Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТАМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТАМ")

Табаков М. И.

Михаил Иннокентьевич (6(18) I 1877, Одесса - 9 III 1956, Москва) - сов. трубач, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1945). Доктор искусствоведения (1940). Чл. КПСС с 1940. В 1892 окончил орк. ф-т Одесского муз. уч-ща, позже совершенствовался у К.-В. Г. Брандта (труба) и Ф. Путкамера (оркестровка). В 1891-95 играл в симф. и оперных оркестрах в разл. городах страны (Одесса, Ялта, Севастополь, Харьков, Киев, Тбилиси, Ростов-на-Дону), в 1896 - в Моск. частной рус. опере. В 1898-1938 (с перерывом) артист оркестра Большого т-ра, одновременно в 1922-1932 - Персимфанса (один из создателей); периодически работал в симф. оркестре под упр. С. А. Кусевицкого (с 1911). С 1920 был также артистом образцового воен. оркестра Реввоенсовета РСФСР; выступал с концертами. Т. был трубачом-виртуозом, его игра покоряла необычайным по красоте и силе звуком; мощный, светлый и в то же время нежный, "поющий" звук был слышен при любом fortissimo оркестра. Т. считался лучшим исполнителем партии трубы в произв. Р. Вагнера ("Гибель богов") и А. Н. Скрябина ("Поэма экстаза"). В 1902-14 преподавал на муз. курсах С. Н. Леонтовской-Терентьевой в Москве, в 1914-19 - в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, с 1919 - в Моск. консерватории (куда перешёл со своим классом из уч-ща; с 1923 профессор). С 1928 вёл в консерватории военно- капельмейстерский класс, с 1944 зав. кафедрой спец. дух. инструментов военно-дирижёрского ф-та. Одновременно в 1929-43 преподавал в Муз. уч-ще им. Гнесиных; в 1944-54 - в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнеси-ных (зав. кафедрой дух. инструментов). Основоположник отечеств. школы трубачей, Т. за многолетнюю педагогич. деятельность воспитал многих музыкантов; среди них крупные педагоги и исполнители-инструменталисты, в т. ч. Г. А. Орвид, Т. А. Докшицер, С. Н. Ерёмин, Л. Г. Юрьев, Н. Э. Полонский, В. И. Щёлоков. Автор методич. работы "Первоначальная прогрессивная школа для трубы" (ч. 1-4, 1946-53), а также учебно-методич. пособия "Ежедневные упражнения для трубы" (1952). Составил сб-ки: "Пьесы для трубы in В в сопровождении фортепиано" (совм. с Орвидом, 1948) и "Пьесы для трубы и фортепиано" (1954); под редакцией Т. вышли "Избранные этюды (62). Для трубы" В. Вурма (1941). Т. принадлежат многочисл. переложения для трубы.

Литература: Цуккер A., Пять пет Персимфанса, М., 1927; Орвид Г., 70-летний юбилей М. И. Табакова, "СМ", 1947, No l; его же, М. И. Табаков, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; его же, Музыкант, отмеченный печатью вдохновения, в кн.: Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории, М., 1979; Ряузов С., Основоположник отечественной школы трубачей, "МЖ", 1977, No 19.

А. А. Розенберг.

Табачников М. Е.

Модест (Манус) Ефимович (31 VII (13 VIII) 1913, Одесса - 31 I 1977, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1945. В 1932-34 занимался на дирижёрском ф-те Одесского муз.-театр. ин-та. В те же годы зав. муз. частью театр. коллективов "Синяя блуза" и "Мотор", с 1936 - конц.-эстр. коллектива, в 1940-41 - Одесской студии художеств. фильмов, в 1942-45 - фронтового т-ра миниатюр "Весёлый десант" (сотрудничал с писателем В. С. Поляковым, в качестве аккомпаниатора участвовал в спектаклях т-ра на Юж. фронте). В 1946-52 консультировался у В. А. Белого.

Сочинения: оперетты - Сенсация (1941, Одесса), 250 лет в одну ночь (1957, Ленинград), 13 поцелуев (1966, Одесса); водевили; песни (ок. 300), в т.ч. Давай закурим, Одессит Мишка, Нет, не забудет солдат, У Чёрного моря, Я музыкой живу (посв. Л. О. Утёсову); музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. "Шестой этаж" Жери (1956, Ленинград), "Иркутская история" Арбузова (1960, там же), "Поднятая целина" по М. А. Шолохову (1964, там же); музыка к кинофильмам.

Литература: Кац С., М. Е. Табачников, "СМ", 1977, No 9.

Табл

Табл - тобл, - общее араб. название группы ударных инструментов (литавры, барабаны).

Табла

Табла - инд. парный барабан. Состоит из 2 небольших котлообразных барабанов, имеющих разную настройку - правый звучит приблизительно октавой ниже левого. Правый (инд. дайян) называется собственно табла, левый (инд. байян) - дагга, по размерам меньше правого. На мембрану левого барабана накладывается лепёшка из клейкого вещества, муки и металлич. опилок. Изготавливаются из дерева, глины или меди. Мембрана из 2 слоёв кожи разного диаметра (меньший накладывается на больший) крепится к корпусу при помощи кожаного кольца с пропущенной через него системой ремней, натягиваемых вдоль корпуса или переплетённых в виде сетки (ремни продеваются в отверстия по краям кожаной мембраны); иногда корпусы обоих барабанов обшиваются одним куском материи. Высота звучания Т. зависит от степени натяжения ремней; настройка производится передвижением деревянных брусков, помещённых между ремнями и корпусом. Исполнитель играет сидя, положив Т. на скрещённые ноги и ударяя по мембранам пальцами или кистями обеих рук. Т. - гл. обр. ритмич. инструмент, используется для исполнения классич. музыки сев.-инд. традиции, входит в состав ансамбля, аккомпанирующего исполнителю на ситаре и др., а также пению; иногда Т. используется и как сольный инструмент. В его партии экспонируется и развивается осн. тала. О происхождении Т. существуют разл. гипотезы. Одни исследователи считают, что этимология назв. "Т." свидетельствует о его араб. истоках (араб. табл) и он проник в Индию с мусульманскими завоевателями, другие предполагают, что Т. - исконно инд. инструмент, т. к. идентичные его изображения сохранились в Индии на древних рельефах. Существует неск. стилей исполнения на Т., названия к-рым даются по назв. городов, где они культивируются (лакхнау-бадж, пураб-ка-бадж, дилли-ка-бадж и др.). Среди совр. исполнителей - Низамуддин Хан, Устад Алла Ракха, Никхиль Гхош, Канаи Датт и др.

Литература: Rоp1еу H. A., The music of India, Calcutta, 1921, 1950, p. 121; Gоsvami О., The story of Indian music, Bombay, 1957, p. 171, 309; Кrishnaswami S., Musical instruments of India, New Delhi, 1971, p. 43; Ray S., Music of Eastern India, Calcutta, 1973, p. 96, 105, 109, 147-55, 181; Deva Сh. В., Musical instruments of India, Calcutta, 1978, p. 78, 81.

E. M. Гороховик.

Таборовский С. О.

Станислав Осипович (1830, Волынская губ., Заславский у. - 1890, Петербург) - скрипач, композитор и педагог. Учился в Петерб. ун-те, брал уроки игры на скрипке у А. Вьётана. В 1859 окончил Брюссельскую консерваторию, занимался у Ю. Леонара (скрипка), у Ф. Фетиса и Б. Дамке (композиция). В течение неск. месяцев гастролировал в европ. странах; в 1860 возвратился в Россию. С 1863 жил в Киеве, выступал с концертами в разл. городах Украины, был членом Киевского отделения РМО, в 1866-68 входил в состав его дирекции. В 1870-73 гастролировал во мн. заруб. странах, преподавал в частной муз. школе в Берлине. Т. был одним из первых рус. скрипачей, завоевавших европ. признание. В 1875-85 директор и преподаватель (классы скрипки и гармонии) основанных им муз. классов РМО в Кронштадте. Автор муз. произв., в т.ч. оперы, орк. увертюры, разл. камерно-инстр. соч., мазурок, полек, вальсов для скрипки с фп., полонеза для 2 скрипок и др.

Табулатура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Таварис М.

Таварис М. (Tavares) Мариу (р. 18 IV 1928, Натал, шт. Риу-Гранди-ду-Норти) - браз. дирижёр и композитор. Окончил Нац. муз. школу при Федеральном ун-те Рио-де-Жанейро, работал в ней до 1955. Был скрипачом Нац. симф. оркестра. С 1960 гл. дирижёр оркестра Муниципального т-ра в Рио-де-Жанейро. Среди его соч. - балет "Прайана" (1963); симф. поэма "Гангузама" для солистов, хора и оркестра (1959); "Интродукция и бразильский танец No 1" ("Introducгo e danca brasileira No 1", 1953), "Фольклорная увертюра" (1955) для оркестра; концертино для флейты, фагота и струнных (1959), струн. квинтет "Два впечатления" ("Duas impressхes", 1951), фп. пьесы, вок. циклы.

Тавастшерна Э. В.

Тавастшерна Э. В. (Tawaststjerna) Эрик Вернер (p. 10 X 1916, Миккели, Финляндия) - фин. музыковед, пианист и муз.-обществ. деятель. Учился игре на фп. у И. Ханникайнена (1934-37) и К. Бернхарда (1937-44) в Хельсинкской консерватории (ныне Муз. академия им. Я. Сибелиуса), историю музыки изучал в Хельсинкском ун-те, брал уроки у X. Лейграфа в Стокгольме; совершенствовался у Г. Г. Нейгауза (1946) в Моск. консерватории и у А. Корто (1947) в "Эколь нормаль" в Париже. Дебютировал как пианист в Хельсинки в 1943, концертировал в 40-е гг. в городах скандинав. стран, затем в Вене, Москве и др. европ. муз. центрах. С 1957 муз. критик ведущей фин. газ. "Helsingin Sanomat". С 1960 преподаёт историю музыки в Хельсинкском ун-те. С кон. 60-х гг. читает лекции в ряде муз.-уч. заведений разл. стран Европы и в США. С 1968 президент Фин. об-ва музыковедов, с 1971 пред. учёного совета Муз. академии им. Я. Сибелиуса. Работы Т., одного из крупнейших исследователей жизни и творчества Я. Сибелиуса, отличаются точностью биографич. данных (многие факты установлены им на основе семейного архива композитора и приводятся впервые). Т. поддерживает тесные связи с сов. музыкантами, опубликовал в фин. муз. периодике статьи о Д. Д. Шостаковиче и С. С. Прокофьеве. Был чл. жюри на 4-м и 5-м международных конкурсах им. П. И. Чайковского в Москве (1970, 1974). Сын Т. - Эрик Т. (р. 8 VI 1951, Хельсинки) - пианист. Получил муз. образование в Москве, Вене и Нью-Йорке. С нач. 70-х гг. концертирует.

Сочинения: Sibeliuksen pianosдvellykset, Hels, 1955 (то же на англ. яз. - The Pianoforte compositions of Sibelius, Hels, 1957); Shostakovitsh soittaa, "Uusi musiikkilehti", 1956, No 7; Prokofjevin jдljillд, там же, 1956, No 8, Sibelius et la vie musicale finlandaise, "La revue Franзaise de l'Elite europйenne", 1956, р. 60-66; Jean Sibelius, Paul Hmdemith, Dmitri Shostakovitsh, в отчете премиального фонда Вихури: Wihurin kansainvдlisten palkintojen rahasto, Tapanila, 1959, р. 9-16; Sergei Prokofjevin ooppera Sota ja rauha, Hels., 1960; Sibehuksen pianosдvellykset sдveltдjдn kehityslinjan kuvastajina, Hels., 1960; Aperзus sur les compositeurs actuels, в сб.: La Finlande hier et aujourd'hui, Porvoo - Hels, 1962, р. 258-65; Jean Sibelius, v. 1-3, Hels., 1965-72, Sibelius mцte med Debussy i London 1909, в ежегоднике: Suomen musiikin vuosikirja, 1967-68, р. 31-39, Mцten med Sjostakovitsj, "Nutida musik", 1975/76, No 1.

Литература: Kokkonen J., Е. Tawaststjernan vдitцskirja, в ежегоднике Suomen musiikin vuosikirja, 1959-60, р. 85-86, Salmenhaara E., Jyvдskylдn kongressi, там же, 1964-65, p. 114-120; Suhonen P., Vuosisadanvaihteen ihmiskuva - Erik Tavaststjerna biografina, там же, 1967-68, р. 109-112; Juhlakirja Erik Tawaststjernalle 10 X 1976, Hels., 1976 (юбилейный сб. к 60-летию T. - под ред. E. Salmenhaara).

M. A. Сальберг-Вачнадзе.

Тавернер Д.

Тавернер Д. (Taverner) Джон (ок. 1490, Таттерсхолл (?), Линкольншир - 18 Х 1545, Бостон, Линкольншир) - англ. органист и композитор. Муз. образование получил, вероятно, в хоре университетской церкви в Таттерсхолле, с 1524 руководитель этого хора. С 1526 хормейстер Кардинал-колледжа и органист Кафедральной церкви Христа в Оксфорде. В 1530, вероятно, вернулся в Таттерсхолл. С 1537 чл. руководства Христова об-ва в Бостоне (с 1543 рук. этого об-ва). Т. - крупнейший англ. композитор 16 в. Церк. музыка Т. собрана и опубликована изд-вом "Карнеги эдишен" в серии "Tudor Church Music" (v. 1, 3, 1923, 1924). Среди его соч. - восемь 4-6-гол. месс, 3 Christe eleison, Kyrie (известно под назв. "Kyrie Leroy"), Sanctus, Benedictus, Agnus Dei, 3 магнификата, Te Deum, 28 мотетов.

Литература: Josephson D. S., John Taverner: Tudor composer, Ann Arbor, 1979.

Тавляк

Тавляк - таблак (от араб. табл), - тадж. и узб. ударный инструмент. Род литавры с керамич. (иногда точеным деревянным) корпусом (высота 350-400 мм). Широкая сторона затянута мембраной (диаметр 180-200 мм), узкая сторона - ножка с круглым сквозным отверстием. При игре Т. держат горизонтально на левом колене, ножкой слегка назад. Звук извлекают, ударяя или скользя пальцами обеих рук по мембране. Ближе к краю звучание высокое и звонкое, ближе к центру - низкое и глухое. Перед игрой мембрану нагревают. Т. - гл. обр. ансамблевый инструмент. Применяется в монодич. ансамблях с рубобом, танбуром, чангом, нагорой и др., используется также для сольного сопровождения танцев.

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, M, 1963, 1975, с. 165, 173

И. А. Мациевский.

Тавризиан М. А.

Микаэл Арсеньевич (14(27) V 1907, Баку - 17 X 1957, Ереван) - сов. дирижер. Нар. арт СССР (1956) Деп. Верх. Совета СССР 4-го созыва. В 1923-26 учился в Бакинской консерватории по классу скрипки; окончил Ленингр. консерваторию по классам альта (1932) и дирижирования (у А. В. Гаука, 1934). С 1926 работал альтистом в симф. оркестрах и оперных т-рах Ленинграда. С 1934 артист оркестра и дирижер Груз. т-ра оперы и балета. С 1935 дирижёр, с 1938 гл. дирижёр, с 1946 худ. рук. Арм. т-ра оперы и балета, где дирижировал мн. операми зап.-европ., арм. и сов. композиторов, в т. ч. первыми пост.: "Тапарникос" Айвазяна (1938), "Лусабацин" (1938) и "Героиня" (1950; Гос пр. СССР, 1951) Степаняна, "Ануш" (1939) и "Давид-Бек" (1956) Тиграняна, "Аршак II" Чухаджяна (1945; Гос пр. СССР, 1946), подготовил к пост. "Арцваберд" Бабаева (1957). В 1948 дирижировал спектаклями "Риголетто" и "Иоланта" в Большом т-ре. Выступал как симф. дирижер. Деятельность Т. сыграла большую роль в развитии арм. сов. оперного иск-ва.

Литература: Ханджян А., Микаел Тавризян, Ер., 1957 (на арм. яз.).

Р. А. Атаян.

Тагмизян Н. К.

Никогос Киракосович (р. 9 V 1926, Афины) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1980). В 1956 окончил историко-теоретич. ф-т Ереванской консерватории, в 1959 - аспирантуру при Ленингр. консерватории под рук. X. С. Кушнарёва. В 1947-56 артист оркестра (валторна) Арм. т-ра оперы и балета, затем редактор на Арм. радио. С 1960 науч., с 1963 ст. науч. сотрудник Н.-и. ин-та древних рукописей "Матенадаран". Осн. внимание уделяет истории развития арм. муз. культуры. Автор многочисл. очерков и статей.

Сочинения: на арм. яз. - Критический обзор истории древней и средневековой армянской музыки, "Вестник обществ. наук АН Арм. ССР", 1970, No 10, 1971, No 1, 5, 9; Погласицы системы армянского восьмигласия. "Эчмиадзин", 1972, No 2-5; Нерсес Шнорали - композитор и музыкант, Ер., 1973; Искусство хазового письма в его историческом развитии, "Вестник "Матенадарана"", Ер., 1977, No 12; на рус. яз. - Теория музыки в древней Армении, Ер., 1977;

Об изучении методов импровизации в профессиональном музыкальном искусстве устной традиции Востока. Сб. ст., Таш., 1978; Роль Анании Ширакаци в развитии музыкально-акустической теории на Востоке, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, вып. 3, М., 1980.

Тагор Р.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тагор С. М.

Суриндро Мохун (Раджа Сориндрамохана Тхакура) (1840, Калькутта - 28 VI 1914, там же) - индийский муз. учёный. Изучал сев.-инд. музыку (его учителями были Лухми Прасад и Кшетра Мохун Госвами), позже - европейскую. В 1871 основал Бенгальское муз. об-во, в 1881 - Бенгальскую академию музыки, президентом к-рой был до конца жизни. Т. принадлежит заслуга совершенствования инд. системы нотации; используя несколько разл. принципов, создал новую, наиболее универсальную для своего времени систему. Был большим знатоком инструментария вост. культур; по заданию мн. музеев собирал коллекции инструментов в разных странах Азии; лучшая его коллекция находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Автор крупных трудов (ок. 60) по разл. вопросам североиндийской, в частности бенгальской, музыки, написанных на бенгали и англ. яз.

Сочинения (изданы в Калькутте): Jantra Khettra deepica, or A treatise on "citara", 1872; Hindu music, 1874; Yantra Kosha, or A treasury of the musical instruments of ancient and modern India..., 1875; Elementary rules for the Hindoo musical notation..., 1875; Hindu music from various authors, 1875, t. 1-2, 1882; 6 principal Ragas, 1876; Short notices of Hindu musical instruments, 1877; A Few specimens of Indian songs, 1879; The 8 principal Ragas of the Hindus, 1880; The 5 principal musicians of the Hindus, or A brief exposition of the essential elements of Hindu music, 1881; The musical scales of the Hindus with remarks on the applicability of harmony to Hindu music, 1884; The 22 musical srutis of the Hindus, 1886; Universal history of music, 1896.

Литература: Chrysander F., Ьber Tagore's "Hindu music", "Allgemeine musikalische Zeitung", 1879, No 14; его же, Ьber die altindische Opfermusik, "VfMw", 1885, No 1.

Е. M. Гороховик.

Таджиев М. М.

Мирсадык Махмудович (р. 25 III 1944, Ташкент) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1981). Чл. КПСС с 1976. Окончил Таш. консерваторию у Ф. М. Яновского (1970). С 1973 худ. рук. ансамблей "Гузаль" и "Шодлик", с 1975 - Узб. филармонии. С 1964 преподаватель муз. уч-ща в Ташкенте, с 1979 - Таш. консерватории. Пр. Ленинского комсомола Узб. ССР (1974). Пр. Ленинского комсомола (1976).

Сочинения: для орк. - 10 симфоний (1969-82), симф. поэмы Любовь поэта (1968), О воде (1975); концерт для фп. с орк. (1974); камерно-инстр. ансамбли; произв. для орк. узб. нар. инструментов; романсы, песни.

Таджикская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Таджикский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Таиландская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тайер А. У.

Тайер А. У. (Thayer) Александер Уилок - см. Тейер А. У.

Тайфер Ж.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Такт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тактакишвили О. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тактакишвили Ш. М.

Шалва Михайлович (14(27) VIII 1900, с. Квемохвити - 18 VII 1965, Тбилиси) - сов. композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1941). В детстве учился игре на скрипке. Один из организаторов "Общества молодых музыкантов Грузии" (1922). В 1928 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции у С. В. Бархударяна. Работал в оперном и симф. оркестрах и в разл. камерных ансамблях. В 1936-38 дирижёр и руководитель хор. ансамбля Груз. радиокомитета, в 1938-39 худ. рук. Ансамбля красноармейской песни и пляски Закавказского воен. округа; с 1952 дирижёр Гос. капеллы Груз. ССР. С 1928 преподавал муз.-теоретич. предметы в разл. муз. уч. заведениях Грузии. Один из основателей (1929), директор и преподаватель муз. уч-ща в Батуми. С 1937 вёл оперный класс в Тбилисской консерватории (с 1941 профессор).

Т. принадлежит заметная роль в становлении груз. сов. музыки. Он - автор ряда первых груз. произв. на сов. темы, в т. ч. оперы "Депутат", балета "Малтаква" (об осушении Колхидской низменности), симф. поэмы "1905 год" (где использованы революц. песни), первого груз. струн. квартета.

Сочинения: детские оперы - Мир цветов (1922), Первое мая (1924), Осень (1925), Рассвет (пост. 1926), оперы - Депутат (1939, Груз. т-р оперы и балета), Отарова вдова (1942); балет Малтаква (1937, там же); для орк. - симфониетта (1954), поэма 1905 год (1931), 2 Торжественные увертюры (1933, посв. Красной Армии; 1944); концерт для влч. с оркестром (1932); марши для дух. орк. (1941, 1942, 1944, 1952); камерно-инстр. ансамбли - соната (1952) и Альбом для детей (1943) для скр. и фп., 2 фп. трио (1944, 1946), 2 струн. квартета (1931, 1933); для фп. - Картинки природы (1943), Альбом для детей (1944), Вариации (1954) и др.; хоры; романсы и песни, в т. ч. на сл. А. С. Пушкина, А. Церетели, И. Чавчавадзе, совр. груз. поэтов, обр. нар. песен для орк.

Литература: Дзидзадзе Е., Камерная инструментальная музыка, в кн.: Грузинская музыкальная культура, М., 1957; Xучуа П., Советская опера и балет, там же.

Э. П. Месхишвили.

Такэмицу Т.

Тору (р. 8 X 1930, Токио) - япон. композитор. Обучался у Киёсэ Ясудзи. В 1951 организовал совм. с Юаса Дзодзи группу композиторов-авангардистов "Эксперимен- тальная лаборатория". Пр. Между-нар. об-ва совр. музыки (1965).

Сочинения: произв. для орк.; для фп. с орк. - Звучание (1965), Арки I, II (1964, 1966); камерно-инстр. ансамбли; хоры; конкретная музыка Застывший рельеф (1955); соч. для фп.; произв. для япон. инструментов; музыка к кинофильмам.

Тала

Статья большая, находится на отдельной странице.

Талеш Г. К.

Георгий Карлович (р. 17 (30) V 1912, Петербург) - сов. певец (баритон). Засл. арт. Эст. ССР (1950). В 1934-37 занимался в Таллинской консерватории у Л. Хеллат-Лембы, брал частные уроки у В. Малама. В 1938-39 стажировался в миланском т-ре "Ла Скала", исполнил на сцене этого т-ра партию Жермона. В 1939-71 солист Эстонского театра оперы и балета. Среди др. партий - Грязной ("Царская невеста"), Демон, Князь Игорь, Мазепа; Елецкий ("Пиковая дама"), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Риголетто; Ди Луна ("Трубадур"), Скарпиа; Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Пеклеванов, Кола ("Никита Вершинин" и "Кола Брюньон" Кабалевского), Вамбо ("Огни мщения" Каппа), Петров ("Берег бурь" Эрнесакса). Гастролировал за рубежом. Ведёт педагогич. деятельность. Лауреат Междунар. конкурса вокалистов (Вена, 1937, 3-я пр.). Гос. пр. СССР (1951).

Талих В.

Талих В. (Talich) Вацлав (28 V 1883, Кромержиж - 16 III 1961, Бероун) - чеш. дирижёр и скрипач. Нар. арт. ЧССР (1957). Учился у отца, хормейстера и муз. педагога Яна Т. В 1903 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки у О. Шевчика. Был концертмейстером первых скрипок Берлинского филармонич. оркестра (под рук. А. Никиша), позднее - оперного т-ра в Одессе (1904-05). Здесь дебютировал как дирижёр симф. оркестра (1904). В 1905-06 преподавал игpy на скрипке в муз. уч-ще РМО и играл в квартете (1-я скрипка) в Тбилиси. В 1907-08 дирижёр орк. об-ва в Праге, в 1908-12 - оркестра. Словенской филармонии, в 1911-12 - также оперного т-ра в Любляне, в 1912-15 гл. дирижёр оперного т-ра в Пльзени. Одноврем. (1910-11) совершенствовался в игре на скрипке у X. Зитта, в композиции - у М. Регера и в дирижировании - у А. Никиша в Лейпциге и у дирижёра А. Виньи в Милане. В годы 1-й мировой войны 1914-18 концертировал как скрипач. В 1919-31 и 1934-41 гл. дирижёр оркестра Чеш. филармонии в Праге; в 1931-34 - симф. оркестра в Стокгольме, к-рый под его руководством стал одним из лучших в Европе; в 1928 был избран чл. стокгольмской Корол. академии музыки. Профессор по классу дирижирования в Пражской консерватории (1932-45), Академии музыки (1946-48) и Высшей муз. школе в Братиславе (1949-52). Воспитал мн. впдных чеш. дирижёров (К. Анчерл, З. Фольпрехт, Я. Кромбгольц, И. Крейчи, Л. Словак и др.). Гастролировал во мн. странах Европы, в т. ч. в СССР (в 1930-е гг.), завоевав мировую известность. В 1922 основал хор при Чеш. филармонии. Был одним из инициаторов организации муз. фестивалей "Пражская весна". В 1935-45 гл. дирижёр Нац. т-ра в Праге, в 1949-52 - оркестра основанной им Слов. филармонии в Братиславе, в 1952-54 снова гл. дирижёр оркестра Чеш. филармонии. Прекратил выступления в 1956, поселился в Бероуне. Своей дирижёрской деятельностью (длилась св. 50 лет) Т. внёс ценный вклад в дело пропаганды чеш. музыки; исполнял также соч. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. И. Чайковского, Г. Малера и др. Т.-дирижёру свойственны теплота и непосредственность чувства, глубина трактовок, артистизм при виртуозной дирижёрской технике. Его исполнение отличалось высокой эмоциональностью, гибкими и свободными темпами. Т. посвятили свои произведения Й. Сук, В. Новак и др. чеш. композиторы.

Литература: Талих Вацлав, в кн.: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев, Я. Платек, М., 1969; Vеsе1э R., Dejiny Ceskoj Filharmonij, Praha, 1935; Vбclav Talich, Praha, 1943; Pospнsil V., Vбclav Talich, Praha, 1961; Вн1ek Z., Talich, osobnost vychovбvajъca, "SH", 1963, rocnik 7, No 5; Vбclav Talich. Dokument zivota a dнla, red. H. Masarykovб, Praha, 1967.

Г. Я. Юдин.

Таллат-Кялпша Ю. А.

Юозас Антано (Иосиф Антонович) (20 XII 1888 (1 I 1889), дер. Калнуяй, ныне Расейнского р-на Литов. ССР - 5 II 1949, Вильнюс) - сов. композитор, дирижёр, педагог и муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1945). В 1916 окончил Петрогр. консерваторию; муз.-теоретич. предметы и композицию изучал под рук. Я. Я. Витола, А. К. Лядова и М. О. Штейнберга. После установления в Литве Сов. власти (1918) Т.-К. стал членом муз. коллегии при Нар. комиссариате просвещения. Был одним из основателей (1920) и постоянным дирижёром Оперного т-ра в Каунасе (с 1925 - Гос. т-р, с 1948 - Литов. т-р оперы и балета в Вильнюсе). С 1920 преподавал в Муз. уч-ще, с 1933 - в Каунасской консерватории (с 1948 профессор), руководил оперной студией. С 1948 пред. правления CK Литвы и чл. правления CK СССР. Широкой известностью в Литве пользуются песни Т.-К.; ему принадлежат записи литов. и белорус. нар. песен (св. 700).

Сочинения: опера Вильманте (Дочь старшины, 1938, неоконч.); кантата (1947; Гос. пр. СССР, 1948); для орк. - увертюра на темы литов. нар. песен (1945), симф. пьеса Грустная песня (1931), марш Не сдадимся! (1940); сюита для квартета деревянных дух. инструментов на темы нар. песен (1946); для фп. - Сказка, прелюдии, фуга, скерцо, тема с вариациями, 4 парафразы на тему литов. нар. песни, литов. нар. танцы; хоры, песни, обработки нар. песен, музыка к драм. спектаклям.

Литература: Гаудримас Ю., Музыкальная культура Советской Литвы, Л., 1961; его же, Из истории литовской музыки, т. 2, Л., 1972; его же, Композиторы и музыковеды Советской Литвы, Вильнюс, 1978.

Ю. Гаудримас.

Таллин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Таллис Т.

Таллис Т. (Tallis, Tallys) Томас (ок. 1505-23 XI 1585, Гринвич) - англ. композитор и органист. С 1532 был органистом в Эссексе, с 1537 - кантором в Лондоне, с 1538 хормейстер и органист в Уолтеме, с 1540 кантор в Кентербери, с 1542 служил при дворе англ. короля. В 1572 органист Корол. капеллы. В 1575 опубл. сб-к 5-6-гол. канцон (совм. с У. Бёрдом). Ему принадлежат 2 мессы, 2 магнификата, 52 мотета, 18 энсземов, ряд церк. служб. Мастерски владел иск-вом контрапункта (автор 40-гол. мотета для 8 хоров).

Таллис Т.

Литература: Collins H. В., Thomas Tallis, "ML", 1929, v. 10, No 2.

Тальберг З.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тальвела М.

Тальвела М. (Talvela) Мартти (р. 4 II 1935, Хиитола, ныне Карел. АССР) - фин. певец (бас). Учился у X. Хейккиля в консерватории г. Лахти и у М. Эманна в Стокгольме. Дебютировал в Фин. нац. опере в Хельсинки (партия Спарафучиле, "Риголетто"). С 1961 солист Стокгольмской оперы, с 1962 - Нем. оперы в Зап. Берлине (с 1970 "камерзингер"), с 1974 - Фин. нац. оперы. Выступает на междунар., а также нац. муз. фестивалях, в т.ч. в Савонлинне (его худ. рук.). Поёт в крупнейших т-рах мира (гастролировал в СССР). Партии гл. обр. в операх Дж. Верди и Р. Вагнера. Т. - 1-й заруб. исполнитель партии Бориса Годунова в авторской ред. (поёт её на фин., нем. и рус. яз.). В конц. репертуаре - песни И. Кильпинена, М. П. Мусоргского, Р. Шумана и др. Обладает голосом сильным, но мягкого тембра, мастерством сценич. воплощения образов.

Литература: Мякинен Т., Hумми С., Musica fennica, Хельсинки, 1965; Ralf К., De tusen sеngarnas land, "Musik-revy", 1975, No 3.

Тальявини Ф.

Тальявини Ф. (Tagliavini) Ферруччо (p. 14 VIII 1913, Реджо-нель-Эмилия) - итал. певец (лирич. тенор). Учился в Пармской консерватории, затем брал уроки у А. Басси во Флоренции, где дебютировал в 1938 в партии Рудольфа ("Богема"). В 1940 выступил в "Ла Скала". Расцвет артистич. деятельности Т. приходится на сер. 40-х - нач. 50-х гг. Выступал в т-рах Европы, Лат. Америки, США. В 1947-54 и 1961-62 солист "Метрополитен-опера". Часто пел в ансамбле с женой - певицей Пиа Тассинари. В 1970 оставил оперную сцену. Выдающийся мастер бельканто, Т. продолжил исполнит. традиции Б. Джильи. Отдавал предпочтение операм Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти. Среди лучших партий - Альмавива ("Севильский цирюльник"), Эльвино ("Сомнамбула"), Эдгар, Неморино ("Лючия ди Ламмермур", "Любовный напиток"), а также Герцог; Лионель ("Марта" Флотова), Вертер.

Тальян В. Г.

Вардкес Григорьевич (5 (17) VII 1896, Александрополь, ныне Ленинакан - 1 VII 1947, Ереван) - сов. композитор и педагог. В 1926 окончил Тбилисскую консерваторию у С. В. Бархударяна. В 1928-34 директор Муз. студии арм. секции CK Грузии. Творчество Т. связано с традициями нац. муз. классики, гор. муз. фольклора. Среди соч. значит. место занимают массовые хор. песни, фп. и вок. произв. для детей. Автор оперы "Рушани каран" ("Рушанская скала", 1938), вок.-симф. картины "Колхозакан" ("Колхозная", 1942), фп. трио (1945). Т. принадлежат многочисл. обработки нар. песен. С 1934 преподавал в Ереванской консерватории (с 1939 доцент). Основоположник арм. сов. школы преподавания композиции; среди его учеников - известные арм. композиторы А. Г. Арутюнян, А. А. Бабаджанян, Э. И. Багдасарян, Э. М. Мирзоян, Л. М. Сарьян, А. Г. Худоян.

Тальян Ш. М.

Шара Мкртычевич (16 (28) VII 1893, Тбилиси - 7 XI 1965, Ереван) - сов. певец (тенор, затем баритон) и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1939). Деп. Верх. Совета Арм. ССР 1-го и 2-го созывов. Сын ашуга Джамали. Учиться пению начал у композиторов Г. Сюни и С. Меликяна в духовной семинарии Нерсесян (Тбилиси). В 1912 дал первый самостоят. концерт в Тбилиси, в том же году в Александрополе (ныне Ленинакан) исполнил роль Capo в первой пост. оперы "Ануш" Тиграняна. В 1916-18 учился в Петерб. консерватории у С. И. Габеля, затем работал в разл. оперных и опереточных труппах в городах Закавказья. С 1930 жил в Ереване. Т. - один из организаторов и рук. Ленинаканской оперной труппы (с участием А. Б. Даниэлян, Л. Н. Исецкого, А. Ш. Мелик-Пашаева, 1924), организатор и солист ансамбля "Армянские ашуги" (1927-32), один из организаторов Армянского театра оперы и балета, а также Арм. т-ра муз. комедии (1942), организатор (1938) и рук. (в 1938-41) Ансамбля арм. гусанской песни (впоследствии им. Саят-Новы). В 1933-54 солист Арм. т-ра оперы и балета. Т. обладал широким по диапазону, мощным и красивым голосом. В своём иск-ве сочетал тонкое понимание исполнит. стиля арм. нар. и ашуго-гусанской песни с европ. вок. культурой. Среди исполненных им в Ленинакане партий - Фауст, Хозе, Синодал; на сцене Арм. т-ра оперы и балета - Татул, Шейх и Ашуг ("Алмаст" Спендиарова), Capo, Моси ("Ануш" Тиграняна), Давид-бек ("Давид-бек" Тиграняна), Аршак ("Аршак II" Чухаджяна; Гос. пр. СССР, 1946), Кёр-оглы ("Кёр-оглы" У. Гаджибекова), Киазо ("Даиси" Палиашвили). Выступал как конц. певец с исполнением романсов и песен рус., сов. и западноевроп. композиторов. Т. был крупным знатоком, исполнителем и пропагандистом древнегусанской и ашугской музыки. Составитель и редактор (совм. с М. Агаяном) сб. песен Саят-Новы (запись мелодий составителей, 1946, доп. изд. 1963) и Дживани (1955). Автор статей по арм. нар. и ашугской музыке. Автор воспоминаний "События, лица, думы" (Ер., 1973, на арм. яз.).

Р. Атаян.

Тальянка

Тальянка (искажение слова "итальянка") - обобщённое нар. название вятских, вологодских, бологоевских и новоржевских видов рус. гармони. В кон. 19 в. эти виды гармони в Центр. России стали именовать Т., вероятно, из-за сходства с инструментами, на к-рых играли уличные бродячие иностр. музыканты (гл. обр. итальянцы, в народе - "тальянцы"). Назв. "Т." утвердилось благодаря популярности песен, частушек, лирич. стихов, в к-рых воспевалась эта гармоника. Т. имели клавиатуры, содержащие 1-5 рядов клавиш (вятская - 1 ряд, вологодская - 1-2 ряда, бологоевская и новоржевская - в основном 3-5 рядов). Тембр Т. сочный, т. н. объёмный - у Т. звучали одноврем. 2, иногда 3 (бологоевская, новоржевская), 4 и 5 голосов (вятская, вологодская), настроенных в разных октавах (верхний ряд также в дуодециму). Часто внутри инструмента помещалось спец. акустич. шумовое устройство, усиливавшее звучание. При сжатии и разжиме мехов каждой клавише у бологоевской и новоржевской отвечали разные звуки, у вятской и вологодской - одинаковые. Строй - натуральный мажор; каждый след. ряд многорядной клавиатуры давал звуки в смежной тональности (по кварто-квинтовому кругу). Аккомпанемент: тоника - субдоминанта - доминанта. В нач. 20 в. стали изготовляться Т. с дополнит. параллельным минорным аккордом.

Литература: Мирек А. М., Справочник по гармоникам, (М.), 1968, с. 48, 58; его же, "...И звучит гармоника", М., 1979.

А. М. Мирек.

Таманьо Ф.

Таманьо Ф. (Tamagno) Франческо (28 XII 1850, Турин - 31 VIII 1905, Варесе) - итал. певец (тенор). Пению обучался у К. Педротти, капельмейстера туринского т-ра "Реджо", куда был принят первоначально как хорист, а затем в качестве компримарио (дублёра); здесь в 1870 дебютировал в опере "Полиевкт" Доницетти. В 1874 солист т-ра "Беллини" в Палермо. Выступал во мн. городах Италии (Ровиго, Венеция, Флоренция, Рим, Турин, Неаполь), в 1877 - в миланском т-ре "Ла Скала" (в партии Васко да Гама в "Африканке" Мейербера). С огромным успехом гастролировал в Барселоне, Буэнос-Айресе, Лисабоне, Рио-де-Жанейро, Мадриде, Нью-Йорке ("Метрополитен-опера"), Лондоне, Монте-Карло, Мюнхене, Париже, а также в Москве (1894) и Петербурге (1895-96). В 1904 оставил сцену.

Т. вошёл в историю оперного т-ра как один из лучших теноров. Обладал голосом красивого прозрачного светлого тембра, феноменальным по силе звука, звонким и в то же время лёгким верхним регистром и плотными, насыщенного звучания нотами в среднем и нижнем регистрах, могучим дыханием, безупречной дикцией. Его виртуозное вок. мастерство сочеталось со сценич. талантом, выразительностью пластики и мимики, ярким темпераментом. Был блестящим исполнителем героико-драм. теноровых партий в операх Дж. Верди, особенно близких его творч. индивидуальности. Лучшее создание певца - образ Отелло (первый исполнитель; 1887, "Ла Скала"; Т. готовил партию под рук. Верди). Среди партий: Арнольд ("Вильгельм Телль" Россини), Эдгар, Дженнаро ("Лючия ди Ламмермур", "Лукреция Борджа"), Ричард, Эрнани, Дон Карлос, Радамес, Габриэле Адорно, Манрико ("Бал-маскарад", "Эрнани", "Дон Карлос", "Аида", "Симон Бокканегра", "Трубадур" Верди), Энцо ("Джоконда" Понкьелли), Васко да Гама, Роберт, Рауль, Иоанн Лейденский ("Африканка", "Роберт-Дьявол", "Гугеноты", "Пророк"). В конце оперной карьеры Т. выступил и в первых веристских операх: "Сельская честь" Масканьи, "Медичи" Леонкавалло, "Андре Шенье" Джордано и др. В 1903 были записаны на пластинку (для фирмы "Gramophone Typewriter") неск. оперных арий в исполнении Т.

Литература: Litvinne F., Ma vie et mon art, P., 1933 (рус. пер. - Литвин Ф., Моя жизнь и мое искусство, Л., 1967, с. 53); Соrsi M., Tamagno il pщi grande fenomeno canoro dell'Ottocento, Mil., 1937; Lancellotti A., Tamagno, в его кн.: Le voci d'oro, Roma, 1942; Tegani U., Cantanti di una volta, Mil., 1945; Della Corte A., L'interpretazione musicale e gli interpreti, (Torino, 1951); Gara Fr., F. Tamagno, "La Scala", 1954, No 50-51; Lauri-Vо1pi G., Voci parallele, Mil., 1955 (рус. пер. - Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, Л., 1972, с. 151-54); Сandida F., Il grande romantico, "La Scala", 1957, No 87.

С. M. Грищенко.

Тамара Н. И.

Тамара Н. И. (наст. фам. - Митина- Буйницкая) Наталия Ивановна (1873 - 2 III 1934, Ленинград) - рус. певица (меццо-сопрано) и артистка оперетты. Крестьянка по происхождению, пела в хорах, прославилась как исполнительница старинных рус. и т. н. цыганских романсов ("Уголок", "Посидим мы вечерком"). Работала в т-рах Петрограда ("Буфф", "Пассаж", Троицкий т-р, Т-р комич. оперы под рук. Марджанова, 1917-21).

Выдающаяся артистка оперетты, Т. обладала огромным артистизмом. Её декламация и пение отличались большой выразительностью, природным благородством, душевной теплотой и лиричностью. Партии в опереттах - Перикола и Елена ("Перикола" и "Прекрасная Елена" Оффенбаха), Ганна Главари ("Весёлая вдова" Легара), Сильва ("Сильва" Кальмана), Алиса ("Принцесса долларов" Фалля) и др. Среди партий, созданных в драм. т-рах, - Саломея ("Саломея" Уайльда).

Литература: Rостовцев M. A., Страницы жизни, (Л.), 1939; Ярон Г. М., О любимом жанре, М., 1960, 1963; Mонахов Н. Ф., Повесть о жизни, Л.-М., 1961; К. А. Марджанишвили. Творческое наследие, Тб., 1966.

В. И. Зарубин.

Тамара Ханум

Тамара Ханум (псевд.; наст. фам. и имя - Петросян Тамара Артёмовна) (р. 16 (29) III 1906, пос. Горчаково, ныне Фергана) - сов. певица и танцовщица. Нар. арт. СССР (1956). Чл. КПСС с 1941. Впервые выступила на сцене в 1919. Артистич. деятельность совмещала с большой агитац. работой, принимала активное участие в движении за раскрепощение женщин-мусульманок. В 1925 окончила Центр. театр. техникум (Москва). В 1923-28 солистка конц. труппы М. Кари-Якубова (впоследствии Гос. концертно-этнографич. ансамбля, Ташкент). В 1928-34 выступала в муз. т-рах Коканда, Андижана, Самарканда и др. С 1936 солистка Узб. гос. филармонии, в 1941-69 художественный руководитель и солистка муз. ансамбля.

Вок. и танц. иск-во Т. X. глубоко национально. В её программах "Песни и танцы народов СССР" и "Песни и танцы народов мира" более 500 песен на 86 языках. В числе первых демонстрировала узб. иск-во за рубежом (Париж, 1925). Участница 1-го Всемирного фестиваля нар. танца (Лондон, 1935). Гос. пр. СССР (1941). Гастролирует за рубежом.

Литература: Широкий Ю., Тамара Ханум, Л.-М., 1941; Авдеева Л., Народная артистка Союза ССР Тамара Ханум, М., 1959; её же, 70 лет со дня рождения Т. А. Ханум, в кн.: Ежегодник памятных музыкальных дат и событий, 1976 г., М., 1975; Широкая О., Тамара Ханум, Таш., 1973.

Ч. Р. Насырова.

Тамаркина Р. В.

Роза Владимировна (23 III 1920, Киев - 5 VIII 1950, Москва) - сов. пианистка. Училась игре на фп. в детском отделении Киевской консерватории у H. M. Гольденберг (1928-32), в особой детской группе (1932-35) при Моск. консерватории и в консерватории, к-рую окончила в. 1940 по классу фп. у A. B. Гольденвейзера, занималась в аспирантуре под его рук. (1941) и под рук. К. Н. Игумнова (1943-45). 2-я пр. на 3-м Междунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (1937). С 1937 много концертировала. С 1946 преподавала в Моск. консерватории. Высокоодарённая пианистка, Т. обладала виртуозной техникой, артистич. темпераментом, художеств. вкусом. Её игра отличалась хорошим звуком, естественностью выражения и изяществом.

Литература: (Некролог), "Советское искусство", 1950, 8 авг.; Гольденвейзер A., Памяти ученицы, "СМ", 1950, No 10; Зак Я., Роза Тамаркина, там же.

Г. М. Коган.

Тамаша

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница