Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "У" (часть 1, "УАН"-"УМИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У" (часть 1, "УАН"-"УМИ")

Уанстеп

Уанстеп (англ. one-step, от one - один и step - шаг; нем. Einschritt) - быстрый маршеобразный танец, распространившийся ок. 1910 в США, затем в Европе. Возник на основе упрощённых танц. движений тустепа. Муз. размер 2/4, реже 6/8. После 1-й мировой войны 1914-18 получили известность разл. варианты У. (Turkey Trot, Grizzly Bear, Tudy Walk и др.), отличавшиеся игровым, зрелищным характером. У. - предшественник фокстрота.

Увеличение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Увеличенные интервалы

Увеличенные интервалы - интервалы, к-рые на полутон шире одноимённых больших и чистых. В диатонич. системе содержится один увеличенный интервал - увеличенная кварта (тритон) на IV ступени натурального мажора и VI ступени натурального минора. В гармонич. мажоре и миноре содержится также интервал увеличенная секунда (на VI ступени). У. и. образуются от повышения на хроматич. полутон вершины большого или чистого интервала или от понижения на хроматич. полутон его основания. При этом изменяется тоновая величина интервала, тогда как количество входящих в него ступеней и, соответственно, его название остаются прежними (напр., большая секунда g - а, равная 1 тону, превращается в увеличенную секунду g - ais или ges - а, равную 1? тонам, энгармонически равную малой терции). При обращении увеличенного интервала образуется уменьшённый интервал, напр. увеличенная терция обращается в уменьшённую сексту. Подобно простым могут быть увеличены и составные интервалы.

При одновременном повышении вершины и понижении основания интервала на хроматич. полутон образуется дважды увеличенный интервал (напр., чистая квинта d - а, равная 3 1/2 тонам, превращается в дважды увеличенную квинту des-ais, равную 41/2 тонам, энгармонически равную большой сексте). Дважды увеличенный интервал может образоваться также от повышения вершины интервала или от понижения его основания на хроматич. тон (напр., большая секунда g - а превращается в дважды увеличенную секунду g - aisis или geses - а, равную 2 тонам, энгармонически равную большой терции). При обращении дважды увеличенного интервала образуется дважды уменьшённый интервал.

См. Интервал, Обращение интервалов.

В. А. Вахромеев.

Увеличенный лад

Увеличенный лад - тип симметрич. лада, в основе к-рого лежит большетерцовый аккорд (увеличенное трезвучие; отсюда название). Структура У. л. представлена 3 осн. видами, в зависимости от 3 гл. форм изложения звукового материала лада (осн. тоны аккордов, мелодич. звукоряд, группа): аккордовым, мелодическим, групповым. Аккордовый У. л. характеризуется расположением 3 аккордов (обычно однотипных по структуре) по ряду больших терций; мелодич. У. л. - мелодич. движением по одному из специфич. звукорядов, образованных делением 12 полутонов октавы на три равные и единообразные по структуре части (в полутонах, напр.: 3 + 1, 3 + 1, 3 + 1 или 2 + 1 + 1, 2 + 1 + 1, 2 + 1 + 1); групповой У. л. - применением специфич. звукорядов в смешанном, "диагональном" (горизонтально-вертикальном) измерении. Образцы 3 видов У. л.:

Увеличенный лад

Н. А. Римский-Корсаков. "Золотой петушок". Действие 1-е.

Увеличенный лад

H. А. Римский-Корсаков. "Снегурочка". Пролог.

Увеличенный лад

О. Meссиан. Тема с вариациями для скрипки с фортепьяно.

Термин и теория У. л. принадлежат Б. Л. Яворскому.

См. Симметричные лады, Ладовый ритм, Уменьшённый лад, Целотоновый лад.

Литература: см. при ст. Симметричные лады.

Ю. Н. Холопов.

Увертюра

Статья большая, находится на отдельной странице.

Угандийская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Угарте М.

Угарте М. (Ugarte) Pлоро Мануэль (15 IX 1884, Буэнос-Айрес - 11 VI 1975, там же) - аргент. композитор. Учился в Буэнос-Айресе, в 1913 окончил Парижскую консерваторию по классу композиции у Ф. Фурдрена. Один из основателей (1924) и профессор Нац. консерватории в Буэнос-Айресе (до 1955), президент Нац. муз. об-ва, член Нац. комиссии по делам изящных иск-в (1965), генеральный директор т-ра "Колон" (1937-43 и 1946-56). У. - композитор ярко выраженной нац. ориентации. Большинство его соч. (многие из к-рых отмечены нац. премиями) вдохновлено нац. сюжетами и творчеством аргент. поэтов и прозаиков. Произв. У. включали в свои конц. программы дирижёры Р. Штраус, Э. Клейбер, В. Фуртвенглер. У. написал учебники: "Курс элементарной гармонии" ("Curso de armonнa elemental", 1920), "Элементы акустики" ("Elementos de acъstica", 1930).

Сочинения: опера Сайка (1919, пост. 1920, т-р "Колон", Буэнос-Айрес); балет Пири (Тростник, на сюжет легенды индейцев-гуарани, 1944); для орк. - симфония (1946), 2 сюиты О моей земле (De mi tierra, 1923, 1934), симф. поэмы Среди гор (Entre las montaсas, 1922) и Мятежная вода (La rebeliуn del agua, 1931), Летние пейзажи (Paisajes de estio, 1912), Детские сцены (Escenas infantiles, 1915), Видала (1948), Жалоба крестьянина (Lamento campero, 1949), танго (1950) и др.; концерт для скр. с орк. (1963); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. или влч. и фп. (1928), Элегия для влч. и фп. (1948), струн. квартет (1935), квартет для скр., альта, влч. и фп. (1921); пьесы для фп.; хоры, романсы, песни.

П. А. Ахундов.

Угринович Г. П.

Григорий Петрович (2 (14) III 1857 - после 1930) - рус. певец (лирич. тенор). Засл. артист гос. театров (1918). Служил в хоре певчих лейб-гвардии Измайловского полка. В 1885-87 хорист, в 1887-1923 солист Мариинского т-ра (позже - Ленингр. т-р оперы и балета). Обладал небольшим высоким голосом светлого тембра. В совершенстве владел иск-вом фразировки, выразит. декламацией. С успехом исполнял самые разнохарактерные партии. Нередко выступал во второстепенных партиях, но всегда создавал яркие, живые образы. Был первым исполнителем партий Лукаша ("Чародейка"), Ерошки ("Князь Игорь"), Перстня ("Князь Серебряный" Казаченко), Шабашкина ("Дубровский"), Медведчика ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Дьяка ("Ночь перед Рождеством"), Новгородца ("Млада" Римского-Корсакова). Среди др. партий: Баян, Финн, Собинин.

Литература: Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л.-М., 1940, с. 140; Г. П. Угринович, "Бирюч Петроградских государственных театров", 1918, No 4, с. 48, Чествование Г. П. Угриновича, "Жизнь искусства", 1918, 19 нояб., с 4.

А. П. Григорьева.

Уд

Уд - азерб., арм., узб., тадж., араб., перс, турецкий струн. нар. муз. инструмент. Известен с 9 в., один из наиболее древних инструментов, распространенных на Кавказе, в странах Ср. Азии и на Ближнем Востоке. У разных народов имеет разл. историю возникновения, исполнит. традиции и нек-рые особенности конструкции и использования. У. - предшественник европ. лютни. Имеет выпуклый грушевидный корпус (дл. 480-500 мм, шир. 350-360 мм, глубина ок. 200 мм) из сандалового, орехового или грушевого дерева, а также из тыквы и др., короткую шейку (дл. ок. 200 мм) без ладов и отогнутую назад головку (длина ок. 200 мм), плоскую деревянную деку c l-3 резонаторными отверстиями. Старинные У. имели 4-5 жильных струн, современные насчитывают 8-11 струн; жильные мелодические (парные) располагаются в центре, металлические басовые (одинарные, с обвивкой) - по краям. Настройка квартовая или кварто-секундовая (благодаря отд. октавным удвоениям). Диапазон 1-2 октавы (у азерб. У. А-d2). Звук мягкий, негромкий, извлекается плектром в виде пера с костяным наконечником. У. упоминается в ср.-век. азерб. лит-ре (Низами Гянджеви, Физули); араб. муз. теоретику Абу Насру Мухаммеду аль-Фараби (10 в.) приписывается прибавление 5-й струны; о существовании У. с древних времён на территории совр. Узб. ССР свидетельствуют лит. и иконографич. источники; при археологич. раскопках найдены терракотовые фигурки с У. в руках. На У. исполняются мугамы (макомы), рэнги, а также лирич. нар. наигрыши (соло); ныне входит в состав Гос. оркестра нар. инструментов Азербайджана, оркестра нар. инструментов арм. Гос. филармонии, Респ. радио и телевидения Арм. ССР (орк. У. - транспонирующий инструмент; его партия пишется квартой ниже действит. звучания). В Узб. ССР, где У. вышел из употребления, предпринимаются попытки его возрождения.

Литература: Абдуллаева С., Народные музыкальные инструменты Азербайджана, Баку, 1972, Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, M, 1963, 1975, с. 112, 120; Sachs С., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1962.

B. H. Садыкова.

Удж

Удж - кабард. нар. парный танец. Распространён также в Карачаево-Черкесской авт. области. Существует два вида танца - У.-пух (величественный, плавный) и У.-хешт (более подвижный, динамичный). Муз. размер - 2/4 или 6/8.

Литература: Авраамов А., Музыка и танец Кабарды, "Народное творчество", 1937, No 6.

Удмуртская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Удовенко А. И.

Александр Иванович (1(14) I 1906, с. Александровка, ныне Запорожской обл. - 6 I 1972, Киев) - сов. тубист. Чл. КПСС с 1950. В 1931-35 обучался в Харьковской консерватории у И. И. Углицкого. С 1929 артист оркестра Харьковского, в 1943-64 - Укр. т-ров оперы и балета. 3-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935).

Удэгейская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Узбекская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Узбекский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Узляу

Узляу ("игра горлом") - двухголосное пение одного певца, к-рый исполняет мелодию и одновременно с ней бурдонный бас. Встречается у башкир, тувинцев, алтайцев. Звучание типа У. достигается также при игре на курае. В Башкирии имеет и второе название - тамак-курай ("горло-курай"). Овладение иск-вом У. требует длит. тренировки дыхания, голосовых связок, гортани, носового, нёбного, лобного и грудного

Узляу

Узляу в исполнении Сайсретдина Юлмухаметова.

Узляу

резонаторов. Способом У. исполняются как специфич. попевки, воспроизводящие архаич. лады, так и популярные песни более позднего времени. Предполагают, что происхождение пения У. связано с шаманской практикой.

Литература: Рыбаков С. Г., Музыка и песни уральских мусульман..., СПБ, 1897; Лебединский Л., Искусство "узляу" у башкир, "СМ", 1948, No 4.

Узундара

Узундара (букв. - длинное ущелье) - азерб. нар. сольный женский танец. Распространён также в Армении и Грузии. Муз. размер - 6/8; темп умеренный. Для мелодики У. характерна насыщенность мелизматикой (трели, группетто и др.), плавность развёртывания.

Среди танц. движений У. выделяется т. н. сюзмэ (мелкие, "плывущие" шаги). У. имеет, как правило, 3-частную структуру с более активным движением в крайних частях и плавным в середине. Типичный приём мелодич. развития - варьирование двух-, трёх-и четырёхтактовых мотивов.

Литература: Исмайлов М., Карагичева Л., Народная музыка Азербайджана, в сб.: Азербайджанская музыка, М., 1961.

Узун-кюй

Узун-кюй (долгий напев) - жанр башк. нар. музыки. Включает песни лирико-эпич. характера

Узун-кюй

"Ашказар".

и инстр. мелодии импровизац. склада. Для У.-к. характерны медленный или умеренный темп, пентатоника или семиступенные диатонич. лады, широкий диапазон мелодии (до 2 октав), контраст высокого и низкого регистров, сочетание скачков на широкие интервалы и прихотливого орнаментирования (опевание опорных тонов, гаммообразные взлёты и спуски мелодии). Муз. форма У.-к. - период разных видов; встречаются также песни с припевами.

Исполнение У.-к. предваряется эпическими скааами ("историями песен"), к-рые разъясняют содержание песни и эмоционально подготавливают слушателей. У.-к. подразделяются на исторические (напр., "Урал"), лирико-эпические ("Сибай") и лирические ("Аншазар"). Поэтич. текст У.-к. часто членится на четырёхстрочные строфы, строки к-рых, как правило, 10-сложные (1-я и 3-я) и 9-сложные (2-я и 4-я). У.-к. исполняется певцом, нар. инструменталистом (обычно на курае) или дуэтом певца и кураиста (гетерофония).

Литература: Лебединский Л., Узун-кюй - башкирская народная музыкально-поэтическая классика, "Сов. этнография", 1956, No 2; его же, Башкирские народные песни и наигрыши, М., 1962, 1965.

Узунов Д. Т.

Димитр Тодоров (р. 10 XII 1922, Стара-Загора) - болг. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. НРБ (1962). Учился у Л. Прокоповой и X. Брымбарова в Гос. муз. академии в Софии. Первые крупные партии - Вакула ("Черевички" Чайковского) и Самозванец (обе оперы пост. в 1948-50 в Софии Б. Н. Соковниным). С 1948 солист Софийской нар. оперы. В 1953-1954 стажировался под рук. Б. А. Покровского, Л. Б. Баратова, А. Ш. Мелик-Пашаева, С. А. Самосуда в Большом т-ре СССР в Москве, где он затем выступал в партии Хозе. В 1955 получил 1-ю пр. на конкурсе вокалистов в Париже. Голос У., выдающегося представителя совр. болг. муз. т-ра, отличается исключит. красотой (с баритональным низким регистром), выразительностью. У. обладает огромным темпераментом, артистичностью, владеет иск-вом передачи тонких нюансов психологии героев. Особенно удаются ему партии, отличающиеся драм. напряжённостью и патетикой. Среди них: Радамес; Водемон ("Иоланта"), Герман, Каварадосси, Отелло; Лыков ("Царская невеста"), Момчил ("Момчил" Пипкова). Много гастролирует, в т. ч. неоднократно пел в Большом т-ре СССР, в "Ла Скала" (Милан), "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), "Гранд-опера" (Париж) и в др. крупнейших оперных т-рах Европы и США. В 1972-74 директор Софийской нар. оперы; ставит оперные спектакли и в др. болг. оперных т-рах, а также в венской Гос. опере. Имеются многочисл. грамзаписи исполнения У., сделанные крупнейшими фирмами мира. Чл. жюри на мн. междунар. конкурсах, в т. ч. им. П. И. Чайковского в Москве (1974). Димитровская пр. (1959).

Литература: Троицкая Г., Семь современных певцов, "Театр", 1960, No 2; Карапетров К., Искусство, което не познава покоя, "Българска музика", 1964, No 6.

А. Абаджиев.

Узунян Э. Г.

Эльвира Григорьевна (р. 6 XII 1934, Тбилиси) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. Арм. ССР (1978). В 1956 окончила историч. ф-т Тбилисского пед. ин-та, в 1963 - Тбилисскую консерваторию у Н. К. Бахуташвили-Шульгиной. С 1962 солистка Арм. т-ра оперы и балета. Среди партий - Марфа ("Царская невеста"), Лючия, Розина, Виолетта, Джильда; Олимпия ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Церлина ("Дон Жуан"), Мария ("Вестсайдская история" Бернстайна), Ануш ("Ануш" Тиграняна), Сасунcкая невеста ("Давид Сасунский" Оганесяна). Выступает с концертами. Гастролирует за рубежом. Снималась в кино (в т.ч. в фильмах "Берег юности", "Белые берега", "Ещё 5 дней").

Уильямсон М. Б.

Уильямсон М. Б. (Williamson) Малколм Бенджамин (р. 21 XI 1931, Сидней) - австрал. композитор, пианист и органист. В 1944-50 обучался композиции у Ю. Гуссенса в Сиднейской консерватории. С 1953 (с перерывами) живёт в Лондоне. Иск-во игры на органе и фп. изучал под рук. Э. Лютьенс и Э. Стайна. Выступает как пианист и органист. Читал лекции в Школе драм. иск-в в Лондоне (1961-62), а также в ряде ун-тов и колледжей.

Сочинения: оперы - Наш человек в Гаване (Our man in Havana, по Г. Грину, 1963, Лондон), Счастливый принц (The happy prince, по О. Уайльду, 1965, Фарнем), Юлий Цезарь Джоуна (1965, Лондон) и др.; балеты, в т.ч. Выставка (The display, 1964, Аделаида); кантата Свет и мрак (The brilliant and the dark, 1966); для орк. - 2 симфонии (1956, 1969), симф. вариации (1961), concerto grosso (1965) и др.; концерты с орк. - 3 для фп. (1958-62), для скр. (1964), органа (1961); камерно-инстр. ансамбли; произв. для органа, для фп.; вок. соч.; музыка к кинофильмам.

Уисар Г. К.

Гарсия де ла Кадена (Huнzar Garcнa de la Cadena) Канделарио (2 II 1883, Херес, ныне Херес-де-Гарсия-Салинас - 3 V 1970, Мехико) - мекс. композитор. По национальности индеец. Самостоятельно овладел игрой на гитаре и саксофоне. Учился в Нац. консерватории в Мехико у Г. Кампы. Был библиотекарем Нац. симф. оркестра. Музыка У. осн. на интонациях и ритмах индейского фольклора, его произв. отличают яркий нац. колорит, технич. мастерство, блестящая оркестровка. Среди соч. - 4 симфонии (1930-1942; 2-я - "Окспаництли", 1936, связана с праздником прощания с цветами у ацтеков), симф. поэмы "Образы" ("Imбgenes", 1929), "Поселянки" ("Pueblerinas", 1931), "Борозда" ("Surco", 1935); камерно-инстр. ансамбли, хоры, песни. Инструментовал неоконченный балет С. Ревуэльтаса "Полковница" (1940).

Литература: Calindо Dimes В., С. Huнzar, "Nuestra mъsica", 1946, may; Romero J. С., С. Huнzar, там же, 1952, jan.-marz.

Уйфалушши Й.

Уйфалушши Й. (Ujfalussy) Йожеф (р. 13 II 1920, Дебрецен) - венг. музыковед. Чл. Венг. АН (1973). Окончил ун-т (классич. филология) в Дебрецене (1944) и Высшую муз. школу им. Ф. Листа в Будапеште по классам композиции, музыковедения и хор. дирижирования (1949). В 1949-55 служил в муз. отделе Мин-ва нар. образования. С 1955 профессор Высшей муз. школы им. Ф. Листа по классам муз. эстетики, истории и теории музыки. С 1961 сотрудник Бартоковского архива при Венг. АН. С 1973 директор Ин-та музыковедения Венг. АН. Чл. редколлегии муз. журн. "Magyar zene" и науч. сб-ков "Studia musicologica", редактор сб-ка статей, посв. муз. жизни ВНР в 1919 ("Dokumentumok a magyar tanбcskцztбrsasбg zenei йletйbцl", Bdpst, 1973). Разрабатывает проблемы марксистско-ленинской муз. эстетики. Осн. работы посв. творчеству Б. Бартока, истории новой и новейшей венг. музыки. Пр. им. Эркеля (1961), пр. им. Кошута (1966).

Сочинения: Bartуk breviбrium, Bdpst, 1958; А. С. Debussy, Bdpst, 1959; A modem zenйrol, "Nagyvilбg", 1960, No 10; Hogyan keriilnek a magyarok Beethoven III. szimfуniбjбnak utolsу tйtelйbe?, "(Magyar zene", 1960, No 1 (рус. пер. - Венгерские аспекты финала "Героической симфонии", в сб.: Музыка Венгрии, М., 1968); Письма Бела Бартока Филарету Колессе, "СМ", 1961, No 1; Erkel muveinek sorsa, "Magyar tudomбnyos akadйmia, I oszt. kцzl.", 1961, No 17; Z. Kodбly et la naissance du Psalmus Hungaricus, "Studia Musicologica", 1962, kцt. 3 (рус. пер. - З. Кодай. Рождение шедевра, "СМ", 1962, No 12); A valуsбg zenei kйpe, Bdpst, 1962; Muzsikбlу zenetцrtйnet, Bdpst, 1964; Bartуk, Bйla, Bdpst, 1965, 1973 (рус. пер. - Бела Барток. Жизнь и творчество, Будапешт, 1971); Tбrsadalmi kцzцssйg йs zenei kцztudat, "Magyar zene", 1966, йvf. 7, No 5; Oktуberi tanulsбgok, там же, 1967, йvf. 8, No 5; Farkas F., Bdpst, 1969; A mufaj-kategуria sorsa йs jelentфsйge a zeneesztйtikбban, "Magyar zene", 1975, йvf. 16, No 1; Kodбly Zoltбn йs a Zenemuvйszeti fцiskola, там же, 1975, йvf. 16, No 4.

П. Ф. Вейс.

Украинская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Украинский государственный оркестр

Украинский государственный оркестр (Академический симфонический оркестр УССР). Создан в 1937 на базе симф. оркестра Киевского обл. радиокомитета (организован в 1929 под рук. М. М. Канерштейна); с 1976 - академический. В 1937-62 (с перерывом в 1941-46) худ. рук. и гл. дирижёр - нар. арт. СССР Н. Г. Рахлин. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 оркестр работал в Душанбе, затем в Орджоникидзе. В репертуаре - классич. произв. рус. и зап.-европ. авторов, соч. сов. композиторов; в исполнении оркестра впервые прозвучали мн. произв. укр. композиторов (в т. ч. 3-6-я симфонии Б. Н. Лятошинского). С У. г. о. работали дирижёры Л. М. Брагинский, М. М. Канерштейн, А. И. Климов, В. М. Кожухарь, К. А. Симеонов, С. В. Турчак, Е. Г. Шабалтина, неоднократно выступали крупнейшие сов. и заруб. исполнители, в т. ч. дирижёры - А. В. Гаук, К. К. Иванов, Е. А. Мравинский, К. И. Элиасберг, Г. Абендрот, Дж. Джорджеску, К. Зандерлинг, Н. Малько, Л. Стоковский, Г. Унгер, B. Ферреро, О. Фрид, К. Цекки и др.; пианисты - Э. Г. Гилельс, Р. Р. Керер, Г. Г. Нейгауз, Л. Н. Оборин, C. Т. Рихтер, К. Аррау, X. Итурби, В. Клиберн, А. Фишер, С. Франсуа, Г. Черны-Стефаньска; скрипачи - Л. Б. Коган, Д. Ф. Ойстрах, И. Менухин, И. Стерн; виолончелист Г. Касадо и др.

В составе оркестра (1979) - ок. 100 музыкантов. Среди солистов - засл. арт. УССР, лауреат Всесоюзного конкурса А. И. Венжега (альт), дипломант Междунар. конкурса З. О. Зелинский (скрипка), лауреаты респ. конкурсов Э. Д. Идельчук (скрипка), А. Е. Кирпань (валторна), В. Я. Тимец (кларнет), засл. арт. УССР Е. П. Ганин (флейта), засл. арт. УССР, дипломант Всесоюзного конкурса Н. В. Измайлова (арфа). Гл. дирижёр и худ. рук. оркестра с 1977 - засл. деят. иск-в УССР, дипломант Всесоюзного конкурса Ф. И. Глушенко. Оркестр принимал участие в Декаде укр. лит-ры и иск-ва (1960), в концертах "Дни Украины" (1968) и "Русская зима" (1975) в Москве; в 1968 и 1979 гастролировал в Болгарии, в 1980 - в Польше. С 1964 - засл. оркестр УССР.

Е. С. Зинькевич.

Украинский народный хор

Академический им. Г. Г. Верёвки. Создан в 1943 в Харькове, с 1944 работает в Киеве; с 1970 - академический. Организатором и художеств. руководителем (до 1964) был дирижёр и композитор нар. арт. УССР Г. Г. Верёвка (с 1965 - хор его имени); с 1966 У. н. х. возглавляет нар. арт. УССР А. Т. Авдиевский.

В составе коллектива - хор (смешанный), оркестр (в основном укр. нар. инструменты - бандуры, цимбалы, сопилки, бубны и др.) и танц. группа. В основе творч. деятельности - возрождение в новой художеств. интерпретации укр. муз. фольклора и широкая его пропаганда. Значит. место в репертуаре занимают песни и танцы народов СССР и заруб. стран, большое внимание уделяется произв. сов. композиторов. В исполнении У. н. х. выделяются "Дума о Ленине" (для солиста, хора и оркестра нар. инструментов; слова и мелодия кобзаря Е. Мовчана; обработка Г. Г. Верёвки), "Ми ковалі своєї долі" ("Мы кузнецы своей судьбы", кантата, музыка Верёвки, сл. П. Тычины), "Запорожцы" (вок.-хореографич. композиция), "Мчит Арагви вдаль" (груз. нар. песня), "Колыбельная" (музыка Авдиевского, сл. Леси Украинки), "Щедрик", "Дударик", "Ой, пряду, пряду" (хоры a cappella H. Д. Леонтовича), цикл укр. веснянок, цикл укр. обрядовых песен - щедривок и колядок. Хор исполняет также классич. укр. хоровые произв. Леонтовича и Н. В. Лысенко. Популярностью пользуется балетная группа У. н. х., её нар. и совр. танцы привлекают красочностью, технич. отточенностью, артистич. мастерством.

Исполнит. стиль У. н. х. - органичное сочетание традиций укр. нар. хор. пения с характерными особенностями акад. хор. исполнит. иск-ва. У. н. х. хранит и развивает традиции нар. импровизационного группового пения, при к-ром весь хор ведёт осн. мелодию в унисон или в два голоса, а солист или группа солистов на фоне хор. звучания исполняют подголосок - чаще верхний. Коллектив У. н. х. выступает в разл. городах СССР и за рубежом (Румыния, Польша, Финляндия, Бельгия, ГДР, ФРГ, Югославия, Корея, Мексика, Канада, Чехословакия, Франция, Португалия, Испания и др.). В 1965 У. н. х. присвоено звание засл. коллектива УССР.

Литература: Кисельов Г. Л., Державний украiнський народний хор, Київ, 1951; Гуменюк А., Український народний хор, Київ, 1955; Государственный украинский народный хор, К., 1960; Клименко Я., Державний заслужений український народний хор імені Г. Верьовки, Київ, 1967; Головащенко М. I. (сост.), Державний заслужений український народний хор імені Г. Г. Верьовки, Київ, 1968; Pерепелюк B. M., Повість про народний хор. Сторінки з щоденника, Київ, 1970.

H. К. Андриевская.

Украинский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Улигер

Улигер - название бурят. и монг. героич. эпоса (возник на мифологич. основе в начале н. э.). Осн. тема У. - борьба за процветание народа, победа героич. личности над злыми силами. Крупнейшим У. является эпопея "Гэсэр" (содержит более 22 тыс. стихотворных строк). Первая публикация монг. варианта Гэсэриады относится к 1836 и принадлежит акад. Я. И. Шмидту. Бурят. "Гэсэр" впервые был записан Ц. Жамцарано в 1906.

У. слагались и исполнялись нар. певцами-сказителями - улигершинами. Каждый сказитель владел одним или неск. типовыми улигерными напевами, усвоенными им вместе с текстами У. от предшествующего поколения сказителей или от своих учителей, и на эти напевы исполнял все У. своего репертуара.

В исполнении героич. эпоса зап. бурят различаются две традиции: эхирит-булагатская и унгинская. Сказители пели У. речитативом, унгинские в отд. случаях сопровождали своё пение игрой на бурят. нац. инструменте - хуре. В исполнении У. эхирит-булагатскими сказителями активное участие принимали сами слушатели: перед началом У. они гетерофонным хором пели "призывные песни" ("угталгын дуун"), в к-рых призывали и встречали улигерных героев, в конце - "напутственные песни" ("удэшэлгын дуун"), а в процессе повествования, во время кратковременных остановок и отдыха сказителя они исполняли т. н. "заполнение пауз" ("сэг даралга"), прославляя героя У. К развитию сюжетной линии эпич. произв. эти хор. вставки прямого отношения не имели. Своеобразной была исполнит. традиция у вост. бурят (наиболее древняя и архаичная, она перекликается с эпосом тунгусо-маньчжурских и нек-рых тюркских народов). Речитативное пение всего У. (позже прозаич. пересказ) перемежалось хор. пением монологов ("туурээлгэ") улигерных персонажей. Исполнение У. было насыщено драм. элементами: улигершин изображал героев и персонажей эпоса, изменяя интонации, силу и тембр своего голоса, пользуясь мимикой и звукоподражанием (особенно в "туурээлгэ"). У. приписывали сверхъестественное, небесное происхождение, и поэтому они исполнялись только ночью и сопровождались разл. обрядами.

В 20 в. известностью пользовались улигершины М. Эмегенов, П. Тушемилов, П. Петров, П. Дмитриев, А. Тороев, Г. Тыхеев и др. На основе У. написаны первая бурят. нац. опера "Энхэ - Булат-батор" Фролова (1940), муз. драма "Баир" Берлинского (1940), балет "Сын Земли" Батуева (1967), симф. поэма "Гэсэр" (1969) и симф. У. "Ленин" (на слова улигершина А. Тороева, 1970) Андреева и др.

Литература: Козин С. A., Эпос монгольских народов, М.-Л., 1948; Уланов А. И., К характеристике героического эпоса бурят. Улан-Удэ, 1957; его же, Бурятские улигеры, Улан-Удэ, 1968; Шаракшинова Н. О. (сост.), Героический эпос о Гэсэре, Иркутск, 1969; Хомонов М. П., Бурятский героический эпос "Гэсэр", Улан-Удэ, 1976.

Д. С. Дугаров.

Улыбышев А. Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уль А.

Уль А. (Uhl) Альфред (р. 5 VI 1909, Вена) - австр. композитор. Учился в Венской академии музыки (ученик Ф. Шмидта). В 1932-38 жил в Цюрихе, Париже, Амстердаме, Берлине, Варшаве, Константинополе и Афинах. Написал музыку для мн. кинофильмов (св. 60; золотая медаль за музыку к фильму "Симфония воды", 1936, Венеция). С 1943 профессор инструментовки и композиции в Венской академии музыки. Автор оперы "Таинственный мистер Икс" ("Der mysteriцse Herr X", Вена, 1966), оперы-балета "Кошачья музыка" ("Katzenmusik", 1957), балета "Рондо" (по Ж. Б. Мольеру, 1948), оратории "Гильгамеш" (на тексты из вавилонского эпоса, 1956), кантаты "Блажен одинокий" ("Wer einsam ist, der hat es gut", 1960), соч. для оркестра, в т. ч. "Симфонического марша" (1942), Концертной симфонии для кларнета и оркестра (1944), Concerto a ballo (1967), Четырёх каприсов (1945), Sonata graciosa (1947), Интродукции и вариаций на немецкую песню 16 в. ("Es geht eine dunkle Wolk' herein") для струн. оркестра (1948), Концертино для скрипки и 22 духовых (1950), Маленького концерта для альта, кларнета и фп. (1937; ред. для фп. трио, 1972), струн. квартетов (1946; Юбилейный, 1963), Классической сонаты для гитары (1968), 15 этюдов для фагота (1972), 20 этюдов для альта (1974) и др.

Президент австр. Об-ва авторов, композиторов и муз. издателей (1970). Большая гос. пр. Австрии (1960).

О. Т. Леонтьева.

Ульсен К. Г.

Ульсен К. Г. (Olsen) Карл Густав Спарре (p. 25 IV 1903, Ставангер) - норв. композитор и скрипач. Композиции обучался у Ф. Валена и Б. Брустада в Осло, у М. Буттинга в Берлине (в Высшей муз. школе), у П. Грейнджера в Лондоне. В 1923-33 скрипач оркестра в Осло, в 1935-36 - в Бергене, где преподавал в консерватории (1934-40), дирижировал хором Рабочего хор. об-ва и выступал как муз. критик. В 1950-1959 консультант Норв. радио. Произв. У. отличаются ярким нац. колоритом и тонким гармонич. языком. Продолжая традиции Э. Грига, У. развивает интонации и ритмы норв. нар. музыки. Его песня "Горная Норвегия" стала народной.

Сочинения: для орк. - Маленькая увертюра (1931), Прелюдия и фугетта (1936), 3 фантазии (1939, 1957, 1974), Нидаросский собор (Nidarosdomen; фуга и хорал, 1947); Серенада для флейты и струн. орк. (1955); для хора, чтеца и орк. - Баллада о сновидении (Draumkvaedet, 1937), 6 псалмов и др.; камерно-инстр. ансамбли, соч. для фп., песни; обр. нар. песен, музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Til Sparre Olsen..., Oslo, 1953; Lange K., Norwegian music, Oslo, 1971; Grinde N., Norsk musikkhistorie, Oslo, 1975.

Ульянов В. Г.

Владимир Григорьевич (р. 26 VI (9 VII) 1908, Екатеринбург, ныне Свердловск) - сов. певец (драм. тенор). Засл. арт. РСФСР (1947). Чл. КПСС с 1939. В 1932 окончил Свердловский муз. техникум, затем учился в Ленингр. консерватории. С 1934 солист оперных театров Куйбышева и Алма-Аты, исполнял партии баритона - Евгений Онегин, Фигаро, Жермон и др. С 1940 перешёл на партии драм. тенора. В 1942 дебютировал в партии Германа на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета, где работал до 1960. Партии: Гришка Кутерьма; Юрий ("Чародейка"), Собинин, Хозе, Радамес, Каварадосси, Канио. С 1963 преподаватель Ленингр. муз. школы им. Римского-Корсакова. Гос. пр. СССР (1951).

В. И. Зарубин.

"Умелецка беседа"

"Умелецка беседа" ("Umelecka beseda") - чешское художеств. об-во, объединявшее писателей, музыкантов и художников. Созданное в марте 1863 в Праге в период подъёма чеш. нац.-освободит. движения, выступало популяризатором и пропагандистом чеш. иск-ва и литературы, а также достижений мировой культуры, особенно слав. народов. В "У. б." работали три секции - художественная, литературная и музыкальная, здесь читались лекции по разл. вопросам художеств. творчества, обсуждались новинки отечеств. лит-ры; об-во устраивало концерты и выставки, издавало журналы. В задачи об-ва входили также охрана памятников культуры, установление памятных досок, оказание материальной помощи деятелям нац. культуры и др. В 1880-е гг. по всей стране возникли небольшие кружки, к-рые взяли на себя часть функций "У. б.", т. о. она стала центром, объединяющим любителей иск-в.

Во главе муз. секции "У. б." был один из её основателей - Б. Сметана (1863-65 и 1869-70). Секция имела хор, симф. оркестр (рук. Л. Прохазка), позже также струн. квартет. По инициативе Сметаны был организован цикл абонементных концертов симф. и камерной музыки; на первом концерте (14 авг. 1863) Сметана и скрипач Ф. Лауб исполнили "Крейцерову сонату" Бетховена. В одном из концертов 1865 впервые в Чехии прозвучала "Камаринская" Глинки. Состоялись премьеры многих произв. чеш. композиторов (напр., 23 мая 1879 впервые исполнен струн. квартет Сметаны "Из моей жизни"). В 80-е гг. муз. секция под рук. В. Урбанека проводила регулярные симф. концерты для широкой публики. Стали традицией не только исполнения новинок чеш. музыки, но и выступления молодых дирижёров и инструменталистов. По инициативе муз. секции "У. б." было образовано изд-во "Музыкальная матица", к-рое, в частности, выпустило клавиры мн. чешских опер. В 1908-20 муз. секция издавала журн. "Hudebnн revue", в 1922-27 - "Listy hudebnн matice" (в 1928-38 выходил под назв. "Tempo").

В нач. 20 в. деятельность муз. секции "У. б." сосредоточилась в "Музыкальной матице", к-рая стала своеобразным товариществом чеш. композиторов. В 1926 построено спец. здание "У. б." с конц. и выставочным залами, с библиотекой и читальным залом. В конц. зале возобновились регулярные общеобразоват. концерты.

Почётными членами "У. б." в разные годы были избраны мн. рус. писатели, композиторы, художники, в т. ч. Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, С. И. Танеев, В. В. Верещагин, а позднее и советские - Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев и др. За заслуги в развитии нац. чеш. иск-ва "У. б." в 1903 награждена золотой медалью города Праги. Ныне "У. б." существует как общественно- просветительская организация.

Литература: Padesбt let "Umeleckй besedy". (1863-1913), Praha, 1913.

A. П. Соловьёва.

Уменьшение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уменьшённые интервалы

Уменьшённые интервалы - интервалы, к-рые на хроматич. полутон меньше одноимённых малых и чистых. В диатонич. системе содержится один уменьшённый интервал - уменьшённая квинта (тритон) на VII ступени натурального мажора или на II ступени натурального минора. В гармонич. мажоре и миноре содержится также уменьшённая септима (на VII ступени). У. и. образуются и от понижения на хроматич. полутон вершины малого или чистого интервала или от повышения на хроматич. полутон его основания. При этом изменяется тоновая величина интервала, тогда как количество входящих в него ступеней и, соответственно, его название остаются прежними. Напр., малая секста е - с (4 тона) превращается в уменьшённую сексту е - ces или eis - с (3 Ѕ тона), энгармонически равную чистой квинте. При обращении уменьшённого интервала образуется увеличенный интервал, напр. уменьшённая терция обращается в увеличенную сексту. Подобно простым могут быть уменьшены и составные интервалы.

При одновременном понижении вершины и повышении основания интервала на хроматич. полутон образуется дважды уменьшённый интервал. Напр., малая септима с - b (5 тонов) превращается в дважды уменьшённую септиму сis - heses (4 тона), энгармонически равную малой сексте. Дважды уменьшённый интервал может образоваться также посредством понижения вершины интервала или повышения его основания на хроматич. тон. Напр., чистая квинта с - g (3 Ѕ тона) превращается в дважды уменьшённую квинту с - geses или cisis - g (2 Ѕ тона), энгармонически равную чистой кварте. При обращении дважды уменьшённого интервала образуется дважды увеличенный интервал. См. Интервал, Обращение интервала.

В. А. Вахромеев.

Уменьшённый лад

Статья большая, находится на отдельной странице.

Уминьская Е.

Уминьская Е. (Uminska) Евгения (р. 4 X 1910, Варшава) - польская скрипачка и педагог. Игре на скрипке училась с 5-летнего возраста у Г. Яблоньской и М. Михаловича, в 1918-27 занималась в классе Ю. Яжембского в консерватории в Варшаве. Совершенствовалась у О. Шевчика в Школе мастерства в Праге (1927-28), брала уроки у Дж. Энеску в Париже (1930-32). В нач. 30-х гг. играла в оркестре, затем была солисткой Польского радио и филармонии, возглавляла струн. квартет в Варшаве. С 1932 много гастролировала в странах Зап. Европы, в кон. 30-х и в кон. 40-х гг. выступала в городах Сов. Союза. С 1945 профессор краковской Гос. высшей муз. школы (в 1964-66 ректор, в 1966-69 проректор), где у неё учились К. Данчовская, В. Квасьны и др., нек-рое время занималась В. Вилкомирская. Одна из крупнейших скрипачек Европы, У. продолжает лучшие традиции польского скр. исполнит. иск-ва; её высокое мастерство наиболее ярко проявляется в интерпретации произв. польских композиторов, гл. обр. К. Шимановского, сочинения к-рого она активно пропагандировала (особенно после смерти их первого исполнителя - скрипача П. Коханьского); в её исполнении в Польше и за рубежом впервые прозвучали мн. сочинения совр. польских авторов. В игре У. привлекает сочетание виртуозного размаха, красочности звучания с глубиной и тонкостью трактовки (имеются многочисл. грамзаписи её исполнения). Творч. отношение У. к польской скр. лит-ре отражено в её редакциях соч. К. Липиньского, Г. Венявского, З. Носковского, Шимановского, А. Зажицкого, А. Малявского и др.; ей принадлежат и редакции классич. скр. произв. зап.-европ. композиторов. Автор учебного пособия "Как учить гаммы и пассажи на скрипке" ("Studium gam i passazy na skrzypce", Kr., 1968, 1973). У. - чл. жюри междунар. конкурсов скрипачей (в т. ч. 6-го конкурса им. П. И. Чайковского в Москве в 1978), о к-рых писала в польских муз. журналах (в т. ч. о конкурсе им Я. Кубелика в Праге - "Konkurs imeni Jana Kubelika", "RM", 1949, No 11/12).

Литература: Шнеерсон Г., Концерт польских музыкантов, "Советское искусство", 1948, 17 янв.; Eugenia Uminska, "RMz", 1949, No 13; Reiss J., Skrzypce i skrzypkowie, Kr., 1955, s. 187.

В. Ю. Григорьев.

Предыдущая страница Следующая страница