Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 12, "ILI"-"KIN")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 12, "ILI"-"KIN")

ILIESU, MIREL

ИЛИЕ`ШУ (Iliesu) Мирел

(р. 17.10.1923)

рум. режиссёр. Работал как журналист. В 1953 снял док. ф. "Буран" (пр. Мкф в Карлови-Вари, 1954). Пост. к/м ф. "Песни возрождения" (пр. Мкф в Канне, 1969). Среди др. ф.: "Заметки из дельты" (1957), "Биказ" (1959), "Три крика на Быстрице" (1962), "Свет и камень" и "Особые ритмы" (1964), "Начало" (1966), "Мимоходом", "Виртуозы" и "Эмоции" (1971), "Родители, не забывайте о детях" (1972), "Мадригалу 10 лет" (1973), "Дома, друзья наши" (1974), "Мачты" и "Марамурешские корни" (1975), "Правильный путь" (1977).

ILIU, VICTOR

ИЛИ`У (Iliu) Виктор

(24.11.1912 - 4.9.1968)

рум. режиссёр. Окончил Коммерч. академию. Был журналистом и кинокритиком. В 1946 - 47 занимался во ВГИКе у С. М. Эйзенштейна. Пост. док. ф. "Год 1848" (1948, с Ж. Михаилом), худож. ф."У нас в селе" (1951, с Ж. Джорджеску) и "Митря Кокор" (по М. Садовяну, 1952, с М. Садова, в сов. прокате "Мечта сбылась") - за оба пр. Мкф в Карлови-Вари, 1951, 1952, "Потерянное письмо" (1954, с А. С. Александреску), "Счастливая мельница" (1957), "Сокровище старого брода" (1964, с Л. Пинтилие). В фильмах И. взволнованная страстность сочетается с пристальным анализом событий. Внёс значит. вклад в развитие нац. киноиск-ва. Оказал влияние на мн. мастеров рум. экрана (Л. Чулей, О. Гологан, Пинтилие). В 1950 - 55 преподавал в Ин-те им. Караджале. С 1963 1-й пред. Ассоциации кинематографистов Румынии и 1-й гл. ред. ж. "Cinema".

ILLES, GYORGY

И`ЛЛЕШ (Illes) Дьёрдь

(р. 2.11.1914)

венг. оператор. Нар. арт. ВНР. В кино с 1935. Работал осветителем, с 1948 оператор. Сотрудничает с реж. З. Фабри ("20 часов", 1965, "Добро пожаловать, господин майор", др. назв. "Семья Тот", 1969; "141 минута из "Незавершённой фразы"", 1974, в сов. прокате "Незавершённая фраза"; "Пятая печать", 1976, "Венгры", 1978, "Встреча Балинта Фабиана с богом", 1980, "Реквием", 1982), Ф. Мариашши ("Сабо", 1949, в сов. прокате "Анна Сабо"; "Будапештская весна", 1955, "Долгий путь домой", 1960, "Дорога испытаний", 1961, "Карамболь", 1964), К. Макком ("Дом под скалами", 1958, "Потерянный рай", 1962), А. Ковачем ("Стены", 1968, в сов. прокате "Дело Ласло Амбруша"; "На венгерской равнине", 1973, "Временный рай", 1981) и др. С 1949 декан операт. ф-та Высш. школы т-ра и кино. Междунар. пр. Мира (1949), Гос. пр. им. Кошута (1950, 1975).

Др. ф.: "Новички на стадионе" (1951), "Буря" (1952), "Жаворонок" (в сов. прокате "Любимый деспот") и "Что делало ваше величество с трёх до пяти?" (1964), "После сезона" (1966), "Мальчишки с улицы Пал" (1968), "Самозванцы" (1969, в сов. прокате "Короли, регенты и шуты"), "Путешествие вокруг моего черепа" (1970), "Муравейник" (1971), "Легенда Пендрагона" (1974), "Звезда на костре" и "Легато" (1978).

Литература: Fejja S., Illes Gyorgy, Bdpst, 1979.

INCE, THOMAS HARPER

ИНС (Ince) Томас Харпер

(6.11.1882 - 19.11.1924)

амер. режиссёр, продюсер. Один из основоположников амер. кинематографии. С 1899 выступал на сцене как танцор и певец, позднее исполнял драм, роли. В кино сначала актёр, затем, с 1911, режиссёр. В 1912 основал фирму "Кей Би", для к-рой сам пост. ряд ф. из жизни Запада, в т. ч. "Последний бой Кастера" (1912). В дальнейшем руководил производств.-творч. процессом, контролируя работу режиссёров и осуществляя самостоятельно лишь наиболее крупные замыслы (из 500 картин, созд. под контролем И., им самим было поставлено лишь 29). И. впервые ввёл систему продюсеров, "железный" сценарий (требовал пунктуального соблюдения намеченного им плана постановки), широко использовал возможности создания циклов ф. с одним и тем же актёром в гл. роли. Большой популярностью пользовались вестерны с участием актёра У. Харта - всего с 1913 их было снято под рук. И. (в большинстве случаев в постановке Р. Баркера) ок. 30. Занимат. приключенч. сюжет, строго отработанные выигрышные сцены, поточный характер произ-ва вскоре позволили И. завоевать одно из ведущих мест в амер. кинопром-сти. После создания эпич. полотна "Битва при Геттисбурге" (1913), экзотич. мелодрам "Гнев богов" и "Тайфун" (обе 1914, с реж. Р. Баркером, с япон. актёром С. Хаякава в гл. ролях) и социальной картины о судьбе иммигранта "Итальянец" (1915, реж. С. Сидни), совм. с Д. У. Гриффитом и М. Сеннеттом основал в 1915 компанию "Трайэнгл". В ней И. создал неск. десятков картин, в т. ч. знаменитую "Цивилизацию" (1916, совм. с др. реж.) - пацифистскую аллегорию, отмеченную антигерм, направленностью. В 1918 И. с большинством своих сотрудников перешёл в компанию "Арткрафт-Парамаунт", где был худ. рук. фильмов Харта и Ч. Рея, в 1921 - 24 - продюсером ф. своего младшего брата Ралфа, а также реж. М. Нилана, Л. Хиллира и др. для фирмы "Ассошиэйтед фёрст нэшонал".

Лучшие картины, выпущенные И., отличали эпич. размах, впечатляющие массовые сцены, драматизм действия, виртуозный монтаж. Менее убедительными были его салонные драмы, а также искусств, аллегории, к-рым он зачастую отдавал дань в масштабных постановках.

Литература: Мitrу J., Thomas H. Ince, maitre du cinema, P., 1956.

К. Э. Разлогов.

INGRAM, REX

И`НГРЕМ (Ingram) Рекс (наст. имя и фам. Реджиналд Ингрем Монтгомери Хичкок, Hitchcock)

(15.1.1893, по др. данным, 1892 - 21.7.1950)

амер. режиссёр. С 1915 актёр кино и сценарист, с 1916 режиссёр ("Большая проблема"). После ф. "Четыре всадника апокалипсиса" (по В. Бласко Ибаньесу, 1921) вошёл в число ведущих голливудских режиссёров. Для фильмов И. характерно тяготение к экзотич. сюжетам ("Пленник Зенды", 1922, "Скарамуш", 1923, "Араб", 1924). Стремясь к творч. независимости, покинул Голливуд и основал собств. студию во Франции, где пост. ф. "Чародей" (1926), "Сады аллаха" (1927). После звук. ф. "Любовь в Марокко" (1933) к работе в кино не возвращался.

Литература: Predal R., Rex Ingram, P.,. 1970; O'Leary L., Rex Ingram, silent film director, N. Y., 1975.

IPSEN, BODIL

И`ПСЕН (Ipsen) Бодиль

(30.8.1889 - 26.11.1964)

дат. актриса, режиссёр. С 1909 работала в т-ре. С 1913 снималась в кино (ф. "Дети сцены"). Исполняла гл. роли в ф. "Лавина" (1919), "Вольные птицы" и "Мадселуна" (1921). В 30-е гг. играла в ф., лишённых социальной значимости, однако её героини отличались обаятельной непринуждённостью, светлым юмором. Снялась в ф. "Пойдем со мной домой" (1941), "Форель" (1942). В 40-е гг.- одна из ведущих режиссёров дат. кино. Наиболее значит. ф. пост, с реж. Л. Лауритценом-младшим. В камерной психологич. драме "Заблудшая" (1942) были затронуты социальные проблемы; ф. отмечен эксперим. поисками новых средств кинематограф ич. образности. В 1945 пост. ф. "Красные луга" - один из лучших ф. о Движении Сопротивления в Дании. Эту тему И. развивала в ф. "Стоит на страже датский моряк" (1948). В ф. "Кафе "Парадиз"" (1950) сатирически изображается обывательская среда, в ф. "Правдивое лицо" (1951) отражено духовное смятение датчан в послевоен. годы.

Литература: 50 aar i dansk film, Kbh., 1956.

IVENS, JORIS

И`ВЕНС (Ivens) Йорис

(р. 18.11.1898)

нидерл. режиссёр, оператор. В 1927 был одним из основателей "Фильм-лиги" - первого киноклуба Голландии. Работал в области док. кино. Его первые ф. "Мост" (1928), "Дождь" (1929), "Зёйдер-Зе" (1930, звук, вариант ф.- "Новая земля", 1934) отличались поисками спец. кинематографич. средств выразительности, импрессионистич. образностью. Знакомство И. с жизнью сов. людей, творчеством С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, Д. Вертова оказало большое влияние на его иск-во. Образно-публицистич. воплощение жизненного материала выявилось в ф. "Песнь о героях" (1932) о строителях Магнитогорска (с участием сов. кинематографистов, сц. И. С. Склют, оп. А. В. Шеленков). Ф. "Боринаж" (1933, с А. Сторком) о классовой борьбе белы, горняков определил прогрес. направленность творчества И. Снял ф. "Испанская земля" (1937) о героич. борьбе исп. народа с фашизмом (дикторский текст читал Э. Хемингуэй). Борьбе кит. народа против япон. милитаристов посв. ф. "Четыреста миллионов" (1938). В годы 2-й мировой войны с кинематографистами США участвовал в создании ф. "Наш русский фронт" (1941), включившего материалы фронтовых съёмок сов. операторов. О морском конвое, плывущем в Мурманск, рассказывал ф. "Тревога" (1942). Ф. "Индонезия зовёт" показывал солидарность австрал. докеров с индонез. народом. Жизни социалистич. стран - Болгарии, Польши, Чехословакии - посв. ф. "Первые годы" (1947), решённый в публицистич. форме. Неск. док. ф. режиссёр снял о всемирном движении за мир: "Мир победит во всём мире" (1951, с Е. Боссаком) о 2-м Всемирном конгрессе сторонников мира в Варшаве, "Мы за мир!" (1952) о Третьем фестивале молодёжи и студентов в Берлине (с И. А. Пырьевым, пр. Мкф в Карлови-Вари), музыку для к-рого написал Д. Д. Шостакович, стихи - Б. Брехт. За этот ф. и творч. деятельность И. был отмечен Междунар. пр. Мира (1955). В форме поэтич.-док. кино был снят ф. "Сена встречает Париж" (на текст Ж. Преве-ра, 1957, пр. Мкф в Канне). Совм. с Ж. Филипом пост. худож. ф. "Приключения Тиля Уленшпигеля" (по Ш. де Костеру, 1957, ГДР - Франция). В 1960 снял в Республике Мали док. ф. "Завтра в деревне Нангила", в Италии - ф. "Италия - не бедная страна", в 1961 на Кубе - док. ф. "Вооружённый народ" и "Путевой дневник", в 1963 в Чили - поэтич. ф. в жанре лирич. кинорепортажа "Поедем в Вальпараисо". Междунар. Лен. пр. мира (1968). Среди др. ф.: "Мистраль" и "Небо, земля" (1965), "Роттердам - европейский порт" (1966), "17-я параллель" (1968), эпизод в ф. "Далеко от Вьетнама" (1967). В кон. 70-х - нач. 80-х гг. работал в Пекине.

Литература: The camera and I, 2 ed., N. Y., 1974.

Литература: Дробашенко С, Кинореж. Йорис Ивенс, М., 1964.

JACKSON, GLENDA

ДЖЭ`КСОН (Jackson) Гленда

(р. 9.5.1936)

англ. актриса. Окончила Королев, академию драм. иск-ва, играла в Королев. шекспировском т-ре. В кино с 1965. Снималась в ф.: "Марат - Сад" (1967), "Влюблённые женщины" (1970, пр. "Оскар"), "Воскресенье, проклятое воскресенье" (1971), "Тройное эхо" и "Немного шика" (пр. "Оскар", пр. Мкф в Сан-Себастьяне) - оба 1973, "Романтическая англичанка" (1975), "Здоровье" (1980, США), "Возвращение солдата" (1982).

JACOBSSON, ULLA

Я`КОБСОН (Jacobsson) Улла

(23.5.1929 - 22.8.1982)

швед. актриса. Училась в школе при Гор. т-ре в Гётеборге. Впервые снялась в ф. "Море в огне" (1951). Известность получила в роли крестьянской девушки Черстин в ф. "Она танцевала одно лето" (1951, реж. А. Матсон). Играла в ф.: "Карин Монсдоттер" (1953, реж. А. Шёберг), "Улыбки летней ночи" (1955, реж. И. Бергман), "Преступление и наказание" (1956, реж. Ж. Лапмен, Франция). Снималась в реконструкциях классич. швед, немых ф. ("Деньги господина Арне", 1955, "Песнь о багрово-красном цветке", 1956, "Возница", 1958). В дальнейшем работала за рубежом: "Летнее воскресенье" (1961, Италия), "Герои Телемарка" (1965, Великобритания), "Все годы опять" (1967), "Один и в нас двоих" (1974), "Кулачное право свободы" (1975) - все ФРГ, и др. О Актеры заруб. кино, в. 1, М., 1965.

JAKUBOWSKA, WANDA

ЯКУБО`ВСКАЯ (Jakubowska) Ванда

(р. 10.10.1907)

польск. режиссёр, педагог. Чл. ПОРП с 1942. В 1928 - 29 училась в Варшавском ун-те. Одна из организаторов прогрес. об-ва любителей киноиск-ва "Старт" (1930). В 30-е гг. снимала док. ф. Дебют в худож. кино - ф."Над Неманом" (по Э. Ожешко, 1939, с К. Шоловским, на экраны не вышел, негатив погиб во время 2-й мировой войны). Участница антифаш. борьбы, в 1942 - 45 узница Освенцима и Равенсбрюка. После освобождения активная участница строительства социалистич. культуры. В 1948 пост. ф. "Последний этап" (гл. пр. Мкф в Марианске-Лазне). В форме свидетельского показания в ф. содержится страстное обличение нацистских преступлений против человечества. Антифаш. тема - ведущая в творчестве Я. Этой теме поев. ф. "Солдат победы" (1953), "Встречи в темноте" (1960), "Конец нашего света" (1964). Снимает публицистич. ф. о современности ("Современная история", 1960, в сов. прокате "Цена одного преступления"; "Горячая линия", 1965, "150 в час", 1972). С 1950 преподаватель Высш. школы т-ра, кино и ТВ в Лодзи. Пр. Всемирного Совета Мира (1950), Гос. пр. ПНР (1953, 1964).

Др. ф.: "Атлантическая повесть" (1955), "Прощание с дьяволом" (1957), "Король Матиуш I" (1958), "Белая мазурка" (1979, в сов. прокате "Прощальная мазурка").

Литература: Ostatni etap, Warsz., 1955.

JANCSÓ, MIKLÓS

Я`НЧО (Jancsó) Миклош

(р. 27.9.1921)

венг. режиссёр. Нар. арт. ВНР (1980). Окончил ф-ты права и этнографии ун-та г. Клуж (1944). В 1947 - 50 учился в Высш. школе т-ра и кино. С 1951 снимал хроник. сюжеты, док. и на уч.-популяр. ф., преим. на темы, связанные с иск-вом и этнографией: "На окраине города" (1957), "Бессмертие" (1959) и др. Первый худож. ф. "Колокола отправляются в Рим" (1959) обращен к антифаш. теме, взятой в нравств. аспекте. В этом ф., а также в ф. "Развязки и завязки" ("Кантата", 1963) и "Так я пришёл" (1965) подчёркнуто лирическое начало. В ф. "Без надежды" (1966) достаточно чётко определились тематика и стилевое своеобразие искусства Я. Некоторые произведения Я. содержат обобщённые эпизоды прошлого, как бы воссоздающие модель историч. ситуации: "Звёзды и солдаты" (1967, с СССР), "Тишина и крик" (1968). В этих лентах, как и в большинстве последующих, ослаблено значение таких традиц. элементов кинематографич. структуры, как причинно-следственная, "линейная" фабула, диалог, жанровая характеристика персонажей. В то же время пространство и ритм наделены большой драм. активностью. В ряде ф. Я. применил съёмку методом длинных кадров ("планов-эпизодов"), достигая этим обобщённости и универсальности изображения. В 70-е гг. внимание режиссёра и его постоянного сценариста Д. Херна-ди переносится на исследование и описание истоков и форм массовых нар. движений (ф. "Пока народ ещё просит", 1972, пр. Мкф в Канне; "Любовь моя, Электра", 1975; "Венгерская рапсодия", 1979; "Allegro barbaro", 1979, спец. пр. Мкф в Канне). Существенное место в ф. Я. приобретает также символика, идущая от народной поэзии, лирики революционных поэтов Венгрии - Ш. Петёфи, Э. Ади, А. Йожефа, плаката Венг. сов. республики 1919 с его экспрессивным лаконизмом. Я. работает с постоянной творч. группой, в к-рую входят оп. Я. Кен-де, худ. Т. Банович и ряд актёров. С 1971 ставит театр. спектакли. Снимал ф. за рубежом. Гос. пр. им. Кошута (1979), пр. им. Балажа (1965).

Среди др. "р.: к/м "Дворцы Пекина" (1958), "Рассветы и закаты" (1961), "Колесо времени" (1963), "Новое присутствие" (1965); п/м - "Три звезды" (1960, новелла 1-я), "Светлые ветры" и "Сирокко" (ВНР - Франция) - оба 1969, "Агнец божий" и "Пацифистка" (Италия - Франция - ФРГ) - оба 1971, "Техника и ритуал" (1972, Италия), "Рим хочет Цезаря" (1973, Италия), "Частные грехи, публичные добродетели" (1976, Италия - СФРЮ), "Сердце тирана, или Бок-каччо в Венгрии" (1981, ВНР - Италия).

Литература: Vitam et sanguinem, Bdpst, 1978 (с G. Hernadi).

Литература: Gyertyan E., Jancso Miklos, Bdpst, 1975; Buttafava G., Miklos Jancso, Firenze, 1975; Esteve M., Miklos Jancso, P., 1975; Biro Y., Miklos Jancso, P., 1977.

И. И. Рубанова.

JANNINGS, EMIL

Я`ННИНГС (Jannings) Эмиль

(26.7.1884 - 2.1.1950)

нем. актёр. Работал в т-рах Бремена, Лейпцига и др. городов. С 1914 в берлинском Немецком т-ре М. Рейнхардта. В кино с 1914 (ф. "В окопе"). Известность Я. принесли костюмно-историч. ф. реж. Э. Любича и Д. Буховецкого, в к-рых он создал образы Людовика XV ("Мадам Дюбарри", 1919), Генриха VIII ("Анна Болейн", 1920), Дантона ("Дантон", 1921), Петра I ("Пётр Великий", 1923), Нерона ("Камо гря-деши?", 1925) и др. В этих ролях проявились присущие ему темперамент, пристрастие к сочным краскам. В экспрессионистском ф. "Кабинет восковых фигур" (1924, реж. П. Лени) Я. сыграл роль Гарун аль Рашида. Снялся также в ф. "Варьете" (1925, реж. Э. Дюпон). Важной для творчества Я. была работа с реж. Ф. В. Мурнау над ролями Тартюфа ("Тартюф"), Мефистофеля ("Фауст") - обе 1926, и особенно - Старого швейцара ("Последний человек", 1925), в к-рых выявилось стремление актёра к тонкой психологич. детализации, филос. обобщениям. В 1927 - 29 снимался в Голливуде (в т. ч. в картинах "Последний приказ", 1927, "Путь всякой плоти", 1927, за оба ф. пр. "Оскар"). Наиболее значит, роль этого периода - Павел I ("Патриот", 1928). В Германии снялся в ф. "Голубой ангел" (1930, реж. Дж. фон Штернберг), а также в ф. "Властелин" (1938, пр. Мкф в Венеции), "Роберт Кох, победитель смерти" (1939), "Отставка" (1942) и др.

Литература: Theater - Film - das Leben und ich, В., 1952.

Литература: Фефер В., Эмиль Яннингс, М., 1926; Мазинг Б., Эмиль Яннингс, М.- Л., 1928; Biedrzynski R., Emil Jannings, В., 1936.

JARRE, MAURICE

ЖАР (Jarre) Морис

(р. 13.9.1924)

франц. композитор. Ученик Л. Обера и А. Онеггера. В течение мн. лет возглавлял муз. часть т-ра ТНП. В кино с 1952 (док. ф. "Дом Инвалидов"). Написал музыку к ф.: "Головой об стену", "Глаза без лица", "Лоуренс Аравийский" (пр. "Оскар", 1963), "Самый длинный день", "Жюдекс", "Поезд", "Большой приз", "Горит ли Париж?", "Профессионалы", "Ночь генералов", "Гибель богов", "Влияние гамма-лучей на лунные маргаритки", "В натуральную величину", "От имени всех родных..."; док.- "Время гетто", "Умереть в Мадриде" и др. Пр. "Оскар" (1965).

JARVA, RISTO

Я`РВА (Jarva) Ристо

(15.7.1934 - 16.12. 1977)

фин. режиссёр. Представитель фин. "новой волны", авторы к-рой в нач. 60-х гг. обратились к социальной тематике, проблемам молодёжи. Работал как в худож., так и в док. кино. Был удостоен почётного звания "художник-профессор", присуждаемого в Финляндии деятелям иск-ва. Пост. ф.: "Дневник рабочего" (1967), "Бензин в крови" (1970), "Человек, который не мог сказать "нет"" (1975), "Год зайца" (1977) и др.

JAUBERT, MAURICE

ЖОБЕ`Р (Jaubert) Морис

(3.1.1900 - 19.6.1940)

франц. композитор, дирижёр. Окончил консерваторию в Ницце. С 1915 дирижировал оркестрами в к/т. С появлением звук, кино стал разрабатывать теоретич. и практич. проблемы и принципы создания киномузыки, к-рую рассматривал как один из компонентов в целостной системе средств худож. выразительности. Впервые написал музыку для ф. "Красная Шапочка" (1929), затем к картинам реж.: Р. Клера - "Четырнадцатое июля" и "Последний миллиардер"; Ж. Дювивье - "Бальная записная книжка" и "Конец дня"; М. Карне - "Забавная драма", "Северный отель", "Набережная туманов", "День начинается": Ж. Виго - "Ноль за поведение" и "Аталанта" и др. Музыка этих ф., связанная с нар. песенной традицией, динамична и выразительна. Танц. эпизоды нередко становятся у композитора лейтмотивами всего ф. ("Грустный вальс" в ф. "Бальная записная книжка" и др.). Работал в док. кино: "Жизнь реки", "Деревня в Париже" и др.

JEANSON, HENRI

ЖАНСО`Н (Jeanson) Анри

(6.3.1900 - 6.11.1970)

франц. сценарист, драматург, критик. В юности был актёром т-ра. В кино работал с реж.: Ж. Дювивье - "Пепе ле Моко" и "Бальная записная книжка" (1937): М. Карне - "Северный отель" (1938): Кристиан-Жаком - "Фанфан-Тюльпан" (1952), "Нана" (1953), "Пир хищников" (1964) и др. Ж.- мастер диалога, насыщенного остроумными репликами. В 1950 по собств. сц. пост. ф. "Леди Панама". Как сценарист или автор диалогов участвовал в создании ф.: "Дама от "Максима"" (1933), "Мистер Флоу" (1936), "Вход для артистов!" (1938), "Кармен" (1943), "Пышка" (по Г. Мопассану, 1945), "Привидение" (1946), "Проклятые" (1947), "В царстве небесном" (1949), "Потерянные сувениры" (1950), "Мадам Дюбарри" (1954), "Мажордом" (1964) и др.

JEWISON, NORMAN

ДЖУ`ИСОН (Jewison) Норман

(р. 21.7.1926)

амер. режиссёр. Род. в Канаде. С сер. 50-х гг. был актёром, сценаристом, режиссёром на ТВ в Лондоне, Канаде, Нью-Йорке. С 1962 в Голливуде. Начинал как комедиограф ("На сорок фунтов неприятностей", 1962, "Одни волнения", 1963, "Искусство любви", 1965, и др.). В 1967 снял антирасистский детектив "Душной южной ночью" (пр. "Оскар") с С. Пуатье и Р. Стайгером в гл. ролях. Популярностью пользовались антивоен. сатирич. комедия "Русские идут, русские идут" (1966), мьюзикл "Скрипач на крыше" (по Ш. Алейхему, 1970), рок-опера на евангельский сюжет "Иисус Христос Суперзвезда" (1972). Успеху социально-фантастич. ф. "Роллербол" (1974), ф. "F. I. S. Т." (1978) о драм, судьбе профсоюзного лидера, "И правосудие для всех" (1979) о несостоятельности бурж. правосудия способствовало умение режиссёра сочетать занимательность сюжетных коллизий с разоблачит, гражд. пафосом. В 1982 пост. комедию "Лучшие друзья".

JIRES, JAROMIL

И`РЕШ, Йиреш (Jires), Яромил

(р. 10.2.1935)

чехосл. оператор, режиссёр. Окончил ФАМУ в Праге. Дипломные работы - "Зал потерянных шагов" (1958, оп., спец. пр. Мкф в Сан-Себастьяне), "Следы" (1960, реж.). Для программ "Полиэкрана" и "Латерны магики" снял кукольный ф. "Дон Шпагат". В худож. кино дебютировал ф. "Крик" (1963). В 1965 снял лирич. ф. "Романс" (для к/сб "Жемчужинки на дне"), в 1970 - ф. "Валерия и неделя колдовства". Пост. один из лучших ф. 70-х гг. "... и передайте привет ласточкам" (1972, сц. И.). Морально-этич. проблемам современности поев. ф. "Молодой человек и белый кит" (1978), "В поисках дома" (1980). Значит, место в творч. И. занимают ф. об иск-ве: "Il divino boemo" (о чеш. композиторе Й. Мысливечеке), "Мир Альфонса Мухи". В 1982 пост. ф. "Неполное затмение".

JOBERT, MARLEN

ЖОБЕ`Р (Jobert) Марлен

(р. 4.11.1943)

франц. актриса. Училась в Высш. школе иск-в в Дижоне и Парижской консерватории. Снималась в кино как статистка, работала в парижских т-рах и на ТВ. В 1966 сыграла в фильме Ж. Л. Годара "Мужское - женское". Стала одной из популярных франц. актрис 60 - 70-х гг. Снялась в ф.: "Последнее известное место жительства" (1970), "Мы не состаримся вместе" (1972), "Сумасшедшую - убить" (1975), "Война между полицейскими" (1979), "Обнажённая любовь" (1981), "Взлом" (1983).

Среди др. ф.: "Вор", "Астрагал", "Блаженный Александр", "Чудовищная декада", "Супруги второго года революции" (в сов. прокате "Повторный брак"), "Жюльетта и Жюльетта", "Секрет", "Игрушка" (Италия).

JOSEPHSON, ERLAND

Ю`СЕФСОН (Josephson) Эрланд

(р. 15.6.1923)

швед, актёр, режиссёр, сценарист. С 1945 в т-ре (с 1966 директор Королев. т-ра в Стокгольме). В кино с 1946 (ф. "Дождь над нашей любовью", реж. И. Бергман). Снимался в др. фильмах Бергмана: "К радости" (1950), "У истоков жизни" и "Лицо" (1958), "Час волка" (1968), "Страсть" (1969), "Шёпоты и крик" (1972), "Сцены из супружеской жизни" (1974), "Лицом к лицу" (1975), "Осенняя соната" (1978), "Фанни и Александр" (1983). Часто выступает в итал. ф.: "По ту сторону добра и зла" (1977), "Я боюсь" (1977), "Забыть Венецию" (1979), "Дом с жёлтым ковром" (1983). Сценарист ф. "Сад наслаждений" (1961, реж. А. Челлин), "Не говоря уже обо всех этих женщинах" (1964, реж. Бергман). Пост. ф. "Один и один" (1977, с И. Тулин и С. Нюквистом), "Мармеладная война" (1979).

JOUVET, LOUIS

ЖУВЕ` (Jouvet) Луи

(24.12.1887 - 16.8.1951)

франц. актёр, режиссёр. На сцене с 1911. В кино с 1932 (ф. "Топаз"). Будучи одним из крупнейших театр. актёров, Ж. принёс в кинематограф высокую культуру речи, жеста и мимики. Сыграл Капеллана в ф. "Героическая кермесса" (1935, реж. Ж. Фейдер), Барона в ф. "На дне" (1936, реж. Ж. Ренуар), Епископа в ф. "Забавная драма" (1937, реж. М. Карне). Создал драм, характеры в ф. реж. Ж. Дювивье - "Бальная записная книжка" (1937), "Конец дня" и "Призрачная тележка" (1939) и М. Карне "Северный отель" (1938). В годы 2-й мировой войны работал в США и Швейцарии. Последние работы - в ф. "Кнок" и "Любовная история" (1951). С 1934 преподавал в Парижской консерватории, руководил т-ром "Атеней". Пост. ф. "Кнок" (1933).

Др. ф.: "Алиби", "Марсельеза", "Вход для артистов", "Вольпоне", "Шуаны", "Набережная ювелиров", "Между одиннадцатью и полночью", "Возвращение к жизни", "Леди Панама", "Микетта и её мать".

JURGENS, KURD

Ю`РГЕНС (Jurgens) Курд

(13.12.1915 - 18.6.1982)

нем. актёр, режиссёр (ФРГ). В юности был репортёром, учился в школе при студии УФА у В. Форста. Выступал в т-рах Берлина, Мюнхена, Вены. В кино с 1935 ("Императорский вальс"). После 2-й мировой войны работал в Австрии и ФРГ. В ф. "Генерал дьявола" (1955, реж. X. Койтнер, пр. Мкф в Венеции) исполнил роль нем. авиатора Удете, пришедшего к отрицанию и осуждению нацизма. Значит, психологич. образы создал в ф. "Крысы" (1955), "Я и полковник" (1958, США), "Трёхгрошовая опера" (1962), "Конгресс развлекается" (1965). Для Ю. характерны высокая актёрская техника, точный внешний рисунок роли, богатство деталей при нек-ром однообразии персонажей. С нач. 70-х гг. играл гл. обр. в коммерч. ф. США и европ. стран. В 1981 снялся в сов.-франц.-швейц. ф. "Тегеран-43" (реж. А. А. Алов, В. Н. Наумов). Пост. ф.: "Премии для смерти" (1950), "Без тебя будет ночь" (1956), "Ограбление банка на улице Латур" (1961). В 1976 опубликовал мемуары под назв. "... и немного мудрости". Пр. "Золотая лента" за многолетнюю творч. деятельность.

Др. ф.: "И бог создал женщину" и "Таманго" (оба Франция), "Голубой ангел" (США), "Замок в Швеции" (Франция), "Битва за Англию" (Великобритания), "Лорд Джим" (США), "Битва на Неретве" (СФРЮ), "Мягкие постели, жёсткие сражения" (Великобритания), "Патриотка".

JUTZI, PIL

Ю`ТЦИ (Jutzi) Пиль

(22.7.1896 - 1.5.1946)

нем. режиссёр, оператор. В кино с 1919 (детективная драма "Сверкающее ( окно"). Был сорежиссёром ф. "Месть бандитов". Известность приобрёл в кон. 20-х гг. как режиссёр и оператор первого реалистич. ф. из жизни нем. пролетариата "Голод в Вальденбурге" (1928, док.) и с социальной драмы по мотивам рисунков X. Цилле и О. Нагеля "Путешествие матушки Краузе в счастье" (1929, в сов. прокате "Счастье матушки Краузе"). Был одним из основателей фирмы "Прометеус", занимавшейся произ-вом ф., а также прокатом прогрессивных, в частности сов., " картин. Пост. также ф. "Трагедия детей" к (1927). В 1931 пост. ф. "Берлин-Александерплац" (по А. Дёблину), в к-ром к достоверно воссоздал жизнь пролет. Берлина накануне прихода фашистов к власти. В 1932 эмигрировал в Австрию. По с возвращении в Германию, в кон. 30-х гг. работал как оператор и постановщик к/м фильмов.

KACHLIK, ANTONIN

КА`ХЛИК (Kachlik) Антонин

(р. 26.2.1923)

чехосл. режиссёр, сценарист. Засл. арт. ЧССР(1978). Чл. КПЧ. В 1950 окончил ФАМУ в Праге. В 1947 снял к/м ф. "Влтава после войны" (по В. Голану). С 1956 на к/ст "Баррандов". Дебютировал худож. ф. "Июньские дни" (1961). Пост.: муз. комедию "Нас было десять" (по собств. роману, 1963), приключенч. ленту "Смерть за занавесом" (по роману П. Гейцмана "Ангел играет на альте", 1966), ф. "Счастье пришло к ним" (1963), "Тридцать три серебряных перепёлки" (1964), "Я, грустный бог" (1969), киносказку "Принц Баяя" (по Б. Немцовой, 1971), ф. о молодёжи "Мы пропащие девчонки" (1972), "Гонщик идёт на риск" (1973), историч. приключенч. ф. "Преступление в "Голубой звезде"" (1973), а также ф. "Наш старик Йозеф" (1976), "О моравской земле" (1977), "Веселье до утра" (по В. Параке, 1978), "Пожары и пепелища" (1980), "Волшебное приключение" (1983). Важному периоду в истории КПЧ посв. фильм К. "Двадцать девятый" (1974). Преподаёт в ФАМУ. Пред. секции кино, радио, ТВ Союза чехосл. работников т-ра, кино, радио, ТВ. Гос. пр. ЧССР (1975).

KACHYNA, KAREL

КА`ХИНЯ (Kachyna) Карел

(р. 1.5.1924)

чехосл. режиссёр, сценарист, оператор. Засл. арт. ЧССР (1968). В 1951 окончил ФАМУ в Праге. Работал на студии док. ф. и в Чехосл. армейском кино. Снял док. ф.: "Не всегда тучи" (1950), "За радостную жизнь" (1951), "Необычные годы" (1952) и др. Пост. худож. ф. о 2-й мировой войне: "Сегодня вечером всё будет кончено"(1955), "Потерянный след" (1956), "В тот раз на рождество" (1958), "Король Шумавы" (1959), "Дети фронта" (1960), "Цепи" (1961, в сов. прокате "Вилла "Сильва"") и др. Значит, место в его творчестве занимает детская тематика: "Терзания" (1961, в сов. прокате "Чёрный Прим", пр. Мкф в Канне, 1962, и др.), "Головокружение" (1962), "Надежда" (1963), "Высокая стена" (1964), "Я снова прыгаю через лужи" (по А. Маршаллу, 1970, в сов. прокате "Я умею прыгать через лужи", пр. Мкф в Сан-Себастьяне, 1971), "Поезд до станции "Небо " (1972), "Павлинка" (в сов. прокате "Павел и Павлинка") и "Робинзонка" (по М. Майеровой) - оба 1974, "Смерть мухи" (1976), "Русалочка" (по X. К. Андерсену, 1977), "Встреча в июле" и "В ожидании дождя" (1978). К. принадлежит биографич. ф. об А. Дюма "Секрет великого рассказчика" (1971). Пост, т/ф: "Золотые угри" (по О. Павелу, 1979), "Сахарный домик" (по В. Кернеру, 1980). В 1983 пост. ф. "Фанди, о, Фанди!" Гос. пр. ЧССР (1951, 1966).

KAKOGIANNES, MIHALIS

КАКОЯ`НИС (Cacoyannis, Kakogiannes) Михалис

(р. 11.6.1922)

греч. режиссёр, сценарист. Окончил Центр. школу драм. иск-ва в Лондоне. Работал драм, актёром. В 1953 пост. в Греции ф.-комедию "Воскресное пробуждение". В ф. "Стелла" (1955) и "Девушка в чёрном" (1957) показал столкновение мира чистых чувств с мещанством. Известность принёс ему ф. "Электра" (по Еврипиду, 1962, пр. Мкф в Канне). В ф. "Грек Зорба" (по Н. Казандзакису, 1964, Великобритания) противопоставил жестокости и бессердечию человечность и доброту. В период воен. диктатуры жил в др. странах. В США пост. ф. "День, когда всплыла рыба" (1967). В док. п/м ф. "Аттила-74" (1975) рассказал о трагедии кипрского народа. Профессионализм К. проявился в экранизациях трагедий Еврипида "Троянки" (1971, Великобритания) и "Ифигения" (1977, Греция). Автор сц. своих фильмов.

KALLAI, FERENZ

КА`ЛЛАИ (Kallai) Ференц

(р. 4.10.1925)

венг. актёр. Засл. арт. ВНР (1970). Учился в Высш. школе т-ра и кино. С 1948 один из ведущих актёров Нац. т-ра в Будапеште. В кино с 1943. Сыграл много характерных и комедийных ролей. Богатство жизненных наблюдений, мастерство психология, подтекста, юмор, виртуозная техника характеризуют киноработы К. Среди них - в ф. "Не тронь мою бороду" (1975), "Рояль в воздухе" и "Красавцы и сумасброды" (1976). В 1980 снялся в ф. "Языческая мадонна". Преподаёт в Высш. школе т-ра и кино. Гос. пр. им. Кошута (1973), пр. им. Ясаи (1974).

Среди др. ф.: "Белый поезд", "Соляной столб", "Чутак и серая лошадь", "Фальшивая Изабелла", "Лабиринт", "Страх", "Дерине, где вы?".

KARABASZ, KAZIMIERZ

КАРА`БАШ (Karabasz) Казимеж

(р. 6.5.1930)

польск. режиссёр. С 1955, по окончании Высш. школы т-ра и кино в Лодзи, на Студии док. ф. в Варшаве. Пост. св. 20 док. ф., в к-рых соединяются пристальное наблюдение жизни и публицистика, лиризм и исследование. Среди работ: "Когда дьявол желает спокойной ночи" (1956, с В. Шлесицким), "Люди в пути" (пр. Мкф в Венеции, 1961) и "Музыканты" (пр. Мкф в Венеции, Лейпциге, Оберхаузене, 1961, и др. пр.) - оба 1960, "Первый шаг" (1962, пр. Мкф в Лейпциге, и др. пр.), "Рождённые в 1944 году" (1965), "Год Франека В." (1967), "Суббота Гражины А. и Ежи Т." (1969, пр. Мкф в Оберхаузене, 1970), "Точка зрения" (1974), "Диалог" (1979), "Испытание материи" (1981). Ставит худож. фильмы. Гос. пр. ПНР (1964).

KARINA, ANNA

КАРИ`НА (Karina) Анна (наст. имя и фам. Ханне Карин Байер, Bayer)

(р. 22.9.1940)

франц. актриса. По нац. датчанка. Снималась в к/м и рекламных фильмах. В кино с 1957 (ф. "Девушка с туфлями", Дания). Во Франции снялась в ф. "Маленький солдат" (1960, реж. Ж. Л. Годар, выпуск на экран 1963) и сразу же привлекла внимание критики. Широкую известность получила в ф. "Сегодня вечером или никогда" (1960, реж. М. Девиль). Наиболее значит, роли сыграла в ф. своего мужа реж. Годара "Женщина есть женщина" (1961, пр. Мкф в Зап. Берлине), "Жить своей жизнью" (1962), "Отдельная банда" (1964), "Аль-фавиль" и "Безумный Пьеро" (1965), "Сделано в США" (1967), а также в ф. "Солдатские девки" (1965, реж. В. Дзурлини, в сов. прокате "Они шли за солдатами", Италия - СФРЮ), "Посторонний" (1967, реж. Л. Висконти, Италия), "Свидание в Бре" (1971, реж. А. Дельво, Бельгия), "Китайская рулетка" (1977, реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ). В игре К. сочетает открытость эмоций с известным рационализмом и холодноватостью.

В 1963 с большим успехом исполнила гл. роль в спектакле "Монахиня" (по Д. Дидро), пост. реж. Ж. Риветом в Т-ре Елисейских полей, а в 1966 - в ф. "Сюзанна Симонен, монахиня Дени Дидро", снятом Риветом на основе этого спектакля. В 1973 пост. ф. "Жить вдвоём". В 1978 снялась в венг. ф. "Почти как дома" (реж. М. Месарош). В 1983 снялась в ф. "Друг Венсана".

Др. ф.: "Четыре истины", "Шехеразада", "Карусель", "О любви", "Самая старая профессия в мире", "Жюстина" (США), "Михаэль Кольхаас, мятежник" (ФРГ), "Смех в темноте" (Великобритания), "Хлеб и шоколад" (ВНР), "Носок с подарками".

KARLOFF, BORIS

КА`РЛОФ (Karloff) Борис (наст. имя и фам. Уильям Генри (по др. данным, Чарлз Эдуард) Пратт, Pratt)

(23.11.1887 - 2.2.1969)

англо-амер. актёр. С 1912 работал в т-ре. С 1916 сыграл более 60 эпизодич. ролей в кино, прежде чем в 1931 прославился в роли Чудовища в ф. "Франкенштейн" и затем "Невеста Франкенштейна" (1935) и "Сын Франкенштейна" (1939). В дальнейшем снимался во мн. приключенч. ф. и "фильмах ужасов", как правило, в однотипных ролях злодеев. Создавал и психологически разработанные образы в ф. "Потерянный патруль" (1934, реж. Дж. Форд), "Незавоё-ванный" (1947), в реж. дебюте П. Богдановича "Мишени" (1968).

Литература: Underwood P., Horror man. The life of Boris Karloff, L., 1972; Jensen P. M., Boris Karloff and his films, South Brunswick - N. Y., 1974.

KAST, PIER

КАСТ (Kast) Пьер

(22.12.1920 - 20.10.1984)

франц. критик, сценарист, режиссёр. Участник антифаш. борьбы. Сотрудник ж. "Cahiers du cinema". Был ассист. реж. Ж. Гремийона, Р. Клемана, Ж. Ренуара, П. Стёрджеса. Пост. неск. к/м фильмов. Среди них "Прелести существования" (1949, с Гремийоном, гл. пр. Мкф в Венеции, 1950), в к-ром К. использовал полотна салонной живописи для сатирич. изображения жизни франц. буржуазии сер. 19 в. На материале живописи построены также ф. "Бедствия войны" (по циклу офортов Ф. Гойи, 1950, с Гремийоном) и "Женщины Лувра" (1951). Первый игровой п/м фильм К.- "Карманная любовь" (1957). Последующие его ф. посв. теме любви в совр. обществе, они построены в форме киноэссе, где логич. умозаключения превалируют над образным изложением: "Прекрасный возраст" (1960), "Глухая пора любви" (1961), "Каникулы в Португалии" (1963), "Песчинка" (1965), "Солнца острова Пасхи" (1972, Бразилия - Чили - Франция), "Животное, наделённое неразумием" (1976), "Лента Мёбиуса" (1977), "Солнце в лицо" (1980), чПовстанка" (1982). К. принадлежат док. ф. об Индии, Пакистане, Японии, Бразилии.

KAUFMAN, BORIS

КА`УФМАН (Kaufman) Борис

(1906 - 24.6.1980)

амер. оператор. Брат Д. Вертова и М. А. Кауфмана. Учился в Сорбонне в Париже. Был оператором картин франц. реж. Ж. Виго "По поводу Ниццы" (1929), "Тарис" (1931), "Ноль за поведение" (1933) и "Аталанта" (1934). С 1934 в Канаде, с 1942 в США, в 1943 - 1945 снимал док. ф. о воен. действиях в Европе. В сотрудничестве с амер. реж. С. Люметом снял ф. "12 разгневанных мужчин" (1957), "Женщина такого рода" и "Из породы беглецов" (1960), "Долгое путешествие дня в ночь" (1962), "Ростовщик" (1964), "Группа" (1966), "Пока, храбрец" (1967). Снял также ф.: "В порту" (1954), "Куколка" ("Бэби Дол л", 1956) и "Великолепие в траве" (1961) - все реж. Э. Казана, "Мир Генри Ориента" (1964, реж. Дж. Р. Хилл), "Братство" (1968, реж. М. Ритт), "Скажи, что ты любишь меня, Джуни Мун" (1970, реж. О. Преминджер).

KAUTNER, HELMUT

КО`ЙТНЕР (Kautner) Хельмут

(25.3.1908 - 20.4.1980)

нем. режиссёр, драматург (ФРГ). Работал в мюнхенском кабаре "Четверо глашатаев", а также в т-рах Лейпцига и Берлина. Первый ф.- "Китти и международная конференция" (1939) - политич. комедия, запрещённая в фаш. Германии. В 1943 пост. драму "Романс в миноре" (по Г. Мопассану), в 1944 - ф. "Улица Большая свобода, № 7" о жизни большого портового города. В 1947 снял ф. "В те дни", в котором раскрыл трагедию немецкого народа, обманутого фашизмом, в 1953 - ф. "Последний мост" (Австрия - СФРЮ, пр. Мкф в Карлови-Вари и Федеральная пр., 1954) о Движении Сопротивления в Югославии в годы 2-й мировой войны. В 1955 пост, картину "Генерал дьявола" о нем. авиаторе Э. Удете, покончившем жизнь самоубийством после того, как понял, куда ведёт его страну фашизм; в 1956 - комедию "Капитан из Кёпеника" (по К. Цукмайеру, в сов. прокате "Сила мундира", Федеральная пр., 1957) - острую сатиру на прусскую военщину; в 1959 - осовремененную версию "Гамлета" - "Остальное - молчание" и комедию "Седанский гусь" из времён франко-прусской войны. С 1965 работал гл. обр. на ТВ.

Др. ф.: "Чёрный гравий" (1960), "Рыжая" (по А. Андершу, 1962), "Рассказы о малышах" (1964); т/ф - "Сфабрикованная богиня" (1971), "Прусское замужество" (1974).

KAWALEROWICZ, JERZY

КАВАЛЕРО`ВИЧ (Kawalerowicz) Ежи

(р. 19.1.1922)

польск. режиссёр. Чл. ПОРП. Учился в Академии изобразит, иск-в (1945 - 48) и на кинокурсах (1946) в Кракове. В 1947 - 51 ассист. режиссёра и 2-й режиссёр. В 1952 пост. ф. "Община" (с К. Сумерским) об аграрной реформе после 2-й мировой войны. В этом ф. впервые в польск. кино осн. роли исполняли непроф. актёры. Дилогия "Целлюлоза" (в сов. прокате "Дороги жизни") и "Под фригийской звездой" (пр. Мкф в Карлови-Вари) - оба ф. по И. Неверли, 1954, давала широкую реалистич. картину жизни Польши 20 - 30-х гг., углублённый анализ социально-политич. развития страны, представленный в движении образ героя, к-рый из тёмного деревенского паренька вырастает в активного коммуниста. Ф. "Тень" (1956, в сов. прокате "Кто он?") и "Настоящий конец большой войны" (1957, в сов. прокате "Этого нельзя забыть") обращены к теме 2-й мировой войны. Последней картиной К. начал серию психологич. ф., в к-рую также входят "Поезд" (1959, пр. Мкф в Венеции, в сов. прокате "Загадочный пассажир"), "Игра" (1969), "Маддалена" (1970, Италия - Югославия), "Встреча в Атлантике" (1980). Проблема гуманизма в сто религ.-филос. аспекте поднята в ф. "Мать Иоанна от ангелов" (по Я. Ивашкевичу, 1961, пр. Мкф в Канне). В 1966 экранизировал роман Б. Пруса "Фараон". Ф. "Смерть президента" (1977, спец. пр. Мкф в Зап. Берлине, 1978) - реконструкция событий конца 1922. К.- соавтор сц. всех своих фильмов. В 1966 - 78 пред. Союза польск. кинематографистов. Гос. пр. ПНР (1955, 1966) юбил. почётный приз на Мкф в Москве (1979).

KAZAN, ELIA

КА`ЗА`Н (Kazan) Элиа (наст. фам. Казанжоглу, Kazanjoglou) Элиа

(р. 7.9. 1909)

амер. режиссёр, писатель. Род. в Константинополе. По нац. грек. В 1913 с родителями эмигрировал р США. Учился в театр, школе Йельского ун-та. С 1932 актёр, с 1934 режиссёр "Груп-тиэтр". В 40-е гг. ставил пьесы Т. Уильямса, А. Миллера, Т. Уайлдера. Был в числе создателей Актёрской студии (1947), обучение в крой велось на основе принципов системы К. С. Станиславского. Среди воспитанников студии, впоследствии снимавшихся в фильмах К., были М. Брандо, Р. Стайгер, Дж. Дин, Н. Вуд и др. Интерес к кино возник у К. ещё в 30-е гг., когда он сыграл в к/м фильме Р. Стейнера "Пирог в небе" (1934) и пост. док. к/м ф. о шахтёрах "Люди Камберленда" (1937). В 1945 К. с успехом дебютировал в игровом кино ф. "Дерево растёт в Бруклине" о жизни обитателей нью-йоркских трущоб. Начиная с первого фильма К. почти все свои работы поев, острым и сложным проблемам совр. амер. общества. Тема ф. "Бумеранг" (1947) - связь преступности с политич. борьбой в США, ф. "Джентльменское соглашение" (1947, пр. "Оскар") - антисемитизм, ф. "Пинки" (1949) - расовые предубеждения, ф. "Паника на улицах" (1950, пр. Мкф в Венеции) - гор. преступность. С разгулом маккартизма в стране К. отходит от актуальной совр. проблематики, экранизируя пьесу Уильямса "Трамвай "Желание"" (1951, пр. Мкф в Венеции). В 1952 пост. ф. о предводителе мекс. революции "Да здравствует Сапата!" (сц. Дж. Стейнбек).

В 1952 К. был вызван в Комиссию по расследованию антиамер. деятельности, пошёл на сотрудничество с ней. Это позволило ему избежать тюремного заключения, но привело к глубокому идейному и нравственному кризису. Ф. "В порту" (1954, пр. Мкф в Венеции, пр. "Оскар") о борьбе против гангстеризации профсоюзов фактически имел антипрофсоюзную направленность. Во 2-й пол. 50-х гг. он вновь, как и в первые послевоен. годы, продемонстрировал чуткость к новым веяниям в амер. обществе, первым давая им экр. воплощение. В ф. "К востоку от рая" (по Стейнбеку, 1955, пр. Мкф в Канне) был показан конфликт поколений; в гл. роли выступил Дж. Дин, воплотивший бунтарские настроения амер. молодёжи. В ф. "Лицо в толпе" (1957) была дана критика средств массовой коммуникации в амер. обществе. В 60-е гг. пост. по собств. романам дилогию "Америка, Америка" (1963, пр. Мкф в Сан-Себастьяне, 1964) и "Сделка" (1969), полную автобиографич. аллюзий. В "Сделке" К. дал откровенный и самокритичный анализ тех потерь, к-рые несёт человек из-за компромиссов в жизни и творчестве. В 1972 пост. ф. "Посетители" по сц. своего сына Криса Казана (на 16-мм плёнке), рассказывавший о моральном растлении амер. молодёжи, участвовавшей в войне во Вьетнаме, и в 1976 экранизировал роман Ф. С. Фицджеральда "Последний магнат".

Др. ф.: "Море травы" (1946), "Человек на проволоке" (1953, пр. Мкф в Зап. Берлине), "Куколка" (сц. Т. Уильяме, 1956), Дикая река" (1960), "Великолепие в траве" (1961).

Литература: America, America, N. Y., 1962; The arrangement, N. Y., 1967; The assasins, N. Y., 1972; The understudy, N. Y., 1975.

Литература: Березницкий Я., Как создать самого себя, М., 1976; Tailleur R., Elia Kazan, P., 1971; Ciment M., Kazan on Kazan, L., 1973. А. И. Рейтблат.

KEATON, BASTER

КИ`ТОН (Keaton) Бестер (наст. имя Джозеф Фрэнсис)

(4.10.1896, по др. данным, 1895 - 1.2.1966)

амер. актёр. С трёх лет участвовал с родителями в эстрадном номере "Трое Китон". В 1917 по приглашению известного комика Р. Арбэкля (Фатти) дебютировал в кино ("Мальчик из мясной лавки"). Снимался в к/м кинокомедиях с участием Фатти и О. Сент-Джона. К. был сценаристом и режиссёром нек-рых своих картин. Огромный успех ф. с его участием, как правило, основан на комич. несоответствии неподвижной, бесстрастной маски человека, "к-рый никогда не смеётся", стремительно изменяющимся комич. и драм, ситуациям. Отличный спортсмен, прошедший школу акробатики, К. непринуждённо исполнял самые невероятные трюки, вносил в лихорадочный ритм комедии смысл и содержание, показывая одиночество и незащищённость своего героя во враждебном ему мире. Картины К. проникнуты горькой и тонкой иронией. Его ф. "Три эпохи" (1923) - пародия на ф. "Нетерпимость" Д. У. Гриффита; в ф. "Наше гостеприимство" (1923) К. высмеивал мелодрамы, воспевающие "доброе старое время"; в "Шерлоке младшем" (1924) - детективные ф. и штампы массовой продукции; в ф. "Генерал" (1926) - псевдоисторич. "боевики" о войне между Севером и Югом США. Интеллектуальный юмор, смешные, неожиданные ассоциации, умение найти комизм в простых, казалось бы несмешных ситуациях, свежесть приёмов выдвинули К. в ряды наиболее значительных актёров и режиссёров кинокомедии 20-х гг. С появлением звука в кино начался длит. кризис в творчестве К., не сумевшего добиться новых успехов. В 30-е - 1-й пол. 40-х гг. К. снялся в ряде картин в США, Франции, однако эти ф. были значительно слабее его работ 20-х гг. Из-за тяжёлой болезни К. был вынужден отказаться от работы в качестве актёра и появился снова на экране лишь в нач. 50-х гг.- эпизодич. роли в ф. "Сан-сет Бульвар" (1950, реж. Б. Уайлдер), "Огни рампы" (1952, реж. Ч. Чаплин), "Вокруг света в 80 дней" (1956). Картина "История Бестера Китона" (1957), постановку которой он консультировал, помогла ему вновь вернуться к активной творч. деятельности. В 60-х гг. К. снялся в фильме "Это безумный, безумный, безумный, безумный мир" (1963, реж. С. Крамер), "Вечеринка в пижаме" (1964), "Путевой обходчик" (1965), в к/м ленте "Фильм" (1965, единств, исполнитель), в роли Эррония в комедии Р. Лестера "Смешное происшествие на пути к форуму" (1966). В 1959 получил спец. пр. "Оскар".

Литература: My wonderful world of slapstick, L., 1967 (с С Samuels). (Гехт С), Бестер Китон, 2 изд., М., 1926; Калужинский 3., Бастер Китон, в сб.: Комики мирового экрана, М., 1966; Blesh R., Keaton, L., 1967; Robinson D., Buster Keaton, 2 ed., L., 1970; Denis M., Buster Keaton, 1895- 1966, (P., 1971); Coursodon J. P., Buster Keaton, P., 1973; Wead G., Leilis G., The film career of Buster Keaton, Boston, 1977; Dardis Т., Keaton. The man who wouldn't lie down, N. Y., 1979.

KEATON, DIANA

КИ`ТОН (Keaton) Диана (наст. фам. Холл, Hall)

(p. 5.1.1946)

амер. актриса. Училась в драм, школе в Нью-Йорке. На сцене с 1968. В кино с 1970. Сыграла драм, роль Кэй - невесты, а потом жены Майкла в фильмах Ф. Ф. Копполы "Крёстный отец" (1972) и "Крёстный отец, II" (1974). Приобрела популярность преим. в фильмах В. Аллена 2-й пол. 70-х гг.: "Энни Холл" (пр. "Оскар", 1977), "Интерьеры", "Манхэттен", в к-рых играла роли совр. молодой американки, стремящейся к интеллектуальной свободе и самостоятельности, но при этом не лишённой сентиментальности. В 1981 снялась в ф. "Красные" (реж. У. Битти).

Др. ф.: "Гарри и Уолтер следуют в Нью-Йорк", "В поисках мистера Гудбара", "Заснувший", "Любовь и смерть", "Сияние", "Пойти на обман".

KELETI, MARTON

КЕ`ЛЕТИ (Keleti) Мартон

(27.4.1905 - 20.6.1973)

венг. режиссёр. Нар. арт. ВНР (1965). В 30-е гг. ассистент реж. П. Фейоша и Л. Вайды. В 1937 пост. ф. "Невеста из Тороцко". Один из ведущих деятелей венг. кино, К. ставил социальные драмы ("Вчера", 1959), историч. ф. ("Эркель", 1952, в сов. прокате "Венгерские мелодии"), экранизации ("Странный брак" по К. Миксату, 1951), муз. ленты ("Мишка-аристократ", 1949, "С песней по жизни", 1950). Наибольший успех имели комедии "Младший сержант и другие" (1965) - фарс на материале 2-й мировой войны и "История моей глупости" (1966). С 1950 преподавал в Высш. школе т-ра и кино. Гос. пр. им. Кошута (1951, 1953, 1954).

Среди др. ф.: "Трудно быть отцом" (1938), "Учительница" (1945), "Осада Бестерце" (1948), "Яника" (1949), "Новички на стадионе" (1951), "С юным сердцем" (1953), "Выше голову" (1954, в сов. прокате "Судьба клоуна"), "Два признания" (1957), "Граница в нескольких шагах" (1959), "Рассвет" (1960), "Ружья и голуби" (1961), "Дождливое воскресенье" (1962), "Переменная облачность" (1966), "Этюд о женщинах" (1967), "История и частная жизнь" (1969, r сов. прокате "Рыцари "Золотой перчатки""), "Грёзы любви" ("Ференц Лист", 1970, с СССР), "У меня было 32 имени" (1972), "Палко Чином" (1973, закончен Д. Месарошем, в сов. прокате "Орлиные перья").

KELLER, INGE

КЕ`ЛЛЕР (Keller) Инге

(р. 15.12.1923)

нем. актриса (ГДР). Училась в актёрской школе. На сцене с 1942, с 1950 в Немецком т-ре в Берлине. В кино с 1948 ("Квартет впятером"). Снималась в ф.: "Совет богов" (1951), "Жизнь начинается" (1960), "Сегодня и в час моей смерти" (1963), "Туманная ночь" (1969), "На пути к Ленину" (1970, СССР), "Невеста" (1980, в сов. прокате "Дом с тяжёлыми воротами"), "Женщины - врачи" (1984); в т/ф: "Совесть пробуждается" (1961), "Волк среди волков" (1965), "Маленький человек - что же дальше'" (1967), "Каждый умирает в одиночку" (1970), "Братья Лаутензак" (1973) и др. Нац. пр. ГДР (1961, 1977).

KELLY. GENE

КЕ`ЛЛИ (Kelly) Джин (наст. имя Юджин Кёрран)

(р. 23.8.1912)

амер. актёр, режиссёр, хореограф. В 1933 окончил Питсбургский ун-т. В кон. 30-х гг. открыл частную школу танца, выступал в спектаклях разл. трупп. В кино с 1942 ("Для меня и моей девушки"). Снялся в ф.: "Лотарингский крест", "Фотомодель", "Рождественские каникулы", "Поднять якоря!". Пост. неск. ф. с С. Доненом: "Увольнение в город" (по мьюзиклу Л. Бернстайна, 1949), "Пение под дождём" (1952), "Всегда прекрасная погода" (1955). В этих и др. поставленных им фильмах К. был хореографом и часто исполнял ведущие роли как певец и танцовщик. К.- крупный представитель жанра мьюзикла в американском кино. Снялся в фильме реж.: В. Миннелли - "Американец в Париже" (1951), "Зигфелд-фоллиз" (1946), "Пират" (1948, пр. "Оскар"), "Бригадун" (по мьюзиклу Ф. Лоу, 1954) - также хореограф двух последних ф.; Дж. Кьюкора - "Герлс" (1957), "Давайте займёмся любовью" (1960); Ж. Деми-"Девушки из Рошфора" (1967), и др. Сыграл драм, роли в ф. "Пожнёшь бурю" (1960, реж. С. Крамер) и "Каким путём идти" (1964, пр. Мкф в Локарно). В 1976 пост. ф. "Вот это развлечение № 2, в к-рый вошли фрагменты из ранних музыкальных лент с участием Ф. Астера и К. В 1980 снялся в ф. "Ксанаду". Спец. пр. "Оскар" (1951).

Др. ф.: реж.- "Приглашение к танцу" (гл. пр. Мкф в Зап. Берлине) и "Счастливая дорога" (1956), "Туннель любви" (1958), "Жи-го" (1962), "Пособие для женатого мужчины" (1967), "Хэлло, Долли!" (по мьюзиклу Дж. Хермена, 1968), "Общественный клубчейеннов" (1969).

KENDE, JANUSZ

КЕ`НДЕ (Kende) Янош

(р. 22.9.1941)

венг. оператор. В 1965 окончил Высш. школу т-ра и кино. Дебютировал в к/м ф. реж. М. Янчо "Присутствие" (1965), с 1968 постоянно работает с ним. Часто снимает ф. также с реж. М. Месарош, Ж. Кезди-Ковачем и др. Среди работ К.- пластически акцентированные, своеобразные по колориту произв. т. н. живописной манеры и аскетичные по выразительным средствам, предметно-конкретные, полудокументальные по изображению фильмы. Пр. им. Балажа (1975).

Др. ф.: "Тишина и крик" и "Лунная ночь" (1968), "Сирокко" (1969, с Францией), "Умеренный пояс", "Агнец божий" и "Не плачьте, девушки" (1970), "Техника и ритуал" (1971, Италия), "Пока народ ещё просит" и "Поездки с Якобом" (1972), "Петёфи-73" и "Рим хочет Цезаря" (Италия) - оба 1973, "Гайдук", "Язык жестов" (в сов. прокате "Исцеление") и "Любовь моя Электра" (1974), "Когда придёт Йожеф", "Ожидание", "Частные грехи, публичные добродетели" (Австрия - СФРЮ - Италия) - все 1975, "9 месяцев" и "Лабиринт" (1976), "Псевдоним: Лукач" (сов.-венг.) и "Они вдвоём" (1977), "Один и один" (1978), "Венгерская рапсодия" и "Allegro barbaro" (1979), "Корчма "К вечному свету"" (1982).

KING, HENRY

КИНГ (King) Генри

(24.1.1892, по др. данным, 1888 - 29.6.1982)

амер. режиссер. Выступал как актёр в кабаре, цирке, т-ре. В кино с 1912. Играл небольшие роли, был ассист. режиссёра. С 1915 режиссёр ("Немезиды"). В 1921 пост, картину "Кроткий Дэвид" (в сов. прокате "Нападение на Виргинскую почту"), где реалистически показал американскую провинцию. Умение выстраивать занимательное зрелище, точно рисовать бытовую среду героев и работать с актёрами позволили К. стать профессионалом, не претендующим на обновление киноязыка, но способным быстро и хорошо делать картины в разл. жанрах. Снимая "звёзд" немого кино Р. Бартелмеса, Л. Гиш, Р. Колмена, А. Терри и др., К. умело использовал их внешние данные и исполнительские возможности в мелодраме, историч. ф., религ. драме ("День седьмой", 1922, "Белая сестра", 1923, "Ромола", 1924, и др.). С трудом приспособившись к эстетике звук, кино и сделав неск. картин в подражание чужим образцам ("Городская ярмарка", 1933, "Сельский врач", 1935, "Рамона", 1936, и др.), К. снова обрёл себя в историч. и историко-биографич. жанрах, воспроизведя на экране в значит. мере условный, но эффектный и декоративный образ ушедшего времени ("Ллойды из Лондона", 1936, "В старом Чикаго", 1938, "Стэнли и Ливингстон", 1939, "Маленький старый Нью-Йорк", 1940, "Вильсон", 1944, и др.). Снимал также мелодрамы ("Седьмое небо", 1937, "Запомни этот день", 1941), муз. ф. ("Рэгтайм Бэнд Александера" 1938), вестерны ("Джесси Джеймс", 1939), приключенч. картины ("Чёрный лебедь", 1942), религ. драмы ("Песнь о Бернадетте", 1943). Многие фильмы К. пользовались большим коммерческим успехом. Последний ф. снял в 1961 - "Ночь нежна" по Ф. С. Фицджеральду.

Среди др. ф.: Шрямо над головой" (1949), "Стрелок" (1950), "Снега Килиманджаро" (по Э. Хемингуэю, 1952), "Карусель" (по пьесе Ф. Мольнара "Лилиом", 1956). "Солнце ещё всходит" (по Хемингуэю, 1957).

В. Ю. Дмитриев.

KINGSLEY, BEN

КИ`НГСЛИ (Kingsley) Бен (наст. имя и фам. Кришна Бханджи, Bhanji)

(р. 31.12.1943)

англ. актёр. С 1967 в труппе Королевского шекспировского т-ра. После дебюта в кино в ф. "Ключ - страх" (1973) продолжал работу в т-ре и на ТВ. Широкое признание принесло К. исполнение заглавной роли в ф. "Ганди" (1982, пр. "Оскар"). Глубокое уважение к своему герою, сочетание внутр. напряжённости и страстности с выверенной скупостью выразит. средств позволили актёру передать характер и духовную эволюцию вождя инд. народа на разных этапах его жизненного пути.

Предыдущая страница Следующая страница