Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Т" (часть 9, "ТУЛ"-"ТЮТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 9, "ТУЛ"-"ТЮТ")

Туликов С. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тулумбас

Тулумбас (тур. tulumbaz) - укр., рус, турецкий, перс. ударный муз. инструмент. Применялся с 17 в. как воинский сигнальный инструмент. Согласно польск. источникам 17 в., Т. - турецкий барабан, бубен с колокольцами, а также цимбалы, в старину применявшиеся турецкой ратью. По др. сведениям, Т.- металлич. литавры (польск. kotly, белорус. катлы) с кожаной мембраной, по к-рой ударяли медным прутом или т. н. вощагой (кожаной плетью с утолщением на конце). Небольшие Т. (конные) привязывали спереди к седлу всадника. В 17-18 вв. Т. широко использовался в полувоенном быту казаков Запорожской Сечи на Украине для созыва собраний и подачи сигналов тревоги (исполнитель на Т. назывался довбыш).

Литература: Хоткевич Г., Музичнi iнструменти украпнського народу, Харькiв, 1930; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975.

И. В. Мациевский, М. А. Полонтай.

Тума Ф.

Тума Ф. (Тumа) Франтишек (Франц) Игнац Антонин (2 X 1704, Костелец-над-Орлицы, Чехия - 30 I 1774, Вена) - чеш. композитор, гамбист и певец. Сын сельского органиста. По композиции занимался в Праге, возможно, у Б. Черногорского, совершенствовался у И. Фукса в Вене (с 1731), служил там придв. музыкантом у графа Кинского (1731-41), затем капельмейстером при дворе императрицы Елизаветы Кристины (1741-50). Позднее в течение 6 лет работал в монастыре Герас. Возвратившись в Вену в кон. 60-х гг., как гамбист и композитор завоевал известность среди аристократии (его высоко ценила Мария Терезия). Наряду с В. Черногорским, Т. - крупнейший чеш. композитор-полифонист 18 в. Нек-рые соч. Т. отражают влияние Фукса и А. Кальдары (его лучшие мессы d-moll и e-moll написаны в духе месс И. С. Баха). Для Т. характерны высокий уровень композиторской техники, полифонич. мастерство. В основе мелодики его произв. - нар. славянская песенность; для развития нац. мелодий Т. широко использовал разл. имитац. формы (месса B-dur и др.). Уделял большое внимание выразит. декламации. Во многом способствовал драматизации духовных композиций ("Crucifixus" и др.), ярче всего проявив в них творч. индивидуальность. В его хор. духовных соч. музыка органически соединяется с текстом. Большая часть наследия Т. не издана и не изучена, однако опубликованные произв. свидетельствуют о его влиянии на формирование чеш. классич. композиторской школы. Сб-ки избранных соч. Т. изданы О. Шмидом (в 1900-01; хоры, пассионы, инстр. пьесы), отд. произв. изданы под ред. Э. Шенка (партита No 7, 1953), Я. Рацека, Й. Павеца ("Stabat Mater") и В. Вельского (симф. соч., 1965; инстр. пьесы, 1967), П. А. Писка (симфония).

Сочинения: 13 sinfonia для струн. орк., партиты для малого орк.; 66 месс; Stabat Mater для 4-гол. хора с органом, Miserere, респонсории, пассионы и др. многогол. католич. хор. соч.; камерно-инстр. ансамбли - трио-сонаты, партиты для 2 скр. и влч. с basso continuo, фп. пьесы.

Литература: Бэлза И., История чешской музыкальной культуры, т. 1, М., 1959, с. 223-25; Ball О., Franz Turaa, W., 1901; Sсhmid О., Die bцhemische Altmeisterschule Czemohorskys..., Lpz., 1901; его ж е, Р. Tuma, в сб.: Sammelbдnde der Internationalen Musik-Gesellschaft, Bd 2, (s. a.); Hnilicka A., Роrtrety starэch ceskэch mistru hudebnнch, Praha, 1922; Frantisek Ignac Tuma, "H. R.", 1954, No 15; Peschek A., Die Messen von F. Tuma, Bd 1-2, W., 1956 (Diss.).

A. Г. Юсфин.

Тума Х. Х.

Тума Х. Х. (Tourna) Хабиб Хасан (р. 12 XII 1934, Назарет, Израиль) - араб. пианист, этномузыколог и композитор. Занимался по композиции у А. Босковича в Израильской муз. академии в Тель-Авиве (1956-62). В 1968 окончил Свободный ун-т в Зап. Берлине у К. Рейнхарда (этномузыкология). Совершен- ствовался на Дармштадтских летних курсах (1962, 1965, 1966), где занимался у К. Штокхаузена, О. Мессиана, П. Булеза. С 1968 один из рук. Междунар. ин-та сравнительного музыкознания и документации в Зап. Берлине. Автор ряда муз. произв., среди них - "Восточная рапсодия" для 2 флейт и араб. барабана ("Oriental Rhapsody", 1958), "Самаи" для гобоя и фи. ("Samai", 1961), "Таксим" для фп. ("Taqsim", 1966).

Сочинения: Der Magam Bayati im arabischen Taqsim, В., 1968, Hamb., 1976; Die Musik der Araber, Wilhelmshaven, 1975, и др.

Туманина Н. В.

Туманина Н. В. (по мужу - Рукавишникова) Надежда Васильевна (1 (14) IX 1909, Воронеж - 2 IX 1968, Москва) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1943). С 1916 жила в Москве. В 1926-31 занималась в Муз. техникуме им. Рубинштейна по классу фп. у А. Б. Гольденвейзера. В 1936 окончила историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории у В. Э. Фермана; в 1936-39 была аспирантом под его же руководством. С 1944 доцент Моск. консерватории, в 1949-1957 зав.кафедрой истории рус.музыки. С 1951 младший, с 1953 старший науч. сотрудник, в 1960 рук. комплексного Сектора рус. иск-ва Ин-та истории иск-в АН СССР (ныне Всесоюзный н.-и. ин-т искусствознания). Осн. работы Т. посвящены истории рус. и сов. музыки. Редактор кн. "История русской музыки" (т. 1-3, 1957-60). Участник коллективного труда "История русской советской музыки" (т. 2-4, 1959-63).

Сочинения: М. П. Мусоргский. Жизнь и творчество, М.-Л., 1939; Р. Вагнер, М., 1939; Музыкально-драматургическая концепция трилогии Танеева "Орестея", в сб.: С. И. Танеев и русская опера, М., 1946; Музыкальная трилогия "Орестея", в сб.: Памяти С. И. Танеева, М.-Л., 1947; Отечественная героико-трагическая опера Глинки "Иван Сусанин", в сб.: М. И. Глинка, М.-Л., 1950; Музыка Глинки к трагедии Кукольника "Князь Холмский", там же; Оперное творчество Чайковского, М., 1957 (совм. с Вл. В. Протопоповым); Чайковский и музыкальный театр, М., 1961; Чайковский. Путь к мастерству. 1840-1877, М., 1962; Чайковский. Великий мастер. 1878-1893, М., 1968.

Т. Н. Соловьёва.

Туманов И. М.

Туманов И. М. (наст. фам. - Туманишвили) Иосиф Михайлович (р. 2(15) I 1909, Тбилиси) - сов. режиссёр. Нар. арт. СССР (1964). Чл. КПСС с 1956. Окончил драм. курсы под рук. Ю. А. Завадского (1929). Сценич. деятельность начал в драм. т-ре. В 1936-46 режиссёр, с 1938 гл. режиссёр Оперного т-ра им. Станиславского, где пост. оперы "Дарвазское ущелье" Степанова (1939, совм. с М. Л. Мельтцер, под рук. К. С. Станиславского), "Бал-маскарад" (1941); балет "Лола" Василенко (1943, совм. с В. П. Бурмейстером) и др. В 1946-53 худ. рук. Моск. т-ра оперетты. Под рук. Т. поставлены оперетты "Вольный ветер" Дунаевского (1947), "Летучая мышь" Штрауса (1947), "Беспокойное счастье" (1948), "Трембита" (1949; Гос. пр. СССР, 1950) Милютина, "Самое заветное" Соловьёва-Седого (1952). С 1961 гл. режиссёр Кремлёвского Дворца съездов, в 1964-70 также и Большого т-ра СССР. Специально для сцены Кремлёвского Дворца съездов осуществил пост. опер "Дон Карлос" (1963); "Октябрь" Мурадели (1964). На сцене Большого т-ра пост. оперы "Мазепа" (1966), "Сказание о невидимом граде Китеже..." (1966); "Оптимистическая трагедия" Холминова (1967), "Псковитянка" (1971). Был художеств. руководителем и постановщиком концертов мн. нац. декад в Москве, в т. ч. декад иск-ва Бурят-Монгольской АССР (1940) и Груз. ССР (1958). Пост. первую бурят. оперу "Энхе-булат-батор" Фролова (Улан-Удэ, 1940). Под рук. Т. пост. оперы "Хованщина" и "Борис Годунов" на сцене т-ра "Ла Скала" (Милан, 1967), "Борис Годунов" (1975), "Золотой петушок" (1979) в т-ре "Колон" (Буэнос-Айрес). Был гл. режиссёром торжеств. церемоний открытия и закрытия Олимпиады-80 (Москва, 1980). С 1951 преподаватель, с 1965 профессор ГИТИСа им. А. В. Луначарского, худ. рук. курсов актёров и режиссёров муз. т-ра, зав. кафедрой режиссуры там же (с 1970).

Литература: Мастера Большого театра. Сб., М., 1976, с. 634-45.

В. И. Зарубин.

Тумыр

Тумыр - тюмыр, - марийский нар. ударный муз. инструмент. Род двухстороннего барабана. Корпус выдалбливается из ствола осины или липы (диаметр 300-380 мм, высота 400-450 или 600-700 мм). Мембраны - из собачьей или телячьей кожи; их натяжение регулируется с помощью переплетённых верёвок, закручиваемых посредством особых палочек (так регулируют высоту звука). По мембранам ударяют двумя кленовыми или дубовыми колотушками (дл. 200-250 мм); играют сидя, держа Т. на коленях, либо стоя, подвесив его на ремне через плечо. В прошлом Т. - сольный обрядовый и ратный инструмент; ныне используется в ансамбле с шувыром или гармоникой (марийская марла-кармонь) либо с хором для ритмич. сопровождения свадебных песен и танцев (исполняются остинатные фигуры, часто служащие ритмич. фоном для мелодии).

Тумыр

Литература: Эшпай Я., Национальные музыкальные инструменты марийцев, Йошкар-Ола, 1940; Никифоров П., Марийские народные музыкальные инструменты, Йошкар-Ола, 1959; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 70.

Л. М. Бутир.

Тунисская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Туонг

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тупицын А. Ф.

Александр Фёдорович (р. 18(31) VIII 1914, г. Кохма, ныне Ивановской обл.) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1968). Чл. КПСС с 1943. В 1946 окончил Моск. консерваторию у Л. М. Гинзбурга. В 1932-39 рук. самодеят. детского дух. оркестра Дома пионеров (Москва). С 1943 дирижёр дух. оркестров и разл. ансамблей Сов. Армии, в 1955-74 худ. рук. Ансамбля песни и пляски Моск. округа ПВО, с 1980 худ. рук. и гл. дирижёр Сводного дух. оркестра автопредириятий Москвы. Т. принадлежат марши и фантазии, а также переложения для дух. оркестра. С 1974 преподаватель Моск. муз. уч-ща им. Окт. революции.

Турель Д.

Турель Д. (Tourel, псевд., наст. фам. неизв.) Дженни (18 VI 1910, Монреаль - 23 XI 1973, Нью-Йорк) - канадская певица франко-рус. происхождения (меццо-сопрано). С детства жила в Париже. В 1926-28 брала уроки пения у А. Эль-Тур (певица рус. происхождения; псевдоним Т. - анаграмма фамилии её педагога) в Париже, где дебютировала в 1933 в т-ре "Опера комик", в 1933-40 солистка этого театра (первая партия - Кармен; созданный ею образ отличался исключит. сценич. убедительностью, правдивостью). В этом т-ре исполнила также партии Миньон; Шарлотты ("Вертер" Массне). В 1937 выступила в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). С 1940 жила в США. С 1942 концертировала в Нью-Йорке; участвовала в качестве солистки в исполнении ряда вок.-симф. произв. с ведущими амер. симф. оркестрами под упр. А. Тосканини, С. А. Кусевицкого и Л. Стоковского; в 1944 исполнила вок. партию в симфонии "Иеремия" Л. Бернстайна с оркестром под упр. автора. С 1944 солистка "Метрополитен-опера". Среди созданных Т. на этой сцене образов - Розина (исполняла в оригинале - как партию колоратурного меццо-сопрано); Адальжиза ("Норма"). В кон. 40-х гг. Т. - одна из ведущих певиц США. Гастролировала в Канаде, Бразилии, Великобритании, Франции, Италии, Нидерландах. Была первой исполнительницей партий и отд. произв. крупнейших совр. композиторов. Пела на 9 языках; голос отличался широким диапазоном (g - с2), ровностью и пластичностью звука, красивым, бархатным тембром. Впервые в США исполнила вок. цикл "Жизнь Марии" Хиндемита (во 2-й ред., 1949, Нью-Йорк), затем - на Эдинбургском фестивале (1950), участвовала в премьере оперы И. Ф. Стравинского "Похождения повесы" (партия Бабы-турчанки) в Венеции в 1951. С 50-х гг. выступала только как конц. певица, пела арии из опер, романсы (Т. считалась одной из лучших зарубежных исполнительниц вокальной лирики П. И. Чайковского), народные песни, в том числе русские. В 1963-73 вела класс вок. мастерства в Джульярдской школе (Нью-Йорк), с 1968 - класс мастерства сольного пения в Академии музыки им. Рубина в Иерусалиме.

Литература: Jacobson R., The Gist of Jennie, "Musical America", 1963, v. 83, No 6, p. 32; Jennie Tourel, "Musical times", 1974, V. 115, No 1571.

С. Ю. Сигида.

Туренков А. Е.

Алексей Евлампиевич (9(21) I 1886, Петербург - 27 IX 1958, Минск) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в БССР (1940). Деп. Верх. Совета БССР 1-го созыва. Учился в Петерб. консерватории (1911-1914). С 1918 жил в Гомеле (был одним из организаторов и педагогов муз. школы, руководителем хор. самодеят. кружков), с 1934 - в Минске. Создал первые в белорус. проф. музыке произведения песенного и хорового жанра, автор одной из первых белорус. нац. опер.

Сочинения: оперы - Цветок счастья (1940, Белорус. т-р оперы и балета), Ясный рассвет (1958, там же; новая ред. композитора Г. М. Вагнера и поэта А. Бачилы, 1963, там же); балет для детей Лесная сказка (1952); кантата Пушкину (1953); для орк. - Белорусская сюита (1933), Белорусская фантазия (1933), Пионерская сюита (1955); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1950), 2 струн. квартета (оба в 1953); пьесы для фп., скр., альта, влч.; хоры; песни; романсы; обр. нар. песен; музыка к спектаклям драм. т-ров и кинофильмам и др.

Е. А. Соломаха.

Турецкая музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Турина Х.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Туркменская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Туркменский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Туровская-Лескевичова Ю.

Туровская-Лескевичова Ю. (Turowska-Leskiewiczowa) Юзефа (5 III 1819, Липины - 1884) - польская певица (меццо-сопрано). Училась пению у К. Курпиньского в Школе муз. и драм. иск-ва (с 1835) в Варшаве, где дебютировала в 1837 в "Т-ре Вельки" в партии Изабеллы ("Итальянка в Алжире" Россини). В 1841-42 совершенствовалась в Париже под рук. итал. певцов Дж. М. Бордоньи, Л. Лаблаша, а также польского педагога Э. К. Соливы; этим видным педагогам певицу рекомендовал Ф. Шопен, к-рый высоко оценил её выступление в партии Розины (исполняла в оригинальной, меццо-сопрановой версии; "Корол. академия музыки и танца", 1841). После успеха Т.-Л. в Париже Дж. Мейербер специально для неё написал партию Фидес в опере "Пророк" (однако она не участвовала в премьере, внезапно уехав на родину). В 1842-58 солистка "Т-ра Вельки", где исполняла гл. партии в операх польских и зап.-европ. композиторов. Т.-Л. обладала голосом исключительно красивого тембра, тонкой музыкальностью, блестящей виртуозной вок. техникой, а также сценич. талантом. Выступала и как камерная певица, в т. ч. в дуэте с Ю. Решке.

Литература: Sowinski S., Turowska-Leskiewiczowa, "Echo muzyczne, teatralne i artystyczne", 1884, No 17; Mьnсhhelmer A., Giacomo Meyerbeer, "Tygodnik ilustrowany", 1891, t. 4, No 89.

О. В. Левтонова.

Турский З.

Турски (Turski) Збигнев (28 VII 1908, Констанции, близ Варшавы - 7 I 1979, Варшава) - польский композитор и дирижёр. Окончил в 1937 Варшавскую консерваторию по классам композиции у П. Рытеля и дирижирования у В. Бердяева. В 1937-1939 руководил муз. редакцией Польского радио в Варшаве. Один из организаторов (1946) Союза польских композиторов (совм. с П. Перковским и др.), в 1958-1960 пред. его правления. В 1945-46 дирижёр оркестра (был одним из его основателей) Балтийской филармонии в Гданьске. В 1948-49 преподавал историю музыки в Высшей театр. школе в Варшаве. С 1957 муз. рук. "Т-ра Вспулчесны" в Варшаве. Осн. место в творчестве Т. занимают муз. сценич. произв., музыка для Радио и телевизионных постановок, для детских мультипликац. фильмов. Соч. Т. отличаются экспрессией и драматизмом, красочностью оркестровки. В нек-рых произв. использовал новейшие технич. средства, писал атональную музыку. Многие произведения Т. (в рукописи) погибли во время 2-й мировой войны 1939-45. Гос. пр. (1969).

Сочинения: радиоопера Разговорчики (Rozmуwki, на тему 4 фельетонов О. Гроденской, 1966); балеты (не пост.) - Варшавская легенда (Legenda warszawska, 1950), Вернисаж (Wernisaz, 1 д., 1963), Гданьский медальон (Medalion Gdбnski, 1964), Титания и осёл (Titania i osiol, 1966), Африканская птица Ндеге (Ptak afrykanski Ndege, 1970); кантаты: Песнь о земле (Piesn о ziemi, 1952), О Висле (1953), Песнопения о рождении отчизны (Canti de nativitate patrii, 1969), Ндеге (1971, для голоса, хора, 3 флейт, литавр, 4 групп удар. инструментов, 2 арф, челесты или фп., 6 к-басов), триптих Регно Уйокори (Regno Ujokori, с текстом без смыслового значения; слоги - произвольные, 1974); для орк. - 3 симфонии (1935; 2-я, Олимпийская - Olimpijska, 1948, Золотая медаль на Междунар. конкурсе иск-в в Лондоне, посвящённом 14-м Междунар. олимпийским играм; 1954; камерная симфония, 1947), сюиты, в т. ч. Курпёвская (Suita kurplowska, с хором, 1947), увертюры (1955; Малая, 1959); концерты с орк. - для фп. (изд. 1937), 2 для скр. (1951, 1959); 2 струн. квартета (1938, 1951); хоры (с орк.) - Псалом Давида (Psalm Dawida), 5 кашубских песен (5 piesni kaszubskich, 1949); пьесы для фп.; массовые песни, музыка к спектаклям драм. т-ра (свыше 40 пост., в т. ч. к пьесам У. Шекспира, Софокла), кинофильмам и радиопостановкам.

Литература: Blaszczyk L. Т., Dyrygenci polscy i obey w Polsce dzialajacy w XIX i XX w., Kr., 1964, s. 311.

З. Лисса.

Турт Ф.

Турт Ф. (Tourte) Франсуа (1747, по др. данным, 1750, Париж - апрель 1835, там же) - франц. мастер смычков. Обучался у отца и старшего брата Ксавье Т. Пользовался советами итал. скрипача Г. Пуньяни (по др. данным - Дж. Б. Виотти). Для изготовления смычков использовал редкий сорт фернамбука тёмно-вишнёвого цвета (встречаются смычки, сделанные и из светлого сорта этого дерева). Усовершенствовал смычок: заменил прямую трость вогнутой, расположил волосы не пучком (как это было ранее), а в виде ленты, распластанной с помощью пластинки, вдвигаемой в колодку смычка, ввёл для натяжения волоса металлич. винт и определил оптимальные размеры и вес смычка каждого из инструментов скрипичного семейства. Трость смычка встречается как круглая, так и восьмигранная (лаком не покрыта, а тщательно отшлифована пемзой с маслом). За своё иск-во Т. прозван "Страдивари смычка". Основные усовершенствования выполнены Т. в 1775-1780-е гг.; период расцвета его мастерства продолжался до 1790. Применение смычков конструкции Т. сыграло огромную роль в развитии скрипичной и виолончельной техники, позволило расширить выразительные возможности этих инструментов, способствовало широкому применению летучих и прыгающих штрихов. Классически совершенная конструкция смычков Т. легла в основу работ всех последующих мастеров.

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. В. Доброхотова, М.-Л., 1952, 1964; Jacquot A., La lutherie lorraine et franзaise depuis ses origines Jusqu'а nos Jours, P., 1912; Vannes R., Dictionnaire universel des luthiers, Brirxelles, 1951; Roda J., Bows for musical instruments of the violin family, Chi., 1959; Jaloveс К., Enzyklopдdie des Geigenbaues, Bd 1-2, Praha, 1965; Vatelot E., Les archets franзais, v. 1-2, P., 1976.

Б. В. Доброхотов.

Турчак С. В.

Стефан Васильевич (р. 28 II 1938, с. Мацьковичи, близ Перемышля) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1977). В 1962 окончил Львовскую консерваторию по классу дирижирования у H. P. Колессы. Дебютировал во Львовском т-ре оперы и балета. В 1963-67 и 1973-77 гл. дирижёр Гос. симф. оркестра УССР, в 1967-73 и с 1977 - Укр. т-ра оперы и балета. С 1966 руководитель симф. оркестра и зав. кафедрой оперно-симф. дирижирования Киевской консерватории (с 1973 доцент). Т. свойственна ярко темпераментная манера дирижирования. Уделяет большое внимание как классич. музыке, так и творчеству совр. композиторов, особенно укр. авторов. Интересны его интерпретации произв. Д. Д. Шостаковича (7-я, 8-я, 15-я симфонии), С. С. Прокофьева (5-я симфония), Т. Н. Хренникова, А. И. Хачатуряна, С. Ф. Людкевича, Л. Н. Ревуцкого, Б. Н. Лятошинского, А. Я. Штогаренко и др. Т. как оперного дирижёра привлекают монументальные произв., насыщенные хор. сценами. Значительны его пост. опер "Борис Годунов", "Хованщина", "Тарас Бульба", "Абесалом и Этери", "Отелло", "Аида" и др. Т. принадлежат первые пост. ряда произв. сов. укр. композиторов, в т. ч. опер "Гибель эскадры" (1967), "Мамай" (1970) и балета "Каменный властелин" (1969) Губаренко, оперы "Ярослав Мудрый" Г. И. Майбороды (1975). Гос. пр. укр. комсомола им. Н. Островского (1968), Гос. пр. Груз. ССР им. З. Палиашвили (1973). Гастролировал за рубежом (Великобритания, Япония, Италия, Болгария, Польша, Венгрия, Испания).

Литература: Штейнберг Е., Степан Турчак, "СМ", 1962, No 10; Современные дирижеры, сост. Л. Григорьев, Я. Платек, М., 1969; Гордiйчук М., На музичних дорогах, Кипв, 1973; Стефан Турчак, "МЖ", 1977, No 18.

Г. О. Ткаченко.

Турчанинов П. И.

Пётр Иванович (20 XI (1 XII) 1779, Киев - 16 (28) III 1856, Петербург) - рус. композитор, автор духовных муз. сочинений, регент, учитель пения, протоиерей. С 8 лет учился в нар. уч-ще, пел в хоре генерала Леванидова в Киеве. Г. А. Потёмкин, услышавший пение Т., направил его в Петербург для занятий с Дж. Сарти. Муз. образование Т. завершил под рук. А. Л. Веделя в Киеве. В 1803 принял духовный сан и переселился в Петербург. С 1804 регент митрополичьего хора, с 1827 учитель пения Придв. певч. капеллы, в 1833-41 протоиерей дворцовых церквей.

Духовные соч. Т., в особенности гармонизации древних распевов (вслед за Д. С. Бортнянским он уделял таким гармонизациям особое внимание), отличаются ясностью, простотой, мастерством хор. изложения. Таковы гармонизации знаменного распева ирмосов Великого четверга ("Сеченное"), Великой субботы ("Волною морскою"), а также песнопение "Да молчит", Херувимская No 5, воскресные тропари, трипеснец "К тебе утренюю", задостойники. Известностью пользовались его гармонизации песнопений болг. распева "Тебе одеющегося" и "Благообразный Иосиф". Среди собств. произв. Т. выделяются трио "Да исправится" и хор "Воскресни, Боже, суди земли", по своему стилю приближающийся к музыке Веделя. Т. был мастером тембрового сочетания голосов в хоре (его музыка в исполнении хора звучит красочно, блестяще). Композитор смело использовал приём передачи отд. фраз осн. мелодии от голоса к голосу. Этот эффект впоследствии широко применял композитор, регент Г. Ф. Львовский.

Сочинения: Поли. собр. духовно-музыкальных сочинений, под ред. А. Кастальского, кн. 1-5, М., (1905-06).

Литературные сочинения: Об издании концертов г. Бортнянского, переложенных для фортепьяно, "Русский инвалид", 1825, 12 марта, то же, "Отечественные записки", 1825, ч. 24, No 68; (Автобиография), "Домашняя беседа", 1863, 12, 19, 26 янв., 2, 9 февр. (также отд. оттиск).

Литература: Э…н А. (Элькан А. Л.), Библиография. Музыкальные сочинения протоиерея Турчанинова, "Северная почта", 1862, 7 сент.; М. Р. (Рaппапорт M. Я.), Листок (о П. И. Турчанинове и духовной музыке), "Сын отечества", 1862, 24 ноября; С. П., Московская жизнь... Турчанинов и Львов как компонисты духовной музыки, "Голос", 1869, 4 марта; Металлов В., Труды протоиерея Турчанинова по переложению древней церковной мелодии, в его кн.: Очерк истории православного церковного пения в России, Саратов, 1893, М., 1915; Преображенский A., Протоиерей П. И. Турчанинов, СПБ, 1910; его же, Культовая музыка в России, Л., 1924.

Т. Ф. Владышевская.

Турчиньский Ю.

Турчиньский Ю. (Turczynski) Юзеф (Иосиф Адамович) (2 II 1884, Житомир - 27 XII 1953, Лозанна) - польский пианист и педагог. Окончил Петерб. консерваторию по классу фп. у А. Н. Есиповой, с 1906 совершенствовался под рук. Ф. Бузони в Вене и Берлине. В 1911 получил 1-ю пр. на Всероссийском конкурсе пианистов (был организован в связи со столетием фп. фабрики "Братья Р. и А. Дидерихс" в Петербурге). Преподавал в Киевской (1916-19) и в Варшавской (профессор, 1919-39) консерваториях. Среди учеников - В. Малцужиньский, С. Шпинальский, X. Штомпка. Концертировал в Польше, Франции, Швейцарии, а также в Юж. Америке. С 1939 жил в Морже (Швейцария); сблизился там с И. Падеревским, участвовал (совм. с Л. Бронарским) в редактировании издававшегося под общей ред. Падеревского Поли. собр. соч. Ф. Шопена в 21 т. ("Opera omnia - Dziela wszystkie"; публиковалось польск. Ин-том P. Шопена в Варшаве и Польск. муз. изд-вом в Кракове в 1949-61). Был чл. жюри разл. междунар. конкурсов.

Литература: Rytel P., Wspomnienie о Jуzefie Turczynskim, "Muzyka", 1954, No 5-6; Szpinalskl S., Pamiзci Jуsefa Turczynskiego w dwudziesta, piata rocznice smierci, "RMz", 1978, No 27; Кauski J., Plyty Josefa Turczynskiego, там же.

Г. M. Коган.

Туския И. И.

Иона Ираклиевич (11 (24) XII 1901, Озургети, ныне Махарадзе, Груз. ССР - 8 X 1963, Париж) - сов. композитор и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. Груз. ССР (1962). Чл. КПСС с 1949. В 1926 окончил Тбилисскую (по классу композиции у M. M. Ипполитова-Иванова и по классу скрипки у М. Васильева), в 1931 - Ленингр. консерваторию (по классу композиции у В. В. Щербачёва). С 1932 преподаватель класса композиции (с 1947 профессор), в 1948-50 декан теоретико-композиторского ф-та, в 1952-61 зав. кафедрой композиции и ректор Тбилисской консерватории. Среди учеников - Р. К. Габичвадзе, О. М. Гордели, Г. И. Кокеладзе, С. И. Насидзе, Д. Д. Чхеидзе. Один из организаторов и членов Об-ва молодых груз. музыкантов (1922). Пред. правления CK Груз. ССР (в 1935- 1937).

Т. - один из основоположников груз. камерной и симф. музыки, автор ряда первых в груз. музыке произв. на сов. тематику (симф. поэма "У Мавзолея", посв. памяти В. И. Ленина, и др.).

Сочинения: опера Самшобло (Родина, 1939, Груз. т-р оперы и балета); вок.-симф. цикл на сл. И. Чавчавадзе (1949); для орк. - симф. поэма У Мавзолея (1940), симф. картины Гвелисмчамели (Змееед, 1937), Лекури (1937), Кееноба (Карнавал, груз. нар. театр. представление, 1930), Марш-гротеск (1937); концерт для скр. с орк. (1944); струн. квартет на тему груз. нар. песни "Чела" (1926); соната для скр. соло (1929); песни, романсы, хоры; музыка к спектаклям драм. т-ра (св. 40, в т. ч. "Отелло" Шекспира, "Великий государь" Соловьёва и др.) и кинофильмам ("Дарико", "Золотистая долина" - оба в 1937, и др.).

Литература: Toрадзе Г., Иона Туския, Тб., 1962.

Тустеп

Тустеп (англ. two-step, от two - два и step - шаг; нем. Zweischritt) - танец, распространившийся ок. 1900 в США, затем в Европе. Для него характерны быстрый темп, двудольный метр (2/4). Ритм Т. напоминает упрощённый вариант ритма польки. Т. танцевали примерно до 1912, после чего он был окончательно вытеснен уанстепом.

Тутек

Тутек - тутэк, туллэк, шви, - арм. свистковая флейта. Имеет цилиндрич. ствол из абрикосового дерева, тростника, коры или кости (дл. 240-350 мм), с деревянной втулкой и квадратным свистковым отверстием на передней стенке, 6-7 игровыми отверстиями на лицевой и 1 - на тыльной стороне. Звукоряд диатонический, могут извлекаться и хроматич. звуки. Диапазон приблизительно h1 - с3, при передувании до d 3 (es3, e3). Звучание Т. светлое, тихое, нежное в низком регистре, громкое, свистящее - в высоком. На Т. играют гл. обр. пастухи и погонщики волов; исполняют на нём (соло) песни, танцы и программные инстр. пьесы, часто виртуозные, богато украшенные мелизмами; используется и в ансамблях. Звукоряд нар. T.: h 1 - с2 - d2 - е2 - f2 - g2 - а2 - h2 - с3. По общему устройству с Т. сходны тутэк, блул (азерб.), кшул, шувшэв, шитих, шятахьи, шутухи, швутрбм (даг.), саламури, эниани-саламури (груз.), тэтик (курд., тюрк.), мблок дудэк, збдонена свирка, дюдюк, гласник, допсвирка (болг.). В 1920-х гг. В. Г. Буни на основе нар. Т. сконструировал 1-й и 2-й орк. Т. в строе D (2-й, большего размера, звучит на октаву ниже). Звукоряд малого орк. T.: d1 - е1 - fis1 - g1 - а1 - h1 - сis2 - d2 - e2, при передувании расширяется до g3. Т. нар. образца входит в совр. ансамбли нар. инструментов.

Разновидность Т. - свистковая флейта тадж. горцев-пастухов (наз. также най-чупони, сурнай, филан). Имеет конич. ствол преим. из корня или ствола абрикосового дерева (дл. ок. 250 мм), состоящий из складывающихся вместе и стягиваемых лыком или верёвкой продольных половин, на внутренней стороне к-рых имеется по желобку; в нижней части ствола - 5-6 игровых отверстий. Звукоряд d2 - h2, при передувании расширяется до 2 октав. Звук громкий, свистящий. Играют на тадж. Т., держа его широким концом вверх. Используется в ансамблях для сопровождения танцев и театр. представлений. В нек-рых горных р-нах Тадж. ССР, по преданиям, Т. относится к "инструментам ада".

Литература: Кочарян A., Армянская народная музыка, М.-Л., 1939; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975; Абдуллаева С, Народные музыкальные инструменты Азербайджана, Баку, 1972; Кароматов Ф., Нурджанов Н., Музыкальное искусство Памира, М., 1978; Marcuse S., Musical instruments, L., 1966; Тодоров M., Български народни музикални инструменти, София, 1973.

В. Ф. Федько.

Тутунджян А. М.

Арминэ Миграновна (р. 1 IV 1921, Каир, Египет) - сов. певица (лирич. сопрано). Нар. арт. Арм. ССР (1967). В 1936-46 брала уроки пения у Э. Фельдман в Каире, в 1944-47 пела на Радио и давала сольные концерты. С 1947 - в СССР, с того же года солистка Арм. т-ра оперы и балета. Оставила сцену в 1972. Среди партий - Ануш, Шушан ("Ануш", "Давид-Бек" А. Тиграняна), Нигяр ("Кёр-оглы" Гаджибекова), Каринэ ("Каринэ" Чухаджяна), Вардитер ("Сос и Вардитер" В. Тиграняна), Чио-Чио-сан, Маргарита, Микаэла; Недда ("Паяцы"). В конц. репертуаре певицы романсы рус., сов. и заруб. композиторов.

Туфтина Г. А.

Галина Афанасьевна (р. 14 X 1933, Новосибирск) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1980). В 1960 окончила Ленингр. консерваторию по классу пения у О. Ф. Мшанской. В 1960-61 солистка Ленингр. Малого, с 1961 - Укр. т-ра оперы и балета. Обладает голосом широкого диапазона, ярким драм. дарованием. Среди партий: Марина Мнишек; Марфа ("Хованщина"), Любаша ("Царская невеста"), Графиня и Полина ("Пиковая дама"), Амнерис, Кармен; Ульрика ("Бал-маскарад"), Азучена; Маддалена ("Риголетто"), Косова ("В бурю"), Сонетка ("Катерина Измайлова"). Исполнила ряд партий в операх укр. композиторов: Настя ("Тарас Бульба" Лысенко), Оксана ("Гибель эскадры" Губаренко), Галя ("Полководец" Лятошинского), Мать ("Арсенал" Майбороды). В конц. репертуаре певицы классич. камерно-вок. произв. и соч. сов. композиторов, а также рус. и укр. нар. песни. Лауреат Междунар. конкурсов молодых оперных певцов в Софии (1961, 2-я пр.), вокалистов в Тулузе (1962, 2-я "Гран при"), им. Эркеля в Будапеште (1965, 3-я пр.) и Всесоюзного конкурса вокалистов им. Глинки (1960, 4-я пр.). Гастролировала за рубежом (Афганистан, Франция, Швеция, Шотландия, Финляндия, Испания, Бельгия, Болгария, Румыния, Югославия и др.).

Литература: Рождественская Hi, Конкурс в Тулузе, "СМ", 1963, No 1; Тайко С., Одразу трое народних! "Украпна", 1980, No 14.

И. М. Лысенко.

Тухманов Д. Ф.

Давид Фёдорович (р. 20 IX 1940, Москва) - сов. композитор, пианист и дирижёр. По окончании Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных по классу композиции у А. Г. Чугаева (1963) концертмейстер Всероссийской творч. мастерской эстр. иск-ва в Москве, в 1964-65 - Ансамбля песни и пляски Моск. воен. округа, в 1966 -эстр. оркестра, в 1968-71 - Москонцерта. В 1973-76 рук. семинара самодеят. композиторов при Доме нар. творчества в Москве. Пр. Ленинского комсомола (1977).

Тухманов Д. Ф.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - кантата За далью - даль (по мотивам одноим. поэмы А. Т. Твардовского, 1963); Andantino для струн. квартета (1965); для фп. - сонатина (1966), токката (1968); для голоса и фп. - цикл романсов на сл. Г. Гейне (1964); вок. цикл Как прекрасен мир (на слова сов. поэтов, 1971); рок-сюита По волне моей памяти (на сл. Сапфо, И. В. Гёте, П. Б. Шелли, Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Мицкевича, Н. Гильена, М. А. Волошина, А. А. Ахматовой, 1975); св. 50 песен, в т.ч. Последняя электричка (1964), Россия (1966) на сл. М. И. Ножкина, Как прекрасен этот мир (1973), Мой адрес - Советский Союз (1973), День Победы (1975) на сл. В. Г. Харитонова, Родина моя (1976), Притяжение земли (1977), Олимпиада-80 (1980) на сл. Р. И. Рождественского, Октябрь на сл. А. Кымытваль (1977), Дадим шар земной детям на сл. Н. Хикмета (1978), Ненаглядная моя сторона на сл. И. Д. Шаферана (1980); музыка к спектаклям драм. т-ра, радиопостановкам, кинофильмам.

Литература: Акаемов П., Мир прекрасного, "Мелодия", 1981, No 1.

Туччи Г.

Туччи Г. (Tucci) Габриелла (р. 4 VIII 1932, Рим) - итал. певица (сопрано). Ученица Л. Филони. Завоевала 1-ю пр. на конкурсе вокалистов в Сполето. В 1951 дебютировала там же в опере "Сила судьбы". С большим успехом выступала в крупнейших т-рах Италии, в т.ч. в "Ла Скала" (с 1959; в 1964 в составе труппы т-ра гастролировала в Москве), в 50-60-х гг. - в США, Великобритании и др. С 1960 солистка "Метрополитен-опера". Среди лучших партий - Виолетта; Леонора ("Трубадур"), Аида, Дездемона, Мими, Тоска, Чио-Чио-сан; Лиу ("Турандот" Пуччини).

Туш

Туш (нем. Tusch; англ. tucket, tuck). С сер. 18 в. на юге Германии Т. стали называть короткую пьесу фанфарного склада, исполняемую обычно во время праздников и в особо торжеств. случаях. Определ. муз. стереотипа, появившегося позднее, ещё не было, как не было и общепринятого состава исполнителей. В 19 в. Т. получил свою совр. форму и исполнялся, как правило, духовым оркестром. В 20 в. эта пьеса служит торжеств. приветствием во время награждений, чествований

Туш

и т. п. Состоит обычно из одного муз. предложения, повторяемого неск. раз. Муз. размер

Туш

(4/4 alia breve) или 2/4; темп быстрый (

Туш

= 132-140).

А. В. Шиповальников.

Туше

Туше (франц. touche, от toucher - трогать, прикасаться) - характер взаимодействия мясистой части ногтевой фаланги пальца (т. н. подушечки) с клавишей фп. Определяется положением пальца по отношению к клавише, скоростью его движения, массой, глубиной нажатия и др. факторами. По мнению большинства пианистов, от индивидуальных особенностей Т. зависят качество и характер звучания инструмента ("сухое", "жёсткое" или "мягкое", "певучее" Т.). "Бархатным", "сочным" Т. славились, напр., Дж. Филд, З. Тальберг, А. Г. Рубинштейн, А. Н. Есипова, разнообразным по краскам - Ф. Лист, Ф. Бузони. Однако нек-рые теоретики пианизма считают эту зависимость иллюзией, утверждая, что звучание фп. не поддаётся тембровым изменениям и зависит только от силы удара.

Литература: Гат И., Техника фортепианной игры, М.-Будапешт, 1957, 1973; Коган Г., Работа пианиста, М., 1963, 1969; Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве, М.-Л., 1966; Алексеев A., Из истории фортепианной педагогики. Хрестоматия, К., 1974; Мильштейн Я., К. Н. Игумнов, М., 1975; Hummel J. N., Ausfьhrliche theoretisch-practische Anweisung zum Piano-Forte-Spiel, W., 1828; Thalberg S., L'art du chant appliquй au Piano, Brux., 1830; Kullak A., Die Дsthetik des Klavierspiels, В., 1861, Lpz., 1905; Leimer K., Modernes Klavierspiel nach Leimer-Giese-king, Mainz-Lpz., 1931; Mallhay T., The visible and invisible in pianoforte technique, L.-N. Y., 1960; Gieseking W., So wurde ich Pianist, Wiesbaden, 1963.

G. M. Коган.

Тылик В. В.

Владимир Владимирович (р. 21 VII 1938, Днепропетровск) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1972. В 1962 окончил Киевскую консерваторию у А. Я. Штогаренко, муз.-теоретич. предметы изучал у Л. Н. Ревуцкого. Для творчества Т. характерна гражданственная направленность. Наиболее близки композитору вок.-симф. и хор. жанры. Автор балета "Песни из Моабита" (1980), кантаты "Муса Джалиль" (1962), вок.-симф. повестей "Севастополь" (1976), "Сорочинские были" (1980), "Чёрный лес" (1981), соч. для симф. оркестра, для инструмента с оркестром (в т.ч. концерта-рапсодии для фп., 1972), камерно-инстр. ансамблей (струн. трио, 1976; струн. квартет, 1967), фп. произв., хоров, вок. циклов на сл. Ш. Петёфи, Ю. Тувима, Леси Украинки, В. В. Маяковского, романсов, песен, музыки к кино- и телефильмам. Пр. Ленинского комсомола УССР (1974).

Тынтесян Е.

Егия (1834, Константинополь - 1881, там же) - арм. музыкант, композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Видный теоретик церк. музыки. Записал константинопольские варианты мелодий многочисл. арм. духовных песнопений, изучал восьмигласие, проблемы генезиса мелодич. моделей, лит. тексты гимнов (с точки зрения возрастных признаков и особенностей стихосложения), а также ср.-век. муз. рукописи и значительно продвинул освещение ср.-век. методов обозначения метра и ритма в хазовых (невменных) записях. Опубликовал в периодич. печати ряд ценных статей и исследований, к-рыми завершился докомитасовский период развития арм. теоретич. музыкознания. Пропагандировал европ. систему муз. образования и систему нотации, издавал арм. нар. песни. Автор ряда песен. Преподавал церк. пение в Аджине (Киликия) и Иерусалиме.

Сочинения: Мелодическое содержание песнопений св. армянской церкви по восьми гласам, Константинополь, 1864 (на арм. яз.); Характеристика песнопений св. церкви Армении, Константинополь, 1874, Стамбул, 1933 (на арм. яз.); Нотный Шаракноц (Гимнарий), Стамбул, 1934 (на древнеарм. яз.З).

Литература: Тагмизян Н. К., Теория музыки в древней Армении, Ер., 1977.

Н. К. Тагмизян.

Тыпков Д. К.

Тыпков Д. К. (Tъпков) Димитр Кирилов (р. 12 VII 1929, София) - болг. композитор. Засл. арт. НРБ (1971). Окончил в 1956 Болг. гос. консерваторию в Софии по классу композиции у М. Големинова. С 1974 зам. директора Ин-та искусствоведения при Болг. АН. С 1975 профессор композиции Болг. гос. консерватории, с 1979 ректор. Пишет музыку с 50-х гг., широкое признание в стране получил в 70-е гг. Произв. Т. отличаются красочностью оркестровки, ясностью формы; их мелодика по своему интонац. строю близка к болг. нар. песенности.

Сочинения: Кантата о мире (Кантата за мира, для хора с орк., 1976; пр. ЮНЕСКО, 1976); для орк. - Сентябрьская (Сентемврийска) увертюра (1974), концерт (1971), Рапсодический дивертисмент (1972), Плач (Lamento, 1976); концерт для арфы с орк. (1970); струн. квартеты; инстр. пьесы; песни.

А. Абаджиев.

Тьенто

Тьенто (испан. tiento, от tentar - ощупывать, касаться, исследовать, искать; португ. tento) - инстр. пьеса типа ричеркара, распространённая в Испании и Португалии в 16-17 вв. Ранние образцы Т. для виуэлы принадлежат Л. Милане ("Libro de mъsica de vihuela de mano", 1535), А. Мударру и представляют собой виртуозные композиции, близкие прелюдии. Более поздние Т. для органа и др. клавишных инструментов (Л. Венегас де Энестроса, Ф. Корреа де Араухо, X. Кабанильеса) имеют ясно выраженный полифонич. склад; осн. Тематич. материал в них излагается имитационно. Классич. образцы Т. (напр., А. Кабесона, 1557, вновь опубликованы в "Hispaniae Schola Musica Sacra", ed. F. Pedrell, 1895-98) обычно содержат неск. разделов, построенных на разных, хотя и родственных, темах, что приближает их к мотету; мелодика и характер соединения полифонич. голосов в Т. сохраняет зависимость от хор. письма 15-16 вв. В Т. 17 в. (среди к-рых особый интерес представляют соч. М. Р. Коэльо) инстр. тип мелодики выражен более определённо; в них применяются разнообразные полифонич. приёмы: увеличение, уменьшение, стретта, сложный контрапункт, дублировки, ритмич. варьирование и т. д. Ниже приведён осн. тематич. материал Tento do quinto ton natural роr b-quadro (No 13) M. P. Коэльо из "Flores de musica para о instrumento de tecla e harpa" (1620; новое изд. M. С. Кастнера, Lisboa, 1959), разделы к-рого содержат соответственно 6, 3 (+4 проведения 1-й темы), 9,6 (+5 проведений 1-й темы), 6, 11 и 8 проведений тем, причём в последнем разделе (как

Тьенто

это нередко бывает у Коэльо) происходит смена метра, в результате чего композиция приближается к канцоне.

В дальнейшем назв. "Т." выходит из употребления.

Литература: Bal y Gay J., Tientos, Mйx., 1960.

T. С. Кюрегян.

Тьерсо Ж. Б. Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тьюрек Р.

Тьюрек Р. (Tureck) Розалин (р. 14 XII 1914, Чикаго) - амер. пианистка. Выступила с Чикагским симф. оркестром в 11-летнем возрасте. В 1928 получила 1-ю пр. на детском фп. конкурсе в Чикаго. В 1936 окончила у О. Самаровой (фп.) Джульярдскую муз. школу в Нью-Йорке, в к-рой затем преподавала (1943-55). Позднее была профессором Калифорнийского ун-та в США и Оксфордского ун-та в Великобритании. Гастролировала в США (с 1937) и странах Лат. Америки, с 1947 - в странах Европы, совершила конц. турне по странам Африки и Дальнего Востока. С 1960 выступала и как клавесинистка. С наибольшим успехом исполняет произв. И. С. Баха, особенно "Гольдберговские вариации", включает в программы и др. классич. соч., а также совр. музыку. Ныне живёт в Великобритании, часто концертирует в США. Автор работ о фп. исполнительстве.

Литературные сочинения: An introduction to the performance of Bach, v. 1-3, L.-N. Y.-Toronto, (1960); Toward a unity of performance and musicology, "Current musicology", 1972, No 14.

Тьягараджа

Тьягараджа (4 V 1767, Тирувалур - 6 VI 1847, там же) - инд. музыкант и поэт. Родился в семье брахмана. Мать Т. - Ситамма была известной певицей. Уже в юности он познакомился с лит-рой на языках телугу и санскрите и примкнул к религиозно-реформаторскому движению бхакти (поклонялся богу Раме). Т. обучался мастерству вок. исполнения и игре на вине; его наставником был известный муз. учёный Сонти Венкатараманья. Т. - классик южноиндийской музыки; вместе с Муттусуоми Дикшитаром и Шияма Шастри входит в так наз. Троицу карнатской музыки. Исследователи считают Т. основоположником новой эры в карнатской музыке; в своём творчестве объединил разл. манеры и стили пения. Его вок. композиции, тексты к-рых написаны на языке телугу, получили широчайшее распространение в Индии (особенно в Южной); передаваясь из поколения в поколение, многие из них исполняются до сих пор. Большой известностью пользуются созданные им крити (песни-восхваления), киртаны (религ. песнопения), написанные в разл. рагах (в т. ч.: "Утсава Сампрадайя киртана" (песнопения религ. празднеств), "Дивайянама киртана" (песни в честь божественной воли)), а также муз.-драм. композиции ("Прахлада бхакти виджайяму"). Т. приписывается авторство драмы "Ноука Чаритрам" по поэме "Гита Говинда" Джаядевы. Количество композиций Т. огромно; нек-рые исследователи отмечают, что только его песни написаны в 210 разл. рагах. Т. является родоначальником целой династии музыкантов; многие его последователи сохраняют его традиции и поныне. В Индии Т. причислен к святым, его юбилеи торжественно отмечаются.

Литература: Sambamoorthy P., Tyagaraja, New Delhi, 1967; "Indian Music Journal", 1967, vol. 4, No 7 (подборка статей - "Aspects of Thyagaraja"); "Journal of Sangeet Natak Akademi", 1967, No 6 (спец. номер, посв. Тьягарадже); Krishnaswam y S. Y., Thyagaraja, Saint and singer, Bombay, 1968; Parthasarathy T. S., The two operas of Thyagaraja, "Indian Music Journal", 1970, vol. 6, No 11-12.

Б. Ю. Тихомиров.

Тэнасе М.

Тэнасе М. (Tanase) Мария (сент. 1913, Бухарест - 22 VI 1963, там же) - рум. певица. Засл. арт. СРР (1957). Дебютировала в 1934 в Бухаресте в театре-ревю "Кэрэбуш", затем выступала в т-рах эстрады "Альгамбра", "Джоконда", Гос. муз.-сатирич. т-ре; снималась в кино. Прославилась как исполнительница рум. нар. песен. Песни почти всех районов страны пела в стиле, свойственном местности, в к-рой возникла песня. Ряд песен исполняла в собств. обработке (нек-рые были записаны ею от нар. певцов). Пела также песни др. народов (в т.ч. турецкие, греческие). Обладала сильным голосом, драм. талантом; её исполнение отличалось музыкальностью, чёткостью дикции. Гастролировала за рубежом (в СССР в 1959).

Тэриан М. Н.

Михаил Никитич (р. 1 (14) VII 1905, Москва) - сов. альтист, дирижёр, педагог. Нар. арт. Арм. ССР (1945). В 1929 окончил Моск. консерваторию по классу альта у К. Г. Мостраса (ранее занимался у Г. Н. Дулова). До сер. 40-х гг. Т. - один из ведущих альтистов и ансамблистов СССР. Принимал участие в основании (1924) Квартета им. Комитаса и играл в нём до 1946; одновременно в 1929-31 и 1941-45 солист оркестра Большого т-ра (в 30-е гг. был также зав. муз. частью Театра-студии под рук. Р. Н. Симонова, позже - Т-ра им. Ленинского комсомола). Выступал в камерных ансамблях с Д. Ф. Ойстрахом, Л. Н. Обориным, С. Н. Кнушевицким и др. С сер. 40-х гг. ведёт активную дирижёрскую деятельность, изредка выступая в качестве альтиста. В 1946-73 рук. симф. оркестров Моск. консерватории, в 1961 организовал и возглавил камерный оркестр из студентов консерватории, с к-рым успешно гастролировал во многих городах СССР, а также за рубежом (страны Европы и Лат. Америки; в 1970 оркестр завоевал 1-ю пр. на конкурсе Фонда им. Г. Караяна в Зап. Берлине). В 1957-60 художеств. руководитель симф. оркестра Моск. областной филармонии, в 1965-66 - симф. оркестра Арм. ССР. С 1935 ведёт в Моск. консерватории класс квартета, с 1946 - альта (с 1944 профессор), с 1961 зав. кафедрой оперно-симф. дирижирования. Среди учеников Т. - Г. С. Талалян, Г. И. Одинец. Т.- автор "Шести этюдов для альта" и музыки к ряду драм. спектаклей. Гос. пр. СССР (1946).

M. M. Яковлев.

Тэрнан Х.

Хмаис (1894, Бизерта - 1964) - тунисский композитор и исполнитель на лютне. Один из основателей муз. об-ва "Рашидия" (1935, совм. с группой музыкантов), ставившего своей целью возрождение и развитие нац. традиций тунисской музыки. Т. был участником 1-го конгресса араб. музыки (Каир, 1932). Организатор и ведущий исполнитель Ансамбля классич. музыки (Бизерта). Его композиторское творчество представлено гл. обр. песнями, мн. из к-рых стали популярными.

Литература: аl - Mahdi S., La musique arabe, P., 1972; Tourna H. H., Kh. Tarnane colloquium on the preservation of traditional Arabian dance and music, "The world of music", 1976, v. 18, No 4.

Тюзюн Ф.

Тюзюн Ф. (Tuzon) Ферит (24 IV 1929, Стамбул - 22 X 1977, Анкара) - турецкий композитор и дирижёр. С 6 лет обучался игре на фп. Занимался в Лицее им. Ататюрка в Анкаре. По рекомендации У. Дж. Эркина поступил в 1941 на фп. отделение Гос. консерватории (в его класс), позже - на композиторское отделение в класс Н. К. Аксеса. Окончил консерваторию как пианист (1950) и композитор (1952). В 1952-54 работал здесь ассистентом (кафедра композиции) и аккомпаниатором (балетное отделение). В 1954-59 как стипендиат Мин-ва нац. образования совершенствовался в Мюнхене, обучался дирижёрскому иск-ву у Ф. Лехмана и А. Меннериха. С 1959 был дирижёром, в 1974-77 также генеральным директором Анкарской государственной оперы.

Сочинения: для орк. - симфония (1952), сюиты Анатолия (1954) и У фонтана (1964), Колыбельная (1950), Турецкое каприччио (1956); фп. трио (1950); для фп. - Тема с вариациями (1950), Канцонетта и гавот (1950) и др.

З. Рустам-заде.

Тюйдук

Тюйдук - туркм. нар. дух. инструмент. Изготовляется из камыша. Существует в 3 видах:

1) гаргы-Т. - продольная открытая флейта. На верхний конец ствола (дл. 75-80 мм, диаметр 18-20 мм) надевается мундштук - металлич. цилиндр (дл. 50 мм); в стволе 6 игровых отверстий - 5 на лицевой стороне, 1 на тыльной. Звук несильный, своеобразного "матового" тембра, определяющегося специфич. звукоизвлече-нием - исполнитель прикладывает мундштук к углу рта, захватывая верхними зубами край мундштука и прикрывая остальную (внешнюю) его часть верхней губой; ширина отверстия для вдувания воздуха регулируется изнутри языком, при этом вдуваемая воздушная струя рассекается о край мундштука, и часть воздуха уходит наружу, вызывая характерный шипящий призвук. Звукоряд: g - a - h - с1 - cis 1 - d1 - el - fis1 - g1 - gis1 - a1 - h1 - с2. Гаргы-Т. используется как сольный инструмент, иногда на нём аккомпанируют пению.

2) Дилли-Т. - язычковый инструмент. Ствол (дл. 160 мм, диаметр 6-8 мм) б. ч. открыт с обоих концов (встречаются и с закрытым верхним концом). Имеет 5 игровых отверстий: 4 на лицевой, 1 - на тыльной стороне. П-образный язычок надрезается на расстоянии 5-10 мм от верхнего края ствола. Звук резкий, несколько гнусавый. Звукоряд: g 1 -gis1- а1 - b1 - с2 - d2 (диапазон может быть расширен за счёт передувания). Распространён среди чабанов. В пастушеском быту используется также маленький дилли-Т. без игровых отверстий (дл. 50-55 мм, диаметр 5 мм) с пронзительным, свистящим звуком.

3) Гоша-дилли-Т.- парная разновидность дилли-Т. Почти вышел из употребления. Состоит из 2 одинаковых по величине, строю и акустич. свойствам камышовых трубочек с надрезными язычками; из-за небольшого различия в их настройке возникают своеобразные биения. Звук нежнее, чем у др. видов Т.

Литература: Успенский В. A., Беляев В. М., Туркменская музыка, М., 1928; Благодатов Г., Вертков К., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 153.

Н. Н. Абубакирова.

Тюлин Д. Ю.

Даниил Юрьевич (21 XII 1925, Ленинград - 25 VIII 1972, Москва) - сов. дирижёр. Чл. КПСС с 1960. В 1946 окончил Высшее уч-ще воен. дирижёров, в 1951 - Ленингр. консерваторию по классу дирижирования у И. А. Мусина, в 1961 - аспирантуру при Моск. консерватории у Л. М. Гинзбурга. С 1951 2-й дирижёр симф. оркестра Ростовской, с 1952 ассистент дирижёра Ленингр. филармоний. С 1954 гл. дирижёр симф. оркестра Горьковской, с 1956 - Каб.-Балк., в 1963-66 - Кисловодской, в 1970-72 - Ярославской филармоний. В 1961-63 дирижёр Моск. симф. оркестра. В 1966-67 возглавлял нац. симф. оркестр Кубы в Гаване, одноврем. руководил дирижёрским классом в Гаванской консерватории, затем руководил Гос. симф. оркестром Перу в Лиме. Гастролировал за рубежом. 2-е пр. на Всесоюзном смотре дирижёров (1955, Ленинград), на 2-м Всесоюзном конкурсе дирижёров (1966, Москва). Преподавал на воен.-дирижёрском ф-те Моск. консерватории (1968-70).

Тюлин Ю. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тюменева Г. А.

Галина Александровна (р. 25 XII 1907 (7 I 1908), Полтава) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1946). В 1934 окончила Харьковский муз.-драм. ин-т по теории (у С. С. Богатырёва) и истории музыки. С 1931 преподавала в Муз. техникуме и Муз.-драм. ин-те в Харькове. С 1936 ведёт спец. курсы истории музыки, с 1947 зав. кафедрой истории музыки Харьковской консерватории (ныне - Харьковский ин-т иск-в им. И. П. Котляревского), с 1979 профессор. В 1943-49 худ. рук. Харьковской филармонии. Выступает как лектор и муз. критик. Автор мн. статей по вопросам сов., а также рус. и укр. дореволюц. муз. культуры, составитель сб-ков, в т. ч. "Пiснi та хори М. Коляди" (Кипв, 1964).

Сочинения: Музыка в жизни Репина, в кн.: Репин, т. 1, Художественное наследство, АН СССР, М.-Л., 1948; Чайковський i Украпна, Kипb, 1955; Чайковский и украинская народная песня, в сб.: Из истории русско-украинских музыкальных связей, М., 1956; Гоголь и музыка, М., 1966; И. М. Миклашевский, в сб.: Вопросы искусствознания, вып. 1, Харьков, 1969; Далёкое - близкое, в сб.: С. С. Богатырёв, М., 1972 (Т. также ред.-сост. сб-ка, совм. с Ю. Н. Холоповым); Становления стилю в творчостi Миколи Коляди, в сб.: Украiнська музика, Kипb, 1972.

А. И. Малоземова.

Тюрк Д. Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тютюнник В. С.

Василий Саввич (12 (24) III 1860, Самара - 24 V 1924, Москва) - сов. певец (бас) и режиссёр оперы. В 1886 окончил Моск. консерваторию (пению учился у Л. Ф. Казати и Ф. П. Комиссаржевского). В том же году дебютировал на сцене Мариинского т-ра в Петербурге. В 1888-1912 солист моск. Большого т-ра. Особенно удавались Т. острохарактерные партии, требующие большой звуковой выразительности и пластичности образа. Партии: Фарлаф; Варлаам ("Борис Годунов"), Томский ("Пиковая дама"), Мамыров ("Чародейка"), Лепорелло; Папагено ("Волшебная флейта"), Цунига ("Кармен"). В 1903-10 гл. режиссёр Большого т-ра, где поставил оперы "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова, "Пир во время чумы" и "Сын мандарина" Кюи. Занимался педагогич. работой. С 1910 преподаватель Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва, в 1920-24 профессор Моск. консерватории. Среди его учеников - А. С. Пирогов.

В. И. Зарубин.

Предыдущая страница Следующая страница