Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ч" (часть 1, "ЧАБ"-"ЧЕЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч" (часть 1, "ЧАБ"-"ЧЕЛ")

Чабукиани В. М.

Вахтанг Михайлович (р. 27 II (12 III) 1910, Тбилиси) - сов. артист балета, балетмейстер и педагог. Нар. арт. СССР (1950). Депутат Верх. Совета СССР 5-го созыва. В 1924 окончил балетную студию М. И. Перини (Тбилиси) и был принят в труппу Груз. т-ра оперы и балета. В 1926-29 совершенствовался в Ленингр. хореографич. уч-ще (с 1957 - им. А. Я. Вагановой). В 1929-41 солист Ленингр. т-ра оперы и балета; среди лучших партий - Базиль ("Дон Кихот"), Альберт ("Жизель"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Жером ("Пламя Парижа"), Андрий ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седого), Голубая птица ("Спящая красавица"). Там же впервые выступил как балетмейстер, поставив балеты "Сердце гор" А. Баланчивадзе (1938) и "Лауренсия" (1939), в которых исполнил ведущие партии Джарджи и Фрондосо. В 1941-73 гл. балетмейстер (до 1968 также солист) Груз. т-ра оперы и балета. В числе его пост.: "Сердце гор" (1941); "Синатле" Киладзе (1947; Гос. пр. СССР, 1948), "Лауренсия" (1948); "Горда" (1949; Гос. пр. СССР, 1951) и "За мир" (1953) Торадзе, "Демон" Цинцадзе (1961), "Болеро" на музыку Равеля (1962), "Рассвет" Глонти (1967), "Гамлет" Габичвадзе (1971). Ряд балетов возобновил в собств. редакции.

Танцовщик героич. плана, обладающий редкими природными данными и виртуозной техникой, Ч. создал особый стиль мужского классич. танца, характеризующийся строгостью манеры и вместе с тем подчёркнутой экспрессивностью и темпераментом. Одно из значит. творч. достижений артиста - исполнение заглавной партии в поставленном им балете "Отелло" Мачавариани (1957; Ленинская пр., 1958). В пост. Ч.-балетмейстера органично слились достижения рус. школы классич. танца и груз. нац. иск-ва.

В 1950-77 Ч. педагог и худ. рук. Тбилисского хореографич. уч-ща, одноврем. в 1965-70 возглавлял балетмейстерское отделение Театр. ин-та им. Ш. Руставели. Автор сценариев и постановщик фильмов-балетов "Мастера грузинского балета" (1955) и "Отелло" (1960). Гастролировал за рубежом, ставил балеты в разл. странах. Гос. пр. СССР (1941).

Литература: Красовская В. М., Вахтанг Чабукиани, М., 1956, Л.-М., 1960; Кригер В., Вахтанг Чабукиани, М., 1960; Гугушвили Э. Н., Вахтанг Чабукиани, в его кн.: Театральные портреты, Тб., 1968.

В. М. Паппе.

Чавдар Е. И.

Елизавета Ивановна (р. 23 II 1925, Одесса) - сов. певица (колоратурное сопрано) и педагог. Нар. арт. СССР (1952). Чл. КПСС с 1953. В 1948 окончила Одесскую консерваторию по классу пения у О. Н. Аслановой, с того же года солистка Укр. т-ра оперы и балета. 2-я пр. на конкурсе Междунар. фестиваля демократич. молодёжи и студентов в Будапеште (1949) и 1-я пр. на конкурсе 3-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Берлине (ГДР, 1951). Обладает сильным, красивым по тембру голосом, ровным на протяжении всего диапазона, мастерством вок. интерпретации. Создала галерею ярких вок.-сценич. образов. Ч. - первая исполнительница партий Йолан, Оксаны, Ярины ("Милана", "Тарас Шевченко", "Арсенал" Г. Майбороды) и Стаси ("Первая весна" Жуковского). Среди исполненных ею партий классич. репертуара: Антонида, Людмила; Марфа ("Царская невеста"), Розина, Джильда, Виолетта, Лакме; Мюзетта ("Богема"). Выступает и как камерная певица, в её конц. репертуаре произв. сов. композиторов, рус, укр. и зап.-европ. классика, старинная музыка. С 1968 преподаёт в Киевской консерватории (с 1979 профессор), с 1970 зав. кафедрой сольного пения. Гастролирует в Сов. Союзе и за рубежом (Бирма, Венгрия, ГДР, Греция, Дания, Индия, Канада, Норвегия, Румыния, Финляндия, Чехословакия, Швеция и др.).

Литература: Кириченко Т., Єлизавета Іванівна Чавдар, Київ, 1958; Кауфман Л., Елизавета Ивановна Чавдар - народная артистка СССР, К., 1960.

Г. О. Ткаченко.

Чавес К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чагадаев А. С.

Александр Сергеевич (19 (31) V 1889, Москва - 27 VIII 1939, там же) - сов. музыкант. Учился игре на балалайке у Б. С. Трояновского. В 1908 поступил в Оркестр рус. нар. инструментов В. В. Андреева. В 1909 уехал с оркестром Андреева в Великобританию (был в Лондоне до 1916), где занимался организацией балалаечного оркестра; выступал как дирижёр оркестра и солист. Получил муз. образование в Лондонской муз. школе. По возвращении в Россию организовывал оркестры рус. нар. инструментов в разл. учреждениях и частях Красной Армии и руководил ими. В последние годы жизни вёл класс рус. нар. инструментов в Муз. уч-ще им. Октябрьской революции. Составил 10 сб-ков пьес для оркестров нар. инструментов.

Сочинения: Руководство к организации великорусских оркестров (домры, балалайки) в рабочих и красноармейских клубах и школах, М., 1925; В. В. Андреев, М.-Л., 1948, М., 1961, и др.

Литература: Попонов В., Энтузиаст русских народных оркестров, "СМ", 1949, No 9.

Чадская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чайкин Н. Я.

Николай Яковлевич (р. 2 (15) II 1915, Харьков) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1980). В 1940 окончил историко-теоретич. ф-т Киевской консерватории; композицию изучал у Л. Н. Ревуцкого, инструментовку у Б. Н. Лятошинского, игре на фп. обучался у А. М. Луфера. В 1930-38 играл в оркестре нар. инструментов Харьковского радио (гармоника-флейта). В 1941-45 дирижёр ансамбля песни и пляски Киевского воен. округа. В 1946-56 редактор Музгиза в Москве. С 1938 преподавал в Киевской консерватории, в 1951-64 - на ф-те нар. инструментов Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных (с 1963 доцент); с 1964 ведёт класс баяна в Горьковской консерватории (с 1972 профессор), одноврем. в 1973-1978 профессор-консультант Белорус.

консерватории. Среди учеников - Ю. И. Казаков, А. И. Полетаев, В. И. Федосеев. Участник междунар. конгрессов и симпозиумов, посв. вопросам исполнительства на нар. инструментах, чл. жюри мн. междунар. конкурсов аккордеонистов. Вице-президент Междунар. конфедерации аккордеонистов при ЮНЕСКО (1970-72). Автор первой сонаты для баяна, методич. работ, уч. пособий и статей.

Литературные сочинения: Пісні та хори про Вітчизняну війну, "Київська правда", 1944, 23 травня; Как организовать работу в оркестре русских народных инструментов, "Молодёжная эстрада", 1952, No 2; Самоучитель игры на баяне, М., 1956 (совм. с А. П. Басурмановым), 1972; Курс чтения партитур для оркестра русских народных инструментов, вып. 1-2, М., 1966-67; Кубок - навечно, "МЖ", 1969, No 22 и др.

Сочинения: для хора, чтеца и голосов с орк. - кантата Великий учитель (о В. И. Ленине, 1960, сл. Б. П. Дворного); концерты для баяна с орк. (1951, 1972), для духового орк. - поэма Сыны Родины (1967), марши, танцы; для орк. нар. инструментов - Праздничная увертюра (1954), увертюра Радость труда (1963), Торжественная ода (1964) и др.; камерно-инстр. ансамбли; поэма для влч. и фп. (1939), Поэма-сказка для флейты и фп. (1944), Украинская рапсодия для трио баянов (1961); 2 камерные сюиты для трио домр (1967, 1979), струн. квартет (1938); для баяна - 2 сонаты (1944, 1964), 3 сюиты (1962, 1970, 1977), Детский альбом (1968); для хора с сопр. фп. - фронтовые песни на слова сов. поэтов (1941-45); для хора a cappella - За селом все расцвело (сл. Н. В. Коваленко, 1963); песни, обр. нар. песен и др.

В. Н. Сивцов.

Чайковский А. В.

Александр Владимирович (р. 19 II 1946, Москва) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1978. В 1973 окончил Моск. консерваторию у Л. Н. Наумова (фп.) и Т. Н. Хренникова (композиция), в 1975 аспирантуру при ней у Т. Н. Хренникова. С 1976 преподаватель Моск. консерватории.

Сочинения: опера Дедушка смеётся (детская, 1976, Москва), мьюзикл Р. В. С. (детский, 1978, Москва); балет Ревизор (1980, Ленинград), симф. юмореска Мы с приятелем (1975, Москва); для инструмента с орк. - 4 концерта (для фп., для альта, для влч., для фагота); камерно-инстр. ансамбли - Серенада и каприччио для скр. и фп. (1979), фп. трио (1977), 3 струн. квартета; фантазия для фп. (1976); вок. цикл Французские песни-баллады (1970).

Чайковский Б. А.

Борис Александрович (р. 10 IX 1925, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1969). В 1949 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского (ранее учился у В. Я. Шебалина и Д. Д. Шостаковича). Гл. область творчества Ч. - симф. и камерно-инстр. музыка. Композитор обращается к масштабным симф. формам, в произв. Ч. ясно проступает рус. нац. склад, что сказывается как в мелодике, так и в фактуре и общем характере сочинений. Гос. пр. СССР (1969).

Сочинения: для голоса и камерного орк. - кантата Знаки Зодиака (сл. А. А. Блока, Ф. И. Тютчева, М. И. Цветаевой, Н.А.Заболоцкого, 1974); для орк. - симфонии (1947; 1967, Гос. пр. СССР, 1969; Севастопольская симфония, 1980), Камерная симфония (1967), Тема и 8 вариаций (1973), 6 этюдов (1977), Фантазия на рус. нар. темы (1950), Славянская рапсодия (1951), Каприччио на англ. темы (1954), увертюра К 40-летию Октября (1957), симфониетта (для струн. орк., 1953); концерты для инструментов с орк. - для фп. (1971), для скр. (1969), для влч. (1964), для кларнета (1957); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1953), струн. квартеты (1954, 1961, 1967, 1972, 1974, 1976), фп. квинтет (1962), партита для влч. и камерного ансамбля (фп., клавесин, электрогитара, ударные, 1966); сонаты - для фп. (1944, 1952), для 2 фп. (1973), для скр. и фп. (1959), для влч. и фп. (1957); для голоса и фп. - вок. цикл Лирика Пушкина (1972); музыка к кинофильмам и радиопостановкам и др.

Литература: Левитин Ю., Борис Чайковский, "СМ", 1955, No 3; Евдокимова Ю., Борис Чайковский и его 2-я симфония, "СМ", 1970, No 2; Якубов М., Борис Чайковский, "МЖ", 1974, No 21; Григорьева Г., Музыка человечная и глубокая, "СМ", 1977, No 6.

З. М. Гольдберг.

Чайковский М. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чайковский П. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чакалиди А. Ф.

Анастас Фёдорович (р. 3(16) IV 1908, Иркутск) - сов. певец (тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1967). Нар. арт. Абх. АССР (1968). В 1940 окончил Моск. консерваторию у Н. И. Сперанского, с того же года солист Груз. т-ра оперы и балета (до 1969). Среди партий - Ленский, Князь, Владимир Дубровский, Герцог, Альфред; Рудольф ("Богема"), Каварадосси, Вертер, Фауст; Малхаз ("Даиси"), Котэ ("Кето и Котэ" Долидзе), Семён Котко. Выступает в концертах, с большим успехом исполняет неаполитанские песни. С 1961 преподаватель 2-го Тбилисского муз. уч-ща им. З. П. Палиашвили.

Чакона

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чакыров Э. М.

Чакыров Э. М. (Чакьров) Эмил Митев (р. 29 VI 1948, Бургас) - болг. дирижёр. В 1972 окончил Болг. консерваторию в Софии у К. Илиева и В. Симеонова. Руководил самодеят. оркестрами в Софии. Лауреат конкурса дирижёров, организованного Г. Караяном (1971). В 1972-74 совершенствовался у Г. Караяна, В. Ферреро, С. Одзавы. С 1974 дирижёр симф. оркестра в Пловдиве. В 1977 основал оркестр "Симфониетта" в Софии. Выступал с крупнейшими симф. оркестрами мира, в т.ч. с оркестром Ленингр. филармонии, Гос. симф. оркестром СССР, участвовал в пост. оперы "Евгений Онегин" в т-ре "Ковент-Гарден" (1-е заруб. исполнение на рус. яз.). Ч. обладает ярким артистич. темпераментом, феноменальной памятью; его трактовки отличаются оригинальностью. В обширном репертуаре Ч. наряду с классич. произв. - соч. болг. и сов. композиторов.

Чалаев Ш. Р.

Ширвани Рамазанович (р. 16 XI 1936, с. Хосрех Кулинского р-на Даг. АССР) - сов. композитор. Нар. арт. Даг. АССР (1971). Засл. деят. иск-в РСФСР (1981). Пред. правления CK Даг. АССР (с 1978). Окончил Моск. косерваторию (1964) и аспирантуру при ней (1968) у В. Г. Фере. Участник фольклорных экспедиций, записал более 500 лакских, аварских, даргинских, лезгинских и др. нар. песен. В 1964-66 декан муз.-пед. ф-та Даг. пед. ин-та. 1-я пр. Междунар. конкурса на детскую оперу (Дрезден, 1980, за оперу "Маугли"). Гос. пр. Даг. АССР (1968).

Сочинения: оперы - Горцы (1970, Ленинград), Маугли (детская, по Р. Киплингу, 1977, пост. 1981, Центр. детский муз. т-р, Москва), Король Лир (1981); балеты - Камалил Башир (1975), Хан Гирей (по мотивам позмы А. С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан", 1975); муз. комедия Странствия Бахадура (по мотивам повестей А. Абу-Бакара, 1974, Т-р "Ванемуйне", 1981); для солистов и хора с орк. - оратория И боль, и радость у нас одна (cл. М.-З. Аминова, 1978), кантаты Сердце горца (cл. Б. Рамазанова, 1964), Целую женские руки (cл. Р. Гамзатова, 1970); для орк. - 3 симфонии (Горн и люди, 1966; Памяти поэта, 1970; Сулак-свидетель, 1978); концерт для оркестра (1979); концерты для инструментов с орк. - для скр. (1963, 1980), для влч. (1970, 1978); соната для влч. с фп. (1967); для голоса с фп. - вок. циклы Надписи (1965), Облака (1966, вариант с камерным орк.), Песни Муи (1972, все - на cл. Гамзатова), Я ношу в груди огонь (cл. О. Батырая, 1974), Зелёные косы грусти (cл. Адалло, 1973), И мир был посреди... (cл. Э. Дикинсон, 1976, два последних соч. также в вариантах для голоса с камерным орк.), Гой ты, Русь (cл. С. А. Есенина, 1979); песни (св. 150) на слова даг. поэтов и др.

Чампи В. Л.

Чампи В. Л. (Ciampi) Винченцо Легренцио (1719, близ Пьяченцы - 2 IV (по др. данным, 30 III) 1762, Венеция) - итал. композитор. Учился в Неаполе у Ф. Дуранте и Л. Лео. Был дирижёром итал. оперных трупп в Лондоне (1748-52), Париже (1752-56). Его деятельность в Париже совпала с "войной буффонов"; известность принесла ему опера-буффа "Вертольдо при дворе" ("Bertoldo alla corte", 1753) - своего рода опера-пародия. Писал также оперы-сериа, среди к-рых выделяется "Дидона" (1754). Ряд опер создал на сюжеты комедий К. Гольдони, на либр. П. Метастазио. Музыка Ч. неоднократно использовалась в англ. пастиччо - "Летние выдумки" ("The summer's tale", 1765), "Лионель и Кларисса" (1768), "Пленник" ("The captive", 1769). Писал духовную музыку, инстр. произведения.

Литература: Anguissоlа С., V. L. Ciampi..., Piacenza, 1934, Monza, 1936.

Чан Ван Кхе

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чанг

Чанг - чaнк.

1) Иранская угловая арфа. Имеет трапециевидный, слегка изогнутый корпус, часто украшенный орнаментом. Восходит к древним инструментам Ассирии, Сев. Индии. Ч. имел разл. количество струн (13-100; часто двойные, тройные), к-рые защипывали пальцами обеих рук (иногда на большие пальцы надевали в качестве плектра напёрстки). Древнейшие изображения относятся к 600 н. э. Играли на Ч. гл. обр. женщины. Ныне встречается среди иранцев, живущих в Афганистане. Родственные муз. инструменты - аюмаа, чанги и др. С 14 в. Ч. называются инструменты типа цимбал и псалтериума.

2) Узб. и тадж. нар. струнный удар. муз. инструмент, род цимбал. Имеет плоский, трапециевидный деревянный корпус (длина обращённой к исполнителю стороны 850-1000 мм, противоположной - 630-800 мм, ширина 300-400 мм) на небольших ножках, прикрывается деревянной крышкой. На верхней деке 1-3 резонаторных отверстия в виде резных розеток. Металлич. струны натянуты в продольном направлении; они крепятся с левой стороны корпуса к металлич. штифтам, с правой - к металлич. колкам, вращаемым спец. ключом. Струны делятся на 2 группы - низкого и высокого регистров. Струны первой группы одинарные, опираются на подставку близ колков; издают звуки диатонич. звукоряда. Между этими струнами проходят струны 2-й группы, опирающиеся на левую подставку, к-рая делит их на 2 неравные части: часть струны справа от подставки даёт звук октавой выше соседней струны 1-й группы, слева от неё - квинтой выше звука правой части той же струны. Т. о. образуются 3 диатонич. звукоряда:

As - ges, as - ges1, es - des2.

Исполнитель ударяет по струнам 2 эластичными деревянными или бамбуковыми палочками. Звук громкий, долго не затухающий, яркого, звонкого тембра. Сила звука может изменяться в широких пределах. На Ч. играют соло, чаще в ансамбле с др. нар. инструментами. В 1940-е гг. Ч. усовершенствован мастерами А. И. Петросянцем и С. Б. Диденко. Созданные ими разновидности Ч. входят в совр. узб. и тадж. оркестры нар. инструментов; имеют хроматич. звукоряд. Их диапазоны: g - е3 (прима), G - е2 (тенор), C1 - g (бас).

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 162, 172; Кароматов Ф., Узбекская инструментальная музыка, Таш., 1972, с. 149.

Н. А. Лисова.

Чангалович М.

Чангалович М. (Чангаловић) Мирослав (р. 3 IV 1921, Гламоч) - сербский певец (бас). Учился пению у З. Зиковой в Белграде. С 1947 солист оперной труппы белградского Нац. т-ра, где сначала пел и баритоновые, и басовые партии, затем, став ведущим солистом т-ра, исполняет гл. басовые партии, преим. в рус. операх. Среди партий - Борис Годунов, Досифей, Кончак и Галицкий; Иван Грозный ("Псковитянка"), Амонасро; Филипп II ("Дон Карлос"); Дон Кихот ("Дон Кихот" Массне), Юлий Цезарь ("Юлий Цезарь в Египте" Генделя). Участвует в качестве ведущего солиста в исполнении опер и ораторий композиторов Югославии - П. Конёвича ("Коштана", "Зетский князь", "Крестьяне"), К. Барановича ("Невеста из Цетиньграда"), Д. Радича ("Любовь - это главное"), Э. Иосифа ("Смерть Стефана Дечанского") и др. Часто выступает в концертах с исполнением арий из нац., классич. и совр. зап.-европ. опер и вок. симф. соч. (в т. ч. из ораторий "Царь Эдип" Стравинского, "Мессия" Генделя; Реквиема Верди и др.), а также романсов и песен (М. П. Мусоргского и др.). Гастролирует во мн. городах стран Европы, Сев. и Юж. Америки, Японии и др.; неоднократно выступал в СССР (с 1955). Участвует в междунар. муз. фестивалях и конкурсах (в 1951 - 1-я пр. на Междунар. конкурсе музыкантов-исполнителей в Женеве). Обладает сильным гибким голосом красивого тембра; сочетает высокую вок. технику со сценич. мастерством (особое внимание уделяет мимике и жесту) и глубиной интерпретаций.

Е. И. Гордина.

Чанги

Чанги - пандури (груз.), ши-мeквше (сванское, букв. - сломанная рука), - груз. струн. щипковый муз. инструмент. Род угловой арфы. Состоит из прямоугольного продолговатого долблёного корпуса (дл. 440-720 мм, шир. 110-195 мм), к к-рому под углом (чаще прямым) прикрепляются прямая или слегка выгнутая шейка (обычно с резным орнаментом) с поперечными колками. Дека с резонаторными отверстиями привязывается (приклеивается или прибивается) к корпусу. Изготовляется только из древесины деревьев хвойных пород. При игре Ч. держат на коленях, шейкой вправо. Пропустив правую руку между шейкой и её струнами, указат. пальцем защипывают струны с внешней стороны инструмента, левой рукой - с внутренней. Звук тихий. На Ч. можно извлекать как отд. звуки, так и созвучия (2-3 звука). Звукоряды: f - g - а - h - с1 - d1; е - f - g - а - h - с1 - d1. Как нар. инструмент сохранился лишь в Сванетии, где на ши-меквше (на одном или неск. инструментах) аккомпанируют пению, исполнению сказаний; входит в инстр. и вок.-инстр. ансамбли, чаще с чунири. Среди родственных инструментов др. народов - аюмба (абх.), дуадастанон (осет.), пигинэтарко (адыг.), пшедегекуб-куа (карачаево-черкесский), пшина-дыку-бко, пшина-рукубко, каныр-кобуз (каб.-балк.), чанг и чанк (перс.), жанк (арабский).

Чанги

Наигрыши на чанги.

В 1930-е гг. Ч. усовершенствованы сов. мастерами И. И. Кургули (инструмент с 16 волосяными струнами), С. Г. Тамаришвили (с 23 жильными струнами), К. А. Вашакидзе (3 вида хроматич. Ч. о 13 капроновыми струнами) и используются в нац. оркестрах нар. инструментов.

Литература: Аракишвили Д., В Грузии, "СМ", 1930, No 7; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975; Шилакадзе М. И., Грузинская народная инструментальная музыка, Тб., 1967 (дисс.); Xашба И., Абхазские народные музыкальные инструменты, Сухуми, 1967, 1979; Мшвелидзе A., Грузинская народная музыка, М., 1969; Sachs С., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1964; Marcuse S., Musical instruments. A comprehensive dictionary, N. Y., 1975.

В. Ф. Федько.

Чанг-кобуз

Чанг-кобуз - чанг-кавуз (тадж. и узб.), темир-чанг-кобуз (узб.), чанги занона (тадж.), - самозвучащий язычковый муз. инструмент. Род варгана. Имеет кованый железный подковообразный корпус, стальной язычок. В прошлом изготовлялись костяные (суяк-чанг-кобуз) и деревянные (копуз) разновидности Ч.-к.; язычок в них приводили в колебат. движение, дёргая за привязанную к нему верёвку; эти разновидности полностью вышли из употребления. Используется гл. обр. женщинами (предполагается, что это связано с древними магич. функциями, относящимися к временам матриархата). На Ч.-к. исполняются несложные наигрыши, песенные и танц. мелодии, к-рые нередко импровизируются. Ныне в Узбекистане и Таджикистане встречается редко.

Литература: Кароматов Ф., Узбекская инструментальная музыка, Таш., 1972, с. 95-102; Галайская Р., Варган у народов Советского Союза (к вопросу об архаизмах в народном музыкальном инструментарии), в кн.: Проблемы музыкального фольклора народов СССР, М., 1973, с. 340; Кароматов Ф., Нурджанов Н., Музыкальное искусство Памира, кн. 1, М., 1978, с. 10.

Р. Б. Галайская.

Чаньго

Чаньго - чанго, - кор. ударный муз. инструмент. Род двустороннего барабана. Состоит из деревянного полированного корпуса (иногда его лакируют) и 2 стянутых между собой кручёными шнурами кожаных мембран. По форме напоминает две рюмки, вертикально поставленные одна над другой и соединённые основаниями коротких ножек.

Чапи Р.

Чапи-и-Лорeнтe (Chapн y Lorente) Руперто (27 III 1851, Вильена, пров. Аликанте, Испания - 25 III 1909, Мадрид) - испан. композитор и дирижёр. В 1872 окончил Мадридскую консерваторию, позже совершенствовался в Италии, Франции и Германии. В 1893 основал первое в Испании Об-во композиторов и муз. издателей. Наряду с Ф. А. Барбьери и Т. Бретон-и-Эрнандесом принадлежит к числу крупнейших композиторов, работавших в области сарсуэлы; им написано 155 сарсуэл, среди наиболее известных - "Бунтарка" ("La revoltosa", 1897), а также "Буря" ("La tempestad", 1882), "Колдунья" ("La bruja", 1887), "Курро Варгас" (1892), "Букет роз" ("El puсao de rosas", 1902). Современники называли Ч. "испанским Массне", его высоко ценили М. де Фалья, К. Сен-Сане и др. Автор ряда орк. произв., 4 струн. квартетов, пьес для дух. оркестра, для фп., культовых сочинений.

Чаплыгин Н. П.

Николай Петрович (р. 26 XI (9 XII) 1905, Воронеж) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1967). Чл. КПСС с 1946. Окончил Моск. консерваторию по классам композиции у Г. Э. Конюса и Н. С. Жиляева (1930), дирижирования у К. С. Сараджева (1931). Был чл. "Проколл". В 1930-34, 1939-41 работал во Всесоюзном доме нар. творчества, в 1942- 1945 худ. рук. Ансамбля песни и пляски Черноморского флота, в 1949-72 гл. ред. муз. вещания Всесоюзного радио, нач. Гл. управления художеств. вещания, зам. пред. Гостелерадио СССР.

Сочинения: опера Страна Муравия (по поэме А. Т. Твардовского, 1941); оратория Севастополь (слова сов. поэтов, 1946); симфония (1940); для орк. нар. инстр. - симфониетта (1937), 5 пьес (1950); хоры a cappella - сюита Россия (cл. А. А. Прокофьева, 1948), хоры на cл. М. В. Исаковского (1947); массовые песни; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам; обр. нар. песен.

Чаргейшвили Н. Н.

Нектариос Нектариосович (псeвд. Н. Яковлев) (5 IX 1937, Ленинград - 14 XI 1971, Москва) - сов. композитор. Окончил Моск. консерваторию (1963) и аспирантуру при ней (1966) у Т. Н. Хренникова; занимался также у А. И. Хачатуряна. В 1969 окончил классич. отделение философского ф-та МГУ. В 1966-68 преподаватель Моск. консерватории (чтение партитур, инструментовка). В своих соч. Ч. развивал традиции рус. муз. школы; в его творчестве прослеживаются осн. линии симфонизма - колористическая (одноактные балеты "Три года Добрынюшка стольничал", 1963; "Добрыня чудь покорил", 1965) и драматическая (концерт для скрипки с оркестром, 1966). Ч. широко и разнообразно применял полифонич. технику (тембровая полифония в симф. поэме по Кирше Данилову, 1965; преломление полифонич. стиля Возрождения в сюите для струн. оркестра памяти К. Монтеверди, 1967).

Сочинения: балет Возвращение блудного сына (1967); для орк. - концерт (1960), симфония памяти А.Виноградова (1970), симф. сюита (1957), скерцо (1957), 2 концерта для камерного орк. (No 1 с концертирующими тарелками, 1959; 1962); 3 хора а сарреlla (cл. К. Н. Батюшкова и А. С. Пушкина, 1965); 4 пьесы для гобоя, скр. и фп. (1960); произв. для фп.; музыка к кинофильмам.

Чардаш

Чардаш (венг. csardas, от csarda - трактир, деревенский кабачок) - венг. нар. танец в размере 2/4 или 4/4. Состоит из 2 контрастных частей: меланхолич. или патетич. медленного вступления, сопровождающего круговую муж. пляску - лассу, или лашшу (венг. lassъ), и быстрой фришки (венг. friss), сопровождающей зажигательную парную пляску. Фришка часто начинается медленно, но, постепенно ускоряясь, достигает стремительного темпа. Ч. восходит, с одной стороны, к венг. танцам с типичной для них острой ритмикой, с другой - к виртуозной инстр. импровизации цыган с её богатой орнаментикой, выразительной и страстной мелодикой. Прототипы Ч. - шуточный танец csalogatбsz, венг. кадриль (magyar kцr), двухчастный halgato nota с медленным инстр. вступлением и быстрым bokбzу, ср.-век. hajdutanc (танец гайдуков - венг. наёмных солдат, служивших при замках). Первая публикация Ч. относится к 1834; тогда же Ч. стал бальным танцем. Наибольшей популярности Ч. достиг в 1845-80; как нар. танец существует в Венгрии и поныне. В проф. музыке Ч. нашёл претворение в "Венгерских рапсодиях" и чардашах для фп. Листа ("Csбrdas macabre", 1882; "Csбrdas obstinй", 1884), "Венгерских танцах" Брамса, в балетах "Лебединое озеро" Чайковского и "Коппелия" Делиба.

М. И. Катунян.

Чарекян С. Г.

Сурен Габриэлович (9(22) I 1901, Тбилиси - 12 VIII 1979, Ереван) - сов. дирижёр. Нар. арт. Арм. ССР (19 56). Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1944). В 1922-27 учился в Тбилисской консерватории по классу скрипки у М. Р. Ледника. В 1932 окончил Ленингр. консерваторию по классу дирижирования у А. В. Гаука. В 1932-35 и с 1944 преподавал в Ереванской консерватории (классы оперного и оркестрового дирижирования; с 1971 профессор). С 1935 дирижёр Грузинского, с 1937 гл. дирижёр Узбекского, с 1944 дирижёр (в 1957-63 гл. дирижёр) Армянского т-ров оперы и балета. В разнообразном репертуаре Ч. особое место занимали оперы П. И. Чайковского, Дж. Верди и Ж. Бизе, а также произв. арм. композиторов; под его упр. осуществлены первые пост. опер "Намус" Ходжа-Эйнатова (1945), "Хачатур Абовян" Арменяна (1960).

Литература: Петросян М., Три армянских дирижера, Ер., 1976 (на арм. яз.).

Чарлстон

Чарлстон - чарльстон (англ. charleston), - бальный танец. Возник в 1922 в г. Чарлстон (США, штат Южная Каролина; отсюда назв.). Первые образцы Ч. входили в негр. ревю; с 1926 в несколько смягчённой форме известен как бальный танец. Ч. - одна из форм джаза, вид регтайма, быстрая разновидность фокстрота. Для Ч. характерны размер 4/4 (иногда

Чарлстон

.), синкопированный ритм:

Чарлстон

Темп в ранних образцах Ч. негр. композиторов С. Мажа и Дж. Джонсона - = 126, в бальных Ч. - = 96. Ч. пользовался популярностью в США и Европе до кон. 1930-х гг. и в 1960-е - 70-е гг.

Чарлстон

P. M. Глиэр. Чарлстон из балета "Красный мак".

Жанр Ч. использовали в своих произв. нем. комп. Э. Шульгоф ("Etudes de Jazz" для фп., 1927) и сов. комп. Р. М. Глиэр (балет "Красный мак" ("Красный цветок"), пост. 1927).

Частий Н. А.

Николай Андреевич (25 III (7 IV) 1905, г. Валки, ныне Харьковской обл. - 18 XI 1962, Киев) - сов. певец (бас). Нар. арт. УССР (1941). Учился в Харьковском муз.-драм. ин-те у Н. Л. Чемезова. В 1930-35 солист Харьковского, в 1935-41 и 1944-1958 - Украинского т-ров оперы и балета. Лауреат 2-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1935, 3-я пр.). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 работал в Груз. т-ре оперы и балета. Ч. обладал сильным голосом, ровным во всех регистрах, ему одинаково удавались как драматические, так и жанрово-характерные партии. Среди многочисл. партий - Сусанин, Гремин, Мельник, Галицкий, Мефистофель; Кецал ("Проданная невеста"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Цангала ("Даиси"), Тарас Бульба и Выборный ("Тарас Бульба" и "Наталка Полтавка" Лысенко), Кривонос и дьяк Гаврило ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Карась ("Запорожец за Дунаем"). В конц. репертуаре Ч. были вок. произв. композиторов-классиков, нар. укр. песни и песни сов. авторов. Гос. пр. СССР (1950; за исполнение роли посла в кинофильме "Щит Джургая").

Н. С. Шурова.

Частичные тоны

Частичные тоны (нем. Teiltцne, Partialtцne, франц. partieles sons, англ. partiales tones) - призвуки, входящие в состав спектра муз. звука, важнейшие составляющие тембра звука. Каждый из них возникает в результате простейших по форме синусоидальных колебаний отд. частей звучащего тела (напр., 1/2, 1/3 и т. д. долей струны). В муз. звуке, кроме осн. тона, по к-рому определяется высота звука, практически содержится неск. Ч. т.; они сливаются в единое целое, их можно услышать (выделить слухом) только при направленном внимании или с помощью специальных акустич. фильтров. На слух отд. Ч. т. представляют собой простые звуки; они характеризуются высотой и громкостью. Различают гармонич. Ч. т. (гармоники), соотносящиеся друг с другом по частоте как ряд натуральных чисел - 1, 2, 3, 4 и т. д. (напр., в звучании струн скрипки, рояля, в звучании столба воздуха у дух. инструментов), и негармонич. Ч. т., частоты к-рых соотносятся по к.-л. иному принципу (напр., у удар. инструментов могут быть соотношения типа 1, 32, 52, 72 и т. д.). Ч. т., расположенные выше осн. тона, наз. обертонами; в теории акустики существует понятие унтертоны, характеризующее Ч. т., расположенные ниже осн. тона. В гармонич. интервалах, аккордах, созвучиях взаимодействие между Ч. т. приводит к образованию дополнит. призвуков (тонов совпадения, комбинационных тонов разности и т. п.), иногда искажающих гармонию, к возникновению биений - периодич. изменений громкости общего звучания. В исполнит. практике широко используется приём выделения Ч. т. из общего звучания - флажолеты.

Литература: Гарбузов H. A., Натуральные призвуки и их гармоническое значение, в кн.: труды ГИМНа. Сб. работ комиссии по музыкальной акустике, вып. 1, М., 1925; его же, Гармоническое видоизменение аккордов натуральными призвуками, там же, вып. 2, М., 1929; его же, Зонная природа тембрового слуха, М., 1956; Музыкальная акустика, М.-Л., 1940, М., 1954; Корсунский С. Г., Влияние спектра воспринимаемого звука на его высоту, в сб.: Проблемы физиологической акустики, т. 2, М.-Л., 1950; Назайкинский Е. В., Paгс Ю. Н., Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука, в сб.: Применение акустических методов исследования в музыкознании, М., 1964; Володин A. A., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970; Meyer E., Buchmann G., Die Klangspektren der Musikinstrumente, В., 1931.

Ю. H. Рагс.

Частушки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чебан Т. С.

Тамара Савельевна (р. 9 (22) Х 1914, с. Березложи, ныне Оргеевского р-на Молд. ССР) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. СССР (1960). Чл. КПСС с 1953. Деп. Верх. Совета СССР 3-5-го созывов. Училась в фельдшерской школе в Кишинёве, пела в хоре. В 1946 окончила Кишинёвскую консерваторию по классу пения у Л. Бабич (занималась также в Саратовской консерватории). В 1945-51 пела в Кишинёвской оперной студии, была солисткой Молд. радио; в 1951-73 выступала с оркестром молд. нар. инструментов "Флуераш" (гастролировала с ним за рубежом). С 1973 преподаёт пение в Кишинёвском ин-те иск-в (с 1976 доцент). Ч. - известная исполнительница молд. нар. песен (в её репертуаре св. 400 песен, в т. ч.: "Ляна", "Моришка", "Лелицэ Марие"), песен др. народов СССР, а также произв. молд. композиторов ("Новая дойна" Коки, "Праздничная хора", "Кэнэцуе" Георгицэ и др.). Почётный пред. Муз.-хорового об-ва Молд. ССР (1973). Гос. пр. СССР (1950).

Литература: Шубин Э., Народная артистка Молдавской ССР Т. С. Чебан, Киш., 1960; Rеменко Г., Лие, лие, чокырлие, Кишинэу, 1964 (на молд. яз.); Pедько A., Народная артистка СССР Тамара Чебан, Киш., 1972.

Чеботари М.

Чеботари М. (Cebotari), Чеботару, Чеботарь Мария (10 (23) II 1910, Кишинёв - 9 VI 1949, Вена) - певица (лирич. сопрано). По национальности молдаванка. В детстве пела в церк. хоре. В 1924-29 училась в Кишинёвской консерватории у Г. Афанасиу, позже совершенствовалась в Берлине в Высшей муз. школе у О. Даниеля. С 1929 выступала с рус. драм. труппой в Бухаресте и Париже. В 1931 дебютировала в Дрезденской гос. опере (в партии Мими), с 1935 солистка Берлинской гос. оперы, с 1947 - Венской гос. оперы. В 1931 впервые выступила на Зальцбургском фестивале, участвовала в этих фестивалях и в дальнейшем, в т. ч. в первых пост. опер "Смерть Дантона" Эйнема (1947) и "Волшебный напиток" Мартена (1948). Гастролировала в странах Европы (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Дания, Бельгия, Швейцария, Чехословакия и др.).

Одна из крупнейших певиц 1-й пол. 20 в., яркая представительница нем. вок. школы. Голос Ч. отличался теплотой, гибкостью, пластичностью, мягкостью и красотой звучания; в совершенстве владела иск-вом пепия legato. Исполнению Ч. были свойственны простота, задушевность. Её репертуар включал ок. 60 партий, в их числе - Виолетта (любимая партия певицы), Мими, Чио-Чио-сан; Сюзанна и Графиня ("Свадьба Фигаро"), Софи ("Кавалер розы"), Татьяна (на рус. яз.), Иоланта, Антонида. С успехом пела и партии драм. сопрано - Саломеи; Турандот ("Турандот" Пуччини) и др. К крупным артистич. достижениям Ч. принадлежат партий Констанцы и Памины ("Похищение из сераля" и "Волшебная флейта" Моцарта), Арабеллы и Дафны ("Арабелла" и "Дафна" Р. Штрауса), Манон ("Манон Леско" Пуччини), Джильды. Первая исполнительница ведущих партий во мн. операх современных ей композиторов, в т. ч. Г. Зутермейстера, О. Шёка, Р. Дзандонаи, М. Лотара, Э. д'Альбера. С огромным успехом выступала в опереттах (её последняя роль - Лаура в "Нищем студенте" Миллёкера, март 1949). В конц. репертуаре Ч. были романсы М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, песни Р. Франца, М. Регера, П. Корнелиуса, сопрановые партии в 9-й симфонии Бетховена, реквиеме Моцарта, 2-й симфонии Малера. Снималась в кино (в фильмах "История одной жизни" и "Песня матери" её партнёром был Б. Джильи). Творч. дружба связывала Ч. с Р. Штраусом (была первой исполнительницей партии Аминты в его опере "Молчаливая женщина", 1935), Б. Вальтером, Ф. Бушем, К. Бёмом, К. Краусом.

Литература: Тимохин В., Мария Чеботари, "МЖ", 1969, No 14; Чайковский Г., Знаменитые певцы Молдавии, Киш., 1975, с. 55-58, Mingott i A., Maria Cebotari, das Leben einer Sдngerin, Salzburg, 1950.

В. В. Тимохин.

Чеботарян Г. М.

Гаянэ Моисеевна (Мовсесовна) (р. 8 XI 1918, Ростов-на-Дону) - сов. композитор, музыковед и педагог. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1965). Кандидат искусствоведения (1966). Чл. КПСС с 1960. В 1943 окончила Ленингр. консерваторию по классу композиции у X. С. Кушнарёва и по классу фп. у М. Я. Хальфина. В своём композиторском творчестве Ч. особенно часто обращается к фп. музыке. Лучшие её соч. отмечены рельефностью образов, лиричностью. С 1947 преподаёт в Ереванской консерватории (класс спец. полифонии; с 1977 профессор). Разработала курс "Полифония в армянской музыке". Автор монографии "Полифония в творчестве А. Хачатуряна" (1969), статей, очерков, методич. работ, в т.ч. хрестоматии по полифонии (образцы арм. музыки).

Сочинения: поэма-кантата Армения для хора и орк. (1947); симф. картины Празднество (1950); концерт для фп. с орк. (1980); фп. трио (1945); произв. для разл. инструментов с фп.; для фп. - соната (1943), цикл прелюдий и фуг в ладах арм. музыки (1979), Полифонический альбом для юношества (1972), прелюдии (1948), конц. этюды (1963) и др.; хоры a cappella, произв. для голоса с фп., обр. нар. песен.

Литература: Гилина Е., Гаянэ Чеботарян, Ер., 1979.

Чедвик Д. У.

Чедвик Д. У. (Chadwick) Джордж Уайтфилд (13 XI 1854, Лоуэлл - 4 IV 1931, Бостон) - амер. композитор, органист, педагог и дирижёр. В 1877-80 учился в Бостоне и Берлине (орган), у С. Ядассона, Р. Рейнеке и Э. Ф. Рихтера в Лейпциге (муз.-теоретич. предметы, композиция), у Й. Г. Рейнбергера в Мюнхене (орган и композиция). В 1880-97 церк. органист в Бостоне. С 1882 профессор, в 1897-1931 директор бостонской Новоанглийской консерватории. Ч. - один из основоположников амер. композиторской школы; среди его учеников - ведущие композиторы США 1-й пол. 20 в. - X. Паркер, Ф. Конверс, Г. Хедли, Д. Г. Мейсон, Э. Хилл. Был главой т.н. 2-й новоангл. (бостонской) школы, продолжал традиции Дж. Н. Пейна (см. Соединённых Штатов Америки музыка). Дирижировал на основанных им муз. фестивалях в Новоангл. консерватории (руководил студенч. оркестром) и в Истменской школе музыки в Рочестере (1880). Был рук. Спрингфилдских (1889-99) и Вустерских (1897-1901) муз. фестивалей. Выступал с ведущими амер. симф. оркестрами. Как композитор сформировался под влиянием творчества поздних нем. романтиков (в оркестровке испытал воздействие музыки Р. Вагнера). Писал гл. обр. программную музыку.

Сочинения: оперы - Тихая квартира (Quiet lodging, комич., 1892, Бостон), Табаско (1894, Бостон), Юдифь (1901); оперетта Жертва любви (Love's sacrifice, 1916); для opк. - 3 симфонии (1882-96), симфониетта (1904), симф. поэмы Клеопатра (1905) и Ангел смерти (Angel of death, 1919), увертюры; Рип ван Винкль (1879), Талия (1883), Мельпомена (драм. увертюра, 1891), Адонис (1900), Евтерпа (1906), симф. сюита (1911), пьесы; 5 струн. квартетов, фп. квинтет (1888); оды и др. соч. для хора и орк.; светские и культовые хоры a cappella; пьесы для фп. и для органа; свыше 100 песен с орк., с фп. и с органом.

Литература: Engel С., George W. Chadwick, "MQ", 1924, v. 10, No 7, p. 438 ff.; Langley A. L., Chadwick and the New England conservatory of music, там же, 1935, v. 21, No 1.

Чейз Г.

Чейз Г. (Chase) Гилберт (р. 4 IX 1906, Гавана) - амер. муз. критик, музыковед, педагог, муз.-обществ. деятель. Учился игре на фп. в Нью-Йорке (1926), окончил ун-т Сев. Каролины; брал уроки (муз.-теоретич. предметы) у М. Вальда в Париже. В качестве парижского корреспондента писал статьи для лондонских изданий - газ. "Daily Mail" и журн. "Musical Times", а также нью-йоркского журн. "Musical America" (1930-35). С 1935 работал в США; в 1936-39 редактор крупнейших амер. муз. словарей, в т. ч. выходивших в изд-ве Г. Ширмера в Нью-Йорке (ред. этого изд-ва), в 1939-40 - 4-го изд. "Биографического словаря музыкантов" под ред. Т. Бейкера ("Baker's biographical dictionary of musicians", 1940) и "Международной энциклопедии музыки и музыкантов" под ред. О. Томпсона ("The international cyclopedia of music and musicians", 1939, 1975), писал статьи для этих изданий. Состоял консультантом по вопросам, связанным с историей музыки Испании и Лат. Америки, муз. отдела Б-ки конгресса в Вашингтоне (1940-43) и Панамер. союза (1943-45). Был консультантом муз. б-к (с 1945), амер. атташе по вопросам культуры (1951-55) в странах Лат. Америки, а также в Бельгии (1958-60). Ч. - один из основателей Межамер. муз. совета (1957), его президент в 1960-63. Преподавал в Колумбийском ун-те в Нью-Йорке (1946-48), в Калифорнийском, Гарвардском, Бостонском ун-тах, а также в ряде ун-тов стран Лат. Америки и Зап. Европы (читал лекции на неск. языках), в Школе музыки ун-та в Оклахоме (до 1957, также её директор). В 1960-66 профессор музыки и лат.-амер. исследований Тулейнского ун-та (Новый Орлеан), где он в 1961 основал Междунар. ин-т муз. исследований, был его рук. (до 1969). Редактировал выпускаемый этим ин-том ежегодник (1965-69; с 1970 издаётся в Техасском ун-те в г. Остин). Чл. Амер. и Франц. музыковедч. об-в, Ассоциации муз. б-к, Испан. ин-та музыковедения и ряда др. амер. и заруб. муз. об-в и организаций. Автор книг и статей в разл. амер. и зап.-европ. периодич. и др. изданиях. В 1940-1942 и 1963-68 редактор муз. раздела "Справочника латиноамериканских исследований" ("Handbook of Latin American studies"), редактор и составитель историч. антологии "Говорит американский композитор..." ("The American composer speaks. An historical anthology. 1770-1965", (Baton Rouge), Louisiana, (1966)).

Сочинения: The music of Spain, N. Y., (1941, 1959); Bibliography of Latin American folk music, (Wash.), 1942; Music of the New World, v. 1-4, N. Y., 1942-44; A guide to Latin American music, (Wash., 1945), под назв.: A guide to the music of Latin America, Wash., 1962; The story of music, v. 1-2, N. Y., 1945-46; America's music..., N. Y., (1955); Introducciуn a la mъsica americana contemporбnea, B. Aires, (1958); Contemporary art in Latin America, N. Y.-L., (1970).

С. Ю. Сигида.

Чекиджян О. А.

Оганес Арутюнович (по уточнённым данным, р. 23 XII 1928, Стамбул, Турция) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. СССР (1978). Деп. Верх. Совета СССР 10-го созыва и Арм. ССР 9-го созыва. В 1951 окончил Стамбульскую консерваторию, в 1953 - "Эколь нормаль" в Париже, где занимался у Ж. Фурне, в 1961 - аспирантуру при Стамбульской консерватории. В 1946-60 (с перерывом в 1951-1954) зам. гл. дирижёра Стамбульской гос. капеллы, в 1960-61 - её гл. дирижёр, одновременно в 1958-61 муз. руководитель Стамбульской гор. оперы. С 1961 живёт в Армении, с того же года гл. дирижёр Гос. хор. капеллы Арм. ССР. Под его руководством коллектив с большим мастерством исполняет произв. композиторов-классиков, сов. арм. композиторов, нар. арм. песни, хоры из опер. Дирижирует также симф. концертами, выступает с крупнейшими оркестрами СССР. Гастролирует за рубежом. Автор муз. произв., в т. ч. вок.-симф. поэмы "Весенние грёзы", "Праздничной оды". В 1973-77 преподаватель Ереванского муз. уч-ща им. Р. Меликяна, с 1975 и Ереванской консерватории (с 1982 профессор). Гос. пр Арм. ССР (1970). Гос. пр. СССР (1975).

В. И. Зарубин.

Челанский Л. В.

Челанский Л. В. (Celanskэ) Людвик Витезслав (17 VII 1870, Вена - 27 X 1931, Прага) - чеш. дирижёр и композитор. Учился композиции у К. Штеккера в Пражской консерватории (1892-94), занимался также в оперной школе Ф. Пиводы. Работал симф. и оперным дирижёром в Пльзене (1895), Загребе (1898-99), Праге (в Нац. т-ре, 1899-1900). Один из основателей (1901) и первый рук. Чеш. филармонич. оркестра в Праге (в 1918-21 его гл. дирижёр). Возглавлял симф. оркестр во Львове (1902-04), гастролировал с ним в 1903 в России (Киев, Витебск, Смоленск и др. города), дирижировал оперными оркестрами в Кракове и Лодзи, затем в Праге ("Т-р на Виноградах", 1907-09; 1913-14), Париже (т-р "Аполло", 1909-13), Нью-Йорке (Комич. опера, 1914-18), симф. оркестрами в Киеве (1904-05), Варшаве (1905-06), Брно (1921-31). Дирижёр романтич. склада, Ч. исполнял гл. обр. чеш. классич. музыку и соч. др. слав., а также франц. композиторов. Выступал как муз. критик. В композиторском творчестве продолжал нац. традиции Б. Сметаны, А. Дворжака и З. Фибиха; в нек-рых соч. ощутимо влияние франц. импрессионистов. Инструментовал вок. цикл М. П. Мусоргского "В детской".

Сочинения: опера - Камилла (1897, Прага); 7 мелодрам, в т. ч. Чешская песня (Ceska pнsen, 1902); для орк. - симфония (1915), симф. трилогия Адам, Ной, Моисей (1915-19), симф. поэма Гимн солнцу (Hymnus slunci, 1920), конц. увертюры (1900, 1902); для фп. - пьесы; соч. для хора, в т. ч. культовые (Те Deum, 1916); песни; музыка к кинофильмам.

Литература: Helfert V., L. V. Celanskэ a Ceska filharmonie, Praha, 1919; К padesatэm narozeninбm L. V. Celanskйgo, Praha, 1920; Veselэ R., Dejiny Ceskй filharmonie, Praha, 1935.

Г. Я. Юдин.

Челеста

Челеста (итал. celesta, от celeste - небесный) - пластиночный ударно-клавишный муз. инструмент. Получил назв. от нежного, серебристо-певучего, "небесного" звука, похожего на звук колокольчика. Состоит из деревянного корпуса (сходного с корпусом пианино или фисгармонии), упрощённой фп. механики и набора металлич. пластинок или трубок, укреплённых в корпусе на резонаторах. Диапазон с1 - с5, нотируется на октаву ниже действит. звучания; звукоряд хроматический. Происходит от т. н. камертоновых клавиров, в к-рых источником звука служили наборы камертонов (изобретены лондонским мастером Ч. Клаггетом в 1788). Ч. была изготовлена парижской фирмой "О. Мюстель" (патент 1886) и вскоре введена (для особых эффектов) в симф. оркестр (баллада "Воевода", 1891, опера "Щелкунчик", 1892, Чайковского и др.). Встречается и в партитурах современных композиторов; нотируется между партиями ксилофона и арфы.

Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 4, М., 1956; Berlioz H., Grand traitй de l'instrumentation et orchestration modernes, P., 1844 (рус. пер.: Берлиоз Г., Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке, ч. 2, М., 1972, с. 483).

А. М. Мирек.

Челябинский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Челяпов Н. И.

Николай Иванович (6 (18) V 1889, с. Дурное Пронского уезда Рязанской губ. - 22 IX 1941) - сов. правовед и муз. деятель. Доктор гос. и правовых наук (1934). В 1912 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Позднее занимался по классу фп. в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. С 1917 работал в Высшем совете нар. хозяйства, ЦК Всероссийского союза металлистов, Главпрофобре. С 1922 профессор, затем ректор Ин-та нар. хозяйства им. К. Маркса. В 1928 директор Ин-та сов. права Российской ассоциации н.-и. ин-тов обществ. наук. С 1929 зав. секцией сов. строительства в Ин-те сов. строительства и права Коммунистич. академии, профессор Ин-та красной профессуры сов. строительства и права, ответств. ред. журн. "Музыка и революция". В 1930-31 рук. Муз. сектора и директор Гос. академии искусствознания. Первый пред. Лоск. союза композиторов (1932-36). В 1933-37 ответств. ред. журн. "Советская музыка" (со дня его основания до No 6 за 1937), ред. разделов гос. права и музыки и автор ряда статей по вопросам теории и истории музыки первых изданий Большой советской энциклопедии и Малой советской энциклопедии, писал статьи для газ. "Советское искусство". Под ред. Ч. вышел "Музыкальный альманах" (М., 1932).

Сочинения: О задачах журнала "Советская музыка", "СМ", 1933, No 1; Историческая годовщина, там же, 1933, No 2; Основные вопросы советского музыкального творчества, там же, 1935, No 2; К итогам дискуссии на музыкальном фронте, там же, 1936, No 3; На пути создания советской классической оперы, в сб.: Тихий Дон, М., 1936; Пушкин в романсовом творчестве советских композиторов, "СМ", 1937, No 3, и др.

Литература: Гринберг M. A., В пути..., "СМ", 1966, No 12.

Л. Б. Римский.

Предыдущая страница Следующая страница