Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 11, "HAI"-"HUS")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 11, "HAI"-"HUS")

HAI NINH

ХАЙ НИНЬ (Hai Ninh)

(p. 1931)

вьетнам. режиссёр. Нар. арт. СРВ (1984). Окончил Национальную киношколу в Ханое. В кино с 1962 (ф. "Однажды осенью"). Успех режиссёру принёс ф. "17-я параллель: дни и ночи" (1972), показавший героич. борьбу Вьетнам, народа против иностр. агрессии. Пост. док. ф. "Город на заре" (1975, пр. Мкф в Лейпциге, 1975).

Др. ф.: "Молодой боец" (1964), "Лес девушки Тхам" (1967), "Девочка из Ханоя" (1974), "Первая любовь" (1977, спец. пр. Мкф в Карлови-Вари, 1978), "Родная земля" (1980), "Пляж - человеческая жизнь" (1983).

HANZLIK, JAROMIR

ГА`НЗЛИК (Hanzlik) Яромир

(р. 16.2. 1948)

чехосл. актёр. С 1966 в пражском Т-ре на Виноградах. В кино с 1965 ("Финский нож"). Один из самых популярных актёров чехосл. экрана. Играет роли наивных юношей, впервые сталкивающихся с серьёзными проблемами ("Блуждание", 1966; "Романс для корнета", 1967; "Марафон", 1968), простоватых, но добрых и верных парней ("Дьявольский медовый месяц", 1970; "Лук королевы Доротки", 1971; "Дни предательства", 1973; "Как утопить доктора Мрачека", 1975; "Лето с ковбоем", 1976), сложные психологич. характеры ("Лицо за стеклом", 1979). В 1983 снялся в ф. "Праздник подснежников".

HARLOW, JEAN

ХА`РЛОУ (Harlow) Джин (наст. имя и фам. Харлин Карпентер, Carреntier)

(3.3.1911 - 6.6.1937)

амер. актриса. В кино с 1928. После гл. роли в ф. "Ангелы ада" (1930) стала одной из наиболее популярных голливудских "звёзд". Снималась в гангстерских ф. в ролях соблазнительниц ("Тайная шестёрка", "Враг общества", "Зверь города"). Позднее проявила комедийный талант, спародировав свой традиц. образ ("Платиновая блондинка", "Потрясающая новость", "Обед в 8", "Оклеветанная леди"). О жизни X. в 1965 был снят фильм "Харлоу!".

Литература: Shulman I., Harlow: an intimate biography, N. Y., 1964; Сonway M., Ricci M., The films of Jean Harlow, N. Y., 1965.

HARRIS, RICHARD

ХА`РРИС (Harris) Ричард

(р. 31.10.1932)

англ. актёр. Окончил Королев, академию драм. иск-ва, работал в т-ре "Уоркшоп". В кино с 1958, много снимался в США, Италии. Известность получил в роли регбиста Фрэнка Митчелла в ф. "Эта спортивная жизнь" (1963, реж. Л. Андерсон, в сов. прокате "Такова спортивная жизнь"). С успехом сыграл в ф. "Красная пустыня" (1964, реж. М. Антониони). За исполнение гл. роли в ф. "Кромвель" (1970, реж. К. Хьюз) отмечен пр. Мкф в Москве (1971). Среди ф. 70-х гг.: "Джаггернаут" (1974), "Робин и Мэриан" (1976, в сов. прокате "Возвращение Робина Гуда") - оба реж. Р. Лестера, "Путешествия Гулливера" (1977, реж. П. Хант). В 1981 снялся в ф. "Тарзан, человек-обезьяна" и в 1984 - "День Мартина" (США). Пост. ф. "Блумфилд" (1969).

Др. ф.: "Мятеж на "Баунти"" и "Майор "Данди" (оба США), "Библия" (Италия), "Камелот" и "Мост Кассандры" (оба США), "Орка" (в сов. прокате "Смерть среди айсбергов").

HARRISON, REX

ХА`РРИСОН (Harrison) Рекс (наст. имя Реджииалд Кэри)

(р. 5.3.1908)

англ. актер. В т-ре с 1924. В кино с 1929 (ф. "Большая игра"). Одна из первых больших ролей - в ф. "Цитадель" (1938). С В 1964 снялся в роли Хиггинса ("Моя прекрасная леди", США, пр. "Оскар"). Интересные образы X. создал в ф. "Принц и нищий" (1977), "Ашанти" (1978).

Др. ф.: "Школа мужей", "Весёлое привидение", "Успехи повесы", "Анна и король Сиама" (США), "Постоянный муж", "Клеопатра" (США), "Жёлтый роллс-ройс", "Лестница".

HART, WILLIAM

ХАРТ (Hart) Уильям

(6.12.1870 - 23.6.1946)

амер. актёр, режиссёр. Выступал в т-ре. В 1914 по инициативе Т. Инса дебютировал в кино (ф. "Беглец"). Снимался в осн. в вестернах, мн. из к-рых поставил сам. Создал образ гордого, одинокого ковбоя, готового любой ценой защищать справедливость. Искренность и простота игры X., привлекательность его героя способствовали популярности ф с его участием, особенно во 2-й пол. 10-х гг.: "Сделка", "Человек ниоткуда", "Ученик", "Шериф", "Человек пустыни", "Узкая тропа", "Молчаливый человек", "Роуден - Голубая Метка", "Колыбель мужества". После 1925 в кино не снимался.

Литература: My life east and west, N. Y., 1929.

Литература: Трауберг И. Г., Вильям Харт, М. - Л., 1926.

HAS, WOJCIECH

ХАС (Has) Войцех Ежи

(р. 1.4.1925)

польск. режиссёр. В Кракове в 1946 окончил кинокурсы Академии изящных иск-в, одновременно там же учился живописи. С 1947 на Студии худож. ф. в Лодзи. В 1947 - 56 ставил к/м ф. для Студии док. и Студии науч.-популяр. фильмов. В 1958 пост. худож. ф. "Петля". В ф. "Прощания" (по С. Дыгату, 1958, пр. Мкф в Локарно, 1959), "Общая комната" (по З. Униловскому, 1960), "Расставание" (1961), "Золото" (1962), "Шифры" (1966) поднята центр. тема польск. кино 50 - 60-х гг.- судьба личности на переломах истории. С наибольшей глубиной эта тема разработана в ф. "Как быть любимой" (по К. Брандысу, 1963, Гос. пр. ПНР). X. принадлежат ф.-экранизации "Рукопись, найденная в Сарагосе" (по Я. Потоцкому, 1965, пр. Мкф в Сан-Себастьяне), "Кукла" (по Б. Прусу, 1968), "Санаторий под клепсидрой" (по Б. Шульпу, 1973, пр. Мкф в Канне), "Скучная история" (по А. П. Чехову, 1983). Автор сценариев большинства своих фильмов.

Литература: Eberhardt К., Wojciech Has, Warsz., 1967.

HATHAWAY, HENRY

ХА`ТАУЭЙ (Hathaway) Генри (наст. имя и фам. Маркус Генри Леопольд де Финнес, Fiennes)

(13.3.1898 - 11.2.1985)

амер. режиссёр. С 1908 снимался в кино, работал ассист. режиссёра. Первый п/м ф. пост. в 1932 ("Холм Дикой Лошади"). Снимал мелодрамы ("Петер Иббетсон", 1935; "Тропинка одинокой сосны"). 1936, пр. Мкф в Венеции; "Ниагара", 1953), комедии ("Колдовской час", 1934), воен. ф. ("Дела и дни бенгальского улана", 1935, "Роммель - лис пустыни", 1952) " детективы ("Дом на 92-й улице", 1945, "Тёмный угол", 1946, "Поцелуй смерти", 1947, "Звонить Нортсайд 777", 1948), и вестерны ("Сыновья Кати Элдер", 1965, "Невада Смит", 1966). Последний ф. "Стреляй!" (1972). Для лучших работ и X. характерны уверенный профессионализм, чувство стиля.

Литература: Canham К., Michael Curtis, Raoul Walsch, Henry Hathaway, L.- N. Y., 1973.

HAWKS, HOWARD

ХО`УКС, Хокс (Hawks) Хоуард

(30.5. 1896 - 26.12.1977)

амер. режиссёр, сценарист, продюсер. Учился в ун-тах Пасадены и в Корнеллском. С 1917 в кино. Был сценаристом. Дебютировал как режиссёр в 1926 (ф. "Путь к славе"). Широкую популярность ему принесла картина "Девушка в каждом порту" (1928). Фильмы X., созд. в разных жанрах, несли на себе отпечаток творч. индивидуальности и высокого профессионализма. В гангстерских ф. "Уголовный кодекс" (1931) и" Лицо со шрамом" (1932), в детективной драме "Большой сон" (по Р. Чандлеру, 1946) обнажались механизмы, порождающие массовую преступность. К антивоен. теме обратился в ф. "Утренний патруль" (1930), "Только у ангелов есть крылья" (1939), "Сержант Йорк" (1941), "Военно-воздушные силы" (1943). Комедии "Двадцатый век" (1934), "Воспитывая Бэби" (1938), "Обезьяньи проделки" (1952), "Джентльмены предпочитают блондинок" (1953), "Любимый спорт мужчины?" (1963) свидетельствовали об ироничности авторского взгляда, мастерском владении интригой и диалогом, умении работать с актёрами. Яркие и зрелищные вестерны "Красная река" (1948), "Большое небо" (1951), "Рио Браво" (1958), "Эльдорадо" (1966), "Рио Лобо" (1970) поэтизировали мужскую дружбу и солидарность. Менее удачными были экранизация романа Э. Хемингуэя "Иметь и не иметь" (1944), библейская драма "Земля фараонов" (1955), а также ф. "Хатари!" (1961) и "Красная линия 7000" (1965). Автор сц. мн. своих фильмов. Один из наиболее одарённых представителей классич. голливудского кинематографа, X. не сумел приспособиться к новой ситуации, сложившейся в 60 - 70-е гг., когда была начата разработка новых тем, сюжетов и стилистич. приёмов, и прекратил работу в кино. Спец. пр. "Оскар" (1974).

Литература: Bogdanovich P., The cinema of Howard Hawks, N. Y., 1962; Missiaen J. C, Howard Hawks, P., 1966; Wood R., Howard Hawks, L., 1968; Focus on Howard Hawks, Englewood Cliffs (N. J.), 1972.

HAYWORTH, RITA

ХЕ`ЙУОРТ, Хейворт (Hayworth) Рита (наст. имя и фам. Маргарита Кармен Кансино, Cansino)

(p. 17.10.1918)

амер. актриса. Была эстрадной танцовщицей в Мексике. В кино с 1935 (ф. "Дантов ад"). В 40-е гг. стала одной из популярных "звёзд" Голливуда, воплощая образ идеальной героини в ф. "Клубничная блондинка" и "Кровь и песок" (1941), "Сказки Манхэттена" (1942), "Девушка с обложки" (1944), "Любовные похождения Кармен" (1948) и др. Наибольший успех имела в фильме Ч. Видора "Гильда" (1946). Исполнила роль роковой женщины в фильме О. Уэллса "Леди из Шанхая" (1947). В дальнейшем утратила популярность, снималась редко. Среди ф. 70-х гг.: "Гнев бога" (1971), "Круг" (1976).

Среди др. ф.: "Саломея", "Мисс Сэди Томпсон", "За отдельными столиками", "Они шли в Кор дуру", "История на первой странице", "Счастливые воры", "Денежная западня", "Дорога в Салину" (Франция).

HECHT, BEN

ХЕКТ (Hecht) Бен

(28.2.1894 - 21.4.1964)

амер. сценарист, режиссёр. После успеха снятых по его сц. ф. "Подполье" (1927, пр. "Оскар", 1927 - 28), "Лицо со шрамом" (1932), "Да здравствует Вилья!" (1934) вошёл в число лучших сценаристов Голливуда. В 1934 X. и его соавтор Ч. Мак-Артур организовали независимое кинопроиз-во в Нью-Йорке и пост, по своим сц. ф. "Преступление без страсти" (1934), "Негодяй" (1935, пр. "Оскар"), "Когда рак свистнет" (1935), "Выкачивайте деньги из богачей" (1936). Насыщенные цинизмом и иронией, эти ф. стали первыми образцами "чёрного юмора" в амер. кино. Др. сц.: "Ничего святого" (1937), "Сказки Манхэттена" (1942, с др.), "Заворожённый" (1945), "Дурная слава" (1946), "Прощай, оружие!" (по Э. Хемингуэю, 1957), "Мир цирка" (1964).

В рус. пер.: Вива, Вилья!, М., 1943; Прощай, оружие!, в сб.: Сценарии амер. кино, М., 1960.

Литература: Corliss R., Ben Hecht, в сб.: The Hollywood screenwriters, N. Y., 1972.

HELLBERG, MARTIN

ХЕ`ЛЬБЕРГ (Hellberg) Мартин

(р. 31.1.1905)

нем. режиссёр, актёр (ГДР). Учился в Дрезденской консерватории. В 1924 - 33 работал в Дрезденском театре (был уволен за принадлежность к КПГ). В 1945 - 48 режиссёр Мюнхенского драм. т-ра. В 1949 - 51 руководил Дрезденским гос. т-ром. В 1952 пост. ф. "Обречённое село" (в сов. прокате "Непрошеные гости") о борьбе крестьян одной из западногерманских деревень против строительства на их земле амер. военного объекта. Известность получили его экранизации произв. классич. драматургии: "Эмилия Галотти" (по Г. Э. Лессингу, 1958), "Коварство и любовь" (по Ф. Шиллеру, 1959), "Минна фон Барнхельм" (по Г. Э. Лессингу, 1962), "Много шума из ничего" (по У. Шекспиру, 1964). В 1975 исполнил роль Гёте в ф. "Лотта в Веймаре" (реж. Э. Гюнтер). Автор статей о т-ре и кино. Нац. пр. ГДР (1952).

Др. ф.: "Маленькое и большое счастье" (1953, в сов. прокате "Ошибка Карла Швалька"), "Томас Мюнцер" (1956), "Капитаны остаются на борту" (1959), "Где бы ты ни был..." (1957).

HELLMAN, LILLIAN

ХЕ`ЛМАН (Hellman) Лиллиан

(20.6.1905 - 30.6.1984)

амер. драматург, сценарист. Училась в Колумб. ун-те. В 1934 выступила как драматург. Внесла значит, вклад в развитие театр. иск-ва США, отмечена мн. наградами. В кино с 1935 (сц. ф. "Мрачный ангел", с М. Шерп). Большинство сц. написано X. по собств. пьесам, лишь нек-рые экранизации были сделаны без её непосредств. участия. Автор сц. ф. реж. У. Уайлера "Эти трое" (1936), "Тупик" (1937), "Лисички" (1941), "Детский час" (1962), а также ф. "Северная звезда" (1943), "Погоня"(1965) и др. Острая социально-критич. направленность творчества X. навлекла на неё гонения в период маккартизма. Издала автобиографич. произв. "Незаконченная женщина" (1969) и "Пентименто" (1973, на основе одного из эпизодов этой книги реж. Ф. Циннеманом был пост. антифаш. ф. "Джулия", 1977), а также публицистич. кн. "Время негодяев" (1976), обличающую гонения на прогрес. деятелей культуры во времена маккартизма.

Литература: В рус. пер.: Пьесы, М., 1958.

HENNING-JENSEN

ХЕ`ННИНГ-Е`НСЕН (Henning-Jensen)

ХЕННИНГ-ЕНСЕН (Henning-Jensen), дат. режиссёры, сценаристы: Бьярне Х.-Е. (р. 6.10.1908) и Астрид Х.-Е. (р. 10.12.1914)

В кино пришли из т-ра. Бьярне Х.-Е. дебютировал как режиссёр док. ф. в 1941. С 1942 работает с Астрид Х.-Е. В годы оккупации они помогали борцам Сопротивления, и им пришлось бежать от гестапо в Швецию, где они сняли ф. "Датские полицейские в Швеции" (1944) о полицейских, бежавших из концлагерей. Бьярне Х.-Е. пост. (Астрид Х.-Е.- ассистент) худож. ф. "Дитте - дитя человеческое" (по М. Андерсену-Нексё, 1946, пр. Мкф в Венеции, 1947). Вместе пост. худож. ф. "Эта проклятая детвора" (1947), "Мальчишки с западного побережья" (1950). Лирич. направленностью отличаются ф. "Палле один на свете" (1949, реж. Астрид Х.-Е., пр. Мкф в Канне), док.-худож. ф. "Дети балета" (1954, сц. Бьярне Х.-Е., реж. Астрид Х.-Е.) об учащихся хореографич. уч-ща, "Где плавают горы" (1955, сц. и реж. Бьярне Х.-Е., пр. Мкф в Венеции) о судьбе гренландского мальчика. Бьярне Х.-Е. пост. ф. "Пан" (по К. Гамсуну, 1963, со Швецией), "Шкипер и Ко" (1974), Астрид Х.-Е,- ф."Пау" (1959, сц. с Бьярне Х.-Е.), "Неверность" (1966), "Я и ты" (1969), "Зимние дети" (1978, пр. Мкф в Зап. Берлине, 1979) и др.

Литература: Neergaard E., Historien om dansk lm, Kbh., 1960; Danish films, Cph., 1973.

HEPBURN, AUDREY

ХЕ`ПБЁРН (Hepburn) Одри (наст. фам. Xeпбёрн-Растон, Hepburn-Ruston)

(p. 4.5.1929)

амер. актриса. Род. в Брюсселе, училась в балетной школе в Лондоне. В кино дебютировала в Великобритании в 1950 в ф. "Смех в раю". С нач. 50-х гг.- в США, выступала на сцене. Прославилась исполнением гл. роли в фильме У. Уайлера "Римские каникулы" (1953, пр. "Оскар"), где нашла удачную совр. трактовку амплуа инженю, к-рое сохранилось за ней и в дальнейших работах: в драм, комедиях ("Сабрина", 1954, "Любовь после полудня", 1957, "Завтрак у Тиффани", 1961), детективах ("Шарада", 1963), мьюзиклах ("Забавная мордашка", 1957, "Моя прекрасная леди", 1964). Драм, возможности актрисы проявились в роли Наташи Ростовой в экранизации романа Л. Н. Толстого "Война и мир" (1956, реж. К. Видор), а также в гл. ролях в ф. "История монахини" (1958, пр. Мкф в Сан-Себастьяне, 1959), "Детский час" (1962), "Подожди до темноты" (1967). После долгого перерыва снялась в ф. "Робин и Мэриан" (1976, Великобритания, в сов. прокате "Возвращение Робина Гуда"), а в 1981 - в ф. "Все они смеялись".

Среди др. ср.: "Банда с Лавендер-Хилл", "Зелёные поместья", "Как украсть миллион".

Литература: Актеры заруб, кино, в. 1, М., 1965.

HEPBURN, KATHARINE

ХЕ`ПБЁРН (Hepburn) Кэтрин

(р. 8.11.1909)

амер. актриса. Выступала в студенч. т-ре, с 1928 на проф. сцене. В кино с 1932 (ф. "Билль о разводе"). Уже в первых ф. ("Ранняя слава", 1933, пр. "Оскар"; "Маленькие женщины", 1933, пр. Мкф в Венеции, 1934; "Элис Адамс", 1935) зарекомендовала себя одной из самых тонких и талантливых голливудских актрис. Наибольшие успехи X. в этот период связаны с построенной на остроумном диалоге комедией ("Воспитывая Бэби" и "Праздник", 1938, "Филадельфийская история", 1940), где она исполняла роли самоуверенных и энергичных женщин, наделённых обаянием и тонким чувством юмора. К лучшим её достижениям принадлежит также роль Марии Стюарт в ф. "Мария Шотландская" (1936).

С 40-х гг. началось долголетнее творч. сотрудничество X. с актёром С. Треси ("Женщина года", 1942, "Море травы", 1946, "Ребро Адама", 1949, "Пэт и Майк", 1952, "Кабинетный гарнитур", 1957, "Угадай, кто придёт к обеду?", 1967, пр. "Оскар", и др.). Интересны её роли в ф. "Африканская королева" (1952), "Продавец дождя" (1956), "Долгое путешествие дня в ночь" (1962, пр. Мкф в Канне), "Лев зимой" (1968, Великобритания, пр. "Оскар"), "Безумная из Шайо" (1969, Великобритания), "Троянки" (1971, Великобритания), "У Золотого озера" (1981, пр. "Оскар"), "Окончательное решение Грейс Куигли" (1983).

Литература: Carey G., Katharine Hepburn, N. Y., 1975; Highman С h., Kate, N. Y., 1975.

HERLINGHAUS, HERMAN

ХЕ`РЛИНГХАУЗ (Herlinghaus) Герман

(р. 30.4.1931)

нем. киновед. публицист (ГДР). Чл. СЕПГс1949. В 1954 окончил ун-т им. Гумбольдта в Берлине. Автор мн. статей по теории и истории кино, сц. док. фильмов. В 1971 - 77 секр., с 1980 вице-през. Союза работников кино и ТВ ГДР.

Литература: Zlatan Dudow, В., 1Э65; 20 Jahre DEFA, В., 1967 (с X. Паулмертом); 50 фильмов киностудии ДЕФА, М., 1976 (с М. Суль-киным); Кинодокументалисты мира о битвах нашего времени, М., 1986.

HERZOG, WERNER

ХЕ`РЦОГ (Herzog) Вернер (наст. фам. Стипетич, Stipetic)

(p. 5.9.1942)

нем. режиссёр (ФРГ). Изучал историю, лит-ру, театроведение в Мюнхене и Питсбурге. С 1963 имеет собств. фирму "Вернер Херцог фильмпродукцьон". Пост, неск. к/м фильмов. Дебютировал в худож. кино лентой "Признаки жизни" (1967, пр. Мкф в Зап. Берлине, 1968) - правдивым, горьким рассказом о преступлениях нацистов в оккупированной Греции. Ф. "Агирре - гнев божий" (1972) воссоздавал эпизоды массового истребления индейцев "цивилизованными" колонизаторами в 16 в. В 1974 пост. ф. "Каждый за себя, и бог против всех" (по роману Я. Вассермана "Каспар Хаузер, или Леность сердца", спец. пр. и пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне, 1975) о судьбе известного в 19 в. найдёныша Каспара Хаузера. Картина на историч. материале поднимала актуальные вопросы терпимости, человечности, недопустимости насилия над индивидуумом. Ту же тему, но в иной стилистич. манере X. развивал в ф. "Стеклянное сердце" (1976), где все роли исполняли актёры, находящиеся под воздействием гипноза. Ф. "Строшек" (1977) - о судьбе нем. иммигрантов в США, о трагич. неспособности простых людей найти своё место в обществе, занятом погоней за деньгами. В 1978 X. пост. ф. "Носферату, призрак ночи" (с Францией) - новую версию известного немецкого немого ф. реж. Ф. В. Мурнау "Носферату, симфония ужаса" (по роману Б. Стокера "Дракула"). В том же году экранизировал драму Г. Бюхнера "Войцек". В 1981 снял в Перу ф. "Фицкарральдо" (пр. Мкф в Канне, 1982) о мечтателе, энтузиасте оперного иск-ва, столкнувшемся с жестокой действительностью, в 1984 в Австралии пост. ф. "Там, где мечтают зелёные муравьи". Др. ф.: "Фата Моргана" (1968), "Карлики тоже были маленькими" (1969).

Литература: Sur le chemin des glaces, P., 1979.

HESTON, CHARLTON

ХЕ`СТОН (Heston) Чарлтон (наст. имя и фам. Чарлз Картер, Carter)

(p. 4.10.1924)

амер. актёр. Начинал как актёр-любитель. С 1947 на сцене. В кино с 1950 (ф. "Мрачный город"). Был популярен в зрелищных постановочных ф., гл. обр. историч., мифологич., библейской тематики ("Грандиознейшее представление на Земле", 1952, "Десять заповедей", 1956; "Бен Гур", 1959, пр. "Оскар"; "Сид", 1961, "Величайшая из когда-либо рассказанных историй", 1964; "Агония и экстаз", 1965, и "Юлий Цезарь", 1970, - оба Великобритания; "Три мушкетёра" и "Четыре мушкетёра", 1973, - оба Панама; "Принц и нищий", 1977). Пост. и сыграл гл. роль в ф. "Антоний и Клеопатра" (по У. Шекспиру, 1972), "Золотоносная жила" (1982).

Среди др. ф.: "Руби Джентри", "Большой край", "Майор Данди", "Планета обезьян", "Под планетой обезьян", "Зов предков" (Великобритания - ФРГ), "Аэропорт-75", "Землетрясение".

Литература: The actor's life, L., 1978.

HEYNOWSKI, WALTER

ХАЙНО`ВСКИЙ (Heynowski) Вальтер

(р. 20.11.1927)

нем. сценарист, режиссёр (ГДР). Чл. Академии иск-в ГДР. С 1946 журналист, с 1949 гл. редактор ж. "Frischer Wind" (с 1950 наз. "Eulenspiegel"). На ТВ ГДР пост. док.-публицистич. ф. "Убийство во Львове" (1959), "Операция "йот"" (1960) и др. С 1963 сценарист и режиссёр док. ф. к/ст ДЕФА (ф. "Братья и сестры", "О. К.", "Коммандо-52" и др.). С 1966 работает с реж. Г. Шойманом. Творчество X. и Шоймана отличают острая публицистичность, журналистская находчивость и гражд. мужество во время съёмок, партийная страстность в разоблачении врагов мира и прогресса. Среди их ф.: "Смеющийся человек" (1966), "Час прорицаний" (1967), "Пилоты в пижамах" (1968), "Президент в изгнании" (1969), "Прощай, Уиллис" (1971), "Война мумий" (1974), "Я был, я есть, я буду" и "Заботы о деньгах" (1975), "Дьявольский остров" и "Наследство Майера" (1976), "Железная крепость" (1977), "Феникс" (1979), "Кампучия: умереть и возродиться" (1980), "Ангкор" (1981), "В году паука" и "К примеру Регенсбург" (1983). Фильмы X и Шоймана отмечались пр. на разл. Мкф. Нац. пр. ГДР (1966, 1969, 1974).

Литература: Die Kugelweste. Erlebnisse und Impressionen in Vietnam, В., 1980 (с G. Scheumann).

HILL, GEORGE ROY

ХИЛЛ (Hill) Джордж Рой

(р. 20.12.1922)

амер. режиссёр. Учился в колледже в Дублине и в Йельском ун-те. Как актёр начинал в Ирландии, затем занимался театр, и телевиз. режиссурой в Нью-Йорке. Писал пьесы для ТВ. В кино с 1962 (ф. "Период приспособления" по Т. Уильямсу). Пост. ряд экранизаций: "Игрушки на чердаке" (по Л. Хелман, 1963), "Гавайи" (по Д. Миченеру, 1966), "Бойня номер 5" (по К. Воннегуту, 1971, спец. пр. Мкф в Канне, 1972). В 1969 добился большого успеха, сняв стилизованный вестерн "Буч Кэссиди и Санденс Кид" с участием П. Ньюмена и Р. Редфорда. С теми же актёрами повторил свой успех в ф. "Афера" (1973, пр. "Оскар"), тонко стилизованной комедии, обыгрывающей и остраняющей ситуации и приёмы гангстерских ф. 30-х гг. Пост. мелодраму "Маленький романс" (1978), ироничную психологич. драму "Мир по Гарпу" (1982).

Среди др. ср.: "Мир Генри Ориента" (1964), "Весьма современная Милли" (1967), "Великий Уолдо Пеппер" (1974).

HITCHCOCK, ALFRED

ХИ`ЧКОК (Hitchcock) Алфред

(13.8.1899 - 29.4.1980)

англо-амер. режиссёр, продюсер. Род. в Лондоне. Окончил католич. колледж и инженерное училище. Был художником по рекламе. В кино с 1920 как художник, с 1922 сценарист, ассист. режиссёра. Первые работы - ф. совм. произ-ва Великобритании и Германии "Сад удовольствий" (1925) и "Горный орёл" (1926). В ф. "Жилец" (1926) проявились осн. черты творч. индивидуальности X.: пристрастие к острым детективным сюжетам, умение нагнетать напряжённость, использовать разл. приёмы киновыразительности для создания специфич. атмосферы - причудливой смеси страха и иронии. В уголовной драме "Шантаж" (1929) X. освоил возможности звука для усиления экспрессии. В картинах на шпионские сюжеты "Человек, который слишком много знал" (1934, второй вариант X. снял в США в 1956) и "39 шагов" (1935) режиссёр обыгрывал ставшие характерными для его манеры комич. детали. В ф. "Леди исчезает" (1938) появились антифаш. мотивы. После историч. картины "Таверна "Ямайка"" (по Д. Дю Морье, 1939) X. переехал в Голливуд, где пост. ф. "Ребекка" (по Дю Морье, 1940, пр. "Оскар"). В своих ф. режиссёр предпочитал сугубо психологич. (зачастую психопатологич.) коллизии. Даже когда сюжеты картин включали антифаш. мотивы - в ленте "Иностранный корреспондент" (1940), драме "Спасательная шлюпка" (1943) или детективе "Дурная слава" (1946), - вопросы политики отступали на второй план. Более детально разрабатывались психологич. мотивы реальных и мнимых преступлений ("Подозрение", 1941, "Тень сомнения", 1943, "Дело Парадайна", 1947, и др.). X. охотно использовал вульгаризированные положения фрейдовского психоанализа ("Заворожённый", 1945, "Верёвка", 1948, "Психоз", 1960, "Марни", 1964, и др.). Значит, внимание уделял моментам формального строения "ударных" эпизодов, подготовке неожиданных сюжетных ходов, трансформациям персонажей. Умелая работа с актёрами позволяла убедительно показать раздвоение личности, неоднозначность поведения. Драматически напряжёнными были ф. "Незнакомцы в поезде" (1951), "Я исповедуюсь" (1952), "В случае убийства набирайте "М"" (по Ф. Нотту, 1953, стереофильм), "Окно во двор" (1954), "Головокружение" (1958). Комедийные тона преобладали в картинах "Поймать вора" (1955), "Неприятности с Гарри" (1955), в шпионской ленте "К северу через северо-запад" (1959). В ф. "Птицы" (по Дю Морье, 1963) - фантастнч. аллегории о нападении птиц на людей - проявилась склонность режиссёра к метафорич. истолкованию событий. В политич. детективах, поставленных X. во 2-й половине 60-х гг., сказалась порождённая "холодной войной" антикоммунистич. направленность.

Стремление к формальному совершенству позволило X. внести значит, вклад в разработку выразит, возможностей кино-иск-ва, оказать влияние на творчество мн. амер. и зап.-европ. кинематографистов. Вместе с тем непоследовательность, а подчас и реакционность политич. взглядов X., характер его убеждений, сложившихся под влиянием католицизма, придавали мн. его произв. отчётливый консервативно-охранительный характер. Среди др. ср.: "По наклонной плоскости", "Лёгкое поведение" и "Ринг" (1927), "Юнона и Павлин" (по Ш. О'Кейси) и "Убийство" (1930), "Богатые и странные" (1932), "Венские вальсы" (1933), "Секретный агент" (по Дж. Конраду) и "Саботаж" (1936), "Молодой и невинный" (1937), "Мистер и миссис Смит" (1941), "Саботажник" (1942), "Под знаком Козерога" (1949), "Страх сцены" (1950), "Не тот человек" (1957), "Исступление" (1971, Великобритания), "Семейный заговор" (1975).

Литература: Rohmer E., Chabrol С, Hitchcock, Р., 1957; Bogdanovich P., The cinema of Alfred Hitchcock, N. Y., 1963; Truffaut F., Le cinema selon A. Hitchcock, P., 1966; Taylor J. R., Hitch. The life and work of Alfred Hitchcock, L., 1978; Rothman W., Hitchcock. The Murder-rous gaze, Camb.- L., 1982. К. Э. Разлогов.

HLADNIK, BOSTJAN

ХЛА`ДНИК (Hladnik) Боштиан

(р. 30.1.1929)

югосл. режиссёр. Окончил Академию театр, иск-ва в Любляне. Учился в ИДЕКе в Париже, работал ассистентом у реж. К. Шаброля. Автор к/м ф. "Жизнь - не грех" и "Фантастическая баллада" (1957). Первый п/м худож. ф. "Танец под дождём" (1961) сделан в сложной символич. манере. Затем пост. ф.: "Замок на песке" (1963), "Мей-Бритт" (1964), "Солнечный крик" (1968), "Маскарад" (1971), "Когда приходит лев" (1972), "Белые травы" (1975) и др. Творчество X. характеризуется поисками новых кинематографич. форм.

Литература: Писарвский Д., Заметки о югосл. кино, "ИК", 1963, № 12.

HOFFMAN, DASTIN

ХО`ФМАН (Hoffman) Дастин

(р. 8.8.1937)

амер. актёр. Учился в консерватории в Лос-Анджелесе, в школе драм. иск-ва в Пасадене, затем в нью-йоркской Актёрской студии. Выступал на сцене. Успех в кино принесла одна из первых работ - гл. роль в фильме М. Николса "Выпускник" (1967), где он сыграл Бенджамена, юношу из бурж. семьи, к-рого тяготит привычный уклад жизни с её прагматизмом и ложью. Играл разл. роли, как правило чётко социально охарактеризованные: несчастный бродяга Рико в ф. "Полуночный ковбой" (1969) Дж. Шлезингера; Джек Крэбб - ироничный свидетель и участник драм, событий в вестерне А. Пенна "Маленький большой человек" (1970); интеллигент Дэвид Саммер, неожиданно проявляющий безжалостность, в "Соломенных псах" С. Пекинпа (1971, Великобритания); знаменитый эстрадный автор и исполнитель политич. сатиры Л. Брюс в фильме Б. Фосса "Ленни" (1975); журналист Карл Бернстайн в ф. "Вся президентская рать" (1976); средний служащий Крамер, готовый на любые жертвы ради 6-летнего сына, в мелодраме Р. Бентона "Крамер против Крамера" (1979, пр. "Оскар"). Все они приобрели в исполнении X. жизненную достоверность и выразительность. В 1982 снялся в комедии "Тутси" ("Милашка", реж. С. Поллак, пр. "Оскар"). Среди др. ф.: "Джон и Мэри", "Альфредо, Альфредо" (Италия), "Кто такой Гарри Келлерман и почему он говорит обо мне такие ужасные вещи?", "Мотылёк", "Марафонец", "Точное время", "Агата".

Литература: Dagneau G., Dustin Hoffman, P., 1981.

HOFFMAN, JERZY

ГО`ФМАН (Hoffman) Ежи

(р. 15.3.1932)

польск. режиссёр. Чл. ПОРП. В 1955 окончил ВГИК. В 1954 - 66 работал на Студии док. ф. в Варшаве, где с Э. Скуевским пост док.-публицистич. ф. "Осторожно: хулиганы!" (1955), "Дети обвиняют" (1956), "Сувенир из Кальварии" (1958, пр. Мкф в Оберхаузене, 1966), "Путь" (пр. Мкф в Москве) и "Типы на сегодня" (1959), "Два лика бога" (1960),

"Родина или смерть" (1962) и др. Пост. худож. ф.- сатирич. комедию "Гангстеры и филантропы" (1962, со Скужевским). Наиболее значит, работы - ф. "Пан Володыевский" (1969) и "Потоп" (1974) - экранизации одноим. произв. Г. Сенкевича. Гос. пр. ПНР (1963, 1965, 1975).

Др. ф.: "Закон и кулак" (1964), "Три шага по земле" (1965, пр. Мкф в Москве) - оба со Скужевским, "Прокажённая" (1976), "До последней капли крови" (1978), "Знахарь" (1982).

HOFFMANN, JUTTA

ХО`ФМАН (Hoffmann) Ютта

(р. 3.3.1941)

нем. актриса (ГДР). В школьные годы выступала на любительской сцене. После окончания Высшей киношколы в Бабельсберге работала в Т-ре им. Горького в Берлине, с 1973 - в "Бер-линер ансамбле". В кино сыграла много разнохарактерных ролей. Особенно удаются ей образы совр. женщин, самостоятельных, импульсивных, социально активных. Снималась в ф.: "Врачи" (1962, в сов. прокате "Ошибка профессора Хегера"), "Джульетта жива" (1963), "Доктор медицины Зоммер 2-й" (1970), "Третий" (1972, реж. Э. Гюнтер, пр. Мкф в Венеции), "Несмотря ни на что" (1972), "Ключи" (1974), "Лотта в Веймаре" (1975), "Убежище" (1978, в сов. прокате "Попытка к примирению"); в т/ф - "Маленький человек, что же дальше?" (1967), "Молодая женщина 1914 года" (1970), "Стелла" (1982) и др. Нац. пр. ГДР (1972).

HOFFMANN, KURT

ХО`ФМАН (Hoffmann) Курт

(р. 12.11.1910)

нем. режиссёр (ФРГ). Был ассистентом реж. Э. Чарелла, Р. Сиодмака, Р. Шюнцеля. В 1937 пост. с X. Рюманом ф. "Только ложь", в 1939 - ф. "Рай холостяков", затем - ряд комедий с участием Рюмана. Получил известность как постановщик лёгких комедий: "Такси-Китти" (1950), "Фанфары любви" (1951), "Уик-энд в раю" (1952), "Похищение сабинянок" (1953), "Летающий класс" и "Фейерверк" (1954) и др. В 1957 экранизировал роман Т. Манна "Признания авантюриста Феликса Крулля" (Федеральная пр., 1957). В 1958 создал в традициях нем. кабаре и мюзик-холла ф. "Мы - вундеркинды" (пр. Мкф в Москве и Федеральная пр., 1959), в к-ром разоблачалась антигуманистич. сущность фашизма, опасность его возрождения в Зап. Германии. В серии комедий о Шпессарте ("Харчевня в Шпессарте", 1957; "Привидения в замке Шпессарт", 1960, пр. Мкф в Москве, 1961; "Прекрасные времена в Шпессарте", 1968) в форме пародии-бурлеска высмеиваются политич. нравы и мораль господств. классов. Среди др. ф.: "Брак г-на Миссисипи" (по Ф. Дюрренматту, 1961), "Замок Грипсхольм" (по К. Тухольскому, 1963), "Фокус-покус" (1966), "Райнсберг" (по Тухольскому, 1967), "Завтра в семь мир ещё будет в порядке" (1969), "Капитан" (1971). С 70-х гг. работает на ТВ.

HOGER, KAREL

ХЁГЕР, Гёгер (Hoger) Карел

(17.6.1909 - 4.5.1977)

чехосл. актёр. Нар. арт. ЧССР (1964). Окончил Консерваторию иск-ва в Брно. С 1940 в пражском Нац. т-ре. В кино с нач. 40-х гг. Снялся в роли композитора Завиша в ф. "В тихие ночи". Играл сложные драм, роли в ф. "Мёртвый среди живых" (Фальта), "Кракатит" (инженер Прокоп). Среди значит. работ 50-х гг.: художник Алеш ("Миколаш Алеш"), композитор Б. Сметана ("Из моей жизни"), король Вацлав IV ("Ян Гус"), Жижка ("Ян Жижка"), Брих ("Гражданин Брих"). Популярностью пользовался капитан Тума, сыгранный им в трилогии "105% алиби" (1959), "Где одного алиби мало" (1961), "Алиби на воде" (1966). Снялся в ф. "Золотой ранет" (1965), "Парадом командую я" (1969), "Урок" (1972), "Ночь на Карлштейне" (1974), "Игровая площадка" (1976). Работал и на ТВ ("Ромео и Джульетта поздней осенью" и "Люди на перекрёстке", 1971). Гос. пр. ЧССР (1952).

HOLDEN, WILLIAM

ХО`ЛДЕН (Holden) Уильям (наст. имя и фам. Уильям Франклин Бидл, Beedle)

(17.4.1918 - 16.11.1981)

амер. актёр. Дебютировал в ф. "Тюремная ферма" (1938). Стал "кинозвездой" после ф. "Золотой мальчик" (1939). Снялся в ф.: "Наш город" (1940), "Сансет бульвар" и "Рождённая вчера" (1950), "Лагерь для военнопленных № 17" (1953, пр. "Оскар"), "Сабрина" (1954), "Мост через реку Квай"(1957) и "Ключ" (1958) - оба Великобритания, "Дикая банда" (1969), "Бегство к Афине" (1979, Великобритания), "Открытие сезона" и "Ад в поднебесье" (1974), "Телесеть" (1976), "Федора" (1977, ФРГ), "Сукин сын" (1981) и др.

Литература: Quirk L. J., The films of William Holden, Secaucus (N. J.), 1973.

HOLLY, MARTIN

ГО`ЛЛЫ (Holly) Мартин

(р. 11.8.1931)

чехосл. режиссёр. Окончил ФАМУ. Дебютировал ф. "Путь воронов" (по Л. Филану, 1962). Снял театр. спектакль "Иванов" (по А. П. Чехову, 1963). Пост. ф.: "Дело для защиты" (1964), "Один день для старой дамы" (1965), "Баллада о семи повешенных" (по Л. Н. Андрееву, 1968, т/ф), "Медная башня" (1970), "Орлиное перо" (1971), "Грех Катарины Падыховой" (1973, в сов. прокате "Горечь разлуки"), "Лихорадка" (по Н. Й. Коту, 1975, о событиях в Чехословакии в 1968 - 69), детектив "Смерть по заказу" (1979), драму "Ночные всадники" (1981), сказку "Соль дороже злата" (1982). Его лучшие картины - "Кто уходит в дождь" (1974) и "Signum Laudis" (1980, спец. пр. Мкф в Карлови-Вари).

HOLLYWOOD

Статья большая, находится на отдельной странице.

HOMOKI NAGY, ISTVÁN

ХО`МОКИ-НАДЬ (Homoki Nagy) Иштван

(2.9.1914 - 1980)

венг. режиссёр. Засл. арт. ВНР (1955). По образованию юрист. Увлекался изучением природы. В 1949 пост. ф. "Мир пернатых Малого Балатона", положивший начало его деятельности в области науч.-популяр. кино. Многие фильмы Х.-Н. отмечены рядом Мкф, в т. ч. "Жизнь больших прудов" (1951, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1952), "От почек до листопада" (1952, пр. Мкф в Венеции, 1953), "В лесу, где живут пустельги" (1953). Ставил док.-игровые ф. о животных ("По горам, по долам", 1960, "Друзья", 1968), а также науч.-популяр. серии ("Приключения кошки", 1969 - 72, "Плутон и Пук", 1974 - 77, и др.). Гос. пр. им. Кошута (1952).

HONEGGER, ATHUR

ОНЕГГЕ`Р (Honegger) Артюр

(10.3.1892 - 27. 11. 1955)

франц. композитор. Принадлежал к группе передовых франц. музыкантов "Шестёрка", занимавшейся поисками новых принципов композиции. Написал музыку к 35 ф., в т.ч.: "Колесо", "Наполеон" - оба реж. А. Ганса, "Обитель молчания", "Пигмалион", "Демоны зари", "Преступление и наказание", "Отверженные", "Привидение", "Капитан Фракасс", "Полёт над Атлантикой". В 1954 итал. реж. Р. Росселлини снял ф. "Жанна д'Арк на костре" по оратории О.

Литература: Раппопорт Л., Артур Онеггер, Л., 1967.

HOPPER, DENNIS

ХО`ППЕР (Hopper) Деннис

(р. 17.5.1936)

амер. актёр, сценарист, режиссёр. В 1956 учился в нью-йоркской Актёрской студии. Снимался с сер. 50-х гг., в осн. на ТВ. Играл в ф.: "Бунтовщик без идеала" (1955), "Гигант" (1956), "Сыновья Кати Элдер" (1965), "Люк - Холодная Рука" (1967) и др. В 1969 написал сценарий и пост. ф. "Беспечный ездок" (пр. Мкф в Канне), сыграв в нём гл. роль, к-рая явилась одним из первых и наиболее ярких экр. образов бунтарских настроений амер. молодёжи. Актёрским работам X. в ф. "Последнее кино" (1971, сц. и реж. X.), "Американский друг" (1977, реж. В. Вендерс, ФРГ) и др. также свойственна антибурж. направленность. В 1979 снялся в ф. "Апокалипсис сегодня" Ф. Копполы, в 1983 - в ф. "Уик-энд группы Остермана" С. Пекинпа.

HORBIGER, PAUL

ХЁРБИГЕР (Horbiger) Пауль

(29.4.1894 - 4.3.1981)

австр. актёр. Учился в венской Театральной школе. Работал в т-рах Райнсберга, Праги, Берлина, Дюссельдорфа. С 1963 в венском "Бургтеатре". В кино с 1928. Снимался гл. обр. в австр. муз. ф., комедиях и экранизациях классич. венских оперетт, в т. ч.: "Конгресс танцует" (1931, реж. Э. Чаррелл), "Иоганн Штраус, капельмейстер придворной бальной музыки" (1932), "Война вальсов" (1933), "Княгиня Чардаш" (1934), "Весенний парад" (1935), "Фея кукол" и "Песнь извозчика" (1936), "Лумпацивагабундус" (1937), "Бессмертный вальс" (1939), "Ах, мой милый Августин", "Оперетта" и "Венские сказки" (1940), "Приглашаем танцевать" (1941), "Страна улыбок" (1952) , "Цыганский барон" (1954), "Тётка Чарлея" (1956), "Вена, ты город моей мечты" (1957), "Пой, или не играй со мной" (1963), "Хэппи-энд в Вёртерзее" (1964), "Зов лесов" (1965) и др.

HOSSEIN, ROBERT

ОССЕ`ЙН (Hossein) Робер

(р. 30.12.1927)

франц. актёр, режиссёр. Учился на драм, курсах Р. Симона. Работал в т-ре. В кино с 1954 (ф. "Набережная блондинок"). Снимался в ф. реж. Р. Вадима. Роль Рено в его ф. "Отдых воина" (1962) - разочарованного циника, бывшего участника колониальных войн - одна из наиболее характерных для творческой манеры О. В ф. "Приговор" (1958) выступил в роли участника Движения Сопротивления. Часто снимался в ф. "чёрной серии" ("Человек, предавший мафию", 1967, и др.). В 1956 пост. ф. "Негодяи попадут в ад" и "Простите наши прегрешения", в 1961 -"Вкус насилия" о партиз. борьбе в Юж. Америке и "Игра в истину". В приключенч. фильмах О. стремится обогатить сюжеты углублённой психологич. характеристикой героев. В ф. "Вампир из Дюссельдорфа" (1964) убедительно показана атмосфера фашизации Германии нач. 30-х гг. Работает также как актёр и режиссёр в т-ре. Снялся в ф.: "Анжелика, маркиза ангелов" (1964), "Гром небесный" (1965), "Анжелика и король" (1966), "Музыка" (1967, реж. М. Дюра), "Жизнь, любовь, смерть" (1969), "Дон Жуан-73" ("А если бы Дон Жуан был женщиной", 1973), "Мнимый тупик" (1975), "Одни и другие" и "Профессионал" (1981). В 1982 экранизировал роман В. Гюго "Отверженные" (спец. пр. Мкф в Москве, 1983).

HOWARD, LESLEY

ХО`УАРД (Howard) Лесли (наст. фам. Стейнер, Stainer) Лесли

(24.4.1893 - 1.6.1943)

англ. актёр, режиссёр. В 20-е гг. работал в т-ре. В кино с 1917. В 30-е гг. снимался в Голливуде, где играл скептиков-интеллектуалов. В ф. "Взят в плен" (1933), "Окаменевший лес" (1936), "Унесённые ветром" (1939) актёр стремился передать эволюцию характеров своих героев. В 1936 исполнил роль Ромео в ф. "Ромео и Джульетта". Снялся в Великобритании в ф. "Пигмалион" (1938) и в антифаш. ф."49-я параллель" и "Пимпернелл Смит" (реж. X.) - оба 1941. Пост. антифаш. ф. "Первый из немногих" (1942), "Слабый пол" (с М. Элви) и "Пока горит ещё лампа" (1943), в к-рых выступил и как актёр. Погиб в авиационной катастрофе.

Литература: Соlvin J., Flight 777, L., 1957.

HOWARD, TREVOR

ХО`УАРД (Howard) Тревор

(р. 29.9.1916)

англ. актёр. Учился в филиале Королев, академии драм. иск-ва в Бристоле. С 1934 работал в т-ре, с 1944 - в кино (ф. "Путь вперёд"). В роли доктора Харвея ("Короткая встреча", 1945) передал духовную драму человека, пожертвовавшего в силу обстоятельств своей большой любовью. Значит. работа X.- образ майора Кэллоуэя в ф. "Третий человек" (1949). Снимался в приключенч. ф. ("Зелёный означает опасность", 1947; "Ураган", 1979, США), психологич. драмах ("Страстные друзья", 1949, "Недостойное поведение", 1975), экранизациях классики ("Сыновья и любовники", 1960, "Кукольный дом", 1973), историч. ф. ("Мария, королева Шотландии", 1971; "Людвиг", 1972, Италия), воен. ф. ("Мятеж на "Баунти"", 1962, США; "Атака лёгкой бригады", 1968, "Битва за Англию", 1969, "Асы в небе", 1976). В 1981 снялся в ф. швейц. реж. А. Таннера "На расстоянии световых лет", в 1982 - в ф. "Ганди".

HUBERT, ROGER

ЮБЕ`Р (Hubert) Роже

(30.3.1903 - 28.11. 1964)

франц. оператор. В кино с 1923. Участвовал в съёмках ф. реж. А. Ганса - "Наполеон" (1927), "Конец мира" (1930), "Я обвиняю" (1938), отличавшихся масштабностью и динамич. выразительностью композиц. решений. Снял ф. в реж. М. Карне - "Вечерние посетители" (1942), "Дети райка" (1944), "Тереза Ракен" (1953), отмеченные тщательной разработкой тонального строя, тонкой передачей поэтич. атмосферы. Сотрудничал с реж. Ж. Ренуаром, Ж. Фейдером, Ж. Дювивье, Ж. Деланнуа и др. Среди его работ - ф."Сука" (1931, с Т. Шпаркулем), "Пансион "Мимоза"" (1935), "Закон Севера" ("Тропа Севера", 1942), "Вечное возвращение" (1943), "Последние дни Помпеи" (1949), "Воздух Парижа" (1954), "Наполеон" (1955), "Женщина и паяц" (1959).

HUPPERT, ISABELLE

ЮППЕ`Р, Иппер (Huppert) Изабель

(р. 16.3.1953, по др. данным, 1955)

франц. актриса. Окончила Парижскую консерваторию. В кино с 1972 (ф. "Фостин и прекрасное лето"). Сыграла в ф. реж.: Б. Блие - "Вальсирующие" (1974); Б. Тавернье - "Судья и убийца" (1976), "Испорченные дети" (1977), "Чистка" (1981); К. Горетта - "Кружевница" (1977, Швейцария); К. Шаброля - "Виолетта Нозьер" (1978, пр. Мкф в Канне); А. Тешине - "Сестры Бронте" (1979). О творч. диапазоне актрисы свидетельствуют разноплановые роли, исполненные ею в ф. "Лулу", "Наследство" (реж. М. Месарош, ВНР, в сов. прокате "Вторая жена"), "Спасайся, кто может" (реж. Ж. Л. Годар), "Истинная история дамы с камелиями" (реж. М. Болоньини, Италия) - все 1980, "Врата рая" (1981, США), "Форель" (1982, реж. Дж. Лоузи), "История Пьеры" (1983, реж. М. Феррери, Италия).

Др. ф.: "Розовый бутон" (США), "Дюпон Лажуа" (в сов. прокате "Это случилось в праздник"), "Алоиза", "Доктор Франсуаза Гайян", "Крылья голубки", "Глубокие воды", "Страсть".

Литература: Comediennes aujourd'hui, P., 1980.

HURWITZ, LEO

ГУ`РВИЦ (Hurwitz) Лео

(р. 1909)

амер. режиссёр. В 30-е гг. был одним из основателей прогрес. киноорг-ций "Рабочая кинофотолига", "Фронтир фильм". Первые ленты - "Голос" (1932) и "Скоттс-боро" (1934). В 1936 вместе с П. Лоренцем сделал ф. "Плуг, вспахавший равнину" о драм. последствиях засухи, поразившей ряд р-нов США. Вместе с П. Стрендом пост. ф. "Сердце Испании" (1937) о борьбе республиканцев против фашистов и худож.-док. п/м ленту "Родная земля" (1942) о борьбе профсоюзов в США. В годы 2-й мировой войны Г. снимал хроник. сюжеты для службы информации амер. армии. В 1949 пост. ф. "Странная победа", в к-ром обличал расизм. Антифаш. ф. "Приговор на завтра" (1961) - размышления о суде над я нацистским преступником Эйхманом.

HUSTON, JOHN

ХЬЮ`СТОН (Huston) Джон

(р. 5.8.1906)

амер. режиссёр, сценарист, актёр. В юности выступал на эстраде, был боксёром. С 1927 занимался журналистикой, драматургией, снимался в кино. С 1931 сценарист, в т. ч. один из сценаристов ф. "Иезавель" (1938, реж. У. Уайлер), "Xyаpec" (1939, реж. У. Дитерле), "Сержант Йорк" (1941, реж. X. Хоукс). Первая реж. работа - экранизация романа Д. Хамметта "Мальтийский сокол" (1941) - начало серии "чёрных" ф., показавших социально-психологич. корни преступности в США. На материале 2-й мировой войны снял для серии "Почему мы воюем?" док. ленты "Отчёт с Алеутских островов" (1943), "Битва под Сан-Пьетро" (1944) и "Да будет свет" (1945). После войны снова ставил "чёрные" ф.: "Сокровище Сьерра-Мадре" (1947, пр. Оскар, 1948), "Кей Ларго" (1948), "Асфальтовые джунгли" (1950). Борьбе кубин. революционеров против тирании Мачадо в 30-е гг. была поев, картина "Мы были чужими" (1949). Антивоен. памфлет "Алый знак доблести" (по С. Крейну, 1951) вызвал недовольство продюсеров и цензурных органов и подвергся перемонтажу, что побудило режиссёра в дальнейшем работать преим. за пределами США. Образ человека, пытающегося с переменным успехом противостоять враждебным обстоятельствам, оставался в центре его произв. и в дальнейшем ("Африканская королева", 1952, Великобритания - США; "Мулен Руж", 1953, Великобритания; "Бейте дьявола", 1954, Великобритания - США - Италия; "Моби Дик" по Г. Мелвиллу, 1956, Великобритания; "Бог его знает, мистер Эллисон", 1957; "Корни рая" по Р. Гари, 1958; "Неприкаянные", 1960). X. всегда оставался приверженцем традиц. форм киноповествования, стремился опираться на крепкую драматургию, сложившиеся индивидуальности крупнейших амер. актёров - К. Хепберн, Г. Пека, Э. Тейлор, М. Брандо, П. Ньюмена и др., избегал крайне резких стилистич. решений. Работал на ТВ, в 70-е гг. снимался в кино. Среди др. ф.: "Фрейд, тайная страсть" (1962), "Список Адриана Мессенджера" (1963), "Ночь игуаны" (по Т. Уильямсу, 1964), "Отражения в золотом глазу" (по К. Мак-Каллерс, 1967), "Библия" (1965, Италия - США), "Сытый город" (1971), "Жизнь и времена судьи Роя Бина" (1972), "Человек, который хотел стать королём" (по Р. Киплингу, 1975, Великобритания), "Мудрая кровь" (по Ф. О'Коннор, 1979), "Побег к победе" (1981), "Энни" (1982), "Под вулканом" (1984, спец. пр. Мкф в Канне за творчество).

Литература: An open book, L., 1981. С Nolan W. F., John Huston, king rebel, Los And., 1965.

К. Э. Разлогов.

HUSZÁRIK, ZOLTÁN

ХУСА`РИК (Huszárik) Зольтан

(14.5. 1931 - 15.10.1981)

венг. режиссёр. Засл. арт. ВНР (1978). Сменил много профессий, в т. ч. был вспомогательно-технич. работником на к/ст. В 1961 окончил Высш. школу т-ра и кино. В 1965 снял к/м эксперим. ф. "Элегия", отмеченный гл. пр. Мкф в Оберхаузене (1966) и др. пр. Ф. "Синдбад" (по Д. Круди, 1971) - дебют X. в п/м кино. Картина - лирико-филос. раздумье о жизни, красоте, поисках идеала - обладает большими пластико-выразительными достоинствами. Ф. "Чонтвари" (1980) - филос. рассказ о выдающемся венг. художнике-примитивисте нач. 20 в. X.- известный график, его рисунки были опубликованы во мн. журналах. Пр. им. Балажа (1979).

Др. ф.: к/м - "Гротеск" (1964), "Журнал участкового врача" (1967), "Каприччио" и "Америго Тот" (1969), "Честь старушкам" (1972); среднеметражный "A piacere" (1976, пр. Мкф в Оберхаузене).

Предыдущая страница Следующая страница