Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Н" (часть 5, "НИЩ"-"НОР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 5, "НИЩ"-"НОР")

Нищинский П. И.

Пётр Иванович (9 (21) IX 1832, с. Неменка, ныне Винницкой обл. - 4 (16) III 1896, ныне с. Ворошиловка Винницкой обл.) - укр. композитор и поэт-переводчик (лит. псевдоним - Петро Байда). Муз. образование получил в Киевской духовной семинарии, пел в церк. хорах. С 1850 был хористом в рус. церкви при посольстве в Афинах; здесь в 1856 Н. окончил филологич. ф-т ун-та. В 1857 вернулся на родину. Жил в Петербурге, с 1860 преим. в Одессе. Принимал участие в деятельности хор. и муз.-драм. кружков, в работе "Одесского музыкального товарищества"; преподавал рус. и греч. языки, лит-ру, музыку и пение, собирал и обрабатывал укр. нар. песни, занимался лит.-критич. работой. Осн. муз. произв. Н. - "Вечорницi", вставная сцена ко 2-му действию драмы Т. Г. Шевченко "Назар Стодоля" (пост. в 1875), имеет также самостоят. значение. Её кульминация - получивший широкое признание героико-эпич. хор "Закувала та сива зозуля". Н. принадлежат хор. обработки укр. нар. песен, в т. ч. "Козак Софрон", "Байда" (о борьбе укр. народа против тур. завоевателей) и "Ой, гук, мати, гук" (о борьбе против польской шляхты), песни-романсы ("Порада", "У дiбровi чорна галка"). Музыка Н. экспрессивна, мелодична, основана на глубоком знании укр. муз. фольклора. Известны его переводы на укр. яз. "Антигоны" Софокла, "Одиссеи" и "Илиады" Гомера, на греч. язык - "Слова о полку Игореве".

Литература: Довженко В., Жизнь и творчество Нищинского. (К 120-летию со дня рождения), "СМ", 1952, No 10; его же, П. I. Нiщинський, KИпB, 1955; Бокщанина Е., История музыки народов СССР до Великой Октябрьской социалистической революции, М., 1969, с. 36-39.

А. И. Малозёмова.

Ниязи

Ниязи (наст. фам. и имя -Таги-заде-Гаджибеков Ниязи Зульфугарович) (р. 7 (20) VIII 1912, Тбилиси) - сов. дирижёр, композитор, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1959). Чл. КПСС с 1942. Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 4-8-го созывов. Сын комп. 3. Гаджибекова. В муз. воспитании Н. большую роль сыграл У. Гаджибеков. В 1926-31 учился в Муз. техникуме им. Гнесиных (Москва), Ленингр. Центр. муз. техникуме, Ереванской консерватории. В 1933-34 занимался в Бакинской консерватории под рук. Л. М. Рудольфа и С. Штрассера. На развитие дирижёрского иск-ва Н. оказали влияние А. В. Павлов-Арбенин, Л. П. Штейнберг, а также Н. С. Голованов, А. В. Гаук, О. Фрид и др. С 1938 (с перерывами) худ. рук. и гл. дирижёр Азерб. симф. оркестра им. У. Гаджибекова. В 1937-48 дирижёр, в 1951-52, 1958-59 гл. дирижёр, в 1961-65 директор, худ. рук. и гл. дирижёр Азерб. т-ра оперы и балета им. M. P. Ахундова. В 1961 гл. дирижёр Ленингр. т-ра оперы и балета. Был художеств. руководителем праздников песни, фестивалей, декад и смотров муз. иск-ва Азерб. ССР. Талантливый интерпретатор лучших образцов рус, заруб., сов. классики. Под упр. Н. впервые исполнены мн. произв. азерб. композиторов, в т. ч. симф. поэма "Лейли и Мед-жнун" (1947), 2-я сюита из балета "Тропою грома" (1967) Караева, симфония "Памяти Ленина" Гаджиева (1971), оперы "Нергиз" Магомаева (1938) и "Севиль" Амирова (1953), балет "Легенда о любви" Меликова (1962) и др. Н. участвовал в пост. оперы "Кёр-оглы" У. Гаджибекова (1937), балетов "Семь красавиц" (1959) и "Тропою грома" (1960) Караева, и др.

Автор муз. произведений разл. жанров; наиболее известны: лирико-романтич. опера "Хосров и Ширин", балет "Читра", симф. мугам "Раст". Гос. пр. СССР (1951, 1952), Гос. пр. Азерб. ССР им. У. Гаджибекова (1967), пр. им. Дж. Неру (1974).

Сочинения: опер а-Хосров и Ширин (по мотивам поэмы Низами, 1942, Азерб. т-р оперы и балета), опера-кантата - В 1920 году (1940); балет - Читра (по мотивам поэмы Р. Тагора, 1961, Куйбышевский т-р оперы и балета; новая ред. 1972, Азерб. т-р оперы и балета; для орк. - Закатальская сюита (1934), танц. пьеса Лезгинка (1939), симф. пьесы В бою, Воспоминание (1944), симф. мугам Раст (1949), конц. вальс (1954); песни, обр. нар. песен, музыка к спектаклям драм. т-ра и фильмам; редакции - 1-го акта оперы "Нергиз" Магомаева, оперы "Ашуг-Гариб" 3. Гаджибекова, муз. комедии "Аршин мал алан" У. Гаджибекова.

Литература: Карагичева Л., Народный артист Азербайджанской ССР композитор Ниязи, М., 1959; Абасова Э., Ниязи, Баку, 1965; Керимов С., Художник удивительного таланта, (Баку, 1972).

А. 3. Таги-заде.

Нкетия Д. К.

Нкетия Д. К. (Nketia) Джозеф Квабена (р. 22 VI 1921, Мампонг, область Ашанти) - ганский музыковед, фольклорист, композитор. Чл. Академии наук и иск-в Ганы. Окончив учительский колледж в Акропонге (1940), преподавал в средних школах. В 1944-46 учился в Школе вост. и афр. наук при Лондонском ун-те, в 1946-49 - в Бёркбекском колледже и Тринити-колледже в Лондоне, в 1958-59 - в Колумбийском ун-те, а также Джульярдской школе и Сев.-Зап. ун-те (классы этномузыкологии и композиции) в США. С 1963 профессор Ун-та Ганы (г. Легон), с 1965 директор Ин-та по изучению Африки при этом ун-те, с 1968 профессор Южнокалифорнийского ун-та в Лос-Анджелесе. Президент Ганского муз. об-ва, пред. правления Междунар. об-ва муз. воспитания, чл. Междунар. муз. совета. Автор многочисл. трудов по фольклору, истории музыки. Н. принадлежат обработки нар. песен, а также оригинальные муз. произв., в т. ч. "Африканская сюита" (для струн. оркестра), струн. трио, сюита (для виолончели и фп.), "Канцона" (для флейты, гобоя и фп.). Участник мн. конференций, конгрессов, симпозиумов по проблемам фольклора, муз. образования. Посетил СССР (1970, 1971).

Сочинения: Modern trends in Ghana music, "African music", 1957, No 4, p. 13-17; Yoruba musicians in Accra, "Odu (Journal of Yoruba and Related Studies)", 1958, No 6, p. 35-44; The development of instrumental African music in Ghana, "Music in Ghana", 1958, v. 1, No 1, p. 5-27; Traditional music of the Ga People, "African Music", 1958, v. 2, No 1; Folklore of Ghana, "The Ghanaian", 1958, No 1; Drums, dance and song, "Atlantic", 1959, v. 203, No 4, p. 67-72; The problem of meaning in African music, "Ethnomusicology", 1962, v. 6, No 1; African music in Ghana, Accra - Ikeja, (1962), Folk songs of Ghana, L., 1963; Drumming in Akan Communities of Ghana, L., 1963; Traditional and contemporary idioms of African music, "Journal of the International Folk Music Council", 1964, v. 14; History and the organisation of music in West Africa, Essays in music und history Africa, Northwestern University press, 1971, p. 3-25; The music of Africa, N. Y., 1974; и др.

В. С. Воробьёв.

Новак В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Новачек З.

Новачек З. (Novacek) Зденко (р. 16 VIII 1923, Пльзень) - чехосл. музыковед. Окончил муз.-педагогич. отделение Пражской консерватории (1947) и музыковедч. отделение философского ф-та Карлова ун-та (1948). С 1949 науч. сотрудник, в 1951-56 директор Ин-та музыковедения Словацкой академии наук в Братиславе. В 1961-62 зав. симф. редакцией Братиславского радио. В 1950-55 преподавал в Ун-те им. Я. А. Коменского (эстетика, история чехосл. и сов. музыки), с 1962 директор консерватории в Братиславе. Выступает как муз. критик.

Сочинения: Uvod do estetiky hudby, Brat., 1952; Vнtaznб cesta sovietskej hudby, Brat., 1952; Beethoven-umelec-revolucionбr, Brat., 1952; J. L. Bella-vel'kб postava slovenskej hudobnej histуrie, Martin, 1953; Sucasnб slovenskб hudobnб tvorba, Brat., 1955; Dejiny slovenskej hudby, (Brat., 1957); Robotnнcke spevokoly na Slovensku, Brat., 1960; Vэznamnй hudobnй ziavy a Bratislava n 19. storoci, Brat., 1960; Hudobnй rezidencie na zбpadnom Slovensku, Brat., 1971.

В. Н. Егорова.

Новачек О. Ю.

Новачек О. Ю. (Novвcek) Оттокар Юджин (13 V 1866, Фехертемплом, Венгрия, ныне Бела-Црква, Югославия - 3 1 1900, Нью-Йорк) - венг. скрипач и композитор. По национальности чех. Учился игре на скрипке у отца - Мартина Йожефа Н., затем у Я. Донта в Вене (1880-83), у Г. Шрадика и А. Д. Бродского в Лейпцигской консерватории (окончил в 1885, получив пр. Ф. Мендельсона). С 14 лет играл в оркестре Гевандхауз, позднее в квартете Бродского (2-я скрипка, затем альт). С 1891 жил в США. Был скрипачом Бостонского симф. оркестра под упр. А. Никита, затем альтистом в оркестре "Метрополитен-опера" и в симф. оркестре под упр. В. Дамроша (1892-93) в Нью-Йорке. С 1899 посвятил себя композиции. Автор "Героического концерта" для фп. с оркестром (впервые исполнен в 1896 Ф. Бузони), 3 струн. квартетов (изд. 1891-1904), пьес для скрипки с оркестром, в т. ч. популярного "Вечного движения" ("Perpйtuum mobile"; также с фп.), симфониетты для 8 дух. инструментов, 6 песен на сл. А. К. Толстого и др.

В. Ю. Григорьев.

Новая венская школа

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Новая русская музыкальная школа"

"Новая русская музыкальная школа" - творч. содружество рус. композиторов, сложившееся в кон. 50-х - нач. 60-х гг. 19 в. Известно также под назв. Балакиревский кружок, "Могучая кучка". Понятие "Н. р. м. ш." было выдвинуто членами Балакиревского кружка, считавшими себя последователями и продолжателями дела M. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. "Н. р. м. ш." возглавлял М. А. Балакирев, в её состав входили А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, идейным вдохновителем был В. В. Стасов. В сер. 70-х гг. Балакиревский кружок как единая группа перестал существовать. Представителями "Н. р. м. ш." стали считать композиторов, входивших в Беляевский кружок.

Литература: см. при ст. "Могучая кучка".

Новеллетта

Новеллетта (итал. novelletta, букв. - небольшой рассказ, уменьшительное от novella - рассказ, новелла) - небольшая инструм. пьеса повествоват. характера. Назв. "Н." впервые применил Р. Шуман (8 Н. для фп. ор. 21, 1838). Хотя Шуман указывал на черты повествования в своих Н., само назв. "Н." он производил не от новеллы, а от фамилии знаменитой англ. певицы Клары Новелло. Позднее Н. создавали Н. Гаде (для фп. трио, ор. 29), И. П. Э. Хартман (для фп., ор. 55, с текстами Г. X. Андерсена в качестве программ, и ор. 65), К. Рейнеке (для фп., ор. 226), З. Фибих (для фп., ор. 44, 33 пьесы), Ф. Пуленк (2 Н. для фп.) и др., а также М. А. Балакирев (Н. для фп.), А. К. Глазунов (5 Н. для струн. квартета, ор. 15), А. К. Лядов (Н. "Новинка" для фп., ор. 20), А. Н. Черепнин (2 Н. для фп.).

Новелло В.

Новелло В. (Novello) Винсент (6 IX 1781, Лондон - 9 VIII 1861, Ницца) - англ. издатель, композитор, дирижёр, органист. С 1793 пел в хоре мальчиков при посольстве Сардинии под рук. С. Веббе, к-рый издавал также муз. произв. для рим. католич. литургии и оказал влияние на формирование художеств. вкусов Н. До 1849 работал в Лондоне. В 1797-1822 органист капеллы при португ. посольстве. В 1811 основал муз.-издат. фирму. С 1812 служил пианистом и дирижёром итал. труппы А. Каталани. Был одним из организаторов (1813) Лондонского филармонич. об-ва (см. Лондон), в концертах к-рого участвовал как пианист. Н. - автор месс, кантат, мотетов. Выступал как органист. Н. был дружески и творчески связан с крупнейшими поэтами Англии Дж. Китсом, П. Б. Шелли и др. и композиторами др. стран - И. Н. Гуммелем, Ф. Листом, Ф. Ж. Фетисом, Ф. Мендельсоном. В историю англ. музыки вошёл гл. обр. как ред. и издатель. Приобрели популярность опубликованные в его ред. забытые произв. старинных мастеров. Наиболее ценны публикации церк. соч. - "Сборник духовной музыки" ("A Collection of sacred music", v. 1-2, 1811, 1825), "Сборник мотетов для оффертория" ("A Collection of motets for offertory", v. 1-12), "12 лёгких месс" (12 easy masses", v. 1-3, 1816), "Вечерняя служба" ("Evening service", v. 1-2, 1822), 5 сб-ков "Фитцуильямская музыка" ("Fitzwilliam music", 1825; избр. церк. произв., впервые изданы Н. по рукоп. итал. композиторов 17 в. из т.н. собр. Р. Фитцуильяма, хранившегося в Кембриджском ун-те), "Музыка для женского монастыря" ("Convent music", v. 1-2, 1834), "Псалмопевец" ("The Psalmist", 1835; сб. неоднократно переиздавался). Среди идзданий Н. (отличались дешевизной) - собр. соч. Г. Пёрселла (т. 1-5, 1826-32), произв. Й. Гайдна (16 месс), Л. Бетховена, Л. Керубини, И. Н. Гуммеля, Л. Шпора, В. А. Моцарта (18 месс) и др. Н. принадлежат переложения для органа классич. ораторий, гимнов У. Бойса, У. Крофта, М. Грина и др., а также 3-4-гол. мадригалов.

Литература: Соwdеn-С1аrkе М., Life and labours of Vincent Novello, L., (1864); Bennett J., A short history list of cheap music, L. - N. Y., 1887.

Э. Р. Виноградова.

Новелло К. А.

Новелло К. А. (Novello) Клара Анастасия (10 VI 1818, Лондон - 12 III 1908, Рим) - англ. певица (сопрано). Дочь Винсента Н. Училась у Дж. Робинсона в Йорке, затем у А. Э. Шорона в Корол. ин-те классич. и религ. музыки в Париже (1829-30). Дебютировала в 1832 в Виндзоре. С 1834 выступала в Англии, Шотландии, Германии (в 1837 в концертах Гевандхауза в Лейпциге под упр. Ф. Мендельсона; Р. Шуман восторженно отозвался о её исп. гл. партий в ораториях Г. Ф. Генделя), Италии, Англии, России (в Петербурге в кон. 1830-х гг.). На оперной сцене дебютировала в 1841 в Падуе (в "Семирамиде" Дж. Россини). В 1843 выступала в т-ре "Друри-Лейн" в Лондоне. В 1851-1860 участвовала в крупнейших англ. хор. фестивалях, в т.ч. в Генделевском (в Хрустальном дворце), в концертах Филармонич. об-ва (в 1855 под упр. Р. Вагнера). С 1860 жила в Риме. Голос Н. отличался нежным, серебристым тембром, широтой диапазона (от f до d3); обладала большой музыкальностью, чувством стиля. О её голосе восторженно отзывался В. Ф. Одоевский, Н. П. Огарёв поcв. ей стихи.

Сочинения: Voice and vocal art, (s. 1.), 1856.

Литература: Одоевский В., Музыкально-литературное наследие, М., 1956, с. 180, 181, 191, 576; Литературное наследство, т. 61, Герцен и Огарёв, М., 1953, с. 616; Mackenzie, Grieve А., Clara Novello, 1818-1908, L., (1955).

Новемоль

Новемоль (от лат. novem - девять) - ритмич. группа, образующаяся от произвольного (условного) деления осн. длительностей на девять равных частей вместо чётных восьми долей.

Новемоль

Ф. Ш опен. Концерт для фп. с оркестром e-moll.

Если осн. длительностью является целая нота, то Н. пишется восьмыми нотами, если половинная - то шестнадцатыми, и т.п. Н. обозначается цифрой 9, к-рая ставится в нотах над или под группой.

Новер Ж. Ж.

Новер Ж. Ж. (Noverre) Жан Жорж (29 IV 1727, Париж - 19 X 1810, Сен-Жермен-ан-Ле) - франц. балетмейстер. Ученик Л. Дюпре. Выступал как танцовщик с 1743. Первые поставленные Н. балеты - "Китайский праздник" и "Источник юности" (1754), "Фламандские увеселения" (1755), все на сборную музыку, - продолжали традиции придв. зрелищ в стиле рококо. В 1755-1757 Н. возглавлял балетную труппу в т-ре "Друри-Лейн" в Лондоне, где испытал влияние актёра драмы Д. Гаррика. В 1757 показал в Лионе спектакль "Празднества, или Ревность в серале" Гранье - образец пантомимного действенного балета. В пост. "Ринальдо и Армида", "Адмет и Альцеста" (1761), "Медея и Язон" Родольфа (1763), "Отмщённый Агамемнон" (1772) и "Апеллес и Кампаспа" Аспельмайра (1773), "Горации и Куриации" Старцера (1774) и др. Н. разработал принципы героич. балета и балета-трагедии на сценах т-ров Штутгарта (1760-67) и Вены (1767-75). В 1776-80 балетмейстер "Гранд-Опера" в Париже. В 1781-94 (с перерывами) работал в Лондоне. Н. поставил св. 80 балетов. В 1759 вышел его знаменитый труд "Письма о танце и балетах" - свод эстетики балетного т-ра 2-й пол. 18 в., опирающийся на программу франц. просветителей. Н. обосновал в этом труде принципы драм. балета, базирующегося на лит. сюжете, требующего содружества композитора, хореографа и художника и воплощённого средствами действенных пантомимы и танца. Учениками Н. были балетмейстеры 18-19 вв. Ж. Доберваль, Ш. Ле Пик и др. Теория, подкреплённая практикой, принесла Н. славу "отца современного балета".

Сочинения: Lettres sur la danse, sur les ballets et les arts, v. 1-4, St.-Petersbourg, 1803-04; Lettres sur les arts imitateurs en gйnйral et sur la danse en particulier, v. 1-2, P., 1807 (в рус. пер. - Письма о танце и балетах. Ред. и вступ. статья Ю. И. Слонимского, Л. - М., 1965).

Литература: Левинсон А., Жан-Жорж Новерр и эстетика балета в XVIII веке, в кн.: Мастера балета, СПБ, 1915; Соллертинский И. И., Жизнь и творчество Новера, в кн.: Классики хореографии, Л. - М., 1937; Lynham D., The Chevalier Noverre: father of modern ballet, a biography, L., 1972.

В. М. Красовская.

Новиков А. Г.

Анатолий Григорьевич (р. 18 (30) X 1896, Скопин, ныне Рязанской обл.) - сов. композитор и обществ. деятель. Герой Социалистич. Труда (1976). Нар. арт. СССР (1970). Чл. КПСС с 1952. Деп. Верх. Совета РСФСР 5-8-го созывов. В 1921-27 учился в Моск. консерватории по классу композиции у Р. М. Глиэра. В 1920-30-х гг. рук. самодеят. хоров, в т.ч. армейских. В 1939-43 худ. рук. Ансамбля песни и пляски ВЦСПС, в 1948-51 - Ансамбля песни Всесоюзного радио. Начал сочинять музыку с 1917. В 1936-1937 собрал и отредактировал ок. 500 рус. нар. песен ("Русские народные песни", т. 1-3, нек-рые в собств. записи). Председатель Всероссийского хорового об-ва (с 1958). Гл. творч. интересы Н. сосредоточены в области песни. Почти все песни написаны на сл. сов. поэтов и посвящены совр., патриотич., гражданской теме - историч. событиям, героям Гражданской (1918-20) и Отечеств. (1941-45) войн, партизанскому движению, борьбе за мир, демократич. движению молодёжи. Известностью пользуются песни "Вася-Василёк" (1941, сл. С. Я. Алымова), "Пять пуль" (1942, сл. А. В. Софронова), "Смуглянка" (1943, сл. Я. З. Шведова), "Родина моя" (1946, сл. Л. И. Ошанина), "Россия" (1946, сл. Алымова), "Дороги" (1946, сл. Ошанина), "Гимн демократической молодёжи мира" (1947, сл. Ошанина, 1-я пр. на Всемирном фестивале демократич. молодёжи и студентов, Прага, 1947) и др. Для муз. стиля Н. характерны рус. склад мелодики, динамичные ритмы, яркость образов, броскость, плакатность целого, подлинная массовость воздействия. Гос. пр. СССР (1946, 1948).

Сочинения: муз. комедии - Левша (1957, Иркутский т-р муз. комедии), Когда ты со мною (1961, Кемеровский т-р оперетты), Камилла (Королева красоты, 1964, Ростовский т-р муз. комедии), Особое задание (1965, Омский т-р муз. комедии), Чёрная берёза (1969, Свердловский т-р муз. комедии), Василий Теркин (1971, Омский т-р муз. комедии); для солистов, хора, чтеца и орк. - поэма Нам нужен мир (сл. Г. Рублёва, 1954); для дух. орк. - рапсодия Солдатские напевы (1947); для хора - кантата Красной Армии слава (сл. А. Лугина, 1943), Победная кантата (сл. Алымова, 1946), студенч. кантата Звезда золотая (сл. В. Гурьяна); песни, св. 500; музыка к драм. спектаклям и радиокомпозициям.

Литература: Поляновский Г., А. Новиков, М. - Л., 1948; его же, Анатолий Новиков, М., 1971; его же, Анатолий Новиков, М., 1976; Глезер Р., Анатолий Новиков, М., 1957; Игнатьева М., Равнение на жизнь, "Советская культура", 1966, 29 окт.

Т. Н. Соловьёва.

Новиков А. П.

Андрей Порфирьевич (р. 17 (30) X 1909, Барнаул) - сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1968). В 1931 окончил Томское муз. уч-ще по классам скрипки и композиции; в 1931-35 учился по классу композиции в Ленингр. консерватории у П. Б. Рязанова и М. А. Юдина. В 1935-39 муз. рук. Новосибирского радио. Осн. место в творчестве Н. занимают хор. соч.; многие из них, а также нек-рые произв. др. жанров, посвящены жизни Сов. Сибири. Музыка Н. тесно связана с сибирским фольклором, многочисл. образцы к-рого записаны и обработаны композитором. В 1944-65 и с 1976 пред. правления Сибирского отделения CK РСФСР. Гос. пр. РСФСР (1975).

Сочинения: опера - Бесприданница (1945); для солистов, хора и орк. - кантата Мщение (1943), оратория Голос Сибири (1947), кантаты-песни Сказ о Сибсельмаше (1972) и Золото хлеба (1973; обе на тексты В. Пухначёва, с орк. нар. инструментов); для орк. - поэма Сибирь Советская (1942), Хакасская сюита (1947), Праздничная увертюра (1959) и др.; концерт для балалайки с орк. (1959); для орк. рус. нар. инструментов, в т.ч. сюита Шумят хлеба (1951), сюита для гобоя и орк. рус. нар. инструментов (1968); 10 пьес для влч. и фп. на горноалтайские темы (1968); сюита Сибирские страницы для органа (1970); хоры, романсы, в т.ч. циклы на стихи А. В. Кольцова (1953), А. А. Блока (1951); музыка для детей, в т.ч. сюита для сопрано и камерного орк. Сибирская леснянка.

M. M. Яковлев.

Новикова К. М.

Клавдия Михайловна (9 (21) III 1895, Одесса - 8 XII 1968, Москва) - сов. артистка оперетты. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1910-12 училась в Одесском театр. уч-ще, брала уроки пения у Е. И. Збруевой. В 1912 дебютировала в драм. т-ре, затем выступала в Одесском т-ре комич. оперы и др. т-рах (в 1918-20 актриса агитпоезда). В 1926-58 солистка Моск. т-ра оперетты. Исполняла партии героинь, каскадные, с особенным успехом - характерно-бытовые, комедийные (Хивря - "Сорочинская ярмарка" Рябова, Берта Соловейчик - "Взаимная любовь" Каца). Первая исполнительница роли Аграфены ("Женихи" Дунаевского). Редкий для оперетты голос Н. (диапазон 3 октавы) позволил ей исполнить партию Боккаччо ("Боккаччо" Зуппе). Роли: Перикола ("Перикола" Оффенбаха), Маскотта ("Маскотта" Одрана), Серполетта ("Корневильские колокола" Планкета), Гейша ("Гейша" Джонса), Сильва и Стасси ("Сильва" Кальмана), Роз-Мари, Жанна и Ванда ("Роз-Мари" Фримля и Стотхарта), Парася Никаноровна ("Трембита" Милютина).

Литература: Ярон Г., О любимом жанре, М., 1960, 1963; Нежный И., Былое перед глазами, М., 1963.

А. Р. Владимирская.

Новицкая Е. Г.

Екатерина Георгиевна (р. 24 X 1951, пос. Вешняки, ныне в черте г. Москвы) - сов. пианистка. В 1967 окончила Центр. муз. школу-десятилетку при Моск. консерватории по классу фп. у Л. Н. Оборина (ранее занималась у E. M. Тимакина), у него же в 1973 - Моск. консерваторию, в 1975 - аспирантуру под рук. Е. В. Малинина. 1-я пр. на 5-м Междунар. конкурсе пианистов им. королевы бельгийской Елизаветы в Брюсселе (1968). Игра Н. отличается тонкой музыкальностью, блестящим виртуозным мастерством, проникновенностью интерпретаций. Гастролирует с 1968 в СССР и за рубежом (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Югославия). С 1975 преподаватель Моск. консерватории.

И. М. Марков.

Нововейский Ф.

Нововейский Ф. (Nowowiejski) Феликс (7 II 1877, Вартенбург, ныне Барчево - 18 I 1946, Познань) - польск. композитор, дирижёр и педагог. Учился у Л. Буслера в консерватории Штерна и у М. Бруха в Высшей школе музыки (1901-10) в Берлине, изучал церк. музыку в Регенсбурге, брал также уроки у А. Дворжака в Праге. Гастролировал во мн. странах как дирижёр (1902-05). Преподавал композицию в Берлине (1905-09) и Познани (1919-26). Был руководителем Муз. об-ва в Кракове (1909-14). Один из наиболее популярных в Польше композиторов 30-х гг. (особенно известен его гимн "Rota" на сл. М. Конопницкой, 1910). Во мн. соч. ощутима близость к польск. нар. музыке. Наиболее значительна оратория "Quo vadis" (по Г. Сенкевичу, 1903).

Сочинения: оратории - Возвращение блудного сына (Powrуt syna marnotrawnego, 1901), Обретение Св. Креста (Znalezienie sw. Krzyza, 1905), кантаты, мессы; для орк. - 5 симфоний (1903-41), симф. поэма Беатриче (по Данте, 1903); концерты с орк. - для фп. (1941), влч. (1938); камерно-инстр. ансамбли; пьесы для скр. с орк., пьесы для фп.; 4 концерта и пьесы для органа; хоры; песни на слова польск. поэтов.

Литература: Kwasnik S., Feliks Nowowiejski jako kompozytor i pedagog chуralny, "Zycie Muzyczne", 1946, No 1-2; Сiszewski В., 15-lecie smierci Feliksa Nowowiejskiego, "RMz", 1961, No 7; Nowowiejscy F. M. i K., Dookola kompozytora. Wspomnienia o ojcu, Poznan, 1968.

Новозеландская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Новосибирск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Новосибирский театр оперы и балета

Новосибирский театр оперы и балета (Новосибирский государ- ственный академический театр оперы и балета) - муз. т-р Сибири. Открыт в 1945 оперой "Иван Сусанин". Здание т-ра - одно из крупнейших в СССР (1931-45, арх. Т. Я. Барт, А. З. Гринберг, А. В. Щусев и др., инж. П. А. Пастернак), имеет зрит. зал на 2000 мест и концертный зал на 958 мест. Среди первых артистов: певцы - В. П. Арканов, В. Я. Кирсанов, М. Г. Киселёв, А. Ф. Кривченя, Л. В. Мясникова, Л. И. Петров, В. И. Сорочинский и др., солисты балета - А. А. Белова, Л. И. Крупенина, М. М. Лентяева, Р. Л. и Ф. Л. Череховские, В. В. Ювачева и др.

В т-ре впервые в СССР были пост. оперы - "Банк-бан" Эркеля (1954), "Ермак" Касьянова (1957), "Её падчерица" Яначека (1958), "Клоп" Лазарева (1963), "Севастополь" Рубина (1970), балеты - "Доктор Айболит" Морозова (1947; Гос. пр. СССР, 1948), "Аленький цветочек" Корчмарёва (1949), "Аладдин и волшебная лампа" Савельева (1956), "Маскарад" Лапутина (1956).

В т-ре в разное время работали: дирижёры - М. А. Бухбиндер (в 1950-67 гл. дирижёр), А. И. Жоленц, Н. Г. Факторович, И. Г. Чудновский и др., режиссёры - С. А. Малявин, Р. И. Тихомиров, Э. Е. Пасынков; балетмейстеры - М. Ф. Моисеев, В. И. Войнонен, М. Л. Сатуновский, П. А. Гусев; художники - М. Ф. Домрачёв, И. В. Севастьянов и др.

Среди пост.: оперы - "Борис Годунов" (1948; 1962, в редакции Д. Д. Шостаковича), "Мазепа" (1949), "Руслан и Людмила" (1951), "Тихий Дон" (1951), "Хованщина" (1952), "Молодая гвардия" (1952), "В бурю" (1957); "Патетическая оратория" Свиридова (театрализованная композиция, 1961), "Дон Жуан" (1963), "Отелло" (1966); "Алкина песня" Г. Иванова (1967), "Пиковая дама" (1969), "Тихий Дон" (2-я часть, 1971); "Алмаст" Спендиарова (1972), "Орлеанская дева" (1974); "Зори здесь тихие" Молчанова (1974); балеты - "Лебединое озеро" (1955, 3-я ред.); "Каменный цветок" (1959), "Золушка" (1964), "Пламя Парижа" (1971), "Ромео и Джульетта" (1972); "Анна Каренина" Щедрина (1973). В труппе т-ра (1975): певцы - нар. арт. СССР Л. В. Мясникова, засл. арт. РСФСР С. П. Вах, А. М. Грачёва, З. З. Диденко, Н. Т. Дмитриенко, В. Г. Егудин, А. Г. Жуков, И. M. Круглов, А. Я. Левицкий, Н. И. Логутенко, П. А. Ульянова, Г. С. Чижова и др.; солисты балета - нар. арт. СССР Л. И. Крупенина, засл. арт. РСФСР Л. В. Гершунова, Ю. В. Гревцов, Л. А. Гусева, Ф. Г. Кайдани, Г. Д. Рыхлов, Н. И. Фуралева, лауреат междунар. конкурса Т. К. Капустина и др.; гл. дирижёр (в 1944-49 и с 1968) - нар. арт. СССР И. А. Зак, гл. режиссёр - В. В. Багратуни, гл. балетмейстер - А. А. Дементьев, гл. хормейстер - засл. арт. РСФСР Е. П. Горбенко, гл. художник - засл. деят. иск-в РСФСР А. И. Морозов. В 1963 т-р получил звание академического. Гастролирует в городах Сов. Союза, неоднократно выступал в Москве. Балетная труппа была на гастролях в Египте (1962), Японии (1966), Франции (1967), Венгрии (1970), Австралии и Нов. Зеландии (1971).

Ноден Э.

Ноден Э. (Naudin) Эмилио (23 X 1823, Парма - 5 V 1890, Болонья) - итал. певец (тенор). По национальности француз. Изучал медицину, затем занимался пением под рук. Дж. Паниццы в Милане. В 1843 дебютировал в Кремоне (в опере "Сафо" Пачини). Пел в т-рах Италии, а также др. европ. стран (с 1851 в России, с 1853 на сцене итал. оперы в Петербурге). В 1862-79 солист "Т-р Итальен" в Париже, в 1871-76 продолжал выступать на оперной сцене. Концертировал в нач. 80-х гг. в России. Лучшие партии: Элеазар ("Жидовка" Галеви), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Васко да Гама ("Африканка"; Дж. Мейербер завещал исполнение этой роли Н.).

Литература: Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 1953 (см. указатель).

Е. К. Морозова.

Ноздрунов Б. М.

Борис Митрофанович (р. 12 I 1926, Орёл) - сов. музыковед, композитор и дирижёр. Чл. КПСС с 1952. Кандидат искусствоведения (1967). В 1947 окончил дирижёрское и муз.-теоретич. отделения военного ф-та Моск. консерватории, в 1951 - аспирантуру по истории музыки и муз. анализу (рук. И. Я. Рыжкин и Л. А. Мазель). По композиции занимался у Рыжкина и Н. П. Иванова-Радкевича. Окончил также Моск. пед. ин-т иностр. языков (1950). В 1950-51 преподавал историю воен. музыки и муз.-теоретич. предметы в Ин-те военных дирижёров. С 1947 выступает в печати - св. 200 статей (псевд. Б. Rунов), ряд работ, посв. гл. обр. истории воен. музыки. Автор произв. для оркестра, хора (кантата "Ленин с нами" и др.), романсов, песен (св. 80).

Сочинения: В. В. Стасов о военной музыке, в сб.: В помощь военному дирижёру, вып. 6, М., 1962; (Опера и инструментальная музыка), в кн.: История русской советской музыки, т. 4, ч. 1, М., 1963; Русская военная музыка во второй половине XIX века, М., 1964; Три симфонии для духового оркестра, в сб.: Военная музыка, М., 1968.

И. М. Ямпольский.

Ноктюрн

Ноктюрн (франц. nocturne, букв. - ночной; итал. notturno, нем. Nokturne или Nachtstьck) - обозначение, применявшееся к различным по исполнит. составу, форме и характеру муз. произведениям. В 18 и нач. 19 вв. итал. термином notturno называли род дивертисмента, близкое к кассации и инстр. серенаде многочастное произв., обычно для духовых или струнных и духовых инструментов, предназначенное для исполнения на открытом воздухе в ночное время (образцы у В. А. Моцарта и Й. Гайдна). Встречались и одночастные Н. для одного или неск. голосов, обычно без сопровождения, близкие к вок. серенаде (образцы у В. А. Моцарта, Дж. Верди, Дж. Россини и др.). Обозначение "Н." применялось и к оперным "ночным" сценам.

Дж. Филд своими Н. (17 или 20) утвердил этот жанр как небольшую одночастную напевную лирическую фп. пьесу мечтательного или элегич. характера, обычно в репризной трёхчастной форме. Эту разновидность Н. культивировал Ф. Шопен, углубивший и обогативший её (Ноктюрны ор. 9, 15, 27, 32, 37, 48, 55, 62, 72, 2 без опуса, всего 21 пьеса). Р. Шуман в понимании жанра исходил из одноимённых новелл Э. Т. А. Гофмана, акцентируя в своих Н. (Nachtstьcke op. 23, 1839) причудливо-фантастич. черты.

К. Дебюсси назвал "Ноктюрнами" триаду орк. пьес ("Облака", "Празднества", "Сирены", 1897-99), под впечатлением носящей то же название серии импрессионистич. картин англ. художника Дж. Э. Уистлера (1834-1903). Обозначение Н. применялось также М. Регером (в "Четырёх фортепьянных пьесах" без опуса, 1903), П. Хиндемитом (в фп. сюите "1922"). В рус. музыке образцы Н. имеются у М. И. Глинки (Н. для голоса и фп., для фп.), А. П. Бородина (Н. во 2-м струн. квартете), П. И. Чайковского (Н. для фп. ор. 10 No 1, ор. 19 No 4).

Литература: Кузнецов К. А., Исторические формы ноктюрна, "Искусство", 1925, No 2; Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962.

Нолинский Н. М.

Нолинский Н. М. (Скрябин) Николай Михайлович (24 IV (6 V) 1886, слобода Кукарка, ныне Советск Кировской обл. - 20 VI 1966, Москва) - сов. композитор. В 1910 окончил юридич. ф-т Казанского ун-та. Учился на регентских курсах при Казанском муз. уч-ще РМО (класс скрипки; гармонию изучал у Р. Гуммерта).

Сочинения: симфония (1941); марш для дух. орк.; для орк. нар. инстр. - симфония Моя родина (1948), фантазия, увертюры и др.; 9 струн. квартетов; хоры a cappella, песни и романсы на слова рус. и сов. поэтов; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Ноль К. Ф. Л.

Ноль К. Ф. Л. (Nohl) Карл Фридрих Людвиг (5 XII 1831, Изерлон- 16 XII 1885, Гейдельберг) - нем. музыковед. Вначале получил юридич. образование. Теорию музыки изучал под рук. З. Дена в Берлине. Был муз. педагогом в Гейдельберге, там же с 1860 приват-доцент (с перерывом), с 1880 профессор ун-та. В 1865-1868 профессор Мюнхенского ун-та. Работал также в Баденвейлере и Карлсруэ. Автор многочисл. работ о музыке, преим. науч.-популярного характера. Наибольшую известность получила его биография Л. Бетховена в 3 тт. (1864-77); издал также письма Бетховена (1865, 1867) и В. А. Моцарта (1865). Эти публикации, не отличаясь строгой научностью, всё же обогатили муз. историографию своего времени. Н. писал о В. А. Моцарте, К. В. Глюке, Р. Вагнере, Ф. Листе, а также о муз. драме, развитии камерной музыки, по эстетич. вопросам и др.

Сочинения: Der Geist der Tonkunst, Fr./M., 1861; Beethovens Leben, Bd 1-3, Lpz., 1864-77, bearb. v. P. Sakolowski, В., 1922 (рус. пер. - Бетховен. Его жизнь и творения, т. 1-3, М., 1892); Gluck und Wagner, Lpz., 1870; R. Wagners Bedeutung fьr die nationale Kunst, Teschen, 1883; Das moderne Musikdrama, Teschen, 1884; Die geschichtliche Entwicklung der Kammermusik und ihre Bedeutung fьr den Musiker, Braunschweig, 1885 (рус. пер. - Историческое развитие камерной музыки и её значение для музыканта, СПБ, 1882) и др.

Т. Н. Соловьёва.

Ном

Ном (греч. nomоs, букв. - закон, обычай) - в др.-греч. музыке напев. мелодия, а также тип мелодии и мелодич. модель. Последняя, по-видимому, служила основой для исполнения певцами-рапсодами разл. рода эпич. муз.-поэтич. произведений; она объединяла в себе определ. лад и определ. мелодич. попевки. При этом напев в той или иной степени варьировался в соответствии со структурой стиха данного поэтич. текста. Такое исполнение было более мелодически развитым сравнительно с обычным речитированием. Для аккомпанемента применялась кифара или (реже) авлос. Первоначально Н. были связаны только с культом Аполлона. На протяжении истории Др. Греции типы Н. претерпели значит. изменения. Н. в Др. Греции называли и отд. инстр. сочинения для авлоса или кифары. Сохранился отрывок Н. для кифары "Персы" Тимофея, относящегося к 5 в. до н.э.

Имеются данные, согласно к-рым Н. были известны уже в Др. Египте; по-видимому, др.-греч. Н. ведут своё происхождение от них. Сходные явления представляют собой ладово-мелодич. модели в муз. культуре ряда вост. стран: Др. Китая; Индии (рага); Индонезии (патет); Сев. Африки; Ирана, Турции (маком), нек-рых сов. республик Кавказа, Закавказья и Ср. Азии (см. Маком, Мугам, Мукам и др.).

Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, М. - Л., 1941, с. 266-67 и др.; Vetter W., Musikalische Sinndeutung der antiken Nomos, в его сб.: Mythos - Melos - Musica, (Bd) 1, Lpz., 1957.

Номер

Номер (от лат. numerus - число).

1) В эстр. концерте - отдельное, законченное выступление одного или неск. артистов.

2) В опере, оратории, балете - самостоятельные, законченные по форме вок. (ария, ансамбль и т.п.), танц. и инстр. эпизоды.

Нона

Нона (от лат. nоnа - девятая).

1) Интервал в объёме девяти ступеней; обозначается цифрой 9. Различаются малая Н. (малая 9), содержащая 6 1/2 тонов, большая Н. (большая 9) - 7 тонов и увеличенная Н. (ув. 9) - 71/2 тонов. Н. является составным (превышающим объём октавы) интервалом и рассматривается как сумма октавы и секунды, или как секунда через октаву.

2) Девятая ступень двухоктавного диатонич. звукоряда. См. Интервал, Диатоническая гамма.

Нонаккорд

Нонаккорд - аккорд из пяти разноимённых звуков, к-рые при терцовом расположении заполняют объём ноны (отсюда название). Различаются большой Н., в пределах большой ноны, и малый Н., в пределах малой ноны. Наиболее употребителен Н. на V ступени лада - доминантнонаккорд; обозначается: V9 или D9. Т. к. H. на др. ступенях менее употребительны, доминантнонаккорд называют просто Н. Доминантнонаккорд строится на основе доминантсептаккорда, к к-рому добавляется сверху ещё одна терция: в натуральном мажоре - большая, в гармонич. мажоре и в миноре - малая. Напр., в C-dur:

Нонаккорд

        H. применяется гл. обр. в осн. виде. Это объясняется тем, что в Н. входят два трезвучия разл. гармонич. функций: доминантовое трезвучие и субдоминантовое трезвучие II ступени; поэтому для сохранения функц. перевеса доминантовой гармонии целесообразно давать в басовом голосе осн. звук Н. Обращения Н. самостоят. названий не имеют. См. Аккорд.

В. А. Вахромеев.

Нонет

Нонет (итал. nonetto, от лат. nonus - девятый; нем. Nonett, англ. nonet).

1) Сочинение для 9 инструментов. Термин может обозначать и сочинение для 9 певч. голосов (с сопровождением или без него), однако образцы вок. Н. не получили известности. Как правило, инстр. Н. представляет собой многочастное камерное произведение в форме сонатно-симф. цикла. Основу инстр. состава Н. образует обычно струн. квартет или квинтет, к к-рому присоединяются разл. деревянные дух. инструменты, валторна (изредка и др. инструменты). Смешанный состав Н. сближает его с характерным для 18 в. жанром инстр. серенады. Н. появился лишь в 19 в.; один из наиболее ранних образцов составляет сочинение в этом жанре Л. Шпора (ор. 31, 1813). В числе авторов Н. - Ф. Лахнер (без опуса, 1875), Й. Рейнбергер (ор. 139, 1885), Ч. Станфорд, А. Бакс (без опуса, 1931, с арфой), А. Хаба (ор. 40/41, 1931, и ор. 82, 1953).

2) Ансамбль 9 солистов-инструменталистов, предназначенный для исполнения произв. в жанре Н. (в значении 1). Поскольку этот жанр является малораспространённым, Н. как устойчивые коллективы исполнителей встречаются редко; обычно инициатива исполнения к.-л. Н. исходит от ансамбля квартетистов, к-рые приглашают исполнителей на др. необходимых инструментах.

Ноно Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Норвежская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нордаль Й.

Нордаль Й. (Nordal) Йоун (р. 6 III 1926, Рейкьявик) - исл. композитор, пианист и педагог. В 1940-45 изучал теорию музыки под рук. В. Урбанчича, затем - у С. Кристианссона и Й. Тоуураринссона в муз. колледже Рейкьявика. В 1949-51 обучался у В. Фрея (фп.) и В. Буркхарда (композиция) в Цюрихе, в 1956-57 занимался в Париже и Риме, завершил муз. образование в Дармштадте. С 1959 преподаёт игру на фп. в муз. колледже Рейкьявика. С 1968 чл. Швед. корол. академии музыки и президент секции новой музыки Междунар. об-ва совр. музыки. Выступает как пианист, исполняя собств. соч. Вначале композиторский стиль Н. характеризовался оперой на исл. фольклор, затем Н. обратился к новым видам техники, в частности к серийности. Среди его соч. - произв. для оркестра и инстр. музыка.

Нордика Л.

Нордика Л. (Nordica) (наст. фам. - Нортон, Norton) Лиллиан (12 XII 1857, Фармингтон, штат Мэн - 10 V 1914, Батавия, ныне Джакарта, о. Ява) - амер. певица (сопрано). Училась (до 1876) у Дж. О'Нейла в консерватории в Бостоне. В 1876-78 концертировала в Бостоне, Нью-Йорке и др. Как оперная певица дебютировала в 1877 в т-ре "Мэдисон-сквер-гарден" (Нью-Йорк), концертировала в Хрустальном дворце (Лондон). Совершенствовалась у А. Санджованни в Милане (1878-79). В 1879 выступала под фам. Нордика на сценах т-ров Милана, Бреши и Генуи, в 1881 - в Петербурге. Пела каждый сезон в т-ре "Ковент-Гарден" (1887-93), была солисткой т-ра "Друри-Лейн", выступала как конц. певица в ораториях, в т.ч. на Ген-делевских фестивалях (1883 и 1897). В 1889-1908 солистка "Метрополитен-опера". В 1894 исполнила на фестивале в Байрёйте партию Эльзы ("Лоэнгрин") с оркестром под упр. А. Тосканини; это выступление положило начало исп. ею вагнеровского репертуара, с к-рым Н. выступала в муз. т-рах США, в т.ч. в "Карнеги-холл". Гастролировала в Париже, Берлине. С 1913 жила на о. Ява. Отличалась голосом исключительно красивого тембра, технич. мастерством. Партии: Эльвира ("Дон-Жуан"), Леонора ("Трубадур"), Лючия, Сюзанна, Аида; Валентина ("Гугеноты"), Селика ("Африканка" Мейербера), Виолетта, Изольда, Брунгильда; Маргарита ("Фауст"), Офелия ("Гамлет" Тома).

Литература: Thompson О., The American singers, N. Y., 1937; Glackens I., Yankee Diva; L. Nordica and the golden days of Opera, N. Y., 1963.

С. Ю. Сигида.

Норейка В.-К. Л.

Виргилиус-Кястутис Леоно (р. 22 IX 1935, Шяуляй) - сов. певец (тенор). Нар. арт. СССР (1970). Чл. КПСС с 1971. В 1958 окончил Вильнюсскую консерваторию (класс К. Й. Петраускаса). В 1957 дебютировал на сцене Т-ра оперы и балета Литов. ССР (партия Ленского). С 1958 ведущий солист, с 1975 худ. рук. и директор этого т-ра. Голос певца широкого диапазона, ровный во всех регистрах, гибкий и светлый, отличается разнообразием интонац. красок. Прекрасные певческие и муз. данные в сочетании с высоким артистизмом и ярким темпераментом позволяют артисту воплощать самые различные образы. Исполняет партии в операх рус. и заруб. композиторов: Ленский, Владимир Игоревич, Боян, Моцарт; Рудольф ("Богема"), Альфред, Герцог, Каварадосси; де Грие ("Манон" Массне), Хозе; граф Альмавива ("Севильский цирюльник"). Значительны работы Н. также в сов. и литов. оперном репертуаре: Принц ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева), Володя Гаврилов ("Не только любовь" Щедрина), Тадас ("Заблудившиеся птицы" Лаурушаса), Скудутис ("Даля" Дварионаса), Наглис и Андрюс ("Вайва" и "Дочь" Кловы). В конц. программы Н. входят романсы Глинки, Чайковского, Рахманинова, Бетховена, Шумана, литов. и рус. нар. песни, песни сов. композиторов. С 1964 регулярно выступает как гастролёр в спектаклях Большого театра. В 1965-66 стажировался в Италии, в т-ре "Ла Скала", где исполнил партию Пинкертона. Выступает во мн. городах СССР, а также за рубежом (Болгария, Венгрия, Польша, Австрия, Дания, Финляндия, ГДР, ФРГ, Франция, Италия, страны Южной и Сев. Америки, Япония и др.). Председатель Театр. об-ва Литов. ССР с 1974. В 1971 выпущен фильм "Поёт Виргилиус Норейка". Гос. пр. Литов. ССР (1960, 1970).

Литература: Тюрина А., Певец яркой индивидуальности, "СМ", 1971, No 5, с. 57-59.

Норена Э. А. К.

Норена Э. А. К. (Norena) Эйде Андреа Каролин (наст. имя и фам. - Кая Хансен, Hansen) (26 IV 1884, Хортен, Норвегия - 19 XI 1968, Швейцария) - норв. певица (сопрано). Училась в Осло, затем в Веймаре. После 1918 нек-рое время брала уроки у Р. Цур Мюлена в Лондоне. На оперной сцене дебютировала в 1907 в Осло, с 1908 под именем Кая Эйде (фамилия мужа) выступала в Нац. т-ре (до 1918), затем в Стокгольмской корол. опере. В 1924 с огромным успехом пела в т-рах "Ла Скала" (Милан; партия Джильды; под упр. А. Тосканини) и "Ковент-Гарден" (Лондон, под именем Эйде Н.), в 1926-28 - в Чикагской опере. В 1925-37 регулярно выступала в "Гранд-Опера" (Париж), в 1933-38 солистка "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк); принимала участие в Зальцбургских фестивалях. Обладала красивым голосом мягкого серебристого тембра, славилась виртуозной техникой исполнения. Среди др. партий - Матильда ("Вильгельм Тель" Россини), Джильда, Дездемона, Мими, Маргарита; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Шемаханская царица. Участвовала в исполнении вок.-симф. произведений.

Норлинд Т. Ю. Х.

Норлинд Т. Ю. Х. (Norlind) Тобиас Юхан Хенрик (6 V 1879, Веллинге - 13 VIII 1947, Стокгольм) - швед. музыковед, инструментовед, педагог и муз. деятель. Чл. Швед. академии музыки (1919). Учился в консерватории в Мюнхене у М. Фридлендера и в Берлинском ун-те у О. Флейшера (музыковедение), в Лейпцигской консерватории у С. Ядассона и в Мюнхенской у Й. Вольфа (композиция). С 1909 преподавал в ун-тах в Упсале и Лунде эстетику, историю музыки. В 1914-18 ректор Нар. высшей школы в Томелилле. В 1919 основал (совм. с К. Хеннебергом и Э. Сундстрёмом) Швед. об-во музыковедения, пред. к-рого был с его основания до 1925. С 1918 рук. Музея истории музыки в Стокгольме. Описал и систематизировал хранящиеся в музее струн. инструменты (ок. 2200) в кн. "Классификация струнных инструментов". Основоположник швед. музыковедения, Н. посвятил свои гл. труды истории и теории швед. музыки, в т.ч. народной. Написал много доступных широкому читателю работ, в т.ч. о Л. Бетховене и Р. Вагнере. Одноврем. преподавал (до 1945) в консерватории в Стокгольме историю музыки (с 1939 профессор). В 1919-45 рук. швед. секции Междунар. музыковедч. об-ва.

Литературные сочинения: Svensk musikhistoria, Lund, (1901), Stockh., (1918); Om sprеket och musiken, Lund., (1902); Beethoven, Stockh., 1907, (1923) (De stцrsta mдrksmдnnen 5); Latinska skolsеnger i Sverige och Finland, Lund, 1909; Studien i svensk folklore, Lund, 1911; Allmдnt musiklexikon, Stockh., 1912-16, bd 1-2, Stockh., 1927-28; Allmдn musikhistoria, Stockh., 1920-22; Svensk folkmusik och folkdans, Stockh., 1930; Systematik der Saiteninstrumente, Bd 1-2, Stockh., 1936-39; Frеn tyska kyrkans glandsdagar; bilder ur svenska musikens historia frеn vasaregenterna till karolinska slut, bd 1-3, Stockh., 1944-45; Bilder ur svenska musikens historia frеn tid till medeltidens slut, Stockh., 1947.

Литература: Mоberg С. А., Tobias Norlind och svensk musik-historisk forskning, "Svensk Tidskrift fцr musikforskning", 1929; его же, Tobias Norlind, там же, 1947.

H. В. Городинская.

Нормет Л. Т.

Лео (Леопольд) Тармович (р. 17 IX 1922, Пярну) - сов. музыковед и композитор. Кандидат искусствоведения (1970). В 1950 окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции у X. Я. Эллера, с 1954 ведёт курс истории совр., а также эст. музыки там же (с 1971 доцент). Читал лекции в сов. и заруб. (ГДР, Финляндия, Швеция) муз. центрах. Автор мн. исследований и статей о совр. музыке.

Сочинения: оперы - Свет в Коорди (Valgus Koordis, 1955, Тарту), Грушевое дерево (Pirnipuu, 1973, Таллин); оперетты - Юри Румм (совм. с Э. Арро, 1954, Тарту), Огни в родной гавани (Tuled kodusadamas, совм. с Э. Арро, 1958, Таллин), Стелла Поларис (1961, там же), зингшпили Ссора из-за пустяков (1960), Войдите в наш круг (1963); соч. для фп., хоры; 7 вокальных циклов; детские, хор. и эстр. песни; музыка к спектаклям драм. т-ра и радиопостановкам.

Литературные сочинения: Об эстонском симфоническом творчестве, в сб.: Музыка Советской Эстонии, Таллин, 1956; Улыбка сквозь музыку (о Ю. Винтере и X. Юрисалу), "СМ", 1961, No 10; Первая опера В. Каппа ("Лембиту"), там же, No 12; Признание миллионов (о Г. Г. Эрнесаксе), там же, 1965, No 6; Классик финской музыки (о Я. Сибелиусе), там же, No 12; Яан Коха. Первая симония, в сб.: Советская симфония за 50 лет, Л., 1967; Хейно Эллер. Третья симфония, там же; Пути пролагающий... (о X. Эллере), "СМ", 1967, No 3; Эстонская ССР, в кн.: История музыки народов СССР, т. 4, М., 1973, т. 5, ч. 2, М., 1974; на эст. яз. - В поисках Индии, Таллин, 1977, и др.

Норцов П. М.

Пантелеймон Маркович (р. 15 (28) III 1900, с. Песковщино, ныне Полтавской обл.) - сов. певец (лирич. баритон). Нар. арт. РСФСР (1947). В 1925 окончил Киевскую консерваторию по классу пения у В. А. Цветкова. Будучи студентом, дебютировал на сцене Киевского оперного т-ра. В 1925 был принят в Большой т-р. В 1926-27 пел в оперных т-рах Киева и Харькова; в 1927-54 солист Большого т-ра. Совершенствовал вок. и сценич. мастерство в Оперной студии Большого т-ра под рук. К. С. Станиславского, выступал в спектаклях вместе с А. В. Неждановой и Л. В. Собиновым. Артист обладает голосом большого диапазона, светлого тембра. Пение Н. отличается тонкой музыкальностью, мягкой задушевностью. Н. - один из лучших исполнителей партии Онегина на сов. сцене (спел её св. 600 раз). Партии: Елецкий, Мазепа; Роберт ("Иоланта"), Светлейший ("Черевички" Чайковского; Гос. пр. СССР, 1942), Мизгирь, Веде-нецкий гость, Жермон; ди Луна ("Трубадур"), Фигаро; Невер ("Гугеноты"), Дон Жуан, Эскамильо; Сильвио ("Паяцы"), Аркадий ("Тупейный художник" Шишова). Выступал как камерный певец, осн. место в его конц. программах занимала вок. лирика рус. композиторов. С 1951 преподаватель Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных; в 1962 доцент Моск. консерватории. Гастролировал за рубежом.

Литература: Пантелеймон Маркович Норцов, М., 1953 (буклет); Баранова Г., Норцов, в сб.: Труд актера, вып. 8, М., 1960; Степанова И., Служенье муз не терпит суеты, "СМ", 1970, No 6.

Г. И. Баранова.

Предыдущая страница Следующая страница