Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Т" (часть 8, "ТРЕ"-"ТУЛ")
Трещотка - трескотуха, - рус. шумовой муз. инструмент. 1) В Курской, Тульской и Калужской обл. комплект из 14-20 дубовых, ореховых или кленовых плапок (дл. 13-15 см, шир. 5-7 см), нанизанных на 2 ремешка или шнурка. Планки соприкасаются неплотно благодаря вставленным между ними в верхней части деревянным прокладкам, иногда с прикреплёнными к ним 4-8 бубенчиками. Концы ремешков Т. берут в обе руки (как гармошку), резким (или плавным) движением ударяют планки свободными концами одну о другую и получают щёлкающие звуки, к-рые служат ритмич. сопровождением свадебных величальных или плясовых песен (иногда используются в ансамбле с гармошкой). 2) На территории сев.-зап. областей СССР Т. - деревянная прямоугольная рамка (20 х 10 см) с зубчатым валом, переходящим в рукоятку. В пазы между зубцами вала, служащего осью вращения, входят 1-4 упругие планки, противоположными концами прикреплённые к рамке. При вращении планки с силой перескакивают с одного ребра на другое, издавая оглушительный звук, напоминающий пулемётную пальбу. В прошлом выполняли ритуально-магич. функции. Сохранились в Ленинградской и Новгородской областях в качестве охотничьего и детского шумового инструмента. Литература: Вертков К., Русские народные музыкальные инструменты, (Л.), 1975; Мациевский И., Русские народные музыкальные инструменты, в кн.: Ruskб hudba J. Tvrdona, Brat., 1972; Rудневa A., Курские танки и карагоды, М., 1975. И. В. Мациевский. |
Тридентский кодекс (нем. Trienter Codices, Trienter Kodizes, Tridentiner Konzil; англ. Trent Codices) - обширное собрание полифонич. музыки 15 в., составленное И. Визером для епископа И. Хиндербаха. Название "Т. к." происходит от г. Триент (совр. Тренто; лат. Tridentum, итал. Trento, Triento), где в соборной библиотеке Т. к. был обнаружен Ф. К. Хаберлем в кон. 19 в. Т. к. состоит из 7 томов, к-рые содержат ок. 1500 композиций в рукописных копиях самого Визера; в нём представлены сочинения ок. 75 франц., итал., нем., англ. авторов, в т. ч. Дж. Данстейбла, Л. Пауэра, И. Чиконии, И. Брассара, Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, Й. Окегема, А. Бюнуа, X. Изака. Значит. часть Т. к. опубликована в изд. "Denkmдler der Tonkunst in Цsterreich": Bd VII и Bd XI, Tl 1 (франц., итал., нем. светские песни); Bd XIX, TI 1 (мессы); Bd XXVIl, TI 1 (месса Р. Либерта, мотеты Дюфаи, антифоны и гимны Данстейбла, Беншуа и др.); Bd XXXI (мессы и части месс разл. композиторов); Bd XL (духовные и светские мотеты Данстейбла, Дюфаи, Брассара, Ф. де Витри и др.). Т. к. является важным источником, содержащим произв. духовной и светской музыки 15 в. Литература: Adler G., Ьber Textlegung in den Trienter Codices, в кн.: Riemann Festschrift, Lpz., 1909; Ficker R. von, Die Kolonerungstechnik der Trienter Messen, "Studien zur Musikwissenschaft" (Beihefte der "Denkmдler der Tonkunst in Цsterreich"), 1920, Jahrg. 7; Оrel A., Einige Grundformen der Motettkomposition im 15. Jahrhundert, там же; Wоlkan R., Die Heimat der Trienter Musikhandschriften, там же, 1921, Jahrg. 8; Mаrix J., Histoire de la musique et des musiciens de la cour de Bourgogne sous le rиgne de Philippe le Bon (1420-1467), Strasbourg, 1939; Bukofzer M., Studies in medieval and Renaissance music, N. Y., (1950); Disertori В., L'unica composizione sicuramente strumentale nei codici tridentini, в изд.: Collectanea historiae musicae, II, Firenze, 1957. Т. С. Кюрегян. |
Борис Васильевич (16 (28) IV 1898, дер. Изабелино Могилёвской губ. - 13 II 1968, Ленинград)- сов. флейтист, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935). В 1923 окончил Петрогр. консерваторию по классу флейты у Р. К. Ламберта. В 1923-1929 артист оркестра Ленингр. Малого оперного т-ра. В 1932-62 солист Акад. симф. оркестра Ленингр. филармонии. Выступал в концертах как солист и ансамблист. Был выдающимся виртуозом, его игра отличалась высокой культурой, технич. совершенством. В 1929- 1932 преподавал в Минской, в 1937-68 - в Ленингр. консерваториях (с 1952 профессор). Автор методич. разработок, транскрипций и редакций ряда произв. для флейты. В. М. Буяновский. |
Трилогия (греч. trilogia, от tri-, в сложных словах - три, трижды и logos - слово, рассказ, повествование) - три пьесы, связанные развитием одного сюжета, общей идеей, единым авторским замыслом. Понятие Т. сложилось в др.-греч. драматургии; из др.-греч. Т. полностью сохранилась лишь "Орестея" Эсхида. В музыке Т. представляет собой, как правило, произв. оперного жанра. Объединение опер в цикл было обусловлено стремлением нек-рых композиторов романтич. направления (19 в.) к воплощению грандиозных замыслов; известны, напр., дилогия "Троянцы" Берлиоза (1855-59), тетралогия "Кольцо нибелунга" Вагнера (1848-76; сам Вагнер считал это соч. трилогией, т. к. рассматривал "Золото Рейна" как пролог). Несколько позднее в творчестве ряда композиторов появилась собственно Т. ("Пиренеи" Ф. Педреля, 1890-91; "Ипподамия" З. Фибиха, 1890-91; "Гомеровский мир" A. Бунгерта, 1896-1901; неосуществлённый замысел Р. Леонкавалло под назв. "Сумерки", связанный с эпохой итал. Возрождения). В России к трилогии Эсхила обратился С. И. Танеев в опере "Орестея" (1887-94), где части Т. превращены по существу в отд. акты единого спектакля. В 20 в. цикл из трёх опер на тот же сюжет создал Д. Мийо ("Агамемнон", 1914; "Хоэфоры", 1915; "Эвмениды", 1917-22). Совр. композиторы чаще пользуются термином "триптих" (О. В. Тактакишвили, "Три новеллы", пост. 1967, во 2-й ред. "Три жизни"). Изредка форма Т. применяется в др. муз. жанрах, хотя не всегда при этом используется самый термин. К сочинениям подобного рода можно отнести цикл из трёх симфоний Й. Гайдна - "Утро", "Полдень", "Вечер" (1761), а также программно-симф. Т. "Валленштейн" B. д'Энди (1874-81; по трилогии Ф. Шиллера). Приближаются к Т. "сценические кантаты" К. Орфа - "Carmina Burana", 1937, "Catulli carmina", 1943, "Триумф Афродиты", 1951. Г. В. Крауклис. |
Тримитас - даудите, триубас, - литовский нар. дух. муз. инструмент. Род деревянной трубы. Имеет длинный цилиндрич. ствол (дл. 1400-2300 мм), преим. прямой (иногда встречается загнутый), и большой конич. раструб. Изготовляется из ольхи, ясеня, ели способом продольного раскола. Половинки ствола обвиваются корой или берёстой, часто склеиваются смолой (до обвивки). Т. - гл. обр. пастушеский инструмент, применялся и как сигнальный, возвещающий начало совместных полевых работ, сзывающий на сходки и др.; использовался также на праздничных гуляньях, свадьбах и пр. Звукоряд натуральный. Играли на Т. соло и дуэтом; для игры на 2 Т. инструменты делались как комплект - так, чтобы их размеры находились в определённом соотношении для получения секундового или квартового интервала между осн. тонами. При этом партия одного Т. строилась из 2 звуков, второго - из 2-3; каждая имела свой ритмич. рисунок. Дуэтом исполняли старинные литов. песни, сутартинес (см. Сутартине) с их характерной полиритмией и движением параллельными секундами. Т. известен с 12 в., к нач. 20 в. в быту вышел из употребления. Группа модернизированных Т. в строях с, d, e, f, g, a, с2 используется в оркестре Акад. ансамбля нар. песни и танца Литов. ССР "Летува". Эти Т. сохранили форму народных, но отличаются более чистым звучанием и тщательностью отделки; их фанфары придают оркестру праздничную торжественность. Литература: Rаliulis S., Lietuviu liaudies instrumentinи mu-zika, Vilnius, 1959 (рус. пер. - Pалюлис С., Материалы дискуссии, в сб.: Труды VII международного конгресса антропологических и этнографических наук, т. 7, М., 1970, с. 418-22); Sachs С., Die lituanischen Musikinstrumente..., в кн.: Internationales Archiv fьr Ethnographie, Bd 23, В., 1915; Vyzintas A., Jonas Svedas, Vilnius, 1978. В. Ю. Аленскас. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Пётр Николаевич (2 (14) III 1887, Петербург - 30 X 1950, Москва) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1945. Брал уроки по муз.-теоретич. предметам у А. К. Глазунова. В 1908-12 учился на медицинском ф-те ун-та в Тарту; способствовал активизации муз. жизни города: участвовал в создании кружка любителей рус. музыки, дирижировал его оркестром, пропагандировал произв. рус. композиторов. В 1912 был сослан в Вологодскую губ. за участие в политич. демонстрации по поводу Ленского расстрела. В годы 1-й мировой войны 1914-18 - воен. врач. В 1918-22 жил в Смоленске, был одним из организаторов Оперного т-ра и симф. оркестра (в к-ром играл на фаготе). Позже переехал в Москву, где работал врачом и руководил коллективами художеств. самодеятельности. В 1941 добровольцем ушёл на фронт. Во 2-й пол. 1940-х гг. активно сотрудничал с Рус. нар. оркестром им. Н. П. Осипова. Один из авторов первых сов. опер. Лучшие муз. эпизоды опер Т. отмечены мелодич. выразительностью, рельефностью образных характеристик. Сочинения: оперы - Князь Серебряный (по А. К. Толстому, 1923, Свободная опера С. И. Зимина), Степан Разин (либр. Т., 1925, Большой т-р; на сцене филиала т-ра); для орк. - 2 симфонии (1910, 1920), Праздничная увертюра (1922); концерт для фп. с орк. (1922); для орк. нар. инструментов - сюиты Картинки из русских сказок (1946), Партизаны (1947) и др.; музыка к драм. спектаклю "Кому на Руси жить хорошо" (1938, Т-р нар. творчества, Москва); музыка к кинофильму "Академик Павлов" (1939); записи (более 100) и обр. рус. нар. песен. Литература: Чернов Ю., Во имя счастливого будущего, "МЖ", 1968, No 9. М. М. Яковлев. |
Триоль (нем. Triole; франц. triolet; англ. triplet) - одна из наиболее распространённых ритмич. фигур; образуется при делении к.-л. длительности на три равные ритмич. доли вместо двух. Если этой длительностью является целая нота, то Т. пишется половинными нотами, если половинная, то четвертными, если четвертная, то восьмыми и т. д. П. И. Чайковский. "Песня жаворонка" для фортепьяно, ор. 39 No 22. Т. обозначается цифрой 3, к-рая пишется в нотах над или под триольной группой. Т. может встретиться и в сочетании с четырьмя долями осн. ритмич. деления в др. голосе, напр.: Иногда Т. образуют ритмич. фигуры, к-рые состоят из разных длительностей: или ; в них могут входить и паузы: . В многоголосии 17-1-й пол. 18 вв. при параллельно идущих голосах ритмич. фигура нередко исполнялась как Т., т. е. , напр. И. С. Бах. Клавирная токката p-moll (BWV 915). Фуга. В. А. Вахромеев. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Тритоновый лад - дважды-лад (термин Б. Л. Яворского), - тип симметричного лада, центр. отношение к-рого образует тритон (отсюда назв.). В отличие от др. симметрич. ладов, Т. л. обладает многообразием интервальных структур (т. е. различных по интервальному составу ладовых звукорядов). Применяется в мелодич. и аккордовой (групповой) формах (ср. Увеличенный лад, Уменьшённый лад). Образцы Т. л.: А. К. Лядов. "Из Апокалипсиса", такты 1-5. О. Meссиан. "Неосязаемые звуки грёз". См. также тему Петрушки из одноим. балета И. Ф. Стравинского в ст. Полиаккорд: аккордовая структура - C-dur + Fis-dur, звукоряд Структурное родство нередко сближает уменьшённый и Т. л. (напр., в произв. А. Н. Скрябина позднего периода творчества в уменьшённом ладу функционально тождественными часто оказываются гл. аккорд и аккорд на ступени, отстоящей от него на тритон, что типично для Т. л.; см. пример из 8-й фп. сонаты Скрябина в ст. Уменьшённый лад). См. Ладовый ритм. Литература: см. при ст. Симметричные лады. Ю. Н. Холопов. |
Порфирий Алексеевич (11 (23) II 1844, Петербург - 22 VII (3 VIII) 1896, Царское Село, ныне Пушкин) - рус. муз. критик. Окончил Артиллерийскую академию. Нек-рое время бып на воен. службе, в кон. 60-х гг. вышел в отставку, занялся муз.-лит. деятельностью. Сотрудничал в ряде петерб. периодич. изданий - в "С.-Петербургских ведомостях", "Заграничном вестнике", "Молве", "Порядке", "Вестнике Европы", в 1883-84 вёл муз. отдел журн. "Искусство". Статьи нередко подписывал псевдонимами Т., Т-ов. Принимал участие в работе Бесплатной музыкальной школы (в 1868-75 член её Совета). Во 2-й пол. 70-х гг. брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Дружеские отношения связывали Т. с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым, Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым, А. К. Глазуновым и др. В 80-х гг. участвовал в муз. вечерах М. П. Беляева. Муз. воззрения Т. сложились под воздействием идей "кучкистов", в первую очередь Ц. А. Кюи. Как муз.-лит. критик Т. выступал поборником "Новой русской музыкальной школы". В 80-90-х гг. написал ряд биографич. очерков - о А. С. Даргомыжском, А. П. Бородине, М. П. Мусоргском, Римском-Корсакове, П. И. Чайковском, Ф. Листе и др. (опубл. в "Вестнике Европы"). Пропагандируя творчество совр. рус. и заруб. композиторов, Т. обнаружил, однако, нек-рую ограниченность взглядов, выразившуюся в отрицании муз. классики 18 в., творчества Р. Вагнера, а также в недооценке музыки Чайковского. Среди незавершённых работ Т. - "Очерки истории русской музыки". Сочинения: Гектор Берлиоз, "Вестник Европы", 1881, No 9-10; Фредерик Шопен, там же, 1883, No 5-6; Рихард Вагнер, там же, 1884, No 3-4; Франц Лист, там же, 1884, No 9-10 (отд. изд.- Ф. Лист. Очерк его жизни и деятельности, СПБ, 1887); Роберт Шуман, там же, 1885, No 8-9; Александр Сергеевич Даргомыжский, там же, 1886, No 11-12; Александр Порфирьевич Бородин, там же, 1888, No 10-11; H. А. Римский-Корсаков, там же, 1891, No 5-6; Петр Ильич Чайковский. Некролог, там же, 1893, No 12; М. П. Мусоргский, там же. Литература: (Веймарн П.), Трифонов Порфирий Алексеевич (некролог), "РМГ", 1896, No 9; Кремлев Ю., Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке, т. 3 - 1881-1894, Л., 1960. Л. Ю. Малинина. |
Трихорд (от греч. trixordos - трёхструнный) - трёхступенный звукоряд (напр., d - е - f). В бесполутоновом пентатонич. ладу характерный Т. состоит из целого тона и малой терции (напр., d - е - g или d - f - g) в объёме чистой кварты. В диатонич. системах Т. обычно имеют значение мелких ладовых компонентов (напр., в знаменном и др. распевах др.-рус. музыки). В системе обиходного звукоряда т. н. согласия представляют собой Т. характерного интервального строения (два целых тона), выполняющие роль осн. структурной единицы (см. Обиходный звукоряд, Пентатоника). |
Трнина М. (Trnina) Милка (19 XII 1863, Везишче, Мославина - 18 V 1941, Загреб) - хорв. (Югославия) певица (драм. сопрано). Училась пению у И. Вимбергер в Загребе и Й. Генсбахера в Венской консерватории (1880-83). Дебютировала в 1882 в Загребе (Амелия, "Бал-маскарад"). Была солисткой оперных т-ров Граца (1883), Лейпцига (1884-86), Бремена (1886-90) и Мюнхена (1890-99; получила звание придв. камерной певицы). Одноврем. гастролировала в Загребе (1885, 1887, 1898), Москве (1894), Лондоне (1895, 1898, 1900), ряде городов США (в т. ч. в Нью-Йорке, в т-ре "Метрополитен-опера", где регулярно выступала с 1899). Участвовала в вагнеровских фестивалях в Байрёйте (с 1899; исполнительница партии Кундри в "Парсифале"). Была первой исполнительницей в Англии и США партий Тоски (Лондон, 1900; Нью-Йорк, 1901), Кундри (Нью-Йорк, 1904). Обладала сильным голосом широкого диапазона и красивого тембра, ярким сценич. темпераментом, актёрским дарованием. Исполняла все ведущие партии классич. репертуара; с наибольшим успехом выступала в операх Р. Вагнера (все ведущие партии). Среди др. партий - Аида; Леонора ("Трубадур"), Маргарита; Селика ("Африканка"), Аскани ("Троянцы" Берлиоза), Донна Анна. Получила известность и как конц. певица (песни И. Брамса, романсы хорв. композиторов). В 1913-41 жила в Загребе, преподавала в Муз. академии. Литература: Klein H., Great women-singers of my time, L., 1931; Grkovic M., Milka Trnina, Hrvatska pozornica, 1940-41, (б. м.), 1941; его же, Strana stampa о Milki Trnini, "Muzicke novine", 1952, No 7; Gоglia A., Milka Trnina, "Revija Zagreb", 1941, No 6-9. E. И. Гордина. |
Троестрочное пение - троестрочие, - см. Строчное пение. |
Тройсти музыкы (укр. тpoпcтi музики, от тропстий - тройственный и музика - музыкант) - укр. нар. инстр. ансамбль. Т. м. были широко распространены на Украине до сер. 19 в. В состав ансамбля (трио) входили скрипка, басоля (нар. виолончель) и бубен, в зап. областях Украины - скрипка, цимбалы, бубен. Встречались также иные составы, напр. с использованием сопилки, флояры и др. нар. инструментов. Т. м., как правило, исполняли пьесы танц. характера и марши. Т. м. существуют и поныне в виде отд. ансамблей или части оркестра нар. инструментов. Литература: Музыкальная культура Украины, М., 1961; Гуменюк A., Украiнськi народнi музичнi iнструменти, Kипв, 1967. Т. В. Шеффер. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Тромбончино Б. (Tromboncino) Бартоломео (ок. 1470, Верона - после 1535, Венеция) - итал. композитор, певец, лютнист. Придв. композитор, в т. ч. герцога Гонзага в Мантуе (1487-95 и 1501-12) и Медичи во Флоренции. Автор преим. светских сочинений вок. жанров, распространившихся на рубеже 15-16 вв. (лауды, страмботто, канцонетты, рондо, оды, сонеты, balletto и другие), для к-рых характерны 3-4-гол. фактура (гомофонно-гармонический склад) и мелодика, близкая нар. песням. Нередко предназначались для пения, сопровождавшего танцы, и сочинялись на стихи совр. итал. поэтов. Наряду с М. Кара, Т. - один из виднейших авторов фроттол. Произв. Т. широко представлены в сб-ках известных итал. нотоиздателей - Петруччи (Венеция, 1504-20) и Антико (Рим, 1510- 1531); в 20 в. опубликованы в собраниях Р. Шварца (1935) и А. Эйнштейна (1941), в трудах В. Брондаля (1935), К. Еппесена (1943), Дж. Чезари и Р. Монтероссо (1954). Среди вок. соч. Т. - диалог для венецианского карнавала (1530), мадригал на слова Микеланджело "Com'aro dunque ardire", фроттолы (св. 100), страмботто, канцонетты, канцоны, рондо, оды, сонеты, balletto; 9 Ламентаций Иеремии ("Lamentationes Jeremiae", изд. 1506), Benedictus (изд. 1506), 22 лауды и др. Написал также музыку к ряду театр. постановок. Литература: Davаri St., La musica a Mantova, Mantova, 1884; Bertolotti A., Musici alla corte dei Gonzaga in Mantova dal secolo XV al XVIII, Mil., 1890, посл. изд., Bologna, 1969; Einstein A., La prima "Lettera amorosa" in musica, "Rass. mus.", 1937, v. 10, No 2; eго же, The Italian madrigal, Bd 1-3, Princeton-Oxf., (1949), посл. изд., N. Y., 1970; его жe, A. Antico's "Canzoni nove" of 1510, "MQ", 1951, No 3; Helm E. В., Heralds of the Italian madrigal, там же, 1941, No 3; Rubsamen W. H., Literary sources of secular music in Italy, Berk.-Los Ang., 1943; Frey H. W., Michelangiolo und die Komponisten seiner Madrigale, "Acta musicologica", 1952, v. 24, fasc. 3-4; Bridgman N.. La frottola et la transition de la frottola au madrigal, в сб.: Musique et poйsie au XVI siиcle, P., 1954; Сrоll G., Zu Tromboncinos "Lamentationes Jeremiae", в сб.: Collectanea historiae musicae, v. 2, Firenze, 1957; Оsthоff W., Theatergesang und darstellende Musik in der italienischen Renaissance, Bd 1-2, Tutzing, 1969. А. Т. Тевосян. |
Тропарь (позднегреч. troparion, уменьшит. от греч. tropos - троп) - жанр византийской, а позднее и др.-рус. гимнографии. Первоначально - краткий припев к определ. фрагментам литургич. песнопения. Представляет собой муз.-поэтич. комментарий к священному тексту в честь святого или к.-л. события библейской истории. Ранние Т. писались ритмич. прозой; в связи с распадом антич. просодии и под влиянием семитической поэзии (гл. обр. Ефрема Сирина, 4 в.) возникли стихотворные Т. с опорой на словесное ударение. Жанр Т. подчинялся муз.-ритмич. и смысловым образцам и нередко сам становился моделью для др. произв. (см. Ирмос). Позднее, в составе кондака, Т. имел тонич. метрику со вставками силлаботоники и зачатками рифмы. Параллельно создавались самостоятельные ("автомелические"; др.-рус. самогласен) и "уподобительные" (др.-рус. подобен) Т., различавшиеся по функции в службе: стихира - Т., вторящий стиху псалма; ипакои - "отклик" на песнопение; богородичен - последний Т. в той или иной группе стихир и др. При переводе и создании новых Т. в России (с 11 в.) силлаботоника была почти полностью утрачена, иногда вводилась простейшая рифма, соблюдалась поэтич. интонация стиха. Рус. Т. любого распева - небольшое песнопение, образованное последованием поэтич. и мелодич. строк; многие Т. основаны на гласовых попевках. Смысловые разделы поэтич. текста Т., как и других, подобных ему, песнопений, заканчиваются каден-ционными мелодич. оборотами (т. н. конечными попевками); Тропарь знаменного распева "Глас господень". 8-й глас. Т. обычно состоит из 2 или 3 таких разделов. Встречаются Т. единого строения. Литература: Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Аверанцев С. С., Традиция греческой "диалектики" и возникновение рифмы, в кн.: Контекст. 1976, М., 1977; его же, Поэтика ранневизантийской литературы, М., 1977; Wellesz E. J., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Mitsakis К., The hymnography of the Greek church in the early Christian centuries, в кн.: Jahrbuch der цsterreichischen Byzantinistik, Bd 20, W., 1971. H. Д. Успенский. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
1) Приспособление для звукоизвлечения у ряда духовых, т. н. тростевых муз. инструментов. Изготовляется из особого вида тростника (отсюда назв.). Различают одинарные Т. (однолепестковые, состоят из узкой тонкой тростниковой пластинки) и двойные Т. (двухлепестковые, состоят из 2 таких пластинок). Среди орк. инструментов с одинарной Т. - кларнет, бас-кларнет, бассетгорн, саксофон; в нар. инструментарии - балабан и коншай (узб. и тадж.), жалейка (рус.), тарогато (венг.), тарагот (молд.). Среди инструментов с двойной Т. - гобой, англ. рожок, фагот, контрафагот, а также зурна, сурнай, дудук и др. Т. влияет на качество и тембр звука. Она служит возбудителем колебания воздушного столба внутри трубки инструмента; выдыхаемая струя воздуха отгибает более тонкую часть Т., сила её упругости приводит Т. в первоначальное положение, что обеспечивает прерывистое поступление воздуха в канал инструмента, в к-ром возникают продольные колебания воздушного столба, порождающие звук. Т. должна хорошо пружинить, легко поддаваться изменениям усилий, производимых губами исполнителя, и до определённого предела открывать звуковую щель. Одинарные Т. бывают надрезными (П-образной формы; помещаются в стволе инструмента, у головки) и приставными (крепятся в головке у входного отверстия); нижняя (более толстая) часть одинарной Т. неподвижна, верхняя, т. н. свободная, колеблется, периодически открывая и закрывая щель. В двойной Т. 2 тростниковые пластинки соединяются проволочными кольцами и обмоткой из нитки на шейке Т., между этими пластинками образуется звуковая щель. Двойная Т. у гобоя укрепляется на конич. металлич. трубочке, частично покрытой пробкой, что обеспечивает плотное вставление (до уступа) в гнездо звуковой трубки, у фагота, контрафагота и англ. рожка Т. надевается на узкий конец эса. При игре на совр. тростевых дух. инструментах исполнитель берёт Т. в рот; до 30-х гг. 16 в. на разл. типа свирелях, в т. ч. на бомбардах (поммерах), крумгорнах и др., Т. не соприкасалась с губами исполнителя, она была заключена в спец. камеру - чашеобразный мундштук, в к-рый вдувался воздух. Т. быстро приходят в негодность из-за отложения на них солей и др. веществ, содержащихся в слюне. Ведутся эксперименты по применению вместо тростника пластмассы, кости, бамбука, нейлона и др., но положительные результаты ещё не получены. 2) Древко смычка. Литература: Костлан И., Руководство по изготовлению тростей для фагота, в кн.: Терёхин Р., Школа игры на фаготе, М., 1954; Hosek M., Tajemstvi hobojovйho strojku, "Hudebnн nбstroje", 1975, No 5-6. A. A. Розенберг. |
Трохей (греч. troxaios)- см. Хорей. |
Борис Михайлович (1909-1942, погиб на фронте) - сов. композитор. Учился в Муз. техникуме им. Гнесиных по классу композиции у M. P. Гнесина. В 1936 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина, под его же руководством в 1939 - аспирантуру. Лучшие произв. Т. отмечены свежестью муз. мышления, тонким художеств. вкусом, высокой орк. и хор. техникой. Мн. сочинения утеряны. Сочинения: оперы - Богатая невеста (не окончена, завершена B. Р. Энке, 1950, Львовский т-р оперы и балета); для солистов, хора и орк. - Баллада о партизане, его коне и его жене (сл. С. Вагуна, рус. пер. М. А. Светлова, 1937); для орк. - Сюита на мордовские темы (совм. с М. И. Душским); концертино для кларнета и орк.; сонатина, пьесы для кларнета и фп.; 5 песен на сл. А. Гидаша (1932-34); песни на слова сов. поэтов, в т. ч. Снежинки (сл. Д. Бедного), 3 песни о Красной Армии (сл. И. Л. Сельвинского), Едет, едет машинист (сл. Л. И. Ошанина, 1939); музыка к фильму "Родная кровь"; музыка к радиокомпозиции "Эскадра выходит в море" (Москва, 1940). Литература: Лившиц A., Жизнь за Родину свою, М., 1964, с. 38-44. M. M. Яковлев. |
Борис Сергеевич (3(15) IV 1883, с. Ругодево, Новоржевского уезда, ныне Псковская обл.- 12 VI 1951, Ленинград) - сов. исполнитель на балалайке, композитор. Засл. арт. Республики (1923). Основоположник совр. виртуозной школы игры на балалайке. В 1904-11 солист оркестра В. В. Андреева. В 1908-15 концертировал за границей. В 1919 стал одним из инициаторов создания в Москве первого проф. ансамбля рус. нар. инструментов под упр. П. И. Алексеева (от к-рого ведёт начало Русский народный оркестр им. Н. П. Осипова). Игра Т. отличалась богатством и своеобразием виртуозной техники, основанной на доведённых до совершенства исполнительских приёмах нар. музыкантов. Автор сочинений для балалайки; сделал ряд переложений для балалайки и фп., в т. ч. 2-й рапсодии Листа, "Испанского каприччио" Римского-Корсакова. Обрабатывал рус. нар. песни. Литература: Илюхин А. С., Борис Сергеевич Трояновский, в его кн.: Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах, вып. 1, М., 1969; Государственный русский народный оркестр им. Н. Осипова, М., 1969. А. А. Новосельский. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Владимир Николаевич (1861, Чернигов - 30 IV 1930, Москва) - рус. певец (бас). Занимался в Киевском муз. уч-ще, затем в Петерб. консерватории у К. Эверарди. В 1885-91 и 1892-94 пел на сцене Большого т-ра, в 1891-92 - Мариинского т-ра, затем в Киеве, Харькове, Тбилиси, Одессе и др. городах. С 1898 артист Моск. частной рус. оперы, в 1905-17 - Оперного т-ра С. И. Зимина, затем Т-ра Моск. совета рабочих депутатов. В последние 10 лет жизни выступал редко. В исполнении Т. выделялись партии Сусанина, Руслана, Пимена, Варяжского гостя, Олоферна; Гудала ("Демон"), Базилио ("Севильский цирюльник"), Мефистофеля. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Трумшайт (нем. Trumscheit, Trumbscheit, от старонем. trumme - труба и нем. Scheit - полено; с 17 в. также Marien-Trompete, Trompetengeige; итал. tromba marina, франц. trompette marina - морская труба) - струн. смычковый муз. инструмент. Корпус состоит из длинных клиновидных досок, дека - клиновидная, расширяющаяся книзу. Дл. до 200 см. Старинные образцы однострунные (наиболее популярны), а также 2-4-струнные; в 17 в. Ж. Б. Прином была создана разновидность Т. с 12-24 резонирующими струнами, помещенными внутри корпуса и настроенными в унисон. Способ звукоизвлечения флажолетный. Одна ножка подставки короче другой и неплотно прилегает к деке. При вибрации струны она ударяет о деку, создавая тембр звучания, напоминающий звук трубы. Играли на Т. стоя, упирая нижний конец о пол (землю) и прислоняя его верхний конец к груди или плечу (иногда иначе). Смычок ведут по струне выше делящего ее пальца (в отличие от совр. струн. смычковых инструментов). Т. - инструмент нар. бродячих музыкантов, применялся и как сигнальный мореходный инструмент (отсюда назв.), а также как инструмент, заменяющий трубу при исполнении церк. музыки в женских монастырях (в Германии в 15 в. получил назв. "монашеская скрипка"; так называется Т. у И. Маттезона в 1713, у Л. Моцарта в 1756, у И. С. Петри в 1782). Под назв. "морская труба" упоминается в комедии Мольера "Мещанин во дворянстве" (1670). До 1767 Т. использовался при франц. корол. дворе, затем вышел из употребления. Литература: Струве Б., Процесс формирования виол и скрипок, M., 1959, с. 158-64; Praetorius M., Syntagma musicum, Bd 2, Wittenberg, 1614, Neudruck, Kassel, 1959; Labire Ph. de, Explication des diffйrences de sons de la corde tendue sur la trompette marine, в кн. Mйmoires de mathйmatique et de physique…, R., 1694; Petri J. S., Anleitung zur praktischen Musik, Lauban, 1767, Lpz., 1782; Berlioz H., Les grotesques de la musique, R., 1859; Grillet L., Les ancкtres du violon, t. 1, R., 1901; Saсhs С., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1962; его же, Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, 1966; Fryklund D., Studier over marintrumpeten, "Svensk tidskrift for musikforsknmg", Bd 1, 1919; Garnault P., La trompette manne, Nice, 1926; Galpin F. W., Monsieur Prin and his trumpet marine, "ML", 1933, v. 14; Modr A., Hudebnн nбstroje, Praha, 1938 (рус. пер. - Mодр A., Музыкальные инструменты, M., 1959, с. 16, 19, 22); Вuсhnеr А., Musikinstrumente von den Anfдngen bis zur Gegenwart, Prag, 1971. B. M. Куликов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Иосиф Антонович (1850 - март 1925, Москва) - рус. дирижёр. По национальности итальянец. С 1876 был скрипачом Оперного т-ра в Тбилиси. В 1885-91 и 1898-99 дирижёр Моск. частной рус. оперы, в 1900-х гг.- основанного им "Товарищества оперных артистов" (гастролировал с ним в рус. провинции). Пропагандировал произв. рус. композиторов, гл. обр. представителей "Новой русской музыкальной школы". Дирижировал премьерами опер "Моцарт и Сальери", "Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова (обе - 1898), впервые поставленными в Москве операми "Борис Годунов" в ред. Н. А. Римского-Корсакова, "Псковитянка" (3-я ред.; обе - 1896); "Сибирские охотники, или Сороковой медведь" и "Среди разбойников" Рубинштейна (обе - 1900) и др. Дирижировал также симф. концертами. После 1917 жил в Киеве, затем в Москве, работал с молодыми певцами и дирижёрами (разучивал оперный репертуар). |
Туба (итал. и лат. tuba - труба). 1) Муз. инструмент древних римлян. Применялся в войсках и при отправлении религ. обрядов; имел длинный конич. ствол из бронзы или железа. Произошёл, по-видимому, от др.-греч. сальпинкса, а также от ассирийских и египетских труб и сходных муз. инструментов вост. народов. 2) Общее название широкомензурных басовых инструментов семейства бюгелъгорнов; в отличие от геликона и сузафона, имеют продолговатую форму. Той же формы делаются бюгельгорны - альт, тенор и баритон. Басовая Т. с 5 вентилями запатентована в 1835 К. В. Морицем и Випрехтом в Германии. Наиболее распространены басовая T. in F или (чаще) in Es (диапазон A1 - as1) и контрабасовая Т. in С или in В (диапазон Е1 - f1), реже встречается субконтрабасовая Т. с 6 вентилями (диапазон от В2). Звук Т. очень полный и сильный; в то же время на Т. может извлекаться pianissimo мягкого и глубокого тембра. Как правило, партия Т. йотируется без транспозиции. Т. применяется в симф. и оперном оркестре в качестве баса группы тромбонов или вместо контрабасового тромбона. В дух. оркестре используется басовая Т. in Es, называемая бомбардоном. Р. Вагнер ввёл в партитуру "Кольца нибелунгов" партию особой Т., называемой "валторновой" (т. н. вагнеровской). Это инструменты теноровой и басовой разновидности с мензурой корнета, но с мундштуком валторны: в их звучании сочетаются лёгкость звукоизвлечения корнета, благородство звука валторны и густота тона Т. Применялись также А. Брукнером и Р. Штраусом ("Электра"). 3) В органе - язычковые трубы в 16', 8', 4', а также в 32' (в педали). Применяются в органах позднеромантич. эпохи. 4) В разл. формах литургич. речитации и псалмодии - многократно повторяющийся звук. В 20 в. в этом значении чаще применяется термин "тенор". Литература: Веvan С., The tuba family, L., 1978, p. 283-89. Ю. А. Фортунатов. |
Тубафон - тубoфoн (от лат. tuba - труба и греч. ponn - звук; итал. tubafono, франц. tubaphone, нем. Tubaphon, англ. tubafon), - ударный муз. инструмент. Представляет собой колокольчики, в к-рых металлич. пластинки заменены металлич. (медными, стальными) трубочками. Трубочки (12-36) подвешены в горизонтальном положении на кишечных струнах или шёлковых шнурах, в нек-рых случаях они соединены между собой пружинками, препятствующими их соприкосновению при игре. Звук извлекается 2 деревянными (палисандровыми) палочками с выточенными на концах (так же, как для ксилофона) небольшими утолщениями. Диапазон е1 - f3. Совр. Т. - хроматические, с диапазоном с1 - с3, часто снабжаются резонаторами (как у вибрафона). Звук менее звонкий, чем у колокольчиков, напоминает звон хрустальных подвесок или рюмок. На Т. возможно глиссандо, исполняемое скользящим ударом палочек. Применён Д. Р. Рогаль-Левицким в его переложениях для симф. оркестра фп. пьес Ф. Листа ("Листиана") и Ф. Шопена ("Шопениана"). Использован также в балетах "Тарас Бульба" В. П. Соловьёвым-Седым и "Гаянэ" А. И. Хачатуряном; чаще встречается в эстр. оркестрах. Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 2, М., 1953, с. 385-89; Дмитриев Г., Ударные инструменты. Трактовка и современное состояние, М., 1973, с. 98; Modr A., Hudebnн nбstroje, Praha, 1938, 1954, s. 166-67 (рус. пер. - Mодр A., Музыкальные инструменты, M., 1959); Кotonski W., Instrumenty perkusyne we wspolczesnej orkiestrze, Kr., 1963. А. А. Розенберг. |
Эдуард (р. 5(18) VI 1905, Калласте, близ Тарту) - эст. композитор и дирижёр. В 1930 окончил Тартускую высшую муз. школу по классу композиции у X. Эллера. В 1930-44 репетитор и дирижёр в Тартуском т-ре "Ванемуйне"; руководил разл. хорами. С 1944 - в Швеции, где до 1972 работал в Дротнингхольмском дворцовом т-ре. Автор первого эст. балета "Домовой" (соч. 1940), сюжет к-рого основан на эст. нар. сказках. Сочинения: оперы - Барбара фон Тизенхузен (1968, Эст. т-р оперы и балета), Пастор из Рейги (Reigi хpetaja, соч. 1971; 1979, т-р "Ванемуйне"); балет Домовой (Kratt, 1943, т-р "Ванемуйне"); для орк. - 10 симфоний (1934, 1937, 1942, 1943, 1946, 1954, 1958, 1966, 1969, 1973), симфониетта (1939), сюита на эст. мотивы (1930), Торжественная прелюдия (1938), 3 эст. танца (1937), Музыка для струнных (1963); для инструментов с орк. - концерты для скр. (1941, 1945), Баллада для скр. с орк. (1941), концерт для контрабаса (1948), концертино для фп. (1945), концерт для балалайки (1964); камерные инстр. ансамбли: для скр. и фп. - 2 сонаты (1935, 1949), соната для альта и фп. (1965), соната для альтового саксофона и фп. (1951), струн. квартет (1979); для фп. - 2 сонаты (1928, 1950), 4 народные мелодии моей Родины (Neli rahvalaulu minu kodumaalt, 1949), Баллада (1945); соната для скрипки соло (1962) и др.; для хора без сопровождения - Песня пастуха (Karjase laul, слова народные, 1927), Мухуский танец (Muhu tants, слова народные, 1957), Выходной пастуха (Karjase pьhapдev, слова народные, 1957) и др. Литература: Eesti muusika, t. 2, Tallinn, 1975 (сост. А. Вахтер). A. В. Хирвесоо. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Татьяна Фёдоровна (р. 15 V 1925, Торжок Калининской обл.) - сов. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1970). Чл. КПСС с 1970. В 1957 окончила Моск. консерваторию по классу пения у Н. Л. Дорлиак. С 1956 солистка Большого т-ра. Точность и чистота интонации, сдержанность жестов - отличит. черты исполнительского иск-ва Т. Партии: Ярославна, Лиза, Кума Настасья, Феврония, Аида; Елизавета ("Дон Карлос"), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи) и др. В составе оперной труппы Большого т-ра гастролирует во мн. странах мира. В. И. Зарубин. |
Натела Северьяновна (р. 31 III 1931, с. Авчала, Груз. ССР) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1969). В 1954 окончила Тбилисскую консерваторию у Д. Н. Шведова. С 1951 выступала в Оперной студии консерватории, с 1955 солистка Груз. т-ра оперы и балета. Среди партий - Людмила, Лючия, Джильда, Виолетта, Розина; Серпина ("Служанка-госпожа" Перголези), Мюзетта ("Богема"), Кето ("Кето и Котэ" Долидзе), Mapo ("Даиси"). Разнообразны конц. программы певицы: вок. цикл "Круг песен" Шумана, концерт для голоса с оркестром Р. М. Глиэра, вальсы И. Штрауса; участвовала в исполнении кантат И. С. Баха. В её репертуаре также вок. лирика груз., рус. и заруб. композиторов. С 1975 преподаёт в Тбилисском театр. ин-те им. Ш. Руставели. |
Туксен Э. О. (Tuxen) Эрик Олуф (4 VII 1902, Мангейм - 28 VIII 1957, Копенгаген) - дат. дирижёр. Учился у В. Шёлера (фп.), Н. О. Ростеда (муз.-теоретич. предметы), у Р. Берга (дирижирование) в Мангейме; композицию изучал под рук. Э. Тоха в Вене. Был дирижёром Оперного т-ра в Любеке (1927-29), затем работал в Копенгагене - в Новом т-ре (1929-30, участвовал в пост. "Трёхгрошовой оперы" К. Вейля и др.), Корол. т-ре (1930-32) и т-ре "Нёрребру" (1932-33). Был рук. джаз-оркестра (1932-36); позднее стал симф. дирижёром, с 1936 до конца жизни работал на Дат. гос. радио. Выступал на муз. фестивале в Эдинбурге (1950), гастролировал во мн. странах Европы, Сев. и Юж. Америки; разл. местные оркестры наряду с произв. зап.-европ. классиков исполняли под его упр. произв. дат. композиторов, особенно симфонии К. Нильсена. Автор музыки к спектаклям драм. т-ра (в т.ч. к "Фаусту" Гёте) и кинофильмам. |
Анна Ивановна (9 III 1874, Тбилиси - 27 V 1956, там же) - сов. пианистка, педагог. Засл. деятель иск-в Груз. ССР (1941). Училась игре на фп. у А. И. Мизандари в Тбилиси и у Л. Дьемера в Париже. С 1903 преподавала в Муз. уч-ще, с 1917 - в консерватории в Тбилиси (первая женщина профессор-музыкант в Грузии; в 1926-48 декан фп. ф-та, зав. кафедрой спец. фп. и камерного ансамбля). Среди учеников - Р. Р. Керер, Т. К. Амираджиби, В.Н. Шиукашвили. Автор первых груз. методич. работ и статей, в т. ч. о Мизандари (журн. "Сабчота хеловнеба", 1954, No 5), об истории Тбилисской консерватории, о муз. образовании в Грузии, о фп. исполнительстве и собств. методе преподавания. Литература: Шиукашвили В., Достойная пианистка, "Дроша", 1961, No 4; её же, Воспитатель, руководитель, друг, "Сабчота хеловнеба", 1965, No 12; Киладзе Н., А. Тулашвили, там же, 1969, No 11; Вачнадзе М., Анна Тулашвили, в её кн.: Очерки из истории грузинской фортепианной музыки, Тб., 1973 (на груз. яз.); её же, Первые грузинские пианисты-педагоги, в сб.: Музыка в Тбилиси, Тб., 1980. М. А. Вачнадзе. |
Мукан Тулебаевич (28 II (13 III) 1913, с. Каршиган Бурлю-Тюбинского р-на Талды-Курганской обл. - 2 IV 1960, Алма-Ата, - сов. композитор и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1959). Деп. Верх. Совета Казах. ССР 4-го и 5-го созывов. Чл. КПСС с 1956. Учился в Казах. оперной студии при Моск. консерватории (1938-41), в 1941-46 брал уроки композиции у Е. Г. Брусиловского, в 1951 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у В. Г. Фере (ранее занимался у Н. Я. Мясковского). С 1953 преподавал в Алма-Атинской консерватории. Пред. правления CK Казах. ССР (1956-60). Ценным вкладом в казах. оперную музыку явилась его опера "Биржан и Сара". Автор музыки Гос. гимна Казах. ССР (совм. с Е. Г. Брусиловским и Л. А. Хамиди, 1945). Сочинения: оперы - Амангельды (совм. с Брусиловским, 1945, Казах. т-р оперы и балета), Биржан и Сара (1946, там же; Гос. пр. СССР, 1949; 2-я ред. 1957); для солистов, хора и орк. - кантата Огни коммунизма (сл. Н. Шакенова, 1951); для орк. - Поэма (1942), Фантазия на казахские нар. темы (1944), Казахская увертюра (1945), поэма Казахстан (1951), Той (Праздник, жанровая картинка, 1952); для орк. казах. нар. инструментов - Фантазия на венг. темы (1953); камерно-инстр. ансамбли: для скр. и фп. - Поэма (1942), Колыбельная (1948), Лирический танец (1948), трио (1948), струн. квартет (19491, сюита (для фп. квинтета, 1946); для фп. - фантазия (1942), токката (1949); для хора - сюита Юность (сл. С. Бегалина и С. Мауленова, 1954); св. 50 романсов и песен; обр. нар. песен; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам, в т. ч. к фильмам "Золотой рог" (1946), "Джамбул" (1952, совм. с H. H. Крюковым). Литература: Жубанов A., Мукан Тулебаев, А.-А., 1963 (на казах. яз.); Темирбекова А., Щедрый талант, в кн.: Композиторы Казахстана, вып. 1, А.-А., 1978. Б. Г. Ерзакович. |
Бибигуль Ахметовна (р. 16 XII 1929, Семипалатинск) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1967). Депутат Верх. Совета Казах. ССР 7-10-го созыва. В 1954 окончила Алма-Атинскую консерваторию. В 1954-56 и с 1971 солистка Казах. т-ра оперы и балета, в 1956-71 артистка Казах. филармонии. Партии: Снегурочка, Виолетта, Джильда, Розина; Норина ("Дон Паскуале" Доницетти), Кыз-Жибек ("Кыз-Жибек" Брусиловского), Гульбаршин ("Алпамыс" Рахмадиева), "Енлик" ("Енлик-Кебек" Жубановой), Алтынчач ("Алтынчач" Жиганова) и др. Выступает в концертах. Исполняла концерты для голоса с оркестром Глиэра и Мухамеджанова. Гос. пр. СССР (1970). Гос. пр. Казах. ССР им. Курмангазы (1966). Гастролирует за рубежом. |