Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТИГ"-"ТКА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 5, "ТИГ"-"ТКА")

Тигранов Г. Г.

Георгий Григорьевич (р. 25 III (7 IV) 1908, Петербург) - сов. музыковед и педагог. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1945) и РСФСР (1979). Доктор искусствоведения (1947). В 1934 окончил историко-теоретич. ф-т, в 1937 - аспирантуру Ленингр. консерватории. Учился у Б. В. Асафьева, С. Л. Гинзбурга, Р. И. Грубера. В 1935-41 и с 1946 преподаёт историю музыки в Ленингр. консерватории (с 1947 профессор), с 1940 (одноврем.) - в Ереванской консерватории. Автор работ по истории зарубежной, рус., сов. и арм. музыки. Редактор-составитель (и автор вступит. очерков) сб-ков: "Б. В. Асафьев. Очерки об Армении" (М., 1958), "55 советских симфоний" (Л., 1961; здесь же помещён ряд его статей), "К. С. Сараджев. Статьи, воспоминания" (М., 1962), "Ленинградская консерватория в воспоминаниях" (Л., 1962), "Советская симфония за 50 лет" (Л., 1967, помещён также ряд его статей). Гос. пр. Арм. ССР (1979).

Сочинения: "Отелло" Дж. Верди, в кн.: Очерки по истории и теории музыки, вып. 2, Л., 1940; А. Спендиаров. По материалам писем и воспоминаний, Ер., 1953; Вопросы изучения музыкального наследия в Армянской ССР, в кн.: музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья, М., 1956, с. 69-96; Армянский музыкальный театр, т. 1-3, Ер., 1956-75; А. А. Спендиаров, М., 1959, 1971; Балеты Арама Хачатуряна, М., 1960, Л., 1974; К. Сараджев (Биографический очерк), Ер., 1961 (на арм. яз.); Опера и балет Армении, М., 1966; Аро Степанян, М., 1967; 100 лет армянского музыкального театра, 1868-1968, Ер., 1968 (на арм. яз.); О национальном и интернациональном в советской симфонии, в сб.: Музыка в социалистическом обществе, вып. 1, Л., 1969, с. 79-104; Армянская ССР, в кн.: История музыки народов СССР, т. 3, М., 1972, с. 402-30; Об идейно-художественных принципах А. И. Хачатуряна, в сб.: Музыка в социалистическом обществе, вып. 3, Л., 1977, с. 96-114; А. И. Хачатурян, Л., 1978.

Литература: Худабашян К., Первое систематическое исследование, "СМ", 1978, No 3; Будагян A., Человек интересной, счастливой судьбы, там же, No 11 (творч. портрет Т.).

А. Г. Будагян.

Тигранян А. Т.

Армен Тигранович (14 (26) XII 1879, Александрополь, ныне Ленинакан - 10 II 1950, Тбилиси, похоронен в Ереване) - сов. композитор, хор. дирижёр, педагог. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1935) и Груз. ССР (1936). В 1902 окончил Тбилисское муз. уч-ще по классу флейты, а также по теории музыки у Н. С. Кленовского; брал уроки композиции у М. Г. Екмаляна. В 1902 в Александрополе организовал нар. хоры, с к-рыми выступал также в Карсе, Ереване, Баку. С 1913 жил в Тбилиси, был активным участником Арм. муз. об-ва (1912-21). После Oкт. революции 1917 продолжал педагогич. и творч. работу, состоял в правлении "Айартуна" (Дом арм. иск-ва в Тбилиси, 1921-1932). Центр. место в творчестве Т. занимает опера "Ануш" (либретто автора по поэме О. Туманяна, пост. 1912), впитавшая особенности нар. мелоса, открывшая новое стилистич. направление в арм. муз. т-ре и вошедшая в его репертуар. Т. перевёл на арм. яз. либретто опер "Кармен" и "Риголетто", а также ряда оперетт.

Сочинения: оперы - Ануш (1912, Александрополь, силами любителей; новая ред. 1935, Арм. т-р оперы и балета), Давид-бек (либр, композитора по роману Раффи, 1950, там же); песенная драма Лейли и Меджнун (1915, пост. 1918, Арм. т-р оперетты, Тбилиси); кантата К 15-летию Сов. Армении для хора и орк. (сл. Г. Сарьяна, 1936); Танцевальная сюита для орк. (1946); марши для дух. орк.; для фп. - Сюита из армянских плясок. фантазия Ширак Змрухти и др.; для хора a cappella - кантата Кровавая ночь (посв. памяти 26 бакинских комиссаров, по балладе В. Алазана, 1936), песни на сл. А. Исаакяна (1903, 1906,1907), музыка к спектаклям драм. т-ров - "Гикор" (по О. Туманяну), "Анаит" (по Г. Агаяну), "Намус" ("Честь") А. Ширванзаде, "Давид-бек" и "Самвел" (по Раффи).

Литература: Мелик-Вртанесян К. Е., А. Т. Тигранян, М.-Л., 1939; Тигранов Г., Армянский музыкальный театр, т. 1-2, Ереван, 1956-60; Атаян Р., Мурадян М., Армен Тигранян, М., 1966; Тальян Ш., События, лица, думы..., Ереван, 1973 (на арм. яз.).

Р. А. Атаян.

Тигранян В. А.

Вартан (Вардан) Арменович (21 XII 1906 (3 I 1907), Александрополь, ныне Ленинакан - 7 VIII 1974, Ереван) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). Чл. КПСС с 1951. Сын А. Т. Тиграняна. В 1930-32 занимался в Ереванской консерватории по классу композиции у А. Л. Степаняна, в 1941 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у X. С. Кушнарёва. В творчестве Т. особое внимание уделено муз.-сценич. жанрам. Его произв. отличаются ярким мелодизмом, простотой муз. языка, основанного на нац. фольклоре.

Сочинения: опера - Сос и Вардитер (1957, Арм. т-р оперы и балета, 2-я ред. 1964); оперетты - Большая свадьба (1945, Ереванский т-р муз. комедии), Ширак - моя любовь (1970, там же); муз. комедия - У родника (1949, там же); Торжественная кантата для солистов, хора и орк. (1942, посв. 25-летию Oкт. революции); Танц. сюита для орк. (1943); фп. пьесы, хоры, романсы, песни, музыка для драм. т-ра.

Р. А. Атаян.

Тигранян Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тикоцкий Е. К.

Евгений Карлович (14 (26) XII 1893, Петербург - 23 XI 1970, Минск) - сов. композитор. Нар. арт. СССР (1955). Деп. Верх. Совета БССР 4-5-го созывов. Чл. КПСС с 1948. Учился в Петрогр. ун-те (1914-15), одноврем. в Муз. уч-ще З. Бонч-Бруевич. Участник 1-й мировой войны 1914-18. В 1918-24 в Красной Армии. После демобилизации жил в Белоруссии, с 1934 в Минске (педагог муз. школы, композитор Белорус. радио). В 1944-51 худ. рук. Белорус. филармонии, в 1950-63 пред. правления CK БССР. Один из основоположников жанров оперы и симфонии в белорус. музыке. В творчестве Т. обнаруживается тяготение к программности, к воплощению тероич. образов.

Сочинения: оперы - Михась Подгорный (1939, Белорус. т-р оперы и балета), Алеся (1944, там же; в новой ред. под назв. - Девушка из Полесья, 1953, там же; в окончат. ред. - Алеся, 1967, там же; Гос. пр. БССР, 1968), Анна Громова (1970); муз. комедия - Кухня святости (1931, Бобруйск); героич. поэма Песня о Буревестнике для солистов, хора и орк. (1920; 2-я ред. 1936; 3-я ред. 1944); для орк. -6 симфоний (1927; 1941, 2-я ред. 1944; 1948, с хором, 2-я ред. без хора, до 1955; 1955, 1958, в 3 частях - созидание, Человечность, Жизнеутверждение; 1963, посв. Г. Р. Ширме), симф. поэма 50 лет (1966), увертюра Праздник на Полесье (1953); концерты для инструментов с орк. - для тромбона (1934), для фп. (1954, имеется вариант для фп. и орк. белорус. нар. инструментов); фп. трио (1934); соната-симфония для фп.; для голоса и фп. - песни и романсы; хоры; обр. нар. песен; музыка к драм. спектаклям и фильмам и др.

Литература: Гусин И. Л., Евгений Карлович Тикоцкий, М.-Л., 1965; Hiсневiч С., Яўген Цiкоцкi, Мiнск, 1972; Дубкова Т. A., Симфонii Я. Цiкоцкага, в её кн.: Беларуская симфонiя, Miнск, 1974.

E. А. Соломаха.

Тилинка

Тилинка - телинка, теленка, - молд., рум. и укр. нар. духовой муз. инструмент. Изготовляется обычно из бузины. Представляет собой открытую с обоих концов цилиндрич. трубку без игровых отверстий; длина ок. 500 мм, внутренний диаметр 14 мм, наружный - 18 мм. Прилегающий к губам край верхнего конца сточен под углом 30? для удобства вдувания. Т. отличается пронзительно свистящим звуком, по тембру напоминающим флажолеты. Частично прикрывая нижний конец Т. указательным пальцем правой руки и меняя интенсивность передувания, можно получить натуральный звукоряд от es1. Инструмент распространён в деревенском быту. На Т. исполняется сольный мелодич. голос в танц. и песенных пьесах. Применяется в тарафах. Ныне Т. точного строя и стандартизированных размеров изготовляются в муз. цехе Производств. комбината Мин-ва культуры Молд. ССР.

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 61; А1еxandru T., Instrumentele muzicale ale poporului Romоn, Вuc., 1956.

И. И. Визитиу.

Тиличеева Е. Н.

Елена Николаевна (р. 4(17) XI 1909, Москва) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1952. В 1937 окончила Моск. консерваторию по классу композиции у А. Н. Александрова (ранее занималась у Р. М. Глиэра). В 1937-41 и 1943-47 преподавала в Муз. уч-ще им. M. M. Ипполитова-Иванова в Москве, в 1941-43- в Томском муз. уч-ще. Преимуществ. внимание в творчестве уделяет музыке для детей. Автор разнообразных по тематике и содержанию песен и хоров для детей школьного и дошкольного возрастов. Многие её произв. прочно вошли в репертуар детских хор. коллективов, многочисл. радиопостановки с музыкой Т. составили сб. "Играйте вместе с нами" (М., 1954). Важным методич. материалом для музыкально-воспитат. работы являются сб. Т. "Маленькие песенки" (1961, 1968), а также песни, помещённые в сб-ках "Музыкальный букварь" (М., 1961, 1973) и "Школа хорового пения" (вып. 1-2, М., 1966-71, вып. 1, 1973).

Сочинения: для солистов, хора и орк. - оратория Памяти погибших героев (сл. С. И. Близкого, 1942), кантаты (для детей) Спасибо, родная страна (сл. Л. В. Некрасовой, 1959), Ленин (сл. М. И. Ивенсен, 1960), Пионерский салют героям (сл. Я. А. Халецкого, 1974); для орк. - симфония (1937); камерно-инстр. ансамбли - соната (1938) и пьесы (для детей) для скр. и фп., струн. квартеты (1946, 1956); хoры (a cappella) Родина (1976), Вечерняя песня (1978), Прекрасны вы, поля земли родной (сл. М. Ю. Лермонтова, 1979), хоры с фп., в т. ч. на сл. С. А. Есенина; для голоса и орк. - Новогодние песни (сл. Е. Ф. Трутневой, 1949); для голоса и фп. - романсы на слова рус. и сов. поэтов, циклы песен для детей, в т. ч. О весне (сл. А. А. Кардашовой и Н. П. Найдёновой, 1945), Мишин день на даче (слова Т., 1946), Радуга (слова народные, 1948), Зима (сл. Л. В. Некрасовой, 1947), Календарь (сл. С. Я. Маршака, 1947), Наш день (слова народные, 1953); музыка к драм. спектаклям, радиопостановкам.

Литература: Карышева Т., Творчество, посвященное детям, "МЖ", 1969, No 20; её же, Елена Николаевна Тиличеева, в сб.: Они пишут для детей, вып. 1, М., 1975; Викторов В., Искусство Елены Николаевны Тиличеевой, "Дошкольное воспитание", 1978, No 3.

Т. И. Карышева.

Тильке И.

Тильке И. (Tielke) Иоахим (14 X 1641, Кенигсберг - 19 IX 1719, Гамбург) - нем. мастер смычковых и щипковых инструментов. Учился изготовлению инструментов у своего дяди - Иоганна Т. в Гамбурге. Много путешествовал, в т. ч. по Италии. Изготовлял виолы да гамба, альтовые и дискантовые (сопрановые) виолы, лютни, теорбы, гитары. Создал классически совершенный тип нем. виолы да гамба. Скрипки его работы встречаются крайне редко. Инструменты Т. звучат нежно, негромко; прекрасно выполнены (по стилю напоминают работы кремонских мастеров) и богато декорированы. Корпус у лютен из чёрного дерева и слоновой кости, шейки украшены золотом, серебром и перламутром. Гитары имеют выпуклую заднюю деку. Головки виол выполнены в виде женской или львиной головы и украшены золотом и перламутром, кромка - с накладками из слоновой кости и разл. пород дерева, задние деки иногда полосатые - также из разл. пород дерева. Инструменты Т. прославились необыкновенной роскошью оформления. Этикетки на ранних инструментах написаны от руки, с 1677 - печатные.

Литература: Lьtgendorff-Leinburg W. L. von, Die Geigen- und Lautenmacher vom Mittelalter bis zur Gegenwart, Fr./M., 1922; Ja1oveс К., Enzyklopдdie des Geigenbaues, Bd 2, Praha, 1965.

Б. В. Доброхотов.

Тильман Й. П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тильярд Г. Д. У.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тиманова В. В.

Вера Викторовна (6(18) II 1855, Уфа - 1942, Ленинград) - рус. пианистка и педагог. Игре на фп. училась с 6-летнего возраста у М. Игнатович, в 1863-65 - у Л. К. Новицкого в Уфе, у П. Л. Петерсона в Петерб. консерватории (1865), К. Таузига в Высшей муз. школе в Берлине (1868-70), брала уроки у А. Г. Рубинштейна в Петербурге и у Ф. Листа в Веймаре (1872-73; была одной из его любимых учениц). Конц. деятельность Т. продолжалась ок. 70 лет (1865-1934). Дебютировала в 9-летнем возрасте в Уфе (исполнила концерт В. А. Моцарта, пьесы Ф. Шопена и др.).

Гастрольные турне по странам Европы в 1870-1890-х гг. принесли ей славу одной из лучших пианисток мира. С нач. 1900-х гг. концертировала и преподавала в Петербурге (Петрограде) - на курсах В. П. Рапгофа (1907-20), во 2-м и 3-м муз. техникумах, Ин-те муз. просвещения. Исполнит. иск-во Т. отличалось изяществом и грацией; для неё характерны тщательная отделка деталей, тонкое чувство стиля, блестящая техника (как мелкая, так и крупная - при миниатюрных руках), уверенность. В артистич. облике Т. своеобразно переплетались черты несколько академи- зированного романтизма и салонности. В обширном репертуаре Т. (от соч. Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо до салонных пьес М. Мошковского и И. Падеревского) выделялось исполнение произв. А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, Ф. Листа, клавесинистов, а также виртуозных соч. разл. авторов (в т. ч. "Исламей" Балакирева). Сыграла важную роль в популяризации рус. музыки за рубежом. Иск-во Т. высоко ценили А. П. Бородин и П. И. Чайковский, посвятивший ей "Юмористическое скерцо" для фп. (ор. 19 No 2).

Литература: (Кюи Ц. A.), Музыкальные заметки... Г-жа Тиманова, "С.-Петербургские ведомости", 1871, 26 февр.; его же, Избр. статьи об исполнителях, М., 1957, с. 82-83, 147-148; Чайковский П., Вторая неделя концертного сезона, "Рус. ведомости", 1873, 18 марта, то же, в его кн.: Музыкально-критические статьи, М., 1953, с. 136, смотри также с. 110, 114, 134 и др.; Бородин A., Лист у себя дома в Веймаре, "Искусство", 1883, No 11-12, Воспоминания о Ф. Листе, М., 1953, с. 5, 10, 14, 20-25, 28-31 и др.; Левенсон О., Из области музыки, M., 1885, с. 280; Коптяев A., Тиманова. Из артистических встреч, в кн.: Эвтерпэ, СПБ, 1908; Sсhоnberg H. С., Great pianists, N. Y., 1963, p. 249.

А. П. Яблонский.

Тимофеев Г. Н.

Григорий Николаевич (4(16) VI 1866, Ярославль - 18 III 1919, в поезде, по дороге в Воронеж) - рус. музыковед и муз. критик. Был офицером, в 1889-1902 служил в Гл. артиллерийском управлении в Петербурге (с 1902 в отставке). Учился игре на фп., брал уроки гармонии у Н. А. Соколова. В доме А. Н. Молас сблизился с М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым, В. В. Стасовым; в своей муз.-критич. деятельности придерживался их направления. Чл.-учредитель Об-ва писателей о музыке (1907), чл. правления Нар. консерватории (1908-11). Выступал с лекциями. Сотрудничал в журналах ("РМГ", 1895-99; "Вестник Европы", 1902-13; "Русская мысль", 1908-14, и др.), энциклопедиях ("Новый энциклопедический словарь" Брокгауза и Эфрона, в к-ром помещено св. 30 его статей, "Большая энциклопедия" под ред. С. Южакова) и газетах (постоянный муз. рецензент газ. "Речь", 1906-17). Автор первой биографии А. А. Алябьева (почётный отзыв Академии наук, 1913). Т. принадлежат многочисл. статьи и очерки, преим. о рус. музыке и рус. композиторах, неск. статей, посв. М. А. Балакиреву. Личный архив Т., включающий ок. 340 писем разных композиторов, хранится в Ленингр. публич. б-ке им. M. E. Салтыкова-Щедрина.

Сочинения: Очерк развития русского романса, "РМГ", 1895, No 4-6; Фридерик Шопен. Очерк его жизни и музыкальной деятельности. По прежним и по новейшим (польским) источникам, СПБ, 1899; П. И. Чайковский в роли музыкального критика, "РМГ", 1899, No 29-34; В. В. Стасов. Очерк жизни его и деятельности, "Вестник Европы", 1908, кн. 2-5; Н. А. Римский-Корсаков как летописец своей музыкальной жизни, "Русская мысль", 1909, No 8; Франц Лист, "Вестник Европы", 1911, кн. 10; А. А. Алябьев. Очерк жизни и творчества, М., 1912; А. П. Бородин. Жизнь, творчество, неизданные письма, "Современник", 1912, No 8-9; М. А. Балакирев, "Русская мысль", 1912, No6-7; Жюль Массне, там же, No 12; Даргомыжский и значение его творчества, "Вестник Европы", 1913, кн. 3; Лист и русская музыка, в сб.: Энергия, (т. 3), СПБ, 1914.

Литература: К-в, Г. Н. Тимофеев. (Некролог), "Вестник литературы", 1919, No 6, с. 12; Римский-Корсаков А. Н., Музыкальные сокровища Рукописного отделения Гос. публичной библиотеки им. M. E. Салтыкова-Щедрина, Л., 1938, с. 91-92 (об архиве Т.).

Б. С. Штейнпресс.

Тимофеев Н. А.

Николай Андреевич (25 IV (8 V) 1906, Петербург - 21 XI 1978, Москва) - сов. композитор и педагог. В 1927-31 занимался в Ленингр. консерватории у А. М. Житомирского. В 1931-33 звукорежиссёр кинофабрики. В 1938-40 преподаватель Ленингр. консерватории (полифония), в 1943-50 ст. науч. сотрудник н.-и. кабинета при Моск. консерватории. Автор ряда статей, в т.ч. "Проблема симфонизма Шостаковича и его 8-я симфония" ("Информационный сборник CK СССР", 1945, No 7-8).

Сочинения: муз. комедия Катерина (Солдатская жёнка, 1940, Ленинград); для орк. - симфония (1934, 2-я ред. 1951), Украинская рапсодия (1931), Торжественный марш (1941), Героический марш (1942); вок. циклы, музыка к спектаклям драм. т-ра; музыка к кинофильмам, в т.ч. "Депутат Балтики" (1937), "Профессор Мамлок" (1938), "Хирургия" (по А. П. Чехову, 1939), "Член правительства" (1940), "Ревизор" (по Н. В. Гоголю, 1952).

Тимохин В. И.

Владимир Ильич (р. 19 VI 1929, с. Дмитровка, ныне Кировоградской обл.) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. УССР (1965). Чл. КПСС с 1965. В 1951-55 учился в Московской (у С. П. Юдина) и Ленинградской (у Е. Г. Ольховского) консерваториях, в 1975 окончил экстерном Киевскую консерваторию. С 1953 солист Ленинградского, с 1956 - Укр. т-ров оперы и балета, с 1980 - Укрконцерта. Среди партий - Ленский, Юродивый, Альфред; Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Рудольф ("Богема"), Каварадосси; Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Де Грие ("Манон" Массне), Джеральд ("Лакме"), Лоэнгрин; Андрей ("Запорожец за Дунаем"), Андрий ("Тарас Бульба" Лысенко), Олекса ("Арсенал" Майбороды). Выступает в концертах. 2-е пр. на конкурсе 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1957, Москва), на Междунар. конкурсе вокалистов в Тулузе (1958). Гастролирует за рубежом. С 1975 преподаёт в Киевской консерватории.

Тимошин В. Ф.

Вячеслав Фёдорович (р. 27 III 1929, Астрахань) - сов. артист оперетты (тенор). Нар. арт. РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1976. В 1950 окончил Астраханский пед. ин-т. С 1951 солист армейских ансамблей песни и пляски, с 1956 - Ленингр. т-ра муз. комедии. Исполнил св. 50 разл. ролей, среди них - Тасилло, Рауль, Мистер Икс, Раджами ("Марица", "Фиалка Монмартра", "Мистер Икс", "Баядера" Кальмана), Джим ("Роз-Мари" Фримля и Стотхарта), Граф Данило ("Весёлая вдова" Легара), Браун ("Герцогиня Герольштейнская" Оффенбаха), Генрих Айзенштейн ("Летучая мышь" Штрауса), Янко ("Вольный ветер" Дунаевского), Пабло ("Поцелуй Чаниты" Милютина), Аверин ("Севастопольский вальс" Листова), Левша ("Левша" Новикова), Нелькин, Князь ("Свадьба Кречинского", "Дело" Колкера), Агафон ("Сто чертей и одна девушка" Хренникова), Мэкхит ("Разбитое зеркало", или "Новая опера нищих" Журбина).

Тимпан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тинель Э. П. Ж.

Тинель Э. П. Ж. (Tinel) Эдгар Пьер Жозеф (27 III 1854, Сине, Вост. Фландрия - 28 X 1912, Брюссель) - бельг. композитор, пианист, педагог. Игре на фп. обучался у отца - органиста. В 1863-73 учился в Брюссельской консерватории у А. Майи и Л. Брассена (фп.), Ф. Геварта (композиция), Ж. Дюпона и А. Самюэля (гармония), X. Ф. Куфферата (контрапункт). С 1873 выступал как пианист в Брюсселе, Генте, Антверпене, Ахене, Лондоне и др. В 1877 получил Римскую пр. за кантату "Klokke Roeland". С 1881 директор Ин-та церк. музыки в Мехелене (преемник Н. Ж. Лемменса). С 1889 инспектор муз. школ, с 1896 (одновременно) профессор Брюссельской консерватории по классу контрапункта, с 1909 директор консерватории. С 1910 руководил корол. капеллой. Одно из наиболее значит. хор. произв. Т. - оратория "Franciscus" (1888) имела успех и в др. странах (в т. ч. в 1895 исполнялась на фестивале в Кардиффе). Горячий приверженец традиций И. С. Баха, Т. считал, что церк. музыка будущего должна опираться на его сочинения, однако собств. произв. Т. были присущи черты романской культуры; нек-рые его церк. сочинения носят оперно-театр. характер. Автор работ "Григорианское пение, краткое изложение теории его исполнения" ("Chant grйgorien, thйorie sommaire de son exйcution", Malines, 1890), "Пий X и церковная музыка" ("Pie X et la musique sacrйe") и др.

Сочинения: муз. драмы (религиозные) - Годольева (1897, Брюссель), Катарина (1909, там же), оратория Франциск (для солистов, хора, органа и орк., 1888), Те Deum (для смеш. хора и органа, 1887), Те Deum (для смеш хора, органа и орк, исп. 1901), 5-гол. месса (a cappella, 1892), 150 псалмов (для 4 муж. голосов и органа, 1907); кантаты, 3 симф. картины к пьесе "Полиевкт" Корнеля (1881); камерно-инстр. произв, фп. и орг. пьесы, песни в сопровождении орк, мотеты, песни

Литература: Elst A. van der, Edgar Tinel, Gent, 1901, Tinel P., Edgar Tinel, le rйcit de sa vie et l'exйgиse de ses oeuvres de 1854 а 1886, Bruxelles, 1923; его же, Edgar Tinel, Bruxelles, 1946, Rye1andt, baron, Notice sur Edgar Tinel, "Annuaire de l'Acadйmie royale... de Belgique", 1950, p. 207-15, Mueren Fl. van der, Edgar Tinel, "Musica sacra", 1962, Jahrg 63.

Тинкторис Й.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тиноди Ш.

Тиноди Ш. (Tinodi) Шебештьен (между 1505 и 1510, возможно, комитат Баранья - январь 1556, Шарвар) - венг композитор, поэт и певец Служил в качестве певца-сказителя в домах венг. аристократов, при дворе полководца и гос. деятеля Балинта Тёрёка в Сигетваре (до 1542).

Автор и исполнитель историч. эпических песен, Т. воспевал героич. борьбу венг. народа против тур. завоевателей. В 1554 в Коложваре издан его гл. труд - сб. "Хроники" ("Cronica"; 23 историч. песни). Каждую из эпич. песен-рассказов, состоявших обычно из четырёх 11-, 12- или 13-сложных строк, Т. исполнял на многократно повторявшуюся мелодию, аккомпанируя себе на лютне. Выделяется героич. 4-частная "Песнь о сражении за город Эгер" (за эту песнь в 1553 король Фердинанд I даровал ему дворянское звание; в его гербе - лютня). Едкую сатиру представляет собой песня "О разных пьяницах" (3-дольные танцевальные ритмы, быстрый темп свидетельствуют о зап.-европ. влиянии); гимнич. призывом звучит песнь "Назидание военачальникам". При жизни Т. получил всенародное признание как поэт и певец; неск. мелодий из его "Хроник" вошли в песенники 16-18 вв. Это первые образцы проф. венг. музыки, возникшие на нар. основе и обогащенные зап.-европ. влияниями, но отражавшие и особенности творч. индивидуальности их автора. Иск-во Т. оказало влияние на дальнейшее развитие венг. культуры. Песни Т. изданы в Будапеште в 1859 (Мбtrау G., "Tцrtйneti, bibliai йs gъnyoros magyar йnekek dallamai a XVI. szбzadbуl").

Литература: Szabо1сsi В., Tinуdi zenйje. A Tinуdi-dallamok hasonmasaval es atirataival, "Zenei szemle", 1929, v. 11, No 2; его же, A magyar zenetцrtйnet kйzikцnyve, Bdpst, 1947, 1955 (рус. пер.: Сабольчи Б., История венгерской музыки, Будапешт, 1964, с. 26); Pukбnszy B., Sebestyйn Tinуdi und der deutsche Zeitungsgesang, в сб.: Forschungsarbeiten des Collegium Hungaricum, В., 1937; Csomasz Tуth К., А XVI. szвzad magyar dallamai, Bdpst, 1958.

P. P. Вейс, Ш. Э. Каллош.

Типпетт М.

Типпетт М. (Tippett) Майкл (р. 2 I 1905, Лондон) - англ. композитор и педагог. Учился у Ч. Вуда и Р. О. Морриса (композиция), А. Боулта и М. Сарджента (дирижирование). В 1930-е гг. дирижировал хором и оркестром, участвовал в радиопередачах, в 1940-51 преподавал в "Морли-колледже" в Лондоне. Среди первых значит. произв. - соната-фантазия для фп. и принёсший ему успех концерт для 2 струн. оркестров в духе Г. Ф. Генделя с заключит. мелодией, близкой по характеру к негр. спиричуэлам; их мелодии Т. использовал также в хоралах оратории "Дитя нашего времени" на собств. текст антивоен. содержания (1941). Музыку Т. отличают эмоциональность, динамичность, драм. контрасты светлого и мрачного начал. В соч. 1950-х гг. ("Свадьба в Иванову ночь", концерт для фп. с оркестром) возрастает роль полифонии, ритм и гармония становятся острее. Соч. 1960-х гг. (опера "Царь Приам", 2-я соната для фп.) обнаруживают поиски новых способов разработки материала, формы, сочетаний орк. тембров.

Сочинения: оперы (все на собств. либр.; пост. в Лондоне) - Свадьба в Иванову ночь (The Midsummer marriage, 1955), Царь Приам (1962, Ковентри), Сад-лабиринт (The Knot garden, 1970); для солистов, хора и орк. - оратория Дитя нашего времени (A child of our time, 1941), Видение святого Августина (The vision of Saint Augustin, с лат. текстом, 1965); для орк. - симфонии (1945, 1957, 1972), Маленькая музыка (Little music, для струн. орк., 1946), сюита (1948), конц. фантазия на тему Корелли для струн. орк. (1953), Дивертисмент для камерного орк. (1954), концерт (1963); 2 концерта (для духовых и струнных, 1930; для 2 струн. орк., 1939); для инструмента с орк. - фантазия на тему Генделя для фп. (1941), концерт для фп. (1955); камерно-инстр. ансамбли - квартеты (1935, 2-я ред. 1943; 1942, 1946), прелюдия для духовых, колоколов и ударных (1962), прелюд, речитатив и ария для флейты, гобоя и фп. (1963); Фанфары (Fanfari, для духовых, 1943, 1953), соната для 4 валторн (1955); для фп. - сонаты (1937, 2-я ред. 1942; 1962, 1973); для хора с сопр. - Песня свободы (A Song of liberty, сл. У. Блейка, 1937), Пролог и эпилог (с орк., 1964), кантата Вершина года (Crown of the year, для жен. хора и камерного орк., 1958), сюита Средняя Англия (The Shires suite, с орк., 1965-70), магнификат (с органом, 1962), мотеты; хоры a cappella, б. ч. на библ. сюжеты; также 2 мадригала (1942, 1952); песни для голоса с фп. на сл. П. Б. Шелли, У. Б. Йитса, У. Шекспира и др.

Литературные сочинения: Moving into aquarius, L., (1959).

Литература: Michael Tippett. A symposium on his 60th birthday, ed. by I. Kemp, L., 1965.

И. А. Слепнёв.

Тирана

Тирана (испан. tirana).

1) Андалузский быстрый грациозный танец-песня. Муз. размер 3/8 или 6/8; характерный ритм:

Тирана

Текст Т. оформляется в виде четырёхстрочных куплетов (copias), между к-рыми может располагаться варьируемый инстр. отыгрыш (estribillo). T. исполняется гл. обр. в сопровождении гитары; в танце принимают участие женщины и мужчины. В 18-19 вв. Т. широко использовалась в тонадильях, операх; с кон. 18 в. она занимает место сегидильи в финале тонадильи. К Т. обращались мн. композиторы, работавшие в театр. жанрах, - Б. де Ласерна, В. Мартин-и-Солер, Дж. Меркаданте, Э. Гранадос и др. Образцы Т. приведены в изданиях: Preciso, "Colleccion de Coplas", Madr., 1799; Zamacola J., "Colleccion de las mejores coplas de seguidielas, tiranas y polos", Madr., 1805; Осon E., "Cantos Espaсoles", Madr., (б. д.).

Тирана

Тирана неизвестного автора.

2) Распространённая в Бразилии разновидность трудовой песни, происходящая с Азорских островов.

Литература: Александрова В., Испанские народные танцы, Л., 1959; Hamilton M. N., Music in eighteenth century Spain, Urbana, 1937.

Т. С. Кюрегян.

Тирата

Тирата (итал. tirata, букв. - вытягивание; франц. tirade, также coulade, нем. Zug, Anlauffigur) - в музыке украшение в виде гаммаобразного диатонич. восходящего или нисходящего пассажа между двумя выдержанными звуками по образцу диминуции (3), а также форшлага из неск. звуков. Т. широко использовалась начиная с 17 в. Нередко она импровизировалась певцами и инструменталистами, в др. случаях выписывалась композиторами в нотах. Иногда Т. условно обозначалась знаком

Тирата

. Впервые понятие "Т." встречается в работах Дж. Б. Бовичелли (1594), затем М. Преториуса (1619). Нем. муз. теоретики В. Принц и И. Г. Вальтер отмечали неск. типов Т. В "Музыкальном словаре" Вальтера их четыре: mezza - половинная Т., пассаж в объёме кварты, квинты; defective - неполная Т., превышает квинту, но не достигает октавы; perfecta - полная, октавного диапазона T.; aucta, или excedens, - увеличенная, или превышающая границы, - выходит за пределы октавы. И. Маттезон описывал также T. piccole - малую, в объёме терции в противоположность T. maggiori, или grosse, - большой.

Один из характерных случаев применения Т. - в медленной вступит. части т. н. франц. увертюр и в произв., написанных по их типу (см. пример в колонке 532, вверху).

В музыке эпохи барокко Т. часто понималась как музыкально-риторич. фигура, с к-рой связывались опредeл. образные представления, основанные на таких значениях слова Т., как "стрела", "выстрел". Это зафиксировано в "Правилах композиции" Вальтера, "Совершенном капельмейстере" Маттезона и др. работах.

Тирата

И. С. Бах. Сюита для клавира (1700-1703).

В муз. произв. Т. нередко использовалась в связи с соответствующими словами текста ("бежать", "стрелять", "бросать" и т. п.). Так, в "Библейских сонатах" И. Кунау, снабжённых комментариями, Т. применена на словах "бросается камень в лоб гиганту":

Тирата

И. Кунау. "Библейская соната" No 1 (1700).

О. И. Захарова.

Тирольен

Тирольен (франц. tyrolienne, букв. - тирольская; нем. Tyrolienne, также Tirolienne, tiroler Lдndler, итал. tirolese, испан. tirolesa).

1) Оживлённая трёхдольная песня-танец с ритмом

Тирольен

родственная лендлеру и вальсу. Распространённый в тирольских и баварских Альпах, Т. поётся в характерной для этих мест манере йодль.

2) Название балетных номеров и салонных пьес, имитирующих простодушные танцы альпийских горцев. Получили распространение в разных странах с 19 в. Примером Т. может служить хор тирольцев из 3-го д. оперы Дж. Россини "Вильгельм Телль".

Тирольен

Дж. Россини. Хор тирольцев из 3-го действия оперы "Вильгельм Телль" (No 15).

Редким образцом Т. в музыке 20 в. является "Тирольский вальс" из "Сельских сцен" для фп. Пуленка.

Т. С. Кюрегян.

Титлуз Ж.

Титлуз Ж. (Titelouze) Жан (1563 или 1564, Сент-Омер - 24 X 1633, Руан) - франц. органист и композитор. По нек-рым данным, по национальности англичанин. Основоположник франц. орг. школы, Т. был широко известен как исполнитель, а также эксперт по органостроению, преподаватель игры на органе, теории музыки и композиции. С 1585 органист церкви Сен-Жан в Руане, с 1588 до конца жизни - руанского собора Нотр-Дам. В 1610 принял духовный сан каноника. В течение ряда лет руководил руанскими муз. празднествами, участвовал в поэтич. состязаниях (1613-30). Опубликовал 2 сборника пьес, созданных специально для органа (а не для любого из клавишных инструментов, как было принято ранее), в расчёте на технич. и красочные возможности инструмента. Т. принадлежат также хор. произв. (в т. ч. 2 мессы - 4- и 6-голосная). Хорошо зная творчество полифонистов Англии (П. Филипса, Дж. Булла), Италии (Дж. Фрескобальди), Испании (А. де Кабесона), Т. был творчески связан с современными ему парижскими органистами - Ф. Бьенвеню, Ла Баром ("органистом короля") и др. Последователями композиторских принципов Т. были Л. Куперен, Ф. Робердей, создавшие свои орг. произв. в 1660-х гг.

Сочинения: Hymnes de l'йglise pour toucher sur l'orgue avec les fugues et recherches sur leur plain-chant, P., 1623; Magnificat ou cantique de la vierge pour toucher sur l'orgue suivant les huit tons de l'йglise, P., 1626 (переизд. в сб.: Archives des maоtres de l'orgue, v. 1, йd. A. Guilmant et A. Pirro, P., 1898).

Литература: Pirro A., Les organistes franзais du XVII siиcle, Jehan Titelouze, confйrence du 24 mars 1898, P., 1898; Werrа E. von, J. Titelouze, в кн.: Kirchenmusikalisches Jahrbuch, (Bd) 25, Regensburg, 1910; Gastоuй A., Note sur la'gйnйalogie et la famille de l'organiste Titelouze (1563-1633), "Revue de musicologie", 1930, t. 11, No 35; Vanmaсke1berg M., Autour de Jehan Titelouze, в кн.: Recherches sur la musique franзaise classique, v. 4, P., 1964.

Л. И. Ройзман.

Титов А. Ф.

Александр Фёдорович (12 (24) III 1895, Москва - 13 VI 1967, там же) - сов. композитор, пианист и педагог. В 1920 окончил Моск. консерваторию у К. Н. Игумнова (фп.; занимался по композиции у M. M. Ипполитова-Иванова, по инструментовке у С. Н. Василенко). Позже брал уроки у К. А. Киппа (фп.). В 1916-30 преподавал в муз. техникумах и школах Москвы, в 1919-41 руководил самодеят. хор. коллективами.

Сочинения: оратория К фабрикам и заводам; кантаты, в т.ч. Полтава (по А. С. Пушкину, 1917), Тридцать (сл. С. А. Есенина, 1932), Ветер (сл. В. А. Лугового, 1934), Слава народу (сл. М. В. Исаковского, 1948); пьесы для фп.; для хора с фп. - Москва советская (1948) и др.; хоры a cappella; романсы на сл. А. С. Пушкина, А. А. Блока, А. Белого, Есенина; песни, в т.ч. Люблю тебя, моя Россия, Левый марш (сл. В. В. Маяковского), и др.

Титов В. П.

Василий Поликарпович (ок. 1650 - вероятно, 1710) - рус. композитор, государев певчий дьяк. Служил в Москве. В совершенстве владел композиторской техникой партесного пения, был одним из первых мастеров хор. музыки этого стиля. Для произв. Т. характерны насыщение мелодич. линии орнаментикой, широкое использование имитаций и секвенций, разнообразные эффекты хор. звучания. Среди его соч. - партесные концерты, обедни, всенощные, широко известное "Многолетие", псальмы. Одно из вершинных произв. Т. - концерт в честь победы под Полтавой ("Рцы нам ныне"). Написал музыку к "Псалтыри рифмованной" Симеона Полоцкого (после 1682), а также к его сб. "Месяцеслов".

Литература: Протопопов В. В., Творения Василия Титова, выдающегося русского композитора второй половины XVII - начала XVIII вв., в сб.: Musica antiqua, III, Bydgoszcz, 1972; Музыка на Полтавскую победу. Составление, публ., исследование и коммент. Вл. Протопопова, М., 1973 (Памятники рус, муз. культуры, вып. 2).

Титовы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Титта Руффо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Титтель Э.

Титтель Э. (Tittel) Эрнст (26 IV 1910, Штернберк, Моравия - 28 VII 1969, Вена) - австр. муз. теоретик, композитор и органист. Учился в Вене в Академии музыки и сценич. иск-ва и в ун-те. С 1933 был органистом францисканской церкви в Вене, с 1936 преподавал муз.-теоретич. дисциплины (в т.ч. вёл класс сочинения церк. музыки) в Венской академии музыки и сценич. иск-ва (с 1954 профессор), с 1965 вёл также курс церк. музыки в Венском ун-те. Автор более 25 месс, реквиема(1969), "Священной симфонии" ("Symphonia sacra", 1939).

Сочинения: Der neue Gradus, Bd 1-2, W. - Mьnch., 1959; Harmonielehre, Bd 1-2, там же, 1965; Wiener Musiktheorie von Fux bis Schцnberg, в сб.: Beitrдge zur Musiktheorie des 19. Jahrhunderts, Regensburg, 1966; Geschichte der Katholischen Kirchenmusik, в кн.: Krieg Fr., Katholische Kirchenmusik, W., 1954.

Тихачек Й. А.

Тихачек Й. А. (Tichatschek, Tichacek) Йозеф Алоис (11 VII 1807, Теплице, близ г. Броумов - 18 I 1886, Блазевиц, близ Дрездена) - чеш. певец (тенор). Сын бедного ткача, музыканта-любителя, Т. первоначально учился музыке у отца. В юности пел в церк. хоре. В 1827 поступил в Военно-медицинскую академию в Вене. С 1830 хорист венского "Кернтнертортеатра"; в этот период брал частные уроки пения у итал. педагога Дж. Чиччимары. В 1834-38 солист оперного т-ра в г. Штирски-Градец (Чехия). В 1837 с огромным успехом выступил на оперной сцене в Граце (Австрия). С 1839 ведущий солист Придв. оперы в Дрездене, где нередко был партнёром В. Шрёдер-Девриент. В Дрездене сблизился с Р. Вагнером, был первым исполнителем заглавных партий в его операх "Риенци" (1842; Т. во многом способствовал успеху оперы) и "Тангейзер" (1845). В 1861 ушёл на пенсию, но периодически выступал до 1872.

Т. обладал сильным голосом красивого тембра, высокой культурой исполнения, привлекательной сценич. внешностью. Современники (в т. ч. Г. Берлиоз, Р. Вагнер, А. Н. Серов) отмечали его редкую музыкальность. В обширный оперный репертуар Т. входили как героич., так и лирич. партии. С 1850 гастролировал во многих нем. городах, а также в Великобритании, Швеции, Нидерландах и др.

Литература: Wagner R., Mein Leben, в изд.: Sдmtliche Schriften, Bd 13-15, Lpz., 1914, отд. изд. Mein Leben, Mьnch., 1963 (рус. пер. в изд.: Вагнер R., Моя жизнь. Мемуары. Письм. Дневники, т. 1-4, СПБ, 1911-12); его же, Sдmtliche Briefe, Bd 1-3, Lpz., 1967-75; Fьrstenau M., J. Tichatschek, Dresd., 1868; Schnoor H., Dresden. 400 Jahre deutsche Musikkultur, Dresd., (1948).

B. H. Егорова.

Тихомиров Г. В.

Георгий Владимирович (14(27) XII 1913, Москва - 13 II 1967, там же) - сов. композитор. В 1933-36 обучался в Моск. консерватории у М. Ф. Гнесина и А. Н. Александрова (композиция), в 1938 окончил Ленингр консерваторию по классу композиции у M P. Гнесина (инструментовку проходил у Д. Д. Шостаковича), в 1941 - там же аспирантуру (рук. M. P. Гнесин). В 1941-42 хормейстер Карельского фронтового ансамбля песни В 1948-56 преподаватель Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных В 1956-67 зав. редакцией нар. инструментов изд-ва "Советский композитор". Особое место в творчестве Т. занимают произв. для рус. нар. инструментов. Эти сочинения характеризуются поиском новых тембровых сочетаний, богатством гармонии. Многие из них основаны на фольклорном материале.

Сочинения: оперы - Скоморохи (1939), Надежда Дурова (1945), Иван Пересветов (1954, монтаж, ансамбль ВТО; окончат. ред. 1958); для солистов, хора и орк. - сюита-кантата 1812 год (1944), оратория Кремль (cл. С. M. Городецкого, 1947); для орк. - симфония (1962), Весенняя сюита (1956), Карельская поэма (1958), цикл пьес Чёрная Африка, Арабский Восток, Индонезия, Латинская Америка, Куба (1961), Средняя Азия (три пьесы, 1963), для духового орк. - В походе (1959), для орк. рус. нар. инструментов - симфониетта на темы песен донских казаков (1949), сюита Народные напевы (1948), Героическое сказание (Алтайское, 1948), Наигрыш (1948), Мордовская протяжная (1948), пьеса на 2 белорус. темы (1951), Весенняя поэма (1952), Вступление и шествие (1952), Вечер в колхозе (1958), Сибирская увертюра (1960), 4 пьесы на карельские темы (1960), Пастуший наигрыш (1961), 8 пьес (1962); для балалайки и орк. рус. нар. инструментов - Белорусская плясовая (1952), Каприччо (1962), для хора и орк. рус. нар. инструментов - 6 рус. нар. песен (1943), В смоленских лесах (слова народные, 1952), Главная улица (сл. Д. Бедного, 1959); камерно-инстр. ансамбли - сюита на темы инд. и негр. песен для флейты и фп. (1945), Славянская сюита для кларнета, скр. и фп. (1949), 2 рус. нар. песни о Москве (Историческая и Фабричная) для секстета 4-струнных домр (1952), фп. пьесы, пьесы для баяна, домры и др. нар. инструментов, песни на слова сов. поэтов, обр. рус. нар. песен.

Литературные сочинения: Беседы с самодеятельными композиторами. Беседа первая. Мелодия и аккомпанемент, M., 1957, 1963; Инструменты русского народного оркестра, M., 1958, испр. и доп., 1963; Элементы композиторской техники, M., 1964.

М. M. Яковлев.

Тихомиров Р. И.

Роман Иринархович (р. 24 VI (7 VII) 1915, Саратов) - сов. оперный режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1973). Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1967). Чл. КПСС с 1945. В 1945 окончил ф-т муз. режиссуры Ленингр. консерватории у Э. И. Каплана (занимался также по классу скрипки). С 1928 работал в оркестрах как скрипач. В 1946 дебютировал как оперный режиссёр ("Волк и семеро козлят" Коваля, Оперная студия Ленингр. консерватории). Был муз. рук. ряда т-ров и муз. коллективов Москвы и Ленинграда, режиссёром киностудий "Ленфильм" (1944-48), "Мосфильм" (1959-62) и др. В 1952-57 гл. режиссёр Новосибирского, в 1962-77 - Ленингр. т-ров оперы и балета. Осуществил первые пост. ряда опер сов. композиторов, в т.ч. "Кавалер Золотой звезды" Бирюкова (1954), "Октябрь" Мурадели (1963), "Оптимистическая трагедия" Холминова (1966), "Тихий Дон" ("Григорий Мелехов") Дзержинского (1967), "Интервенция" Успенского (1972), "Леопард из Сагдианы" Акбарова (1977), "Ураган" Гроховского (1978). Среди др. пост. - оперы "Хованщина" (1952), "Чародейка" (1954), "Иван Сусанин" (1975), "Трубадур" (1953); "Банк бан" Эркеля (1954, 1-я пост. в СССР, Новосибирский т-р оперы и балета), "Лоэнгрин" (1962); "Сила судьбы" (1963, 1-я пост. в СССР, Ленингр. т-р оперы и балета); "Питер Граймс" Бриттена (1965), "Бенвенутто Челлини" Берлиоза (1968, 1-я пост. в СССР, Ленингр. Малый т-р оперы и балета); "Лючия ди Ламмермур" (1971), "Борис Годунов" (1981). Как сценарист и режиссёр экранизировал оперы "Евгений Онегин" (1959), "Пиковая дама" (1962), "Князь Игорь" (1971) и др. Осуществил ряд массовых театрализован. представлений в Кремлёвском Дворце съездов и на разл. стадионах. В 1980 поставил в МНР оперу "Евгений Онегин". В 1949-52 преподавал в ГИТИСе им. А. В. Луначарского и Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных, с 1962 профессор, зав. кафедрой муз. режиссуры Ленингр. консерватории. Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1974).

Тихон Макарьевский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тихонов А. В.

Анатолий Васильевич (р. 20 IV 1932, Москва) - сов. исполнитель на балалайке. Нар. арт. РСФСР (1978). Чл. КПСС с 1964. В 1966 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у А. С. Илюхина. С 1952 солист Гос. рус. нар. оркестра им. Н. П. Осипова. Для игры Т. характерны исполнит. культура и технич. мастерство. В его репертуаре произв. рус., сов. и заруб. композиторов. Осуществил переложения для балалайки произв. др. комцозиторов. В 1967-76 преподавал в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных. 1-я пр. на конкурсе 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957). Гастролирует за рубежом.

Тихонов П. И.

Павел Ильич (15(27) II 1877, Петербург - 23 III 1944, Москва) - сов. певец (бас), педагог. Засл. деят. иск-в БССР (1940). В 1900 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та, в 1903-04 брал уроки пения у С. И. Габеля. В 1918 окончил Одесскую консерваторию, в 1923-24 занимался в Оперной студии К. С. Станиславского в Москве. С 1905 солист оперы петерб. Нар. дома, в 1907-11 пел в оперных т-рах Киева и Одессы, в 1911-17 и 1919-28 - в Большом т-ре в Москве (в 1917-19 выступал в Одессе). Обладал ровным во всех регистрах голосом мягкого сочного тембра, владел иск-вом сценич. перевоплощения. В репертуаре Т. были 93 оперные партии, в их числе - Сусанин, Фарлаф, Мельник, Борис Годунов, Кончак, Олоферн, Досифей; Мамыров ("Чародейка"), Рене ("Иоланта"), Собакин ("Царская невеста"), Царь Салтан ("Сказка о царе Салтане"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Марсель и Сен-Бри ("Гугеноты"), Рамфис ("Аида"), Вотан ("Золото Рейна", "Валькирия"), Мефистофель и др. Был партнёром Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой, Д. А. Смирнова, К. Г. Держинской, Н. А. Обуховой, В. Р. Петрова, Л. Ф. Савранского, С. И. Мигая. Выступал как камерный певец. Один из основателей Оперной студии Большого т-ра (1918), занимался муз.-просвет. работой, организовал ряд хор. кружков в рабочих клубах Москвы. Участвовал в научно-методич. работе ГИМНа. Педагогич. деятельность начал в 1924. В 1928-33 доцент вок. ф-та Моск. консерватории, в 1933-41 профессор и декан вок. ф-та Белорусской консерватории (Минск), в 1941-44 руководил вок. ф-том объединённой Моск. и Саратовской консерваторий. Среди учеников - В. И. Борисенко, С. Ю. Друкер, Р. В. Млодек. Подготовленный к печати труд Т. "Методология пения", как и др. его научно-методич. работы, сгорел во время бомбардировки Минска гитлеровцами. Доклад Т. "Опора звука" опубликован в кн. "Сборник докладов, прочитанных членами секции на Первой Всероссийской конференции вокальных учёных и педагогов" (М., 1926).

Литература: Иванов-Борецкий М., Пять лет научной работы Гос. института музыкальной науки (ГИМНа) 1921-1926, М., 1926, с. 41-42; Левик С., Записки оперного певца, М., 1955, с. 57.

К. П. Тихонова.

Тиц А. Ф.

Диц (Titz, Tietz, Dietz, Dietzsch) Август Фердинанд (Антонио Фердинанд) (1742, Нюрнберг - 25 XII 1810 (6 I 1811), Петербург) - скрипач и композитор. По национальности немец. Славился как камерный исполнитель, был известен также как виртуоз на виоль д'амур. С 17-летнего возраста играл в капелле церкви Санкт-Зебальд в Нюрнберге; с 1762 капельмейстер оркестра Венской оперы, где познакомился с К. В. Глюком. Нек-рое время обучался композиции под рук. Й. Гайдна. В Вене опубликовал первые камерные произв. С 1771 жил в России, служил в имп. придв. т-ре в Петербурге в качестве композитора, камер-музыканта и скрипача оркестра. Пользовался особым расположением Екатерины II; обучал игре на скрипке будущего императора Александра I, участвовал в придв. концертах. Во 2-й пол. 90-х гг. Т. уехал в Дрезден, где был музыкантом корол. капеллы. Выступал с концертами в Лейпциге, Берлине (1803) и Праге (1809). Т. - автор струн. квартетов, скр. сонат, песен, романсов (в т. ч. "Стонет сизый голубочек" на сл. И. И. Дмитриева). Наибольший интерес представляют его квартеты; выдержанные в классич. форме, они обладают ярко выраженным рус. нац. колоритом.

Литература: Ямпольский И. М., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, ч. 1, М., 1951, с. 302-308; Гинзбург Л. С., История виолончельного искусства, кн. 1-2, М.-Л., 1950-57; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII в., М., 1965; Mооsеr R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siиcle, v. 2, Gen., 1951, p. 179-85.

Т. А. Репчанская.

Тиц М. Д.

Михаил Дмитриевич (24 II (8 III) 1898, Петербург - 12 X 1978, Харьков) - сов. композитор, пианист, педагог. В 1924 окончил Харьковский муз.-драм. ин-т по классам композиции у С. С. Богатырёва и фп. у П. К. Луценко. Занимался по композиции также у Н. Я. Мясковского и Н. С. Жиляева. С 1922 преподавал муз.-теоретич. дисциплины и композицию в Муз.-драм. ин-те (с 1934 - консерватория); с 1935 профессор, в 1943-71 зав. кафедрой теории музыки и композиции Харьковской консерватории (с 1963 - Ин-т иск-в). Среди его учеников - комп. А. А. Жук, Л. Н. Колодуб, П. Д. Гайдамака, В. В. Сечкин, Л. Н. Булгаков, музыковеды Т. С. Кравцов, В. Н. Золочевский. Выступал как солист и ансамблист. В 1940-48 чл. правления CK Украины. Автор ряда муз.-теоретич. работ, в т. ч. "К вопросу о пересмотре основных проблем курса гармонии" (1953, рукопись), "О тематической и композиционной структуре музыкальных произведений" (Киев, 1962, 2 изд. 1972), "Про сучаснi проблеми теорiп музики" (Кипв, 1976), "Учебник полифонии" (1978, рукопись), а также сочинений учебного репертуара для скрипки и фп.

Сочинения: оперы - Перекоп (1939, Укр. т-р оперы и балета), Гайдамаки (1941), обе - совм. с Ю. С. Мейтусом и В. П. Рыбальченко; кантата - Песня Красной конницы (на сл. Т., 1936); для орк. - Комсомольская увертюра (1932); Поэма-концерт для фп. с орк. (1946); камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. Дума для влч. и фп. (1954), 3 фп. трио (1937-40), фп. квартет (1954), 3 струн. квартета (1950, 1956, 1969) и др.; для фп. - 2 сонаты (1924, 1927), 5 сонатин (1955-62), 3 полифонич. сюиты (1956-74); хоры, романсы, песни, обр. нар. песен, музыка к драм. спектаклям.

Литература: Гусарова О., Старейший композитор Харькова, в сб.: Вопросы искусствознания (Научные и методические работы Харьковского института искусств), вып. 1, Хар., 1969; её же, Вокальна творчiсть М. Тiца, в сб.: Украпнське музикознавство, (вип.) 9, Кипв, 1974; её же, Визначний вчений, педагог, композитор, там же, (вип.) 13, Кипв, 1978.

О. В. Гусарова.

Тищенко Б. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тиярдович И.

Тиярдович И. (Tijardovic) Иво (18 IX 1895, Сплит - 19 III 1976, Загреб) - хорв. композитор, муз.-обществ. деятель и театр. художник. Учился в Сплите, затем у А. Ишпольда в Вене. Работал художником и дирижёром в Сплитском т-ре (1922-29), руководил его муз. частью (1933-39), затем худ. рук. этого т-ра (1939-41). Возглавлял Хорв. нац. т-р в Загребе (1945-1949), оркестр Загребской филармонии (1949-54). Пред. Союза композиторов Хорватии (1945-47). В своём творчестве Т. использовал муз. фольклор Адриатич. побережья. Наиболее известны его оперетты (7), в т.ч. "Маленькая Флорами" ("Mala Floramye", 1926), "Сплитская акварель" ("Splitski akvarel", 1928), а также оперы "Трубы на Адриатике" ("Dimnjaci uz Jadran", 1951), посв. событиям нар.-освободит. движения 1941-1945 (был его участником), "Марко Поло" (1955) и "Диоклетиан" (1963). Среди др. соч. - балет "Партизанское коло" ("Partizansko kolo", 1945, Сплит), кантата "Плач матери над мёртвым сыном" ("Plac majke nad mrtvim sinom", 1964), 2 программные орк. увертюры (1956, 1964), инстр. пьесы, хоры, массовые песни.

Литература: Rlamenас J. В., I. Tijardovic, Split, 1954; Kovacevic K., Hrvatski kompozitori i njihova djela, Zagreb, I960, s. 487-93; его же, The history of Croatian music of the 20th century, Zagreb, 1967.

Ткач З. М.

Злата Моисеевна (р. 16 V 1928, Кишинёв) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1974). В 1952 окончила Кишинёвскую консерваторию у Л. С. Гурова. С 1963 преподаёт композицию в Ин-те иск-в им. Г. Музическу. Пишет гл. обр. музыку для детей.

Ткач З. М.

Сочинения: оперы (детские) - Коза с тремя козлятами (1966; 2-я ред. 1971), Голуби в косую линейку (1974); балет Андриеш (1980); для голосов, хора и орк. - кантаты Песня о Днестре (сл. Э. В. Лотяну, 1957), Город, дети, солнце (сл. В. Г. Телеукэ и А. И. Чиботару, 1962), Ленин (сл. В. Т. Галайку, 1969), Пионеры (сл. Галайку, 1974), цикл 6 детских песен (сл. Г. Н. Виеру, 1964), поэма Память (1977); для орк. - Детская сюита (1963), триптих Суровый напев (1975); концерт для скр., струнных и литавр (1971); пьесы для скр. и фп.; соната для альта и фп. (1976); хоры; романсы; музыка к спектаклям кукольного т-ра.

Литература: Кочарова Г., Злата Ткач, Киш., 1979.

Ткаченко Н. А.

Нинель Александровна (р. 21 XI 1928, Харьков) - сов. певица (драм. сопрано). Нар. арт. СССР (1964). Чл. КПСС с 1972. В 1958 окончила Харьковскую консерваторию по классу пения у Т. Я. Веске. С того же года солистка Оперной студии Киевской консерватории, с 1960 - Львовского, с 1962 - Белорусского, с 1968 - Одесского т-ров оперы и балета. Голос Т. сильный и ровный, тёплого грудного тембра. Выразительность и искренность - отличит. черты исполнит. иск-ва Т. Партии: Татьяна, Лиза, Ярославна, Наташа; Кассандра ("Орестея" Танеева), Тоска, Аида; Леонора ("Трубадур"), Дездемона; Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Мавка ("Лесная песнь" Кирейко), Софья ("Пётр I" Петрова), Марина ("Октябрь" Мурадели), Любка ("Семён Котко" Прокофьева) и др. Ведёт обширную конц. деятельность. Гастролирует за рубежом. В 1976 исполнила партию Абигайль в опере "Набукко" Верди на Междунар. фестивале оперного иск-ва в Сегеде (Венгрия).

Литература: Черкашина M., Голоса молодых, "СМ", 1964, No 11.

В. И. Зарубин.

Предыдущая страница Следующая страница