Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 10, "GEO"-"HAD")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 10, "GEO"-"HAD")

GEORGESCU, JEAN

ДЖОРДЖЕ`СКУ (Georgescu) Жан

(р. 25.2.1904)

рум. режиссёр, актёр. Окончил Бухарестскую консерваторию. В кино дебютировал как актёр ("Цыганочка в опочивальне", 1923). В 1924 по собств. сц. снял первый ф. "Миллионер на один день". В 1929 - 40 работал в Париже. В 1943 пост. в Бухаресте ф. "Бурная ночь" (по И. Караджале) - одну из лучших экранизаций классики, затем ф. "У нас в селе" (1951, с В. Илиу): по рассказам Караджале - ф. "Румынский арендатор", "Цепь слабостей" и "Визит" (за все три Гос. пр. СРР, 1952). Д. принадлежит ф.-монтаж "Фонарь воспоминаний" (1963) к 50-летию рум. худож. кинематографии. Среди др. ф.: "Счастливое приключение" (1935), "Сон в зимнюю ночь" (1946), "Капризы 1900" (1965), "Башмачок Золушки" (1968). Снялся в ф.: "Гнев Клеопатры", "Майор Мура", "Мы не снимались, мы развлекались" и др.

GEORGIADES, VASILIS

ГЕОРГИА`ДИС (Georgiades) Василис

(р. 1921)

греч. режиссёр. В кино с 50-х гг. Снимает преим. комедии и мелодрамы, не лишённые социальных мотивов, в числе к-рых: "Клятва матери" (1961), "Гнев" (1963), "Свадьба по-гречески" (1964), "Флейта и кровь" (1965, в сов. прокате "У подножия Акрополя"), "Встреча с незнакомкой" (1968), "Девушки под солнцем" и "Любовь навеки" (1969), "Ошибка" (1970), "Это лето" (1971), "Человек и танк" (1978).

GERMI, PIETRO

ДЖЕ`РМИ (Germi) Пьетро

(14.9.1914 - 5.12.1974)

итал. режиссёр, сценарист, актёр. Окончил Эксперим. киноцентр в Риме. Первый ф.- "Свидетель" (1946). Социально-критич. ф. "Заблудшая молодёжь" (1947), "Во имя закона" (1949, в сов. прокате "Под небом Сицилии"), "Дорога надежды" (1950, пр. Мкф в Зап. Берлине) и "Город защищается" (1951, пр. Мкф в Венеции) поставили Д. в число наиболее значит, мастеров неореализма. Затрагивая больные проблемы итал. юга - всевластие мафии ("Во имя закона") и безработицу ("Дорога надежды"), Д. со страстью и горечью показывал остроту социальных противоречий. В период спада неореалистич. движения Д. пост, коммерч. ф.: "Разбойник с Такка дель Лупо" и "Президентша" (1952), "Ревность" (1953). Д. продемонстрировал большой актёрский талант, сыграв гл. роли в неск. своих ф.: психологич. драмах о жизни рабочих - "Машинист" (1956, пр. Мкф в Сан-Себастьяне), "Бесхарактерный мужчина" (1958) и в антифаш. ф. "Проклятая путаница" (1959). Стремление Д. обновить стиль и тематику своих произв. привело его в 60-х гг. к существенному изменению реж. манеры. Сицилия и её проблемы по-прежнему оставались в центре внимания Д., однако теперь его стали интересовать гл. обр. не социально-экономич., а социально-психология, вопросы. Он обратился к жанру сатирич. трагикомедии и в разных аспектах рассматривал проблемы любви и брака: "Развод по-итальянски" (1961, пр. Мкф в Канне, пр. "Оскар", 1962, за сценарий), - "Соблазнённая и покинутая" (1964), "Дамы и господа" (1966, гл. пр. Мкф в Канне), "Аморальный" (1967), "Серафино" (1968, гл. пр. Мкф в Москве, 1969), "Каштаны - вкусные" (1970), "Альфредо, Альфредо" (1971). Д. участвовал в создании сц. всех своих фильмов. Снялся также в ф.: "Бегство во .Францию" (1948, реж. М. Сольдати), "Йованка и другие" (реж. М. Ритт) и "Губная номада" (реж. Д. Дамиани) - оба 1960, "Ла Виачча" (1961, реж. М. Болоньини). В 1974 работал над. ф. "Мои друзья", к-рый после его смерти, в 1975, закончил М. Моничелли.

GERSHWIN, GEORGE

ГЕ`РШВИН (Gershwin) Джордж

(26.9.11898 - 11.7.1937)

амер. композитор. Творч. деятельность начал в 1916. Автор музыки к ф. "Люби меня сегодня вечером" (1932), "Голдвин Фоллиз" (1938) и др. Музыка Г., отличающаяся красотой мелодий и ритмич. своеобразием, нередко (основывалась на негритянском фольклоре. Песни из ф. с музыкой Г. получили популярность во мн. странах. Композитор широко использовал совр. жанровые танцы (ф. "Потанцуем?", 1937). После смерти Г. многие его произв. были экранизированы, в т. ч. сюита "Американец в Париже" (дважды - в 1951 и 1958), опера "Порги и Бесс" (1958), оперетты "Леди, будьте добры" (1941), "Безумная": (1943), "Забавная мордашка" (1957). Жизни и деятельности Г. посвящен ф. "Paпсодия в стиле блюз" (1945).

GESCHONNECK, ERWIN

ГЕШО`ННЕК (Geschonneck) Эрвин

(р. 27.12.1906)

нем. актёр (ГДР). Чл. СЕПГ. В 1930-х гг. выступал в рабочих агитпропгруппах, в берлинском т-ре "Фольксбюне", снялся в эпизодич. роли в ф. "Куле Вампе" (1932, реж. 3. Дудов). С 1933 жил в Польше, Латвии, Чехословакии, затем в СССР, где работал в нем. колхозном т-ре. В 1938 работал в Чехословакии. В 1939 - 45 узник гитлеровских концлагерей. В 1945 - 49 играл в т-ре в Гамбурге, снялся в ф. "В те дни" (1947), "Финал" (1948), "Любовь-47" (1949) и др. С 1949 в т-ре "Берлинер ансамбль". На к/ст ДЕФА снялся в ф. "Бобровая шуба" (1949), "Холодное сердце" (1950), "Вандсбекский топор" (1951) и др. Среди лучших ролей Г.: Эберсхаген ("Совесть пробуждается", 1961, т/ф, Нац. пр. ГДР), Бартушек ("Люди с крыльями", 1960, реж. К. Вольф, пр. Мкф в Карлови-Вари, Нац. пр. ГДР), комиссар Виттинг ("Пять патронных гильз", 1960), старшина барака Кремер ("Голый среди волков", 1963), узник гетто Ковальский ("Якоб-лжец", 1975) - все реж. Ф. Байера, коммунист Воровски ("Знамя Кривого Рога", 1968, реж. К. Метциг). Сыграл также ряд комедийных ролей в ф. "Капитан из Кёльна" (1956, реж. Дудов), "Карбид и щавель" (1964, реж. Байер), "Лорд с Александерплац" (1967, реж. Г. Райш). Среди ф. 70 - 80-х гг.: "Улица Тюзолто, 25" (ВНР), "Банкет для Ахилла", "Свет на виселице", "Антон-волшебник". В 1982 снялся в т/ф "Человек с "Кап-Аркона"". Творчеству Г. посв. т/ф "Актёр Эрвин Гешоннек" (1964). Чл. Академии иск-в ГДР. Нац. пр. ГДР (1954) за театр. работу, ф. Сулькин М. С. Эрвин Гешоннек, (М., 1967).

GHEORGHIU, MIHNEA

ГЕОРГИ`У (Gheorghiu) Михня

(р. 5.5.1919)

рум. сценарист, литературовед, критик. Профессор. Чл. РКП с 1939. Чл. ЦК РКП с 1969. Его лучшие сц.- "Кантемир" и "Румынский мушкетёр" (1975). Написал сц. ф.: "Франко-порт" (1961), "Тудор" (1963), "Потерянный лес" (1972, в сов. прокате "Погибший лес"), "Гиперион" (1975), "Тэнасе Скатиу" (по Д. Замфиреску, 1976, в сов. прокате "Летняя история"), "Буребиста" (1980) и др. В 1963 - 65 пред. Совета по кинематографии. През. Академии социальных и политич. наук. Зав. кафедрой театроведения и киноведения Ин-та им. Караджале.

GHIONE, EMILIO

ГИО`НЕ (Ghione) Эмилио

(1879 - 7.1.1930)

итал. актёр, режиссёр, сценарист, художник. С 1909 в кино. Первая значит. роль - Пошине в ф. "История одного Пьеро" (1914). Популярность приобрёл, исполнив гл. роль в пост. им ф. "Да здравствует смерть!" и ряде др. (1914). В ф. "Серые мыши" (1918) выступил как реж., сценарист и актёр. В его работах сказалось влияние романтизма и веризма. В годы кризиса итал. кино работал в Германии (1923 - 25). В Италии занимался гл. обр. лит. и театр, деятельностью. В 1928 - 30 жил в Париже, где издал кн. с "Кино в Италии" (1930).

Литература: Лидзани К., Итал. кино, пер. и с итал., М., 1956.

GIANNINI, GIANCARLO

ДЖАННИ`НИ (Giannini) Джанкарло

(р. 1.8.1942)

итал. актёр. В 1963 окончил рим. Академию драм, иск-ва, работал в т-ре, на ТВ. В кино с 1964 (часто под псевд. Джон Чарли Джонс). Снимался гл. обр. в ролях представителей "золотой молодёжи" (ф. "Паоло Горячий" и др.). В 70-х гг. Д. всё чаще воплощал на экране простых итальянцев - страстных, темпераментных, сохраняющих вековую отсталость и предрассудки уроженцев юга Италии: "Драма ревности" (1970, реж. Э. Скола), "Мими-металлист, уязвлённый в своей чести" (1972), "Фильм любви и анархии" (1973, пр. Мкф в Канне) и "Кровавая стычка между двумя мужчинами из-за вдовы. Подозреваются политические мотивы" (1979) - все реж. Л. Вертмюллер, "Это был я" (1973, реж. А. Латтуда, пр. Мкф в Сан-Себастьяне). Драм, дарование Д. раскрылось в роли графа Туллио Эрмила в ф. реж. Л. Висконти "Невинный" (1976). Сходные роли внутренне опустошённых героев Д. сыграл в ф. "Поездка с Анитой" (1978) и "Хорошие известия" (1980). В 1980 снялся в ф. реж. Г. Н. Чухрая "Жизнь прекрасна", где создал новый для него образ борца против фаш. тирании, в 1981 - в ф. "Лили Марлен" (реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ).

GIELGUD, JOHN ARTHUR

ГИ`ЛГУД (Gielgud) Джон Артур

(р. 14.4.1904)

англ. актёр, режиссёр. На сцене с 1921. Много лет работал в Шекспировском мемориальном т-ре. Получил известность в ролях шекспировского репертуара, в пьесах А. П. Чехова. В кино с 1932 (ф."Хорошие компаньоны"). В 30 - 40-е гг. снимался редко ("Секретный агент", 1936, "Премьер-министр", 1941). Среди ф. с его участием: "Юлий Цезарь" (1953), "Ричард III" (1955), "Вокруг света в 80 дней" (1956), "Барреты с Уимпол-стрит" (1957), "Беккет" (1964). К наиболее значит, работам относятся роли в ф. "Убийство в Восточном экспрессе" (1974, реж. С. Люмет), "Джозеф Эндрюс" (1976, реж. Т. Ричардсон), "Провидение" (1977, реж. А. Рене), "Человек-слон" (реж. Д. Линч) и "Дирижёр" (1980). В 1982 сыграл в ф. "Ганди" (реж. Р. Аттенборо), в 1984 - в ф. "На охоте".

Др. ф.: "Святая Иоанна", "Себастьян", "О, что за прелестная война", "Потерянный горизонт", "Золото", "Артур".

GIERSZ, WITOLD

ГЕРШ (Giersz) Витольд

(р. 26.2.1927)

польск. режиссёр. По образованию экономист. В кино с 1950. С 1956 режиссёр Студии киноминиатюр. Выступает как сценарист, художник и мультипликатор своих фильмов. Среди его работ: юморески ("Сокровища Чёрного Джека", 1961; "Мадам Сопрани", 1963), сатира ("Картотека", 1966; "Интеллектуал", 1969), пародии ("Маленький вестерн", 1960, пр. Мкф в Кракове и Лейпциге, 1961; "Красное и чёрное", 1963, пр. Мкф в Оберхаузене, 1964, Канне, 1965, и др.; "Старый ковбой", 1973), лирич. миниатюры ("Ожидание", 1962, с Л. Перским, пр. Мкф в Канне, Москве, 1963, и др.; "Пожар", 1975). Снимает ф. для детей ("Пожалуйста, слон", 1978). Работает преим. в рисованной мультипликации, иногда в объёмной и комбинир. технике. Гос. пр. ПНР (1979).

Др. ф.: "Тайна старого замка" (1956), "Неоновая шутка" (1959), "Динозавры" (1963), "Корень" (1965), "Конь" (1967), "Индонезийская семья" (1973), "Следы" (1974).

GIRAL, SERGIO

ХИРАЛЬ (Giral) Серхио

(р. 2.1.1937)

кубин. режиссёр. В кино с 1961. Пост. док. ф.: "Свидетель" (1963), "Клетка" (1964), "Новая песня" (1965), "Смерть Джо Джонса" (1966, пр. Мкф в Лейпциге), "Симаррон" (1967), "Гонсало Ройг" (1968), "Зелёная улица" (1969), "Анатомия несчастного случая" (1970), "Случайно" (1971), "Рассказ о начальнике четвёртой колонны" (1972), "Желания и возможности" и "Как хорошо вы поёте" (1973), "Шестая часть мира" (1977, совм. с др.). Игровой ф. "Другой Франсиско" (1974, пр. ряда Мкф) - первая попытка худож. средствами проанализировать феномен многовекового рабства на Кубе в социально-экономич. и политич. контексте времени. К этой же темо режиссёр обращался в ф. "Ранчеадор" (1976) и "Малуала" (1979).

GIRARDOT, ANNIE

ЖИРАРДО` (Girardot) Анни

(р. 25.10.1931)

франц. актриса. В 1954 окончила Парижскую консерваторию. Играла в т-ре "Комеди Франсез". В кино с 1956 (ф. "Тринадцать за столом", реж. А. Юннебель). Важным этапом в творчестве Ж. была роль Нади в ф. реж. Л. Висконти "Рокко и его братья" (1960). Образ сильной и гордой женщины, самостоятельно решающей свою судьбу, актриса варьировала в ф. "Три комнаты в Манхэттене" (1965, пр. Мкф в Венеции), "Умереть от любви" (1971), "Нет дыма без огня" (1973, в сов. прокате "Шантаж") и др. В ф. "Старая дева" (1971, реж. Ж. П. Блан, пр. Мкф в Зап. Берлине, 1972) Ж. создала комич. типаж "средней француженки" с неустроенной личной жизнью, в дальнейшем эксплуатировала его во мн. коммерч. фильмах. Небольшая роль в ф. "Диллинджер мёртв" (1969, реж. М. Феррери) выявила необычайную пластичность этой актрисы, её склонность к сарказму, умение ярко и жёстко очертить характер. Участие в антиимпериалистических по направленности ф. чил. реж. Э. Сото "В Сантьяго идёт дождь" (1975, Франция - НРБ) и итал. реж. Ф. Мазелли "Подозрение" (1974, Италия) отразило её прогрес. политич. взгляды. В 1981 снялась в ф. "Реванш".

Др. ф.: "Женщина-обезьяна", "Товарищи", "Жить, чтобы жить", "Человек, который мне нравится", "Жизнь, любовь, смерть", "Семя человеческое", "Мандарин", "Пощёчина", "Цыган", "Доктор Франсуаза Гайан", "Беги за мной, чтобы я тебя поймала" (в сов. прокате "Знакомство по брачному объявлению"), "Последний поцелуй", "Любовь под вопросом", "Нежный полицейский", "Ключ к двери", "Говорите, мне интересно".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 9, М., 1975.

GIROTTI, MASSIMO

ДЖИРО`ТТИ (Girotti) Массимо

(р. 18.5.1918)

итал. актёр. Учился в Рим. ун-те. В кино с 1939 (ф. "Дора Нельсон"). Особенности дарования Д. впервые раскрыл реж. Л. Висконти в ф. "Одержимость" (1942), где Д. играл роль бродяги Джино. Большой творч. удачей Д. стало также исполнение роли судьи Гуидо Скьяви в ф. "Во имя закона" (1949, в сов. прокате "Под небом Сицилии"). Лучшие роли Д. сыграл в ф. видных мастеров неореализма: "Трагическая охота" (1947), "Трудные годы" и "Мечты на дорогах" (1948), "Хроника одной любви" (1950), "Рим, 11 часов" (1952), "На окраине большого города" и "Дайте мужа Анне Дзаккео" (в сов. прокате "Утраченные грёзы") - оба 1953, и др. В 1958 Д. исполнил комедийную роль Кьякксры в ф. "Дорога длиною в год". В 50 - 60-е гг. снимался в коммерч., гл. обр. псевдоисторнч., ф.: "Юдифь и Олоферн", "Ирод Великий", "Ромул и Рем", "Золото Цезаря" и др. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. играл в фильмах реж.: П. П. Пазолини - "Теорема", "Медея"; Висконти - "Невинный", и других. В 1970 снялся в сов.-итал. ф. "Красная палатка" (реж. М. К. Калатозов), в 1976 - в ф. "Месье Кляйн" (реж. Дж. Лоузи, Франция), в 1981 - в ф. "Любовная страсть" (реж. Э. Скола). С 1945 работает также в т-ре. Др. ф.: "Заблудшая молодёжь", "Чувство", "Сказочные приключения Марко Поло", новелла "Колдунья, сожжённая заживо" в ф. "Колдуньи", "Последнее танго в Париже", "Аньезе идёт на смерть".

GISH, DOROTHY

ГИШ (Gish) Дороти

(11.3.1898 - 4.6.1968)

С амер. актриса. Сестра Л. Гиш. С четырёх лет на сцене. Была открыта для кино в; реж. Д. У. Гриффитом (ф. "Невидимый враг", 1912). С уепехом выступала в жанре комедии, а также в мелодраме. К лучшим работам относятся роли в лентах Гриффита "Сердца мира" (1918) и "Сиротки бури" (1922, в сов. прокате "Две сиротки"), а также в ф. "Старый Гейдельберг" (1915), "Ярость" (1923) и др.

В кон. 20-х гг. выступила в Великобритании в ф. реж. X. Уилкокса "Нелл Гвин", "Волки" и др. С приходом в кино звука вернулась на сцену, лишь изредка появляясь на экране: "Наши сердца молоды и веселы" (1944), "Столетнее лето"(1946), "Свист на Итонском водопаде" (1951), "Кардинал" (1963).

GISH, LILLIAN

ГИШ (Gish) Лиллиан

(р. 14.10.1896)

амер. актриса. В 1912 с сестрой Дороти стала сниматься в кино. Формирование и расцвет таланта актрисы связан с творчеством реж. Д. У. Гриффита. Начав с эпизодов, Г. в 1915 сыграла гл. роль в ф. "Рождение нации", где нашла своё амплуа - невинной жертвы судьбы. Этот образ в дальнейшем варьировался Г. в фильмах Гриффита 10 - 20-х гг.- "Сломанные побеги" (в сов. прокате "Сломанная лилия"), "Путь на Восток", "Сиротки бури" (в сов. прокате "Две сиротки") и др.- и принёс ей всемирную известность. Снималась также в его ф. "Нетерпимость". В кон. 20-х гг. играла в ф. др. режиссёров, в т. ч. в фильме В. Шёстрёма "Алая буква" (1926). В 1920 пост. ф. "Переделывая своего мужа" (в гл. роли Д. Гиш). С 1930 выступала преим. в т-ре, иногда снимаясь в кино. Среди последних работ - роли в ф. "Комедианты" (1966), "Свадьба" (1978). Всего в кино сыграла более 100 ролей. Работала на ТВ, выступала с концертными программами, а в 70-е гг.- и с лекциями по истории кино. В 1970 получила спец. пр. "Оскар". Автор книг воспоминаний "Кино, мистер Гриффит и я" (1969, в рус. пер. 1974) и "Дороти и Лиллиан Гиш" (1973).

Лиллиан Гиш, М., 1926; Юткевич С, Гриффит и его актеры, в сб.: Д. У. Гриффит, М., 1944; Арнольд и Э., Лиллиан Гиш, в кн.: Звёзды немого кино, М., 1968.

GODARD, JEAN LUC

ГОДА`Р (Godard) Жан Люк

(р. 3.12.1930)

франц. режиссёр, сценарист. Один из ведущих представителей "новой волны". По образованию этнограф. Работал монтажёром, выступал как кинокритик в ж. "Cahiers du cinema". В 50-е гг. пост. неск. к/м ф. В первом п/м ф. "На последнем дыхании" (1960) Г. показал в рамках уголовного сюжета историю гибели анархиствующего парня Мишеля, восстающего против моральных и правовых норм бурж. общества. В ф. "Маленький солдат" (1960, был запрещён цензурой, вышел на экран в 1963) Г. развил тему бунтаря-одиночки (журналист, к-рого террористы из ОАС настойчиво пытаются использовать в борьбе с подпольной организацией алжирских патриотов в Женеве). Ф. "Жить своед жизнью" (1962) о девушке, помимо своей воли втянутой в проституцию, ещё раз проиллюстрировал тезис Г. о бессилии личности в мире собственности и наживы. В ф. "Карабинеры" (1963) Г. в форме гротескной притчи резко выступил против войны. В этих ф. ему удалось выработать своеобразный и острый стиль киноповествования, выраженный в ритмически-импульсивном монтаже, частом применении ручной камеры, в использовании натуры вместо павильонных декораций, в нетрадиц. лексике диалогов, в к-рых уличная разговорная речь чередуется с цитатами из разл. лит. источников. Герои фильмов Г.- молодые отщепенцы, живущие вне общества и не признающие его законов; между собой они вступают в отношения сообщничества, "конспирации" во имя нарушения и разрушения существующего порядка. На практике это нередко оборачивается бессмысленной уголовщиной ("Карабинеры", а также "Отдельная банда", 1964, и др.). В"Презрении" (по А. Моравиа, 1963), как и во мн. др. фильмах Г., изображается пустота и растленность бурж. "общества потребления". В ф. "Альфавиль" (1965) Г. в форме фантастич. антиутопии пытался обличать тоталитаризм и технократию. "Безумный Пьеро" (1965) - романтич. апофеоз бунтаря-одиночки. В коллективном ф. "Далеко от Вьетнама" (1967) Г. показал растерянность парижских левых интеллигентов перед лицом Вьетнам, трагедии. В ф. "Китаянка" и "Уик-энд" (1967), "Один плюс один" (1969, Великобритания) Г. во всё более открытой и навязчивой форме проповедовал идеи левого экстремизма. В агитац. "кинолистовках", пост. в последующие годы, антибуржуазная фразиология сочеталась с антикоммунистическими выпадами. В них Г. программно отказывается от связного сюжета, стремясь стимулировать активность зрителя намеренным подчёркиванием условности происходящего. Оказавшись в идейном и творч. тупике, режиссёр попытался вернуться к более традиц. манере киноповествования в ф. "Всё хорошо" (1972, с Ж. П. Гореном). Однако эта попытка успеха не имела, равно как и последующие, более экспериментальные по форме ф. - "Номер 2" (1975, на ТВ), "Спасайся, кто может" (1980), "Страсть" (1982). В 1983 пост. ф. "Имя: Кармен" (гл. пр. Мкф в Венеции). Юбил. пр. Мкф в Венеции (1982).

Др. ф": "Женщина есть женщина" (1961), "Замужняя женщина" (1964), "Мужское - женское" (1966), "Сделано в США" и "Две или три вещи, которые я знаю о ней" (1967).

Литература: Божович В., О "Новой волне" во франц. кино, в сб.: Вопросы киноиск-ва, в. 8, М., 1964; Юткевич С. Модели политич. кино, М., 1978; Siclier J., Nouvelle vague?, P., 1961; Collet J., Fargier J. P., Jean-Luc Godard, P., 1974; Jean-Luc Godard, Munch.- W., 1979; Кreidl J. F., Jean-Luc Godard, Boston, 1980.

В. И. Божович.

GOETZKE, BERNHARD

ГЁЦКЕ (Goetzke) Бернхард

(1884 - 1946)

нем. актёр. Выступал в берлинском Немецком т-ре М. Рейнхардта. В кино с 1917 (ф. "Страх"). Известность получил в роли Ивана Карамазова ("Братья Карамазовы", 1918). Играл мистически окрашенные образы загадочных героев: йог Рамигани ("Индийская гробница") и Чужой ("Усталая смерть", в сов. прокате "Четыре жизни") - оба 1921, прокурор Венк ("Доктор Мабузе - игрок", 1922, в сов. прокате "Позолоченная гниль"). В ф. "Нибелуити" (1924, реж. Ф. Ланг) Г. сыграл рыцаря-музыканта Фолькера, в ф. "Пётр Великий" (1923) - Меншикова. В сер. 20-х гг. Г. сблизился с прогрес. деятелями кино, что плодотворно отразилось на его творчестве. Наиболее значит. роли 20-х гг.: инженер Крамер ("Отверженные", др. назв. "Пятое сословие", 1925, в сов. прокате "Пасынки Берлина"), профессор Цанге ("Саламандра", 1928, сов.-нем.) и др. В сов. ф. "Города и годы" (1930) сыграл роль майора фон Шенау. В 30 - 40-х гг. снимался гл. обр. в помпезных псевдоисторич. "боевиках".

Литература: Мазиаг Б., Бернгард Гетцке, М.- Л., 1928; Ефимов Н. Н., Нем. киноактеры, Л., 1926.

GOLOGAN, OVIDIU

ГОЛОГА`Н (Gologan) Овидиу

(14.5.1912 - 26.4.1982)

рум. оператор. С 1936 1. снимал материал для к/ж и выпусков новостей. С 1951 в худож. кино. Основные черты иск-ва Г.- детальная выстроенность кадра в сочетании с беспокойной подвижностью камеры и эпич. спокойствием в оценке событий. Работал с реж. В. Илиу и Л. Чулеем. Лучший ф.- "Лес повешенных" (1965). Среди др. ф.: "Счастливая мельница" (1957), "Переэкзаменовка, господин профессор" (1966, Ю. Друкменом), "Приключения Тома Сойера" и "Смерть индейца Джо" (1968, Р. Лефевром) - оба с ФРГ и Францией, "Замок обречённых" (1970), "Сотворение мира" (1971), "Чиприан Порумбеску" (1972, с А. Костракевичем).

GORETTA, CLAUDE

ГОРЕТТА (Goretta) Клод

(р. 23.6.1929)

швейц. режиссёр. В 1957 снял в Великобритании среднеметр. ф. "Славное время" (с А. Таннером). Работал на ТВ, в т-ре. в Дебютировал в худож. кино в 1970 (ф. "Безумец"). Картины Г. тесно связаны со стилем и проблематикой "нового швейц. кино". Наиболее значит, работы Г.- "Приглашение" (1973, пр. Мкф в Канне), "Кружевница" (1977, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне) и "Провинциалка" (1980, Франция) - отличаются вниманием к реалиям быта и вместе с в тем режиссёр уходит от бытописательства, стараясь передать через тщательное изучение скрытой, подчас неуловимой для постороннего взгляда сущности персонажей и явлений психологич. состояние общества. В 1983 снял ф. "Смерть Марио Риччи".

Др. ф.: "Не такой уж и злой" (1975, Франция), "Эпистемология Жана Пьяже" (1978, Великобритания), "Дороги изгнания, или Последние годы Жана Жака Руссо" (1979, т/ф и киновариант).

GOULD, ELLIOT

ГУЛД (Gould) Эллиот (наст. фам. Голдстайн, Goldstein)

(p. 29.8.1938)

амер. актёр. С 1957 выступал на сцене и ТВ. В кино с 1964. Стал популярным на рубеже 60 - 70-х гг. в ролях молодых, напористых, зачастую циничных, но неизменно привлекат. героев таких ф., как "Боб и Кэрол и Тэд и Элис" (1969, реж. П. Мазурский), "Выбор пути" (1970). Особую известность ему принесла роль хирурга в антимилитаристской комедии "М. A. S. Н." (1970, реж. Р. Олтмен). Своеобразный антиконформизм Г. отвечал обществ, потребности в обновлении типа героя на амер. экране, что позволило актёру закрепить свой успех в ф. "Маленькие убийцы" и "Прикосновение" (реж. И. Бергман, Швеция - Великобритания) - оба 1971, "Долгое прощание" (1973) и "Калифорнийский покер" (1974) - оба реж. Р. Олтмена, "Гарри и Уолтер следуют в Нью-Йорк (1976), "Козерог-1" (1977) и ряде др. В 1981 снялся в фильме "Дьявол и Макс Девлин".

GRANIER-DEFERRE, PIERRE

ГРАНЬЕ`-ДЕФЕ`Р (Granier-Deferre) Пьер

(р. 22.7.1927, по др. данным, 1928)

франц. режиссёр. Был ассистентом реж. Д. де Ла Пательера, Ж. П. Ле Шануа, М. Карне и др. Первый ф. - "Мальчик из лифта" (1962). Г.-Д.- один из наиболее продуктивных мастеров франц. коммерч. кино 60 - 70-х гг. Большинство картин режиссёра обладает увлекат. сюжетом, нередко политически окрашенным: "Поезд" (по Ж. Симеиону, 1973), "Раса "господ"" (по Ф. Марсо, 1974), "Клетка" (1975), "Странное дело" (1981). В 1983 пост. ф. "Друг Венсана".

Др. ф.: "Париж в августе" (1966), "Верзилы" (1967), "Героин" (1970, в сов. прокате "Тайна фермы Мессе"), "Кот" и "Вдова Кудер" (1971), "Сын" (1973), "Прощай, полицейский" (1975), "Женщина в окне" (1976), "Военврач" (1979), "Северная звезда" (1982).

GRANT, CARY

ГРАНТ (Grant) Кэри (наст. имя и фам. Арчибалд Александер Лич, Leach)

(18.1.1904 - 29.11.1986)

амер. актёр. Род. в Великобритании, где в юности выступал с бродячей цирковой труппой. С 1921 в США играл небольшие роли в т-ре. С 1932 на экране под псевд. Грант. Первая гл. роль - в ф. "Она ему навредила" (1933). В кон. 30-хгт. прославился в серии салонных комедий, где банальность героев скрашивалась отточенностью исполнения и характерной для стиля актёра лёгкой иронией ("Ужасная правда", "Воспитывая "Бэби"", "Праздник", "Филадельфийская история", "Его девушка Пятница" и др.). В дальнейшем с успехом выступал в детективных лентах А. Хичкока "Подозрение" (1941), "Дурная слава" (1946), "Поймать вора" (1955), "К Северу через северо-запад" (1959), в "чёрной" комедии Ф. Капры "Мышьяк и старое кружево" (1944) и, сохраняя верность своему излюбленному жанру салонной комедии, в ф. "Однажды в медовый месяц" (1942, и во 2-м варианте того же сюжета - "Незабываемый роман", 1956), "Обезьяньи проделки" (1952). Сыграл неск. интересных драм, ролей, в частности в картинах "Цель - Токио" (1943), "Только одинокое сердце" (1944), "Кризис" (1950), "Гордость и страсть" (1957). После 1966 в кино не снимался. Спец. пр. "Оскар" (1969).

GREGORETTI, UGO

ГРЕГОРЕ`ТТИ (Gregoretti) Уго

(р. 28.9.1930)

итал. режиссёр. Работал на ТВ. В кино с 1962 (социальный ф. "Новые ангелы"). Социальная направленность творчества Г. проявилась также в гротесковом эпизоде в ф. "РоГоПаг" (1963) и в фантастич. комедии "Омикрон" (1963) - первом в Италии опыте создания сатирич. ф. в жанре науч. фантастики. В 1971 - 72 возглавил работу по созданию п/м док. лент в русле рабочего и студенч. кинолюбительского движения "свободных киножурналов", руководимого Ч. Дзаваттини (ф. "Контракт", "Аполлон" и др.). В 1976 снял п/м док. ф. "Вьетнам: сцены послевоенной жизни". Работает на ТВ.

Др. ф.: эпизод "Высылка по месту жительства" в ф. "Самые прекрасные мошенничества в мире" (1964), "Знатные семьи" (1965).

GREMILLON, JEAN

ГРЕМИЙО`Н (Gremillon) Жан

(3.10.1901 - 25.11.1959)

франц. режиссёр. По образованию музыкант. В кино с 1925. Ставил док., науч.-популяр., к/м фильмы. Первый худож. ф.- "Подтасовка" (1927). Это изысканный по стилю ф. о жизни моряков принёс Г. известность. Его первые: звук. картины "Маленькая Лиза" (1929) и "Метиска Дайна" (1930) свидетельствовали о стремлении режиссёра использовать в кино законы построения муз. произведений. Много лет Г. не мог осуществить пост. ф. на значит. темы. Лишь в 1941 он создал ф. "Буксиры" (по Р. Верселю, сц. Ж. Превер) о героич. труде моряков, спасающих суда, потерпевшие бедствие. Ф. "Летний свет" (1942) и "Небо принадлежит вам" (1943) относятся к числу прогрес. произведений франц. киноиск-ва, созданных в период фаш. оккупации. В 1945 снял док. ф. "6 июня на рассвете" об открытии 2-го фронта в Нормандии. В 1954 пост. ф. "Любовь женщины", в 1955 снял с цв. док. ф. "Дом образов". Неосуществленными остались его замыслы ф. о Парижской Коммуне 1871 и Революции 1848. Был одним из основателей и мн. годы президентом Франц. синематеки; сыграл большую роль в пропаганде прогрес. произв. мирового киноиск-ва.

Др. ф.: "Прогулка в открытом море" (1926), "Смотрители маяка" (1928), "На одно су любви" (1931), "Маленький бабуин" и "Гонзаг" (1932), "Долороза" (1934), "Королевский вальс" и "Мушиные лапки" (1936), "Сердцеед" (1937), "Странный господин Виктор" (1938), "Странная мадам Икс" (1951). в Лепроон П., Совр. франц. кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960.

GRIEM, HELMUT

ГРИМ (Griem) Хельмут

(р. 6.4.1932)

нем. актёр (ФРГ). Учился в Гамбургском ун-те, работал в труппе бродячих актёров, выступал в лит. кабаре "Бухфинкен". С 1957 в т-ре. В кино с 1961 ("Фабрика офицеров", реж. Ф. Висбар). Снимался в ф.: "До конца дней" (1961), "Мечта Лизхен Мюллер" (1962, реж. X. Койтнер). В 1963 - 71 играл в трах ФРГ и за границей, работал на ТВ. К значит. работам относятся роли эсесовского офицера Ашенбаха в ф. "Гибель богов" (1969, реж. Л. Висконти, Италия), немецкого аристократа Максимилиана фон Хойне в ф. "Кабаре" (1972, реж. Б. Фосс, США), полковника Дуркейма ("Людвиг", 1972, реж. Висконти) и лейтенанта Симеона ("Пустыня Тартари", 1976, реж. В. Дзурлини) - оба Италия. В 1982 снялся в роли учителя Браша в ф. "Отстранён от должности" (Зап. Берлин).

Др. ф.: "Мораль Рут Хальбфас", "Глазами клоуна", "Путешествие проклятых" (Великобритания), "Встречи с Анной" (Бельгия), "Германия осенью", "Стеклянная клетка", "Гамбургская болезнь", "Малу", "Заноза в теле", "Безудержно".

GRIERSON, JOHN

ГРИ`РСОН (Grierson) Джон

(26.4.1898 - 19.2.1972)

англ. продюсер, режиссёр. Окончил ун-ты в Глазго и Чикаго. Изучал науч.-популяр., уч. и док. кино разл. стран. Испытал сильное влияние иск-ва С. М. Эйзенштейна и В. И. Пудовкина. В 1929 пост. док. ф. "Рыбачьи суда", заложивший основы школы англ. док. кино, в 1933 - "Индустриальная Британия" (с Р. Флаэрти), в 1934 - "Грентон Траулер" (с Э. Энстеем). В работе Г. исходил из того, что док. ф. "... является творческой интерпретацией современной действительности". Возглавлял киноотдел при Торговой палате, где объединил лучших режиссёров-документалистов. (Б. Райт, П. Рота, X. Уотт и др.). Имея (связи в пром. кругах, обеспечил финансирование большинства картин, выпущенных в 1930 - 33 в Великобритании. В 1933 возглавил киноотдел при Гл. управлении почт, где содействовал постановке значит. ф.: "Песнь Цейлона" (1934), "Ночная почта" (1936), "Северное море" (1938) и др. В 1937 основал киноцентр, ставший объединением документалистов. Здесь были выпущены ф. "Лицо Шотландии" и "Богатство нации" (1938) и др. В 1939 - 1946 работал в Австралии, Новой Зеландии, США, способствовал становлению док. кино в Канаде. В 1941 снял ф. "Остров Черчилль", получивший пр. "Оскар". В 1947 руководил отделом печати, кино, радио и ТВ при ЮНЕСКО. С 1950-х гг. выступал как продюсер.

Литература: The fate of British film, L., 1937. Grierson on documentary, ed. by F. Hardy, Berk.- Los Ang., 1966.

GRIFFITH, DAVID YORK

Статья большая, находится на отдельной странице.

GRIGORESCU, IOAN

ГРИГОРЕ`СКУ (Grigorescu) Йоан

(р. 20.10.1930)

рум. сценарист. В 1955 окончил Лит. ин-т им. Горького. Первый ф. посц. Г. "Улицы помнят" (1962) посв. последним дням войны. Затем Г. обращается к совр. тематике. Его лучший сц. "Взрыв" (1972) рассказывает о героич. буднях рум. моряков. Др. сц.: "Квартал веселья" (1964, с М. Маркусом, в сов. прокате "Династия непокорённых"), "Недра" (1967, в сов. прокате "Катастрофа на Чёрной горе"), "Канарейка и буря" (1970), "Феликс и Отилия" (по Дж. Кэлинеску, 1972), "Мастодонт" (1975), "Гнездо саламандр" (1977), "Операция "Автобус"" (1978), "Объятия Афродиты" (1979), "Экипаж для Сингапура" (1981).

GRIMAULT, PAUL

ГРИМО` (Grimault) Поль

(р. 23.3.1905)

франц. режиссёр, художник. Был художником-декоратором по оформлению зданий. В кино с 1930 как сценарист рекламных м/ф. Пластичность, изящество рисунка, тонкий вкус и изобретательность отличают его м/ф "Пассажиры Большой Медведицы" (1941), "Продавец нот" (1942), "Пугало" (1943), "Похититель громоотводов" (пр. Мкф в Венеции) и ("Волшебная флейта" (1946). В 1948 на экран вышел ф. "Маленький солдат" (пр. Мкф в Венеции), где Г. новаторски использовал сочетание музыки и цвета. Наибольшего худож. успеха Г. добился в ф. "Пастушка и трубочист" (по X. К. Андерсену, 1949 - 52, спец. пр. Мкф в Венеции, 1952). Затем Г. вынужден был вернуться т к постановке рекламных м/ф, т. к. франц. продюсеры отказались финансировать т выпуск худож. рисованных ф., считая их к недостаточно рентабельными. Тем не менее ему удалось пост. ф. "Забытые камни" (1952), "Энрико" (1955 - 56), "Голод в мире" (1958). В 1980 Г. завершил новый, в "полный" вариант ф. "Пастушка и трубочист". Его ф. "Король и птица" отмечен пр. Мкф в Москве (1981).

GRÜNDGENS, GUSTAV

ГРЮНДГЕНС (Gründgens) Густав

(22.12.1899 - 7.10.1963)

нем. актёр, режиссёр (ФРГ). В 1920 окончил школу при Дюссельдорфском драматич. т-ре. Играл во мн. т-рах Германии. С 1955 в ФРГ возглавлял Гамбургский нем. драматический т-р. Снимался в кино: "Женщина на луне" (1929), "М" (1931) - оба реж. Ф. Ланга; "Флирт" (1932, реж. М. Офюльс) и др. Поставил фильмы: "В городе всё вверх ногами" (1932), "Прихоти" (1937), "Шаг в сторону" (по роману Т. Фонтане "Эффи Брист", 1939), "Два мира" (1940), "Фауст" (по И. В. Гёте, 1960, с П. Горски). Жизнь и творчество Г., отмеченные острыми противоречиями, послужили темой для романа "Мефистофель" К. Манна (экранизирован венг. реж. И. Сабо в 1981).

GRUNE, KARL

ГРУ`НЕ (Grune) Карл

(22.1.1890 - 2.10.1962)

нем. режиссёр, сценарист. Учился у М. Рейнхардта, работал в т-рах Вены и Берлина. В кино с 1919 (ф. "Люди в цепях"). Известность получил фильм Г. "Улица" (1923), в к-ром отдельные приёмы, характерные для нем. киноэкспрессионизма 20-х гг., сочетались с реалистич. показом жизни большого города. В 30-е гг. снимал псевдоисторич. ф., среди них: "Абдулла Проклятый" (1934), "Свадьба в Корболе" (1935), "Паяцы" (по мотивам оперы Р. Леонкавалло, 1936, с Р. Таубером, в сов. прокате "Любовь паяца") - все Великобритания. Др. ф.: "Бурная погода" и "Взрыв" (1923), "Арабелла" (1924), "Ревность" (1925), "Братья Шелленберг" (1926), "На краю света" (1927), "Ватерлоо" (1929).

GUAZZONI, ENRICO

ГУАЦЦО`НИ (Guazzoni) Энрико

(18.9.1876 - 24.9.1949)

итал. режиссёр. Окончил Рим. ин-т изящных иск-в. Работал художником-декоратором. В кино с 1907 (комедия "Приглашение к обеду"). В 1910 пост. один из первых итал. "ф.-колоссов" "Агриппина". Мировую известность принёс Г. псевдоисторич. постановочный ф. "Камо грядеши" (1912). Г. был сценаристом и художником мн. своих фильмов. Его экранизации библейских легенд, постановки монумент. эпич. ф. из др.-рим. истории нередко использовались позднее в целях национа-листич. пропаганды. В период звук. кино ставил гл. обр. приключенч. картины.

Др. ф.: "Освобождённый Иерусалим" (1911), "Марк Антоний и Клеопатра" (1913), "Кай Юлий Цезарь" (1914), "Ииан Грозный" (1915), "Разграбление Рима и Климент VII" (1919), "Мессалина" (1923), "Два сержанта" (1936), "Доктор Антонио" (1937), "Форнарина" (1942).

GUERRA, RUY

ГЕ`РРА (Guerra) Руй

(р. 22.8.1931)

браз. режиссёр, сценарист, актёр. Учился в Португалии и во Франции. Был ассист. оператора, режиссёра. Работал над к/м ( док. картинами. Среди значит, ф. периода "нового кино" - "Негодяи" (1962) о а проблемах преступности и "Ружья" (1963) о бедственном положении населения сев.-вост. районов Бразилии. Как актёр впервые выступил в ф. "Бродяги" и "Бениту Серену". Пост. ф.: "Боги и мёртвые" (1970), "Дама из Парагвая" с (1971), "Падение" (1977, сц. и реж. Н. Шавьером, пр. Мкф в Зап. Берлине, I 1978). В 1980 снял в Мозамбике п/м ф. "Муэда: воспоминания о кровавой бойне" - рассказ о расправе, учинённой колониалистами 16 авг. 1960 над Мозамбикскими борцами за свободу. В 1983 пост. ф. "Эрендира" (по Г. Гарсии Маркесу, Мексика - Франция - Зап. Берлин).

GUERRA, TONINO

ГУЭ`РРА (Guerra) Тонино

(р. 16.3.1920)

итал. сценарист, поэт, прозаик. В кино с 1953. Сотрудничал с реж. Дж. Де Сантисом, М. Болоньини, Д. Дамиани, М. Моничелли, Э. Петри. Участвовал в пост, ф.: М. Антониони - "Приключение" и "Ночь" - оба 1960, "Затмение" (1961), "Красная пустыня" (1964), "Блоу-ап" ("Фотоувеличение", 1967), "Забриски пойнт" (1970), "Тайна Обервальда" (1980, т/ф); Ф. Рози - "Люди против" (1970), "Дело Маттеи" (1972), "Сиятельные трупы" (1976). Совм. с Ф. Феллини написал повесть чАмаркорд", ставшую основой сюжета и сц. одноим. ф. реж. Феллини (1974).

GUINNESS, ALEC

ГИ`ННЕСС (Guinness) Алек

(р. 2.4.1914)

англ. актёр. На сцене с 1934. В 1936 - 81 в т-ре "Олд Вик", в кино с 1946 (ф. "Большие надежды"). Известность получил в картине "Добрые сердца и короны" (1948), где сыграл сразу . восемь ролей, после чего англ. критика назвала Г. "целой театр, труппой". Виртуозная актёрская техника позволяла Г. успешно выступать как в комедиях - "Банда с Лавендер Хилл" (1951), "Человек в белом костюме" (1952), "Убийцы леди" (1955), так и в драмах - "Мост через реку Квай" (1957, пр. "Оскар", 1958), "Устами художника" (1958, сц. Г.), историч. ф. ("Кромвель", 1970), фантастич. ф. ("Звёздные войны", 1977, США). Спец. пр. "Оскар" (1980). В 1983 снялся в ф. "Больной от любви" (США).

Др. ф.: "Наш человек в Гаване", "Мотивы славы", "Лоуренс Аравийский", "Комедианты", "Меморандум Квиллера", "Брат Солнце, сестра Луна", Калигула", "Империя наносит ответный удар".

GUITRY, SACHA

ГИТРИ` (Guitry) Саша

(21.2.1885 - 24.7.1957)

франц. актёр, режиссёр, драматург, сценарист. С пяти лет на сцене, (с 1914 в труппе своего отца. Автор мн. п пьес и оперетт, к-рые сам ставил, играл в них и значит, часть экранизировал. Впервые снялся в кино в 1917 (ф. "Роман С любви и приключений"). Первый ф. пост. " в 1919 ("Наши"). Наиболее известные фильмы Г.- "Пастер" (1935, в гл. роли Г.) и "Роман обманщика" (1936). Пост. ф.: ("Если бы мне рассказали о Версале" 1954), "Убийцы и воры" (1956).

Др. ф.: реж.- "Актёр" (1947), "Хромой бес" (1948), "Жизнь порядочного человека" (1952), "Наполеон" и "Если бы нам Г. рассказали о Париже" (1955).

Литература: Dauberville H., Sacha Guitry, P., 1981.

GÜNEY, YıLMAZ

ГЮНЕ`Й (Güney) Йылмаз

(р. 1.4.1937 - 9. 9.1984)

тур. режиссёр. Студентом Стамбульского ун-та в 1959 стал сниматься в кино, писать сценарии. В 1960 был арестован за коммунистическую пропаганду. Первый фильм поставил в 1966 - "Женщина, лошадь и ружьё". Наиболее известные его работы: "Сеид-хан" (1968), "Надежда" (1970), "Скорбь", "Плач" и "Отец" (1971), "Товарищ" (1974). В 1975 был снова арестован. По его сц., написанным в тюрьме, поставлено неск. ф. (наиболее известный - "Стадо", 1978, реж. З. Октен). Руководил из тюрьмы съёмками ф. "Дорога" (с Ш. Гёреном, гл. пр. Мкф в Канне, 1982). В 1982 бежал за границу. В 1983 пост. во Франции ф. "Стена".

GÜNTHER, EGON

ГЮ`НТЕР (Günther) Эгон

(р. 30.3.1927)

нем. режиссёр (ГДР). Начинал как поэт. Был прозаиком, драматургом, сценаристом. Среди ф. по его сц.: "Врачи" (1962, в сов. прокате "Ошибка профессора Хегера"), "Сегодня и в час моей смерти" (1963), "Лисы Аляски" (1964) и др. Первая реж. работа - "Жена Лота" (1965), посв. проблемам совр. семьи и положению женщины в обществе. Подобные проблемы затронуты и в ф. "Третий" (1972, гл. пр. Мкф в Карлови-Вари, 1972) и "Ключи" (1974), вызвавших острые дискуссии. В кон. 70-х гг. Г. экранизировал произв. нем. классич. лит-ры: "Прощание" (по И. Бехеру, 1968), "Воспитание под Верденом" (по А. Цвейгу, 1973, т/ф), "Лотта в Веймаре" (по Т. Манну, 1975), -"Страдания молодого Вертера" (по И. В. Гёте, 1978), "Урсула" (по Г. Келлеру, т/ф, с Швейцарией). Пост, для ТВ ФРГ: "Изгнание" (по Л. Фейхтвангеру, 1981), "Ханна с восьми до восьми" (1983). Нац. пр. ГДР (1972).

GUTIÉRREZ, ALEA TOMÁS

ГУТЬЕ`РРЕС АЛЕ`А (Tomás Gutiérrez Alea) Томас

(р. 11.12.1928)

кубин. режиссёр. В кино с кон. 40-х гг. До 1959 входил в секцию кино культурного об-ва "Нуэстро тьемпо". Один из основателей ИКАИКа (1959). Снимал хроник, сюжеты, поставил неск. к/м юмористич. лент. Изучал кинорежиссуру в Эксперим. киноцентре в Риме. Участвовал в пост. ф. "Эль Meгано" (1955). После победы Революции 1959 вместе с X. Гарсией Эспиносой возглавил отдел кино Повстанч. армии. Его первый док. ф. - "Эта земля наша" (1959), игровой - нар. эпопея "Рассказы о революции" (1960, спец. пр. Мкф в Москве, 1961). Затем снял сатирич. комедию "Смерть бюрократа" (1966, спец. пр. Мкф в Карлови-Вари), психологич. драму "Воспоминания об отсталости" (1968, пр. Мкф и пр. ФИПРЕССИ в Карлови-Вари), филос. притчу "Последний ужин" (1975).

Др. ф.: "Кумбите" (1964), "Кубинское сражение против демонов" (1971), "Выжившие" (1978, в сов. прокате "Осужденные на одиночество").

GUZMAN, PATRICIO

ГУСМА`Н (Guzman) Патрисио

(р. 11.8.1941)

чил. режиссёр. Учился в Чил. ун-те. В 1965 - 66 работал на киноф-те Католич. ун-та в Сантьяго, где пост. неск. к/м ф., лучший из них - "Электро-шоу" (1966). В 1969 закончил киношколу в Мадриде, снял там же ф. "Ортопедический рай" (1969). С 1971 режиссёр отдела док. кино "Чилефильмс". Пост. ф. "Первый год" (1971), "Ответ октября" (1972). В 1973 преподавал в Синдикате кинотехников в Сантьяго, работал над док. фильмами. После прихода к власти фаш. хунты съёмочная группа была арестована. Отснятый материал был вывезен за границу. В 1979 на Кубе завершил работу над трилогией "Битва за Чили" ("Буржуазия "бунтует"", "Государственный переворот", "Власть народа"), имеющей прогрес. политич. направленность (за 1-ю и 2-ю части - спец. пр. Мкф в Лейпциге, 1976, и др. пр.)

Литература: Chile: el cine contra el fascismo, Valencia, 1977 (c P. Sempere).

HAANSTRA, BERT

ХА`НСТРА (Haanstra) Берт

(р. 31.5.1916)

голл. режиссёр. Учился живописи в Академии иск-в в Амстердаме. Работал фотографом, оператором. Известность ему принёс док. ф. "Зеркало Голландии" (1950, гл. пр. Мкф в Канне, 1951), рассказывающий о борьбе человека с морем. Этой же теме поев, лента "И моря больше не стало" (1956). Снял ряд ф. о нац. иск-ве: "Средневековая голландская скульптура" (1951), "Рембрандт, мастер портрета" (1956). Ф. "Стекло" (1958) - подлинная симфония технологии изготовления стекла. Худож. ф. "Фанфары" (1958) из крестьянской жизни и "Дело М. П." (1960) отличаются грубоватым юмором. Наиболее значит, работы - к/м ф. "Зоо" (1961, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Зап. Берлине, 1962), п/м док. ф. "Обычный человек" (1964, в советском прокате "12 миллионов", пр. Мкф в Зап. Берлине) и "Голос воды" (1966, пр. Мкф в Москве, 1967). В док. ф. "На границе с животным миром" (1972) и "Съесть и быть съеденным" (1974), изобилующих сценами натурализма и жестокости, проводятся параллели между поведением животных и человека. В 1975 пост. худож. ф. "Доктор Пулдер сеет мак" - трагикомич. историю о человеке, к-рый рутину обыденной жизни сменил на жизнь свободную, лишённую рамок мещанской морали. X.- мастер съёмки скрытой камерой. В 1979 пост, худож. ф. "Порка".

HACKMAN, GENE

ХЭ`КМЕН (Hackman) Джин (наст. имя и фам. Юджин Олден, Alden)

(p. 30.1. 1931)

амер. актёр. В 50-е гг. выступал в т-ре и на ТВ. В кино с 1961, гл. обр. в ролях второго плана (ф. "Лилит", "Бон-ни и Клайд" и др.). Созданные актёром в нач. 70-х гг. сложные, многоплановые, психологич. образы в драм, картинах режиссёров молодого поколения ("Французский связной", 1971, реж. У. Фридкин, пр. "Оскар", 1972; "Пугало", 1973, реж. Дж. Шацберг; "Разговор", 1974, реж. Ф. Ф. Коппола), умение показать кризисные состояния в жизни своих героев, их эволюцию сделали X. одним из ведущих актёров Голливуда. Удачно выступил в картинах разных жанров: "фильмах катастроф" ("Приключение "Посейдона"", 1972), комедиях ("Лакки Леди", 1975, "Всю ночь напролёт", 1981), вестернах ("Вкуси пулю", 1975), триллерах ("Ночные ходы", 1974, "Французский связной II", 1975), политич. детективах ("Принцип "Домино"", 1977), воен. картинах ("На один мост дальше", 1977, Великобритания), фантастич. лентах ("Отрезанные от мира", 1969, "Супермен", 1978; "Супермен II", 1980, Великобритания) и др. В 1983 снялся в ф. "Непонятый" (реж. Дж. Шацберг).

Среди др. ф.: "Гавайи", "Начиная драться первым", "Бунт", "Иди или умирай" (Великобритания).

HADZIC, FADIL

ХА`ДЖИЧ (Hadžić) Фадил

(р. 23.4.1922)

югосл. режиссёр, сценарист, журналист. Окончил Академию изобразит. иск-в в Загребе. Один из инициаторов создания (1951) и первый директор студии рисованных фильмов "Дуга-фильм". По сц. X. снято неск. мульт. фильмов. Работал режиссёром док. кино. Первый худож. ф. - "Азбука страха" (1961). В дальнейшем ставил ф. преим. по собств. сценариям. Совр. жизни Югославии посв. фильмы X. "Служебное положение" (1964) и "Протест" (1967). Пост. также ф.: "Десант на Дрвар" (1963), "По горе Конюх" (1966, в сов. прокате "Рейд отважных"), "Три часа любви" (1968), "Идут дни" и "Дикие ангелы" (1970), "Охота на оленей" (1972), "Посол" (1984).

Предыдущая страница Следующая страница