Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Т" (часть 8, "ТРЕ"-"ТУЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 8, "ТРЕ"-"ТУЛ")

Трещотка

Трещотка - трескотуха, - рус. шумовой муз. инструмент.

1) В Курской, Тульской и Калужской обл. комплект из 14-20 дубовых, ореховых или кленовых плапок (дл. 13-15 см, шир. 5-7 см), нанизанных на 2 ремешка или шнурка. Планки соприкасаются неплотно благодаря вставленным между ними в верхней части деревянным прокладкам, иногда с прикреплёнными к ним 4-8 бубенчиками. Концы ремешков Т. берут в обе руки (как гармошку), резким (или плавным) движением ударяют планки свободными концами одну о другую и получают щёлкающие звуки, к-рые служат ритмич. сопровождением свадебных величальных или плясовых песен (иногда используются в ансамбле с гармошкой).

2) На территории сев.-зап. областей СССР Т. - деревянная прямоугольная рамка (20 х 10 см) с зубчатым валом, переходящим в рукоятку. В пазы между зубцами вала, служащего осью вращения, входят 1-4 упругие планки, противоположными концами прикреплённые к рамке. При вращении планки с силой перескакивают с одного ребра на другое, издавая оглушительный звук, напоминающий пулемётную пальбу. В прошлом выполняли ритуально-магич. функции. Сохранились в Ленинградской и Новгородской областях в качестве охотничьего и детского шумового инструмента.

Литература: Вертков К., Русские народные музыкальные инструменты, (Л.), 1975; Мациевский И., Русские народные музыкальные инструменты, в кн.: Ruskб hudba J. Tvrdona, Brat., 1972; Rудневa A., Курские танки и карагоды, М., 1975.

И. В. Мациевский.

Тридентский кодекс

Тридентский кодекс (нем. Trienter Codices, Trienter Kodizes, Tridentiner Konzil; англ. Trent Codices) - обширное собрание полифонич. музыки 15 в., составленное И. Визером для епископа И. Хиндербаха. Название "Т. к." происходит от г. Триент (совр. Тренто; лат. Tridentum, итал. Trento, Triento), где в соборной библиотеке Т. к. был обнаружен Ф. К. Хаберлем в кон. 19 в. Т. к. состоит из 7 томов, к-рые содержат ок. 1500 композиций в рукописных копиях самого Визера; в нём представлены сочинения ок. 75 франц., итал., нем., англ. авторов, в т. ч. Дж. Данстейбла, Л. Пауэра, И. Чиконии, И. Брассара, Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, Й. Окегема, А. Бюнуа, X. Изака. Значит. часть Т. к. опубликована в изд. "Denkmдler der Tonkunst in Цsterreich": Bd VII и Bd XI, Tl 1 (франц., итал., нем. светские песни); Bd XIX, TI 1 (мессы); Bd XXVIl, TI 1 (месса Р. Либерта, мотеты Дюфаи, антифоны и гимны Данстейбла, Беншуа и др.); Bd XXXI (мессы и части месс разл. композиторов); Bd XL (духовные и светские мотеты Данстейбла, Дюфаи, Брассара, Ф. де Витри и др.). Т. к. является важным источником, содержащим произв. духовной и светской музыки 15 в.

Литература: Adler G., Ьber Textlegung in den Trienter Codices, в кн.: Riemann Festschrift, Lpz., 1909; Ficker R. von, Die Kolonerungstechnik der Trienter Messen, "Studien zur Musikwissenschaft" (Beihefte der "Denkmдler der Tonkunst in Цsterreich"), 1920, Jahrg. 7; Оrel A., Einige Grundformen der Motettkomposition im 15. Jahrhundert, там же; Wоlkan R., Die Heimat der Trienter Musikhandschriften, там же, 1921, Jahrg. 8; Mаrix J., Histoire de la musique et des musiciens de la cour de Bourgogne sous le rиgne de Philippe le Bon (1420-1467), Strasbourg, 1939; Bukofzer M., Studies in medieval and Renaissance music, N. Y., (1950); Disertori В., L'unica composizione sicuramente strumentale nei codici tridentini, в изд.: Collectanea historiae musicae, II, Firenze, 1957.

Т. С. Кюрегян.

Тризно Б. В.

Борис Васильевич (16 (28) IV 1898, дер. Изабелино Могилёвской губ. - 13 II 1968, Ленинград)- сов. флейтист, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935). В 1923 окончил Петрогр. консерваторию по классу флейты у Р. К. Ламберта. В 1923-1929 артист оркестра Ленингр. Малого оперного т-ра. В 1932-62 солист Акад. симф. оркестра Ленингр. филармонии. Выступал в концертах как солист и ансамблист. Был выдающимся виртуозом, его игра отличалась высокой культурой, технич. совершенством. В 1929- 1932 преподавал в Минской, в 1937-68 - в Ленингр. консерваториях (с 1952 профессор). Автор методич. разработок, транскрипций и редакций ряда произв. для флейты.

В. М. Буяновский.

Трилогия

Трилогия (греч. trilogia, от tri-, в сложных словах - три, трижды и logos - слово, рассказ, повествование) - три пьесы, связанные развитием одного сюжета, общей идеей, единым авторским замыслом. Понятие Т. сложилось в др.-греч. драматургии; из др.-греч. Т. полностью сохранилась лишь "Орестея" Эсхида. В музыке Т. представляет собой, как правило, произв. оперного жанра. Объединение опер в цикл было обусловлено стремлением нек-рых композиторов романтич. направления (19 в.) к воплощению грандиозных замыслов; известны, напр., дилогия "Троянцы" Берлиоза (1855-59), тетралогия "Кольцо нибелунга" Вагнера (1848-76; сам Вагнер считал это соч. трилогией, т. к. рассматривал "Золото Рейна" как пролог). Несколько позднее в творчестве ряда композиторов появилась собственно Т. ("Пиренеи" Ф. Педреля, 1890-91; "Ипподамия" З. Фибиха, 1890-91; "Гомеровский мир" A. Бунгерта, 1896-1901; неосуществлённый замысел Р. Леонкавалло под назв. "Сумерки", связанный с эпохой итал. Возрождения). В России к трилогии Эсхила обратился С. И. Танеев в опере "Орестея" (1887-94), где части Т. превращены по существу в отд. акты единого спектакля. В 20 в. цикл из трёх опер на тот же сюжет создал Д. Мийо ("Агамемнон", 1914; "Хоэфоры", 1915; "Эвмениды", 1917-22). Совр. композиторы чаще пользуются термином "триптих" (О. В. Тактакишвили, "Три новеллы", пост. 1967, во 2-й ред. "Три жизни"). Изредка форма Т. применяется в др. муз. жанрах, хотя не всегда при этом используется самый термин. К сочинениям подобного рода можно отнести цикл из трёх симфоний Й. Гайдна - "Утро", "Полдень", "Вечер" (1761), а также программно-симф. Т. "Валленштейн" B. д'Энди (1874-81; по трилогии Ф. Шиллера). Приближаются к Т. "сценические кантаты" К. Орфа - "Carmina Burana", 1937, "Catulli carmina", 1943, "Триумф Афродиты", 1951.

Г. В. Крауклис.

Тримитас

Тримитас - даудите, триубас, - литовский нар. дух. муз. инструмент. Род деревянной трубы. Имеет длинный цилиндрич. ствол (дл. 1400-2300 мм), преим. прямой (иногда встречается загнутый), и большой конич. раструб. Изготовляется из ольхи, ясеня, ели способом продольного раскола. Половинки ствола обвиваются корой или берёстой, часто склеиваются смолой (до обвивки). Т. - гл. обр. пастушеский инструмент, применялся и как сигнальный, возвещающий начало совместных полевых работ, сзывающий на сходки и др.; использовался также на праздничных гуляньях, свадьбах и пр. Звукоряд натуральный. Играли на Т. соло и дуэтом; для игры на 2 Т. инструменты делались как комплект - так, чтобы их размеры находились в определённом соотношении для получения секундового или квартового интервала между осн. тонами. При этом партия одного Т. строилась из 2 звуков, второго - из 2-3; каждая имела свой ритмич. рисунок. Дуэтом исполняли старинные литов. песни, сутартинес (см. Сутартине) с их характерной полиритмией и движением параллельными секундами. Т. известен с 12 в., к нач. 20 в. в быту вышел из употребления. Группа модернизированных Т. в строях с, d, e, f, g, a, с2 используется в оркестре Акад. ансамбля нар. песни и танца Литов. ССР "Летува". Эти Т. сохранили форму народных, но отличаются более чистым звучанием и тщательностью отделки; их фанфары придают оркестру праздничную торжественность.

Литература: Rаliulis S., Lietuviu liaudies instrumentinи mu-zika, Vilnius, 1959 (рус. пер. - Pалюлис С., Материалы дискуссии, в сб.: Труды VII международного конгресса антропологических и этнографических наук, т. 7, М., 1970, с. 418-22); Sachs С., Die lituanischen Musikinstrumente..., в кн.: Internationales Archiv fьr Ethnographie, Bd 23, В., 1915; Vyzintas A., Jonas Svedas, Vilnius, 1978.

В. Ю. Аленскас.

Трио

Статья большая, находится на отдельной странице.

Триодин П. Н.

Пётр Николаевич (2 (14) III 1887, Петербург - 30 X 1950, Москва) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1945. Брал уроки по муз.-теоретич. предметам у А. К. Глазунова. В 1908-12 учился на медицинском ф-те ун-та в Тарту; способствовал активизации муз. жизни города: участвовал в создании кружка любителей рус. музыки, дирижировал его оркестром, пропагандировал произв. рус. композиторов. В 1912 был сослан в Вологодскую губ. за участие в политич. демонстрации по поводу Ленского расстрела. В годы 1-й мировой войны 1914-18 - воен. врач. В 1918-22 жил в Смоленске, был одним из организаторов Оперного т-ра и симф. оркестра (в к-ром играл на фаготе). Позже переехал в Москву, где работал врачом и руководил коллективами художеств. самодеятельности. В 1941 добровольцем ушёл на фронт. Во 2-й пол. 1940-х гг. активно сотрудничал с Рус. нар. оркестром им. Н. П. Осипова. Один из авторов первых сов. опер. Лучшие муз. эпизоды опер Т. отмечены мелодич. выразительностью, рельефностью образных характеристик.

Сочинения: оперы - Князь Серебряный (по А. К. Толстому, 1923, Свободная опера С. И. Зимина), Степан Разин (либр. Т., 1925, Большой т-р; на сцене филиала т-ра); для орк. - 2 симфонии (1910, 1920), Праздничная увертюра (1922); концерт для фп. с орк. (1922); для орк. нар. инструментов - сюиты Картинки из русских сказок (1946), Партизаны (1947) и др.; музыка к драм. спектаклю "Кому на Руси жить хорошо" (1938, Т-р нар. творчества, Москва); музыка к кинофильму "Академик Павлов" (1939); записи (более 100) и обр. рус. нар. песен.

Литература: Чернов Ю., Во имя счастливого будущего, "МЖ", 1968, No 9.

М. М. Яковлев.

Триоль

Триоль (нем. Triole; франц. triolet; англ. triplet) - одна из наиболее распространённых ритмич. фигур; образуется при делении к.-л. длительности на три равные ритмич. доли вместо двух. Если этой длительностью является целая нота, то Т. пишется половинными нотами, если половинная, то четвертными, если четвертная, то восьмыми и т. д.

Триоль

П. И. Чайковский. "Песня жаворонка" для фортепьяно, ор. 39 No 22.

Т. обозначается цифрой 3, к-рая пишется в нотах над или под триольной группой. Т. может встретиться и в сочетании с четырьмя долями осн. ритмич. деления в др. голосе, напр.:

Триоль.

Иногда Т. образуют ритмич. фигуры, к-рые состоят из разных длительностей:

Триоль

или

Триоль

; в них могут входить и паузы:

Триоль

. В многоголосии 17-1-й пол. 18 вв. при параллельно идущих голосах ритмич. фигура

Триоль

нередко исполнялась как Т., т. е.

Триоль

, напр.

Триоль.

Триоль

И. С. Бах. Клавирная токката p-moll (BWV 915). Фуга.

В. А. Вахромеев.

Трио-соната

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тритон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тритоновый лад

Тритоновый лад - дважды-лад (термин Б. Л. Яворского), - тип симметричного лада, центр. отношение к-рого образует тритон (отсюда назв.). В отличие от др. симметрич. ладов, Т. л. обладает многообразием интервальных структур (т. е. различных по интервальному составу ладовых звукорядов). Применяется в мелодич. и аккордовой (групповой) формах (ср. Увеличенный лад, Уменьшённый лад). Образцы Т. л.:

Тритоновый лад

А. К. Лядов. "Из Апокалипсиса", такты 1-5.

Тритоновый лад

О. Meссиан. "Неосязаемые звуки грёз".

См. также тему Петрушки из одноим. балета И. Ф. Стравинского в ст. Полиаккорд: аккордовая структура - C-dur + Fis-dur, звукоряд

Тритоновый лад

Структурное родство нередко сближает уменьшённый и Т. л. (напр., в произв. А. Н. Скрябина позднего периода творчества в уменьшённом ладу функционально тождественными часто оказываются гл. аккорд и аккорд на ступени, отстоящей от него на тритон, что типично для Т. л.; см. пример из 8-й фп. сонаты Скрябина в ст. Уменьшённый лад). См. Ладовый ритм.

Литература: см. при ст. Симметричные лады.

Ю. Н. Холопов.

Трифонов П. А.

Порфирий Алексеевич (11 (23) II 1844, Петербург - 22 VII (3 VIII) 1896, Царское Село, ныне Пушкин) - рус. муз. критик. Окончил Артиллерийскую академию. Нек-рое время бып на воен. службе, в кон. 60-х гг. вышел в отставку, занялся муз.-лит. деятельностью. Сотрудничал в ряде петерб. периодич. изданий - в "С.-Петербургских ведомостях", "Заграничном вестнике", "Молве", "Порядке", "Вестнике Европы", в 1883-84 вёл муз. отдел журн. "Искусство". Статьи нередко подписывал псевдонимами Т., Т-ов. Принимал участие в работе Бесплатной музыкальной школы (в 1868-75 член её Совета). Во 2-й пол. 70-х гг. брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Дружеские отношения связывали Т. с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым, Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым, А. К. Глазуновым и др. В 80-х гг. участвовал в муз. вечерах М. П. Беляева.

Муз. воззрения Т. сложились под воздействием идей "кучкистов", в первую очередь Ц. А. Кюи. Как муз.-лит. критик Т. выступал поборником "Новой русской музыкальной школы". В 80-90-х гг. написал ряд биографич. очерков - о А. С. Даргомыжском, А. П. Бородине, М. П. Мусоргском, Римском-Корсакове, П. И. Чайковском, Ф. Листе и др. (опубл. в "Вестнике Европы"). Пропагандируя творчество совр. рус. и заруб. композиторов, Т. обнаружил, однако, нек-рую ограниченность взглядов, выразившуюся в отрицании муз. классики 18 в., творчества Р. Вагнера, а также в недооценке музыки Чайковского. Среди незавершённых работ Т. - "Очерки истории русской музыки".

Сочинения: Гектор Берлиоз, "Вестник Европы", 1881, No 9-10; Фредерик Шопен, там же, 1883, No 5-6; Рихард Вагнер, там же, 1884, No 3-4; Франц Лист, там же, 1884, No 9-10 (отд. изд.- Ф. Лист. Очерк его жизни и деятельности, СПБ, 1887); Роберт Шуман, там же, 1885, No 8-9; Александр Сергеевич Даргомыжский, там же, 1886, No 11-12; Александр Порфирьевич Бородин, там же, 1888, No 10-11; H. А. Римский-Корсаков, там же, 1891, No 5-6; Петр Ильич Чайковский. Некролог, там же, 1893, No 12; М. П. Мусоргский, там же.

Литература: (Веймарн П.), Трифонов Порфирий Алексеевич (некролог), "РМГ", 1896, No 9; Кремлев Ю., Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке, т. 3 - 1881-1894, Л., 1960.

Л. Ю. Малинина.

Трихорд

Трихорд (от греч. trixordos - трёхструнный) - трёхступенный звукоряд (напр., d - е - f). В бесполутоновом пентатонич. ладу характерный Т. состоит из целого тона и малой терции (напр., d - е - g или d - f - g) в объёме чистой кварты. В диатонич. системах Т. обычно имеют значение мелких ладовых компонентов (напр., в знаменном и др. распевах др.-рус. музыки). В системе обиходного звукоряда т. н. согласия представляют собой Т. характерного интервального строения (два целых тона), выполняющие роль осн. структурной единицы (см. Обиходный звукоряд, Пентатоника).

Трнина М.

Трнина М. (Trnina) Милка (19 XII 1863, Везишче, Мославина - 18 V 1941, Загреб) - хорв. (Югославия) певица (драм. сопрано). Училась пению у И. Вимбергер в Загребе и Й. Генсбахера в Венской консерватории (1880-83). Дебютировала в 1882 в Загребе (Амелия, "Бал-маскарад"). Была солисткой оперных т-ров Граца (1883), Лейпцига (1884-86), Бремена (1886-90) и Мюнхена (1890-99; получила звание придв. камерной певицы). Одноврем. гастролировала в Загребе (1885, 1887, 1898), Москве (1894), Лондоне (1895, 1898, 1900), ряде городов США (в т. ч. в Нью-Йорке, в т-ре "Метрополитен-опера", где регулярно выступала с 1899). Участвовала в вагнеровских фестивалях в Байрёйте (с 1899; исполнительница партии Кундри в "Парсифале"). Была первой исполнительницей в Англии и США партий Тоски (Лондон, 1900; Нью-Йорк, 1901), Кундри (Нью-Йорк, 1904). Обладала сильным голосом широкого диапазона и красивого тембра, ярким сценич. темпераментом, актёрским дарованием. Исполняла все ведущие партии классич. репертуара; с наибольшим успехом выступала в операх Р. Вагнера (все ведущие партии). Среди др. партий - Аида; Леонора ("Трубадур"), Маргарита; Селика ("Африканка"), Аскани ("Троянцы" Берлиоза), Донна Анна. Получила известность и как конц. певица (песни И. Брамса, романсы хорв. композиторов). В 1913-41 жила в Загребе, преподавала в Муз. академии.

Литература: Klein H., Great women-singers of my time, L., 1931; Grkovic M., Milka Trnina, Hrvatska pozornica, 1940-41, (б. м.), 1941; его же, Strana stampa о Milki Trnini, "Muzicke novine", 1952, No 7; Gоglia A., Milka Trnina, "Revija Zagreb", 1941, No 6-9.

E. И. Гордина.

Троестрочное пение

Троестрочное пение - троестрочие, - см. Строчное пение.

Тройсти музыкы

Тройсти музыкы (укр. тpoпcтi музики, от тропстий - тройственный и музика - музыкант) - укр. нар. инстр. ансамбль. Т. м. были широко распространены на Украине до сер. 19 в. В состав ансамбля (трио) входили скрипка, басоля (нар. виолончель) и бубен, в зап. областях Украины - скрипка, цимбалы, бубен. Встречались также иные составы, напр. с использованием сопилки, флояры и др. нар. инструментов. Т. м., как правило, исполняли пьесы танц. характера и марши. Т. м. существуют и поныне в виде отд. ансамблей или части оркестра нар. инструментов.

Литература: Музыкальная культура Украины, М., 1961; Гуменюк A., Украiнськi народнi музичнi iнструменти, Kипв, 1967.

Т. В. Шеффер.

Тромбон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тромбончино Б.

Тромбончино Б. (Tromboncino) Бартоломео (ок. 1470, Верона - после 1535, Венеция) - итал. композитор, певец, лютнист. Придв. композитор, в т. ч. герцога Гонзага в Мантуе (1487-95 и 1501-12) и Медичи во Флоренции. Автор преим. светских сочинений вок. жанров, распространившихся на рубеже 15-16 вв. (лауды, страмботто, канцонетты, рондо, оды, сонеты, balletto и другие), для к-рых характерны 3-4-гол. фактура (гомофонно-гармонический склад) и мелодика, близкая нар. песням. Нередко предназначались для пения, сопровождавшего танцы, и сочинялись на стихи совр. итал. поэтов. Наряду с М. Кара, Т. - один из виднейших авторов фроттол. Произв. Т. широко представлены в сб-ках известных итал. нотоиздателей - Петруччи (Венеция, 1504-20) и Антико (Рим, 1510- 1531); в 20 в. опубликованы в собраниях Р. Шварца (1935) и А. Эйнштейна (1941), в трудах В. Брондаля (1935), К. Еппесена (1943), Дж. Чезари и Р. Монтероссо (1954). Среди вок. соч. Т. - диалог для венецианского карнавала (1530), мадригал на слова Микеланджело "Com'aro dunque ardire", фроттолы (св. 100), страмботто, канцонетты, канцоны, рондо, оды, сонеты, balletto; 9 Ламентаций Иеремии ("Lamentationes Jeremiae", изд. 1506), Benedictus (изд. 1506), 22 лауды и др. Написал также музыку к ряду театр. постановок.

Литература: Davаri St., La musica a Mantova, Mantova, 1884; Bertolotti A., Musici alla corte dei Gonzaga in Mantova dal secolo XV al XVIII, Mil., 1890, посл. изд., Bologna, 1969; Einstein A., La prima "Lettera amorosa" in musica, "Rass. mus.", 1937, v. 10, No 2; eго же, The Italian madrigal, Bd 1-3, Princeton-Oxf., (1949), посл. изд., N. Y., 1970; его жe, A. Antico's "Canzoni nove" of 1510, "MQ", 1951, No 3; Helm E. В., Heralds of the Italian madrigal, там же, 1941, No 3; Rubsamen W. H., Literary sources of secular music in Italy, Berk.-Los Ang., 1943; Frey H. W., Michelangiolo und die Komponisten seiner Madrigale, "Acta musicologica", 1952, v. 24, fasc. 3-4; Bridgman N.. La frottola et la transition de la frottola au madrigal, в сб.: Musique et poйsie au XVI siиcle, P., 1954; Сrоll G., Zu Tromboncinos "Lamentationes Jeremiae", в сб.: Collectanea historiae musicae, v. 2, Firenze, 1957; Оsthоff W., Theatergesang und darstellende Musik in der italienischen Renaissance, Bd 1-2, Tutzing, 1969.

А. Т. Тевосян.

Тропарь

Тропарь (позднегреч. troparion, уменьшит. от греч. tropos - троп) - жанр византийской, а позднее и др.-рус. гимнографии. Первоначально - краткий припев к определ. фрагментам литургич. песнопения. Представляет собой муз.-поэтич. комментарий к священному тексту в честь святого или к.-л. события библейской истории. Ранние Т. писались ритмич. прозой; в связи с распадом антич. просодии и под влиянием семитической поэзии (гл. обр. Ефрема Сирина, 4 в.) возникли стихотворные Т. с опорой на словесное ударение. Жанр Т. подчинялся муз.-ритмич. и смысловым образцам и нередко сам становился моделью для др. произв. (см. Ирмос). Позднее, в составе кондака, Т. имел тонич. метрику со вставками силлаботоники и зачатками рифмы. Параллельно создавались самостоятельные ("автомелические"; др.-рус. самогласен) и "уподобительные" (др.-рус. подобен) Т., различавшиеся по функции в службе: стихира - Т., вторящий стиху псалма; ипакои - "отклик" на песнопение; богородичен - последний Т. в той или иной группе стихир и др.

При переводе и создании новых Т. в России (с 11 в.) силлаботоника была почти полностью утрачена, иногда вводилась простейшая рифма, соблюдалась поэтич. интонация стиха. Рус. Т. любого распева - небольшое песнопение, образованное последованием поэтич. и мелодич. строк; многие Т. основаны на гласовых попевках. Смысловые разделы поэтич. текста Т., как и других, подобных ему, песнопений, заканчиваются каден-ционными мелодич. оборотами (т. н. конечными попевками);

Тропарь

Тропарь знаменного распева "Глас господень". 8-й глас.

Т. обычно состоит из 2 или 3 таких разделов. Встречаются Т. единого строения.

Литература: Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Аверанцев С. С., Традиция греческой "диалектики" и возникновение рифмы, в кн.: Контекст. 1976, М., 1977; его же, Поэтика ранневизантийской литературы, М., 1977; Wellesz E. J., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Mitsakis К., The hymnography of the Greek church in the early Christian centuries, в кн.: Jahrbuch der цsterreichischen Byzantinistik, Bd 20, W., 1971.

H. Д. Успенский.

Тропы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Трость

1) Приспособление для звукоизвлечения у ряда духовых, т. н. тростевых муз. инструментов. Изготовляется из особого вида тростника (отсюда назв.). Различают одинарные Т. (однолепестковые, состоят из узкой тонкой тростниковой пластинки) и двойные Т. (двухлепестковые, состоят из 2 таких пластинок). Среди орк. инструментов с одинарной Т. - кларнет, бас-кларнет, бассетгорн, саксофон; в нар. инструментарии - балабан и коншай (узб. и тадж.), жалейка (рус.), тарогато (венг.), тарагот (молд.). Среди инструментов с двойной Т. - гобой, англ. рожок, фагот, контрафагот, а также зурна, сурнай, дудук и др. Т. влияет на качество и тембр звука. Она служит возбудителем колебания воздушного столба внутри трубки инструмента; выдыхаемая струя воздуха отгибает более тонкую часть Т., сила её упругости приводит Т. в первоначальное положение, что обеспечивает прерывистое поступление воздуха в канал инструмента, в к-ром возникают продольные колебания воздушного столба, порождающие звук. Т. должна хорошо пружинить, легко поддаваться изменениям усилий, производимых губами исполнителя, и до определённого предела открывать звуковую щель. Одинарные Т. бывают надрезными (П-образной формы; помещаются в стволе инструмента, у головки) и приставными (крепятся в головке у входного отверстия); нижняя (более толстая) часть одинарной Т. неподвижна, верхняя, т. н. свободная, колеблется, периодически открывая и закрывая щель. В двойной Т. 2 тростниковые пластинки соединяются проволочными кольцами и обмоткой из нитки на шейке Т., между этими пластинками образуется звуковая щель. Двойная Т. у гобоя укрепляется на конич. металлич. трубочке, частично покрытой пробкой, что обеспечивает плотное вставление (до уступа) в гнездо звуковой трубки, у фагота, контрафагота и англ. рожка Т. надевается на узкий конец эса. При игре на совр. тростевых дух. инструментах исполнитель берёт Т. в рот; до 30-х гг. 16 в. на разл. типа свирелях, в т. ч. на бомбардах (поммерах), крумгорнах и др., Т. не соприкасалась с губами исполнителя, она была заключена в спец. камеру - чашеобразный мундштук, в к-рый вдувался воздух. Т. быстро приходят в негодность из-за отложения на них солей и др. веществ, содержащихся в слюне. Ведутся эксперименты по применению вместо тростника пластмассы, кости, бамбука, нейлона и др., но положительные результаты ещё не получены.

2) Древко смычка.

Литература: Костлан И., Руководство по изготовлению тростей для фагота, в кн.: Терёхин Р., Школа игры на фаготе, М., 1954; Hosek M., Tajemstvi hobojovйho strojku, "Hudebnн nбstroje", 1975, No 5-6.

A. A. Розенберг.

Трохей

Трохей (греч. troxaios)- см. Хорей.

Трошин Б. М.

Борис Михайлович (1909-1942, погиб на фронте) - сов. композитор. Учился в Муз. техникуме им. Гнесиных по классу композиции у M. P. Гнесина. В 1936 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина, под его же руководством в 1939 - аспирантуру. Лучшие произв. Т. отмечены свежестью муз. мышления, тонким художеств. вкусом, высокой орк. и хор. техникой. Мн. сочинения утеряны.

Сочинения: оперы - Богатая невеста (не окончена, завершена B. Р. Энке, 1950, Львовский т-р оперы и балета); для солистов, хора и орк. - Баллада о партизане, его коне и его жене (сл. С. Вагуна, рус. пер. М. А. Светлова, 1937); для орк. - Сюита на мордовские темы (совм. с М. И. Душским); концертино для кларнета и орк.; сонатина, пьесы для кларнета и фп.; 5 песен на сл. А. Гидаша (1932-34); песни на слова сов. поэтов, в т. ч. Снежинки (сл. Д. Бедного), 3 песни о Красной Армии (сл. И. Л. Сельвинского), Едет, едет машинист (сл. Л. И. Ошанина, 1939); музыка к фильму "Родная кровь"; музыка к радиокомпозиции "Эскадра выходит в море" (Москва, 1940).

Литература: Лившиц A., Жизнь за Родину свою, М., 1964, с. 38-44.

M. M. Яковлев.

Трояновский Б. С.

Борис Сергеевич (3(15) IV 1883, с. Ругодево, Новоржевского уезда, ныне Псковская обл.- 12 VI 1951, Ленинград) - сов. исполнитель на балалайке, композитор. Засл. арт. Республики (1923). Основоположник совр. виртуозной школы игры на балалайке. В 1904-11 солист оркестра В. В. Андреева. В 1908-15 концертировал за границей. В 1919 стал одним из инициаторов создания в Москве первого проф. ансамбля рус. нар. инструментов под упр. П. И. Алексеева (от к-рого ведёт начало Русский народный оркестр им. Н. П. Осипова). Игра Т. отличалась богатством и своеобразием виртуозной техники, основанной на доведённых до совершенства исполнительских приёмах нар. музыкантов. Автор сочинений для балалайки; сделал ряд переложений для балалайки и фп., в т. ч. 2-й рапсодии Листа, "Испанского каприччио" Римского-Корсакова. Обрабатывал рус. нар. песни.

Литература: Илюхин А. С., Борис Сергеевич Трояновский, в его кн.: Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах, вып. 1, М., 1969; Государственный русский народный оркестр им. Н. Осипова, М., 1969.

А. А. Новосельский.

Труба

Статья большая, находится на отдельной странице.

Трубадур

Статья большая, находится на отдельной странице.

Трубин В. Н.

Владимир Николаевич (1861, Чернигов - 30 IV 1930, Москва) - рус. певец (бас). Занимался в Киевском муз. уч-ще, затем в Петерб. консерватории у К. Эверарди. В 1885-91 и 1892-94 пел на сцене Большого т-ра, в 1891-92 - Мариинского т-ра, затем в Киеве, Харькове, Тбилиси, Одессе и др. городах. С 1898 артист Моск. частной рус. оперы, в 1905-17 - Оперного т-ра С. И. Зимина, затем Т-ра Моск. совета рабочих депутатов. В последние 10 лет жизни выступал редко. В исполнении Т. выделялись партии Сусанина, Руслана, Пимена, Варяжского гостя, Олоферна; Гудала ("Демон"), Базилио ("Севильский цирюльник"), Мефистофеля.

Трувер

Статья большая, находится на отдельной странице.

Трумшайт

Трумшайт (нем. Trumscheit, Trumbscheit, от старонем. trumme - труба и нем. Scheit - полено; с 17 в. также Marien-Trompete, Trompetengeige; итал. tromba marina, франц. trompette marina - морская труба) - струн. смычковый муз. инструмент. Корпус состоит из длинных клиновидных досок, дека - клиновидная, расширяющаяся книзу. Дл. до 200 см. Старинные образцы однострунные (наиболее популярны), а также 2-4-струнные; в 17 в. Ж. Б. Прином была создана разновидность Т. с 12-24 резонирующими струнами, помещенными внутри корпуса и настроенными в унисон. Способ звукоизвлечения флажолетный. Одна ножка подставки короче другой и неплотно прилегает к деке. При вибрации струны она ударяет о деку, создавая тембр звучания, напоминающий звук трубы. Играли на Т. стоя, упирая нижний конец о пол (землю) и прислоняя его верхний конец к груди или плечу (иногда иначе). Смычок ведут по струне выше делящего ее пальца (в отличие от совр. струн. смычковых инструментов). Т. - инструмент нар. бродячих музыкантов, применялся и как сигнальный мореходный инструмент (отсюда назв.), а также как инструмент, заменяющий трубу при исполнении церк. музыки в женских монастырях (в Германии в 15 в. получил назв. "монашеская скрипка"; так называется Т. у И. Маттезона в 1713, у Л. Моцарта в 1756, у И. С. Петри в 1782). Под назв. "морская труба" упоминается в комедии Мольера "Мещанин во дворянстве" (1670). До 1767 Т. использовался при франц. корол. дворе, затем вышел из употребления.

Литература: Струве Б., Процесс формирования виол и скрипок, M., 1959, с. 158-64; Praetorius M., Syntagma musicum, Bd 2, Wittenberg, 1614, Neudruck, Kassel, 1959; Labire Ph. de, Explication des diffйrences de sons de la corde tendue sur la trompette marine, в кн. Mйmoires de mathйmatique et de physique…, R., 1694; Petri J. S., Anleitung zur praktischen Musik, Lauban, 1767, Lpz., 1782; Berlioz H., Les grotesques de la musique, R., 1859; Grillet L., Les ancкtres du violon, t. 1, R., 1901; Saсhs С., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1962; его же, Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, 1966; Fryklund D., Studier over marintrumpeten, "Svensk tidskrift for musikforsknmg", Bd 1, 1919; Garnault P., La trompette manne, Nice, 1926; Galpin F. W., Monsieur Prin and his trumpet marine, "ML", 1933, v. 14; Modr A., Hudebnн nбstroje, Praha, 1938 (рус. пер. - Mодр A., Музыкальные инструменты, M., 1959, с. 16, 19, 22); Вuсhnеr А., Musikinstrumente von den Anfдngen bis zur Gegenwart, Prag, 1971.

B. M. Куликов.

Трутовский В. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Труффи И. А.

Иосиф Антонович (1850 - март 1925, Москва) - рус. дирижёр. По национальности итальянец. С 1876 был скрипачом Оперного т-ра в Тбилиси. В 1885-91 и 1898-99 дирижёр Моск. частной рус. оперы, в 1900-х гг.- основанного им "Товарищества оперных артистов" (гастролировал с ним в рус. провинции). Пропагандировал произв. рус. композиторов, гл. обр. представителей "Новой русской музыкальной школы". Дирижировал премьерами опер "Моцарт и Сальери", "Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова (обе - 1898), впервые поставленными в Москве операми "Борис Годунов" в ред. Н. А. Римского-Корсакова, "Псковитянка" (3-я ред.; обе - 1896); "Сибирские охотники, или Сороковой медведь" и "Среди разбойников" Рубинштейна (обе - 1900) и др. Дирижировал также симф. концертами. После 1917 жил в Киеве, затем в Москве, работал с молодыми певцами и дирижёрами (разучивал оперный репертуар).

Туба

Туба (итал. и лат. tuba - труба).

1) Муз. инструмент древних римлян. Применялся в войсках и при отправлении религ. обрядов; имел длинный конич. ствол из бронзы или железа. Произошёл, по-видимому, от др.-греч. сальпинкса, а также от ассирийских и египетских труб и сходных муз. инструментов вост. народов.

2) Общее название широкомензурных басовых инструментов семейства бюгелъгорнов; в отличие от геликона и сузафона, имеют продолговатую форму. Той же формы делаются бюгельгорны - альт, тенор и баритон. Басовая Т. с 5 вентилями запатентована в 1835 К. В. Морицем и Випрехтом в Германии. Наиболее распространены басовая T. in F или (чаще) in Es (диапазон A1 - as1) и контрабасовая Т. in С или in В (диапазон Е1 - f1), реже встречается субконтрабасовая Т. с 6 вентилями (диапазон от В2). Звук Т. очень полный и сильный; в то же время на Т. может извлекаться pianissimo мягкого и глубокого тембра. Как правило, партия Т. йотируется без транспозиции. Т. применяется в симф. и оперном оркестре в качестве баса группы тромбонов или вместо контрабасового тромбона. В дух. оркестре используется басовая Т. in Es, называемая бомбардоном.

Р. Вагнер ввёл в партитуру "Кольца нибелунгов" партию особой Т., называемой "валторновой" (т. н. вагнеровской). Это инструменты теноровой и басовой разновидности с мензурой корнета, но с мундштуком валторны: в их звучании сочетаются лёгкость звукоизвлечения корнета, благородство звука валторны и густота тона Т. Применялись также А. Брукнером и Р. Штраусом ("Электра").

3) В органе - язычковые трубы в 16', 8', 4', а также в 32' (в педали). Применяются в органах позднеромантич. эпохи.

4) В разл. формах литургич. речитации и псалмодии - многократно повторяющийся звук. В 20 в. в этом значении чаще применяется термин "тенор".

Литература: Веvan С., The tuba family, L., 1978, p. 283-89.

Ю. А. Фортунатов.

Тубафон

Тубафон - тубoфoн (от лат. tuba - труба и греч. ponn - звук; итал. tubafono, франц. tubaphone, нем. Tubaphon, англ. tubafon), - ударный муз. инструмент. Представляет собой колокольчики, в к-рых металлич. пластинки заменены металлич. (медными, стальными) трубочками. Трубочки (12-36) подвешены в горизонтальном положении на кишечных струнах или шёлковых шнурах, в нек-рых случаях они соединены между собой пружинками, препятствующими их соприкосновению при игре. Звук извлекается 2 деревянными (палисандровыми) палочками с выточенными на концах (так же, как для ксилофона) небольшими утолщениями. Диапазон е1 - f3. Совр. Т. - хроматические, с диапазоном с1 - с3, часто снабжаются резонаторами (как у вибрафона). Звук менее звонкий, чем у колокольчиков, напоминает звон хрустальных подвесок или рюмок. На Т. возможно глиссандо, исполняемое скользящим ударом палочек. Применён Д. Р. Рогаль-Левицким в его переложениях для симф. оркестра фп. пьес Ф. Листа ("Листиана") и Ф. Шопена ("Шопениана"). Использован также в балетах "Тарас Бульба" В. П. Соловьёвым-Седым и "Гаянэ" А. И. Хачатуряном; чаще встречается в эстр. оркестрах.

Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 2, М., 1953, с. 385-89; Дмитриев Г., Ударные инструменты. Трактовка и современное состояние, М., 1973, с. 98; Modr A., Hudebnн nбstroje, Praha, 1938, 1954, s. 166-67 (рус. пер. - Mодр A., Музыкальные инструменты, M., 1959); Кotonski W., Instrumenty perkusyne we wspolczesnej orkiestrze, Kr., 1963.

А. А. Розенберг.

Тубин Э.

Эдуард (р. 5(18) VI 1905, Калласте, близ Тарту) - эст. композитор и дирижёр. В 1930 окончил Тартускую высшую муз. школу по классу композиции у X. Эллера. В 1930-44 репетитор и дирижёр в Тартуском т-ре "Ванемуйне"; руководил разл. хорами. С 1944 - в Швеции, где до 1972 работал в Дротнингхольмском дворцовом т-ре. Автор первого эст. балета "Домовой" (соч. 1940), сюжет к-рого основан на эст. нар. сказках.

Сочинения: оперы - Барбара фон Тизенхузен (1968, Эст. т-р оперы и балета), Пастор из Рейги (Reigi хpetaja, соч. 1971; 1979, т-р "Ванемуйне"); балет Домовой (Kratt, 1943, т-р "Ванемуйне"); для орк. - 10 симфоний (1934, 1937, 1942, 1943, 1946, 1954, 1958, 1966, 1969, 1973), симфониетта (1939), сюита на эст. мотивы (1930), Торжественная прелюдия (1938), 3 эст. танца (1937), Музыка для струнных (1963); для инструментов с орк. - концерты для скр. (1941, 1945), Баллада для скр. с орк. (1941), концерт для контрабаса (1948), концертино для фп. (1945), концерт для балалайки (1964); камерные инстр. ансамбли: для скр. и фп. - 2 сонаты (1935, 1949), соната для альта и фп. (1965), соната для альтового саксофона и фп. (1951), струн. квартет (1979); для фп. - 2 сонаты (1928, 1950), 4 народные мелодии моей Родины (Neli rahvalaulu minu kodumaalt, 1949), Баллада (1945); соната для скрипки соло (1962) и др.; для хора без сопровождения - Песня пастуха (Karjase laul, слова народные, 1927), Мухуский танец (Muhu tants, слова народные, 1957), Выходной пастуха (Karjase pьhapдev, слова народные, 1957) и др.

Литература: Eesti muusika, t. 2, Tallinn, 1975 (сост. А. Вахтер).

A. В. Хирвесоо.

Тувинская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тугаринова Т. Ф.

Татьяна Фёдоровна (р. 15 V 1925, Торжок Калининской обл.) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1970). Чл. КПСС с 1970. В 1957 окончила Моск. консерваторию по классу пения у Н. Л. Дорлиак. С 1956 солистка Большого т-ра. Точность и чистота интонации, сдержанность жестов - отличит. черты исполнительского иск-ва Т. Партии: Ярославна, Лиза, Кума Настасья, Феврония, Аида; Елизавета ("Дон Карлос"), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи) и др. В составе оперной труппы Большого т-ра гастролирует во мн. странах мира.

В. И. Зарубин.

Тугуши Н. С.

Натела Северьяновна (р. 31 III 1931, с. Авчала, Груз. ССР) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1969). В 1954 окончила Тбилисскую консерваторию у Д. Н. Шведова. С 1951 выступала в Оперной студии консерватории, с 1955 солистка Груз. т-ра оперы и балета. Среди партий - Людмила, Лючия, Джильда, Виолетта, Розина; Серпина ("Служанка-госпожа" Перголези), Мюзетта ("Богема"), Кето ("Кето и Котэ" Долидзе), Mapo ("Даиси"). Разнообразны конц. программы певицы: вок. цикл "Круг песен" Шумана, концерт для голоса с оркестром Р. М. Глиэра, вальсы И. Штрауса; участвовала в исполнении кантат И. С. Баха. В её репертуаре также вок. лирика груз., рус. и заруб. композиторов. С 1975 преподаёт в Тбилисском театр. ин-те им. Ш. Руставели.

Туксен Э. О.

Туксен Э. О. (Tuxen) Эрик Олуф (4 VII 1902, Мангейм - 28 VIII 1957, Копенгаген) - дат. дирижёр. Учился у В. Шёлера (фп.), Н. О. Ростеда (муз.-теоретич. предметы), у Р. Берга (дирижирование) в Мангейме; композицию изучал под рук. Э. Тоха в Вене. Был дирижёром Оперного т-ра в Любеке (1927-29), затем работал в Копенгагене - в Новом т-ре (1929-30, участвовал в пост. "Трёхгрошовой оперы" К. Вейля и др.), Корол. т-ре (1930-32) и т-ре "Нёрребру" (1932-33). Был рук. джаз-оркестра (1932-36); позднее стал симф. дирижёром, с 1936 до конца жизни работал на Дат. гос. радио. Выступал на муз. фестивале в Эдинбурге (1950), гастролировал во мн. странах Европы, Сев. и Юж. Америки; разл. местные оркестры наряду с произв. зап.-европ. классиков исполняли под его упр. произв. дат. композиторов, особенно симфонии К. Нильсена. Автор музыки к спектаклям драм. т-ра (в т.ч. к "Фаусту" Гёте) и кинофильмам.

Тулашвили А. И.

Анна Ивановна (9 III 1874, Тбилиси - 27 V 1956, там же) - сов. пианистка, педагог. Засл. деятель иск-в Груз. ССР (1941). Училась игре на фп. у А. И. Мизандари в Тбилиси и у Л. Дьемера в Париже. С 1903 преподавала в Муз. уч-ще, с 1917 - в консерватории в Тбилиси (первая женщина профессор-музыкант в Грузии; в 1926-48 декан фп. ф-та, зав. кафедрой спец. фп. и камерного ансамбля). Среди учеников - Р. Р. Керер, Т. К. Амираджиби, В.Н. Шиукашвили. Автор первых груз. методич. работ и статей, в т. ч. о Мизандари (журн. "Сабчота хеловнеба", 1954, No 5), об истории Тбилисской консерватории, о муз. образовании в Грузии, о фп. исполнительстве и собств. методе преподавания.

Литература: Шиукашвили В., Достойная пианистка, "Дроша", 1961, No 4; её же, Воспитатель, руководитель, друг, "Сабчота хеловнеба", 1965, No 12; Киладзе Н., А. Тулашвили, там же, 1969, No 11; Вачнадзе М., Анна Тулашвили, в её кн.: Очерки из истории грузинской фортепианной музыки, Тб., 1973 (на груз. яз.); её же, Первые грузинские пианисты-педагоги, в сб.: Музыка в Тбилиси, Тб., 1980.

М. А. Вачнадзе.

Тулебаев М. Т.

Мукан Тулебаевич (28 II (13 III) 1913, с. Каршиган Бурлю-Тюбинского р-на Талды-Курганской обл. - 2 IV 1960, Алма-Ата, - сов. композитор и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1959). Деп. Верх. Совета Казах. ССР 4-го и 5-го созывов. Чл. КПСС с 1956. Учился в Казах. оперной студии при Моск. консерватории (1938-41), в 1941-46 брал уроки композиции у Е. Г. Брусиловского, в 1951 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у В. Г. Фере (ранее занимался у Н. Я. Мясковского). С 1953 преподавал в Алма-Атинской консерватории. Пред. правления CK Казах. ССР (1956-60). Ценным вкладом в казах. оперную музыку явилась его опера "Биржан и Сара". Автор музыки Гос. гимна Казах. ССР (совм. с Е. Г. Брусиловским и Л. А. Хамиди, 1945).

Тулебаев М. Т.

Сочинения: оперы - Амангельды (совм. с Брусиловским, 1945, Казах. т-р оперы и балета), Биржан и Сара (1946, там же; Гос. пр. СССР, 1949; 2-я ред. 1957); для солистов, хора и орк. - кантата Огни коммунизма (сл. Н. Шакенова, 1951); для орк. - Поэма (1942), Фантазия на казахские нар. темы (1944), Казахская увертюра (1945), поэма Казахстан (1951), Той (Праздник, жанровая картинка, 1952); для орк. казах. нар. инструментов - Фантазия на венг. темы (1953); камерно-инстр. ансамбли: для скр. и фп. - Поэма (1942), Колыбельная (1948), Лирический танец (1948), трио (1948), струн. квартет (19491, сюита (для фп. квинтета, 1946); для фп. - фантазия (1942), токката (1949); для хора - сюита Юность (сл. С. Бегалина и С. Мауленова, 1954); св. 50 романсов и песен; обр. нар. песен; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам, в т. ч. к фильмам "Золотой рог" (1946), "Джамбул" (1952, совм. с H. H. Крюковым).

Литература: Жубанов A., Мукан Тулебаев, А.-А., 1963 (на казах. яз.); Темирбекова А., Щедрый талант, в кн.: Композиторы Казахстана, вып. 1, А.-А., 1978.

Б. Г. Ерзакович.

Тулегенова Б. А.

Бибигуль Ахметовна (р. 16 XII 1929, Семипалатинск) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1967). Депутат Верх. Совета Казах. ССР 7-10-го созыва. В 1954 окончила Алма-Атинскую консерваторию. В 1954-56 и с 1971 солистка Казах. т-ра оперы и балета, в 1956-71 артистка Казах. филармонии. Партии: Снегурочка, Виолетта, Джильда, Розина; Норина ("Дон Паскуале" Доницетти), Кыз-Жибек ("Кыз-Жибек" Брусиловского), Гульбаршин ("Алпамыс" Рахмадиева), "Енлик" ("Енлик-Кебек" Жубановой), Алтынчач ("Алтынчач" Жиганова) и др. Выступает в концертах. Исполняла концерты для голоса с оркестром Глиэра и Мухамеджанова. Гос. пр. СССР (1970). Гос. пр. Казах. ССР им. Курмангазы (1966). Гастролирует за рубежом.

Предыдущая страница Следующая страница