Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 9, "FLA"-"GEM")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 9, "FLA"-"GEM")

FLAHERTY, ROBERT

ФЛА`ЭРТИ (Flaherty) Роберт

(16.2.1884 - 23.7.1951)

амер. режиссёр. Учился в Мичиганском горном уч-ще. С 1910 исследовал канад. Заполярье, производил картографич. съёмки. С кон. 10-х гг. снимал в Гудзоновом заливе эпизоды из жизни эскимосов, объединённые в 1922 в ф. "Нанук с Севера", воссоздающем поэзию существования человека в борьбе с суровой природой. Успех этой картины позволил режиссёру заключить контракт с голливудской компанией "Парамаунт" и отправиться на острова Полинезии, где в 1923 - 24 он снимал материал для ф. "Моана южных морей" (1926). В том же году снял к/м ф. о Манхаттане "24-долларовый остров" и "История горшечника". Поскольку док. ленты Ф., принёсшие ему широкое признание, не пользовались кассовым успехом, продюсеры требовали введения в ф. игровых сюжетов. В результате две след. картины, куда вошли съёмки Ф., были завершены др. режиссёрами: "Белые тени южных морей" (1928) - У. Ван Дайком, "Табу" (1931) - Ф. В. Мурнау. Ф. был вынужден покинуть США в поисках работы. В 1932 в Великобритании с Дж. Грирсоном, главой англ. школы док. кино, снял ф. "Индустриальная Британия", один из программных ф. этой школы. Наиболее полно худож. принципы режиссёра выразились в ф. "Человек из Арана" (1934) о труде ирл. рыбаков, в к-ром поэтически воплощена тема единоборства человека с природой и одновременно слияния с ней. В 1937 Ф. выступил сорежиссёром З. Корды в игровом ф. "Маленький погонщик слонов" (по Р. Киплингу). Накануне 2-й мировой войны Ф. вернулся в США, где в 1939 - 41 снял ф. "Земля" об эрозии почвы, разорении фермеров. Хотя ф. и снимался по заказу Мин-ва сел. х-ва, он был расценён как пессимистический и непригодный для демонстрации в дни войны (не вышел и позднее). В 1948 режиссёр снял док. ф. "Луизианская история", где через восприятие мальчика показывал наступление индустр. цивилизации на земли Луизианы. Коммерч. неудача этой картины не дала возможности режиссёру продолжить работу в кино. Открытые Ф. принципы длит, кинонаблюдения, стремление воспроизвести особенности жизни разных стран и народов, не подчиняя их традиц. канонам зап. кинематографа, вошли в противоречие с коммерч. установками бурж. кинопроиз-ва и придали судьбе художника драм. характер. Картины режиссёра, финансировавшиеся, как правило, пром. компаниями или гос. учреждениями, выходили далеко за рамки рекламных задач. Они открывали новые перспективы перед док. кино-иск-вом, оказали значит, и плодотворное влияние на кинематографистов многих стран.

Литература: Роберт Флаэрти. Статьи. Свидетельства. Сценарии, М., 1980; Griffith R., The world of Robert Flaherty, N. Y.- Boston, 1953; Calder-Marshall A., The innocent age: the life of Robert J. Flaherty, L., 1963.

К. Э. Разлогов.

FLAIANO, ENNIO

ФЛАЙЯ`НО (Flaiano) Эннио

(5.3.1910 - 1972)

итал. писатель, сценарист. Начинал как кинокритик. В 1942 - 43 участвовал в создании сц. ф. "Пастор Анджеликус" и "Стрела в боку". После падения фашизма сотрудничал в ж. "Cinema", писал сц. с А. Моравиа и С. Чекки Д'Амико. Наиболее значит. работы - сц. ф. "Рим - свободный город" (1946) и "Бегство во Францию" (1948). Работал в жанре комедии с разл. режиссёрами. В соавторстве со сц. Т. Пинелли, а позже с Б. Ронди писал сценарии к ф. реж. Ф. Феллини: "Огни варьете" (1950), "Белый шейх" (1952), "Маменькины сынки" (1953), "Дорога" (1954, в сов. прокате "Они бродили по дорогам"), "Мошенничество" (1955), "Ночи Кабирии" (1957), "Сладкая жизнь" (1959), новеллы "Искушения доктора Антонио" (в ф. "Боккаччо-70", 1961), "Восемь с половиной" (1963), "Джульетта и духи" (1965). В 1972 по рассказу Ф. "Мелампо" реж. М. Феррери пост. ф. "Сука".

FLEISCHER

ФЛЕЙШЕР (Fleischer), амер. режиссёры: Макс Ф. (17.7.1899 - 11.9.1972) и Дейв Ф. (14.7.1894 - 25.6.1979)

Макс Ф. в молодости увлекался механикой и рисованием. Работал гравёром, карикатуристом в газете. С братом Дейвом разработал метод, облегчающий создание мультрисунков с помощью машины. Запатентовал спец. прибор ротоскоп, позволявший проецировать покадрово на экран фигуры людей, зафиксированных на киноплёнку, и затем перерисовывать их на бумагу или целлулоид. Этот метод до сих пор широко используется мн. мультипликаторами мира, в СССР известен под назв. "эклер". В 1915 по заказу армии Макс Ф. сделал неск. уч. инструктивных фильмов. С 1921 Ф. стали снимать сериал "Из чернильницы" с постоянным героем клоуном Коко. Этот упрямый, глупый, всё разрушающий персонаж быстро завоевал широкую популярность узрителей. В 1927 братья на студии "Парамаунт" сняли ф. "Коко играет в пульку". С появлением звука в кино Ф. приступили к : постановке муз. ф. на мотивы популярных англ. песен под общим назв. "Песни экрана".

С появлением диснеевского Микки Mayса популярность Коко начала падать. В 1930 братья придумали новый мульт. персонаж - Бэтти Буп (прообраз - певица X. Кейн), с помощью к-рой пародировали амер. "кинозвёзд". В 1933 в одной из серий с Бэтти Буп появился персонаж комикса моряк Попай, ставший вскоре постоянным героем новой серии. Вместе с ним режиссёры вывели на экран громилу Блуто - противника моряка Попая - и его даму сердца Оли-ву. Юмор лент Ф. отличался резкостью и грубоватостью, но сцены драк и побоищ разыгрывались изобретательно и динамично.

После выхода п/м фильма У. Диснея "Белоснежка и семь гномов" ф. тоже обратились к созданию п/м лент - "Путешествия Гулливера" (1938) и "Мистер Жук едет в город" (1941), но фильмы ожидаемого успеха не имели. Не принёс удачи и новый персонаж Супермен - популярный герой комиксов.

С 1942 братья работали раздельно. Дейв Ф. стал главой отдела мультипликации в фирме "Коламбия", снял ф. "Цветные фантазии" и "Цветную рапсодию" в духе старых флейшеровских фильмов, но особого успеха они не имели. Макс Ф. на ТВ в 1953 основал свою кинокомпанию по произ-ву индустр. фильмов.

Литература: Cabarga L., The Fleisher Story, N. Y., 1976.

А. А. Волков.

FLEISCHER, RICHARD

ФЛЕ`ЙШЕР (Fleischer) Ричард

(р. 8.12.1916)

амер. режиссёр. Сын М. Флейшера. Учился на театр, ф-те Йельского ун-та. С 1937 в театре. С 1940 в кино (монтажёр, режиссёр док. ф., в т. ч. картины "Предназначенные к смерти", 1948, пр. "Оскар"). Дебютировал в игровом кино ф. "Дитя развода" (1946). Ставит зрелищные ф.- в осн. криминальные драмы и "полицейские" ф. ("Принуждение", 1959, "Бостонский душитель", 1968, "Новые центурионы", 1972), науч.-фантастич. ф. ("20 000 лье под водой" по Ж. Верну, 1954; "Фантастическое путешествие", 1966, "Зелёный Сойлент", 1972). В 1981 пост, новую версию первого звукового фильма "Певец джаза" (Великобритания), в 1984 - ф. "Конан, разрушитель ".

Среди др. ф.: "Викинги" (1958), "Доктор Дулиттл" (1967), "Че!" (1969), "Тора! Тора! Тора!" (1970, с япон. реж. Т. Масуда и К. Фукасаку), "Мандинго" (1975), "Несравненная Сара" (1976), "Принц и нищий" (по М. Твену, 1977), "Ашанти" (1978).

FLEMING, VICTOR

ФЛЕ`МИНГ (Fleming) Виктор

(23.2.1883 - 6.1.1949)

амер. режиссёр. Был автогонщиком, лётчиком, фотографом. В кино с 1910 как ассист. оператора. Снимал ф. реж. Д. У. Гриффита и картины с участием актёра Д. Фэрбенкса. После реж. дебюта в ф. "Когда клубятся тучи" (1919) на протяжении неск. лет делал приключенч. ленты, комедии, мелодрамы ("Дьявольский груз", 1925, "Капкан на мужчину", 1926, "Хула" и "Путь всякой плоти", 1927, и др.), к-рые не поднимались над средним уровнем амер. продукции 1920-х гг., но были умело срежиссированы. В 1928 снял звук. ф. "Ирландская роза Эйби". За ним последовали ф. "Человек из Вирджинии" (1929), "Красная пыль" (1932), "Белая сестра" (1933), "Остров сокровищ" (по Р. Л. Стивенсону, 1934) и др. Наиболее успешный период творчества Ф.- 1937 - 1945, когда он, получив возможность снимать на хорошей лит. основе и постоянно сотрудничая с крупнейшими амер. актёрами, прежде всего с С. Треси и К. Гейблом, выпустил картины "Отважные капитаны" (по Р. Киплингу, 1937), "Лётчик-испытатель" (1938), муз. сказку "Волшебник из Оз" (1939), "Доктор Джекиль и мистер Хайд" (по Стивенсону, 1941), "Тортилья Флэт" (по Дж. Стейнбеку, 1942), "Парень по имени Джо" (1944) - фантастич. ленту о погибших лётчиках, помогающих своим сражающимся товарищам, романтич. драму "Приключение" (1945). В 1939 пост, один из лучших амер. ф. "Унесённые ветром" - экранизацию романа М. Митчелл (картина была начата Дж. Кьюко-ром, завершена С. Вудом, но осн. часть картины сделал и подписал Ф., пр. "Оскар"), сагу о Гражд. войне 1861 - 65, крушении рабовладельч. уклада на Юге страны. В 1948 Ф. пост. последнюю картину - историч. драму "Жанна д'Арк". В. Ю. Дмитриев.

FLYNN, ERROL

ФЛИНН (Flynn) Эррол

(20.6.1909 - 14.10.1959)

амер. актёр. Был моряком, боксёром. С 1933 на сцене в Великобритании. В кино с 1935 (ф. "Мятеж на "Баунти""). Загл. роль в ф. "Капитан Блад" (в сов. прокате "Одиссея капитана Блада", 1935) принесла ему популярность. Обычное его амплуа - роли романтич. и отважных героев в авантюрно-приключенч. "костюмных" ф. ("Атака лёгкой бригады", 1936, "Принц и нищий", 1937, "Приключения Робина Гуда", 1938, "Частная жизнь Елизаветы и Эссекса", 1939, "Приключения Дон Жуана", 1949, и др.) и воен. ф. ("Пикирующий бомбардировщик", 1941, "Цель - Бирма", 1945, и др.). Популярность Ф. в значит. степени основана на его шумной и скандальной частной жизни, о к-рой он рассказал в автобиографич. кн. "Мои грешные, грешные пути" (1959). В 50-е гг. сделал попытку отойти от привычного амплуа и сыграл драм. роли в ф. "Эта женщина Форсайт", "Солнце ещё всходит" и "Слишком много, слишком быстро", но особого успеха не имел.

Литература: Thomas Т., The films of Errol Flynn, N. Y., 1969; Godfrey L., The life and crimes, of Errol Flynn, L.- N. Y., 1977.

FONDA, HENRY

ФО`НДА (Fonda) Генри

(16.5.1905 - 12.8.1982)

амер. актёр. Учился в Миннесотском ун-те. С 1925 в провинц. т-ре, с 1929 на Бродвее. После успеха в комедии "Фермер выбирает жену" был приглашён в Голливуд и дебютировал в кино в экранизации этой пьесы (1935). В 30-х - нач. 40-х гг. вошёл в число популярных амер. актёров, снимаясь в мелодрамах ("Путь на Восток", "Тропинка одинокой сосны", "Иезавель"), комедиях ("Я слишком много мечтаю", "Безумная мисс Ментон", "Леди Ева"), вестернах ("Джесси Джеймс", "Возвращение Фрэнка Джеймса"), историко-приключенч. ф. ("Отродье Севера", "Барабаны вдоль Могаука"). Ф. создавал убедительные образы самых разных людей, соблюдая точность социальной и бытовой характеристики. В тех редких случаях, когда он играл злодеев, его ждали неудачи. Герои Ф.- это благородные, честные и добрые люди, иногда застенчивые, но всегда готовые бороться за справедливость. Вершиной исполнит. мастерства актёра в 30-е гг. стали две роли в ф. реж. Дж. Форда"Юный мистер Линкольн" (1939), где он создал глубоко человечный образ будущего президента А. Линкольна, и "Гроздья гнева" (1940), где им убедительно сыгран обездоленный фермер Том Джоуд, вырастающий в борца за социальную справедливость. С успехом Ф. снялся и в др. картинах критике-реалистич. направления: "Живёшь только раз" (1937) о трагич. судьбе человека, превращенного обществом в преступника, "Блокада" (1938) об исп. антифашистах, "Случай в Оксбоу" (1943) о "суде Линча". С кон. 40-х гг. много работал в т-ре, а позднее и на ТВ. Снялся в неск. вестернах ("Моя дорогая Клементина", 1946, "Форт Апач", 1948, "Жестяная звезда", 1957, "Колдун", 1959, "Как был завоёван Запад", 1962; "Однажды на Дальнем Западе", 1968, Италия). Лучшие его работы в послевоен. период - роли Пьера Безухова в экранизации "Войны и мира" Л. Н. Толстого (1956) и несговорчивого присяжного в ф. "12 разгневанных мужчин" (1957). В 60 - 70-е гг. часто играл роли политич. и воен. деятелей ("Самый длинный день", "Совет и согласие"; "Самый достойный", спец. пр. Мкф в Карлови-Вари, 1964; "Система безопасности", "Запоздалый герой", "Мидуэй", "Метеор"). В 1981 получил спец. пр. "Оскар". Последняя работа - ф. "У Золотого озера" (1981, пр. "Оскар", пр. Мкф в Карлови-Вари. 1982).

Среди др. ф.: "Сказки Манхаттана", "Бессмертный сержант", "Долгая ночь", "Беглец", "Мистер Роберте", "Не тот человек", "Увлечённая сценой", "Мадиган", "Бостонский душитель", "Федора" (ФРГ), "Рой".

Литература: Fonda: My life as told to Howard Teichmann, N. Y., 1981.

Литература: Актеры заруб. кино, в. 2, Л.- М., 1965; Springer J., The Fondas: the films and careers of Henry, Jane and Peter Fonda, N. Y., 1974.

А. И. Рейтблат.

FONDA, JANE

ФО`НДА (Fonda) Джейн

(р. 21.12.1937)

амер. актриса. Дочь Г. Фонды. Училась в нью-йоркской Актёрской студии. Работала манекенщицей, играла в т-ре. В кино с 1960 (ф. "Невероятная история"). Известность получила в ролях, эксплуатирующих внешнюю привлекательность актрисы ("Прогулка по дикой стороне" и "Доклад Чэпмена", 1962, "Карусель", 1964, и "Добыча", 1966, оба Франция). В вестерне "Кэт Бэллу" (1965) и экранизации комикса "Барбарелла" (1968, Франция) Ф. спародировала своё традиц. амплуа. Лучшие роли в этот период она сыграла в таких социально-критич. ф., как "Погоня" (1965), "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" (1969), "Клют" (1971, пр. "Оскар", 1972), "Кукольный дом" (1973, Великобритания). Принимала активное участие в движении против войны во Вьетнаме, в борьбе за права индейцев. При её сотрудничестве созданы док. ф. "F. Т. А." (1972), "Знакомство с врагом" (1974). Во 2-й пол. 70-х гг. проявила себя как актриса яркого гражд. темперамента ("Джулия"; "Возвращение домой", пр. "Оскар", 1979; "Китайский синдром", "Электрический всадник"). В 1982 снялась в ф. "С 9 до 5".

Среди др. ф.: "Период приспособления", "Синяя птица" (СССР - США), "Забавные приключения Дика и Джейн", "Приближается всадник", "Калифорнийский отель".

Литература: Springer J., The Fondas: the films and careers of Henry, Jane and Peter Fonda, N. Y., 1974.

FONDA, PETER

ФО`НДА (Fonda) Питер

(р. 23.2.1939)

амер. актёр, режиссёр, продюсер. Сын Г. Фонды. С 1961 в т-ре. Снялся в эпизодич. ролях в ф. "Тэмми и доктор", "Победители" (Великобритания), "Лилит" - Все 1963. На волне молодёжного движения протеста приобрёл популярность, играл юных бунтарей, не приемлющих условности бурж. образа жизни: "Дикие ангелы" (1966), "Путешествие" (1967), "Беспечный ездок" (1969) и др. В дальнейшем исполнял роли людей энергичных и сильных, подчас пренебрегающих нравств. нормами во имя достижения своих целей. Пост. психологич. вестерн "Наёмный убийца" (1971) и ф. "Ванда Невада" (1979), где сыграл гл. роли, а также фантастич. ф. "Пересадка в Айдахо" (1973). В 1982 снялся в ф. "Смертельная пуля".

Среди др. ф.: "Последнее кино", "Король Марвин Гарденс", "Два человека", "Безумная Мери, грязный Ларри", "Открытие сезона", "Гонки с дьяволом", "Мир будущего", "Ментоловый мир" (ФРГ).

Литература: Springer J., The Fondas: the films and careers of Henry, Jane and Peter Fonda, N. Y., 1914.

FONTAINE, JOAN

ФОНТЕ`ЙН (Fontaine) Джоан (наст. фам. Де Хэвилленд, De Havilland)

(p. 22.10.1917)

амер. актриса. Сестра Оливии Де Хэвилленд. Выступала в т-ре. Дебютировала в кино в 1935 (ф. "Дамы больше не нужны"). Получила широкую известность, сыграв гл. роли в фильмах А. Хичкока "Ребекка" (1940) и "Подозрение" (1941, пр. "Оскар"). Часто исполняла роли находящихся в опасности скромных девушек ("Девушка в беде", 1937, "Верная красавица", 1943, "Джейн Эйр", 1944, "Айви", 1947, "Письмо незнакомки", 1948). Снималась также в ф.: "Гунга Дин" (1939), "Айвенго" (1952), "Остров на солнце" (1957), "Ночь нежна" (1961), "Собственность дьявола" (1967, Великобритания).

Литература: No bed of roses, N. Y., 1978.

FORBES, BRIAN

ФОРБС (Forbes) Брайан

(р. 22.7.1926)

англ. режиссёр. Окончил Королев. академию драм, иск-ва в Лондоне. С 1945 в т-ре, в кино с 1949 как актёр (ф. "Маленькая комната в глубине"). В 1955 написал сц. амер. ф. "Герои в скафандрах". Основал в 1954 в Лондоне студию "Бивер-филмс" и снялся в двух ф.- "Гневное молчание" (реж. Г. Грин) и "Лига джентльменов" (реж. Б. Дирден) - оба 1960. Как режиссёр дебютировал в 1962 ф. "Бросать слова на ветер". В 1963 снял ф. "Угловая комната" (с Л. Карон в гл. роли). В 1969 закончил начатые Дж. Хьюстоном в Париже съёмки ф. "Безумная из Шайо" (в гл. роли К. Хепберн). В 1969 возглавил руководство студией "Ассошиэйтед бритиш".

Пост. психологич. драму "Безумная луна" (по Ш. Дилэни, 1970), мьюзикл "Башмачок и роза" (1975), ф. о спорте "Международный приз" (1978), комедию "Втроём" (1982).

Др. ф.: "Крысиный король" (1965), "Капкан" (1966), "Осведомители" (1967), новелла в ф. "Воскресные любовники" (1980, Франция).

FORD, JOHN

ФОРД (Ford) Джон (наст. имя и фам. Шон Алоизиус О'Фирна или О'Фини, O'Fearna или O'Feeney)

(1.2.1895 - 31.8.1973)

амер. режиссёр. По нац. (ирландец. С 1913 в Голливуде ассист. режиссёра, с 1917 режиссёр. Снял неск. десятков к/м ковбойских фильмов. В 1924 пост. эпич. вестерн "Железный конь" о стр-ве железной дороги. Этот жанр он предпочитал и в дальнейшем, стремясь к реалистич. отображению историч. событий, детальности психологич. характеристик традиц. персонажей вестерна ("Три злодея", 1926; "Дилижанс" по новелле Э. Хейкокса, 1939, в сов. прокате "Путешествие будет опасным"). Ф. обращался и к др. жанрам: ставил детективы ("Полицейский Рили", 1928, "Весь город говорит", 1935), комедии ("Вверх по реке", 1930), спортивные ("Приветствие", 1929) и воен. ф. ("Четыре сына", 1928, "Мужчины без женщин", 1930, "Потерянный патруль", 1934), историч. картины ("Мария Шотландская", 1936, "Юный мистер Линкольн", 1939), приключенческие ("Ураган", 1937) и др. ленты, с Глубиной социально-психологич. анализа отличались ф., посв. ирл. революц. движению,-"Осведомитель" (по Л. О'Фла- С эрти, 1935, пр. "Оскар") и "Плуг и звёзды"(по Ш. О'Кейси, 1937). Этапным для амер. кино стала экранизация роман; Дж. Стейнбека "Гроздья гнева" (1940 пр. "Оскар"), показавшая бедствия на рода в годы экономич. кризиса. Высокое мастерство, умение найти убедительньк формы кинематографич. воплощения лит образов позволили Ф. добиться успехг и в др. экранизациях: "Эрроусмит" (пс С. Льюису, 1931), "Долгий путь домой? ; (по Ю. О'Нилу, 1940), "Табачная доро га" (по Э. Колдуэллу) и "Как зелена былг моя долина" (по Р. Луэллину, пр. "Ос кар") - оба 1941. В 1942 - 44 Ф. работал в кинослужбе амер. армии, где снял док. ленты "Битва за Мидуэй" (1942, пр, "Оскар"), "Мы отплываем в полночь" и "7-е декабря" (с Г. Толандом, пр. "Оскар") - оба 1943, и др.

Созданные в послевоен. период вестерны "Моя дорогая Клементина" (1946), "Форт Апач" (1948), "Она носила жёлтук ленту" (1949), "Рио-Гранде" и "Фургонщик" (1950), "Отправившиеся на поиски" (1956), снятые в Ирландии "Тихий человек" (1952, пр. Мкф в Венеции, и пр. "Оскар", 1953) и "Восход луны" (1957), историч. лента "Солнце светит ярко" (1953) свидетельствовали о высоком профессионализме режиссёра, его приверженности традиционным жанрам. Для Ф. была характерна определённая консервативность социально-этической позиции. Вместе с тем демократия, идеалы, защитником к-рых он себя считал, побудили режиссёра выступить с острой критикой расизма ("Сержант Ратледж", 1960), а также внести свой вклад в пересмотр мифологии вестерна ("Человек, который пристрелил Либерти Вэланса", 1962, "Осень чейеннов", 1964). Пост. св. 100 фильмов. Последние работы Ф.- лента "Семь женщин" (1966), к/м док. ф. "Чести" (съёмки 1968 и 1970, выпуск 1976). В 1971 П. Богданович снял п/м док. ф. "Поставлено Джоном Фордом", в к-рый были включены фрагменты из картин режиссёра, интервью с его ближайшими сотрудниками и др. документы. В том же году на Мкф в Венеции получил почётную пр. в связи с ретроспективой его фильмов.

Литература: Эйзенштейн С. М., Мистер Линкольн мистера Форда, Избр. произв., т. 5, М., 1968; Mitry J., John Ford, t. 1 - 2, P., 1954; Kezich Т., John Ford, Parma, 1958; Bogdanovich P., John Ford, Berk., 1978; Sinclair A., John Ford, L., 1979.

К. Э. Разлогов.

FOREMAN, CARL

ФО`РМЕН (Foreman) Карл

(р. 23.7.1914 - 26.6. 1984)

амер. сценарист, режиссёр, продюсер. Был журналистом, в годы 2-й мировой войны монтажёр-документалист. В кон. 40-х - нач. 50-х гг. написал сц. социально-критич. ф., гл.обр. для фирмы С. Крамера: "Чемпион" и "Отчизна храбрецов" (оба 1949, реж. М. Робсон), "Мужчины" (1950, реж. Ф. Циннеман) и др. Ф. был сценаристом и сопродюсером известного ф. "Ровно в полдень" (1952, реж. Циннеман), где использовал форму вестерна для изображения атмосферы страха и морального упадка в США в период маккартизма, когда сам он был занесён в "чёрные списки" и лишён возможности работать в кино. Анонимно участвовал в создании англ. ф. "Спящий тигр" (1954) и "Мост через реку Квай" (1957, с М. Уилсоном и П. Булем). С кон. 50-х гг. был продюсером и сценаристом в Великобритании и в США, в частности фильмов "Ключ" (1958), "Пушки Навароне" (1961), "Победители" (1963, реж. Ф.), "Золото Мак-Кенны" (1968), "Молодой Уинстон" (1972), "Когда время истекло" (1980).

FORMAN, MILOS

ФО`РМАН (Forman) Милош

(р. 18.2.1932)

амер. режиссёр, сценарист. Род. в Чехословакии. В кино с сер. 50-х гг. С 1967 работает в США. Лента "Отрыв" (1971, пр. Мкф в Канне) и мьюзикл "Волосы" (1979) выражали настроения амер. молодёжной контркультуры, в заострённой форме демонстрируя разрыв между поколениями. В 1972 снял эпизод о десятиборье для док. ф. о Мюнхенской олимпиаде "Глазами восьми", а в 1975 - ф. "Кто-то пролетел над гнездом кукушки" (по К. Киси, пр. "Оскар"). В 1981 экранизировал роман Э. Л. Доктороу "Рэгтайм". В 1984 пост. ф. "Амадей" (по пьесе П. Шеффера, пр. "Оскар"). Ф.- соавтор мн. сц. Своих фильмов. С 1978 преподаёт на киноф-те Колумб. ун-та.

FORST, WILLI

ФОРСТ (Forst) Вилли (наст. имя Вильгельм Фрос, Frohs)

(7.4.1903 - 11.8.1980)

австр. актёр, режиссёр, сценарист. Работал в т-рах Вены и Берлина. В кино с 1922 ("Кинозвезда по ошибке"). Снимался в Германии и Австрии в ф.: "Кафе-электрик" (1927), "Атлантик" (1929), "Танго для тебя" и "Два сердца в три четверти такта" - оба 1930, "Венские проказницы" (1931),"Королевский вальс" (1935) и др. Пост. ф.: "Песнь моя, лети с мольбою..." (1933), "Маскарад" (1934), "Бургтеатр" (1936), "Венская кровь" (1942), "Вена, ты город моей мечты" (1957) и др.

FOSSE, FOSS

ФОСС (Fosse) Боб (Роберт) (р. 23.6.1927, по др. данным, 1925), амер. танцовщик, хореограф, режиссёр. С 1948 выступал на Бродвее в мьюзиклах. Снялся в муз. ф. "Дела Доби Гиллиса" и "Целуй меня, Кэт!" (1953) и др., ставил танцы в ф. и выступал в них как танцовщик: "Моя сестра Эйлин" (1955), "Пижамная игра" (1957), "Проклятые янки" (1958) и др. В 1968 дебютировал как режиссёр и постановщик танц. номеров в ф. "Милая Чарити", созданном по мотивам картины Ф. Феллини "Ночи Кабирии". Хореография Ф. основана на лексике танца модерн и отмечена влиянием эстрадных танц. форм. Его изобретат. постановкам присущи экстравагантная выдумка и гротескный юмор, но вместе с тем и лиризм. Междунар. известность получил его ф. "Кабаре" (по мотивам муз. пьесы Д. Кендера и Ф. Эбба, 1972, пр. "Оскар"), отличавшийся высокой изобразит, культурой, первоклассным актёрским ансамблем (Л. Миннелли, Дж. Грей, М. Йорк, X. Грим). Органично используя приёмы муз. ф., режиссёр с подлинным драматизмом воссоздал на экране психологич. атмосферу жизни Берлина нач. 30-х гг., накануне прихода фашистов к власти. В 1975 снял ф. "Ленни", поев, трагич. судьбе эстрадного артиста Л. Брюса, работавшего в жанре социально-политич. сатиры, в 1979 - ф. "Весь этот джаз" (гл. пр. Мкф в Канне и пр. "Оскар", 1980) - драм. историю постановщика мьюзиклов, в 1983 - ф. "Звезда 80".

Литература: All that Jazz, N. Y., 1976.

FRAGA, JORGE

ФРА`ГА (Fraga) Хорхе

(р. 23.4.1935)

кубин. режиссёр. С 1959 работает в ИКАИКе. Первый док. ф.- "Мы победим" (1960). Ставил п/м худож. ф. ("В дни, подобные этим", 1964, "Кража", 1966). Наиболее значит, лента - "Одиссея генерала Хосе" (1968) об освободит, войне кубин. народа с исп. завоевателями, в к-ром хроника событий получает филос. осмысление. Организатор многочисл. курсов и семинаров, проводимых ИКАИКом. В 1974 - 77 директор отдела худож. программ, с 1978 директор отдела кинопроиз-ва Мин-ва культуры Кубы. В 1981 пост. с реж. Р. Парисом ф. "Легенда".

Др. ф.: док.- "Нас объединяют горы" и "И я стал учителем" (1961), "Школа в поле" (1970), "Новая школа" (1973, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Лейпциге), "Огород" (1974), "Дружба" (1975), "Шестая часть мира" (1977, совм. с др.).

FRANJU, GEORGES

ФРАНЖЮ` (Franju) Жорж

(р. 12.4.1912)

франц. режиссёр. Первый к/м ф. "Метро" снял в 1934 (с А. Ланглуа). Пост. к/м ф.: "Кровь животных" (1949), антивоенный - "Дом инвалидов" (1952), о металлургич. пром-сти - "Через Лотарингию" (1951), о выдающихся людях - "Великий Мельес" (1952), "Господин и госпожа Кюри" (1953), науч.-популярные - "Пыль" и "Торговая навигация" (1954), по иск-ву - "Национальный народный театр" и "Нотр-Дам" (1956). В худож. кино дебютировал к/м ф. "Первая ночь" (1958). В первом п/м ф. "Головой об стену" (1959) рассказывалось о молодом человеке, насильственно помещённом своим отцом в психиатрич. больницу. Яркая картина нравов франц. провинции даётся в одном из лучших фильмов Ф. "Тереза Дескейру" (по Ф. Мориаку, 1962). Стремясь "облагородить" широко эксплуатируемый коммерч. кинематографом жанр приключенч. ф., пост. ленту "Жюдекс" (1963). Среди работ Ф.: "фильм ужасов" "Глаза без лица" (1960), ф. "Тома - обманщик" (по Ж. Кокто, 1965), "Ошибка аббата Муре" (по Э. Золя, 1970), "Красные ночи" (1974). Для ТВ пост. ф. "Размолвка" (1977), "Последняя мелодрама" (1978). Ф. стремится использовать такие сюжеты и ситуации, в к-рых ирреальное, фантастическое возникает из обыденного и повседневного. В 1936 совм. с Ланглуа основал Франц. синематеку. В 1946 - 54 ген. секр. Ин-та науч. кинематографии.

Литература: Durgnat R., Franju, L., 1967; Via lie G., Georges Franju, P., 1968.

FRANKENHEIMER, JOHN

ФРА`НКЕНХЕЙМЕР (Frankenheimer) Джон

(р. 19.2.1930)

амер. режиссёр. Учился в нью-йоркской Актёрской студии. Был актёром и режиссёром в т-ре, работал на радио и ТВ. Первые ф. ("Юный незнакомец", 1957, "Молодые дикари", 1961, "Всё разваливается", 1962) были посв. социально-психологич. проблемам молодёжи США. Успех имела его психологич. драма "Птицелов из Алькатраса" (1962) о судьбе узника амер. тюрьмы. В 1964 пост. в жанре политич. фантастики картину "Семь дней в мае" - предупреждение об опасности возрождения милитаризма, в 1965 - "Поезд" об антифаш. Сопротивлении во Франции.

Среди др. ф.: "Большой приз" (1966), "Необыкновенный моряк" (1969), "Всадники" (1971), "Недостижимая цель" (1972), "Продавец льда грядёт" (по Ю. О'Нилу, 1973), "Французский связной, II" (1975), "Чёрное воскресенье" (1976), "Пророчество" (1979), "Вызов" (1982).

Литература: Pratley G., The cinema of John Frankenheimer, L.-N. Y., 1969.

FREUND, KARL

ФРОЙНД, Фрёйнд (Freund) Карл

(16.1.1890 - 3.5.1969)

нем. и амер. оператор, режиссёр. В кино с 1906. Стал известен как оп. ф. реж.: Ф. В. Мурнау - "Сатана" (1920, в сов. прокате "Из тьмы веков"), "Изгнание" (1923), "Бюджет великого герцога" (1924), "Последний человек" (1925, в сов. прокате "Человек и ливрея"), "Тартюф" и "Фауст" (1926); Э. А. Дюпона - "Варьете" (1925); Ф. Ланга - "Метрополис" (1926, с Г. Риттау). Строгая композиция кадра, напряжённые тональные контрасты, сочная светотень выразительно подчёркивали сгущённую эмоц. атмосферу этих фильмов. Ф. был одним из операторов док. ленты реж. В. Рутмана "Берлин - симфония большого города" (1927). Одним из первых в мировом кино использовал "субъективную камеру", съёмку с движения для раскрытия внутр. драматизма действия. С 1929 работал в США, где снял ф. "Дракула" (1931), "Дама с камелиями" (1936), "Добрая земля" (пр. "Оскар") и "Победа" (1937), "Седьмой крест" (1944), "Подводное течение" (1946), "Кей Ларго" (1948). Режиссёр и оператор ф.: "Мумия" и "Мадам Шпион" (1933), "Безумная любовь" (1935) и др.

FRIC, MARTIN

ФРИЧ (Fric) Мартин

(29.3.1902 - 26.7. 1968)

чехосл. режиссёр. Нар. арт. ЧССР (1965). Старейший мастер чехосл. кино. Учился в Худож.-пром. школе. В 16 лет дебютировал как театр, актёр. После 1-й мировой войны работал в кинолаборатории, был сценаристом, актёром, художником по плакатам, ассистентом реж. К. Ламача. Его первые ф. "Патер Вой-тех" (1928) и "Органист собора св. Вита" (1929) были высоко оценены критикой. Ф.- один из первых ведущих чеш. режиссёров звук. кино. В жанре комедии пост, ф.: "Ревизор" (по Н. В. Гоголю, 1933), "Гей, руп!" (1934), "Герой одной ночи" (1935), "Мир принадлежит нам" (1937), "Ева делает глупости" (1939). В 1936 снял ф. "Яношик" (по словац. нар. легенде, пр. Мкф в Венеции) - одно из наиболее значит. произведений чехословацкого кино, затем ф. "Гордубалы" (по К. Чапеку, 1937), "Лидушка музыкантов" (по В. Галеку, 1940) и социальную драму о шахтёрах "Вторая смена" (1940, сц. Я. Дрда). В 1947 снял первый послевоен. словац. п/м ф. "Берегись!" и картину "Рассказы Чапека". Борьбе рабочего класса против капиталистич. эксплуатации в 30-е гг. был посв. его ф. "Закалённые" (1950, Гос. пр. ЧССР, пр. Мкф в Карлови-Вари), борьбе против фашизма - ф. "Западня" (1950). Среди значит. работ Ф.- кинокомедии "Пекарь императора" и "Император пекаря" (1951, Гос. пр. ЧССР), биографич. лента о враче Я. Янеком "Тайна крови" (1953). Среди др. ф.: "Псоглавцы" (1955), "Сегодня в последний раз" (1958),"Белая пряжка" (1960), "Король королей" (1963), "Звезда под названием "Полынь"" (1964, в сов. прокате "Роза Севера"), "Люди из фургонов" (1966), "Строго засекреченные премьеры" (1968). Снял 3-серийный док. ф. о первой чехосл. спартакиаде, ряд к/м кинопортретов ведущих мастеров чеш. сцены.

FRIEDKIN, WILLIAM

ФРИ`ДКИН (Friedkin) Уильям

(р. 29.8.1939)

амер. режиссёр. С 1957 на ТВ делал рекламные, уч., док. ленты. С 1967 в кино (ф. "Хорошие времена"). В 1968 пост. картину "Ночь налёта на заведение Мински", в 1969 - "Вечеринка в день рожденья" (Великобритания), в 1970 - "Ребята из оркестра". Получил известность, сняв жестокую, темпераментную полицейскую картину о борьбе с торговцами наркотиками "Французский связной" (1971, пр. "Оскар"). В религ.-мистич. "фильме ужасов" "Изгоняющий дьявола" (1973) рассказал историю о дьяволе, вселившемся в 12-летнюю девочку. Напряжённый сюжет, обилие бьющих по нервам эпизодов обеспечили этим картинам коммерч. успех, к к-рому режиссёр стремился и в своих след. работах "Колдун" ("Плата за страх", 1977, по мотивам фильма А. Ж. Клузо), "Ограбление "Бринкса"" (1978), "Разыскивающий" (1980).

FUNES, LUI DE

ФЮНЕ`С (Funès) Луи де

(31.7.1914 - 27.1.1983)

франц. актёр. Учился на драм. курсах у Р. Симона, играл в кабаре, был актёром на радио, в т-ре. В кино дебютировал в 1946 (ф. "Барбизонское искушение"). Комедийный актёр, широко использовавший приёмы буффонады, "форсированную" мимику, Ф. с наибольшим успехом исполнял роли комич. неудачников. Лучшие работы - в ф. "Папа, мама, служанка и я" (1954), "Не пойман - не вор" (1958), "Дьявол и десять заповедей" (1962), "Разиня" (1965), "Большая прогулка" (1966), "На древо взгромоздясь" и "Мания величия" (1971). В серии приключенч. ф. о Фантомасе ("Фантомас", 1964, "Фантомас разбушевался", 1965, "Фантомас против Скотланд-Ярда", 1966) Ф. сыграл роль полицейского комиссара Жюва. В 1980 сыграл роль Гарпагона в экранизации комедии Мольера "Скупой" (реж. Ф. и Ж. Жиро), в 1982 - в комедии "Жандарм и девушки -жандармы".

Среди др. ф.: "Жандарм из Сен-Тропеза", "Жандарм в Нью-Йорке" (в сов. прокате "Господин Крюшо в Нью-Йорке"), "Жандарм женится", "Замороженный", "Человек-оркестр", "Приключения раввина Якова", "Крылышко или ножка?", "Склока".

FUSCO, GIOVANNI

ФУ`СКО (Fusco) Джованни

(р. 1906)

итал. композитор. Автор произв. разл. жанров. В кино с 1936. Написал муз. к ф. реж.: М. Антониони - "Хроника одной любви", "Дама без камелий", "Подруги", "Крик", "Приключение", "Затмение", "Красная пустыня"; А. Рене - "Хиросима, любовь моя" (с Ж. Дельрю), "Война окончена" и др.

Среди др. ф.: "Губная помада", "Дофины", "Море", "Брачное беззаконие", "Равнодушные", "Ниспровергатели".

GAÁL, FRANCISKA

ГА`АЛЬ, Гаал (Gaál) Франческа

(1.2.1904 - 30.12.1972 или 2.1.1973)

венг. актриса. В кино снималась с 1919. В 30-е гг. стала одной из популярных актрис. Играла весёлых, смышлёных девушек, почти подростков в комедийных ф. венг., австр., нем., амер. произ-ва. Темперамент, обаяние, отличная актёрская техника Г. принесли успех ф. "Паприка" (1932, Германия), "Чиби" и "Петер" (1934), "Маленькая мама" и "Катерина последняя" (1935, в сов. прокате "Катерина") - все Австрия. Др. ф.: "Хозяин Мате и карлики", "Экспресс до Нью-Йорка", "Корневильские колокола", "Мышка", "Привет и поцелуй, Вероника!" "Весенний парад" (Австрия), "Свадебное путешествие в Париж", "Девушка с нижней ступеньки" (оба США).

GAÁL, ISTVÁN

ГА`АЛЬ, Гаал (Gaál) Иштван

(р. 25 8.1933)

венг. режиссёр. Засл. арт. ВНР. Окончив Высш. школу т-ра и кино (1959), стажировался в Эксперим. киноцентре в Риме (1959 - 61), работал ассист. режиссёра, оператором, на Студии им. Балажа ставил док. к/м фильмы. Дебют в худож. кино - ф. "В стремнине" (1964, в сов. прокате "Кто их рассудит?", пр. Мкф в Карлови-Вари). В этом ф., а также в ф. "Крестины" (1968), "Соколы" ("Высшая школа", 1970, пр. Мкф в Канне), "Мёртвый край" (1972) проявились характерные черты режиссуры Г.: интерес к формированию личности, сочетание реалистич. описания и притчевых обобщений, строгость пластич. средств. Г.- автор сц. и монтажёр всех своих картин. Пр. им. Балажа (1969).

Др. ф.: док.- "Путевые рабочие" (1957), "Этюд" (1961), "Туда и обратно" (1962), "Тиса: осенний эскиз" (1963), "Хроника" (1967), "Десять лет Кубы" (1969), "Бела Барток, ночная музыка" (1970), "Картины жизни одного города" и "Наше наследие" (1975); худож.- "Половодье" (1965), "Легато" (1978), "Черепки" (1981).

Литература: Szabo G., Gaal Istvan, Bdpst, 1977.

GABIN, JEAN

ГАБЕ`Н (Gabin) Жан (наст. имя и фам. Жан Алекси Монкорже, Моnсоrge)

(17.5.1904 - 15.11.1976)

франц. актёр. С 1923 выступал в муз. ревю и опереттах. В 1930 дебютировал в муз. кинокомедии "Каждому может повезти". Снимался в комич. и детективных лентах. Известность Г. принесло участие в картинах Ж. Дювивье "Мари Шапделен" (1934), "Знамя" (1935), "Дружная компания" (1936) и "Пепе ле Моко" (1937). Наиболее впечатляющее воплощение демократич. герой Г. получил в ф. "Великая иллюзия" (1937, реж. Ж. Ренуар). Г. принёс на экран дух демократизма, слитый с волевым, действенным началом и уважением к человеческой личности. В экранизации романа Э. Золя "Человек-зверь" (1938, Жак Лантье, реж. Ренуар), а также в предвоен. ф. реж. M. Карне "Набережная туманов" (1938) и "День начинается" (1939) образы, созданные Г., приобрели трагич. звучание. После 2-й мировой войны сыграл в ф. "По ту сторону решётки" (в сов. прокате "У стен Малапаги", 1948) и "Ночь - моё царство" (1951, пр. Мкф в Венеции), в к-рых тема человека, выброшенного из жизни, приобрела особую драматичность и остроту. В 50 - 60-е гг. Г., как и в 30-е гг., занял место ведущего актёра франц. кино. Лучшие работы - в ф. "Не тронь добычу" (1953, пр. Мкф в Венеции, 1954), "Французский канкан" (1954), "Через Париж" (1956), "Архимед, бродяга" (1959), "Месье" (1964), "Кот" (1971), "Дело Доминичи" (1973) и др. Нек-рые ф. с его участием связаны с идеализацией сильных характеров, служащих гарантией устойчивости существующего бурж. порядка: барон Шудлер в ф. "Сильные мира сего" (1953), фермер Огюст в ф. "Героин" (1970, в сов. прокате "Тайна фермы Мессе") и др. Однако главным в творчестве Г. было создание и утверждение образа человека, верного своим представлениям о долге и справедливости, отстаивающего свою независимость. Др. ф.: "Буксиры", "Мария из порта", "Воздух Парижа", "В случае несчастья", "Улица Прери", "Мелодия из подвала", "Гром небесный", "Сицилийский клан", "Двое в городе", "Святой год".

Соловьева И. Н., Шитова В. В., Жан Габен, М., 1967; Божович В., Жан Габен, М., 1982; Мissiaen J. - С L., Siсliсr J., Jean Gabin, P., 1977.

В. И. Божович.

GABLE, CLARK

ГЕЙБЛ (Gable) Кларк

(1.2.1901 - 16.11.1960), амер. актёр. С сер. 20-х гг. стал проф. актёром т-ра и кино (эпизодич. роли в ф. "Запретный рай", "Весёлая вдова"). Успех в роли гангстера в спектакле "Последняя миля" (1930) дал возможность сыграть ему в Голливуде в ф. "Нарисованная пустыня". В 1931 снялся в 11 картинах, а уже в 1932 вошёл в число "звёзд" амер. кино. Созданный им образ простого, мужественного, знающего себе цену человека, в к-ром сочетались черты гангстера и героя-любовника, привлекал зрителей. Его партнёрами были крупнейшие актрисы: Г. Гарбо ("Сьюзен Ленокс", 1931), Дж. Кроуфорд ("Одержимая", 1931, "Убегающая любовь", 1936, "Странный груз", 1940), Дж. Харлоу ("Держи своего мужчину", 1933, "Китайские моря", 1935, "Саратога", 1937), Н. Ширер ("Странная интермедия", 1932, "Восторг идиота", 1939), М. Лой ("Манхэттенская мелодрама", 1934, "Парнел", 1937, "Лётчик-испытатель", 1938) и др. В 1934 Г. сыграл одну из самых известных ролей - предприимчивого журналиста, в к-рого влюбляется дочь миллионера, в комедии Ф. Капры "Это случилось однажды ночью" (пр. "Оскар"). К кон. 30-х гг. герои Г. стали психологически сложнее и разнообразнее. Крупнейшая его работа этого периода - Ретт Батлер в экранизации эпич. романа М. Митчелл "Унесённые ветром" (1939). Трагич. гибель в авиакатастрофе в 1942 жены Г. актрисы К. Ломбард, имевшей большое влияние на его творч. судьбу, привела к тому, что он на неск. лет ушёл из кино. С 1946 вновь на экране, играл роли зрелых искателей приключений. В их ряду выделялась последняя работа актёра в фильме Дж. Хьюстона "Неприкаянные" (1960), где ему удалось передать трагедию старения своего героя, для к-рого молодость, сила и наступательный оптимизм всегда были необходимыми условиями существования. История жизни Г., "короля Голливуда" (он был удостоен этого титула ещё в 30-е гг.), стала своего рода легендой и была положена в основу ф. "Гейбл и Ломбард" (1976).

Среди др. ф.: "Ночная сиделка", "Не её мужчина", "Мятеж на "Баунти"", "Одинокая звезда", "Могамбо", "Высокие мужчины", "Король и четыре королевы", "Но не для меня ".

Литература: Mac Bride M., The life story of Clark Gable, N. Y., 1932; Harris W. G., Gable and Lombard, L., 1976; Tоrnabene L., Long live the king. A biography of C. Gable, L., 1977.

К. Э. Разлогов.

GÁBOR, MIKLÓS

ГА`БОР (Gábor) Миклош

(р. 7.4.1919)

венг. актёр. Нар. арт. ВНР (1967). В 1940 окончил Высш. театр. школу в Будапеште. Участвовал в антифаш. борьбе. С 1941 ведущий актёр т-ров Национального, им. Мадача, г. Кечкемет. В кино с 1940. Деятельность Г. способствовала формированию социалистич. киноиск-ва Венгрии. Активность внутр. переживания, склонность к укрупнению воплощаемого характера, простота и благородство выразит. средств характеризуют, иск-во Г. Его роли: беспризорник Длинный ("Где-то в Европе", 1947), писатель Золтан ("Будапештская весна", 1955), доктор Хайнал ("Альба Регия", 1961), Отец ("Отец", 1966) и инженер Бенке ("Стены", в сов. прокате "Дело Ласло Амбруша", 1968) - одна из лучших работ венг. экрана 50 - 60-х гг. Успешно снимался в комедиях. В 1980 снялся в ф. "Цирк "Максим"" (в сов. прокате "Секрет бродячего цирка"). Гос. пр. им. Кошута (1967).

Др. ф.: "Беата и дьявол", "Цыган", "Европа не отвечает", "Мишка-аристократ". "Замужество Каталины Киш", "Эркель" (и сов. прокате "Венгерские мелодии"), "В одном универмаге", "Палата № 9", "Горькая правда", "В полночь", "Колокола отправляются в Рим", "Пешком в рай", "Красные будни" (в сов. прокате "Воскресенье в будний день"), "Четыре девушки в одном дворе", "Пора мечтаний", "N. N., ангел смерти".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 7, М., 1972.

GÁBOR, PÁL

ГА`БОР (Gábor) Пал

(р. 1932)

венг. режиссёр. Засл. арт. ВНР (1980). Окончил Будапештский ун-т (1955) и Высш. школу т-ра и кино (1961). В 1961 - 68 ассистент реж. З. Фабри, М. Месарош, Ф. Коши. Один из основателей Студии им. Балажа, где пост, к/м ф. "Прометей" (1962), "Золотой век" (1963), "Визит" (1968) и др. В худож. ф. "Запретная зона" (1968, пр. Мкф в Венеции, 1969) производств, тема представлена в морально психологич. аспекте. Г. близка тема фор мирования молодого характера ("Горизонт", 1971, пр. Мкф в Венеции; "Вера Анги", 1978, пр. Мкф в Сан-Себастьяне, 1979, пр. ""Давид" Донателло", 1981, за лучший иностр. ф.). Г.- мастер воссоздания духовной атмосферы, выразит, психологич. портрета. С 1971 преподаёт в Высш. школе т-ра и кино. Пр. им. Балажа (1972). Др. ф.: "Поездки с Якобом" (1972), "Эпидемия" (1975), "Трещина в потолке" (1981).

GAD, PETER URBAN

ГАД (Gad) Петер Урбан

(12.2.1879 - 26.12.1947)

дат. режиссёр, журналист, драматург, теоретик кино. В кино с 1909. В большинстве ф., пост. Г., снималась А. Нильсен. Благодаря её выразительной игре, картины Г., в осн. салонные мелодрамы, приобрели популярность в Дании и за рубежом: "Бездна" (1910), "Горячая кровь" и "Мрачный сон" (1911). Снял дат.-нем. ф.: "Девушка без родины", "Ребёнок генерала" и "Молодость и ярость" (1912), "Испанская любовь" (1913). В Германии продолжал снимать ф. с участием Нильсен: "Пляска смерти" и "Грехи отцов" (1912), "Примадонна кино" (1913), "Елена Фонтана" и "Белые розы" (1914). В 20-е гг. пост, экспрессионистские ф. "Кристиан Ваншаффе" (1921, в сов. прокате "Жемчуг, кровь и слёзы") и "Вознесение Ганнеле" (1922). В 1926 вернулся в Данию, где сделал свой последний ф. "Колесо счастья" (1927) с участием К. Шенстрема и X. Мадсена. Автор кн. "Кино: его средства и цели" (1919, рус. пер. 1924).

GANCE, ABEL

ГАНС (Gance) Абель

(25.10.1889 - 10.11.1981)

франц. режиссёр. Творч. деятельность начал как поэт и драматург. В 1909 снялся в ф. "Мольер" (реж. Л. Перре). В 1910 - 11 писал сц. для реж. Фёйада и А. Капеллани. Первая реж. работа - ф. "Плотина" (1912). В 1914 - 1915 служил в армии, ставил ф. на воен. тему ("Возвращаются ли мёртвые?", 1915, "Героизм Падди", 1916, и др.). В 1915 пост. ф. "Безумие доктора Тюба", где смело экспериментировал, применяя субъективную камеру и деформирующую оптику. Успехом пользовался ф. "Матерь скорбящая" (1917). Лирико-драм. преувеличения отличали ф. "Десятая симфония" (1918) о жизни Бетховена и "Я обвиняю" (1919), где антивоен. пафос и многозначит, символика сочетались с наивным мелодраматизмом. В ф. "Колесо" (1923) мощный темперамент Г.-режиссёра проявился в стремительном ритме, достигнутом средствами монтажа и смелыми ракурсами; сентиментальные сцены сочетались с кадрами, передающими романтику труда железнодорожников. Поисками оригинальных выразит, средств Г. предвосхитил и подготовил "Авангард". Все свои значит. ф. ставил по собств. сценариям. Крупнейшее достижение Г.- историч. ф. "Наполеон" (1927), в к-ром режиссёр не избежал идеализации образа героя. В этом фильме Г. впервые использовал полиэкран. В годы звукового кино продолжал разрабатывать новые приёмы кинотехники, занимался повторениями в звук. варианте своих старых ф.- "Матерь скорбящая" (1932), "Наполеон" (1934), "Я обвиняю" (1938) и др., либо ставил банальные экранизации и мелодрамы - "Дама с камелиями" (1934) и др. В 1944 - 53 оставался без работы и лишь в 1954 пост. ф. "Нельская башня". Г. возобновил эксперименты с новыми технич. средствами (ф. "Мажирама", 1956, с Н. Каплан), применяя их для создания масштабного экранного зрелища ("Аустерлиц", 1960, с Р. Ришбе). Однако, находясь в постоянном конфликте с капиталистич. кинопроиз-вом, Г. так и не смог в полной мере реализовать свои худож. замыслы. В 1983 Франц. синематека восстановила и показала полный вариант ф. "Наполеон". Большая пр. франц. кино (1974).

Др. ф.: "Право на жизнь" и "Зона смерти" (1917), "На помощь!" (1923), "Конец мира" (1930), "Хозяин кузницы" (1933), "Великая любовь Бетховена" (1936), "Капитан Фракасс" (1943), "Сирано и Д'Артаньян" (1964), "Мария Тюдор" (1966, на ТВ), "Бонапарт и революция" (1971).

Литература: Ma contribution аи progres du cinema sonore, "Arts et technique sonore", 1955, № 4; Depart vers la polyvision, "Cahiers du cinema", 1964, № 11.

Литература: Лепроон П., Совр. франц. кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960; Jeanne R., Ford Ch., Abel Gance, P., 1963.

В. И. Божович.

GANZ, BRUNO

ГАНЦ (Ganz) Бруно

(р. 22.3.1941)

швейц. актёр. С 1961 работал в Зап. Берлине в труппе реж. П. Штайна, с 1973 - в Гамбургском т-ре. В кино с 1967 (ф. "Тихий бег", реж. X. Зенфт). Сыграл в экранизации пьесы М. Горького "Дачники" (1975, реж. Штайн). Снялся в ф.: "Маркиза фон О.", "Свет" (оба Франция) и "Дикая утка" (1976), "Американский друг" и "Женщина-левша" (1977), "Нож в голове", "Ребята из Бразилии" (США) и "Носферату, призрак ночи" (1978), "Возвращение к любимой" и "Чёрное и белое, как ночи и дни" (1979), "Провинциалка" (Франция) и "Истинная история дамы с камелиями" (Италия) - оба 1980, "Отказ" и "Фальшивка" (1981).

GARAS, DEZSõ

ГА`РАШ (Garas) Дежё

(р. 9.12.1933)

венг. актёр. Нар. арт. ВНР (1983). В кино с 1954. В 1957 окончил Высш. школу т-ра и кино. Работал в т-рах Будапешта, с 1977 - на к/ст "Мафильм". Исполнил св. 60 разнохарактерных ролей. Мастер актёрской миниатюры. Наиболее значит, роли сыграл в ф. реж. Т. Рени ("Рассказы в поезде", 1962, "Кребс всемогущий", 1970, "Великолепная семья", 1971, "Живым или мёртвым", 1979), Д. Ревеса ("Как дела, молодой человек?", 1963, "Нет", 1965, "Лиха беда начало", 1966) и П. Шандора ("Футбол давних времён", 1974; "Воспоминание о Геркулесовых водах", 1977, в сов. прокате "Воспоминание о курорте"; "Избавь нас от нечестивого", 1978). В 1981 снялся в ф. "Актёришки", а в 1982 - в ф. "Дурной глаз". Пр. им. Ясаи.

Др. ф.: "Лилиомфи", "Контрабандисты", "Сорванец", "Два тайма в аду", "Почему плохи венгерские фильмы?", "Невесты-вдовы", "Романтика", "Конец пути", "Не тронь мою бороду!", "Несколько счастливых лет моего отца", "Антон-волшебник" (ГДР).

GARBO, GRETA

ГА`РБО (Garbo) Грета (наст. фам. Густафсон, Gustafsson)

(p. 18.9.1905)

амер. актриса. По нац. шведка. Окончила школу драм, иск-ва в Стокгольме. В кино с 1922 (швед. к/м ф. "Бродяга Петер"). В 1924 сыграла первую крупную роль в ф. "Сага о Йесте Берлинге" (реж. М. Стиллер), создав образ наивной, чистой молодой женщины. В 1925 в Германии исполнила одну из гл. ролей в ф. "Безрадостный переулок" (реж. Г. Пабст). В 1926 дебютировала в Голливуде в сентиментальной мелодраме "Поток". Участие в картине "Плоть и дьявол" (1927) принесло актрисе известность. В кон. 20-х гг. с участием Г. появились ф. "Любовь" (по мотивам "Анны Карениной" Л. Н. Толстого), "Божественная женщина" о франц. актрисе Саре Бернар, "Поцелуй", "Загадочная дама" и др. В этих фильмах Г. выступила в амплуа загадочной, привлекат. женщины, любовь к-рой становится роковой для тех, кого она любит, и для неё самой. Образы, созданные Г., отличались драматизмом, психологич. глубиной, к-рые раскрылись в ф. "Королева Христина" (1934), "Анна Каренина" (1935), "Дама с камелиями" (1937). С 1941, после неудачного выступления в ф. "Двуликая женщина", Г. перестала сниматься в кино. В 1954 получила спец. пр. "Оскар". Огромный успех актрисы связан с её актёрским талантом и мастерством, с обаянием и одухотворённостью её экранного облика. Место, занимаемое Г. в истории кино, определяется тем, что независимо от конкретного содержания отдельных ролей, сыгранных актрисой, возник "миф" Гарбо - воплощение романтич. представлений о непобедимой и губительной силе любви.

Среди др. ф.: "Дикие орхидеи", "Единый стандарт", "Анна Кристи", "Роман", "Вдохновение", "Мата Хари", "Гранд-отель", "Раскрашенный занавес", "Победа".

Литература: Уразов И. А., Грета Гарбо, 2 изд., М., 1927; Mac Bride M., The life story of Greta Garbo, N. Y., 1932; Wild R., Greta Garbo, L., 1933; Garbo and the night watchmen: a selection from writings of British and American critics, L., 1937; Laing B. E., Greta Garbo: the story of a specialist, L., 1946; Wall in J., Garbo. En Stjarnas Vaj, Stockh., 1955; Walker A., Garbo. A portrait, N. Y., 1980.

GARCIA ESPINOESA, JULIO

ГАРСИ`Я ЭСПИНО`СА (Garcia Espinoesa), Хулио

(р. 5.9.1926)

кубин. режисср.) в В 1951 - 54 учился в Эксперим. кино-центре в Риме. Был ассистентом реж. - Л. Дзампы (ф. "Лёгкие годы", 1953). На Кубе руководил секцией кино в об-ве культуры "Нуэстро тьемпо". В 1955 участвовал в пост. ф. "Эль Мегано". До Революции 1959 входил в К-т по организации подпольных спектаклей, затем возглавил Отдел иск-в Повстанческой армии. Один из основателей ИКАИКа (1959), со в дня организации и до 1976 его вице-президент. После присоединения ИКАИКа Мин-ву культуры (1976) зам. Министра культуры. В 1959 пост. ф. "Куба танцует"). (сц. Г. Э. и Ч. Дзаваттини). Соавтор сц. мн. ф. ("Лусия", "Первый удар мачете", "Дни воды", "Хирон", "Мы не имеем права ждать", "Да здравствует республика!" и др.). Гл. режиссёр и монтажёр док. ф. "Шестая часть мира", созд. К 60-летию Великого Октября (с участием 19 кубинских режиссёров и операторов). Автор статей и книг по вопросам кино. Др. ф.: док.- "Шестая годовщина" и ) "Жилище" (1959), "Родина или смерть" (1960), "Третий мир - третья мировая война" (1970); худож. - "Молодой повстанец" (1961, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1962), "Приключения Хуана Кинкина" (1967), ). "Они есть или их нет" (1980).

GARDNER, AVA

ГА`РДНЕР (Gardner) Ава

(р. 24.12.1922)

амер. актриса. В кино с 1942. Широкую популярность получила, сыграв в ф. "Убийцы" (1946). Для образов. созданных Г., характерна агрессивная чувственность, которая присуща и психологически разработанным ею образам: ф. "Босоногая графиня" (1954), "На последнем берегу" (1959), "Ночь игуаны" (пр. Мкф в Сан-Себастьяне) и "Семь дней в мае" (1964). Среди работ актрисы были и такие, в к-рых использовались преим. её внешние данные ("Снега Килиманджаро", "Могамбо", "Обнажённая маха", "Библия"). К кон. 60-х - в 70-е гг. она перешла на роли стареющих красавиц ("Майерлинг", "Жизнь и времена судьи Роя Бина", "Землетрясение"; "Синяя птица", сов.-амер. ф.;"Мост Кассандры", "Город в огне").

GARLAND, JUDY

ГАРЛЕНД, Гарланд (Garland) Джуди (наст. имя и фам. Фрэнсис Гамм, Gumm)

(10.6.1922 - 22.6.1969)

амер. актриса, мать актрисы и певицы Л. Миннелли. В кино с 1935. Обладая незаурядным муз. дарованием, завоевала популярность, участвуя с актёром М. Руни в ) неск. ф. сериала о средней амер. семье . Харди ("Любовь находит Энди Хард и", "Энди Харди встречает дебютантку" и др.). В 1939 сыграла в муз. сказке"Волшебник из Оз". В том же году получила , спец. пр. "Оскар". Снималась в известных мьюзиклах 40-х гг.: "Девушка Зигфельда", "Для меня и моей девушки", "Встретимся в Сент-Луисе", "Зигфельд Фоллиз", "Пират". В кон. 40-х гг. в результате нервного переутомления ушла из кино и неск. лет выступала с концертами в Лондоне и Нью-Йорке. В 1954 блестяще сыграла гл. роль в мьюзикле "Родилась звезда", однако затем вновь вернулась на сцену т-ра и кабаре. Последние драм, роли актрисы - в ф. "Нюрнбергский процесс" (1961), "Ребёнок ждёт" и "Я могла бы продолжать петь" (1963, Великобритания) - показали многогран-т. ность её актёрской индивидуальности, но IB не смогли вернуть ей прежней популярности.

GARSON, GREER

ГА`РСОН (Garson) Грир

(р. 29.9.1906, по др. данным, 1908)

амер. актриса. Училась в Лондоне и Гренобле. Выступала в т-рах Бирмингема и Лондона. В 1939 и была приглашена амер. компанией МГМ на гл. роль в ф. "Прощайте, мистер Чипе", к-рый снимался в Великобритании. Коммерч. успех этой картины привёл Г. в Голливуд, где она получила пр. "Оскар" за исполнение гл. роли в ф. "Миссис Минивер" (1942). Роли добропорядочных и американок - хороших жён и матерей - стали с тех пор гл. амплуа Г. и позволили ей занять в 1942 - 46 место среди наиболее популярных "звёзд" экрана. В послевоен. ь годы снималась реже, обычно в традиц. з сентиментальных ролях.

Среди др. ф.: "Миссис Паркингтон", "Эта женщина Форсайт", "Восход в Кампобелло", "Счастливейшая миллионерша".

GASSMAN, VITTORIO

ГА`СМАН (Gassman) Витторио

(р. 1.9.1922)

итал. режиссёр, актёр. Учился в рим. Академии драм, иск-ва. В т-ре с 1943. В 1948 - 49 в труппе под рук. Л. Висконти. С 1949 выступает как режиссёр т-ра. В 1950 создал (с Т. Сальвини) собств. труппу - Нац. т-р (с 1952 Т-р итал. иск-ва), в 1959 - 60 основал в Риме труппу Итал. нар. т-р. В кино с 1946. С успехом исполнил одну из гл. ролей в ф. реж. Дж. Де Сантиса "Горький рис" (1949). Известность Г. принесли роли в амер. ф. "Рапсодия" (1953, реж. Ч. Видор) и "Война и мир" (1956, реж. К. Видор). Затем играл преим. комедийные роли, среди к-рых наиболее значит. были: солдат Джованни ("Большая война", 1959, реж. М. Моничелли), человек со шляпой ("Страшный суд", 1961, реж. В. Де Сика), Бруно ("Обгон", 1962, реж. Д. Ризи). В ф. "Чудовища" (1963, реж. Ризи) сыграл неск. ролей, обнаружив виртуозное мастерство перевоплощения. В 1956 пост. (с Ф. Рози)по собств. сц. ф. "Кин" (по драме А. Дюма-отца "Кин, пли Гений и беспутство" в обработке Ж. П. Сартра), в к-ром исполнил гл. роль.

Г.- многоплановый, разносторонний актёр с своеобразным, несколько "отрицательным" обаянием, ярким темпераментом, иронией, к-рой он окрашивает мн. из созданных им образов. Сыграл разнохарактерные роли в ф. реж. Ризи "Поход на Рим" (1962), "Тигр" (1967), "Именем итальянского народа" (1972, в сов. прокате "Полмиллиарда за алиби"), "Запах женщины" (1975, пр. Мкф в Канне), "Белые телефоны" и "Потерянная душа" (1976). Снялся также в ф.: "Бранкалеоне в крестовых походах" (1970, пр. Мкф в Сан-Себастьяне, 1971, реж. М. Моничелли), "Аудиенция" (1971, реж. М. Феррери), "Мы так любили друг друга" (1975, реж. Э. Скола), "Терраса" (1979, реж. Скола), "Гостиничный номер" (1980). Самыми заметными работами Г. кон. 70-х гг. стали роли в ф. "Пустыня Тартари" (1976) и "Свадьба" (1978, реж. Р. Олтмен, США). Пост, ф.: "Алиби" (1968), "Без семьи" (1972), "От отца к сыну" (1983).

Др. ф.: актёр - "Капитанская дочка", "Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны", "Варавва", "Гаучо", "Армия Бранкалеоне", "Девственница для князя", "Влюблённый дьявол", "Пророк", "Архангел", "Развод", "Бувар и Пекюше", "Тоска", "Адам и Ева", "Квинтет", "Буря", "Дорогой папа", "Жизнь - роман".

Литература: Актеры заруб, кино, в. 3, М., 1966.

GATTI, ARMAN

ГАТТИ` (Gatti) Арман (наст. имя Данте Армандо)

(р. 26.1.1924)

франц. режиссёр. Автор сц. док. ф. "Воскресенье в Пекине" (1956) и "Письмо из Сибири" (1958) - оба реж. К. Маркера, и худож. ф. "Моранбон" (1959, реж. Ж. К. Боннардо). Пост, антифаш. ф. "Загон" (1961, с СФРЮ, пр. Мкф в Москве). Этот ф. своей политич. направленностью вызвал протест реакц. части критики. Пост, на Кубе политич. притчу "Другой Кристобаль" (1963). С 1963 работал только в т-ре и на ТВ. В 1982 пост. ф. "Мы все были именами деревьев" (Франция - Бельгия).

GAVALDON, ROBERTO

ГАВАЛЬДО`Н (Gavaldon) Poбepтo

ГАВАЛЬДОН (Gavaldon) Poбepтo (p. 7.6.1907), мекс. режиссёр. Первый ф. "Хутор" по В. Бласко Ибаньесу (1944, пр. Мекс. киноакадемии, 1945) поставил Г. в ряды ведущих мекс. режиссёров. Наиболее плодотворно работал до кон. 50-х гг., снял ф.: "Сердца Мексики" (1945), "Другая" (1946), "В тени моста" (1946), "Богиня коленопреклонённая" (1947), "Маленький дом" (1949), "После бури" (1955), "Майский цветок" (по Ибаньесу, 1959), "Макарио" (1960). Среди др. ф. этого периода: сел. драма "Шаль Соледад" (1952) и эпич. фреска "Скрывшаяся" (по М. Н. Лиру, 1955). В последующих работах Г. лишь изредка затрагивал социальные мотивы ("Золотой петух" по X. Рульфо, 1964, "Пепел депутата" по У. Аргельесу, 1977).

GEMMA, GIULIANO

ДЖЕ`ММA (Gemma) Джулиано

(р. 2.9.1938)

итал. актёр. В кино с 1956. В 1962 сыграл гл. роль в сатирич. ф. "Идут титаны", затем снялся в неск. приключенч. и псевдоисторич. лентах. В сер. 60-х гг. приобрёл популярность в итал. вестернах ("Пистолет для Ринго", "Доллар с дыркой", "Возвращение Ринго" и др.), в к-рых выступал под псевд. Монтгомери Вуд. Позднее Д. играл в ф. разных жанров, стремясь отойти от привычных амплуа напр. в антифаш. ф. "Корбари" (1970, реж. В. Орсини) или остросоциальной ленте "Преступление во имя любви" (1974, реж. Л. Коменчини). Наиболее значит, его работы 70-х гг.- роль майора Матиса в ф. "Пустыня Тартари" (1976, реж. В. Дзурлини, пр. ""Давид" Донателло"), а также гл. роли в ф. "Железный префект" (1977, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1978) и "Корлеоне" (1979) - оба реж. П. Скуитьери, "Человек на коленях" (1979) и "Предупреждение" (1980, в сов. прокате "Следствие с риском для жизни") - оба реж. Д. Дамиани.

Предыдущая страница Следующая страница