлiй Мейтус, Кипв, 1973; Ярустовский Б., Энтузиаст современной темы, "СМ", 1974, No 11.

Мейчик А. Д.

Александра Давыдовна (псевд. - Анна Мейчик) (1875, Минск - 8 VIII 1934, Нью-Йорк) - рус. певица (контральто). В 1898 окончила Петерб. консерваторию по классу пения у К. Ферни-Джиральдони. Работала в т-рах Харькова, Иркутска, Вильнюса, Киева, Казани, Саратова, Москвы. М. обладала сильным, ровным, густым и вместе с тем подвижным голосом широкого диапазона (исполняла также партии меццо-сопрано). Среди её лучших партий: Ваня, Ратмир, Лель; Марфа ("Хованщина"), Любаша, Кармен, Амнерис. В 1908 М. была приглашена в миланский т-р "Ла Скала"; пела здесь партии Далилы; Орфея ("Орфей и Эвридика" Глюка), Ромео ("Монтекки и Капулетти" Беллини). С 1913 выступала в вагнеровском репертуаре на сцене "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке: Ортруда ("Лоэнгрин"), Эрда ("Золото Рейна" и "Зигфрид"), Фрика ("Валькирия") и др. С 1914 занималась конц. деятельностью в Европе (Берлин, Барселона, Неаполь). Вернувшись в Петербург, пела в Мариинском т-ре. С 1922 жила за границей; руководила вок. студией в Нью-Йорке.

Мейчик М. Н.

Марк Наумович (16 (28) II 1880, Москва - 27 II 1950, там же) - сов. пианист. В 1903 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у В. И. Сафонова. Выступал в России (в 1905-10 активный участник концертов, сборы от к-рых шли в кассу РСДРП) и за рубежом, завоевав известность исп. соч. Л. Бетховена, Ф. Листа и А. Н. Скрябина. Отличался тонким вкусом, артистич. темпераментом, большой муз. культурой, совершенной техникой. В послереволюционные годы посв. себя гл. обр. муз.-организационной работе. В 1918 зав. конц. отделом в муз. отделе Наркомпроса, в 1919-21 первый директор Ин-та муз. драмы (ныне ГИТИС). В 1923 работал в муз. секторе Госиздата, в 1924-30 рук. и гл. ред. изд-ва Музторг Моск. отдела нар. образования, затем консультант на Радио, науч. сотрудник звукового цеха кинофабрики. В 1933-39 зам. директора Фабрики грамзаписи. Писал фп. пьесы, перевёл с нем. яз. на рус. яз., частично переработав, ряд трудов, преим. по технике муз. исполнительства (Р. Брейтгаупт, "Естественная фортепианная техника. Учение о движении...", М., 1927; Э. Тетцель, "Современная фортепианная техника", М., 1929; Ф. Штейнхаузен, "Физиология ведения смычка", М., 1930). Автор популярных биографий - "Паганини" (М., 1934), "Шуман" (М., 1935), "Скрябин" (М., 1935). Педагогич. сб-ки для фп. М. содержат лёгкие переложения отрывков из произведений русских и западноевропейских композиторов; фп. пьесы в его ред. Написал воспоминания о Скрябине (рукоп. в Музее-квартире А. Н. Скрябина в Москве).

Литература: Дрейден С., Музыка - революции, М., 1970, с. 452-56, 497.

И. И. Марков.

Мёккель О.

Мёккель О. (Moeckel) Отто (1869, Берлин -23 I 1937, там же) - нем. скрипич. мастер и инструментовед. Сын и ученик скрипич. мастера Освальда М. (7 IV 1843, Кальсфельд - 12 III 1912, Берлин). М. совершенствовался в Великобритании, работал в Берлине в мастерской отца, затем в Дрездене. С 1912 жил и работал в Берлине. Один из наиболее разносторонне эрудированных нем. скрипич. мастеров и знатоков смычковых инструментов. Скрипки его работы ценились очень высоко и получили применение в конц. практике мн. известных исполнителей (Г. Куленкампфа и др.). В теоретич. трудах исследовал принципы и методы работы итал. скрипич. мастеров 17-18 вв., разрабатывал основы построения скрипок. В основанном им в 1928 журн. "Скрипка" ("Die Geige") пропагандировал работы совр. мастеров. Опубликовал мн. инструментоведч. статей в нем. спец. журналах. Переработал кн. А. Фукса "Цена смычковых инструментов" ("Taxe der Streichinstrumente", Lpz., 1929). Брат M. - Макс M. (1873, Берлин - 26 III 1937, там же) - скрипич. мастер. В 1887-1914 жил в Петербурге, где в 1889 открыл собств. мастерскую скрипок. В работе опирался на теоретич. принципы Отто М.

Сочинения: Das Konstruktions Geheimnis der alten italienischen Meister, В., 1925; Die Kunst des Geigenbaues, Lpz., 1930, B., 1954.

И. M. Ямпольский.

Мексиканская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мелартин Э. Г.

Мелартин Э. Г. (Melartin) Эркки Густаф (7 II 1875, Кякисалми - 14 II 1937, Пукинмяки) - фин. композитор и педагог. Учился у М. Вегелиуса в консерватории в Хельсинки (1895-98), совершенствовался у Р. Фукса в Вене (1899-1901). В 1901-07 преподавал в консерватории в Хельсинки, в 1911-36 ректор, с 1919 профессор теории музыки и композиции. Среди учеников - X. Аалтойла, С. Ранта, У. Клами. Муз. языку М. присущи национальные черты, ощутимо влияние Э. Грига, а также совр. зап.-европ. музыки. Наиболее значительны в творчестве М. произведения малых форм, среди к-рых ок. 300 песен и более 400 фп. пьес.

Сочинения: опера-мистерия Айно (по мотивам "Калевалы", 1909, Хельсинки); балет Голубая жемчужина (Sininen helmi, 1930); для opк. - 6 симфоний (1902-28), 3 симф. поэмы; концерт для скр. с орк.; камерно-инстр. ансамбли - 4 струн. квартета, 2 сонаты для скр. и фп. и др., фп. пьесы; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра; обр. нар. песен.

Литература: Flodin К., Finska musiker..., Stockh., 1900; Marvia E., Erkki Melartin, в кн.: Suomen Sдveltдjiд, Hels., 1945, с 342-59; Maasalo K., Suomalaisia sдvellyksia, 2. Melartinista Kilpiseen, Porvoo-Hels., 1969.

Л. Т. Нормет.

Мелба Н.

Мелба Н. (Melba) Нелли (наст. имя и фам. - Хелен Портер Армстронг, Porter Armstrong; урожд. Митчелл, Mitchell) (19 V 1861, Бернли, близ г. Мельбурн - 23 II 1931, Сидней) - австрал. певица (колоратурное сопрано). По национальности шотландка; сценич. имя М. взяла в память о Мельбурне. Систематич. вок. образования не получила. С детства участвовала в концертах. В 1885 исполнила в Сиднее сольную партию в оратории "Мессия" Генделя. В 1887 успешно дебютировала в партии Джильды в Брюсселе (т-р "Де ла Монне"). Выступала в крупнейших оперных т-рах Европы, Америки, Австралии, в т.ч. в "Гранд-Опера" (1889; здесь подготовила партии Маргариты в "Фаусте" и Джульетты в "Ромео и Джульетте" под рук. Ш. Гуно), "Ла Скала" (1893), "Метрополитен-опера" (1893). В 1891 пела на сцене Мариинского т-ра (Петербург). В 1926 оставила сцену. Тогда же вернулась в Австралию, где была избрана президентом Мельбурнской консерватории. Исключительно ровный голос М. отличался чистотой звучания, серебристым тембром. При развитом верхнем регистре (до 3-й октавы) М. владела виртуозным колоратурным мастерством (Лючия, Розина, Лакме и др.). Неограниченные певческие возможности и драматич. одарённость позволяли певице обращаться к разл. партиям (Эльза - "Лоэнгрин", Мими; Недда - "Паяцы").

Литературные сочинения: Melodies and memories, L., 1925.

Литература: Murphy A. G., Melba; a biography, L., 1909; Wechsberg J., Red plush and black velvet: The story of dame Nellie Melba and her times, L., (1961); Hetherington J., Melba. A biography, L., 1967.

M. M. Яковлев.

Мелизмы

Мелизмы (греч., ед. число melisma - песнь, мелодия).

1) Мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. К М. принадлежат разл. виды колоратур, рулад и др. вок. украшений. В зап.-европ. музыковедении термин "М " чаще всего применяется по отношению к приходящимся на один слог текста попевкам одноголосной и многоголосной музыки средневековья. Видное место М. занимают в византийской культовой музыке (см. Византийская музыка) и в григорианском пении. М. широко представлены в музыке народов Востока: для нар. и проф. музыки стран Зап. Европы они менее характерны. Полагают, что их проникновение в европ. муз. культуру связано с вост. влияниями. Противоположностью мелизматич. пению является т.н. силлабическое пение, в к-ром на каждый слог текста приходится только один звук.

2) В 16-18 вв. термин "М." нередко употреблялся в музыковедч. лит-ре в соответствии с первоначальным смыслом слова как обозначение музыкального сочинения, написанного на какой-либо поэтический текст и предназначенного для пения. Под "мелизматическим стилем" (stilus melismaticus) в то время понимался не изобилующий вок. украшениями, а простой песенный стиль: к нему относили произв. песенного типа, исполнение к-рых было доступно даже неподготовленным любителям музыки.

3) В сов. музыковедении термином "М." принято обозначать все мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, как устойчивой формы (форшлаг, трель, группетто, мордент), так и свободно-импровизационные (фиоритура, пассаж и др.). См. Орнаментика.

Литература: 1) Lасh R., Studien zur Entwicklungsgeschichte der ornamentallen Melopцie, Lpz., 1913; Idelsohn A. Z., Parallelen zwischen gregorianischen und hebraisch-onentalisehen Gesangsweisen, "ZfMw", 1921-22, Jahrg. 4; Ficker R. V., Primдre Klangformen, "JbP", 1929, (Bd) 36; Соllаеr Р., La migration du style mйlismatique oriental vers l'occident, "Journal of the International Folk Music Council", 1964, (v.) 16.

2) Walther J. G., Praecepta der musikalischen Composition, Lpz., 1955 (Manuskript, 1708), его же, Musikalisches Lexikon, oder Musikalische Bibliothek, Lpz., 1732, Faks., Kassel-Basel, 1953; Mattheson J., Der volkommene Capellmeister..., Hamb., 1739, neue Aufl., Kassel, 1954.

В. А. Вахромеев.

Меликов А. Д.

Ариф Джангирович (р. 13 IX 1933, Баку) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1965). В 1958 окончил Азерб. консерваторию по классу композиции у К. А. Караева. Автор произв. разл. жанров, в т.ч. балета "Легенда о любви", ставившегося на мн. сценах Сов. Союза и за рубежом. С 1965 преподает в Азерб. консерватории (с 1971 доцент).

Сочинения: балеты - Легенда о любви (по пьесе Хикмета, 1961, Ленингр т-р оперы и балета), Двое (1969), Али-баба и 40 разбойников (1973, на собств. либретто), оперетта Волны (1967, Азерб т-р муз. комедии), для солистов, хора и орк. - кантата Голос Земли (1972), для орк. - 3 симфонии (1958, 1959, 1973), симф. поэмы Сказка (1957), Физули (1959), Родина (1963), Метаморфозы (1964), Последний перевал (1972), Симфонические картинки (1968), сюита (1967), 3 сюиты для орк. нар инструментов (1968), для голоса с орк. - 6 песен, для голоса с фп. - 2 цикла романсов на слова H. Хикмета (1962, 1971), музыка для драм. т-ра и кино.

Мелик-Пашаев А. Ш.

Александр Шамильевич (10(23) X 1905, Тбилиси - 18 VI 1964, Москва) - сов. дирижер. Нар. арт. СССР (1951). Получил домашнее муз. воcпитание, обучался игре на фп. С 1921 был пианистом-концертмейстером в Тбилисском оперном т-ре, где в 1923 дебютировал как дирижер в опере "Лейла" Долидзе; работал там до 1931 (с перерывом). Дирижировал классич. операми, участвовал в пост. сов. опер "Орлиный бунт" Пащенко (1928), "Прорыв" Потоцкого (1930), "Шота Руставели" Аракишвили (1931). В 1930 окончил Ленингр. консерваторию по классу дирижирования у А. В. Гаука (теоретич. дисциплины проходил у X. С. Кушнарёва и В. В. Щербачёва). С 1931 дирижёр, в 1953-62 гл. дирижёр Большого т-ра. Под упр. М.-П. были поставлены мн. рус. и зарубежные классич. оперы, а также произв. сов. композиторов. Среди его лучших работ спектакли "Отелло" (1932), "Абесалом и Этери" (1939), "Черевички" (1941), "Вильгельм Телль" (1942), "Кармен" (1943), "Пиковая дама" (1944), "Борис Годунов" (1946), "Руслан и Людмила" (1948), "Аида" (1951), "Декабристы" (1953), "Фиделио" (1954), "Банк-бан" (1959), "Война и мир" (1959), "Фальстаф" (1962). М.-П. как оперного дирижёра отличало тонкое понимание вокальной специфики, умение работать с певцами. Выступал в концертах, где дирижировал, как правило, монументальными произв. Л. Бетховена, Дж. Верди, И. Брамса, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, Д. Д. Шостаковича и др. Гастролировал за рубежом в 50-е и 60-е гг. 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе дирижёров (1938). Гос. пр. СССР (1942, 1943). Под упр. М.-П. прошли спектакли "Князь Игорь" (1958) и "Кармен" (1958) в Праге, "Пиковая дама" (1961) в Лондоне и Остраве, "Фауст" (1961) в Будапеште, "Аида" (1963) в Лондоне. "Гран при" (Франция) за запись опер "Князь Игорь" (1953), "Война и мир" (1962). За запись оперы "Борис Годунов" пр. Американской академии иск-в (1964). Автор муз. произв.

Литература: Глезер Р., Мастер оперного театра, "СМ", 1961, No 9; Дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев. Статьи. Воспоминания (в печати).

M. M. Яковлев.

Меликян Р. О.

Романос Овакимович (19 IX (1 X) 1883, Кизляр, ныне Даг. АССР - 30 III 1935, Ереван) - сов. композитор, муз.-обществ. деятель, хормейстер, педагог. В 1905 окончил Ростовское муз. уч-ще. В 1905-07 занимался у M. M. Ипполитова-Иванова и Б. Л. Яворского (Москва). В 1910 - 14 учился в Петерб. консерватории (класс В. П. Калафати и М. О. Штейнберга). Участвовал в организации арм. об-ва "Музыкальная лига" (1908, Тбилиси), в 1921 основал в Ереване муз. студию (с 1923 - консерватория). Был первым худ. рук. Ереванского театра оперы и балета (открыт в 1933, ныне Армянский театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова). М. - мастер нац. вокальной лирики, создатель арм. романса. Самобытность и нац. характерность творчества М., обусловленные своеобразием гармонического языка композитора, оказали влияние на арм. музыку. Внёс большой вклад в развитие сов. массовой песни, много внимания уделял муз. воспитанию детей. Муз.-эстетич. принципы М. нашли отражение и в его обработках нар. песен. Автор циклов романсов "Осенние строки" (1907-13), "Змрухты" ("Изумруды", 1918, изд. 1928), "Зар-Вар" ("Блёстки", 1922, изд. 1949), сб-ков "Песни нового быта", "Красноармейские песни", "Пионерские песни", обработок нар. песен "Эскизы". Имя М. присвоено муз. уч-щу в Ереване.

Литература: Геодакян Г. Ш., Романос Меликян. Жизнь и творчество, Ер., 1960 (на арм. яз.); Торджян X. В., Романос Меликян, Ер., 1960 (на арм. яз.); Барсамян A. A., Брутян M. A., Песня и романс в творчестве армянских композиторов, в сб.: Музыка Советской Армении, М., 1960.

С. К. Саркисян.

Меликян С. А.

Спиридон Аветисович (19 XI (1 XII) 1880, Эчмиадзин - 4 V 1933, Ереван) - сов. музыковед, композитор, хормейстер, общественный деятель. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1933). В 1902 окончил Геворкянскую духовную семинарию в Эчмиадзине (ученик Комитаса), в 1904-08 учился в частной консерватории Р. Шмидта (Берлин). В 1912 основал в Тбилиси Армянское муз. об-во, в 1917 - Армянское хоровое об-во. Записал св. 1000 арм. нар. песен, к-рые вошли в сборники "Ширакские песни" (1917, Тбилиси), "Ванские песни" (вып. 1-2, 1927- 1928), "Армянские народные песни и танцы" (вып. 1-2, 1949-1953). Написал детскую оперу "Братик-барашек" (1914), произв. для хора и оркестра - легенда "Ахтамар" (1908), романсы, хоровые и сольные обработки нар. песен. Занимался историей и теорией арм. музыки и нар. творчества.

Литературные сочинения (на арм. яз.): Вопросы развития нашей музыки. Тифлис, 1909; Гаммы армянской народной песни, Ер., 1930 (рус. пер. - 1932); Анализ произведений Комитаса, Ер., 1932; Очерк истории армянской музыки, Ер., 1935.

Литература (на арм. яз.): Tатевосян А. Г., Спиридон Меликян и армянская народная песня, Ер., 1964; Мурадян М.О., Армянская музыка в XIX и начале XX века, Ер., 1970 (История армянской музыкальной культуры, (т.) 2).

С. К. Саркисян.

Мелких Д. М.

Дмитрий Михеевич (31 I (12 II) 1885, Москва - 22 II 1943, там же) - сов. композитор. В 1908 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та, в 1913 - Моск. нар. консерваторию у Б. Л. Яворского. В 1923-1925 вёл курс слушания музыки в Моск. консерватории, в 1927-32 пом. библиотекаря там же. Преподавал в Муз. техникуме им. В. В. Стасова и др. моск. уч. заведениях. В 1926-27 ред. журн. "Современная музыка", в 1939 - изд-ва "Искусство", в 1939-40 - "Музгиз". В 1924-25 выступал в периодич. печати (псевд. Юр. Иглинцев). Среди его статей - "О. Клемперер" ("Музыкальная культура", 1924, No 3), "Песни Шуберта", "Рих. Штраус и его "Саломея"" ("Искусство трудящихся", 1925, No 54).

Сочинения: опера Поджигатель (1932, не окончена); для орк. - 4 симфонии (1925-40), симф. поэмы, в т.ч. Улица главная (с хором, сл. Д. Бедного), сюиты и др.; концерт (1942) и Ноктюрн для скр. с орк.; камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 4 струн. квартета (1925-39), Плясовая песня для квартета домр (1933); пьесы для фп., для скр. и фп.; хоры a cappella, романсы.

Мелнгайлис Э.

Эмилис (3 (15) II 1874, Игате, ныне Рижского р-на - 20 XII 1954, Рига) - сов. композитор и муз. фольклорист. Нар. арт. Латв. ССР (1945). Обучался в Дрезденской консерватории (1896-97), в 1901 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Был муз. критиком газеты "St.-Petersburger Zeitung" (1901-06). В 1906-18 преподаватель иностр. языков в Ташкенте. В 1911 -13 был одним из организаторов, а также дирижёром Дней песен в Риге. С 1920 жил в Риге. Один из организаторов и гл. дирижёр 6-9-го латыш. праздников песни (1926-38), участвовал в создании Объединения латыш. композиторов (Latvijas Skanrazu kopa, 1923). После Великой Отечеств. войны 1941-45 - пред. правления CK Латв. ССР (1944-48). Профессор Латв. консерватории (в 1944-54).

М. - выдающийся мастер латыш. хоровой песни, крупнейший собиратель латыш. нар. мелодий, опубликовавший ок. 4500 песен в "Материалах латышского музыкального фольклора" ("Latviesu muzikas folkloras materiali", t. 1-3, 1951-53) и в сб. "Латышские танцы" ("Latviesu dancis", 1949). В хор. обработках латыш. нар. песен М. создал самобытный стиль, обогащенный совр. средствами полифонии. Классик латыш. музыки, М. глубоко повлиял на творчество др. латыш. композиторов.

Сочинения: балет - Майя (Роза Турайды, Turaidas Roze, 1926); для орк. - симф. поэмы Чёртова рига (Velnu rija, 1924) и Синяя гора (Zilais kalns, 1926); струн. квартет (1946); пьесы для фп.; романсы; для хора без сопр. - В рощах и полянах (Birzes un noras, 10 сб., 275 песен, из них ок., 220 обр. нар. песен, Рига, 1902-57); обр. латыш. песенных и танц. мелодий для инстр. и вок.-инстр. ансамблей (ок. 200), для голоса и фп. (30) и др.

Литература: Витолинь Я., Хоровое творчество Эмиля Мелнгайлиса, "СМ", 1949, No 9; его же, Эмиль Мелнгайлис, там же, 1954, No 5; Emilis Melngaills. (Rakstu krajums), Riga, 1949; Stumbre S., Emilis Melngailis, Riga, 1959; Emilis Melngailis, Raksti. Sastaditaja S. Stumbre, Riga, 1974.

Я. Я. Витолинь.

Мелограф

Мелограф (Melograph, от греч. melos - песнь, мелодия и gрapo - пишу; также Puanograph, Eidomusicon) - присоединяемое к фп. устройство, которое записывает на бумагу всю исполняемую на нём музыку в виде знаков, легко поддающихся переводу в обычные ноты. Запись осуществляется на движущейся бумажной ленте, где каждый звук фиксируется в виде черты различной длины и толщины, расположенной в определ. месте по ширине ленты. М. позволяет записывать импровизации; запись на М. (до её перевода в нотную) даёт возможность объективно судить об особенностях игры исполнителя. Попытки создания М. предпринимались уже в 18 в. (фон Кред, ок. 1745; И. Ф. Унгер, 1752-74, и др.). Первые М. были чисто механическими; в позднейших конструкциях нашли применение пневматика и электричество (Ж. Капантьер, 1880). Своеобразный М. представляет собой одна из разновидностей механич. фп. - Вельте-Миньон; она даёт возможность не только записывать на бумажной ленте исполняемое, но и воспроизводить записанное. См. также Механические музыкальные инструменты.

Мелодекламация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мелодика

Мелодика (от греч. melodikos - мелодический, песенный).

1) Учение о мелодии.

2) Совокупность мелодич. закономерностей и специфич. черт, проявляющихся в отд. произведении, в определённой области творчества или во всём творчестве к.-л. композитора, а также в произведениях той или иной композиторской школы, той или иной отрасли нар. муз. искусства.

Мелодист

1) Композитор, музыка к-рого отличается особенной яркостью, выразительностью мелодий.

2) Нар. певец или музыкант-инструменталист, сочиняющий песенные или инстр. мелодии. Большую роль М. играют в республиках Средней Азии и Казахстане. При создании напевов М. обычно используют традиц. мелодич. обороты нар. музыки. Песни и пьесы М. обрабатываются проф. композиторами и включаются в крупные симф. произв. Иногда М. выступают в качестве соавторов композиторов при создании опер и муз. драм.

"Мелодия"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мелодия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мелодрама

Мелодрама (от греч. melos - песнь, мелодия и drama - действие, драма) - особый муз.-театр. жанр, возникший и получивший распространение в 18 в. в европ. странах. В М. монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой, к-рая перемежается с декламацией, а иногда исполняется одновременно с произнесением текста. Возникновение М. было продиктовано эстетич. принципами эпохи Просвещения: стремление к естественной выразительности музыки в тесной связи с развитием драм. мысли. Ранний образец М. создал Ж. Ж. Руссо в лирич. сценах "Пигмалион" (1762, сюжет заимствован из "Метаморфоз" Овидия). Его целью было соединение декламации, пантомимы и инстр. музыки, чутко следующей за развитием психологич. драмы. Руссо отказался от возвышенной декламации старого франц. оперного иск-ва, он стремился к освобождению музыки от оперных условностей и требовал её соответствия каждому душевному движению персонажей. Для этого было ограничено число действующих лиц, и всё внимание сосредоточено на чувствах скульптора, оживляющего статую девушки, и на самом процессе постепенного оживления мёртвой материи силой искусства. Руссо, видимо, лишь наметил характер музыки (сохранились отрывки её); исполнялся "Пигмалион" с музыкой О. Куанье (1770, Лион; впоследствии музыку писали и др. композиторы). Идея М., выдвинутая Руссо, привлекла внимание музыкантов и за пределами Франции. Высокое признание получили М. чешского комп. Й. Бенды "Ариадна на Наксосе" (1774) и "Медея" (1775). Произв. в этом жанре были созданы К. Г. Нефе ("Софонисба", 1782) и др. В России к М. обратился драматург Я. Б. Княжнин. М. "Орфей" на его текст впервые исполнена с музыкой Ф. Торелли (1781), но стала популярной после того, как Е. И. Фоминым была написана новая музыка (исп. в 1792, Петербург). "Орфей" Княжнина и Фомина - один из ярких образцов этого жанра, отличающийся глубокой драм. выразительностью музыки, симф. напряжённостью её развития. В произв. введён хор, завершает его драм. балетная сцена (танец фурий). М. постепенно утрачивает самостоят. значение. Принципы её широко проникают как выразит. средство в оперу, сценич. музыку. В процессе симфонизации оперы, характерном для 19 в., приёмы М. утрачивают своё значение внутри оперного произв., сохраняясь, однако, в музыке к драм. спектаклям ("Манфред" Шумана, "Арлезианка" Бизе, "Пер Гюнт" Грига, "Король Лир" Балакирева и др.). См. также ст. Мелодекламация.

Литература: Глумов A., Историческое развитие мелодрамы, "СМ", 1935, No 1; его же, Музыка в русском драматическом театре. Исторические очерки, М., 1955; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 350-61; Istеl E., J. J. Rousseau als Komponist seiner lyrischen Szene "Pygmalion", Lpz., 1902; его же, Die Entstehung des deutschen Melodramas, В., 1906; Veen J. van der, Le mйlodrame musical de Rousseau au romantisme, La Haye, 1955.

T. H. Соловьёва.

Меломан

Меломан (от греч. meloi - песня, мелодия и mania - безумие, неистовство) - страстный любитель музыки, пения. Меломания - чрезмерная страсть к пению, музыке.

Мелопея

Мелопея (греч. melopoiпa, от melos - песня и poieo - делаю; букв. - песнетворчество) - в Др. Греции создание мелоса, мелодии, мелодическое воплощение поэтич. текста. В муз. теории Др. Греции существовало и особое учение о М., к-рое в основном сводилось к систематизации явлений, относящихся к данной области. С эпохи Возрождения в странах Зап. Европы термин "М." вновь вошёл в обиход; как правило, им стали обозначать учение о композиции в целом; т.о., он стал равнозначен часто применявшемуся тогда для обозначения иск-ва муз. композиции термину musicа poeticа. В 19 и 20 вв. термин "М." применяется редко и рассматривается как равнозначный термину мелодика (один из примеров - книга Р. Лaxa "Studien zur Entwickelungsgeschichte der ornamentalen Melopцie", Lpz., 1913).

Литература: Античная музыкальная эстетика. Вступ. ст. и собр. текстов А. Ф. Лосева, М., 1960; Poetae melici Graeci, ed. by D. Page, Oxf., 1962; Westphal R., Criechische Harmonik und Melopдie, Lpz., 1886 (Rossbach A., Westphal R., Theorie der musischen Kьnste der Hellenen, Bd 2).

Мелопласт

Мелопласт (франц. meloplaste, от греч. melos - мелодия и plastos - вылепленный, оформленный) - упрощённый метод первоначального обучения музыке, разработанный в 1817 П. Галеном и получивший большое распространение во Франции в 19 в. Метод М. включал цифровую систему (1-7) для обозначения неальтерированной 7-звуковой шкалы (ut, re, mi, fa, sol, la, si). Более высокая и низкая октавы обозначаются точкой, проставляемой над или под цифрой. Точка рядом с цифрой означает увеличение длительности ноты, нулевая цифра (0) - паузу, перечёркнутая наискось цифра - хроматич. повышение или понижение звука.

И. М. Ямпольский.

Мелос

Мелос (греч. melos) - термин, применявшийся в Др. Греции со времён Гомера для обозначения напева, мелодии, а также предназначенного для пения лирич. стихотворения, в отличие от эпоса, элегии и эпиграммы. В муз. теории Др. Греции под М. понималось самостоят. мелодич. начало музыки, к-рому противопоставлялось начало ритмическое; к области М. относили учение о гармонике и мелопее. В последующее время термин применялся редко. Несколько чаще он стал привлекаться в музыковедч. лит-ре со времён Р. Вагнера, использовавшего его в нек-рых своих работах (напр., раздел "Новый бетховенский мелос" в труде "О дирижировании" - "Ьber das Dirigieren"). Ряд понятий, включающих термин "М.", выдвинул немецкий музыковед В. Данкерт. Термин был особенно популярен в кон. 10 - нач. 20-х гг. 20 в. (его применял в своих трудах Б. В. Асафьев, в 1917-18 было выпущено 2 сб-ка музыковедч. работ под ред. Асафьева и П. П. Сувчинского, озаглавленных "Мелос"; в Германии с 1920 выходит журнал "Melos").

Литература: Античная музыкальная эстетика. Вступ. ст. и собр. текстов А. Ф. Лосева, М., 1960; Wagner R., Ьber das Dirigieren, Lpz., 1870 (рус. пер. - О дирижировании, "РМГ", 1899, No 38-39, 41-47, 49, 51-52); Westphal R., Griechische Harmonik und Melopдie, Lpz., 1886 (Rossbach A., Westрhal R., Theorie der musischen Kьnste der Hellenen, Bd 2); Danckert W., Ursymbole melodischer Gestaltung, Kassel, 1932; Koller H., Melos, "Glotta", 1965, H. 1-2.

Мельгунов Н. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мельгунов Ю. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мельников И. А.

Иван Александрович (21 II (4 III) 1832, Петербург - 25 VI (8 VII) 1906, там же) - рус. певец (лирико-драматич. баритон). В 1850 окончил Коммерч. уч-ще. В 1861-66 брал уроки пения у Г. Я. Ломакина и пел в хоре "Бесплатной музыкальной школы", в 1866 совершенствовался в Италии у Э. Репетто. В 1867 дебютировал в Мариинском т-ре в партии Ричарда ("Пуритане" Беллини); работал здесь до 1892 (в 1890-92 и как режиссёр). Талант М., одного из крупнейших представителей рус. вок.-сценич. школы, особенно полно раскрылся в операх П. И. Чайковского, A. C. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского. М. участвовал в первых постановках спектаклей: "Каменный гость" Даргомыжского (1872, Дон Карлос), "Борис Годунов" (1874, заглавная партия); "Опричник" (1874, князь Вязьминский), "Кузнец Вакула" (1876, Бес), "Чародейка" (1887, князь Курлятев), "Пиковая дама" (1890, Томский) Чайковского, "Псковитянка" (1873, Токмаков), "Майская ночь" (1880, Каленик), "Князь Игорь" (1890, заглавная партия). Был выдающимся исполнителем партии Мельника. Обладал мощным ровным голосом, особенно сильным в верхнем регистре, ясностью дикции, выразительностью декламации, большим сценич. дарованием. Выступал также в операх зап.-европ. композиторов (Жермон, Риголетто, Эскамильо). В 1890 совм. с Ф. Ф. Беккером М. организовал любительский смешанный хор. Издал 3 сб. "Русских хоров" - для женских (1890), смешанных и мужских (оба в 1894) голосов. П. И. Чайковский посв. М. романс "Я с нею никогда не говорил". В 1869 концертировал в Лондоне.

Сочинения: Автобиография, "РМГ", 1906, No 29-30; Аделина Патти и Э. Ф. Направник. Отрывки из воспоминаний, СПБ, 1905.

Литература: Чайковский П. П., Музыкально-критические статьи, М., 1953, с. 136, 404; Иванов М., И. А. Мельников. (По поводу 25-летия его артистической деятельности), "ЕИТ", 1894, Сезон 1892-1893, с. 350-62; Ф. (индейзен) Ник., Вместо некролога певца Мельникова, "РМГ", 1906, No 29-30.

Мельников П. И.

Пётр Иванович (1870 - 28 XII 1940) - рус. режиссёр оперы. Сын И. А. Мельникова. В 1896- 1905 режиссёр Моск. частной русской оперы, в 1906-1909, 1913-14, 1919-21 - Большого т-ра, в 1909-1913, 1914-19, 1921-22 - Мариинского т-ра. Пост.: в Большом т-ре - "Руслан и Людмила" (1907), "Евгений Онегин" (1908), "Майская ночь" (1909), "Пиковая дама" (1918), "Тангейзер" (1919); в Мариинском т-ре - "Князь Игорь" (1909), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1910, 1918), "Хованщина" (совм. с Ф. И. Шаляпиным, 1911). В 1922 М. переехал в Ригу, где до 1932 работал в оперном т-ре; пост. здесь оперу "Жрица" ("Вайделоте") Медыня (1927). В 1932-40 ставил спектакли в Милане ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", т-р "Ла Скала") и др. городах. Спектакли М. отличались высокой постановочной культурой.

Литература: Шкафер В., Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания, 1890 - 1930, Л., 1936, с. 138-39, 157, 219.

Мельтцер М. Л.

Майя (Мария) Леопольдовна (р. 21 VII (2 VIII) 1899, Одесса) - сов. певица (лирико-драматич. сопрано) и режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1941). В 1918 брала уроки пения у К. С. Макареско в Одессе. Здесь же в 1920-22 занималась в Народной консерватории и выступала в партиях Микаэлы и Лизы с труппой оперного т-ра. В 1922 дебютировала в партии Шарлотты ("Вертер") в Оперной студии Большого т-ра (с 1928- Оперный т-р им. Станиславского, с 1941 - Моск. муз. т-р им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), где была солисткой до 1949. М. - артистка яркого дарования, высокой сценич. культуры, обладает тонким чувством стиля; её голос привлекает красотой тембра. С подлинным артистизмом исполняла партии Татьяны, Лизы; Амелии ("Бал-маскарад"), Мюзетты ("Богема"), Лизетты ("Тайный брак" Чимарозы, 1-я исполнительница на сов. сцене, 1926), Натальи ("Лёд и сталь" Дешевова), Любки ("Семён Котко"), Саффи ("Цыганский барон" И. Штрауса), Серполетты ("Корневильские колокола" Планкета) и др. М. - ученица и сподвижница К. С. Станиславского в его реформаторской деятельности в оперном т-ре. С 1925 по настоянию Станиславского стала заниматься режиссурой, участвовала в пост. новых спектаклей и возобновлении старых. В 1939 совм. с И. М. Тумановым поставила "Дарвазское ущелье" Степанова, в 1955- "Сказку о чудо-птице" Магиденко (совм. с Д. В. Камерницким). В 1949-63 режиссёр-педагог т-ра. В 1947-50 преподавала в Городской оперной студии, в 1950-52 - в Музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова, с 1952 - в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (с 1962 доцент).

Сочинения: Работа К. С. Станиславского над "Евгением Онегиным", в сб.: Чайковский и театр, М.-Л., 1940; Певец и образ, в сб.: О культуре оперного спектакля, М., 1956.

Литература: Соболевская О., Три судьбы, "СМ", 1969, No 7.

В. И. Зарубин.

Мельхиор Л.

Мелькиор (Melchior) Лауриц (20 III 1890, Копенгаген - 18 III 1973, Санта-Моника, Калифорния) - дат. певец (тенор). Учился в школе при Корол. опере в Копенгагене у П. Банга и В. Герольда, совершенствовался у А. Бар-Мильденбург в Мюнхене и др. В 1913 дебютировал в баритональной партии Сильвио ("Паяцы") на сцене Корол. оперы, где работал до 1921 (гл. обр. в итал. оперном репертуаре), в 1918 впервые исполнил теноровую партию Тангейзера. Выступление в партии Зигмунда в т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон) в 1924 принесло М. большой успех. С 1926 солист т-ра "Метрополитен-опера". Гастролировал в Берлине, Вене, Париже, Лондоне. Голос певца редкой мощи, отличался обширным диапазоном, яркостью звучания. Был известен как один из выдающихся интерпретаторов Вагнера. Часто был партнёром К. Флагстад ("Валькирия", "Зигфрид"). Среди партий: в операх Вагнера - Зигфрид ("Зигфрид", "Гибель богов"); Тристан, Лоэнгрин, Парсифаль; Флорестан ("Фиделио"), Отелло, Канио. В 1950 оставил сцену.

Литература: Green A., Laurie J., Show biz, from vaude to video, N.Y., (1951).

Мельцель И.

Мельцель И. (Melzel) Иоганн Heпомук (15 VIII 1772, Регенсбург - 21 VII 1838) - нем., механик. Сын органного мастера. С 1792 жил в Вене, где был учителем музыки. Вскоре завоевал известность как изобретатель разл. рода механич. муз. инструментов, в т.ч. пангармониона (род механич. оркестра), для к-рого Л. Бетховен в 1812 написал "Битву при Виттории". С 1808 придв. механик. Прославился изобретением в 1816 метронома. Бетховен, для к-рого М. сконструировал слуховую трубку, находился с ним в дружеских отношениях. Его известный канон "Та ta ta... lieber, lieber Mдlzel" (тема канона была использована композитором также во 2-й части 8-й симфонии) был написан под впечатлением ритмич. постукивания метронома М. В 1816 М. осн. в Париже предприятие по изготовлению метрономов, демонстрировал свои изобретения во мн. странах. Последние годы жизни провёл в Америке. Умер на пароходе на пути в Сан-Франциско.

И. М. Ямпольский.

Мельцер-Щавиньский Х.

Мельцер-Щавиньский Х. (Melcer-Szczawinski) Хенрык (21 XI 1869, Калиш - 18 IV 1928, Варшава) - польск. композитор и пианист. Учился у Р. Стробля (фп.) и З. Носковского (композиция) в Варшаве, затем у Т. Лешетицкого (фп.) в Вене (1892-94). Получил 1-е пр. на 2-м Междунар. конкурсе им. А. Г. Рубинштейна в Берлине (1895, как пианист и композитор, за 1-й концерт для фп. с оркестром и фп. трио) и на конкурсе композиторов им. И. Падеревского в Лейпциге (1898, за 2-й концерт для фп. с оркестром). Был профессором консерваторий в Хельсинки (с 1895), Лодзи (1897-98), Вене (1903-06), Варшаве (с 1918; в 1922-26 также директор). Как пианист славился виртуозной техникой. Руководил муз. об-вом в Лодзи (1899-1902), филармонией (1910-12) и "Т-ром Вельки" в Варшаве (1915-16). Музыка М.-Щ. - связующее звено между творчеством композиторов традиц. направления (В. Желеньский, З. Носковский) и представителей "Молодой Польши", в т.ч. К. Шимановского. В операх ощутимо влияние творчества Р. Вагнера ("Мария", 1904, Варшава; "Протесилей и Лаодамия", 1925, Париж). М.-Щ. принадлежат также фп. миниатюры (в стиле поздних романтиков) и виртуозные фп. парафразы, гл. обр. на темы популярных песен С. Монюшко (в т.ч. на сл. И. В. Гёте). Среди др. соч. - симфония (1900), 2 концерта для фп. с оркестром (1895, 1898), баллада для солиста, хора и оркестра на сл. А. Мицкевича "Пани Твардовская" (1898), песни на слова польск. поэтов.

Литература: Szоpski F., Henryk Melcer, "Muzyka", 1926, No 1; Opiйnski H., Henryk Melcer, "Przeglad Muzyczny", 1928, No 5; Reiss J., Statkowski, Melcer, Mlynarski, Stojowski, Warsz., 1949; Sierpinski J., Wspomnienie o Henryku Melcerze w 35-lecie Jego smierci, "RMz", 1963, t. 7, No 8.

Мельчевский М.

Мельчевский М. (Mielczewski) Марцин (в рукоп. также Мельцовский, Мильшевский, Мыльтцевский) (г. рожд. неизв. - сентябрь 1651, Варшава) - польский композитор. Служил в придв. капеллах у польского (с 1639), затем дат. королей. В 1644-51 рук. капеллы Кароля Фердинанда, епископа в Плоцке. В "Мусикийской грамматике" Н. П. Дилецкого содержатся цитаты из произв. М. При жизни М. был издан лишь его двойной 4-голосный канон (в сб. "Музыкальное сито" - "Cribrum musicum", 1643). M. - один из наиболее значит. композиторов польск. барокко. Особую ценность представляют его вок.-инстр. произведения, выдержанные в концертном стиле (издан Концерт для баса, 2 скрипок, фагота и basso continuo, Йена, 1659), а также канцоны - первые произв. этого жанра в польск. музыке. Сохранились 6 из созданных М. канцон для 2 или для 3 скрипок, фагота и basso continuo. Мн. СОЧ. M. утеряны (известно, что ему принадлежит свыше 40); в рукоп. остался ряд его вок. и вок.-инстр. произведений, в т.ч. магнификат, 10 месс, 1 реквием и др. церк. соч. Нек-рые соч. были опубликованы в сб. "Музыка польского Возрождения" ("Muzyka Polskiego Renesansu") и в изданиях "Старинной польской музыки" ("Wydawn. Dawnej Muzyki polskiej", z. 2, 1929; z. 6, 1930; z. 26, 1957).

Литература: Jachimecki Z., Katalog utworуw Marcina Mielczewskiego, Kr., 1913; Сhybinski A., Canzona instrumentalna M. Mielczewskiego, "Муsli muzycznej", dodatek do "Spiewaka", 1928, No 1-3; его жe, О koncertach wokalno-instrumentalnych M. Mielczewskiego, "Kwartalnik Muzyczny", 1928, M.1, 1929, No 2-3, 1929-30, No 5, 8; Feicht H., M. Mielczewski - Missa super, О gloriosa Domina, в кн.: Ksiega pomia tkowa ku czci A. Chybinskiego, Kr., 1950; Petras O., Kompozycje M. Mielczewskiego w archiwum arcybiskupim w Kromieryzu, Wroclaw, 1951; Szweykowski Z. M., Nowe canzony M. Mielczewskiego, "PMz", 1958, No 17.

З. Лucca.

Предыдущая страница Следующая страница