Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Музыкальный словарь Римана
Статьи на букву "А" (часть 1, "ААР"-"АКА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "ААР"-"АКА")

ААРОН

См. Арон.

АБАВА

Аркадий Максимович, род. в 1848 в Суджанском у. Курской губ. Музыкальное образование получил в Харьковском музык. училище И. P. M. О. и Спб. консерватории (фп., пение). В 1877 А. основал в г. Сумах музыкальную школу, которою и заведовал 4 года, после чего был приглашен в Курск. Здесь А., при содействии местной администрации основал "Курские музыкальные классы" (Отделение И. Р. М. O.), которыми и заведует по сие время. А. написал боле 20 романсов и более 30 фортеп. пиес (фуга, сонаты, вальсы, мазурки). (В.)

АБАКО

АБАКО (Evaristo Felice dall' Abaco), род. в Вероне, прибыл в феврале 1704 в Мюнхен, где получил место придворного музыканта с 700 флор. жалованья и 100 фл. подъемных денег; встречая после битвы при Гехштедте затруднения в получении жалованья, он подал в отставку (1705) и уехал в Брюссель (убежище курфюрста Макса Эммануила); там Он был назначен номинально, а в 1714 г., по возвращении двора в Мюнхен, окончательно придворным концертмейстером, каковое звание он сохранил до своей смерти. А. был одним из выдающихся инструментальных композиторов начала 18 столетия (ор. 1: 12 скрипичных сонат с басом, ор. 2: 10 4-глсн. церковных концертов, ор. 3: 6 церковных и камерных сонат, ор. 4: 12 сонат для скрипки с басом, ор. 5: 6 семиголосн. концертов [4 скрипки, альт, фагот или виолончель, Basso continue]. Одну его Сонату для трех инструмент. (G-moll) издал недавно Г. Риман y Angener et С0. A. Зандоергер работает над монографией об А.; ему удалось собрать все сочинения последнего.

АББАТИНИ

Антонио Мариа, композитор Римской школы, род. в 1605 в Тиферно (Кастелло), умер в 1677 там же. В 1626 был капельмейстером при Латеранском соборе, после чего занимал подобное же место в других церквах Рима (del Gesù, S. Lorenzo in Damaso, S. Maria Maggiore и N. D. di Loreto). A. написал много церковных произведений, частью для большого числа голосов; напечатаны были (1630–50) 4 книги псалмов, 5 книг мотетов, 3 книги месс и антифонов для 24 голосов (посмертн. изд., 1677). При жизни А. были представлены на сцене его оперы "Il pianfco di Rodomonte" (Орвьето 1633), "Del male in bene" (Рим 1654) и;Jone" (Вена 1666). A. помогал Аф. Кирхеру при составлении его "Musurgia".

АББРЕВИАТУРЫ

АББРЕВИАТУРЫ (сокращения) в большом числе употребляются как в самом нотописании, так и в сопровождающих его знаках исполнения. Самые употребительные аббревиатуры в нотописании: 1) Ставится знак повторения (См. реприза), вместо того, чтобы выписать два раза известное количество тактов или целую часть пьесы; в подобных случаях применяется так же, особенно при повторении немногих тактов, пометка bis или due volte (2 раза). – 2) При повторении короткой фигуры употребляется вместо нее знак или, а также : 3) При многократных повторениях одного и того же тона нотами малой длительности пишется вместо них нота большей длительности с пометкой, обозначающей длительность мелких, заменяемых ею, нот: 4) В оркестровых и хоровых голосах, если пауза длится большое число тактов, выписывается число этих тактов над косыми черточками (а), вместо употреблявшегося прежде обозначения таких пауз специальными знаками (b): 5) Знак Arpeggio, обозначающий, что ряд аккордов должен исполняться арпеджированно, на манер предшествовавшего и полностью выписанного арпеджированного аккорда: 6) Знак "8-va"для избежания большего числа вспомогательных линий при очень высоких или очень низких нотах: после чего возвращение к обычному значению нот обозначается словом loco. 7) Пометка с. 8-va.... (над или под отдельными нотами, а также просто 8) т.е. con (coll') ottava или con ottava bassa, вместо выписывания самой октавы: 8) В партитурах, когда разные инструменты должны играть одно и то же, ставятся указания: coll basso ("с контрабасом" т.е. играть те же ноты, что и контрбас), col violino и проч., вместо того, чтобы вновь выписывать те же ноты: Подобно этому поступали прежде и в фортепианных пьесах, когда в обеих руках шел один и тот же пассаж в разных октавах. В таких случаях писалась только партия одной руки, для другой же ставилось указание "all' unisono" или просто "unisono", причем все-таки выписывалось несколько начальных нот для обозначения расстояния между обеими руками: 9) Оттенки исполнения также часто не выписываются, когда они повторяются в ряде подобных фигур. Вместо этого пишется "simile" или "segue", что означает "соответственно предыдущему": Знаки для обозначения трели, группетто, мордента и пр. суть также аббревиатуры нотного письма. срв. Украшения и Знаки. Сокращения знаков исполнения и названий инструментов объяснены особо, на соответствующем месте, напр. В. с. (Basso continue) под B; m. s. (manu sinistra) под M; и т.д.

АББЭ

АББЭ (Abbey), Джон, знаменитый парижский органный мастер, род. 22 дек. 1785 в Whilton (Нортгемптон), ум. 19 февр. 1859 в Версале. А. построил около 1827 г. орган для национальной выставки, а также (к сожалению разрушенный в 1830 г.) "орган с экспрессией" (Expressivorgel) в Тюльери (оба по плану С. Эрара), и в 1831 г. – орган для парижской Оперы, сгоревший в 1873 г.

АБД-ЭЛЬ

Мумин (Абдольмумин), См. Саффиеддин.

АБД-ЭЛЬ-КАДИР

АБД-ЭЛЬ-КАДИР (Абдолькадир, Абдулькадир), арабский музыкальный писатель 14-го века, автор трех дошедших до нас сочинений: "Собиратель мелодий", "Цели мелодий etc." и "Сокровище мелодий в науке музыкальных циклов". См. Kiesewetter, "Die Musik der Araber" (1842), стр. 33 и Vierteljahrsschr. f. MW., II. 354.

АБЕЙЛЬ

АБЕЙЛЬ (Abeille), И. Х. Людвиг, род. 20 февр. 1761 в Байрейте, ум. 2 марта 1838 концертмейстером и придворным органистом в ВПтутгарте; отличный пианист, органист и плодовитый композитор (оперы, камерная музыка и пр.). Песни его еще поются в немецких школах.

АБЕРТ

Иоганн Иосиф, род. 21 сент. 1832 в Коховице, в Богемии, мальчиком получил первое музыкальное образование, служа певчим в Гастдорфе и монастыре Лейпа; бежал однако из монастыря и поступил, благодаря помощи одного родственника, в Пражскую консерваторию, к Киттлю и Томашеку. В 1852 был приглашен в Штутгартскую придворную капеллу в качестве контрабасиста, а в 1867, после ухода Эккерта, получил там же место придворного капельмейстера. Осенью 1888 вышел в отставку. Сочинения А.: Симфония C-moll (1852), "Frühlingssymphonie" (1894); Симфоническая поэма "Колумб" и оперы "Anna von Landskron", "König Bnzio", "Astorga", "Ekkhard", "Die Almohaden" (1890), а также увертюры, квартеты, романсы и пр. создали ему хорошую репутацию.

АБЕССЕР

Эдмунд, род. 13 янв. 1837 в Маргелице (Саксония), ум. 15 июля 1889 в Вене; плодовитый композитор салонной музыки. Опера "Die liebliche Fee".

АБЕЦАДЛО, ОБЕЦАЛО

АБЕЦАДЛО, ОБЕЦАЛО (т.е. abc и т.д.) – русское название музыкальной азбуки в грамматиках XVII в. (П.).

АБЛЕСИМОВ

Александр Онисимович, даровитый сатирик и драматург, род. около 1740, ум. в Москве в начале 1783. С 1758–1772 г. состоял на военной службе, а затем служил в Москве при управе благочиния. Написал текст знаменитой в свое время комической оперы на сюжет из русского народного быта: "Мельник, колдун, обманщик и сват" (с музыкой Фомина; Москва, 1779); а также опер "Счастье по жребию" (представлена не была, напеч. в 1779); "Поход с непременных квартир" (с музыкой Эккеля; исполнялась в Москве). Собрание сочинений А. было издано Смирдиным, СПБ. 1849. (Ю.)

АБОС

Джироламо (также Avos; по Флоримо: Giuseppe d'Avossa), композитор Неаполитанской школы, род. в начале 18 столетия на Мальте, ум. в 1786 в Неаполе; ученик Лео и Дуранте, писал с 1742 по 1763 для Неаполя, Венеции, Рима и Лондона оперы, высоко ценимые современниками; в позднейшие годы, получив место учителя в консерватории "della Pietà de' Turchini" в Неаполе (1758), написал также много церковных сочинений (7 месс, литании и пр.). Самым знаменитым учеником его был Априле.

АБРАГАМ

1) Брагам. 2) Dr. Макс. См. Петерc.

АБРАГАМСОН

Верьер Ганс Фридрих, род. 10 апр. 1744 в Шлезвиге, ум. 22 сент. 1812 в Копенгагене, был артиллерийским капитаном и учителем военной школы; вместе с Рабеком и Ньерупом издал собрание старинных датских народных песен (1812–1814, 5 тетрадей).

АБРАНИЙ

АБРАНИЙ (Abranyi), Корнель, венгерский музыкальный писатель и композитор, род. в 1822 в Сент-Гьёрги, основатель первой венгерской музыкальной газеты, с 1875 профессор национальной музыкальной академии в Пеште. Ум. в янв. 1904 в Будапеште.

АБСОЛЮТНАЯ МУЗЫКА

АБСОЛЮТНАЯ МУЗЫКА (т.е. музыка сама по себе, без отношения к другим искусствам или к каким либо вне ее лежащим объектам представления) есть термин, сделавшийся в последнее время лозунгом большой партии в мире музыкантов и любителей музыки. А. м. противополагается "живописующей" ("изобра- зительной" или "программной"), т.е. музыке, задачей которой является выражение чего-либо определенного. С точки зрения впавшего в модную крайность меньшинства, всякая музыка, не служащая выразительницей определенной поэтической мысли – пустая забава. Ультраконсервативные музыканты, наоборот, совершенно отрицают в музыке способность что-либо изображать. В самом деле, прибегая к символизму, т.е. стремясь вызвать в слушателе определенную ассоциацию идей при помощи известных формул, или стилизированного звукоподражания, музыка выступает из своей собственной области и переходит в область поэзии или изобразительного искусства (ср. Riemann, "Wie hören wir Musik", 1888). Cущность поэзии заключается в том, чтобы вызывать и связывать между собою, при помощи условных формул (слов), определенные представления, а сущность изобразительного искусства – в прямом воспроизведении внешних явлений; таким образом оба достигают конечной цели всякого искусства – действовать на душу – окольными путями, в которых музыка не нуждается: могущество музыки именно в том и заключается, что она непосредственно действует на душу, что она сама – ничто иное, как свободно изливающееся чувство и, без помощи разума, снова переходит в чувство y играющего и слушающего. Срв. Эстетика.

АБСТРАКТЫ

АБСТРАКТЫ (фр. abrégés). Так называются те части механизма в органе, которые действуют посредством оттягивания, в противоположность штехерам, действующим посредством нажима (См. Штехер).

АБТ

Франц, род. 22 дек. 1819 в Эйленбурге, ум. 31 марта 1885 в Висбадене, учился в школе Св. Фомы в Лейпциге и должен был изучать богословие, но скоро перешел к музыке, дирижировал в "филармоническом" студенческом кружке и с успехом стал пробовать свои композиторские силы. В 1841 г. сделался Musikdirektor'ом придворного театра в Бернбурге, но еще в том же году занял такое же место при Акционерном театре в Цюрихе, откуда и перешел впоследствии на должность придворного капельмейстера герцога Брауншвейгского (1852–1882). В 1872 А. по приглашению нескольких больших певческих обществ, посетил Северную Америку, где был встречен с необычайным энтузиазмом. Песни и квартеты А. для мужских голосов по художественной фактуре стоят отнюдь не высоко, но выказывают свободно льющуюся мелодическую изобретательность. Некоторые из них сделались совершенно народными ("Wenn die Schwalben heimwärts ziehen", "Gute Nacht, du mein herziges Kind" и др.); среди хоровых песен есть поэтичные и красивые ("Die stille Wasserrose"). В 1882 A. вышел в отставку и переехал в Висбаден.

АВГУСТИН

Аврелий, (Св. Августин, Sanct. Augustinus), отец церкви, род. 13 нояб. 354 г. в Тагасте в Нумидии, ум. 28 авг. 430 г. епископом г. Гиппо (теперь Бон в Алжире). Творения Св. Августина содержат много ценных данных о состоянии музыки в древнейшей христианской церкви, в особенности относительно Амвросианского пения. А. был крещен в 387 г. самим Амвросием и между ними завязалась самая тесная дружба. Он написал также сочинение "De musica", в котором говорится впрочем только о метрике.

АВЕРКАМП

Антон, род. 18 февр, 1861 в Виллиге Лангерак, ученик Дан. де Ланж в Амстердаме, Фр. Киля (Берлин), Рейнбергера и др., наконец Месшарта в Амстердаме; учитель пения при музыкальной школе в Амстердаме, с 1890 г. дирижер собственного хора а cappella, с которым он дает концерты из произведений старинной музыки. А. сочинил несколько оркестровых вещей, скрипичную сонату, романсы и т.д.

АВЛОС

АВЛОС (αὔλος) древнегреческий духовой инструмент, по-видимому похожий на забытую теперь, но повсеместно распространенную в середине прошлого века, флейту с наконечником (См. флейта). Играющий на этом инструменте назывался авлетом, отсюда авлетика – искусство игры на флейте; напротив авлодия означает пение с сопровождением флейты. А., сообразно с главными подразделениями человеческого голоса, делался различных величин.

АВРЕЛИАН

Реоменский (Reomensis), монах из Реоме (Moutier St. Jean около Лангра) живший в 9-м веке; написал трактат по теории музыки, напечатанный у Герберта ("Script.", I).

АВТЕНТИЧЕСКИЕ

АВТЕНТИЧЕСКИЕ - строи (лады), См. Церковные лады.

АВТОГРАФ

АВТОГРАФ (греч. "написанное самим") – рукопись самого автора. Противоположность а. – копия (список).

АВТОГРАФИЯ

См. Нотопечатание.

АВТОМАТИЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

См. Механические музыкальн. инструменты.

АВТОРСКОЕ

АВТОРСКОЕ - право, См. Право музыкальн. собственности.

АГАДО

АГАДО (Aguado), Дионисий, знаменитый виртуоз на гитаре, род. 8 апр. 1784 в Мадриде, ум. 20 дек. 1849; издал в 1825 школу для гитары, выдержавшую 3 испанских и одно французское издание (1827), а также различные сочинения для своего Инструмента (этюды, рондо и пр.).

АГАЦЦАРИ

Агостино, род. 2 дек. 1578 в Сиене, ум. там же 10 апр. 1640; сначала был музыкантом при дворе императора Матвея, потом некоторое время капельмейстером немецкой коллегии, церкви Св. Аполлинария и впоследствии капельмейстером римской семинарии в Риме, где познакомился с Виадана и примкнул к его нововведениям; в 1630 А. сделался соборным капельмейстером в Сьене. Это был очень известный в свое время композитор, сочинения которого перепечатывались в Германии и Голландии: 1 сборник 6-голосн. и по 2 сборника 5-голосн. и 3-голосн. мадригалов, а также мотеты, псалмы и другие церковные сочинения, между которыми много 8-голосн. также Dranima pastorale "Eumelio" (1606). A. один из первых издал указания к выполнению цифровки генерал-баса (в предисловии ко 2-й книге его "Sacrae cantiones", 1609).

АГЕЛАЙ

Тегейский, был первым победителем в музыкальном состязании на Пифийских играх (559 г. до Р. X., 8-я Пиеиада); предполагают, что он первый выступил в качестве виртуоза на китаре, без пения (Kitharista).

АГИЛАР

АГИЛАР (Aguilar), Эмануил А., род. 23 авг. 1824 в Клепгэме (Лондон), испанского происхождения; в 1848 выступил с успехом в качестве пианиста в Лейпцигском Гевандгаузе, а теперь живет в Лондоне в качестве пианиста и учителя музыки. Композиторскую известность доставили А-у его 2 оперы, 3 кантаты, 3 симфонии, 2 увертюры и ряд произведений камерной музыки (фортепиан. септет, секстет и квартет, 2 струн. квартета и пр.).

АГИЛЕРА-ДЕ-ХЕРЕДИА

АГИЛЕРА-ДЕ-ХЕРЕДИА (Aguilera de Heredia), Себастиан, монах и капельмейстер в Сарогоссе в начале 17-го века; издал в 1618 собрание "Magnificat", которые до сих пор еще поются в Сарогоссе.

АГОБАРД

АГОБАРД - род. 779 г., вероятно, в Испании; в 814 г. был архиепископом в Лионе, ум. 6 июня 840 г. в Сентонже; он написал три музыкальных трактата: "De divina psalmodia", "De ecclesiae officiis" и "De correctione Antiphonarii" (напечатаны в "Bibl. Patr.", XIV).

АГОГЕ

АГОГЕ (буквально – движение), греческий термин, для обозначения темпа (срв. Агогика).

АГОГИКА

АГОГИКА - учение о небольших изменениях, вводимых в темп при художественном исполнении (См. Rubato, Tempo rubato). Составитель этого лексикона в своей "Музыкальной динамике и огогике" (Musikalische Dynamik und Agogik, 1884) пытался создать систематическую теорию выразительного исполнения. Вообще а. идет параллельно с динамикой, так напр., легкое ускорение (Treiben) присоединяется обыкновенно к crescendo; ноты, падающие на сильное время, вместе с тем несколько растягиваются, у женских же окончаний длительность несколько сокращается и таким образом происходит возвращение к нормальному ходу движения (diminuendo). Все это особенно верно по отношению к небольшим построениям; в широких же музыкальных построениях ослабление движения, как бы насильственное замедление его напора часто еще более усиливает действие динамического подъема. срв. Динамика и Выразительность.

АГОГИЧЕСКИЙ АКЦЕНТ

АГОГИЧЕСКИЙ АКЦЕНТ - так называется в изданиях с фразировкой Г. Римана небольшое увеличение длительности ноты, обозначаемое поставленным над нею знаком ^. Знак этот указывает на сильное время тактового мотива при ритмах, идущих как бы в разрез с тактовым обозначением; он ставится также над задержанными нотами и облегчает ясное усвоение фразировки.

АГОН

АГОН (греч.), то же что состязание; музыкальный а. занимал важное место в торжественных играх древней Греции, в особенности на Пифийских играх.

АГОСТИНИ

1) Людовик, род. 1534г. в Ферраре, ум. 20 сент. 1590 там же в звании капельмейстера при дворе Альфонса II д'Эсте и соборного капельмейстера. А. написал мадригалы (4 книги 6-гол., 3 книги 5-гол., 2 книги 4-гол.), мессы, мотеты, вечерни и др. произведения, напечатанные частью в Венеции (Гардано), частью в Анконе (Ландрини). – 2) Паоло, род. 1593 г. в Баллерано, ученик и зять Берн. Нанини; ум. 1629 г. директором ватиканской капеллы. Отличный контрапунктист; написал большое количество церковных сочинений (есть между ними даже 48-голосные), которые, частью в рукописях, хранятся в римских библиотеках; напечатаны были 2 сборника псалмов. (1619), 2 сборника "Magnificat" и антифонов (1620) и 5 сборников месс. – 3) Пьетро Симоне, род. 1650 г. в Риме; был капельмейстером при дворе герцога Пармского. В Венеции была исполнена в 1680 г. его опера "Il ratto delle Sabine".

АГРЕЛЛ

Иоганн, род. 1 февр. 1701 в Лёте (Вост. Готланд), ум. 19 янв. 1767 в Нюрнберге; был с 1723–46 придворным скрипачом в Касселе, где составил себе имя так же и как пианист. С 1746 был капельмейстером в Нюрнберге. Целый ряд солидных сочинений его (симфонии, концерты, сонаты и пр.) напечатан в Нюрнберге, многие другие дошли до нас в манускриптах.

АГРЕНЕВ

АГРЕНЕВ (Славянский) Дмитрий Александрович, певец и дирижер известной "капеллы", род. 1838 г. Учился пению в Италии и Париже, затем в 60-х годах многократно концертировал, исполняя песни разных народностей; составил себе известность (под именем Славянского). организовав хор, во главе которого изъездил сев. Америку, затем Россию и З. Европу, исполняя песни разных народов (в том числе и русские) в своих собственных переложениях. Художественное значение концертов А. выяснено еще в 70-х годах Чайковским, доказавшим в своих критических статьях, что переложение и исполнение А. нередко искажают дух русских песен. (Э.)

АГРИКОЛА

1) Александр, один из самых выдающихся композиторов 15-го века, по новейшим исследованиям (Ван-дер-Стратен), кажется немец, был долгое время, (до 10 июня 1474) певцом герцогской капеллы в Милане, потом переехал с семейством в нижнюю Италию. В 1500 был в Брюсселе капелланом и певцом капеллы при дворе Филиппа I Красивого, со свитой коего он в 1505 г. отправился в Испанию, где вероятно и умер (в 1506 г.), будучи 60 лет от роду (судя по этому он род. в 1446). А. был очень уважаем как композитор, так что Петруччи в своих трех старейших сборниках (1501 и 1503) напечатал его 31 песню и мотет, а в 1504 г. книгу месс ("Missae Alexandri Agricolae: Le serviteur, Je ne demande, Malheur me bat, Primi toni, Secundi toni"). Как велика была известность A. можно заключить уже из того, что часто его называли просто "Alexander". – 2) Мартин, род. 6 янв. 1486 в Сорау, ум. 10 июня 1556 в Магдебурге. Один из наиболее важных музыкальных писателей 16-го века; вместе с Себ. Вирдунгом служит главным источником для истории инструментов своего времени. Музыкальный самоучка, он с 1510 давал уроки музыки в Магдебурге, и в 1524 назначен был кантором лютеранской школы; материальные средства его были очень ограничены. Важнейшие сочинения A.: "Musica figuralis deudsch", "De proportionibus" (оба сначала без обозн. года; в 1532 напечатаны вновь в одной книге), "Musica Instrumentalis deudsch" (l528, 1529 и 1532; самое важное сочинение, с подробными указаниями об игре на каждом инструменте), "Rudimenta musices" (1539, 2-е изд. 1543 под заглавием: "Quaestiones vulgariores in musicam"), "Duo libri musices" (1561, соединение "Rudimenta" с "De proportionibus"), "Scholia in musicam planam Wenceslai de Nova Domo" (1540). Кроме того A. издал несколько тетрадей музыкальных композиций ("Ein kurz deudsch Musica", 1528; "Musica choralis deudsch", 1533; "Deutsche Musica und Gesangbüchlein", 1540; "Ein Sangbüchlein aller Sonntags-Evangelien", 1541) и сочинение Вирдунга "Musica getutscht", переложенное в стихи и с теми же рисунками. После смерти А-ы Готшальк Преториус издал еще его "Melodiae scholasticae (1578, посвящение помечено 1556 г., Музыкальные оды) А. пользовался, против обычая своего времени, в своем "Musica Instrumentalis" мензуральным нотным письмом вместо немецкой табулатуры. – 3) Иоганн, род. 1570 г. в Нюрнберге, ум. 1605 г.; профессор гимназии Августинцев в Эрфурте, композитор мотетов, "cantiones" и пр., напечатанных 1601–11 г. – 4) Вольфганг Кристоф, издал в 1651 г. в Вюрцбурге и Кёльне "Fasciculus musicalis" (8 месс) и "Pasciculus variarum cantionum" (мотеты). – 5) Георг Людвиг, род. 25 окт. 1643 в Гросфурра около Зондерсгаузена, был в 1670 капельмейстером в Гота, где и умер в 1676; издал в Мюльгаузене 5-гол. сюиты для струн. инструментов (Musikalische Nebenstunden, 1670), а также несколько Покаянных стихов и Мадригалов. – 6) Иог. Фридрих, род. 4 янв. 1720 в Добичене около Альтенбурга, ум. по Форкелю 12 ноября а по Шнейдеру 1 дек. 1774 в Берлине. Изучал право в Лейпциге и сделался там учеником И. С. Баха, а позднее в Берлине – Кванца; в 1751 назначен придворным композитором, а в 1759 преемником Грауна в качестве дирижера Королевской Капеллы. Писал оперы и церковные сочинения, но они остались не напечатанными. Деятельность его, как музыкального писателя выразилась в полемических статьях против Марпурга (под псевдонимом Олибрио), затем в переводе школы пения Този и в сотрудничестве Аделунгу в его сочинении "Musica mechanica organoedi", а по Фетису и Зулцеру еще и в "Theorie der schönen Künste". Его супруга Эмилия, урожд. Мольтени (род. 1722 в Модене, ум. 1780 в Берлине) известная певица, долгое время была примадонной Берлинской итальянской оперы.

АГТЕ

АГТЕ (Agthe), 1) Карл Христиан, род. 1762 в Геттстедте (Мансфельд), ум. 27 нояб. 1797 придворным органистом князя Бернбургского в Балленштедте; написал 5 опер, балет и несколько маленких вокальных сочинений. – 2) Вильгельм Иосиф Альбрехт, сын предыдущего, род. 14 апр. 1790 в Балленштедте, ум. 8 окт. 1873 в Берлине; с 1810 был учителем музыки и членом оркестра Гевандгауза в Лейпциге, с 1823 учителем музыки в Дрездене, с 1826 в Позене (где Т. Куллак был его учеником). Политические беспорядки заставили его в 1830 удалиться в Бреславль, откуда он в 1832 переехал в Берлин и стоял там до 1845 во главе собственной музыкальной школы. А. написал порядочное количество фортепианных сочинений. – 3) Роза, См. Мильде.

АДАМ

1) Луи (Иэганн Людвиг), род. 3 дек. 1758 в Мюттерсгольце (Эльзас), происходил из немецкой семьи, ум. 11 апр. 1848 в Париже; отличный музыкант, основательно изучивший Баха и Генделя, в 1797–1843 профессор фортепианной игры в Парижской консерватории, учитель Калькбреннера, Герольда и др.; составил популярную школу для фп. в 1802 (переведена на немец. яз. Черни в 1826), писал также сонаты для фп., вариации и пр. – 2) Адольф Шарль (Адан), сын предыдущего, знаменитый оперный композитор, род. 24 июля 1803 в Париже, ум. 3 мая 1856; предназначался собственно к карьере ученого, но выказал для этого слишком мало склонности и усидчивости. Впрочем и на музыкальном поприще (в 1817 он был принят в консерваторию), он работал небрежно и поверхностно, пока Буальдьё, открыв его мелодический талант, не взял его в свой класс композиции; тогда успехи А. пошли быстро вперед. После того, как он стал известен различного рода фортепианными пьесами (транскрипции, романсы), ему удалось добиться в 1829 постановки в Opéra comique своей первой одноактной оперы: "Pierre et Catherine". Успех так поощрил А., что в скором времени последовал ряд 13 его дальнейших произведений, пока композитор блестяще не пробил себе дорогу к известности "Почтальоном из Лонжюмо" (в 1836). С 1846–49 наступила полнейшая пауза в композиторской деятельности А., так как он, вследствие столкновения с директором Комической оперы, затеял свое собственное оперное предприятие (Théâtre national, 1847); революция 1848 разорила А. и он снова прилежно взялся за творчество. После смерти своего отца (1848), А. сделался профессором композиции в консерватории. Одно время (1841) жил в СПБ., куда был приглашен дирекцией Императорских театров. Из его 53 сценических произведений можно еще отметить оперы: "Le fidèle berger" "La rose de Pérorme", "Le roi d'Yvetot", "Giralda", "La poupée de Nuremberg"; кроме того балеты "Жизель", "Корсар" и др. (балеты эти ставятся в России еще и в настоящее время). Хотя ни одно из произведений Адама нельзя назвать классическим, все же ритмическая грация и мелодическое богатство обеспечивают, по крайней мере некоторым из них, долгое существование. Краткую биографию А. выпустил в 1876 А. Пужен; срв. также "Derniers souvenirs d'un musicien" (автобиографические заметки и журнальные статьи самого А. 1857–59 2 т.). – 3) Карл Фердинанд, популярный композитор хоров для мужских голосов, род. 22 дек. 1806, ум. 23 дек. 1867 кантором в Лейсниге. – 4) До недавнего времени неизвестный нидерландский композитор, живший в первой половине 15 века. С изданием монографии Стайнера "Dufay" (1898), мы познакомились с тремя 3-голосными "Chansons" А., хорошей фактуры.

АДАМ ФОН ФУЛЬДА

АДАМ ФОН ФУЛЬДА - один из выдающихся немецких композиторов 15-г века, очень ценимый современниками; составитель интересного трактата по теории музыки (1490), отпечатанного Гербертом в 3-м томе "Scriptores". Сочинения А. в рукописях находятся в Берлинской и Лейпцигской библиотеках (срв. Kirchenmusikalisches Jahrbuch 1897 стр. 1 и дал.). Можно предположить, что А. жил между 1440–1500 гг., т.е. гораздо раньше чем думали до сих пор; нет никаких указаний на то, чтобы жизнь его захватила и 16-й век. Лексикон Менделя-Рейсмана смешивает А. с родившимся в 1493 г. богословом Адамом Крафт фон Фульда, который в 1537г. подписал известную протестантскую "Формулу Конкордии" (Konkordienformel).

АДАМБЕРГЕР

Валентин (не Иосиф) известный тенор, род. 6 июля 1743 в Мюнхене, ум. 24 авг. в Вене; ученик Валези, пожинал в Италии лавры под фамилией Адамонти, выступал также в Лондоне и был ангажирован в 1780 в венскую придворную оперу; в 1789 сделался также певцом придворной капеллы. Моцарт для него написал партию Бельмонте и несколько концертных арий.

АДАМ-ДЕ-ЛЯ-ГАЛЬ

АДАМ-ДЕ-ЛЯ-ГАЛЬ (Adam de la Haie или Halle), с прозвищем "le bossu d'Arras" (Арраский горбун), род. в 1240 в Аррасе, ум. в 1287 в Неаполе; в высшей степени замечательный гениальный поэт и композитор (трубадур), многие произведения которого дошли до нас и были изданы в 1872 Куссемакером (Oeuvres complètes du trouvère A. de la H. etc.). Самое важное из них "Jeu de Robin et de Marion", нечто вроде комической оперы (водевиль, вероятно с употреблением народных песен); сочинение это обработано вновь в 1884 В. Таппертом; далее ряд других Jeux ("Jeu d'Adam" и "Jeu du pèlerin"). Rondeaux, Motets и Chansons. Диссертация P. Мейенрейса об A. де ля Г. (1893) не содержит в себе ничего нового сравнительно с Куссмакером. Срв. Henry Guy, "Essai sur la vie et les oeuvres littéraires d'A. d. 1. H. etc." (1898).

АДАН

См. Адам 2.

АДДЬГАССЕР

Антон Каэтан, род. 3 апр. 1728 в Иннцелле при Траунштейне (Бавария), ученик Эберлина в Зальцбурге, ум. 21 дек. 1777 там же (за органом от удара), был с 1751 старшим соборным органистом. Его церковные сочинения очень ценились в свое время.

АДЕЛУНГ

См. Адлунг.

АДЕЛЬБОЛЬД

АДЕЛЬБОЛЬД (Adelboldus), епископ Утрехтский, ум. 27 ноября 1027, составитель трактата по теории музыки, напечатанного Гербертом в 1-м томе его "Script".

АДЕЛЬБУРГ

Август фон, скрипач, род. 1 нояб. 1830 в Константинополе, ум. (умалишенным) 20 окт. 1873 в Вене; готовился к дипломатической карьере, но уже с 1850–54 сделался учеником Майзедера, который образовал из него выдающегося виртуоза на скрипке. В шестидесятых годах А. обратил на себя внимание силой своего тона. Он сочинил сонаты и концерты для скрипки, струнные квартеты и пр., а также три оперы: "Zrinyi" (1868 в Пеште), "Валленштейн" и "Мартинуцци".

АДИАФОН

АДИАФОН (= "не могущий расстроиться"). 1) Изобретенный в 1820 г. часовым мастером Шустером в Вене клавишный инструмент, похожий на гармонику, об устройстве которого больше ничего неизвестно. 2) Камертонное фортепиано, изобретенное Фишером и Фритче в Лейпциге и патентованное в 1882 г.; в нем вместо струн устроен ряд подобранных камертонов.

АДЛЕР

1) Георг, венгерский композитор, род. в 1806 в Офене, хороший скрипач, пианист и учитель игры на этих инструментах; написал целый ряд произведений камерной музыки, фортепианных вариаций, романсов и хоров. – 2) Винцент, пианист и композитор, род. 3 апр. 1826 в Раабе (Венгрия), ум. 4 янв. 1871 в Женеве; был учеником своего зятя Фр. Эркеля в Пеште, переехал для продолжения образования в Вену, а затем в Париж, откуда, подружившись с Вагнером, Бюловым, Эрнстом, Лало и др., совершал многочисленные концертные турнэ и наконец основался в Женеве, где в течении 6 лет был профессором консерватории. Как композитор, выделился ценными этюдами для фп. и блестящими салонными пьесами. 3) Гвидо, музыкальный историк, род. 1 нояб. 1855 в Эйбеншютце (Моравия), сын врача, после ранней смерти которого (1856) мать А. переехала в Иглау; он кончил гимназию в Вене (где некоторое время дирижировал гимназическим хором), затем 1874 консерваторию, где был учеником Брукнера и Дессофа, после чего поступил в университет, где основал вместе с Ф. Мотлем и К. Вольфом академический вагнеровский кружок, кот. скоро разросся. В 1878 А. получил звание Dr. Juris, в 1880 – Dr. philosophiae (диссертация: "Die historischen Grundklassen der christlich abendländischen Musik bis 1500", напечатана в журнале "Allg. Mus. Z. 1880 No 44–47"), а в 1881 г. сделался приват-доцентом по кафедре музыкальных наук при венском универсихете. В 1882 он был делегатом на Интернациональном литературном конгрессе в Ареццо, о чем дал подробный отчет. В 1884 основал вместе с Кризандером и Спиттой (журнал "Vierteljahrsschrift für Musikwissenschaft", в 1885 был приглашен профессором музыкальных наук в немецкий университет в Праге, а в 1898 заменил Эд. Ганслика в качестве ординарного профессора истории и теории музыки в Вене. А. председательствовал в комитете исторического отделения международной Музыкально- Театральной выставки в Вене 1892 и составил каталог этого отдела. 1892–93 он издал избранные музыкальные сочинения Императоров Фердинанда III, Леопольда I и Иосифа I (2 т.), а теперь (с 1894) редактирует издание "Denkmäler der Tonkunst in Oesterreich" в высшей степени интересное музыкально-историческое исследование, выходящее выпусками (до сих пор вышли сочинения И. И. Фукса, Георга и Готлиба Муффат, Иог. Стадльмейера, M. A. Чести, Фробергера, Генриха Исаака и Якова Галла; при сотрудничестве гг. Габерта, Глоснера, Ритче и Лабора). Диссертация А. представляет из себя монографию о Faux bourdon (См.) по трактату Вильгельма Монаха; он приходит к тому тезису, что происхождением своим контрапункт и гармония обязаны народным песням северных народов Западной Европы и что долгое время они развивались параллельно. ("Studie zur Geschichte der Harmonie"). Кроме того A. написал: "Die Wiederholung und Nachahmung in der Mehrstimmigkeit" (2. Studie zur Gesch. d. Harmonie, 1886), "Bin Satz eines unbekannten Beethovenschen Klavierkonzerts" (1888), "Die musikalischen Autographen und revidierten Abschriften Beethovens im Besitze von A. Artaria" (1890) и мн. др.

АДЛУНГ

АДЛУНГ (Аделунг), Яков, род. 14 янв. 1699 в Биндерслебене около Эрфурта, ум. 5 июля 1762 там же; изучал в Эрфурте и Иене филологию и богословие, но при этом серьезно занимался и музыкой, так что в 1727 мог получить место городского органиста, а в 1741 учителя гимназии в Эрфурте; в тоже время А. деятельно занимался частными уроками музыки. А. написал три, сочинения, ценные для истории музыки: "Anleitug zur musikalischen Gelahrtheit" (1758;2 изд. 1783 И. A. Гиллера); "Musica mechanica organoedi" (1768) и Musikalisches Siebengestirn" (1768, оба последних изданы Л. Альбрехтом).

АДОЛЬФАТИ

Андреа, род. в 1711 в Венеции, ум. около 1760, ученик Галуппи; был церковным капельмейстером в Венеции (в церкви S. Maria della Salute). С 1750 он перешел в Геную, где служил при церкви deir Annunziazione. A. с 1742–1753 поставил на сцене семь своих опер и написал много сочинений по церковной музыке.

АДРИАНСЕН

АДРИАНСЕН (Hadrianius), Эмануил, превосходный виртуоз на лютне в 16-м веке. Род. в Антверпене, издал в 1592 "Pratum musicum etc.", прелюдии, фантазии, танцы и переложения мадригалов, мотетов и канцонетт в лютневой табулатуре.

АДРИЕН

АДРИЕН (собств. Andrien), Мартен Жозеф, прозванный La Neuville, а также A. l'aine'. Род. 26 мая 1767 в Льеже, был басом Парижской оперы с 1785–1804, затем репетировал в том же учреждении; ум. 10 ноября 1822 профессором пения в консерватории. А. автор гимнов: "à la liberté" (1792), "à la victoire" и гимна в честь мучеников за свободу.

АЗАНЧЕВСКИЙ

Михаил Павлович, род. в 1839г. в Москве, ум. 12 янв. 1881 там же. Общее образование получил в школе гвардейских подпрапорщиков, затем поступил на статскую службу, которую вскоре оставил и отправился за границу, где изучал композицию в Лейпциге под руков. Рихтера и Гауптмана; после того, будучи уже хорошим пианистом, некоторое время брал в Риме уроки у Листа. С 1866–70 жил в Париже. Возвратясь в Петербург, А. пожертвовал свою большую и ценную музыкальную библиотеку спб. консерватории. С 1871–76 А. состоял директором этой консерватории (после Зарембы), после чего поехал для восстановления здоровья за границу, пробыл там 4 года и, по-прежнему больной, вернулся в Россию, где и умер. А. не мало способствовал поднятию официального значения консерватории. Важнейшими из нововведений, достигнутых им в этом направлении, были: предоставление лучшим из окончивших курс консерватории права на получение диплома со званием свободного художника и, вместе с тем, льгот первого разряда по отбыванию воинской повинности и преобразование консерватории в высшее учебное заведение. Как композитор, А. не плодовит и отличается изяществом и чистотою фактуры. Изданы его романсы, фортеп. пьесы, 2 квартета, 2 трио, музыка на слова 12-го псалма и концертная увертюра. (В.).

АЗБУКА

АЗБУКА - начального учения простого нотного пения, содержащегося в цефаутном ключе – обыкновенно присоединяется к учебному обиходу церковного пения, но издается также и отдельно. До последнего времени все звуки назывались только шестью нотами с одним половинным интервалом ми – фа, т.е. по системе гексахорда; в настоящее время им присвоены обычные названия ут (до), ре, ми, фа, соль, ля, си и русское ца для звука В. В первый раз А. была составлена иподиаконами Московского Синодального дома С. Максимовым и И. Никитиным; печатается с 1772 г. (П.)

АЗЕВЕДО

АЗЕВЕДО (Azevedo) Алексис Жакоб, французский музыкальный писатель, род. 18 марта 1813 в Бордо, ум. 21 дек. 1875 в Париже; сперва был сотрудником "France musicale" и "Siècle", потом редактировал собственную газету "La critique musicale", которая скоро прекратила свое существование, затем некоторое время писал в газете "Presse", и наконец с 1859–70 был фельетонистом "Opinion nationale". A. был страстным почитателем Россини и итальянской школы и в своих критиках относился очень резко к произведениям другого направления. Он написал также несколько брошюр в опровержение той реформы нотного письма, к которой стремился Шеве (цифирная метода).

АЗЕЕВ

Евстафий Степанович, род. в 1851 г. в Киеве. В 1861 был принят в Императорскую певческую капеллу. Окончив курс, А. посвятил себя преподаванию пения, руководя в то же время хором капеллы; долгое время А. состоял хормейстером в Петербургской Императорской опере. А. известен также, как композитор и перелагатель церковных песнопений; сочинения его выказывают знание старинного русского церковного стиля. (Б.)

АЗИОЛИ

АЗИОЛИ (Asioli) Бонифацио, род. 30 апр, 1769 в Корреджио, ум. 18 мая 1832 там же; невероятно рано начал сочинять музыку (говорят, что он 8-и лет написал уже 3 мессы, ряд других духовно-музыкальных сочинений, скрипичный концерт, фортепиан. пьесы и пр., и все это без всякой теоретической подготовки). После нескольких лет правильного изучения композиции под руководством Мориджи в Парме, А. получил место капельмейстера в Корреджио. В 1787 он отправился в Турин, где прожил до 1796, усердно занимаясь сочинением музыкальных произведений, потом сопровождал маркизу Герардини в Венецию, а в 1799 поселился в Милане. В 1801 вице-король Италии назначил его на должность капельмейстера и цензора (директора) консерватории, каковые должности он занимал до 1813. После этого А. вернулся в свой родной город, где продолжал композиторствовать до 1820. А. написал большое количество кантат, месс, мотетов, романсов и дуэтов с фп., концерты для различных инструментов, ноктюрны для 3–5 голосов, с аккомпанемент. и без оного, 7 опер, ораторию ("Иаков") и т.д., а также несколько теоретических сочинений, а именно: "Principi elementari di musica (всеобщее учение о музыке, 1809; издано несколько раз, переведено на французский 1819); "L'ailievo al cembalo" (фортеп. школа); "Primi elementi per il canto" (школа пения); "Elementi per il contrabasso" (1823); "Trattato d'armonia e d'accompagnamento" (школа генерал-баса): "Dialoghi sul trattato d'armonia" (катехизис учения о гармонии, 1814); "Osservazioni sul temperamento proprio degli stromenti stabili etc." и "Disinganno sulle osservazioni etc."; наконец "Il maestro di composizione" (продолжение школы генералбаса, 1836).

АЗОЛА

АЗОЛА (Asola, Asula), Джованни Матео, плодовитый композитор церковной музыки, род. в Вероне, ум. 1 окт. 1609 в Венеции; один из первых применил Basso continue в органном сопровождении церковной вокальной музыки (1600). Кроме большего числа месс, псалмодий и пр. сохранились еще его 2 книги 3-гол. ("Le vergini", 1571) и по одной книге 2-гол. (1587) и 6-гол. (1605) мадригалов.

АЙАЛИ КЕМАН

АЙАЛИ КЕМАН - турецкий струнный инструмент с подставкой, несколько меньше виолончели.

АЙБЛИНГЕР

Иог. Каспар, род. 23 февр. 1779 в Вассербурге на Инне, ум. 6 мая 1867 в Мюнхене; получил музыкальное образование в Мюнхене и закончил его в 1802 y C. Майра в Бергамо; жил с 1803–1811 в Виченца, потом в Милане вторым капельмейстером при дворе вице-короля. Вернувшись из Италии, он в 1826 сделался капельмейстером в Мюнхене. В 1833 А. вернулся опять в Бергамо. Его церковные сочинения ценны (мессы, литании, реквиемы, псалмы, оффертории и пр.). Менее удавались ему оперы: "Rodrigo und Ximene" (Мюнхен, 1821), и балеты: "Bianca" и "I Titani" (оба в Милане 1819).

АЙБЛЬ

АЙБЛЬ (Aibl), Иосиф, значительная музыкально-издательская фирма в Мюнхене, основанная в 1824 г. Владельцем ее с 1836–1884 был Эд. Шпицвег, а теперь его сыновья Евгений и Отто. В 1888 последние приобрели издательские права фирмы Фальтер и Сын, а в 1892 фирмы А. Лейтерер.

АЙГНЕР

Энгельберт, род. 23 фев. 1798 в Вене, ум. после 1851; был некоторое время директором балета при Венской придворной опере (1835–37), в 1839 основал большой машинный завод, закрыл его в 1842 и жил с тех пор без занятий в Вене. Несколько его комических опер и водевилей были поставлены на сцене Венского "Kärntnerthor-Theater" (1826 и 1829). Он написал так же мессы, реквием, хоры для мужских голос. и квинтет с флейтой.

АЙОЛЛА

См. Лайоль.

АЙХИНГЕР

АЙХИНГЕР (Aichinger), Грегор А., род. около 1565 в Регенсбурге, ум. 21 янв. 1628 соборным хоровым викарием и каноником при церкви Св. Гертруды в Аугсбурге; учился в Риме и написал большое число церковных песнопений: три книги "Sacrae cantiones" (1590 [4–10 v.] в Аугсбурге и Венеции, в 1595 в Венеции [в них 3–4 гол. Ricercari] и в 1597 в Нюрнберге), "Tricinia", "Divinae laudes", "Ghirlançla di canzonette spiritali" (1603), "Flores musici ad mensam S. convivii" и пр. (Срв. Меттенлейтер "Musikgeschichte der Oberpfalz, стр. 34).

АКАДЕМИЯ

АКАДЕМИЯ – так называлась площадь для прогулки в древних Афинах, на которой Платон обыкновенно беседовал с своими учениками; название это перешло к школе Платона; в 1470 ученое общество, образовавшееся во Флоренции при дворе Козьмы Медичи, привяло вновь на себя это название и именовалось "А. Платона". С тех пор возникало множество ученых и художественных обществ, именовавшихсебя А. (Acaderaia Pontaniana, в Неаполе, A. della Crusca, A. degl' Elevati и A. dei Pilarraonici во Флоренции, А.. dei Floridi и A. dei. Filomusi. в Болонье, degll Occulti в Падуе, degl' Erranti в Брешии, degl' Eccitati в Бергамо, dei Filarmonici в Вероне, dei Filomeli в Сиене, degl' Intrepidi, della Morte и dello Spirito Santo в Ферраре и пр.). – Большая часть наших а. – государственные учреждения, так наприм. а. – и в Париже, Берлине и СПБ. которые состоят из строго определенного числа постоянных членов. Парижская a. (Institut de France) разделяется на Académie française (французский язык и литература), A. des inscriptions et belles lettres (история, археология и классическая литература), A. des sciences (естественных науки), A. des beaux arts (a. искусств) и A. des sciences morales et politiques (юриспруденция, политическая экономия и пр.). A. des beaux arts имеет богатые средства и раздает ежегодно значительное количество премий; музыкальная наука многими своими успехами обязана работам на премию, заданным a-ией. Берлинская а. искусств представляет собою государственное учреждение, связанное с а. наук только внешним образом, именно посредством помещения в одном здании; к ней присоединены высшие академические школы – высшая королевск. музыкальная школа и институт церковной музыки (срв. консерватория). Брюссельская королевская а. имеет также отделение искусств. В Бостоне с 1780 существует а. искусств и наук. – В более широком смысле слова а-ми называют теперь всякого рода высшие учебные заведения, в особенности университеты, а также и высшие школы отдельных специальностей. К числу подобных а. принадлежат также консерватории, хотя очень немногие из них носят это название (Royal Academy of Music в Лондоне, "Kullaks Neue A. der Tonkunst" в Берлине, "Das Akadeimsohe Institut f. Kirchenmusik" в Бреславле, "Die Kgl. A. der Tonkunst" в Мюнхене и пр.). Срв. Лицей. – Концертные общества (SingAkademien!) и оперные предприятия принимали также имя "а". Так в Лондоне существовала: "Academy of ancient Music" (1710–92) – концертное общество для исполнения старинной музыки; Académie (nationale, imperiale, royale, – смотря по господствовавшей форме правления) de musique в Париже есть ничто иное, как Большая опера, существующая с 1669 и в. свое время (1784) положившая также первое основание теперешней парижской консерватории, под видом "школы оперного пения". Academy of music в Нью-Иорке – ни что иное, как здание оперы, служащее преимущественно для концертных целей. Процветавшая во времена Генделя в Лондоне итальянская опера также была известна под именем Academy. В Италии Accademia есть обычное выражение для обозначения концерта, музыкального собрания. Срв. Цецилия и Аркадское общество.

Предыдущая страница Следующая страница