Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Т" (часть 6, "ТКА"-"ТОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 6, "ТКА"-"ТОН")

Ткаченко П. Ф.

Пётр Фёдорович (прозвище - Галашка) (21 XII 1878 (2 I 1879), с. Синявка, ныне Черниговской обл.- 21 XII 1918 (3 I 1919), там же) - укр. кобзарь. Род. в семье быв. крепостного, в 9 лет ослеп. С 16 лет учился игре на кобзе у местного кобзаря А. Гайдука (Гойденко), ученика знаменитого А. Шута, затем у кобзаря Т. Пархоменко. В репертуаре Т. были песни исторические, социально-бытовые, бурлацкие, чумацкие, шуточные, на сл. Т. Г. Шевченко; неск. песен Т. создал сам. В результате общения Т. с передовой интеллигенцией и революционно-демократич. кругами рабочих центров (Екатеринослав, Херсон, Киев, Конотоп, Нежин и др.) стал исполнять и революц. песни, в т. ч. "Смело, товарищи, в ногу", "Замучен тяжёлой неволей". В 1905-07 перевозил нелегальную лит-ру, неоднократно подвергался арестам. После Oкт. революции 1917 был активным участником комитета бедноты, выступал на митингах, собраниях, в концертах. Исполнение им песен отличалось выразительностью, эмоциональной насы- щенностью. В 1978 в с. Синявка отмечалось 100-летие со дня рождения Т.

Литература: Pолотай М., Кобзар Петро Ткаченко з Синявки, "Народна творчiсть та етнографiя", 1967, No 4; его же, Песни правды и свободы, "Правда Украины", 22 дек. 1978, No 291.

M. А. Полотай.

Тоб Э.

Tаубе (Taube) Эверт (12 III 1890, Винга, близ Гётеборга - 31 I 1976, Стокгольм) - швед. певец, композитор, муз. фольклорист, поэт и прозаик. Спец. муз. образования не получил. Продолжатель традиций швед. трубадура 18 в. К. М. Бельмана, Т. сочинял песни на собств. тексты, использовал записанные им Швед. нар. мелодии и мелодии др. народов. Старинные и совр. нар. баллады и песни, собранные Т., опубликованы в 1948 об-вом "Друзей песни", одним из основателей к-рого был Т. Среди соч. Т. - баллады эпич. и драм. характера, жанровые сценки, серенады, идиллич. пейзажные зарисовки и др. Мн. произв. (в т.ч. прозаические) связаны с романтикой морских странствий (Т. плавал матросом) и экзотикой Юж. Америки (жил в Аргентине в 1911-15). В нек-рых песнях использованы лат.-амер. танц. ритмы, в т.ч. танго, в других - вальс, полька, полска. Песни Т. (свыше 200, в их числе "Вальс в Фюрусунде", "Фритьоф и Карменсита", "Танец в Суннанё") изданы во мн. сб-ках, в т.ч. выпущенных в 1961, 1965, 1967.

Литература: Svensson G., Evert Taube: poet, musikant, artist, Stockh., 1976.

Тобиас Р.

Рудольф (29 V 1873, Кяйна, Эст. ССР - 29 X 1918, Берлин) - эст. композитор и пианист. В 1897 окончил Петерб. консерваторию по классу органа у Л. Ф. Гомилиуса, по композиции у Н. А. Римского-Корсакова. В 1898-1904 работал органистом и хор. дирижёром в Петербурге. В 1904-08 в Тарту; вёл конц. деятельность как дирижёр, пианист и органист; был организатором ораториальных концертов. Выступал также как муз. критик. С 1909 жил в Лейпциге, с 1910 в Берлине, где с 1912 преподавал муз.-теоретич. предметы в Высшей школе музыки.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - оратория Послание Ионы (Des Jona Sendung, 1909), кантаты Иоанн Дамаскин (сл. А. К. Толстого, 1897), О деве света Илманейтси (Sest Ilmaneitsist ilusast, слова из эпоса "Калевипоэг", 1911); для орк. - увертюра Юлий Цезарь (1896), каприччо Чёрный ворон - вестник брани (Varese sхjasхnumida, 1909); концерт для фп. с орк. (1897); 2 мелодекламации для чтеца с орк. - Сон Калевипоэга (Kalevipoja unenдgu, 1907), Калевипоэг у ворот преисподней (Kalevipoeg pхrgu vдvavas, 1912, сл. из эпоса); 3 струн. квартета; пьесы для разных инструментов, в т. ч. для фп., органа; для голоса с фп. - песни, в т. ч. Ночная песня (Ццlaul, на собств. слова), Романс (сл. И. С. Тургенева), Осень (Sьgis, сл. К. Э. Сёэта); для хора - Nenia (сл. Ф. Р. Крейцвальда), Молодые кузнецы (Noored sepad, сл. Г. Суйтса), Вор (Varas, сл. К. Э. Сёэта); обр. нар. песен.

Литература: Pдts R., Rudolf Tobias, Tallinn, 1968; Rudolf Tobias sхnas ja pildis, сост. V. Rumessen, Tallinn, 1973.

А. В. Xиpвecoo.

Тови Д. Ф.

Тови Д. Ф. (Tovey) Доналд Фрэнсис (17 VII 1875, Итон - 10 VII 1940, Эдинбург) - англ. музыковед, композитор, пианист, педагог. Брал уроки у С. Вайссе (фп.), У. Паррата, X. Пэрри (композиция), затем учился в муз. колледже в Оксфорде (1894-98). Дебютировал как пианист в 1894. Концертировал в Великобритании, Германии и Австрии (1900-15), США (1925, 1927-28), исполнял и собств. сочинения, среди к-рых фп. концерт (1-е исп. 1903, с оркестром под упр. Г. Вуда). В 1906-12 участвовал как пианист в исполнении камерной музыки (т. н. "Челси-концерты") в Лондоне. С 1914 преподавал игру на фп. в ун-те в Эдинбурге, где выступал также как дирижёр, руководил организованным им в 1917 т. н. симф. оркестром Рейда (по имени мецената, генерала Дж. Рейда). Писал популярные аннотации к конц. программам, посв. музыке И. С. Баха, Л. Бетховена и др.; позднее составил из них путеводители (изданы в 1935-49); эти сб-ки создали Т. широкую популярность в Великобритании и США. Автор ряда работ, посв. муз. анализу (6 выпусков-очерков), муз. эстетике, книг о Бетховене, статей для Брит, энциклопедии (с 11-го издания; опубликованы и в отд. сб-ках). Своей наиболее значит. музыковедч. работой Т. считал комментарии к "Искусству фуги" И. С. Баха. Осуществил редакцию "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха (совм. с X. Сэмюэлом), ряда вок. сочинений композиторов 17 в., сонат Бетховена для фп. (совм. с X. Крэкстоном) и для виолончели с фп. (совм. с П. Зухом); написал каденции к его 4-му концерту для фп. с оркестром, а также к концертам для скрипки с оркестром Бетховена и И. Брамса. Среди соч. Т. - опера "Невеста Диониса" ("The bride of Dionysus", соч. 1907-1918; пост. 1929, Эдинбург), симфония (1913), концерты с орк. - для фп. (1903), для виолончели (1934; по заказу П. Касальса), скрипки (1937), сонаты с фп. для скрипки, виолончели, кларнета, 4 фп. трио, 2 струн. квартета, фп. квинтет, вариации на тему Глюка для флейты и струнных (1913), фп. пьесы, хоры, в т. ч. церковные.

Литературные сочинения: Beethoven's ninth symphony, L., (1928); A Companion to "The art of fugue" - "Die Kunst der Fuge" - J. S. Bach, L., 1931; A companion to Beethoven's pianoforte sonatas, L., 1931; Musical form and matter, L., 1934; Essays in musical analysis, v. 1-6, L., 1935-39 (доп. том издан посмертно под назв. - Chamber music, L., 1944), v. 1-7, 1972; Normality and freedom in music, Oxf., 1936; Musician talks, v. 1-2, L., 1941-1942 (совм. с G. Parrat); Beethoven, L., 1944, 1965; Musical articles from the Encyclopaedia Britannica, L., 1944, 1947; Essays and lectures on music, L., 1949 (в США издано под заглавием - The main stream of music, and other essays, N. Y., 1959).

Литература: Grierson M., Donald Francis Tovey. A biography based on letters, L., 1952, Westport (Conn.), 1970.

И. А. Слепнёв.

Тода К. М.

Кунио Морикуни (р. 11 VIII 1915, Токио) - япон. композитор. В 1938 окончил юридич. ф-т Токийского ун-та. Муз. образование получил в Японии и Германии (в ун-те Гейдельберга). В 1941 брал уроки композиции у Морои Сабуро. В 1938 дипломат в Германии, в 1939-41 - в СССР, присутствовал на Моск. торжествах, посв. 100-летию со дня рождения П. И. Чайковского. С 1955 преподаёт композицию в Высшей муз. школе Тохо (позднее - муз. колледж; с 1961 профессор) в Токио. В своём творчестве применяет разл. новые виды техники композиции, в т.ч. сериализм.

Сочинения: оперы - Акэми (1956, Токио), История города Кяра (1973, там же) и др.; балеты - Саломея (1951, там же), Красный цирк (1953, там же), Пещера (1954, там же), Танец Красной смерти (по рассказу Э. По, 1956, Осака), Миранда (1968, Токио) и др.; оратория Св. Павел (1973, Токио); соч. для орк.; концерты с орк. - 2 для фп. (1944, 1955), для скр. (1949); камерно-инстр. ансамбли; соч. для фп.; хоры; произв. для голоса с инструментом.

Тоди Л. Р.

Тоди Л. Р. (Todi; урожд. - д'Агьяр, d'Aguiar) Луиза Роза (9 I 1753, Сетубал - 1 X 1833, Лисабон) - португ. певица (меццо-сопрано). Артистич. деятельность начала в 1768 как драм. актриса. Пению училась в Лисабоне у Д. Переса. В 1772-77 пела в итал. опере в Лондоне. Первый крупный успех ей принесло выступление в опере "Олимпиада" Паизиелло, состоявшееся в 1777 в Мадриде. В следующем году Т. с триумфом гастролировала в Париже, где в сезонах 1778/79 и 1781/82 участвовала в "Духовных концертах". В 1781/82 пела в Берлине (совершила также конц. поездку по городам юж. Германии), затем - в Вене, в Турине, в 1783 - в "Гранд-Опера" в Париже (в это же время в Париже пела знаменитая нем. певица Г. Мара, и парижская публика разделилась на "тодистов" и "маратистов"), В 1784-89 выступала в Петербурге, где пользовалась особым признанием любителей музыки. С огромным успехом пела в Италии (в т. ч. в Венеции; 1790/91), затем в Праге (1791); её последнее выступление на оперной сцене состоялось в Неаполе (т-р "Сан-Карло") в 1799. Покинув сцену, с 1803 жила в Лисабоне. Т. - одна из крупнейших певиц 18 в., её голос покорял современников редкой красотой тембра, гибкостью, чистотой и блеском звучания. С лёгкостью и изяществом исполняла сложнейшие фиоритуры, поражая слушателей инстр. беглостью и совершенством техники. Лучшие партии в операх: "Олимпиада" Паизиелло, "Армида и Ринальдо" Сарти, "Андромеда" Рейхардта, "Медея" Неймана и др.

Литература: Vasconcellos J. da, Os musicos portuguezes, Lisboa, 1870; его же, Luiza Todi, Lisboa, 1873, 1929; Riovanо F., Notizie storico-bibliografiche sulle opere di P. С Guglielmi, "RMI", 1909, v. 16, 1910, v. 17; Sampiо Ribeirо M. de, Louiza Todi, Lisboa, 1943; Machabey A., Le bel canto, P., (1948); Mооser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, v. 2, Gen., 1951.

В. В. Тимохин.

Тодуцэ С.

Тодуцэ С. (Toduta) Сиджизмунд (р. 17(30) V 1908, Симерия, Хунедоара) - рум. композитор, музыковед, педагог. Засл. деят. иск-в СРР (1957). Чл. Академии социальных и политич. наук СРР (1970). В 1931-33 учился в Клужской консерватории у М. Негри (композиция и муз.-теоретич. предметы), в 1936-38 совершенствовался в Академии "Санта-Чечилия" в Риме у И. Пиццетти (композиция) и А. Казеллы (фп.). С 1946 профессор Клужской консерватории (в 1962-64 ректор). Для творчества Т. характерны строгость и ясность письма, опора на нар. истоки, тяготение к инстр. жанрам.

Сочинения: опера Мастер Маноле (Mesterul Manole, 1947); для солистов, хора и орк. - оратории Миорица (1958), По следам Хории (Ре urmele lui Horia, 1978), Баллада о знамени (Balada Steagului, 1961); для орк. - 6 симфоний (1954; Памяти Джордже Энеску, 1956, Гос. пр. СРР, 1956; Овидий, 1957; для струн. орк., 1961; 1963, 1976), симф. вариации (1940); для струн. орк. - 3 концерта (1951, Гос. пр. СРР, 1954; 1971; 1974), дивертисмент (1951), Четыре табулатуры Б. Бакфарка (обр., 1950); концерт для духовых и ударных (1976); концерт для фп. с орк. (1943); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. и фп. (1953), для влч. и фп. (1952), для флейты и фп. (1952), для гобоя и фп. (1956); для фп. - пассакалья (1943), сонатина (1950), Сюита на темы рум. песен и танцев (1951); хоры, романсы.

Литературные сочинения: Idea ciclica оn Sonatale lui G. Enescu, "Studii de muzicologie", 1968, No 4; Formele muzicale ale barocului оn operele lui J. S. Bach, v. 1-2, Buc., 1969-73.

Литература: Herman V., Sigismund Toduta, "Muzica", 1965, No 6; Sigismund Toduta la 60 de ani, "Tribuna", Cluj, 1968, 16 mai.

P. Э. Лейтес.

Този П. Ф.

Този П. Ф. (Tosi) Пьер Франческо (1654, Чезена - 1732, Фаэнца) - итал. певец-кастрат, вок. педагог, теоретик и композитор. Музыке обучался у своего отца, органиста и композитора Джузеппе Феличе Т. С 1682 жил в Лондоне, здесь в 1692 открыл школу пения. В 1705 переехал в Вену, где до 1711 занимал должность придв. капельмейстера, совмещая её с дипломатич. службой. С 1723 жил попеременно в Болонье и Лондоне; в 1730 в Болонье принял сан священника. В 1732 поселился в Фаэнце. Т. выступал преим. как камерный певец, получил признание в Италии и др. европ. странах. Его пение отличалось глубокой выразительностью, благородством, тонким чувством стиля, совершенным вокальным мастерством. Широкую известность принёс Т. его теоретич. трактат "Рассуждения о певцах старинных и современных, или Примечания по поводу изобразительного пения" ("Opinioni de'cantori...", 1723). Это по существу первый крупный науч. труд, посвященный осн. проблемам вок. иск-ва: методу преподавания, постановке голоса, исполнению апподжиатур, трелей, пассажей, каденций, правильности произношения и чистоте дикции в пении, соотношению в исполнении речитативов и арий трёх вок. стилей - театр., камерного и церковного, сочетанию темпа rubato и ритмич. точности, контрастному сопоставлению динамич. оттенков forte и piano, колоратурной импровизации - её границам, мере, излишествам, значению проф. ответственности, этики, высокой артистич. миссии певца как музыканта-исполнителя. Книга является ценным культурно-историч. документом кон. 17 - нач. 18 вв., она даёт представление и о муз.-эстетич. направлениях эпохи позднего барокко. Опубликованный в 1723 в Италии, трактат затем был издан в переводах на англ. (1742), нем. (1757), франц. (1874) и рус. (в кн.: Мазурин К., "Методология пения", т. 1, М., 1902, с. 107-89) языки; сохраняет своё значение и поныне (в 1960-е гг. осуществлён ряд его переизданий на разл. языках, включая и факсимильные). Т. - автор оратории "Мученичество Св. Екатерины" ("Il Martirio di S. Caterina", W., 1701) и кантат для голоса в сопровождении клавесина.

Сочинения: Opinioni dei cantori antichi e moderni, о sieno Osservazioni sopra il canto figurato, Bologna, 1723, факсимильное изд., N. Y., 1968 ("Monuments of music and music literature in facsimile").

Литература: Kцchel L., Die kaiserliche Hofmusikkapelle in Wien von 1543 bis 1867, W., (1869); Haas R., Auffьhrungspraxis der Musik, Potsdam, 1931; Della Corte A., Canto e bel canto, Torino, 1933; Сe11etti R., La vocalita al tempo del Tosi, "RMI", 1967, v. 1.

C. M. Грищенко.

Токио

Статья большая, находится на отдельной странице.

Токката

Статья большая, находится на отдельной странице.

Токоди И.

Токоди И. (Tokody) Илона (р. 27 IV 1953, Сегед) - венг. певица (лирико-драм. сопрано). В 1976 окончила Высшую муз. школу им. Ф. Листа у Е. Шипоша, с этого же года солистка Гос. оперного т-ра в Будапеште (дебютировала в партии Матери в опере "Моисей" Дурко), с 1980 одноврем. - Гос. оперного т-ра в Вене. Среди партий - Дидона ("Дидона и Эней" Пёрселла), Лиу ("Турандот" Пуччини), Леонора ("Сила судьбы"), Джизельда, Гримальди ("Ломбардцы в первом крестовом походе", "Симон Бокканегра" Верди), Аида; Рахиль ("Жидовка" Галеви), Фьордилиджи ("Все они таковы" Моцарта), Эмма ("Хованщина"). В конц. репертуаре Т. партии из Stabat mater Перголези, "Торжественной мессы" Бетховена, реквиема Моцарта.

Литература: Рыцарев С., Свидетельства высокой культуры, "СМ", 1980, No 10.

Токтогул Сатылганов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Токтоналиев С.

Сейдакмат (р. 23 V 1928, с. Нижняя Аларча, ныне Фрунзенской обл.) - сов. певец (тенор). Нар. арт. Кирг. ССР (1964). В 1952 окончил Моск. консерваторию. В 1946-47 артист хора, с 1952 солист Кирг. т-ра оперы и балета. Партии: Ленский, Юродивый, Синодал, Вашек; Аскер ("Аршин мал алан" Гаджибекова), Сеит ("Джамиля" Раухвергера), Токтобек ("Сердце матери" Германова), Сырчак и Алманбет, Токтогул ("Манас" и "Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фере), Ашир ("Молодые сердца" Абдраева) и др. Выступает в концертах. С 1963 преподаватель Оперной студии при Кирг. т-ре оперы и балета.

Толгау

Толгау (букв. - дума, размышление) - один из видов творчества казах. акынов (поэтов устной традиции) и нар. проф. композиторов-певцов. Содержание Т. связано с философско-художеств. осмыслением историч. событий, радостей и страданий человека. У акынов текст Т., исполняемый речитативом, имеет тирадное строение, у певцов - четырёхстрофную куплетную форму. Т. встречаются и в нар. инстр. музыке (кюях). Автором одного из наиболее известных Т. является Жаяу Муса Байжанов (1835-1929). Его Т. содержит размышление о социальной несправедливости, царившей в казахском дореволюционном обществе; песня выделяется лирической выразительностью мелодии, написанной в редко встречающемся равномерно-переменном метре.

Толгау

Песня Жаяу Мусы Байжанова. Запись Б. Г. Ерзаковича.

Смысловой перевод:

Измучилась душа моя, о жизнь!

Одинокий и бедняк я, а Шорманов - богач.

Нечистым путём нажитое тобой богатство

к хорошему не приведёт.

Оглянись хоть раз и подумай о будущем.

Б. Г.Ерзакович.

Толмасов Р. М.

Рафаил Михайлович (р. 24 II 1923, Самарканд, Узб. ССР) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Тадж. ССР (1968). Чл. КПСС с 1944. В 1939 окончил Театр. техникум им. А. Лахути в Ташкенте, в 1949 - Оперную студию при Тадж. т-ре оперы и балета, где занимался у Е. А. Прокофьева. С 1940 солист Тадж. т-ра оперы и балета. Исполнил свыше 70 партий, среди них - Евгений Онегин, Князь Игорь; Грязной ("Царская невеста"), Яго, Амонасро, Риголетто, Скарпиа; Степан ("Семья Тараса" Кабалевского), Восе ("Восстание Восе" Баласаняна), Тахир ("Тахир и Зухра" Ленского), Айни ("Айни" Сайфиддинова), Ширак ("Ширак" Хамраева). Выступает в концертах.

Толпыго М. Н.

Михаил Николаевич (р. 12 IX 1941, Челябинск) - сов. альтист и педагог. В 1965 окончил Моск. консерваторию у В. В. Борисовского, с того же года преподаватель там же, с 1967 концертмейстер Гос. акад. симф. оркестра СССР. Гастролирует как солист и ансамблист, выступая с Н. Г. Гутман, О. М. Каганом, Э. К. Вирсаладзе, А. Б. Любимовым и. др. Играет также на виоль дамур. 1-й исполнитель альтовой редакции 1-го концерта для виолончели с оркестром Шостаковича, сонаты-песни А. И. Хачатуряна, посвященных ему сонат Ю. М. Буцко, Ш. Каллоша, арии E. P. Светланова, произв. Г. П. Дмитриева и др. С 1973 чл. Экспертной комиссии смычковых инструментов Мин-ва культуры СССР. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1963, Ленинград), Междунар. конкурса в Мюнхене (1967, 2-я пр.).

Толстая Н. Н.

Надежда Николаевна (р. 24 IX 1923, Петроград) - сов. арфистка. Засл. арт. РСФСР (1973). В 1948 окончила Ленингр. консерваторию у Е. А. Синицыной. Участвовала в концертах квартета арф (Е. А. Синицына, Л. А. Гордзевич, Т., А. А. Варосян). 3-я пр. на 2-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1945, Москва). С 1950 артистка орк. Ленингр. филармонии, с 1956 - Гос. симф. оркестра СССР. Выступает как солистка и ансамблистка. 1-я исполнительница мн. произв. для арфы сов. композиторов.

Литература: Эрдели К. A., Арфа в моей жизни, М., 1967, с. 219; Язвинская Е., Арфа, М., 1968, с. 56; Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975, с. 110, 112.

Толстой Д. А.

Дмитрий Алексеевич (р. 20 I 1923, Берлин) - сов. композитор. Сын писателя А. Н. Толстого. В 1943-44 учился в Моск. консерватории по классу-композиции у В. Я. Шебалина и по классу фп. у В. В. Софроницкого. В 1947 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у Б. А. Арапова (ранее обучался у П. Б. Рязанова и М. О. Штейнберга), там же занимался по классу фп. у А. Д. Каменского, Л. В. Николаева и С. И. Савшинского; в 1950 окончил аспирантуру по композиции (в 1947-48 занимался у Д. Д. Шостаковича). Произв. Т. отличаются выразит. широкой мелодичностью. С 1967 преподаёт в Ленингр. консерватории. Автор статей, опубликованных в периодич. печати.

Сочинения: оперы - Маскарад (по драме М. Ю. Лермонтова, либр. В. А. Мануйлова и Т., Пермский т-р оперы и балета, 1957), Марюта-рыбачка (по повести Б. А. Лавренёва "Сорок первый", либр. Р. И. Тихомирова и В. А. Мануйлова, там же, 1960; 2-я ред. - Повесть об одной любви, 1965, Ленингр. т-р оперы и балета), Русский характер (по рассказу А. Н. Толстого, телеопера, Ленингр. студия телевидения, 1967); Гранатовый браслет (по рассказу А. И. Куприна, 1973), Капитанская дочка (по повести А. С. Пушкина, 1976); балеты - Нунча (по сказке М. Горького, Ленингр. т-р оперы и балета, 1964), Аэлита (по А. Н. Толстому, Донецкий т-р оперы и балета, 1967); для солистов, хора и орк. - кантата Поэма о Ленинграде (сл. Л. И. Хаустова и О. Н. Шестинского, 1957); для орк. - симфония Дума о Родине (1974); концерты с орк. - для фп. (1968), для гобоя (1976), для кларнета (1978); камерно-инстр. ансамбли - Танцы Аэлиты (фантастич. пьесы для скр. и фп., 1963), 2 сонаты для скр. и фп. (1972, 1978), трио для скр., влч. и фп. (1965), трио для скр., альта и влч. (1962), 4 струн. квартета (1969, 1972, два в 1976); для фп. - 16 сонат (1945-78), 24 прелюдии (1951-1961), цикл пьес Сказки Андерсена (1962); для голоса и фп. - вок. циклы Жизнь поэта (1959), 6 англ. нар. песен (1960), Пение ветров (сл. Н. А. Заболоцкого, 1961), Времена года (сл. Н. С. Берендгофа, 1962), Вечерний свет (сл. Ф. И. Тютчева, 1966), Дорога (сл. Н. В. Крандиевской-Толстой, 1973-78), романсы (св. 40; на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Бунина и др.), песни на сл. Л. И. Хаустова, В. Григорьева, Р. И. Рождественского, Е. И. Гвоздева и др. сов. поэтов, музыка к драм. спектаклям и фильмам.

Литература: Белецкий И., Дмитрий Толстой, М., 1959.

M. М. Яковлев.

Толстой С. Л.

Сергей Львович (28 VI (10 VII) 1863, Ясная Поляна Тульской губ.- 23 XII 1947, Москва) - сов. композитор, муз. этнограф. Сын Л. Н. Толстого. В 1886 окончил отделение естеств. наук Моск. ун-та. В детстве обучался музыке у матери - С. А. Толстой и у тульского учителя А. Г. Мичурина, затем у Н. Д. Кашкина и В. П. Прокунина. На междунар. конкурсе "Дома песни" удостоен премии (1908) за музыку к десяти шотл. песням Р. Бёрнса. После Oкт. революции 1917 работал в муз. отделе Наркомпроса, участвовал в фольклорных экспедициях. В 1921-30 науч. сотрудник Гос. ин-та муз. науки (ГИМН). В 1928-29 преподаватель муз. этнографии в Моск. консерватории. Автор романсов на слова рус. поэтов (в т. ч. А. С. Пушкина, К. М. Фофанова). Т. принадлежит обработка 27 шотл., 2 бельг. песен, а также индусских песен и танцев. Составитель сб-ков шотл. песен (М., 1927) и старинных франц. песен (М., 1933).

Сочинения: Музыка в жизни Л. Н. Толстого, "Музыка", 1911, No 50, 51; Музыкальные произведения, любимые Л. Н. Толстым, в кн.: Толстовский ежегодник, 1912, М., (1912); Лев Толстой и Чайковский, в кн.: История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 1, М., 1924; Спутник музыканта-этнографа, М., 1929 (совм. с П. Н. Зиминым); Испанская народная музыка, "СМ", 1937, No 7; Очерки былого, М., 1949, Тула, 1975.

M. M. Яковлев.

Толстой Ф. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тольба В. С.

Вениамин Савельевич (р. 12 XI 1909, Харьков) - сов. дирижёр. Нар. арт. УССР (1957). В детстве обучался игре на скрипке, в 1926-28 учился в Ленингр. центр. муз. техникуме у П. Б. Рязанова (композиция), Д. Д. Шостаковича (чтение партитур), X. С. Кушнарёва (гармония), в 1932 окончил Харьковский муз.-драм. ин-т, занимался у С. С. Богатырёва (композиция и муз.-теоретич. предметы) и Я. А. Розенштейна (дирижирование). Дирижёрское мастерство совершенствовал у Г. Адлера, А. Э. Маргуляна, А. М. Лазовского. Исполнит. деятельность начал как скрипач в симф. оркестре Харьковской филармонии. Как дирижёр дебютировал в 1928 на радио. В 1931-41 дирижёр Харьковского т-ра оперы и балета, в 1934-35 - Укр. т-ра оперы и балета. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 с этими т-рами (они объединились) работал в Иркутске (1942-44). В 1944-59 дирижёр Укр. т-ра оперы и балета. В 1932-33 преподавал в Харьковском муз.-драм. ин-те, в 1934-35 - в консерватории; в 1946-73 дирижёр оперной студни и преподаватель Киевской консерватории (с 1962 профессор). Воспитал плеяду оперных певцов, среди них - Л. И. Масленникова, Э. М. Томм, Л. Д. Лобанова, Д. М. Гнатюк, Е. С. Мирошниченко, Е. И. Червонюк, М. И. Шевченко, А. И. Кикоть. Т. принадлежит к числу наиболее видных дирижёров Сов. Украины; его исполнение отличают тонкое чувство стиля, умение достигнуть ансамблевой слаженности, отточенность деталей. Осуществил первые пост. укр. сов. опер: "Наймичка" Вериковского (1943), "Честь" Жуковского (1947), "Молодая гвардия" (1947) и "Заря над Двиной" (1955) Мейтуса, "Милана" (1957) и "Арсенал" (1960) Г. Майбороды, балет "Ростислава" Жуковского (1956). Значит. событием в муз. жизни Украины стали его пост. опер: "Иван Сусанин" (Гос. пр. СССР, 1949), "Пиковая дама", "Евгений Онегин", "Царская невеста", "Снегурочка", "Запорожец за Дунаем", "Наталка Полтавка", "Свадьба Фигаро", "Волшебная флейта", "Лоэнгрин", "Кармен", "Отелло" и др. Выступает и как симф. дирижёр; под его руководством были впервые исполнены 1-я симфония (2-я ред., 1958) и концерт для фп. с оркестром (2-я ред., 1963) Л. Н. Ревуцкого и мн. сочинения др. укр. композиторов. Ему принадлежит инструментовка оперы Н. В. Лысенко "Ноктюрн", ред. 2-й симфонии Ревуцкого. Автор муз.-критич. статей и рецензий (ок. 20), в т. ч. "Оркестр i диригент" ("Мистецтво", 1966, No 1, 2), "Дирижёр глазами дирижёра" ("СМ", 1973, No 11), "До проблем виконавства" ("Музика", 1976, No 2, 3) и др.

Литература: Майстри украпнськоп радянськоп сцени, сост. Р. Бернацька, С. Зайончкiвська, Кипв, 1962; Современные дирижеры, сост. Л. Григорьев, Я. Платек, М., 1969; Майборода Г., Слово про друга, "Музика", Кипв, 1970, No 1.

G. О. Ткаченко.

Тома Ш. Л. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Томанерхор

Томанерхор (Tomanerchor) - лейпцигский хор мальчиков, один из старейших муз. коллективов мира. Осн. в сер. 13 в. при церкви св. Фомы (Томаскирхе) одноврем. со школой (Томасшуле), где обучали пению и игре на органе. До создания Т. с 1212 при Томаскирхе существовал муж. хор, носивший то же название. В течение неск. столетий Т. играл значит. роль в муз. жизни Лейпцига. В кон. 17 - нач. 18 вв. в связи с возросшей потребностью в хористах, инструменталистах, органистах расширилась деятельность Томасшуле, и Т. стал участвовать не только в богослужениях, но и в разл. собраниях (празднествах) светского характера. Хор возглавляли, как правило, видные музыканты, постоянно поддерживавшие высокий проф. уровень коллектива и расширявшие его репертуар. В их числе - С. Кальвизиус (1584-1615), И. Г. Шейн (1615-30), И. Шелле (1677-1701), И. Кунау (1701-22). Лучшие их произв., написанные для Т., и поныне входят в программы хора. В 1723-50 во главе Т. стоял И. С. Бах, создавший для хора множество кантат, мотетов и др., впервые прозвучавших в исполнении Т. под управлением автора. С этого времени Т. становится одним из гл. очагов сохранения и развития традиций хор. баховской музыки. Среди последующих руководителей Т. выделяются И. Ф. Доллес (1756-89), И. А. Хиллер (1789-1804), X. Т. Вейнлиг (1823-42), М. Хауптман (1842-68), позднее Г. Шрек (1893-1918), К. Штраубе (1918-39). В 19 - нач. 20 вв., несмотря на активизацию муз. жизни Лейпцига и возникновение ряда новых хоров, Т. сохраняет положение крупнейшего хор. коллектива, выступает с оркестрами города, гастролирует по Германии и за её пределами, участвует в исполнении новых произв. После 2-й мировой войны 1939-45 Т. - один из ведущих коллективов ГДР. Под рук. Г. Рамина (1939-56), Т. Томаса (1957-60), Р. Мауэрсбергера (с 1960) хор выступал в разных странах, в т. ч. в СССР.

На протяжении длительного периода существования Т. число хористов неоднократно менялось, оставаясь, однако, всегда достаточным для исполнения крупных кантатно- ораториальных сочинений. В 60-е гг. Т. состоял из 80 мальчиков в возрасте от 10 до 18 лет (разделён на группы дискантов, альтов, теноров и басов). В основе репертуара по-прежнему произв. И. С. Баха и старых нем. мастеров. Все участники хора являются одновременно воспитанниками Томасшуле, где получают муз. и общее среднее образование, а также приобретают навыки игры на разл. муз. инструментах.

Литература: St. Thomas zu Leipzig, Schule und Chor, (hrsg. von B. Knick), Wiesbaden, 1963.

M. M. Яковлев.

Томарс И. С.

Иосиф Семёнович (1 (13) VIII 1867, Петербург - 26 IX 1934, Ленинград) - рус. певец (лирич. тенор) и вок. педагог. В 1889 окончил Петерб. консерваторию по классу пения у С. И. Габеля; муз.-теоретич. предметы изучал под рук. А. К. Лядова и Н. А. Римского-Корсакова. В консерваторских спектаклях исполнил партии Андрея ("Опричник", 1888, заслужил высокую оценку П. И. Чайковского) и Тамино ("Волшебная флейта", 1889); в студенч. годы по приглашению А. Г. Рубинштейна пел в концертах РМО. В 1889-90 солист Тбилисской оперы (впервые выступил в партии Хозе), в 1890-91 - моск. Большого т-ра (дебютировал в партии Герцога). С 1891 пел в Италии (Падуя, Неаполь), затем, в 1892-93, - в Вильнюсе, Киеве, Харькове. С 1896 неск. сезонов выступал в Моск. рус. частной опере (иногда - под фамилией Осипов). После 1902 поселился в Петербурге, участвовал в спектаклях Итал. оперы и частных антреприз. Последнее выступление Т. состоялось в т-ре Петрогр. Нар. дома в партии Элеазара в опере "Жидовка" ("Дочь Кардинала" Галеви, 1918).

Обладал небольшим, гибким, нежного тембра голосом с красивыми, мягкими верхними нотами, редкой музыкальностью, художеств. вкусом. Его исполнение отличалось изяществом фразировки, прекрасной дикцией, одухотворённостью. В совершенстве владея иск-вом бельканто, Т. неоднократно заменял А. Мазини и Э. Карузо в спектаклях Итал. оперы (Петербург). Был лучшим исполнителем на рус. оперной сцене партии Альмавивы ("Севильский цирюльник"), успешно пел драм. партии (Собинин, Герман, Манрико, Радамес, Канио; Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Рауль ("Гугеноты"), Васко да Гама ("Африканка")). Среди др. партий: Князь, Синодал; Руальд ("Рогнеда"), Владимир Игоревич, Берендей, Индийский гость, Владимир Дубровский, Ленский; Андрей ("Мазепа"), Йонтек, Альфред; Ричард ("Бал-маскарад"), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Фауст. Иск-во Т. высоко ценили Н. А. Римский-Корсаков, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Оссовский.

В 1907-17 преподавал пение в Петровском коммерческом уч-ще; в 1923-34 профессор сольного пения в Ленингр. консерватории. Воспитал плеяду оперных и камерных певцов, в их числе - И. В. Васильев, Е. Э. Виттинг, В. М. Луканин, А. Ю. Модестов, Г. М. Нэлепп, Г. Н. Орлов, Д. И. Томарс, Е. Б. Флакс, Б. М. Фрейдков, Н. Я. Чесноков.

А. П. Григорьева.

Томашек В. Я. К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Томашек Я.

Томашек Я. (Tomasek) Ярослав (10 IV 1896, Коричани, Моравия - 26 XI 1970, Прага) - чеш. композитор и муз. критик. Учился у Й. Кунца (муз.-теоретич. предметы) в Брно; изучал в Карловом ун-те эстетику под рук. О. Зиха и муз.-теоретич. предметы под рук. З. Неедлы (1919-24) в Праге, брал уроки композиции у В. Новака (1919-21). Был гл. редактором в Управлении по охране авторских прав (1950-55); как муз. критика Т. интересовала муз. жизнь Праги (ряд его рецензий и очерков опубл. в журн. "Hudebnн rozhledy", 1924-27). В 1936-38 был одним из редакторов журн. "Listy Hudebnн Matice" - "Tempo". После 1945 активно участвовал в восстановлении муз. жизни Праги. В своём творчестве Т. развивал традиции Новака; для его сочинений характерны нац. фольклорная основа, широта мелодич. дыхания, лиризм. Многие произв. Т. тематически связаны с жизнью народа (цикл "Простое сердце" и др. соч. для голоса с фп.).

Сочинения: для солистов с орк. - Скорбь (Zal, 1959), Сказка в сочельник (A Tale oi Christmas Eve, 1921, 2-я ред. 1953); кантата для голоса и струн. квартета Расставание (Rozjнmбnн, 1948); симф. рондо (1959), симф. рондо для орк. с фп. (1962); струн. квартеты (1920; В старинном стиле - Ve starйm slohu, 1921; 1942); пьесы для фп., в т. ч. соната для левой руки (1925); хоры; для голоса с фп. - циклы песен Моей жене (Zene, 1919), Простое сердце (Prostй srdce, 1922).

Литературные сочинения: Harmonickэ vэvoj v komornнch dнlech V. Novбka, Praha, 1931 (Diss.).

А. Г. Юсфин.

Томашов Д. П.

Даниил Порфирьевич (11(23) XII 1875, дер. Полошково Климовического уезда Могилёвской губ. - 10 III 1926, Москва) - сов. мастер смычковых инструментов. С 1892 инстр. мастерству обучался у П. Хилинского в Киеве; в 1896 переехал в Петербург и поступил в мастерскую Э. Гейссера, где 4 года работал под рук. О. Дидло, ученика Ж. Б. Вильома. Самостоятельно начал изготовлять смычковые инструменты с 1901, вернувшись в Киев. С 1906 работал в Москве - в Большом т-ре, консерватории и ряде др. муз. учреждений. В 1911 на выставке в Риме инструменты Т. отмечены золотой медалью. Сохранилось 26 скрипок и 3 виолончели работы Т.; они тщательно выполнены, обладают сильным, но грубоватым звуком, покрыты красным лаком. Т. пользовался популярностью как превосходный реставратор смычковых инструментов. Среди учеников Т. - Г. А. Морозов.

Б. В. Доброхотов.

Томбо

Томбо (франц. tombeau) - см. "Надгробие".

Томеску В. Д.

Томеску В. Д. (Tomescu) Василе Дамиан (р. 1 VI 1929, Рэдулешти, близ Бухареста) - рум. музыковед. Чл.-корр. Академии социальных и политич. наук СРР. В 1953 окончил Бухарестскую конс., учился у Й. Киреску и Й. Думитреску (муз.-теоретич. предметы), у З. Ванчи (история музыки). В 1953-54 редактор, в 1954-64 зам. гл. редактора, с 1964 гл. редактор журн. "Muzica". Секретарь CK СРР (с 1963). Один из ведущих рум. музыковедов, Т. является автором ряда книг, в т. ч. фундаментального исследования "История музыкальных связей Франции и Румынии" (1973), мн. науч. очерков и статей о рум. музыке и рум. музыкантах. Выступает также в прессе др. стран, пишет статьи для муз. энциклопедий. Чл. Франц. об-ва музыковедения (с 1967).

Сочинения: Drumul creator al lui Dimitrie Cuclin, Buc., 1956; Alfonso Castaldi, Buc., 1958; Muzica оn Republica Populara Romвna, Buc., 1958; Alfred Alessandrescu, Buc., 1962; Filip Lazar, Buc., 1963; Ион Думитреску, "CM", 1963, No 5; Specificul national si contemporaneitatea mijloacelor de expresie, "Muzica", 1963, No 8; Демократический жанр, "CM", 1964, No 8; George Breazul si muzicologia noastra, "Muzica", 1965, No 10-11; Beitrдge zur dialektischen Behandlung der musikдsthetischan Probleme, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1965, Jahrg. 7, H. 4; Specificul conceptiei si diversitatea de stiluri оn muzica romвneasca, "Studii de muzicologie", 1965, No 1; Paul Constantinescu, Buc., 1967; Georges Enesco et la culture musicale roumaine, "Studii de muzicologie", 1968, No 4; L'originalitй dans la musique roumaine contemporaine, "Synthиses", 1971, mai; Hinweis auf Rumдnien, "Melos", 1972, Jahrg. 39, H. 2; Tйmoignage historique: Dйmиtre Cantemir, "Muzica", 1973, No 9; Histoire des relations musicales entre la France et la Roumanie, t. 1, Buc., 1973; Тенденции и достижения, "CM", 1974, No 8; Cultura muzicala оn societatea noastra socialista, "Era Socialista", 1974, No 12; то же, "Muzica", 1974, No 9 (на франц. яз.); L'histoire de la patrie, source d'inspiration pour la musique contemporaine roumaine, там же, 1974, No 11; Vocatia militanta a muzicii noastre, там же, 1976, No 7; Musica daco-romana, t. 1, Buc., 1978 (на франц. яз.); Sur la continuitй et l'originalitй de la culture musicale romaine et sur les rapports avec la musique des peuples Slaves, "Muzica", 1978, No 11.

P. Э. Лейтес.

Томилин В. К.

Виктор Константинович (2 (15) V 1908, Бердичев - 1 XII 1941, погиб в бою у Невской Дубровки, под Ленинградом) - сов. композитор. В 1927 окончил Киевский муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко, в 1927-28 учился в Ленингр. центр. муз. техникуме по классу композиции у П. Б. Рязанова, в 1932 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у В. В. Щербачёва. Участник фольклорных экспедиций в Крым, Чувашию, Кабардино-Балкарию. Успешно работал в области массовой песни (осн. темы - революционная, Гражданской войны); лучшие песни Т. получили широкое распространение, среди них "Песня о Тельмане", "Гибель Чапаева", "Песня о Щорсе". Значит. внимание уделял музыке для детей. Преподавал в муз. школах Киева и Ленинграда, с 1934 - в Муз. техникуме при Ленингр. консерватории (ныне Муз. уч-ще им. Н. А. Римского-Корсакова), руководил коллективами художеств. самодеятельности.

Сочинения: оперы - опера-хроника 1905 год (совм. с В. В. Желобинским, Ю. В. Кочуровым, И. И. Туския, 1931), Семён Котко (не окончена); детский балет - Волк, лиса и рогатая коза; для орк. - сюиты Эпизоды из Гражданской войны (из музыки Т. к фильму "Федька", 1936), Из детских лет (из музыки Т. к фильму "Детство маршала", 1937), Крымская (1938); струн. квартет; для фп. - Альбом юного путешественника (также авторское переложение для орк. нар. инструментов); романсы на сл. М. Ю. Лермонтова, П. Б. Шелли; песни, в т. ч. Песня о Тельмане (сл. Е. И. Рывиной, 1934); Песня советских моряков (сл. Рывиной, 1937), Песня народного фронта (сл. Э. Вайнерта, рус. пер. Вс. Б. Азарова, 1937), Песня о Долорес Ибаррури (1937), Лина Одена (сл. Е. Г. Полонской, 1937), Пауль Лукач (сл. Азарова, 1938), На дубу зелёном (слова народные, 1941), Батарейная, Песня Народного ополчения и Артиллерийская (1941); музыка к драм. спектаклям и фильмам.

Литература: Лившиц A., Жизнь за Родину свою, М., 1964, с. 267-79; Азаров Вс., Котикова Н., Виктор Константинович Томилин, Л., 1968.

M. M. Яковлев.

Томм Э. Н.

Элеонора Николаевна (р. 13(26) IV 1915, Петроград) - сов. певица (меццо-сопрано). По национальности эстонка. Нар. арт. УССР (1964). В 1949 окончила Киевскую консерваторию по классу пения у Д. Г. Евтушенко. Артистич. деятельность начала в вок. ансамбле Укр. радио (1937). В 1948-73 солистка Укр. т-ра оперы и балета, дебютировала в партии Вани. Обладает сильным, глубоким голосом густого красивого тембра, пела также контральтовые партии. Среди партий: Ратмир; Марфа ("Хованщина"), Любовь ("Мазепа"), Любаша ("Царская невеста"), Княгиня ("Русалка"), Кончаковна; Соломия ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Ортруда ("Лоэнгрин"), Азучена, Амнерис, Кармен; Ульрика ("Бал-маскарад"). Гос. пр. СССР (1949, за исполнение партии Вани).

И. М. Лысенко.

Томова-Синтова А.

Анна (р. 2 IX 1941, Стара-Загора) - болг. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. НРБ (1979). Училась пению у Г. Черкина в Болг. гос. консерватории (1959-65), позднее брала уроки у К. Спиридоновой в Софии. Дебютировала (партия Татьяны) в 1965 в оперном т-ре в г. Стара-Загора. В том же году гастролировала в Лейпциге. С 1972 солистка Нем. гос. оперы (ГДР). Выступает в крупнейших оперных т-рах муз. центров разл. стран - в Москве, Ленинграде, Милане, Париже, Зальцбурге, Вене, Лондоне, Токио, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Буэнос-Айресе и др. Партии: Татьяна, Лиза, Аида, Тоска, Дездемона, Чио-Чио-сан; Донна Анна ("Дон Жуан"), Елизавета ("Дон Карлос"), Виолетта; Графиня ("Свадьба Фигаро"). Обладает голосом красивого тембра, совершенной вок. техникой, ярким артистич. дарованием. Одна из лучших совр. оперных певиц, Т.-С. получила ряд наград, в т. ч. на междунар. конкурсах певцов в Софии (2-я пр., 1970), Рио-де-Жанейро ("Гран при", 1971). Нац. пр. ГДР (1974); Т.-С. присвоено почётное звание "камерзингерин" ГДР (1972).

А. Абаджиев.

Томпсон В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Томпсон О.

Томпсон О. (Thompson) Оскар (10 X 1887, Кроуфордсвилл, штат Индиана - 3 VII 1945, Нью-Йорк) - амер. муз. лексикограф и критик. Учился игре на фп. с детских лет. Выступал как певец с 1912. Окончил Ун-т им. Вашингтона в Сиэтле. До 1914 был редактором разл. газет (писал статьи для отделов музыки, т-ра и др.). С 1919 сотрудник редакции журн. "Musical America", в 1936-43 его гл. редактор; одноврем. муз. критик ряда ведущих нью-йоркских газет, в т. ч. "Ивнинг пост" (1928-34), "Нью-Йорк сан" (1937-45). С 1928 впервые в США читал курс лекций по муз. критике в Ин-те Кёртис в Филадельфии, а также в Колумбийском ун-те и муз. колледже в Нью-Йорке. Сотрудничал в англ. муз. журналах, в т. ч. "The Musical Times" и в ряде лондонских газет, публиковал статьи в журн. "Musical Quarterly". Автор статей, опубликованных в разл. энциклопедич. изданиях, муз. справочниках. Известен гл. обр. как составитель и редактор однотомной "Международной энциклопедии музыки и музыкантов" ("The International Cyclopedia of Music and Musicians", 1-е изд. 1939; с 4-го изд., 1946, гл. ред.- Н. Слонимский, 10-е изд. 1975). Из статей для неё составил и издал кн. "Великие современные композиторы" ("Great Modern Composers", 1941). Ему принадлежат также монографии, популярные книги о музыке и музыкантах, работы по муз. эстетике.

Сочинения: Practical musical criticism, N. Y., 1934; How to understand music, N. Y., 1935, Freeport - N. Y., 1972; A tabulated biographical history of music, N. Y., (1936); The American singer: a hundred years of success in opera, N.Y., 1937, 1969; Debussy: man and artist, N. Y., 1937, L., 1968.

С. Ю. Сигида.

Томсон С.

Томсон С. (Thomson) Сезар (18 III 1856, Льеж - 22 VIII 1931, Виссоне) - бельг. скрипач и педагог. До 7-летнего возраста учился игре на скрипке у отца, затем - у Ж. Дюпюи в Льежской консерватории. Окончив консерваторию в 11 лет (с золотой медалью), совершенствовался под руководством крупнейших мастеров - А. Вьётана, Г. Венявского, Ю. Леонара, Л. Ж. Массара. С 1873 служил камерным музыкантом в Лугано у известного рус. мецената барона фон Дервиса, жившего тогда в Италии. Одноврем. (до 1879) концертировал в городах Италии. С 1879 концертмейстер "Бильзе-оркестра" в Берлине. Как солист прославился после выступления в 1882 на муз. фестивале в Брюсселе. В том же году стал профессором Льежской консерватории, в 1897 - Брюссельской (был преемником Э. Изаи), в 1914 - Парижской, в 1924-27 - консерватории в Итаке и Джульярдской муз. школы в Нью-Йорке (США). Гастролировал в Германии, Великобритании, США. Получил известность и как ансамблист - играл в основанном им (1898) в Брюсселе квартете (с Ш. Ламурё, Вану, Э. К. Жакобом).

Т. - выдающийся представитель бельг. скрипичной школы; обладал тонким художеств. вкусом, его игра характеризовалась прекрасным звуком, отточенной блестящей техникой, бравурностью, яркой эмоциональностью, в то же время его исполнение отличалось поэтичностью. Большое место в репертуаре занимали виртуозные произв., особенно Н. Паганини. Т. принадлежат многочисл. конц. обработки для скрипки произв. А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини; наибольшую популярность на конц. эстраде получила его обработка пассакальи Г. Ф. Генделя. Основываясь на выработанных Т. приёмах игры, Ц. Кёккерт создал инструктивный труд "Рациональные принципы скрипичной техники" (Koeckert G., "Les principes rationnels de la technique du violon", Lpz., 1904).

В. Ю. Григорьев.

Тон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тонадилья

Тонадилья (испан. tonadilla, букв. - песенка, уменьшит. от tonada - песня) - испан. муз. комедия сер. 18 - нач. 19 вв. Как правило, исполнялась в виде интермедии, острохарактерной сценки с пением и плясками в антракте между актами комич. оперы. Известно ок. 2000 Т., предназначенных для разл. исполнит. составов (для соло, дуэта, трио, обычно - не более чем для 12 участников, а также оркестра, иногда и хора). Для многих Т. характерно трёхчастное строение: интрада, coplas и финал с использованием жанров сегидильи и тираны. Т. отличают динамизм и стремительность развития действия, связь с нар. муз. жанрами, песенность мелодий, простота и доступность муз. языка.

Т. восходит к первым опытам испан. лирич. театра, инстр. прологи к пьесам к-рого иногда назывались "тоно". Позднее появились вок. интермедии (entremes cantado), состоявшие из неск. куплетов, предназначенных первоначально для сольного исполнения, а затем для дуэта, трио и т. д. с включением разговорной речи. Этот жанр впоследствии получил название тонады или baile de bajo (аккомпанировали обычно гитара, виолончель и контрабас). Приблизительно к 1740 в Т. стали включать куплеты с припевом. Одним из первых создателей Т. был Л. Мисон, к-рый написал ок. 180 произв. этого жанра (сохранились только 4 из них). Большое количество Т. создали А. Герреро, П. Эстеве (ок. 340 Т.), Б. де Ласерна (ок. 800 Т.); Т. писали также М. Пла, М. Феррейра, П. де Мораль. Певец, гитарист и композитор М. дель Пополо Висенте Гарсия считается последним из "тонадильерос". Он написал ок. 70 Т.; песня (поло) из его Т. "Мнимый слуга" ("El criado fingido", 1804) использована в антракте к 4-му д. оперы "Кармен" Бизе. Т. достигла расцвета в 70-90-х гг. 18 в. Впоследствии в Т. сказалось влияние итал. оперы и франц. опера комик. Художеств. опыт Т. был развит нек-рыми из испан. композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. Особый интерес представляет "Собрание тонадилий, написанных в старинном стиле" ("Colection de Tonadillas escritas en estilo antiguo") Гранадоса для голоса и фп.; несмотря на камерность замысла в них сохранились черты сценич. действия.

Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, М., 1953; Розеншильд К., Энрике Гранадос. Из истории испанской музыки, М., 1971; Мартынов И., Музыка Испании, М., 1977; Pedrel1 F., Teatro lirico-espaсol anterior al siglo XIX, v. 1-5, La Coruсa, 1897-98; Subirб J., La tonadilla escйnica, t. 1-3, Madrid, 1928-30; eго жe, Historia de la mъsica teatral en Espaсa, Barcelona, 1945; его же, La musique espagnole, P., 1959; Chase G., The music of Spain, N. Y., 1959.

И. Э. Манукян.

Тональность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тональность гармоническая

Тональность гармоническая (нем. harmonische Tonalitat) - тип тональной системы, основанный на аккорде ("гармонии"; отсюда назв.) в качестве её центр. элемента. Т. г. - прежде всего организация взаимосвязанных аккордов. Обычно под термином "Т. г." подразумевается мажорно-минорная система классико-романтич. тональной гармонии (17-19 вв.). Термин "Т. г." применяется гл. обр. как противопоставление термину "мелодическая тональность", к-рый означает тип тональной (в широком смысле) системы, основанный на отд. тоне в качестве её центр. элемента (см. Dah1haus С., Untersuchungen ьber die Entstehung der harmonischen Tonalitдt, Kassel, 1968; Peти Р., Тональность в современной музыке, пер. с англ., Л., 1968, с. 16-18). Мелодич. тональность - прежде всего звукорядная организация. По смыслу понятие "мелодич. тональность" близко понятиям "модальность", "модальная система"; мелодич. тональность свойственна, напр., григорианским мелодиям, древним нар. напевам. Резко разграничивал "церковные лады" (т. е. модальность) и "совр. мажорно-минорную систему" (или Т. г.) С. И. Танеев ("Подвижной контрапункт строгого письма", Лейпциг, 1909, с. 3-6). См. Тональность.

Ю. Н. Холопов.

Тональность мелодическая

Тональность мелодическая - см. Тональность гармоническая.

Тоника

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница