Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 13, "KIN"-"LAN")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 13, "KIN"-"LAN")

KINSKI, KLAUS

КИНСКИЙ (Kinski) Клаус

(р. 18.10.1926)

(наст. имя и фам. Клаус-Гюнтер Накшинский, Nakszynski)

нем. актёр (ФРГ). В кино с 1947 (ф. 'Моритури'). С сер. 50-х гг. работает и в т-ре. Активно снимается с кон. 50-х гг., исполняя гл. обр. роли в авантюрно-приключенч. и фантастич. ф.: 'Стамбул-65' (1965, Испания - ФРГ),'За несколько лишних долларов' (1965) и 'Кто знает?' (1966, в сов. прокате 'Золотая пуля') - оба Италия, 'Незаконнорождённый' (1969), 'Ночью, когда просыпается Дракула' (1970), 'Сатана мести' (1971), 'Сеть' (1976), 'Джек-потрошитель' (1976, Великобритания). Наиболее значит, роли сыграл в ф. реж. В. Херцога: 'Агирре - гнев божий' (1972), 'Носферату - призрак ночи' и 'Войцек' (1978), 'Фицкарральдо' (1981). Снялся в ф. 'Женщина-ребёнок' (Франция) и 'Любовь и деньги' (США) - оба 1980. Творч. манеру К. характеризует подчёркнутая эмоциональность, склонность к акцентированию психопатологич. моментов.

Литература: Sabatier J. M., Kinski, Munch., 1979.

KIRSTEN, RALF

КИ`РСТЕН (Kirsten) Ральф

(р. 30.5.1930)

нем. режиссёр (ГДР). Учился в Берлинском ун-те, в театр. ин-те в Веймаре и в ФАМУ в Праге. Был ассистентом режиссёра З. Дудова, сорежиссёром (с В. Якубовской) польско-немецкого ф. "Встречи во мраке" (1960). Его первый ф. - "Беренбургские россказни" (1957 дипломная работа). С 1960 на к/ст ДЕФА. Нац. пр. ГДР (1984).

Среди ф.: "Баллада каменного века" (1961), "На солнечной стороне" (1962), "Хро" ника одного лета" (1963), "За мной, канальи!" (1964), "Потерянный ангел" (1971), "Под грушевым деревом" (1973, в сов. прокате "Виноваты туманы"), "Пирамида для меня" (1975), "Я заставлю тебя жить" (1978), "Весельчаки не плачут" (1979).

KISS, MANYI

КИШШ (Kiss) Маньи

(12.3.1911 - 12.3.1971)

венг. актриса. Нар. арт. ВНР (1964). Играла на сценах мн. венг. т-ров. Впервые снялась в ф. "Кафе "Москва"" (1936). Исполняла (до 1945) преим. второплановые комич. роли, часто выступая партнёршей К. Латабара. Позднее создала драм. образы в ф. реж. Ф. Бана ("Боевое крещение", 1952), К. Макка ("39-я бригада", 1959), 3. Фабри ("Буря", 1952, "Карусель", 1955, "Господин учитель Ганибал", 1956). Лучшая работа К.- роль старой крестьянки тётушки Лины в ф. "Как бегут деревья" (1966, реж. П. Зольнаи). К. сыграла в кино ок. 100 ролей. Гос. пр. им. Кошута (1957), пр. им. Ясаи (1954).

Среди др. ф.: "Вики", "Да или нет?", "Кивер и шляпа", "Ярмарка невест", "Учительница", "Мати Лудаш" (в сов. прокате "Случай на ярмарке"), "Выше голову" (в сов. прокате "Судьба клоуна"), "Приключение в Герольштейне", "Легенда городской окраины", "Железный цветок", "Вчера", "Три звезды", "За супружество - тройка", "Диалог", "Лебединая песня", "Жажда", "Янош Хари", "Фиговый листок", "История моей глупости", "Остров среди суши" (в сов. прокате "Дама из Константинополя"), "Самозванцы" (в сов. прокате "Короли, регенты и шуты"), "Лицо".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 11, М., 1977.

KLERING, HANS

КЛЕ`РИНГ (Klering) Ханс

(р. 8.11.1906)

нем. актёр (ГДР). Был участником самодеятельных театральных коллективов организации "Междунар. помощь рабочим" и агитпропгрупп компартии. В 1931 - 45 жил в СССР, работал в Т-ре рабочей молодёжи в Москве, затем в т-ре на нем. яз. (рук. Э. Пискатор и Г. Вангенхайм). В кино с 1933 (немецкий солдат Мюллер 3-й в ф. "Окраина", реж. Б. В. Барнет). Снимался в сов. ф.: "Королевские матросы" (1934), "Год девятнадцатый" (1938), "Щорс" (1939), "Богдан Хмельницкий" (1941) и др. В 1943 сыграл роль жестокого и трусливого нем. коменданта Вернера в ф. "Радуга" (реж. М. С. Донской). В 1945 вернулся в Германию. Был одним из организаторов и руководителей к/ст ДЕФА. Снялся гл. обр. в эпизодич. характерных ролях во мн. ф.: "Пестроклетчатые", "Эрнст Тельман - сын своего класса", "Карола Ламберти - циркачка", "Дворцы и хижины", "Сейлемские колдуньи", "Тайник на Эльбе", "Хроника одного убийства", "Жена Лота", "Антон-волшебник", "Брат палача", "Мельница Левина", "Долгий путь в школу" и др.

KLOS, ELMAR

КЛОС (Klos) Эльмар

(р. 26.1.1910)

чехосл. режиссёр, сценарист. Нар. арт. ЧССР (1968). В 1932 снялся в фильме В. Ванчуры "Перед экзаменами на аттестат зрелости". Организовал киноотдел при з-дах Бати в Злине (ныне Готвальдов); сценарист и режиссёр более чем 60 док. фильмов. Был одним из постановщиков политически острого приключенческого фильма "Похищение" (1953, Гос. пр. ЧССР). Пост. сатирическую муз. комедию "Музыка с Марса" (1955), психологич. драму "Там, на конечной остановке" (1957). Среди ф.: "Смерть зовётся Энгельхен" (1963, пр. Мкф в Москве; Гос. пр. ЧССР, 1964, и др. пр.) об эпизодах партиз. борьбы в кон. 2-й мировой войны, "Обвиняемый" (по Л. Гашковой, 1964, гл. пр. Мкф в Карлови-Вари) о политич. и нравств. ответственности человека социалистич. общества, "Магазин на площади" (по Л. Гросману, 1965, пр. "Оскар"; Гос. пр. ЧССР, 1966, и др. пр.) о трагедии жертв фашизма.

KLUGE, ALEKSANDER

КЛУ`ГЕ (Kluge) Александер

(р. 14.2.1932)

нем. режиссёр (ФРГ). Изучал историю, право, музыку. Работал адвокатом. На фирме ЦСК был ассистентом Ф. Ланга. С 1960 снимал док. фильмы. К.-один из инициаторов "Оберхаузенско-го манифеста" (1962), ставшего прогрес. платформой т. н. молодого нем. кино. В 1963 основал собств. фирму "Каирос". Дебютировал в худож. кино ф. "Прощание с прошлым" (по своему роману, 1966, спец. пр. Мкф в Венеции), в к-ром глубокий анализ происходящих в ФРГ социально-политич. процессов сочетался с вниманием к судьбе обездоленного бурж. обществом человека. Сходную тему К. развивал в ф. "Артисты под куполом цирка: беспомощны" (1967, гл. пр. Мкф в Венеции, 1968). Пост. фантастич. ф. "Большая кутерьма" (1970), действие к-рого происходит в 2034 году в космосе, охваченном междоусобными войнами. Антивоен. характер носил ф. "Вилли Тоблер и гибель Шестого флота" (по своему роману, 1971). Большой успех имела лента "Сильный Фердинанд" (по своей повести, 1975, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне, 1976), в к-рой режиссёр резко обличал неофаш. тенденции в ФРГ. В 1978 принял участие в пост. ф. "Германия осенью" о политич. положении в стране. В 1979 в ф. "Патриотка" К. обратился к проблемам школьного образования в ФРГ. В 1980 пост. с А. фон Эшвеге новеллу в док. ф. "Кандидат" о милитаристе и реваншисте, баварском политич. деятеле Ф. Й. Штраусе. В 1983 участвовал в пост. ф. "Война и мир" и поставил ф. "Власть чувств". С 1962 рук. киноф-та при Высш. школе в Ульме. Юбил. пр. на Мкф в Венеции (1982) за вклад в киноискусство.

KOBIELA, BOGUMIL

КОБЕ`ЛЯ (Kobiela) Богумил

(31.5.1931 - 10.7.1969)

польск. актёр. В 1953 окончил Высш. театр. школу в Кракове, работал в т-ре. Был организатором (с З. Цибульским) и актёром студенч. г-ра "Бим-Бом" (Гданьск). В кино с 1953 (ф. "Три повести"). Наиболее значит. работы - сатирич. роли в ф. "Пепел и алмаз" (1958) и "Косоглазое счастье" (1960, в сов. прокате "Шесть превращений Яна Пищика").

Др. ф.: "Три старта", "Eroica", "Скандал из-за Баси", "Инспекция пана Анатоля", "Солнце и тень" (НРБ), "Почтённые грехи", "Рукопись, найденная в Сарагосе", "Ад и рай", "Марыся и Наполеон", "Кукла", "Брачное пособие", "Всё на продажу", "Человек с ордером на квартиру", "Новый".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 8, Л., 1973.

KOCH-HOOGE, WILHELM

КОХ-ХО`ГЕ (Koch-Hooge) Вильгельм

(р. 11.2.1916)

нем. актёр (ГДР). Учился в школе при Немецком т-ре в Берлине. Работал в т-рах Кайзерслаутерна, Гейдельберга, Магдебурга, в "Берлинер ансамбль", Немецком т-ре. В кино с 1953. Известность получил, исполнив роль коммуниста Ханса Лёнинга в ф. "Сильнее ночи" (1955, реле. З. Дудов). Снимался в ф.: "Исцеление" (1956, в сов. прокате "Любовь и долг"), "Они звали его Амиго" (1959), "Жизнь начинается" и "Люди с крыльями" (1960), "Пять дней - пять ночей" (1961, СССР), "Рождённый под чёрным небом" (1962, т/ф), "Ключ" (1971, ЧССР), "Вальтер защищает Сараево" (1972, СФРЮ), "Дни предательства" (1973, ЧССР), "Освобождение Праги" (1977, ЧССР), "Карл Маркс. Молодые годы" (1980, т/ф, СССР), "Мрачные годы" (1983, т/ф) и мн. др. Нац. пр. ГДР (1955).

KOHLHAASE, WOLFGANG

КО`ЛЬХАЗЕ (Kohlhaase) Вольфганг

(р. 13.3.1931)

нем. сценарист (ГДР). Чл. Академии иск-в ГДР. Работал редактором. Первый ф. по сц. К.- "Нарушители спокойствия" (1953, с Г.Кубишем). В сц. ф. "Берлинский романс"(1956, в сов. прокате "Берлинский роман") и "Берлин, угол Шёнхаузер" (1957) К. затронул проблемы совр. молодёжи. По его сц. реж. К. Вольф пост. ф. "Мне было девятнадцать" (1968), "Голый на стадионе" (1973), "Мама, я жив"(1976), "Соло Санни" (1979). Нац. пр. ГДР (1954, 1968, 1977).

Среди др. сц.: "Тревога в цирке" (1954, с Г. Кубншем), "Операция "Гляйвиц"" (1961, с Г. Рюккером), "Остановка в пути" (по Г. Канту, 1983).

KOLTAI, LAJOS

КО`ЛЬТАИ (Koltai) Лайош

(р. 1946)

венг. оператор. В 1970 окончил Высш. школу т-ра и кино. Первая работа - ф. "Свободное дыхание" (1973). Сотрудничает с реж. М. Месарош ("Удочерение", 1975, в сов. прокате "Дом на окраине"; "Почти как дома", 1978), И. Дардаи ("Поездка в награду", 1974, "Кинороман - Три сестры", 1977, "Способы борьбы", 1980), П. Табором ("Эпидемия", 1975, "Вера Анги", 1978), И. Сабо ("Доверие", 1979; "Мефисто", 1981, с ФРГ, в сов. прокате "Мефистофель"), П. Готаром ("Этот день - подарок", 1980, "Время останавливается", 1982), снял все ф. реж. Д. Маара. К.- мастер создания атмосферы ф., с равным успехом снимает и в док. манере, и в насыщенно-живописной стилистике. Пр. им. Балажа (1977).

Др. ф.: "Остановись, мгновение!" (1973), "Конец пути", "Машина" и "Неистовство" (1974), "Где вы, Дерине?" и "Красавцы и сумасброды" (1976), "Канитель", "Американская сигарета" и "Чёрт бьёт свою жену" ("Грибной дождь") - все 1977, "Хозяин конного завода" (1978), "Я вижу цветные сны" (1981).

KONCZ, GÁBOR

КОНЦ (Koncz) Габор

(р. 8.7.1938)

венг. актёр. Засл. арт. ВНР (1982). По окончании Высш. школы т-ра и кино (1963) работал в т-рах Мишкольца, Кечкемета, Будапешта. В кино с 1961 (ф. "Будапештские крыши"). Исполнитель комедийных и сатирич. ролей. В ф. реж. З. Фабри "Венгры" (1978) и "Встреча Балинта Фабиана с богом" (1980), в дилогии реж. М. Янчо "Венгерская рапсодия" и "Allegro barbaro" (1979) интересно воплотил нар. характеры. Пр. им. Ясаи (1968).

Др. ф.: "Жерминаль" (ВНР - Франция), "Переулок", "Холодные дни" (в сов. прокате "Облава в январе"), "Три ночи любви", "Витязь Дюла зимой и летом" (в сов. прокате "Герой голубого экрана"), "Дунайский лоцман" (в сов. прокате "Загадочное похищение"), "Эпидемия", "Крепость", "Матч", "Помощник".

KORDA, ALEKSANDER SIR

КО`РДА (Korda) Александр (Шандор)

(16.9.1893 - 23.1.1956)

англ. продюсер, режиссёр, сценарист. По нац. венгр. Окончил Королев, ун-т в Будапеште. Работал как журналист. В кино с 1915. В Австро-Венгрии пост. неск. фильмов, в т. ч. экранизации венг. классики. С 1920 в Австрии, Германии, в 1927 - 29 в США. Наиболее значит. ф. этого периода - "Частная жизнь Елены Троянской" (1927). В 1929 уехал во Францию, а затем в Великобританию, где в 1931 - 32 пост. серию коммерч. картин ("Услуги для дам", "Подготовка к свадьбе" и др.). В 1932 со сц. Л. Биро основал фирму "Лондон-филмс", на студиях к-рой как режиссёр и продюсер пост. ок. 40 фильмов. Проявив себя талантливым организатором, К. сумел привлечь к работе в фирме группу одарённых актёров, художников, операторов. В 1933 пост. ф. "Частная жизнь Генриха VIII", имевший большой коммерч. успех благодаря постановочному размаху и мастерству исполнителей гл. ролей. Это же характерно и для ф. "Рембрандт" (1936) и "Леди Гамильтон" (1941). Последняя реж. работа - ф. "Идеальный муж" по О. Уайльду (1947, США). Выступая за создание англ. кинопром-сти, борясь с засильем голливудских вкусов, К. в своей деятельности тем не менее пользовался коммерч. стандартами. Как продюсер К. выпускал ф. разных жанров - колониальные драмы, сказки-утопии, шпионские мелодрамы.

Авенариус Г., Англ. кинематография и ее мастер А. Корда, "ИК", 1956, № 7.

KORTNER, FRITZ

КО`РТНЕР (Kortner) Фриц

(12.5.1892 - 22.7.1970)

нем. актёр, режиссёр, сценарист (ФРГ). Учился в венской Академии музыки и театр. иск-ва. С 1910 в т-рах Австро-Венгрии и Германии. В кино с 1915 (ф. "Полицейский № 111"). Снимался в ф. экспрессионистского направления. Преувеличенная мимика и аффектация характеризуют исполнение К. ролей обманутого мужа ("Тени", 1923), убийцы ("Руки Орлака", 1924) и др. Нек-рые образы актёр создал в традициях психологич. реализма: доктор Шён ("Ящик Пандоры", 1929), Муж ("Затерянный мыс", 1930). Наиболее значит. работы - Дмитрий Карамазов ("Братья Карамазовы", 1921) и Дантон ("Дантон", 1931). В 1933 эмигрировал в Великобританию, а затем в США. С 1949 работал в ФРГ в театре и кино. Снимался также в австр., англ. и амер. фильмах. Актёр и соавтор сц. ф. "Странная смерть Адольфа Гитлера" (1943, США), сценарист ф. "Зов" (1949). Пост. ф. по собств. сц.: "Храбрый грешник" (1931), "Такую девушку не забывают" (1932), "Город полон тайн" (1954), "Сараево" ("За трон и любовь", 1955, Австрия), "Миссия Лисист-раты" (1961, т/ф). Работал на ТВ.

KÓSA, FERENZ

КО`ША (Kósa) Ференц

(р. 21.11.1937)

венг. режиссёр. В период занятий в Высш. школе т-ра и кино (1959 - 63) снимал к/м док. ф. "Свет" (1961) и др. Дебют в игровом кино - ф. "Десять тысяч дней" (1967, пр. Мкф в Канне, 1967) - эпич. рассказ о венг. деревне, получил высокую оценку зрителей. В этом ф., а также в ф. "Приговор" (1970, с ЧССР и СРР) и "Снегопад" (1974) рассматривались события разных периодов нац. истории. Большой успех имел ф.-портрет известного спортсмена А. Бальцо "Призвание" (1977). В 1983 пост. ф. "Герника". С 1972 секр. Союза работников кино и ТВ ВНР. Пр. им. Балажа.

Др. ф.: "Нет времени (1973), "Матч" (1981).

Литература: Les Dix milles soleils, "Avant-Scene du inema", 1968, № 87.

KOSMA, JOSEPH

КОСМA` (Kosma) Жозеф

(22.10.1905 - 8.8.1969)

франц. композитор. По нац. венгр. Окончил Будапештскую муз. академию. Творч. деятельность начал в 1927. С 1933 жил во Франции. Написал музыку к фильмам Ж. Ренуара, пост. в 30-е гг.,- "Загородная прогулка", "Великая иллюзия", "Марсельеза", "Человек-зверь", "Правила игры" и др., а также к ф. "Елена и мужчины", "Завтрак на траве", "Пришпиленный капрал", "Маленький театр Жана Ренуара" (с Ж. Винером, т/ф). К.- также автор музыки к ф. реж. М. Карне "Дети райка", "Врата ночи", "Мария из порта", "Жюльетта, или Ключ к сновидениям" (пр. Мкф в Канне, 1951) и др. Ему принадлежит также музыка к док. ф. "По Лотарингии" и "Луи Люмьер" и м/ф "Маленький солдат", "Пастушка и трубочист" и др.

KOSTER, HENRY

КО`СТЕР (Koster) Генри (наст. имя и фам. Герман Костерлиц, Kosterlitz)

(p. 1.5.1905)

амер. режиссёр. Род. в Берлине. Окончив Академию изящных иск-в, работал художником, журналистом. С 1926 в кино как сценарист, с 1933 как режиссёр. Пост. популярные комедии "Петер" (1934), "Маленькая мама" и "Катерина последняя" (1935, в сов. прокате "Катерина") с участием венг. актрисы Ф. Гааль. Фильмы К., сентиментальные, утверждавшие буржуазно-мещанский идеал жизни, являлись "комедиями положений", традиционными для австр. и нем. кинокомедии. В 1936, переехав в США, пост. неск. муз. комедий, в т. ч. с участием Д. Дурбин: "Сто мужчин и одна девушка" (1937), "Весенний парад" (1940, в сов. прокате "Весенний вальс"), "Это началось с Евы" (1941, в сов. прокате "Брак поневоле") и др. Позднее поставил религ. драмы ("Багряница", 1953, первый амер. широкоэкр. ф., снятый по системе "Синемаскоп", и др.), пышный псевдоисторич. ф. "Королева-девственница" (1955), ф. "Обнажённая маха" (1958), "История Руфи" (1960), "Мистер Хоббе берёт отпуск" (1962), "Дорогая Брижитт" (1965), "Поющая монахиня" (1966).

KOVÁCS, ANDRÁS

КО`ВАЧ (Kovács) Андраш

(р. 20.6.1925)

венг. режиссёр. Нар. арт. ВНР (1980). Чл. ВСРП с 1948. Окончив Высш. школу т-ра и кино (1950), работал гл. ред. к/ст "Хунния". Первая значит, реж. работа ф.-интервью "Трудные люди" (1964) выразил приверженность режиссёра к доку-ментализму. Широкий резонанс имел ф. "Холодные дни" (по Т. Черешу, 1966, в сов. прокате "Облава в январе", пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Карлови-Вари), в к-ром вскрыты социально-психологич. предпосылки фаш. преступлений. В ф. "Стены" (1968, в сов. прокате "Дело Ласло Амбруша"), "Эстафета" (1970), "С завязанными глазами" (1974, спец. пр. Мкф в Сан-Себастьяне, 1975) К. выступает против бюрократизма, обществ. пассивности, конформизма. Ему присущи док. образ мышления, строгость изобразит. средств, особое внимание к диалогу. В 1969-81 секр., с 1981 пред. Союза работников кино и ТВ ВНР. Гос. пр. им. Кошута (1970), пр. им. Балажа (1962, 1965).

Др. ф.: "Ливень" (1960), "Будапештские крыши" (1961), "Осенняя божья звезда" (1962), "На венгерской равнине" (1973), "Лабиринт" (1976), "Хозяин конного завода" (1978, пр. Мкф в Локарно, 1979), "Октябрьское воскресенье" (1979, с ФРГ), "Временный рай" (1981, пр. Мсф в Москве); док.- "Два портрета" и "Сегодня или завтра" (19б5), "Экстаз с 7 до 10" (1969), "Наследники" (1970), "Встреча с Дьёрдем Лукачем" (1972), "Чьё искусство?" (1975).

Трошин А. С. Кинорежиссер Андраш Ковач, М., 1979; Kovacs Andras, Bdpst, 1974.

KOVACS, LASZLO

КО`ВАЧ (Kovacs) Ласло

(p. ?)

амер. оператор. По происхождению венгр. В кино с 1968 ("Мишени", реж. П. Богданович). В лучших ф., снятых К. ("Беспечный ездок", 1969, реж. Д. Хоппер; "Пять лёгких пьес", 1970, реж. Б. Рафелсон; "Бумажная луна", 1973, реж. П. Богданович), проявилось его иск-во в создании кинематографии, атмосферы действия. Талант К.-стилизатора умело используется в целом ряде "ф.-ретро": "Наконец-то любовь" (1975) и "Никельодеон" (1976) - оба и реж. Богдановича, "Нью-Йорк, Нью-Йорк" (1977, реж. М. Скорсезе), "FIST" (1978, реж. Н. Джуисон), "Буч и Санденс - юность" (1979, реж. Р. Лестер), "Фрэнсис"(1982, реж. Г. Клиффорд).

Др. ф.: "Алекс в стране чудес" (1970), "Последнее кино" (1971), "Что нового, доктор?" (1972), "Шампунь" (1975), "Роза" и "И спотыкается бегущий" (1979), "Внутренние перемены" (1980).

KOVAL, OTA

КО`ВАЛ (Koval) Ота

(р. 11.4.1931)

чехосл. режиссёр. По окончании электротехнич. техникума (1961) учился в ФАМУ в Праге. С 1960 на к/ст "Баррандов" (ассистент реж. Й. Секвенса, А. Кахлика, З. Бриниха, Я. Иреша и др.). Снял неск. к/м лент, в 1970 - детский п/м худож. ф. "Люция и чудеса". Пост. ф.: "Мы трое и пёс из Пятипёса" (по В. Чтвртеку, 1971), "Дружина "Чёрного пера"" (по Р. Грбеку, 1973), "Кошачий принц" (1979, с ГДР), кинопоэму о детстве Ю. Фучика "Юлик" (1980), "Клякса на сказке" (1981), "Небесная лазурь" (1983). Лучший фильм К.- "Якуб" (1976, с Я. Вошмиковой). По собств. сц. снял ф. "Я ничего не хочу слышать" (1978).

KOZÁK, ANDRÁS

КО`ЗАК (Kozák) Андраш

(р. 23.2.1943)

венг. актёр. В 1965 окончил Высш. школу т-ра и кино. Работал в т-ре г. Сольнок. С 1966 в т-ре "Талия" в Будапеште. Первую роль в кино сыграл в ф. реж. А. Ковача "Будапештские крыши" (1961). В 60 - 70-е гг. К.- исполнитель гл. ролей мн. значит. фильмов, в т. ч. поставленных реж. М. Янчо ("Так я пришёл", 1965, "Без надежды", 1966, "Тишина и крик" и "Светлые ветры", 1969), Ковачем ("С завязанными глазами", 1974), И. Сабо ("Отец", 1966), И. Гаалем ("В стремнине", 1964), Ф. Кошей ("10 тысяч дней", 1967, "Матч", 1981). В большинстве из них К. воплотил образ отважного, цельного, бескорыстного человека. Творч. достижением К. стала роль М. Залки в ф. "Псевдоним: Лукач" (1977, сов.-венг.). Пр. им. Ясаи (1971).

Др. ф.: "Вмешивается мумия", "Звёзды и солдаты" (сов.-венг.), "Прошедший день", "Сирокко", "Адская пристань", "Лицо", "Умеренный пояс", "Агнец божий", "Сыновья огня", "ГДе вы, Дернне?", "Эпидемия".

KRACAUER, SIEGFIED

КР`КАУЭР (Kracauer) Зигфрид

(8.2.1889 - 26.11.1966)

нем. историк, социолог и теоретик кино. Окончил Берлинский в ун-т. С 1920 зав. разделом культуры в газ. "Frankfurter Zeitung", написал неск. книг по социологии. В 1933 эмигрировал во Францию, в 1941 - в США. Был пом. директора фильмотеки Музея совр. " иск-ва в Нью-Йорке. Опубликовал кн. н "Пропаганда и нацистский воен. фильм" (1942) и "Психологическая история нем. к кино. От Калигари до Гитлера" (1947, с рус. пер. 1977). В них К. пытался на основе анализа нем. ф. охарактеризовать те социальные процессы, к-рые привели к установлению фашизма в Германии. Однако под влиянием Франкфуртской социологич. школы К. некритически постулировал существование "подсознательной коллективной души", имманентное развитие к-рой будто бы "склоняло немецкую душу принять модель авторитарного поведения". Несмотря на чёткость постановки исходной проблемы и точность наблюдений, задачу свою К. до конца не выполнил. В 50-е гг. К. работал в отделе прикладной социологии Колумб. ун-та, публиковал киноведч. статьи в журналах разных стран. В 1960 вышла его монография "Природа фильма. Реабилитация физич. реальности" (рус. пер. 1974) - один из важных трудов по теории кино-иск-ва. Исходя из того что "фильмы выполняют своё подлинное назначение тогда, когда они запечатлевают и раскрывают физическую реальность", К. выделяет две тенденции в истории кино - реалистическую и формотворческую. Положительно оценивая первую и отрицательно - вторую, он рассматривает под этим углом зрения ряд важных проблем теории кино (актёрское творчество, композиция, сюжет и диалог, шумы и музыка и т. д.). При этом он недооценивал творч. активность художника, отбирающего элементы действительности в соответствии со своими установками, мировоззрением. Несмотря на многоаспектность исследования, интересный анализ ряда частных проблем, общие выводы К. дискуссионны.

KRAFFTOWNA, BARBARA

КРАФТУ`ВНА (Krafftowna) Барбара (наст. фам. Крафт-Газда, Kraft-Gazda) Барбара

(p. 5.12.1928)

польск. актриса. С 1946, по окончании студии при "Т-ре Стары", работала в т-ре, на эстраде и ТВ. В кино с 1953 (ф. "Дело, которое надо уладить"). Активно сотрудничала с реж. В. Хасом (ф. "Золото", 1962, "Рукопись, найденная в Сарагосе", 1965, "Шифры", 1966). Лучшая роль - Фелиция в ф. "Как быть любимой" (1963). Гос. пр. ПНР (1963, 1975).

Др. ф.: "Дождливый июль", "Пепел и алмаз", "Никто не зовёт", "Пиковый валет", "Их будни" (в сов. прокате "История одной ссоры"), "Зной", "Терпкий шиповник", "Дон Габриель", "Приключение с песенкой", "Беспокойный гость" (в сов. прокате "Беспокойный постоялец"), "Пламя", "Филипп конопляный".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 9, М., 1975.

KRAMER, ROBERT

КРА`МЕР, Креймер (Kramer) Роберт

(р. 14.6.1939)

амер. режиссёр. Изучал философию и историю в Станфордском ун-те. В 1964 создал киногруппу "Альфа 60", в 1967 - 71 один из основателей и руководителей киногруппы "Ньюсрил". В рамках этих независимых "кооперативов" было снято много публицистич. док. ф. антиимпериалистич. направленности, разоблачавших агрессию США во Вьетнаме. Игровые ленты К. "За городом" (1966), "Угол" (1967) и "Лёд" (1969) пронизаны неприятием бурж. строя. Раскрывая причины и цели молодёжного бунтарства, они несли на себе и отпечатки идейной непоследовательности леворадикального протеста. Открыто противопоставленные голливудской продукции по тематике и стилистике, эти политич. ф. принесли автору признание критики, но привлекли весьма ограниченную аудиторию. В худож.-док. ф. "Вехи" (1975, с Д. Дугласом) К. предпринял попытку очертить результаты и перспективы движения левых сил в США. Снял также док. ленты: "Война народа" (1969), "Сцены классовой борьбы в Португалии" и "Со свободой в глазах: история Анголы в фотографиях" (1977). В 1980 во Франции пост. ф. "Оружие", разоблачающий подпольную торговлю оружием, в 1982 - ф. "Во всю прыть".

KRAMER, STANLEY

КРА`МЕР, Креймер (Kramer) Стэнли

(р. 29.9.1913)

амер. режиссёр, продюсер. В 1933 окончил Нью-Йоркский ун-т. Работал в Голливуде, писал для радио. В 1947 основал независимую фирму. Первая созданная им картина - комедия "Вот это Нью-Йорк" (1948). Субсидировал ряд известных социальных ф.: "Чемпион" (1949), "Смерть коммивояжёра" (по А. Миллеру, 1951), "Ровно в полдень" (1952), "Дикарь" (1953) и др. В первых реж. работах "Не как чужой" (1955) и "Гордость и страсть" (1957) К., ещё не найдя своей темы, опирался на штампы Голливуда, апробированные фабульные конструкции. Первый успех - ф. "Не склонившие головы" (1958, в сов. прокате "Скованные одной цепью"), где режиссёр исследовал отношения двух людей, белого и негра, преодолевающих расовую ненависть и приходящих к выводу о необходимости человеческого взаимопонимания. Далёкий от к.-л. новаций в области формы, избегая острого изобразит. решения, К. тяготел к ясности мысли, выраженной с максимальной публицистич. доступностью, на твёрдой сюжетной основе, с использованием традиц. системы жанров. Следуя этим принципам, К. пост. в 1959 антивоен. картину "На последнем берегу" (по Н. Шюту) и в 1960 ф. "Пожнёшь бурю", воспроизводившую события знаменитого "Обезьяньего процесса" 20-х гг., когда школьный учитель был осуждён за преподавание основ эволюц. теории Ч. Дарвина. В 1961 снял ф. "Нюрнбергский процесс", вскрывавший корни возникновения герм, фашизма и утверждавший идею личной ответственности каждого человека за происходящее в мире. Вышедшая в 1963 комедия "Это безумный, безумный, безумный, безумный мир" высмеивала бурж. страсть к обогащению и реконструировала бурлескную алогичность амер. "комической" 20-х гг. В 1965 экранизировал роман К. Э. Портер "Корабль глупцов", попытавшись в образе заполненного людьми корабля, плывущего в фаш. Германию 30-х гг., дать политич., социальный и психологич. портрет мира того времени. В ф. "Угадай, кто придёт к обеду" (1967) сложная проблема расовых взаимоотношений, пропущенная через призму жанра "рождественской сказки", лишилась остроты и значимости. Сумбурным по замыслу и монотонным по исполнению оказался ф. "Тайна Санта-Виттории" (1968) о жизни итал. деревни в период 2-й мировой войны. Наивно и упрощённо трактовались вопросы молодёжного движения в картине "R. Р. М." ("Революция в минуту", 1970). В 1971 пост. ф. "Благослови зверей н детей" - горькое повествование о романтич. восприятии мира амер. детьми и о жестокой действительности, в к-рой они существуют, в 1973 - социальную драму "Оклахома как она есть". Криминальная драма "Принцип "Домино"" (1977) посв. исследованию проблемы политич. терроризма. В 1979 пост. ф. "И спотыкается бегущий...". Тема борьбы за мир пронизывает всё творчество К. и многие его публицистич. высказывания. В 1973 получил гл. пр. Мкф в Москве за совокупность творчества.

Литература: Spoto D., Stanley Kramer, film maker, N. Y., 1978; Неделин В., Стенли Креймер, М., 1970

В. Ю. Дмитриев.

KRAUS, WERNER

КРА`УС (Kraus) Вернер

(23.6.1884 - 20.10.1959)

нем. актёр (ФРГ). На сцене с 1901, в 1913 - 31 (с перерывом) в берлинском Немецком т-ре М. Рейнхардта. В кино с 1916 (роль Дапертутто в ф. "Сказки Гофмана"). Мн. образы, созданные К.,- патологич. маски, кажущиеся плодом болезненного воображения. Таковы Калигари ("Кабинет доктора Калигари", 1919), Яго ("Отелло", 1922), фантастический и пугающий Джек Потрошитель ("Кабинет восковых фигур", 1924). Предельное обобщение характеристики персонажа - отличит. черта актёрской манеры К., идущая от экспрессионистской школы. Так были им сыграны Робеспьер ("Дантон", 1921) и Вурм ("Луиза Миллер", 1922). В трактовке др. ролей использовал конкретные детали, раскрывал психологич. состояния человека: Мясник ("Безрадостный переулок", 1925), Оргон ("Тартюф", 1926). В фаш. Германии снимался в ф., проповедовавших идеологию расизма ("Еврей Зюсс", 1940, и др.).

Др. ф.: "Роза Бернд", "Братья Карамазовы", "Осколки", "Пылающее поле", "Венецианский купец", "Натан Мудрый", "I. N. R. I.", "Ревность", "Пражский студент", "Нана" (Франция), "Панталоны", "Человек без имени", "Бургтеатр", "Роберт Кох, победитель смерти", "Парацельс", "Сын без родины".

Литература: Das Schauspiel meines Lebens, Stuttg., 1958.

KREJCIK, JIRÍ

КРЕ`ЙЧИК (Krejcik) Йиржи

(р. 26.6.1918)

чехосл. режиссёр. Засл. арт. ЧССР (1968). Был статистом на к/ст "Баррандов". На к/ст к/м ф. снял неск. док. ф. о жизни горняков. Первый п/м игровой ф.- "Неделя в тихом доме" (по "Малостранским рассказам" Я. Неруды, 1947). Затем пост. политич. драму "Пограничное село" (1948) о заселении Судет чехами после 2-й мировой войны, психологич. драмы "Совесть" (1949), "Над нами рассвет" (1953, из жизни шахтёров), "Фрона" (1954) и "Пробуждение" (1959). Экранизировал пьесу Г. Запольской "Мораль пани Дульской" (1958), рассказ К. Чапека "О вещах сверхъестественных" (1958, 1-я новелла в одноим. ф.). Значительным произв. стал его ф. "Высший принцип" (по Я. Дрде, 1960) о драме человека, к-poгo фашисты пытались нравственно уничтожить. Пост. ф.: "Лабиринт сердца" (по Ф. Павличеку, 1961), "Полуночная месса" (по П. Карвашу, 1962), "Любители ковров и мошенники" (по К. Чапеку, 1965); кинокомедии - "Свадьба, что надо" (1967), "Пансион для холостяков" (1968): психологич. детективы - "След ведёт к А-54" (1968), "Подозрение" (1973); ф. "Божественная Эмма" (1979) о чеш. певице Э. Дестиновой. Гос. пр. ЧССР (1948, 1953, 1955).

KRÍZENECKÝ, JAN

КРШИ`ЖЕНЕЦКИЙ (Krízenecký) Ян

(20.3.1868 - 9.2.1921)

чехосл. деятель кино, архитектор. Зачинатель чехосл. кинематографии. Занимался фотографией (преим. памятники архитектуры Праги). В 1898 снял ф.: "Купальня на Жофине", "Смех и плач"; игровые комич. сценки "Свидание у мукомольни" и "Продавец сосисок и расклейщик афиш"; репортажи - "Пожарные", "Площадь Пуркине", "Сокольские выступления на Жижкове". Кинорепортаж о 5-м Всесокольском слёте (1907) стал первым п/м фильмом К. В 1910 пост. первый чеш. игровой ф. "Сон старого холостяка" (снялся в нём как актёр). К. сам проявлял плёнку и печатал копии. По технич. уровню его ф. не уступали иностранным. Сохранились кинорепортажи о сокольских слётах 1901 и 1907. Удостоен Памятного диплома засл. деятеля и пионера кино.

Литература: Stabla Z., Cesky kinematograr Jana Kfizeneckeho, Praha, 1973.

KRÓLIKIEWICZ, GRZEGORZ

КРУЛИКЕ`ВИЧ (Królikiewicz) Гжегож

(p. 5.6.1939)

польск. режиссёр. С 1969, по окончании Высш. школы т-ра и кино, на к/ст воен. ф. "Чолувка", затем на ТВ. Снял неск. док. фильмов. Дебют в ху-дож. кино - ф. "Навылет" (1973) - психологич. реконструкция судебного процесса 30-х гг. Ф. "Вечные претензии" (1975) и "Танцующий ястреб" (по Ю. Кавалцу, 1978) обращены к современности. Произв. К. присущи заострённость нравств. проблематики, насыщенность изобразит. средств.

KRšKA, VÁCLAV

КРШКА (Krška) Вацлав

(7.10.1900 - 17.11.1969)

чехосл. писатель, театр. деятель, режиссёр. Засл. арт. ЧССР (1967). Один из старейших мастеров нац. кинематографа. В кино пришёл из лит-ры, работал как сценарист ("Огненное лето", 1939, "Ночная бабочка", 1941, "Ребята на реке", 1944). Реж. дебют-ф. "Река-волшебница" (1945), в к-ром проявилось умение К. гармонически сочетать поэтичность изображения, диалогов и музыки. Пост.: биографич. ф.- о чеш. скрипаче Й. Славике ("Скрипка и мечта", 1947), писателе А. Ирасеке ("Молодые годы", 1953), нар. художнике Алеше ("Миколаш Алеш", 1952), композиторе Б. Сметане ("Из моей жизни", 1955), изобретателе И. Божеке ("Посланец рассвета", 1951); историко-эпич. ф. "Революционный 1848 год" ("Герои старой Праги", 1949); ф. по произв. Ф. Шрамека - "Луна над рекой" (1953) и "Серебряный ветер" (1956); психологич. драму "Здесь львы" (1958, в сов. прокате "Чужая душа"); ф. "Там, где реки озарены солнцем" (по 1-й части романа М. Майеровой "Прекраснейший мир", 1962); эксцентрич. "Комедию с дверной ручкой" (1964); "Вешние воды" (по И. С. Тургеневу, 1968). Экранизировал оперу Сметаны "Далибор" (1956). Гос. пр. ЧССР (1952).

KRZYZEWSKA, EVA

КШИЖЕ`ВСКАЯ (Krzyzewska) Эва

(р. 7.2.1939)

польск. актриса. В 1962 окончила Высш. театр. школу в Кракове. Дебют в кино - роль Кристины в ф. "Пепел и алмаз" (1958).

Др. ф.: "Война" (пр. Мкф в Венеции, 1961, СФРЮ), "Сусанна и хлопцы", "День поминовения усопших", "Преступник и барышня" (в сов. прокате "Девушка из банка"), "Колокола по босым" (ЧССР), "Способ жить", "Фауст XX" (СРР), "Фараон", "Операция "Брутус"", "Объяснение в любви к Г. Т." (ГДР), "Дятел", "Как далеко отсюда, как близко", "Ревность и медицина".

KUBRICK, STANLEY

КУ`БРИК (Kubrick) Стэнли

(р. 26.7.1928)

амер. режиссёр, сценарист, продюсер. В кино с 1951 (к/м док. ф. "День боя"). Известность принёс К. антимилитаристский ф. "Тропы славы" (1957) о франц. солдатах 1-й мировой войны, расплачивающихся жизнью за трусость и бездарность своих командиров. В 1960 пост. историч. "суперколосс" "Спартак". В 1962 экранизировал роман В. В. Набокова "Лолита". Его талант сатирика в полной мере проявил себя в антивоен. комедии "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу" (1963), где, используя традиции "чёрного юмора", гротескный сдвиг реальности и точно рассчитанный выбор социальных масок, режиссёр показал, как реваншистская истерия фашиствующих учёных, тупость и воинственность генералитета и попустительство высших кругов амер. администрации приводят мир к атомной катастрофе. В 1968 К. пост, науч.-фантастич. ф. "2001: Космическая одиссея" (но А. Кларку, пр. "Оскар" за спец. эффекты), использовав богатые технические возможности совр. кинематографа. Преклонение перед человеческим разумом, вырвавшимся в космическое пространство, сочеталось в ф. с трагич. идеей непознаваемости Вселенной. С 1971 К. работает в Великобритании. Большую дискуссию вызвала антиутопия "Заводной апельсин" (по А. Борджесу, 1971), исследовавшая проблему всеобщего насилия, охватившего бурж. мир. Показав, что жестокость есть прямое порождение этого мира и является его неотъемлемой частью, режиссёр нарисовал взрывчатые последствия подобной ситуации. Но одновременно в ф. проскальзывала тенденция к эстетизации насилия, созданию на его основе грандиозного спектакля, призванного удовлетворить зрит, любопытство, и эта двойственность замысла и его воплощения привела к исключающим друг друга трактовкам. В 1975 К. экранизировал роман У. М. Тсккерея "Барри Линдон", создав живописное и точное по ритмич. рисунку, но холодное и рассудочное зрелище, утверждавшее неминуемость победы времени и смерти над жизнью. В 1980 пост. ф. "Сияние" - притчу о тайнах бытия и человеческой ненависти, сделанную в традициях "готич. романа". В большинстве картин К. есть важные кинематографич. находки в области монтажа, движения камеры, создания атмосферы действия, использования музыки, изобразит, организации пространства. Он -автор или соавтор сценариев почти всех своих картин.

Среди др. ф.: "Страх и желание" (1953), "Поцелуй убийцы" (1955), "Убийство" ("Последняя облава", 1956).

Литература: De Vries D., The films of Stanley Kubrick, Grand Rapids (Mich.), 1973; Коlker R. Ph., A cinema of lonelinnes, N. Y.- Oxf., 1980 (фильмогр.).

В. Ю. Дмитриев.

KUSTICHELLI, CARLO

РУСТИКЕ`ЛЛИ (Kustichelli) Карло

(р. 24.12.1916)

итал. композитор. Окончил Болонскую консерваторию. С 1941 пишет музыку для кино (ф. "Последние флибустьеры" и "Сын красного корсара"). Значит. работой была музыка Р. к ф. реж. П. Джерми "Заблудшая молодёжь". Написал также музыку к его ф. "Машинист", "Бесхарактерный мужчина", "Развод по-итальянски", "Соблазнённая и покинутая", "Аморальный", "Серафино", "Каштаны - вкусные", "Альфредо, Альфредо", "Мои друзья". Р. также автор музыки к ф. "Аккаттоне", "Долгая ночь 1943 года", "Четыре дня Неаполя", "Товарищи", "Невеста Бубе", "Именем итальянского народа" (в сов. прокате "Полмиллиарда за алиби"), "Преступление во имя любви", "Хотим полковников", "Женщина в окне" (Франция), "Орёл или решка" (с П. Рустикелли), "Мои друзья, часть II".

KUTZ, KAZIMIERZ

КУЦ (Kutz) Казимеж

(р. 16.2.1929)

польск. режиссёр. Окончил Высш. школу т-ра и кино в Лодзи (1954). В 1959 пост. ф. "Крест за отвагу" (по Ю. Хену) о первых днях мира в освобождённой от фашизма Польше. Тот же период отражён в ф. "Никто не зовёт" (1960). Среди его произв.- воен. драмы ("Люди с поезда", 1961, "Молчание", 1963, "Ниоткуда никуда", 1975), психологич. этюды ("Тарпаны", 1962, "Прыжок", 1969), публицистика ("Если кто-нибудь знает...", 1966, "Линия", 1975) и др. Междунар. признание К. принесла "силезская трилогия" ("Соль чёрной земли", 1970, "Жемчужина в короне", 1972, "Бусинки одних чёток", 1980, пр. Мкф в Карлови Вари) - повествование о шахтёрском крае. Автор или соавтор сц. осн. своих фильмов. Гос. пр. ПНР (1970).

LA PATELLIERE, DEPP DE

ЛА ПАТЕЛЬЕ`Р (La Patelliere) Депп де

(р. 8.3.1921)

франц. режиссёр. Участник антифаш. борьбы. Был лаборантом, монтажёром, ассист. режиссёра. Первая работа - ф. "Аристократы" (по М. де Сен-Пьеру, 1955). Наиболее известные фильмы Ла П.- "Сильные мира сего" (по М. Дрюону, 1958), "Улица Прэри" (по Р. Лефевру, 1959) и "Гром небесный" (1965) - обязаны своим успехом прежде всего участию в них Ж. Габена. Ставил также психологич. драмы - "Плата за грех" (1956), "Лодка Эмиля" (по Ж. Сименону, 1962), мелодрамы - "Поездка отца" (1966), а также мн. приключенч. и развлекательные ф.- "Такси в Тобрук" (1960), "Татуированный" (1968), "Убийца" (1971), "Священники под запретом" (1973), "Граф Монте-Кристо" (по А. Дюма, 1979) и др.

LAI, FRANCIS

ЛЕЙ, Ле (Lai) Франсис

(р. 26.4.1932)

франц. композитор, пианист. Систематич. муз. образования не получил, в 1960 - 63 работал аккомпаниатором Э. Пиаф, в 1965 - М. Матьё. Автор музыки почти ко всем ф. реж. К. Лелуша: "Мужчина и женщина", "Жить, чтобы жить", "Человек, который мне нравится", "Хулиган", "Приключение это приключение", "Брак", "Другой мужчина, другой шанс", "Робер и Робер", "Поборемся", "Одни и другие" (с М. Леграном). Среди др. работ: "Мне не забыть его имени" и "Игры" (реж. М. Уиннер, в Великобритании), "Майерлинг" (реж. Т. Янг), "Частный урок" и "Мальчик-с-пальчик" (реж. М. Буарон), "История любви" (в США, реж. А. Хиллер, пр. "Оскар"), "Нефтедобытчицы" (реж. Кристиан-Жак), "Бег зайца по полям" (реж. Р. Клеман), "Потерянная душа" (реж. Д. Ризи).

LAINE, EDWIN

ЛА`ЙНЕ (Laine) Эдвин

(р. 13.7.1905)

фин. режиссёр. Автор крупных кинематографич. полотен, поев, истории Финляндии. Удостоен почётного звания художника-профессора, присуждаемого деятелям иск-ва в Финляндии. Театр, режиссёр, директор т-ра в Хельсинки. Пост. ф.: "Неизвестный солдат" (1955), "Здесь, под Полярной звездой" (1968), "Аксели и Элина" (1970), "Доверие" (1976, с В. И. Трегубовичем, СССР - Финляндия), "Жизнь Викке Нило" (1977), "Зима чёрного снега" (1979).

LAM TO'I

ЛАМ ТОЙ (Lam To'i)

(p. 1940)

вьетнамский актёр, режиссёр. Окончил Нац. киношколу в Ханое. В кино с 1962 (ф. "Два бойца"). Лучшая работа, принёсшая ему междунар. известность,- связной Ба До в ф. "Опустошённое поле" (1980). Др. значит, роли - в ф. "На 17-й параллели" (1965), "Дым" (1967), "Дорога домой" (1971). Пост. худож. ф. "Красные земли" (1980).

LAMBACH, BOHUSLAW

ЛЯ`МБАХ (Lambach) Богуслав

(р. 25.3.1925)

польск. оператор. В 1953 окончил Высш. школу т-ра и кино в Лодзи. В кино с 1944. Был воен. хроникёром, работал на Студии док. ф. в Варшаве. Дебют в худож. кино - ф. "Дело, которое надо уладить" (1953, с А. Форбертом). Снял св. 20 фильмов, в т. ч. "Шляпа пана Анатоля" (1957), "Сегодня ночью погибнет город" (1961, пр. Мкф в Москве), "Графиня Коссель" (1968), "В пустыне и пуще" (1973); был оператором сов.-польск. ф.: "Помни имя своё" (1975, Гос. пр. РСФСР, 1976), "Особых примет нет" (1979), "Крах операции "Террор"" (1981).

LAMORISSE, ALBERT

ЛАМОРИ`С (Lamorisse) Альбер

(13.1.1922 - 2.6.1970)

франц. режиссёр, сценарист. Был фотографом, учился в ИДЕКе. Дебютировал к/м док. ф. о Тунисе "Джерба" (1947). В ф. "Бим" (1949, с Тунисом), "Белая грива" (1952, пр. Ж. Виго, гл. пр. Мкф в Канне, 1953), "Красный шар" (1956, пр. Л. Деллюка, гл. пр. Мкф в Канне, пр. "Оскар") Л. выступил как создатель "современных сказок", переосмысливающих в поэтическом ключе материал реальной жизни. Был сценаристом и продюсером своих фильмов.

Др. ф.: "Путешествие на воздушном шаре" (1960), "Фифи-пёрышко" (1965, пр. Мкф в Канне), "Париж, никогда не виденный" (1968, док.), "Ветер влюблённых" (1970). Шур П., А. Ламорис, (Л., 1972).

LAMOUREUX, ROBERT

ЛАМУШ (Lamoureux) Робер

(р. 4.1.1920)

франц. актёр, режиссёр. Был артистом мюзик-холла, драматургом. В кино с 1951 (ф. "Король уличных торговцев"). Наиболее характерный персонаж Л.- гл. герой в ф. Ле Шануа "Папа, мама, служанка и я" (1954), "Папа, мама, моя жена и я" (1955). Успех этих ф. побудил Л. поставить в театре спектакль "Папа, мама, служанка и ...вы". В кон. 50-х гг. экранизировал свои спектакли-водевили "Очаровательная" и "А, вот и брюнетка!". В серии ф. об Арсене Люпене "Приключения Арсена Люпена" (1956), "Подписано: Арсен Люпен" (1959) и др. Л. создал персонаж плута-аристократа. Режиссёр и актёр в ф.: "Но где же прошла 7-я рота?" (1973), "Невозможно... не французское слово" (1974), "Операция "Леди Марлен"" (1975), "Мы нашли 7-ю роту" (1976), "7-я рота под светом луны" (1977) и др. Выступает также как автор и исполнитель эстрадных песен.

LAMPRECHT, GERHARD

ЛА`МПРЕХТ (Lamprecht) Герхард

(6.10.1897 - 4.5.1974)

нем. режиссёр, историк кино (ФРГ). Учился в Берлинском ун-те. В кино с 1920. Был актёром, сценаристом, оператором. Работал под рук. реж. Л. Пика. Первый ф.- психологич. драма "Мимолётные тени" (1922). Известность Л. принёс ф. "Отверженные" ("Пятое сословие", 1925, в сов. прокате "Пасынки Берлина") о жизни берлинского люмпен-пролетариата. В основу ф. легли реалистич. рисунки Г. Цилле, к-рые определили стиль и содержание этой картины. Л. снимал ф. разл. жанров: мелодраму "Другая" (1924), исторцч. ф. "Старый Фриц" (1927), детективный ф. "Человек с зелёной лягушкой" (1929), криминальную комедию "Эмиль и детективы" (1931) и др. Большое внимание уделял экранизации:"Будденброки" (по Т. Манну, 1923), "Кошачья тропа" (по Г. Зудерману, 1927), "Принцесса Турандот" (по К. Гоцци, 1934), "Мадам Бовари" (по Г. Флоберу, 1937), "Игрок" (по Ф. М. Достоевскому, 1938), "Ты принадлежишь мне" (по пьесе А. Марая "Последнее приключение", 1943) и др. На к/ст ДЕФА пост. ф. "Где-то в Берлине" (1946) о судьбе нем. детей, переживших войну, и "Квартет впятером" (1948) о трудностях послевоен. лет. С 1949 работал в ФРГ, где пост. ф.: "Мадонна в цепях" (1949), "Лошади моего отца" (1953), "Старший вахмистр Борк" (1955) и др. Был одним из создателей Нем. синематеки в Зап. Берлине.

LANCASTER, BURT

ЛА`НКАСТЕР (Lancaster) Бёрт (наст. имя Бёртон Стивен)

(р. 2.11.1913)

амер. актёр, продюсер, режиссёр. В юности был акробатом, продавцом, сыщиком, официантом. В кино с 1946 (ф. "Убийцы"). В 1947 в социальной драме Ж. Дассена "Грубая сила" Л., используя свои типажные данные, сыграл человека сильного и способного противостоять враждебным обстоятельствам. Затем снимался в ф.: "Все мои сыновья" и "Целуй кровь рук моих" (1948), "Багровый пират" (1951) и др. Но главное направление в его творчестве связано с социально-критич. проблематикой. Л. играет людей действия, сильных, волевых, прошедших богатую событиями, нелёгкую жизнь. Гаков его герой в антивоен. драме Ф. Циннемана "Отныне и вовеки веков" (1953). Вопреки установившимся в амер. кино штампам, Л. создал образ умного, благородного индейского вождя в вестерне "Апач" (1954). В 1954 с X. Хектом основал собств. фирму, к-рая, в частности, финансировала постановку известной картины Д. Манна "Марти" (1955). Несмотря на популярность Л., на стремление стабилизировать финансовое положение кассовыми приключенч. лентами, в т. ч. собств. постановкой "Человек из Кентукки" (1955), в 1960 фирма прекратила существование. В 50-е гг. Л. стал одним из ведущих амер. актёров. Точным психологич. рисунком отличались роль шарлатана и странствующего проповедника в экранизации романа С. Льюиса "Элмер Гентри" (1960, реж. Р. Брукс, пр. "Оскар"), а также исполнение Л. роли Яннинга, бывшего министра юстиции "третьего рейха", осознающего долю своей вины в преступлениях фашизма ("Нюрнбергский процесс", 1961, реж. С. Крамер). Люди, умудрённые опытом, носители гуманистич. традиций - таковы герои Л. в ф. итал. реж. Л. Висконти "Леопард" (1962) и "Семейный портрет в интерьере" (1975). В актёрской трактовке генерала Пентагона - организатора реакц. заговора в ф. "Семь дней в мае" (1964), и человека, к-рый по приказу свыше готов уничтожить ни в чём не повинных людей, в ф. "Мост Кассандры" (1976) отчётливо звучало предупреждение об опасности распространения человеконенавистнич. идеологии. Прогрес. убеждения Л. побудили его выступить в роли ведущего комментатора киноэпопеи "Неизвестная война" (1979, в СССР - "Великая Отечественная"), созданной сов. документалистами по заказу амер. телевиз. компании "Эр тайм интернэшонал". В 1983 сыграл в ф. "Местный герой" (Великобритания). Снимался также в ф.: "Татуированная роза" (1954), "Молодые дикари" (1961), "Птицелов из Алькатраса"(1962, пр. Мкф в Венеции), "Поезд" (1965), "Профессионалы" (1966), "Аэропорт" (1970), "Человек полуночи" (1974, также и реж. с Р. Кибби), "Буффало Билл и индейцы" и "Двадцатый век" (реж. Б. Бертолуччи, Италия) - оба 1976, "Шкура" (1980, реж. Л. Кавани, Италия) и др.

Литература: Карцева Е. Н., Берт Ланкастер, М., 1983.

К. Э. Разлогов.

LANG, FRITZ

ЛАНГ (Lang) Фриц

(5.12.1890 - 2.8.1976), нем. режиссёр (ФРГ). Учился в Высш. инж. уч-ще, Академии изобразит, иск-в и ун-те в Вене. В 1910 изучал архитектуру и живопись в Брюсселе, Мюнхене и Париже. В 1916 написал сц. детективного ф. "Свадьба в клубе эксцентриков" (реж. Дж. Май). С 1918 сотрудничал как сценарист с реж.: О. Риппсртом - "Чума во Флоренции" (1919), Маем -"Хильда Варрен и смерть" (1917), "Индийская гробница" (1921) и др. В этих сц., а также в первой реж. работе - ф. "Харакири" (1918) наметилась одна из осн. тем творчества Л.- бессилие человека перед неумолимым роком. Во мн. последующих картинах Л., особенно в ф. "Усталая смерть" (1921, в сов. прокате "Четыре жизни") и "Нибслунги" (1924), проявились неоромантич. Тенденции - фатализм, уход от действительности, идеализация далёкого прошлого. Вторая тема творчества Л.- изображение исключит, личности (диктатор, сверхпреступник, убийца-маньяк и т. п.), стремящейся к неограниченной власти. В ф. "Пауки" (1919) рассказывалось о шайке гангстеров, терроризирующей весь мир; герой ф. "Доктор Мабузе - игрок" (1922, в сов. прокате "Позолоченная гниль") - преступник, перевоплощающийся в биржевого дельца, учёного, азартного игрока и т. п.; ф. "Метрополис" (1926) повествовал о фантастич. гигантском городе, где правит диктатор, мечтающий о мировом господстве. Л. лишал своего "сверхчеловека" романтич. ореола, подчёркивая жестокость, бесчеловечность его поступков.

Первые звук, ленты Л. - "М" ("Убийца", 1931) и "Завещание доктора Мабузе" (1933) полны предчувствия надвигавшейся на Германию катастрофы фашизма. Ф. "Завещание доктора Мабузе" был запрещён цензурой и в 1933 конфискован. В том же году Л. эмигрировал. В 1934 пост. во Франции мистико-фантастич. драму "Лилиом" (по Ф. Мольна-ру). В 1935-58 работал в США. В ф. "Ярость" (1936) выступил против суда Линча. В 1941 - 44 пост. антифаш. ф. "Охота за человеком", "Министерство страха" (по Г. Грину) и "Палачи тоже умирают" (сц, с Б. Брехтом). Наряду с этими картинами пост, в США ряд коммерч. ф. в традиц. жанре "чёрной" криминальной драмы, вестерна и т. п.: "Женщина в окне" (1944), "Тайна по ту сторону двери" (1948), "Голубая гардения" и "Ранчо, пользующееся дурной славой" (1952), "Мунфлит" (1955). С 1958 работал в ФРГ, где пост, новые версии немых ф. "Эшнапурский тигр" и "Индийская гробница" (1958), а также "Тысяча глаз доктора Мабузе" (1960). В 1963 сыграл режиссёра в ф. франц. реж. Ж. Л. Годара "Презрение".

На творческом пути Л. испытал влияние разл. течений и школ: неоромантизма, экспрессионизма, франц. "Авангарда" и др. В своих лучших фильмах Л. выступал как художник, ищущий новые выразит. средства киноиск-ва. Особенностями реж. искусства Л. являются также масштабность постановок, точный подбор исполнителей по типажным данным.

Др. ф.: "Полукровка" (1919), "Шпионы" (1928), "Женщина на Луне" (1929), "Улица греха" (1945), "Американская война на Филиппинах" (1950), "Ночная схватка" (1951), "Сильная жара" (1953), "Человеческая страсть" (1954), "По ту сторону разумного сомнения" (1956).

Литература: Bogdanovich P., Fritz Lang in America, N. Y., 1969; Eisner L., Fritz Lang, L., 1976; Fritz Lang, Munch,- W., 1976.

Предыдущая страница Следующая страница