Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТАТ"-"ТЕМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТАТ"-"ТЕМ")

Татарский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Татишвили Ц. Б.

Цисана Бежановна (р. 30 XII 1937, Тбилиси) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. СССР (1979). В 1963 окончила Тбилисскую консерваторию по классу пения у Г. П. Картвелишвили (училась также у Д. С. Мчедлидзе). С того же года солистка Груз. т-ра оперы и балета. Партии: Этери; Маро ("Даиси"), Дареджан ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе), Тамар ("Похищение луны" Тактакишвили), Лиза, Аида, Сента, Тоска, Дездемона; Леонора ("Трубадур"), Ортруда ("Лоэнгрин"), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи). Выступает как конц. певица, участвовала в исполнении монументальных произв., в т. ч. 9-й симфонии Бетховена, Реквиема Верди. Гастролирует за рубежом. Пр. им. З. Палиашвили (1979).

В. И. Зарубин.

Татраи В.

Татраи В. (Tatrai) Вильмош (р. 7 X 1912, Кишпешт, ныне район Будапешта) - венг. скрипач, ансамблист, педагог, дирижёр. Учился и работает в Будапеште. В детстве игре на скрипке его обучал отец, любитель музыки (слесарь депо), с к-рым Т. играл в любительском оркестре. Окончил (в кон. 20-х гг.) Нац. консерваторию по классам скрипки у В. Кладивко (ученика Е. Хубая) и камерного ансамбля у Л. Лайты. С 1933 концертмейстер ведущих симф. оркестров страны, с 1946 - Столичного оркестра (в 1949 преобразован в Гос. концертный, с 1952 - Гос. симф. оркестр). На совершенствование мастерства Т. оказало влияние общение с К. Флешем, к-рый в 40-е гг. жил в Будапеште. Т. преподавал скрипич. игру в Нац. консерватории (в 1946-53). С 1965 профессор Высшей муз. школы им. Ф. Листа по классам скрипки и камерного ансамбля.

Скрипач-виртуоз, Т. предпочитал ансамблевую игру. В 1928 совм. с виолончелистом Г. Мадьяром организовал струн. квартет, выступал в его составе до 1939. Играл партию 2-й скрипки (1945-46) в венг. квартете "Вальдбауэр - Керпели", к-рый впервые исполнил ряд произв. Б. Бартока и З. Кодая. В 1946 Т. создал и возглавил квартет, носящий его имя. Под рук. Т. (1-я скрипка) этот коллектив стал ведущим камерным ансамблем ВНР (1-я пр. на Междунар. конкурсе квартетов им. Б. Бартока, Будапешт, 1948; Гос. пр. им. Листа, 1952; Гос. пр. им. Кошута, 1958). С 1952 Т. со своим квартетом гастролирует в странах Европы; неоднократно выступал в СССР (с 1953). В 1957 организовал и возглавил струн. Венг. камерный оркестр, исполняющий старинную и совр. музыку, успешно концертирует с ним в ВНР и др. странах; записи игры оркестра (лучшая грампластинка на конкурсе в США за 1975), как и квартета Т. (ок. 200), удостоены ряда междунар. премий и дипломов, в т. ч. "Гран при" (квартеты Бартока, Париж; квартеты Гайдна, Брюссель). Чл. жюри европ. междунар. конкурсов, в т. ч. 4-го и 6-го им. П. И. Чайковского в Москве (1970 и 1978).

В. И. Руденко.

Тауберова М.

Тауберова М. (Tauberova) (наст. фам. - Pросковa, Proskova) Мария (р. 28 IV 1911, Високе-Мито) - чеш. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. ЧССР (1960). Окончила Венскую академию музыки и драм. иск-ва по классу фп., занималась в венской Школе мастерства. Пению обучалась у Л. Рипра и Д. Айбеншюц в Вене, у Ф. Карпи в Милане. С 1936 солистка Нац. т-ра в Праге. Обладает лёгким звонким голосом чистого тембра, исполнение отличается виртуозной техникой. В репертуаре Т. - партии в операх итал., нем. и чеш. композиторов (Г. Доницетти, Дж. Россини, Дж. Верди, Р. Штраус, Б. Сметана, Л. Яначек, Б. Мартину и др.). Прославилась как интерпретатор женских партий в операх В. А. Моцарта - Сюзанна, Папагена; Констанца ("Похищение из сераля"). Среди др. партий: Джильда, Виолетта; Зербинетта ("Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса), Каролина ("Две вдовы" Сметаны), Ариэль ("Буря" Фибиха), Лисичка ("Лисичка-плутовка" Яначека), Людмила. В конц. репертуаре певицы - романсы и песни композиторов 19-20 вв.; первая исполнительница многих вок. произв. совр. чешских композиторов, в т. ч. П. Боржковеца, В. Добиаша, В. Новака, Й. Пауэра. Часто пела на радио, исполняла сопрановые партии в кантатно-ораториальных произв. Дж. Перголези, Й. Гайдна, Л. Бетховена. Гастролировала за рубежом (Австрия, ГДР, ФРГ, Румыния, Швейцария, Швеция, Дания, Бразилия), неоднократно в СССР (с 1955; исполняла партию Джильды в Большом т-ре; выступала с концертами).

В. Н. Егорова.

Таузиг К.

Таузиг К. (Tausig) Карл (Кароль) (4 XI 1841, Варшава - 17 VII 1871, Лейпциг) - польский пианист и композитор. По национальности чех. Учился у отца, чеш. пианиста и композитора Алоиза Т. (1820-85; ученик З. Тальберга), в 1855-59 - у Ф. Листа в Веймаре. С 1859 гастролировал во мн. странах, в т. ч. в России (1870), С 1865 жил в Берлине, где в 1866 осн. Школу высшего пианистич. мастерства. Был дружен с И. Брамсом и Р. Вагнером. Любимый ученик Листа, Т. - один из величайших мастеров в истории пианистич. иск-ва. Его игра отличалась исключит. техникой, виртуозностью, вдохновением. Обладал композиторским дарованием - написал концерт для фп. с оркестром, 2 фп. этюда (выделяется Fis-dur), симф. поэмы; ему также принадлежат фп. транскрипции: сонаты Д. Скарлатти (в т. ч. "Пастораль", "Каприччо"; назв. даны Т.) и др., органная токката и фуга, хор. прелюдия И. С. Баха; 3 фрагмента из струн. квартетов Л. Бетховена, "Приглашение к танцу" Вебера, один из "Военных маршей" и один из полонезов Шуберта, "Контрабандист" Шумана, фрагменты из "Валькирии" и "Тристана и Изольды" Вагнера, 3 вальса Штрауса и др., переложение для фп. оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера и редакция "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха. Сохранили значение инструктивные работы Т.: обработка избранных этюдов из сб. этюдов "Путь к Парнасу" М. Клементи, а также "Ежедневные упражнения" ("Tдgliche Studien"; посмертно изданы Г. Эрлихом под назв. "Как освоить фортепиано" - "Wie ьbt man Klavier?", 1879, 1900; англ. изд., N. Y., 1879, 1917).

Литература: Кюи Ц., Г-н Таузиг, "С.-Петербургские ведомости", 1870, 12 марта, то же, в его кн.: Избранные статьи об исполнителях, М., 1957, с. 66-68; Weitzmann С. Р., Der letzte der Virtuosen, Lpz., 1868; Lenz W. von, Die GroЯen Pianoforte-Virtuosen unserer Zeit..., В., 1872, N. Y., 1899; Fay A., Music study in Germany, N. Y., 1880, N. Y., 1965; Della Corte A., L'interpretazione musicale e gli interpreti, (Torino, 1951); Scnohberg H. C., The Great pianists, N. Y., 1963.

Г. M. Коган.

Таутс-Раудмяэ У. К.

Урве Карловна (р. 2 XI 1935, Пярну) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. Эст. ССР (1974). Окончила Таллинскую консерваторию у А. Роолайд (1963). С 1955 артистка хора, с 1960 солистка Эст. т-ра оперы и балета. Партии: Азучена, Амнерис; Эболи, Ульрика ("Дон Карлос", "Бал-маскарад"), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Кармен; Октавиан ("Кавалер розы"), Любаша ("Царская невеста"), Катарина ("Укрощение строптивой"), Селина ("Кола Брюньон" Кабалевского), Ийге ("Железный дом" Тамберга), Фелиция ("Грушевое дерево" Нормета). Ведёт конц. деятельность. Принимала участие в исполнении реквиемов Верди и Моцарта, месс Моцарта и Гайдна, оперы-оратории "Царь Эдип" Стравинского, Stabat mater Перголези, "Рапсодии" Брамса, в конц. исполнении оперы "Замок герцога Синяя Борода" Бартока, монооперы "Человеческий голос" Пуленка и др. Гастролирует за рубежом. Пр. им. Г. Отса (1980). В 1974-78 преподаватель Таллинского муз. уч-ща, с 1978 - Таллинской консерватории.

Таффанель К. П.

Таффанель К. П. (Taffanel) Клод Поль (16 IX 1844, Бордо - 22 XI 1908, Париж) - франц. флейтист, дирижёр и муз.-обществ. деятель. В 1865 окончил Парижскую консерваторию, по классу флейты занимался у Н. Ребера и В. Ж. Стенкиста (Дорю). В 1862-64 флейтист в оркестре т-ра "Опера комик". В 1864-90 солист, в 1892-1908 дирижёр оркестра "Гранд-Опера", в 1867-92 солист, в 1892-1901 дирижёр оркестра Об-ва концертов Парижской консерватории. Крупнейший музыкант-виртуоз 2-й пол. 19 в., основатель совр. франц. школы игры на флейте, Т. сыграл значит. роль в развитии камерного исполнительства на дух. инструментах. Принимал активное участие в организации Национального музыкального общества. В 1879 осн. Об-во камерной музыки для дух. инструментов (Sociйtй de musique de chambre pour instruments а vent), был одним из организаторов Парижского камерного оркестра (1872). Много концертировал как солист и ансамблист, пользовался большой популярностью во Франции и др. странах. Гастролировал в России в 1887 (совм. с К. Сен-Сансом) и 1889 (по инициативе П. И. Чайковского выступал в концертах Моск. отделения РМО). С именем Т. связан неосуществлённый замысел конц. пьесы для флейты П. И. Чайковского, к-рый в 1888 в Париже часто встречался с Т., слушал его в концертах. В 1893-1908 Т. был профессором Парижской консерватории пo классу флейты. Среди его учеников - Л. Флёри, Ф. Гобер, Г. Бланкар. Автор квинтета для деревянных духовых инструментов, многих фантазий и пьес для флейты и фп.; ему принадлежат многочисленные переложения для флейты, а также методические соч. "Школа игры на флейте..." ("Mйthode complиte de flыte en 8 parties", совм. с Ф. Гобером, Р., 1923) и "17 больших ежедневных упражнений..." ("17 grands exercices journaliers de mйcanisme...", P., 1927). Принимал участие в работе над "L'Encyclopйdie de la musique" Лавиньяка (1920-1929); для неё им написаны статьи "Флейта" ("La flыte") и "Искусство дирижирования" ("L'Art de diriger").

Литература: Чайковский П. И., Письмо к К. Таффанелю от 15/27 дек. 1888, в ст. : Fйdоrоv V., Cajkovskij et la France (А propos de quelques lettres de Cajkovskij а Fйlix Mackar), "Revue de musicologie", 1968, t. 54, No 1, то же, в его кн.: Полн. coбp. соч., т. XIV, М., 1974, с. 602-03; F1eury L., P. Taffanel, в кн.: Encyclopйdie de la musique ou dictionnaire du conservatoire, pt 2, (v. 3), P., 1927.

A. T. Тевосян.

Тачмурадов М.

Мыллы (1886, аул Янкала, район Геок-Тепе, ныне Туркм. ССР - 31 I 1960, Ашхабад) - туркм. нар. музыкант-дутарист, композитор-мелодист. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1945). Ученик нар. музыканта Туркмении Кель-Бахши. С 1930 солист, затем руководитель Ансамбля нар. инструментов Туркм. радио. Воспитал плеяду исполнителей на нар. инструментах. Автор ряда сочинений для дутара, среди к-рых особо выделяются пьесы, отражающие события Великой Отечеств. войны 1941-45: "Проводы" ("Уградыш"), "Наступление" ("Худжум"), "Красный караван" ("Гызыл кервен"), "Победа" ("Ениш"), "Красное знамя" ("Гызыл байдак") и др. Популярность получили пьесы Т. для дутара "Сборщица урожая" ("Хасыл йыгымчи"), "Весна" ("Бахар"), "Слава тебе" ("Шохрат сана") и др. Имя Т. присвоено Туркм. филармонии.

Н. П. Нурымова, А. Сапаров.

Ташкент

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ташнер Г.

Ташнер Г. (Taschner) Герхард (р. 25 V 1922, Егерндорф, ныне Крнов, Чехия) - нем. скрипач, педагог. Учился у Е. Хубая в Будапеште, Ф. Дрдла и Б. Губермана в Вене. До 1940 концертмейстер Гос. т-ра в Брюнне (ныне Брно, ЧССР). С 1940 (по приглашению В. Фуртвенглера) 1-й концертмейстер Берлинского филармонич. оркестра. В 1945-50 вёл активную конц. деятельность. Игра Т. отличается ярким темпераментом, высоко развитой техникой. В. Фортнер написал для Т. виртуозный скр. концерт (1948). С 1950 профессор Высшей муз. школы в Зап. Берлине.

В. И. Руденко.

Ташчян Н.

Никогос (Никогайос) (1841, Константинополь - 9 IX 1885, там же) - арм. композитор, музыковед, педагог. Ученик Г., Ераняна. Преподавал в арм. школах Константинополя, занимался муз.-обществ. деятельностью, в 1864 принимал участие в издании популярного муз. журн. "Кнар айкакан" ("Армянская лира"), в 1875 совм. с братом Акопом Т. издавал двухнедельный журн. "Нвагк османян..." ("Восточные напевы, переложенные для фортепиано и других инструментов"), выступал со статьями по вопросам теории арм. монодич. музыки в журн. "Жаманак" (Константинополь) и "Арарат" (Эчмиадзин). Т. записал общедоступной нотописью (новоарм. нотами) арм. духовные песнопения, составляющие значит. раздел арм. проф. монодич. музыки 5-15 вв., сохранявшейся вначале, видимо, в устной традиции, с 8 в. в хазовой записи, в течение 18-19 вв. - снова в устной передаче. Записаны в Эчмиадзине в 1873-74, изданы там же в сборниках "Патараг" (Литургия, 1874), "Шаракноц" (сб. гимнов, 1875) и "Жамагирк" (Часослов, 1877). Эти издания принадлежат к числу наиболее ценных собраний образцов ср.-век. арм. музыки и представляют большой науч. интерес. Т. - автор "Учебника церковной нотописи армян" (1874, на арм. яз.). Среди учеников Т. - известные музыковеды и муз. педагоги А. Бжшкян, Г. Мехтерян, Р. Чиванян. Автор патриотич. песен и романсов.

Литература: Кушнарёв X., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Атаян Р., Армянская хазовая нотопись, Ер., 1959 (на арм. яз.); Mурадян М., Армянская музыка в XIX и начале XX в., Ер., 1970 (на арм. яз.); Тагмизян Н., Теория музыки в древней Армении, Ер., 1977.

Р. А. Атаян.

Тбилиси

Статья большая, находится на отдельной странице.

Твардовский Р.

Твардовский Р. (Twardowski) Ромуальд (р. 17 VI 1930, Вильнюс) - польский комнозитор. Учился композиции у И. Юзелюнаса в Литовской консерватории в Вильнюсе (1952-57) и у Б. Войтовича в Гос. высшей муз. школе в Варшаве (1957-60); совершенствовался у Н. Буланже в Париже (1963). С 1972 преподаёт в Гос. высшей муз. школе в Варшаве. Разнообразное в жанровом отношении творчество Т. отмечено влиянием неоклассицизма; в то же время для ряда его соч. характерны романтич. одухотворённость, красочность оркестра.

Сочинения: оперы - Сирано де Бержерак (по Э. Ростану, 1963, Бытом), опера-мистерия Трагедия, или Действо об Иоанне и Ироде (Tragedyja albo rzecz о Janie i Herodzie, по мистерии 13 в., 1964, пост. 1969, Лодзь), муз. радиодрама Падение отца Турина (Upadek ojca Turyna, 1969, Краков), муз. драма Лорд Джим (по Дж. Конраду, 1973); балеты - Голый король (Nagi ksiaze, пантомима, по X. К. Андерсену, 1959, пост. 1964, Варшава), Парабола (пантомима, 1963), Статуи чернокнижника (Posagi czarnoksieznika, по И. В. Гёте, 1964, Варшава); для солистов, хора и орк. - кантата Песнь о Белом доме (Piesn о Bia-lym Domu, по Ю. Тувиму, 1959), Ода юности (Oda do mlodosci, 1969); для oрк. - концерт (1957), цикл Флорентийский триптих (Tryptyk florencki, для симф. орк., 1961; для камерного орк., 1966-67); Антифоны для 3 орк. групп (Antione per tre gruppi d'orchestra, 1961); для струн., орк. - Мариацкий триптих (Tryptyk Mariacki, для струнных, 1973); 3 эскиза (1955); концерт для фп. с орк. (1956); Малая конц. симфония для струнных, фп. и ударных (1958); Малая православная литургия (для камерного хора и 3 инстр. групп, 1968); для голоса и камерно-инстр. ансамбля - Старинные песнопения (Canti antiqui, 1962), 3 прощальных сонета (3 sonety zalobne, для баса-баритона, вибрафона, колоколов, фп. и ансамбля скрипок, 1971); для хора - Песни Явора (Jaworowe piesni, слова народные, 1960), Carmina de mortuis (1960), поэма Рабочие (Robotnicy, 1971); для фп. - пьесы, в т. ч. прелюдия и токката (1974); песни и др.

З. Лисса.

Твейтт Е. Н.

Твейтт Е. Н. (Tveitt) Eйр Нильс (р. 19 X 1908, Берген) - норв. композитор и пианист. Учился у X. Грабнера (композиция) и П. Шенка (муз.-теоретич. предметы) в Лейпцигской консерватории, совершенствовался в Вене и Париже. Концертировал как пианист в Осло, Бергене, Копенгагене, Лейпциге, Берлине, Вене, Париже и Лондоне; дирижировал собств. произведениями. С 1932 живёт в Хардангере (Норвегия). С 1958 гос. стипендиат. С того же года работает муз. консультантом Гос. норв. радио. Т. - активный поборник нар.-нац. направления в совр. норв. музыке; сделал много обработок нар. песен. Широко претворяет ладотональные и структурные особенности норв. муз. фольклора (преим. западных р-нов Норвегии), применяет в произв. нар. инструменты. Осн. область творчества - инстр. музыка (более 250 соч., гл. обр. для оркестра и для фп.), отмеченная яркой жанровой характерностью; высоким мастерством инструментовки отличаются его симф. произв., концерты с оркестром для скрипки и др. инструментов. Наиболее известны 5 сюит для оркестра ("100 народных мелодий Хардангера"), а также 1-й концерт для хардингфеле с оркестром - первое произв. этого жанра для норв. нар. скрипки. В 1937 издал теоретич. труд "Теория тональности параллельной вводнотоновой системы", в к-ром выдвинул концепцию самобытного развития норв. нар. музыки и дал обоснование своего творч. метода.

Сочинения: оперы - Щедрый гном (Dragaredokko; фрагменты, 1940, Берген), Народный напев (Stevleik, не пост.), Запад - Юг - Восток - Север (Vest - Sud - Aust - Nord, не пост.), Йеппе с горы (Jeppe pе berget, по комедии Л. Хольберга, 1968, Осло); балеты - Грёзы Бальдура (Baldurs draumar, 1935, Берлин), Биргингу (1939, Осло); для орк. - 3 симфонии (1-я, 1958, другие без дат), цикл из 5 сюит - 100 народных мелодий Хардангера (Hundrad folketonar frе Hardanger, 1955-63; 50 номеров - также в обр. для фп.), 2 сюиты для школьного орк. (1964); концерты с орк. - 6 для фп. (1930, 1933, 1947, 1947, 1954, 1966), для 2 фп. (1937), для скр. (1939), 2 для хардингфеле (1956, 1957), 2 для арфы; камерно-инстр. ансамбли - вариации для 2 кларнетов (1937), концерт для струн. квартета (1933), 2 струн. квартета (1935), 3 струн. секстета (1934-35); для фп. - 12 двухгол. инвенций в лидийском, фригийском и дорийском ладах (Tvorшystes Fyristudier, 1932), сонаты (ок. 50) и др. пьесы, в т. ч. программные; ок. 100 романсов и песен для голоса с фп.; обр. нар. песен.

Литературные сочинения: Tonalitдtstheorie des parallelen Leittonsystems, Oslo, 1937.

Литература: Lange К., Шstvedt A., Norwegian music, L., (1958) (рус. пер. - Ланге К., Эствед A., Норвежская музыка, M., 1967); Lange К., Norwegian music, Oslo, 1971.

О. E. Левашёва.

Твист

Твист (англ. twist, букв. - кручение) - совр. танец. Введён ок. 1960 в США певцом, автором песен и руководителем бэнда X. Бэллардом (одно из его соч. называлось "The Twist"). Приобрёл известность в 1961 благодаря амер. певцу и танцору негру Ч. Чекеру, являвшемуся популярным исполнителем танца. Первоначально исполнялся в ночных клубах, гл. обр. молодёжью. К нач. 70-х гг. получил распространение во мн. странах мира. Отличается быстрым темпом, чётким ритмом. Относится к танцам группы рок-н-ролла, в сравнении с ними более статичен хореографически. Муз. размер 4/4, чётные доли акцентированы. Ритм Т. использовался в эстр. песнях мн. стран, в т. ч. в песнях сов. композиторов (А. А. Бабаджанян и др.).

Литература: Shaw A., The rock revolution, N. Y.-L., 1970.

Твиттенхоф В.

Твиттенхоф В. (Twittenhoff) Вильгельм (28 II 1904, Вердоль, Вестфалия - 23 IX 1969, Кёльн) - нем. педагог, муз. обществ. деятель, публицист (ФРГ). Изучал теорию музыки в ун-тах Берлина и Галле. В 1934-1936 преподаватель в школе гимнастики, музыки и танца (Мюнхен), основанной К. Орфом. В 1937-40 педагог Высшей муз. школы Веймара. В послевоенные годы вёл педагогич. работу в Веймаре и Зосте. В 1950-1953 руководитель молодёжной муз. школы в Дортмунде, в 1954-58 - в Гамбурге; в 1958-66 директор Школы эстетич. воспитания в Ремшейде. С 1966 работал над созданием программы муз. воспитания детей. Пред. Союза нем. муз. школ (в 1952-69), ред. журн. "Junge Musik", "Kontakte", один из издателей журн. "Musik und Bildung". Автор педагогич. сочинений и кантат для молодёжных хоров, публицистич. и методич. статей о муз. воспитании, теоретич. введения в "Орф-Шуль-верк" ("Orff-Schulwerk, Musik fьr Kinder", тт. 1-5, 1950-55, 1-я ред.). В 1961 посетил СССР.

Литературные сочинения: Jugend und Jazz; ein Beitrag zur Klдrung, Mainz, 1953; Neue Musikschulen; eine Forderung unserer Zeit, Mainz, 1951; Die Jugendmusikschule. - Idee und Wirklichkeit, Mainz, 1956 (coвм. с Р. Fr. Scherber); Musikalische Frьherziehung, Regensburg, 1970 (coвм. с D. Wucher); Musikalische Bildung: Gedanken aus 20 Jahren, Mainz - L. - N. Y., 1972.

О. Т. Леонтьева.

Творчество музыкальное

Полноценное Т. м. предполагает создание качественно нового в любой из областей муз. искусства, достижение художеств. результата, отражающего в образно-неповторимой форме существ. черты действительности. Наряду с сочинением музыки (см. Композиция, 3) к Т. м. может быть отнесено и её исполнение (см. Исполнение музыкальное), а также создание науч. трудов, посвящённых разл. явлениям муз. иск-ва (см. Музыковедение). Муз. творческий процесс может рассматриваться в муз.-психологич. и муз.-философском аспектах. Психология музыкальная изучает психологич. условия, механизмы и закономерности Т. м. В муз.-философских работах исследуется вопрос о сущности Т. м., к-рый в разные историч. эпохи ставился по-разному. Вопросы Т. м. рассматриваются в муз.-теоретич., муз.-историч. исследованиях, в трудах по теории исполнительского иск-ва. Термин "Т. м." часто понимается также как совокупность муз. произв., созданных композиторами к.-л. народа, как муз. наследие к.-л. одного композитора.

Театр Музыкальной Драмы

Театр Музыкальной Драмы (ТМД) - оперный т-р в Петербурге. Открыт 11 (24) дек. 1912 в помещении Большого зала консерватории (существовал до 1919). Основатель и худ. рук. - режиссёр И. М. Лапицкий, в муз. руководстве большую роль сыграл дирижёр М. А. Бихтер. Творч. кредо т-ра - необходимость реформы в оперном деле, борьба с рутиной, стремление к реалистич. воплощению произв. Труппа т-ра (солисты и хор) была сформирована из молодых певцов и студентов консерватории. Здесь начали творч. жизнь многие артисты, впоследствии с успехом выступавшие на сценах оперных т-ров страны, в т. ч. Л. А. Андреева-Дельмас, М. И. Бриан, П. М. Журавленко, К. С. Исаченко, Н. Н. Куклин, С. Ю. Левик, М. И. Литвиненко-Вольгемут, В. М. Луканин, А. И. Мозжухин и др.; в 1914-15 на сцене ТМД выступали Л. Я. Липковская и Л. В. Собинов. В т-ре работали дирижёры А. Э. Маргулян, А. В. Павлов-Арбенин, Г. Г. Фительберг, Г. Шнеефогт; художники И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, Н. К. ирих и др.

С первых месяцев работы ТМД привлёк внимание новизной постановок и яркой драм. игрой оперных артистов. Положит. оценку в передовых муз.-обществ. кругах получили спектакли - "Евгений Онегин" (1912), "Кармен" (1913), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1913). Значит. интерес представляли пост. опер - "Борис Годунов" (1913) и "Сорочинская ярмарка" (1917, в ред. Ц. А. Кюи) Мусоргского, "Мазепа" (1913); "Каменный гость" Даргомыжского (1915). Впервые в России ТМД пост. оперу К. Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" (1915). В репертуаре т-ра были также оперы - "Пиковая дама", "Черевички", "Иоланта" Чайковского, "Хованщина", "Женитьба" Мусоргского, "Садко", "Снегурочка"; "Пир во время чумы", "Мадемуазель Фифи" Кюи, "Принцесса Мален" Штейнберга, "Свадьба" Эренберга, "Парсифаль", "Севильский цирюльник", "Фауст", "Аида", "Риголетто", "Паяцы", "Богема", "Чио-Чио-сан" ("Мадам Баттерфляй"); "Сказки Гофмана" Оффенбаха и др.

Лучшие спектакли ТМД отличались художественно цельным ансамблем, реалистич. массовыми сценами, в них достигалось подлинное слияние музыки и драматургии. Вместе с тем т-р не избежал серьёзных художеств. просчётов - произвольного обращения с нек-рыми оперными партитурами, натуралистич. подробностей и др. Особенно острой критике подвергалась пост. оперы "Риголетто" (шла под назв. "Король забавляется", 1914). Но несмотря на ряд недостатков ТМД оставил заметный след в истории рус. оперного т-ра.

Литература: Театр музыкальной драмы, СПБ, 1912; Левик С., Записки оперного певца, М., 1955, 1962, гл. 11; его же, Четверть века в опере, М., 1970; Xессин A., Из моих воспоминаний, М., 1959; Гозенпуд A., Русский оперный театр между двух революций (1905-1917), Л., 1975.

M. M. Годлевская.

Театр оперы и балета

Театр оперы и балета - им. С. М. Кирова - см. Ленинградский театр оперы и балета.

Театральная музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тебальди Р.

Тебальди Р. (Tebaldi) Рената (р. 1 II 1922, Пезаро) - итал. певица (сопрано). Пению обучалась в Пармской консерватории, затем в Пезарском лицее им. Дж. Россини у К. Мелис. Дебютировала на оперной сцене в 1944 в Ровиго в партии Елены ("Мефистофель" Бойто). В мае 1946 по инициативе А. Тосканини Т. приняла участие в торжеств. концерте, поcв. открытию восстановленного после войны здания миланского т-ра "Ла Скала" и до 1959 регулярно выступала на его сцене. С триумфальным успехом гастролировала в Лисабоне, Лондоне ("Ковент-Гарден"), Париже ("Гранд-Опера"), Вене, Барселоне, Буэнос-Айресе и др. крупнейших городах мира. В 1951 выступила в Сан-Франциско (США), с 1955 солистка "Метрополитен-опера" (с того же года систематически поёт также на сцене Чикагской оперы). Как конц. певица гастролировала во мн. странах Европы и Америки, в 1975 - в СССР (Москва, Ленинград, Киев). В 1976 прекратила ар-тистич. деятельность.

Т. - одна из выдающихся итал. певиц 20 в. Обладает голосом редкой красоты, мягкости, сочности звучания, необыкновенной пластичности. Её иск-во связано с лучшими традициями итал. вок. школы. Дарование Т. особенно ярко раскрылось в операх Дж. Верди и композиторов-веристов. Среди лучших партий: Аида; Леонора ("Сила судьбы"), Дездемона, Виолетта, Тоска, Чио-Чио-сан, Мими; Валли ("Валли" Каталани), Адриена Лекуврер ("Адриена Лекуврер" Чилеа). В камерном репертуаре Т. - произв. А. Скарлатти, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, О. Респиги. С нач. 50-х гг. вышло много грампластинок с записью исполнения Т.

Литература: Тимохин В., Выдающиеся итальянские певцы. Очерки, М., 1962; Holzer R., Wiener Vorstadtbьhnen, W., 1951; Rosenthal H., R. Tebaldi, "Opera", 1955, v. 6, No 7; его же, Sopranos of today, L., 1956; Lauri-Volpi G., Voci paralleli, Mil., 1955 (рус. пер. - Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, Л., 1972); Вrасhе С., М. Callas oder R. Tebaldi?, "Bьhnengenossenschaft", 1960, Jahrg. 12; Seroff V., R. Tebaldi. The woman and the diva, N. Y., 1961; Panоfsky W., R. Tebaldi, В., 1961; Сe11etti R. (сост.), Le grandi voci, Roma, 1964, sp. 842 и др. (дискография).

В. В. Тимохин.

Тевдорадзе О. Л.

Отар Лаврентьевич (р. 1 V 1923, Кутаиси) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1961) и Абх. АССР (1973). Чл. КПСС с 1952. В 1949 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции у А. М. Баланчивадзе. В 1957-61 директор Тбилисского муз. уч-ща. С 1963 гл. консультант отдела симф., камерной и эстр. музыки Груз. филармонии. Автор опер "Легенда о Тбилиси" (1960, Груз. т-р оперы и балета), "Свет и тень" (1970), оперетты "Швейк идёт на войну" и "День сюрпризов"; 3 симфоний (1955-69), др. произв. для оркестра, в т. ч. симф. поэмы "Рустави" (1948), "Сельской сюиты" (1949), "Грузинской сюиты" (1958), "Торжественной увертюры" (1961, 2-я ред. 1972), 3 концертов для фп. с оркестром (1943, 1951, 1979), 2 кантат, фп. трио и струн. квартета (1956), инстр. пьес, музыки к драм. спектаклям и кинофильмам, св. 300 песен.

Литература: Шаверзашвили A., Молодые композиторы Грузии, "СМ", 1952, No 7.

Э. П. Месхишвили.

Тегеран

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тедеска

Тедеска (итал. tedesca, букв. - немецкая, alla tedesca - в нем. духе) - итал. название трёхдольного танца, близкого лендлеру и вальсу. Был распространён в Европе в 18 - нач. 19 вв. Т. называли также Deutscher Tanz (нем. - немецкий танец), или Deutscher.

Тедеска

В. А. Моцарт. Немецкий танец, K.-V. 600.

Применялось и назв. "аллеманда" (франц. allemande, букв. - немецкая, в основном своём значении этот термин обозначает совершенно иной танец). Указанные названия встречаются, напр., у Й. Гайдна (финал фп. квартета Es-dur - allemande), Л. Бетховена (1-я часть фп. сонаты G-dur op. 79 - Presto alla tedesca, 4-я часть квартета op. 130 - Alla danza tedesca), К. Вебера (Tedesco для орк., 1816), П. И. Чайковского (2-я часть 3-й симфонии - Alla tedesca) и др., хотя преобладает всё же назв. Deutscher Tanz. Св. 70 "немецких" для оркестра и для фп. принадлежит Й. Гайдну, 50 - В. Моцарту, 24 - Л. Бетховену, ок. 100 - Ф. Шуберту. Нем. танцы у Гайдна, Моцарта и Бетховена грубоваты и простодушны, тогда как у Шуберта лиричны и практически не отличаются от вальсов и лендлеров. Танцы венских классиков представляют собой, как правило, орк. произв., написанные в сложной 3-частной форме с трио; у Шуберта преобладают фп. танцы в 2-частной безрепризной форме (2 восьми-такта). Нем. танцы иногда объединяются в циклы с интродукцией и кодой (Моцарт, Шуберт). В 19 в. Deutscher, так же как лендлер, вытеснен сформировавшимся на их основе вальсом.

Т. С. Кюрегян.

Тедеско И. А.

Тедеско И. А. (Tedesco) Игнац Амадей (1817, Прага - 13 XI 1882, Одесса) - чеш. пианист, композитор и дирижёр. В детстве учился игре на фп. у Й. Трибензе, затем у В. Я. Томашека. С 12-летнего возраста концертировал в Праге, Вене, городах Германии. С 1840 жил в Одессе; выступал как пианист и дирижёр оркестра в т. н. симф. собраниях одесского Филармонич. об-ва, преподавал игру на фп. в разл. уч. заведениях, в т. ч. в Ин-те благородных девиц. Гастролировал в Будапеште (1849), Париже (1853), Петербурге (1856) и Лондоне (1856). Игра Т. отличалась одухотворённостью и исключит. технич. мастерством (в совершенстве владел крупной техникой - его называли "Ганнибалом октав"). Кроме произв. классич. и совр. композиторов, исполнял и собств. сочинения. Автор ок. 120 произв., среди них - концерт для фп. с орк. и виртуозные фп. пьесы салонного характера, основанные на интонациях и ритмах чеш. нар. мелодий, в т. ч. вариации на тему чеш. нар. песен "Привет моей Родине" ("Salut а ma patrie") и "Да здравствует Чехия" ("Vive la Bohиme"), танцы ("Блестящая полька", а также "Полька-экспромт" для фп. в 4 руки и др.), романсы для голоса с фп. Т. принадлежат фп. транскрипции, а также обработки для фп. (сб. "Чешские национальные песни" - "Bцmische Nationallieder", op. 22), многочисл. парафразы и фантазии.

Литература: Вечер Игнатия Тедеско в Париже, "Музыкальный свет", 1851, No 3; Карышева Т., Из истории украинской музыкальной культуры, "СМ", 1950, No 4; Кацанов Я. С., Из истории музыкальной культуры Одессы (1794-1855), в сб.: Из музыкального прошлого, вып. 1, М., 1960, с. 434; Дагилайская Э., Чешские музыканты в Одессе, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969, с. 344; её же, Из прошлого фортепианного исполнительства и фортепианной педагогики в Одессе, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 2, М., 1976, с. 258-59, 264 - 66; Sсhбni1ес J., Za slбvou, Praha, 1961, s. 158; Prнspevky k dиjinбm cesco-ruskэch kulturnich styku, t. 1, Praha, 1965, s. 172.

Э. Р. Дагилайская.

Тези В.

Тези-Трамонтини (Tesi-Tramontini) Виттория (13 II 1700, Флоренция - 9 V 1775, Вена) - итал. певица (контральто). Воспитывалась при дворе флорентийских герцогов Медичи (где служил ее отец), с детства обучалась танцам, декламации и музыке. Уроки пения брала у Ф. Реди во Флоренции, затем у Ф. Кампеджи в Болонье, совершенствовалась у А. Бернакки. В 1716 дебютировала в пармском т-ре "Дукале" в опере "Дафни" Асторги. В сезоне 1718/19 пела в т-ре "Сант-Анджело" в Венеции, исполняла муж. партии в операх "Дочерняя любовь" Порта, "Амаласунта" Келлери и "Великодушное раскаяние" Фьоре. С этого времени амплуа травести становится основным в ее творчестве. В 1719 выступала в Дрездене, в 1720 - в Польше. В 1722 пела в Милане (здесь ее называли "королевой пения"), затем - на оперных сценах во мн. городах Италии (Неаполь, Венеция, Милан, Болонья, Флоренция, Генуя, Турин, Пьяченца, Реджо и др.). После 1737 с огромным успехом гастролировала в Мадриде и других крупных европейских городах. С 1747 жила и выступала в Вене, после 1750 оставила сцену и стала преподавать пение. Среди её учеников - А. де Амичис.

Одна из крупнейших итал. певиц 18 в., представительница школы бельканто, Т. обладала необычайно сильным голосом красивого тембра и огромного диапазона, ровно и мягко звучавшим во всех регистрах. Впечатляли эмоциональная выразительность её пения и яркий драм. талант. Иск-вом Т. восхищался П. Метастазио. Среди лучших партий: Астианакт ("Астианакт" Винчи), Ахилл, Эней ("Ахилл на Скиросе", "Дидона" Сарро).

Литература: Певица старых времен, "Театральный и музыкальный вестник", 1858, 15 июня; Mancini G., Pensieri е riflessioni pratiche sopra il canto figurato, Mil., 1774 (переизд. под ред. A. Делла Корте, Torino, 1933); Ditters von Dittersdorf К., Lebensbeschreibung, Lpz., 1801 (то же, hrsg. Von B. Loets, Lpz., 1940); Castil-Blaze, L'opйra italien de 1548 а 1856, P., 1856; Ademо11o A., Le grandi cantanti italiane del secolo XVIII: V. Tesi, "Nuova Antologia", 1889, v. 22, luglio; Marcello В., Il teatro alla moda, con pref. di A. D'Angeli. Mil., 1927; Della Corte A., Satire e grotteschi..., Torino, 1946; Quantz J. J., Lebenslauf, von ihm selbst entworfen, в кн.: Selbstbiographien deutscher Musiker, hrsg. von W. Kahl, Kцln, 1948.

С. М. Грищенко.

Тейер А. У.

Tайер (Thayer) Александер Уилок (22 X 1817, Саут-Нейтик, шт. Массачусетс - 15 VII 1897, Триест) - амер. музыковед, муз. писатель и библиограф. Окончил в 1843 Гарвардский ун-т. Служил библиотекарем в этом ун-те. Специализировался как исследователь творчества Л. Бетховена; Т. принадлежит его капитальная 5-томная биография, к-рая внесла ценный вклад в бетховеноведение, служит источником точных сведений о жизни и творчестве Бетховена. В течение неск. лет работал в Германии (1849-51) и Австрии, изучая материалы, связанные с жизнью и творчеством Бетховена, беседовал с его друзьями Вегелером, Шиндлером и др. Совмещал музыковедч. деятельность с дипломатической - служил в амер. посольстве в Вене и Триесте (консул президента А. Линкольна в Италии). В кон. 50-х гг. работал в США; был сотрудником газ. "Нью-Йорк трибюн" (1852), занимался составлением каталога муз. библиотеки амер. комп. Г. Мейсона в Бостоне (1856), опубликовал ряд статей о Бетховене и рецензий на книги о нём в "Atlantic Monthly".

Сочинения: Chronologisches Verzeichnis der Werke Ludwig van Beethoven's, В., 1865; Ludwig van Beethoven's Leben. Nach dem Originalmanuskript deutsch bearbeitet von H. Deiters, neu bearbeitet und ergдnzt von H. Riemann, Bd 1, В., 1866, 1917, Bd 2, В., 1872, 1910, Bd 3, 1879, 1911, Bd 4, 1907, Bd 5, 1908; на англ. яз. под назв. Thayer's life of Beethoven, v. 1-2, L. - Princeton (New Jersey), 1964, 1970; Ein kritischer Beitrag zur Beethoven-Literatur, В., 1877.

Литература: Кrehbie1 H. E., A. Thayer and his Life of Beethoven, "MQ", 1917, v. 3, Mi 4; Hatсh Сhr., The education of A. W. Thayer, там же, 1956, v. 42, No 3; Sсhmidt-Gцrg J., Beethoven-Forschung, в кн.: Beethoven im Mittelpunkt. Festschrift, hrsg. von G. Schroers, Bonn, 1970.

Дж. К. Михайлов.

Тейлор Д. Д.

Тейлор Д. Д. (Taylor) Димс Джозеф (22 XII 1885, Нью-Йорк - 3 VII 1966, там же) - амер. композитор, муз. критик и муз. писатель. Чл. Нац. ин-та иск-в и лит-ры. Окончил Нью-Йоркский ун-т (1906), затем изучал муз.-теоретич. предметы под рук. О. Куна (1908-11). Автор муз.-критич. статей, опубликованных в разл. журналах, а также в энциклопедиях; был ред. журн. "Musical America" (1927-29), позднее муз. радиокомментатором (1936-43). В 1942-48 президент Амер. об-ва композиторов, авторов и издателей. В своих соч. (первое, публично исполненное В. Дамрошем в Ныо-Йорке, - сюита "В зазеркалье" - "Through the looking glass", no Л. Кэрроллу, 1922) использовал джазовые средства; в музыке нек-рых произв. ощутимы черты юмора.

Сочинения: оперы (все пост. в Нью-Йорке) - Эхо (The echo - муз. комедия, 1909), Королевский шут-горбун (The kings henchman, 1927), Питер Иббетсон (1931), Дракон (The dragon, 1958); кантаты для голоса, хора и орк., в т.ч. Разбойник (The highwayman, 1914, 1950); для орк. - симф. поэмы, сюиты, в т.ч. Цирк приехал (Circus day, 1933; ранее для джаза, оркестровка Ф. Грофе, 1925), Рождественская увертюра (A Christmas overture, 1943); хоры; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литературные сочинения: Of men and music, N. Y., 1937; The well-tempered listener, N. Y., 1940; Some enchanted evenings..., N. Y., 1953.

Литература: Howard J. T., Deems Taylor, N. Y., 1927.

Телеман Г. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Теллефсен Т. Д. О.

Теллефсен Т. Д. О. (Tellefsen) Томас Дайк Окленд (26 XI 1823, Тронхейм - 6 X 1874, Париж) - норв. пианист и композитор. Игре на фп. обучался у У. А. Линнемана, затем в Париже у Ф. Калькбреннера и в 1844-1847 (с перерывами) у Ф. Шопена. С 1842 жил в Париже, концертировал; с 1851 гастролировал в разл. городах Европы и в Норвегии. Выделялись его интерпретации произв. Шопена, музыка к-рого оказала непосредственное влияние на соч. Т. Автор увертюры для симф. оркестра (1853), 2 фп. концертов (1852, 1854), камерно-инстр. ансамблей, фп. соч., в т.ч. программных пьес "Танец фей" ("Huldredansen") и "Пир в Валгалле" ("Walhallafesten"), 16 мазурок, сонаты для 2 скрипок (1856).

Литература: Ф. Шопен. Письма, М., 1964, доп. изд., т. 2, 1980; Thomas Tellefsens familiebreve, utg. veed T. S. Tellefsen, Christiania, 1923.

Тельманьи Э.

Тельманьи Э. (Telmanyi) Эмиль (р. 22 VI 1892, Арад, Венгрия, ныне Орадя, Румыния) - дат. скрипач, дирижёр и композитор. По национальности венгр. Учился у Е. Хубая и В. Херцфельда (скрипка), X. Кёслера (композиция) в Муз. академии им. Ф. Листа в Будапеште (1905-11). Дебютировал как скрипач в Берлине в 1911, гастролировал в странах Европы и в США. Как дирижёр впервые выступил в 1919 в Копенгагене, где поселился и работал многие годы. В 1929 основал копенгагенский камерный оркестр. В 1940-69 вёл класс скрипки в Ютландской консерватории в Орхусе. В 1956 организовал вместе с женой - пианисткой A. Шёлер и тремя дочерьми фп. квинтет, с к-рым гастролировал в странах Европы. Известен как тонкий интерпретатор скрипичных произв. И. С. Баха, а также 1-й исполнитель (как скрипач и дирижёр) произв. К. Нильсена. В 1954 сконструировал изогнутый смычок специально для исполнения баховских произв. для скрипки соло (т. н. баховский смычок Вега), к-рый применял при записях и демонстрировал музыкантам в 1955, в т.ч. на концертах в Лондоне (распространения не получил). Написал работу о проблемах интерпретации музыки Баха (переведена на нем. и англ. яз.). Как исполнитель пропагандирует также дат. музыку 20 в., гл. обр. произв. К. Нильсена. Т. принадлежат редакции и транскрипции для скрипки с фп. произв. А. Скарлатти, Г. Ф. Генделя, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса, Ф. Шопена.

Литературные сочинения: Problemer omkring Bachbuen, "Dansk musiktidsskrift", 1954, еr 29, nov.

Литература: Papp V., Arckйpek a zenevilбghуl, Bdpst, 1919, 1925; Toth A., Telmбnyi Emil, "Nyugat", 1921, No 14.

Теляковский В. А.

Владимир Аркадьевич (26 I (7 II) 1861, по др. данным, 1860, Петербург - 27 X 1924, Ленинград) - рус. театр. деятель. В детстве учился игре на фп. у И. О. Рыбасова и И. А. Помазанского, позже - в Муз. школе Д. Бёма (окончил в 1885). Уроки теории музыки брал у А. К. Лядова. По окончании Пажеского корпуса был офицером Конногвардейского полка; в 1888 окончил Воен. академию Генерального штаба. В 1898-1901 управляющий Моск. конторой имп. т-ров, в 1901 - 17 директор имп. т-ров.

Высокоэрудированный человек, энергичный администратор, Т. во многом способствовал росту художеств. уровня казённых т-ров Москвы и Петербурга; привлекал к работе в т-рах талантливых актёров (по инициативе Т. с 1899 в имп. т-рах выступал Ф. И. Шаляпин), дирижёров (А. Коутс, Э. А. Купер, В. И. Сук), режиссёров (Н. Н. Боголюбов, В. А. Лосский, В. Э. Мейерхольд, П. С. Оленин), балетмейстеров (А. А. Горский, M. М. Фокин), художников (А. Я. Головин, К. А. Коровин). Репертуар т-ров при Т. заметно обновился, причём центр. место заняли сочинения рус. композиторов. Большой историко-познават. интерес представляет театр. дневник Т., к-рый он вёл в 1898-1917 (50 тетрадей; хранятся в Театр. музее им. Бахрушина). В последние годы жизни Т. писал по материалам дневника летопись имп. т-ров (довёл её до 1910).

Сочинения: Воспоминания. 1898-1917, П., 1924; Императорские театры и 1905 год, Л., 1926; Мой сослуживец Шаляпин, Л., 1927; Воспоминания. (Вступ. ст. и коммент. Д. Золотницкого), Л.-М., 1965 (включает и 3 перечисленные выше работы), и др.

Тема

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тема с вариациями

Тема с вариациями - см. Вариации.

Тембр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Темирбеков М. Б.

Марлен Болоталиевич (р. 15 XI 1933, Фрунзе) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Кирг. ССР (1976). Чл. КПСС с 1965. В 1958 окончил Моск. консерваторию, с того же года солист Кирг. т-ра оперы и балета. Партии: Евгений Онегин; Роберт ("Иоланта"), Жермон; Валентин ("Фауст"), Бесс ("Порги и Бесс" Гершвина), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Сильвио ("Паяцы"), Фредерик ("Лакме"), Эскамильо; Мишук ("Тихий Дон" Дзержинского), Данияр ("Джамиля" Раухвергера) и др. С 1958 на педагогич. работе, с 1967 - в Кирг. ин-те иск-в (с 1979 зав. кафедрой сольного пения, с 1980 доцент).

Темирканов Ю. Х.

Юрий Хатуевич (р. 10 XII 1938, Нальчик) - сов. дирижер. Нар. арт. РСФСР (1976), нар. арт. Каб.-Балк. АССР (1973). В 1961 окончил Ленингр. консерваторию по классу альта, в 1966 - по классу дирижирования у И. А. Мусина; до 1968 совершенствовался у него в аспирантуре. Дебютировал в 1965 в Ленингр. Малом т-ре оперы и балета ("Травиата" Верди), руководил спектаклями в Оперной студии при консерватории. Широкую известность Т. принесла победа на Всесоюзном конкурсе дирижёров (1-я пр., 1966), после чего он стал регулярно выступать с самостоят. концертами как в Советском Союзе, так и за рубежом.

В 1968-76 гл. дирижёр и худ. рук. Симф. оркестра Ленингр. филармонии. С 1976 гл. дирижёр Ленингр. т-ра оперы и балета, с 1978 (одновременно) постоянный дирижёр (гастролёр) Лондонского филармонич. оркестра и Филадельфийского оркестра.

Т.-дирижёра характеризуют глубина и масштабность замыслов, тонкое чувство формы и драматургии произв., продуманность исполнит. концепций, волевая целеустремлённость, яркий темперамент, точная и экономная техника, пластичность жеста. Дирижёр легко устанавливает контакт с любым коллективом и добивается решения сложнейших исполнит. задач. В основе обширного репертуара Т. - произв. И. Брамса, Г. Малера, Р. Штрауса, К. Дебюсси, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Р. К. Щедрина, А. П. Петрова и др. Т. участвовал в первых постановках ряда значит. произв. сов. авторов, в т. ч. опер "Пётр Первый" Петрова (Ленингр т-р оперы и балета, 1976), "Мёртвые души" Щедрина (Большой т-р, 1977, Ленингр. т-р оперы и балета, 1978). В числе лучших театр. работ Т. - пост. опер "Порги и Бесс" Гершвина (Ленингр. Малый т-р оперы и балета), "Война и мир" (Ленингр. т-р оперы н балета). Гос. пр. СССР (1976), Гос. пр. РСФСР имени М. И. Глинки (1971).

Литература: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев, Я. Платек, M., 1969.

M. M. Яковлев.

Темир-комуз

Темир-комуз - кирг. нар. щипковый язычковый муз. инструмент. Род варгана. Представляет собой железную (также медную или латунную) подковку с вытянутыми и сужающимися концами (дл. 60-120 мм, ширина у основания 3,5-7 мм). Язычком служит укрепленная в середине дуги подковки стальная пластинка. Прижимая инструмент подковкой к зубам одной рукой, исполнитель на Т.-к. (т. н. комузчи) защипывает язычок указательным пальцем другой руки, получая осн. тон (обычно в пределах f - d1), резонатором служит ротовая полость (отсюда распространенный у разных народов термин, обозначающий инструменты этого рода: нем. Maultrommel - ротовой барабан и др.). Изменяя форму рта, исполнитель извлекает разл. звуки обертонового ряда, образующие мелодию. Мелодия звучит с непрерывным бурдоном (осн. тон). Рабочий диапазон - в пределах сексты; максимальный диапазон не превышает дуодецимы (широта диапазона обусловливается умением исполнителя регулировать подачу воздуха). Т.-к. - сольный инструмент, на нём исполняют гл. обр. кю, а также мелодии народных песен. Многообразна техника правой руки - с её помощью достигаются многочисл. звуковые, а также зрительные эффекты. Иногда исполнитель на Т.-к. сочетает игру со свистом. Т.-к. широко распространён, особенно среди женщин и подростков. Реже у киргизов встречается деревянный варган, наз. "джигач-оозкомуз".

С. Субаналиев.

Темп

Статья большая, находится на отдельной странице.

Темперация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Темперированный строй

Темперированный строй - см. Темперация.

Предыдущая страница Следующая страница