Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕД"-"НЕФ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕД"-"НЕФ")

Недбал К.

Недбал К. (Nedbal) Карел (28 X 1888, Двур-Кралове - 20 III 1964, Прага) - чехосл. дирижёр. Племянник Оскара Н. Композицию изучал под рук. В. Новака и И. Б. Фёрстера. В 1910-11 дирижёр оркестров моравских т-ров, рук. студенч. симф. оркестра, в 1911-20 возглавлял хор. об-во "Виноградский глагол" в Праге, одноврем. дирижировал театр, оркестрами - в 1914-20 "Т-ра на Виноградах" (совм. с О. Острчилом, в 1920-28 т-ра в Оломоуце (гл. дирижёр). Приобрёл известность гл. обр. как оперный дирижёр. Пропагандировал нац. оперную классику за рубежом - выступал с операми Б. Сметаны в Вене (1924), с циклом чеш. опер в Кракове (1927). В 1928-38 гл. дирижёр Словацкого нац. т-ра в Братиславе; в 1938-40 оперный дирижёр т-ра в Брно, в 1941-45 - в Оломоуце, с 1945 - Нац. т-ра в Праге. Наряду с чеш. операми (Б. Сметаны, А. Дворжака, Л. Яначека и др.), в его репертуаре рус. и сов. оперы - "Золотой петушок" (1928), "Сорочинская ярмарка" (1932), "Любовь к трём апельсинам" (1931), "Катерина Измайлова" (1935, впервые за пределами СССР), "Иван Сусанин", "Черевички" (с 1945). В симф. концертах часто исполнял новые произв. словацких композиторов (А. Мойзеса, Э. Сухоня и др.). Н. - автор ряда муз.-сценич., симф. и камерных произв., песенного цикла и обр. словацких нар. песен. Написал воспоминания "Полвека с чешской оперой" ("Pul stoletн s ceskou operou", Praha, 1959) и "Прославленные дирижёры мира" ("Slavnн svкtovн dirigenti", Praha, 1963).

М. M. Яковлев.

Недбал О.

Недбал О. (Nedbal) Оскар (26 III 1874, Табор, Чехия - 24 XII 1930, Загреб) - чеш. дирижёр, композитор, альтист. Учился в Пражской консерватории (1885-92) у Ф. Блахи (труба и ударные), у А. Бенневица (скрипка) и А. Дворжака (композиция). В 1891-1906 альтист "Чешского квартета" (как его участник исполнял русскую квартетную музыку от сочинений А. П. Бородина до Р. М. Глиэра). В 1896-1906 дирижировал оркестром Чешской филармонии, с к-рым гастролировал в Вене (1901) и Лондоне (1902). Как дирижёр отличался темпераментом, тонким чувством формы. Обширный репертуар Н. включал произв. Л. Бетховена, Г. Берлиоза, И. Брамса, П. И. Чайковского, Б. Сметаны, А. Дворжака и др. Гастролировал во мн. странах Европы; в СССР - в 1929 (дал 10 концертов в Баку). Больше др. чеш. дирижёров исполнял произведения рус. композиторов (Д. С. Бортнянского, А. Ф. Львова, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, Вас. С. Калинникова, Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Аренского, С. И. Танеева, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова и др.). В 1906-19 был дирижёром симф. и оперного оркестров в Вене. Под влиянием т. н. венской оперетты Н. создал ряд оперетт, в т. ч. популярную "Польская кровь". В его лучших произв. ощутимы венские, а также чеш. традиции, мн. соч. окрашены нар. юмором. В 1918 дирижировал оркестром Шака (частный антрепренёр). С 1919 гастролировал в Чехословакии, Австрии, Югославии. С 1923 работал в Братиславе. Н. - один из организаторов муз. жизни Словакии; был директором, гл. дирижёром оперной труппы, позднее и антрепренёром Словацкого нац. т-ра; дирижировал также концертами об-ва "Союз просвещения", преподавал в Муз.-драм. академии, читал лекции в ун-те им. Я. А. Коменского, руководил муз. передачами на радио. Н. пропагандировал музыку Б. Сметаны и А. Дворжака, а также оперы словацких композиторов, в т.ч. Я. Л. Беллы ("Кузнец Виланд", 1926) и В. Фигуша-Бистри ("Детван", 1928). В 1924 совершил турне с братиславским оперным т-ром по Испании. Как композитор сформировался под воздействием А. Дворжака (ранние орк. и камерно-инстр. соч., отличающиеся мелодич. богатством и красочностью инструментовки). В историю чеш. муз. театра вошёл гл. обр. как автор оперетт и муз. пантомим.

Сочинения: оперетты - Целомудренная Варвара (Cudnб Barbora, 1910, Прага), Польская кровь (Polenblut 1913, Вена), Сбор винограда (Vinobranн, 1916, Вена), Прекрасная Саския (Die schцne Saskia, 1917, Вена); комич. опера - Крестьянин Якуб (Sedlбk Jakub, 1922, Брно); пантомимы - Сказка о Гонзе (Pohбdka о Honzovi, 1902, Прага), Из сказки в сказку (Z pohбdky do pohбdky, 1908, Прага), Принцесса Гиацинта (Princezna Hyacinta, 1911, Прага); для орк. - Scherzo caprice (самое известное произв.; исп. 1892).

Литература: Novбk L., О. Nedbal v mэch vzpominkбch, Praha, 1939; Kvet J. M., Oskar Nedbal, Praha, 1947; Suic M., Oskar Nedbal, Praha, 1958; Oskar Nedbal, Praha, 1964.

Й. Бек.

Неедлы В.

Неедлы В. (Nejedlэ) Вит (22 VI 1912, Прага - 2 I 1945, близ Дукельского перевала, на границе Польши и Чехословакии) - чехосл. композитор, дирижёр, муз. критик и муз.-обществ. деятель. Сын Зденека Н. Один из зачинателей социалистич. иск-ва в Чехословакии. Композицию изучал у О. Еремиаша в Праге. Состоял в муз. секции Союза чехосл. рабочих - любителей т-ра. В 1936-38 дирижёр т-ра в Оломоуце. С 1939 жил в Москве, совершенствовался как дирижёр в аспирантуре Моск. консерватории у Л. М. Гинзбурга (1940-41), работал ред. на радио (1940-41, 1942-43). Организовал чехосл. армейский ансамбль, для к-рого писал муз.-лит. мон-тажи - "В бой, славяне" ("Do boje, Slovenй", 1943), "Мы приходим из СССР" ("Pri-chвzime z SSSR", 1944), массовые песни, танцы, марши. Имя Н. присвоено художеств, ансамблю Чехосл. армии.

Сочинения: опера Ткачи (Tkalci, по пьесе Г. Гауптмана, 1938; оркестровка совм. с Я. Ганушем, 1961, Плзень); кантаты - День (Den, на сл. Я. Ноги, 1935), Клятва украинки (Prнsaha Ukrajinky, 1942), Тебе, Красная армия (Tobe, Rudб armбdo, 1943); для opк. - 3 симфонии (3-я посв. героям Испанской республики, 1938), симфониетта (1938), увертюра Зори (Svнtбnн, по одноим. драме Э. Верхарна), симф. марш Победа будет за нами (Vнtezstvi bude nase, 1941); камено-инстр. ансамбли - 2 нонета и др.; муж. хор 150 миллионов (на стихи Маяковского); фп. соч.; 2 конц. мелодекламации на сл. Й. Волькера; массовые песни, в т. ч. Марш единого рабочего фронта (Pochod jednotnй delnickй fronty), Марш красных спортсменов (Pochod rudэch sportoveu), обр. нар. песен.

Литературные сочинения: Kritiky a stati о hudbe (1934-1944), (Praha), 1956.

Литература: Шнеерсон Г., Музыкант-боец. К 50-летию В. Неедлы, "СМ", 1962, No 7; Ваницкий Я., Йиранек Я., Карасек Б., О чешской музыке, пер. с чеш., М., 1965; Полякова Л., Чешская революционная музыка межвоенного двадцатилетия, в сб.: Искусство, революцией призванное, вып. 1, М., 1969; Vzpomнnkyna V. Nejedlйho, Praha, 1948; Jirбnek J., Vнt Nejedlэ, Praha, 1959.

В. Н. Егорова.

Неедлы З.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нежданова А. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Незеритис А.

Незеритис А. (Nezeritns) Андреас (р. 1 XII 1897, Патры) - греч. композитор. Муз. образование получил в Афинской консерватории; по композиции ученик Д. Лаврангаса. Среди произв. Н. - 2 "Греческие рапсодии" (1938, 1939, для оркестра) и "Пять псалмов Давида" (1946, для солистов, хора и оркестра). С 1957 - председатель объединения греческих композиторов.

Сочинения: оперы - Король Анильягос (пост 1948, Афины), Геро и Леандр (по пьесе P. Грильпарцера), для орк. - 3 симфонии (1948-57), Эскизы из детской жизни (1920); для струн орк. - танц. музыка; концерт для влч. (1945), пьесы для фп.

Неинский А. В.

Александр Виденов (р. 12 IX 1920, Стакевци, округ Видинский) - болг. альтист, педагог и муз.-обществ. деятель. Нар. деятель иск-в (1975). Герой Социалистич. Труда (1980). В 1945 окончил Муз. академию в Софии (с 1954 - Болг. консерватория), в к-рой с 1958 преподаёт (с 1961 профессор, в 1968-72 ректор). С 1970 пред. Союза муз. деятелей Болгарии.

Ней Э.

Ней Э. (Ney) Элли (27 IX 1882, Дюссельдорф - 31 III 1968, Тутцинг) - нем. пианистка и педагог (ФРГ). Обучалась в Кёльнской консерватории. Совершенствовалась в Вене у Т. Лешетицкого и Э. Зауэра. В 1906-1908 преподавала в Кёльнской консерватории, в 1921-1930 жила в США. В 1932 организовала фп. "Трио Элли Ней". В 1939-45 преподавала в Моцартеуме (Зальцбург). Н. - один из лучших исполнителей фп. соч. Л. Бетховена. Выступала в симф. концертах с дирижёрами А. Никишем, В. И. Сафоновым, Ф. Вейнгартнером, В. Фуртвенглером, Б. Вальтером. Концертировала в Петербурге (1911-12) вместе со своим мужем - скрипачом и дирижёром В. ван Хоогстратеном.

Сочинения: Ein Leben fьr die Musik, Darmstadt, 1952, под назв. Erinnerungen und Betrachtungen, Aschaffenburg, (1958); Briefwechsel mit Willem van Hoogstraten, Bd 1-2, Tutzing, 1970-72.

Нёйбауэр Ф. К.

Нёйбауэр Ф. К. (Neubauer) Франтишек Криштоф (Франц Кристоф) (21 III 1750, Мельник, Чехия - 11 X 1795, Бюккебург) - чеш. скрипач, дирижёр и композитор. Работал в Праге, затем в Вене, где Н. общался с Й. Гайдном, В. А. Моцартом, а также с П. Враницким (Н. участвовал в пост. его зингшпиля "Фернандо и Ярико"). Жил в разных городах Швейцарии (в Винтертуре в 1786 исполнялся его "Гимн природе" - "Hymne an die Natur") и в Германии (в Хейльбронне в 1789). Служил придворным капельмейстером в Вейльбурге (1790-94), затем у графа Шаумбург-Липпе в Бюккебурге (1795; Н. - преемник И. К. Ф. Баха). Автор гл. обр. инстр. соч. - более 11 симфоний (одна из них приписывалась В. А. Моцарту и издана в 1944 под его именем; в 1947 было доказано авторство Н.), концертов с орк. - для фп., виолончели, флейты; сонат для скрипки соло, многочисл. дуэтов для 2 скрипок, скрипки и альта (или виолончели), трио разл. составов, 16 струн. квартетов. Б. ч. соч. Н. осталась в рукописи (симфонии, мессы, кантаты и песни).

Литература: Sjoerdsma R. D., The instrumental works of Fr. Chr. Neubauer, v. 1-2, Ohio state university, 1970 (diss.).

Нейгауз Г. Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нейгауз С. Г.

Станислав Генрихович (р. 21 III 1927, Москва) - сов. пианист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1966). Сын Г. Г. Нейгауза. Игре на фп. учился в Моск. консерватории (с 1945) у В. С. Белова, затем у отца, по классу к-рого окончил консерваторию в 1950, под его руководством аспирантуру - в 1953. В 1950-57 выступал с ним в фп. дуэте. С 1953 гастролирует во мн. странах. Как и Генрих Густавович Н., он- исполнитель романтич. склада. Игра Н. отличается артистич. темпераментом, тонкой звуковой палитрой, естественностью фразировки, значительностью замыслов. Выделяется интерпретация произв. Ф. Шопена и А. Н. Скрябина. В репертуаре Н. также соч. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, К. Дебюсси, М. Равеля, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева. С 1957 преподаёт в Моск. консерватории (с 1975 профессор). Среди учеников - лауреаты междунар. конкурсов В. В. Крайнев, В. В. Кастельский, Р. Лупу, Л. Бараняи, Б. Анжерер.

Литература: Дельсон В., Романтический талант, "СМ", 1966, No 11.

Ю. М. Оленев.

Нёйком С. Р.

Нёйком С. Р. (Neukomm) Сигизмунд Риттер фон (10 VII 1778, Зальцбург - 3 IV 1858, Париж) - австр. композитор, органист, пианист, дирижёр, муз. критик. Муз. образование получил под рук. М. Гайдна в Зальцбурге (учился также игре на органе у Ф. К. Вейссауэра) и Й. Гайдна в Вене. Стал другом последнего. С 14 лет работал в Зальцбурге органистом, а с 1796 концертмейстером придв. т-ра. В 1804-08 капельмейстер нем. т-ра в Петербурге. В 1808 возвратился в Вену, в 1810 переехал в Париж; будучи пианистом у Ш. М. Талейрана, сопровождал его в Вену. В 1816-21 с дипломатической миссией герцога Люксембургского находился в Рио-де-Жанейро (придв. капельмейстер короля Бразилии). Вернувшись в Париж, много путешествовал, был муз. критиком журн. "Revue et Gazette musicale de Paris", жил в Лондоне. Н. приобрёл широкую известность благодаря разносторонней деятельности (также один из крупнейших органистов своего времени) и общению со мн. музыкантами (П. А. Монсиньи, Ф. Ж. Госсек, А. Э. Гретри, Л. Керубини, Ф. Мендельсон и др.). В редакции Н. сохранилась оратория Й. Гайдна "Возвращение Товия". Был эпигоном венской классич. школы с умеренными чертами романтизма. Написал 10 опер, 9 ораторий, 15 месс, 5 духовных кантат, симфонии, увертюры, фантазии для оркестра, камерные ансамбли, ок. 200 песен, дуэтов (на нем., франц., итал., англ., рус. тексты), произв. для органа и фп. Автобиография Н. была опубликована под назв. "Esquisse biographique de Sigismond Neukomm" (P., 1859).

Литература: Pellegrini G., Sigismund Ritter von Neukomm. Ein vergessener Salzburger Musiker, Salzburg, 1936; Correa de Azevedo L. H., S. Neukomm an Austrian Composer in the New World, "MQ", 1959, October; Angemuller R., Sigismund Ritter von Neukomm (1778-1858) und seine Lehrer Michael und Joseph Haydn. Eine Dokumentasion, "Haydn" Studie III/I (Jan. 1973), S. 29-42.

Нейлисов И. Ф.

Иван Фемистоклович (1830-2 (14) VII 1881, Петербург) - рус. пианист и педагог. Ученик А. Л. Гензельта и Ф. Листа. С 1850-х гг. начал концертировать, в 60-70-х гг. солист придв. оркестра в Петербурге. Неоднократно выступал в симф. концертах РМО и Бесплатной муз. школы. В 1880-81 преподавал в Петерб. консерватории. Деятельность Н. сыграла заметную роль в развитии музыкальной жизни Петербурга.

Нёйман В.

Нёйман В. (Neumann) Вацлав (р. 29 IX 1920, Прага) - чеш. дирижёр. Нар. арт. ЧССР (1977). В 1944 окончил Пражскую консерваторию по классам скрипки у Й. Мицки и дирижирования у П. Дедечека и М. Долежила. Играл на альте в квартете им. Б. Сметаны (1943-47), затем в симф. оркестре Чеш. филармонии в Праге (с 1948 его дирижёр). Дирижировал также оркестром Чехосл. радио. Был гл. дирижёром симф. оркестров в Карлови-Вари (1951-53), Брно (1953-56), Праге. Участвовал как дирижёр в ряде пост. берлинской "Комише опер" (1955-60), где (совм. с В. Фельзенштейном) пост. оперу "Приключения Лисички-плутовки" Л. Яначека (1956); гастролировал с этим т-ром в Париже, Висбадене, Венеции, а также Москве (1959). Гл. дирижёр оркестров Гевандхауза, Гос. оперы в Лейпциге (с 1964) и Чеш. филармонии (с 1968), генерал-музик-директор Штутгартской гос. оперы (1970-73). Выступал во мн. странах Европы.

Неймарк И. Г.

Иосиф Густавович (10 (23) IV 1903, Белосток, ныне ПНР - 14 VII 1975, Москва) - сов. композитор. Окончил Моск. консерваторию в 1927 по классу фп. у Ф. М. Блуменфельда, в 1930 - по классу композиции (занимался у Г. Л. Катуара и А. Н. Александрова). Преподавал инструментовку для дух. оркестра в Моск. (1936-38) и Ленингр. (1942-43) консерваториях, курс общей и спец. инструментовки - в Центр. ин-те повышения квалификации музыкантов и педагогов в Москве (1939-41). В 1950-57 редактор Музфонда СССР.

Сочинения: оратория - Двенадцать (сл. А. А. Блока, 1962); кантата - Ленин жив (сл. В. В. Маяковского, 1948, 2-я ред. 1954); для орк. - 3 симфонии (Памяти Тараса Шевченко, 1952; симфония-кантата Земля молодости (для солиста, чтеца, хора мальчиков и орк., сл. В. В. Маяковского, С. В. Михалкова, А. А. Барто и др., 1954), Жан Кристоф, 1959, по Р. Роллану); концерт для фп. с орк. (1946); серенада для камерного орк., 1974; камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (1955, 1965, 1971), фп. квинтет (1969); для голоса с орк.- Товарищи, мы станем братья (симф. монолог, на стих. "Скифы" А. А. Блока, 1962), Пламя (ариозо для баритона, сл. Л. М. Квитко, 1942); для голоса и фп. - 3 вок. цикла, в т. ч. Негритянские песни (для баритона, фп. и ударных, 1966); инстр. пьесы, хоры a cappella; романсы; музыка для драм. т-ра.

И. М. Ямпольский.

Некрасов И. В.

Илья Васильевич (19 (31) VII 1862, Петербург - 6 (19) IV 1905, там же) - рус. фольклорист. В 1892 окончил Петерб. консерваторию но классу композиции у H. P. Соловьёва. В 1893-96 участник экспедиций, организованных Рус. Географич. об-вом. Составил (совм. с Ф. М. Истоминым) ряд сб-ков рус. нар. песен для муж. хора.

Сочинения: Песенная экспедиция 1903 г., "Известия С.-Петерб. общества муз. собраний", 1903, июль - август - сентябрь; В. В. Стасов (из личных воспоминаний), "Рус. ведомости", 1906, 10 ноября.

Некрасов Н. Н.

Николай Николаевич (р. 30 VI 1932, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1962. В 1960 окончил Муз.-под. ин-т им. Гнесиных. Был гл. дирижёром оркестров Рус. нар. хора им. M. E. Пятницкого (1957-60), Ансамбля нар. танца СССР (1960-73). С 1973 гл. дирижёр и худ. рук. Оркестра рус. нар. инструментов Радиовещания и Центр. телевидения. Под рук. Н. исполнены переложения для оркестра рус. нар. инструментов многих произв. рус., сов. и заруб. композиторов.

Нельсова З.

Нельсова З. (Nelsova) Зара (р. 24 XII 1924, Виннипег, Канада) - амер. виолончелистка. Дочь выходцев из России. С детства играла на виолончели в семейном фп. трио, позднее выступала в ансамбле с сестрами (до 1936). Училась игре на виолончели у X. Уоленна в Лондоне, затем у Э. Фёйермана, совершенствовалась у П. Касальса. С 1939 живёт в США. Концертировала (как солистка дебютировала в 12-летнем возрасте в Лондоне) с симф. оркестрами под упр. крупнейших амер. и европ. дирижёров, участвовала в фестивалях им. Касальса в Праде и "Пражской весны", а также в "Променад-концертах" в Лондоне и др. Выступает в сонатных вечерах в ансамбле с мужем, пианистом Г. Йоханнесеном. Была первой исполнительницей концерта Г. Вуда. Гастролирует в США, Канаде, странах Зап. Европы, в СССР (1966), в Африке, Австралии. С 1962 преподаёт в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке. Игра Н. темпераментна, отличается яркой эмоциональностью, красивым звуком, технич. свободой.

Л. С. Гинзбург.

Нельсон Р.

Нельсон Р. (Nelson) Рудольф (8 IV 1878, Берлин - 5 II 1960, Зап. Берлин) - нем. композитор. Работал в качестве аккомпаниатора в берлинском лит. кабаре "Роланд Берлинский". В 1907-14 директор кабаре "Чёрный кот". В 1933 эмигрировал в Нидерланды, где позднее был заключён в концентрационный лагерь. С 1946 - в Зап. Берлине; рук. т-ра муз. эстрады "Нельсон-ревю", в к-ром выступали М. Дитрих, Ж. Бекер, Г. Грюндгенс. В соавторстве с Ф. Холлендером и М. Миффером создал мн. злободневных и политически актуальных спектаклей и ревю.

Немая клавиатура

Немая клавиатура (нем. stummes Klavier) - аппарат для беззвучной тренировки пальцев пианиста. Представляет собой фп. клавиатуру без звуковоспроизводящего механизма. Объём клавиатуры от 2,5 октав и более. Возврат клавиши в исходное положение происходит за счёт сопротивления пружины, упирающейся на удлинённый её конец. Н. к. изобретена А. К. Верджилем (США, патент в 1892). Получила широкое распространение в связи с бурным развитием виртуозного исполнительского стиля. Применялась пианистами для поддержания двигательных навыков и пальцевой техники во время переездов или в условиях, исключающих звучание. Современная педагогическая система отвергает использование Н. к. как формальный метод развития техники в отрыве от слухового контроля.

Неменова-Лунц М. С.

Мария Соломоновна (17 (29) X 1879, Москва - 11 XII 1954, там же) - сов. пианистка и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). В 1902 окончила Моск. консерваторию по классу фп. у А. Н. Скрябина. С 1922 профессор Моск. консерватории (спец. фп., камерный ансамбль, концертмейстерский класс); в 1938-43 заведующая кафедрой общего фп., в 1946-54 - концертмейстерского мастерства. Выступала в концертах соло и в ансамблях, в частности исполняя произв. старинных мастеров. Автор воспоминаний о А. Н. Скрябине как о педагоге и пианисте ("Музыкальный современник", 1916, кн. 4), а также о Московской консерватории, в частности её обществ. жизни в период 1905 (рукописи находятся в ЦММК, ф. 96, No 1061).

Литература: Мария Соломоновна Неменова-Лунц, "Советский музыкант", 1941, 11 янв.

Немецкая государственная опера

Статья большая, находится на отдельной странице.

Немецкая музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Немешшаньи Ш. Ф.

Немешшаньи Ш. Ф. (Nemessanyi) Шамуэль Феликс (1837, Липтовски Микулаш, ныне Чехословакия - 5 III 1881, Будапешт) - венг. мастер смычковых инструментов. Ученик Я. Б. Швейцера и К. Цаха. Работал гл. обр. по моделям Дж. П. Маджини, А. Страдивари и Дж. Гварнери дель Джезу (по образцам последнего Н. создал скрипки, выполненные наиболее художественно). На этикетке к инструменту всегда указывал, чья модель положена в его основу. Один из выдающихся мастеров 2-й пол. 19 в., Н. не стремился к точному воспроизведению внешнего вида оригинала, но тонко улавливал и воссоздавал осн. особенности конструкции и звуковые качества взятого образца. Перерабатывал по-своему форму инструментов, эфы Н. асимметричны, вырезаны грубовато, но в целом художественно (красив прозрачный, золотистого цвета лак); менее удачны завитки. Работал в Будапеште, Пече, Сегеде и др. городах Венгрии.

Литература: Витачек. Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964, с 92-93; Jalovec K., Enzyklopдdie des Geigenbaues t. 2, (Praha, 1965).

Б. В. Доброхотов.

Немирович-Данченко В. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Немцев И. В.

Немцов Иосиф Васильевич (1885, с. Грачёвка, ныне Саратовской обл. - 14 VI 1939, Ленинград) - сов. хор. дирижёр, педагог, обществ. деятель. Засл. арт. РСФСР (1932). С юношеских лет пел в хоре. В 1902-04 учился в Моск. синодальном уч-ще (у А. Д. Кастальского, H. M. Данилина, В. С. Орлова, П. Г. Чеснокова), с 1904 - в Придв. певч. капелле в Петербурге (у А. К. Лядова, Н. С. Кленовского и др.). С 1907 работал учителем пения в детских приютах и гор. школах.

После Октябрьской революции 1917 был инструктором Музыкального отдела Наркомпроса РСФСР (с 1919), Ленинградского областного совета профсоюзов (с 1926). С 1919 помощник дирижёра Трудового коммунального хора (бывший хор А. А. Архангельского), с 1923 гл. дирижёр. Деятельность H. сыграла большую роль в развитии сов. хор. культуры. Организатор (с 1919) первых массовых рабочих хоров. Пропагандировал новый хор. репертуар, произв. рус. муз. классики, ставил с самодеят. коллективами оперы (в т. ч. "Орестея" Танеева, "Фиделио" Бетховена, "Орфей и Эвридика" Глюка). В 1927 принял активное участие в проведении 1-й олимпиады самодеят. иск-ва в Ленинграде, положившей начало ежегодным смотрам художеств. самодеятельности. Был гл. дирижёром и одним из организаторов 10 олимпиад (число участников в каждой доходило до 100 тыс.). Мастерски владел приёмами хор. дирижирования, умел организовать и объединить огромные хор. коллективы. С 1925 преподавал в Ленингр. консерватории, с 1929 доцент.

Литература: Ильин В., Искусство миллионов, Л., 1967.

И. М. Ямпольский.

Ненов Д. С.

Димитр Стефанов (19 XII 1901, Разград - 30 VIII 1953, София) - болг. пианист, композитор и педагог. Учился игре на фп. у А. Стоянова в Софии и у Э. Петри в Закопане (1931), окончил Болонскую консерваторию (1932). С 1933 преподаватель Муз. академии в Софии (фп.; с 1943 профессор). Н. - один из первых популяризаторов фп. музыки в Болгарии. Много гастролировал за рубежом. В репертуаре - соч. И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина. Исполнение Н. отличалось лиричностью, тонким чувством стиля. Автор симфонии (1922), концерта для фп. с оркестром (1936), пьес для фп., песен и др. соч., в к-рых ощутимо влияние болг. нар. музыки, а также франц. импрессионистов и Скрябина. Димитровская пр. (1952).

Необарокко

Необарокко - одна из разновидностей неоклассицизма, характеризующаяся обращением к формообразующим принципам и жанрам, типичным для музыки барокко, в частности к полифонич. технике И. С. Баха и его предшественников. Н. не представляет самостоят. направления и обычно сочетается в творчестве композиторов 20 в. с использованием элементов раннего классицизма или форм и стилей др. прошедших эпох.

Неоклассицизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Неоромантизм

Неоромантизм (нем. Neoromantik, англ. neoromanticism) - термин, к-рым обычно обозначают поздний период развития муз. романтизма. К Н. чаще всего относят творчество Ф. Листа и Р. Вагнера, в нек-рых случаях к неоромантикам причисляют и Г. Берлиоза. Иногда к неоромантикам относят также И. Брамса, что представляется менее оправданным, поскольку романтич. тенденции во многих его сочинениях не являются доминирующими. К области Н. нередко относят и тех композиторов кон. 19 в., в творчестве к-рых нашли продолжение романтич. тенденции, т. е. в первую очередь А. Брукнера, X. Вольфа, Г. Малера, Р. Штрауса. Реже термин "Н." применяют к нек-рым выросшим на почве традиций муз. романтизма творч. явлениям 1-х десятилетий 20 в. (не только в нем. и австр. музыке, но и в музыке др. стран) - к творчеству таких композиторов, как М. Регер в Германии, Й. Маркс в Австрии, Л. Яначек в Чехии, Р. Воан-Уильямс в Великобритании и др. Подобная классификация условна, поскольку романтич. черты у названных выше композиторов объединяются со мн. другими чертами. Даже в применении к творчеству поздних романтиков и ближайших продолжателей их традиций термин "Н." не получил всеобщего признания.

Непомусену А.

Непомусену А. (Nepomuceno) Алберту (6 VII 1864, Форталеза - 16 X 1920, Рио-де-Жанейро) - браз. композитор и дирижёр. Занимался в Риме, затем у Т. Лешетицкого в Вене (фп.), у А. Гильмана в Париже (орган). С 1895 преподаватель (в 1902-03, 1906-16 также директор) Нац. ин-та музыки в Рио-де-Жанейро. Дирижировал концертами Об-ва нар. музыки. Одним из первых среди браз. композиторов обратился в симф. музыке к нац. фольклору. Автор Нац. гимна Бразилии (1891). Среди его соч. - оперы "Артемида" (1898, Рио-де-Жанейро), "Абул" (1913, там же); "Бразильская сюита", симф. прелюдия "Каратуже" (1904) и др. произв. для оркестра, фп. трио, струн. квартеты, пьесы для фп., романсы.

Неруда

Неруда (Neruda) - чеш. музыканты. Вильма Мария Франтишка Н. (21 III 1839, Брно - 15 IV 1911, Берлин) - скрипачка. Дочь органиста Йозефа Н. (1807-75). Ученица Л. Янсы. Выступала с детских лет, в 1849 - в концертах Лондонского филармонич. об-ва, гастролировала во мн. европ. странах (в т. ч. неоднократно в России). В 1864-69 выступала (под фамилией Норман-Н.) с мужем - швед. дирижёром и композитором Л. Норманом; нек-рое время жила в Стокгольме, преподавала в Kорол. муз. академии. С 1870 систематически выступала в Великобритании как солистка и ансамблистка, возглавляла (поочерёдно с Й. Иоахимом) лондонский струн. квартет. В 1888-95 гастролировала со вторым мужем - дирижёром и пианистом Ч. Халле (основатель популярных симф. концертов в Манчестере, т. н. Халло концерты) в странах Европы, в Австралии, Юж. Америке (под именем леди Халле). В 1899 оставила конц. деятельность. С 1900 жила в Берлине. Н. была крупнейшим виртуозом 19 в. среди женщин-скрипачек. Романтич. пылкость чувств и классич. строгость игры гармонично сочетались в её исп. с художеств. завершённостью интерпретации и совершенством технич. мастерства. Исполнит. иск-во Н. высоко ценили X. Бюлов, Й. Иоахим, А. Вьётан (последний посв. Н. 6-й концерт для скрипки с оркестром; g-moll, op. 47).

Амалия Неруда-Викенхаузерова (31 III 1834, Брно - 24 II 1890, там же) - пианистка. Сестра Вильмы Н.

Франтишек (Франц) Ксавер Н. (3 XII 1843, Брно - 19 III 1915, Копенгаген) - виолончелист и композитор. Брат Вильмы Н. Концертировал с сестрой. В 1864-76 чл. Корол. капеллы в Копенгагене, где в 1868 основал первое в Дании Об-во камерной музыки. В 1892 преемник Н. Гаде в должности дирижёра Муз. об-ва, с 1894 также проф. консерватории в Копенгагене. Автор произв. для фп. (в т. ч. сюиты "Из чешского леса"-"Ze Sumavy"), концерта для виолончели с фп., струн, квартета, орк. и орг. пьес, песен.

И. М. Ямпольский.

Несовершенная каденция

Несовершенная каденция - см. Каденция.

Нестеренко Е. Е.

Евгений Евгеньевич (р. 8 I 1938, Москва) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1974. В 1961 окончил в Ленинграде Инженерно-строит. ин-т, в 1965 - консерваторию (класс В. М. Луканина). В 1963-67 солист Ленингр. Малого т-ра оперы и балета, в 1967-71 - Ленингр. т-ра онеры и балета им. Кирова, с 1971 - Большого т-ра (Москва). Голос Н. отличается силой, глубиной и выразительностью, богатством красок. Исполнитель партий: Борис Годунов, Варлаам ("Борис Годунов"), Князь Игорь, Кончак, Гремин, Кочубей, Руслан, Досифей, Мельник, Варяжский гость, Мефистофель; Раймонд ("Лючия ди Ламмермур"), король Филипп ("Дон Карлос"), Дон Базилио; Григорий ("Тихий Дон"), Кораблёв ("Два капитана" Шантыря), Сергеич ("Декабристы" Шапорина), Кутузов ("Война и мир") и др. В конц. программы певца входят произв. рус. дореволюц., сов., а также заруб. музыки. Он исполняет партии в ораториях "Доколе коршуну кружить" Шапорина, "Весна... песни... волнения" Баснера, в "Патетической оратории" Свиридова, в 14-й симфонии Шостаковича, в кантатах и мессе h-moll Баха, оратории "Жизнерадостный, задумчивый и сдержанный" Генделя, "Реквиеме" Верди и др. Первый исполнитель "Трёх песен" Свиридова, "Песен на слова английских поэтов", сюиты Шостаковича на стихи Микельанджело, баллады "Орёл" Чалаева. С 1967 гастролирует за рубежом (ГДР, Болгария, Венгрия, Чехословакия, Польша, Египет, Великобритания, Италия, Франция, ФРГ, США). 2-я пр. на Междунар. конкурсе вокалистов в Софии (1967) и на Всесоюзном конкурсе на лучшую конц. программу к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (1970); 1-я пр. на Междунар. конкурсе им. Чайковского (1970). В 1967-71 преподаватель сольного пения в Ленингр. консерватории, в 1972-1974 - в Моск. муз.-пед. ин-те им. Гнесиных. С 1975 зав. кафедрой сольного пения Моск. консерватории. Автор ряда статей, редактор кн. "Мой метод работы с певцами" Луканина (1972).

Литература: Юлина Э. Н., Молодые певцы Ленинграда, Л., 1968, с. 21-30; Евгений Нестеренко, в кн.: Орфенов А. И., Юность, надежды, свершения, М., 1973, с. 79-92.

Е. Н. Дюкина.

Нестеров А. А.

Аркадий Александрович (р. 14 XII 1918, Гжатск, ныне Гагарин) - сов. композитор и муз.-обществ, деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1969). Чл. КПСС с 1961. В 1948 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина. Выступает в разных муз. жанрах, преимущественное внимание уделяя симф. музыке. Мн. произв. Н. написаны на совр. тематику, в частности в них получили воплощение лит. образы М. Горького (симф. поэма "Буревестник", 2-я симфония). Ряд соч. композитор посвятил городу Горькому, Нижегородскому краю, в т. ч. оперу "Козьма Минин", кантаты "Немеркнущий огонь", "Земля Нижегородская", цикл "Песни родного края". Собрал более 200 образцов муз. фольклора Горьковской обл. РСФСР (сб. "Народные песни Горьковской области", М., 1972). С 1948 преподаёт в Горьковской консерватории (с 1951 зав. кафедрой теории музыки и композиции, с 1972 ректор, с 1975 профессор). С 1960 секретарь правления CK РСФСР, с 1965 пред. Верхневолжского отделения CK РСФСР; пред. правления Хорового об-ва Горьковской обл. (1958-64).

Сочинения: оперы - Козьма Минин (1948), Летят журавли (1970, Горьковский т-р оперы и балета); балет Тимур и его команда (1956, там же); для хора и голосов с орк. - Сказ о счастье (1950), Земля героев (3 поэмы для баритона с орк., 1961), Мальчишки и солнце (для детского хора, 1968), Немеркнущий огонь (1967), Земля Нижегородская (1971); для орк. - 2 симфонии (1947, 1963), поэма Белая берёза (1951), Молодёжная увертюра (1953), 2 сюиты из балета Тимур и его команда (1957), Торжественный прелюд (1962), поэма-фантазия Буревестник (1952, 2-я ред. 1968); концерты с орк. - для тромбона (1952), для трубы (1972); камерные ансамбли, в т. ч. 2 струн. квартета (1941, 1960), Лирическая баллада для скр. и фп.; соната для влч. соло; хоры; романсы (на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. К. Толстого, А. А. Коваленкова), цикл Песни родного края (1966); песни; обр. нар. песен (рус, белорус, чуваш.), музыка к драм. и радиоспектаклям.

Литература: Цендровский В., Пытливый художник, "СМ", 1966, No 1; его же, Аркадий Нестеров, М., 1975; Бунин Р., Композиторы верхней Волги, "МЖ", 1972, No 15.

Нестьев И. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нестягина В. М.

Нестягина В. М. (наст. фам. - Павловская) Валентина Михайловна (р. 4 XI 1927, Саратов) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1962). В 1952 окончила Уральскую консерваторию по классу З. В. Щелоковой и дебютировала в Свердловском т-ре оперы и балета. С того же года ведущая солистка т-ра. Н. обладает яркими вок. данными, отличной дикцией, сценич. мастерством. Партии: Татьяна, Наташа; Маша ("Дубровский"), Амелия ("Симон Бокканегра" Верди), Джоконда ("Джоконда" Понкьелли), Тоска, Аида; Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи). Создала галерею женских образов в операх сов. композиторов - Охоня ("Охоня" Белоглазова), Таня ("Таня" Крейтнера), Наталья ("В бурю"), Сари ("Тропою грома" Магиденко), Анфиса ("Половодье" Кацман), Пани Паливец ("Бравый солдат Швейк" Спадавеккиа). Выступает как конц. певица (романсы, рус. нар. и сов. песни).

В. И. Зарубин.

Нетль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Неф К.

Неф К. (Nef) Карл (22 VIII 1873, Санкт-Галлен -9 II 1935, Базель) - швейц. муз. критик и музыковед. Учился в ун-те и консерватории в Лейпциге у С. Ядассона (теория музыки), Ю. Кленгеля (композиция), А. Рекендорфа; как музыковед сформировался под влиянием Г. Кречмара. В 1897-1925 муз. критик газ. "Basler Nachrichten", в 1898-1909 ред. "Schweizerische Musikzeitung" в Базеле. С 1900 преподавал музыковедение в ун-те (с 1909 профессор), в 1912-1928 - в консерватории в Базеле. Один из основателей Швейц. музыковедч. об-ва (в 1899-1908 президент его Базельского отделения, в 1932-35 президент об-ва). Н. - автор основополагающих трудов по истории музыки в Швейцарии, в т. ч. по инстр. музыке. Его "История западноевропейской музыки" неоднократно переводилась на др. языки, в т. ч. на рус. (переработанный и дополненный пер. с франц. Б. В. Асафьева, Л., 1930, М., 1938). Начал также исследование жанра "страстей" (не завершено).

Сочинения: Die Collegia musica in der deutschen reformierten Schweiz, St. Gallen, 1896; F. F. Huber, St. Gallen, 1898; Zur Geschichte der deutschen Instrumentalmusik in der 2. Hдlfte des 17. Jahrhunderts, в кн.: Beihefte der Internationalen Musikgesellschaft, Lpz., 1902; Denkschrift zur Feier des 25-Jдhrigen Bestehens des Concert-Vereins der Stadt St. Gallen, St. Gallen, 1902; Katalog der Musikinstrumente im Historischen Museum zu Basel, Basel, 1906; Bibliographie der Schweizerischen Schriften ьber Musik und Vogelgesang, Bern, 1908; Einfьhrung in die Musikgeschichte, Basel, 1920, 1930; Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921, 1945; Geschichte unserer Musikinstrumente, Lpz., 1926, 1949; Die neun Sinfonien Beethovens, Lpz., 1928; Beitrдge zur Geschichte der Passion in Italien, Zeitschrift fьr Musikwissenschaft, 1935, (Bd 17), Aufsдtze, Basel, 1936.

Литература: Mohr E., K. Nef und sein Werk, в кн.: К. Nef. Zum 60. Geburtstag, Z., 1933; Handschin J., Gedenkschrift, Bern, 1957.

И. А. Слепнёв.

Нефе К. Г.

Нефе К. Г. (Neefe) Кристиан Готлоб (5 II 1748, Хемниц, ныне Карл-Маркс-Штадт - 26 I 1798, Дессау) - нем. композитор, дирижёр, органист и муз. писатель. Изучал право в Лейпциге (1769-71). Муз. образование получил под рук. композитора и теоретика И. А. Хил-лера. В 1776-84 и в 1789-94 работал музик-директо-ром театр. трупп в Саксонии, Рейнско-Майнской обл., в Боннском курфюрстском Нац. т-ре (исполняя обязанности композитора, дирижёра, режиссёра, аккомпаниатора на чембало). Театр. труппы были недолговечными и распадались, H. вынужден был жить в постоянной нужде и поисках работы, лишь должность музик-директора театр. труппы в Дессау (1796) улучшила его материальное положение. Служил с 1780 в Бонне (придв. органист и исполнитель на чембало); здесь же обучал Л. Бетховена игре на фп., органе, а также композиции. Н. был первым, кто оценил талант Бетховена и помог ему в его развитии; перу Н. принадлежат первые опубликованные заметки о Бетховене (1783). Автор зингшпилей, опер и оперетт, пьес для фп., вок. произв., пер. на нем. яз. оперных либретто (с франц. и итал.), клавирных перелож. партитур опер В. А. Моцарта. В муз. наследии Н. наибольший интерес представляют его зингшпили, с успехом исполнявшиеся при жизни композитора, среди к-рых "Аптека" ("Die Apotheke", Берлин, 1771), "Раёк Амура" ("Amors Guckkasten", Кёнигсберг, 1772), опера "Адельхайд фон Вельтхайм" (Франкфурт-на-Майне, 1780), монодрама "Софонисба" (Лейпциг, 1782). Н. принадлежат также ряд соч. для оркестра, вок. произв., в т. ч. оды Клопштока с мелодиями (1776), "Путеводитель для любителей пения и фортепиано" ("Vademecum fьr Liebhaber des Gesangs und Klaviers", 1780), многочисл. песни, инстр. соч. (в т. ч. 6 фп. сонат с сопровождением скрипки - 1776), концерт для фп. с оркестром (1782), фантазия для чембало (1797) и др. Отстаивал идеи Просвещения. Написал автобиографию, изданную вскоре после его смерти Ф. Рохлицем ("Allgemeine musikalische Zeitung", I, Lpz., 1798-99), затем опубликованную в кн.: Einstein A., "Lebenslдufe deutscher Musiker", Bd 2, Lpz., 1915; "Beitrдge zur rheinischen Musikgeschichte", Bd 21, Kцln, 1957.

Литература: Leux I., Chr. G. Neefe, Lpz., 1925; Schieldermair L., Der Junge Beethoven, Bonn, 1951; Friedlдnder M., Das deutsche Lied im 18. Jahrhundert, Bd 1-2, Stuttg., 1902.

О. Т. Леонтьева.

Предыдущая страница Следующая страница