Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Н" (часть 4, "НЕЧ"-"НИЦ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 4, "НЕЧ"-"НИЦ")

Нечаев В. А.

Владимир Александрович (15 (28) VII 1908, дер. Новомалиново Орловской губ. - 11 IV 1969, Москва) - сов. певец (тенор). Засл. арт. РСФСР (1959). Участник художеств. самодеятельности. В 1932-35 артист Моск. центр. т-ра рабочей молодёжи. Занимался в Оперно-драм. студии им. К. С. Станиславского у A. В. Неждановой и М. И. Сахарова. С 1942 солист Всесоюзного радио. 1-й исполнитель ряда песен Б. А. Мокроусова (в т.ч. "Сормовская лирическая", "Костры горят далёкие"), В. П. Соловьёва-Седого ("Где ж ты, мой сад", "Матросские ночи", "Услышь меня, хорошая"), М. И. Блантера ("Моя любимая"), А. Г. Новикова ("Далеко-далеко"), Г. С. Милютина ("Ленинские горы") и др. В 1944-69 выступал в дуэте с В. А. Бунчиковым. Этот ансамбль завоевал широкое признание.

Литература: Рымшевич Т., Вл. Бунчиков и Вл. Нечаев, в кн.: Певцы советской эстрады, М., 1977.

Нечаев В. В.

Василий Васильевич (16 (28) IX 1895, Москва - 5 VI 1956, там же) - сов. пианист и композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Доктор искусствоведения (1941). В 1917 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у А. Б. Гольденвейзера, в 1920 - по классу композиции у С. Н. Василенко. В 1925-56 преподавал там же камерный ансамбль и спец. фп. (с 1933 профессор), в 1937-43 рук. кафедры камерного ансамбля. Осн. место в творчестве Н. занимают муз.-сценич., вок. и камерно-инстр. жанры. Проявил интерес к муз. фольклору (рус, чуваш., кабардинскому), обработал ряд нар. песен (в т. ч. ирл., шотл., негр.). Творчество Н. эволюционировало от стилистич. изысканности ранних произв. (опера "Семь принцесс" по М. Метерлинку) к мужественности и эпичности общего склада.

Сочинения: оперы - Семь принцесс (либр. С. Н. Василенко по Метерлинку, 1920-23), Иван Болотников (1929-30; 2-я ред. 1936-37); для солистов, хора и орк. - интермедия Труд (сл. Д. Алтаузена, 1931), кантата Пушкин (1949); камерно-инстр. ансамбли - септет на кабардинские темы (1942), струн. квартет (1924); для фп. - соната, 12 прелюдий (1954-55), пьесы (1920-25); для скр. и фп. - соната (1928); для влч. и фп. - соната (1944-45), 12 прелюдий (1945); для голоса с фп. - романсы на сл. А. А. Блока, С. А. Есенина, А. С. Пушкина, цикл - О подвигах, о доблести, о славе (1943, на сл. сов. поэтов), 10 чуваш. песен (1933) и др.; обр. нар. песен; музыка к драм. спектаклям и фильмам.

Литература: К концерту В. В. Нечаева, "Современная музыка", 1928, No 28; Некролог, "СМ", 1956, No 8.

Нечаев И. А.

Иван Алексеевич (5 (18) I 1900, дер. Бор Новгородской губ. - 22 II 1963, Ленинград) - сов. певец (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1936). Чл. КПСС с 1949. Пению обучался во 2-м Ленингр. техникуме (1922-28) у А. Я. Порубиновского. В 1927- 1928 артист хора Ленингр. капеллы. В 1928-54 солист Ленингр. т-ра оперы и балета, одноврем. Ленингр. Малого т-ра оперы и балета. В годы Великой Отечеств. войны 1941 -45 был организатором блокадного муз. т-ра, возглавлял оперную труппу. В 1953-63 преподавал сольное пение в Ленингр. консерватории. Обладал лёгким, подвижным голосом мягкого тембра, сценическим дарованием. Партии: Бонн, Синодал, Юродивый; Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Левко, Берендей; Лыков ("Царская невеста"), Ленский; Король ("Орлеанская дева" Чайковского), Владимир Дубровский ("Дубровский"), Нос ("Нос" Шостаковича), Андрей ("Именины" Желобинского), Ростовцев ("Декабристы" Шапорина), Назар ("Семья Тараса" Кабалевского, Гос. пр. СССР, 1951), Герцог ("Риголетто" Верди), Альфред ("Травиата" Верди), Альмавива ("Севильский цирюльник"), Хозе, Вертер, Фауст; Эрнесто ("Дон Паскуале" Доницетти).

Литературные сочинения: На своём посту (О муз. жизни Ленинграда в период блокады. Воспоминания певца), "Нева", 1968, No 2, с. 209-12; О неоправданных творческих трудностях, "Сов. искусство", 1952, 9 апреля.

А. П. Григорьева.

Нечепоренко П. И.

Павел Иванович (р. 18 (31) VIII 1916, Чигирин, ныне Черкасской обл.) - сов. исполнитель на балалайке, педагог и дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1974). Игре на балалайке обучался в Ленинграде у В. И. Домбровского, позднее общение с В. С. Трояновским и Н. П. Осиповым оказало большое влияние на его исполнит. культуру. Конц. деятельность начал в 1935, педагогическую - в 1938. В 1949 окончил Ленингр. консерваторию по классу дирижирования хором и оркестром нар. инструментов. В 1949-1951 гл. дирижёр и худ. рук. Оркестра нар. инструментов Ленингр. радиокомитета. С 1952 солист Госконцерта. Игра Н., выдающегося виртуоза, отмечена художеств. завершённостью, тонкостью отделки, технич. блеском. С его конц. и педагогич. деятельностью связаны создание совр. школы игры на балалайке и разработка новых приёмов игры (т. н. гитарная техника), позволивших расширить круг произв. классич. музыки, исполняемых на этом инструменте. Ему принадлежат редакции произв. для балалайки сов. композиторов (С. Н. Василенко, Н. П. Будашкина и др.). С 1959 преподаёт в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (с 1976 профессор). Гастролирует во мн. странах. Гос. пр. СССР (1952).

И. М. Ямпольский.

Ниг С.

Ниг С. (Nigg) Серж (р. 6 VI 1924, Париж) - франц. композитор. Окончил в 1945 Парижскую консерваторию, ученик О. Мессиана. В 1947-50 занимался под рук. Р. Лейбовица (теория композиции). Ранние соч. (соната для фп., 1943; симф. поэма "Тимур", 1944; концерт для фп., струнных и ударных, 1946) свидетельствуют о влиянии музыки народов Азии и творчества И. Ф. Стравинского. В дальнейшем увлёкся додекафонией. Его "Вариации" для фп. и 10 инструментов (1947, исп. 1948, на фестивале Междунар. об-ва совр. музыки) - одно из первых додекафонных произв. во Франции. Впоследствии, стремясь к раскрытию в музыке тем социального звучания, большой гуманистич. значимости, он ощутил несоответствие между ними и средствами муз. выразительности додекафонной системы. Н. пересмотрел свои эстетич. позиции, отошёл от серийной техники (оратория "Неизвестный расстрелянный" (1949), симф. поэма "Пленному поэту" (1950), посв. Н. Хикмету (призыв к освобождению его из тюремного заключения)). В 50-х гг. Н. выступил за нац. определённость совр. музыки, за развитие франц. нац. муз. традиций (в его фп. концерте широко используются франц. нар. песни). Н. - активный муз.-обществ. деятель. Чл. Нар. муз. федерации (с 1948). Совм. с Л. Дюреем и др. композиторами основал Ассоциацию прогрессивных музыкантов, с 1959 чл франц. секции Междунар. об-ва совр. музыки.

Сочинения: балет - Бильярд (Billard, 1951 Амстердам), Приключения Гулливера (L'йtrange aventure de Gulliver а lilliput, премия Италии, 1958); для солистов, хора и орк. - Неизвестный расстрелянный (Le fusillй inconnu, на текст P. Моно, 1949), кантата Продавцы индульгенций (Les vendeurs d'indulgences, 1953) и др.; для орк. - симфония Иероним Босх (Jйrфme Bosch-symphonie, 1960), симф. поэмы Тимур (1944), Пленному поэту (Pour un poиte captif, 1950), 3 симф. размера (3 Mouvements symphoniques, 1947), Песня (Lied, 1951); концерты с орк. - 2 для фп. (1954, 1971), 2 для скр. (1957, 1960); концертино для фп., струнных и ударных (1946); инстр. ансамбли - История яйца (Histoire d'oeuf, негр. сказка для секстета ударных, фп., 2 чтецов, 1961), Сияние (Fulgur, для духовых инструментов, 2 арф, фп., челесты и др инструментов, 1969); для фп. - 2 сонаты (1943, 1965); хоры, песни (в т. ч. на сл. P. Элюара); музыка для драм. т-ра, кино, в т. ч. Кто вы, доктор Зорге?, и др.

Литература: Жувенель Р. де, О фортепианном концерте Сержа Нигга, "СМ", 1955, No 6, Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, M., 1964, 1970, Roy J., Prйsences contemporaines musique franзaise, R., (1962), p. 425-38.

И. А. Медведева.

Нигерийская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нидерландская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нидерландская школа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нидермейер Л. А.

Нидермейер Л. А. (Niedermeyer) Луи Абрахам (27 IV 1802, Нион, близ Женевы - 14 III 1861, Париж) - швейц. композитор и педагог. Учился у И. Мошелеса (фп.) и Э. А. Фёрстера (композиция) в Вене, а также у В. Фьораванти и Н. Цингарелли (композиция) в Италии. С 1823 жил в Париже, лишь в 1834-36 - в Брюсселе (преподавал игру на фп.). В 1853 он реорганизовал Ин-т церк. музыки в Париже (осн. А. Э. Шороном в 1817), получивший впоследствии назв. "школа Н.".

Н. принадлежит 5 опер, в т. ч. "Страделла" (1837), "Мария Стюарт" (по Ф. Шиллеру, 1844), однако их пост. в Париже прошли незамеченными. Существ. место в его творчестве занимает церк. музыка (мессы, мотеты, гимны), а также органные, фп. пьесы, романсы. В 1857 Н. совм. с Ж. Л. д'Ортигом осн. журн. "La Maоtrise". Опубл. сб. произв. старинной франц. музыки ("Recueil des morceaux de musique ancienne", P., 1843), a также трактат о григорианском пении (совм. с д'Ортигом, 1857).

Литература: Niedermeyer A., Louis Niedermeyer, son oeuvre et son йcole, P., 1893; Galerne M., L'йcole Niedermeyer, P., 1928.

Нижанковский О. И.

Остап Иосифович (1862, с. Малые Дедушицы, близ Стрыя, ныне Львовской обл. - 22 V 1919, Стрый, Львовской обл.) - зап.-укр. композитор, дирижёр и муз.-обществ. деятель. В 1887 окончил духовную семинарию во Львове. Музыку изучал самостоятельно и в духовной семинарии; в 1896 сдал экзамены в Пражской консерватории, получив право быть школьным учителем пения. Н. - талантливый самородок; его первые соч. для муж. хора, относящиеся к 1880-м гг. ("Гуляли", "Золотi зoрi" и "Пiснь вечiрня"), привлекли внимание общественности своим мелодич. богатством, новизной хор. письма и сделали автора популярнейшим композитором своего времени. Удачными оказались его попытки вписывать короткие цитаты нар. песен в оригинальную хор. канву. Н. - автор песен для голоса с фп. и вок. ансамблей ("Минули Лiта молодii", "Люблю дивитись", "До ластiвки"). Ему принадлежали обр. нар. песен для хора; составил сб. "Украпнсько-руськi народнi пiснi" (1907), содержащий неск. революц. песен. Успехом пользовались его "Biтрогони" (попурри для фп. из коломыек). Заметный след в истории укр. муз. культуры оставила обществ. деятельность Н. - организатора изд-ва "Biблiотека музикальна" (1885; выпускало популярные хор. соч. укр. композиторов), редактора мн. изданий Львовского "Бояна", организатора и дирижёра хор. коллективов и выездных концертов "Артистичнi мандрiвки".

Литература: Загайкевич М., Музичне життя Захiдноп Украпни другоп пол. XIX ст., Кипв, 1960, с. 151-63, 185-87; Штундер З., О. Й. Нижанкiвський, в кн.: Icтopiя украпньскоп дожовтневоп музики, Кипв, 1969, с. 460-69; Людкевич С., Остап Нижанкiвський i наша суспiльнiсть, в его кн.: Дослiження, статтi, рецензiп, Кипв, 1973, с. 213-16.

В. Л. Гошовский.

Нижникова Т. Н.

Тамара Николаевна (р. 9 III 1925, Самара, ныне Куйбышев) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1964). Чл. КПСС с 1955. В 1949 окончила Моск. консерваторию (класс М. В. Владимировой). В том же году дебютировала на сцене Белорусского т-ра оперы и балета в партии Розины, с 1951 солистка этого т-ра. Партии: Марфа ("Царская невеста"), Волхова, Виолетта, Джильда, Лакме; Манон ("Ма-нон" Массне), Лейла ("Искатели жемчуга" Визе), Адель ("Летучая мышь" Штрауса). С большим успехом исполняет партии в операх сов. композиторов - Любовь Шевцова ("Молодая гвардия" Мейтуса), Лена ("Октябрь" Мурадели), Марианна ("Марианна" Пукста), Марфочка и Баба Лопотуха ("Алеся" и "Михась Подгорный" Тикоцкого). С 1964 преподаватель Минской консерватории (с 1969 доцент). С 1953 гастролирует за рубежом (ПНР, ГДР, СРР, МНР, ВНР, ЧССР, Австрия, Финляндия, Швеция, Канада).

Литература: Смольскi Б., Любiмая спявачка, в сб.: Майстры беларускай сцэны, Мiнск, 1960.

В. И. Зарубин.

Низамходжаев Д. Н.

Джамал Низамходжаевич (р. 15 XII 1921, Ташкент) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Узб. ССР (1964). Чл. КПСС с 1954. В 1965 окончил Ташкентскую консерваторию у В. П. Давлета. С 1939 солист Узб. т-ра оперы и балета. Партии: Томский, Роберт ("Пиковая дама", "Иоланта"), Грязной ("Царская невеста"), Эскамильо; Зурга ("Искатели жемчуга" Бизе), Валентин ("Фауст"), Сильвио ("Паяцы"), Татул ("Алмаст"); Ибрагим, Меджнун ("Гюльсара", "Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова), Буран ("Буран" Ашрафи и Василенко), Шодман ("Хамза" Бабаева), Хаджи Дарга ("Проделки Майсары" Юдакова). Выступает также как камерный певец. С 1962 ведёт педагогич. деятельность.

Никитина Л. А.

Лариса Александровна (р. 28 II 1930, Урицк Ленинградской обл.) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1976). В 1955 окончила Муз. уч-ще при Ленингр. консерватории, с того же года солистка Большого т-ра. В 1961-62 стажировалась в миланском т-ре "Ла Скала". Партии: Марфа ("Хованщина"), Любовь ("Мазепа"), Княгиня ("Чародейка"), Любава ("Садко"), Амнерис, Азучена; Бабуленька ("Игрок" Прокофьева), Мать ("Похищение луны" Тактакишвили) и др.

Никиш А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Николаев Александр А.

Александр Александрович (р. 23 VIII (5 IX) 1903, Харьков) - сов. пианист-педагог и музыковед. Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). Доктор искусствоведения (1946). В 1934 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у Г. Р. Гинзбурга, в 1937 - аспирантуру по истории и теории пианизма (рук. Г. М. Коган). В 1936-40 и в 1943-48 ст. инспектор, нач. отдела, консультант Комитета по делам иск-в при СНК СССР. С 1937 преподаёт в Моск. консерватории (с 1948 профессор и зав. кафедрой истории и теории пианизма, в 1940-42 и в 1951-54 декан фп. ф-та, в 1954-73 проректор по науч. части, с 1974 профессор-консультант). Осн. круг науч. интересов Н. - история, теория и эстетика муз. исполнительства, вопросы муз. образования. С 1962 ответств. ред. сб. "Вопросы музыкально-исполнительского искусства" (с 1970 - "Музыкальное исполнительство").

Сочинения: Интерпретация ("Wohltemperiertes Klavier" Баха в редакции Черни и Бузони, "СМ", 1935, No 3; Фортепианное наследие Чайковского, М. - Л., 1949, М., 1958; Шопен в исполнении советских пианистов, "СМ", 1949, No 10; Музыкальное образование и пути развития фортепианного искусства, в сб.: Очерки по методике обучения игре на фортепиано, вып. 1, М., 1950, 1955; Некоторые вопросы эстетики музыкального исполнительства, в сб.: Советская музыкальная критика, М., 1954; К вопросу об эстетике советского музыкального исполнительства, в сб.: О музыкальном исполнительстве, М., 1954; Основы советской пианистической школы, в сб.: Мастера советской пианистической школы. Очерки, М., 1954, 1961; Исполнительские и педагогические принципы А. Б. Гольденвейзера, там же; Взгляды Г. Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства, там же; Фортепианная музыка Шостаковича, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 2, М., 1956; Фортепианные произведения П. И. Чайковского, М., 1957; Джон Фильд, М., 1960; Московская фортепианная школа и ее выдающиеся представители, в сб.: Вопросы фортепианного искусства. Очерки. Статьи. Воспоминания, вып. 1, М., 1965; Пути сближения задач профессионального и общего музыкального образования, в сб.: Методические записки по вопросам музыкального образования, М., 1966; Конкурсы и развитие исполнительской культуры, в кн.: Музыкальные конкурсы в прошлом и настоящем, М., 1966; Г. Р. Гинзбург, в сб.: Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки, статьи, воспоминания, вып. 2, М., 1968; Г. Г. Нейгауз и С. Е. Фейнберг о фортепианном искусстве, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, сб. 5, М., 1969; А. Б. Гольденвейзер-педагог, в сб.: А. Б. Гольденвейзер. Статьи, материалы, воспоминания, М., 1969; Еще раз о семиотике и множественности исполнительского образа, в сб.: Музыкальное исполнительство, вып. 8, М., 1973, и др.

И. М. Ямпольский.

Николаев Алексей А.

Алексей Александрович (р. 24 IV 1931, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1973). Сын Александра Александровича Н. В 1953 окончил искусствоведческое отделение историч. ф-та Моск. ун-та; в 1956 - Моск. консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина, в 1959 - под его рук. аспирантуру (там же). В 1953-56 работал ред. Гос. изд-ва изобразит. иск-ва. С 1959 преподаёт композицию в Моск. консерватории (с 1971 доцент). Секретарь правления CK РСФСР (с 1968). Редактор 25-го т. Собр. соч. П. И. Чайковского и сов. издания оперы "Манон" Массне. Автор статей, опубликованных в газ. "Правда", журн. "Советская музыка" и "Музыкальная жизнь".

Сочинения: оперы - Горе - не беда (по пьесе "Горя бояться - счастья не видать" Маршака, 1962, Оперная студия Моск. консерватории), Ценою жизни (по пьесе "Барабанщица" Салынского, 1965, Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), Разгром (1974, по роману А. А. Фадеева); балеты - Золотой ключик (1952), Луноглазка (1968); оперетты- Ласточка (1961), Тогда в Севилье (1973, совм. с А. Л. Кремером, по пьесе С. И. Алёшина); для хора и орк. оратории - Мастера (сл. А. А. Вознесенского, 1968), Песня о гибели казачьего войска (сл. П. Н. Васильева, 1973), Октябрьский марш (сл. В. В. Маяковского, 1957), Русская сказка (сл. И. А. Бунина, 1967); для орк. - 5 симфоний (1960, 1961, 1962, 1968, 1972), сюиты - Золотой ключик (1953-54), Луноглазка (1961), Лирическая (на морд. темы, 1957), Праздничная (1958), 5 маленьких пьес (1960), увертюры (1956, 1966), поэмы и пьесы, в т. ч. по мотивам рассказа "Судьба человека" Шолохова (1959); для фп. с орк. - 2 конц. пьесы (1972); камерные ансамбли - фп. квинтет (1952), струн. квартет (1954); для фп. - соната (1959), сонатина (1955), Детский альбом (1963); для скрипки и фп. - соната (1959); для голоса и фп. - циклы на сл. Ф. Г. Лорки (1961), нар. нем. стихи (1962), на сл. М. Карема (1964), М. И. Цветаевой (1967), И. А. Бунина (1963), Н. А. Заболоцкого (1971), А.Т.Твардовского (1973), вок. поэма - Пётр Плаксин (для баса, сл. Ю. Тувима, 1966); обр. нар. песен; музыка к фильмам, телеспектаклям.

Литературные сочинения: По поводу одной статьи (О 10-й симфонии Шостаковича), "СМ", 1957, No 6; "Лейли и Меджнун" Сергея Баласаняна, М., 1959; Рихард Штраус и Ромен Роллан. Переписка. Выдержки из дневника, кн. 3, пер. с франц., вступ. статья и примеч., М., 1960; О творчестве М. Вайнберга, "СМ", 1960, No 1; Посвящается Ленину. Новая симфония Д. Шостаковича, "МЖ", 1961, No 19.

Литература: Благой Д. Д., Становление таланта, "СМ", 1962, No 3; Живов Л. М., Авторский вечер Алексея Николаева, "МЖ", 1972, No 4.

Николаев Антон А.

Антон Николаевич (1836, Карачевский р-н, ныне Брянской обл. - 31 III 1904, Карачев, ныне Брянской обл.) - рус. певец (тенор). Учился в Петерб. ун-те; обучался пению в Италии. В 1866 дебютировал в Москве в партии Князя ("Русалка"); позднее пел на сцене Мариинского т-ра в Петербурге, в 1874 - в Лондоне. Оставив сцену, выступал в концертах. Преподавал в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, затем в Одессе. Изданы его романсы на собств. сл., а также на сл. А. А. Дельвига и Н. А. Некрасова.

Николаев Л. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Николаева Н. С.

Надежда Сергеевна (р. 23 III 1922, Спасск, ныне Куйбышев Тат. АССР) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1958). Окончила историч. отделение теоретико-композиторского ф-та Моск. консерватории у Р. И. Грубера (1948) и фп. ф-т этой консерватории у Я. И. Зака (1950). С 1950 преподаёт в Моск. консерватории (история заруб. музыки; с 1980 профессор). Осн. направление науч. деятельности - исследование проблем метода и стиля, принципа симфонизма.

Сочинения: Симфонии П. И. Чайковского..., М., 1958; Музыка Французской революции XVIII века. Бетховен, М., 1967 (главы об инстр. музыке Бетховена); Людвиг ван Бетховен, М., 1970; Бетховен и новые стилистические явления в музыке XIX века, в кн.: Бетховен, вып. 1, М., 1971; Пути в будущее от девятой симфонии Бетховена, в кн.: Бетховен, вып. 2, М., 1972; Стилистические прозрения в поздних квартетах Бетховена, в кн.: Социалистическая музыкальная культура..., М., 1974; Романтизм и музыкальное искусство, в кн.: Музыка Австрии и Германии XIX века, кн. 1, М., 1975; Фортепианные произведения Германа Галынина, в кн.: Герман Галынин, М., 1979.

Николаева Т. П.

Николаева Т. П. (Николаева-Тарасович) Татьяна Петровна (р. 4 V 1924, Бежица, Брянской обл.) - сов. пианистка, композитор. Засл. арт. РСФСР (1955). Чл. КПСС с 1956. Окончила Моск. консерваторию в 1947 по классу фп. у А. Б. Гольденвейзера, в 1950 - по классу композиции у Е. К. Голубева (ранее училась у В. Я. Шебалина). Лауреат междунар. конкурса на лучшее исполнение произв. И. С. Баха в Лейпциге (1950, 1-я пр.). С 1945 солистка Моск. филармонии. С 1959 преподаватель, с 1965 профессор Моск. консерватории.

Пианистич. стиль Н. характеризуется мужественностью, значит. виртуозным размахом. При широте репертуара (произв. классиков, романтиков, сов. композиторов) Н. ближе монументальные формы, крупные сильные и ярко выраженные линии. Композиторская работа Н. в значит. степени подчинена её пианизму (2 концерта для фп. с оркестром; для фп.- соната, 1949, Вариации памяти Н. Я. Мясковского, 1951, "Полифоническая триада", 1949, 24 концертных этюда, 1953). Н. также автор симфонии (1955), кантаты, ряда камерно-инстр. произв. и романсов. Гос. пр. СССР (1951) - за исполнительскую деятельность и за 1-й концерт для фп. с оркестром (1950). Гастролирует за рубежом.

Литература: Мильштейн Я. И., Татьяна Николаева, "СМ", 1950, No 12; Дельсон В.; Татьяна Николаева, там же, 1961, No 7.

Т. Н. Соловьева.

Николаевский Ф. И.

Фёдор Иосифович (24 IX (6 X) 1880, Москва - 28 V 1951, там же) - сов. дирижёр, кларнетист, муз.-обществ. деятель. Засл. арт. РСФСР (1933). Полковник (1943). В 1899 окончил Моск. консерваторию по классу кларнета у И. Ф. Фридриха. С 1898 солист оркестра Моск. оперных т-ров С. И. Мамонтова, С. И. Зимина, в 1910-48 - Большого т-ра. С 1914 воен. капельмейстер в рус. армии. С 1918 возглавлял лучшие воен. оркестры Москвы, с 1924 до конца жизни художественный руководитель и гл. дирижёр Образцово-показательного военного оркестра. С 1944 начальник инспекции воен. оркестров войск МВД СССР, с 1948 заместитель пред. Художественно-репертуарного Совета при Инспекторе воен. оркестров Сов. Армии. Внёс большой вклад в развитие сов. военно-оркестровой муз. культуры. Образцово-показат. оркестр под упр. Н., выступавший на радио, в крупнейших конц. залах, домах культуры и др., получил известность как высокохудожеств. исполнит. коллектив, в репертуаре к-рого центр. место занимали произв. рус. и заруб. классич. музыки, а также соч. сов. композиторов. Выдающееся дирижёрское мастерство сочеталось у Н. с большим организаторским и педагогич. дарованием. Будучи солистом оркестра оперных т-ров, Н. участвовал в первых пост. мн. опер и балетов. Один из видных кларнетистов, он воспитал мн. музыкантов-исполнителей, ставших впоследствии солистами симф. и воен. оркестров.

Литература: Памяти Ф. И. Николаевского, "СМ", 1951, No 7.

Николаи О. К. Э.

Николаи О. К. Э. (Nicolai) Отто Карл Эренфрид (9 VI 1810, Кёнигсберг - 11 V 1849, Берлин) - нем. композитор. В детстве обучался игре на фп. Затем с 1827 занимался в Берлине у К. Ф. Цельтера и в 1828-30 в Корол. ин-те музыки у Б. Клейна. В 1833-37 работал органистом церкви прусского посольства в Риме; здесь же продолжал заниматься композицией с Дж. Баини. В 1837-38 был дирижёром одного из т-ров Вены. В 1838-41 снова жил в Риме, написав в этот период первые оперы - "Энрико II" ("Розмонда Английская" - "Rosmonda d'Inghilterra", 1839, Триест), "Храмовник" ("Il Templario", 1840, Турин), "Филипп и Эдоард" (1840, Генуя), "Изгнанник" ("Il Proscritto", 1841, Милан; 2-я ред. под назв. "Возвращение ссыльного" - "Die Heimkehr des Vorbannten", 1844, Вена), в к-рых проявил себя мастером итал. оперного иск-ва. В 1841-1847 придв. капельмейстер в Вене, где завоевал признание как дирижёр и обществ. деятель. В 1842 Н. организовал филармонич. концерты, став одним из основателей Венского филармонического оркестра. С 1848 Н. - дирижёр Корол. оперы и рук. соборного хора в Берлине. Широкую известность принесла композитору (уже посмертно) его последняя опера "Виндзорские проказницы" ("Виндзорские кумушки" - "Die lustigen Weiber von Windsor", 1849, Берлин) по У. Шекспиру, поставленная незадолго до кончины Н. Опера привлекает жизнерадостной непосредств. музыкой, рельефностью мелодики, стройностью муз. драматургии. В ней заметно воздействие итал. оперы-буффа при сохранении преемственных связей с австро-нем. комич. оперой, в первую очередь Моцарта. Н. также автор 2 симфоний (1831, 1835), концерта для фп. с оркестром, увертюры, кантаты, инстр. ансамблей, фп. пьес и хоров. Чл. Берлинской корол. академии иск-в (1849).

Литература: Mendel H., Otto Nicolai. Eine Biographie, В., 1866, 1868; Schrцder B. (Hrsg.), Otto Nicolai. Tagebьcher nehst Biographischen Ergдnzungen, Lpz., 1892; Kruse G. R., Otto Nicolai, В., 1911.

T. H. Соловьёва.

Николай Е.

Елена (наст. имя и фам. - Стоянка Николова) (р. 24 I 1905, Церово, Юж. Болгария) - болг. певица (меццо-сопрано). В 1934 окончила консерваторию в Милане, где с 1938 пела в т-ре "Ла Скала"; позднее, став 1-й солисткой т-ра, приняла псевдоним Елена Николай. Была партнёршей Б. Джильи, Дж. Лаури-Вольпи. Выступала на оперных сценах Неаполя, Рима и др. городов Италии, а также в крупнейших т-рах др. стран. Обладая красивым голосом и артистич. дарованием, создала ряд ярких сценич. образов. На родине гастролировала в 1942-43, 1956, 1961. С 1970 снимается в кино. Записывалась на грампластинки. Партии: Кармен, Амнерис; Азучена ("Трубадур"), Принцесса Эболи ("Дон Карлос"), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи).

Литература: Карапетров К., Елена Николай, София, 1969.

Николов Н.

Никола (р. 23 III 1925, София) - болг. певец (драм. тенор). Нар. арт. НРБ (1965). Учился нению у С. Сыбева. С 1946 пел в Софийской нар. опере. Как солист дебютировал в 1947 в оперном т-ре в Варне (партия Пинкертона, "Чио-Чио-сан"). Лауреат Всемирных фестивалей молодёжи в Берлине (1951) и Бухаресте (1953). В 1953 стажировался в Большом т-ре в Москве под рук. Л. В. Баратова. Н. обладает голосом красивого тембра, даром перевоплощения, умением создавать образы большой драм. силы; отличается широтой репертуара. Партии: Радамес; Рудольф ("Богема"), Калаф ("Турандот" Пуччини), Эрнани ("Эрнани"), Отелло, Герцог; Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Манрико. Много гастролирует в странах Зап. Европы, а также в СССР (в сезоне 1959-60, в 1963, 1964, 1969, 1973). Димитровская пр. (1951. 1959).

Литература: Карапетров К., Никола Николов, София, 1967.

А. Абаджиев.

Николовски В.

Властимир (р. 20 XII 1925, Прилеп) - македонский композитор и педагог (Югославия). Учился музыке в Средней муз. школе в Скопле, изучал композицию в Ленингр. консерватории у О. А. Евлахова (1946-47) и в Муз. академии в Белграде у М. Живковича (1948-55). С 1955 живёт в Скопле. Преподаёт в Средней муз. школе, с 1961 профессор муз. кафедры Педагогич. академии. Одноврем. возглавляет оперный т-р, работает муз. ред. на радио. С 1966 первый ректор Высшей муз. школы. В 1956- 1961 пред. CK Македонии, в 1961-66 - CK Югославии. Автор статей в югосл. муз. прессе. II. - один из наиболее значит. представителей композиторской школы Македонии, сформировавшейся после 2-й мировой войны 1939-45. Его творчество глубоко связано с фольклором; Н. развивает нац. традиции (преим. в многочисл. хор. произв.), в инстр. соч. сочетает фольклорную основу с совр. приёмами письма; в вок. соч. часто прибегает к муз. сатире, гротеску.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - оратория Клименту (Klimentu, 1966), Бурлески сельские (Burleske rusticnе, 1963), кантата Сердарот (1963); для орк. - Короткая симфония (Sinfonija brevis, 1956), Сюита в старинном стиле (Svita in modo antico, 1957), Маленькая сюита (Mala svita, 1961), пассакалья (1964); камерно-инстр. ансамбли - трио для фп., альта и кларнета (Trio sonoro, 1965), струн. квартет (1954), для скр. и фп. - пьесы, в т. ч. цикл Легенда о юном солдате (Legenda о malom vojniku, 1960), пьесы для дух. инструментов с фп.; для голоса и орк. - циклы: По дорогам (Ро putevima, 1960), Солнечная колонна (Sunceva kolona, 1961), Македонка (Makedonka, 1964); хоры - циклы: Пародии (Parodije, 1953), Сельские бурлески (Seoske burleske, 1960), детские, смешанные и др. хоры; для голоса с фп. - вок. циклы: Сатир (Satir, 1962), Лирический (Lirican сiklus), романсы; музыка к спектаклям драм. т-ра и кино.

Литература: Богданов-Березовский В., Красота народности, "СМ", 1967, No 1.

Е. И. Гордина.

Никольский А. В.

Александр Васильевич (10 (22) VI (4 VII) 1874, с. Владыкино Пензенской обл. - 19 III 1943, Москва) - сов. хор. дирижёр, композитор, муз. писатель, педагог. С детства пел в церк. хоре. Учился в Моск. консерватории (1897-1900; контрапункт изучал у С. И. Танеева) и Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (по композиции у А. А. Ильинского, дирижированию у В. Кеса). В 1894-1918 преподавал хоровое пение в моск. гимназиях, ин-тах, Строгановском художеств. уч-ще; в 1906-17 - муз.-теоретич. дисциплины в муз. уч-ще В. Ю. Зограф-Плаксиной; в 1912-18 - в Нар. консерватории; в 1915-23 - в Синодальном уч-ще (затем Хор. академии; контрапункт и фуга). Работал на регентских курсах, в 1923-29 на муз.-этнографич. и в 1927-31 на вок. курсах ГИМН'а. С 1918 преподавал в муз. техникумах, с 1928 - в Моск. консерватории (с 1935 профессор; кафедры хорового дирижирования). Работал над исследованием рус. нар. песни, сотрудничал в муз. журналах. Статьи и брошюры Н. посвящены вопросам хор. пения - нар., церк., школьного. Как хор. дирижер выступал во мн. городах. Произв. (в т. ч. "Песня о купце Калашникове") и обр. нар. песен ("На горе, горе", "Звонили звоны", "Прибаутки" и др.) характеризуют Н. как мастера хор. письма. Автор детских опер "Сказка о царе Салтане", "Репка" и "В лесу" (клавиры изданы в 1910-12 гг.), произв. для голоса с фп., симф. оркестра и др.

Литературные сочинения: Образовательно-воспитательное значение музыки, "Вестник воспитания", 1908, No 6; Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенной в практических примерах, курсы 1-2, М., 1909 (совм. с Н. Д. Кашкиным); Отчет о московских летних регентско-учительских курсах за 1909 и 1910 годы, СПБ, 1911; Формы русского церковного пения, П., 1915; Краткий очерк истории церковного пения в период I-X вв., П., 1916; Голос и слух хорового певца. Методическое руководство по школьно-хоровому пению, П., 1916; О стилях хорового пения: "церковном" и "светском", "Музыка и Революция", 1926, No 9; Бурлацкие песни, "Музыкальная самодеятельность", 1936, No 8-9.

Б. С. Штейнпресс.

Никольский Ф. К.

Фёдор Калинович (1828 - 8 (20) VIII 1898, с. Боровичи, ныне г. Боровичи Новгородской обл.) - рус. певец (тенор). Сын священника. Учился в Моск. духовной семинарии. В 1850-61 певчий Придв. певч. капеллы. Занимался в Милане у Э. Репето. В 1861-71 артист Мариинского т-ра (дебютировал в партии Собинина). Оставив сцену, вновь был церк. певчим. Грудной, мягкий по тембру, широкого диапазона голос Н. отличался большой силой. Партии: Торопка ("Аскольдова могила"), Руальд ("Рогнеда"; первый исполнитель), Князь, Лоэнгрин, Тангейзер; Макс ("Вольный стрелок"), Роберт ("Роберт-Дьявол"), Страделла ("Алессандро Страделла" Флотова). Концертировал, прославился исп. романсов "Хуторок" Дюбюка, "Скажите ей" Е. В. Кочубея.

Литература: Ростислав (Толстой Ф. М.), Замечательные явления в русском музыкальном мире, "Северная пчела", 1863, 13 марта; А. Э. (Элькан А. Л.), Русский певец Фёдор Никольский, "Музыкальный свет", 1865, No 10; Сикевич В., Былые встречи, "Исторический вестник", 1893, апрель, с. 90-115, май, с. 373-88; Иванов М., Прошлое итальянского театра в Петербурге в XIX в., "ЕИТ", 1894-1895, Прил. No 2, с. 61-62, 66; (Некролог), "Театральные известия", 1898, No 85, с. 3.

Е. К. Морозова.

Никольский Ю. С.

Юрий Сергеевич (21 XI (3 XII) 1895, Москва - 9 V 1962, там же) - сов. композитор и дирижёр. В 1925 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Г. Л. Катуара и Н. Я. Мясковского, дирижированию обучался у К. С. Сараджева. С 1918 зав. муз. частью театра-студии Е. Б. Вахтангова, в 1928-32 Т-ра им. Мейерхольда, в 1932-35 редактор детского муз. вещания Всесоюзного радио. Н. - один из пионеров музыки для кино и радио. Его произв. в основном посвящены детям. В 1924- 1929 преподавал в муз. техникумах Москвы.

Сочинения: муз. комедия - Душенька (1947, не пост.); кантаты - Алкей и Сафо (1925), Москва (1947); для орк. - симфония - первая (1924), детская (1953); для скрипки с орк. - концерт (1952); семь хоров (сл. A. С. Пушкина); песни, романсы; музыка к детским радиопостановкам - Пиквикский клуб Диккенса (1935), Корзина с еловыми шишками Паустовского (1955) и др.; музыка к кинофильмам: художественным - "Гаврош" (1937), "Друзья из табора" (1938), "Советские патриоты" (1939), "Сын джигита" (1940) и др.

Литература: Памяти ушедших... Ю. С. Никольский, "СМ", 1962, M 9, с. 160.

А. С. Иванов.

Никулеску Ш.

Никулеску Ш. (Niculescu) Штефан (р. 21 VII 1927, Морени) - рум. композитор и музыковед. В 1941-46 и 1952-57 занимался в Бухарестской консерватории у Й. Киреску (муз.-теоретич. предметы), Й. Думитреску и М. Жоры (гармония, полифония), М. Андрику (композиция). Посещал Междунар. летние курсы новой музыки в Дармштадте (1966-68) и курсы электронной музыки в Мюнхене (1966). В 1960-63 науч. сотрудник Ин-та истории иск-в, с 1963 преподаёт в Бухарестской консерватории. Как композитор осн. внимание уделяет орк. и камерно-инстр. музыке, среди соч. - симфонии (1957, 1978), симфония для 15 солирующих инструментов (1963), "Унисоны" ("Unisonos", 1970), "Гетероморфия" ("Eteromorfie", 1967) для оркестра, струн. трио (1957), секстет для духовых (1969). Автор кантаты для меццо-сопрано и 5 деревянных духовых "Перекрёсток" ("Rascruce", 1965), соч. для хора a cappella "Афоризмы Гераклита" ("Aforisme de Heraclit", 1969).

Литературные сочинения: Aspecte ale creatiei enesciene оn lumina simfoniei de camera, "Studii muzicologice", Buc., 1958, No 8; Anton Webern, "Muzica", 1965, No 15; Aspecte ale gоndirii teoretice si stilistice la Xenakis si Boulez, там же, 1967, No 6; Georges Enescu si limbajul muzical din secolul XX, "Studii muzicologice", 1968, v. 4, p. 87-102.

Литература: Popovici F., Stefan Niculescu, "Muzica", 1979, No 11/12 (на франц. яз.).

Нильсен В. В.

Владимир Владимирович (р. 22 IX (5 X) 1910, Ленинград) - сов. пианист и педагог. Учился в Ленингр. консерватории по классу фп. у Н. И. Рихтера (1924-27) и по классу органа у И. А. Браудо (1927- 1931), занимался в аспирантуре (фп.) под рук. Н. И. Голубовской (1934). Концертирует с 1929. С 1935 преподаватель Ленингр. консерватории по классу фп. (с 1951 профессор), в 1955-63 - Киевской. 2-я пр. на 1-м Всесоюзном конкурсе пианистов (1937-38). Среди учеников - И. А. Комаров, Я. А. Гельфанд, Э. В. Базанов, B. С. Вишневский.

Нильсен К. А.

Нильсен К. А. (Nielsen) Карл Август (9 VI 1865, Норре-Люндельсе, близ Оденсе, остров Фюн - 3 X 1931, Копенгаген) - дат. композитор, дирижёр, муз. писатель и педагог. В 1879-84 играл в качестве ученика в полковом оркестре в Оденсе, в 1884-86 учился в консерватории в Копенгагене у В. Тофте (класс скрипки), О. Розенхофа (теория) и Н. В. Гаде (композиция). Композицию изучал и самостоятельно. В 1890-91 совершенствовался как композитор в Германии, Франции и Италии. Работал в Копенгагене. В 1889- 1905 скрипач Корол. капеллы, в 1908-14 гл. капельмейстер Корол. т-ра, в 1915-27 дирижёр концертов Муз. об-ва. С 1916 преподавал в консерватории (с 1931 директор).

Гастролировал как дирижёр в сканд. странах и Германии. Как композитор дебютировал в 1888. В процессе творч. эволюции от подражания композиторам венской классич. школы, влияний И. Брамса, Э. Грига и дат. романтиков (И. П. Э. Хартман, К. Хорнеман, Ю. Свенсен) пришёл к использованию традиций классич. полифонии Палестрины ("Гимн любви"); ощутимо также влияние франц. импрессионистов (элементы политональности, богатство красок). Музыка Н. зрелого периода отличается мужественным, суровым характером, самобытным гармонич. языком. Н. - автор гл. обр. программных симф. произв. (3 симфонии и др.), в к-рых опирался на нац. фольклор (без прямого цитирования), ред. сб-ков дат. нар. музыки: "Dansk sangbog" (Kbh., с 1915), "Sangbogen Denmark" (1922-24) и др. (в т. ч. совм. с Лаубом). Его творчество оказало воздействие на развитие совр. дат. музыки. В Копенгагене проводятся фестивали музыки Н.

Сочинения: оперы - Саул и Давид (1902, Копенгаген), Маскарад (Maskarade, 1906, там же, на сюжет пьесы Л. Хольберга); для солистов, хора и орк. - 10 кантат (в т. ч. Гимн любви - Hymnus amoris, 1896); для орк. - 6 симфоний (1891-1925; наиболее известна 5-я, 1922), увертюры - Гелиос (1903), Сказочный сон (Saga-drшm, 1907), Пан и Сиринкс (1918), увертюра-рапсодия Фантастическое путешествие на Фарерские острова (En fantasirejse til Foerшerne, 1927), симф. рапсодия (1889), симф. сюита (1894), соч. для струн, орк.; концерты с орк. - для скр. (1911), флейты (1927), кларнета (1928); камерно-инстр. ансамбли - 4 струн. квартета (1887-1906), квинтеты - для струн. (1888), дух. (1922) и др., 2 сонаты для скр. и фп.; произв. для фп., для скр. с фп. для органа; хоры; песни (ок. 250), псалмы, мотеты; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литературные сочинения: Levende Musik, Kbh., 1925, М957; Min fynske Barndom, Kbh., 1927, 1954; Carl Nielsens brev, Kbh., 1954.

Литература: Seligmann H., С Nielsen, Kbh., 1931; Meyer T., Schandorf-Petersen P., Carl Nielsen. Kunstneren og mennesket, bd. 1-2, Kbh., 1947-48; Dolleris L., Nielsen, en musikografi, Odense, 1949; Simpson R., C. Nielsen - symphonist. 1865-1931, L., 1952; Nielsen K. Y., C. Nielsen, Kbh., 1956.

В. В. Ошис.

Нильсон Б.

Нильсон Б. (Nilsson) Биргит (р. 17 V 1918, Каруп) - швед. певица (драм. сопрано). Род. в крестьянской семье. В детстве пела в церк. хоре и играла на органе. Училась в Стокгольме у К. Бленнона, Й. Хислопа и А. Суннегарда (1941-46). Дебютировала в 1946 в партии Агаты в Корол. опере в Стокгольме, была её солисткой (1948-51). С 1953 выступает на фестивалях в Байрёйте и Глайндборне. Гастролирует в крупнейших оперных т-рах мира - "Ковент-Гардене" (Лондон; с 1957), "Ла Скала" (Милан; с 1959), "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк; с 1960) и др. В 1964 в составе труппы "Ла Скала" выступала в Москве в одной из лучших своих партий - Турандот ("Турандот" Пуччини). Н. прославилась как исполнительница партий вагнеровского репертуара, в то же время является продолжательницей традиций школы итал. бельканто (в исп. партий итал. опер). Огромные возможности её голоса, исключительного по насыщенности, красоте тембра и диапазону, с прекрасно развитым верхним регистром, темперамент и драм. выразительность пения позволяют ей исполнять труднейшие в вок. и сценич. отношении партии разного характера. Её игра отличается одухотворённостью, поэтичностью и лиризмом. Партии: Изольда, Брунгильда, Эльза, Елизавета ("Тристан и Изольда", "Кольцо нибелунга", "Лоэнгрин", "Тан-гейзер" Вагнера), Елена ("Мефистофель" Бойто), Аида, Тоска, Саломея; Донна Анна ("Дон Жуан"), Урсула ("Художник Матис" Хиндемита).

Литература: Грошева Е., Кузнецова И., После гастролей "Ла Скала", "СМ", с. 59-71.

В. И. Зарубин.

Нильсон К.

Нильсон К. (Nilsson) Кристина (Христине) (20 VIII 1843, Шёаболь, близ Векшё - 22 XI 1921, Стокгольм) - швед. певица (сопрано). Училась пению у Ф. Бервальда в Стокгольме, совершенствовалась в Париже, где дебютировала в партии Виолетты в "Театре лирик" (1864), была солисткой этого т-ра (до 1867). Гастролировала в Лондоне и Бирмингеме (1867). Пела в Парижской опере (1868-70), в "Ковент-Гардене" в Лондоне и др. городах стран Европы, в т. ч. в Петербурге (1872- 1885). Совершала турне по США (1870-72, 1873, 1874 и 1884). Оставила сцену в 1888. Выступала и как конц. певица - в ораториях Г. Ф. Генделя и Й. Гайдна. Голос Н. не отличался большой силой, но был гибким, мягкого тембра и большого диапазона (g - d 3). Одна из выдающихся певиц 19 в., Н. покоряла публику теплотой, искренностью чувств, драм. взволнованностью исп. (качества, выделявшие её среди совр. ей виртуозных певиц итал. школы). Партии: Маргарита, Миньон, Дездемона; Донна Эльвира, Царица ночи, Керубино и Графиня ("Дон Жуан", "Волшебная флейта", "Свадьба Фигаро" Моцарта), Офелия ("Гамлет" Тома), Лючия ди Ламмермур; Алиса ("Роберт-Дьявол" Мейербера), Елена ("Мефистофель" Бойто).

Литература: Charnacй G., Les йtoiles du chant, P., 1869; Carlsson В., Kristina Nilsson, Stockh., 1922; Norlind T., Kristina Nilsson, Stockh., (1923); Klein H., Great womensingers of my time, L., 1931; Headland H., Christina Nilsson, Rock Island, I11., 1943; Leche-Lцfgren M., Kristine Nilsson, Stockh., 1944.

В. В. Тимохин.

Ниман В.

Ниман В. (Niemann) Вальтер (10 X 1876, Гамбург - 17 VI 1953, Лейпциг) - нем. муз. критик, музыковед, композитор. Учился музыке у своего отца - пианиста Р. Нимана и комп. Э. Хумпердинка, завершил образование в Лейпциге - в консерватории (класс композиции К. Рейнеке) и в ун-те (1898-1901, у X. Римана). Защитил диссертацию на тему "Условное значение лигатур в мензуральной теории, предшествовавшей трудам Иоанна де Гарландиа" ("Die abweichende Bedeutung der Ligaturen in der Mensuraltheorie der Zeit vor Johannes de Garlandia", Lpz., 1902). В 1906-07 преподавал в Гамбургской консерватории, затем жил в Лейпциге, где в 1907-17 состоял муз. референтом журн. "Neueste Nachrichten". Был ред. изданий ряда сб. старинных муз. произв. (клавирная и органная музыка). Книги Н. имеют преим. науч.-популярное значение. Большой интерес проявлял к музыке сканд. стран. Автор множества муз. произв., гл. обр. для фп., отчасти представляющих собой стилизацию под старинную музыку.

Сочинения: Musik und Musiker des 19. Jahrhunderts, Lpz., 1905; Die Musik Skandinaviens, Lpz., 1906; Das Klavierbuch, Lpz., 1907, 1920; Grieg, Lpz., 1908 (совм. с G. Schjelderup); Das Nordlandbuch, Weimar, 1909; Die musikalische Renaissance des 19. Jahrhunderts, Lpz., 1911; Taschen-Lexikon fьr Klavierspieler, Lpz., 1912, 1918; Die Musik seit R. Wagner, B. - Lpz., 1913; Die nordische Klaviermusik, Lpz., 1918; Die Virginalmusik, Lpz., 1919; Meister des Klaviers, В., 1919; Brahms, В., 1920, 1933, и др.

Т. H. Соловьёва.

Ниман Ф. А.

Ниман Ф. А. (псевд. Фёдоров) Фёдор Августович (11 IX 1860, Нюрнберг - 5 IX 1936, Ленинград) - сов. гобоист, дирижёр и композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1929). По национальности немец. Муз. образование получил в Нюрнберге. С 1880 жил в России. В 1887-1907 солист оркестра Мариинского т-ра. Был одним из лучших исполнителей на англ. рожке; участвовал в Вагнеровских юбилейных концертах в Байрёйте. С 1898 второй дирижёр, в 1918-33 дирижёр и худ. рук. Великорусского оркестра В. В. Андреева. С 1921 профессор Ленингр. консерватории по классам гобоя, инструментовки для оркестра нар. инструментов и ансамбля духовых инструментов. Написал "Школу для гобоя", пьесы, обр., переложения для духовых инструментов и оркестра рус. нар. инструментов.

И. М. Марков.

Нин-и-Кастельянос Х.

Нин-и-Кастельянос Х. (Nin y Castellanos) Хоакин (29 IX 1879, Гавана - 24 X 1949, там же) - кубинский композитор, пианист, музыковед. Учился у К. Г. Видьелльи в Барселоне. С 15-летнего возраста выступал как пианист в Испании, мн. странах Зап. Европы и Юж. Америки. С 1902 жил в Париже, где занимался у М. Мошковского (фп.) и в "Схола канторум" и у В. д'Энди (композиция). В 1906-08 преподавал в "Схола канторум", в 1908-10 - в Берлине. В 1910 основал в Гаване консерваторию и конц. об-во. С 1913 работал гл. обр. в Париже и Брюсселе; в 1939 возвратился в Гавану. Большинство инстр. сочинений Н. отмечено нац. колоритом, значит. интерес представляют его обработки испан. песен. Н. - видный фольклорист, автор исследований в области старинной испан. музыки. Составитель сб. для фп. из произв. испан. композиторов 16-18 вв. (1925, 1929). Последние годы жизни провёл на Кубе, профессор Гаванской консерватории.

Его сын - Хоакин Мария Нин-Кульмель, Nin-Culmell (р. 5 IX 1908, Берлин) - пианист и композитор. Учился в "Схола канторум" (классы фп. и композиции) в Париже. В 1930-34 брал уроки композиции у М. де Фалья в Гранаде. Концертирует во мн. странах Зап. Европы и Америки. Автор сочинений для фп. (в т. ч. концерт с орк., 1946, соната, 1934), фп. квинтета (1938), 2 поэм для голоса с орк. (1963). В 1940-49 педагог муз. колледжа в Уильямстауне, в 1949-54 - в Калифорнийском ун-те (Беркли).

Литературные сочинения: Pour l'art, P., 1909; Huit annйes d'action musicale, Brux., 1911; Idйes et commentaires, P., 1912; Las trиs grandes escuelas musicales del siglo XVIII, Bilbao, 1913; Clavecin ou piano, P., 1921; La presse dit, P., 1930.

Сочинения: балет - Голубой шарф (L'йcharpe bleue, 1937); мимодрама - Другой (L'autre, 1913); для скр. и фп. - Иберийская рапсодия (Rapsodie ibйrienne, 1930); Диалог в саду Линдараха (Dialogo au Jardin de Lindaraja, 1927); Песня ночного сторожа (Le chant du veilleur. 1937); для фп. - Иберийский танец (Danza ibйrica, 1926), Послание Клоду Дебюсси (Message а Claude Debussy, 1929), Колыбельная испанским сиротам (Berceuse pour les orphelins d'Espagne, 1939); для влч. и фп. - Испанская сюита (Suite espagnole, 1930); для голоса с фп. - Десять испанских рождественских песен (Dix noлls espagnoles, 1934); обр. нар. песен (в т. ч. сб. 20 испанских народных песен, Veinte canciones populres espanсolas, т. 1-2, 1923).

Литература: Карпентьер A., Музыка Кубы, пер. с исп., М., 1962; Collet H., L'essor de la musique espagnole au XX-e siиcle, P., 1929; Slonimsky N., La mъsica de America Latina, B.-Aires, 1947.

Нисневич И. Г.

Изидор Герасимович (р. 8 (21) XII 1914, Минск) - сов. музыковед. В 1938 окончил Белорус. консерваторию по классу фп. В 1947-62 преподаватель истории музыки и муз. лит-ры Белорус. театрально-художеств. ин-та; в 1938-40 - Белорус. консерватории. В 1947-48 зам. худ. рук. Белорус. филармонии. С 1963 лектор.

Сочинения: Белорусская ССР (серия: Муз. культура союзных республик, совм. с Г. И. Цитовичем), M., 1957, 1958; Творчасць Купалы i музыка беларускiх кампазiтараў, в сб.: Янка Купала ў беларускiм мастацтве, Мiнск, 1958; Народный артист СССР Г. Р. Ширма, Минск, 1960, под назв. - Григорий Романович Ширма. Очерк жизни и творчества, М. - Л., 1964, 1971; Татьяна Лопатина, М., 1962; Очерки по истории советской белорусской музыкальной культуры (совм. с С. Г. Нисневич), М. - Л., 1966, 1969; Невычэрпная крынiца натхнення, в сб.: У сэрцы народным. Жыццё i творчасць Якуба Коласа,Мiнск, 1967; Кампазiтар Нестар Сакалоўскi, Мiнск, 1969; Композитор З. Шахиди, Душ., 1969 (на тадж. яз.);Паэт i музыка (Максiм Багдановiч), в сб.: Музыка нашых дзён, Мiнск, 1969; Старонкi беларускай музычнай Ленiнiяны, в сб.: Музыка нашых дзён, Мiнск, 1971, и др.

И. М. Ямпольский.

Нисневич С. Г.

Сима Герасимовна (р. 20 I (2 II) 1914, г. Игумен, ныне г. Червень Минской обл.) - сов. музыковед. Сестра Изидора Герасимовича Н. Окончила в 1936 физико-математич. ф-т Белорус. ун-та, в 1941 Белорус. консерваторию по классу композиции у В. А. Золотарёва, в 1949 - аспирантуру при Ин-те лит-ры, языка и иск-ва АН БССР по специальности белорус. музыка (рук. Н. И. Аладов и М. С. Пекелис). В 1936-41 преподаватель муз. акустики, с 1944 - истории музыки Белорус. консерватории (в 1944-48 зав. учебной частью, с 1974 доцент). В 1954-57 младший науч. сотрудник Ин-та лит-ры, языка и иск-ва АН БССР.

Сочинения: Замечания о мелодической и ладовой структуре белорусской народной песни, "Известия Академии Наук БССР", Минск, 1948, No 3; Опера А. Богатырёва "В пущах Полесья", в сб.: Белорусское искусство, Минск, 1957; Белорусская народная песня в обработках композиторов БССР. Научно-методические записки Белорусской консерватории, вып. 1, Минск, 1958; Народный артист БССР Н. И. Аладов, Минск, 1959; Белорусская симфоническая музыка, Минск, 1959; Беларуская народная песня ў музычнай драматургii нацыянальных опер i балетаў, Мiнск, 1962; В. А. Золотарев, М., 1964; Генрых Вагнер, MоHCK, 1969; Гiсторыя беларускай савецкай музыкi (совм. с Г. С. Глушенко, Л. С. Мухаринской, К. И. Степанцевич, Т. А. Щербаковой), Мiнск, 1971; Да гiicторii збiрання, вывучэння i выкарыстання беларускiх народных напеваў, в сб.: Музыка нашых дзён, Мiнск, 1971; Яўген Цiкоцкi, Мiнск, 1972; Аб напевах беларускай народнай жартоўнай песнi, в сб.: Жартоўныя песнi, Мiнск, 1974, и др.

И. М. Ямпольский.

Ниссен-Саломан Г.

Ниссен-Саломан Г. (Nissen-Saloman) Генриетта (12 III 1819, Гётеборг - 27 VIII 1879, Бад-Харцбург, Германия) - певица (сопрано) и педагог. По национальности шведка. Занималась у М. Гарсиа-сына (пение). С 1843 пела в Итал. опере в Париже, где дебютировала в партиях Адальжизы ("Норма") и Эльвиры ("Дон Жуан"). С 1845 выступала как оперная и конц. певица в Италии, России, Великобритании, Норвегии, Швеции, Германии и др. странах. Партии: Норма, Лючия, Розина и др. С 1860 жила в России (была приглашена А. Г. Рубинштейном как педагог в Петерб. муз. классы РМО). В 1862-72 и 1878-79 профессор Петерб. консерватории. Среди её учеников - А. А. Бичурина, Н. А. Ирецкая, М. Д, Каменская, А. П. Крутикова, Е. А. Лавровская, В. И. Рааб. Автор методич. руководства "Школа пения" (изд. посмертно, на рус, франц. и нем яз., СПБ, 1881).

Литература: (Некролог), "Нувеллист", 1879, No 6; (Воспоминания о Г. Ниссен-Саломан), "Русская старина", 1909, авг., с. 253- 291; там же, 1912, февраль, с. 320-21.

Е. К. Морозова.

Ницше Ф. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница