Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДОБ"-"ДЯГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДОБ"-"ДЯГ")

Доберваль Ж.

ДОБЕРВÁЛЬ (Dauberval, D'Auberval) [наст. фам. – Берше (Bercher)] Жан (19.8.1742, Монпелье, – 14.2.1806, Тур), франц. артист и балетмейстер. Ученик и последователь Ж. Ж. Новера. Дебютировал в парижской Опере в 1761 в дивертисменте оперы "Заис" Рамо. В 1762–64 выступал в Штутгарте. С 1770 солист парижской Оперы. Виртуозный танцовщик полухарактерного жанра. Среди мн. партий: Поляк ("Галантная Индия" Рамо), антре Земли ("Стихии" Детуша), Креон ("Медея и Язон" Родольфа, балетм. Новер). В 1783 после конфликта с дирекцией покинул парижскую Оперу. В 1783–92 (с перерывами) выступал и ставил балеты в Бордо и в Лондоне. Лучший балет Д. "Тщетная предосторожность" (на сб. музыку, первоначальное назв. – "Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг", 1789) сохранился в репертуаре до наст. времени. Др. пост.: "Забавы Терпсихоры" Бартелемона (1783), "Пигмалион" Руссо (1784), "Дезертир" на муз. одноим. комич. оперы Монсиньи (1784), "Ветреный паж" (1786), "Телемак на острове Калипсо" (1791). В творчестве Д. отразились демократич. тенденции предреволюц. эпохи. Он впервые обратился к реальным персонажам, вывел на сцену представителей третьего сословия. В своих пост. Д. развил и продолжил реформу Новера, стремился к соединению танца с пантомимой, широко использовал народный и бытовой танец.

Лит.: Блок Л. Д., "Тщетная предосторожность", в кн.; Тщетная предосторожность. Сб. ст. к постановке балета в Гос. академическом Малом оперном театре, Л., 1937; Слонимский Ю., "Тщетная предосторожность", Л., 1961; его же, Драматургия балетного театра XIX века, М., 1977; Guest I., La fille mal gardée, L., 1960.

B. A. Майниеце.

Ж. Доберваль и М. Аллар в балете "Сильвия". Рис. Ф. Ширс

Доберваль Ж.

Ж. Доберваль и М. Аллар в балете "Сильвия". Рис. Ф. Ширс

Добровольская Г. Н.

ДОБРОВÓЛЬСКАЯ Галина Николаевна (р. 10.3.1934, Ленинград), сов. балетовед и критик. Кандидат искусствоведения (1968). В 1956 окончила Ленингр. театр. ин-т. Творч. деятельность начала в 1955. Автор книг, статей в сборниках и периодич. печати.

Соч.: Михаил Фокин и его "Умирающий лебедь", в кн.: Фокин М. "Умирающий лебедь". Л., 1961; Из истории создания "Ромео и Джульетты" С. С. Прокофьева, в сб.: Музыка советского балета, М., 1962; Два балета Стравинского – Фокина, в кн.: "Жар-Птица" и "Петрушка" И. Ф. Стравинского, М., 1963; Сценическая судьба ранних балетов С. С. Прокофьева, в сб.: Театр и другие.матургия. Л., 1967; Алла Осипенко, в сб.: Ленинградский балет сегодня, в. 1, Л., 1967; Балетмейстер Леонид Якобсон, Л., 1968; "Шопениана" М. Фокина и пути зарубежного балета, в сб.: Записки о театре, Л., 1968; Ф. В. Лопухов и теория балета, в кн.: Лопухов Ф., Хореографические откровенности, М., 1972; Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975; Федор Лопухов, Л., 1976, и др.

Добужинский М. В.

ДОБУЖИ́НСКИЙ Мстислав Валерианович [2(14).8.1875, Новгород, – 20.11.1357, Нью-Йорк], рус. график, живописец, театр. художник. Член объединения "Мир искусства". Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. Художеств. образование получил в 1899–1901 в мюнхенских частных школах А. Ажбе и Ш., Холлоши. В т-ре дебютировал в 1907 ("Игра о Робене и Марион" Адама де ла Аля, Старинный т-р Евреинова, Петербург). Оформлял спектакли в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), в МХТ. В 1925 уехал в Литву. В 1939–57 жил в США и Франции. Первые опыты Д. в области балетного т-ра – "Бабочки" на муз. Шумана (1914, костюмы Л. С. Бакста, Русский балет Дягилева, балетм. М. М. Фокин), "Мидас" на муз. Штейнберга (1914, костюмы Бакста, там же, балетм. тот же), "Фея кукол" муз. Байера (1914, антреприза А. П. Павловой, балетм. И. Н. Хлюстин). Декорации Д. отличались живописным мастерством, чувством стиля. Оформил балеты: в Каунасе (Т-р оперы и балета, все пост. Н. Зверевым) – "Сильфиды" на муз. Шопена (1932), "Раймонда" (1933), "Спящая красавица" (1934); "Щелкунчик" (1949, Лондон, "Сэдлерс-Уэллс"), "Балле эмпериаль" на муз. 2-го концерта для фп. с оркестром Чайковского (1941, "Американ балле караван", балетм. Дж. Баланчин), "Русский солдат" на муз. Прокофьева (1942, Бостон, "Балле тиэтр", балетм. Фокин), "Мамзель Анго" на музыку Лекока (1943, Нью-Йорк, "Балле тиэтр", балетм. Л. Ф. Мясин), "Кавказский пленник" на муз. Хачатуряна к балету "Гаянэ" (1951, Париж, труппа "Гран балле дю марки де Куэвас", балетм. Ж. Скибин) и др. Сотрудничал также с балетм. Н. де Валуа, Д. Яншиным, М. Рамбер и другие.

Лит.: Пожарская М. Н., Русское театрально-декорационное искусство конца XIX – нач. XX века, М., 1970; Ванслов В. В., Театрально-декорационное искусство, в кн.: Пути развития русского искусства конца XIX – нач. XX века, М., 1972; Сыркина Ф. Я., Костина Е. М., Русское театрально-декорационное искусство, М., 1978; Mstislavas Dobuzinskis. Teatro decoracijų, kostiumų, eskizų paroda. Katalogas, Vilnius, 1963; Mstislav V. Doboujinsky. 1875–1957. Memorial exhibition, L., 1959.

Β. Μ. Паппе.

Довгелли Н. А.

ДОВГЕЛЛИ Нина Александровна [р. 2(15).1907, Ленинград], сов. артистка, педагог. Засл. арт. Узб. ССР (1945). В 1926 окончила Ленингр. художеств. студию хореографич. иск-ва (педагог Н. И. Рива). В 1926–37 работала в т-рах Куйбышева, Свердловска, Томска и другие. С 1938 в Ташкентском т-ре им. Свердлова. Партии: Зарема, Одетта – Одиллия, Китри, Царь-девица, Tao Хоа и другие. В 1945–47 педагог балетной студии при Т-ре им. Навои, с 1947 – Ташкентского хореографич. уч-ща. Среди учеников – Б. Р. Кариева, Ф. Кайдани.

Л. А. Авдеева.

Дожа И.

ДÓЖА (Dózsa) Имре (р. 9.10.1941, Будапешт), венг. артист. Засл. арт. ВНР (1974). С 1959, по окончании Гос. балетного уч-ща (ученик Д. Лёринца), в Будапештском оперном т-ре. Одновременно в 1970–75 в Королевском шведском балете, выступал в труппах Балет Биргит Кульберг и "Лондон фестивал балле". Д. – технически сильный классич. танцовщик. Осн. партии: Принц ("Щелкунчик"), Дезире, Альберт, Зигфрид; гл. партии в балетах, пост. Л. Шереги, – "Спартак", "Чудесный мандарин", "Деревянный принц", "Сильвия"; "Кедр" Хидаша; М. Бежаром – "Весна священная", "Жар-птица", "Быть может, это Смерть?" на муз. Р. Штрауса. С 1964 преподаёт в Гос. балетном уч-ще (Будапешт). Пр. им. Ф. Листа (1966).

А. Геленчер.

"Доктор Айболит"

"ДОКТОР АЙБОЛИТ", балет в 4 актах 8 картинах (по сказке К. И. Чуковского). Комп. И. В. Морозов, сцен. П. Ф. Аболимов, 20.9.1947, Новосибирский т-р, балетм. М. Ф. Моисеев, худ. Б. Г. Кноблок, дирижёр И. А. Зак; Доктор Айболит – М. Ф. Моисеев, Танечка – A. A. Белова, Лиса – В. В. Ювачева, Бармалей – Е. Г. Ефимов (Гос. пр. СССравни 1948, Морозову, Моисееву, Заку, Кноблоку и Беловой). 1966, возобн., там же, балетм. Е. Г. Ефимов, С. Г. Иванов, O. A. Покровский, С. А. Павлов. 1948, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Н. С. Холфин, худ. В. Ф. Рындин, дирижёр В. А. Эдельман; Доктор Айболит – A. A. Клейн, Танечка – Л. П. Булатова, Ванечка – М. П. Булатова, дрессировщик Капитони – А. М. Соболь, Бармалей – И. В. Курилов, Лиса – Т. К. Филиппова, Ласточка – В. Т. Бовт. 1948, Ленингр. Малый т-р, балетм. Б. А. Фенстер, режиссёр Г. И. Исаева, худ. Н. П. Акимов (декорации) и Т. Г. Бруни (костюмы), дирижёр Е. М. Корнблит; Доктор Айболит – H. H. Филипповский, Ванечка – Г. И. Исаева, Танечка – C. K. Шеина, Бармалей – В. М. Тулубьев, Лиса – М. Б. Даровская, Ласточка – В. И. Карюкина. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Алма-Ата (1950, Моисеев; 1971, возобн., балетм. тот же), Пермь (1950, К. А. Есаулова), Куйбышев (1951, Ю. П. Ковалёв), Минск (1951, К. А. Муллер), Вильнюс (1954, Моисеев, К. И. Сальникова), Одесса (1956, З. А. Васильева), Челябинск (1957, А. Н. Шульгина), Ашхабад (1961, Л. В. Воскресенская), Воронеж (1964, Муллер), Свердловск (1970, С. М. Тулубьева), Львов (1971, М. С. Заславский). За рубежом: София (1951, Н. С. Холфин; 1968, H. H. Кираджиева), Братислава (1975, М. Зайко). В 1971 выпущен фильм-балет "Доктор Айболит" (балетм. Холфин, реж. В. И. Граве).

Добрый доктор Айболит с Танечкой и Ванечкой отправляются в Африку лечить обезьянок. Благодарные друзья-животные помогают им спастись от злого Бармалея и разбойников. Вернувшись домой, Айболит узнаёт, что жестокая сестра Варвара и другие.ссировщик Капитони заточили его питомцев в зверинец. Он освобождает их. Балет заканчивается общим весёлым танцем.

Лит.: "Доктор Айболит" в Новосибирском гос. театре оперы и балета, в сб.: Научно-творческая работа Всероссийского театрального общества, вып. 1, М., 1948; Полякова Л., "Доктор Айболит" И. Морозова. Путеводитель по балету, М.– Л., 1951.

E. H. Дюкина.

Долгушин Н. А.

ДОЛГУ́ШИН Никита Александрович (р. 8.11.1938, Ленинград), сов. артист, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1976). В 1959 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (педагоги В. И. Шелков, М. М. Михайлов, А. И. Пушкин). В 1959–61 в труппе Т-ра им. Кирова, в 1961–1966 – Новосибирского т-ра. Партии: Принц ("Золушка"), Жан де Бриен, Солор, Дезире, Зигфрид, Ромео, Ферхад; Юноша ("Шопениана"), Юноша ("Ленинградская поэма" на муз. Шостаковича, 1962, балетм. И. Д. Бельский), Бахрам ("Семь красавиц", 1963, балетм. П. А. Гусев), Солист ("Болеро", 1966, балетм. В. Т. Блинов). В 1966–68 работал в классич. ансамбле "Молодой балет" (рук. И. А. Моисеев). С 1968 в Ленингр. Малом т-ре. Партии: Принц ("Щелкунчик"), Колен, Франц; Тореадор ("Кармен-сюита" Бизе – Щедрина, 1972, балетм. Г. Р. Замуэль), Князь Игорь ("Ярославна" Тищенко, 1974, балетм. О. М. Виноградов, реж. Ю. П. Любимов), Джеймс ("Сильфида"), Ромео; Воспитатель ("Педагогическая поэма" В. Лебедева, 1977, балетм. Л. Лебедев и Виноградов), Борис ("Царь Борис" на муз. Прокофьева, 1978, балетм. К. Ф. Боярчиков); гл. партии в балетах: "Свершение" Пярта, "Перекрёсток" на муз. Брубека. Исполнил партию Гамлета ("Гамлет" Червинского, 1970, Т-р им. Кирова, балетм. K. M. Сергеев). Классич. танцовщик, Д. выступает в жанре лирич. трагедии, романтич. и комедийных балетах. В 1964 дебютировал как балетмейстер (вариации в балете "Ледяная дева", Новосибирский т-р). Его пост. отличаются оригинальностью замысла. В Ленингр. Малом т-ре сочиняет одноактные балеты, участвуя в них и как исполнитель: "Концерт в белом" (на муз. концерта для скрипки с орк. Чайковского, 1969), "Размышления" (1970), "Моцартиана" (1970) и "Ромео и Джульетта" (1971) – все на муз. Чайковского; "Камерная сюита" Щедрина, "Клитемнестра" на муз. Глюка (1972). Осуществил новую редакцию классического гран па из балета "Пахита", возобн. "Жизель". 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1964).

Лит.: Львов-Анохин Б., Никита Долгушин, "Т", 1964, № 10.

Н. М. Садовская.

Долин А.

ДÓЛИН (Dolin) Антон [наст. имя и фам. – Сидни Фрэнсис Патрик Чиппендалл Хили-Кей (Healey-Kay)] (р. 27.7.1904, Слинфолд, Великобритания), англ. артист, педагог, балетмейстер. В 1917–23 учился у С. А. Астафьевой и Б. Ф. Нижинской. В ранней юности выступал в мюзик-холлах. В 1924–1925 и 1928–29 работал в труппе Русский балет Дягилева (вначале под псевд. Патрикеев). Первый исполнитель ведущих партий в балетах "Голубой экспресс" Мийо (1924, балетм. Нижинская), "Блудный сын"; "Бал" Риети (оба – 1929, балетм. Дж. Баланчин). С 1930 участвовал в спектаклях Об-ва Камарго, где впервые исполнил партию Сатаны ("Иов", 1931, балетм. Н. де Валуа). В 1931–32 ведущий танцовщик в "Вик-Уэллс балле". В 1935 с партнёршей А. Марковой основал труппу "Маркова – Долин" (руководитель и танцовщик до 1938). В 1940–46 – в амер. труппе "Балле тиэтр" (первый исполнитель заглавной партии в балете "Синяя Борода" на муз. Оффенбаха в постановке М. М. Фокина). В 1949–61 один из организаторов и рук. труппы "Фестивал балле", Лондон. Среди партий: Альберт, Голубая птица, Зигфрид. Пост. хореографич. миниатюры – "Па-де-катр" Пуньи (1941), "Вариации для четырёх" и другие. Творчество Д. способствовало формированию нац. школы классич. танца. С нач. 70-х гг. работает гл. обр. как педагог и балетмейстер. Написал воспоминания.

Соч.: Divertissement, L., 1931; Ballet Go Round, L., 1938; Pas de deux. The art of partnering, L., 1949; Markova, L., 1953; Autobiography, L.., 1960; The sleeping ballerina, L., 1966.

Лит.: Anthony G., Pioneers of the Royal Ballet: A. Dolin, "Dancing times", 1970, June.

Н. П. Рославлева.

А. Маркова и А. Долин ("Камилла" на муз. Ф Шуберта. Балетм. Дж. Тарас)

Долин А.

А. Маркова и А. Долин ("Камилла" на муз. Ф Шуберта. Балетм. Дж. Тарас)

Долинская Е. И.

ДОЛИ́НСКАЯ Евгения Ивановна [24.12.1887 (5.1.1888), Москва, – 24.10.1962, там же], сов. артистка, балетмейстер и педагог. Засл. арт. Республики (1933). В 1905 окончила Моск. хореографич. уч-ще (педагог В. Д. Тихомиров). В 1905–32 артистка балета, в 1933–47 балетмейстер Большого т-ра. Исполняла партии: Мерседес ("Дон Кихот"), мазурка, венгерский и испанский танцы ("Лебединое озеро" и "Раймонда"), восточный танец (опера "Демон" Рубинштейна), лезгинка (опера "Руслан и Людмила" Глинки) и др. Возобновила балеты в редакции A. A. Горского: "Коппелия" (1924), "Тщетная предосторожность" (1932), "Лебединое озеро" (1937). Ставила танцы в операх. В 1926–40 преподавала в Моск. хореографич. уч-ще.

В. И. Зарубин.

Доллар У.

ДÓЛЛАР (Dollar) Уильям (р. 20.4.1907, Сент-Луис), амер. артист, балетмейстер. Учился у М. М. Мордкина, Дж. Баланчина, П. Н. Владимирова, А. Е. Волинина. В 1934–1944 солист "Американ балле", "Балле караван" ("Американ балле караван"), "Балле тиэтр", "Балле интернэшонал". С 1945 балетмейстер-репетитор ряда трупп, в т. ч. "Гран балле де Монте-Карло" и "Гран балле дю марки де Куэвас". В 50–60-х гг. работал как балетмейстер и педагог в Иране и Юж. Америке, в 70-е гг. преподавал в США. Наиболее известные пост. – "Констанция" на муз. Шопена (1944), "Поединок" на муз. де Бенфилда (1949).

Е. Я. Суриц.

"Поединок" Р. де Бенфилда. Балетм. У. Доллар

Доллар У.

"Поединок" Р. де Бенфилда. Балетм. У. Доллар

Домашёв Н. П.

ДОМАШЁВ Николай Петрович (1861 – 17.12.1916, Москва), рус. артист. Окончил Моск. театр. уч-ще (1877). Работал в Большом т-ре (с 1885 – первый танцовщик). Обладал виртуозной техникой, благородством манеры, блестящей элевацией. Среди лучших партий: Дьяволино ("Катарина, дочь разбойника"), Кот в сапогах ("Спящая красавица"), пост. и исполнил цыганскую пляску в опере "Алеко" Рахманинова. С 1898 педагог Моск. театр. уч-ща, где продолжал преподавать, оставив сцену в 1906.

Лит.: Государственный ордена Ленина академический Большой театр СССравни М., 1947; Красовская В., Русский балетный театр второй пол. XIX века, Л.–М., 1963.

Доницетти Г.

ДОНИЦÉТТИ (Donizetti) Гаэтано (29.11.1797, Бергамо, – 8.4.1848, там же), итал. композитор. Учился в Болонском музыкальном лицее (у С. Маттеи). Один из крупнейших представителей итал. романтич. оперной школы. Ряд опер Д., написанных для постановок в парижской Опере, включал развёрнутые балетные дивертисменты: "Мученики" (1840, балетм. Ж. Коралли), "Фаворитка" (1840, балетм. Ф. Д. Альбер) и "Дон Себастьян Португальский" (1843, балетм. тот же). На муз. Д. пост. балеты: "Доницетти-вариации" (на муз., из оперы "Дон Себастьян", 1960, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин), "Доницеттиана" (1967, Франкфурт, балетм. Т. Болендер), "Фаворитка" (1969, "Харкнесс балле", Нью-Йорк, балетм. Б. Харкарви), и др. На темы из опер "Фаворитка" и "Дон Себастьян" комп. Д. Апайвор написал балет "Венециана" (1953, "Сэдлерс-Уэллс балле", Лондон, балетм. А. Хоуард).

В. А. Кулаков.

Донн Х.

ДОНН (Donn) Хорхе (р. 28.2.1947, Буэнос-Айрес), аргент. артист. Учился в школе т-ра "Колон" (Буэнос-Айрес). С 1963 в труппе Балет XX века (Брюссель), стал одним из ведущих артистов. Исполнитель главных партий в пост. М. Бежара: "Девятая симфония" на муз. Бетховена (1964), "Лебедь" (на традиционную инд. музыку) и "Ромео и Джульетта" на муз. Берлиоза (оба – 1966), "Месса по нашему времени" Анри и другие. (1967), "Бодлер" на муз. Вагнера и Дебюсси (1968), "Победители" на муз. Вагнера (1969), "Быть может, это Смерть?" на муз. Р. Штрауса (1970), "Нижинский – клоун божий" на муз. Чайковского, Анри и другие. (1971), "Настроение" на муз. Штокхаузена (1972), "Молоток без Мастера" на муз. Булеза (1973), "Триумфы" Берио (по произв. Петрарки) и "То, что сказала мне Любовь" на муз. Малера (оба – 1974), "Наш Фауст" на муз. Баха и аргент. танго (1975), "Гелиогабал" на сб. музыку (1976, фестиваль в Ширазе, Иран), "Петрушка" (1977) и др. Экспрессивная пластика, виртуозная техника сочетаются у Д. с драматич. даром и чувством современности. Творчеству Д. посв. телевизионный фильм "Танцор" (1972, Бельгия); участвовал в фильмах-балетах, пост. Бежаром (в т. ч. "Ромео и Джульетта", "Жар-птица"). С 1976 – художеств. руководитель экспериментальной труппы "Янтра" (Брюссель). Гастролировал в СССР в составе Балета XX века (1978).

Лит.: Hersin Α.-Ah., J. Donn, "Les saisons de la danse", 1974, février; Ferran F., Jorge Donn danse Bejart, [s. 1.], 1977.

B. A. Кулаков.

Х. Донн в балете "Весна священная"

Донн Х.

Х. Донн в балете "Весна священная"

"Дорогой дружбы"

"ДОРÓГОЙ ДРУ́ЖБЫ", Смотри "Джунгарские ворота".

Доррер В. И.

ДÓРРЕР Валерий Иванович (р. 22.1.1929, Ленинград), сов. художник театра и кино. Как театр. художник дебютировал в 1947 (оформление 3 картин балета "Щелкунчик", Т-р им. Кирова). В лучших работах Д. при простых постановочных решениях достигает эмоциональной напряжённости и большой выразительной силы декораций: "Тропою грома" (1958, Т-р им. Кирова, балетм. K. M. Сергеев), "Берег надежды" Петрова (1959, там же, балетм. И. Д. Бельский), "Барышня и хулиган" (1962, Ленингр. Малый т-р, балетм. К. Ф. Боярский). Среди др. балетных спектаклей: "Пламя Парижа" (1950, Т-р им. Кирова, балетм. В. И. Вайнонен), "Гаянэ" (1952, там же, балетм. H. A. Анисимова), "Семь красавиц" (1959, Т-р им. Ахундова, Баку, балетм. П. А. Гусев), "Страницы жизни" Баланчивадзе (1961, Большой т-р, Л. М. Лавровский), "Американец в Париже" на муз. Гершвина (1963, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, В. Боккадоро), "Новеллы любви" на муз. Равеля (1963, Т-р им. Кирова, Якобсон), "Далёкая планета" Майзеля (1963, там же, Сергеев), "Овод" Чернова (1967, Ленинградский Малый театр, И. Д. Бельский), "Клитемнестра" (1972, там же, балетмейстер H. A. Долгушин).

В. М. Паппе.

Доуэлл А.

ДÓУЭЛЛ (Dowell) Антони (р. 16.2.1943, Лондон), англ. артист. Учился у Дж. Хэмпшир и с 1953 в школе Королевского балета (Лондон), по окончании к-рой (в 1960) принят в балетную труппу т-ра "Ковент-Гарден"; с 1961 в Королевском балете (с 1966 один из ведущих танцовщиков). Первая сольная партия в балете "Неаполь, или Рыбак и его невеста" (1962, балетм. Э. Брун). Помимо гл. партий в балетах классич. репертуара ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Жизель", "Раймонда", "Золушка"), Д. выступает и в совр. постановках: Ф. Аштона – "Симфонические вариации" на муз. Франка, "Загадочные вариации" на муз. Элгара, "Сон" на муз. Мендельсона, "Джаз-календарь" на муз. Беннетта, "Дафнис и Хлоя"; "Монотонности" на муз. Сати, "Месяц в деревне" на муз. Шопена в обр. Ланчбери; К. Макмиллана – "Манон" на муз. Массне, "Павана" на муз. Форе, "Триада" на муз. Прокофьева, "Ромео и Джульетта"; Дж. Роббинса – "Послеполуденный отдых фавна"; "Танцы на вечеринке" на муз. Шопена; А. Тюдора – "Игра теней" Кеклена; X. ван Манена – "Четыре этюда Шумана".

Лит.: Dromgoole Ν., Spatt L., Sibley and Dowell, L., 1976.

Н. П. Рославлева.

"Дочь Гудулы"

"ДОЧЬ ГУДУ́ЛЫ" ("Эсмеральда"), мимодрама с танцами в 4 актах 9 картинах (по роману "Собор Парижской богоматери" Гюго). Комп. А. Ю. Симон, сцен. и балетм. A. A. Горский. 24.11.1902, Большой т-р, Москва, худ. К. А. Коровин, дирижёр А. Ф. Арендс; Эсмеральда – Э. Гримальди (затем С. В. Фёдорова), Клод Фролло – В. Ф. Гельцер, Феб – М. М. Мордкин, Квазимодо – Н. П. Домашёв, Гренгуар – К. А. Бек, Гудула – М. А. Другашева.

Лит.: "БИТ", Сезон 1902–1903, вып. 13, СПБ, 1904, с. 223–43; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1 – Хореографы, Л., 1971, с. 133–47.

"Дочь Миадо"

"ДОЧЬ МИÁДО", фантастический балет в 3 актах. Комп. В. Г. Врангель, сцен. В. Н. Лангаммер. 9.11.1897, Мариинский т-р, Петербург, балетм. Л. И. Иванов, худ. O. K. Аллегри и Г. Левот; Готару-Гиме – М. Ф. Кшесинская, Иоритомо – П. А. Гердт, Цазум Иппеида – Э. Чеккетти, его дочери – М. С. Скорсюк, О. И. Преображенская, K. M. Куличевская, Ка-ке-ки-го – A. A. Горский.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963, с. 393–95.

"Дочь фараона"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Драбик В.

ДРÁБИК (Drabik) Винценты (13.11.1881,. Явожно, Краковское воеводство, – 1.7.1933, Варшава), польский художник. В 1921–33 руководил художеств. отделом гор. т-ров в Варшаве. Оформил балеты: "Лизетта – худо сбережённая дочь" Гертеля (1920), "Клеопатра", "Мандрагора" Шимановского (оба – 1920), "Пан Твардовский" (1921); "Любовные песни Хафиза" на муз. Шимановского (1922), "Свадьба в Ойцуве" (1923); "Байка" Роговского (1923), "Суд Париса" на муз. Глюка (1925), "Пряничное сердце" Барановича (1929), "Последний Пьеро" Ратхауса (1929), "Жар-птица" (1931).

И. Турска.

Драгоне А. Р.

ДРÁГОНЕ (Пуринь) АуСмотри Рудольфовна (р. 27.2.1942, Рига), сов. артистка. Чл. КПСС с 1971. В 1952–58 училась в Рижском хореографич. уч-ще. С 1961, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща, в Рижском т-ре. Партии: Джульетта; Сиринга ("Пан и Сиринга" Барскова), Лань и Шакунтала ("Шакунтала" Баласаняна), Малда ("Победа любви" Мединя), Фрида ("Роза Турайды" Кепитиса), Кармен ("Кармен-сюита"), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Лазарева) и др. Участвовала в гастролях за рубежом.

Э. Т. Силинь.

"Драгоценный фонарь лотоса"

"ДРАГОЦÉННЫЙ ФОНÁРЬ ЛÓТОСА", балет в 4 актах 10 картинах (по кит. легенде танской эпохи). Комп. Чжан Сяоху, сцен. Бяо Ляньдэн. 1956, пекинский Центральный т-р оперы и балета. В 1961 балет показан на гастролях в СССР под назв. "Волшебный фонарь" (в 3 актах 6 картинах). 10.3.1959, Новосибирский т-р, балетм. Ли Чэнлэн и Ван Сисянь (КНР), Е. А. Мачерет, ассистент-балетмейстер Н. М. Уланова, худ. И. В. Севастьянов, дирижёр A. A. Копылов; Сан Шэнму – Т. А. Зимина, Лю Яньчан – Г. П. Янсон, Чан-Сян – Ю. Н. Яшугин, Эрлан Шан – Г. Д. Рыхлов.

Е. Л. Григорьева.

Драматургия балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дранишников В. А.

ДРАНИ́ШНИКОВ Владимир Александрович [29.5(10.6).1893, Петербург, – 6.2.1939, Киев], сов. дирижёр. Засл. арт. РСФСР (1933). В 1909 окончил регентские классы Придворной певческой капеллы в Петербурге, в 1916 – Петрогр. консерваторию. С 1914 концертмейстер Мариинского т-ра, с 1918 дирижёр, в 1925–36 гл. дирижёр и зав. муз. частью Т-ра им. Кирова. В 1936–39 художеств. руководитель и гл. дирижёр Т-ра им. Шевченко в Киеве. Деятельность Д. способствовала росту сов. музыкально-сценич. культуры. В Т-ре им. Кирова участвовал в первой пост. балета "Пламя Парижа" (1932, балетм. В. И. Вайнонен), а также в пост. спектаклей "Египетские ночи" (1920), "Дочь фараона" (1921), "Эрос" на муз. Чайковского, "Саломея" на муз. Глазунова, "Сольвейг" на муз. Грига, все – 1922; "Щелкунчик", "Павильон Армиды", оба – 1923. Автор музыкально-критич. статей, в т. ч. "Б. В. Асафьев и ею балетная музыка" (в сб. "Бахчисарайский фонтан", 1936).

Лит.: Асаф'ев Б. В. (Iгор Глэбов), В. О. Дранiшнїков, "Радянська музика", 1940, № 4; Фрейдков Б., Воспоминания Дранишникова, "СМ", 1964, № 5.

A. C. Иванов.

Дречин С. В.

ДРÉЧИН Семён Владимирович (Вульфович) (р. 24.12.1914, Минск), сов. артист, балетмейстер. Нар. арт. БССР (1954). В 1934 окончил Моск. хореографич. техникум. В 1933–41 и с 1945 (в 1941–44 в Большом т-ре) солист, с 1950 балетмейстер Минского т-ра, в 1963–66 балетмейстер Саратовского т-ра. Среди партий: Симон ("Соловей" Крошнера), Василь, Янко ("Князь-озеро" и "Пламенные сердца" Золотарёва), Зигфрид, Дезире, Гирей, Базиль, Ли Шанфу; Иванушка ("Конёк-Горбунок"). Пост.: "Красный мак" (1950), "Эсмеральда" (1951), "Шопениана" (1952), "Лауренсия" (1955); "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса (1958), "Волжская поэма" на муз. Хачатуряна (1965). Ставил также балеты в др. т-рах: "Сломанный меч" Лазарева (совм. с Н. В. Даниловой), "Болеро", "Франческа да Римини"; "Сольвейг" на муз. Грига (все – 1960, Кишинёвский т-р); "Слава космонавтам" Бирюкова, "Поэма о негре" на муз. Гершвина (оба – 1961, Т-р им. Франко), "Гюльназира" Сабитова (1963, Уфимский т-р). Автор сценариев ряда балетов. Гос. пр. СССР (1950).

Лит.: Мулер К., С. В. Дрэчын, веб.: Мастацтва Совецкай Беларусi, Мiнск, 1955, с. 366–70.

"Голубой Дунай". Балетм. С. Дречин

Дречин С. В.

"Голубой Дунай". Балетм. С. Дречин

Дриго Р.

ДРИ́ГÓ (Drigo) Риккардо (Ричард Евгеньевич) (30.6.1846, Падуя, – 1.10.1930, там же), композитор и дирижёр. По национальности итальянец. Учился в консерватории в Венеции. С нач. 70-х гг. дирижёр оперных т-ров Венеции и Милана. С 1878 дирижёр Итал. оперы в Петербурге, с 1886 дирижёр и композитор балета Мариинского т-ра. В России жил св. 40 лет. Участвовал в первых пост. в Петербурге балетов П. И. Чайковского ("Спящая красавица", 1890, балетм. М. И. Петипа, "Щелкунчик", 1892, балетм. Л. И. Иванов) и А. К. Глазунова ("Раймонда", 1898, балетм. Петипа). После смерти Чайковского Д. редактировал музыку "Лебединого озера" (совм. с М. И. Чайковским), инструментовал для петерб. пост. (1895) ряд фортепьянных пьес Чайковского, включённых в балет. Эта редакция балета получила всеобщее признание. Д. в своём творчестве испытал влияние Л. Делиба. Музыка лучших балетов Д. изящна, мелодична, удобна для танца. Особенно популярен его балет "Арлекинада" (1900, Эрмитажный т-р, затем Мариинский т-р, балетм. Петипа), ставящийся во мн. странах мира. Ему принадлежит музыка балетов "Очарованный лес" (1887, Мариинский т-р, балетм. Л. И. Иванов), "Талисман" (1889, там же, балетм. Петипа), "Волшебная флейта" (1893, там же, балетм. Иванов), "Пробуждение Флоры" (1894, там же, балетм. Петипа), "Прелестная жемчужина" (1896, Большой т-р, Москва, балетм. Петипа), "Роман розы и бабочки" ("Роман бутона розы", 1919, Мариинский т-р, балетм. А. И. Чекрыгин), вставные номера к балетам др. авторов. В 1920 Д. возвратился в Италию.

Лит.: Д. Л., P. E. Дриго. (К 40-летнему юбилею службы), "Бирюч Петроградских государственных театров", 1919, № 17–18; Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956, с. 133–36; Travaglia S., R. Drigo, l'uomo e l'artista, Padova, 1929.

Дроздова М. С.

ДРОЗДÓВА Маргарита Сергеевна (р. 7.5.1948, Москва), сов. артистка. Нар. арт. РСФСР (1980). С 1967, по окончании Моск. хореографии, уч-ща, в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Среди партий; Одетта – Одиллия, Золушка; Флер де Лис ("Эсмеральда"), Пахита, Медора, Гаянэ, Сванильда; Актриса ("Штраусиана"), Донна Анна ("Дон Жуан" на муз. Р. Штрауса), Муза ("Вариации" на муз. Бизе); Таня ("Мечтатели" на муз. Шостаковича, 1976, балетм. Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов), Мария ("Степан Разин" Сидельникова, 1977, балетм. A. B. Чичинадзе), Ханна ("Чёрные птицы" Катцера, 1978, балетм. Т. Шиллинг). Виртуозное владение техникой классич. танца, элевация, драматич. выразительность отличают иск-во Д. Пр. междунар. конкурсов артистов балета в Варне (1972) и Москве (1973). Пр. им. А. П. Павловой (Париж, 1968). Участвовала в гастролях за рубежом. Гос. пр. РСФСР (1980).

E. H. Надеждина.

Дротнерова М.

ДРÓТНЕРОВА (Drottnerová) Марта (р. 21.3.1941, Готвальдов), чехосл. артистка. Нар. арт. ЧССР (1975). Училась у Э. Габздила в Остраве, в 1962 у Е. П. Гердт в Москве. Дебютировала в 1957 в Остравском театре. С 1959 солистка Национального т-ра в Праге. Партии: Катерина ("Каменный цветок"), Принцесса ("Соль дороже золота" Гануша), Эсти ("Лудаш Мати" Сабо), Джульетта, Ширин, Мария, Сванильда, Маша, Аврора, Одетта – Одиллия, Жизель; Избранница ("Весна священная"), Возлюбленная ("Возлюбленная семи разбойников" Вацека), Коломбина ("Карнавал") и др. Гастролировала за рубежом. В 1962 танцевала партию Марии в Большом т-ре (Москва). 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1966). Пр. ЧССР им. Готвальда (1968).

В. Вашут.

М. Дротнерова - Одетта, В. Харапес - Зигфрид

Дротнерова М.

М. Дротнерова - Одетта, В. Харапес - Зигфрид

"Ду гуль"

"ДУ ГУЛЬ" ("Две розы"), балет в 4 актах 5 картинах. Комп. A. C. Ленский, сцен. М. Рабиев. 17.4.1941, Т-р им. Айни, балетм. К. Я. Голейзовский, Г. Валамат-заде, А. Исламова, А. И. Проценко, худ. В. Ф. Рындин, дирижёр П. И. Шпитальный; Нозгуль – А. Азимова, Заррагуль – А. Исхакова, Сангин – У. Рабимов, Раджаб – Валамат-заде.

Н. Ю. Чернова.

Дубенецкене-Калпокене О. И.

ДУБЕНÉЦКЕНЕ-КАЛПОКÉНЕ

(Шведайте) Ольга Ивановна (1891, Петербург, – 1967, Каунас), сов. художник, артистка, педагог, балетмейстер. Училась в художеств. студиях Л. Дмитриева-Кавказского, Б. И. Анисфельда и в петерб. Академии художеств (педагог Ф. Рубо). Танцем занималась у А. И. и И. И. Чекрыгиных, О. И. Преображенской и другие. Сценич. деятельность начала в 1912 в петерб. Доме интермедии. С 1919 работала в Литве, в 1921 основала там первую частную балетную студию, в 1922–25 ставила танцы в оперных пост. Каунасского т-ра. Создала эскизы декораций и костюмов для оперных и другие.матич. спектаклей, оперетт и балетов: "Шехеразада" (1937), "Бахчисарайский фонтан" (1938), "Кавказский пленник" (1939). Среди её учениц – М. Юозапайтите.

Л. И. Мотеюнайте.

Дубинин С. П.

ДУБИ́НИН Сергей Павлович (25.9.1912, Петербург, – 1943), сов. артист. По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог В. И. Пономарёв), в 1930–33 в Т-ре им. Палиашвили (Тбилиси). В 1933–41 в Ленингр. Малом т-ре. Партии: Колен, Франц; Балда ("Сказка о попе и о работнике его Балде" Чулаки), Ашик-Кериб ("Ашик-Кериб" Асафьева), Бахметьев ("Кавказский пленник"), Андрэ ("Фадетта") и др.

A. A. Соколов.

Дубровина В. А.

ДУБРÓВИНА Вера Андреевна (р. 10.8.1917, г. Верховенск Иркутской обл.), сов. артистка и педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). С 1939, по окончании Саратовского театр. уч-ща, в Саратовском т-ре. Обладала виртуозной техникой, драматич. талантом. Партии: Одетта – Одиллия, Аврора, Никия, Китри; Актриса ("Штраусиана"), Tao Хоа, Лауренсия, Параша; Айша ("Семь красавиц"), Эне ("Весёлый обманщик" Корчмарёва) и др. В 1956 впервые на сов. сцене исполнила партию цыганки Шари в венг. балете "Платочек" (балетм. Ж. Кун и В. Фюлеп). Последняя работа Д. – Девушка ("Девушка и Смерть" Ковалёва, 1961, балетм. В. Т. Адашевский). С 1959 преподаёт в Саратовском хореографическом уч-ще.

Лит.: Габаева Е., Искусство, освещенное добром, "ТЖ", 1959, № 1; её же. Четверть века служения балету, "T", 1963, № 11.

E. H. Дюкина.

Дугашев Г. Н.

ДУГÁШЕВ Газиз Ниязович [р. 7(20).12.1917, Верный, ныне Алма-Ата], сов. дирижёр. Нар. арт. Казах. ССР (1957). Чл. КПСС с 1956. Учился в Моск. консерватории. В 1958 окончил консерваторию в Алма-Ате. В 1943–48 дирижёр, в 1956–59 гл. дирижёр, в 1968–73 директор и художеств. руководитель Т-ра им. Абая. Участвовал в пост. балета "Камбар и Назым" Великанова (1950, балетм. М. Ф. Моисеев), первого уйгурского балета "Чинтомюр и Махтум" Кужамьярова (1968, балетм. З. Райбаев). В 1951–59 стажёр и дирижёр Большого т-ра, в 1959–1963 – дирижёр Т-ра им. Шевченко ("Чёрное золото" Гомоляки, 1960, балетм. П. П. Вирский), в 1966–68 Минского т-ра ("Альпийская баллада" Глебова, 1967, балетм. О. М. Дадишкилиани, "Жизель").

A. C. Иванов.

Дудко М. А.

ДУДКÓ Михаил Андреевич [р. 18 (31).12.1902, Петербург], сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1939). По окончании Петрогр. хореографич. уч-ща (ученик C. K. Андрианова, В. А. Семёнова, Л. С. Леонтьева), в 1920–41 в Петрогр. т-ре оперы и балета (позднее Т-р им. Кирова). Был партнёром Е. П. Гердт, позднее Г. С. Улановой. Первый исполнитель партий: Ганс ("Сольвейг" на муз. Грига, 1922, балетм. П. Петров), Солист ("Шубертиана", 1922, балетм. А. И. Чекрыгин), Капитан ("Красный мак", 1929, балетм. Ф. В. Лопухов), Командор ("Лауренсия", 1939, балетм. В. М. Чабукиани), Тарас ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седого, 1940, балетм. Ф. В. Лопухов). Среди партий – Гирей (1934, балетм. Р. В. Захаров), Абдерахман, Иван-царевич ("Жар-птица"), Дезире, Жан де Бриен; Юноша ("Шопениана"), Солор. В 1953–62 работал в т-рах Уфы, Новосибирска, Тбилиси.

И. В. Ступников.

Дукельский В.

ДУКÉЛЬСКИЙ (Dukelsky) Владимир [псевд. – Вернон Дьюк (Duke)] (р. 10.10.1903, Парфяновка, близ Пскова), амер. композитор. Учился в Киевской консерватории (у P. M. Глиэра). С 1920 поселился во Франции, с 1929 живёт в США. Автор симфонич. и камерных произведений. Первая балетная музыка, написанная Д., – "Зефир и Флоpa" (1925, балетм. Л. Ф. Мясин, Русский балет Дягилева, Монте-Карло), характеризуется неоклассич. стилем. Дальнейшее творчество Д. развивалось под влиянием джаза и амер. мюзик-холла. Ряд мьюзиклов с музыкой Д. поставлен в бродвейских т-рах, в т. ч. "Хижина в небе" (1940, "Мартин Бекс тиэтр", балетм. Дж. Баланчин и К. Данем) и др. Д. работал в области балетной киномузыки ("Зигфрид Фоллиз", 1935, "Голдвин Фоллиз", 1940, "Леди переходит улицу", 1941, все – балетм. Баланчин). Среди др. балетов – "Общественные сады" (1935, "Балле рюс де Монте-Карло", Чикаго, балетм. Мясин), "День Филда" (1936, на темы музыки Филда), "Антракт" (1938–45), "Бал прачек" (1946, Балет Елисейских полей, Париж, балетм. Р. Пти), "Император Нортон" (1957, балетм. Л. Кристенсен) и др.

Лит.: Smith С., Musical comedy in America, N. Y., [1950].

В. А. Кулаков.

Дуленко В. С.

ДУЛÉНКО Валентина Сергеевна [р. 4(17). 2.1905, Харьков], сов. артистка, педагог. Засл. работник культуры РСФСР (1974). В 1917–19 училась в балетной студии H. A. Тальори-Дудинской в Харькове. С 1919 в Оперном т-ре в Харькове. В 1924–26 совершенствовалась в Ленингр. хореографич. уч-ще (у М. А. Кожуховой, В. А. Семёнова, Монахова). В 1926–35 ведущая солистка Харьковского т-ра (одновременно педагог его балетной труппы). Была первой исполнительницей партий в совр. укр. балетах – Эффи ("Ференджи" Яновского, 1930, балетм. П. Кретов), Любина ("Пан Канёвский" Вериковского, 1931, балетм. В. К. Литвиненко). Среди др. ролей: Пахита, Лиза; Медора и Гюльнара ("Корсар"), Одетта – Одиллия, Раймонда, Эсмеральда; Тайях и Девушка ("Иосиф Прекрасный", балетм. К. Я. Голейзовский, "Гротеск" – оба комп. Василенко), Дама ("Футболист" Оранского), Tao Хоа. Одна из лучших работ Д. – Аврора (1935, балетм. Голейзовский). В 1935–45 – артистка моск. драматич. т-ров (MXAT 2-й, Малый т-р, Т-р Сов. Армии, Т-р Сатиры). В 1946–48 – балетмейстер-репетитор Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. С 1949 – режиссёр коллективов художеств. самодеятельности Москвы.

Лит.: Станiшевський Ю., Український радянський балетний театр. (1925–1975), Київ, 1975.

В. Дуленко - Тао Хоа

Дуленко В. С.

В. Дуленко - Тао Хоа

Дункан А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дуэтный танец

ДУЭ́ТНЫЙ ТÁНЕЦ (дуэт), парный танец танцовщика и танцовщицы. Может быть частью спектакля или самостоятельным номером. В начале развития балетного иск-ва любой парный танец назывался pas de deux. Ок. сер. 19 в. pas de deux принимает более определённую пятичастную танцевальную форму. Д. т. входит в неё в качестве составной части. Муз. форма Д. т. в большинстве случаев adagio.

Д. т. часто используются в балетах классич. наследия: лирические – Одетта и Зигфрид (балетм. Л. И. Иванов), героические – "Пламя Парижа" (балетм. В. И. Вайнонен), празднично-бравурные "Дон Кихот" (балетм. A. A. Горский). Не всякое общение на сцене танцовщика и танцовщицы является Д. т. Дуэт двух танцовщиц или двух танцовщиков может представлять собой "танцевальный диалог" или сцену-дуэт – Марии и Заремы (балетм. Р. В. Захаров) или Отелло и Яго (балетм. В. М. Чабукиани).

Д. т. получил развитие в 18–19 вв. в спектаклях Ж. Доберваля, Ш. Дидло, Ж. Перро, Авг. Бурнонвиля. Д. т. этих балетмейстеров строились преимущественно на партерных поддержках и танц. комбинациях (дуэты Рыбака и Невесты в балете Бурнонвиля "Неаполь, или Рыбак и его невеста"). Яркий, технически сложный Д. т. получил наибольшее развитие в балетах М. И. Петипа, Л. И. Иванова, A. A. Горского. Постепенно техника и другие.матургич. построение Д. т. развивались и усложнялись, появились воздушные поддержки, гимнастические и акробатические элементы, ставшие составной частью Д. т.

Особенно большое развитие получил Д. т. в творчестве сов. балетмейстеров, внёсших в него много новых элементов, обогативших хореографич. пластику. Дуэты, созданные для концертных программ Г. Я. Голейзовский, Л. В. Якобсоном, Мессерером и другие., выразительны, пронизаны поэзией, обладают красотой пластич. рисунка ("Скрябиниана", балетм. Голейзовский, "Охотник и птица" на муз. Грига, балетм. Якобсон, "Весенние воды" на муз. Рахманинова и "Мелодия" на муз. Глюка, балетм. Мессерер). Широкое развитие получил Д. т. в творчестве Ю. Н. Григоровича. В его "Ромео и Джульетте" пять дуэтов главных героев раскрывают всю историю их взаимоотношений.

Обучение технике поддержки в Д. т. входит в программы хореографич. училищ в качестве обязательной специальной дисциплины для учеников старших классов.

Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического танца, 3 изд., Л.–М., 1948; Серебренников Н. Н., Поддержка в дуэтном танце, М., 1969.

А. М. Плисецкий.

Дьяченко Н. Н.

ДЬЯЧÉНКО Нина Николаевна (р. 23.7.1944, Чита), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1973). В 1963 окончила Пермское хореографич. уч-ще (педагог Л. П. Сахарова), Работала во Львовском т-ре. С 1965 в Пермском т-ре. Среди партий: Уличная танцовщица и Мерседес ("Дон Кихот"), Зарема, Эгина; сеньора Капулетти ("Ромео и Джульетта"), Кармен ("Кармен-сюита"), Фортуна ("Орфей и Эвридика" Журбина), гл. партия в балете "Испанские миниатюры" на нар. музыку, Графиня ("Три карты" на муз. Прокофьева) и др. Участвовала в гастролях за рубежом. Преподаёт в Пермском хореографич. уч-ще.

Дюка П.

ДЮКÁ (Dukas) Поль (1.10.1865, Париж, – 17.5.1935, там же), франц. композитор. Чл. Института Франции (1934). Закончил Парижскую консерваторию (у Э. Гиро). Проф. консерватории (с 1909) и "Эколь нормаль" (с 1926). Автор оперы, оркестровых, инструм. и вокальных соч., балетов: "Кровь Медузы", "Хореографические вариации" (пост. не осуществлены), а также "Пери" (хореографич. поэма на сюжет древнеиран. легенды, 1912, "Компани Труханова", т-р "Шатле", Париж, балетм. И. И. Хлюстин). Неразрывная связь симфонич. и танц. начал, мелодич. вдохновение, изощрённо-красочное оркестровое письмо – определили долгую сценич. жизнь этого балета. Симфонич. скерцо Д. "Ученик чародея" (на сюжет Гёте, 1897) было пост. М. М. Фокиным (Мариинский т-р, Петроград, 1916).

Лит.: Favre G., L'oeuvre de P. Dukas, P., 1969.

B. A. Кулаков.

Дюпор А.

ДЮПÓР (Duport) Луи Антуан (1.1.1781, по др. данным, 1783, Париж, – 19.10.1853, там же), франц. артист и балетмейстер. Учился в школе парижской Оперы у А. Дезе. В 1800–08 солист этого т-ра, исполнитель гл. партий в балетах П. Гарделя и Л. Милона. Пост. "Ацис и Галатея" Дарандо и Джанеллы (1805) и "Фигаро, или Севильский цирюльник" (1806, совм. с Ж. Б. Блашем). В 1808–12 выступал в Петербурге и Москве в балетах Ш. Дидло – "Амур и Психея" Кавоса, "Пастух и Гамадриада" Венюа, "Зефир и Флора". Пост.: "Американцы, или Счастливое кораблекрушение" Каноббио (1809), "Суд Париса" Мегюля (1809) и др. Работал в Вене (1812–17 и 1821–36), Неаполе (1817 и 1820) и Лондоне (1818 и 1819). Последнее выступление Д. состоялось в 1836 в Париже. Д. был одним из самых виртуозных танцовщиков своего времени, но его драматич. дар уступал технич. мастерству.

Лит.: Слонимский Ю., Дидло. Вехи творческой биографии, Л.–М., 1958; Глушковский Α., Воспоминания балетмейстера, Л.–М., 1940; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958; Moore L., The Duport Mystery, [Brooklyn], 1960.

B. A. Майниеце.

Дюпре Л.

ДЮПРÉ (Dupré) Луи (ок. 1697 – октябрь 1774), франц. артист, балетмейстер, педагог. Учился в школе при Королевской академии музыки (педагог Л. Пекур). Начал выступать в детских ролях с 1701. В 1715–22 и 1730–1751 солист Королевской академии музыки, в 1722–30 работал в Варшаве, гастролировал в Лондоне, Дрездене. Партии в лирич. трагедиях, балетах и операх-балетах: "Галантная Индия"; "Пирр" Руайе (1730), "Сельские празднества" (1731) и "Танкред" (1738) Кампра, "Царство любви" Брассака (1733), "Персей" (1737) и "Амадис" (1748) Люлли и другие. С особым успехом исполнял чаконы и пассакальи. Последнее выступление Д. состоялось в 1751 в дивертисменте "Гений". Один из основоположников мужского сценич. танца, Д. был грациозен, пластичен, обладал благородной манерой исполнения. Пост.: "Зораида, королева Гренады" (1739) и др. Среди учеников Д. – Ж. Ж. Новер, Г. Вестрис, М. Гардель.

Лит.: Новер Ж.-Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927, с. 200, 308; Winter M. H., The pre-romantic ballet, L., 1974.

В. А. Майниеце.

Дютийё А.

ДЮТИЙЁ (Dutilleux) Анри (р. 22.1.1916, Анже), франц. композитор. Учился у В. Галлуа, затем в Парижской консерватории у Ф. Гобера, А. Бюссе, М. Эмманюэля. В 1944–63 руководил муз. отделом Радио и телевидения Франции. Автор оркестровых и инструм. произв., музыки к спектаклям и кинофильмам, а также балетов: "Отражения прекрасной эпохи" (1948, Виши, балетм. П. Дюрозуа), "Для послушных детей" (1952), "Волк" (1953, "Балле де Пари", балетм. Р. Пти; показан в СССР труппой парижской Оперы, 1977; 1965, Ганновер, балетм. И. Георги), "Красавица" (1953, Лондон), "Метаболы" (1977, Страсбур, балетм. П. ван Дийк). Музыка балета "Волк" отличается драматич. выразительностью, прозрачной инструментовкой, мелодич. и гармонич. изобретательностью, использованием народно-жанровых форм.

В. А. Кулаков.

Дюфи Р.

ДЮФИ́ (Dufi) Рауль (3.6.1877, Гавр, – 23.3.1953, Форкалькье), франц. живописец, график, театр. художник. Учился в муниципальной художеств. школе в Гавре (у Ш. Люлли) и Школе изящных иск-в в Париже (у Л. Бонна). Испытал влияние импрессионистов, фовистов и, в особенности, живописи Сезанна. Работал в драматич. т-рах, оформил (совм. с Г. П. Фоконне) балет-пантомиму "Бык на крыше" Мийо (1920, Комедия Елисейских полей, пост. Ж. Кокто) и балеты: "Фривольность" Понея (1922, труппа И. Рубинштейн, балетм. Л. Статс), "Пляж" Франсе (1933, "Балле де Монте-Карло", балетм. Л. Ф. Мясин), "Ипсом" на муз. Деланнуа (1938, "Балле рюс дю колонель де Базиль").

Лит.: Cogniat R., Les décors de théâtre, P., 1930; его же, Les décorateurs de théâtre. P., 1955.

B. M. Паппе.

Эскиз декорации к балету "Пляж". Худ. Р. Дюфи

Дюфи Р.

Эскиз декорации к балету "Пляж". Худ. Р. Дюфи

Дягилев С. П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница