Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АДЫ")
А секко (итал. a secco - по сухому), разновидность техники стенных росписей. В отличие от фрески, живопись а секко выполняют по высохшей штукатурке красками, растёртыми на растительном клее, яйце или (реже) смешанными с известью. |
Аалто Алвар (1898-1976), финский архитектор. Видный представитель функционализма и органической архитектуры, идеям которых дал национальное истолкование. Окончил Политехнический институт в Хельсинки. Работал в Финляндии, Швеции, США и других странах. Сочетал железобетон и стекло с традиционными строительными материалами (камень, кирпич, дерево), достигал свободы и выразительности объёмно-пространственной композиции зданий, естественной взаимосвязи архитектуры с ландшафтом и городским окружением (санаторий в Паймио, 1929-30; Дворец "Финляндия" в Хельсинки, 1967-71). Один из создателей финского дизайна (проекты мебели из фанеры, светильников из стекла и металла и т. п.).
Дворец "Финляндия" в Хельсинки. 1967 - 1971. Литература: А. П. Гозак, Алвар Аалто, М., 1976; А. Аалто. Архитектура и гуманизм, Сб. ст., пер. с фин., англ., франц. и нем. Сост., вступ. ст. и коммент. под ред. А. П. Гозака, М., 1978. |
Аалтонен Вяйнё (Aaltonen) (1894-1966), финский скульптор, а также живописец, театральный художник. Почетный член Академии художеств СССР (1958). Учился в Рисовальной школе ОПХ в Турку у В. Вестерхолма, а также в Италии, Франции и Великобритании. Автор статуй, сочетающих непосредственное воссоздание натуры с классическими мотивами обнажённой или задрапированной фигуры ("Бегун П. Нурми", бронза, 1924-25, Атенеум, Хельсинки), монументов (памятник "Мир" в Лахти, гранит, 1950-52, Золотая медаль Мира, 1953), портретов ("Я. Сибелиус", мрамор, 1935, Дом-музей Я. Сибелиуса в Пори), театральных декораций. Литература: М. И. Безрукова, В. Аалтонен. Альбом, М., 1981. |
Абак (от греч. abax - доска), верхняя плита капители колонны, полуколонны, пилястры. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.
Абак. |
Абакелия Тамара Григорьевна (1905-1953), советский скульптор и график. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1942). Училась в тбилисской Академии художеств (1923-29). Скульптурным (фриз на здании Грузинского филиала Института марксизма-ленинизма в Тбилиси, камень, 1936-37) и графическим (иллюстрации к произведениям Важа Пшавела, акварель, гуашь, тушь, карандаш, 1947) работам Абакелия свойственны романтическая приподнятость, монументальность характерных национальных образов. Оформила ряд спектаклей и кинофильмов. Литература: Т. Г. Абакелия. Альбом, Тб., 1967. |
Абдуллаев Абдулхак Аксакалович (р. 1918), советский живописец. Народный художник Узбекской ССР (1968). Учился в Самаркандском художественном училище (1931-36) и в МХИ (1938-41) у А. А.Осмёркина и др. Автор национальных по колориту реалистических портретов: "Драматург К. Яшен" (1960, Музей искусств Узбекской ССР, Ташкент), "Алишер Навои" (1969, Музей истории народов Узбекистана имени Айбека, Ташкент), "Автопортрет в киргизской шапке" (1981, ГТГ). Литература: Выставка портрета... А. Абдуллаева. Каталог, Таш., 1980; А. Абдуллаев. Альбом репродукций. Авт.-сост. Т. Махмудов, Таш., 1983. |
Абдуллаев Лутфулла Абдуллаевич (р. 1912), советский живописец. Народный художник Узбекской ССР (1949). Учился в Самаркандском художественном училище (1930-35). Автор портретов, тематических картин, посвященных жизни советских людей: "Агитатор на канале" (1942, Музей искусств Узбекской ССР, Ташкент), "В штабе Туркфронта" (1982, Дирекция выставок ХФ Узбекской ССР). Литература: Каталог выставки произведений... Л. Абдуллаева, Таш., 1982. |
Абдуллаев Микаил Гусейн оглы (р. 1921), советский живописец, график. Народный художник СССР (1963), член-корреспондент Академии художеств СССР (1958). Учился в МХИ (1939-49) у С. В. Герасимова, В. А. Фаворского и др. Преподаёт в Азербайджанском институте искусств имени М. А. Алиева (с 1965). В творчестве Абдуллаева преобладают лирические сюжеты, посвященные настоящему и прошлому Азербайджана ("Огни Мингечаура", 1948, триптих "На полях Азербайджана", 1963-65, - все в Азербайджанском музее искусств, Баку). Произведения Абдуллаева красочны, живописны (триптих "Девушки-рисоводы", 1970; панно в подземном зале станции "Низами" Бакинского метрополитена, мозаика, смальта, 1979). |
Абдурахманов Фуад Гасан оглы (1915-1971), советский скульптор. Народный художник Азербайджанской ССР (1955), член-корреспондент Академии художеств СССР (1949). Учился в ленинградской Академии художеств (1935-40) у М. Г. Манизера Произведения Абдурахманова - памятник Низами в Кировабаде (открыт в 1946; Государственная премия СССР, 1947) и Баку (открыт в 1949), Рудаки в Душанбе (открыт в 1964), статуя "Чабан" (гипс, 1950, Государственная премия СССР, 1951; бронза, 1951, ГТГ), портретный бюст В. И. Ленина (мрамор, 1955, Музей истории Азербайджана, Баку) - отличаются чёткой, выразительной формой, спокойной, уравновешенной композицией.
Памятник Низами в Баку. Бронза, гранит. 1949 (архитекторы С. А. Адашев, М. А. Усейнов). |
Абегян Мгер (Мегер) Манукович (р. 1909), советский живописец и график. Народный художник Армянской ССР (1960). Учился в Ереванском художественно-промышленном техникуме (1922-27) у С. М. Агаджаняна и С. А. Аракеляна, в московском Вхутеине (1927-30) у С. В. Герасимова и в ленинградской Академии художеств (1930-31). Преподавал в Ереванском художественно-театральном институте (1954-59). Автор лирических пейзажей, красочных натюрмортов, а также портретов и пейзажно-жанровых картин: "Колыбельная песня" (1959), "Полевые цветы. Посвящается 60-летию Октября" (1977, обе - в Картинной галерее Армении, Ереван), "Лето" (1959, ГТГ). Литература: М. Абегян. Альбом (Автор предисл. А. Д. Чегодаев), Ер., 1979. |
Аберкромби Лесли Патрик (Abercrombie) (1879-1957), английский архитектор, градостроитель и теоретик архитектуры. Президент Международного союза архитекторов (1946-57). Преподавал в Ливерпульском (1915-35) и Лондонском университетах. Один из пионеров районной планировки городов в Западной Европе. В 1921-22 создал проект планировки промышленного района г. Донкастер, предусматривавший строительство городов-спутников, функциональное зонирование территории. В проекте развития "Большого Лондона" (1944) предложил ограничить его размеры и определить территориальную границу путём создания "зелёного пояса", строительства 8 городов-спутников. Сочинения: Town and country planning, 2 ed., L.-N. Y., 1943. |
Абрамцево - усадьба близ г. Загорск Московской области. С 1843 имение Аксаковых, с 1870 - Мамонтовых. С 1918 музей. В парке, прилегающем к деревенскому усадебному дому середины XVIII в. (расширен в 1870-78), - постройки в "русском стиле" В. А. Гартмана ("Студия", 1872), И. П. Ропета ("Терем", 1873), В. М. Васнецова (церковь, 1881-82; "Избушка на курьих ножках", 1883). В 70-90-х гг. XIX в. Абрамцево - важный центр художественной жизни, где процветал интерес к русской истории и культуре и где стремились возродить народное творчество. Здесь бывали и работали В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. Д. и Е. Д. Поленовы, В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, М. В. Нестеров и многие другие; были созданы мастерские резьбы по дереву (см. Абрамцево-кудринская резьба) и майолики.
Репин. Летний день в Абрамцеве Литература: Н. Пахомов, Музей Абрамцево, М., (1968); Д. З. Коган, Мамонтовский кружок, М., 1970; Н. М. Белоглазова, Абрамцево. Альбом, М., 1981. |
Абрамцево-кудринская резьба - русский художественный промысел резьбы по дереву. Ведёт начало от мастерской, организованной в 1882 Е. Д. Поленовой в усадьбе Абрамцево и объединившей местных мастеров из с. Кудрино, Ахтырка и др. Бытовые вещи и сувениры (ларцы, блюда) с преимущественно плоскорельефной резьбой (растительный и геометрический орнамент, фигурки птиц, животных) и полированной поверхностью ныне выпускает Хотьковская фабрика резных художественных изделий (г. Хотьково Загорского района Московской области; там же - Абрамцевское художественно-промышленное училище, которое готовит специалистов абрамцево-кудринской резьбы). Мастера: В. П. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, Т. В. Альхимович и др.
Шкафчик, выполненный по рисунку Е. Д. Поленовой. Литература: В. М. Василенко, Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-XX вв., М.. 1960. |
Абросимов Павел Васильевич (1900-1961), советский архитектор. Ответственный секретарь Союза архитекторов СССР (1955-61), член исполнительного комитета Международного союза архитекторов (с 1957). Учился в ленинградской Академии художеств (1923-28) у И. А. Фомина и В. А. Щуко. Работал в Ленинграде, с 1933 в Москве. Один из авторов жилого дома на площади Революции в Ленинграде (1928-32), Дома Совета Министров УССР в Киеве (1934-39), высотного здания Московского университета (1949-53; Государственная премия СССР, 1949). |
Абсида - см. Апсида |
Абстрактное искусство (от лат. abstractus - отвлечённый), абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа абстрактного искусства полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, является крайним проявлением индивидуалистических, субъективистских тенденций буржуазного искусства. Практика абстрактного искусства сводится к созданию с помощью отвлеченных элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, фактура, объём и т. д.) неизобразительных композиций, импульсивно-стихийных либо рационалистически упорядоченных. Абстрактное искусство возникло в 1910-13 гг. в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. Первые его образцы создали работавший в Германии В. В. Кандинский, француз Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, некоторые итальянские футуристы (У. Боччони и др.), в России - К. С. Малевич, М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в Нидерландах - представители неопластицизма (П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг и др.). Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и др. обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После 1-й мировой войны 1914-18 тенденции абстрактного искусства зачастую проявлялись в отдельных произведениях представителей дадаизма и сюрреализма, вместе с тем определилось стремление найти применение неизобразительным формам в архитектуре, декоративном искусстве, дизайне (эксперименты группы "Стиль" и "Баухауза"), строить их по математическим и инженерным принципам (конструкции В. Е. Татлина, А. Певзнера и Н. Габо). Группа советских художников (Татлин, Л. С. Попова и др.), видя несоответствие программ абстрактного искусства целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и дизайне. Несколько групп абстрактного искусства ("Конкретное искусство", 1930; "Круг и квадрат", 1930; "Абстракция и творчество", 1931), объединивших художников различных национальностей и направлений, возникло в начале 30-х гг., главным образом во Франции. Однако широкого распространения абстрактное искусство в то время не получило, и к середине 30-х гг. группы распались. В годы 2-й мировой войны 1939-45 в США возникла школа так называемого абстрактного экспрессионизма (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби и др.), развивавшегося после войны во многих странах (под названием ташизма или "бесформенного искусства") и провозгласившего своим методом "чистый психический автоматизм" и субъективную подсознательную импульсивность творчества, культ неожиданных цветовых и фактурных сочетаний. В 50-х гг. абстрактное искусство стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству в художественной жизни. В 60-х гг. как один из вариантов абстрактного искусства развивался оп-арт; вместе с тем в этот период абстрактное искусство как течение теряет свои позиции и вытесняется различными направлениями, обращающимися к предмету и изображению.
Абстрактное искусство. В. В. Кандинский. "Восток". 1913. Городской музей. Амстердам. Литература: А. Стойков, Критика абстрактного искусства и его теории, М., 1964; В. С. Кеменов, Против абстракционизма, 2 изд., Л., 1969; А. К. Лебедев, К спорам об абстракционизме в искусстве, 5 изд., М., (1970); Модернизм. Анализ и критика основных направлений, (3 изд.), М., 1980; Ballo G., Origini dell'astrattismo. 1885-1919, Mil., 1980. |
Абу-Симбел - местность на западном берегу Нила, близ г. Асуан в Египте, где в первой половине XIII в. до н. э. были высечены два скальных храма фараона Рамсеса II и главных древнеегипетских богов со статуями и рельефами на фасадах и в интерьерах. На фасаде главного храма - 4 величественных сидящих колосса Рамсеса II. В связи со строительством высотной Асуанской плотины к концу 1967 перенесены на плато над старым руслом реки.
Скальный храм фараона Рамсеса II. Первая половина 13 в. до н.э. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Авангардизм (франц. avant-gardisme, от avant-garde - передовой отряд, условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников XX в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями (в т. ч. и с реализмом), поиски новых, необычных по содержанию, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью. В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь, в большинстве случаев приводившие к утопическим жизнестроительным идеям, к пониманию искусства как своего рода магического средства воздействия на социальное устройство общества. Черты авангардизма, явившиеся отражением кризиса буржуазной культуры XX в., проявились в ряде школ и течений модернизма, интенсивно развивавшихся в период 1905-30-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство, ряд рационалистических течений модернизма и др.). Фактически это было движение, совершавшее переворот лишь в замкнутом ряду формально-стилевой эволюции, и выход наиболее радикально мыслящих авангардистов в общественно-художественную деятельность означал их разрыв с основными эстетическими доктринами авангардизма. В то время как некоторые художники, первоначально причастные к авангардизму, под мощным воздействием идей социализма преодолели модернистские блуждания и вышли к подлинно революционному и социалистическому искусству, другие его представители, неспособные преодолеть рамки индивидуалистического буржуазного самосознания, соскальзывали в хаос субъективистских переживаний и все более удалялись в область чистого формотворчества. К началу 30-х гг. абстракционизм теряет демонстративно-бунтарский характер. После 2-й мировой войны 1939-45 в искусстве ряда стран Западной Европы и Латинской Америки наряду с укреплением позиций реалистического "ангажированного" искусства происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм, теперь уже полностью укладывающийся в рамки модернизма и находящийся в конфликте не столько с буржуазным обществом, сколько с идеалами социализма, с традициями демократической культуры. Литература: И. Маца, Проблемы художественной культуры XX в., М., 1969; Л. А. Бажанов, В. С. Турчин, К суждению об авангардизме и неоавангардизме, в сб.: Советское искусствознание, '77, в. 1, М., 1978; Holthusen Н. Е., Avantgardismus und die Zukunft der modernen Kunst, Mьnch., 1964; Butler Ch., After the wake. An essay on the contemporary avant-garde, Oxf., 1980. |
Августинчич Антун (Augustincic) (1900-1979), хорватский скульптор. Почетный член Академии художеств СССР (1975). Учился в Загребе в Высшей школе художественных ремёсел (с 1918) и Академии художеств (1922-24; преподавал с конца 40-х гг.) у И. Мештровича, в Париже в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств (1924-26). В 1941-45 участвовал в национально-освободительной борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Пронизанным мужественной героикой монументам (памятники - "Павшим" в Нише, 1930, Советской Армии в Батина-Скела, 1945-47. "Жертвам фашизма" в Сисаке, 1965; монумент Мира у здания ООН в Нью-Йорке, 1952-54), станковым композициям ("Перенос раненого партизана", гипс, 1946), портретам; "М. Пьяде", оба - в Современной галерее, Загреб), статуям и торсам свойственны реалистическая выразительность, динамика и живописность обобщённых монументальных форм.
Эскиз монумента Мира В Нью-Йорке. Гипс. 1952 Литература: Augustincic, Predgovor: М. Krleza, Zagreb, 1963; Augustincic, Urodnici В. Kukoc, I. Prizmic, Zagreb, 1976. |
Аверкамп Хендрик (Avercamp) (1585-1634), голландский живописец. Создал характерный для раннего этапа голландского реализма XVII в. тип зимнего пейзажа (с элементами жанра); писал в светло-серебристой гамме небольшие по формату зимние городские пейзажи с фигурками конькобежцев.
Зимний пейзаж
Сцена на льду у башни. 1610
Сцена на льду |
Аветисян Минас Карапетович (1928-1975), советский живописец, график, театральный художник. Заслуженный художник Армянской ССР (1968). Окончил ИЖСА в Ленинграде (1960). Для творчества Аветисяна, связанного с национальными художественными традициями, характерны жизнеутверждающие, эпически торжественные по образному строю произведения ("Воспоминание", 1973, Картинная галерея Армении, Ереван; стенные росписи в Доме культуры с. Ваграмаберд, 1973), отмеченные декоративным богатством и драматической страстностью звучания цвета. Литература: Г. Игитян, М. Аветисян, М., 1970. |
Авилов Михаил Иванович (1882-1954), советский живописец. Народный художник РСФСР (1953), действительный член Академии Художеств СССР (1947). Учился в петербургской Академии художеств (1904-13) у Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша. Член АХРР (с 1923). Работал преимущественно в батальном жанре. Произведения Авилова ("Сибирские партизаны", 1926, ГМР; "Поединок Пересвета с Челубеем", 1943, ГРМ, Государственная премия СССР, 1946) отмечены динамикой и эффектностью композиционных решений.
Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле.) 1943 Литература: В. Бродский, М. И. Авилов, М., 1956 |
Авиньон (Avignon), город во Франции, в исторической области Прованс, на р. Рона. Основан на месте древнеримской колонии I в. В XII-XIII вв. городская коммуна под властью тулузских графов, в 1309-77 (с перерывом) папская резиденция. В XIV в. один из крупных художественных центров Европы. Облик Авиньона во многом определяют постройки XIV в., кольцо городских укреплений с зубчатыми стенами, воротами и прямоугольными башнями. Романский собор Нотр-Дам-де-Дом (основан в XI в., 1140-60): на холме - готический комплекс папского дворца с высокими стенами и башнями (Старый дворец, 1335; Новый дворец, начат в 1345, в интерьере - фрески XIV в. на сюжеты охоты и рыбной ловли), епископский Малый дворец (1475, ренессанс). Мост Сен-Бенезе (1177-85, перестраивался в XIII в.). Многочисленные отели XV-XVIII вв. Музеи: Музей Кальве, Музей скульптуры.
Папский дворец. Центральный вход. Середина 14 в. Литература: Berenguier R., Avignon, P., 1973. |
Австралия (Australia), Австралийский Союз, государство, расположенное на материке Австралия, острове Тасмания и мелких прибрежных островах. У аборигенов Австралии, до колонизации живших в пещерах и шалашах, в резьбе, гравировке и росписях на щитах, бумерангах, священных предметах ("чурингах") геометрический орнамент сочетался с условными магическими символами и реалистическими изображениями. В отдельных районах сохранились пещерные (плато Кимберли) и наскальные (полуостров Арнемленд) росписи (изображения людей и животных в "рентгеновском стиле", то есть с их внутренними органами), скульптура, близкая к меланезийской. С конца XVIII в. европейская колонизация вызвала бурный рост городов, застраивавшихся по прямоугольной сетке каменными зданиями в духе английского классицизма и неоготики (архитекторы Ф. X. Гринуэй и др.), малоэтажными домами с толстыми стенами, маленькими окнами и верандами. В 1913-27 по единому плану (американский архитектор У. Б. Гриффин) выстроена столица Канберра. Принципы современного зодчества распространились с середины XX в. (архитекторы Г. Зайдлер и др.). Построены многочисленные высотные административные здания в духе современной функционалистской архитектуры, а также небольшие общественные сооружения с солнцезащитными устройствами. Из отдельных зданий примечательны крытый плавательный бассейн Олимпийского стадиона в Мельбурне (1956) и оперный театр в Сиднее (1959-66, архитектор И. Утзон), сложно сгруппированные оболочки которого символизируют наполненные ветром паруса и зрительно связывают город с морем. В изобразительном искусстве конца XVIII - начала XIX вв. преобладали видовые, документально точные зарисовки природы. В первой половине XIX в. романтические акварельные пейзажи создал К. Мартенс, во второй половине XIX в. лирические пейзажи - А. Л. Бювелот, жанровые и сатирические графические работы - С. Т. Гилл. На рубеже XIX-XX вв. наряду с академизмом и салонным искусством развилась национальная школа реалистического жанра и пейзажа (Т. У. Робертс, А. Стритон, Ф. Мак-Каобин), распространился импрессионизм (Ч. Кондер). В современном искусстве Австралии наряду с модернистскими течениями существует полное ярких наблюдений и экспрессии реалистическое искусство живописцев и графиков У. Добелла, Н. Кунихана, скульптора Л. Дадсуэлла и др. В 40-х гг. возникло новое искусство аборигенов, отразившее подъём их самосознания, отличающееся чутким, любовным восприятием родной природы. В Хермансберге семействами аборигенов Наматжира и Парерултья создана школа акварельного пейзажа.
А. Наматжира. "Эквалипт в Палм-Валли". 1942. Частное собрание. Й. Утзон. Оперный театр в Сиднее. 1959 - 1966. Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 10-11, М., 1972-73; Bonython K., Modern Australian painting, (Adelaide-a. o., 1970); Scarlett K. W., Australian sculptors, Melbourne, 1980; Catalana G. A., The years of hope. Australian art and criticism, Melbourne-(a. o.), 1981; Small A., Art and artists of Australia, Melbourne-(a. o.), 1981; Hushes R., The art of Australia, Ringwood-(a. o.), 1981. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Автогравюра (от греч. autуs - сам и гравюра), гравюра, в которой печатную форму на дереве, линолеуме или металле выполняет сам художник - автор композиции. |
Автолитография - вид литографии, при котором изображение на камень наносит художник-автор, в отличие от репродукционной литографии, где оригинал воспроизводится на камне мастером-литографом или фотомеханическим устройством. |
Автопортрет - портрет художника, выполненный им самим (большей частью при помощи одного или нескольких зеркал). В автопортрете художник выражает своё самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов, порой соотносит свою личность с судьбой целого поколения и класса. Изображение художником самого себя известно уже в античном (Фидий) и средневековом (скульпторы XIV в. Аврам в Новгороде и П. Парлерж в Чехии) искусстве. Живописцы итальянского Раннего Возрождения (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Лука Синьорелли и др.) часто вводили автопортрет в религиозные композиции. Автопортрет как разновидность портретного жанра (см. Портрет) сложился в XVI в. В искусстве Высокого Возрождения (Рафаэль, А. Дюрер) он свидетельствовал о возросшем общественном значении художника, о росте его самосознания. Живописцы Позднего Возрождения (Тициан, Тинторетто) раскрывали в автопортрете драматическую судьбу творческой личности. Для автопортретов маньеризма характерны замкнутость, усложнённость внутреннего мира мастера (Понтормо, Пармиджанино). Психологическая глубина и напряжённость присущи автопортретам- исповедям Рембрандта, отражающим конфликт художника с окружавшей его социальной средой; утверждением чувства собственного достоинства проникнуты произведения Н. Пуссена и П. П. Рубенса. Художники XVIII в. (Ж. Б. С. Шарден, Дж. Рейнолдс) наряду с социальной характеристикой подчёркивали в автопортрете значение частной жизни человека, его пристальное внимание к себе. Большое место автопортрет занимает в искусстве романтизма (Ф. О. Рунге, О. А. Кипренский и др.), представители которого утверждали ценность творческой личности и её богатой духовной жизни. На рубеже XIX-XX вв. автопортреты часто избираются для выражения личного мироощущения, собственной живописно-пластической концепции мастера (П. Сезанн), его внутренней духовной напряжённости (В. ван Гог, М. А. Врубель). В прогрессивном реалистическом искусстве XX в. (К. Кольвиц, Д. Ривера, Р. Гуттузо), в том числе в советском искусстве (С. Т. Конёнков, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский), лучшие автопортреты выражают единство личного и общенародного, осознание художником своего общественного назначения. Литература: Автопортрет в русском и советском искусстве. Каталог выставки. Авт. вступ. ст. И. М. Гофман, М., 1977; Gasser M., Das Seibstbildnis, Z., 1961. |
Агабабян Григорий Гарегинович (1911-1977), советский архитектор. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1961). Окончил Ереванский политехнический институт (1937). В 1950-59 главный архитектор Еревана. Для творчества Агабабяна, опиравшегося на опыт армянской классической архитектуры, характерны использование современных конструкций, выявление их пластической выразительности. Работы: школы, техникумы, жилые дома в Ереване и Кировакане; холодильник (1950), центральный крытый рынок (1952), Большой Разданский мост (1956) и автовокзал (1961) - все в Ереване. |
Агаджанян Степан Меликсетович (1863-1940), советский живописец. Народный художник Армянской ССР (1938). Учился в художественной студии в Марселе (1886-90) и в академии Жюлиана в Париже (1897-1900). Преподавал в Ереванском художественном училище (1922-40). Реалистические портреты Агаджаняна отмечены глубоким психологизмом, сдержанны по колориту ("Васил", автопортрет - оба 1926, "Артистка Е. Баронкина", 1935, - все в Картинной галерее Армении, Ереван). Литература: Е. А. Мартикян, С. М. Агаджанян, М., 1958. |
Агин Александр Алексеевич (1817-1875), русский рисовальщик-иллюстратор. Учился в петербургской Академии художеств (1834-39). Иллюстрировал произведения И. И. Панаева, И. С. Тургенева и др. Главная работа - 104 иллюстрации к "Мёртвым душам" Н. В. Гоголя (1846-47, гравированы на дереве Е. Е. Бернардским; 72 иллюстрации изданы в 1847, полностью - в 1892). Социальная заострённость психологических и бытовых характеристик, пластическая ясность и цельность композиции придают образам, созданным Агиным, широту обобщения и обличительную силу.
Ноздрёв. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души". 1846 - 1847.
Собакевич. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души". 1846 - 1847.
Плюшкин. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души". 1846 - 1847.
Дама просто приятная и дама, приятная во всех отношениях. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души". 1846 - 1847. Литература: Г. Стернин, А. А. Агин, М., 1955; В. Я. Курбатов, А. А. Агин, Л., 1979. |
Агитплакат - творческая мастерская в системе СХ СССР и МОСХ РСФСР, выпускающая с 1956 серию сатирических плакатов. Продолжая традиции "Окон РОСТА" и "Окон ТАСС", авторы плакатов (художники и поэты Б. Е. Ефимов, Кукрыниксы, Н. Ф. Денисовский, А. А. Жаров, С. А. Васильев и др.) откликаются на злободневные политические события, призывают к повышению культуры производства и быта. |
Агора (agorб), у древних греков название народного собрания, а также места, где оно происходило. Обычно Агора - центральная торговая площадь города (в период архаики складывалась стихийно; в эпоху классики и эллинизма имела регулярную планировку), по сторонам которой находились храмы, часто важнейшие государственные учреждения и портики с мастерскими и торговыми лавками. Агора являлась средоточием общественной жизни древнегреческих полисов.
Агора в Ассосе (эллинистический период). Реконструкция. |
Агра - город на севере Индии. В XVI-XIX вв. резиденция Великих Моголов; сохранились яркие образцы их архитектуры. Крепость Агра-форт (красный песчаник, 1564-74) с дворцом Джахангири-Махал (красный песчаник, 1570), "Жемчужной мечетью" (белый мрамор, 1646-53), залами Дивани-Ам (начат в 1627) и Дивани-Кхас (1637). Против Агра-форта, на берегу р. Джамна, - всемирно известный мавзолей Тадж-Махал. Напротив Делийских ворот (1556) Агра-форта - Соборная мечеть (красный песчаник, 1648). Около автомобильного моста - гробница Итимад-уд-Даула (белый мрамор с инкрустацией, в интерьере - из полудрагоценных камней; 1622-28). Литература: Nath R., Agra and its monumental glory, Bombay, 1977. |
Адам Роберт (Adam) (1728-1792), английский архитектор и градостроитель. Крупнейший представитель Английского классицизма XVIII в. Учился в Эдинбургском университете (с 1743). В 1754-58 путешествовал по Европе, изучая античные памятники. В 1761-68 королевский архитектор. В сотрудничестве с братом Джеймсом Адам строил рациональные по композиции усадебные дома (усадьба Кенвуд-хаус в Лондоне, 1767-69) и общественные здания (университет в Эдинбурге, 1789-91), городские кварталы (Адельфи в Лондоне, 1768-72), дома которых разделены на секции с 2-3-ярусными квартирами. Опираясь на непосредственное изучение античного зодчества, использовал строгие классические формы, изящный декор. Уделял большое внимание оформлению интерьера и мебели.
Дом на Фицрой-сквер в Лондоне. Около 1790 - 1800. |
Адамова Евгения Михайловна (р. 1912/1913), советский живописец. Народный художник Туркменской ССР (1964). Училась в Туркменском художественном училище в Ашхабаде (1936-39) у И. И. Черинько. Автор тематических картин повседневной жизни туркменского народа ("Всё-таки буду учиться!", 1957, "Туркменские матери - Родине", 1967, "Счастье", 1972, - все в Музее изобразительных искусств Туркменской ССР, Ашхабад), портретов.
"Туркменские матери - Родине". 1967. Музей изобразительных искусств Туркменской ССР. Ашхабад. |
Адамсон Амандус Генрих (1855-1929), эстонский скульптор. Учился в петербургской Академии художеств (1876-79). В станковых и монументальных произведениях Адамсона черты реализма соединяются с тенденциями академизма, салонной красивостью: "Последний вздох корабля" (бисквит, 1899, ГРМ), "Русалка" (памятник погибшему броненосцу; бронза, гранит, 1902, Таллин). |
Адамсон Эрик Янович - Адамсон-Эрик, (1902-1968), советский живописец, мастер прикладного искусства. Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1943). Учился в Берлине и Париже (1923-27). Автор живописных, острых по композиционному построению пейзажей (триптих "Весна. Лето. Осень", 1935, Художественный музей Эстонской ССР, Таллин), натюрмортов, портретов ("Портрет отца", 1930-32, ГЭ), кожаных и ювелирных изделий, тканей. |
Аддис-Абеба - столица Эфиопии. Расположена на Эфиопском нагорье. Основана в 1887. 1-этажная застройка (глинобитная, каменная, деревянная) сочетается с немногими многоэтажными современными зданиями, в т. ч.: муниципалитет, телевизионный центр, Торговая палата (все-1965), Министерство иностранных дел (1966, архитекторы З. Энав, М. Тедрос), Дом Африки (1959-61) с огромным витражом (150 м2, по эскизу Афэуорка Тэкле), Национальный банк (1973-76, оба - архитектор А. Медзедими, инженер М. Фанано). На юге - площадь Адуа с каменной статуей льва (символ эфиопской государственности). В центре - площадь Менелика II с конной статуей Менелика II, собором св. Георгия (конец XIX в., реставрирован в 1950-х гг., расписан Афэуорком Тэкле и Минафом Хыруем). На востоке - собор св. Троицы (1941), Большой дворец (1894), площадь 27 Миадзия с монументом в память освобождения от итальянской оккупации. На площади 12 Екатит - памятник жертвам фашизма (1955, скульптор А. Августинчич). В 1970-80-х гг. ведётся большое строительство по проектам югославских архитекторов: больница, отель "Веби-Шебели" (оба - архитекторы Б. Петрович, З. Драгайлович, X. Юстич). В 1983 установлен памятник В. И. Ленину (бронза, советский скульптор Р. X. Мурадян, архитектор И. М. Студеникин). Музеи: Археологический музей, Музей института эфиопских исследований, Национальный музей.
Дом Африки. 1959 - 1961. Архитектор А. Медзедими, инженер М. Фанано и др. |
Аджанта - населённый пункт в Западной Индии. Знаменитый комплекс высеченных в скалах будд, монастырей II в. до н. э. - VII в. н. э. В 29 пещерных залах (чайтья и вихара) архитектурные формы, скульптурный декор, росписи образуют гармоничный ансамбль. В росписях на темы буддийской мифологии, замечательных богатством фантазии, красотой цвета и ритма, по существу широко представлена картина индийского быта того времени. |
Аджарская Автономная Советская Социалистическая республика - Аджария. В составе Грузинской ССР. На территории Аджарии сохранились памятники доисторического периода: менгиры, "квакацеби" (каменные человеческие фигуры), остатки колхидских поселений (3-2-е тысячелетие до н. э.), городища на территории Кобулети (IV-III вв. до н. э.). К феодальной эпохе периода существования Грузинского царства (X-XIII вв.) относятся многочисленные оборонительные сооружения (со строительными пластами более ранних эпох) - Тамарисцихе, Петрасцихе, Гониосцихе, Хиханисцихе (все - первая половина XIII в.) и др.; зальная церковь с резным декором фасадов в Схалте (середина XIII в.), одноарочные мосты в сёлах Сапуткрети, Коколати, Кеда и др. В период турецкого господства (XVI-XIX вв.) архитектура Аджарии переживает упадок; сохранились деревянные мечети с богатой резьбой в интерьерах (в сёлах Горджо, Дандало, Дидачара и др.). В конце XIX - начале XX вв. начался рост города-порта Батуми, приморских курортов (Кобулети, Зелёный Мыс и др.) с частными дачами и жилыми домами в духе эклектизма, развернулась закладка приморских парков (в Батуми, 1884); Батумского ботанического сада близ Зелёного Мыса (1912). С приездом художников из Москвы и Петербурга стало распространяться профессиональное изобразительное искусство. Значительное развитие архитектура и изобразительное искусство получили в годы Советской власти. Реконструируются и застраиваются на основе генеральных планов Батуми (1956, архитектор А. Николаишвили и др.; 70-е гг., архитектор К. И. Джавахишвили и др.), Кобулети (1958, архитектор Николаишвили и др.). Возводятся крупные общественные сооружения: гостиницы ("Интурист", 1939, архитектор А. В. Щусев, и "Медея", 1983, архитекторы А. К. Бакрадзе, Н. Д. Джобадзе, - обе в Батуми), пансионаты ("Мшенебели" в Кобулети, 1978, архитектор А. Круашвили и др.), дома отдыха ("Гантиади" в Кобулети, 1979, архитектор Н. Вадачкориа и др.), театры (драматический театр имени И. Чавчавадзе в Батуми, 1953, архитектор Л. С. Теплицкий), музеи, кинотеатры. В народной архитектуре преобладают 2-3-этажные жилища (нижний этаж каменный или кирпичный, верхний - деревянный) с балконами и галереей по фасаду, иногда по другим сторонам дома. В становлении профессионального изобразительного искусства в советское время значительная роль принадлежит батумскому Художественному училищу (1936-42) и тбилисской Академии художеств. Художественный процесс отмечен ростом мастерства, развитием разнообразных видов и жанров искусства: живописи, графики (Ш. Г. Холуашвили, Ш. А. Замтарадзе и др.), скульптуры (Т. П. Чантуриа, М. А. Болквадзе и др.), театрально-декорационного (А. М. Филиппов) и декоративно-прикладного (В. Квернадзе и др.) искусства. Особое место принадлежит живописи художника-самоучки X. Хелимиши. Народное искусство Аджарии издавна представлено резьбой по дереву, художественной обработкой металла, вышивкой. В 1939 основано Аджарское отделение Союза художников Грузинской ССР, в 1962 - Аджарское отделение Союза архитекторов Грузинской ССР.
Церковь в Схалте. Середина 13 в. Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; Д. Комахидзе X., Батуми. Планировка и застройка города, Тб., 1968. |
Аджеми ибн Абу Бекр (1120-е гг. - начало XIII в.), азербайджанский зодчий. Представитель нахичеванской архитектурной школы средневекового Азербайджана. В постройках Аджеми (Юсуфа ибн Кусейира мавзолей и Моминехатун, а также соединённые порталом минареты (не сохранились.) в Нахичевани) монументальность объёмов сочетается с изяществом их членений и тонкой проработкой декора. Характерно применение рациональных конструкций (нервюры, кирпичные блоки). |
Аджина-Тепе - холм в Таджикской ССР, в 12 км к северо-востоку от г. Курган-Тюбе, с остатками буддистского монастыря VII - начала VIII вв. Раскопками 1960-70-х гг. открыты прямоугольное в плане здание (глина, сырец) с двумя внутренними, квадратными в плане дворами с айванами на глиняных осях, святилищами, кельями, коридорами; в северо-западном дворе - ступа. Остатки стенных росписей и глиняной скульптуры, в т. ч. 12-метровой статуи Будды в нирване.
"Дароносцы". Фрагмент стенной росписи. 7 - начало 8 вв. Эрмитаж. Ленинград. Литература: Б. А. Литвинский, Т. И. Зеймаль, Аджина-Тепа, М., 1971. |
Адмиралтейство - в Ленинграде, выдающийся памятник русской архитектуры. Адмиралтейство заложено как корабельная верфь в 1704 Петром I, которому принадлежал основной замысел сооружения. В 1727-1738 перестраивалось И. К. Коробовым, с 1806 - А. Д. Захаровым (закончено в 1823), создавшим монументальное здание в формах русского ампира по традиционной трехосевой схеме: башня (окружённая вверху колоннадой и увенчанная куполом со шпилем) и два крыла, каждое из которых имеет центральный портик и две боковые шестиколонные лоджии. Многочисленные статуи (аллегорические фигуры) и рельефы (В. И. Демут-Малиновский, Ф. Ф. Щедрин, И. И. Теребенёв, С. С. Пименов) органически связаны с архитектурными. формами здания. Адмиралтейство является центром архитектурной композиции Ленинграда, к его башне сходятся три главные магистрали города; шпиль Адмиралтейства, так называемая адмиралтейская игла, во многом определяет силуэт города.
Адмиралтейство. 1806 - 1823. Архитектор А. Д. Захаров. Центральная часть.
Гороховая улица и Адмиралтейство, Санкт-Петербурге, май 2005 года. Литература: В. Н Сашонко,. Адмиралтейство, 3 изд., Л., 1982. |
Адоба - адоб (исп. adobe, от араб. ат-туб), сырцовый кирпич из глины и резаной соломы; то же, что саман. В бедных камнем районах Мексики, Центральной и Южной Америки и на юго-западе США с древних времён из адоба строили крупные сооружения в городах и селениях. Ныне адоб применяется главным образом в народном зодчестве. |
Адыгейская Автономная область - Адыгея. В составе Краснодарского края РСФСР. Древнейшие памятники на территории Адыгеи (погребальные сооружения - дольмены, наскальные изображения, золотые и серебряные сосуды и фигурки так называемой майкопской культуры) восходят к мезолиту и бронзовому веку; к раннему железному веку относятся ювелирные изделия "звериного стиля", керамика, остатки жилищ-крепостей, оборонительных и культурных сооружений. Традиционное народное жилище имело плетнёвые, обмазанные глиной стены, двускатную соломенную или камышовую крышу. С XIX в. распространились деревянные саманные дома. В советское время в центре Адыгеи - г. Майкоп построены многоэтажные жилые и общественные здания (кинотеатр "Октябрь", 1961, архитектор Ю. Ф. Каверин; здание обкома, 1966, архитектор И. В. Ярошевский), сооружены памятники В. И. Ленину (бронза, 1959, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин) и монумент "Дружба" (бронза, 1968, скульпторы М. Г. и О. М. Манизер, архитектор И. Е. Рожин). В аулах строятся 3-4-комнатные деревянные, шлакобетонные и кирпичные дома, общественные здания современного типа. Одежда и предметы быта издавна украшались разреженным растительным узором (вышивка золотыми и серебряными нитями или шёлком, аппликации и др.), серебряные изделия декорировались в технике черни, филиграни, насечки. В советское время появилось станковое изобразительное искусство (скульптор К. К. Сидашенко, живописцы И. В. Соколов, В. М. Мехед и др.). Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1971. |