Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "К" (часть 1, "КOК"-"КАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КOК"-"КАР")

Кoкурина А. Н.

КOКУ́РИНА Анастасия Николаевна [р. 20.4 (3.5). 1915, Житомир], сов. артистка. В 1933 окончила Моск. хореографич. уч-ще (педагог А. И. Чекрыгин), в 1960 – театроведческий ф-т ГИТИСа. С 1933 в Большом т-ре; партии – Летучая мышь и Кукла-фуэте ("Три толстяка"), фея Виолант и фея Карабос ("Спящая красавица"). В 1945–60 в Пермском т-ре; партии – Китри, Одетта – Одиллия; Милица ("Милица" Асафьева), Зарема, Tao Хоа; Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок" Фридлендера), Лауренсия, Эсмеральда, Аврора; Актриса ("Пламя Парижа") и др., танцы в операх "Князь Игорь", "Фауст", "Иван Сусанин" и другие. Педагог хореографических уч-щ Перми (с 1954), Воронежа (с 1966). Ставила концертные номера. Автор брошюры "Балет" (Пермь, 1961), статей и рецензий, книги "Пермский академический" (1971, совм. с И. Келлером и Ю. Надеждиным).

Лит.: Надеждина Е., Эльяш З., Большой балет, М., 1964; Келлер И., Репетиции. Спектакли. Встречи, Пермь, 1977.

Кабеков С.

КАБÉКОВ Сапарбек (р. 20.9.1923, Фрунзе), сов. артист, балетмейстер. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1963). В 1935–41 учился в Ленингр. хореографич. уч-ще. С 1947 солист, в 1961–65 балетмейстер-репетитор Фрунзенского т-ра. Партии: Зигфрид; Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Кадыр ("Анар" Власова и Фере). Исполнял танцы в оперных спектаклях. С 1965 балетмейстер Ансамбля нар. танца Кирг. ССР.

Д. Л. Брудный.

Кабилов М. К.

КАБИ́ЛОВ Махат Кабилович (р. 9.8.1920, кишлак Ховалинг Восейского р-на Кулябской обл. Тадж. ССР), сов. артист. Засл. арт. Тадж. ССР (1947). Чл. КПСС с 1959. Участвовал в художеств. самодеятельности. С 1941, по окончании балетной студии при Т-ре им. Айни (педагог А. И. Проценко), в этом т-ре. Партии: Зигфрид; Каландар ("Шехеразада"); Вацлав, Нурали; Замой, Махкам ("Ду гуль", "Дильбар" Ленского), Ma Личен ("Красный мак"), Меджнун (Гос. пр. СССравни 1949); Бармалей ("Доктор Айболит") и др. С 1961 гл. балетмейстер респ. Дома нар. творчества (Душанбе).

Е. Д. Угринович.

Кабуки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Каверзин В. Г.

КÁВЕРЗИН Владимир Григорьевич (р. 3.3.1930, Харьков), сов. артист. Засл. арт. УССР (1960). По окончании Киевского хореографич. уч-ща (педагоги В. И. Каминская, P. A. Клявин, E. H. Зайцев), с 1951 – в Одесском т-ре. Партии: Зигфрид, Альберт, Солор; Али-Батыр ("Шурале"), Спартак, Евгений; Ma Личен ("Красный мак"), Отелло, Красс; Добрый молодец ("Весенняя сказка" Асафьева), Штраус ("Большой вальс" на муз. И. Штрауса) и др. С 1956 педагог Одесской хореографич. школы. Участвовал в гастролях за рубежом.

И. Г. Кузнецова.

"Кавказский пленник" (балет в 3 актах)

"КАВКÁЗСКИЙ ПЛÉННИК", балет в 3 актах с прологом (по поэме A. C. Пушкина). Комп. Б. В. Асафьев, сцен. Н. Д. Волков, Л. М. Лавровский, И. С. Зильберштейн.14.4.1938, Ленингр. Малый т-р, балетм. Лавровский, худ. В. М. Ходасевич, дирижёр П. Э. Фельдт; Черкешенка – Е. Г. Чикваидзе, Пленник – С. Н. Дубинин, Нина – Г. Н. Кириллова. 1947, возобн., там же. 20.4.1938, Большой т-р, сцен. Волков, балетм. Р. В. Захаров, худ. П. В. Вильямс, дирижёр Ю. Ф. Файер; Черкешенка – М. С. Боголюбская, Пленник – М. М. Габович, Полина – М. Т. Семёнова, О. В. Лепешинская. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Киев (1938, Г. А. Берёзова), Саратов (1938, В. А. Кононович), Свердловск (1939, В. Л. Романовский), Ереван (1942, Лавровский), Харьков (1957, И. К. Ковтунов). Ставился также в Ростоке, Котбусе и Хальберштадте (ГДР).

Действие происходит в 1820-х гг. в Петербурге и на Кавказе. Молодой офицер Бахметьев, отвергнутый любимой им княжной Ниной, уезжает на кавказский фронт. Попав в плен, он с трудом находит путь к спасению с помощью полюбившей его молодой Черкешенки. Не выдержав разлуки с Бахметьевым, Черкешенка бросается в пропасть.

Лит.: Красовская В., Сюжеты Пушкина в искусстве русской хореографии, в кн.: Пушкин. Исследования и материалы, т. 5, Л., 1967; Эльяш Н., Пушкин и балетный театр, М., 1970.

Н. И. Чернова.

"Кавказский пленник, или Тень невесты"

"КАВКÁЗСКИЙ ПЛÉННИК, ИЛИ ТЕНЬ НЕВÉСТЫ", балет в 4 актах (по A. C. Пушкину). Комп. К. А. Кавос (оркестровка Т. В. Жучковского), сцен. и балетм. Ш. Дидло. 15.1.1823, Большой Каменный т-р, Петербург, дирижёр Кавос; Черкешенка – А. И. Истомина, Пленник – Н. О. Гольц. 1838, возобн., там же; Черкешенка – М. Д. Новицкая-Дюр. 4.10.1827, Большой т-р, Москва, доп. номера на муз. Н. Е. Кубишты, балетм. А. П. Глушковский; Черкешенка – А. И. Воронина-Иванова, Пленник – А. П. Глушковский.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.–М., 1958, с. 151–54; Слонимский Ю., Балетные строки Пушкина, М., 1974, с. 103–19.

Кадриль

КАДРИ́ЛЬ (франц. quadrille, от исп. cuadrilla, букв. – группа из четырёх человек, от лат. quadrum – четырёхугольник), с кон. 17 и до кон. 19 вв. была одним из самых популярных бальных танцев. Войдя в нар. быт, сохранила свои композиц. особенности. Распространена у мн. европ. народов. Мелодии и манера исполнения приобрели нац. характер. Под разными назв. существует среди рус., укр., белорус., литов., латыш., эст. нар. танцев. Рус. К. отличается яркой самобытностью. Одна из разновидностей К. – нар. танцы шестёра, восьмера, четвёра, распространённые на Урале и в Сев. обл. РСФСравни Муз. размер 2/4. К. состоит из 5–6 фигур; каждая имеет своё название и сопровождается особенной музыкой. Композиция К. – 4 пары, расположенные квадратом. Танц. фразы исполняются парами поочерёдно, фигура заканчивается общим движением, связывающим всех танцующих.

И. С. Ивлиева.

Казахский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Казелла А.

КАЗÉЛЛА (Casella) Альфредо (25.7.1883, Турин, – 5.3.1947, Рим), итал. композитор, пианист, дирижёр и муз. писатель. Окончил Парижскую консерваторию (у Г. Форе). Много концертировал, в т.ч. в России (1907, 1909) и в СССР (1926 и 1935). В 1917 основал в Риме Нац. муз. об-во. К. – один из представителей неоклассицизма в итал. музыке. Автор опер, симфонич. и фп. произв., балетов: "Монастырь над водой" ("хореографич. комедия", под назв. "Венецианский монастырь", 1925, т-р "Ла Скала", Милан, балетм. Н. Гуэрра), "Ревнивые комедианты" (на муз. "Скарлаттианы" для фп. и струн. оркестра, 1932, Монте-Карло, балетм. Б. Нижинская), "Комната рисунков" (др. назв. – "Балет для Фульвии", детский балет, 1940, "Театро делле арти", Рим, балетм. А. Миллош), "Роза сновидения" (на муз. "Паганинианы" для орк., 1943, римская Опера, балетм. тот же), "Лесное каприччио" (на эту же муз., 1943, "Гос. опера", Вена, балетм. Э. Ханка), "Лазурный бродяга" (1957, "Пикколо Скала", Милан, балетм. Л. Новаро). Наиболее известный балет К. – "Кувшин" (1924, труппа Шведский балет, Париж, балетм. Ж. Берлин).

Соч.: I segreti della giara, Firenze, 1941.

В. А. Кулаков.

Кайль Б.

КАЙЛЬ (Keil) Биргит (р. 22.9.1944, Коваршен, Чехословакия), нем. артистка (ФРГ). Училась в балетной школе в Штутгарте и школе Королев. балета в Лондоне. С 1961 – в труппе Штутгартский балет. Кроме ролей классич. репертуара, исполняла ведущие партии в балетах Дж. Баланчина – "Симфония до-мажор" на муз. Бизе и "Вальс"; К. Макмиллана – "Сёстры" Мартена, "Фрёкен Юлия" Пануфника, "Реквием" Форе; Дж. Кранко – "Игра в карты", "Опус I" на муз. Веберна, "Туманы" на муз. Дебюсси, "Времена года" на муз. А. Глазунова, "Инициалы Р. Б. М. Е." на муз. Брамса; Г. Тетли – "Произвольности" на муз. Пуленка, "Лабиринт" Берио, "Дафнис и Хлоя", "В ожидании дождя" Нордхайма, "Весна священная"; Й. Килиана – "Возвращение в чужую страну" на муз. Яначека, "Облака" на муз. Дебюсси.

М. А. Гавриков.

Кайн К.

КАЙН (Kain) Карин (р. 28.5.1951, Гамильтон), канад. артистка. В 1969 окончила Нац. школу в Торонто (училась у Б. Олифант и сов. педагога Е. П. Валукина), принята в труппу Нац. балет Канады. Дебютировала в партии Одетты – Одиллии (возобн. Э. Бруна). С 1970 ведущая солистка труппы, исполняет гл. партии в балетах "Жизель", "Спящая красавица", "Коппелия" и другие. В 1974, 1975–1977 работала в труппе Р. Пти (Марсельский балет), где выступала в балетах "Перебои сердца" на сб. музыку (1974), "Нана" Констана (1976). Гастролировала в США, Франции, СССР ("Жизель"). Пр. на 2-м Междунар. конкурсе артистов балета в Москве (1973).

Е. П. Валукин.

Кайн У.

КАЙН (Cain) Урсула (р. 24.4.1929, Дрезден), нем. артистка (ГДР). Училась в школе М. Вигман (Дрезден) и Академии танца Дрезденской консерватории. Работала в т-рах Ростока и Дессау, в 1952–63 – в Лейпцигской опере. Исполняла характерные роли в классич. (Фея Карабос и другие.>.) и в совр. нем. балетах – Архиспоза ("Абраксас" Эгка), Жена ("Новая Одиссея" Брунса) и др. В 1963 оставила сцену.

Э. Реблинг.

Кайтани Я.

КАЙТÁНИ Яоко (р. 15.3.1921, г. Фукуока), япон. артистка и балетмейстер. Училась классич. танцу у рус. педагога Э. Павловой в Токио. Первая исполнительница партии Одетты – Одиллии в Японии (1946, пост. Масахидэ Комаки). В 1942 создала и возглавила собственную школу и труппу, в к-рой пост. балеты классич. наследия и исполнила в них гл. партии, в т. ч.: "Золушка" (1951, пр. Япон. фестиваля иск-в), "Щелкунчик" (1953), "Лебединое озеро" (1954), "Ромео и Джульетта" (1956) и др. К. создала новые балеты "Саломея" Акира Ифукубэ (1948), "Порги и Бесс" на муз. Гершвина (1955), "Жанна д'Арк" Онеггера (1959) и исполнила в них гл. партии. В 1961 проходила стажировку в Большом т-ре (Москва). По возвращении впервые в Японии пост. "Корсар" (1962), в к-ром использовала опыт рус. и сов. балетмейстерской школы. Основатель и директор Ин-та иск-в К. (1965).

Л. Д. Гришелёва.

Калашникова Г. С.

КАЛÁШНИКОВА Галина Сергеевна (р. 25.8.1936, Владивосток), сов. артистка. Нар. арт. Тат. АССР (1964). С 1956, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог О. Г. Иордан), в Т-ре им. Джалиля. Среди партий: Жизель, Одетта – Одиллия, Маша, Никия, Асель, Мехменэ Бану, Сюимбике и другие. В 1961–64 вела класс в студии при т-ре.

"Калевипоэг"

"КÁЛЕВИПОЭГ", балет в 4 актах 7 картинах (по Фр. Крейцвальду). Комп. Э. Капп, сцен. А. Сярева. 27.3.1948, т-р "Эстония", балетм. X. Тохвельман, консультант Б. А. Фенстер, худ. В. Хаас (декорации), Н. Мей (костюмы), дирижёр К. Раудсепп; Калевипоэг – Ф. Вейке, Линда – Ю. Apг, Сорс – Б. Блинов, Месяц – X. Палангс, Ветер – И. Вийрг, Солнце – А. Койт, Дева острова (Саарепига) – Г. Раудсепп. 1953, там же, балетм. И. Урбель и У. Вяльяотс, худ. и дирижёр те же; Калевипоэг – В. Арен, И. Сулла, Э. Юлеван, Сорс – Б. Блинов, В. Жигурс, А. Тугай, Линда – Э. Мейль, А. Отс, Дева острова – Э. Йоасоо. 1961, там же (новая ред.), балетм. В. П. Бурмейстер, пост. эст. нар. танцев С. Отс, худ. Л. Рооза, дирижёр В. Ярви; Калевипоэг – В. Арен, Линда – Л. Леэтмаа, Ю. Улла, Дева острова – Ю. Лехисте, Сорс – И. Силла. 1950, т-р "Ванемуйне", балетм. И. Урбель, худ. В. Пейль, дирижёр Ю. Харгель; Калевипоэг – Ю. Раннасте, Линда – Э. Тамул, Сорс – У. Вяльяотс, Дева

острова – М. Маазик.

В. В. Киселёв.

Калиновская В. Ф.

КАЛИНÓВСКАЯ Валентина Фёдоровна (р. 21.7.1938, Киев), сов. артистка. Нар. арт. СССР (1968). С 1957, по окончании Киевского хореографич. уч-ща (педагог A. B. Ярыгина), в Т-ре им. Шевченко. Среди партий: Одетта – Одиллия, Эгина, Китри, Зарема, Мехменэ Бану; Мирта ("Жизель"), танец огня ("Чёрное золото" Гомоляки, балетм. А. Ф. Шикеро), Донна Анна ("Каменный властелин" Губаренко, балетм. П. П. Вирский) и др. К. в совершенстве владеет техникой классич. танца, ей особенно близки сложные драматич. образы.

В. Калиновская - Донна Анна, Н. Новиков - Командор

Калиновская В. Ф.

В. Калиновская - Донна Анна, Н. Новиков - Командор

"Калкаман и Мамыр"

"КАЛКАМÁН И МАМЫ́Р", балет в 3 актах с прологом. Комп. В. В. Великанов, сцен. М. О. Ауэзов. 24.6.1938, Т-р им. Абая, балетм. Л. А. Жуков, худ. У. Тансыкбаев, дирижёр Ф. Кузьмич; Мамыр – Ш. Жиенкулова, Калкаман – Г. Измайлов.

Л. П. Сарыпова.

Калнинь А. Я.

КÁЛНИНЬ (Калниньш) Алфред Янович [11(23).8.1879, Цесис, – 23.12.1951, Рига], сов. композитор, педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1945). В 1897–1901 учился в Петерб. консерватории. Творч. деятельность начал в 1900-х гг. Автор опер, симфонич., инструм., хоровых соч., балета "Стабураг" (1943, Рижский т-р, 2-я ред. – "Стабурадзе", 1957; Гос. пр. Латв. ССравни 1958), в к-ром использованы элементы латв. муз. фольклора. В 1944–48 ректор Латв. консерватории (с 1947 профессор).

Кальфуни Д.

КАЛЬФУНИ́ (Khalfouni) Доминик (р. 23.6.1951, Париж), франц. артистка. Училась в школе при парижской Опере у Р. Талия, Р. Франкетти, Л. Арлен, И. Шовире. С 1975 в труппе этого т-ра (с 1976 этуаль). Индивидуальные артистич. данные К. – утончённо-графич. силуэт, неразрывная связь танц. пластики с музыкой, уверенная техника, лиризм позволяют ей выступать в разнообразных партиях. Среди них: Одетта – Одиллия, Жизель; Мари, Роксана и Эсмеральда ("Щелкунчик", "Сирано де Бержерак" Констана и "Собор Парижской богоматери" Жарра, все – балетм. Р. Пти), Бабочка (в одноим. балете Оффенбаха, балетм. П. Лакот), Анастасия и Джульетта ("Иван Грозный" и "Ромео и Джульетта", оба – балетм. Ю. Н. Григорович), Тень ("Видения" Coгe, балетм. С. Лифарь); ведущие партии в балетах "Хрустальный дворец" (балетм. Дж. Баланчин), "Адажиетто" (балетм. О. Арайс), "Сюита в белом" (балетм. Лифарь) и др.

Лит.: Diеnis J.-С., Profil de Dominique Khalfouni, "Les saisons de la danse", 1975, № 74.

B. A. Кулаков.

Кальченко А. Г.

КÁЛЬЧЕНКО Альвина Георгиевна (р. 21.7.1936, Батуми), сов. артистка. Засл. арт. УССР (1971). С 1956, по окончании Рижского хореографич. уч-ща (педагог Н. Ф. Гаврилова), в Рижском т-ре. С 1957 в т-ре им. Шевченко. Партии: Мехменэ Бану, Зарема; Мирта ("Жизель"), Анель ("У голубого Дуная" на муз. И. Штрауса), Сванильда; Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Судьба ("Кармен-сюита"), Русалка ("Лесная песня" Скорульского и другие.>.). С 1975 преподаёт в Киевском хореографич. уч-ще.

Т. А. Швачко.

"Камарго"

"КАМАРГÓ", балет в 3 актах 9 картинах. Комп. Л. Минкус, сцен. Ж. Сен-Жорж и М. И. Петипа. 17.12.1872, Мариинский т-р, балетм. Петипа, худ. М. И. Бочаров, A. A. Роллер, Г. Г. Вагнер; Камарго – А. Гранцова. 1901, там же, балетм. Л. И. Иванов (по Петипа); Камарго – П. Леньяни (позднее О. И. Преображенская). В этом балете выступала в 1912 А. П. Павлова ("Па-де-труа" с Г. Г. Кякштом и М. М. Фокиным и вариация "Снег").

Камарго М. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Камбар и Назым"

"КАМБÁР И НАЗЫ́М", балет в 3 актах 6 картинах. Комп. В. В. Великанов, сцен. Н. Баймухамедов и Г. Градов. 3.11.1950, Т-р им. Абая, балетм. М. Ф. Моисеев и К. Жандарбеков, худ. А. Ненашев, дирижёр Е. Манаев; Камбар – Р. Уразбаев, Назым – Р. Тажиева, Мергенбай – A. B. Селезнёв, Даметкен – К. Карабалинова, Мурат – Л. Таганов, Отец Камбара – Моисеев. 1959, там же, балетм. Д. Абиров, худ. и дирижёр те же.

Л. П. Сарынова.

"Каменный гость"

"КÁМЕННЫЙ ГОСТЬ", см. "Дон Жуан".

"Каменный цветок" (балет в 4 актах 11 картинах)

"КÁМЕННЫЙ ЦВЕТÓК", балет в 4 актах 11 картинах с прологом и эпилогом (по мотивам уральских сказов П. Бажова). Комп. С. С. Прокофьев, сцен. М. А. Мендельсон-Прокофьева и Л. М. Лавровский. 12.2.1954, Большой т-р (под назв. "Сказ о каменном цветке"), балетм. Лавровский, худ. Т. Г. Старженецкая, дирижёр Ю. Ф. Файер; Катерина – Г. С. Уланова, Данила – В. А. Преображенский, Хозяйка Медной горы – М. М. Плисецкая, Северьян – А. Н. Ермолаев. 25.4.1957, Т-р им. Кирова, балетм. Ю. Н. Григорович (новая трёхактная редакция), худ. С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Ю. В. Гамалей; Катерина – И. А. Колпакова, Данила – А. И. Грибов, Хозяйка Медной горы – А. Е. Осипенко, Северьян – A. B. Гридин. 7.3.1961, Большой т-р, балетм. и худ. те же, дирижёр Файер; Катерина – М. В. Кондратьева, Данила – Н. Б. Фадеечев, Хозяйка Медной горы – М. М. Плисецкая, Северьян – В. А. Левашов. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Новосибирск (1959, Григорович), Челябинск (1960, О. М. Дадишкилиани), Горький (1961, Л. А. Серебровская), Казань (1961, Дадишкилиани), Харьков (1963, Дадишкилиани), Саратов (1964, А. Р. Томский), Куйбышев (1963, Н. В. Данилова), Ашхабад (1967, Л. Н. Флегматов), Киев (1965, P. A. Клявин), Улан-Удэ (1965, В. А. Хамраев), Кишинёв (1967, В. Ф. Наваева). За рубежом: Острава (1958, Томский), Прага (1960, Й. Немечек), Хельсинки (1961, Лавровский), Дрезден (1960, Т. Шиллинг), Варшава (1961, Томский), Стокгольм (1962, Григорович), Базель (1962, В. Орликовский).

Уральский мастер-камнерез Данила в поисках Каменного цветка – символа красоты и совершенного искусства – надолго заточён в волшебных владениях Хозяйки Медной горы. В это время его невесту Катерину пытается соблазнить приказчик Северьян. Однажды, преследуя её, он попадает на Змеиную горку, где по воле разгневанной Хозяйки его поглощает земля. Любовь Катерины и Данилы трогает Хозяйку, и она отпускает мастера, познавшего великую тайну творчества.

Лит.: Прокофьев С., Каменный цветок, М., 1959, [Буклет]; Карп П. М., Левин С. Я., "Каменный цветок" С. Прокофьева, Л., 1963; 100 балетных либретто. [Сост. Л. А. Энтелис], М.–Л., 1966, с. 184–87; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971.

"Каменный цветок" (балет в 4 актах 5 картинах)

"КÁМЕННЫЙ ЦВЕТÓК", балет в 4 актах 5 картинах (по мотивам сказок П. П. Бажова). Комп. А. Г. Фридлендер, сцен. И. И. Келлер. 5.8.1944, Свердловский т-р, балетм. К. А. Муллер, худ. В. А. Людмилин, дирижёр А. Г. Фридлендер; Данила – Н. Ф. Орешкевич, Хозяйка Медной горы – Н. Ф. Млодзинская. 1947, там же, новая ред., балетм., худ. и основные исполнители те же, дирижёр Э. К. Красовицкий. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Пермь (1949, Ю. П. Ковалёв), Нар. т-р Ленингр. дворца культуры (1953, Б. А. Фенстер), Донецк, Львов (оба – 1960, К. А. Муллер).

Камилов У. А.

КАМИ́ЛОВ Уста Алим (1875, Маргелан, – 30.4.1953, Ташкент), сов. музыкант и балетмейстер. Нар. арт. Узб. ССР (1937). Герой Труда (1932). Знаток традиционной узб. классич. хореографии – "усулчи", исследователь ритмов и движений классич. узб. танца. В 1918 организовывал первые узб. труппы танца, выступавшие в частях Красной Армии. В 20-х гг. работал в разл. агитбригадах. В 1926 один из создателей, до 1929 балетмейстер 1-й узб. этнографич. группы, при к-рой была открыта первая в республике танц. школа. В 1929–39 балетмейстер Узб. муз. т-ра, с 1939 – Т-ра им. Навои. Участвовал в пост. первых узб. балетов: "Пахта" Рославца (1933), "Шахида" Таля (1939), "Гуляндом" Брусиловского (1940). Консультировал балетм. Ф. В. Лопухова при работе над балетом "Акбиляк" Василенко (1943). Преподавал узб. танец в школе 1-й узб. этнографич. группы (1926–29), студии Узб. муз. т-ра, Респ. балетной школе им. Тамары Ханум (1933–41), балетной студии и классе солистов Т-ра им. Навои (1939–53). Среди учеников: Тамара Ханум, Г. Б. Измайлова, М. Тургунбаева, Х. А. Камилова, Г. Н. Маваева, К. Юсупова.

Лит.: Авдеева Л., Танцевальное искусство Узбекистана, Таш., 1960; её же, Балет Узбекистана, Таш., 1973; Корсакова А., Узбекский оперный театр, [Таш., 1961].

Л. А. Авдеева.

Камилова Л. П.

КАМИ́ЛОВА Людмила Павловна (р. 11.11.1937, Ташкент), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1969). С 1954, по окончании Ташкентского хореографич. уч-ща (педагог З. Н. Афанасьев), в Т-ре им. А. Навои. В 1959–74 в Ленингр. Малом т-ре. Партии: Одетта – Одиллия, Аврора, Жизель; Фадетта ("Фадетта"), Жар-птица, Сюимбике; Фетна ("Шехеразада"), соло (Гран-па из балета "Пахита"), Фенелла (опера "Немая из Портичи" Обера) и др. Танцевала в балетах, пост. Л. В. Якобсоном (Властительница Ледяного царства – "Сольвейг" на муз. Грига), Б. А. Фенстером (Франциска – "Голубой Дунай" на муз. Штрауса), В. А. Варковицким (Марютка – "Сильнее любви" Караманова), H. H. Боярчиковым (Миледи – "Три мушкетёра" Баснера), К. Ф. Боярским (Она – "Директивный бантик" на муз. Шостаковича), П. A. Гусевым (Айша – "Семь красавиц"), И. Д. Бельским (Свобода – "Одиннадцатая симфония" на муз. Шостаковича), Г. Р. Замуэлем (Кармен – "Кармен-сюита") и др.

A. A. Соколов.

Камилова Х. А.

КАМИ́ЛОВА Халима Алимовна (р. 24.2.1926, г. Маргелан), сов. артистка. Нар. арт. Узб. ССР (1967). Окончила балетную студию при Т-ре им. Навои (1948, педагоги Е. К. Обухова, П. К. Йоркин, В. И. Вильтзак, У. А. Камилов), узб. балетную студию при Моск. хореографич. уч-ще (1951, педагог М. А. Кожухова). С 1944 в труппе Т-ра им. Навои. Среди партий: Китри, Эсмеральда, фея Сирени, Tao Хоа, Зарема; Гуляндом ("Гуляндом" Брусиловского, балетм. И. И. Арбатов и Тамара Ханум). Выдающаяся исполнительница узб. классич. танцев. Участвовала в гастролях за рубежом.

Лит.: Авдеева Л., Балет Государственного академического Большого театра Узбекской ССР им. А. Навои, [Таш.], 1973; её же, Балет Узбекистана, Таш., 1973.

Л. А. Авдеева.

Каминская В. И.

КАМИ́НСКАЯ Вера Ивановна (Григорьевна) (р. 3.3. 1907, Петербург), сов. артистка, педагог. По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог А. Я. Ваганова), в 1927– 1942 в Т-ре им. Кирова. Обладала эффектной сценич. внешностью, виртуозно владела техникой классич. танца. Выступала в классич. и характерных партиях: испанский танец и Одетта – Одиллия ("Лебединое озеро"), фея Сирени и фея Бриллиантов ("Спящая красавица"), Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Царица вод и Повелительница нереид ("Конёк-Горбунок"), испанский танец ("Раймонда") и др. Исполняла партии совр. репертуара (в скобках фамилии балетмейстеров): Зарема (Р. В. Захаров), Лауренсия (В. М. Чабукиани), Настя – "Партизанские дни" Асафьева (В. И. Вайнонен), Тереза – "Пламя Парижа" (Вайнонен). Танцевала в Алма-Ате (1942–43), Свердловске (1943–44), Киеве (1944–49), Минске (1949–52). Преподавала в хореографич. уч-щах Киева и Минска. В 1952–59 педагог и репетитор самодеятельных коллективов Ленинграда. В 1959–70 балетмейстер-репетитор и педагог Т-ра им. Навои (Ташкент) и Т-ра им. Лысенко (Харьков).

Лит.: Захаров Р., Записки балетмейстера, М., 1976, с. 266–68.

A. A. Соколов.

Камкова Н. А.

КАМКÓВА Наталья Александровна [8(21).1.1907, Кременчуг, – 10.10.1973, Ленинград], сов. артистка и педагог. Засл. арт. Башк. АССР (1947). Окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (1924, педагог А. Я. Ваганова). В 1924–30 и 1931–50 в Т-ре им. Кирова (в 1930–31 в Т-ре им. Палиашвили). Партии: Царь-девица и Царица вод ("Конёк-Горбунок"), Зарема, фея Сирени, фея Бриллиантов и принцесса Флорина ("Спящая красавица"); прелюд, мазурка и вальс ("Шопениана"), Гюльнара, Медора ("Корсар"), Бабочка и Киарина ("Карнавал"), Мирта ("Жизель"), Нателла ("Сердце гор"), Хасинта ("Лауренсия"). В 1931–63 педагог Ленингр. хореографич. уч-ща (среди её учениц – Н. В. Тимофеева, А. И. Сизова, М. Н. Алфимова, B. C. Муханова), готовила кадры для балетных трупп Якут. и Башк. АССравни В 1963–73 доцент балетм. отделения Ленингр. консерватории.

И. В. Ступников.

Кампра А.

КАМПРÁ (Campra) Андре (4.12.1660, Экс-ан-Прованс, деп. Буш-дю-Рон, – 14.6.1744, Версаль), франц. композитор. Работал церк. капельмейстером в Тулоне, Тулузе и Париже(с 1723 в королев. капелле), с 1730 возглавлял Королевскую академию музыки. К. – автор "лирич. трагедий" и опер-балетов (всего 43). В последнем жанре был самым значительным мастером после Люлли. В муз. К. заметно сильное итал. влияние. Одним из первых он ввёл в свои соч. народно-бытовые песни и танцы, уделяя внимание их тонкой ритмич. разработке. Среди произв. К. для т-ра – оперы-балеты (все пост. в Королевской академии музыки): "Галантная Европа" (1697), "Венецианский карнавал" (1699), "Аретуза, или Месть Амура" (1701), "Музы" (1703), "Триумф Любви" (переработка одноим. оперы-балета Люлли, 1705), "Венецианские празднества" (1710), "Любовь Марса и Венеры" (1712), "Века" (1718), а также балеты – "Судьба нового века" (1700), "Балет венков" (балетм. Фроман, 1722; оба поставлены в "Коллеж Луи ле Гран", Париж) и "Балет, представленный в Лионе перед маркизом д'Арленкур" (1718).

Оперы-балеты К. ставятся и в 20 в., напр.: "Венецианские празднества" (1970, Фестиваль в Шветцингене, балетм. И. Сертич), "Галантная Европа" (1972, телеспектакль, балетм. П. Лакот), "Венецианский карнавал" (фестиваль в Экс-ан-Прованс, балетм. Н. Шмуки). На муз. К. поставлен балет "Гирлянда Кампра" (1966, балетм. Дж. Тарас).

Лит.: Barthеlеmy M., A. Campra, P., 1957.

В. А. Кулаков.

Кампучийский классический танец

КАМПУЧИ́ЙСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ, см. Кхмерский классический танец.

Канадский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Канадский национальный балет

КАНÁДСКИЙ НАЦИОНÁЛЬНЫЙ БАЛÉТ, Национальный балет Канады (National Ballet of Canada). Создан в 1951 на базе школы и труппы Б. Волкова, его организатором и руководителем была (до 1976) С. Франка. В первые годы труппа показывала балеты классич. наследия: "Лебединое озеро" (1954), "Щелкунчик" (1955), "Коппелия" (1952) – все возобн. Франка; балеты А. Тюдора – "Сиреневый сад" (1953–1954); "Праздничное представление" на муз. Прокофьева, "Мрачные элегии" на муз. Малера (1955– 56). Постепенно репертуар расширялся, вводились произв. балетмейстеров: Ф. Аштона – "Встречи" на муз. Обера (1956); Дж. Кранко – "Ананасная Полл" на муз. Салливена (1959), "Ромео и Джульетта" (1963); Дж. Баланчина – "Кончерто барокко" на муз. Баха (1961) и др., а также спектакли нац. балетмейстеров: Г. Стрейта – "Рыбак и его душа" Сомерса (1956), "Ива" Фута (1957); Д. Адамса – "Па-де-де романтик" на муз. Чайковского (1961) и др. Ведущими танцовщиками труппы были Л. Смит, Д. Адамс, Г. Самсова, М. ван Хамел, Э. Крол. С 1966 коллектив пополнился выпускниками и студентами Нац. школы К. Кайн, Н. Потс, Ф. Огастин, получившими признание на междунар. конкурсах балета в Москве и Варне. В репертуаре сезона 1977–78: "Тщетная предосторожность" (балетм. Аштон), "Баядерка" (возобн., 4 акт, балетм. Е. П. Валукин), "Лебединое озеро" (возобн., балетм. Э. Брун), "Памятник умершему юноше" Бурмана (балетм. Р. ван Данциг), "Группа" на муз. Бриттена (балетм. Дж. Куделка) и др. Труппа гастролирует по городам Канады, США, Европы, неск. месяцев в году находится в Торонто, где имеет постоянное помещение.

С 1976 коллективом руководит А. Грант, гл. дирижёр Г. Крум, педагоги Д. Салье, Б. Олифант. В 1959 при труппе организована школа (рук. Олифант), в к-рой с 1963 введена сов. методика преподавания классич. танца.

Е. П. Валукин.

"Щелкунчик". Национальный балет Канады. Балетм. С. Франка (по М. И. Петипа)

Канадский национальный балет

"Щелкунчик". Национальный балет Канады. Балетм. С. Франка (по М. И. Петипа)

Канака

КАНÁКА (р. 1947, Мадрас), инд. танцовщица. Выступает в стиле бхарат натья. Училась танцу с 8 лет у Рамиаха Пиллаи. Одна из лучших исполнительниц инд. классич. танца. Гастролирует в крупных городах Индии, а также за рубежом (в 1975 – в СССР).

Д. Г. Журкина.

Кандаурова М. П.

КАНДАУ́РОВА Маргарита Павловна [р. 22.1(3.2). 1895, Москва], сов. артистка. Засл. арт. Республики (1933). По окончании Моск. театр. уч-ща (педагог В. Д. Тихомиров), в 1912–41 в Большом т-ре. Благородство линий, чистота, изящество и непринуждённость исполнения отличали иск-во К. Среди партий: Одетта – Одиллия, Аврора, Раймонда, Лиза, Эсмеральда, Царь-девица, Никия, Сванильда; Балерина ("Петрушка" Стравинского). Вела концертную деятельность. Один из самых популярных её номеров – танец "Бабочка".

Лит.: Файер Ю., О себе. О музыке. О балете, М., 1970, с. 212–16; Ивинг В., Театральные силуэты, М. П. Кандаурова, "Современный театр", 1927, № 16.

В. И. Зарубин.

Канкан

КАНКÁН (франц. cancan), франц. танец. Был известен при дворе Людовика XIV как бальный, спокойного, плавного характера. В 30-е гг. 19 в. в Париже на балах появился новый К. с характерным высоким вскидыванием ноги. В таком виде распространился на эстраде. К. использовался авторами франц. классич. оперетт (в т.ч. Ж. Оффенбахом); балетм. Л. Ф. Мясин, А. Тюдор и другие. вводили К. в свои постановки.

И. С. Ивлиева.

Каннингем М.

КÁННИНГЕМ (Cunningham) Мерс (р. 16.4.1919, Сентрейлия, шт. Вашингтон), амер. танцовщик, хореограф. Крупный представитель совр. амер. танца модерн. Учился разным видам танца у мн. педагогов, затем в Беннингтонской школе танца, в Школе изящных иск-в в Сиэтле. В 1939–45 работал в труппе М. Грэхем. В 1952 организовал собственную труппу. Не создав новой системы танца, К. стремится изменить общепринятое представление о том, что такое танец. Он считает, что эмоциональное начало должно привноситься в хореографию зрителем, а не хореографом или танцовщиком. Его эстетика близка т-ру абсурда и алеаторике в музыке. Как и в произв. композитора Дж. Кейджа, с к-рым он постоянно сотрудничает ("Сюита во времени и пространстве", 1956; "Сезоны", 1947; "Как пройти, ударить, упасть и пробежать", 1965; "Меняющиеся шаги", 1973). К. особое значение придаёт всему случайному и непреднамеренному. По его мнению, чтобы осмыслить движение, оно не обязательно должно быть последовательным; главная художественная ценность движения – его прерывность и алогичность. К. сознательно отгораживается от норм, принятых в хореографии, иск-ве. Как постановщик К. чрезвычайно плодовит, только серия хореографии, опусов, названная "Событие", насчитывает ок. 150 номеров. К. ставил во многих европ. и амер. труппах спектакли как танца модерн, так и европ. классич. школы, в частности в парижской Опере ("День или два" Кейджа,1973).

Г. А. Комаров.

М. Каннингем. "Шутовские встречи" Дж. Кейджа

"Летняя пора" М. Фелдмена. Балетм. М. Каннингем

Каннингем М.

М. Каннингем. "Шутовские встречи" Дж. Кейджа

Каннингем М.

"Летняя пора" М. Фелдмена. Балетм. М. Каннингем

Канциани Д.

КАНЦИÁНИ (Canziani) Джузеппе, итал. артист и балетмейстер 2-й пол. 18 в. Работал как танцовщик и хормейстер в Придворном т-ре в Мюнхене (1771–74), затем в т-ре "Сан-Бенедетто" в Венеции (1775–78), где пост. балеты: "Инеса де Кастро" (1775), "Порция", "Любовь утаить нельзя" (оба – в 1776), "Кориолан" (1777), "Клеопатра" (1778), танцы в опере "Альцеста" Глюка (1778), дивертисмент "Умиротворённый Аполлон, или Появление Солнца после падения Фаэтона" де Байу, приуроченный к торжественному открытию "Ла Скала" (1778), и др. В 1779–82 и 1784–91 работал в России как балетмейстер и педагог. Сочинил танц. номера в операх Дж. Паизиелло – "Деметрий", "Неожиданный брак", танцы для торжеств. представления "Храм всеобщей радости" на муз. Торелли и Пашкевича (1780), героич. балет "Адмет и Альцеста" (1781). В 1787 стал балетмейстером Петерб. балетной труппы (вместо Г. Анджолини); пост. "Арианна и Бахус" (1789) и "Пирам и Тисба" Каноббио (1791), танцы в торжеств. спектакле "Начальное управление Олега" Сарти, Пашкевича и Каноббио, и др. Балетмейстерская деятельность К. была продолжением и развитием принципов действенного балета, заложенных Ф. Хильфердингом и Анджолини. К. тонко чувствовал стиль нар. танцев и успешно вводил их в свои спектакли. Значительной была его педагогич. деятельность в Петерб. театр. школе (1784–86). Среди учеников – И. И. Вальберх. В 1792 К. уехал из России, работал в Венеции в т-ре "Сан-Самуэле".

Лит.: Борисоглебский М. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1, [Л.], 1938; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до сер. XIX века, Л.–М., 1958.

В. М. Паппе.

Канцырева К. И.

КÁНЦЫРЕВА Клавдия Ивановна (25.2. 1847, Петербург, – г. смерти неизв.), рус. артистка. Род. в семье крепостного. В 8 лет получила "вольную". Ещё ученицей Петерб. театр. уч-ща выступала на петерб. сцене. По окончании уч-ща (1866) – в Мариинском т-ре. Дебютировала партией Лизы, в к-рой проявились обаяние, свежесть её лирико-комедийного дарования. Среди партий: Джанина ("Наяда и рыбак" Пуньи), Золотая рыбка ("Золотая рыбка" Минкуса), Тереза ("Теолинда" Пуньи). В 1880 была уволена по болезни.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963. с. 406–07.

Каплан С. С.

КАПЛÁН Семён Соломонович (Шлёмович) [р. 25.12.1911 (7.1.1912), Петербург], сов. артист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1949). По окончании Ленингр. хореографич. техникума (педагог В. И. Пономарёв), в 1930–59 в Т-ре им. Кирова. Танцевал в балетах, пост. Р. В. Захаровым, В. М. Чабукиани, В. И. Вайноненом, Л. В. Якобсоном, H. A. Анисимовой и другие. Партии: Зигфрид, Базиль, Солор, Дезире, Голубая птица, Вацлав; Ma Личен ("Красный мак"), Ромео; Джарджи ("Сердце гор"), Спортсмен ("Золотой век" Шостаковича), Филипп ("Пламя Парижа"), Абдерахман; Раб ("Корсар"), Андрей ("Татьяна" Крейна), Армен ("Гаянэ"), Юноша ("Шопениана"), Гений вод ("Конёк-Горбунок"), Зимняя птица ("Ледяная дева"). В 1936–70 (с перерывами) и с 1978 педагог Ленингр. хореографич. уч-ща. В 1959–64 репетитор балета Ленингр. Малого т-ра, в 1964–78 – Т-ра им. Кирова. Автор сценария балета "Тарас Бульба". Гос. пр. СССР (1949).

И. В. Ступников.

Каплиньский Е.

КАПЛИ́НЬСКИЙ (Kapliński) Ежи (р. 9.11.1909, Варшава), польский артист, балетмейстер. Учился в балетной школе в Страсбурге. Совершенствовался у О. И. Преображенской в Париже (1935–36). Выступал в муз. т-ре в Вильнюсе, в Познани в "Т-ре Вельки" (1937–39), руководил балетом в этом т-ре и собств. школой танца, затем балетом Силезской оперы в Бытоме (1949–52);преподавал танец в Высшей театр. школе в Кракове (1952–54); балетмейстер Т-ра оперетты в Варшаве (1954–56 и 1957–58) и Артистич. ансамбля Войска Польского (1970–73); с 1973 выступает в концертах с пантомимой. Партии: Харнась ("Харнаси"), Иван-царевич ("Жар-птица"), Пьеро ("Фея кукол"), Калиостро ("Калиостро в Варшаве" Маклякевича) и др. Пост.: "Байка" на муз. Монюшко (1946), "Багатель" на муз. И. Штрауса (1946, 1967), "Харнаси" (1947); "Свантевит" Перковского (1948), "Из сказки к сказке" Недбала (1949), "Коппелия" (1949, 1968); "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского и другие. Работает и как художник (на темы балетного театра). Ставил танцы в кино, для телевидения, ансамблей песни и пляски др.

И. Турска.

Капп Э. А.

КАПП Эуген Артурович [р. 13(26).5.1908, Астрахань], сов. композитор. Нар. арт. СССР (1956). Герой Социалистич. Труда (1978). Чл. КПСС с 1947. В 1951–61 чл. ЦК КП Эстонии. Окончил Таллинскую консерваторию (1926 – класс фп., 1931 – класс композиции). Автор опер, симфонич., камерных и другие. произв., музыки к драматич. спектаклям, первого эст. сов. балета "Калевипоэг" (по мотивам эст. нар. эпоса, 1948, т-р "Эстония", балетм. X. Тохвельман, консультант Б. А. Фенстер; Гос. пр. СССравни 1949), а также балета "Золотопряхи" (по эст. нар. сказке, 1956, там же). С 1944 преподаёт в Таллинской консерватории (с 1947 проф.). В 1944–66 пред. Союза композиторов Эст. ССравни Деп. Верх. Совета СССР 4-го и 5-го созывов. Гос. пр. СССР (1946, 1952) и Эст. ССР (1977).

Лит.: Поляновский Г., Эуген Капп, М.–Л., 1951; Кырвитс X., Эуген Капп, М., 1959.

В. А. Паалма.

Капрару-Гергел В.

КАПРÁРУ-ГÉРГЕЛ (Capraru-Gherghel) Валерия (р. 1.9.1940, Бухарест), рум. балерина. Окончила Клужское хореографич. уч-ще. Дебютировала в Клужской рум. опере в балете "Золушка", затем исполнила гл. партии в "Лебедином озере"; "Возвращении из глубин моря" Жоры; "Коппелии", "Жизели" и другие. Гастролировала за рубежом, в Австрии исполнила гл. партии в "Чудесном мандарине"; "Настасий" Трэилеску.

К. Кыржан.

"Капризы бабочки"

"КАПРИ́ЗЫ БÁБОЧКИ", одноактный балет (по поэме Я. П. Полонского "Кузнечик-музыкант"). Комп. Н. С. Кротков, сцен. и балетм. М. И. Петипа. 5.6.1889 (парадный спектакль) и 25.10.1889, Мариинский т-р, Петербург, худ. М. И. Бочаров (декорации) и П. П. Каменский (костюмы); Бабочка – В. А. Никитина, Феникс-бабочка – П. А. Гердт, Кузнечик – С. С. Литавкин, Кузнечик-гуляка – С. И. Лукьянов, Муха – М. К. Андерсон, Паук – A. B. Ширяев, Соловей – С. Г. Легат. 1895, возобн., там же; Бабочка – Л. А. Рославлева, Феникс-бабочка – Н. Г. Легат, Кузнечик – Э. Чеккетти, Кузнечик-гуляка – С. И. Лукьянов, Муха – О. И. Преображенская, Паук – A. B. Ширяев, Соловей – С. Г. Легат. 1898, возобн., там же; Бабочка – О. И. Преображенская. 1910, возобн., там же; балетм. Н. Г. Сергеев; Бабочка – М. Ф. Кшесинская (позднее Т. П. Карсавина, Е. М. Люком и другие.). 23.4.1922, Т-р оперы и балета, Петроград, балетм.

А. И. Чекрыгин (по Петипа).

Лит.: "ЕИТ". Сезон 1895–96, с. 233–34.

Капсали Ф.

КАПСÁЛИ (Capsali) Флория (р. 25.2.1900, Битола, Македония), рум. артистка, балетмейстер и педагог. Засл. деят. иск-в СРР (1952). Училась в Париже и Берлине (1918–1924) у Э. Чеккетти, Н. Г. Легата и другие. Дебютировала в Румынском нац. драм. т-ре (1921) в спектакле "Сон в летнюю ночь" Шекспира. Была солисткой т-ра "Альгамбра", затем Румынской оперы. Выступала как балетмейстер. Пост. балеты: "Карнавал"; "Свадьба в Карпатах" Константинеску, "Румынская рапсодия" на муз. Энеску, "Барышня Мариуца" и "Когда созревает виноград" Жоры, ряд хореографич. дивертисментов в оперных спектаклях.

Вела концертную деятельность, гастролировала за рубежом, исполняла танцы на музыку рум. композиторов. Внесла значит. вклад в создание совр. характерного рум. танца, широко используя нар. хореографию. В 1924 основала в Бухаресте Школу классического и ритмического балета. В 60 – нач. 70-х гг. педагог и балетмейстер Ансамбля песни и танца ЦК профсоюзов Румынии.

К. Кыржан.

Капусте Ф.

КАПУ́СТЕ (Kapustе) Фалько (р. 12.12.1943, Эльс, ныне Олесница, Польша), нем. артист (ФРГ). Учился у И. Георги и Я. де Рейтера, Н. Кисс и С. Перетти. Работал в Висбадене и Гамбурге, в 1965–70 солист Нем. гор. оперы (Зап. Берлин), с 1970 солист "Дойче опер ам Рейн" (Дюссельдорф-Дуйсбург). Первый исполнитель гл. партий в балетах: К. Макмиллана – "Вальсы благородные и сентиментальные" на муз. Равеля, "Концерт" на муз. Шостаковича, "Олимпиада" на муз. Стравинского; Э. Вальтера – "Воспоминания" на муз. Брамса, "Времена года" на муз. Вивальди, "Концерт для фортепьяно" на муз. Вебера, "Ромео и Джульетта"; "Третья симфония" на муз. Скрябина, "Пульчинелла" Стравинского, "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза, "1-й квартет" на муз. Яначека, "Каменный цветок".

Г. М. Шлуглейт.

Капушан В.

КАПУШÁН (Capusan) Василе (1934, Клуж, – 1970, там же), рум. артист. Окончил Клужское хореографич. уч-ще. Дебютировал в роли Феба в Клужской рум. опере. Партии в балетах: "Лебединое озеро", "Золушка", "Тропою грома"; "Возвращение из глубин моря" Жоры. Пост.: "Триптих" ("Франческа да Римини"; "Лунная соната" на муз. Бетховена, "Послеполуденный отдых фавна"). Преподавал в хореографич. уч-ще.

К. Кыржан.

Караваева Т. Г.

КАРАВÁЕВА Тамара Георгиевна (р. 3.5.1916, Казань), сов. артистка. Засл. арт. БССР (1949). С 1934, по окончании балетной студии при Пермском т-ре, работала в т-рах Перми, Свердловска и Еревана. В 1946–58 в Минском т-ре. Партии: Одетта – Одиллия, Аврора, Китри, Мария, Tao Хоа и другие.

Ю. М. Чурко.

Караваева Э. А.

КАРАВÁЕВА Эльвира Александровна (р. 27.10.1938, Иркутск), сов. артистка. Засл. арт. УССР (1969). С 1958, по окончании Киевского хореографич. уч-ща (педагог В. П. Ефремов), в Одесском т-ре. Партии: Джульетта; Франческа ("Франческа да Римини"), Золушка, Аврора, Лиза и другие. С 1972 педагог Одесской хореографич. школы.

И. Г. Кузнецова.

Карафа ди Колобрано М. Э.

КАРÁФА ДИ КОЛОБРÁНО (Carafa di Colobrano) Микеле Энрико (17.11.1787, Неаполь, – 26.7.1872, Париж), итал. композитор. Чл. Института Франции (1837). Ученик Л. Керубини. Преподавал в Парижской консерватории. Автор опер, вокально-хоровых сочинений, музыки балетов (оба пост. в парижской Опере) "Оргия" (1831, балетм. Ж. Коралли) и "Натали, или Швейцарская молочница" (1832, совм. с В. Гировецом, балетм. Ф. Тальони).

В. А. Кулаков.

"Карманьола"

"КАРМАНЬÓЛА", балеты на сюжет из эпохи франц. революции 1789. 1) Ноябрь 1918. Комп. Б. В. Асафьев (музыка написана только для фп., спектакль шёл под аккомпанемент автора), рабочий клуб, Петроград, балетм. Б. Г. Романов. 2) 17.10.1930. Комп. В. А. Фемилиди, сцен. П. В. Кривень, Одесский т-р, балетм. М. Ф. Моисеев, худ. И. С. Назаров, дирижёр Фемилиди. 1932, Московский художественный балет под рук. В. В. Кригер, спектакль впервые показан на гастролях в Архангельске, затем на сцене Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко в Москве, балетм. H. A. Болотов и П. П. Вирский, худ. И. С. Назаров, дирижёры Ю. К. Чапковский и В. А. Эдельман; Жанна – В. В. Кригер, Жак – О. Н. Крылова, Мария Антуанетта – A. A. Урусова, Людовик – В. П. Бурмейстер. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Свердловск (1932, С. Н. Сергеев). Баку (1933, Болотов и Вирский.

"Кармен"

"КАРМÉН", балеты на сюжет одноим. новеллы П. Мериме. 1) "Кармен и тореадор". 1845, "Театро дель сирко", Мадрид, балетм. М. Петипа. 2) Одноактный балет на муз. Ж. Бизе, сцен. и балетм. К. Я. Голейзовский. 23.3.1931, Московский художественный балет под рук. В. В. Кригер, худ. К. Савицкий, дирижёр Ю. К. Чапковский. 3) Одноактный балет на муз. Бизе, под назв. "Ружья и кастаньеты" (1-я ред.), сцен. Р. Пейдж. 1939, "Пейдж-Стоун балле", Чикаго, балетм. Пейдж и Б. Стоун, худ. К. Рикабо и Дж. Пратт; исполнители – Пейдж, Стоун, У. Кемрин. 1959, "Рут Пейдж интернэшонал балле", Чикаго, под назв. "Кармен", муз. в оркестровке И. ван Гроува, худ. Б. Дейде. 4) Балет в 5 картинах на муз. Бизе (по новелле Мериме и оперному либретто А. Мельяка и Л. Галеви), сцен. и балетм. Р. Пти. 21.2.1949, "Балле де Пари", "Принсесс тиэтр", Лондон, худ. А. Клаве; Кармен – Р. Жанмер, Хозе – Пти, Тореадор – С. Перро. Пост. также: 1960, Королевский датский балет, Копенгаген; исполнители – К. Симоне, Ф. Флиндт, X. Кронстам, Э. Брун. 1965, Трансваальский балет, Йоханнесбург; исполнители – Д. Жосси, Р. Бестонсо. 1967, Гамбургский оперный театр. 1969, Гётеборгский оперный театр. 1974, Марсельский балет (показан в СССР в 1974). Экранизирован в 1964. 5) Одноактный балет на муз. Бизе в аранжировке В. Фортнера и В. Штейнбреннера. 1971, Штутгартский балет, балетм. Дж. Кранко, худ. Ж. Дюпон; в гл. партии – М. Хайде.

Ради любви к цыганке Кармен молодой солдат Хозе становится дезертиром и контрабандистом. Вскоре Кармен бросает его, увлёкшись Тореадором. Хозе пытается вернуть её любовь, но Кармен гордо отстаивает своё право на свободу и погибает. Значительное место отведено массовым сценам – драка на табачной фабрике, веселье в таверне Лильяса Пастьи, чествование Тореодора.

Лит.: Lidova I., Roland Petit, P., 1956; Barnes С., Carmen, "Dance and dancers", 1961, Oct., Bronson P., Crisp C., Ballet for all, L., 1970.

B. B. Чистякова, В. А. Майниеце.

"Кармен-сюита"

"КAPMÉH-СЮИ́ТА", одноактный балет на муз. Ж. Бизе в аранжировке Р. К. Щедрина. 20.4.1967, Большой т-р, сцен. и балетм. Альберто Алонсо, худ. Б. А. Мессерер, дирижёр Г. Н. Рождественский; Кармен – М. М. Плисецкая, Хозе – Н. Б. Фадеечев, Тореро – С. Н. Радченко, Рок – Н. Д. Касаткина. 1972, Ленингр. Малый т-р, балетм. Г. Р. Замуэль, худ. М. Щеглов, дирижёры A. C. Дмитриев и П. Бубельников; Кармен – B. C. Муханова, Л. В. Филина, Хозе – В. Б. Островский, П. М. Русанов, A. M. Сидоров, Тореро – H. A. Долгушин, С. К. Кошолкин, С. А. Соколов, О. В. Ужинский. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Таллин (1969, Э. В. Суве), Кишинёв (1971, П. Иванова-Черкавская), Рига (1971, А. Я. Лемберг), Улан-Удэ (1972, А. Батубаева), Воронеж (1973, Г. Г. Малхасянц), Ташкент (1973, Н. Маркарянц), Одесса (1973, Плисецкие, по А. Алонсо), Минск (1973, балетм. те же), Киев (1973, балетм. те же), Уфа (1974, балетм. Ал. Плисецкий), Харьков (1973, балетм. тот же), Минск (1974, В. Н. Елизарьев), Казань (1975, Ал. М. Плисецкий), Пермь (1975, Л. Б. Климова), Новосибирск (1976, A. A. Дементьев), Магадан (1978, Л. Шаульский), Челябинск (1977, В. Бугримович), Свердловск (1978, Ал. М. Плисецкий). За рубежом: 1967, Национальный балет Кубы, Гавана, балетм. Альберто Алонсо; Кармен – Алисия Алонсо. Экранизирован в 1968 и 1972. 1973, Хельсинки (Ал. М. Плисецкий). 1974, Лима (балетм. тот же). 1977, т-р "Колон", Буэнос-Айрес (балетм. тот же).

В центре балета – трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (площадка Корриды).

В. А. Майниеце.

"Карнавал" (одноактный балет)

"КАРНАВÁЛ", одноактный балет на муз. С. Н. Василенко (фрагмент из балета "Нойя"), сцен. A. A. Арапов. 20.11.1928, Экспериментальный т-р, Москва, балетм. К. Я. Голейзовский, худ. Б. Р. Эрдман, дирижёр Ю. Ф. Файер; исполнители – И. М. Вронская, М. Н. Горшкова, А. Г. Джалилова, Н. В. Короткова, Т. П. Никитина, Л. Н. Подрезкова, Т. С. Ткаченко, Т. Я. Фрешкоп, А. И. Шелепина, A. A. Александров, М. М. Габович, A. M. Мессерер, В. И. Цаплин.

Предыдущая страница Следующая страница