Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Узбекский балет

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Узбекский балет

УЗБÉКСКИЙ БАЛÉТ. Узб. народ с древних времён имел развитую танц. культуру (как в фольклорной форме, так и в профессиональной – т.н. узб. классич. танец), оказавшую большое влияние на развитие совр. балетного иск-ва Узбекистана. Его формированию активно способствовали деятели рус. муз. культуры и т-ра. Передовые деятели узб. муз. иск-ва интересовались рус. нар. танцами и балетом. В 1909 известный артист Юсуп-Кизык Шакарджанов, показав в Петербурге труппе Мариинского т-ра ферганский классич. танец "Катта-уйин", имел возможность познакомиться с балетными спектаклями, к-рые произвели на него большое впечатление. Ученица Шакарджанова – прославленная создательница и исполнительница узб. сценич. танца Тамара Ханум сыграла огромную роль в организации и становлении муз. балетного т-ра в республике.

После Октябрьской революции 1917 началось активное развитие проф. хореографич. иск-ва, возрождение узб. классич. танца.

В 1918 в Ташкенте силами рус. артистов и музыкантов была организована Рус. гос. опера (с 1929 – Т-р оперы и балета им. Свердлова), при к-рой существовала небольшая балетная труппа, выступавшая в операх и с отдельными номерами в концертах. Её первыми самостоятельными работами были "Лебединое озеро" (в роли Одетты – Одиллии Н. И. Сальникова) и "Шехеразада" (балетм. М. Ф. Моисеев), оба – 1925. В труппе работали: балетмейстеры – И. И. Арбатов, П. К. Йоркин, А. Р. Томский (1937–48); артисты – Е. Е. Семёнова, Г. Покровская, В. Н. Губская, Т. Д. Кутасова, H. A. Довгелли, Н. П. Егоров, В. И. Нежданов, Е. П. Новиков, Г. М. Галетко и другие. В репертуар вошли: "Красный мак" (балетм. Ю. Рейнеке), "Саламбо"; "Ференджи" Яновского (оба – балетм. Арбатов), "Лебединое озеро", "Дон Кихот" (балетм. Йоркин), "Бахчисарайский фонтан", "Конёк-Горбунок", "Кавказский пленник", "Раймонда", "Тщетная предосторожность", "Лауренсия" (балетм. Томский) и др.

В 1926 по инициативе певца и театр. деятеля М. Кари-Якубова и Тамары Ханум была организована 1-я Узб. гос. передвижная концертно-этнографич. труппа (в 1929 преобразована в Узб. муз.-драм. т-р), при к-рой Тамара Ханум создала танц. студию, где преподавали классич. танец. В студии, кроме Ханум, работали моск. педагог и балетмейстер К. А. Бек, артисты Т-ра оперы и балета им. Свердлова Егоров и Губская. В 1933 в Ташкенте была организована балетная школа (см. Узбекское хореографическое училище), где классич. танец преподавали артисты Т-ра им. Свердлова и Е. К. Обухова, в прошлом артистка петерб. Мариинского т-ра. В 1940 Губская и Егоров пост. силами учащихся балет "Аистёнок". В 1933 в Узб. муз.-драм. т-ре был пост. первый нац. балет-пантомима "Пахта" Рославца (балетм. Бек и У. А. Камилов) – опыт создания многоактного спектакля средствами нар. хореографии. В 1939 был показан нац. балет – "Шахида" Таля (балетм. А. Томский, Камилов и М. Т. Тургунбаева).

В 1939 на базе Узб. муз.-драм. т-ра открылся Узб. гос. т-р оперы и балета. В 1940 т-р поставил нац. балет, надолго вошедший в его репертуар, – "Гуляндом" Брусиловского (балетм. Арбатов, Ханум, Камилов, Губская) и "Сердце гор" Баланчивадзе (балетм. E. H. Барановский). В этот период в балетной труппе были артисты, владевшие нар. узб. сценич. танцем (Тургунбаева, Р. З. Каримова, Ф. Х. Джалилова, Х. Р. Рахимова, Д. А. Алимов, А. И. Гафуров и другие.), поэтому во всех спектаклях использовался гл. обр. узб. классич. или народно-характерный танец. В 1941 республиканскую балетную школу окончили молодые артистки Г. Б. Измайлова, Р. Урманцева, Н. П. Таршилова, но из-за отсутствия подготовленного кордебалета до 1943 они участвовали только в оперных спектаклях.

В 1943 по инициативе балетм. Ф. В. Лопухова был пост. балет "Акбиляк" Василенко, где в гл. партии птицы Семург выступила Измайлова.

В первое послевоенное десятилетие в развитии узб. балета были достигнуты значительные успехи. При т-ре балетм. Йоркин (возглавлял труппу с 1944) создал балетную студию. Учащиеся студии и выпускники балетной школы составили ядро труппы. В 1945 был пост. 3-й акт "Лебединого озера", в 1947 – "Коппелия". В 1947 было осн. Узб. хореографич. уч-ще, выпускники к-рого впоследствии составили основную часть трупп Т-ра им. Навои, а позже Самаркандского т-ра. В 1948–51 при Моск. хореографич. уч-ще работала узб. балетная студия (педагоги М. А. Кожухова и Н. И. Тарасов), к-рую окончили мн. известные артисты узб. балета.

В 1948 Узб. т-р оперы и балета и Т-р оперы и балета им. Свердлова слились и стали называться Т-ром им. А. Навои. Балетная труппа укрепилась. Были пост. балеты "Конёк-Горбунок", "Бахчисарайский фонтан", "Красный мак", "Лебединое озеро", балет из жизни совр. Узбекистана – "Балерина" Мушеля (1949, балетм. Йоркин). В 1940 – нач. 50-х гг. выдвинулись артисты, отличавшиеся яркой танц. и актёрской индивидуальностью, – Измайлова, Г. Н. Маваева, Х. А. Камилова, К. Ю. Юсупова, Л. А. Баширова, Б. К. Завьялов. Выпускницы Узб. хореографич. уч-ща Т. Г. Литвинова пост. "Юность" Чулаки и "Эсмеральду" (оба – 1951), Губская – "Берег счастья" и "Спящую красавицу" (оба – 1953).

Приход в труппу в 1954 первых выпускников Узб. хореографич. уч-ща позволил существенно обновить её состав и ввести в репертуар новые классич. балеты ("Жизель", 1957; "Шопениана", 1960, и др.). Ведущие солисты в 50–60-х гг. – Измайлова, Б. Р. Кариева, Х. А. Камилова, Ф. Кайдани, Д. Б. Арипова, Н. И. Подчикова, В. Я. Проскурина, Л. А. Миальная, Р. З. Курмаева, С. Р. Тангуриева, Р. Т. Тангуриев, А. Н. Назруллаев, Р. C. Султанов, Б. У. Усманкулов, В. М. Корсунцев, А. Г. Абдурахманов, Ю. А. Шутов, К. С. Сагатов, В. А. Васильев. Репертуар пополнился балетами "Лебединое озеро" (в ред. В. П. Бурмейстера, балетм. Завьялов и Измайлова), "Ойниса" Д. Закирова и Б. Ф. Гиенко (балетм. Т. Г. Литвинова), "Маскарад" (балетм. И. В. Смирнов), "Мечта" Акбарова (балетм. Измайлова и Завьялов).

К нач. 70-х гг. вырос проф. уровень труппы. В её репертуар прочно вошли балеты классич. наследия ("Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Жизель", "Шопениана", "Корсар") и сов. балеты ("Бахчисарайский фонтан", "Барышня и хулиган", "Доктор Айболит", "Анна Каренина" и другие.>.). Были созданы новые нац. балеты: "Тановар" Козловского (1971, балетм. Н. С. Маркарьянц), "В долине легенд" Мусаева (1977, балетм. Ю. В. Папко и Ю. Скотт). Вместе в ведущими солистами в труппе стали работать молодые исполнители: Р. Р. Муратова, И. И. Контяво, В. А. Егай, Х. Ф. Шамсутдинов, Р. В. Куприев, X. Базоров, Н. Зенкина, Л. Талдыкина, Т. Стадник и другие. В 1978 Кариева создала творч. группу Молодой балет театра Навои, экспериментирующую в области языка нац.-классич. танца.

В 1964 в республике был создан Самаркандский театр оперы и балета. Его организатором и первым художеств. руководителем был узб. композитор и дирижёр нар. арт. СССР М. А. Ашрафи. Труппа т-ра создала неск. новых нац. балетов: "Дракон и солнце" Зейдмана (1967, балетм. Т. К. Дусметов), "Самаркандская легенда" Мушеля (1970, балетм. A. M. Муминов), "Сказание о Рустаме" Ашрафи (1977, балетм. С. Ш. Бурханов).

Лит.: Авдеева Л. Α., Народная артистка СССР Тамара Ханум, [М.], 1959; её же, М. Тургунбаева, Таш., 1959; её же, Танцевальное искусство Узбекистана, Таш., 1960; её же, Танец Бернары Кариевой, Таш., 1973; её же, Балет Узбекистана, Таш., 1973; её же, Галия Измайлова, Таш., 1975.

Л. А. Авдеева.

"Балерина". Узбекский театр оперы и балета им. Навои. Балетм. П. Йоркин, М. Тургунбаева

"Живое пламя". Узбекский театр оперы и балета им. Навои. Балетм. А. Андреев, Н. Стуколкина

Танцы из оперы "Дилором". Самаркандский театр оперы и балета. Балетм. Г. Измайлова

"Любовь и меч". Узбекский театр оперы и балета им. Навои. Балетм. Н. Маркарьянц

Узбекский балет

"Балерина". Узбекский театр оперы и балета им. Навои. Балетм. П. Йоркин, М. Тургунбаева

Узбекский балет

"Живое пламя". Узбекский театр оперы и балета им. Навои. Балетм. А. Андреев, Н. Стуколкина

Узбекский балет

Танцы из оперы "Дилором". Самаркандский театр оперы и балета. Балетм. Г. Измайлова

Узбекский балет

"Любовь и меч". Узбекский театр оперы и балета им. Навои. Балетм. Н. Маркарьянц

В начало энциклопедии