Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ч" (часть 2, "ЧЕМ"-"ЧИЖ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч" (часть 2, "ЧЕМ"-"ЧИЖ")

Чембало

Чембало - см. Клавесин.

Чемберджи Н. К.

Николай Карпович (11 (24) VIII 1903, Царское Село, ныне г. Пушкин - 22 IV 1948, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1944). Чл. КПСС с 1942. С 1913 занимался по теории музыки у С. А. Бугославского, по композиции - у своего дяди А. А. Спендиарова. В 1929 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у А. Н. Александрова (инструментовку изучал у С. Н. Василенко, анализ форм - У Г. Э. Конюса). В 1925-28 входил в Производств. коллектив студентов-композиторов Моск. консерватории ("Проколл"). В 1928-31 был чл. РАПМ. В 1928-32 зав. муз. частью Моск. центр. т-ра рабочей молодёжи (TRAM). В 1931-32 вёл класс композиции в Моск. консерватории. Пред. Моск. союза композиторов (1936-37), ответств. секретарь оргкомитета CK СССР (1942-45). Для Ч. характерно обращение к мелосу народов СССР. Автор первой башк. оперы "Карлугас" (1941). Гос. пр. СССР (1946).

Сочинения: опера Карлугас (Ласточка, 1942, Башк. т-р оперы и балета, Уфа); детский балет Сон Дрёмович (либр. К. Я. Голейзовского, 1943, Большой т-р); для солистов, хора и орк. - симфония-кантата Дело доблести (сл. С. М. Городецкого, 1933); для орк. - симфония-поэма Армения (1944), симфониетта (1947), Героическая поэма (1942), Русская увертюра (1936), сюиты: Таджикская (1932), на темы революц. песен (1937), Узбекская (1938), Танцевальная (1940), Московская, Детская (обе в 1945); Юбилейный марш РККА (1933); концерт для скр. с орк. (1928); для дух. орк. - марши - Красный Кавказ (1935), Походный (1942), Сталинград (1942), Слава гвардейцам (1942), Советская Башкирия (1945); сюита для орк. рус. нар. инструментов (1929); камерно-инстр. ансамбли - сюита для альта и фп. (1926); сюита Пионерия (для трубы и фп., 1927); концертино для квартета деревянных дух. инструментов (1935), 3 струн. квартета (квартет-сюита - 1926; 1931; 1943, Гос. пр. СССР, 1946), квинтет (для гобоя, клавесина, фагота, валторны и фп., 1927); 3 пьесы для фп. (1924); Армянские песни для голоса и струн. квартета (по записям Комитаса, 1945); для голоса с фп. - Армения (сл. С. Н. Кирсанова, 1930), Краснофлотские песни (1933), Песня о Москве (сл. Джамбула Джабаева, 1935), Улыбка (сл. Е. А. Долматовского, 1937), Песни о Родине (1937-38), 3 песни на сл. Р. Бёрнса (1940); для хора с фп. - Комсомольская ударная (совм. с В. А. Белым и А. А. Давиденко, сл. С. Б. Болотина, 1932), Песня солидарности (сл. Болотина и Т. С. Сикорской, 1934); музыка к спектаклям драм. т-ров и др.

Литературные сочинения: Творчество Франца Сабо, "СМ", 1933, No 5; Музыка Советской Армении за годы Великой Отечественной войны, Ер., 1944.

Литература: Поляновский Г. A., H. К. Чемберджи, М.-Л., 1947; его же, Н. К. Чемберджи, в его кн.: 70 лет в мире музыки, М., 1977; Кабалевский Д. Б., Pере В. Г., Н. К. Чемберджи. (Некролог), "СМ", 1948, No 2; Белый В. A., Заметки о творчестве Н. К. Чемберджи, "СМ", 1973, No 11.

Л. Б. Римский.

Чемоданов С. М.

Сергей Михайлович (18 (30) VII 1888, дер. Кирилловка Московской губ. - 6 III 1942, Москва) - сов. муз. писатель, педагог и лектор. В 1907-11 учился на историко- филологич. ф-те Моск. ун-та; за участие в организации всеобщей студенч. забастовки исключён с последнего курса; в 1912 экстерном сдал гос. экзамены. В 1910 поступил в Моск. консерваторию в класс фп. К. Н. Игумнова; в 1914 окончил пед. отделение, затем занимался на старшем (виртуозном) отделении (по 1916). Читал лекции по всеобщей истории в Москве (в т. ч. на Пречистенских рабочих курсах), по рус. истории в Тифлисе (в ун-те, 1917-19). Вёл курсы истории музыки и истории иск-в в Тифлисской консерватории (1918-23, преподавал также игру на фп.). С 1923 работал в Москве. Преподавал историю музыки в МГУ (1923-31, доцент), ГИТИСе (1923-42, с 1935 профессор) и др. уч. заведениях, выступал как муз. критик. Вёл разностороннюю муз.-просветительскую деятельность. Автор мн. статей в периодич. печати и радиопередач. Ряд его трудов остался в рукописи.

Сочинения: Социально-экономические основы музыки, М., 1925; История музыки в связи с историей общественного развития. Опыт марксистского построения истории музыки, К., 1927; Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов, М., 1927 (на рус. и нем. яз.); Что нужно знать каждому о музыке, М., 1930; Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. К 50-летию музыкальной деятельности, М., 1933; Моцарт и его опера "Свадьба Фигаро", в сб.: "Свадьба Фигаро", Л., 1936; М. И. Глинка, М., 1942, и др.

Б. С. Штейнпресс.

Червонюк Е. И.

Евгений Иванович (р. 21 IV 1924, Брусилов, ныне Житомирской обл.) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1967). Чл. КПСС с 1960. Деп. Верх. Совета УССР 6-8-го созывов. В 1950 окончил Киевскую консерваторию, где учился у Д. Г. Евтушенко и И. С. Паторжинского. В 1950-52 солист Украинского, с 1952 - Харьковского т-ров оперы и балета. Ч. обладает "сочным", выразительным голосом тёплого тембра, с одинаковым успехом исполняет партии героико-драм., лирич. и комич. плана. Среди партий - Сусанин, Руслан, Борис Годунов, Кочубей, Кончак, Галицкий, Мельник, Мефистофель, Филипп II; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Дон Паскуале ("Дон Паскуале" Доницетти), Фальстаф ("Виндзорские проказницы" Николаи), Тарас Бульба и Выборный ("Тарас Бульба" и "Наталка Полтавка" Лысенко), Карась ("Запорожец за Дунаем"), Кривонос ("Богдан Хмельницкий" Данькевича). Первый исполнитель партий Арбенина ("Маскарад" Артамонова, 1957), Берника ("Буковинцы" Карминского, 1957), Жухрая ("Павел Корчагин" Юхновской, 1961), Хромченко ("Коммунист" Клебанова, 1967). В конц. репертуаре Ч. - романсы и песни укр. сов. композиторов. Гастролировал за рубежом (Польша, Чехословакия, Венгрия, Болгария, Румыния, ГДР, Канада и др.). С 1960 преподаёт в Харьковском ин-те иск-в (с 1977 профессор). Автор статьи "Неувядаемые слова солдата" ("СМ", 1975, No 9).

Литература: Яворський Е., Головна роль життя. (Беседа с Е. Червонюком), "Украпна", 1974, No 16.

П. В. Шокальский.

Черёмухин М. М.

Михаил Михайлович (р. 6 (19) I 1900, Москва) - сов. композитор. Окончил Моск. консерваторию у Н. Я. Мясковского (1928). В 1937-50 консультант Всесоюзного дома нар. творчества.

Сочинения: оперы - Калинка (1942), Гамлет (1934-38, не оконч.), У моря мира (по повестям H. H. Панова, 1975); для хора и орк. - 2 кантаты (Новая деревня, слова народные, 1930; Красная армия, слова сов. поэтов, 1932); для орк. - 2 симфонии (1928; Волга, 1944); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 2 струн. квартета; для голоса с фп. - романсы на cл. Ф. И. Тютчева, Е. А. Баратынского, А. А. Блока, Б. Л. Пастернака, В. В. Маяковского, А. Т. Твардовского и др.; сюита Голоса БАМа (для 3 певцов и фп., слова строителей БАМа и сов. поэтов, 1980); песни.

"Черепашка"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Черепнин А. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Черепнин Н. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Черкасов Г. К.

Геннадий Константинович (р. 23 II 1930, Ленинград) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1956. В 1953 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у С. Е. Фейнберга, в 1956 - у него же аспирантуру, в 1961 - по классу дирижирования у Л. М. Гинзбурга. В 1957-58 стажировался по дирижированию в Парижской консерватории. С 1960 дирижёр Оперной студии при Моск. консерватории. С 1962 дирижёр-стажёр Большого т-ра, в 1964-72 гл. дирижёр Моск. т-ра оперетты. Дирижирует симф. концертами. С 1972 гл. редактор Гл. редакции муз. радиовещания Гос. комитета СССР по телевидению и радиовещанию. С 1954 преподаватель (с 1980 доцент) Моск. консерватории. Гастролировал за рубежом.

Черкасская М. Б.

Марианна Борисовна (13 (25) II 1875, Петербург - 1934, Рига) - рус. певица (драм. сопрано). В 1900 окончила Петерб. консерваторию по классу пения у К. Ферни-Джиральдони и успешно дебютировала в партии Татьяны в Мариинском т-ре, где пела до 1918. В 1919-29 солистка Латыш. оперы. В 1907 принимала участие в концертах "Рус. сезонов" в Париже, организованных С. П. Дягилевым. С большим успехом гастролировала в Италии (т-р "Ла Скала", 1909; была приглашена для исполнения партии Брунгильды в опере "Валькирия" Вагнера), Франции, Греции, Германии и др. Ч. обладала голосом большого диапазона, красивого тембра, с яркими, "металлич." верхами. Её исполнение отличалось кантиленностью, безупречной музыкальностью, чёткой фразировкой, ясной дикцией, мастерством сценич. перевоплощения. В обширном репертуаре Ч. выделялись партии в операх Р. Вагнера. Среди лучших партий - Феврония ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Горислава ("Руслан и Людмила"), Лиза, Татьяна; Венера и Елизавета ("Тангейзер"), Изольда ("Тристан и Изольда"), Ортруда ("Лоэнгрин"), Брунгильда (в операх тетралогии "Кольцо нибелунга"). В последние годы жизни концертировала и преподавала.

Литература: Зигфрид (Старк Э.), Петербургская опера и ее мастера, Л.-М., 1940; Константинова И. Г., Тарасов Л. М., Ла Скала, Л., 1977, с. 66.

Ю. Б. Перепёлкин.

Черкасский Ш.

Черкасский Ш. (Cherkassky) Шура (р. 24 IX (7 X) 1911, Одесса) - амер. пианист. В США - с 1922. Учился игре на фп. у И. Гофмана в Ин-те Кёртис в Филадельфии. Впервые выступил публично в 12-летнем возрасте в Балтиморе. С 1927 гастролирует, играет с ведущими амер. и др. оркестрами в США, Австралии, Юж. Африке и в странах Европы; выступал в сольных концертах в СССР в 1938 и 1977. Нек-рое время жил в Париже (с 1939), затем в Голливуде. С 1960 регулярно выступает как солист на муз. фестивалях в Зальцбурге. Исполнение Ч. отличается одухотворённостью, виртуозным блеском, особой лёгкостью и мягкостью туше. Видное место в репертуаре Ч. занимают произв. П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева.

Черлицкий И. К.

Иван Карлович (20 XI 1799, Казань - 6 VI 1865, Петербург) - рус. органист, пианист, педагог и композитор. Его первым учителем музыки был отец - Карл Ч. (1773-1841), к-рый служил домашним учителем музыки в разл. городах России, в 1820-31 был органистом петерб. лютеранской церкви св. Екатерины. С 1818 Ч. жил в Петербурге; в 1819-22 в Петропавловской лютеранской церкви с огромным успехом проходили его концерты из орг. произв. И. С. Баха. Отличный пианист, Ч. преподавал игру на фп. в Смольном ин-те (в 1820-29, 1845-53). В 1831 обучался игре на фп. у Дж. Филда в Москве. Ч. принадлежат первые в мировой лит-ре печатные фп. транскрипции орг. соч. Баха (5 тетрадей фп. транскрипций 15 крупных орг. соч. Баха были изданы в Петербурге в 1844-45). Всего Ч. издал фп. переложения более чем 35 крупных орг. пьес и 50 хоральных прелюдий Баха. Автор симфоний, концерта для фп. с оркестром, камерно-инстр. ансамблей (трио, квартетов), вариаций для фп. на темы рус. нар. песен и др. фп. пьес. Семья Ч. сыграла заметную роль в муз. жизни Петербурга 1-й пол. 19 в. Среди её представителей были органисты, пианисты, композиторы. В их числе двоюродные братья Ч.: Отто - органист (в 1833-45 исполнил в Петербурге мн. орг. соч. Баха) и Александр - пианист (концертировал, преподавал игру на фп. в петерб. Смольном ин-те в 1826-65), органист (в церкви св. Екатерины, 1837-49).

Сочинения: Музыкальное руководство для артистов и любителей музыки.... Перевод с немецких творений, с прибавлением многих новых статей Ивана Черлицкого, СПБ, 1852; Полная фортепианная школа..., СПБ, 1852; Дополнительный теоретический и практический трактат ко всем фортепианным школам..., СПБ, (б. г.).

Издания: И. С. Бах. Сборник органных пьес в обработке для фортепьяно И. Черлицкого. Ред. Л. И. Ройзман, М., 1953.

Литература: Прелюдии и фуги И. С. Баха, "Северная пчела", 1845, 10 янв.; Алексеев А. Д., Русские пианисты, М.-Л., 1948; Ройзман Л. И., Незаслуженно забытый музыкант, "Советское искусство", 1951, 22 мая; его же, Орган в истории русской музыкальной культуры, М., 1979; Серов А. Н., Письма к В. В. и Д. В. Стасовым. Публикация А. А. Гозенпуда и В. А. Обрам, в кн.: Музыкальное наследство, т. 2, ч. 1, М., 1966.

Л. И. Ройзман.

Чермак А. Д.

Чермак А. Д. (Csermak) Антал Дьёрдь (1771 или 1774, Чехия - 25 X 1822, Веспрем) - венг. скрипач и композитор. Биографич. сведения о Ч. очень скудны. Предположительно, он сын (незаконный) венг. аристократа, однако жил в бедности. В нач. 1790-х гг. давал уроки игры на скрипке в Вене, где вскоре прославился исполнением скрипич. соч. Й. Гайдна, В. А. Моцарта и итал. мастеров, а также своими виртуозными импровизациями. В 1795-96 был первым скрипачом Пешт-Будайской венг. театр. труппы, возможно, также дирижёром её оркестра, писал музыку к театр. постановкам. Организовал в Пеште публич. концерты (т. н. муз. академии). Позднее много путешествовал, жил в качестве придв. скрипача-виртуоза в домах ряда венг. аристократов в комитате Пешт, в городах Веспрем, Папа и др. Выступал в Вене, в городах России. Наряду с Я. Бихари и Я. Лавоттой (см. Венгерская музыка) Ч. - один из основателей вербункоша и основоположников камерно- инструментальных жанров венгерской музыки на национальной основе (к нац. истокам обратился под влиянием игры Бихари). Вместе с тем в ряде его произв. ощутимо влияние зап.-европ. инстр. муз. культуры. Он писал музыку для необычных в то время инстр. составов - скрипки, альта, контрабаса, кларнета, фагота и др. деревянных духовых с basso continuo. Ему принадлежат также нем. танцы и рондо, основанные на нем. нар. мелодиях. Мн. произв. Ч. остались в рукописи, ряд соч. известен в обработках и транскрипциях др. композиторов. Нек-рые соч. изданы в сб-ках вместе с соч. др. венг. композиторов или опубликованы отдельно, в т. ч. струн. квартет (ред. F. Bуnis, 1963), 6 венгерских танцев (ред. его же, 1967). Среди прижизненных изданий, включавших соч. Ч., - сборники немецких и венгерских танцев ("Magyar nemzeti tбncok", Pest, 1804; "Ungarische Werbungs-Tдnze fьr zwei Violinen und Bass von Lavotta und Csermбk", W., 1811).

Литература: Сабольчи Б., История венгерской музыки, Будапешт, 1964, с. 59 (нотный пример - "Медленный венгерский танец" Ч.); Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, сб. статей, ред. Б. И. Ростоцкий, М., 1978, с. 324; Liszt F., Des Bohйmiens et de leur musique en Hongrie,,R., 1859; Wurzbach С. v., Biographisches Lexikon des Kaiserthums Цsterreich, Tl 3, W., 1858; Thewrewk E. P., A magyar zene tudomбnyos tбrgyalбsa, Bdpst, 1890; Szabolcsi В., А XIX. szбzad magyar romantikus zenйje, Bdpst, 1951; его же, A Magyar zene йvszбzadai, kцt. 1-2, Bdpst, 1959-61; Bуnis F., Csermбk Antal kamarazenйje, "Uj zenei szemle", 1952, No 5; см. также лит. при статьях Вербункош, Бихари Я., Лавотта Я.

П. Ф. Вейс.

Чёрная-Берлянд Е. С.

Берлянд-Чёрная Елена Семёновна (р. 22 V (4 VI) 1903, Москва) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1964). В 1929 окончила инструкторско-педагогич. ф-т Моск. консерватории по классу фп. у В. Н. Аргамакова, в 1932 - там же историко-теоретич. ф-т по классу М. В. Иванова-Борецкого. В 1933-41 преподавала историю музыки в Моск., в 1941-43 - Свердловской, в 1947-48 - Минской консерваториях; с 1947 - в ГИТИСе (с 1965 профессор, в 1965-76 зав. кафедрой муз. воспитания). Автор исследований, посв. творчеству В. А. Моцарта, а также муз. т-ру, вступ. статьи к книге А. Эйнштейна "Моцарт. Личность. Творчество" (пер. с нем., М., 1977).

Сочинения: "Дон Жуан" в Оперной студии Московской консерватории, "СМ", 1946, No 12; Моцарт, М.-Л., 1948; Творчество И. Дзержинского, "СМ", 1948, No 9; Каменка, там же, 1949, No 6; Пушкин и Чайковский, М., 1950, 1961; Моцарт. Жизнь и творчество, М., 1956, 1966; Кантаты Моцарта, "СМ", 1957, No 3; Оперы Моцарта, М. 1957, 1960; "Евгений Онегин", "МЖ", 1959, No 20; "Евгений Онегин" П. И. Чайковского, М., 1960; "Фиалка Монмартра". Дипломный спектакль студентов ГИТИС, "МЖ", 1960, No 8; Опера, М., 1961; Новая моцартовская постановка, "СМ", 1962, No 9; Соратница Шаляпина, "СМ", 1963, No 10; Встреча с Вагнером, там же, 1963, No 12; Моцарт и австрийский музыкальный театр, М., 1963; "Свадьба Фигаро", "МЖ", 1963, No 11; "Зимние грёзы", там же, 1964, No 1; Опера и время, "СМ", 1964, No 4; Франц Шуберт, М., 1964, 1966; Австрийский музыкальный театр до Моцарта, М., 1965; На родине Гайдна и Моцарта, "СМ", 1966, No 10; Опере нужна камерная сцена, там же, 1966, No 12; Как родилась опера, "МЖ", 1970, No 8; "Так поступают все женщины", там же, 1978, No 12; Беседы об опере, М., 1981, и др.

Л. Б. Римский.

Черней Е.

Черней Е. (Cernei) Елена (р. 1 III 1924, коммуна Байрамча, уезд Четатя-Алба, ныне г. Белгород-Днестровский, УССР) - рум. певица (меццо-сопрано). Засл. арт. СРР (1962). В 1955 окончила Бухарестскую консерваторию по классу пения у К. Строеску. С 1951 солистка Бухарестской филармонии, с 1952 - Рум. т-ра оперы и балета (дебютировала в партии Маддалены в опере "Риголетто"). Обладает гибким насыщенного тембра голосом с густым низким регистром и звонким верхним, ярким драм. дарованием. Её исполнению присуща выразительность сценич. рисунка. Ч. заняла видное место в оперном иск-ве 60-70-х гг. Более всего ей удаются образы сильных, властных героинь, одна из вершин её иск-ва - партия Кармен. Выделяются также партии Далилы, Амнерис, Азучены; среди др. партий - Орфей ("Орфей" Глюка), Адальжиза ("Норма"), Керубино; Княгиня ("Русалка"), Полина ("Пиковая дама"), Марина Мнишек; Иокаста ("Эдип" Энеску), Госпожа Марика ("Господарь Ион Лютый" Г. Думитреску). Выступает как камерная певица, а также в вок.-симф. концертах. Гастролировала в Италии, США, Франции, Испании, Греции, Мексике, во мн. европ. социалистич. странах (в СССР неоднократно с 1961).

Литература: Штефэнеску-Гоанга П., Солистка Государственной оперы, "Народная Румыния", 1955, No 7; Елена Черней, там же, 1964, No 2; E. Черней, там же, 1971, No 12.

Р. Э. Лейтес.

Чернецкий С. А.

Семён Александрович (12 (24) X 1881, Одесса - 13 IV 1950, Москва) - сов. воен. дирижёр, композитор и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1936). Генерал-майор (1944). С 1903 капельмейстер воен. оркестров. В 1917 окончил Петерб. консерваторию по классу дирижирования у H. H. Черепнина. Инспектор оркестров Петрогр. воен. округа (1918-24), Сов. Армии (1924-49). Организатор и руководитель первых сов. воен. оркестров, в т. ч. Образцового дух. оркестра Моск. воен. округа (1932), Первого отдельного показат. оркестра Мин-ва обороны СССР (1935). В 1928-33 дирижёр симф. оркестра Центр. дома Красной Армии им. М. В. Фрунзе. Один из инициаторов создания военно-капельмейстерских классов и школ военно-музыкантских воспитанников в Ленинграде, Москве, Ташкенте. В 1921-35 преподавал в военно- капельмейстерских классах, с 1936 - дирижирование и служебно-строевой репертуар на воен. ф-те Моск. консерватории (с 1946 профессор). Организатор, худ. рук. и дирижёр сводного оркестра Моск. гарнизона, постоянно принимавшего участие в парадах войск на Красной площади. Дирижировал симф. и дух. оркестрами в Москве и др. городах. Гос. пр. СССР (1946, за конц. деятельность). Сост. и ред. сб-ков служебно-строевого и конц. репертуара. Автор ок. 100 строевых маршей, патриотич. и строевых песен, фантазий и вальсов.

Литература: Памяти С. А. Чернецкого. (Некролог), "СМ", 1950, No 5; Хаханян X., Мастер военной музыки, "МЖ", 1972, No 3.

X. M. Хаханян.

Черни К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чернобаев В. М.

Виктор Максимович (р. 16 V 1930, Новороссийск) - сов. певец (бас). Нар. арт. БССР (1964). Ученик Г. И. Тица. В 1953-58 солист Ансамбля песни и пляски Моск. воен. округа. С 1958 солист Белорус. т-ра оперы и балета. Партии: Мельник, Галицкий; Агамемнон ("Орестея" Танеева), Лепорелло, Мефистофель; Дон Паскуале ("Дон Паскуале" Доницетти); Филипп II; Рамфис ("Аида"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Уберто ("Служанка-госпожа" Перголези); Нилаканта. 1-й исполнитель ряда партий в операх сов. композиторов, в их числе Тарас ("Колючая роза" Семеняко, 1960), Письмоводитель ("Джордано Бруно" Кортеса, 1977), Начальник штаба ("Тропою жизни" Вагнера, 1980), Булак-Булахович (телеопера "Ранак" Вагнера, 1967) и др. Гастролирует за рубежом.

Литература: Майстры беларускай сецэны, кн. 3, Мiнск, 1978.

Чернов А. А.

Чернов А. А. (наст. фам. - Pэн) Александр Абрамович (25 X (7 XI) 1917, Петроград - 5 V 1971, Ленинград) - сов. композитор и музыковед. В 1939 окончил химич. ф-т Ленингр. ун-та, в 1950 - Ленингр. консерваторию по классу композиции у В. В. Волошинова. Преподавал муз.-теоретич. предметы в Муз. уч-ще при Ленингр. консерватории (1947-52), в консерватории (с 1950). С 1951 лектор. Автор ряда статей, опубликованных в муз. журналах.

Литературные сочинения: И. Дунаевский, М., 1956; Как слушать музыку, вып. 1-2, Л., 1960-61, М.-Л., 1964; Исаак Осипович Дунаевский, М., 1961; О легкой музыке. О джазе. О хорошем вкусе (совм. с М. Г. Бяликом), М.-Л., 1965; Музыкальная форма (совм. с Ю. Н. Тюлиным, Т. С. Бершадской, И. Я. Пустыльником, Т. Г. Тер-Мартиросяном и А. Г. Шнитке), М., 1965, 1974, Музыкальная комедия, в сб.: Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет, (Л., 1967), и др.

Сочинения: опера Кирилл Извеков (по романам К. А. Федина "Первые радости" и "Необыкновенное лето", 1956, Ленингр. Малый т-р оперы и балета); оперетта Жили три студента (совм. с А. П. Петровым, 1961, Ленингр. т-р муз. комедии); кантата Ровесники (1957); для симф. орк. - поэмы Данко (по М. Горькому, 1950), Драматическая (1959); 2 струн. квартета (1949, 1955); песни и романсы (более 30); музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Чернов К. Н.

Константин Николаевич (22 X (3 XI) 1865, имение Заречье, близ ст. Елизаветино, ныне с. Б. Заречье Ленинградской обл. - 26 IV 1937, Ленинград) - сов. композитор, пианист, муз. писатель и литератор. В детстве обучался игре на фп. С 1894 жил в Петербурге. Брал частные уроки по муз.-теоретич. предметам у А. А. Петрова. Был дружен с М. А. Балакиревым. Выполнял заказы фирм В. В. Бесселя и П. И. Юргенсона (позднее музсектора Госиздата) на аранжировки и переложения. Ч. принадлежат фп. переложения Вступления и Гопака из "Сорочинской ярмарки" (в 2 и 4 руки), оперы "Хованщина", орк. картины "Ночь на Лысой горе", фп. цикла "Картинки с выставки" (в 4 руки, совм. с А. Шефером) Мусоргского, опер "Псковитянка" и "Боярыня Вера Шелога", симфонии "Антар" (в 4 руки) Римского-Корсакова, 2-й симфонии Бородина, 1-й симфонии Чайковского (в 4 руки) и др. Сотрудничал в "Русской музыкальной газете" и журн. "Музыка и жизнь" (1908-10, псевд. К. Ч., К. Ч-в). Написал ряд тематич. разборов произв. М. И. Глинки, Балакирева, Чайковского, Римского-Корсакова. В 1921 оставил службу, занимался лит. трудом, печатался в журналах "Природа и люди", "Светлый луч", "Отдых" и др.

Сочинения: Симфонии П. И. Чайковского с их кратким тематическим указателем, "РМГ", 1904, No 10-14, отд. изд., СПБ, 1904; Карл Таузиг. Музыкальная характеристика, там же, 1905, No 25-28; Программные симфонические произведения Н. А. Римского-Корсакова с их тематическим разбором ("Садко", "Антар", "Сказка", "Светлый праздник", "Шехеразада"), там же, 1905, No 43-46, 48-52; Музыка к трагедии "Король Лир" М. А. Балакирева, там же, 1906, No 13-14/15; "Король Лир". Музыка к трагедии В. Шекспира М. А. Балакирева. Краткий тематический разбор, СПБ, 1908; "Жизнь за царя". Опера М. И. Глинки. Тематико-эстетический разбор, M., 1907; "Руслан и Людмила". Опера М. И. Глинки. Эстетико-тематический разбор, М., 1908; "Фатум" П. И. Чайковского и В. А. Моцарта. Биографический рассказ, СПБ, 1909; Милий Алексеевич Балакирев (по воспоминаниям и письмам), в кн.: Музыкальная летопись. Статьи и материалы под ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 3, Л.-М., 1925.

М. А. Овчинников.

Чернов М. М.

Михаил Михайлович (10 (22) IV 1879, Кронштадт - 1 VIII 1938, Ленинград) - сов. композитор и педагог. Доктор искусствоведения (1938). В 1903 окончил физико-математич. ф-т Петерб. ун-та, в 1906 - Петерб. консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова (ранее занимался у А. К. Лядова). В 1910-38 преподавал теорию композиции и инструментовку в Петерб. (затем Петрогр. и Ленингр.) консерватории (с 1918 профессор, в 1930-1937 зав. кафедрой инструментовки). Среди учеников Ч. - А. В. Гаук, А. С. Животов, X. С. Кушнарёв, Е. А. Мравинский, Е. И. Овчинников, П. Б. Рязанов. Автор комич. опер и оперетт, в т. ч. "Топси" (1909, т-р "Летний Буфф", Петербург), муз. комедии "Зарницы" (совм. с А. А. Логиновым, 1931, Ленингр. Нар. дом), кантаты "Иоанн Дамаскин" (на сл. А. К. Толстого, 1906), "Гимна комсомола" для хора и оркестра (1928), 3 симфоний (1907; 1924; 3-я - памяти Ф. Шуберта, 1-я пр. (по СССР) на Междунар. конкурсе к 100-летию со дня смерти композитора, 1928), концерта для виолончели с оркестром (1937), произв. для фп., песен, романсов, музыки к спектаклям драм. т-ров.

Литература: Дмитриев А. Н., Мои любимые учителя, в кн.: Ленинградская консерватория в воспоминаниях, Л., 1962, с. 164-65; Прокофьев С. С., Автобиография, М., 1973, с. 172, 174-75, 480-82, 621; Пэн-Чернова Т. A., 100 лет со дня рождения M. M. Чернова, в сб.: Ежегодник памятных музыкальных дат и событий, 1979, М., 1978.

Л. Б. Римский.

Черногорская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Черногорский Б. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Черномордиков Д. А.

Давид Аронович (5 (17) VII 1869, Баку - 31 I 1947, Москва) - сов. муз. писатель, композитор и обществ. деятель. Брал уроки у пианиста В. А. Войцеховского в Баку. В 1887-90 учился у Ж. ОКелли (фп.) и П. Видаля (гармония) в Париже. В 1901 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у Н. Ф. Соловьёва. Ч. принадлежат симфония, увертюра, струн. квартет, фп. пьесы, хоры, поэма-кантата "Северная легенда". В 1898 начал муз.-лит. деятельность. Статьи печатал в газетах ("Сын отечества", "Новости" и др.) и журналах под псевд. Д. Быков, Орфей, Черномор, Додо, Новый. В 1905 примкнул к фракции большевиков РСДРП, по заданию к-рой издал "Первый сборник революционных песен. 10 песен, гармонизованных А. Д. Ч." (СПБ, 1906); в нём впервые в России была опубликована музыка "Интернационала". С 1908 пред. "Об-ва евр. нар. музыки". В 1911-13 редактор лит.-художеств. журн. "За семь дней", в 1912-1914 - муз. части "Еврейской энциклопедии" Брокгауза и Ефрона. С 1914 работал в Баку, где основал муз. школу; директор и преподаватель муз. курсов, пред. муз.-драм. секции Народного дома. Писал статьи для бакинской газ. "Известия Совета рабочих и крестьянских депутатов", организовал Бакинский союз музыкантов (1917). Вёл обществ.-политич. и муз. деятельность в Тифлисе, Владикавказе (в т. ч. в консерватории, 1920-21). С 1922 работал в Москве, где сотрудничал в прессе, возглавлял оперный коллектив, участвовал в работе муз. изд-ва. По инициативе Ч. в 1923 создан журн. "Музыкальная новь". В том же году избран пред. Ассоциации пролетарских музыкантов. В 1926-30 находился на дипломатич. работе в Греции. По возвращении назначен директором Моск. т-ра оперетты. Занимал руководящие посты в конц. организациях.

Б. С. Штейнпресс.

Черны-Стефаньска Г.

Черны-Стефаньска Г. (Czerny-Stefanska) Галина (р. 30 XII 1922, Краков) - польская пианистка. Игре на фп. в детстве обучалась у своего отца - Станислава Черны, профессора по классу фп. Краковской консерватории (потомок известного австр. фп. педагога К. Черни). В 10-летнем возрасте, получив премию на Конкурсе молодых талантов им. А. Корто в Варшаве, была послана в парижскую "Эколь нормаль", где в течение 6 месяцев занималась под рук. Корто. Затем училась у Ю. Турчиньского в Варшавской консерватории (1935-39) и у З. Джевецкого в Высшей муз. школе в Кракове (1946-50). В 1949 получила 1-ю пр. на 4-м Междунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве, а также т. н. особую премию за лучшее исполнение шопеновских мазурок. С 1952 солистка Краковской филармонии. Ч.-С. много гастролирует в странах Европы, Юж. и Сев. Америки, Азии, многократно выступала в СССР (1950-79, Москва, Ленинград, Киев), в Вене (с оркестром Моцартеума). Участвовала в муз. фестивалях в Дубровнике и Эдинбурге. Играет также в ансамблях с мужем - пианистом Л. Стефаньским и дочерью - пианисткой и клавесинисткой Э. Стефаньской-Лукович. С 1976 преподаёт в Гос. высшей муз. школе в Познани. Была чл. жюри ряда междунар. конкурсов пианистов, в т. ч. 4-го, 5-го и 6-го конкурсов им. П. И. Чайковского в Москве (1970, 1974, 1978). Ч.-С. обладает виртуозной техникой, тонким чувством формы, умением точно передать авторский замысел; её игра отличается благородным, певучим звуком, выразительностью и изяществом. В исполнении ею произв. польских композиторов проявляются характерные черты нац. школы. В обширном репертуаре Ч.-С. гл. обр. произв. Ф. Шопена, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Имеется ряд грамзаписей её исполнения, сделанных в ПНР (фирма "Muza") и ФРГ (фирма "Deutsche Grammophon Gesellschaft" и др.). Получила неск. правительств. наград, а также пр. Мин-ва культуры СССР (1975).

Литература: Kydrynski L., Plewinski W., Halina Czerny-Stefanska, Kr., 1963; Z Halina Czerny-Stefanska w dniu jubileuszu, "Przekrуj", 1979, 4 marca.

Я. Казем-Бек.

Чесаньёва-Данихелова М.

Чесаньёва-Данихелова М. (Cseszanyiova-Danihelova) Маргарита (р. 28 XI 1911, Студьенка, округ Сеница, ЧССР) - слов. певица (сопрано). Училась у Й. Егема в Муз. и драм. академии в Братиславе (1927- 1933). Работает в Братиславе. Солистка Нац. т-ра (1933-34 и с 1942), Т-ра оперетты (1934-39; пела все гл. партии в классич. опереттах). Участвовала в исполнении ок. 50 опер. Партии: Русалка ("Русалка" Дворжака), Маженка; Катрена ("Крутнява" Сухоня), Енуфа ("Её падчерица" Яначека), Татьяна, Лиза, Маргарита; Манон ("Манон Леско" Пуччини), Мими, Дездемона, Аида; Леонора ("Трубадур"). Участвовала в 1-м исполнении вок.-симф. произв. ряда совр. слов. композиторов. Выступала как камерная певица (песни М. Шнайдер-Трнавского, А. Дворжака, Ф. Шуберта, романсы П. И. Чайковского). С 1954 преподаёт в Высшей школе изящных иск-в.

Чесноков П. Г.

Павел Григорьевич (12 (24) X 1877, близ г. Воскресенска, ныне г. Истра Московской обл. - 14 III 1944, Москва) - сов. хор. дирижёр, композитор и педагог. В 1895 окончил Моск. синодальное уч-ще церк. пения. В 1895-99 брал уроки композиции у С. И. Танеева. В 1917 кончил Моск. консерваторию по композиции и дирижированию у M. M. Ипполитова-Иванова (по инструментовке занимался у С. Н. Василенко). С 1895 вёл класс хор. дирижирования в Моск. синодальном уч-ще церк. пения (с 1918 - Хор. академия), одноврем. преподавал хор. пение в начальных и средних школах, был регентом в церк. хорах. В 1916-17 руководил хором Рус. хор. об-ва. После Великой Окт. революции 1917 активно включился в работу по развитию сов. хор. культуры. В 1917-22 руководил Гос. хором, в 1922-28 - Моск. акад. капеллой. В 1931-1933 гл. хормейстер Большого т-ра, в 1932-33 - одноврем. капеллы Моск. филармонии. В 1917-20 преподавал в Муз. уч-ще им. Окт. революции хор. дирижирование, чтение хор. партитур, в 1920-44 - в Моск. консерватории - хор. дирижирование, хороведение (создал этот курс), вёл хор. класс (с 1921 профессор). Мн. ученики Ч. стали известными хор. дирижёрами: А. Б. Хазанов, И. Г. Лицвенко, Г. П. Лузенин и др.

Ч. - один из крупнейших мастеров рус. сов. хор. культуры. Обладая большим педагогич. и исполнит. опытом, Ч. как руководитель хоров добивался от коллективов совершенной техники исполнения, безупречного строя и ансамбля, точной передачи замысла композитора. Написал св. 500 хоровых соч. Известность получили хоры на сл. Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова, А. Н. Островского, И. С. Никитина, Н. А. Некрасова, Г. Гейне, романсы, в т. ч.на сл. А. Н. Плещеева, обработки рус. нар. песен. Автор кн. "Хор и управление им" (1940, 1952), в к-рой разрабатываются теоретич. проблемы хор. иск-ва.

Литература: Локшин Д. Л., Выдающиеся русские хоры и их дирижеры, М., 1953, 1963; Птица К. Б., Мастера хорового искусства, М., 1970.

З. М. Гольдберг.

Чести М. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Четвертитоновая система

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чех Т. А.

Чех Т. А. (Cech) Адольф (наст. имя и фам. - Адольф Ян Антонин Tаусик, Tausнk) (11 XII 1841, Прчице, близ г. Бенешов - 27 XII 1903, Прага) - чеш. дирижёр. Сын кантора, Ч. получил домашнее начальное муз. образование. С детства пел в церк. хоре в Праге. Руководил рядом хор. коллективов; был хормейстером (1862), затем 2-м дирижёром (1864-65) Временного т-ра в Праге, дирижёром оперного т-ра в Оломоуце (1865-1866), дирижёром (1868-76) и гл. дирижёром (1876-1900) оперной труппы Нац. т-ра в Праге. Особое место в репертуаре Ч. занимали произв. Б. Сметаны (руководил 1-й пост. оперы "Либуше" в Вене, 1892; 1-м исп. симф. цикла "Моя родина", 1882; циклом из всех опер, 1893), А. Дворжака (наивысшее достижение Ч.-дирижёра - исп. на венской театр. выставке оперы "Проданная невеста", 1892; с успехом поставил в Нац. т-ре оперы "Якобинец", 1889, "Чёрт и Кача", 1899) и З. Фибиха ("Мессинская невеста", 1884; "Шарка", 1897), а также Р. Вагнера ("Лоэнгрин", 1885). В течение ряда лет руководил популярными симф. концертами, организованными муз. об-вом "Умелецка беседа", - т. н. Слав. концертами в Праге и др. Был первым исполнителем и пропагандистом мн. новых произв. молодых чеш. композиторов. Отличался живым артистич. темпераментом, особой тщательностью и добросовестностью в подготовке произв. к исполнению; однако трактовки Ч. не были оригинальны. Автор ряда фп. сочинений, музыки к драм. спектаклям, а также неск. статей о дирижёрском иск-ве и мемуаров.

Литературные сочинения: Z mэch divadelnнch pametн, Praha, 1903.

Г. Я. Юдин.

Чех Т. К.

Чех Т. К. (Cech) Карел (наст. имя и фам. - Карел Антонин Tаусик, Tausнk) (9 V 1844, Прчице, близ г. Бенешов - 28 XI 1913, Прага) - чеш. певец (бас). Брат Адольфа Ч. Начальное муз. образование получил под рук. отца-кантора. В детстве пел в хоре пражского костёла св. Штепана, затем занимался на медицинском ф-те Карлова ун-та в Праге. Пению обучался у М. Лемановой, Я. Лукеса, Й. Лева и Ресса. В 1868 приглашён Б. Сметаной в пражский Временный т-р; дебютировал в роли Инквизитора в опере К. Бондля "Лейла". Работал здесь до 1881, затем - в оперной труппе Нац. т-ра (ушёл со сцены в 1890 из-за болезни голосовых связок). Обладал красивым, ровным во всех регистрах голосом благородного тембра с металлич. оттенком, отличался незаурядным актёрским дарованием. В репертуаре певца было ок. 200 партий, среди лучших - специально для него написанные партии в операх Сметаны: Кецал ("Проданная невеста"), Бенеш ("Далибор"), Хрудош ("Либуше"), Мумлал ("Две вдовы"). Успешно выступал и в операх заруб. композиторов (Каспар в "Волшебном стрелке", Лепорелло и др.). Вёл пед. деятельность, среди его учеников - известные чеш. певцы В. Климент, В. Веверка. В 1883, в период временного ухода из театра (по болезни), работал в газ. "Народни листы", после 1890 был дирижёром хора церкви св. Людмилы в Праге, преподавал пение в пражских гимназиях.

Литература: Schubert F. A., Dejiny Nбrodnнho divadla v Praze. 1883-1900, Praha, 1908; Nejedlэ Z., Opera Nбrodnнho divadla, dнl 1-2, Praha, 1935-36, под назв.: Dejiny opery Nбrodnнho divadla, dнl 1-2, 1949; Novбk L., Starб garda Nбrodnнho divadla..., Praha, 1937, 1944; Sulc M., 40. vэroci smrti Karla Cecha, "Hudebni rozhledy", 1953, roc. 6, No 17.

B. H. Егорова.

Чехословацкая музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чеченская и ингушская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чечотт В. А.

Виктор Антонович (6 (18) VI 1846, Могилёв - 19 XI (2 XII) 1917, Петроград) - рус. муз. критик, пианист и композитор. Муз. образование получил в Петербурге, где с 9-летнего возраста учился у Ант. Г. Контского (фп.), затем у А. Л. Гензельта, А. И. Виллуана (фп.) и А. Н. Серова (теория музыки и композиция). В 1860-е гг. выступал с концертами как пианист. С 1883 жил в Киеве, в 1884-87 преподавал игру на фп. в Киевском ин-те благородных девиц, в 1890-1907 - историю музыки в Муз. уч-ще РМО. В 1908 вернулся в Петербург. Муз.-критич. деятельность Ч. начал в годы учёбы в Петербурге ("Музыкальный листок", 1875-77) и продолжал в Киеве, где активно выступал на страницах местной периодич. печати (газ. "Заря", "Киевлянин", 1886-98; "Киевская газета", с 1899) и одноврем. в петерб. муз. и театр. журн. "Искусство" (1883-84), "Баян" (1888-89), "Артист" (1889-95), "Театр и искусство" (1900-01), "Courrier de Russe" (1910). В последние годы жизни сотрудничал в петерб. газ. "Обозрение театров". Ч. был одним из наиболее видных представителей прогрессивной муз.-критич. мысли в рус. провинции, поборником "Новой русской музыкальной школы" и совр. зап.-европ. муз. течений. Перевёл на рус. яз. книги П. Блазерна (Вlasеrnа Р., La teoria del suono nei suoi rapporti colla musica, Mil., 1875, рус. пер. - Теория звука в приложении к музыке, СПБ, 1878) и М. Люсси (Lussy M., Traitй de lexpression musicale, P., 1874, 1904, рус. пер. - Теория музыкального выражения..., СПБ, 1888). Автор муз. соч., в т. ч. 2 опер, 2 симфоний, сюиты "Детство", муз. картинки "Степь", Торжественного марша (к 100-летию со дня рождения А. Мицкевича) для оркестра и др. Большинство произв. Ч. осталось в рукописи; в Киеве исполнялись 2-я симфония, муз. картинка "Степь", струн. квартет и др. Изданы мн. его романсы и фп. пьесы.

Сочинения: Необходимое дополнение к учебникам элементарной; теории музыки. О ритме. Опыт рационального изложения учения о ритме, синкопе и мелисмах, СПБ, 1890; А. П. Бородин, СПБ, 1890; Франц Лист. 1811-1886, СПБ - М., (б. г.); Двадцатипятилетие Киевской русской оперы (1867-1892), К., 1893; И. И. Падеревский, К., 1899.

Литература: Кашкин Н., Очерк истории русской музыки, М., 1908, с. 215; Чечотт Виктор Антонович. Некролог, "РМГ", 1918, No 1-2; Кремлев Ю., Русская мысль о музыке..., т. 3, 1881-1894, Л., 1960, с. 294-95 и др.

Чешихин В. Е.

Всеволод Евграфович (6 (18) II 1865, Рига - 14 XII 1934, Ленинград) - рус. муз. критик, писатель, переводчик. Сын историка, основателя и редактора "Рижского вестника" Евграфа Васильевича Ч., брат историка рус. лит-ры Василия Евграфовича Ч.-Ветринского. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1887). Служил в судебном ведомстве Риги (с 1903 мировой судья, с 1906 присяжный поверенный). Нек-рое время преподавал в муз. школе (элементарная теория музыки и гармония). Ч. - один из основателей Рижского отделения РМО (1898), при к-ром в том же году по его инициативе создано лит.-муз. об-во "Ладо" (участвовал в концертах об-ва в качестве пианиста, выступал как лектор, в 1902-04 пред. об-ва). В 1910-х гг. пред. и почётный чл. об-ва пения и декламации "Баян". С кон. 80-х гг. в качестве муз. критика сотрудничал во мн. периодич. изданиях ("Рижский вестник", "Прибалтийский листок", "Артист", "Музыка", "Русская музыкальная газета", "Прибалтийский край" и др.; часто печатался под псевд.: Вс. Ч., Всев. Ч., Чеш-ин, Всеволод, Ч-ин Вс., Ч-н В., Дилетант, Точка и тире и др.). Был приверженцем Р. Вагнера (статьи: "Вагнер как драматург", "РМГ", 1895, No 11; ""Парсифаль", драма-мистерия Рихарда Вагнера", там же, 1899, No 27-28, и др.), высоко оценивал творчество П. И. Чайковского (ряд интересных наблюдений содержит брошюра "Чайковский. Опыт характеристики", Рига, 1893). Осн. статьи Ч. по муз. вопросам собраны в сб. "Отголоски оперы и концерта. Заметки музыкального литератора. 1888-1895 гг." (СПБ, 1896). Главный и наиболее обширный труд Ч. -"История русской оперы. 1735-1900 гг." ("РМГ", 1901, No 27-35, 37-44, 46-52, отд. оттиск - СПБ, 1902, 2-е испр. и доп. изд., под назв. "История русской оперы (с 1674 по 1903)", М. - Лейпциг, 1905) носит компилятивный характер. Эта книга подверглась критике (Ю. Д. Энгель, С. К. Булич) за дилетантизм, условную внеисторич. периодизацию рус. оперы, значит. фактологич. пробелы. Ч. принадлежит справочник "Краткие либретто. Содержание 100 опер современного репертуара" (Рига, 1893, 2-е изд., включающее также краткие биографии композиторов и очерк истории оперы, там же, 1904). Перевёл на рус. яз. либретто опер "Парсифаль" (1890) и "Тристан и Изольда" (1895). Среди лит. произв. Ч. - поэма "Бетховен" (1892), критич. этюд "Жуковский как переводчик Шиллера" (1895; пр. Академии наук). В 1920-е гг. неск. небольших статей Ч. было помещено в журн. "Жизнь искусства".

Литература: Ю. Э. (Энгель Ю. Д.), Всеволод Чешихин, История русской оперы, "Русские ведомости", 1906, 26 сент.; Булич С. К., Всеволод Чешихин. История русской оперы..., "Журнал Министерства народного просвещения", 1908, No 4, с. 377-403.

Л. Ю. Малинина.

Чешская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Чианури

Чианури - груз. нар. струн. смычковый муз. инструмент. Разновидности Ч., носящие разл. названия, бытуют среди многих народностей Груз. ССР (в Сванетии очень популярен чунири). Тыльная сторона корпуса открыта, передняя затянута мембраной из пузыря животного. У хевсуров резонатор вытачивают из дерева, кожаная мембрана имеет 2 резонаторных отверстия; у рачинцев Ч. с мембраной без отверстий; у имеретинцев и гурийцев корпусом служит половина полой тыквы, корпус имеет чашеобразную форму, его открытая сторона затянута мембраной с 2 резонаторными отверстиями. Через обечайку проходит 4-угольная шейка. Общая длина Ч. ок. 700 мм. Имеет 2 или 3 струны из кручёного конского волоса; струны состоят из разного количества волос. Строй у 2-струн. Ч. преим. квартовый, у 3-струнных - секундо-терцовый. Смычок лукообразный, на нём также натянуты конские волосы. При игре инструмент держат вертикально, зажав корпус между коленями. Был распространён и в Зап., и в Вост. Грузии, ныне нар. инструмент выходит из употребления, однако реконструированный Ч. широко используется в ансамблях нар. инструментов.

Литература: Джавахишвили И., Основные вопросы истории грузинской музыки, Тб., 1938; Аракишвили Д., Обзор народной песни Восточной Грузии, Тб., 1948, с. 5; Ахобадзе В., Сборник грузинских (сванских) народных песен, Тб., 1957 (на груз. яз.); Вертков К., БлагодатовГ., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 130.

К. А. Росебашвили.

Чибони

Чибони - адж. нар. дух. язычковый муз. инструмент. Разновидность волынки. Родственный инструмент - груз. гудаствири. Имеет 2 тростниковые мелодич. трубки - с 5 (на левой от исполнителя) и с 3 (на правой) игровыми отверстиями. Звукоряд диатонический, в пределах сексты. На трубке с 5 отверстиями исполняется основная мелодия, на втором стволе - полифонические подголоски (подобно народной традиции исполнения адж. многогол. песен). Звук резкий, сильный. При игре возможны разл. сочетания голосов, - они развиваются самостоятельно или звучат в терцию, кварту, квинту. Исполнители на Ч. - только мужчины (мечибоне), игре на нём обучаются с детства (сначала на инструменте без бурдюка, затем с бурдюком). Используется на нар. празднествах как сольный инструмент (существуют виртуозы) для исполнения гл. обр. танц. мелодий и для аккомпанемента танцам, особенно массовым. Ритмич. наигрышами на Ч. сопровождаются нек-рые трудовые процессы. Распространён среди адж. населения Грузии.

Чибони

Наигрыш на чибони (народный танец хоруми).

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 135-36; Мсхаладзе A., Из истории грузинской народной инструментальной музыки, глава: Чибони и его традиция в Аджарии, Тб., 1969 (на груз. и рус. яз.).

К. А. Росебашвили.

Чиж Г.

Чиж Г. (Czyz) Генрык (р. 16 VI 1923, Грудзёндз) - польский дирижёр и композитор. В 1952 окончил Гос. высшую муз. школу в Познани, учился у Т. Шелиговского (композиция) и В. Бердяева (дирижирование). Был дирижёром оркестра Польского радио в Быдгоще. Гастролировал в СССР (1952, 1953), Румынии (1953). До сер. 50-х гг. руководил оркестром Оперного т-ра в Познани, был 2-м дирижёром Большого симф. оркестра Польского радио в Катовице (1956-57), дирижёром оркестра филармонии и "Т-ра Вельки" в Варшаве (1957-61). С 1965 гл. дирижёр симф. оркестра Силезской филармонии им. К. Шимановского, с 1971 - Дюссельдорфского симфонического оркестра, с 1977 - оркестра Лодзинской филармонии. Руководитель дирижёрского класса в Гос. высшей муз. школе в Кракове (1965). Ч.-дирижёр отличается большим артистич. темпераментом; его репертуар весьма разнообразен. Из соч. Ч. наиболее известна музыка к кинофильмам.

Сочинения: опера - Светловолосая (Bialowlosa, "моралите" с пением и танцами, 1962, Варшава), Кинолог в душевном разладе (Kynolog w rozterce, комич. опера, 1965, Варшава); кантата Свадьба (Wesele, для 4-гол. хора, 1949); для орк. - симф. Этюд (1940), увертюра (1954), Триптих (1948), Вариации на тему польской нар. песни (1950), 2 этюда (1950); Дивертисмент для камерного оркестра (1950); рондо для фп. с орк. (1952); квартет для деревянных духовых (1950); массовые песни; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам; обр. нар. песен для орк. и для фп.

Г. Я. Юдин.

Чижик Л. А.

Леонид Аркадьевич (р. 1 I 1947, Кишинёв) - сов. джазовый пианист и композитор. Учился в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных по классу фп. у Т. Д. Гутмана (1965-68). В 1970 окончил как пианист консерваторию в Горьком. В 1969-71 концертмейстер Гос. эстр. оркестра РСФСР, в 1972 солист Москонцерта, в 1973-74 и 1976-78 рук. джаз-трио. Ч. - первый сов. пианист, выступивший с сольными фп. импровизациями. Автор тематич. программ, посвященных отд. стилям джаза и его исполнителям. Среди соч. Ч. - балет "Ночной город" (1979), музыка к радиоспектаклям, телевиз. постановкам. Участник мн. джазовых фестивалей, в т.ч. зарубежных.

Литература: Петров A., Музыка - мое ощущение жизни, "Советская эстрада и цирк", 1979, No 6.

Предыдущая страница Следующая страница