Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Популярная художественная энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АДЫ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АДЫ")

А секко

А секко (итал. a secco - по сухому), разновидность техники стенных росписей. В отличие от фрески, живопись а секко выполняют по высохшей штукатурке красками, растёртыми на растительном клее, яйце или (реже) смешанными с известью.

Аалто Алвар

Аалто Алвар (1898-1976), финский архитектор. Видный представитель функционализма и органической архитектуры, идеям которых дал национальное истолкование. Окончил Политехнический институт в Хельсинки. Работал в Финляндии, Швеции, США и других странах. Сочетал железобетон и стекло с традиционными строительными материалами (камень, кирпич, дерево), достигал свободы и выразительности объёмно-пространственной композиции зданий, естественной взаимосвязи архитектуры с ландшафтом и городским окружением (санаторий в Паймио, 1929-30; Дворец "Финляндия" в Хельсинки, 1967-71). Один из создателей финского дизайна (проекты мебели из фанеры, светильников из стекла и металла и т. п.).

Аалто Алвар,

Дворец Финляндия в Хельсинки. 1967 - 1971.

Дворец "Финляндия" в Хельсинки. 1967 - 1971.

Литература: А. П. Гозак, Алвар Аалто, М., 1976; А. Аалто. Архитектура и гуманизм, Сб. ст., пер. с фин., англ., франц. и нем. Сост., вступ. ст. и коммент. под ред. А. П. Гозака, М., 1978.

Аалтонен Вяйнё

Аалтонен Вяйнё (Aaltonen) (1894-1966), финский скульптор, а также живописец, театральный художник. Почетный член Академии художеств СССР (1958). Учился в Рисовальной школе ОПХ в Турку у В. Вестерхолма, а также в Италии, Франции и Великобритании. Автор статуй, сочетающих непосредственное воссоздание натуры с классическими мотивами обнажённой или задрапированной фигуры ("Бегун П. Нурми", бронза, 1924-25, Атенеум, Хельсинки), монументов (памятник "Мир" в Лахти, гранит, 1950-52, Золотая медаль Мира, 1953), портретов ("Я. Сибелиус", мрамор, 1935, Дом-музей Я. Сибелиуса в Пори), театральных декораций.

Литература: М. И. Безрукова, В. Аалтонен. Альбом, М., 1981.

Абак

Абак (от греч. abax - доска), верхняя плита капители колонны, полуколонны, пилястры. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.

Абак.

Абак.

Абакелия Тамара Григорьевна

Абакелия Тамара Григорьевна (1905-1953), советский скульптор и график. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1942). Училась в тбилисской Академии художеств (1923-29). Скульптурным (фриз на здании Грузинского филиала Института марксизма-ленинизма в Тбилиси, камень, 1936-37) и графическим (иллюстрации к произведениям Важа Пшавела, акварель, гуашь, тушь, карандаш, 1947) работам Абакелия свойственны романтическая приподнятость, монументальность характерных национальных образов. Оформила ряд спектаклей и кинофильмов.

Литература: Т. Г. Абакелия. Альбом, Тб., 1967.

Абдуллаев Абдулхак Аксакалович

Абдуллаев Абдулхак Аксакалович (р. 1918), советский живописец. Народный художник Узбекской ССР (1968). Учился в Самаркандском художественном училище (1931-36) и в МХИ (1938-41) у А. А.Осмёркина и др. Автор национальных по колориту реалистических портретов: "Драматург К. Яшен" (1960, Музей искусств Узбекской ССР, Ташкент), "Алишер Навои" (1969, Музей истории народов Узбекистана имени Айбека, Ташкент), "Автопортрет в киргизской шапке" (1981, ГТГ).

Литература: Выставка портрета... А. Абдуллаева. Каталог, Таш., 1980; А. Абдуллаев. Альбом репродукций. Авт.-сост. Т. Махмудов, Таш., 1983.

Абдуллаев Лутфулла Абдуллаевич

Абдуллаев Лутфулла Абдуллаевич (р. 1912), советский живописец. Народный художник Узбекской ССР (1949). Учился в Самаркандском художественном училище (1930-35). Автор портретов, тематических картин, посвященных жизни советских людей: "Агитатор на канале" (1942, Музей искусств Узбекской ССР, Ташкент), "В штабе Туркфронта" (1982, Дирекция выставок ХФ Узбекской ССР).

Литература: Каталог выставки произведений... Л. Абдуллаева, Таш., 1982.

Абдуллаев Микаил Гусейн оглы

Абдуллаев Микаил Гусейн оглы (р. 1921), советский живописец, график. Народный художник СССР (1963), член-корреспондент Академии художеств СССР (1958). Учился в МХИ (1939-49) у С. В. Герасимова, В. А. Фаворского и др. Преподаёт в Азербайджанском институте искусств имени М. А. Алиева (с 1965). В творчестве Абдуллаева преобладают лирические сюжеты, посвященные настоящему и прошлому Азербайджана ("Огни Мингечаура", 1948, триптих "На полях Азербайджана", 1963-65, - все в Азербайджанском музее искусств, Баку). Произведения Абдуллаева красочны, живописны (триптих "Девушки-рисоводы", 1970; панно в подземном зале станции "Низами" Бакинского метрополитена, мозаика, смальта, 1979).

Абдурахманов Фуад Гасан оглы

Абдурахманов Фуад Гасан оглы (1915-1971), советский скульптор. Народный художник Азербайджанской ССР (1955), член-корреспондент Академии художеств СССР (1949). Учился в ленинградской Академии художеств (1935-40) у М. Г. Манизера Произведения Абдурахманова - памятник Низами в Кировабаде (открыт в 1946; Государственная премия СССР, 1947) и Баку (открыт в 1949), Рудаки в Душанбе (открыт в 1964), статуя "Чабан" (гипс, 1950, Государственная премия СССР, 1951; бронза, 1951, ГТГ), портретный бюст В. И. Ленина (мрамор, 1955, Музей истории Азербайджана, Баку) - отличаются чёткой, выразительной формой, спокойной, уравновешенной композицией.

Абдурахманов Фуад Гасан оглы,

Памятник Низами в Баку. Бронза, гранит. 1949 (архитекторы С. А. Адашев, М. А. Усейнов).

Памятник Низами в Баку. Бронза, гранит. 1949 (архитекторы С. А. Адашев, М. А. Усейнов).

Абегян Мгер (Мегер) Манукович

Абегян Мгер (Мегер) Манукович (р. 1909), советский живописец и график. Народный художник Армянской ССР (1960). Учился в Ереванском художественно-промышленном техникуме (1922-27) у С. М. Агаджаняна и С. А. Аракеляна, в московском Вхутеине (1927-30) у С. В. Герасимова и в ленинградской Академии художеств (1930-31). Преподавал в Ереванском художественно-театральном институте (1954-59). Автор лирических пейзажей, красочных натюрмортов, а также портретов и пейзажно-жанровых картин: "Колыбельная песня" (1959), "Полевые цветы. Посвящается 60-летию Октября" (1977, обе - в Картинной галерее Армении, Ереван), "Лето" (1959, ГТГ).

Литература: М. Абегян. Альбом (Автор предисл. А. Д. Чегодаев), Ер., 1979.

Аберкромби Лесли Патрик

Аберкромби Лесли Патрик (Abercrombie) (1879-1957), английский архитектор, градостроитель и теоретик архитектуры. Президент Международного союза архитекторов (1946-57). Преподавал в Ливерпульском (1915-35) и Лондонском университетах. Один из пионеров районной планировки городов в Западной Европе. В 1921-22 создал проект планировки промышленного района г. Донкастер, предусматривавший строительство городов-спутников, функциональное зонирование территории. В проекте развития "Большого Лондона" (1944) предложил ограничить его размеры и определить территориальную границу путём создания "зелёного пояса", строительства 8 городов-спутников.

Сочинения: Town and country planning, 2 ed., L.-N. Y., 1943.

Абрамцево

Абрамцево - усадьба близ г. Загорск Московской области. С 1843 имение Аксаковых, с 1870 - Мамонтовых. С 1918 музей. В парке, прилегающем к деревенскому усадебному дому середины XVIII в. (расширен в 1870-78), - постройки в "русском стиле" В. А. Гартмана ("Студия", 1872), И. П. Ропета ("Терем", 1873), В. М. Васнецова (церковь, 1881-82; "Избушка на курьих ножках", 1883). В 70-90-х гг. XIX в. Абрамцево - важный центр художественной жизни, где процветал интерес к русской истории и культуре и где стремились возродить народное творчество. Здесь бывали и работали В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. Д. и Е. Д. Поленовы, В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, М. В. Нестеров и многие другие; были созданы мастерские резьбы по дереву (см. Абрамцево-кудринская резьба) и майолики.

Репин. Летний день в Абрамцеве

Репин. Летний день в Абрамцеве

Литература: Н. Пахомов, Музей Абрамцево, М., (1968); Д. З. Коган, Мамонтовский кружок, М., 1970; Н. М. Белоглазова, Абрамцево. Альбом, М., 1981.

Абрамцево-кудринская резьба

Абрамцево-кудринская резьба - русский художественный промысел резьбы по дереву. Ведёт начало от мастерской, организованной в 1882 Е. Д. Поленовой в усадьбе Абрамцево и объединившей местных мастеров из с. Кудрино, Ахтырка и др. Бытовые вещи и сувениры (ларцы, блюда) с преимущественно плоскорельефной резьбой (растительный и геометрический орнамент, фигурки птиц, животных) и полированной поверхностью ныне выпускает Хотьковская фабрика резных художественных изделий (г. Хотьково Загорского района Московской области; там же - Абрамцевское художественно-промышленное училище, которое готовит специалистов абрамцево-кудринской резьбы). Мастера: В. П. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, Т. В. Альхимович и др.

Шкафчик, выполненный по рисунку Е. Д. Поленовой.

Шкафчик, выполненный по рисунку Е. Д. Поленовой.

Литература: В. М. Василенко, Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-XX вв., М.. 1960.

Абросимов Павел Васильевич

Абросимов Павел Васильевич (1900-1961), советский архитектор. Ответственный секретарь Союза архитекторов СССР (1955-61), член исполнительного комитета Международного союза архитекторов (с 1957). Учился в ленинградской Академии художеств (1923-28) у И. А. Фомина и В. А. Щуко. Работал в Ленинграде, с 1933 в Москве. Один из авторов жилого дома на площади Революции в Ленинграде (1928-32), Дома Совета Министров УССР в Киеве (1934-39), высотного здания Московского университета (1949-53; Государственная премия СССР, 1949).

Абсида

Абсида - см. Апсида

Абстрактное искусство

Абстрактное искусство (от лат. abstractus - отвлечённый), абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа абстрактного искусства полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, является крайним проявлением индивидуалистических, субъективистских тенденций буржуазного искусства. Практика абстрактного искусства сводится к созданию с помощью отвлеченных элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, фактура, объём и т. д.) неизобразительных композиций, импульсивно-стихийных либо рационалистически упорядоченных.

Абстрактное искусство возникло в 1910-13 гг. в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. Первые его образцы создали работавший в Германии В. В. Кандинский, француз Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, некоторые итальянские футуристы (У. Боччони и др.), в России - К. С. Малевич, М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в Нидерландах - представители неопластицизма (П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг и др.). Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и др. обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После 1-й мировой войны 1914-18 тенденции абстрактного искусства зачастую проявлялись в отдельных произведениях представителей дадаизма и сюрреализма, вместе с тем определилось стремление найти применение неизобразительным формам в архитектуре, декоративном искусстве, дизайне (эксперименты группы "Стиль" и "Баухауза"), строить их по математическим и инженерным принципам (конструкции В. Е. Татлина, А. Певзнера и Н. Габо). Группа советских художников (Татлин, Л. С. Попова и др.), видя несоответствие программ абстрактного искусства целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и дизайне. Несколько групп абстрактного искусства ("Конкретное искусство", 1930; "Круг и квадрат", 1930; "Абстракция и творчество", 1931), объединивших художников различных национальностей и направлений, возникло в начале 30-х гг., главным образом во Франции. Однако широкого распространения абстрактное искусство в то время не получило, и к середине 30-х гг. группы распались. В годы 2-й мировой войны 1939-45 в США возникла школа так называемого абстрактного экспрессионизма (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби и др.), развивавшегося после войны во многих странах (под названием ташизма или "бесформенного искусства") и провозгласившего своим методом "чистый психический автоматизм" и субъективную подсознательную импульсивность творчества, культ неожиданных цветовых и фактурных сочетаний. В 50-х гг. абстрактное искусство стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству в художественной жизни. В 60-х гг. как один из вариантов абстрактного искусства развивался оп-арт; вместе с тем в этот период абстрактное искусство как течение теряет свои позиции и вытесняется различными направлениями, обращающимися к предмету и изображению.

Абстрактное искусство. В. В. Кандинский. Восток. 1913. Городской музей. Амстердам.

Абстрактное искусство. В. В. Кандинский. "Восток". 1913. Городской музей. Амстердам.

Литература: А. Стойков, Критика абстрактного искусства и его теории, М., 1964; В. С. Кеменов, Против абстракционизма, 2 изд., Л., 1969; А. К. Лебедев, К спорам об абстракционизме в искусстве, 5 изд., М., (1970); Модернизм. Анализ и критика основных направлений, (3 изд.), М., 1980; Ballo G., Origini dell'astrattismo. 1885-1919, Mil., 1980.

Абу-Симбел

Абу-Симбел - местность на западном берегу Нила, близ г. Асуан в Египте, где в первой половине XIII в. до н. э. были высечены два скальных храма фараона Рамсеса II и главных древнеегипетских богов со статуями и рельефами на фасадах и в интерьерах. На фасаде главного храма - 4 величественных сидящих колосса Рамсеса II. В связи со строительством высотной Асуанской плотины к концу 1967 перенесены на плато над старым руслом реки.

Абу-Симбел,

Скальный храм фараона Рамсеса II. Первая половина 13 в. до н.э.

Скальный храм фараона Рамсеса II. Первая половина 13 в. до н.э.

Абхазская Автономная Советская Социалистическая республика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авангардизм

Авангардизм (франц. avant-gardisme, от avant-garde - передовой отряд, условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников XX в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями (в т. ч. и с реализмом), поиски новых, необычных по содержанию, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью. В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь, в большинстве случаев приводившие к утопическим жизнестроительным идеям, к пониманию искусства как своего рода магического средства воздействия на социальное устройство общества. Черты авангардизма, явившиеся отражением кризиса буржуазной культуры XX в., проявились в ряде школ и течений модернизма, интенсивно развивавшихся в период 1905-30-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство, ряд рационалистических течений модернизма и др.). Фактически это было движение, совершавшее переворот лишь в замкнутом ряду формально-стилевой эволюции, и выход наиболее радикально мыслящих авангардистов в общественно-художественную деятельность означал их разрыв с основными эстетическими доктринами авангардизма. В то время как некоторые художники, первоначально причастные к авангардизму, под мощным воздействием идей социализма преодолели модернистские блуждания и вышли к подлинно революционному и социалистическому искусству, другие его представители, неспособные преодолеть рамки индивидуалистического буржуазного самосознания, соскальзывали в хаос субъективистских переживаний и все более удалялись в область чистого формотворчества. К началу 30-х гг. абстракционизм теряет демонстративно-бунтарский характер. После 2-й мировой войны 1939-45 в искусстве ряда стран Западной Европы и Латинской Америки наряду с укреплением позиций реалистического "ангажированного" искусства происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм, теперь уже полностью укладывающийся в рамки модернизма и находящийся в конфликте не столько с буржуазным обществом, сколько с идеалами социализма, с традициями демократической культуры.

Литература: И. Маца, Проблемы художественной культуры XX в., М., 1969; Л. А. Бажанов, В. С. Турчин, К суждению об авангардизме и неоавангардизме, в сб.: Советское искусствознание, '77, в. 1, М., 1978; Holthusen Н. Е., Avantgardismus und die Zukunft der modernen Kunst, Mьnch., 1964; Butler Ch., After the wake. An essay on the contemporary avant-garde, Oxf., 1980.

Августинчич Антун

Августинчич Антун (Augustincic) (1900-1979), хорватский скульптор. Почетный член Академии художеств СССР (1975). Учился в Загребе в Высшей школе художественных ремёсел (с 1918) и Академии художеств (1922-24; преподавал с конца 40-х гг.) у И. Мештровича, в Париже в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств (1924-26). В 1941-45 участвовал в национально-освободительной борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Пронизанным мужественной героикой монументам (памятники - "Павшим" в Нише, 1930, Советской Армии в Батина-Скела, 1945-47. "Жертвам фашизма" в Сисаке, 1965; монумент Мира у здания ООН в Нью-Йорке, 1952-54), станковым композициям ("Перенос раненого партизана", гипс, 1946), портретам; "М. Пьяде", оба - в Современной галерее, Загреб), статуям и торсам свойственны реалистическая выразительность, динамика и живописность обобщённых монументальных форм.

Эскиз монумента Мира В Нью-Йорке. Гипс. 1952

Эскиз монумента Мира В Нью-Йорке. Гипс. 1952

Литература: Augustincic, Predgovor: М. Krleza, Zagreb, 1963; Augustincic, Urodnici В. Kukoc, I. Prizmic, Zagreb, 1976.

Аверкамп Хендрик

Аверкамп Хендрик (Avercamp) (1585-1634), голландский живописец. Создал характерный для раннего этапа голландского реализма XVII в. тип зимнего пейзажа (с элементами жанра); писал в светло-серебристой гамме небольшие по формату зимние городские пейзажи с фигурками конькобежцев.

Зимний пейзаж

Зимний пейзаж

Сцена на льду у башни. 1610

Сцена на льду у башни. 1610

Сцена на льду

Сцена на льду

Аветисян Минас Карапетович

Аветисян Минас Карапетович (1928-1975), советский живописец, график, театральный художник. Заслуженный художник Армянской ССР (1968). Окончил ИЖСА в Ленинграде (1960). Для творчества Аветисяна, связанного с национальными художественными традициями, характерны жизнеутверждающие, эпически торжественные по образному строю произведения ("Воспоминание", 1973, Картинная галерея Армении, Ереван; стенные росписи в Доме культуры с. Ваграмаберд, 1973), отмеченные декоративным богатством и драматической страстностью звучания цвета.

Литература: Г. Игитян, М. Аветисян, М., 1970.

Авилов Михаил Иванович

Авилов Михаил Иванович (1882-1954), советский живописец. Народный художник РСФСР (1953), действительный член Академии Художеств СССР (1947). Учился в петербургской Академии художеств (1904-13) у Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша. Член АХРР (с 1923). Работал преимущественно в батальном жанре. Произведения Авилова ("Сибирские партизаны", 1926, ГМР; "Поединок Пересвета с Челубеем", 1943, ГРМ, Государственная премия СССР, 1946) отмечены динамикой и эффектностью композиционных решений.

Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле.) 1943

Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле.) 1943

Литература: В. Бродский, М. И. Авилов, М., 1956

Авиньон

Авиньон (Avignon), город во Франции, в исторической области Прованс, на р. Рона. Основан на месте древнеримской колонии I в. В XII-XIII вв. городская коммуна под властью тулузских графов, в 1309-77 (с перерывом) папская резиденция. В XIV в. один из крупных художественных центров Европы. Облик Авиньона во многом определяют постройки XIV в., кольцо городских укреплений с зубчатыми стенами, воротами и прямоугольными башнями. Романский собор Нотр-Дам-де-Дом (основан в XI в., 1140-60): на холме - готический комплекс папского дворца с высокими стенами и башнями (Старый дворец, 1335; Новый дворец, начат в 1345, в интерьере - фрески XIV в. на сюжеты охоты и рыбной ловли), епископский Малый дворец (1475, ренессанс). Мост Сен-Бенезе (1177-85, перестраивался в XIII в.). Многочисленные отели XV-XVIII вв. Музеи: Музей Кальве, Музей скульптуры.

Папский дворец. Центральный вход. Середина 14 в.

Папский дворец. Центральный вход. Середина 14 в.

Литература: Berenguier R., Avignon, P., 1973.

Австралия

Австралия (Australia), Австралийский Союз, государство, расположенное на материке Австралия, острове Тасмания и мелких прибрежных островах. У аборигенов Австралии, до колонизации живших в пещерах и шалашах, в резьбе, гравировке и росписях на щитах, бумерангах, священных предметах ("чурингах") геометрический орнамент сочетался с условными магическими символами и реалистическими изображениями. В отдельных районах сохранились пещерные (плато Кимберли) и наскальные (полуостров Арнемленд) росписи (изображения людей и животных в "рентгеновском стиле", то есть с их внутренними органами), скульптура, близкая к меланезийской. С конца XVIII в. европейская колонизация вызвала бурный рост городов, застраивавшихся по прямоугольной сетке каменными зданиями в духе английского классицизма и неоготики (архитекторы Ф. X. Гринуэй и др.), малоэтажными домами с толстыми стенами, маленькими окнами и верандами. В 1913-27 по единому плану (американский архитектор У. Б. Гриффин) выстроена столица Канберра. Принципы современного зодчества распространились с середины XX в. (архитекторы Г. Зайдлер и др.). Построены многочисленные высотные административные здания в духе современной функционалистской архитектуры, а также небольшие общественные сооружения с солнцезащитными устройствами. Из отдельных зданий примечательны крытый плавательный бассейн Олимпийского стадиона в Мельбурне (1956) и оперный театр в Сиднее (1959-66, архитектор И. Утзон), сложно сгруппированные оболочки которого символизируют наполненные ветром паруса и зрительно связывают город с морем.

В изобразительном искусстве конца XVIII - начала XIX вв. преобладали видовые, документально точные зарисовки природы. В первой половине XIX в. романтические акварельные пейзажи создал К. Мартенс, во второй половине XIX в. лирические пейзажи - А. Л. Бювелот, жанровые и сатирические графические работы - С. Т. Гилл. На рубеже XIX-XX вв. наряду с академизмом и салонным искусством развилась национальная школа реалистического жанра и пейзажа (Т. У. Робертс, А. Стритон, Ф. Мак-Каобин), распространился импрессионизм (Ч. Кондер). В современном искусстве Австралии наряду с модернистскими течениями существует полное ярких наблюдений и экспрессии реалистическое искусство живописцев и графиков У. Добелла, Н. Кунихана, скульптора Л. Дадсуэлла и др. В 40-х гг. возникло новое искусство аборигенов, отразившее подъём их самосознания, отличающееся чутким, любовным восприятием родной природы. В Хермансберге семействами аборигенов Наматжира и Парерултья создана школа акварельного пейзажа.

А. Наматжира. Эквалипт в Палм-Валли. 1942. Частное собрание.

А. Наматжира. "Эквалипт в Палм-Валли". 1942. Частное собрание.

Й. Утзон. Оперный театр в Сиднее. 1959 - 1966.

Й. Утзон. Оперный театр в Сиднее. 1959 - 1966.

Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 10-11, М., 1972-73; Bonython K., Modern Australian painting, (Adelaide-a. o., 1970); Scarlett K. W., Australian sculptors, Melbourne, 1980; Catalana G. A., The years of hope. Australian art and criticism, Melbourne-(a. o.), 1981; Small A., Art and artists of Australia, Melbourne-(a. o.), 1981; Hushes R., The art of Australia, Ringwood-(a. o.), 1981.

Австрия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автогравюра

Автогравюра (от греч. autуs - сам и гравюра), гравюра, в которой печатную форму на дереве, линолеуме или металле выполняет сам художник - автор композиции.

Автолитография

Автолитография - вид литографии, при котором изображение на камень наносит художник-автор, в отличие от репродукционной литографии, где оригинал воспроизводится на камне мастером-литографом или фотомеханическим устройством.

Автопортрет

Автопортрет - портрет художника, выполненный им самим (большей частью при помощи одного или нескольких зеркал). В автопортрете художник выражает своё самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов, порой соотносит свою личность с судьбой целого поколения и класса. Изображение художником самого себя известно уже в античном (Фидий) и средневековом (скульпторы XIV в. Аврам в Новгороде и П. Парлерж в Чехии) искусстве. Живописцы итальянского Раннего Возрождения (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Лука Синьорелли и др.) часто вводили автопортрет в религиозные композиции. Автопортрет как разновидность портретного жанра (см. Портрет) сложился в XVI в. В искусстве Высокого Возрождения (Рафаэль, А. Дюрер) он свидетельствовал о возросшем общественном значении художника, о росте его самосознания. Живописцы Позднего Возрождения (Тициан, Тинторетто) раскрывали в автопортрете драматическую судьбу творческой личности. Для автопортретов маньеризма характерны замкнутость, усложнённость внутреннего мира мастера (Понтормо, Пармиджанино). Психологическая глубина и напряжённость присущи автопортретам- исповедям Рембрандта, отражающим конфликт художника с окружавшей его социальной средой; утверждением чувства собственного достоинства проникнуты произведения Н. Пуссена и П. П. Рубенса. Художники XVIII в. (Ж. Б. С. Шарден, Дж. Рейнолдс) наряду с социальной характеристикой подчёркивали в автопортрете значение частной жизни человека, его пристальное внимание к себе. Большое место автопортрет занимает в искусстве романтизма (Ф. О. Рунге, О. А. Кипренский и др.), представители которого утверждали ценность творческой личности и её богатой духовной жизни. На рубеже XIX-XX вв. автопортреты часто избираются для выражения личного мироощущения, собственной живописно-пластической концепции мастера (П. Сезанн), его внутренней духовной напряжённости (В. ван Гог, М. А. Врубель). В прогрессивном реалистическом искусстве XX в. (К. Кольвиц, Д. Ривера, Р. Гуттузо), в том числе в советском искусстве (С. Т. Конёнков, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский), лучшие автопортреты выражают единство личного и общенародного, осознание художником своего общественного назначения.

Литература: Автопортрет в русском и советском искусстве. Каталог выставки. Авт. вступ. ст. И. М. Гофман, М., 1977; Gasser M., Das Seibstbildnis, Z., 1961.

Агабабян Григорий Гарегинович

Агабабян Григорий Гарегинович (1911-1977), советский архитектор. Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1961). Окончил Ереванский политехнический институт (1937). В 1950-59 главный архитектор Еревана. Для творчества Агабабяна, опиравшегося на опыт армянской классической архитектуры, характерны использование современных конструкций, выявление их пластической выразительности. Работы: школы, техникумы, жилые дома в Ереване и Кировакане; холодильник (1950), центральный крытый рынок (1952), Большой Разданский мост (1956) и автовокзал (1961) - все в Ереване.

Агаджанян Степан Меликсетович

Агаджанян Степан Меликсетович (1863-1940), советский живописец. Народный художник Армянской ССР (1938). Учился в художественной студии в Марселе (1886-90) и в академии Жюлиана в Париже (1897-1900). Преподавал в Ереванском художественном училище (1922-40). Реалистические портреты Агаджаняна отмечены глубоким психологизмом, сдержанны по колориту ("Васил", автопортрет - оба 1926, "Артистка Е. Баронкина", 1935, - все в Картинной галерее Армении, Ереван).

Литература: Е. А. Мартикян, С. М. Агаджанян, М., 1958.

Агин Александр Алексеевич

Агин Александр Алексеевич (1817-1875), русский рисовальщик-иллюстратор. Учился в петербургской Академии художеств (1834-39). Иллюстрировал произведения И. И. Панаева, И. С. Тургенева и др. Главная работа - 104 иллюстрации к "Мёртвым душам" Н. В. Гоголя (1846-47, гравированы на дереве Е. Е. Бернардским; 72 иллюстрации изданы в 1847, полностью - в 1892). Социальная заострённость психологических и бытовых характеристик, пластическая ясность и цельность композиции придают образам, созданным Агиным, широту обобщения и обличительную силу.

Ноздрёв. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя Мёртвые души. 1846 - 1847.

Ноздрёв. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души". 1846 - 1847.

Собакевич. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя Мёртвые души. 1846 - 1847.

Собакевич. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души". 1846 - 1847.

Плюшкин. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя Мёртвые души. 1846 - 1847.

Плюшкин. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души". 1846 - 1847.

Дама просто приятная и дама, приятная во всех отношениях. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя Мёртвые души. 1846 - 1847.

Дама просто приятная и дама, приятная во всех отношениях. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души". 1846 - 1847.

Литература: Г. Стернин, А. А. Агин, М., 1955; В. Я. Курбатов, А. А. Агин, Л., 1979.

Агитплакат

Агитплакат - творческая мастерская в системе СХ СССР и МОСХ РСФСР, выпускающая с 1956 серию сатирических плакатов. Продолжая традиции "Окон РОСТА" и "Окон ТАСС", авторы плакатов (художники и поэты Б. Е. Ефимов, Кукрыниксы, Н. Ф. Денисовский, А. А. Жаров, С. А. Васильев и др.) откликаются на злободневные политические события, призывают к повышению культуры производства и быта.

Агора

Агора (agorб), у древних греков название народного собрания, а также места, где оно происходило. Обычно Агора - центральная торговая площадь города (в период архаики складывалась стихийно; в эпоху классики и эллинизма имела регулярную планировку), по сторонам которой находились храмы, часто важнейшие государственные учреждения и портики с мастерскими и торговыми лавками. Агора являлась средоточием общественной жизни древнегреческих полисов.

Агора в Ассосе (эллинистический период). Реконструкция.

Агора в Ассосе (эллинистический период). Реконструкция.

Агра

Агра - город на севере Индии. В XVI-XIX вв. резиденция Великих Моголов; сохранились яркие образцы их архитектуры. Крепость Агра-форт (красный песчаник, 1564-74) с дворцом Джахангири-Махал (красный песчаник, 1570), "Жемчужной мечетью" (белый мрамор, 1646-53), залами Дивани-Ам (начат в 1627) и Дивани-Кхас (1637). Против Агра-форта, на берегу р. Джамна, - всемирно известный мавзолей Тадж-Махал. Напротив Делийских ворот (1556) Агра-форта - Соборная мечеть (красный песчаник, 1648). Около автомобильного моста - гробница Итимад-уд-Даула (белый мрамор с инкрустацией, в интерьере - из полудрагоценных камней; 1622-28).

Литература: Nath R., Agra and its monumental glory, Bombay, 1977.

Адам Роберт

Адам Роберт (Adam) (1728-1792), английский архитектор и градостроитель. Крупнейший представитель Английского классицизма XVIII в. Учился в Эдинбургском университете (с 1743). В 1754-58 путешествовал по Европе, изучая античные памятники. В 1761-68 королевский архитектор. В сотрудничестве с братом Джеймсом Адам строил рациональные по композиции усадебные дома (усадьба Кенвуд-хаус в Лондоне, 1767-69) и общественные здания (университет в Эдинбурге, 1789-91), городские кварталы (Адельфи в Лондоне, 1768-72), дома которых разделены на секции с 2-3-ярусными квартирами. Опираясь на непосредственное изучение античного зодчества, использовал строгие классические формы, изящный декор. Уделял большое внимание оформлению интерьера и мебели.

Дом на Фицрой-сквер в Лондоне. Около 1790 - 1800.

Дом на Фицрой-сквер в Лондоне. Около 1790 - 1800.

Адамова Евгения Михайловна

Адамова Евгения Михайловна (р. 1912/1913), советский живописец. Народный художник Туркменской ССР (1964). Училась в Туркменском художественном училище в Ашхабаде (1936-39) у И. И. Черинько. Автор тематических картин повседневной жизни туркменского народа ("Всё-таки буду учиться!", 1957, "Туркменские матери - Родине", 1967, "Счастье", 1972, - все в Музее изобразительных искусств Туркменской ССР, Ашхабад), портретов.

Адамова Евгения Михайловна Туркменские матери - Родине. 1967. Музей изобразительных искусств Туркменской ССР. Ашхабад.

"Туркменские матери - Родине". 1967. Музей изобразительных искусств Туркменской ССР. Ашхабад.

Адамсон Амандус Генрих

Адамсон Амандус Генрих (1855-1929), эстонский скульптор. Учился в петербургской Академии художеств (1876-79). В станковых и монументальных произведениях Адамсона черты реализма соединяются с тенденциями академизма, салонной красивостью: "Последний вздох корабля" (бисквит, 1899, ГРМ), "Русалка" (памятник погибшему броненосцу; бронза, гранит, 1902, Таллин).

Адамсон Эрик Янович

Адамсон Эрик Янович - Адамсон-Эрик, (1902-1968), советский живописец, мастер прикладного искусства. Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1943). Учился в Берлине и Париже (1923-27). Автор живописных, острых по композиционному построению пейзажей (триптих "Весна. Лето. Осень", 1935, Художественный музей Эстонской ССР, Таллин), натюрмортов, портретов ("Портрет отца", 1930-32, ГЭ), кожаных и ювелирных изделий, тканей.

Аддис-Абеба

Аддис-Абеба - столица Эфиопии. Расположена на Эфиопском нагорье. Основана в 1887. 1-этажная застройка (глинобитная, каменная, деревянная) сочетается с немногими многоэтажными современными зданиями, в т. ч.: муниципалитет, телевизионный центр, Торговая палата (все-1965), Министерство иностранных дел (1966, архитекторы З. Энав, М. Тедрос), Дом Африки (1959-61) с огромным витражом (150 м2, по эскизу Афэуорка Тэкле), Национальный банк (1973-76, оба - архитектор А. Медзедими, инженер М. Фанано). На юге - площадь Адуа с каменной статуей льва (символ эфиопской государственности). В центре - площадь Менелика II с конной статуей Менелика II, собором св. Георгия (конец XIX в., реставрирован в 1950-х гг., расписан Афэуорком Тэкле и Минафом Хыруем). На востоке - собор св. Троицы (1941), Большой дворец (1894), площадь 27 Миадзия с монументом в память освобождения от итальянской оккупации. На площади 12 Екатит - памятник жертвам фашизма (1955, скульптор А. Августинчич). В 1970-80-х гг. ведётся большое строительство по проектам югославских архитекторов: больница, отель "Веби-Шебели" (оба - архитекторы Б. Петрович, З. Драгайлович, X. Юстич). В 1983 установлен памятник В. И. Ленину (бронза, советский скульптор Р. X. Мурадян, архитектор И. М. Студеникин). Музеи: Археологический музей, Музей института эфиопских исследований, Национальный музей.

Дом Африки. 1959 - 1961. Архитектор А. Медзедими, инженер М. Фанано и др.

Дом Африки. 1959 - 1961. Архитектор А. Медзедими, инженер М. Фанано и др.

Аджанта

Аджанта - населённый пункт в Западной Индии. Знаменитый комплекс высеченных в скалах будд, монастырей II в. до н. э. - VII в. н. э. В 29 пещерных залах (чайтья и вихара) архитектурные формы, скульптурный декор, росписи образуют гармоничный ансамбль. В росписях на темы буддийской мифологии, замечательных богатством фантазии, красотой цвета и ритма, по существу широко представлена картина индийского быта того времени.

Аджарская Автономная Советская Социалистическая республика

Аджарская Автономная Советская Социалистическая республика - Аджария. В составе Грузинской ССР. На территории Аджарии сохранились памятники доисторического периода: менгиры, "квакацеби" (каменные человеческие фигуры), остатки колхидских поселений (3-2-е тысячелетие до н. э.), городища на территории Кобулети (IV-III вв. до н. э.). К феодальной эпохе периода существования Грузинского царства (X-XIII вв.) относятся многочисленные оборонительные сооружения (со строительными пластами более ранних эпох) - Тамарисцихе, Петрасцихе, Гониосцихе, Хиханисцихе (все - первая половина XIII в.) и др.; зальная церковь с резным декором фасадов в Схалте (середина XIII в.), одноарочные мосты в сёлах Сапуткрети, Коколати, Кеда и др.

В период турецкого господства (XVI-XIX вв.) архитектура Аджарии переживает упадок; сохранились деревянные мечети с богатой резьбой в интерьерах (в сёлах Горджо, Дандало, Дидачара и др.). В конце XIX - начале XX вв. начался рост города-порта Батуми, приморских курортов (Кобулети, Зелёный Мыс и др.) с частными дачами и жилыми домами в духе эклектизма, развернулась закладка приморских парков (в Батуми, 1884); Батумского ботанического сада близ Зелёного Мыса (1912). С приездом художников из Москвы и Петербурга стало распространяться профессиональное изобразительное искусство.         

Значительное развитие архитектура и изобразительное искусство получили в годы Советской власти. Реконструируются и застраиваются на основе генеральных планов Батуми (1956, архитектор А. Николаишвили и др.; 70-е гг., архитектор К. И. Джавахишвили и др.), Кобулети (1958, архитектор Николаишвили и др.). Возводятся крупные общественные сооружения: гостиницы ("Интурист", 1939, архитектор А. В. Щусев, и "Медея", 1983, архитекторы А. К. Бакрадзе, Н. Д. Джобадзе, - обе в Батуми), пансионаты ("Мшенебели" в Кобулети, 1978, архитектор А. Круашвили и др.), дома отдыха ("Гантиади" в Кобулети, 1979, архитектор Н. Вадачкориа и др.), театры (драматический театр имени И. Чавчавадзе в Батуми, 1953, архитектор Л. С. Теплицкий), музеи, кинотеатры. В народной архитектуре преобладают 2-3-этажные жилища (нижний этаж каменный или кирпичный, верхний - деревянный) с балконами и галереей по фасаду, иногда по другим сторонам дома. В становлении профессионального изобразительного искусства в советское время значительная роль принадлежит батумскому Художественному училищу (1936-42) и тбилисской Академии художеств. Художественный процесс отмечен ростом мастерства, развитием разнообразных видов и жанров искусства: живописи, графики (Ш. Г. Холуашвили, Ш. А. Замтарадзе и др.), скульптуры (Т. П. Чантуриа, М. А. Болквадзе и др.), театрально-декорационного (А. М. Филиппов) и декоративно-прикладного (В. Квернадзе и др.) искусства. Особое место принадлежит живописи художника-самоучки X. Хелимиши. Народное искусство Аджарии издавна представлено резьбой по дереву, художественной обработкой металла, вышивкой.         

В 1939 основано Аджарское отделение Союза художников Грузинской ССР, в 1962 - Аджарское отделение Союза архитекторов Грузинской ССР.

Церковь в Схалте. Середина 13 в.

Церковь в Схалте. Середина 13 в.

Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; Д. Комахидзе X., Батуми. Планировка и застройка города, Тб., 1968.

Аджеми ибн Абу Бекр

Аджеми ибн Абу Бекр (1120-е гг. - начало XIII в.), азербайджанский зодчий. Представитель нахичеванской архитектурной школы средневекового Азербайджана. В постройках Аджеми (Юсуфа ибн Кусейира мавзолей и Моминехатун, а также соединённые порталом минареты (не сохранились.) в Нахичевани) монументальность объёмов сочетается с изяществом их членений и тонкой проработкой декора. Характерно применение рациональных конструкций (нервюры, кирпичные блоки).

Аджина-Тепе

Аджина-Тепе - холм в Таджикской ССР, в 12 км к северо-востоку от г. Курган-Тюбе, с остатками буддистского монастыря VII - начала VIII вв. Раскопками 1960-70-х гг. открыты прямоугольное в плане здание (глина, сырец) с двумя внутренними, квадратными в плане дворами с айванами на глиняных осях, святилищами, кельями, коридорами; в северо-западном дворе - ступа. Остатки стенных росписей и глиняной скульптуры, в т. ч. 12-метровой статуи Будды в нирване.

Аджина-Тепе Дароносцы. Фрагмент стенной росписи. 7 - начало 8 вв. Эрмитаж. Ленинград.

"Дароносцы". Фрагмент стенной росписи. 7 - начало 8 вв. Эрмитаж. Ленинград.

Литература: Б. А. Литвинский, Т. И. Зеймаль, Аджина-Тепа, М., 1971.

Адмиралтейство

Адмиралтейство - в Ленинграде, выдающийся памятник русской архитектуры. Адмиралтейство заложено как корабельная верфь в 1704 Петром I, которому принадлежал основной замысел сооружения. В 1727-1738 перестраивалось И. К. Коробовым, с 1806 - А. Д. Захаровым (закончено в 1823), создавшим монументальное здание в формах русского ампира по традиционной трехосевой схеме: башня (окружённая вверху колоннадой и увенчанная куполом со шпилем) и два крыла, каждое из которых имеет центральный портик и две боковые шестиколонные лоджии. Многочисленные статуи (аллегорические фигуры) и рельефы (В. И. Демут-Малиновский, Ф. Ф. Щедрин, И. И. Теребенёв, С. С. Пименов) органически связаны с архитектурными. формами здания. Адмиралтейство является центром архитектурной композиции Ленинграда, к его башне сходятся три главные магистрали города; шпиль Адмиралтейства, так называемая адмиралтейская игла, во многом определяет силуэт города.

Адмиралтейство. 1806 - 1823. Архитектор А. Д. Захаров. Центральная часть.

Адмиралтейство. 1806 - 1823. Архитектор А. Д. Захаров. Центральная часть.

Гороховая улица и Адмиралтейство, Санкт-Петербурге, май 2005 года.

Гороховая улица и Адмиралтейство, Санкт-Петербурге, май 2005 года.

Литература: В. Н Сашонко,. Адмиралтейство, 3 изд., Л., 1982.

Адоба

Адоба - адоб (исп. adobe, от араб. ат-туб), сырцовый кирпич из глины и резаной соломы; то же, что саман. В бедных камнем районах Мексики, Центральной и Южной Америки и на юго-западе США с древних времён из адоба строили крупные сооружения в городах и селениях. Ныне адоб применяется главным образом в народном зодчестве.

Адыгейская Автономная область

Адыгейская Автономная область - Адыгея. В составе Краснодарского края РСФСР. Древнейшие памятники на территории Адыгеи (погребальные сооружения - дольмены, наскальные изображения, золотые и серебряные сосуды и фигурки так называемой майкопской культуры) восходят к мезолиту и бронзовому веку; к раннему железному веку относятся ювелирные изделия "звериного стиля", керамика, остатки жилищ-крепостей, оборонительных и культурных сооружений. Традиционное народное жилище имело плетнёвые, обмазанные глиной стены, двускатную соломенную или камышовую крышу. С XIX в. распространились деревянные саманные дома.

В советское время в центре Адыгеи - г. Майкоп построены многоэтажные жилые и общественные здания (кинотеатр "Октябрь", 1961, архитектор Ю. Ф. Каверин; здание обкома, 1966, архитектор И. В. Ярошевский), сооружены памятники В. И. Ленину (бронза, 1959, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин) и монумент "Дружба" (бронза, 1968, скульпторы М. Г. и О. М. Манизер, архитектор И. Е. Рожин). В аулах строятся 3-4-комнатные деревянные, шлакобетонные и кирпичные дома, общественные здания современного типа. Одежда и предметы быта издавна украшались разреженным растительным узором (вышивка золотыми и серебряными нитями или шёлком, аппликации и др.), серебряные изделия декорировались в технике черни, филиграни, насечки. В советское время появилось станковое изобразительное искусство (скульптор К. К. Сидашенко, живописцы И. В. Соколов, В. М. Мехед и др.).

Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1971.

Следующая страница