Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦИМ"-"ЦЮР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц" (часть 2, "ЦИМ"-"ЦЮР")

Цимзе Я.

Янис (21 VI (3 VII) 1814, близ г. Рауна - 10 (22) X 1881, Валка) - латыш. муз. деятель. В 1838 окончил учительскую семинарию в Вейсенфельсе (Германия), где большое внимание уделялось музыке. В 1838-39 посещал лекции по философии, педагогике и теологии в Берлинском ун-те, продолжал занятия музыкой под рук. композитора и фольклориста Л. Эрка. С 1839 руководил учительской семинарией (сначала в Валмиере, с 1849 в Валке), где воспитал неск. поколений учителей. Ученики Ц. получали разностороннюю муз. подготовку, они могли свободно записывать нар. песни, гармонизовать их и дирижировать хором. Среди учеников - первые проф. деятели не только латыш. (К. Бауманис, И. Зиле и др.), но и эст. (А. Кунилейд, Ф. Себельман, А. Томсон и др.) муз. культур. Ц. - основоположник латыш. нац. хор. культуры. Впервые осуществил хор. обработки латыш. нар. песен, составивших основу нац. репертуара на 1-м всеобщем Празднике песни в Риге (1873). Ему принадлежат 8 сб-ков песен под общим назв. "Dziesmu rota" ("Песенный наряд", Riga, 1872-84), куда вошли обработки песен для 4-гол. муж., смеш. и детского хоров. Наиболее значительны из них сб-ки, названные "Lauku pukes" ("Полевые цветы"), к-рые включают обработки латыш. нар. песен. В 1-м, 5-м и 8-м сб-ках, объединённых назв. "Darza pukes" ("Садовые цветы"), помещены обработки бытовавших среди латышей нем. песен. Хотя в его обработках ещё не выявлена специфика латыш. нар. музыки, ощущается воздействие классич. зап.-европ. гармонии, их отличает высокий проф. уровень и хорошее владение хор. звучанием. Многие из обработок Ц. сохраняются поныне в репертуаре хоров.

Литература: Грюнфельд Н., История латышской музыки, М., 1978, с. 13-14.

Циммерман Б.

Циммерман Б. (Zimmermann) Борнд (Бернхард) Алоиз (20 III 1918, Блисхайм, близ Кёльна - 10 VIII 1970, Кёнигсдорф, близ Кёльна) - нем. композитор (ФРГ). Чл. Академии иск-в Зап. Берлина (1965). Учился у Г. Лемахера и Ф. Ярнаха в Кёльне, после 2-й мировой войны - на интернац. летних курсах в Дармштадте у В. Фортнера и Р. Лейбовица. В 1950-52 преподавал теорию музыки в Ин-те музыкознания при Кёльнском ун-те, с 1958 - композицию в кёльнской Высшей муз. школе. Один из представителей авангардизма.

Сочинения: опера Солдаты (Soldaten, 1960; 2-я ред. 1965, Кёльн); балеты - Контрасты (Kontraste, Билефельд, 1954), Алагоана (1955, Эссен, первоначально пьеса для орк., 1950), Перспективы (Perspektive, 1957, Дюссельдорф), Белый балет (Ballet blanc..., 1968, Шветцинген); кантата Хвала глупости (Lob der Torheit, по И. В. Гёте, 1948); симфония (1952; 2-я ред. 1953) и др. произв., в т.ч. электронная музыка для Всемирной выставки в Осака (1970).

Циммерман П. Ж. Г.

Циммерман П. Ж. Г. (Zimmermann) Пьер Жозеф Гийом (19 (или 17) III 1785, Париж - 29 X 1853, там же) - франц. педагог, муз. теоретик, композитор. Род. в семье фи. фабриканта. Муз. образование получил в Парижской консерватории у Ф. А. Буальдьё (фп.), Ш. С. Кателя, Л. Керубини (композиция). Ц. - один из крупнейших представителей франц. фп. школы, продолжатель традиций Л. Адана и Ф. Калькбреннера. С 1811 репетитор, с 1816 профессор Парижской консерватории по классу фп., с 1826 по классам фуги и контрапункта, в 1848-53 гл. инспектор фп. классов. Среди его учеников - Ш. Алькан, Ж. Бизе, III. Гуно, Л. Лакомб, А. Ф. Мармонтель, Ж. Э. Падлу, Э. Прюдан, Ж. Равина, А. Тома, С. Франк. Автор работ учебно-методич. характера, в т. ч. "Энциклопедии пианиста и композитора" ("Encyclopйdнe du pianiste-compositeur", 1840), в к-рой наряду с технич. упражнениями значит. внимание уделено вопросам стиля, фразировки, учению о гармонии и полифонии, и "Популярной фортепианной методы" ("Mйthode populaire de piano", 1844) для начинающих. Этюды Ц. высоко ценил Ф. Лист, а "Энциклопедия..." и ныне используется в практике франц. пианистов. Заметную роль в муз. жизни Парижа сыграл муз. салон Ц., где выступали Ф. Лист, Ф. Шопен, П. Виардо, Ж. Л. Дюпре, Ш. Берио, Т. Дёлер, А. Осборн, Ан. и Ап. Контские и др., часто исполнялась камерная музыка. Ш. Гуно (был женат на дочери Ц.) посв. его памяти "Торжественную мессу в честь св. Цецилии" (1855).

Сочинения: оперы - Похищение (L'Enlиvement, 1830, Париж, "Опера комик"), Навзикая (Nausicae; соч. после 1830, не пост.); 2 концерта для фп. с орк.; для фп. - 24 этюда, соната, фантазии и вариации на оперные арии, рондо, кадриль с вариациями и др.; 6 тетрадей песен; романсы.

Литература: Зингер Е., Из истории фортепианного искусства Франции, М., 1976, с. 97-99; Labat J., Zimmermann et l'йcole franзaise de piano, P., 1865; Marmontel A., Les pianistes cйlиbres. Silhouetteset mйdaillons, P., 1878, c. 194-203 и др.

А. Т. Тевосян.

Циммерман Ю. Г.

Циммерман Ю. Г. (Zimmermann) Юлий (Юлиус) Генрих (22 IX 1851, Штернберг - 25 IV 1922, Берлин) - муз. издатель и владелец фабрики муз. инструментов в России. По национальности немец. В 1876 осн. в Петербурге нотное изд-во, позднее - его отделения в Москве (1882), Лейпциге (1886), Лондоне (1897), Риге (1903). В этом же году открыл нотно-муз. магазин и мастерские по изготовлению медных и деревянных духовых инструментов. Изд-во сыграло определённую роль в развитии рус. музыки. Здесь впервые опубликованы мн. произв. М. А. Балакирева, С. И Танеева, С. М. Ляпунова, А. Т. Гречанинова, Н. К. Метнера и др. крупных рус. композиторов. Ц. издавал также произв. совр. нем. и австр. композиторов, популярные песни, танц. музыку и др. Со временем Ц. расширил производство муз. инструментов (изготовлялись струнные, фортепиано и др.). Инструменты фирмы Ц. не отличались высоким качеством и не удовлетворяли проф. требованиям, но находили большой спрос у любителей. Магазины Ц. торговали всем, что имело отношение к музыке, вплоть до появившихся в этот период граммофонов, граммофонных пластинок, пианол и др. В начале 1-й мировой войны 1914-18 фирма Ц. в России прекратила существование. Осн. ее деятельность с этого времени проходила в Лейпциге. В 1929 муз. изд-во отделилось от фирмы и стало самостоят. "Музыкальным издательством Вильгельма Циммермана в Лейпциге". После 2-й мировой войны 1939-45 изд-во находится во Франкфурте-на-Майне (ФРГ).

Г. Н. Павлов.

Цингарелли Н. А.

Цингарелли Н. А. (Zingarelli) Никола Антонио (4 IV 1752, Неаполь - 5 V 1837, Торре-дель-Греко, близ Неаполя) - итал. композитор. Муз. образование получил в консерватории "Санта-Мария ди Лорето", где по классу скрипки занимался у С. Каркажюса, по классу композиции - у Ф. Фенароли. По окончании консерватории долгое время давал уроки игры на скрипке в частных домах. С 1792 капельмейстер кафедрального собора в Милане, в 1794-1804 - в Лорето, в 1804-1811 - собора св. Петра в Риме. С 1813 директор и преподаватель Корол. муз. колледжа, с 1816 также капельмейстер кафедрального собора (преемник Дж. Паизиелло) в Неаполе. Оставался на этих постах до конца жизни. Среди его учеников - В. Беллини, Дж. Меркаданте. Ц. был последним представителем старонеаполитанской школы. Необычайно плодовитый композитор, Ц. писал музыку во всех жанрах; ему принадлежат оперы (ок. 40), симфонии (50), оратории, кантаты, камерно-инстр. произв. и др. В 1781 пост. одна из его первых опер "Монтесума" (т-р "Сан-Карло", Неаполь). Но известность принесла ему опера "Альсинда", пост. в 1785 в "Ла Скала" (Милан). С этого времени оперы Ц. шли почти во всех итал. т-рах (в Милане, Венеции, Мантуе, Турине, Флоренции, Риме, Неаполе и др.), а также в Париже. Лучшая из них - "Джульетта и Ромео" пост. в 1796 в "Ла Скала". Оперы Ц., построенные по стереотипной схеме классич. образцов неаполитанской оперы-сериа и оперы-буффа, не отличались ни самобытностью, ни оригинальностью. Успеху его опер во многом способствовали великолепные исполнители, в числе к-рых А. Каталани, Л. Маркези. После 1803 писал преим. духовную музыку, в т. ч. многочисл. мессы (более 150), реквиемы, Stabat mater, магнификаты, Те Deum, гимны, мотеты и др.

Литература: Catalogo della musica lasciata de N. Zingarelli e che ora si trova press il suo cameriere, (Napoli, 1837); La Fage A. de, Observation sur Zingarelli, "RM", 1837; Meneghelli A., Per le Solenni esequie di N. Zingarelli..., Padova, 1841; Sсhmid A., Joseph Haydn und Nicola Zingarelli, W., 1847; Giaсоmо S. di. Il fiero Zingarelli, "Musica d'Oggi", 1923, v. 5; Dotto P., N. Zingarelli, там же, 1941, v. 23, No 7; Mondоlfi A., N. Zingarelli attraverso la catalogazione dei suoi autografi nella Biblioteca di S. Pietro a Majella, "Il Rievocatore", 1955, v. 6, No 7-9; Lippmann F., V. Bellini und italienische Opera seria semer Zeit, "Analecta Musicologica", 1969, Bd 6.

Ю. Римкявичюс.

Цингареска

Цингареска (итал. zingaresca, букв. - цыганская) - название инстр. пьесы в цыганском характере, претворяющей типические для цыганской музыка интонации и ритмы.

Цингель Х. И.

Цингель Х. И. (Zingel) Ханс Иоахим (р. 21 XI 1904, Франкфурт-на-Одере) - нем. арфист, исследователь истории арфы, педагог (ФРГ). Артист Гюрцених-оркестра в Кёльне. Автор многочисл. трудов об арфе и иск-ве игры на ней; переиздал мн. соч. для этого инструмента.

Цинк

Цинк (нем. Zink; итал. cornetto - рожок) - старинный дух. мундштучный муз. инструмент. Имел конич. прямой или изогнутый ствол с 7 игровыми отверстиями (6 на лицевой стороне, 1 на тыльной). Звук извлекался при помощи чашеобразного мундштука (из твердых пород дерева или слоновой кости) с узким отверстием (2-3 мм в диаметре). Ц. с прямым стволом (итал. cornetto diritto) обтягивался кожей белого или жёлтого цвета, известен в 2 видах: Ц. с мундштуком, составлявшим с ним одно целое (общая дл. 580-660 мм), отличался нежным звуком и назывался "тихий" Ц. (нем. stiller Zink); Ц. со вставным мундштуком (общая дл. 550-590 мм), звучал светло и ясно. Ц. с изогнутым стволом - более крупный, обтянут кожей чёрного цвета (нем. schwarzer Zink), звучал грубее прямого. Осн. виды инструментов с прямым и кривым стволами имели диапазон а - а2 (или g - g2). Разновидности Ц.: дискантовый (итал. cornettino), звучал квинтой выше осн. вида, имел диапазон е1 - е3 или d1 - d3 (иногда до а3); теноровый (нем. krumm Zink, итал. cornetto torto) с диапазоном d(c) - d2, звучал квинтой ниже осн. вида, имел S-образную форму и один клапан - С; басовый (появился во Франции в 16 в.), получил назв. серпент. Нек-рые учёные (X. Риман) предполагают, что предшественником Ц. был др.-рим. литуус. О существовании в ср. века Ц. свидетельствуют рейнские миниатюры 11 в. В 14 в. Ц. стал одним из наиболее распространённых муз. инструментов; он был самым ранним мундштучным инструментом с диатонич. звукорядом, что позволяло использовать его как мелодич. инструмент. Несмотря на трудность игры на Ц., он широко применялся в 16-17 вв. в светской, церк. и камерной музыке, а также в т. н. башенной музыке. Ц. включили в свои произв. Дж. Габриели, К. Монтеверди (опера "Орфей"), М. А. Чести ("Золотое яблоко"), Г. Шюц (культовые соч.), И. С. Бах (нек-рые церк. кантаты), К. В. Глюк (опера "Орфей", венская ред.; одно из наиболее поздних применений Ц.). В сер. 18 в. Ц. ещё использовался в конц. и бытовой музыке, иногда заменяя скрипку, в дух. ансамблях - дискантовый или альтовый тромбон. Постепенно Ц. выходил из употребления; его вытесняли более совершенные инструменты.

Литература: Левин С., Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973, с. 40, 50, 75, 77, 78; Rraetorius M., Syntagma musicum, Bd 2, 1619, Kassel, 1958; Mersenne M., Harmonie universelle, P., 1636, 1963; Вaines A., Woodwind instruments and their history, N. Y., 1963.

А. A. Розенберг.

Цинцадзе С. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цинь

Цинь (кит.) - общее назв. ряда струн. муз. инструментов, распространённых в Китае. Наиболее известен 7-струн. Ц. - цисяньцин.

Ципра М.

Ципра М. (Cipra) Мило (р. 13 X 1906, Вареш) - хорв. композитор. Учился у Ф. Дугана, Ф. Лхотки и Б. Берсы в Муз. академии (окончил в 1933) в Загребе, там же преподавал (с 1949 профессор, в 1961-71 декан композиторского ф-та). Автор муз.-критич. статей. В ранних соч. опирался на нац. фольклор; в дальнейшем обратился к неоклассицизму, примыкал к авангардистам.

Сочинения: Кантата о человеке (Kantata о covjeku, 1958), лирич. кантата для голоса и камерного орк. Времена года (Godisnja doba, 1959); для орк. - 2 симфонии (1948, 1952), концертино для струнных (1956), симф. поэмы Леда (1965) и Диалоги (Dijalozi, 1967); Дубровницкий дивертисмент для камерного орк. (1956); Путь солнца (Suncev put) для дух. орк., фп., арфы и ударных (1959); камерно-инстр. ансамбли; соч. для фп.; хоры; романсы; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Литература: Suрicic, Estetski pogledi Mila Cipre,, "Zvuk", 1969, No 98, s. 321-28.

Цистра

Цистра (от франц. cistre) - струн. щипковый муз. инструмент. Имеет корпус грушевидной формы (напоминающий совр. мандолину), плоские деки, круглое резонаторное отверстие в виде резной розетки и короткую шейку, заканчивающуюся серповидной головкой; гриф с ладами. Мн. экземпляры Ц. снабжены передвижным порожком - т. н. каподастром, повышающим строй инструмента. Струны металлические парные (4-12). Звук у старинных Ц. извлекался перьевым плектром, впоследствии пальцами. Наиболее распространённые из мн. вариантов настройки для 5-струн. Ц.: d, h, g, d1, е1 и F, e, с, g, a. Ц. известна с 15 в.; в эпоху Возрождения была популярным нар. инструментом в Германии, Италии и др. странах Европы. В кон. 18 - нач. 19 вв. проникла в гор. среду, позднее вытеснена гитарой (сохранились только в совр. Испании). Разновидности Ц. - большая басовая, альтовая, дискантовая (англ., с бурдонными струнами на дополнит. шейке); в Лондоне была создана также клавишно-ударная Ц. (струны звучали от ударов молоточков). Используется в основном для сопровождения пению.

Литература: Sachs С., Handbuch der Musikinstrumente, Lpz., 1966, S. 205-09; Marcuse S., Musical instruments, (N. Y., 1975), p. 103.

Н. A. Лисова.

Цисяньцин

Цисяньцин (от кит. цисянь - семь, цинь - струны) - кит. 7-струн. щипковый муз. инструмент, разновидность цитры. Имеет продолговатый корпус в виде деревянного ящика фигурных очертаний (дл. 1-1,2 м, шир. 0,2 м); на деке помечено 13 ладов (сохранившиеся старинные образцы Ц. и табулатурные записи произв. для этого инструмента свидетельствуют об эволюции системы ладов). Струны из шёлка разл. толщины, их настройка: С - D - F - G - А - с - d или G - А - с - d - е - g - а. Диапазон: С - d3. При игре Ц. держат горизонтально, слева - узкий конец со струнодержателем, справа - широкий конец с колками. Струны прижимают к деке, звук извлекают щипком. Ц. - древнейший инструмент. В 3 в. до н. э. входил в придворный оркестр яюэ ("изящная музыка"), был наиболее характерным инструментом классической китайской музыки. По принятой в Китае классификации музыкальных инструментов по материалу (как источнику звука) Ц. относится к группе "шёлковых".

Литература: Музыкальные инструменты Китая, сост. И. З. Алендер, M., 1958; Moule А. Сhr., A list of the musical and other sound-producing instruments ot the Chinese, Shanghai, 1908.

Ю. И. Шейкин.

Цитович Г. И.

Геннадии Иванович (р. 25 VII (7 VIII) 1910, дер. Новый Погост Дисненского уезда Виленской губ, ныне Витебской обл.) - сов. хор. дирижёр и фольклорист Нар. арт. СССР (1968). Окончил консерваторию в Вильнюсе (1939), изучал этнографию в ун-те там же (1936-39). В 1939-41 и 1944-51 редактор Радио и консультант Дома нар. творчества в Барановичах. В 1952-74 руководил созданным им Гос. нар. хором БССР, обработал для него ряд нар песен, консультант ряда самодеят. коллективов. В своей собирательской деятельности охватил все этнографич. районы Белоруссии, отразил в составленных им фольклорных сб-ках разнообразие песенных жанров и мелодич. типов белорус. муз. фольклора. Всего записал ок. 3000 песен и танцев. В теоретич. работах осн. внимание уделяет межславянским фольклорным связям, вопросам нар. многоголосия, исполнительства, муз. быта деревни, стилистич. анализу совр. белорус. нар. песни. Автор хор. произв. Составил сб-ки нар. песен "Беларускiя народныя песні для двух галасoў" (1948), "Песни счастья" (совр. белорус. нар. песни, 1950), "Песні беларускага народа" (1959), "Польскiя народныя песні" (1962). Гос пр. БССР (1978). Пр. Ленинского комсомола БССР (1968).

Сочинения: Белорусские волочебные песни, Вильнюс, 1935; Народная песня в современном быту белорусов, "СМ", 1952, NoNo 7, 11; Белорусская ССР, М., 1957, 1958 (в серии: Музыкальная культура союзных республик совм. с И. Нисневичем); Анталогiя беларускай народнай песні, Мінск, 1968, дополненное 1975; О белорусском песенном фольклоре, (Избранное очерки), Минск, 1976, и др.

Литература: Жураўлеў Д., Генадзь Цітовіч, Мінск, 1969.

Е. А. Соломаха.

Цитра

Цитра (нем. Zither, от греч. kitara - кифара) - струн. щипковый муз. инструмент. Имеет плоский деревянный корпус в виде ящика неправильной формы, гриф с металлич. ладами. Струны (4-5, металлические, мелодические) натянуты над грифом (защипываются плектром) и вне грифа над декой (25-40 жильных для аккомпанемента; настроены в квинту, защипываются кончиками пальцев) Средние размеры Ц.: дл. 550 мм, шир. 250-300 мм. Инструмент был известен в нек-рых странах Древнего мира, в разл. время имел разл. количество струн. Сохранился и ныне, но используется редко. Ц. была особенно распространена в Австрии и Германии (Бавария), в 19 в. существовали об-ва, клубы, академии цитристов. В России издавался журн. "Русский цитрист" (1883-1904, осн. P. M. Бауэром). Разновидности - прима, теноровая, альтовая, басовая, а также комбинированные - арфо-Ц., Ц.-банджо и др.

Литература: Иодкo B., Цитра. Краткий исторический очерк и описание инструмента, M., 1914; Norlind T., Systematik der Saiteninstrumente, Bd 1, Geschichte der Zither, Stockh., 1936; Mоdr А., Hudebni nбstroje, Praha, 1938, 1961 (рус. пер. - Модр А., Музыкальные инструменты, M., 1959, с. 56-58); Sachs С., The History of musical instruments, N. Y., 1940, р. 55-56, 137-38.

H. А. Лисова.

Цифрованный бас

Цифрованный бас - басовый голос, снабженный цифровыми указаниями; то же, что генерал-бас.

Цифровая система

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цицалюк Г. Н.

Григорий Никифорович (р. 23 IX 1929, с. Подольское Хмельницкой обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1977). Чл. КПСС с 1953. В 1953 окончил Львовскую консерваторию у С. Ф. Людкевича, с того же года худ. рук. Винницкой филармонии, в 1958-67 дирижёр оркестра нар. ансамбля песни и танца Дома культуры "Серп и Молот" в Харькове. В 1961-62 преподаватель Харьковского ин-та культуры, с 1962 - Ин-та иск-в (с 1979 доцент). С 1974 чл. правления CK Украины и CK СССР, с 1978 зам. пред. правления Харьковской организации CK Украины. Опираясь на укр. фольклор, Ц. развивает в своём творчестве классич. традиции. Автор произв. для симф. оркестра (симфония, 1968; Эпическая поэма, 1963; поэма "Отакар Ярош", 1974; "Подольская сюита", 1972; сюита "Песня родного края", 1978), концерта для флейты с оркестром (1976), Элегии для валторны и камерного оркестра (1971), хоров, романсов, песен, музыки к спектаклям драм. т-ра.

Цодер Р.

Цодер Р. (Zoder) Раймунд (псевд. - Зено Друдмайр, Zeno Drudmair) (20 VIII 1882, Вена - 26 III 1963, там же) - австр. фольклорист. С 19 лет начал заниматься исследованием нар. инстр. музыки. Педагог, с 1931 также директор нар. школы в Вене (с 1934 профессор). В 1937-38 и 1945-53 преподавал нар. музыку в венской Академии музыки. В 1945-59 руководил Подготовит. комитетом по исследованию нар. песни Ниж. Австрии. В 1946 организовал и до 1959 возглавлял Архив нар. песни Вены и Ниж. Австрии. Неск. лет был редактором журнала "Das deutsche Volkslied". Исследования Ц. в области австр. нар. песен и танцев получили междунар. признание, его сб. "Крестьянская музыка" ("Bauernmusi") считается наиболее фундаментальной работой в австр. фольклористике.

Сочинения: Der deutsche Volkstanz, в сб.: Deutsches Volkstum, Jahrg. 3, В., 1938; Generalindex der Zeitschrift "Das deutsche Volkslied", Jahrg. 1-46, 1899-1944, W., 1947; Volkslied, Volkstanz und Volksbrauch in Цsterreich, W., 1950; Alte Volkstanzmelodien aus Kдrnten, в сб.: Tanz und Brauch. Aus der Musikalischen Volksьberlieferung Kдrntens, Klagenfurt, 1959; Das Volkslied... (совм. с E. Zoder), в сб.: Цsterreich und die angelsдchsische Welt, Bd 1, W.-Stuttg., 1961; Eine цsterreichische Volksliedsammlung aus dem Jahre 1819, "ЦMz", 1969, Jahrg. 24, No 9; Сб-ки песен и танцев: Bauernmusi, Bd 1-2, Lpz., 1919-25 (совм. с R. Preiss); Altцsterreichische Volkstдnze, Tl 1-4, W., 1924-1934, нов. изд., Tl 1-3, 1946-55, 1958; Spielmusik fьr das Landvolk, H. 1-2, W., 1926-27 (совм. с О. Eberhard), H. 1-3, W., 1930, 1947; Dorfmusik, Kassel, 1931; 30 neue Volkslieder aus dem Burgenland, W., 1931 (совм. с К. Klier); Volkslied aus Niederцsterreich, W., 1932; 30 Volkslieder aus Niederцsterreich, H. 1-2, W.-Lpz., 1933-34 (совм. с К. Klier); Volkstдnze aus Цsterreich, bearbeitet fьr Klavier zu 2 Hдnden, W., 1935; neue Ausgabe, Bd 1-3, 1946-55; Ein Цsterreichisches Volkslieder-Buch, W., 1954 (совм. с G. Kotek).

Литература: Schmidt L., Raimund Zoder und die цsterreichische Volkskunde, "Musikerziehung", 1949/50, Jahrg. 3, S. 213-18; Mais A., Raimund Zoder-Bibliographie, там же, S. 218-23; Szerelmes R., Drei цsterreichische Volksliedforscher, там же, 1957/58, Jahrg. 11, S. 36-38; Deutsch W., Raimund Zoder, там же, 1962/63, Jahrg. 16; Commenda H., Raimund Zoder, в сб.: Jahrbuch des цsterreichischen Volksliedwerkes, Jahrg. 16, 1967.

В. В. Ильёва.

Цомая Н. А.

Надежда Афанасьевна (18 (31) I 1904, Кутаиси - 29 XI 1973, Тбилиси) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1943). По окончании Тбилисской консерватории у О. А. Бахуташвили-Шульгиной (1929) солистка Груз. т-ра оперы и балета (в 1935-37 работала в Ленингр. т-ре онеры и балета). Оставила сцену в 1960. Среди партий - Марфа ("Хованщина"), Любаша ("Царская невеста"), Амнерис, Азучена; Леди Мильфорд ("Луиза Миллер" Верди), Кармен, Аксинья; Нано ("Даиси"), Дареджан ("Дареджан коварная" Баланчивадзе), Нино ("Разбойник Како" Андриашвили). Выступала в концертах. С 1960 доцент Тбилисской консерватории.

Цомык Г. Д.

Герц Давидович (19 V (1 VI) 1914, Могилёв - 12 I 1981, Свердловск) - сов. виолончелист. В 1930 окончил Тбилисскую консерваторию по классу виолончели у К. А. Миньяра-Белоручева. 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (1933). С 1932 солист Укр. филармонии, с 1937 - Всесоюзного радиокомитета, с 1938 - Моск. филармонии. В 1946-52 преподаватель по классу виолончели в Тбилисской консерватории (с 1949 доцент). С 1952 жил в Свердловске. С этого же года преподавал в Свердловской консерватории (с 1954 рук. кафедры струнных инструментов). С 1956 возглавлял виолончельную группу филармонического оркестра. Вёл интенсивную концертную деятельность. Его исполнение отличали мастерство, муз. вкус, яркая артистичность, эмоциональность, сочный тон инструмента. В репертуаре Ц. - произв. рус. и заруб. классиков (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, И. С. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, М. Равель, К. Дебюсси), а также сов. и совр. заруб. композиторов (Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, П. Хиндемит, З. Кодай). Первый исполнитель концертов для виолончели с оркестром Р. К. Габичвадзе, О. В. Тактакишвили и О. М. Моралёва, "Поэмы" для виолончели и фп. З. А. Левиной, "Рапсодии" З. Л. Компанейца, виолончельных произв. В. Н. Кочетова, С. X. Джербашяна, А. В. Шаверзашвили, В. И. Щёлокова. Ц. был бессменным участником трио Моск. филармонии, Уральского струн. квартета им. Н. Я. Мясковского. Гастролировал за рубежом.

Литература: Герц Цомык, "СМ", 1961, No8; Гибалин Б., Зетель И., Щедрость художника, там же, 1964, No 9; Коган П. П., Юрий Брюшков и Герц Цомык, в кн.: Коган П. П., Вместе с музыкантами, М., 1964; Басок М., В гостях у Г. Д. Цомыка, "СМ", 1979, No 6.

Цуга

Цуга - см. Кулиса, Крона.

Цугтромбон

Цугтромбон - см. Тромбон.

Цузуми

Цузуми - семейство япон. барабанов. Родовое назв. инструментов разл. размеров, но одинаковой формы - в виде песочных часов. Все разновидности Ц. состоят из корпуса (до), вытачиваемого из целого куска дерева, 2 мембран из коровьей или конской кожи, оправленных железными обручами (кава), и системы верёвочных креплений (ширабе), служащих для настройки Ц. Корпус и мембраны покрываются разноцветной росписью и лаком. Древнейший из Ц. - сан-но-цузуми, употребляемый в музыке гагаку (см. Японская музыка). Разновидности: цузуми-дайко - дл. ок. 300 мм, диаметр 350 мм, на нём аккомпанируют себе танцоры, подвешивая инструмент на ремне через плечо; ко-цузуми - небольшой барабан, дл. ок. 250 мм, при игре держат под мышкой правой руки, придерживая левой шнуровку, обтягивающую корпус. Играют 2-4 пальцами правой руки. Высота тона меняется путём изменения натяжения шнуровки левой рукой, дополнит. настройка осуществляется при помощи полосок замши и бумаги, вставляемых между корпусом и неигровой мембраной. К Ц. относится о-цузуми - большой барабан (дл. ок. 300 мм), перед игрой его мембрана нагревается над огнём, исполнитель надевает на пальцы правой руки спец. напёрстки из папье-маше для усиления специфич. остроты и сухости тона или из замши для смягчения резкости тона. Инструмент помещают на левое бедро. Ко-цузуми и о-цузуми применяются в музыке ногаку.

Р. Б. Галайская.

Цуккерман В. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цулукидзе А. Г.

Антон Григорьевич (р. 17 III 1921, Ткибули) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1967). Кандидат искусствоведения (1979). В 1950 окончил историко-теоретич. отделение Тбилисской консерватории (у В. Г. Донадзе; ранее занимался по классу фп. под рук. А. Д. Вирсаладзе), с 1953 преподаватель там же. В 1953-61 зав. муз. отделом журн. "Советское искусство". В 1961-65 начальник отдела муз. учреждений, с 1965 гл. ред. Мин-ва культуры Груз. ССР.

Сочинения: Творческий путь Отара Тактакишвили, в сб.: Советская музыка. Статьи и материалы, М., 1956; Грузинская советская музыка и музыкальная критика, в сб. : Музыковедение и музыкальная критика в республиках Закавказья..., М., 1956; Пути развития симфонизма, в сб.: Грузинская музыкальная культура, М., 1957; Кантата и оратория, там же; Творческий путь Андрея Баланчивадзе, "СМ", 1957, No 8; Заметки о грузинской музыке, там же, 1958, No 4; на груз. яз. - Шалва Мшвелидзе, Тб., 1964; Музыка современности, Тб., 1966; Евгений Микеладзе, Тб., 1968.

Цумпе Г.

Цумпе Г. (Zumpe) Герман (9 IV 1850, Оппах, Оберлаузиц - 4 IX 1903, Мюнхен) - нем. дирижёр и композитор. Первоначальное муз. образование получил в учительской семинарии в Бауцене; в 1871-72 изучал муз.-теоретич. предметы под рук. А. Тотмана в Лейпциге. С 1872 по приглашению Р. Вагнера поселился в Байрёйте. Здесь в 1872-75 в т. н. канцелярии "нибелунгов" совм. с И. Рубинштейном (пианистом из Харькова), А. Зейдлем, Э. Кастнером и Ф. Фишером расписывал партии тетралогии "Кольцо нибелунга". В 1875-87 дирижёр театр. оркестров в Зальцбурге, Вюрцбурге, Магдебурге, Франкфурте-на-Майне, Гамбурге. С 1891 придв. капельмейстер в Штутгарте, где руководил также хор. концертами Об-ва классич. церк. музыки. С 1895 возглавлял симф. оркестр Кайма в Мюнхене. С 1897 придв. капельмейстер в Шверине, с 1900 - в Мюнхене. В последние годы жизни много гастролировал; выступал в Лондоне (1898), Одессе (1898/99), Мадриде (1899, 1902), Петербурге и Москве (1900). II. принадлежал к числу крупных нем. дирижёров вагнеровской школы. Особенно прославились его интерпретации сценич. произв. Р. Вагнера, а также симфоний В. А. Моцарта, Л. Бетховена, А. Брукнера. Как композитор известен мелодичными опереттами и песнями.

Сочинения: оперы - Околдованная принцесса (Die verwьnschte PrinzeЯ, 1878), Анана (1881, Берлин), Савитри (1896-1903; закончена Г.Реслером, 1907, Шверин), Призрак Хородина (Das Gespenst von Horodin, 1910, Гамбург); оперетты - Фаринелли (1886, Гамбург), Карин (1888, там же), Польский трактир (Polnische Wirtschaft, 1889, там же); для орк. - симфония (1868), Немецкий марш (1870), юмореска (1871), увертюра (1872); 2 струн. квартета (1871, 1891), фп. пьесы, хоры, многочисл. песни.

Литература: Sonne О., H. Zumpe. Der neue Mecklenburgische Hof-Kapellmeister. Eine biographische Skizze, "Zeitschrift fьr Musik und Literatur", 1896/97, Bd 3, H. 9; Lessmann O., H. Zumpe, "Allgemeine deutsche Musikzeitung", 1903, Jahrg. 30, No 37; Teibler H., H. Zumpe, Biographisches, "Musikalische Wochenblдtter", 1903, Jahrg. 34, No 38; Richard A., Erinnerungen an H. Zumpe, "Neue Musikzeitung", 1903, Jahrg. 24; H. Zumpe. Persцnliche Erinnerungen nebst Mitteilungen aus seinen Tagebuchblдttern und Briefen, mit Geleitwort von E. von Possart, Mьnch., 1905; Meyer C., Geschichte der Mecklenburg-Schweriner Hofkapelle, Schwerin, 1913; Storck К., Geschichte der Musik, Bd 2, Stuttg., 1921, S. 320; Hartwig D., Die Mecklenburgische Staatskapelle, "Musik und Gesellschaft", 1961, Jahrg. 11, H. 3; Erdmann H., Schwerin als Stadt der Musik, Lьbeck, 1967.

В. П. Павлинова.

Цумштег И. Р.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цур Мюлен Р.

Цур Мюлен Р. (Zur Mьhlen) Раймунд фон (10 XI 1854, родовое поместье в Лифляндской губернии, ныне Латвия - 9 XII 1931, Уистон-Олд-Ректори, Стейнинг, графство Суссекс, Англия) - нем. певец (тенор) и педагог. Пению обучался в Высшей муз. школе в Берлине, затем у Ю. Штокхаузена во Франкфурте-на-Майне и у Р. Бюссина в Париже. Выступал как конц. певец, совершенствовался в области нем. камерной вок. лирики. Песни Р. Шумана изучал под рук. К. Шуман. Много гастролировал по городам Германии, с 1882 неоднократно с огромным успехом выступал в Англии. Впервые ввёл в конц. практику спец. камерные вок. вечера, в программы к-рых включал песенную лирику Р. Шумана и Ф. Шуберта. В 1903 в Москве принял участие в исполнении оратории Г. Берлиоза "Осуждение Фауста". В 1905 поселился в Лондоне, продолжал конц. деятельность, преподавал пение и вскоре стал известным педагогом. С 1925 жил в Стейнинге, где полностью посвятил себя преподаванию пения. Один из видных нем. камерных певцов кон. 19 - нач. 20 вв., Ц. М. обладал голосом красивого, проникновенного тембра. Его пение отличалось совершенством вок. техники, необычайной тонкостью фразировки и ясностью дикции, полным слиянием слова и музыки; певец обладал редким артистич. обаянием. Один из лучших интерпретаторов песен Шумана и Шуберта.

Литература: Hunnius M., Mein Weg zur Kunst, Heilbronn, (1924), 1925, последнее изд., 1953; Newberry G., Raimund von Zur Mьhlen, "ML", 1932, v. 13, No 2; Zur Mьhlen D. von, Der Sдnger R. von Zur Mьhlen, Hannover-Dцhren, 1969.

С. M. Грищенко.

Цут Й.

Цут Й. (Zuth) Йозеф (24 XI 1879, Фишерн, близ Карлсбада - 30 VIII 1932, Вена) - австр. лютнист, гитарист и музыковед. В 1902-25 - на гос. службе; брал уроки истории музыки у Р. Батки, Г. Адлера. С 1919 преподавал игру на гитаре и лютне в венской Высшей нар. школе "Урания", с 1925 доцент Педагогич. ин-та в Вене. С 1921 редактор журн. "Zeitschrift fьr Gitarre" (с 1927 издавался под назв. "Musik im Haus"). Написал ряд трудов по истории и технике игры на гитаре, лютне, мандолине и др., автор многочисл. статей, опубликованных в периодич. печати.

Сочинения: Das kьnstlerische Gitarrenspiel, pдdagogische Studien, Lpz., 1916, W., 1920; Die Gitarre, Spezialstudien auf theoretischer Grundlage, H. 1-6, W., 1920-25; Volkstьmliche Gitarren-Schule, Karlsbad, 1922; Handbuch der Laute und Gitarre, W., 1926-28; Die Mandolinenhandschriften in der Bibliothek der Gesellschaft der Musikfreunde in Wien, "ZfMw", 1931/32, Jahrg. 14, H. 2.

Литература: Pilz J., Dr. J. Zuth, "Musikpдdagogische Zeitschrift", 1924, Bd 14, H. 5-7; Косzirz A., In Memoriam J. Zuth, "ZfMw", 1931/32, Jahrg. 14, H. 11/12; Prusik К., Dr. Zuths Wirken fьr die Gitarre. Zu seinem 75. Geburtstag am 24. November 1954, в сб.: Der Gitarre-Freund, Bd 6, Mьnch., 1955, No 1/2.

Г. Н. Павлов.

Цфасман А. Н.

Александр Наумович (1 (14) XII 1906, Александровск, ныне Запорожье - 20 II 1971, Москва) - сов. композитор, пианист, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Засл. арт. РСФСР (1957). В 1930 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у Ф. М. Блуменфельда В 1920-23 пианист и исполнитель на удар. инструментах симф. оркестра в Горьком; в 1924-25 зав. муз. отделом Моск. драм. студии им. А. С. Грибоедова; с 1926 дирижёр, пианист, аранжировщик организованного им джаз-оркестра; с 1930 иллюстратор в кино. В 1933-34 концертмейстер Хореографич. уч-ща Большого т-ра. В 1933-36 худ. рук. разл. джаз-оркестров в Москве, в 1939-46 - джаз-оркестра Всесоюзного радио. Ц. - один из основоположников сов. эстр. музыки, блестящий пианист-виртуоз, участвовал в первом исполнении в СССР "Рапсодии в блюзовых тонах" Дж. Гершвина, исполнял собств. произв.

Сочинения: для орк. - балетная сюита Рот фронт (1931); для симфоджаза - Спортивная балетная сюита (1965); для инструментов с орк. - 2 концерта для фп. (1941, с джаз-оркестром; 1967, с эстр. орк.), Концертная пьеса для скр. (1951), Интермеццо для кларнета (1944); пьесы для фп. (опубл. в 1964); для голоса с фп. - песни, в т. ч. Три вальса (сл. Л. Н. Давидовича и В. Ю. Драгунского, 1954); музыка к спектаклям драм. т-ров - "Приключения Стёпки-растрёпки" Щербакова (1927, Моск. т-р для детей), "Тревожный сбор" Барто (1931, там же), "Спасибо за внимание" (1943, Ленингр. т-р миниатюр), "Под шорох твоих ресниц" Сперанского (1948, Центр. т-р кукол), "Воскресенье в понедельник" Дыховичного и Слободского (1955, Ленингр. т-р комедии); музыка к кинофильмам - "Тарапунька и Штепсель под облаками" (1953), "Весёлые звёзды" (совм. с И. О. Дунаевским, 1954), "Секрет красоты" (1955), "За витриной универмага" (1956) и др.

Литературные сочинения: Проблема джаза, в сб.: Искусство эстрады, вып 2, М., 1961; Слово членам жюри, "СМ", 1963, No 3.

Литература: Силантьев Ю., Поздравляем с юбилеем, "СМ", 1966, No 12; Памяти ушедших, там же, 1971, No 5; Фрадкин М., 75 лет со дня рождения А. Н. Цфасмана, в сб.: Ежегодник памятных музыкальных дат и событий, 1981, М., 1980.

Л. В. Римский.

Цыбин В. Н.

Владимир Николаевич (11 (23) VII 1877, Иваново-Вознесенск, ныне Иваново - 31 V 1949, Москва) - сов. флейтист, педагог, дирижёр и композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Сын скрипача И капельмейстера Николая Михайловича Ц. В 1889-95 учился в Моск. консерватории по классу флейты у В. В. Кречмана. В 1914 окончил Петрогр. консерваторию по классу теории музыки у В. П. Калафати, композиции - у А. К. Глазунова (ранее учился у А. К. Лядова), по классу дирижирования - у Н. Н. Черепнина. С 1897 солист оркестра Т-ра Ф. А. Корша и Большого т-ра. В 1907-20 дирижёр балетов и флейтист Мариинского т-ра в Петрограде (ныне Ленингр. т-р оперы и балета). С 1920 первый флейтист Большого т-ра (Москва). Игра Ц. отличалась красотой звучания, выразительностью, богатством тембровых оттенков, блестящей техникой. В 1920 по инициативе Ц. и его жены - певицы Большого т-ра Елизаветы Тимофеевны Ц. в г. Пушкино (близ Москвы) открыта Муз.-художеств. трудовая колония им. А. В. Луначарского, где получили муз. образование многие беспризорные дети. Педагогич. деятельность В. Н. и Е. Т. Цыбиных в колонии высоко оценила М. И. Ульянова. Среди быв. колонистов - флейтист А. А. Баранников, фаготист В. А. Малиновский, скрипач В. П. Ефремов. Ц. - один из основателей сов. школы игры на флейте. В 1914-20 преподавал игру на флейте в Петрогр. консерватории (с 1917 профессор). В 1923-49 профессор Моск. консерватории и Высш. уч-ща воен. дирижёров. Среди учеников - флейтисты Н. И. Платонов, Ю. Г. Ягудин, А. В. Корнеев. Автор методич. работы "Основы техники игры на флейте" (ч. 1, М., 1940).

Сочинения: опера-балет Фленго (муз.-драм. эпизод из времён Парижской Коммуны, по В. Гюго, 1918, Москва, т-р Эрмитаж), опера-сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях (по А. С. Пушкину, 1920, пост. 1949, силами учащихся детской муз. школы г. Пушкино); для орк. - симфония, балетная сюита, марш к 800-летию Москвы (1947); для дух. орк. - марш к 30-летию Окт. революции (1947); концерты для инструмента с орк. - для арфы (со струн. орк.), для валторны, для трубы, для ксилофона; концерты для инструмента с фп. - для флейты (3), для кларнета, для гобоя; для флейты с фп. - 3 конц. Allegro (1946), Andante, тарантелла (1944), 10 конц. этюдов (1944); пьесы для разл. инструментов; романсы - на сл. А. К. Толстого, М. Ю. Лермонтова, К. Д. Бальмонта и др.

Литература: Ягудин Ю. Г., Воспоминания о В. Н. Цыбине, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966, с. 375-79; его же, В. Н. Цыбин, в сб.: Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории, М., 1979; Усов Ю., История отечественного исполнительства на духовых инструментах, М., 1975.

Л. Б. Римский.

Цыбущенко М. Г.

Мария Григорьевна (1872, Полтавская губ. - 1929, Москва) - рус. певица (колоратурное сопрано). В 1893 окончила Моск. консерваторию по классу пения у С. Сонки. В 1894-1912 солистка Большого т-ра. Обладала сильным голосом большого диапазона и серебристого тембра; была одной из ведущих певиц Большого т-ра. Среди партий - Людмила, Антонида, Снегурочка, Тамара; Оксана ("Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова), Волхова; Забава Путятишна (одноим. опера M. M. Иванова; первая исполнительница, 1899), Маргарита; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Джильда; Маргарита ("Гугеноты"), Донна Эльвира ("Дон Жуан"). В конц. репертуаре Ц. наряду с классич. произв. были также рус. и укр. нар. песни. В 1920-29 преподавала в Моск. консерватории и Муз. уч-ще им. Гнесиных (с 1926 доцент).

И. М. Лысенко.

Цыганков А. А.

Александр Андреевич (р. 1 XI 1948, Омск) - сов. домрист и композитор. Чл. КПСС с 1979. В 1972 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у Р. В. Белова. Занимался по композиции у Ю. Н. Шишакова. С 1971 солист Рус. нар. оркестра им. Н. П. Осипова. Ц. принадлежат конц. обработки для домры рус. нар. песен, оригинальные произв. для домры, песни. 2-я пр. на конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1968, София), 1-я пр. на Всероссийском конкурсе исполнителей на нар. инструментах (1972, Москва).

Цыганов Д. М.

Дмитрий Михайлович (р. 27 II (12 III) 1903, Саратов) - сов. скрипач и педагог. Нар. арт. СССР (1979). В 1922 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у А. Я. Могилевского, там же учился по классу композиции у Г. Л. Катуара. Организатор струн. квартета консерватории (1923, с 1931 - им. Л. Бетховена); состав: Ц. (1-я скрипка), В. П. Ширинский (2-я скрипка), В. В. Борисовский (альт), С. П. Ширинский (виолончель). Квартет гастролировал по Сов. Союзу и за рубежом, был первым исполнителем мн. произв. С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Н. Я. Мясковского, В. Я. Шебалина и др. сов. композиторов. Свой 12-й струн. квартет Шостакович посвятил Ц. Помимо работы в квартете, Ц. выступал как солист и в ансамблях с Ф. М. Блуменфельдом, Э. Г. Гилельсом, А. Б. Гольденвейзером, К. Н. Игумновым, Н. К. Метнером, С. С. Прокофьевым, Г. Г. Нейгаузом, Л. Н. Обориным, С. Е. Фейнбергом, С. Т. Рихтером, М. В. Юдиной и др. Вместе с С. М. Козолуповым был первым исполнителем в СССР сонаты для скрипки и виолончели Равеля, а также 2-й сонаты для скрипки, канцон и танцев для скрипки и фп. H. К. Метнера и др. произв. Участник первого исполнения фп. трио и фп. квинтета Шостаковича (партию фп. играл автор). С 1930 преподаватель Моск. консерватории по классу скрипки (с 1935 профессор, в 1956-81 зав. кафедрой скрипки). Среди учеников - В. К. Малинин, М. И. Русин, З. К. Шихмурзаева. Ц. осуществил ряд скр. транскрипций произв. И. С. Баха, А. Вивальди, П. И. Чайковского, И.Ф.Стравинского, Р. К. Щедрина и др., редактировал каденции к скр. концертам разных композиторов. Автор статей по вопросам скр. исполнительства. Чл. жюри ряда междунар. конкурсов скрипачей-исполнителей. Гос. пр. СССР (1946), "Гран при" Парижской академии Шарля Кро (1957, за запись фп. квинтета Шостаковича с участием автора).

Литература: Ми Бемоль, Концерт Цыганова, "Театр и музыка", 1922, No 12; A. A. W. (Мясковский Н. Я.), Концерты, "К новым берегам", 1923, No 2; Луначарский A., Достижения нашего искусства, "Правда", 1926, 1 мая; Власов В., Скрипач Дмитрий Цыганов, "СМ", 1933, No 2; Шостакович Д. Д., Талант широкого признания, "Советская культура", 1973, 13 марта; Григорьев Л., Pлатек Я., Дмитрий Цыганов, "МЖ", 1978, No 6; Отмечая 75-летие Д. Цыганова, "СМ", 1978, No 11.

З. М. Гольдберг.

Цыганская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цыганский романс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цыдынжапов Г. Ц.

Гомбожап Цыдынжапович (20 IV (3 V) 1905, улус Любчикан, ныне Баргузинского р-на Бурят. АССР - 14 IV 1980, Улан-Удэ) - сов. актёр, режиссёр и драматург. Нар. арт. СССР (1940). Чл. КПСС с 1939. Деп. Верх. Совета РСФСР 2-4-го созывов и Верх. Совета Бурят. АССР 3-4-го созывов. В 1927 окончил муз. курсы в Улан-Удэ, в 1934 - режиссёрский ф-т ГИТИСа. С 1934 актёр и режиссёр Бурят. драм. т-ра в Улан-Удэ (с 1936 худ. рук.; в 1939 т-р реорганизован в музыкально-драматический), в 1949-60 - Бурят. т-ра оперы и балета в Улан-Удэ. Ц. - один из основоположников бурят. проф. театра. Осуществил постановки мн. произв., среди них: муз. драмы - "Баир" (музыка П. М. Берлинского и Б. Б. Ямпилова, 1938), "Бабжа - Барас-батор" (музыка Ямпилова, 1944), пьесы - "Один из многих" Н. Г. Балдано (1937), "Снайпер" Цыдынжапова (1943), "Кремлёвские куранты" Погодина (1947), оперы - "Евгений Онегин" (1943), "Энхе - Булат-батор" М. П. Фролова и Ямпилова (1944), "На Байкале" Л. К. Книппера (1948), "Мэдэгмаша" С. Н. Ряузова (1949; позднее была переработана и получила назв. "У подножия Саян", 1952), "Тихий Дон" (1953), "Иоланта" (1955); "В бурю" Т. Н. Хренникова (1957), "Паяцы" (1960). Среди наиболее значит. актёрских работ - роль В. И. Ленина ("Кремлёвские куранты" Погодина, 1947), а также Отелло ("Отелло" У. Шекспира, 1938). Автор либретто муз. драмы "Баир" (совм. с А. Шадаевым), пьес "Снайпер", "Сын народа" (обе - 1943) и сценария фильма "Золотой дом" (совм. с Д. Бажотабаем и В. И. Ежовым, 1960). Гос. пр. СССР (1949).

Литература: Найдакова В., Современный бурятский драматический театр (1949-1962), (Улан-Удэ), 1962; История бурятской советской литературы, Улан-Удэ, 1967.

Цыпола Г. А.

Ципола Гизелла Альбертовна (р. 27 IX 1944, с. Гать, УССР) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. УССР (1976). В 1969 окончила Харьковский ин-т иск-в по классу пения у Т. Я. Веске. С 1968 солистка Укр. т-ра оперы и балета. Обладает сильным и одноврем. мягким голосом бархатного тембра. Среди партий - Лиза, Татьяна; Марфа ("Царская невеста"), Ксения ("Борис Годунов"), Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Тоска, Чио-Чио-сан, Мими; Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Маргарита, Дездемона; Леонора ("Трубадур"), Недда ("Паяцы"), Манон ("Манон" Macсне). В конц. репертуаре певицы - камерные вок. произв. рус. и заруб. композиторов-классиков и сов. авторов, а также нар. песни. Лауреат 4-го Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1968, 1-я пр.) и Междунар. конкурса вокалистов в Токио на лучшее исполнение партии Чио-Чио-сан (1976, 1-я пр.). Гос. пр. Груз. ССР им. З. Палиашвили (1973). Гастролировала за рубежом (Болгария, Чехословакия, ГДР, Финляндия, Польша, Япония).

И. М. Лысенко.

Цытович В. И.

Владимир Иванович (р. 6 VIII 1931, Ленинград) - сов. композитор. Кандидат искусствоведения (1973). Чл. КПСС с 1979. Окончил Ленингр. консерваторию (1958) и аспирантуру при ней по классу композиции у Б. А. Арапова (1961), по классу фп. у И. А. Браудо (1960). С 1961 преподаватель (инструментовка, композиция) Ленингр. консерватории (с 1972 доцент).

Сочинения: поэма Комсомолия (для хора и орк., 1959); для орк. - 2 симфонии (1969, для симф. орк. и хора; 1974, для камерного орк.), Симфониетта (1958), сюита Конёк-Горбунок (1956), симф. зарисовки Похождения бравого солдата Швейка (1959), Весенняя увертюра (1961), Каприччио (1975); для инструмента с орк. - концерт для фп. (1960), концертино для фп. с камерным орк. (1971), концерт для альта с камерным орк. (1965), концерт для виолончели (1981); камерно-инстр. ансамбли - диалог и скерцо (1966) и соната (1980) для скр. и фп.; Триптих для альта и фп. (1962); Классическая мелодия (1975) и Классическая сонатина (1980) для флейты и фп.; Пьеса для ударных инструментов (1973); для фп. - 10 прелюдий (1963), 6 концертных пьес (1966), 12 пьес по сказке Дж. Родари "Приключения Чиполлино" (1967) и др.; произв. для органа; для голоса и фп. - 3 песни (cл. Н. Гильена, 1961), Песенки Винни-Пуха (1968), 5 романсов на стихи А. А. Блока (1956).

Литературные сочинения: Специфика тембрового мышления Б. Бартока в квартетах и в оркестровых сочинениях, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 11, М., 1972; Некоторые аспекты тембровой драматургии, в сб.: Современные вопросы музыкознания, М., 1976; Два этюда о Бартоке, в сб.: Бела Барток, М., 1977; Размышления о роли мелодии в современной музыке, в сб.: Критика и музыкознание, вып. 2, М., 1980.

Цюрих

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница