Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Н" (часть 3, "НЕД"-"НЕФ")
Недбал К. (Nedbal) Карел (28 X 1888, Двур-Кралове - 20 III 1964, Прага) - чехосл. дирижёр. Племянник Оскара Н. Композицию изучал под рук. В. Новака и И. Б. Фёрстера. В 1910-11 дирижёр оркестров моравских т-ров, рук. студенч. симф. оркестра, в 1911-20 возглавлял хор. об-во "Виноградский глагол" в Праге, одноврем. дирижировал театр, оркестрами - в 1914-20 "Т-ра на Виноградах" (совм. с О. Острчилом, в 1920-28 т-ра в Оломоуце (гл. дирижёр). Приобрёл известность гл. обр. как оперный дирижёр. Пропагандировал нац. оперную классику за рубежом - выступал с операми Б. Сметаны в Вене (1924), с циклом чеш. опер в Кракове (1927). В 1928-38 гл. дирижёр Словацкого нац. т-ра в Братиславе; в 1938-40 оперный дирижёр т-ра в Брно, в 1941-45 - в Оломоуце, с 1945 - Нац. т-ра в Праге. Наряду с чеш. операми (Б. Сметаны, А. Дворжака, Л. Яначека и др.), в его репертуаре рус. и сов. оперы - "Золотой петушок" (1928), "Сорочинская ярмарка" (1932), "Любовь к трём апельсинам" (1931), "Катерина Измайлова" (1935, впервые за пределами СССР), "Иван Сусанин", "Черевички" (с 1945). В симф. концертах часто исполнял новые произв. словацких композиторов (А. Мойзеса, Э. Сухоня и др.). Н. - автор ряда муз.-сценич., симф. и камерных произв., песенного цикла и обр. словацких нар. песен. Написал воспоминания "Полвека с чешской оперой" ("Pul stoletн s ceskou operou", Praha, 1959) и "Прославленные дирижёры мира" ("Slavnн svкtovн dirigenti", Praha, 1963). М. M. Яковлев. |
Недбал О. (Nedbal) Оскар (26 III 1874, Табор, Чехия - 24 XII 1930, Загреб) - чеш. дирижёр, композитор, альтист. Учился в Пражской консерватории (1885-92) у Ф. Блахи (труба и ударные), у А. Бенневица (скрипка) и А. Дворжака (композиция). В 1891-1906 альтист "Чешского квартета" (как его участник исполнял русскую квартетную музыку от сочинений А. П. Бородина до Р. М. Глиэра). В 1896-1906 дирижировал оркестром Чешской филармонии, с к-рым гастролировал в Вене (1901) и Лондоне (1902). Как дирижёр отличался темпераментом, тонким чувством формы. Обширный репертуар Н. включал произв. Л. Бетховена, Г. Берлиоза, И. Брамса, П. И. Чайковского, Б. Сметаны, А. Дворжака и др. Гастролировал во мн. странах Европы; в СССР - в 1929 (дал 10 концертов в Баку). Больше др. чеш. дирижёров исполнял произведения рус. композиторов (Д. С. Бортнянского, А. Ф. Львова, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, Вас. С. Калинникова, Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Аренского, С. И. Танеева, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова и др.). В 1906-19 был дирижёром симф. и оперного оркестров в Вене. Под влиянием т. н. венской оперетты Н. создал ряд оперетт, в т. ч. популярную "Польская кровь". В его лучших произв. ощутимы венские, а также чеш. традиции, мн. соч. окрашены нар. юмором. В 1918 дирижировал оркестром Шака (частный антрепренёр). С 1919 гастролировал в Чехословакии, Австрии, Югославии. С 1923 работал в Братиславе. Н. - один из организаторов муз. жизни Словакии; был директором, гл. дирижёром оперной труппы, позднее и антрепренёром Словацкого нац. т-ра; дирижировал также концертами об-ва "Союз просвещения", преподавал в Муз.-драм. академии, читал лекции в ун-те им. Я. А. Коменского, руководил муз. передачами на радио. Н. пропагандировал музыку Б. Сметаны и А. Дворжака, а также оперы словацких композиторов, в т.ч. Я. Л. Беллы ("Кузнец Виланд", 1926) и В. Фигуша-Бистри ("Детван", 1928). В 1924 совершил турне с братиславским оперным т-ром по Испании. Как композитор сформировался под воздействием А. Дворжака (ранние орк. и камерно-инстр. соч., отличающиеся мелодич. богатством и красочностью инструментовки). В историю чеш. муз. театра вошёл гл. обр. как автор оперетт и муз. пантомим. Сочинения: оперетты - Целомудренная Варвара (Cudnб Barbora, 1910, Прага), Польская кровь (Polenblut 1913, Вена), Сбор винограда (Vinobranн, 1916, Вена), Прекрасная Саския (Die schцne Saskia, 1917, Вена); комич. опера - Крестьянин Якуб (Sedlбk Jakub, 1922, Брно); пантомимы - Сказка о Гонзе (Pohбdka о Honzovi, 1902, Прага), Из сказки в сказку (Z pohбdky do pohбdky, 1908, Прага), Принцесса Гиацинта (Princezna Hyacinta, 1911, Прага); для орк. - Scherzo caprice (самое известное произв.; исп. 1892). Литература: Novбk L., О. Nedbal v mэch vzpominkбch, Praha, 1939; Kvet J. M., Oskar Nedbal, Praha, 1947; Suic M., Oskar Nedbal, Praha, 1958; Oskar Nedbal, Praha, 1964. Й. Бек. |
Неедлы В. (Nejedlэ) Вит (22 VI 1912, Прага - 2 I 1945, близ Дукельского перевала, на границе Польши и Чехословакии) - чехосл. композитор, дирижёр, муз. критик и муз.-обществ. деятель. Сын Зденека Н. Один из зачинателей социалистич. иск-ва в Чехословакии. Композицию изучал у О. Еремиаша в Праге. Состоял в муз. секции Союза чехосл. рабочих - любителей т-ра. В 1936-38 дирижёр т-ра в Оломоуце. С 1939 жил в Москве, совершенствовался как дирижёр в аспирантуре Моск. консерватории у Л. М. Гинзбурга (1940-41), работал ред. на радио (1940-41, 1942-43). Организовал чехосл. армейский ансамбль, для к-рого писал муз.-лит. мон-тажи - "В бой, славяне" ("Do boje, Slovenй", 1943), "Мы приходим из СССР" ("Pri-chвzime z SSSR", 1944), массовые песни, танцы, марши. Имя Н. присвоено художеств, ансамблю Чехосл. армии. Сочинения: опера Ткачи (Tkalci, по пьесе Г. Гауптмана, 1938; оркестровка совм. с Я. Ганушем, 1961, Плзень); кантаты - День (Den, на сл. Я. Ноги, 1935), Клятва украинки (Prнsaha Ukrajinky, 1942), Тебе, Красная армия (Tobe, Rudб armбdo, 1943); для opк. - 3 симфонии (3-я посв. героям Испанской республики, 1938), симфониетта (1938), увертюра Зори (Svнtбnн, по одноим. драме Э. Верхарна), симф. марш Победа будет за нами (Vнtezstvi bude nase, 1941); камено-инстр. ансамбли - 2 нонета и др.; муж. хор 150 миллионов (на стихи Маяковского); фп. соч.; 2 конц. мелодекламации на сл. Й. Волькера; массовые песни, в т. ч. Марш единого рабочего фронта (Pochod jednotnй delnickй fronty), Марш красных спортсменов (Pochod rudэch sportoveu), обр. нар. песен. Литературные сочинения: Kritiky a stati о hudbe (1934-1944), (Praha), 1956. Литература: Шнеерсон Г., Музыкант-боец. К 50-летию В. Неедлы, "СМ", 1962, No 7; Ваницкий Я., Йиранек Я., Карасек Б., О чешской музыке, пер. с чеш., М., 1965; Полякова Л., Чешская революционная музыка межвоенного двадцатилетия, в сб.: Искусство, революцией призванное, вып. 1, М., 1969; Vzpomнnkyna V. Nejedlйho, Praha, 1948; Jirбnek J., Vнt Nejedlэ, Praha, 1959. В. Н. Егорова. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Незеритис А. (Nezeritns) Андреас (р. 1 XII 1897, Патры) - греч. композитор. Муз. образование получил в Афинской консерватории; по композиции ученик Д. Лаврангаса. Среди произв. Н. - 2 "Греческие рапсодии" (1938, 1939, для оркестра) и "Пять псалмов Давида" (1946, для солистов, хора и оркестра). С 1957 - председатель объединения греческих композиторов. Сочинения: оперы - Король Анильягос (пост 1948, Афины), Геро и Леандр (по пьесе P. Грильпарцера), для орк. - 3 симфонии (1948-57), Эскизы из детской жизни (1920); для струн орк. - танц. музыка; концерт для влч. (1945), пьесы для фп. |
Александр Виденов (р. 12 IX 1920, Стакевци, округ Видинский) - болг. альтист, педагог и муз.-обществ. деятель. Нар. деятель иск-в (1975). Герой Социалистич. Труда (1980). В 1945 окончил Муз. академию в Софии (с 1954 - Болг. консерватория), в к-рой с 1958 преподаёт (с 1961 профессор, в 1968-72 ректор). С 1970 пред. Союза муз. деятелей Болгарии. |
Ней Э. (Ney) Элли (27 IX 1882, Дюссельдорф - 31 III 1968, Тутцинг) - нем. пианистка и педагог (ФРГ). Обучалась в Кёльнской консерватории. Совершенствовалась в Вене у Т. Лешетицкого и Э. Зауэра. В 1906-1908 преподавала в Кёльнской консерватории, в 1921-1930 жила в США. В 1932 организовала фп. "Трио Элли Ней". В 1939-45 преподавала в Моцартеуме (Зальцбург). Н. - один из лучших исполнителей фп. соч. Л. Бетховена. Выступала в симф. концертах с дирижёрами А. Никишем, В. И. Сафоновым, Ф. Вейнгартнером, В. Фуртвенглером, Б. Вальтером. Концертировала в Петербурге (1911-12) вместе со своим мужем - скрипачом и дирижёром В. ван Хоогстратеном. Сочинения: Ein Leben fьr die Musik, Darmstadt, 1952, под назв. Erinnerungen und Betrachtungen, Aschaffenburg, (1958); Briefwechsel mit Willem van Hoogstraten, Bd 1-2, Tutzing, 1970-72. |
Нёйбауэр Ф. К. (Neubauer) Франтишек Криштоф (Франц Кристоф) (21 III 1750, Мельник, Чехия - 11 X 1795, Бюккебург) - чеш. скрипач, дирижёр и композитор. Работал в Праге, затем в Вене, где Н. общался с Й. Гайдном, В. А. Моцартом, а также с П. Враницким (Н. участвовал в пост. его зингшпиля "Фернандо и Ярико"). Жил в разных городах Швейцарии (в Винтертуре в 1786 исполнялся его "Гимн природе" - "Hymne an die Natur") и в Германии (в Хейльбронне в 1789). Служил придворным капельмейстером в Вейльбурге (1790-94), затем у графа Шаумбург-Липпе в Бюккебурге (1795; Н. - преемник И. К. Ф. Баха). Автор гл. обр. инстр. соч. - более 11 симфоний (одна из них приписывалась В. А. Моцарту и издана в 1944 под его именем; в 1947 было доказано авторство Н.), концертов с орк. - для фп., виолончели, флейты; сонат для скрипки соло, многочисл. дуэтов для 2 скрипок, скрипки и альта (или виолончели), трио разл. составов, 16 струн. квартетов. Б. ч. соч. Н. осталась в рукописи (симфонии, мессы, кантаты и песни). Литература: Sjoerdsma R. D., The instrumental works of Fr. Chr. Neubauer, v. 1-2, Ohio state university, 1970 (diss.). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Станислав Генрихович (р. 21 III 1927, Москва) - сов. пианист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1966). Сын Г. Г. Нейгауза. Игре на фп. учился в Моск. консерватории (с 1945) у В. С. Белова, затем у отца, по классу к-рого окончил консерваторию в 1950, под его руководством аспирантуру - в 1953. В 1950-57 выступал с ним в фп. дуэте. С 1953 гастролирует во мн. странах. Как и Генрих Густавович Н., он- исполнитель романтич. склада. Игра Н. отличается артистич. темпераментом, тонкой звуковой палитрой, естественностью фразировки, значительностью замыслов. Выделяется интерпретация произв. Ф. Шопена и А. Н. Скрябина. В репертуаре Н. также соч. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, К. Дебюсси, М. Равеля, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева. С 1957 преподаёт в Моск. консерватории (с 1975 профессор). Среди учеников - лауреаты междунар. конкурсов В. В. Крайнев, В. В. Кастельский, Р. Лупу, Л. Бараняи, Б. Анжерер. Литература: Дельсон В., Романтический талант, "СМ", 1966, No 11. Ю. М. Оленев. |
Нёйком С. Р. (Neukomm) Сигизмунд Риттер фон (10 VII 1778, Зальцбург - 3 IV 1858, Париж) - австр. композитор, органист, пианист, дирижёр, муз. критик. Муз. образование получил под рук. М. Гайдна в Зальцбурге (учился также игре на органе у Ф. К. Вейссауэра) и Й. Гайдна в Вене. Стал другом последнего. С 14 лет работал в Зальцбурге органистом, а с 1796 концертмейстером придв. т-ра. В 1804-08 капельмейстер нем. т-ра в Петербурге. В 1808 возвратился в Вену, в 1810 переехал в Париж; будучи пианистом у Ш. М. Талейрана, сопровождал его в Вену. В 1816-21 с дипломатической миссией герцога Люксембургского находился в Рио-де-Жанейро (придв. капельмейстер короля Бразилии). Вернувшись в Париж, много путешествовал, был муз. критиком журн. "Revue et Gazette musicale de Paris", жил в Лондоне. Н. приобрёл широкую известность благодаря разносторонней деятельности (также один из крупнейших органистов своего времени) и общению со мн. музыкантами (П. А. Монсиньи, Ф. Ж. Госсек, А. Э. Гретри, Л. Керубини, Ф. Мендельсон и др.). В редакции Н. сохранилась оратория Й. Гайдна "Возвращение Товия". Был эпигоном венской классич. школы с умеренными чертами романтизма. Написал 10 опер, 9 ораторий, 15 месс, 5 духовных кантат, симфонии, увертюры, фантазии для оркестра, камерные ансамбли, ок. 200 песен, дуэтов (на нем., франц., итал., англ., рус. тексты), произв. для органа и фп. Автобиография Н. была опубликована под назв. "Esquisse biographique de Sigismond Neukomm" (P., 1859). Литература: Pellegrini G., Sigismund Ritter von Neukomm. Ein vergessener Salzburger Musiker, Salzburg, 1936; Correa de Azevedo L. H., S. Neukomm an Austrian Composer in the New World, "MQ", 1959, October; Angemuller R., Sigismund Ritter von Neukomm (1778-1858) und seine Lehrer Michael und Joseph Haydn. Eine Dokumentasion, "Haydn" Studie III/I (Jan. 1973), S. 29-42. |
Иван Фемистоклович (1830-2 (14) VII 1881, Петербург) - рус. пианист и педагог. Ученик А. Л. Гензельта и Ф. Листа. С 1850-х гг. начал концертировать, в 60-70-х гг. солист придв. оркестра в Петербурге. Неоднократно выступал в симф. концертах РМО и Бесплатной муз. школы. В 1880-81 преподавал в Петерб. консерватории. Деятельность Н. сыграла заметную роль в развитии музыкальной жизни Петербурга. |
Нёйман В. (Neumann) Вацлав (р. 29 IX 1920, Прага) - чеш. дирижёр. Нар. арт. ЧССР (1977). В 1944 окончил Пражскую консерваторию по классам скрипки у Й. Мицки и дирижирования у П. Дедечека и М. Долежила. Играл на альте в квартете им. Б. Сметаны (1943-47), затем в симф. оркестре Чеш. филармонии в Праге (с 1948 его дирижёр). Дирижировал также оркестром Чехосл. радио. Был гл. дирижёром симф. оркестров в Карлови-Вари (1951-53), Брно (1953-56), Праге. Участвовал как дирижёр в ряде пост. берлинской "Комише опер" (1955-60), где (совм. с В. Фельзенштейном) пост. оперу "Приключения Лисички-плутовки" Л. Яначека (1956); гастролировал с этим т-ром в Париже, Висбадене, Венеции, а также Москве (1959). Гл. дирижёр оркестров Гевандхауза, Гос. оперы в Лейпциге (с 1964) и Чеш. филармонии (с 1968), генерал-музик-директор Штутгартской гос. оперы (1970-73). Выступал во мн. странах Европы. |
Иосиф Густавович (10 (23) IV 1903, Белосток, ныне ПНР - 14 VII 1975, Москва) - сов. композитор. Окончил Моск. консерваторию в 1927 по классу фп. у Ф. М. Блуменфельда, в 1930 - по классу композиции (занимался у Г. Л. Катуара и А. Н. Александрова). Преподавал инструментовку для дух. оркестра в Моск. (1936-38) и Ленингр. (1942-43) консерваториях, курс общей и спец. инструментовки - в Центр. ин-те повышения квалификации музыкантов и педагогов в Москве (1939-41). В 1950-57 редактор Музфонда СССР. Сочинения: оратория - Двенадцать (сл. А. А. Блока, 1962); кантата - Ленин жив (сл. В. В. Маяковского, 1948, 2-я ред. 1954); для орк. - 3 симфонии (Памяти Тараса Шевченко, 1952; симфония-кантата Земля молодости (для солиста, чтеца, хора мальчиков и орк., сл. В. В. Маяковского, С. В. Михалкова, А. А. Барто и др., 1954), Жан Кристоф, 1959, по Р. Роллану); концерт для фп. с орк. (1946); серенада для камерного орк., 1974; камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (1955, 1965, 1971), фп. квинтет (1969); для голоса с орк.- Товарищи, мы станем братья (симф. монолог, на стих. "Скифы" А. А. Блока, 1962), Пламя (ариозо для баритона, сл. Л. М. Квитко, 1942); для голоса и фп. - 3 вок. цикла, в т. ч. Негритянские песни (для баритона, фп. и ударных, 1966); инстр. пьесы, хоры a cappella; романсы; музыка для драм. т-ра. И. М. Ямпольский. |
Илья Васильевич (19 (31) VII 1862, Петербург - 6 (19) IV 1905, там же) - рус. фольклорист. В 1892 окончил Петерб. консерваторию но классу композиции у H. P. Соловьёва. В 1893-96 участник экспедиций, организованных Рус. Географич. об-вом. Составил (совм. с Ф. М. Истоминым) ряд сб-ков рус. нар. песен для муж. хора. Сочинения: Песенная экспедиция 1903 г., "Известия С.-Петерб. общества муз. собраний", 1903, июль - август - сентябрь; В. В. Стасов (из личных воспоминаний), "Рус. ведомости", 1906, 10 ноября. |
Николай Николаевич (р. 30 VI 1932, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1962. В 1960 окончил Муз.-под. ин-т им. Гнесиных. Был гл. дирижёром оркестров Рус. нар. хора им. M. E. Пятницкого (1957-60), Ансамбля нар. танца СССР (1960-73). С 1973 гл. дирижёр и худ. рук. Оркестра рус. нар. инструментов Радиовещания и Центр. телевидения. Под рук. Н. исполнены переложения для оркестра рус. нар. инструментов многих произв. рус., сов. и заруб. композиторов. |
Нельсова З. (Nelsova) Зара (р. 24 XII 1924, Виннипег, Канада) - амер. виолончелистка. Дочь выходцев из России. С детства играла на виолончели в семейном фп. трио, позднее выступала в ансамбле с сестрами (до 1936). Училась игре на виолончели у X. Уоленна в Лондоне, затем у Э. Фёйермана, совершенствовалась у П. Касальса. С 1939 живёт в США. Концертировала (как солистка дебютировала в 12-летнем возрасте в Лондоне) с симф. оркестрами под упр. крупнейших амер. и европ. дирижёров, участвовала в фестивалях им. Касальса в Праде и "Пражской весны", а также в "Променад-концертах" в Лондоне и др. Выступает в сонатных вечерах в ансамбле с мужем, пианистом Г. Йоханнесеном. Была первой исполнительницей концерта Г. Вуда. Гастролирует в США, Канаде, странах Зап. Европы, в СССР (1966), в Африке, Австралии. С 1962 преподаёт в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке. Игра Н. темпераментна, отличается яркой эмоциональностью, красивым звуком, технич. свободой. Л. С. Гинзбург. |
Нельсон Р. (Nelson) Рудольф (8 IV 1878, Берлин - 5 II 1960, Зап. Берлин) - нем. композитор. Работал в качестве аккомпаниатора в берлинском лит. кабаре "Роланд Берлинский". В 1907-14 директор кабаре "Чёрный кот". В 1933 эмигрировал в Нидерланды, где позднее был заключён в концентрационный лагерь. С 1946 - в Зап. Берлине; рук. т-ра муз. эстрады "Нельсон-ревю", в к-ром выступали М. Дитрих, Ж. Бекер, Г. Грюндгенс. В соавторстве с Ф. Холлендером и М. Миффером создал мн. злободневных и политически актуальных спектаклей и ревю. |
Немая клавиатура (нем. stummes Klavier) - аппарат для беззвучной тренировки пальцев пианиста. Представляет собой фп. клавиатуру без звуковоспроизводящего механизма. Объём клавиатуры от 2,5 октав и более. Возврат клавиши в исходное положение происходит за счёт сопротивления пружины, упирающейся на удлинённый её конец. Н. к. изобретена А. К. Верджилем (США, патент в 1892). Получила широкое распространение в связи с бурным развитием виртуозного исполнительского стиля. Применялась пианистами для поддержания двигательных навыков и пальцевой техники во время переездов или в условиях, исключающих звучание. Современная педагогическая система отвергает использование Н. к. как формальный метод развития техники в отрыве от слухового контроля. |
Мария Соломоновна (17 (29) X 1879, Москва - 11 XII 1954, там же) - сов. пианистка и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). В 1902 окончила Моск. консерваторию по классу фп. у А. Н. Скрябина. С 1922 профессор Моск. консерватории (спец. фп., камерный ансамбль, концертмейстерский класс); в 1938-43 заведующая кафедрой общего фп., в 1946-54 - концертмейстерского мастерства. Выступала в концертах соло и в ансамблях, в частности исполняя произв. старинных мастеров. Автор воспоминаний о А. Н. Скрябине как о педагоге и пианисте ("Музыкальный современник", 1916, кн. 4), а также о Московской консерватории, в частности её обществ. жизни в период 1905 (рукописи находятся в ЦММК, ф. 96, No 1061). Литература: Мария Соломоновна Неменова-Лунц, "Советский музыкант", 1941, 11 янв. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Немешшаньи Ш. Ф. (Nemessanyi) Шамуэль Феликс (1837, Липтовски Микулаш, ныне Чехословакия - 5 III 1881, Будапешт) - венг. мастер смычковых инструментов. Ученик Я. Б. Швейцера и К. Цаха. Работал гл. обр. по моделям Дж. П. Маджини, А. Страдивари и Дж. Гварнери дель Джезу (по образцам последнего Н. создал скрипки, выполненные наиболее художественно). На этикетке к инструменту всегда указывал, чья модель положена в его основу. Один из выдающихся мастеров 2-й пол. 19 в., Н. не стремился к точному воспроизведению внешнего вида оригинала, но тонко улавливал и воссоздавал осн. особенности конструкции и звуковые качества взятого образца. Перерабатывал по-своему форму инструментов, эфы Н. асимметричны, вырезаны грубовато, но в целом художественно (красив прозрачный, золотистого цвета лак); менее удачны завитки. Работал в Будапеште, Пече, Сегеде и др. городах Венгрии. Литература: Витачек. Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964, с 92-93; Jalovec K., Enzyklopдdie des Geigenbaues t. 2, (Praha, 1965). Б. В. Доброхотов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Немцов Иосиф Васильевич (1885, с. Грачёвка, ныне Саратовской обл. - 14 VI 1939, Ленинград) - сов. хор. дирижёр, педагог, обществ. деятель. Засл. арт. РСФСР (1932). С юношеских лет пел в хоре. В 1902-04 учился в Моск. синодальном уч-ще (у А. Д. Кастальского, H. M. Данилина, В. С. Орлова, П. Г. Чеснокова), с 1904 - в Придв. певч. капелле в Петербурге (у А. К. Лядова, Н. С. Кленовского и др.). С 1907 работал учителем пения в детских приютах и гор. школах. После Октябрьской революции 1917 был инструктором Музыкального отдела Наркомпроса РСФСР (с 1919), Ленинградского областного совета профсоюзов (с 1926). С 1919 помощник дирижёра Трудового коммунального хора (бывший хор А. А. Архангельского), с 1923 гл. дирижёр. Деятельность H. сыграла большую роль в развитии сов. хор. культуры. Организатор (с 1919) первых массовых рабочих хоров. Пропагандировал новый хор. репертуар, произв. рус. муз. классики, ставил с самодеят. коллективами оперы (в т. ч. "Орестея" Танеева, "Фиделио" Бетховена, "Орфей и Эвридика" Глюка). В 1927 принял активное участие в проведении 1-й олимпиады самодеят. иск-ва в Ленинграде, положившей начало ежегодным смотрам художеств. самодеятельности. Был гл. дирижёром и одним из организаторов 10 олимпиад (число участников в каждой доходило до 100 тыс.). Мастерски владел приёмами хор. дирижирования, умел организовать и объединить огромные хор. коллективы. С 1925 преподавал в Ленингр. консерватории, с 1929 доцент. Литература: Ильин В., Искусство миллионов, Л., 1967. И. М. Ямпольский. |
Димитр Стефанов (19 XII 1901, Разград - 30 VIII 1953, София) - болг. пианист, композитор и педагог. Учился игре на фп. у А. Стоянова в Софии и у Э. Петри в Закопане (1931), окончил Болонскую консерваторию (1932). С 1933 преподаватель Муз. академии в Софии (фп.; с 1943 профессор). Н. - один из первых популяризаторов фп. музыки в Болгарии. Много гастролировал за рубежом. В репертуаре - соч. И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина. Исполнение Н. отличалось лиричностью, тонким чувством стиля. Автор симфонии (1922), концерта для фп. с оркестром (1936), пьес для фп., песен и др. соч., в к-рых ощутимо влияние болг. нар. музыки, а также франц. импрессионистов и Скрябина. Димитровская пр. (1952). |
Необарокко - одна из разновидностей неоклассицизма, характеризующаяся обращением к формообразующим принципам и жанрам, типичным для музыки барокко, в частности к полифонич. технике И. С. Баха и его предшественников. Н. не представляет самостоят. направления и обычно сочетается в творчестве композиторов 20 в. с использованием элементов раннего классицизма или форм и стилей др. прошедших эпох. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Неоромантизм (нем. Neoromantik, англ. neoromanticism) - термин, к-рым обычно обозначают поздний период развития муз. романтизма. К Н. чаще всего относят творчество Ф. Листа и Р. Вагнера, в нек-рых случаях к неоромантикам причисляют и Г. Берлиоза. Иногда к неоромантикам относят также И. Брамса, что представляется менее оправданным, поскольку романтич. тенденции во многих его сочинениях не являются доминирующими. К области Н. нередко относят и тех композиторов кон. 19 в., в творчестве к-рых нашли продолжение романтич. тенденции, т. е. в первую очередь А. Брукнера, X. Вольфа, Г. Малера, Р. Штрауса. Реже термин "Н." применяют к нек-рым выросшим на почве традиций муз. романтизма творч. явлениям 1-х десятилетий 20 в. (не только в нем. и австр. музыке, но и в музыке др. стран) - к творчеству таких композиторов, как М. Регер в Германии, Й. Маркс в Австрии, Л. Яначек в Чехии, Р. Воан-Уильямс в Великобритании и др. Подобная классификация условна, поскольку романтич. черты у названных выше композиторов объединяются со мн. другими чертами. Даже в применении к творчеству поздних романтиков и ближайших продолжателей их традиций термин "Н." не получил всеобщего признания. |
Непомусену А. (Nepomuceno) Алберту (6 VII 1864, Форталеза - 16 X 1920, Рио-де-Жанейро) - браз. композитор и дирижёр. Занимался в Риме, затем у Т. Лешетицкого в Вене (фп.), у А. Гильмана в Париже (орган). С 1895 преподаватель (в 1902-03, 1906-16 также директор) Нац. ин-та музыки в Рио-де-Жанейро. Дирижировал концертами Об-ва нар. музыки. Одним из первых среди браз. композиторов обратился в симф. музыке к нац. фольклору. Автор Нац. гимна Бразилии (1891). Среди его соч. - оперы "Артемида" (1898, Рио-де-Жанейро), "Абул" (1913, там же); "Бразильская сюита", симф. прелюдия "Каратуже" (1904) и др. произв. для оркестра, фп. трио, струн. квартеты, пьесы для фп., романсы. |
Неруда (Neruda) - чеш. музыканты. Вильма Мария Франтишка Н. (21 III 1839, Брно - 15 IV 1911, Берлин) - скрипачка. Дочь органиста Йозефа Н. (1807-75). Ученица Л. Янсы. Выступала с детских лет, в 1849 - в концертах Лондонского филармонич. об-ва, гастролировала во мн. европ. странах (в т. ч. неоднократно в России). В 1864-69 выступала (под фамилией Норман-Н.) с мужем - швед. дирижёром и композитором Л. Норманом; нек-рое время жила в Стокгольме, преподавала в Kорол. муз. академии. С 1870 систематически выступала в Великобритании как солистка и ансамблистка, возглавляла (поочерёдно с Й. Иоахимом) лондонский струн. квартет. В 1888-95 гастролировала со вторым мужем - дирижёром и пианистом Ч. Халле (основатель популярных симф. концертов в Манчестере, т. н. Халло концерты) в странах Европы, в Австралии, Юж. Америке (под именем леди Халле). В 1899 оставила конц. деятельность. С 1900 жила в Берлине. Н. была крупнейшим виртуозом 19 в. среди женщин-скрипачек. Романтич. пылкость чувств и классич. строгость игры гармонично сочетались в её исп. с художеств. завершённостью интерпретации и совершенством технич. мастерства. Исполнит. иск-во Н. высоко ценили X. Бюлов, Й. Иоахим, А. Вьётан (последний посв. Н. 6-й концерт для скрипки с оркестром; g-moll, op. 47). Амалия Неруда-Викенхаузерова (31 III 1834, Брно - 24 II 1890, там же) - пианистка. Сестра Вильмы Н. Франтишек (Франц) Ксавер Н. (3 XII 1843, Брно - 19 III 1915, Копенгаген) - виолончелист и композитор. Брат Вильмы Н. Концертировал с сестрой. В 1864-76 чл. Корол. капеллы в Копенгагене, где в 1868 основал первое в Дании Об-во камерной музыки. В 1892 преемник Н. Гаде в должности дирижёра Муз. об-ва, с 1894 также проф. консерватории в Копенгагене. Автор произв. для фп. (в т. ч. сюиты "Из чешского леса"-"Ze Sumavy"), концерта для виолончели с фп., струн, квартета, орк. и орг. пьес, песен. И. М. Ямпольский. |
Несовершенная каденция - см. Каденция. |
Евгений Евгеньевич (р. 8 I 1938, Москва) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1974. В 1961 окончил в Ленинграде Инженерно-строит. ин-т, в 1965 - консерваторию (класс В. М. Луканина). В 1963-67 солист Ленингр. Малого т-ра оперы и балета, в 1967-71 - Ленингр. т-ра онеры и балета им. Кирова, с 1971 - Большого т-ра (Москва). Голос Н. отличается силой, глубиной и выразительностью, богатством красок. Исполнитель партий: Борис Годунов, Варлаам ("Борис Годунов"), Князь Игорь, Кончак, Гремин, Кочубей, Руслан, Досифей, Мельник, Варяжский гость, Мефистофель; Раймонд ("Лючия ди Ламмермур"), король Филипп ("Дон Карлос"), Дон Базилио; Григорий ("Тихий Дон"), Кораблёв ("Два капитана" Шантыря), Сергеич ("Декабристы" Шапорина), Кутузов ("Война и мир") и др. В конц. программы певца входят произв. рус. дореволюц., сов., а также заруб. музыки. Он исполняет партии в ораториях "Доколе коршуну кружить" Шапорина, "Весна... песни... волнения" Баснера, в "Патетической оратории" Свиридова, в 14-й симфонии Шостаковича, в кантатах и мессе h-moll Баха, оратории "Жизнерадостный, задумчивый и сдержанный" Генделя, "Реквиеме" Верди и др. Первый исполнитель "Трёх песен" Свиридова, "Песен на слова английских поэтов", сюиты Шостаковича на стихи Микельанджело, баллады "Орёл" Чалаева. С 1967 гастролирует за рубежом (ГДР, Болгария, Венгрия, Чехословакия, Польша, Египет, Великобритания, Италия, Франция, ФРГ, США). 2-я пр. на Междунар. конкурсе вокалистов в Софии (1967) и на Всесоюзном конкурсе на лучшую конц. программу к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (1970); 1-я пр. на Междунар. конкурсе им. Чайковского (1970). В 1967-71 преподаватель сольного пения в Ленингр. консерватории, в 1972-1974 - в Моск. муз.-пед. ин-те им. Гнесиных. С 1975 зав. кафедрой сольного пения Моск. консерватории. Автор ряда статей, редактор кн. "Мой метод работы с певцами" Луканина (1972). Литература: Юлина Э. Н., Молодые певцы Ленинграда, Л., 1968, с. 21-30; Евгений Нестеренко, в кн.: Орфенов А. И., Юность, надежды, свершения, М., 1973, с. 79-92. Е. Н. Дюкина. |
Аркадий Александрович (р. 14 XII 1918, Гжатск, ныне Гагарин) - сов. композитор и муз.-обществ, деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1969). Чл. КПСС с 1961. В 1948 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина. Выступает в разных муз. жанрах, преимущественное внимание уделяя симф. музыке. Мн. произв. Н. написаны на совр. тематику, в частности в них получили воплощение лит. образы М. Горького (симф. поэма "Буревестник", 2-я симфония). Ряд соч. композитор посвятил городу Горькому, Нижегородскому краю, в т. ч. оперу "Козьма Минин", кантаты "Немеркнущий огонь", "Земля Нижегородская", цикл "Песни родного края". Собрал более 200 образцов муз. фольклора Горьковской обл. РСФСР (сб. "Народные песни Горьковской области", М., 1972). С 1948 преподаёт в Горьковской консерватории (с 1951 зав. кафедрой теории музыки и композиции, с 1972 ректор, с 1975 профессор). С 1960 секретарь правления CK РСФСР, с 1965 пред. Верхневолжского отделения CK РСФСР; пред. правления Хорового об-ва Горьковской обл. (1958-64). Сочинения: оперы - Козьма Минин (1948), Летят журавли (1970, Горьковский т-р оперы и балета); балет Тимур и его команда (1956, там же); для хора и голосов с орк. - Сказ о счастье (1950), Земля героев (3 поэмы для баритона с орк., 1961), Мальчишки и солнце (для детского хора, 1968), Немеркнущий огонь (1967), Земля Нижегородская (1971); для орк. - 2 симфонии (1947, 1963), поэма Белая берёза (1951), Молодёжная увертюра (1953), 2 сюиты из балета Тимур и его команда (1957), Торжественный прелюд (1962), поэма-фантазия Буревестник (1952, 2-я ред. 1968); концерты с орк. - для тромбона (1952), для трубы (1972); камерные ансамбли, в т. ч. 2 струн. квартета (1941, 1960), Лирическая баллада для скр. и фп.; соната для влч. соло; хоры; романсы (на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. К. Толстого, А. А. Коваленкова), цикл Песни родного края (1966); песни; обр. нар. песен (рус, белорус, чуваш.), музыка к драм. и радиоспектаклям. Литература: Цендровский В., Пытливый художник, "СМ", 1966, No 1; его же, Аркадий Нестеров, М., 1975; Бунин Р., Композиторы верхней Волги, "МЖ", 1972, No 15. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Нестягина В. М. (наст. фам. - Павловская) Валентина Михайловна (р. 4 XI 1927, Саратов) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1962). В 1952 окончила Уральскую консерваторию по классу З. В. Щелоковой и дебютировала в Свердловском т-ре оперы и балета. С того же года ведущая солистка т-ра. Н. обладает яркими вок. данными, отличной дикцией, сценич. мастерством. Партии: Татьяна, Наташа; Маша ("Дубровский"), Амелия ("Симон Бокканегра" Верди), Джоконда ("Джоконда" Понкьелли), Тоска, Аида; Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи). Создала галерею женских образов в операх сов. композиторов - Охоня ("Охоня" Белоглазова), Таня ("Таня" Крейтнера), Наталья ("В бурю"), Сари ("Тропою грома" Магиденко), Анфиса ("Половодье" Кацман), Пани Паливец ("Бравый солдат Швейк" Спадавеккиа). Выступает как конц. певица (романсы, рус. нар. и сов. песни). В. И. Зарубин. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Неф К. (Nef) Карл (22 VIII 1873, Санкт-Галлен -9 II 1935, Базель) - швейц. муз. критик и музыковед. Учился в ун-те и консерватории в Лейпциге у С. Ядассона (теория музыки), Ю. Кленгеля (композиция), А. Рекендорфа; как музыковед сформировался под влиянием Г. Кречмара. В 1897-1925 муз. критик газ. "Basler Nachrichten", в 1898-1909 ред. "Schweizerische Musikzeitung" в Базеле. С 1900 преподавал музыковедение в ун-те (с 1909 профессор), в 1912-1928 - в консерватории в Базеле. Один из основателей Швейц. музыковедч. об-ва (в 1899-1908 президент его Базельского отделения, в 1932-35 президент об-ва). Н. - автор основополагающих трудов по истории музыки в Швейцарии, в т. ч. по инстр. музыке. Его "История западноевропейской музыки" неоднократно переводилась на др. языки, в т. ч. на рус. (переработанный и дополненный пер. с франц. Б. В. Асафьева, Л., 1930, М., 1938). Начал также исследование жанра "страстей" (не завершено). Сочинения: Die Collegia musica in der deutschen reformierten Schweiz, St. Gallen, 1896; F. F. Huber, St. Gallen, 1898; Zur Geschichte der deutschen Instrumentalmusik in der 2. Hдlfte des 17. Jahrhunderts, в кн.: Beihefte der Internationalen Musikgesellschaft, Lpz., 1902; Denkschrift zur Feier des 25-Jдhrigen Bestehens des Concert-Vereins der Stadt St. Gallen, St. Gallen, 1902; Katalog der Musikinstrumente im Historischen Museum zu Basel, Basel, 1906; Bibliographie der Schweizerischen Schriften ьber Musik und Vogelgesang, Bern, 1908; Einfьhrung in die Musikgeschichte, Basel, 1920, 1930; Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921, 1945; Geschichte unserer Musikinstrumente, Lpz., 1926, 1949; Die neun Sinfonien Beethovens, Lpz., 1928; Beitrдge zur Geschichte der Passion in Italien, Zeitschrift fьr Musikwissenschaft, 1935, (Bd 17), Aufsдtze, Basel, 1936. Литература: Mohr E., K. Nef und sein Werk, в кн.: К. Nef. Zum 60. Geburtstag, Z., 1933; Handschin J., Gedenkschrift, Bern, 1957. И. А. Слепнёв. |
Нефе К. Г. (Neefe) Кристиан Готлоб (5 II 1748, Хемниц, ныне Карл-Маркс-Штадт - 26 I 1798, Дессау) - нем. композитор, дирижёр, органист и муз. писатель. Изучал право в Лейпциге (1769-71). Муз. образование получил под рук. композитора и теоретика И. А. Хил-лера. В 1776-84 и в 1789-94 работал музик-директо-ром театр. трупп в Саксонии, Рейнско-Майнской обл., в Боннском курфюрстском Нац. т-ре (исполняя обязанности композитора, дирижёра, режиссёра, аккомпаниатора на чембало). Театр. труппы были недолговечными и распадались, H. вынужден был жить в постоянной нужде и поисках работы, лишь должность музик-директора театр. труппы в Дессау (1796) улучшила его материальное положение. Служил с 1780 в Бонне (придв. органист и исполнитель на чембало); здесь же обучал Л. Бетховена игре на фп., органе, а также композиции. Н. был первым, кто оценил талант Бетховена и помог ему в его развитии; перу Н. принадлежат первые опубликованные заметки о Бетховене (1783). Автор зингшпилей, опер и оперетт, пьес для фп., вок. произв., пер. на нем. яз. оперных либретто (с франц. и итал.), клавирных перелож. партитур опер В. А. Моцарта. В муз. наследии Н. наибольший интерес представляют его зингшпили, с успехом исполнявшиеся при жизни композитора, среди к-рых "Аптека" ("Die Apotheke", Берлин, 1771), "Раёк Амура" ("Amors Guckkasten", Кёнигсберг, 1772), опера "Адельхайд фон Вельтхайм" (Франкфурт-на-Майне, 1780), монодрама "Софонисба" (Лейпциг, 1782). Н. принадлежат также ряд соч. для оркестра, вок. произв., в т. ч. оды Клопштока с мелодиями (1776), "Путеводитель для любителей пения и фортепиано" ("Vademecum fьr Liebhaber des Gesangs und Klaviers", 1780), многочисл. песни, инстр. соч. (в т. ч. 6 фп. сонат с сопровождением скрипки - 1776), концерт для фп. с оркестром (1782), фантазия для чембало (1797) и др. Отстаивал идеи Просвещения. Написал автобиографию, изданную вскоре после его смерти Ф. Рохлицем ("Allgemeine musikalische Zeitung", I, Lpz., 1798-99), затем опубликованную в кн.: Einstein A., "Lebenslдufe deutscher Musiker", Bd 2, Lpz., 1915; "Beitrдge zur rheinischen Musikgeschichte", Bd 21, Kцln, 1957. Литература: Leux I., Chr. G. Neefe, Lpz., 1925; Schieldermair L., Der Junge Beethoven, Bonn, 1951; Friedlдnder M., Das deutsche Lied im 18. Jahrhundert, Bd 1-2, Stuttg., 1902. О. Т. Леонтьева. |