Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТАМ")
Михаил Иннокентьевич (6(18) I 1877, Одесса - 9 III 1956, Москва) - сов. трубач, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1945). Доктор искусствоведения (1940). Чл. КПСС с 1940. В 1892 окончил орк. ф-т Одесского муз. уч-ща, позже совершенствовался у К.-В. Г. Брандта (труба) и Ф. Путкамера (оркестровка). В 1891-95 играл в симф. и оперных оркестрах в разл. городах страны (Одесса, Ялта, Севастополь, Харьков, Киев, Тбилиси, Ростов-на-Дону), в 1896 - в Моск. частной рус. опере. В 1898-1938 (с перерывом) артист оркестра Большого т-ра, одновременно в 1922-1932 - Персимфанса (один из создателей); периодически работал в симф. оркестре под упр. С. А. Кусевицкого (с 1911). С 1920 был также артистом образцового воен. оркестра Реввоенсовета РСФСР; выступал с концертами. Т. был трубачом-виртуозом, его игра покоряла необычайным по красоте и силе звуком; мощный, светлый и в то же время нежный, "поющий" звук был слышен при любом fortissimo оркестра. Т. считался лучшим исполнителем партии трубы в произв. Р. Вагнера ("Гибель богов") и А. Н. Скрябина ("Поэма экстаза"). В 1902-14 преподавал на муз. курсах С. Н. Леонтовской-Терентьевой в Москве, в 1914-19 - в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, с 1919 - в Моск. консерватории (куда перешёл со своим классом из уч-ща; с 1923 профессор). С 1928 вёл в консерватории военно- капельмейстерский класс, с 1944 зав. кафедрой спец. дух. инструментов военно-дирижёрского ф-та. Одновременно в 1929-43 преподавал в Муз. уч-ще им. Гнесиных; в 1944-54 - в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнеси-ных (зав. кафедрой дух. инструментов). Основоположник отечеств. школы трубачей, Т. за многолетнюю педагогич. деятельность воспитал многих музыкантов; среди них крупные педагоги и исполнители-инструменталисты, в т. ч. Г. А. Орвид, Т. А. Докшицер, С. Н. Ерёмин, Л. Г. Юрьев, Н. Э. Полонский, В. И. Щёлоков. Автор методич. работы "Первоначальная прогрессивная школа для трубы" (ч. 1-4, 1946-53), а также учебно-методич. пособия "Ежедневные упражнения для трубы" (1952). Составил сб-ки: "Пьесы для трубы in В в сопровождении фортепиано" (совм. с Орвидом, 1948) и "Пьесы для трубы и фортепиано" (1954); под редакцией Т. вышли "Избранные этюды (62). Для трубы" В. Вурма (1941). Т. принадлежат многочисл. переложения для трубы. Литература: Цуккер A., Пять пет Персимфанса, М., 1927; Орвид Г., 70-летний юбилей М. И. Табакова, "СМ", 1947, No l; его же, М. И. Табаков, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; его же, Музыкант, отмеченный печатью вдохновения, в кн.: Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории, М., 1979; Ряузов С., Основоположник отечественной школы трубачей, "МЖ", 1977, No 19. А. А. Розенберг. |
Модест (Манус) Ефимович (31 VII (13 VIII) 1913, Одесса - 31 I 1977, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1945. В 1932-34 занимался на дирижёрском ф-те Одесского муз.-театр. ин-та. В те же годы зав. муз. частью театр. коллективов "Синяя блуза" и "Мотор", с 1936 - конц.-эстр. коллектива, в 1940-41 - Одесской студии художеств. фильмов, в 1942-45 - фронтового т-ра миниатюр "Весёлый десант" (сотрудничал с писателем В. С. Поляковым, в качестве аккомпаниатора участвовал в спектаклях т-ра на Юж. фронте). В 1946-52 консультировался у В. А. Белого. Сочинения: оперетты - Сенсация (1941, Одесса), 250 лет в одну ночь (1957, Ленинград), 13 поцелуев (1966, Одесса); водевили; песни (ок. 300), в т.ч. Давай закурим, Одессит Мишка, Нет, не забудет солдат, У Чёрного моря, Я музыкой живу (посв. Л. О. Утёсову); музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. "Шестой этаж" Жери (1956, Ленинград), "Иркутская история" Арбузова (1960, там же), "Поднятая целина" по М. А. Шолохову (1964, там же); музыка к кинофильмам. Литература: Кац С., М. Е. Табачников, "СМ", 1977, No 9. |
Табл - тобл, - общее араб. название группы ударных инструментов (литавры, барабаны). |
Табла - инд. парный барабан. Состоит из 2 небольших котлообразных барабанов, имеющих разную настройку - правый звучит приблизительно октавой ниже левого. Правый (инд. дайян) называется собственно табла, левый (инд. байян) - дагга, по размерам меньше правого. На мембрану левого барабана накладывается лепёшка из клейкого вещества, муки и металлич. опилок. Изготавливаются из дерева, глины или меди. Мембрана из 2 слоёв кожи разного диаметра (меньший накладывается на больший) крепится к корпусу при помощи кожаного кольца с пропущенной через него системой ремней, натягиваемых вдоль корпуса или переплетённых в виде сетки (ремни продеваются в отверстия по краям кожаной мембраны); иногда корпусы обоих барабанов обшиваются одним куском материи. Высота звучания Т. зависит от степени натяжения ремней; настройка производится передвижением деревянных брусков, помещённых между ремнями и корпусом. Исполнитель играет сидя, положив Т. на скрещённые ноги и ударяя по мембранам пальцами или кистями обеих рук. Т. - гл. обр. ритмич. инструмент, используется для исполнения классич. музыки сев.-инд. традиции, входит в состав ансамбля, аккомпанирующего исполнителю на ситаре и др., а также пению; иногда Т. используется и как сольный инструмент. В его партии экспонируется и развивается осн. тала. О происхождении Т. существуют разл. гипотезы. Одни исследователи считают, что этимология назв. "Т." свидетельствует о его араб. истоках (араб. табл) и он проник в Индию с мусульманскими завоевателями, другие предполагают, что Т. - исконно инд. инструмент, т. к. идентичные его изображения сохранились в Индии на древних рельефах. Существует неск. стилей исполнения на Т., названия к-рым даются по назв. городов, где они культивируются (лакхнау-бадж, пураб-ка-бадж, дилли-ка-бадж и др.). Среди совр. исполнителей - Низамуддин Хан, Устад Алла Ракха, Никхиль Гхош, Канаи Датт и др. Литература: Rоp1еу H. A., The music of India, Calcutta, 1921, 1950, p. 121; Gоsvami О., The story of Indian music, Bombay, 1957, p. 171, 309; Кrishnaswami S., Musical instruments of India, New Delhi, 1971, p. 43; Ray S., Music of Eastern India, Calcutta, 1973, p. 96, 105, 109, 147-55, 181; Deva Сh. В., Musical instruments of India, Calcutta, 1978, p. 78, 81. E. M. Гороховик. |
Станислав Осипович (1830, Волынская губ., Заславский у. - 1890, Петербург) - скрипач, композитор и педагог. Учился в Петерб. ун-те, брал уроки игры на скрипке у А. Вьётана. В 1859 окончил Брюссельскую консерваторию, занимался у Ю. Леонара (скрипка), у Ф. Фетиса и Б. Дамке (композиция). В течение неск. месяцев гастролировал в европ. странах; в 1860 возвратился в Россию. С 1863 жил в Киеве, выступал с концертами в разл. городах Украины, был членом Киевского отделения РМО, в 1866-68 входил в состав его дирекции. В 1870-73 гастролировал во мн. заруб. странах, преподавал в частной муз. школе в Берлине. Т. был одним из первых рус. скрипачей, завоевавших европ. признание. В 1875-85 директор и преподаватель (классы скрипки и гармонии) основанных им муз. классов РМО в Кронштадте. Автор муз. произв., в т.ч. оперы, орк. увертюры, разл. камерно-инстр. соч., мазурок, полек, вальсов для скрипки с фп., полонеза для 2 скрипок и др. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Таварис М. (Tavares) Мариу (р. 18 IV 1928, Натал, шт. Риу-Гранди-ду-Норти) - браз. дирижёр и композитор. Окончил Нац. муз. школу при Федеральном ун-те Рио-де-Жанейро, работал в ней до 1955. Был скрипачом Нац. симф. оркестра. С 1960 гл. дирижёр оркестра Муниципального т-ра в Рио-де-Жанейро. Среди его соч. - балет "Прайана" (1963); симф. поэма "Гангузама" для солистов, хора и оркестра (1959); "Интродукция и бразильский танец No 1" ("Introducгo e danca brasileira No 1", 1953), "Фольклорная увертюра" (1955) для оркестра; концертино для флейты, фагота и струнных (1959), струн. квинтет "Два впечатления" ("Duas impressхes", 1951), фп. пьесы, вок. циклы. |
Тавастшерна Э. В. (Tawaststjerna) Эрик Вернер (p. 10 X 1916, Миккели, Финляндия) - фин. музыковед, пианист и муз.-обществ. деятель. Учился игре на фп. у И. Ханникайнена (1934-37) и К. Бернхарда (1937-44) в Хельсинкской консерватории (ныне Муз. академия им. Я. Сибелиуса), историю музыки изучал в Хельсинкском ун-те, брал уроки у X. Лейграфа в Стокгольме; совершенствовался у Г. Г. Нейгауза (1946) в Моск. консерватории и у А. Корто (1947) в "Эколь нормаль" в Париже. Дебютировал как пианист в Хельсинки в 1943, концертировал в 40-е гг. в городах скандинав. стран, затем в Вене, Москве и др. европ. муз. центрах. С 1957 муз. критик ведущей фин. газ. "Helsingin Sanomat". С 1960 преподаёт историю музыки в Хельсинкском ун-те. С кон. 60-х гг. читает лекции в ряде муз.-уч. заведений разл. стран Европы и в США. С 1968 президент Фин. об-ва музыковедов, с 1971 пред. учёного совета Муз. академии им. Я. Сибелиуса. Работы Т., одного из крупнейших исследователей жизни и творчества Я. Сибелиуса, отличаются точностью биографич. данных (многие факты установлены им на основе семейного архива композитора и приводятся впервые). Т. поддерживает тесные связи с сов. музыкантами, опубликовал в фин. муз. периодике статьи о Д. Д. Шостаковиче и С. С. Прокофьеве. Был чл. жюри на 4-м и 5-м международных конкурсах им. П. И. Чайковского в Москве (1970, 1974). Сын Т. - Эрик Т. (р. 8 VI 1951, Хельсинки) - пианист. Получил муз. образование в Москве, Вене и Нью-Йорке. С нач. 70-х гг. концертирует. Сочинения: Sibeliuksen pianosдvellykset, Hels, 1955 (то же на англ. яз. - The Pianoforte compositions of Sibelius, Hels, 1957); Shostakovitsh soittaa, "Uusi musiikkilehti", 1956, No 7; Prokofjevin jдljillд, там же, 1956, No 8, Sibelius et la vie musicale finlandaise, "La revue Franзaise de l'Elite europйenne", 1956, р. 60-66; Jean Sibelius, Paul Hmdemith, Dmitri Shostakovitsh, в отчете премиального фонда Вихури: Wihurin kansainvдlisten palkintojen rahasto, Tapanila, 1959, р. 9-16; Sergei Prokofjevin ooppera Sota ja rauha, Hels., 1960; Sibehuksen pianosдvellykset sдveltдjдn kehityslinjan kuvastajina, Hels., 1960; Aperзus sur les compositeurs actuels, в сб.: La Finlande hier et aujourd'hui, Porvoo - Hels, 1962, р. 258-65; Jean Sibelius, v. 1-3, Hels., 1965-72, Sibelius mцte med Debussy i London 1909, в ежегоднике: Suomen musiikin vuosikirja, 1967-68, р. 31-39, Mцten med Sjostakovitsj, "Nutida musik", 1975/76, No 1. Литература: Kokkonen J., Е. Tawaststjernan vдitцskirja, в ежегоднике Suomen musiikin vuosikirja, 1959-60, р. 85-86, Salmenhaara E., Jyvдskylдn kongressi, там же, 1964-65, p. 114-120; Suhonen P., Vuosisadanvaihteen ihmiskuva - Erik Tavaststjerna biografina, там же, 1967-68, р. 109-112; Juhlakirja Erik Tawaststjernalle 10 X 1976, Hels., 1976 (юбилейный сб. к 60-летию T. - под ред. E. Salmenhaara). M. A. Сальберг-Вачнадзе. |
Тавернер Д. (Taverner) Джон (ок. 1490, Таттерсхолл (?), Линкольншир - 18 Х 1545, Бостон, Линкольншир) - англ. органист и композитор. Муз. образование получил, вероятно, в хоре университетской церкви в Таттерсхолле, с 1524 руководитель этого хора. С 1526 хормейстер Кардинал-колледжа и органист Кафедральной церкви Христа в Оксфорде. В 1530, вероятно, вернулся в Таттерсхолл. С 1537 чл. руководства Христова об-ва в Бостоне (с 1543 рук. этого об-ва). Т. - крупнейший англ. композитор 16 в. Церк. музыка Т. собрана и опубликована изд-вом "Карнеги эдишен" в серии "Tudor Church Music" (v. 1, 3, 1923, 1924). Среди его соч. - восемь 4-6-гол. месс, 3 Christe eleison, Kyrie (известно под назв. "Kyrie Leroy"), Sanctus, Benedictus, Agnus Dei, 3 магнификата, Te Deum, 28 мотетов. Литература: Josephson D. S., John Taverner: Tudor composer, Ann Arbor, 1979. |
Тавляк - таблак (от араб. табл), - тадж. и узб. ударный инструмент. Род литавры с керамич. (иногда точеным деревянным) корпусом (высота 350-400 мм). Широкая сторона затянута мембраной (диаметр 180-200 мм), узкая сторона - ножка с круглым сквозным отверстием. При игре Т. держат горизонтально на левом колене, ножкой слегка назад. Звук извлекают, ударяя или скользя пальцами обеих рук по мембране. Ближе к краю звучание высокое и звонкое, ближе к центру - низкое и глухое. Перед игрой мембрану нагревают. Т. - гл. обр. ансамблевый инструмент. Применяется в монодич. ансамблях с рубобом, танбуром, чангом, нагорой и др., используется также для сольного сопровождения танцев. Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, M, 1963, 1975, с. 165, 173 И. А. Мациевский. |
Микаэл Арсеньевич (14(27) V 1907, Баку - 17 X 1957, Ереван) - сов. дирижер. Нар. арт СССР (1956) Деп. Верх. Совета СССР 4-го созыва. В 1923-26 учился в Бакинской консерватории по классу скрипки; окончил Ленингр. консерваторию по классам альта (1932) и дирижирования (у А. В. Гаука, 1934). С 1926 работал альтистом в симф. оркестрах и оперных т-рах Ленинграда. С 1934 артист оркестра и дирижер Груз. т-ра оперы и балета. С 1935 дирижёр, с 1938 гл. дирижёр, с 1946 худ. рук. Арм. т-ра оперы и балета, где дирижировал мн. операми зап.-европ., арм. и сов. композиторов, в т. ч. первыми пост.: "Тапарникос" Айвазяна (1938), "Лусабацин" (1938) и "Героиня" (1950; Гос пр. СССР, 1951) Степаняна, "Ануш" (1939) и "Давид-Бек" (1956) Тиграняна, "Аршак II" Чухаджяна (1945; Гос пр. СССР, 1946), подготовил к пост. "Арцваберд" Бабаева (1957). В 1948 дирижировал спектаклями "Риголетто" и "Иоланта" в Большом т-ре. Выступал как симф. дирижер. Деятельность Т. сыграла большую роль в развитии арм. сов. оперного иск-ва. Литература: Ханджян А., Микаел Тавризян, Ер., 1957 (на арм. яз.). Р. А. Атаян. |
Никогос Киракосович (р. 9 V 1926, Афины) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1980). В 1956 окончил историко-теоретич. ф-т Ереванской консерватории, в 1959 - аспирантуру при Ленингр. консерватории под рук. X. С. Кушнарёва. В 1947-56 артист оркестра (валторна) Арм. т-ра оперы и балета, затем редактор на Арм. радио. С 1960 науч., с 1963 ст. науч. сотрудник Н.-и. ин-та древних рукописей "Матенадаран". Осн. внимание уделяет истории развития арм. муз. культуры. Автор многочисл. очерков и статей. Сочинения: на арм. яз. - Критический обзор истории древней и средневековой армянской музыки, "Вестник обществ. наук АН Арм. ССР", 1970, No 10, 1971, No 1, 5, 9; Погласицы системы армянского восьмигласия. "Эчмиадзин", 1972, No 2-5; Нерсес Шнорали - композитор и музыкант, Ер., 1973; Искусство хазового письма в его историческом развитии, "Вестник "Матенадарана"", Ер., 1977, No 12; на рус. яз. - Теория музыки в древней Армении, Ер., 1977; Об изучении методов импровизации в профессиональном музыкальном искусстве устной традиции Востока. Сб. ст., Таш., 1978; Роль Анании Ширакаци в развитии музыкально-акустической теории на Востоке, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, вып. 3, М., 1980. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Суриндро Мохун (Раджа Сориндрамохана Тхакура) (1840, Калькутта - 28 VI 1914, там же) - индийский муз. учёный. Изучал сев.-инд. музыку (его учителями были Лухми Прасад и Кшетра Мохун Госвами), позже - европейскую. В 1871 основал Бенгальское муз. об-во, в 1881 - Бенгальскую академию музыки, президентом к-рой был до конца жизни. Т. принадлежит заслуга совершенствования инд. системы нотации; используя несколько разл. принципов, создал новую, наиболее универсальную для своего времени систему. Был большим знатоком инструментария вост. культур; по заданию мн. музеев собирал коллекции инструментов в разных странах Азии; лучшая его коллекция находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Автор крупных трудов (ок. 60) по разл. вопросам североиндийской, в частности бенгальской, музыки, написанных на бенгали и англ. яз. Сочинения (изданы в Калькутте): Jantra Khettra deepica, or A treatise on "citara", 1872; Hindu music, 1874; Yantra Kosha, or A treasury of the musical instruments of ancient and modern India..., 1875; Elementary rules for the Hindoo musical notation..., 1875; Hindu music from various authors, 1875, t. 1-2, 1882; 6 principal Ragas, 1876; Short notices of Hindu musical instruments, 1877; A Few specimens of Indian songs, 1879; The 8 principal Ragas of the Hindus, 1880; The 5 principal musicians of the Hindus, or A brief exposition of the essential elements of Hindu music, 1881; The musical scales of the Hindus with remarks on the applicability of harmony to Hindu music, 1884; The 22 musical srutis of the Hindus, 1886; Universal history of music, 1896. Литература: Chrysander F., Ьber Tagore's "Hindu music", "Allgemeine musikalische Zeitung", 1879, No 14; его же, Ьber die altindische Opfermusik, "VfMw", 1885, No 1. Е. M. Гороховик. |
Мирсадык Махмудович (р. 25 III 1944, Ташкент) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1981). Чл. КПСС с 1976. Окончил Таш. консерваторию у Ф. М. Яновского (1970). С 1973 худ. рук. ансамблей "Гузаль" и "Шодлик", с 1975 - Узб. филармонии. С 1964 преподаватель муз. уч-ща в Ташкенте, с 1979 - Таш. консерватории. Пр. Ленинского комсомола Узб. ССР (1974). Пр. Ленинского комсомола (1976). Сочинения: для орк. - 10 симфоний (1969-82), симф. поэмы Любовь поэта (1968), О воде (1975); концерт для фп. с орк. (1974); камерно-инстр. ансамбли; произв. для орк. узб. нар. инструментов; романсы, песни. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Тайер А. У. (Thayer) Александер Уилок - см. Тейер А. У. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Шалва Михайлович (14(27) VIII 1900, с. Квемохвити - 18 VII 1965, Тбилиси) - сов. композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1941). В детстве учился игре на скрипке. Один из организаторов "Общества молодых музыкантов Грузии" (1922). В 1928 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции у С. В. Бархударяна. Работал в оперном и симф. оркестрах и в разл. камерных ансамблях. В 1936-38 дирижёр и руководитель хор. ансамбля Груз. радиокомитета, в 1938-39 худ. рук. Ансамбля красноармейской песни и пляски Закавказского воен. округа; с 1952 дирижёр Гос. капеллы Груз. ССР. С 1928 преподавал муз.-теоретич. предметы в разл. муз. уч. заведениях Грузии. Один из основателей (1929), директор и преподаватель муз. уч-ща в Батуми. С 1937 вёл оперный класс в Тбилисской консерватории (с 1941 профессор). Т. принадлежит заметная роль в становлении груз. сов. музыки. Он - автор ряда первых груз. произв. на сов. темы, в т. ч. оперы "Депутат", балета "Малтаква" (об осушении Колхидской низменности), симф. поэмы "1905 год" (где использованы революц. песни), первого груз. струн. квартета. Сочинения: детские оперы - Мир цветов (1922), Первое мая (1924), Осень (1925), Рассвет (пост. 1926), оперы - Депутат (1939, Груз. т-р оперы и балета), Отарова вдова (1942); балет Малтаква (1937, там же); для орк. - симфониетта (1954), поэма 1905 год (1931), 2 Торжественные увертюры (1933, посв. Красной Армии; 1944); концерт для влч. с оркестром (1932); марши для дух. орк. (1941, 1942, 1944, 1952); камерно-инстр. ансамбли - соната (1952) и Альбом для детей (1943) для скр. и фп., 2 фп. трио (1944, 1946), 2 струн. квартета (1931, 1933); для фп. - Картинки природы (1943), Альбом для детей (1944), Вариации (1954) и др.; хоры; романсы и песни, в т. ч. на сл. А. С. Пушкина, А. Церетели, И. Чавчавадзе, совр. груз. поэтов, обр. нар. песен для орк. Литература: Дзидзадзе Е., Камерная инструментальная музыка, в кн.: Грузинская музыкальная культура, М., 1957; Xучуа П., Советская опера и балет, там же. Э. П. Месхишвили. |
Тору (р. 8 X 1930, Токио) - япон. композитор. Обучался у Киёсэ Ясудзи. В 1951 организовал совм. с Юаса Дзодзи группу композиторов-авангардистов "Эксперимен- тальная лаборатория". Пр. Между-нар. об-ва совр. музыки (1965). Сочинения: произв. для орк.; для фп. с орк. - Звучание (1965), Арки I, II (1964, 1966); камерно-инстр. ансамбли; хоры; конкретная музыка Застывший рельеф (1955); соч. для фп.; произв. для япон. инструментов; музыка к кинофильмам. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Георгий Карлович (р. 17 (30) V 1912, Петербург) - сов. певец (баритон). Засл. арт. Эст. ССР (1950). В 1934-37 занимался в Таллинской консерватории у Л. Хеллат-Лембы, брал частные уроки у В. Малама. В 1938-39 стажировался в миланском т-ре "Ла Скала", исполнил на сцене этого т-ра партию Жермона. В 1939-71 солист Эстонского театра оперы и балета. Среди др. партий - Грязной ("Царская невеста"), Демон, Князь Игорь, Мазепа; Елецкий ("Пиковая дама"), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Риголетто; Ди Луна ("Трубадур"), Скарпиа; Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Пеклеванов, Кола ("Никита Вершинин" и "Кола Брюньон" Кабалевского), Вамбо ("Огни мщения" Каппа), Петров ("Берег бурь" Эрнесакса). Гастролировал за рубежом. Ведёт педагогич. деятельность. Лауреат Междунар. конкурса вокалистов (Вена, 1937, 3-я пр.). Гос. пр. СССР (1951). |
Талих В. (Talich) Вацлав (28 V 1883, Кромержиж - 16 III 1961, Бероун) - чеш. дирижёр и скрипач. Нар. арт. ЧССР (1957). Учился у отца, хормейстера и муз. педагога Яна Т. В 1903 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки у О. Шевчика. Был концертмейстером первых скрипок Берлинского филармонич. оркестра (под рук. А. Никиша), позднее - оперного т-ра в Одессе (1904-05). Здесь дебютировал как дирижёр симф. оркестра (1904). В 1905-06 преподавал игpy на скрипке в муз. уч-ще РМО и играл в квартете (1-я скрипка) в Тбилиси. В 1907-08 дирижёр орк. об-ва в Праге, в 1908-12 - оркестра. Словенской филармонии, в 1911-12 - также оперного т-ра в Любляне, в 1912-15 гл. дирижёр оперного т-ра в Пльзени. Одноврем. (1910-11) совершенствовался в игре на скрипке у X. Зитта, в композиции - у М. Регера и в дирижировании - у А. Никиша в Лейпциге и у дирижёра А. Виньи в Милане. В годы 1-й мировой войны 1914-18 концертировал как скрипач. В 1919-31 и 1934-41 гл. дирижёр оркестра Чеш. филармонии в Праге; в 1931-34 - симф. оркестра в Стокгольме, к-рый под его руководством стал одним из лучших в Европе; в 1928 был избран чл. стокгольмской Корол. академии музыки. Профессор по классу дирижирования в Пражской консерватории (1932-45), Академии музыки (1946-48) и Высшей муз. школе в Братиславе (1949-52). Воспитал мн. впдных чеш. дирижёров (К. Анчерл, З. Фольпрехт, Я. Кромбгольц, И. Крейчи, Л. Словак и др.). Гастролировал во мн. странах Европы, в т. ч. в СССР (в 1930-е гг.), завоевав мировую известность. В 1922 основал хор при Чеш. филармонии. Был одним из инициаторов организации муз. фестивалей "Пражская весна". В 1935-45 гл. дирижёр Нац. т-ра в Праге, в 1949-52 - оркестра основанной им Слов. филармонии в Братиславе, в 1952-54 снова гл. дирижёр оркестра Чеш. филармонии. Прекратил выступления в 1956, поселился в Бероуне. Своей дирижёрской деятельностью (длилась св. 50 лет) Т. внёс ценный вклад в дело пропаганды чеш. музыки; исполнял также соч. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. И. Чайковского, Г. Малера и др. Т.-дирижёру свойственны теплота и непосредственность чувства, глубина трактовок, артистизм при виртуозной дирижёрской технике. Его исполнение отличалось высокой эмоциональностью, гибкими и свободными темпами. Т. посвятили свои произведения Й. Сук, В. Новак и др. чеш. композиторы. Литература: Талих Вацлав, в кн.: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев, Я. Платек, М., 1969; Vеsе1э R., Dejiny Ceskoj Filharmonij, Praha, 1935; Vбclav Talich, Praha, 1943; Pospнsil V., Vбclav Talich, Praha, 1961; Вн1ek Z., Talich, osobnost vychovбvajъca, "SH", 1963, rocnik 7, No 5; Vбclav Talich. Dokument zivota a dнla, red. H. Masarykovб, Praha, 1967. Г. Я. Юдин. |
Юозас Антано (Иосиф Антонович) (20 XII 1888 (1 I 1889), дер. Калнуяй, ныне Расейнского р-на Литов. ССР - 5 II 1949, Вильнюс) - сов. композитор, дирижёр, педагог и муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1945). В 1916 окончил Петрогр. консерваторию; муз.-теоретич. предметы и композицию изучал под рук. Я. Я. Витола, А. К. Лядова и М. О. Штейнберга. После установления в Литве Сов. власти (1918) Т.-К. стал членом муз. коллегии при Нар. комиссариате просвещения. Был одним из основателей (1920) и постоянным дирижёром Оперного т-ра в Каунасе (с 1925 - Гос. т-р, с 1948 - Литов. т-р оперы и балета в Вильнюсе). С 1920 преподавал в Муз. уч-ще, с 1933 - в Каунасской консерватории (с 1948 профессор), руководил оперной студией. С 1948 пред. правления CK Литвы и чл. правления CK СССР. Широкой известностью в Литве пользуются песни Т.-К.; ему принадлежат записи литов. и белорус. нар. песен (св. 700). Сочинения: опера Вильманте (Дочь старшины, 1938, неоконч.); кантата (1947; Гос. пр. СССР, 1948); для орк. - увертюра на темы литов. нар. песен (1945), симф. пьеса Грустная песня (1931), марш Не сдадимся! (1940); сюита для квартета деревянных дух. инструментов на темы нар. песен (1946); для фп. - Сказка, прелюдии, фуга, скерцо, тема с вариациями, 4 парафразы на тему литов. нар. песни, литов. нар. танцы; хоры, песни, обработки нар. песен, музыка к драм. спектаклям. Литература: Гаудримас Ю., Музыкальная культура Советской Литвы, Л., 1961; его же, Из истории литовской музыки, т. 2, Л., 1972; его же, Композиторы и музыковеды Советской Литвы, Вильнюс, 1978. Ю. Гаудримас. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Таллис Т. (Tallis, Tallys) Томас (ок. 1505-23 XI 1585, Гринвич) - англ. композитор и органист. С 1532 был органистом в Эссексе, с 1537 - кантором в Лондоне, с 1538 хормейстер и органист в Уолтеме, с 1540 кантор в Кентербери, с 1542 служил при дворе англ. короля. В 1572 органист Корол. капеллы. В 1575 опубл. сб-к 5-6-гол. канцон (совм. с У. Бёрдом). Ему принадлежат 2 мессы, 2 магнификата, 52 мотета, 18 энсземов, ряд церк. служб. Мастерски владел иск-вом контрапункта (автор 40-гол. мотета для 8 хоров). Литература: Collins H. В., Thomas Tallis, "ML", 1929, v. 10, No 2. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Тальвела М. (Talvela) Мартти (р. 4 II 1935, Хиитола, ныне Карел. АССР) - фин. певец (бас). Учился у X. Хейккиля в консерватории г. Лахти и у М. Эманна в Стокгольме. Дебютировал в Фин. нац. опере в Хельсинки (партия Спарафучиле, "Риголетто"). С 1961 солист Стокгольмской оперы, с 1962 - Нем. оперы в Зап. Берлине (с 1970 "камерзингер"), с 1974 - Фин. нац. оперы. Выступает на междунар., а также нац. муз. фестивалях, в т.ч. в Савонлинне (его худ. рук.). Поёт в крупнейших т-рах мира (гастролировал в СССР). Партии гл. обр. в операх Дж. Верди и Р. Вагнера. Т. - 1-й заруб. исполнитель партии Бориса Годунова в авторской ред. (поёт её на фин., нем. и рус. яз.). В конц. репертуаре - песни И. Кильпинена, М. П. Мусоргского, Р. Шумана и др. Обладает голосом сильным, но мягкого тембра, мастерством сценич. воплощения образов. Литература: Мякинен Т., Hумми С., Musica fennica, Хельсинки, 1965; Ralf К., De tusen sеngarnas land, "Musik-revy", 1975, No 3. |
Тальявини Ф. (Tagliavini) Ферруччо (p. 14 VIII 1913, Реджо-нель-Эмилия) - итал. певец (лирич. тенор). Учился в Пармской консерватории, затем брал уроки у А. Басси во Флоренции, где дебютировал в 1938 в партии Рудольфа ("Богема"). В 1940 выступил в "Ла Скала". Расцвет артистич. деятельности Т. приходится на сер. 40-х - нач. 50-х гг. Выступал в т-рах Европы, Лат. Америки, США. В 1947-54 и 1961-62 солист "Метрополитен-опера". Часто пел в ансамбле с женой - певицей Пиа Тассинари. В 1970 оставил оперную сцену. Выдающийся мастер бельканто, Т. продолжил исполнит. традиции Б. Джильи. Отдавал предпочтение операм Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти. Среди лучших партий - Альмавива ("Севильский цирюльник"), Эльвино ("Сомнамбула"), Эдгар, Неморино ("Лючия ди Ламмермур", "Любовный напиток"), а также Герцог; Лионель ("Марта" Флотова), Вертер. |
Вардкес Григорьевич (5 (17) VII 1896, Александрополь, ныне Ленинакан - 1 VII 1947, Ереван) - сов. композитор и педагог. В 1926 окончил Тбилисскую консерваторию у С. В. Бархударяна. В 1928-34 директор Муз. студии арм. секции CK Грузии. Творчество Т. связано с традициями нац. муз. классики, гор. муз. фольклора. Среди соч. значит. место занимают массовые хор. песни, фп. и вок. произв. для детей. Автор оперы "Рушани каран" ("Рушанская скала", 1938), вок.-симф. картины "Колхозакан" ("Колхозная", 1942), фп. трио (1945). Т. принадлежат многочисл. обработки нар. песен. С 1934 преподавал в Ереванской консерватории (с 1939 доцент). Основоположник арм. сов. школы преподавания композиции; среди его учеников - известные арм. композиторы А. Г. Арутюнян, А. А. Бабаджанян, Э. И. Багдасарян, Э. М. Мирзоян, Л. М. Сарьян, А. Г. Худоян. |
Шара Мкртычевич (16 (28) VII 1893, Тбилиси - 7 XI 1965, Ереван) - сов. певец (тенор, затем баритон) и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1939). Деп. Верх. Совета Арм. ССР 1-го и 2-го созывов. Сын ашуга Джамали. Учиться пению начал у композиторов Г. Сюни и С. Меликяна в духовной семинарии Нерсесян (Тбилиси). В 1912 дал первый самостоят. концерт в Тбилиси, в том же году в Александрополе (ныне Ленинакан) исполнил роль Capo в первой пост. оперы "Ануш" Тиграняна. В 1916-18 учился в Петерб. консерватории у С. И. Габеля, затем работал в разл. оперных и опереточных труппах в городах Закавказья. С 1930 жил в Ереване. Т. - один из организаторов и рук. Ленинаканской оперной труппы (с участием А. Б. Даниэлян, Л. Н. Исецкого, А. Ш. Мелик-Пашаева, 1924), организатор и солист ансамбля "Армянские ашуги" (1927-32), один из организаторов Армянского театра оперы и балета, а также Арм. т-ра муз. комедии (1942), организатор (1938) и рук. (в 1938-41) Ансамбля арм. гусанской песни (впоследствии им. Саят-Новы). В 1933-54 солист Арм. т-ра оперы и балета. Т. обладал широким по диапазону, мощным и красивым голосом. В своём иск-ве сочетал тонкое понимание исполнит. стиля арм. нар. и ашуго-гусанской песни с европ. вок. культурой. Среди исполненных им в Ленинакане партий - Фауст, Хозе, Синодал; на сцене Арм. т-ра оперы и балета - Татул, Шейх и Ашуг ("Алмаст" Спендиарова), Capo, Моси ("Ануш" Тиграняна), Давид-бек ("Давид-бек" Тиграняна), Аршак ("Аршак II" Чухаджяна; Гос. пр. СССР, 1946), Кёр-оглы ("Кёр-оглы" У. Гаджибекова), Киазо ("Даиси" Палиашвили). Выступал как конц. певец с исполнением романсов и песен рус., сов. и западноевроп. композиторов. Т. был крупным знатоком, исполнителем и пропагандистом древнегусанской и ашугской музыки. Составитель и редактор (совм. с М. Агаяном) сб. песен Саят-Новы (запись мелодий составителей, 1946, доп. изд. 1963) и Дживани (1955). Автор статей по арм. нар. и ашугской музыке. Автор воспоминаний "События, лица, думы" (Ер., 1973, на арм. яз.). Р. Атаян. |
Тальянка (искажение слова "итальянка") - обобщённое нар. название вятских, вологодских, бологоевских и новоржевских видов рус. гармони. В кон. 19 в. эти виды гармони в Центр. России стали именовать Т., вероятно, из-за сходства с инструментами, на к-рых играли уличные бродячие иностр. музыканты (гл. обр. итальянцы, в народе - "тальянцы"). Назв. "Т." утвердилось благодаря популярности песен, частушек, лирич. стихов, в к-рых воспевалась эта гармоника. Т. имели клавиатуры, содержащие 1-5 рядов клавиш (вятская - 1 ряд, вологодская - 1-2 ряда, бологоевская и новоржевская - в основном 3-5 рядов). Тембр Т. сочный, т. н. объёмный - у Т. звучали одноврем. 2, иногда 3 (бологоевская, новоржевская), 4 и 5 голосов (вятская, вологодская), настроенных в разных октавах (верхний ряд также в дуодециму). Часто внутри инструмента помещалось спец. акустич. шумовое устройство, усиливавшее звучание. При сжатии и разжиме мехов каждой клавише у бологоевской и новоржевской отвечали разные звуки, у вятской и вологодской - одинаковые. Строй - натуральный мажор; каждый след. ряд многорядной клавиатуры давал звуки в смежной тональности (по кварто-квинтовому кругу). Аккомпанемент: тоника - субдоминанта - доминанта. В нач. 20 в. стали изготовляться Т. с дополнит. параллельным минорным аккордом. Литература: Мирек А. М., Справочник по гармоникам, (М.), 1968, с. 48, 58; его же, "...И звучит гармоника", М., 1979. А. М. Мирек. |
Таманьо Ф. (Tamagno) Франческо (28 XII 1850, Турин - 31 VIII 1905, Варесе) - итал. певец (тенор). Пению обучался у К. Педротти, капельмейстера туринского т-ра "Реджо", куда был принят первоначально как хорист, а затем в качестве компримарио (дублёра); здесь в 1870 дебютировал в опере "Полиевкт" Доницетти. В 1874 солист т-ра "Беллини" в Палермо. Выступал во мн. городах Италии (Ровиго, Венеция, Флоренция, Рим, Турин, Неаполь), в 1877 - в миланском т-ре "Ла Скала" (в партии Васко да Гама в "Африканке" Мейербера). С огромным успехом гастролировал в Барселоне, Буэнос-Айресе, Лисабоне, Рио-де-Жанейро, Мадриде, Нью-Йорке ("Метрополитен-опера"), Лондоне, Монте-Карло, Мюнхене, Париже, а также в Москве (1894) и Петербурге (1895-96). В 1904 оставил сцену. Т. вошёл в историю оперного т-ра как один из лучших теноров. Обладал голосом красивого прозрачного светлого тембра, феноменальным по силе звука, звонким и в то же время лёгким верхним регистром и плотными, насыщенного звучания нотами в среднем и нижнем регистрах, могучим дыханием, безупречной дикцией. Его виртуозное вок. мастерство сочеталось со сценич. талантом, выразительностью пластики и мимики, ярким темпераментом. Был блестящим исполнителем героико-драм. теноровых партий в операх Дж. Верди, особенно близких его творч. индивидуальности. Лучшее создание певца - образ Отелло (первый исполнитель; 1887, "Ла Скала"; Т. готовил партию под рук. Верди). Среди партий: Арнольд ("Вильгельм Телль" Россини), Эдгар, Дженнаро ("Лючия ди Ламмермур", "Лукреция Борджа"), Ричард, Эрнани, Дон Карлос, Радамес, Габриэле Адорно, Манрико ("Бал-маскарад", "Эрнани", "Дон Карлос", "Аида", "Симон Бокканегра", "Трубадур" Верди), Энцо ("Джоконда" Понкьелли), Васко да Гама, Роберт, Рауль, Иоанн Лейденский ("Африканка", "Роберт-Дьявол", "Гугеноты", "Пророк"). В конце оперной карьеры Т. выступил и в первых веристских операх: "Сельская честь" Масканьи, "Медичи" Леонкавалло, "Андре Шенье" Джордано и др. В 1903 были записаны на пластинку (для фирмы "Gramophone Typewriter") неск. оперных арий в исполнении Т. Литература: Litvinne F., Ma vie et mon art, P., 1933 (рус. пер. - Литвин Ф., Моя жизнь и мое искусство, Л., 1967, с. 53); Соrsi M., Tamagno il pщi grande fenomeno canoro dell'Ottocento, Mil., 1937; Lancellotti A., Tamagno, в его кн.: Le voci d'oro, Roma, 1942; Tegani U., Cantanti di una volta, Mil., 1945; Della Corte A., L'interpretazione musicale e gli interpreti, (Torino, 1951); Gara Fr., F. Tamagno, "La Scala", 1954, No 50-51; Lauri-Vо1pi G., Voci parallele, Mil., 1955 (рус. пер. - Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, Л., 1972, с. 151-54); Сandida F., Il grande romantico, "La Scala", 1957, No 87. С. M. Грищенко. |
Тамара Н. И. (наст. фам. - Митина- Буйницкая) Наталия Ивановна (1873 - 2 III 1934, Ленинград) - рус. певица (меццо-сопрано) и артистка оперетты. Крестьянка по происхождению, пела в хорах, прославилась как исполнительница старинных рус. и т. н. цыганских романсов ("Уголок", "Посидим мы вечерком"). Работала в т-рах Петрограда ("Буфф", "Пассаж", Троицкий т-р, Т-р комич. оперы под рук. Марджанова, 1917-21). Выдающаяся артистка оперетты, Т. обладала огромным артистизмом. Её декламация и пение отличались большой выразительностью, природным благородством, душевной теплотой и лиричностью. Партии в опереттах - Перикола и Елена ("Перикола" и "Прекрасная Елена" Оффенбаха), Ганна Главари ("Весёлая вдова" Легара), Сильва ("Сильва" Кальмана), Алиса ("Принцесса долларов" Фалля) и др. Среди партий, созданных в драм. т-рах, - Саломея ("Саломея" Уайльда). Литература: Rостовцев M. A., Страницы жизни, (Л.), 1939; Ярон Г. М., О любимом жанре, М., 1960, 1963; Mонахов Н. Ф., Повесть о жизни, Л.-М., 1961; К. А. Марджанишвили. Творческое наследие, Тб., 1966. В. И. Зарубин. |
Тамара Ханум (псевд.; наст. фам. и имя - Петросян Тамара Артёмовна) (р. 16 (29) III 1906, пос. Горчаково, ныне Фергана) - сов. певица и танцовщица. Нар. арт. СССР (1956). Чл. КПСС с 1941. Впервые выступила на сцене в 1919. Артистич. деятельность совмещала с большой агитац. работой, принимала активное участие в движении за раскрепощение женщин-мусульманок. В 1925 окончила Центр. театр. техникум (Москва). В 1923-28 солистка конц. труппы М. Кари-Якубова (впоследствии Гос. концертно-этнографич. ансамбля, Ташкент). В 1928-34 выступала в муз. т-рах Коканда, Андижана, Самарканда и др. С 1936 солистка Узб. гос. филармонии, в 1941-69 художественный руководитель и солистка муз. ансамбля. Вок. и танц. иск-во Т. X. глубоко национально. В её программах "Песни и танцы народов СССР" и "Песни и танцы народов мира" более 500 песен на 86 языках. В числе первых демонстрировала узб. иск-во за рубежом (Париж, 1925). Участница 1-го Всемирного фестиваля нар. танца (Лондон, 1935). Гос. пр. СССР (1941). Гастролирует за рубежом. Литература: Широкий Ю., Тамара Ханум, Л.-М., 1941; Авдеева Л., Народная артистка Союза ССР Тамара Ханум, М., 1959; её же, 70 лет со дня рождения Т. А. Ханум, в кн.: Ежегодник памятных музыкальных дат и событий, 1976 г., М., 1975; Широкая О., Тамара Ханум, Таш., 1973. Ч. Р. Насырова. |
Роза Владимировна (23 III 1920, Киев - 5 VIII 1950, Москва) - сов. пианистка. Училась игре на фп. в детском отделении Киевской консерватории у H. M. Гольденберг (1928-32), в особой детской группе (1932-35) при Моск. консерватории и в консерватории, к-рую окончила в. 1940 по классу фп. у A. B. Гольденвейзера, занималась в аспирантуре под его рук. (1941) и под рук. К. Н. Игумнова (1943-45). 2-я пр. на 3-м Междунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (1937). С 1937 много концертировала. С 1946 преподавала в Моск. консерватории. Высокоодарённая пианистка, Т. обладала виртуозной техникой, артистич. темпераментом, художеств. вкусом. Её игра отличалась хорошим звуком, естественностью выражения и изяществом. Литература: (Некролог), "Советское искусство", 1950, 8 авг.; Гольденвейзер A., Памяти ученицы, "СМ", 1950, No 10; Зак Я., Роза Тамаркина, там же. Г. М. Коган. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |