Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Музыкальный словарь Римана
Статьи на букву "А" (часть 2, "АКИ"-"АЛЬ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АКИ"-"АЛЬ")

АКИМЕНКО

Федор Степанович, композитор, род. 8 февр. 1876 в Харькове. Первоначальное музыкальное образование получил от придворной певческой капелле затем с 1896–1900 учился в спб. консерватории у H. Римского-Корсакова по классу композиции. В настоящее время А. состоит преподавателем в придворной капелле. Из сочинений А. изданы около 20 романсов, хоры и трио для фп., скрипки и виолончели. (В.)

АККОМПАНИМЕНТ

АККОМПАНИМЕНТ (фр. accompagnement (пр. -паньман), ит. accompagnamento, нем. Pegleitung – "сопровождение"), так называется в пьесах с участием инструментов или голосов соло партия остальных (не солирующих) инструментов; так напр. в концертах – партия оркестра, в песнях с фп. – фортепианная партия и т.п. Аккомпанировать – играть а.; аккомпаниатор – тот, кто аккомпанирует, – в особенности пианист, аккомпанирующий певцу или инструментальному солисту; прежде так же назывался чембалист или органист, которым приходилось по генерал-басу вырабатывать полный аккомпанемент. См. Генералбас и Сопровождающие голоса. Срв. также Accompagnato.

АККОРД

АККОРД (от лат. chorda, струна), 1) одновременное соединение нескольких тонов различной высоты; главным образом следует различать: консонирующие и диссонирующие аккорды Срв. Мажорный аккорд, Минорный аккорд и Диссонанс. – 2) Accord à l'ourert (a. на пустых струнах) назывался аккорд, получавшийся в старинных, многострунных инструментах, как напр. виола да гамба, на одних открытых, пустых струнах. – 3) В 15–17 веках – то же что ансамбль из инструментов одного семейства, но различной величины (назыв. также "Stimmwerk") напр. квартет флейт, кварт. крумгорнов или тромбонов и пр.; эти инструменты делались в те времена большей частью трех или четырех различных размеров и регистров, соответственно четырем видам человеческого голоса (дискант, альт, тенор, бас). Срв. Инструментальная музыка. – 4) Способ настраивать струнные инструменты и лютни, придавая их струнам произвольный, уклоняющийся от обычного, строй; прием этот особенно часто применялся в 17–18 веках (Scordatura). при чем в начале муз. пьесы нотами или буквами обозначалось, как именно следует настроить для нее инструмент. См. Accord.

-----------------------------------

АККОРД - струн (набор с.), совокупность натянутых на струнном инструменте струн или набор всех струн, потребных для данного инструмента; так напр. полный а. с. для скрипки составляется из струн g, d', a', е", взятых по одной. Набор струн для фортепиано составляется из большего числа (около 20) различных видов крупных струн. Чрезвычайно важно, если лопнет струна, заменить ее струной точно такой же толщины, иначе тон ее будет отличаться от других.

АККОРДИОН

АККОРДИОН - то же, что гармоника.

АККОРДОВЫЙ ПАССАЖ

АККОРДОВЫЙ ПАССАЖ - то же, что арпеджио, фигурированный аккорд, т.е. пассаж, состоящий из тонов какого либо аккорда, в противоположность гаммовым пассажам, двигающимся постепенно.

АКСЕНОВ

Семен Николаевич, род. около 1784, ум. в 1840-х годах в Москве, известный гитарист, ученик Сихры. Трудился вместе с своим учителем над усовершенствованием гитарной техники. По отъезде Сихры в Петербург А. остался в Москве первым гитаристом и образовал здесь целую школу. Сочинения А. состояли главным образом из фантазий, вариаций и попурри на русские песни. А. ввел в технику гитарной игры т. наз. "певучий стиль" (legato) и открыл способ играть флажолетом на всех нотах ("Отечеств. записки", 1821, V). Изданы из соч. А. 9 пьес, в числе коих "Тема и вариации из Септета Бетховена" перел. для 2 гитар и "Новый журнал" – сборник 12 песен с вариациями (изд. Стелловским). Кроме того А. перевел с франц. "Школу для 7-струнной гитары" Игнатия де Гелда и дополнил ее (1819). (Ю.)

АКТ

АКТ (ит. Atto) – действие; обыкновенное название главных частей драматического произведения (драмы, оперы, балета), а также и оратории, хотя для последней более употребительно выражение "часть". Отдельные акты разделяются друг от друга опусканием занавеса и перерывом действия (антрактом). Часто акты подразделяются еще на картины (т.е. главные сцены с переменой декораций), разделяемые более короткими промежутками, а иногда также и падением занавеса. Актов в пьесе бывает от одного до пяти; картин, конечно, может быть и больше.

АКУСТИКА

АКУСТИКА (греч.), наука о слышимом, т.е. учение о природе звука, условиях его возникновения, способе и быстроте распространения, а также о конечном его восприятии посредством уха. Различают физическую и физиологическую а., причем последняя занимается специально учением о звуковых ощущениях. Музыкальная а. имеет дело только с одной частью а. вообще, а именно с теми видами звука, которые в качестве употребительных в музыке тонов отличаются от немузыкальных шумов. Такого рода звуки производятся при помощи: 1) струн, посредством щипка, смычка или молоточка; 2) духовых инструментов (к которым относится и человеческий голос); 3) эластических пластинок (каковы: камертон, язычки гармоники, ксилофон); 4) изогнутых металлических кругов (как напр. тарелки, там-там, колокола); 5) натянутой кожи (литавры, барабаны). Музыкальный звук по физическому существу своему есть ничто иное как правильная быстрая смена сгущения и разрежения эластических тел (колебания); от быстроты колебаний зависит высота звука, а от их амплитуды (т.е. величины уклонения от состояния равновесия) зависит сила (интенсивность) его. Колебания эластического тела, производящего звук, передаются окружающему воздуху (или сперва твердому телу, с коим оно находится в соприкосновении, См. Резонатор) и распространяются в нем со скоростью 340 метр. в секунду при температуре в 16А Цельсия (12,8А Реом.). Впрочем для акустических демонстраций обыкновенно принимают быстроту распространения звука в 1056 футов в секунду; эта цифра принимается также в расчет при определении высоты (количества колебаний) футового тона (См.). Разделив эту цифру на число колебаний в секунду, мы получим длину одной звуковой волны двойного колебания, равной сумме двух простых волн: в. сгущения и в. разрежения; так напр. для С контроктавы при 33 колебаниях (1056: 33) получим длину звуковой волны в 32 фута, а так как длина открытой лабиальной трубы соответствует длине простой волны (т.е. половине двойной волны), то открытая лабиальная труба в 16 футов дает С контроктавы. Отсчитывать колебания теперь очень легко при помощи сирены (См.), конструкция которой усовершенствована Каньяром-де-ля-Тур. Особенно интересными объектами акустического исследования являются следующие физические феномены: обертоны, созвучание, комбинационные тоны и пульсации [Schwebungen] (соответ. статьи). Собственно настоящая наука а-и существует только с начала 18-го века, когда Совёр (См.) обозначил этим именем свои новые учения (срв. Vierteljahrsschr. f. Musikwiss. 1892, ст. 533). Для ознакомления с современным состоянием а-и могут лучше всего служить сочинения: Гельмгольца "Die Lehre von den Tonempfindungen" (4-е изд. 1877. Перевед. на русск. яз. Петуховым под назв. "Учение о слуховых ощущениях"), Блазерна, Die Theorie des Schalles in Be-Ziehung zur Musik (1876), К. Штумпера, Tonpsychologie (T. 1–2, 1883, 1890); срв. также A. Jonquière "Grundriss der Musikalischen Akustik" (1898).

АКЦЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛА

Джованни Батиста, органист церкви Сервитов в Монце, в начале 17-го века. Издал: Канцонетты и Мадригалы (1617, 1625), "Concerti ecclesiastici" (1616 до 1628, 4 книги); "Pratum musicum" (1634) содержит также его мотеты. Можно думать, что он умер молодым (32 л.); по Герберту уже в 1642 (?).

АЛАМБЕР

АЛАМБЕР (Jean le Rond d'Alembert), Жан ле-Рон д', род. 16 ноября 1717 в Париже, ум. 29 окт. 1783 там же. Акустик, известный своим кратким и ясным изложением системы Рамо: "Eléments de musique théorique et pratique suivant les principes de M. Rameau" (1752, выдержало несколько изданий; немецкий перевод Марпурга 1757); написал еще (в Мемуарах Берлинской академии) "Untersuchungen über die Kurve einer schwingenden Saite" (1747 и 1750), "Ueber die Schwingungen tönender Körper" (1761 и сл.), "Ueber die Fortpflanzungsgeschwindigkeit des Tons" и др.

АЛАР

АЛАР (Alard), 1) Дельфин, скрипач, род. 8 марта 1815 в Байонне, ум. 22 февр. 1888 в Париже; учился в Парижской консерватории (у Габенека); в 1843–75 был профессором скрипичной игры в той же консерватории, в качестве преемника Бальо; в 1858 занял место первого солиста императорской капеллы. А. был одним из знаменитейших французских скрипачей и превосходным учителем (Саразате его ученик); игра его отличалась виртуозностью и огнем. А. написал большое число скрипичных сочинений (фантазии на мотивы из опер и оригинальные темы, концерты, этюды, дуэты для скрипки и фп. и пр.), а также превосходную школу для скрипки, переведенную на русск., испанский, итальянский и немецкий языки. – 2) Цезарь, превосходный виолончелист, род. 4 мая 1837 в Госсели в Бельгии, ученик Сервэ.

АЛАРИ

АЛАРИ (Alary), Джулио Эдженио Абрамо, род. 1814 в Мантуе, ум. 17 апр. 1891 в Париже; ученик Миланской консерватории, был в течении нескольких лет флейтистом в театре "Scala" там же. В 1833 переехал в Париж учителем музыки и составил себе имя как композитор легкой музыки в модном вкусе, а также написал 9 опер и ораторию "La Rédemption" (1850).

АЛБОНИ

Мариэтта, знаменитое контральто, род. 10 марта 1823 в Цезеие (Романья), ум. 22 июня 1894 в Виль-д'Авре около Парижа. Ученица г-жи Бертолотти и Россини в Болонье, она дебютировала в 1843 в Милане в роли Орсини в "Лукреции Борджиа" Доницетти; в 1847 приводила в восторг Лондон и Париж, в 1853 с триумфом объехала Сев. и Юж. Америку и вышла в 1854 замуж за графа Пеполи. В 1863, несмотря на полное обладание своим чудным и могучим голосом, А. сошла со сцены и впоследствии выступила публично только один раз (в 1869 в маленькой "Messe solennelle" Россини).

АЛЕ

АЛЕ (Ahle), 1) Иог. Рудольф, род. 24 дек. 1625 в Мюльгаузене, ум. 8 июля 1673 там же; кантор церкви св. Андрея в Геттингене, 1654 органист церкви св. Блазиуса в Мюльгаузене, 1656 член городского совета, а в 1661 даже бюргермейстер этого города. Его главнейшие сочинения: "Geistliche Dialoge" (многоголосные песнопения, 1648); 3–5 гол. сюиты танцев ("Das dreifache Zehen", 1650); "Thüringischer Lustgarten" (1657), а также посмертные "Geistlichen Pest-und Kommunion-Andachten"; кроме того два теоретических сочинения "Compendium pro tonellis" (1648; 2-е изд. 1673 под загл. "Brevis et perspicua introductio in artem musicam"; 3-е и 4-е изд. 1690 и 1704, под загл. "Kurze und deutliche Anleitung" etc.) и "De progressionibus consonantiarum". – 2) Иог. Георг, сын и ученик предыдущего, род. 1650, ум. 2 дек. 1706 в Мюльгаузене; преемник отца в должности органиста, достиг впоследствии также звания городского советника и получил от императора Леопольда I венок поэта (poeta laureatus). Он составил себе не менее значительное имя, чем его отец, и написал ряд высоко ценимых современниками церковных сочинений (из коих многие Были уничтожены пожаром), а также нечто в роде теории композиции, в 4 частях, под заглавием "Musikalische Prühlings,-Sommer,- Herbst-ünd Wintergespräch" (1695–1701). Выпущенное им 4-е издание сочинения его отца "Anleitung zur Singekunst" (1704) содержит также ценные теоретические дополнения. Следует еще упомянуть его "Instrumentalische Frühlingsmusik" (1695/6) и "Anmutige zehn 4 stimmige Violdigamben-Spiele" (1681).

АЛЕКСАНДР

АЛЕКСАНДР (Светлаков), епископ Калужский, ум. 1895. Во время пребывания в Москве викарным епископом принимал деятельное участие в заботах общества любителей церковного пения о восстановлении пения древнего. Сочинения А.: 1) О церковном пении. 2) К вопросу о церковном пении. – Обе в Моск. Церк. Вед. за 1889. 3) Реализм в церковном пении – в Душеп. Чтении за 1892. 4) 2 литургии и несколько Херувимских старинного обиходного распева. (П.)

АЛЕКСАНДРОВА-КОЧЕТОВА

Александра Дормидонтовна, выдающаяся певица и преподавательница пения. Род. в 1833 в СПБ. Детство и юность провела в Берлине, где училась пению у известного Тешнера. Лишившись отца, А. вернулась на 20-м г. в СПБ., где, благодаря А. Г. Рубинштейну, вскоре сделалась придворной певицей В. Кн. Елены Павловны. Совершенствуясь в вокальном искусстве под руководством Ронкони, А. в то же время неоднократно выступала в частных концертах. Выйдя замуж за г. Кочетова, в течение семи лет, до его смерти, не появлялась на эстраде, а затем, овдовев, вернулась на артистическое поприще сначала в России, в концертах И. Р. М. О. и через два года за границей, где пела, между прочим, в концертах Лейпцигского Гевандгауза. Обладая выдающимся по красоте драматическим сопрано, редкой музыкальностью и счастливой внешностью, А. имела огромный успех среди германской публики, которую, между прочим, знакомила с русской музыкой. Вернувшись в Россию, она (под фамилией Александровой) стала петь в опере, выступив в первый раз в московском Большом театре (1 дек. 1865 в партии Антониды в "Жизни за Царя"). В течение двенадцати лет артистку сопровождал блестящий успех, как у публики, так и у критики. Роли Антониды, Маргариты ("Фауст") и Нормы были коронными в ее обширном репертуаре. А. гастролировала также в Праге, где пела партии Антониды и Наташи по чешски. С основанием Московской консерватории А. была приглашена туда в качестве профессора пения и преподавала там тринадцать лет, после чего посвятила себя частной преподавательской деятельности. Из ее учеников и учениц образовалось немало выдающихся певцов и певиц (дочь ее – Зоя Кочетова, Кадмина, Пускова, Святловская, Хохлов, Корякин, Абрамов). (В.)

АЛЕКСАНДР-ФРИДРИХ

АЛЕКСАНДР-ФРИДРИХ - ландграф Гессенский, См. Гессенский.

АЛЕНЕВ

Евгений Федорович, композитор, род. 5 ноября 1864 в Выборге. В 1880 поступил в СПБ. консерваторию, где по классу фортеп. игры был учеником Черни, а затем брал частные уроки у гг. Лядова, Соколова (теория музыки) и Блюменфельда (ф. п.). В настоящее время А. живет в Выборге. где, между прочим, занимается музыкально-педагогической деятельностью. Из сочинений А. изданы около 60 романсов, пьесы для ф. п., для скрипки и для виолончели. (В.)

АЛЕС

АЛЕС (Ahles) Регина, См. Лортцинг.

АЛЕССАНДРИ

Феличе, род. 1742 в Риме. образование получил в Неаполе; был сначала капельмейстером в Турине, затем долго путешествовал по разным городам, жил в Париже, Лондоне, Петербурге и разных итальянских городах; с 1789 по 1792 был вторым капельмейстером Берлинской оперы; вытесненный оттуда интригами, он в 1811 умер в Берлине. Его 27 опер и 1 балет, исполнявшиеся в период между 1767–1794 имели повсюду лишь эфемерный успех; личный характер его кажется был также не безупречным. Срв. V'aldrighi "P. A." (1896).

АЛЕССАНДРО

Романо, прозванный "della Viola", певец папской капеллы около 1560, впоследствии сделался Оливетанским монахом; писал мотеты, мадригалы и пр., а по Фетису и инструментальные сочинения (для альта); дошли до нас только: 5-голосные "Canzoni alla Neapolitana" (2 книги: 1572 и 1575), 2 книги 5-голосн. мадригалов (1565, 1577), 2 книги 4-голосн. "Villanelli" (1. Le Vergini [1554] 1562, 1585, 2. 1579), одна книга 5-голосн. мотетов (1579) и отдельные пьесы в сборнике "Delle muse libri III etc." (1555–61).

АЛИКВОТНЫЕ ЗВУКИ

АЛИКВОТНЫЕ ЗВУКИ - тоже что обертоны (См.).

АЛИПИОС

АЛИПИОС (Alypios) греческий музыкальный писатель около 360 по Р. X., сочинение которого "Введение к музыке" было перепечатано сначала Мёрсиусом ("Aristoxenos, Nikomachos. A. etc.", 1616), а потом Мейбомом ("Antiquae musicae auctores septem", 1652). Новое критически просмотренное издание находится в "К. v. Jans Scriptores" (1895). В трактате этом имеются на лицо все 15 греческих ладов (Transpositionsskalen), в вокальной и инструментальной нотации, диатонические и хроматические, а также еще 9 энгармонических; так что полным знанием греческого нотного письма мы обязаны главным образом А-у.

АЛКУИН

АЛКУИН (Альбин), Флакк, аббат в Туре около 801, род. 735, ум. 19 мая 804; составитель музыкально-теоретического отрывка, содер- жащего самые старые в западной Европе сведения о 8 церковных ладах; помещен у Герберта, Scriptores I.

АЛЛАЧИ

АЛЛАЧИ (Allacci, Allatius), Лео, род. в 1586 на Хиосе от родителей греков, ум. 19 янв. 1669 в Риме; мальчиком прибыл в Калабрию, потом в Рим, где, после усердных занятий, сделался учителем при греческой коллегии и в 1661 библиотекарем Ватиканской библиотеки. Важное для истории музыки произведение этого ученого археолога называется "Drammaturgia" (1666) и представляет собой указатель всех до его времени исполненных в Италии драм и опер.

АЛЛЕГРИ

1) Грегорио, род. 1584 в Риме, происходил из рода Корреджио; в 1600–1607 ученик Джов. М. Нанини, с 1629 певец в капелле папы, ум. 18 февр. 1652; написал знаменитое 9-голосное "Miserere", которое на Страстной неделе поется в Сикстинской капелле и которое прежде не дозволялось копировать, пока Моцарт однажды не записал его во время исполнения (после того оно издавалось неоднократно, между прочим Бёрнеем и Хороном). Кроме этого Miserere, из сочинений А. известны: 2 книги "Concerti" для 2–4 гол. и 2 книги мотетов для 2–6 гол.; кроме того большое количество рукописей А. хранится в архивах Santa Maria в Валличелле и папской капеллы. Его Symphonia для 2 скрипок, альта и контрабаса, помещенная в Musurgia Кирхера, заимствована оттуда в книгу Василевского "Die Violine im 17. Jahrh.", другая подобная же (та же?) хранится в Корол. библиотеке в Дрездене. – 2) Доменико, один из первых композиторов, которые стали писать к вокальной музыке настоящее (а не только унисонное) инструментальное сопровождение; он был капельмейстером церкви Santa Maria Maggiore в Риме с 1610 по 1629. Из сочинений его сохранились немногие (мотеты).

АЛЛЕМАНДА

АЛЛЕМАНДА (фр. allemande – "немецкий танец"), приблизительно с 1575 этим именем называется новый хороводный танец (получивший развитие в Германии), в отличие от устаревшей тогда Pavane (См.). А. в 1600 отличалась простой ритмикой в народном духе, двухдольным тактовым размером, при чем еще не была обязательной формула затакта, которая появилась 100 лет спустя в виде восьмушки или шестнадцатой перед тактовой чертой. Во времена Баха А. почти также устарела, как павана во времена Шейна. (Срв. Г. Римана, сборник "Reigen und Tänze aus Kaiser Mathias' Zeit" [Лейпциг, Кистнер]). Употребительный в наше время в Швабии и Швейцарии живой танец, на 3/4, не имеет ничего общего со старинной А.

АЛЛЕМАНОВ

Дмитрий Васильевич, род. 1867 в г. Бузулуке (Самар. губ.); 1885 регент в г. Илецкой Защите, 1898 переселился в Москву, где занимался изучением контрапункта под руков. Смоленского и В. Орлова, 1900 выдержал при Придв. Певческой Капелле экзамен на звание регента. Сочинения и переложения А. в области церковной музыки (всего 84 NoNo): 15 псалмов в 3 сериях "Давида Пророка и Царя песни" и 3 выпуска "Гармонизация древне-русс. церковного пения знаменного распева" ("по христианско-византийской теории и законам тцрковного осмогласия") и др. Кроме того им написана брошюра "Церковные лады и гармонизация их по теории древних дидаскалов восточного осмогласия в согласии с новейшими акустическими и обще-музык. законами" (1900).

АЛЛЕН

1) Генри Робинзон, выдающийся английский оперный певец (бас), род. 1809 в Корке, ум. 27 нояб. 1876 в Гаммерсмите (Лондон), ученик Royal Academy of Music, писал также романсы. – 2) Джорж Вениамин, композитор и певец, род. 21 апр. 1822 в Лондоне, был органистом церкви всех Святых в Кенсингтоне, потом директором оперы; жил с 1890 в Брисбоне (Квинслэнд), где и умер 30 ноября 1897. Написал оперы, кантаты, романсы, фортеп. пьесы. – 3) Эдвард (Герон-А.), род. 17 дек. 1861 в Ст. Джемс-Вуде (Лондон), написал: "De fidiculis bibliographia" (англ., 12 частей, 1890–93) и "Violin making as it was and is" (Лондон 1884).

АЛЛИЛУИА

АЛЛИЛУИА (Hallelujah, Alleluia, сокращенно Aeuia), ликующее восклицание, выражающее хвалу Господу и перешедшее в христианскую церковь из храмовой музыки евреев (А. значит по еврейски "хвалите Господа"); им заканчиваются, начинаются и сопровождаются отдельные стихи хвалебных псалмов. По свидетельству св. Августина а. была введена в Италии уже в 5-м веке. Когда живой ритм церковного пения, постепенно закоченевая, стал переходить в Cantus planus, то длинные мелодические фразы на гласных буквах слова А. (в особенности на последнем слоге) стали казаться лишенной смысла прибавкой; что уже в 9-м веке привело к мысли подписывать текст под невмы А-и (См. секвенция.)

АЛЛИН

АЛЛИН (Allihn), Генрих Макс, род. 31 авг. 1841 в Галле на З.; в 1876 сделался архидиаконом в Вейсенфельзе, в 1885 священником и окружным инспектором училищ в Атенштедте близь Гальберштадта; переработал 2-е издание "Lehrbuch der Orgelbaukunst" Тёпфера ("Theorie und Praxis des Orgelbaues, 1888), написал также "Die Hausinstrumente Klavier u. Harmonium", "Wegweiser durch die Harmonium-Musik" и множество статей для журнала "Zeitschrift für Instrumentenbau", изд. Павлом де-Вит.

АЛЛИТЕРАЦИЯ

АЛЛИТЕРАЦИЯ (Stabreim), особый вид стихосложения, состоящий в применении созвучия одних только согласных букв (Alliteration) или одних только гласных (Assonanz). A. употреблялась в старинной немецкой поэзии и в последнее время была вновь применена Вагнером (в "Нибелунгах"); она встречается также и в русской народной поэзии.

АЛОИЗ

Владислав Францович, виолончелист и композитор, род. в Праге в 1860, музыке учился в Пражской консерватории (1873–79, по классу виолончели y Гегенберта, по классу фп. y Шимака). Затем с 1879–98 занимался педагогическою и концертною деятельностью (в качестве виолончелиста) в Киеве, Варшаве и Одессе, по несколько лет в каждом из этих городов. С 1898 А. состоит солистом Петербургского придворного оркестра. А. написал немало произведений для виолончели, в том числе два концерта; кроме того трио для фп., скрипки и виолонч., романсы и фортеп. пьесы. (В.)

АЛФЕРАКИ

Ахиллес Николаевич, композитор, род. 21 июня 1846 в Харькове; общее образование получил в Московском университете (по истор.-филолог. факультету); музыкальное – (фп. и теория) у частных преподавателей: Воланжа, Прокша, Сука и др. Из сочинений А. изданы больше 100 романсов, хоры и пьесы для фп. (B.)

АЛЬБАНЕЗЕ

АЛЬБАНЕЗЕ - род. 1729 в Альбано в Апулии, ум. 1800 в Париже; первый певец (кастрат) в Concerts spirituels 1752–62; очень популярный в свое время композитор романсов.

АЛЬБАНЕЗИ

Луиджи, пианист и ком-позитор, род. 3 марта 1821 в Риме, ум. 4 дек. 1897 в Неаполе; написал мессы, мотеты, оратории (7 слов Спасителя на кресте) и много фортепианных пьес, популярных в Италии.

АЛЬБЕР

АЛЬБЕР (Albert). Евгений-Фрэнсис-Шарль д' знаменитый пианист и талантливый композитор, род. 10 апр. 1864 в Глазго, сын музыканта и танцмейстера Шарля д'А., был бесплатным учеником (Newcastle Scholar) "National Training School" в Лондоне, где учился у Э. Пауера Стайнера, Э. Праута и Сюлливана) в 1881 получил стипендию имени Мендельсона на поездку заграницу и, позанявшись короткое время у Ганса Рихтера в Вене и Листа в Веймаре, выступил 5 февр. 1881 в Лондоне с концертом Шумана, а в октябре 1881 с своим собственным концертом, там же, в концерте Ганса Рихтера. В настоящее время д'А. неоспоримо занимает одно из первых мест среди пианистов всего мира, а как композитор пользуется заслуженной известностью (фп-ные концерты H-moll op. 2 и E-dur op. 12, виолончельный концерт C-dur, увертюра "Эсфирь", симфония F-dur, фп-ная сюита, 2 струн. квартета A-moll op. 8 и Es-dur op. 11, красивые романсы, фп-ная соната F-dur op. 10, оперы: "Der Rubin" (Карлсруэ 1893), "Ghismonda" (Дрезден 1895), "Gernot" (Мангейм 1897), "Die Abreise" (Франкфурт н/М. 1898) и "Kain"; 6-гол. хор "Der Mensch und das Lehen" и т.д. Местопребывание д'А. теперь Франкфурт н/М. С 1892–95 он был женат на Терезе Карреньо (См.); в 1895 женился на певице Эрминии Финк. В 1895 д'А. временно был придворным капельмейстером в Веймаре.

АЛЬБЕРТ

1) Генрих, род. 8 июня 1604 в Лобешнтейне, в Фогтланде, ум. 6 окт. 1651 в Кенигсберге; кончил гимназию в Гера, в 1622 отправился в Дрезден к своему дяде Генриху Шютцу (См.), но скоро по желанию родителей должен был прекратить начатые у Шютца уроки музыки и изучать в Лейпциге правоведение. В 1626 А. переехал в Кенигсберг и, отправившись оттуда с посольством в Варшаву, был взят в плен шведами и только в 1628 после многих лишений мог вернуться в Кенигсберг. В 1632 он получил место соборного органиста. А. был не только отличным музыкантом, но и поэтом, так что большинство текстов его песен написаны им самим (многие же Симоном Дахом, его современником и другом). Важнейшие из сочинений А.: 8 книг арий (1638–50, первые 7 были неоднократно изданы), "Kürbshütte" (1645), Собрания одногол. и многогол. песен, романсов и хоралов. – 2) Макс, род. 7 янв. 1832 в Мюнхене, ум. 4 сент. 1882 в Берлине, виртуоз на цитре и усовершенствователь этого инструмента.

-----------------------------------

АЛЬБЕРТ, Принц Саксен-Кобург-Готский, род. 26 авг. 1819, с 1840 супруг английской королевы, ум. 14 дек. 1861; был большим любителем и покровителем музыки и сочинил сам много вокальных произведений (мессы, опера "Гедвига фон-Линден", романсы и пр.).

АЛЬБЕРТАЦЦИ

Эмма, урожд. Гаусон (Hawson), род. 1 мая 1813 в Лондоне, ум. 25 сент. 1847 там же, известная певица (контральто); дебютировала в 1829 в Лондон, затем имела ангажемент в Пиаченце, Милане, Мадриде, Париже и Лондоне, потом, когда ее голос спал, опять в Италии, и наконец еще раз в Лондоне. Ее пение было, однако, безжизненно и бесстрастно.

АЛЬБЕРТИ

1) Иог.-Фридрих, род. 11 янв. 1642 в Теннинге (Шлезвиг), ум. 14 июня 1710; изучал сначала богословие, потом музыку, под руководством Вернера Фабрициуса в Лейпциге; сделался соборным органистом в Мерзебурге, но в 1698 с ним сделался удар и он должен был оставить службу. А. был очень уважаем как композитор церковной музыки и ученый контрапунктист. – 2) Джиузеппе Маттео, род. в 1685 в Болонье, выдающийся композитор инструментальной музыки (6-голосн. Concerti 1713, 4-голосн. Sinfonie 1726 и скрипичные сонаты). – 3) Доменико, род. в начале 18-го века в Венеции, страстный любитель музыки; в качестве дилетанта певца, пианиста и композитора (сонаты и пр., также 3 оперы) возбуждал восторги окружающих (срв. Альбертиевские басы). – 4) Карл-Эдмунд-Роберт, род. 12 июля 1801 в Данциге, ум. в 1874 в Берлине; изучал богословие и философию в Берлине, и одновременно с этим музыку у Цельтера; будучи священником, основал в Данциге музыкально-драматический кружок любителей и, уже сделавшись членом школьного совета в 1854 в Штетине, продолжал усердно свою музыкальную деятельность. Он сочинил только несколько тетрадей романсов, за то много работал на поприще музыкальных исследований: "Die Musik in Kirche und Staat" (1843); "Andeutungen zur Geschichte der Oper" (1845); "Richard Wagner etc." (1856); "Raphael und Mozart" (1856); "Beethoven als dramatischer Tondichter" (1859). С 1866 он жил на покое в Берлине и помещал в "Neue Berliner Musik-Zeitung" много интересных статей. – 5) Генри, известный композитор массы легких фантазий и вариаций на оперные мотивы для фп.

АЛЬБЕРТИЕВСКИЕ БАСЫ

АЛЬБЕРТИЕВСКИЕ БАСЫ - по имени Доменико Альберти (См.) называется в фп-ных композициях однообразное повторение в левой руке элементарных ломанных аккордов, служащих сопровождением мелодии, исполняемой правою рукой.

АЛЬБИКАСТРО

Генрико (собствен. Вейсенбург, поэтому на титулах – ставились инициалы D. H. W.); швейцарец по происхождению, участвовал в испанской войне за престолонаследие (1701–14) и издал порядочное количество произведений камерной музыки (ор. 1–9: Сонаты-трио, скрипичныя сонаты с Continu о и Concerti à 4).

АЛЬБИН

АЛЬБИН (Albinus), римский писатель о музыке, которого цитируют Кассиодор и Боэций (5–6 век по Р. X.); его "Compendium de musica" до сих пор считается потерянным. По словам Боэция А. сделал латинские переводы греческих названий тетрахордов (conjunetae вместо synemmenoi и т.д.). – 2) См. Алкуин.

АЛЬБИНОНИ

Томазо, род. 1674 в Венеции, ум. там же, в 1745, написал (большей частью для Венеции) 49 опер, а также ценные произведения инструмент. музыки (3–6-гол. сонаты, 6–7-гол. sinfonie, 3-гол. Balletti [сюиты] для струнных инструментов и пр.). И. С. Бах написал две фуги (A-dur и F-moll) на темы А.

АЛЬБРЕХТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬБРЕХТСБЕРГЕР

Иог.-Георг, род. 3 февр. 1736 в Клостернейбурге, ум. 7 марта 1809 в Вене; композитор и превосходный теоретик, учитель Бетховена. Пробыв сначала на разных должностях в маленьких городках, он получил место Regens chori при монастыре кармелитов в Вене; в 1772 сделался придворным органистом, а в 1792 капельмейстером при церкви св. Стефана. Из его сочинений лишь незначительная часть появилась в печати (органные прелюдии, фортеп. фуги, струнные квартеты, квинтеты, секстеты и октеты, фп-ный квартет и Concerto léger для фп., 2 скрипок и контрабаса); в рукописях остались: 26 месс, 6 ораторий, 4 большие симфонии, 42 струнных квартета, 38 квинтетов, 28 струнных трио, много гимнов, офферторий, градуалов и пр. Важнее его теоретические произведения: "Gründliche Anweisung zur Komposition" (1790 и 1818, по французски 1814); "Kurzgefasste Methode den Generalbass zu erlernen" (1792); "Klavierschule für Anfänger" (1808) и несколько небольших брошюр. Полное собрание его теоретических сочинений издал И. ф. Зейфрид (без г., 2 изд. 1837).

АЛЬБРИЧИ

Винченцо, род. 26 июня 1631 в Риме, в 1660 сделался капельмейстером Шведской королевы Христины в ВПтральзунде, в 1664 капельмейстером курфюрста в Дрездене, в 1680 органистом церкви св. Фомы в Лейпциге; ум. в 1696 директором церковной музыки в Праге. Его сочинения, высоко ценимые в свое время, были куплены Дрезденской библиотекой, но уничтожены бомбардировкой в 1760. Сохранилось очень немногое (Месса для 5 гол. и 10 инструментальных партий, 10-гол. "Те Deum" и 150-й псалом).

АЛЬВСЛЕБЕН

Мелитта, См. Отто-Альвслебен.

АЛЬГАРОТХИ

Франческо, граф, род. 11 дек. 1712 в Венеции, ум. 3 мая 1764 в Пизе, человек многосторонне образованный; был приглашен в 1740 Фридрихом Вел. в Берлин, где пробыл девять лет в звании камергера и был возведен в графское достоинство. В 1749 вследствие состояния своего здоровья вернулся в Италию; Фридрих Вел. поставил ему в Пизе памятник. А. написал между прочим: "Saggio sopra l'opera in musica" (1755, выдержало много изданий и было переведено на французский, английский, и немецкий языки).

АЛЬДОВРАНДИНИ

Джузеппе Антонио Винченцо, род. около 1665 в Болонье; член Филармонической академии, с 1702 председатель ее (Principe dei filarmonici); написал (1696–1711) 15 опер и 6 ораторий, а также духовные песнопения с сопровождением скрипок и камерные сонаты а tre (op. 5).

АЛЬДРИЧ

АЛЬДРИЧ (Aldrich), Генри, род. в 1647 в Лондоне, ум. 14 дек. 1710 в Оксфорде; ученый богослов и историк; кроме того архитектор и музыкант. А. собрал чрезвычайно богатую музыкальную библиотеку, которую передал церкви Спасителя в Оксфорде (после Британского музея в настоящее время самая большая музыкальная библиотека в Англии). Его сочинения встречаются в различных сборниках (Бойс, Арнольд, Педж).

АЛЬДЭ

АЛЬДЭ (Alday), французское семейство музыкантов. из Перпиньяна. Отец, род. 1737, виртуоз на мандолине, был учителем своих сыновей, из коих старший, род. 1763 в Париже, выступал в "Concerts spirituels", сначала как виртуоз на мандолине, а потом на скрипке и написал школу для скрипки; младший, род. 1764, ученик Виотти, уехал впоследствии в Англию, остался учителем музыки в Эдинбурге и издал недурные сочинения д. скрипки.

АЛЬЕЛЕБЕН

Юлий, род. 24 марта 1832 в Берлине, ум. там же 8 дек. 1894, изучал в Берлине восточные языки, получил место в Киле, но потом отдался совершенно музыке. Фортепианной игре он учился у Лейхтенберга и Цеха, а теории у C. Дена. После нескольких успешных концертных поездок в качестве пианиста, А. усердно занялся преподаванием игры на фп., а также управлял и различными кружками (1865 – председатель Берлинского "Tonkünstlerverein", 1879 – основатель и председатель "Musiklehrerverein"). А. был сотрудником нескольких музыкальных газет, редактировал с 1874 несколько лет "Harmonie", написал "Abriss der Geschichte der Musik" (12 чтений, 1862), "Licht-und Wendepunkte in der Entwickelung der Musik" (1880).

АЛЬКАН

АЛЬКАН (Alkan), Шарль Анри Валентин (Morhange, прозванный А.), род. 30 нояб. 1813 в Париже, ум. 29 марта 1888 там же, с 6-летнего возраста учился игре на фп. в Парижской консерватории (у Циммермана); в 1831 конкурировал на "prix de Rome" и получил почетный отзыв. С этого времени он посвятил себя композиторской и учительской деятельности, выступая время от времени в консерваторских и других концертах в качестве пианиста. А. был очень ценим в Париже и написал целый ряд удачных фп-ных пьес (прелюдии, этюды, марши, концерт, сонату и пр.). – Его брат, Наполеон Моранж-А., род. 2 февр. 1826 в Париже, также хороший пианист и написал несколько фп. пьес.

АЛЬКАРОТТИ

Джов. Франческо, написал две книги 5 и 6-гол. мадригалов (1567 и 1569).

АЛЬКЕН

АЛЬКЕН (Aiquen), Петр Корнелий Иоган д', род. 1795 в Арнсберге (Вестфалия), ум. 27 нояб. 1863 в Мюльгейме н. P.; изучал в Берлине медицину и музыку под руков. Клейна и Цельтера. Сделавшись практикующим врачем в Мюльгейме, А. предался композиции и приобрел популярность своими романсами. – Его младший брат, Фридрих А. К., род. 1810, ум. 18-го июня 1887 в Лондоне; предназначался к юридической карьере, но под руководством Ферд. Риса сделался виртуозом на скрипке, основался в 1827 в Брюсселе в качестве учителя музыки, потом переселился в Лондон (1830), где издал различные сочинения для скрипки и для фп. и был весьма ценим как учитель музыки.

АЛЬКОК

АЛЬКОК (Alcock), Джон, род. 11 апр. 1715 в Лондоне, ученик слепого органиста Стэнли; уже в 1735 был органистом двух лондонских церквей, затем жил в Плимуте, Ридинге и наконец занял место соборного органиста в Лихфильде, где и умер 23 февр. 1806. В 1761 он получил в Оксфорде звание доктора муз. А. издал, кроме собственных "Services", песен, фортеп. пьес и пр. несколько сборников церковной музыки (Harmony of Sion, Divine harmony 1752 и др.) и светских песнопений (Harmonia festi 1791 и др.).

АЛЬМЕИДА

Фернандо д', род. около 1618 в Лиссабоне, ум. 21 марта 1660; в 1638 постригся в монахи монастыря в Томаре и в 1656 сделался визитатором своего ордена. А. был одним из лучших учеников Дуарте Лобо и очень уважаем королем Иоанном IV. Из его сочинений дошел до нас только один том in folio в рукописи ("Lamentaçôes, responsorios e misereres dos tres officios da IV., V. e VI. feria da semana santa").

АЛЬМЕНРЕДЕР

Карл, род. 3 окт. 1786 в Ронсдорфе около Дюссельдорфа, ум. 14 сент. 1843 в Бибрихе; пробив себе дорогу из крайней бедности, почти без посторонней помощи сделался виртуозом на фаготе. Был преподавателем игры на этом инструменте, а также военным капельмейстером. В 1820 он основал в Кёльне фабрику духовых инструментов, но уже в 1822 оставил это дело и поступил в Нассаускую придворную капеллу в Бибрихе, взяв на себя кроме того руководство изготовления фаготов на известной инструментальной фабрике Шотта в Майнце. А. не мало содействовал усовершенствованию фагота и написал об этом брошюру; кроме того он составил школу для фагота и написал концерты, фантазии и пр. для фагота со струнными инструментами, а также несколько вокальных произведений, между последними столь популярную балладу "Des Hauses letzte Stunde".

АЛЬПГОРН

АЛЬПГОРН (Alpenhorn), довольно примитивный, старинный духовой инструмент, которым пользуются пастухи на Альпах. Представляет из себя прямую коническую трубу в 5–6 футов длины, сколоченную из деревянных дощечек, с мундштуком из твердого дерева.

АЛЬСТШМ

АЛЬСТШМ (Ahlström), 1) Олоф, род. 1756, ум. 1835 органистом церкви св. Иакова в Стокгольме; написал сонаты для фп. и для скрипки, а также сборники "Musikalisk Tidsfördrif" и "Songstycken", содержащие также песни самого А. Фп-ный аккомпанемент песен К. М. Вельмана сделан А. – 2) Иоганн Никлас, род. 5 июня 1805 в Висби в Швеции, ум. 14 мая 1857 в Стокгольме, композитор опер ("Альфред Великий", "Абу Гассан"), мелодрам, романсов и пр., а также издатель сборника шведских народных песен (вместе с Боманом).

АЛЬТ

1) низкий женский или детский голос (ит. Contr'alto [Alto], фр. Haute-contre, в латинских обозначениях голосов Altus, Vox alta или Contratenor), основу которого составляет грудной регистр. Во времена сложной мензуральной музыки, которая не могла быть исполняема мальчиками, так как для изучения ее правил требовались целые годы, высокие партии (а. и дискант или сопрано) исполнялись мужчинами, певшими фистулой (Alti naturali) или кастратами, так как женщины не допускались к участию в церковном пении ("mulier taceat in ecclesia"). Оттого у дискантовых и альтовых партий того времени очень незначительный объем в верхнем регистре и тем больший в нижнем. Нормальный объем настоящего а-а простирается от а малой октавы (у низкого а-а от f, в виде исключения от е, d) до е", f" (в исключительно обширных голосах даже еще выше). Партия а-а, как и партия баса, позже других вошла в употребление у композиторов. Нормальному мужскому голосу, исполнявшему Cantus flrmus (тенору) был сперва противопоставлен более высокий голос, получивший название Discantus; затем к этим двум для пополнения гармонии присоединили третий – Contratenor, который, смотря по надобности, пел то выше, то ниже тенора, т.е. по современным понятиям играл роль баса и а., пока наконец чрезмерные требования в отношении голосового объема не заставили разделить этот голос на две партии. – 2) Известный смычковый инструмент (Viola, Bratsche), существующий с 16-го века и занимающий в современном струнном оркестре место альтового голоса (Altviola, Viola alta, Alto). Он несколько больше скрипки, его 4 струны строятся на с. g. d'. a'. Обыкновенный оркестровый объем этого инструмента простирается до g" или а", но при игре соло он может брать и более высокие ноты. Партия а. нотируется в альтовом ключе. Резонансный ящик а. несколько плосок в сравнении с его величиной, чем объясняется его слегка гнусливый тембр, который, впрочем, также, как и у гобоя, не имеет в себе ничего неприятного; попытки устранить эту особенность тембра при помощи некоторых изменений в конструкции а-а (Вильом, Риттер; срв. Виолотта), находили себе, кажется, мало сочувствия. См. .

АЛЬТАНИ

Ипполит Карлович, род. 15 мая 1846, музыкальное образование получил в Спб. консерватории, где изучал теорию музыки у Зарембы и Рубинштейна. Окончил консерваторский курс в 1866. Первое время деятельности состоял оперным дирижером в Киеве и других провинциальных городах. В 1882 А. поступил на службу в Московскую Императорскую оперу, где состоит главным дирижером и заведующим делами оркестра. (В.)

АЛЬТГОРН

См. Бюгельгорн.

АЛЬТЕНБУРГ

1) Михаил, род. 27 мая 1584 в Алахе около Эрфурта, сын зажиточного кузнеца; в 1611 сделался пастором в Трёхтельборне; ум. 12 февр. 1640. А. был плодовитым и ценимым церковным композитором. Особенно следует отметить его 5–9 гол. церковные и домашние песнопения, праздничные гимны и 6 гол. интрады для скрипок, лютен и пр. с хоралом в качестве Cantus firmus (1620). – 2) Иог. Эрнст, род. 1736 в Вейсенфельзе, где его отец был придворным трубачом; сопровождал французское войско во время Семилетней войны в качестве трубача; с 1770 был органистом в Биттерфельде, где и умер в бедности и нужде 14 мая 1801. А. написал нечто вроде учебника инструментовки для труб и литавр "Anleitung zur heroischmusikalischen Trompeter-nnd Pauken-Kunst" (1795).

АЛЬТЕРАЦИЯ

АЛЬТЕРАЦИЯ (изменение). Знаки а-и понижают и повышают коренные тоны основной гаммы (См.), а также восстановляют их первоначальное значение; таким образом к этим знакам относятся,,,,, . Случайными называются знаки, а-и, встречающиеся на протяжении музыкальной пьесы независимо от знаков, поставленных в ключе ("существенных", "ключевых"); последние уже с самого начала заменяют основную гамму транспонированной. Срв. Обозначение. Бемоль . понижает ноту на полутон, диез повышает ее на полутон, бекар или отказ восстановляет в обоих случаях первоначальный тон. Дубль-бемоль () понижает на 2 полутона; напр. на фп. берется на той же клавише как а', но называется heses (si дубльбемоль). После предшествовавшего в том же такте или обозначенного в ключе простого, для получения heses, eses, asas и пр. все таки ставится . Знак из вдвойне пониженного тона делает просто пониженный; из вдвойне пониженного тона восстановляет первоначальный тон. Дубль-диез или крестик () повышает звук на 2 полутона, напр. f с на фп. берется на той же клавише, как и g (flsis, fa дубль-диез). При простых диезах в ключе, для получения flsis. cisis и пр. все-таки ставится ; из вдвойне повышенного тона делает просто повышенный, восстановляет первоначальный тон. Лучше однако пользоваться во всех случаях простым для восстановления первоначального тона; а также после или – простым диезом (, без ) и после или – простым бемолем (, без ) для звуков, изменяемых на полутон. Знаки и были первоначально однозначащими; и значительно позднейшего происхождения; они появились около 1700. Учение об альтерации (Cantus transpositus, transformatus, Musica flcta, falsa) в полном своем объеме развилось постепенно; началом для него послужило двоякое начертание ноты B (См.), второй буквы основной гаммы, которая уже в 10-м веке имела либо круглое очертание (В. rotundum, molle []), либо угловатое (В. quadratum, durum []); в первом случае она имела значение нашего В, а в последнем – нашего H (буква h вообще попала в нотное письмо в 16-м веке в Германии [не в Англии и Голландии] вследствие смешения ее с, (См. Табулатура). Уже в 13-м веке ; приняло, благодаря скорописи, очертания и 4 и сделалось, путем перенесения двойного значения B на другие ступени (E, А), обозначением более высокого из двух одноименных тонов, между тем как обозначал более низкий; таким образом сделался знаком понижения, а знаком повышения и притом такого рода, что перед F означал наше Fis, а перед F означал не fes, а именно F, в отличие от Fis. До середины 18-го века служил еще знаком отказа по отношению к диезу и или знаком отказа по отношению к ; надо остерегаться принимать эти знаки в их современном значении. Следует также принять к сведению, что только около 1700 вошло в обычай правило, что и сохраняют силу на протяжении целого такта; прежде они сохраняли силу только при многократном повторении одной и той же ноты, но после хотя бы одной посторонней ноты, должны были снова выписываться. Срв. Riemann "Studien zur Geschichte der Notenschrift", стр. 52–63 ("Die Musica ficta"). – 2) A. в мензуральном нотном письме (См.) называлось удвоение длительности второй из двух равных нотных величин (напр. из двух Breves, Semibreves, Minimae); такое удвоение имело место тогда, когда нотам ближайшего высшего разряда (т.е. более долгим) предписывалась трехдольная мензура, и обе равные стояли между двумя такими большими (напр. две Breves между двумя Longae) или же были отделены от последующих или предыдущих (равных или меньших) посредством punctum divisionis. Таким образом, при обозначении (Tempus perfectum). группу следует понимать так (сокращая в современном нотном письме длительность нот на половину):

АЛЬТЕРИРОВАННЫЕ АККОРДЫ

АЛЬТЕРИРОВАННЫЕ АККОРДЫ – диссонирующие аккорды (См.), происходящие от повышения или понижения одного из тонов мажорного или минорного аккорда; особенно часто этим именем называются: увеличенное трезвучие, происходящее от повышения квинты мажорного или понижения тоники минорного аккорда, напр. с: е: g; a: с: е; а также (получающиеся от понижения квинты мажорного и повышения тоники минорного аккорда) увеличенный квартсекстаккорд и увеличенный секстаккорд g: с: е (=с: е: g), с: е: a (= а:с:е).

АЛЬТЕС

АЛЬТЕС (Altès), Жозеф Анри, род. 18 янв. 1826 в Руане, ум. 24 июля 1895 в Париже; в 1840 ученик Парижской консерватории, прекрасный виртуоз на флейте, член оркестра Grand Opéra, с 1868 преемник Дорюса в консерватории; писал сочинения для флейты.

АЛЬТНИКОЛЬ

Иог. Кристоф, ученик и зять И. С. Баха; с 1748 органист в Наумбурге, ум. в июле 1759 там же. Пользовался в свое время известностью как композитор, но его сочинения не были напечатаны. Некоторые манускрипты их находятся в Берлинской библиотеке.

АЛЬТОВЫЙ ГОЛОС

АЛЬТОВЫЙ ГОЛОС – голос исполняемый альтом (См.).

АЛЬТОВЫЙ КЛАРНЕТ

АЛЬТОВЫЙ КЛАРНЕТ - альтовый гобой, альтовый тромбон – инструменты, средний регистр коих приблизительно соответствует регистру человеческого голоса – альта (См. Альт, 1)). Срв. Кларнет, Гобой и др.

Предыдущая страница Следующая страница