Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Й"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Й"

Йилек В.

ЙИ́ЛЕК (Jílek) Властимил (р. 2.9.1925, Йиглава), чехосл. артист и балетм. Засл. арт. ЧССР (1966). Ученик И. В. Псоты. С 1939 в т-ре Брно, в 1945–77 в Нац. т-ре, Прага (в 1951–1953 рук. балетной труппы). Партии: Франц, Петрушка, Ротбарт, Дезире, Нурали, Вацлав, Ромео, Тибальд; Труффальдино ("Слуга двух господ" Бургхаузера), Вацилка ("Шванда-волынщик" Вачкаржа), Даркон ("Дафнис и Хлоя" Равеля), Шандор ("Яношик" Кашлика), Ли Шанфу, Коппелиус ("Коппелия, или Девушка с голубыми глазами") и др. Пост. балеты: "Половецкие пляски" (1952); "Яношик" (1953, 1956), "Шванда-волынщик" (1953), "Дон Жуан" Кашлика (1959), "От сказки к сказке" Недбала (1968), ставил хореографич. номера в фильмах, телеспектаклях, представлениях т-ра "Латерна магика" (1974).

В. Вашут.

Йирсикова Н.

ЙИ́РСИКОВА (Jirsíková) Нина (6.2.1910, Прага, – 23.11.1978, там же), чехосл. артистка. Засл. арт. ЧССР (1969). Училась у Е. Никольской и И. Енчика. С 1925 выступала в ревю, в 1930–35 в "Освобождённом т-ре" Праги, в 1935–41 в т-ре "Д-34" под рук. Э. Буриана (с 1936 хореограф). В 1941 была арестована гестапо и до 1945 находилась в концлагере в Равенсбрюке. В 1945–48 рук. балетной труппы Т-ра 5-го мая, в 1948–55 зам. рук. балетной труппы Нац. т-ра в Праге, в 1955–59 балетм. т-ра "Д-34". Пост. балеты: "Сказка о танце" Пршецехтеля (1941), "Дон Жуан" Кашлика (1940, 1946), "Никотина" Новака (1948), "Шпаличек" Мартину (1949), "Красный мак" (1954).

В. Вашут.

"Йоанна Тентата"

"ЙОÁННА TEHTÁTA", балет в 3 актах (по мотивам новеллы Я. Ивашкевича "Мать Иоанна от ангелов" и историч. источникам). Комп. Э. Тамберг, сцен. и балетм. М. Мурдмаа. 23.1.1971, т-р "Эстония", худ. М.-Л. Кюла, дирижёр Э. Клас; Йоанна – Ю. Лехисте, Сюрын – Т. Хярм.

Л. П. Тормис.

Йоасоо Э. К.

ЙÓАСОО Эйке Карловна (28.3.1930, Таллин, – 22.1.1971, там же), сов. артистка. Засл. арт. Эст. ССР (1956). С 1946 солистка балета т-ра "Эстония". Партии: Дева острова ("Калевипоэг" Каппа), Тийна, Вирве ("Тийна", "Северный сон" Аустер), Жизель, Мария.

Л. П. Тормис.

Йованович М.

ЙОВÁНОВИЧ (Jovanović) Милица (р. 26.2.1932, Белград), югосл. артистка, педагог, балетовед. Училась в балетной школе "Луё Давич". В 1950–70 солистка Нац. т-ра в Белграде. Партии: Одетта; Ела ("Чёрт в деревне" Лхотки), Мирта ("Жизель"), Звезда ("Охридская легенда" Христича), Принцесса Флорина ("Па-де-де принцессы Флорины и Голубой птицы"), солистка в "Шопениане". В 1970 окончила педагогич. отделение ГИТИСа. В 1973–76 худ. рук. труппы Нац. т-ра в Белграде, затем педагог-репетитор. Автор книг, статей о балете. Постоянный рецензент газеты "Политика-экспресс".

Йорданов С. Й.

ЙОРДÁНОВ Стефан Йорданович (р. 20.8.1924, г. Елена), болг. балетмейстер. Член БКП с 1965. Окончил юридич. ф-т Софийского ун-та (1947) и балетмейстерское отделение ГИТИСа (1960, Москва). С 1961 гл. балетмейстер Варненской нар. оперы, где пост.: "Тропою грома" (1960); "Серебряные туфельки" П. Хаджиева (1961), "Шопениана" (1962); "Берег надежды" Петрова, "Штраусиана" на муз. И. Штрауса, "О жизни и смерти" на муз. Леви, "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (все – 1963), "Жизель" (1965), "Корсар" (1966), "Щелкунчик" (1968), "Доктор Айболит" (1969), "Раймонда" (1970), "Спящая красавица"; "Гайдуцкая песня" Райчева (оба – 1977), "Копеллия" (1978), "Тщетная предосторожность"; "Ромео и Джульетта" (оба – 1979). Педагог Софийского хореографич. уч-ща (1949–56) и балетного отделения Варненского муз. уч-ща (с 1960). Член жюри Междунар. конкурса артистов балета в Варне (с 1964).

В. В. Ванслов.

Йоркин П. К.

ЙÓРКИН Павел Константинович [10(22).2.1891, Киев, – 9.12.1953, Ташкент], сов. артист, балетмейстер, педагог. В 1904–1907 учился в Киеве в балетных классах под рук. С. Ленчевского, в 1907–10 у Бучинского. В 1910–36 выступал в т-рах Киева, Одессы, Харькова, Днепропетровска, Ростова-на-Дону, Тбилиси. Возглавлял балетные труппы Харьковской рус. оперы (1920–24; пост. "Дон Кихот", "Тщетная предосторожность", "Коппелия"), Первой передвижной укр. рабочей оперы (1928–30; пост. "Лебединое озеро", "Корсар", "Красный мак"), Днепропетровского т-ра (1931–34; пост. "Пан Каневский" Вериковского), Харьковского т-ра (1934–41; пост. "Светлана" Клебанова). В 1944–53 гл. балетмейстер Т-ра им. Навои (Ташкент); пост.: "Бахчисарайский фонтан" (1945), "Коппелия" (1947), "Конёк-Горбунок", "Дон Кихот" (оба – 1948), "Красный мак" (1949), "Лебединое озеро" (1950). Автор оригинального сценического решения балетов "Балерина" Мушеля (1949) и "Акбиляк" ("Озодачехра") Василенко (1951). Руководил (с 1944) студией при театре, выпускники к-рой составили,ядро его балетной труппы. По инициативе Й. в 1948–51 в Московском хореографич. уч-ще работала узб. балетная студия, где получили образование мн. видные артисты республики – X. Камилова, Г. Маваева, Т. Тангуриев, К. Юсупова и другие. Педагог-воспитатель, И. привил коллективу исполнительскую культуру, заложил прочный фундамент для дальнейшего развития балетного иск-ва Узбекистана.

Лит.: Авдеева Л., Балет Узбекистана, Таш., 1973; Станiшевський Ю., Украïнський радянський балетний театр. (1925–1975), Киïв, 1975.

Л. А. Авдеева.

Йосс К.

ЙОСС (Jooss) Курт (р. 12.1.1901, Вассеральфинген – 29.5.1979, Хейльбронн), нем. артист, балетмейстер и педагог (ФРГ). В 1919–21 учился в Высшей муз. школе в Штутгарте, затем работал с балетм. Р. Лабаном в т-рах Мангейма и Гамбурга. В 1924– 25 балетм. гос. т-ра в Мюнстере. Здесь совм. с балериной А. Симола, композитором Ф. Коэном, артистом и балетм. З. Ледером и художником X. Хекрогом организовал труппу "Нойе танцбюне", ставил балетные номера в экспрессионистской манере: "Персидская сказка" Веллеса (1924), "Демон" Хиндемита (1925) и др. Изучал классич. танец в Вене и Париже. В 1927 руководил отделением танца "Фолькванг-шуле" в Эссене, преобразованной в 1928 в "Фолькванг танцтеатер". В 1930–33 работал как балетмейстер в Эссенском муниципальном т-ре. Пост.: "Демон" Хиндемита, "Король Дроздобород" на муз. Моцарта (1929), "Комната № 13" Коэна, "Павана" на муз. Равеля (оба – 1929), "Петрушка"; "Бал" Риети, "Половецкие пляски" (все – 1930), "Коппелия", "Блудный сын" (оба – 1931), "Пульчинелла". (1932).

Творчество Й. было направлено на создание танц. драмы нового типа. Одним из первых он осознал необходимость синтеза танца модерн с техникой классич. танца и небалетной пантомимы. Его теоретич. воззрения получили детальную разработку в системе "эукинетика". Новаторство Й. проявилось и в обращении к совершенно новым для балетного т-ра темам. Его "Зелёный стол" на муз. Ф. Коэна – первый балет с ярко выраженной политич. и антимилитаристской направленностью получил 1-ю пр. на Междунар. конкурсе хореографов в Париже (1932) и до сих пор сохраняется в репертуаре нем. и др. т-ров. В 1933 Й. эмигрировал вместе со своей труппой, получившей назв. "Балле Йосс", в Англию и обосновался в Дарлингтоне, где открыл собств. школу. С труппой гастролировал в Америке и Зап. Европе. Успехом пользовались балеты: "Семь героев" на муз. Перселла – Коэна, "Блудный сын" Коэна (оба – 1933), "Сегодня вечером Иоганн Штраус" (1935); "Компания на постоялом дворе" на муз. Бетховена – Кука (1943), "Пандора" Герхарда (1974) и др. В 1947 труппа Й. распалась, он работал в Чили, в 1949–68 вновь руководил отделением танца в школе "Фолькванг-шуле" и труппой "Фолькванг-балет". Ставил балеты в Дюссельдорфе, Стокгольме, для фестивалей в Шветцингене и Зальцбурге. Творчество Й., крупнейшего представителя экспрессионизма в танце, оказало большое влияние на развитие хореографического искусства многих стран.

Э. Реблинг.

"Зеленый стол". Балетм. К. Йосс

Йосс К.

"Зеленый стол". Балетм. К. Йосс

Предыдущая страница Следующая страница