Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАМ"-"ТАТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТАМ"-"ТАТ")

Тамберг Э. М.

Эйно Мартинович (р. 27 V 1930, Таллин) - сов. композитор. Нар. арт. Эст. ССР (1975). В 1953 окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции у Э. Каппа. С 1968 преподаёт там же (с 1977 доцент), с 1978 зав. кафедрой композиции.

Сочинения: оперы - Железный дом (Raudne kodu, 1965, Эст. т-р оперы и балета; Гос. пр. Эст. ССР, 1967), Сирано де Бержерак (1976, там же); балеты - Балет-симфония (1959, Шверин, ГДР), Мальчик и бабочка (Poiss ja liblikas, 1963, Эст. т-р оперы и балета), Иоанна одержимая (Joanna tentata, 1970, там же); сценич. Лунная оратория (Kuupaiste oratoorium, 1962, т-р "Ванемуйне"); для солистов, хора и орк. - оратория За свободу народа (Rahva vabaduse eest, cл. К. Сювалеп, 1953), кантата Фанфары победы (Vхidufanfaarid, cл. У. Лахт, 1975); поэма Песнь Африке (Laul Aafrikale, для муж. хора и ударных, сл. Л. Микайа, 1961); для орк. - симфония (1978), concerto grosso (1956), Симфонические танцы (1957), токката (1967); концерт для трубы с орк. (1972); камерно-инстр. ансамбли - Рондо для скр. и фп. (1961), 5 пьес для гобоя и фп. (1970), Прелюдия и метаморфоза для скр., валторны и фп. (1970), струн. квартет (1958), квинтет для духовых (1975); для фп. - сонатина (1955), 17 пьес для детей (1960), Лёгкие пьесы и этюды (1968), партита (1971); для голоса к фп. - 5 романсов на сл. Ш. Петёфи (1955), 5 детских песен (1962), 7 детских песен (1965), 6 детских песен в старинных ладах (1968), 9 детских песен (1976); эстр. песни; музыка к спектаклям драм. т-ров, в т. ч. к пьесе "Эдип-царь" Софокла; музыка к кинофильмам (св. 20), в т. ч. "История Андреса Лапетеуса" ("Andres Lapeteuse juhtum", 1965).

Литература: Tуйск О., Эйно Тамберг, М., 1961; Kuusk P., Eino Tamberg, в кн.: Kuus eesti tдnase muusika loojat, Tallinn 1970.

А. В. Хирвесоо.

Тамберлик Э.

Тамберлик Э. (Tamberlick) Энрико (16 III 1820, Рим - 13 III 1889, Париж) - итал. певец (тенор). Пению обучался у К. Церилли в Риме, затем у Дж. Гульельми в Неаполе. Совершенствовался у П. де Абеллы. В 1837 впервые выступил в концерте в Риме (в квартете из оперы "Пуритане" Беллини на сцене т-ра "Арджентина"). В 1838 принимал участие в спектаклях Римской филармонич. академии ("Вильгельм Телль" Россини и "Лукреция Борджа" Доницетти; т-р "Аполло"). Дебютировал в 1841 (под фам. своей матери - Даниэли) в опере "Капулети и Монтекки" Беллини (т-р "Дель Фондо", Неаполь). В 1841-44 пел в т-ре "Сан-Карло" (Неаполь). С 1845 с огромным успехом гастролировал в Мадриде, Барселоне, Лондоне ("Ковент-Гарден"), Буэнос-Айресе, Париже ("Театр Итальен"), в городах Португалии и США. В 1850-63 пел также в Итал. опере в Петербурге, в 1870 - в Москве. В 1862 в Петербурге исполнил партию Альваро на премьере оперы "Сила судьбы" Верди. После гастрольного турне по Испании (1881-82) оставил сцену.

Один из крупнейших итал. певцов 19 в., Т. обладал голосом красивого, тёплого тембра, необычайной силы, с блестящим верхним регистром (брал высокое грудное сis2). Исполнение Т. отличали совершенство вок. техники, глубокая драм. выразительность. Партии: Оттавио ("Дон Жуан"), Отелло, Арнольд ("Отелло", "Вильгельм Телль" Россини), Артур Тальбот, Поллион ("Пуритане", "Норма" Беллини), Дженнаро, Полиевкт, Эрнесто ("Лукреция Борджа", "Полиевкт", "Дон Паскуале" Доницетти), Альваро, Манрико, Ричард, Эрнани, Герцог ("Сила судьбы", "Трубадур", "Бал-маскарад", "Эрнани", "Риголетто"), Мазаньелло ("Немая из Портичи" Обера), Иоанн Лейденский, Роберт, Рауль, Васко да Гама ("Пророк", "Роберт-Дьявол", "Гугеноты", "Африканка"), Лионель ("Марта" Флотова), Фауст и др.

Литература: Тамберлик, "Иллюстрация", 1859, 21 мая; (Отзывы петерб. газет об Э. Тамберлике), "Русские ведомости", 1870, 20 окт.; Тамберлик в Мадриде, "Новое время", 1875, 24 янв.; (Sсudо P.), Critique et littйrature musicales, 1-2 sйr.. P., 1856-59; eго жe, Tamberlick а Paris, "Revue йtrangиre", 1858, t. 106, No 13; Ranofka E., Voci e cantanti, Firenze, 1871; Riссini G. (Jarro), Attori, cantanti, concertisti, acrobati, Firenze, 1898; Вe11inсioni G., Io e il palcoscenico, Mil., 1920; Mona1di G., Cantanti celebri, Roma, 1929; Tegani U., Cantanti di una volta, Mil., 1945; Rosenthal H., Two centuries of opera at Covent Garden, L., 1958; Shaw G. В., London music. 1888-1889, N. Y., 1961; Pleasants H., The great singers, L., 1967.

C. M. Грищенко.

Тамбурин

Тамбурин (франц. tambourin).

1) Род барабана небольшого диаметра в форме вытянутого цилиндра (высота больше 1 м) с 2 кожаными мембранами. Появился ок. 11 в. в Провансе (Франция); отсюда его второе назв. - провансальский барабан (франц. tambour de Provence или tambourin provenзal, итал. tamburo di Provenza, испан. tamboril, нем. provenzalische Trommel, Tabor). В лит-ре 11 в. упоминаются музыканты, одноврем. играющие на Т. и маленькой т. н. одноручной флейте (прованс. galoubet, нем. Einhandflцte, см. Пифферо). Т. сохранился в нар. муз. практике Юж. Франции. Ныне - гл. обр. орк. инструмент. Существуют 2 разновидности - Т. без струн, со звуком неопредел. высоты и Т. со звуком определ. высоты, имеющий струны, проходящие поверх мембраны и настроенные в квинту; изменяя натяжение струн, меняют высоту звука такого Т. В отличие от малого барабана, звук Т. благодаря удлинённому корпусу инструмента ("кбдлу") обладает более глухим тембром, что используется композиторами для придания звучанию специфич. оттенка; Т. со звуком неопредел. высоты (без струн) включён в фарандолу 2-й сюиты из музыки Ж. Бизе к драме "Арлезианка", в IX ч. симфонии "Турангалила" О. Мессиана. Условное подражание характерному звучанию Т. используется в вок. и инстр. музыке ("Китайский тамбурин" для скрипки и фп. Ф. Крейслера; "Я слышу тамбурина звон" для смешанного хора a cappella К. Дебюсси).

2) Встречающееся в лит-ре назв. (неточное) бубна (франц. tambour de Basque, итал. tamburo, tamburello basco, англ. tambourine, timbrel, нем. Tamburin и Schellentrommel).

3) Оживлённый танец провансальского происхождения в двудольном метре (2/2, 2/4). Его назв. связано с использованием Т. в качестве сопровождающего инструмента. Мелодия Т. звучала на фоне повторяющихся в басу звуков (тоники или доминанты, а также квинты на I ступени лада). За первым, мажорным Т. следовали второй - минорный и повторение мажорного. Наибольшее распространение Т. получил в 18 в. во Франции, однако он претерпел здесь значит. изменения. В 17-18 вв. танец нередко вводился в оперы (А. Кампра, Ж. Ф. Рамо, А. Гретри); франц. композиторы создали ряд инструментальных Т. (напр., в сонатах для скрипки с basso continuo Ж. M. Леклера Старшего). Большую известность получил Т. для клавесина Рамо:

Тамбурин

Ж. Ф. Рамо. Тамбурин.

Изредка встречается в совр. сочинениях неоклассич. ориентации (Э. Патлаенко, "Ренессанс-сюита" для камерного оркестра).

Литература: Rогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 3, М., 1956, с. 103-10.

Л. М. Бутир, Т. С. Кюрегян.

Тамбурини А.

Тамбурини А. (Tamburini) Антонио (28 III 1800, Фаэнца - 9 X1 1876, Ницца) - итал. певец (баритон). Отец Т. - валторнист, трубач и кларнетист - в детстве обучал его игре на валторне. С 9 лет Т. начал заниматься пением у А. Росси (в этот период был хористом в т-ре и церкви), позднее учился у Б. Азиоли, А. Бони и Б. Озиди. В 1818 вступил в странствующую театр. труппу, дебютировал в Ченто в опере "Графиня с Зелёного холма" Дженерали. Выступление в Пьяченце в опере "Итальянка в Алжире" Россини принесло Т. первый большой успех. Быстро завоевав признание, он в 1820-26 пел на оперных сценах мн. крупных городов Италии (Неаполь, Ливорно, Турин, Милан, Триест, Рим, Венеция, Палермо), в 1822 - впервые в миланском т-ре "Ла Скала". С триумфальным успехом гастролировал в Вене, Лондоне, Париже, Петербурге (Итал. опера, в сезонах 1843/44 - 1851/52) и Москве (1849-52). В 1855 оставил сцену, однако в последующие годы (вплоть до 1869) изредка выступал в спектаклях ("Севильский цирюльник", Ницца, 1860) и концертах (напр., в Генуе в 1860 и Париже в 1869).

Один из выдающихся итал. мастеров бельканто, Т. занимал ведущее положение среди баритонов 1-й пол. 19 в., подобно Дж. Б. Рубини и Л. Лаблашу среди теноров и басов. Обладал голосом обширного диапазона (2 октавы), особой наполненности и силы звучания, кристально-прозрачного тембра. Его пение отличалось необычайной лёгкостью, колоратурной виртуозностью, безупречным чувством стиля. Т. был идеальным исполнителем баритональных партий в итал. романтич. операх. С одинаковым успехом создавал как глубоко драматические, так и ярко комедийные образы: Ассур, Фернандо, Дандини, Фигаро ("Семирамида", "Сорока-воровка", "Золушка", "Севильский цирюльник" Россини), Марино Фальеро, Белькоре ("Марино Фальеро", "Любовный напиток" Доницетти), Родольфо ("Сомнамбула" Беллини). Был первым исполнителем специально для него написанных партий Вальдебурга, Ричарда Форта ("Чужестранка", "Пуритане" Беллини), Малатесты ("Дон Паскуале" Доницетти). Особую славу принесло Т. создание образа моцартовского Дон Жуана, послужившего классич. образцом для последующих исполнителей этой партии.

Литература: Высочайший рескрипт, (о награждении Т. в Москве), "Ведомости Московской городской полиции", 1852, 19 февр.; Музыкальные известия (о Т. в Москве), там же, 1856, 6 марта; (Некролог), "Голос", 1876, 3 нояб.; (Некролог), "Театральная газета", 1876, 9 нояб.; Escudier L. e M., Etudes biographiques sur les chanteurs contemporains, P., 1840; Вiez J. de, Tamburini et la musique italienne, P., 1877; Monaldi G., Cantanti celebri, Roma, 1929; Gelli-Ferraris H., A. Tamburini nel ricordo di una nipote, Livorno, 1934; Bellini V., Epistolario, a cura di L. Cambi, (Mil., 1943); Della Corte A., L'interpretazione musicale e gli interpreti, Torino, 1957; Rosenthal H., Two centuries of Opera at Covent Garden, L., 1958; Pleasants H., The great singers, L., 1967.

C. M. Грищенко.

Тамбурмажор

Тамбурмажор (франц. tambour-major, от tambour - барабан и major, здесь - старший или главный) - первоначально гл. барабанщик в полку, позднее - руководитель (наряду с капельмейстером) музыкантского хора (воен. оркестра) на марше; занимался также обучением оркестрантов. Должность Т. была учреждена во франц. армии в 1651, в рус. армии введена в 1815 (упразднена в 1865 в армейских, в 1881 в гвардейских полках). Т. выбирался из унтер-офицеров (как правило, высокого роста), ему полагалось особое обмундирование: металлич. галуны с кисточками на груди, эполеты и галуны (в гвардии - золотые, в армии - серебряные), каска с красным султаном и тесак с серебряным темляком. В правой руке - тамбурмажорский жезл (булава, трость) с золотым набалдашником, перевитый тесьмой с большими кистями; с его помощью Т. отдавал разл. команды оркестру.

В Сов. Армии должности Т. не существует. Тамбурмажорский жезл используется воен. дирижёром или специально подготовленным музыкантом при управлении большими или сводными оркестрами в строю и на марше (напр., во время торжеств. парадов на Красной площади).

Литература: Baggers J., Le tambour, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire... fondateur A. Lavignac, pt. 2, (v. 3), P., 1927, p. 1695-702.

A. T. Тевосян.

Тампере Х. Т.

Херберт Тохверович (1 II 1909, Ранну, Тартуский р-н - 19 I 1975, там же) - сов. фольклорист и музыковед. Кандидат филологич. наук (1962). Засл. арт. Эст. ССР (1969). В 1933 окончил Тартуский ун-т (ф-т фольклористики, этнографии, археологии и эст. яз.). В 1928-45 работал ассистентом в архиве эст. нар. поэзии (Eesti Rahvaluule Arhiiv); в 1946-51 и 1967-75 читал курс муз. фольклора в Таллинской консерватории (с 1974 профессор), в 1952-66 - спец. фольклористики в Тартуском ун-те. Одновременно был зав. отделом муз. фольклора в Лит. музее АН Эст. ССР в Тарту. Организатор и участник мн. фольклорных экспедиций в Эстонии. Автор более 100 науч. работ по вопросам эст. муз. фольклора, а также муз. наследия др. народов. Выступал с докладами на всесоюзных и междунар. науч. конференциях. Чл. финских об-в "Калеваласеура" (1960) и "Суомалаис-угрилайсен Сеура" (1963). Гос. пр. Эст. ССР (1959).

Сочинения: Eesti rahvaviiside antoloogia, Tartu, 1935; Vana Kannel. Kuusalu vanad rahvalaulud, Tallinn, 1938; Vana Kannel. Karksi vanad rahvalaulud, Tartu, 1941; Eesti rahvalaule viisidega, t. 1-5, Tallinn, 1956-65; Die Erforschung der Volksmusik in der Estnischen SSR, "Deutsches Jahrbuch fьr Volkskunde", 1967, Bd 13, H. 2 и др.

Тамтам

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тамулюнас П. П.

Повилас Петро (р. 28 IV 1919, дер. Унцишкяй, ныне Биржайского р-на) - сов. композитор, педагог и муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1965). Чл. КПСС с 1956. Чл. ЦК компартии Литвы (1964-71). В 1949 окончил Каунасскую консерваторию. В 1953-75 преподаватель и зав. кафедрой теории музыки (одновременно в 1953-60 проректор) Литов. консерватории (с 1980 профессор). Был чл. правления CK СССР, зам. пред. CK Литвы, постоянным консультантом по художеств. самодеятельности республики. Осн. внимание уделяет вок. музыке. Среди его соч. - кантаты "Янтарный берег" ("Gintaro krantas", 1949), "За мир и счастье" ("Uz taika ir laime", для солиста, смеш. хора и фп., 1952), хор. песни, в т.ч. "Я буду ждать у Вильнюса", "Песня о Ленине"; популярны песни Т. - "Литва" и "Песнь о счастье". Автор учебника многогол. сольфеджио для муз. уч-щ ("Daugiabalsis solfedzio", 1959) и методич. пособия "Хоровые упражнения" ("Choro pratybos", 1973).

Тамур

Тамур - пандур, - дагестанский струн. щипковый инструмент. Распространён с древности у аварцев, даргинцев и кумыков, живущих в Нагорном и Среднем Дагестане. Имеет узкий длинный совкообразный долблёный корпус, заканчивающийся внизу двузубцем или трезубцем, и шейку с 5-6 ладами (шейка и корпус изготовляются из одного куска липового дерева); дека сосновая с группой мелких резонаторных отверстий. Общая длина ок. 900 мм. Струн две. Струны старинных Т. скручивались из конского волоса, у совр. инструментов - жильные. Строй обычно квартовый: а - d1, диапазон: а - d2. Звук извлекается бряцанием при быстром движении кисти правой руки. Звучит тихо, напоминает по тембру груз. чонгури. На Т. гл. обр. аккомпанируют пению - на верхней струне дублируется вок. мелодия, на нижней извлекается бурдонный звук; играют на нём мужчины, иногда сопровождая пение девушек. Вытесняется более мощным по звучанию инструментом того же типа агач-кумузом.

Литература: Гасанов Г., Дагестанская музыка, в сб.: Дагестанский альманах, (Пятигорск), 1937; Ханукаев Х., Плоткин М., Дагестанская народная музыка, Махачкала, 1948; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 147.

М. А. Коркмасова.

Тамура Х.

Тамура Х. (Tamura) Хиросада (6 IX 1883, Сендай - 29 IX 1934, Токио) - япон. музыковед и муз. эстетик. В 1907 окончил Токийский имп. ун-т изящных иск-в и музыки, где изучал историю музыки и философию, в т. ч. муз. эстетику; с 1909 преподавал муз.-теоретич. предметы в этом же ун-те (с 1916 профессор). Т. - ведущий япон. музыковед, одним из первых в Японии посвятил себя изучению и внедрению в япон. муз. культуру зап.-европ. (гл. обр. нем.) муз. традиций. В 1911 основал муз. об-во "Пропаганда европейской музыки". С 1924 читал лекции в Токийском имп. ун-те (с 1927 профессор по классам теории музыки и муз. эстетики). Осн. труды Т. (опубликованы в Токио) - "Рихард Вагнер" (1916) и "9-я симфония Бетховена" (1924); ему принадлежат также перевод на япон. яз. (1924) известного труда Э. Ганслика "О музыкально-прекрасном" ("Vom Musikalisch- Schцnen", 1910) и комментарии к нему.

Дж. К. Михайлов.

Танабе Х.

Танабе Х. (Таnаbе) Хисао (р. 16 VIII 1883, Токио) - япон. музыковед, муз. акустик. Учился игре на скрипке у придв. музыканта О. Тадамото, затем в Имп. высшей школе музыки и изобразит. иск-в (1903-05) в Токио. Изучал частным образом муз.-теоретич. предметы и композицию под рук. Н. Пери, одноврем. был студентом физич. ф-та Токийского ун-та. Прошёл курс аспирантуры (1907-09). Занимался исследованиями в области акустики и психологии муз. творчества, а также форм классич. японской музыки (нагаута, екёку и др.). С 1907 работал в Ин-те по изучению япон. нац. музыки (рук. С. Танака). Преподавал муз. предметы в театр. студии (рук. Д. Фудзидзава) и в Школе вост. музыки, а также физику и математику в гимназии в Токио. С 1910 состоял членом н.-и. отделения Имп. высшей школы музыки. С 1914 читал лекции по истории музыки в ун-те г. Сендай. Освоил игру на японских инструментах - сё (губной орган), гакусо (вид кото), гакубива (род бивы) и др., входивших в придв. имп. оркестр; был также знатоком классич. придв. вок. музыки (кагура-ута и др. видов) и старинных придв. танцев бугаку. С 1919 преподавал историю музыки и муз. психологию придв. оркестрантам. С 1923 профессор ун-та Кокугаку, с 1929 - Имп. ун-та изящных иск-в и музыки, с 1934 - Имп. высшей школы музыки в Токио. Выезжал в науч. командировки в Центр. Китай, Корею, на о. Сахалин и др. дальневост. острова, изучал местную музыку (написал работу "Танец и песня государства на островах", 1927). В 1927 основал Об-во новой япон. музыки. С 1943 до глубокой старости был президентом Япон. об-ва по изучению музыки Вост. Азии (написал "Трактат о музыке Востока", 1929), состоял чл. и почётным чл. ряда др. япон. муз. об-в. Крупнейший специалист по старинной и совр. япон. музыке, Т. - основоположник япон. музыковедч. науки, учитель мн. ведущих совр. япон. музыковедов. Его осн. труды (изд. в Токио) - "О восточной музыке" (1927), "История восточной музыки" (1930), "Очерки развития японской музыки" (1935), "Музыка в Японии" (1947), "История происхождения сямисэна" (1963), "Японские музыкальные инструменты" (1964), "Японская музыка" (1966), "История азиатской музыки" (1970). Т. принадлежит также ряд работ в области муз. акустики, исследования о роли музыки в жизни совр. человека, о её осн. принципах, о музыковедении, о тональных системах и др.

Дж. К. Михайлов.

Танака С.

Танака С. (Tanaka) Сёхэй (май 1862, Авадзисима - 16 X 1945, Тиба, близ Токио) - япон. муз. акустик. Окончил физич. ф-т Токийского имп. ун-та (1882). Изучал акустику под рук. Г. Гельмгольца в Берлине (с 1884), где в 1890 защитил дисс. "Исследования в области чистого строя". На основании своей системы в 1889 сконструировал гармониум с чистым строем, к-рый Г. фон Бюлов назвал "энгармониум", в 1893 - орган с чистым строем (построен фирмой "Валькер"; не сохранился), к-рый имел 20 клавиш в октаве и 36 труб. В этих инструментах Т. стремился к упрощению техники исполнения. Однако практич. применения они не получили. Возвратившись в Токио, Т. основал там в 1899 Ин-т по изучению япон. музыки. В 1930 возобновил изыскания в области чистого строя разл. муз. инструментов. Был президентом Н.-и. ин-та электричества им. Танаки и директором Япон. муз. об-ва. В последние годы жизни работал в г. Тиба.

Сочинения: Studien im Gebiete der reinen Stimmung, "Viertel-jahrsschrift fьr Musikwissenschaft", 1890, Jahrg. 6; на япон. яз.: Мелодии чистого строя на скрипке, Токио, 1933; Сущность настройки тонов в индийской музыке, "Tфyф Ongaku Kenkyы", 1939, No 3; Основы гармонизации японской музыки, Токио, 1941; К вопросу о настройке 8 равномерно темперированных тонов в сиамской музыке, "Tфyф Ongaku Kenkyы", 1951, No 9 и др.

Танбур

Танбур (араб., курд., узб., тадж.), тэмбур (уйгур.), тамбур и тампур (инд.), тенпур (перс.), - струн. щипковый инструмент. Т. называют также таром (инструмент не имеет ничего общего с арм. и азерб. таром; на перс. и др. языках народов Азии тар - струна; отсюда назв. разновидностей: дутар - 2-струнный, ситар - 3-струнный, чартар - 4-струнный, панжтар - 5-струнный, шаштар - 6-струнный). Нар. и проф. Т. всех видов - род лютни с длинной шейкой и грушевидным резонатором (дл. 900-2000 мм). Струны тонкие латунные или стальные, корпус долблёный из тутового дерева, дека деревянная. Осн. разновидность Т. - 3-струнный (1-я струна мелодическая, 2-я и 3-я - бурдонные или резонирующие). Число струн может увеличиваться до 16 за счёт удвоений, утроений и т. д. Настройка кварто-квинтовая. Навязные ладки (16, 17, 18 и более) образуют специфич. темперацию с акустич. делениями менее чем 1/2 тона. Звук извлекают плектром (на ситаре иногда смычком). При игре инструмент держат на груди, слегка наклонив в сторону. Используется Т. при исполнении макамов, макомов, мукамов, а также paг (в стиле хиндустани) как аккомпанирующий пению соло и в монодич. ансамбле с др. струнными (гиджак, рубоб, чанг и др.), духовыми (най) и ударными (табла, дойра и др.). Т. - ведущий инструмент в совр. узб. и тадж. оркестре нар. инструментов.

Литература: Беляев В., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933; Кароматов Ф., Узбекская инструментальная музыка, Таш., 1972, с. 135-40, 218-52; Behn F., Die Laute im Altertum und frьhen Mittelalter, "ZfMw", 1918/19, Jahrg. 1, H. 2; Geiringer K.. Der Instrumentenname "Quinterne", "AfMw", 1924, Jahrg. 6, H. 2; Husmann H., Grundlagen der antiken und orientalischen Musikkultur, В., 1961, S. 213; Stauder W., Zur Frьhgeschichte der Laute, в кн.: Festschrift H. Osthoff, Tutzing, 1961; Anoyanakis F., Ein byzantinisches Musikinstrument, "Acta musicologica", 1965, Bd 37, Fasc. 3/4.

Ю. И. Шейкин.

Танго

Статья большая, находится на отдельной странице.

Танеев А. С.

Александр Сергеевич (5 (17) I 1850, Петербург - 7 II 1918, там же) - рус. композитор и муз.-обществ. деятель. Троюродный племянник С. И Танеева. Отец Т. - Сергей Александрович Т. (1821-1889), действит. тайный советник, управляющий царской канцелярией, увлекался музыкой, был автором ряда муз. произв. (среди них - Adagio и фуга для оркестра, струн. квартет, хоры, романсы, в т. ч. "Узник" на сл. M. Ю. Лермонтова); мать Т. - пианистка, ученица А. Л. Гензельта. Окончив Петерб. ун-т, Т. служил при дворе, был управляющим царской канцелярией. Муз. теорией и композицией занимался под рук. Ф. Рейхеля в Дрездене, совершенствовался У Н. А. Римского-Корсакова, пользовался советами М. А. Балакирева. Ему принадлежат произв. разных жанров, в т. ч. 2 оперы. Принимал участие в собирании рус. нар. песен, был председателем песенной комиссии Рус. географич. об-ва (с 1900). Балакирев сделал конц. обработки двух вальсов Т. для фп.

Сочинения: оперы - Месть амура (либр. T. Л. Щепкиной-Куперник, 1899, Петерб. об-во муз. собраний), Метель (либ. В Я Светлова по одноим. драм. сценам Д. H. Цертелева, 1916, Мариинский т-р, Петроград); для орк. - 3 симфонии (1890, 1903, 1908, опубл. 2-я), 2 сюиты, симф. картина Алеша Попович, увертюра Гамлет, Торжественный марш, 2 мазурки; 3 струн. квартета; пьесы для фп., скр. и фп., кларнета; хоры а cappella, романсы и др.

Литература: Празднование 25-летнего юбилея А. С. Танеева, "РМГ", 1913, No 20-21; Некролог, там же, 1918, No 7-8; Бернандт Г., С. И. Танеев, M.-Л., 1950, с. 12-13.

Танеев С. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Танец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Танзанийская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тансен М.

Миан (имена до принятия мусульманства - Рамтану, Танна Мишра) (нач. 16 в., Бехат, близ г. Гвалияр - после 1595, Гвалияр) - инд. музыкант, поэт и муз. учёный. Род. в семье музыканта Макаранда Панди, принадлежавшего к касте брахманов. Исследователи предполагают, что с 10-летнего возраста Т. в течение 10 лет был учеником известного музыканта Свами Харидаса из Вриндабана. Творч. деятельность Т. неразрывно связана с придв. иск-вом; нек-рое время он был музыкантом при дворе в Гвалияре, куда переселился, выполняя волю мусульм. святого Мухаммеда Гуса. Согласно нек-рым данным, здесь он женился на одной из наперсниц его покровительницы Махарани Мриданайяни (вдова раджи Мансингxa) - Хуссеини, исповедовавшей ислам, и сам также перешёл в мусульманство. Затем долгие годы был музыкантом при дворе махараджи Рамачандры Багела в Реве. Слава о его иск-ве, распространившаяся за пределы Ревы, достигла двора императора Акбара, и Т. ок. 1592 поселился в Агре, где стал одной из т. н. девяти жемчужин имп. двора. Т. имел многочисл. учеников и последователей. Последние годы жизни провёл в Гвалияре.

Т. вошёл в историю муз. иск-ва Индии как классик сев.-инд. музыки. Наряду со Свами Харидасом, Т. известен как выдающийся дхрупадийя - исполнитель вок. композиций в сев.-инд. стиле дхрупад; внёс много нового в практику их исполнения. О необычайном мастерстве Т. сложено множество легенд; согласно им, музыкант мог исполнением соответствующей раги вызвать грозу или пожар, обратить день в ночь и наоборот. Экспериментируя в области синтеза элементов инд. и арабо-иранской муз. культуры, он обогатил нац. музыку новым типом мелодий, создал такие новые раги, как Мийян-ки Тоди, Мийян-ки Малхар, Мийян-ки Саранг, Дарбари Канди и др. Нек-рые исследователи отмечают, что Т. впервые ввёл в муз. практику звук комала гандхара (es) и обе разновидности звука нишада (h, b). Композиции Т. пользуются популярностью и поныне. Т. известен также как автор муз.-теоретич. трактатов "Шри Ганеш Штотра", "Сангит Сар" и "Paгa Мала". В годовщину смерти Т. (10 марта) к его могиле стекаются тысячи людей со всей Индии, чтобы почтить его память. Многие музыканты страны музицируют в традициях Т.

Литература: Gangoly О., Rгgas and rгginis, Bombay, 1948; Birendra Kishore Roy Chaudhury, Tansen. School of music, "The Journal of the Music Academy", Madras, 1961, v. 32; его же, Mian Tansen am Hofe Akbars, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1966, Jahrg. 8, No 2; Chandra V., Tansen, "Indian Music Journal", 1964, v. 4; Danielou A., Inde du Nord, P., 1966; "Indian Music Journal", 1967, v. 4 (биографии, заметка в приложении); Chaitanya Deva В., Indian music, New Delhi, 1974.

Б. Ю. Тихомиров.

Тансман А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Танцевальная музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Танч Ч.

Танч Ч. (Tanз) Ченгиз (р. 10 IV 1933, Стамбул) - турецкий композитор. В детстве обучался игре на скрипке. В 1957 окончил Анкарскую гос. консерваторию по классу композиции у А. А. Сайгуна. Совершенствовался в муз. колледже "Гилдохолл" в Лондоне у С. Комптона (композиция).

С 1960 преподаватель (муз.-теоретич. дисциплины) Анкарской гос. консерватории, несколько позже стал также зав. редакцией зап. музыки Турецкого радио и телевидения. С 70-х гг. преподает в Стамбульской гос. консерватории.

Среди его сочинений - опера "Отчаянный Думрул" (1975), орк. произв., в т. ч. симф. поэма "Впечатления" (1960), дивертисмент (1964), 2 сюиты (для струн. оркестра, 1960; для камерного оркестра, 1961), "Ассоциации" (1973), "Синтез 1" (1976), "Эхо" (1977); "Музыка для духовых инструментов" (1968); "Мечта 1" (1962) и "Мечта 2" (1967) для фп., "Причитания" для хора с оркестром (1957), обработки нар. песен, в т. ч. 4 нар. песни для хора a cappella (1958).

З. Рустам-Заде.

Тапёр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тар

1) Азерб., иран., арм., даг. (чoнгур, чугур), груз. (тбри) струн. щипковый инструмент. Имеет 8-образный корпус в виде 2 чаш из тутового дерева, затянутых заменяющей деку мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку из орехового дерева. На грифе - 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Осн. лады фиксируются вставными деревянными колышками, находящимися в спец. желобке шейки. Старинный 4-6-струн. T. имел нетемперированный 19-ступенный звукоряд, включающий мелкие (менее полутона) интервалы; звук извлекался роговым плектром. Совр. Т. - 11-струнные (число струн увеличилось благодаря хорным удвоениям); басовые (гл. обр. бурдонные) одинарные струны находятся в центре, мелодические - парные, основные и дополнительные (последние используются только в каданcax), расположены по краям. Парные струны имеют постоянную настройку, одинарные - переменную (в зависимости от жанра и лада исполняемой пьесы, в т. ч. в макомах). Наиболее распространённая (одна из 13) настройка: с1, с 1; g, g; с1; с; g; g1, g1; с2, с2; диапазон: с - а2. Наигрыши на Т., как правило, представляют собой мелодию, исполняемую обычно на 2 струнах в унисон (иногда на одной; тогда 2-я становится резонирующей) и опирающуюся на эпизодически включаемые аккорды. Нижний регистр Т. - густой, насыщенный, бархатистого тембра, верхний - звонкого, серебристого. Т. - исключительно виртуозный инструмент, используется как сольный, в ансамблях (с кеманчой и дафом) и оркестрах нар. инструментов для исполнения мугамов, танц. и песенных мелодий.

2) Араб. круглый бубен с металлич. дисками на обруче.

Литература: Абдуллаева С., Народные музыкальные инструменты Азербайджана, Баку, 1972; Орханбejли О., Тар тeдрисинин методикасы, Бакы, 1976; Eолян И., Очерки арабской музыки, М., 1977; Sachs С., Reallexikon der Musikinstrumente..., В., 1913, Hildesheim, 1962; Marcuse S., Musical instruments, Brux., 1967.

В. Садыкова.

Тараканов М. Е.

Михаил Евгеньевич (р. 20 II 1928, Ростов-на-Дону) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1971). В 1952 окончил теоретич. отделение теоретико-композиторского ф-та Моск. консерватории (у С. С. Скребкова). В 1955-60 преподавал гармонию в Моск. консерватории, с 1960 мл. науч. сотрудник, с 1971 ст. науч. сотрудник Всесоюзного ин-та искусствознания. Автор исследований по теоретич. проблемам сов. музыки, вопросам совр. заруб. и сов. муз. т-ра, крупных монографий, посв. творчеству С. С. Прокофьева и А. Берга.

Сочинения: Вернуться на путь народности, "СМ", 1950, No 12; Проблема конфликта в симфонической музыке, там же, 1954, No 10; О программности в музыке, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 1, М., 1954; О выражении конфликтов в инструментальной музыке, там же, т. 2, М., 1956; Шестая симфония Н. Я. Мясковского, "СМ", 1956, No 7; О симфонизме Н. Мясковского, там же, 1961, No 4; Неотложные проблемы, там же, 1961, No 10; Мелодические явления в гармонии С. Прокофьева, в сб.: Музыкально-теоретические проблемы советской музыки, М., 1963; Если подвергнуть анализу, "СМ", 1965, No 6; Новые образы, новые средства, там же, 1966, No 1, 2; Музыкальной критике - конец?! (Лирические размышления), там же, 1967, No 3; Талант в развитии, там же, 1967, No 10; Стиль симфоний Прокофьева, М., 1968; Новая жизнь старой формы, "СМ", 1968, No 6; Новое свидетельство таланта, там же, 1968, No 10; Заметки о новом сочинении, там же, 1971, No 7; Прокофьев и некоторые вопросы современного музыкального языка, в кн.: С. С. Прокофьев. Статьи и исследования, М., 1972; Новая тональность в музыке XX века, веб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972; Проблема лада и тональности в трех книгах о Прокофьеве (три очерка), в сб.: Музыкальный современник, вып. 1, М., 1973; Быть или не быть "Гамлету" в балете?, "СМ", 1973, No 5; На пути к взаимопониманию, там же, 1975, No 4; Возрождение жанра. (О концерте для флейты, фортепиано и камерного оркестра Б. Тищенко), в сб.: Музыка России, вып. 1, М., 1976; Музыкальный театр Альбана Берга, М., 1976; Вариантное развитие в "Музыке для струнных, ударных и челесты" Б. Бартока, в сб.: Бела Барток, М., 1977; Музыкальная концепция балета Р. Щедрина "Анна Каренина", в сб.: Музыкальный современник, вып. 2, М., 1977; Поэма Гоголя на оперной сцене, "СМ", 1977, No 10.

Л. Б. Римский.

Тараканов Н. М.

Николай Михайлович (19 (31) XII 1898, Елизаветград, ныне Кировоград - 21 IX 1976, Киев) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. УССР (1960). В 1926 окончил Киевский муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко. С 1924 ассистент хормейстера, с 1930 хормейстер Укр. т-ра оперы и балета. С 1932 гл. хормейстер Харьковского, в 1934-41 - Украинского, в 1954-63 - Донецкого т-ров оперы и балета; в 1964-66 дирижёр и гл. хормейстер Одесского т-ра оперы и балета. Формированию исполнит. иск-ва Т. во многом способствовало его сотрудничество с такими видными дирижёрами, как А. М. Пазовский, В. А. Дранишников, В. В. Бердяев, А. И. Орлов. Исполнение хоров под упр. Т. отличалось чистотой интонации, выразительностью, стилистич. точностью интерпретации, тонким ощущением сценич. действия; наиболее ярко эти качества проявились в операх "Снегурочка", "Князь Игорь", "Борис Годунов", "Аида", "Кармен", "Лоэнгрин", "Запорожец за Дунаем", "Наталка Полтавка". Хормейстер первых постановок мн. опер, в т. ч. "Тарас Бульба" Лысенко (в ред. Б. Н. Лятошинского, 1937), "Щорс" ("Полководец") Лятошинского (1938), "В бурю" (1939); "Перекоп" Мейтуса, Тица, Рыбальченко (1939), "Вулкан" Юцевича (1963).

Л. Н. Венедиктов.

Таранов Г. П.

Глеб Павлович (р. 2(15) VI 1904, Киев) - сов. композитор, дирижёр, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1957). Доктор искусствоведения (1944). По композиции первоначально занимался у M. M. Чернова (1917-19) и Р. М. Глиэра (1920-23). В 1918-19 учился в Петрогр. консерватории по классу скрипки, в 1920-24 - в Киевской консерватории, где в 1923-25 занимался у Б. Н. Лятошинского (композиция), у Ф. М. Блуменфельда и Н. А. Малько (дирижирование). В 1925 окончил Муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко (в связи с переводом в этот ин-т в нач. 1925 дирижёрского и композиторского ф-тов консерватории). В 1925-1941 и с 1944 преподаёт в Киевской консерватории (с 1939 профессор, в 1945-74 зав. кафедрой инструментовки), в 1941-50 преподавал в Ленингр. консерватории (с 1944 зав. кафедрой инструментовки). Зам. пред. правления CK Украины (1956-68). Творчество Т. разнообразно по жанрам, ведущее место в нём занимает симф. музыка. Большинство произв. Т. программны, отмечены актуальностью содержания, гражданственностью тематики. Т. принадлежат редакция и оркестровка оперы H. H. Аркаса "Катерина" (1956).

Сочинения: оперы - Ледовое побоище (Александр Невский, либретто Б. П. Таранова, Русский оперный театр им. Свердлова в Ташкенте, 1943; 2-я редакция, 1979); для орк. - 9 симфоний (1943; 1947; для орк. нар. инструментов, 1949; 1957; Антифашистская, по повести M. E. Салтыкова-Щедрина "История одного города", 1963; Памяти С. С. Прокофьева, для камерного струн. орк., 1964; Героическая, к 50-летию Oкт. революции, 1967; Шушенская, к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 1969; Знамя Победы, к 30-летию Дня Победы, 1974), 5 сюит (Украинская, 1950; Алтайская, 1955; 1961, 1964, 1968), поэмы: Давид Гурамишвили (1953), Огни на Ангаре (1958), Три монумента (Саласпилс, Хатынь, Брест; 1971), скерцо-поэмы Первый космический (к полёту Ю. А. Гагарина, 1961), Новый экспресс (в честь строителей Байкало-Амурской магистрали, 1977), увертюра Памятная (1965); concerto grosso Памяти Г. Ф. Генделя (для флейты, англ. рожка, фагота и струн. орк., 1936; 2-я ред., 1976); концерт с орк. для балалайки и бандуры (1954); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1929, 1945), квинтет для духовых (1959), Патетический секстет для струнных и фп. (памяти Зои Космодемьянской, 1945); произв. для фп., скр., альта, арфы; для голоса с орк. - сюита из 6 укр. песен для меццо-сопрано и баса (1937); хоры; романсы на сл. А. А. Блока, Т. Г. Шевченко, М. Ю. Лермонтова и др.

Литературные сочинения: Курс чтения партитур, М.-Л., 1939.

Литература: Сабинина М., Успех украинского мастера, "СМ", 1958, No 6; Михайлов М., Глiб Павлович Таранов, Кипв, 1963; Мiрошниченко С., Глiб Таранов, Кипв, 1976.

Н. В. Попова.

Тарантелла

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тараф

Тараф (рум. taraf, от тур. taraf - группа людей) - молд. и рум. нар. оркестр. Известны с нач. 16 в., широкое распространение получили с 18 в., как в деревенском, так и гор. быту. В состав старинных Т., обычно создававшихся лэутарами (3-7, позже 12-18 музыкантов), входили скрипка, кобза, цимбалы, най, барабан, затем и контрабас, виолончель; нек-рые Т. включают также трубу, тромбон и др. инструменты. Т. играли на свадьбах, нар. гуляньях, вечеринках, балах, на разл. празднествах, исполняя песенные и танц. мелодии, нар. пьесы типа конц. фантазии, а также аккомпанируя певцам. Как правило, видные лэутары имели свои Т. Стилю Т. свойственны ярко выраженная импровизационность и разнообразие колористич. эффектов. Обычным приёмом является проведение активно развивающейся, богато расцвеченной мелодич. линии на фоне нижнего выдержанного звука в более низком регистре; этот звук в народе наз. хангу или исон.

Т. пользовались известностью и за пределами Молдавии и Румынии. В 20-х гг. 19 в. славился Т. "домашних музыкантов" кишинёвского боярина Варфоломея, игрой к-рого восхищался А. С. Пушкин.

В Молд. ССР Т. широко распространены в кружках художеств. самодеятельности, уч. заведениях, конц. орг-циях. Большой популярностью пользуется засл. коллектив Молд. филармонии "Флуераш", являющийся совр. разновидностью Т.

Литература: Котляров Б., О скрипичной культуре в Молдавии, Киш., 1955; его же, Лэутарий молдовень ши арта лор, Кишинэу, 1966; его же, О некоторых особенностях исполнительского стиля молдавского народного скрипичного искусства, в сб.: Проблемы музыкального фольклора народов СССР, М., 1973; Bobulescu С., Lautarii nostri, Buc., 1922; Alexandru T., Instrumentele muzicale ale poporului romоn, Buc., 1956; Соsma V., Figuri de lautari, Buc., 1960.

Б. Я. Котляров.

Тарджан Б.

Тарджан Б. (Tarcan) Бюлент (р. 23 VIII 1914, Стамбул) - турецкий композитор. С 9 лет обучался игре на скрипке у К. Бергера. Учился в Анкарском, затем Измирском лицеях. С 1931 занимался одноврем. на медицинском ф-те Стамбульского ун-та (окончил в 1937) и в Стамбульской муниципальной консерватории (класс скрипки), где среди его учителей были Дж. Р. Рей (гармония), А. Сайгун (контрапункт, композиция, оркестровка). В годы учёбы создал свои первые муз. произв., в т. ч. три песни, посвящённые Измиру, фп. трио, "Молодёжный марш" для оркестра, а также орк. сюиту "Лейла и Меджнун" (вначале для камерного, затем для большого симф. оркестра). Известный врач, профессор кафедры нейрохирургии Стамбульского ун-та, Т. в то же время один из ведущих представителей совр. турецкой композиторской школы. В своём творчестве особое внимание уделяет инстр. музыке.

Сочинения: балеты - Женщина с кинжалом (1968), Отчаянный Думрул (1976); для орк. - Балетная сюита (1954), сюита (1960), Классические вариации на турецкую народную песню (1972); концерты с орк. - для фп. (1942), для скр. (1958; 2-я ред. 1969); камерно-инстр. ансамбли - 2 сонаты для скр. и фп. (1937, 1944), Интродукция, пассакалья и фуга для скр. и влч. (1961), концертный дуэт для скр. и влч. (1967); сюита для фп. (1957); Десять песен для голоса с фп. (1964) и др.

З. Рустам-Заде.

Тарелки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Таривердиев М. Л.

Микаэл Леонович (р. 15 VIII 1931, Тбилиси) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1979). В 1957 окончил Муз.-педагогич. ин-т им. Гнесиных (Москва) по классу композиции у А. И. Хачатуряна. Осн. сфера творч. деятельности Т. - камерная музыка, муз. т-р, музыка к кинофильмам. В песенном творчестве композитор стремится к обобщению приёмов камерной и совр. эстр. музыки (напр., романсы на сл. М. И. Цветаевой из фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", песня из вок. цикла на сл. Э. Хемингуэя в переводе А. А. Вознесенского "Единственная любовь моя"). Широкую популярность приобрела музыка к ряду фильмов, её отличают свежесть выразит. средств, важная функция в общей драматургии кинофильма. Композитор также экспериментирует в области оперного жанра. Пр. Ленинского комсомола (1977).

Сочинения: оперы - Кто ты? (по роману В. П. Аксёнова "Пора, мой друг, пора"; 1968, силами студентов ГИТИСа, Москва; 1971, Муз.-драм. т-р, Каунас), Граф Калиостро (по мотивам произв. А. Н. Толстого, 1978); балеты - Тень (1966), Поэма о счастье (1972), Девушка и смерть (по М. Горькому, 1975); для орк. - увертюра К звёздам (1958); для фп. - цикл Новелетты (1958); концерт для голоса с орк. (1957); для голоса с фп. - вок. циклы, в т. ч. Акварели (слова ср.-век. япон. поэтов, 1956), Грустные песни (сл. А. С. Исаакяна, 1957), на сл. В. В. Маяковского (1958), Следы на песке (сл. С. И. Кирсанова, 1960), на сл. Л. Н. Мартынова (1960), Б. А. Ахмадулиной (1961, 2-я ред. 1964), M. M. Малишевского (1964), Прощай, оружие (сл. Э. Хемингуэя, 1970), на сл. А. А. Вознесенского (1970 и 1978), Е. А. Евтушенко (1972), М. И. Цветаевой (1975), М. А. Светлова (1977), цикл вок. миниатюр (слова ср.-век. инд. поэтов, в пер. М. Л. Салганика, 1979); музыка к кино-и телефильмам (более 60), в т. ч. "Мой младший брат" (1962), "Большая руда" (1964), "До свиданья, мальчики" (1964), "Король-олень" (1970), "Семнадцать мгновений весны" (1973), "Ольга Сергеевна" (1975; пр. Междунар. фестиваля музыки для телефильмов, Лос-Анджелес, 1976), "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" (1976; Гос. пр. СССР, 1977), "Старомодная комедия" (1979); музыка для драм. т-ра.

Литература: Васина-Гроссман В., О песнях Микаэла Таривердиева, в сб.: Мастера советской песни, М., 1977; Микаэл Таривердиев, "МЖ", 1978, No 18.

M. M. Яковлев.

Тарнопольский В. М.

Владимир Моисеевич (25 II (9 III) 1897, Ростов-на-Дону - 1942, Сталинград) - сов. композитор. В 1919 окончил юридич. ф-т Донского ун-та, в 1930 - Моск. консерваторию у Р. М. Глиэра. В 1925-28 входил в "Проколл". Один из авторов первой сов. оратории "Путь Октября" (1927).

Сочинения: опера Пир во время чумы (1937); Карельская сюита для орк. (1939); сюиты для орк. нар. инструментов; концерт для балалайки с орк. нар. инструментов (1938); романсы на сл. А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (1937-38); музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. "Давным-давно" Гладкова; обр. рус., белорус., лакских нар. песен.

Литература: Лившиц A., B. Тарнопольский, в его кн.: Жизнь за Родину свою. Очерки о композиторах и музыковедах, погибших в Великую Отечественную войну, М., 1964.

Тарогато

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тарп С. Э.

Тарп С. Э. (Таrp) Свен Эрик (р. 6 VIII 1908, Тистед) - дат. композитор. Муз. образование получил в Корол. дат. консерватории в Копенгагене, затем совершенствовался в Германии, Австрии и Нидерландах. В 1936-1940 преподавал в оперной школе Корол. т-ра в Копенгагене, одноврем. в 1936-42 - в консерватории. С 1938 сотрудник дат. отделения Междунар. союза по охране композиторских прав, в 1961-74 - его директор. Ранним произв. Т. свойственны черты изящного юмора и гротеска; по стилю они близки к соч. Ф. Пуленка (первые 2 симфонии - 1945, 1949; концерт для фп. с орк., 1943); более поздние соч. отмечены усилением конфликтности, экспрессивностью, широтой мелодич. дыхания. Среди наиболее значит. произв. - балет "Тень" ("Skyggen", по X. К. Андерсену; 1960, Копенгаген), симфония No 3 (1958), Те Deum (для солистов, хора и орк., 1934). Автор св. 100 романсов и песен, музыки к кинофильмам.

Литература: Wallner В., Vеr tids musik i Norden, Stockh., 1968, s. 53-56.

Таррега Эшеа Ф.

Таррега Эшеа Ф. (Tarrega Eixea) Франсиско (21 XI 1852, Вильяреаль, Кастельон - 15 XII 1909, Барселона) - испан. гитарист, композитор, педагог. Учился игре на гитаре у гитариста-самоучки М. Гонсалеса, затем окончил Мадридскую консерваторию по классам фп. и композиции (учителя неизвестны). С 1882 жил в Барселоне. Гастролировал в Испании и др. зап.-европ. странах (до 1906; прекратил выступления из-за паралича правой руки). Выдающийся гитарист-виртуоз, музыкант высокой культуры, Т. Э. был основателем совр. испан. гитарной школы; в творч. деятельности сочетал многовековые традиции нар. музыкантов и достижения испан. мастеров гитарного иск-ва кон. 18 - нач. 19 вв. (Ф. Сор, Д. Агуадо и др.). Расширил технич. и колористич; возможности гитары не только как виртуоз-исполнитель, но и как автор транскрипций и оригинальных сочинений для этого инструмента, ставших основой гитарного репертуара современных ему и позднейших мастеров. Среди лучших произв. Т. Э. - "Воспоминания об Альгамбре" ("Recuerdos de la Alhambra"), "Арабское каприччо" ("Capricho бrabe"), "Мавританский танец" ("Danza mora"), "Альборада", "Арагонская хота" ("Jota arбgonesa") с вариациями, танцы ("Танго", "Малагенья" и др.), прелюдии, этюды. В собств. гитарных транскрипциях Т. Э. исполнял произв. И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Р. Шумана, Ф. Шопена, И. Альбениса. Творч. принципы Т. Э. развивали его многочисл. ученики, среди них - М. Льобет, Д. Фортеа, а также Э. Пухоль Виларруби, написавший книгу о Т. Э. ("Таrrega", Lisboa, 1960) и "Школу игры на 6-струнной гитаре", основанную на технич. принципах Т. Э. Его иск-во оказало влияние и на совр. мастеров, в т. ч. на А. Сеговию, постоянно исполняющего его произв. (имеется грампластинка с записью исполнения Сеговией 9 пьес Т. Э.). Соотечественники чтут память Т. Э. - на его родине ему поставлен памятник; одна из улиц Барселоны носит его имя.

Литература: "La Guitarra", Buenos Aires, 1923, No 1; Gibert V. M. de, En el XXV aniversario de la muerte de Francisco Tarrega, "Revista musical catalana", Barcelona, 1935.

M. A. Вайсборд.

Тартаков И. В.

Иоаким Викторович (1860, Одесса - 23 I 1923, Петроград) - сов. певец (лирико-драм. баритон). Засл. арт. Республики (1923). В 1881 окончил Петерб. консерваторию по классу пения у К. Эверарди. Пел в оперных труппах Киева, Одессы и др. городов. В 1882-84 и 1894-1923 солист, с 1909 также гл. режиссёр Мариинского т-ра (ныне Ленингр. т-р оперы и балета). Мягкий, бархатистый тембр, гибкость и выразительность голоса, яркие сценич. данные и прекрасная артистич. внешность Т. обеспечили ему большой успех и популярность. Оперный репертуар Т. насчитывал св. 100 партий. Среди них - Онегин, Мазепа; Томский и Елецкий ("Пиковая дама" Чайковского), Демон; Грязной ("Царская невеста"), Троекуров ("Дубровский"), Риголетто, Яго, Жермон, Фигаро; Тельрамунд ("Лоэнгрин"), Нелюско ("Африканка" Мейербера). Был выдающимся камерным исполнителем, особенно удавались ему романсы П. И. Чайковского. В 1920-23 профессор Петрогр. консерватории. Среди его учеников - M. H. Кузнецова-Бенуа, А. И. Батурин.

Литература: Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л.-М., 1940; Тартаков Г., И. В. Тартаков, "МЖ", 1960, No 23.

В. И. Зарубин.

Тартини Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тарту

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тастанов Х. Т.

Хабидулла Тастанович (12 VII 1926, Октябрьский р-н Актюбинской обл. - 5 VI 1980, Алма-Ата) - сов. музыковед и педагог. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1972). Чл. КПСС с 1962. В 1950 окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу домбры у К. Жантлеуова, с того же года преподаватель кафедры нар. инструментов (с 1979 профессор). В 1959 создал оркестр нар. инструментов в МНР. Автор уч. пособий, статей о нар. музыке, творчестве казах. композиторов, а также муз. произв. для оркестра казах. нар. инструментов, для домбры с фп.

Татарская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница