Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТЕМ"-"ТИБ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 4, "ТЕМ"-"ТИБ")

Темянка Г.

Темянка Г. (Temianka) Генри (р. 19 XI 1906, Гринок, Шотландия) - англ. скрипач и педагог. Учился игре на скрипке у К. Блица в Роттердаме, затем у В. Хесса в Берлине и Ж. Бушри в Париже. Совершенствовался у К. Флеша в Муз. ин-те Кёртис в Филадельфии (1926-30). В 1935 участвовал в Междунар. конкурсе им. Г. Венявского в Варшаве (3-я пр). Выступал как солист в США, Канаде, во многих европ. и вост. странах с лучшими оркестрами (в т. ч. амстердамским "Консертгебау") под упр. крупнейших дирижёров - Дж. Барбиролли, А. С. Боулта, Дж. Селла, Ф. Рейнера, О. Клемперера, Д. Митрополуса и П. Монтё; гастролировал в СССР (1935-36). Организовал камерный оркестр в Лондоне (1936), возглавлял "Паганини-квартет" (1946-66), выступавший (с 1942) в разных городах США; квартет исполнил мн. произв. совр. композиторов. Совм. с др. членами квартета опубликовал ряд произв. классич. квартетной лит-ры в новых редакциях. Игра Т. отличается виртуозностью, серебристым звуком, в его интерпретациях преобладают черты романтич. стиля. В 1960-65 вёл класс скрипки в ун-те в г. Санта-Барбара, в 1964-74 - в ун-те в г. Лонг-Бич (шт. Калифорния). В кон. 50-х гг. обратился к дирижёрскому иск-ву. Выступал с Лос-Анджелесским филармонич. оркестром (1958-60), камерным оркестром Калифорнии; основал там камерный оркестр "Маленькая симфония", с к-рым гастролировал в 1960-1961 и 1964 (дал 40 концертов в городах США).

Литературные сочинения: Facing the music, N. Y., 1973.

Литература: Ямпольский И., Концерт Генри Темянки, "СМ", 1935, No 6; Арреlbaum Samuel and Sada, The Way they play, book 4, Neptune City, 1975, p. 160-203.

В. Ю. Григорьев.

Тендуччи Д. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тенор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тео

Статья большая, находится на отдельной странице.

Теодоракис М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Теодорини Е.

Теодорини Е. (Teodorini, Theodorini) Елена (25 III 1857, Крайова - 27 II 1926, Бухарест) - рум. певица (меццо-сопрано), вок. педагог. Род. в семье известных артистов. В 1876 окончила Миланскую консерваторию по классам фп. у Р. Ратти и пения у А. Санджованни. В 1877-79 совершенствовалась в Бухаресте у Дж. Штефэнеску. Дебютировала в 1879 в миланском т-ре "Даль Верме" (в партии Маргариты). В том же году впервые выступила в бухарестском Нац. т-ре (в составе итал. оперной труппы; партия Де Конде в опере Г. Доницетти "Мария ди Роган"). Т. - первая рум. оперная артистка, выступавшая в течение мн. лет в т-ре "Ла Скала" (Милан; 1880-83, 1893-94, 1901 и др.; дебютировала в партии Маргариты). Сильный голос необычайно широкого диапазона, позволявший Т. с равным успехом петь партии сопрано, меццо-сопрано и контральто, яркий темперамент, выдающееся сценич. дарование и вок. мастерство принесли Т. мировую известность. Особенно ей были близки драм. и трагедийные образы. Среди партий - Розина (в оригинальной версии), Кармен; Джоконда ("Джоконда" Понкьелли), Аида, Амнерис; Оскар и Амелия ("Бал-маскарад"), Урбан и Валентина ("Гугеноты"), Норма и Адальжиза ("Норма"), Маргарита ("Фауст" Гуно, "Мефистофель" Бойто), Азучена и Леонора ("Трубадур"), Рахиль ("Дочь Кардинала" Галеви), Дездемона. Пела во мн. странах Европы (Португалия, Австрия, Италия, Франция и др.) и Лат. Америки, неоднократно в России (Петербург, Москва). Вместе с Дж. Штефэнеску принимала активное участие в формировании первой рум. постоянной оперной труппы, с к-рой выступала в Румынии в 90-е гг. В 1904 оставила сцену. Т. была одним из лучших вок. педагогов своего времени. С 1902 вела спец. курсы вок. мастерства в разных городах (Милане, Бухаресте, Париже, городах Лат. Америки), была профессором консерваторий в неск. странах. В 1925-26 преподавала пение и оперное мастерство в Бухарестской консерватории. Автор инструктивных трудов по иск-ву пения.

Сочинения: El arte del canto y su ensenanza, В. Aires, 1909; Ejercicios de solfeo cantando para las clases corales elementales compuestor por M-me Elena Theodorini, В. Aires, 1909.

Литература: De1uсhi В., Madame Hйlиna Theodormi, B. Aires, 1912; Cosma V., Cоntareata Elena Teodorim, (Buc.), 1962; Gatti C., Tintоri G., Il teatro alla Scala, v. 1-2, Mil., 1964

P. Э. Лейтес.

Теорба

Теорба (франц. theorbe, teorbe, от итал. tiorba; нем. Theorba, англ. theorba) - струн. щипковый инструмент. Т. - одна из басовых разновидностей лютни с двумя шейками, носящих общее назв. "архилютня" (итал. arciliuti, нем. Erzlaute); известна со 2-й пол. 16 в. Эти разновидности возникли в результате расширения басового регистра лютни. Появление дополнит. басовых струн на лютне требовало и расширения грифа, однако, чтобы обхватить гриф рукой, нельзя было значительно увеличивать его в ширину, поэтому басовые струны были вынесены за пределы грифа и сделались бурдонными. Для их натяжения понадобилась вторая головка, приклеенная сбоку осн. головки у т. н. лютни-Т. (liuto-attorbato) или завершающая вторую шейку. У римской Т. (tiorbo Romano), или т. н. китаррона, длинная вторая шейка была прямым продолжением первой, выходила из её головки и наверху имела изгиб. У падуанской Т. (tiorbo Paduano), или собственно Т. (tiorbo), короткая вторая шейка была S-образным продолжением первой и вторая головка находилась сбоку. В 17 - нач. 18 вв. Т. была распространена не только в Италии, но и в Англии. Т. - ансамблевый инструмент, на ней аккомпанировали пению, служила и для исполнения basso continue Итал. комп. А. Агадзари в трактате "О высоком звучании баса" ("Del sonare sopra il basso", 1607) указывал, что на архилютне играют аккорды continuo в тихой музыке или орнаментируют ср. голоса в громкой. В 1614-16 появились 3 сборника с табулатурами для Т. комп. П. П. Мелли, затем 12 сонат для Т. и basso continuo Дж. Питони в сб. "Табулатура для теорбы" ("Intayolatura di tiorba", 1669). Позднее в Париже теорбистом X. Гренерином издана "Книга о теорбе" ("Livre de thйorbe") с произв. для Т. и указателями к расшифровке генерал-баса. Т. не соответствовала новым исполнит. требованиям и была менее приспособлена к новым акустич. условиям больших зданий эпохи барокко; возможно, поэтому к сер. 18 в. она вышла из употребления (последний исполнитель на Т. упоминается в качестве члена Венской капеллы в документах 1755).

Теорба

Литература: Praetorius M., Syntagma musicum, Bd 1-3, Wittenberg, 1615-19; то же, в изд.: Gesamtausgabe der musikalischen Werke von M. Praetorius, Bd 1-21, Wolfenbьttel-В., 1928-60; Mace Th., Music's monument, L., 1676; Neemann H., Laute und Theorbe als GeneralbaЯinstrumente im 17. und 18. Jahrhundert, "ZfMw", 1934, Jahrg. 16; Jасquоt J., La musique pour luth, в сб.: Report of the 8 congress of the International musicological society, v. 1, Kassel-Basel-L.-N. Y., 1961; Radke H., Wodurch unterscheiden sich Laute und Theorbe?, "Acta musicologica", 1965, v. 37.

Ш. Э. Калош.

Теория музыки

Теория музыки - см. Музыковедение, Элементарная теория музыки.

Теплов Б. М.

Борис Михайлович (9 (21) X 1896, Тула - 28 IX 1965, Москва) - сов. психолог. Действит. чл. АПН РСФСР (1945). Засл. деят. науки РСФСР (1957). В 1914 окончил Тульское муз. уч-ще по классу фп., в 1921 - Моск. ун-т. С 1929 преподавал в Ин-те психологии (в 1933-35 и 1945-52 зам. директора). В 1935-41 профессор кафедры психологии Ин-та повышения квалификации музыкантов-педагогов (Центр. заочный муз.-педагогич. ин-т), с 1941 - Моск. ун-та; заведовал кафедрой логики и психологии в Академии обществ. наук. В 1958-65 гл. редактор журн. "Вопросы психологии". Работа Т. "Психология музыкальных способностей" (М.-Л., 1947) - первый опыт анализа проблемы муз. одарённости, опирающийся на марксистско-ленинскую теорию. Круг охватываемых ею проблем: муз. одарённость, ощущение муз. звука (преим. его высоты и тембра), абсолютный слух, восприятие муз. структур (ладовое чувство, мелодич. и гармонич. слух), слуховые представления (внутр. слух), чувство ритма (в связи с психологией движения). Т. стремился опровергнуть теорию о врождённости музыкального таланта, подтверждая установленное советской муз. психологией положение о воспитуемости муз. слуха (при нормальном состоянии слухового аппарата). Согласно разработанной Т. теории, способности развиваются в процессе деятельности, врождены лишь анатомо-физиологич. предпосылки способностей. Анализируя понятие одарённости, Т. считал неверным ограничивать это понятие одной лишь интеллектуальной сферой; одарённость, по Т., включает в себя особенности личности во всех сферах психики (например, в муз. одарённость входят особенности эмоциональной сферы).

Сочинения: Ощущение музыкального звука, "Ученые записки Гос. научно-исслед. ин-та психологии", т. 1, М., 1940; О музыкальном переживании, в сб.: Институт психологии АН, М., 1945; Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947, в его кн.: Проблемы индивидуальных различий (Избр. работы), М., 1961; Психологические вопросы художественного воспитания, "Известия Академии психологических наук", т. 2, М., 1947, и др.

Теплов Г. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тер-Гевондян А. Г.

Анушаван Григорьевич (24 II (8 III) 1887, Тбилиси - 6 VI 1961, Ереван) - сов. композитор, педагог и муз. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1953). В 1915 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та и Петерб. консерваторию, где учился у А. К. Лядова (гармония), А. К. Глазунова, М. О. Штейнберга (оркестровка), В. П. Калафати (контрапункт), Я. Витола (анализ форм). Преподавал теоретич. предметы в консерваториях Тбилиси (1917-25), Еревана (1926-34 и с 1938 (был директором в 1926-30; с 1938 вёл также класс инструментовки); с 1934 профессор, в 1948-59 зав. кафедрой) и Баку (1934-38; также директор). Разнообразное по жанрам творчество Т.-Г. связано с народно-муз. иск-вом Армении и отличается ладовым своеобразием, изобретательностью ритмики, красочностью оркестровки. Нек-рые его сочинения основаны на разработке фольклорного материала, отчасти им же собранного. Автор брошюры "Рихард Вагнер" (Ер., 1933), "Учебника элементарной теории музыки" (Тифлис (без года), Баку, 1937), статей по вопросам арм., рус. и зап.-европ. музыки.

Сочинения: оперы - Седа (1922), В лучах солнца (для детей, 1949, Арм. т-р оперы и балета); балеты - Невеста огня (1936), Анаит (1941, Арм. т-р оперы и балета); для солистов, хора и орк. - вок.-симф. поэмы Рождение Ваагна (1923), Памяти Ленина (1957), баллада Памяти 26-ти комиссаров (для баса с орк., 1957); для орк. - симфония (1942), поэма Ахтамар (1923), 4 сюиты, в т. ч. Ширакские этюды (1916), рапсодия Раст (1935); марши для дух орк.; пьесы для фп., струн. и дух. инструментов, хоры, романсы, песни; обр. нар. песен; музыка для драм. т-ра.

Литература: Тигранов Г., Армянский музыкальный театр, т. 2, Ер., 1960, стр. 7-28; Гилина Е., А. Тер-Гевондян, Ер., 1962 (на арм. яз.).

А. Г. Будагян.

Терентьев Б. М.

Борис Михайлович (р. 15 (28) I 1913, Одесса) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1965). В 1931 окончил Киевскую консерваторию по классу фп. у Г. Н. Беклемишева, в 1937 - Моск. консерваторию по классу композиции у Р. М. Глиэра (по полифонии занимался у Г. И. Литинского). Работал в Коми АССР и Казахстане, изучал муз. фольклор, писал песни и романсы на тексты нац. поэтов, музыку к спектаклям драм. т-ров. В 1941-45 служил на сев. Воен.-Морском Флоте, создал ряд песен, маршей, музыку к спектаклям т-ра Сев. флота. С Военно-Морским Флотом связаны мн. сочинения Т., написанные для краснофлотских ансамблей и посвященные морякам. В 1963-1979 пред. Муз. фонда СССР. Секретарь CK СССР (с 1979), CK РСФСР (с 1975), пред. Моск. орг-ции CK РСФСР (с 1979). Чл. правления об-ва "Финляндия - СССР" (с 1973).

Автор ок. 200 песен, в т. ч. "Ленин с нами", "Слава флоту", "Песня о бушлате" (сл. Н. Г. Флёрова), "Я море люблю", "Родина наша" (сл. М. И. Рудермана), "Гвардейская полька", "За тех, кто в море" (сл. В. С. Гурьяна), "Дни проходят" (сл. И. Г. Финка). Песенность - органич. свойство муз. языка и др. произв. Т. - опер, оперетт, крупных вок.-симф., орк. и камерно-инстр. сочинений.

Сочинения: детские оперы - Максимка (1976, Моск. детский муз. т-р), Братишка (1978); оперетты - Верное средство (1955, Моск. радио), Камень счастья (1960, Свердловский т-р муз. комедии), Первая ласточка (1962, Моск. обл. гастрольный т-р); для солистов, хора и орк. - увертюра-кантата Голос сердца (к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, сл. Е. А. Долматовского, 1970); вок. цикл Голос жизни для голоса и ансамбля нар. инструментов (сл. Н. И. Рыленкова и Д. Мулдагалиева, 1968); для орк. - симфония (1937); камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. фп. трио (1936); соната для фп. (1935); для голоса с фп. - циклы песен на сл. Н. А. Некрасова (1937), И. А. Куратова (1940). В родной степи (сл. А. А. Говорова, 1960), Полночные стихи (сл. А. А. Ахматовой, 1960), Ленинский зачёт (цикл песен о сов. молодёжи, сл. M. H. Хотимского, 1971); св. 50 пьес для эстр. орк.; музыка к спектаклям драм. т-ров - "Усть-Куланское восстание" Ермолина и Дьяконова (т-р Коми АССР, 1940), "Давным-давно" Гладкова (т-р Сев. флота, 1942).

Литературные сочинения: "СМ", 1961, No 9, с. 38-42. (За круглым столом); После фестиваля, там же, 1964, No 11; На боевых кораблях, там же, 1965, No 5; На добром пути, там же, 1969, No 3; Увлекательный спектакль, там же, 1970, No 7, и др.

Литература: Шумская Н., Борис Михайлович Терентьев, в сб.: Терентьев Б., Песни, М., 1961, с. 3-6; Дружба, рождённая в боях. К 50-летию Б. М. Терентьева, "МЖ", 1963, No 4; Жарковский Е., Б. М. Терентьев, "СМ", 1963, No 4; Аедоницкий П., Б. М. Терентьев, "МЖ", 1973, No 24; Мартынов И., Борис Терентьев и его песни, в кн.: Мастера советской песни, М., 1977.

Л. Б. Римский.

Терёхин Р. П.

Роман Павлович (р. 1(14) X 1917, дер. Кривское Боровского у. Моск. губ.) - сов. фаготист и педагог. Кандидат искусствоведения (1953). Чл. КПСС с 1954. В 1944 окончил Моск. консерваторию у И. И. Костлана, в 1956 - там же аспирантуру. В 1942- 1969 солист Большого симф. оркестра Всесоюзного радио и телевидения. В 1944-60 преподаватель Муз. уч-ща при Моск. консерватории, с 1956 - Моск. консерватории (с 1969 профессор, зав. кафедрой дух. и ударных инструментов). Среди учеников: А. Арницанс, B. С. Богород, Н. С. Гуськов, В. С. Попов. Автор первой сов. "Школы игры на фаготе" (1955, 3-е изд. 1981), сост. "Хрестоматии для фагота и фортепьяно" (т. 1-2, 1977), опубликовал сб-ки сделанных им переложений для фагота с фп. соч. А. Корелли, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, М. И. Глинки, сов. авторов.

Сочинения: Вибрато на фаготе (совм. с Е. А. Рудаковым), в сб.: Методика обучения игре на духовых инструментах, М., 1964; И. И. Костлан, в сб.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Концерт си-бемоль мажор для фагота с оркестром В. А. Моцарта, в сб.: Методика обучения игре на духовых инструментах, вып. 3, М., 1971; Концерты для фагота, струнных и чембало Вивальди, там же, вып. 4, М., 1976; В классе фагота (И. И. Костлан), в сб.: Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории, М., 1979.

Терлемезян Р. Г.

Рубен Григорьевич (1898, Ван, Турция - 1942, Ереван) - сов. музыковед. Муз. образование получил в Вене, с 1925 жил в Ереване, был постоянным корреспондентом газ. "Хорурдайин Айастан", выступал в ней со статьями о муз. жизни Армении и об арм. муз. наследии. В 1929-36 работал муз. редактором Ереванского радио, в 1933-36 заведовал муз. частью Арм. гос. изд-ва (где при его участии были изданы сб-ки вок. произв. Кара-Мурзы, Комитаса, Г. Сюни), с 1937 вёл педагогич. работу в Ленинакане. Им составлены сб-ки "Комитас" (воспоминания о нём; вступит. статья Т., Ер., 1930) и "Комитас. Статьи и исследования" (Ер., 1941). Автор книг "Жизнь и деятельность Комитаса" (Вена, 1924), "Христофор Кара-Мурза" (Венеция, 1925; обе - на арм. яз.).

Р. А. Атаян.

Термен Л. С.

Лев Сергеевич (р. 16 (28) VIII 1896, Петербург) - сов. физик и музыкант. В 1916 окончил в Петрограде Высшую офицерскую электротехнич. школу (по специальности воен. радиоинженера) и Петерб. консерваторию по классу виолончели у А. Л. Гарпфа. В 1917 окончил физико-математич. ф-т Петрогр. ун-та, в 1926 - физико-технич. ф-т Ленингр. политехнич. ин-та. В 1917 руководитель радиоклассов и начальник радиостанции Запасного электротехнич. батальона; член его революц. совета. В 1918 зам. начальника Радиотехнич. лаборатории Управления Красной Армии (Москва). В 1919 зав. передатчиком радиостанции "Детское Село". С 1921 зав. лабораторией электрич. колебаний Физико-технич. рентгенологич. ин-та в Петрограде, с 1923 науч. сотрудник Гос. ин-та муз. науки (ГИМН, Москва). В 1920 сконструировал электромуз. инструмент терменвокс, первая публич. демонстрация к-рого состоялась в ноябре того же года в Петрограде. В 1921 Т. показывал инструмент на съезде ГОЭЛРО, в марте 1922 - в Кремле В. И. Ленину, затем состоялось ок. 180 концертов Т. в разл. городах Сов. Союза. В 1927 Т. направлен Наркомпросом и ВОКСом в заруб. командировку для демонстрации электромуз. инструментов (в т. ч. участвовал в Междунар. муз. выставке во Франкфурте-на-Майне), в 1928-38 директор акционерного об-ва по производству электромуз. инструментов в США; выступал с концертами в Германии, Франции, Великобритании, США. В Нью-Йорке Т. организовал студию (где подготовил ряд учеников-терменвоксистов) и науч.-технич. корпорацию "Телеточ". С работами Т. познакомились физик А. Эйнштейн, музыканты Л. Стоковский, М. Равель, Дж. Гершвин, О. Респиги, Б. Вальтер, Ж. Сигетти, режиссёр и актёр Ч. Чаплин и др. С 1938 работал в Москве. В 1964-66 науч. сотрудник лаборатории акустики и звукозаписи Моск. консерватории, с 1966 - кафедры акустики физич. ф-та МГУ. Занимается разработкой методов анализа и синтеза муз. и речевых звучаний; читает спецкурс по муз. акустике.

Литературные сочинения: Встреча с Лениным, "Советский музыкант", 1964, 15 апр.; О выразительности интонирования, там же, 1964, 16 дек.; Физика и музыкальное искусство, М., 1966; Электроника и музыка, в сб.: Ежегодник радиолюбителя, М., 1968; Рождение, детство и юность "терменвокса", "Радиотехника", 1972, т. 27, No 9; Воспоминания об А. Ф. Иоффе, Л., 1973.

Литература: Анфилов Г., Физика и музыка, М., 1984; Кокин Л., Юность академиков, М., 1970. (См. также лит-ру при статье Терменвокс).

Терменвокс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тер-Мергерян Ж. Е.

Жан Ервандович (р. 5 X 1936, Марсель) - сов. скрипач. Нар. арт. Арм. ССР (1971). В 1954-58 учился в Ереванской консерватории у К. С. Домбаева. В 1960 окончил Моск. консерваторию у Д. Ф. Ойстраха, в 1963 - у него же аспирантуру. С 1966 солист Арм. филармонии. Игру Т.-М. отличают красота звука, блестящая техника, глубина исполнит. трактовок. Лауреат Междунар. конкурсов им. Й. Славика и Ф. Ондржичека (1956, Прага, 2-я пр.), им. М. Лонг и Ж. Тибо (1961, Париж, 1-я пр.), им. бельг. королевы Елизаветы (1963, Брюссель). Гастролирует за рубежом. С 1964 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1978 доцент). Гос. пр. Арм. ССР (1977).

Литература: Геворкян Ш., Играет Ж. Тер-Мергерян, "Советакан арвест", 1966, No 1; Ованисян Т., Жан Тер-Мергерян, "Советакан Айастан", 1976, No 1 (обе на арм. яз.); Цицикян A., РуденкоВ., Наша музыкальная культура богата..., "СМ", 1977, No 9.

Тернопольский Ф. Я.

Фёдор Яковлевич (Федка Яковлев, Терновский) (гг. жизни и смерти неизв.) - укр. певец и хормейстер в 17 в. Учился в Киево-Могилянской коллегии в Киеве, где получил и муз. образование; в 40-50-х гг. регент хора этой коллегии. В 1652 приглашён работать регентом в придв. капеллу царя Алексея Михайловича в Москву, куда приехал с 11 лучшими киевскими певцами, но в том же году возвратился в Киев. В историч. документах именуется "творцом строчного пения" (под "строчным" в данном случае следует понимать партесное пение), один из видных укр. певцов 17 в.

Литература: Ундольский В., Замечания для истории церковного пения в России, М., 1846; Разумовский Д., Церковное пение в России. (Опыт историко-технического изложения). Из уроков, читанных в консерватории при Московском музыкальном обществе, вып. 2, М., 1868.

И. М. Лысенко.

Тер-Ованнисян А. А.

Арам Артемьевич (14(26) I 1886, Тбилиси - 20 XII 1970, Ереван) - сов. хор. дирижёр и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1956). В 1907 окончил Тбилисское муз. уч-ще, в 1918 - Петрогр. консерваторию (занимался у Я. Витола, А. М. Житомирского, В. П. Калафати, Л. А. Саккетти, Н. Н. Черепнина, М. О. Штейнберга). Один из видных представителей арм. сов. хор. искусства, пропагандист рус. и арм. муз. классики. В 1918-40 и 1947-55 жил в Ленинграде, преподавал в муз. школах, заведовал хор. студией Малого оперного т-ра. В 1940-47 работал в Ереване: был художеств. руководителем и гл. дирижёром Арм. гос. хор. капеллы, гл. дирижёром Ереванского т-ра муз. комедии и руководителем дирижёрского класса Муз. уч-ща им. Р. О. Меликяна. В 1955-1960 снова возглавлял Арм. хор. капеллу.

Литература: Брутян Ц., Арам Тер-Ованнисян, Ер., 1962 (на арм. яз.).

Терпандр

Терпандр (Terpandros) - поэт, музыкант 1-й пол. 7 в. до н. э., родом из Антисса (о. Лесбос). Жил в Спарте. Сохранились фрагменты поэтич. текстов Т. (авторство многих недостоверно). Ему приписывается усовершенствование кифары (был мастером игры на ней), создание т. н. высокого нома (песнопения высокой тесситуры, составленного в гекзаметрах, строго выдержанного в свойственном каждому ному определ. регистре звучания; исполнялись в сопровождении кифары), введение инстр. вступлений к ритуальным песнопениям, использование миксолидийского лада, создание жанра застольных песен (сколий). Как кифарист четырежды был победителем на Пифийских играх.

Издания сочинений в рус. пер.: (фрагменты), в кн.: Семенов А. Ф., Избранные отрывки греческих лириков классического периода, Ростов н/Д, 1916, с. 16; Церетели Г. Ф., История греческой литературы, т. la, Тифлис, 1927, с. 91.

Литература: Радциг С. И., История древнегреческой литературы, M., 1940, 1977, с. 151, Герцман Е., Восприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Вестник древней истории", 1971, No 4, с. 188; Античная литература, под ред. А. А. Тахо-Годи и др., M., 1963, 1973, с. 79; Deubner L., Terpander und die siebensaitige Leier, "Philologische Wochenschrift", 1930, Jahrg. 50, No 51, Groningen В. А van, A propos de Terpandre, "Mnemosyne", 1955, ser. 4, v. 8, No 3, Коl1er H., Das kitharodische Prooimion, "Philologue", 1956, Bd 100, No 3/4, Vоge1 M., Die Enharmonik der Griechen, Tl 2, Dьsseldorf, 1963, S. 54-72, Сhai11ey J., Nicomaque, Aristote et Terpandre devant la transformation de l'heptacorde grec en octocorde, "Yuval", v. 1, Jerusalem, 1968.

E. В. Герцман.

Тер-Татевосян Д. Г.

Джон (Дживан) Гургенович (р. 14 IX 1926, Ереван) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1960. В 1952 окончил Ереванскую консерваторию по классу скрипки у В. П. Португалова и в 1961 по классу композиции у Э. М. Мирзояна. В 1942-52 играл в разл. оркестрах Еревана. В 1952-59 директор и преподаватель основанной им Детской муз. школы им. К. Сараджева. С 1959 живет в Москве. В произв. Т.-Т. претворены характерные ритмоинтонации арм. музыки.

Сочинения: для орк. - 2 симфонии (1957, 1959, "По прочтении "Судьбы человека" M. A. Шолохова"), поэмы Лирическая (1953), Памяти E. Чаренца (1963), О Революции и Партии (1966, для большого орк и чтеца, на стихи В. В. Маяковского), сюиты: на вост. темы (1956), на араб. темы (1968), Отелло (1970), на бурятские темы (1975) и др.; концерт для скр. с орк. (1977): струн. квартеты (1955, 1967); инстр. пьесы; романсы, песни; музыка для драм. т-ра и к фильмам (св. 50)

А. Г. Будагян.

Тертерян А. Р.

Авет (Альфред) Рубенович (р. 29 VII 1929, Баку) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1972). Чл. КПСС с 1959. В 1957 окончил Ереванскую консерваторию у Э. М. Мирзояна, в 1967 - у него же аспирантуру. Музыка Т. остродраматична, экспрессивна. В его соч. широко используются традиции древней арм. монодич. музыки (шараканы). Поисками новых симф. форм и приёмов развития отмечены его 6 симфоний (1969-81). Автор оперы "Огненное кольцо" (1967, Ереван; нов. ред. 1977, Галле, ГДР), балета "Ричард III" (1979), вок.-симф. цикла "Родина" (1957), сонаты для виолончели и фп. (1956), струн. квартета (1963). С 1970 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1978 доцент). Гос. пр. Арм. ССР (1977).

Тертис Л.

Тертис Л. (Tertis) Лайонел (29 XII 1876, Уэст-Хартлпул - 22 II 1975, Лондон) - англ. альтист. С 5 лет играл на фп., с 12 лет - на скрипке. Учился в Лондоне игре на фп. и на скрипке в Тринити-колледже, с 1895 - в Корол. академии музыки, по окончании к-рой (класс скрипки X Уэссели) самостоятельно овладел игрой на альте. Всю дальнейшую исполнит. и педагогич. деятельность подчинил идее превращения альта в сольный инструмент. С 1899 преподавал игру на альте в Корол. академии музыки, одновременно (до 1904) концертмейстер группы альтов в Корол. симф. оркестре под упр. Г. Вуда (оказал столь же важное влияние на формирование Т.-исполнителя, как позднее Ф. Крейслер и Э. Изаи). В качестве солиста-альтиста дебютировал в 1908, впервые исполнив написанный специально для него концерт с оркестром Й. Боуэна. Виртуозная и вдохновенная игра Т. послужила для мн. композиторов стимулом к созданию альтового конц. репертуара. Т. посвящен и впервые им исполнен ряд сочинений А. Бакса, Ф. Бриджа, Р. Воан-Уильямса, Б. Дейла, С. Скотта, У. Уолтона, Г. Холста и др. современных ему англ. композиторов. Много гастролировал в странах Европы, Сев. и Юж. Америки. Среди крупнейших достижений Т. - участие в исполнении конц. симфонии В. А. Моцарта для солирующих скрипки и альта с оркестром (среди партнеров Т. - Ф. Крейслер и Э. Изаи), партии солирующего альта в симфонии Г. Берлиоза "Гарольд в Италии" и концерта для альта с оркестром У. Уолтона. Оставил исполнит. деятельность в 1937 (последний торжеств. концерт состоялся в Цюрихе, после к-рого Т. дал лишь один концерт в 1949 в фонд поощрения композиторов, создающих произв. для альта). Автор многочисл. транскрипций для альта, в т. ч. чаконы И. С. Баха, сонат для скрипки с фп. Э. Грига и С. Франка, концерта для виолончели с оркестром Э. Эльгара, концерта для кларнета В. А. Моцарта.

Педагогич. деятельность Т., длившаяся более 50 лет, оказала огромное воздействие на формирование альтового исполнит. иск-ва. Им создана школа англ. альтистов. Сконструировал новые модели виолончелей (1959) и альтов (1962), большего размера и более насыщенного звучания. Большие альты Т. получили назв. "модели Тертиса" (применяются в ряде стран). Автор книг и статей.

Сочинения: Beauty of tone in string playing, L., 1938; Introduction to an English viola, "ML", 1947, v. 28, No 3; Cinderella no more, L., 1953 (автобиография); My viola and I; a complete autobiography, L., 1974.

Литература: Russel T., L. Tertis: a study, "MT", 1937; Stanfield M. В., Lionel Tertis and the future, "The Strad", 1963, v. 74; Appe1baum Samuel and Sada, The Way they play, book 4, Neptune City, 1975, p. 262-70.

В. А. Юзефович.

Терцдецима

Терцдецима (итал. terzodezima, от лат. tertiadecima - тринадцатая).

1) Интервал в объёме тринадцати ступеней диатонич. звукоряда; обозначается цифрой 13. Различают большую Т. (б. 13), содержащую 101/2 тонов, и малую Т. (м. 13) - 10 тонов. Т. относится к числу составных интервалов, превышающих объём октавы, и рассматривается как сумма чистой октавы и сексты или как секста через октаву; большая Т. может быть увеличена, а малая Т. уменьшена на полутон.

2) Тринадцатая ступень двухоктавного диатонич. звукоряда. См. Интервал.

Терцет

Терцет (итал. terzetto, от лат. tertius - третий).

1) Ансамбль из трёх исполнителей, преим. вокальный.

2) Муз. произв. для 3 голосов с сопровождением или без него (в последнем случае иногда наз. "трициниум").

3) Один из видов вок. ансамбля в опере, кантате, оратории, оперетте. В Т. используются разнообразные комбинации голосов, соответствующие муз.-драм. развитию в данном произв., напр. Т. из "Волшебной флейты" Моцарта (Памина, Тамино, Зарастро), Т. из 3-го д. "Кармен" Бизе (Фраскита, Мерседес, Кармен) и др.

Терция

Терция (от лат. tertia - третья).

1) Интервал в объёме трёх ступеней диатонич. звукоряда; обозначается цифрой 3. Различаются: большая Т. (б. 3), содержащая 2 тона; малая Т. (м. 3), содержащая 1 1/2 тона; увеличенная Т. (ув. 3) - 21/2 тона; уменьшенная Т. (ум. 3) - 1 тон. Т. принадлежит к числу простых, не превышающих октавы интервалов. Большая и малая Т. являются диатонич. интервалами; они обращаются соответственно в малую и большую сексты. Увеличенная и уменьшенная Т. - интервалы хроматические; они обращаются соответственно в уменьшенную и увеличенную сексты.

Терция

Большая и малая Т. входят в состав натурального звукоряда : большая Т. образуется между четвёртым и пятым (4:5) обертонами (т. н. чистая Т.), малая Т. - между пятым и шестым (5:6) обертонами. Интервальный коэффициент большой и малой Т. пифагорова строя составляет соответственно 64/81 и 27/32? В темперированном строе большая Т. равна 1/3, а малая - 1/4 октавы. Т. долгое время не считались консонансами, лишь в 13 в. консонантность терций (concordantia imperfecta) признана в трудах Йоханнеса де Гарландиа и Франко Кёльнского.

2) Третья ступень диатонич. звукоряда.

3) Терцовый звук (тон) трезвучия, септаккорда и нонаккорда.

В. А. Вахромеев.

Терцквартаккорд

Терцквартаккорд - второе обращение септаккорда; см. Обращение аккорда.

Терьян-Корганова Е. И.

Елена Иосифовна (наст. имя и фам. - Эгинэ Овсеповна Терьян-Корганян) (1864, Тбилиси - г. смерти неизв.) - рус. певица (меццо-сопрано), педагог. По национальности армянка. Муз. образование получила в Петербурге и Париже, совершенствовалась в Италии. Пела на оперных сценах европ. стран, в разные годы её партнёрами были М. Баттистини, А. Мазини, Я. М. и Э. Решке и др. известные певцы. С сер. 1880-х гг. эпизодически, с 1899 постоянно выступала в оперных т-рах России (Петербург, Москва, Киев, Харьков, Воронеж, Тбилиси и др.). Среди лучших партий: Кармен, Амнерис; Сантуцца ("Сельская честь"), Виолетта. Пресса отмечала исключит. вок. и сценич. данные Т.-К., редкий диапазон её голоса, культуру исполнения. Выступала также как камерная певица (неоднократно с братом - композитором и пианистом Г. О. Коргановым), с особым успехом исполняла романсы П. И. Чайковского и А. Г. Рубинштейна. В 1904 оставила сцену и посвятила себя педагогич. деятельности; среди учеников - К. Г. Держинская, Е. К. Катульская, А. К. Матова. Последние годы жизни (после 1917) провела за границей. Известными певцами были также её сестры Нунэ (Нина Дариали), Мария (Мария Светаде) и братья Константин и Ованес (Иван) Коргановы.

Литература: Шкафер В. П., 40 лет на сцене русской оперы, Л., 1936, с. 124-25; Грошева Е., К. Г. Держинская, М., 1952, с. 16-23; Пазовский A., Записки дирижера, М., 1966, с. 456; Tатевосян А. Г., Страницы из истории русско-армянских музыкальных связей, Ер., 1977, с. 65-66, 117-24 (на арм. яз.).

А. Г. Будагян.

Тесниф

Тесниф - тасниф (араб.), - законченный по форме песенный эпизод в мугаме (дестгях). Отличается яркой мелодич. выразительностью и многогранностью образно-эмоционального содержания. Распространены Т. задумчиво-мечтательные, шутливо-игривые, светло-восторженные. Т. обладает стилевыми чертами, присущими азерб. песенной мелодике. Нередко отмечен танц. характером. Основан на периодически акцентной метроритмике (размер 6/8)? Исполняется голосом (певец-ханенде) в сопровождении инстр. ансамбля (тар, кеманча, бубен). Т. подытоживает развитие импровизационных по изложению, собственно мугамных разделов; вносит контрастный тип изложения, оттеняющий их текучую, "бесконечную" мелодику; укрепляет ладово-интонационные связи между разделами мугама; способствует отчётливости граней между ними, придаёт мугамной форме черты сюиты. Менее сложный для интерпретации, чем мугамная импровизация, Т. является в то же время своего рода "участком отдыха" для певца-ханенде. Т. исполняются не только в качестве разделов мугама, но и в виде самостоят. вок.-инстр. произведений.

Э. Абасова.

Тессарини К.

Тессарини К. (Tessarini) Карло (ок. 1690, Римини - после 15 XII 1766, возможно, Амстердам) - итал. скрипач и композитор. По нек-рым сведениям, учился у А. Корелли в Риме. С 1720 скрипач собора св. Марка в Венеции, в 1731-33, 1738-43 и 1750-57 - Кафедрального собора в Урбино. С 1729 дирижировал также оркестром консерватории (оспедалетто) "Санти-Джованни э Паоло" в Венеции, в 1733-37 руководил капеллой кардинала в Брно. Совершал длит. конц. поездки в Рим (1740, 1742), Париж (1744, 1750), Франкфурт-на-Майне (1752), Амстердам и Арнем (1746-47, 1761; последний концерт в Арнеме 15 XII 1766). Автор многочисл. сонат для скрипки с basso continuo, трио-сонат и concerti grossi, сыгравших важную роль в развитии жанров сонаты и инстр. концерта. Т. принадлежит скр. школа "Музыкальная грамматика" ("Grammatica di musica", 1741).

Тесситура

Тесситура (итал. tessitura, букв. - ткань, от tessere - ткать; нем. Lage, Stimmlage) - термин, определяющий высотное положение звуков в муз. произв. по их отношению к диапазону певч. голоса или муз. инструмента. Различают среднюю (нормальную), низкую и высокую Т. В средней Т. певч. голоса или муз. инструменты, как правило, обладают наибольшими выразит. возможностями и красотой звучания; она наиболее удобна для исполнения. Соответствие естеств. возможностям певч. голоса или муз. инструмента является необходимым условием полноценного художеств. исполнения. Это условие, однако, в разной мере соблюдается в произв. для исполнителей-солистов и в хор. и орк. голосах. Произв., предназначенные для сольного исполнения, и партии исполнителей-солистов изобилуют обширными разделами, находящимися в области трудных, "неудобных" Т., что объясняется большим диапазоном технич. возможностей музыкантов-солистов. Хор. и орк. партии чаще всего лежат в области нормальной Т. с редкими и кратковременными заходами в области низкой и высокой Т.

А. В. Шиповальников.

Тетралогия

Тетралогия (греч. tetralogia, от tetra-, в сложных словах - четыре и logos - слово, рассказ, повествование) - четыре драмы, связанные общей идеей, единым замыслом. Понятие возникло в др.-греч. драматургии, где Т. обычно включала три трагедии и одну сатировскую драму (напр., трилогия из 3 трагедий "Орестея" и утраченная сатировская драма "Протей" Эсхила). В музыке наиболее яркий образец Т. - грандиозный оперный цикл Вагнера "Кольцо нибелунга", впервые целиком поставленный в 1876 в Байрёйте. Сам Р. Вагнер, однако, называл свой цикл трилогией, т. к. противопоставлял более короткое (без антрактов) "Золото Рейна" остальным частям как оперу-пролог. Понятие "Т." применяется в музыке преим. к муз.-сценич. произв. и не распространяется на циклы из 4 произв. др. жанров (напр., цикл концертов "Времена года" А. Вивальди).

Г. В. Крауклис.

Тетрахорд

Тетрахорд (греч. tetraxordon, букв. - четырёхструнник, от tetra, в сложных словах - четыре и xordn - струна) - четырёхступенный звукоряд в диапазоне чистой кварты (напр., g - а - h - с). Особое положение Т. среди монодич. ладовых структур определяется взаимодействием 2 первичных факторов ладообразования - линейного (связанного с движением по тонам гаммы от устоя) и гармонического (соответственно - с противопоставлением консонантных и диссонантных отношений). Роль консонанса как регулятора мелодич. движения раньше всего приобрёл самый узкий из консонансов - кварта, "первый" консонанс (Гаудентий; см. Janus С., "Musici scriptores graeci", p. 338). Благодаря этому Т. (а не октахорд и пентахорд) прежде других звукорядов становится осн. ячейкой ладовой системы. Такова роль Т. в др.-греч. музыке. Образующие остов Т. консонирующие краевые тоны ("неподвижные" - estotes, "гестуты") являются в нём устоями, а подвижные (xinoumenoi - "кинэмены") могут изменяться, образуя в пределах 4 ступеней разл. звукоряды диатонич., хроматич. и энгармонич. родов (см. Древнегреческие лады). Сочетание Т. друг с другом привело к возникновению более сложных ладовых структур (наиболее важные среди них - октавные лады, т. н. "гармонии").

Ср.-век. ладовая система, в отличие от греческой, в качестве осн. модели имеет не Т., а более многозвучные структуры - октавный лад, гвидонов гексахорд. Однако роль Т. остаётся в них чрезвычайно важной. Так, совокупность финалисов средневековых ладов образует T. DEFG (= defg в совр. системе нотации); в рамках октавного лада Т. остаётся осн. структурной ячейкой.

Гвидонов гексахорд представляет собой переплетение всех трёх разл. по интервалике диатонич. Т.

Тетрахорд

В структуре звукорядов, характерных для рус. нар. мелодики, Т. того или иного интервального состава является одним из важнейших составных элементов. В нек-рых образцах древнейших мелодий звукоряд песни ограничивается Т. (см. Звуковая система). Структура обиходного звукоряда, образованная трихордами "тон-тон" с интервалом кварты между звуками, занимающими одинаковое положение в смежных трихордах, отражает внеоктавный принцип и может быть представлена как сцепление тетрахордов "тон-тон-полутон" (см. Совершенная система).

Литература: Janus С., Musici scriptores graeci, Lpz., 1895, reprografischer Nachdruck, Hildesheim, 1962; Musica enchiriadis, в кн.: Gerbert M., Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum, t. 1, St. Blasien, 1784, reprogralischer Nachdruck, Hildesheim, 1963.

Ю. Н. Холопов.

Тетраццини Л.

Тетраццини Л. (Tetrazzini) Луиза (29, по др. данным, 28 VI 1871, Флоренция - 28 IV 1940, Милан) - итал. певица (колоратурное сопрано). Сестра Е. Тетраццини-Кампанини. Пению обучалась у Г. Чеккерини в Муз. ин-те во Флоренции; дебютировала в 1890 в т-ре "Пальяно" в партии донны Инессы в "Африканке". В последующие годы пела в Риме, Флоренции, Неаполе, Милане, Триесте, Болонье и др. городах Италии. С огромным успехом гастролировала в Буэнос-Айресе, Лисабоне, Мадриде, Варшаве, Лондоне (театр "Ковент-Гарден"), Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Филадельфии, Будапеште и др. В течение мн. лет выступала в составе труппы Итал. оперы в России: в Петербурге (1896/97, 1899-1903), Москве (1899/1900), Тбилиси (1901/02); была партнёршей М. Баттистини, А. Мазини, Э. Карузо. В 1899 в Москве спела партию Людмилы в опере "Руслан и Людмила", в 1903 выступала вместе с Л. В. Собиновым в Петербурге в операх "Миньон" Тома и "Ромео и Джульетта" Гуно. После 1915 оставила оперную сцену, концертировала в Италии, в 1927-1932 - гл. обр. в Великобритании и США. В последующие годы жила в Милане, преподавала пение.

Одна из крупнейших итал. певиц кон. 19 - нач. 20 вв., Т. обладала необычайно гибким, свободно льющимся голосом красивого тембра, широкого диапазона, с звонким верхним регистром. Виртуозное колоратурное мастерство (трели, рулады, фиоритуры, восходящие и нисходящие пассажи, контрасты legato и staccato), утончённость фразировки, лёгкость эмиссии звука позволяли рассматривать Т. как наследницу мастеров бельканто и прежде всего А. Патти. Партии: Розина; Амина, Эльвира ("Сомнамбула", "Пуритане" Беллини), Лючия; Адина, Линда ("Любовный напиток", "Линда ди Шамуни" Доницетти), Джильда, Виолетта; Маргарита Валуа ("Гугеноты"), Маргарита, Лакме, Микаэла; Лейла ("Искатели жемчуга"), Мюзетта ("Богема").

Сочинения: My life of song, L., 1921; How to sing, N. Y., 1923, L., 1925.

Литература: Автобиография Л. Тетраццини, "Жизнь искусства", П., 1921, No 819, с. 5; Franсavi11a F., L. Tetrazzini, "Omnibus", 1937, Ott.; Durand J., Journal d'un amateur de musique, Losanna, 1941; Lancellotti A., Le voci d'oro, Roma, 1942; Seltsam W., Metropolitan opera annals, N. Y., 1947; Rosenthal H., Two centuries of opera at Covent Garden, L., 1958; Shawe-Tay1оr D., L. Tetrazzini, "Opera", 1963, v. 14, p. 593-99; Сe11etti R., Le grandi voci, Roma, 1964, s. 851 и др. (с дискографией Р. Ведето).

С. M. Грищенко.

Тетраццини-Кампанини Е.

Тетраццини-Кампанини Е. (Tetrazzini Campanini) Ева (март 1862, Милан - 27 X 1938, Сальсомаджоре) - итал. певица (драм. сопрано). Жена дирижёра К. Кампанини. Пению обучалась у Г. Чеккерини в Муз. ин-те во Флоренции. Впервые на сцене выступила в 1880 в концерте Флорентийского орк. об-ва; дебютировала в 1882 в т-ре "Никколини" в партии Маргариты, затем пела в провинциальных итал. т-рах. В 1885 с большим успехом выступила в т-ре "Пергола" (Флоренция) в опере "Роберт-Дьявол". В 1885-1901, завоевав широкую известность, пела в крупнейших оперных т-рах Италии, в т. ч. в "Карло Феличе" (Генуя), "Сан-Карло" (Неаполь), "Пальяно" (Флоренция), "Реджо" (Парма) и др. С 1886 гастролировала в Буэнос-Айресе, Мадриде, Нью-Йорке, Лисабоне, Барселоне, Севилье, Сантьяго, Париже и др.

Т. обладала лёгким, гибким голосом красивого мягкого тембра и обширного диапазона. Её пение отличалось безукоризненной вок. техникой и выразительной фразировкой, благородством стиля и необычайной драм. экспрессией. Обширный репертуар Т. был очень разнообразен. Партии: Аида, Дездемона; Леонора, Алиса Форд ("Трубадур" и "Сила судьбы", "Фальстаф"), Джоконда ("Джоконда" Понкьелли), Лукреция ("Лукреция Борджа"), Маргарита ("Мефистофель" Бойто), Валентина, Инесса ("Гугеноты", "Африканка"), Рахиль ("Дочь кардинала" Галеви), Эльза ("Лоэнгрин"), Тоска; Манон ("Манон Леско" Пуччини), Маддалена ("Андре Шенье" Джордано), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи) и др.

С. М. Грищенко.

Тиббетт Л. М.

Тиббетт Л. М. (Tibbett) Лоренс Mервил ( 16 XI 1896, Бейкерсфилд, Калифорния - 15 VII 1960, Нью-Йорк) - амер. певец (баритон). Пению обучался в Лос-Анджелесе у Б. ийсдала, с 1923 - в Нью-Йорке у Ф. Ла Форжа. С 1921 выступал как конц. певец, в 1923 принят в труппу т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), где первоначально пел эпизодич. партии; в янв. 1925 с триумфальным успехом исполнил партию Форда в опере "Фальстаф". С этого времени певец приобрёл известность и стал любимцем амер. публики.

Т. - один из крупнейших амер. оперных артистов 20 в. Его исполнит. иск-ву были свойственны выразительность нюансировки, яркая драм. экспрессия. Певец обладал огромным артистич. темпераментом. Голос Т. - драм. баритон большого диапазона, покорял красотой тембра, насыщенностью, плотностью звучания, "искристостью" тона. Лучшие образы, созданные Т.,. связаны с операми Дж. Верди и композиторов-веристов. Иск-во певца оказало большое влияние на последующее поколение амер. баритонов. Среди наиболее значит. партий: Риголетто, Яго; Ди Луна ("Трубадур"), Скарпиа, Амонасро, Жермон; Джанни Скикки ("Джанни Скикки" Пуччини). Т. активно пропагандировал сочинения амер. композиторов. Первый исполнитель партий в операх "Оруженосец короля" (1927) и "Питер Иббетсон" (1931) Тейлора, "Император Джонс" Грюнберга (1933), "Весёлая гора" Хансона (1934). С 1940 пел на сцене т-ра эпизодически; окончательно покинул сцену в 1950. Выступал как камерный певец. С 1930 снимался в кино. Гастролировал во многих странах (Великобритания, Австрия, Швеция, Франция, Чехословакия, Венгрия и др.).

Литература: Newall R. H., Lawrence Tibbett, "Opera", I960, V. 11, p. 697-99.

В. В. Тимохин.

Тибетская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тибия

Тибия (лат. tibia).

1) Др.-рим. название духового муз. инструмента. Была распространена также в Др. Греции (под назв. авлос; существовал в неск. разновидностях - фригийский, лидийский авлосы) и странах Ближнего Востока (Шумер, Аккад, Вавилон, Иудея, Египет, Сирия). Изготовлялась в разл. времена из тростника, дерева, слоновой кости, бронзы. Время возникновения Т. точно не известно. Лит. свидетельства о Т. фрагментарны. М. Т. Варрон (1 в. до н. э.) связывает происхождение термина (лат. tibicen - играющий на Т.) с этрусской культурой, что подтверждается археологич. материалами. Сервий (4 в.) свидетельствует об использовании Т. в религиозном др.-рим. ритуале. Из разл. иконографич. источников также следует, что исполнители на Т. участвовали в муз. оформлении культовых церемоний - как домашних (посвященных Ларам - хранителям домашнего очага), так и государственных (гл. обр. при жертвоприношениях). Предположительно Т. использовалась и для муз. сопровождения при постановках рим. драмы. Существовали разл. формы и виды Т. (tibiae impares) - изогнутая (точнее кривая, curva tibia), поперечная (vasca tibia), с 2 трубками (tibia dextera и tibia sinistra). Плиний (1 в.) и Апулей (2 в.) упоминают Т. "запевающую" (incentive) и "аккомпанирующую" (succentiva). Очевидно, эти разновидности отличались звукорядами, диапазонами и регистрами звучания.

2) Лабиальный флейтовый регистр органа. Появился в органостроении эпохи романтизма. Т. - регистр металлич. открытых широкомензурных труб (8', 4'). Рассчитан на высокий уровень воздушного давления. Звучание довольно сильное, насыщенное, иногда преувеличенно плотное. Хорошо сочетается с штрейхерами и язычковыми регистрами. Аналогами Т. иногда бывают Feldflцte, Querflцte, Zartflцte и др.

Литература: Bartholinis C., De tibis veterum et earum antiquo usu libri tres, Amst., 1679; Howard A., The A?los or tibia, "Harvard studies in classical philology", 1893, No 4; Reinасh Th., La musique а Rome, в кн.: Dictionnaire des antiquitйs grecques et romaines, t. 3, pt. 2, P., 1904; Smets P., Neuzeitlicher Orgelbau, Mainz, 1933; A1bini E., Musikinstrumente der Etrusker, "Illustrazione Vaticana", Rom, 1937, Bd 8, No 7; Sасhs С., History of musical instruments, L., 1942; Вaines A., Woodwind instruments and their history, L., 1957; Scott J. E., Roman music, в кн.: The New Oxford history of music, v. 1, L., 1957; Wille G., Musica romana, Amst., 1967.

E. В. Герцтан, Л. И. Ройзман.

Тибо Ж.

Тибо Ж. (Thibaud) Жак (27 IX 1880, Бордо - 1 IX 1953, Мон-Семе, Барселонет) - франц. скрипач и педагог. В детстве учился у отца - скрипача-педагога. Уже в 8-летнем возрасте выступил в публич. концерте. В 1896 окончил Парижскую консерваторию по классу скрипки у М. П. Ж. Марсика. Значит. влияние на Т. оказал Э. Изаи. Недолго играл в оркестре одного из кафе Лат. квартала Парижа, затем был концертмейстером оркестра Э. Колонна. В 1896 дебютировал как солист с этим оркестром, впоследствии неоднократно солировал в "Концертах Колонна". Вскоре начались конц. турне Т. во Франции и др. странах, принёсшие ему мировое признание (в России выступал в 1901, 1902, 1903, 1906, 1909, 1911, 1913). Во время 1-й мировой войны 1914-18 находился в рядах франц. армии, с установлением мира возобновил конц. деятельность. В 1936 гастролировал в Сов. Союзе. Прославился также как камерный музыкант: с 1905 участник трио совм. с А. Корто и П. Касальсом (ранее играл в трио с братьями). Преподавал игру на скрипке в "Эколь нормаль". Вместе с М. Лонг организовал в 1943 конкурс пианистов и скрипачей, носящий их имя (вначале национальный, с 1946 - международный). Погиб в авиац. катастрофе во Французских Альпах.

Т. - виднейший представитель франц. скр. школы 1-й пол. 20 в. Для его исполнит. иск-ва характерны тонко развитое чувство стиля, благородство фразировки, красивый певучий, небольшой силы, но богатый оттенками тон, лёгкость и изящество совершенной техники. В репертуаре Т. видное место занимали произв. К. Сен-Санса, С. Франка, Э. Лало, Э. Шоссона, Г. Форе, К. Дебюсси, а также В. А. Моцарта и Л. Бетховена. Выступал и как дирижёр. Высоко ценил достижения сов. скр. школы; дирижировал оркестром в концертах Д. Ф. Ойстраха в Брюсселе (1951) и Париже (1953). Т. написал автобиография, книгу (1946), Ж. П. Дорьян издал собранные им воспоминания Т. (1947).

Сочинения: Parla il mio violino, Mil., 1946; Un violon parle. Souvenirs de Jacques Thibaud recueillis par Jean-Pierre Dorian, P.-Lausanna-Montreal, (1947).

Литература: Ойстрaх Д., Жак Тибо, "СМ", 1953, No 11; Ewеn D., Living musicians, N. Y., 1940; Abbadо M., Ricordo di J. Thibaud, Ricordiana, Mil., 1953; Hartnack J. W., GroЯe Geiger unserer Zeit, Mьnch., 1967.

Л. С. Гинзбург.

Тибо Ж. Б.

Тибо Ж. Б. (Thibaut) Жан Батист (5 X 1872, Сент-Этьенн, деп. Луара - 7 IV 1938, Лорг, деп. Вар) - франц. музыковед. Монах ордена ассумиционистов, священник. Один из первых исследователей визант. музыки. Во время пребывания в Константинополе, Иерусалиме и поездки по городам Турции и Болгарии (1900) Т. собрал много певч. рукописей. В 1907-14 жил в России (Одесса, Петербург), в 1920-22 вторично посетил Турцию. Его первый труд "Нотация св. Иоанна Дамаскина или агиополитийная" напечатан в 1898 в "Известиях русского археологического института в Константинополе" (т. III). Эта работа и последовавшие за ней публикации - значит. вклад в изучение визант. нотаций. Одним из первых дифференцировал типы невм и ввёл определения "ранневизантийская" (палеовизантийская или константинопольская) и "средневизантийская" (агиополитийная) нотации. В результате сравнит. анализа пришёл к выводу, что основой зап.-европ. (латинских) невм служит первый из этих типов нотации. Труды Т. подвергались критике из-за допущенных им натяжек и неточностей, но основные их положения были подтверждены позднейшими исследованиями.

Сочинения: Йtude de musique byzantine. La notation de Koukouzйlиs, "Известия русского археологического института в Константинополе", 1901, т. VI, вып. 2-3; Les notations byzantines, "Revue d'histoire et de critique musicales, 1901, v. 1; La musique byzantine chez les slaves, "Tribune de Saint Gervaise", 1904, v. 10; Origine byzantine de la notation neumatique de l'йglise latine, P., 1907; La notation musicale, son origine, son йvolution, St. Petersbourg, 1912; Monuments de la notation ekphonйtique et neumatique de l'йglise latine, St. Petersbourg, 1912; Monuments de la notation ekphonйtique et hagiopolite de l'йglise grиcque, St. Petersbourg, 1913.

Ю. В. Келдыш.

Тибо Шампанский

Тибо Шампанский (Thibaut IV de Champagne) (30 V 1201, Труа, Шампань - 7 VII 1253, Памплона, Наварра), граф, с 1234 король Наварры,- франц. поэт, трувер, прозванный "принцем труверов". Один из немногих труверов знатного происхождения, Т. Ш. принимал активное участие в сложной политич. борьбе, сопровождавшей гос. централизацию Франции. Участник крестового похода (1239-40).

Т. Ш. - крупнейший поэт 1-й пол. 13 в. Его творчество принадлежит к последнему периоду расцвета лирич. поэзии труверов, отличавшемуся особенной изысканностью ритмов и мелодий. Песенное наследие Т. Ш. велико (сохранились в рукописях 541 текст и 410 мелодий). Многие его сочинения (пастурели, любовные песни) пользовались известностью и были широко распространены (Франция, Германия, Италия и др.). Песни Т. Ш. (тексты и мелодии) вошли во многие рукописные собрания и позднее были изданы в ряде сб-ков произв. труверов и трубадуров. В 1742 Л. Ла Равальер издал сб. "Стихи короля Наварры...", в к-ром опубликованы 63 песни Т. Ш. Все его сохранившиеся песни перечислены в работе Дж. Рено "Библиография старофранцузской песни", т. 1, 1955 (Raynauds G., "Bibliographie des altfranzцsischen Liedes", Tl. 1, neu bearbeitet von H. Spanke, hrsg. von H. Husmann, Leiden, 1955). Составил неск. рукописных сб-ков, благодаря к-рым сохранились произв. др. авторов.

Сборники текстов песен: Ravaliиre L. de La (сост.), Les poлsies du roy de Navarre, avec des notes et un glossaire tranзois, v. 1-2, P., 1742; Wallenskцld А. (сост.), Les chansons de Thibaut de Champagne, roi de Navarre, P., 1925.

Литература: Tiersot J., Histoire de la chanson populaire en France, P., 1889 (рус. пер. - Tьерсо Ж., История народной песни во Франции, М., 1975); Aubry P., Trouvиres et troubadours, P., 1909 (рус. пер. - Обри П., Трубадуры и труверы, М., 1932, с. 16-17, 50-51); Кarp Th., A lost medieval chansonnier, "MQ", 1962, v. 48, No 1; Artis A.-M. J., Les chansons de Thibaut comte de Champagne et roi de Navarre, (Columbus), 1971 (Diss.); Werf H. van der, The chansons of the troubadours and trouvиres. A study of the melodies and their relation to poems, Utrecht, 1972.

А. Т. Тевосян.

Предыдущая страница Следующая страница