Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 14, "LAN"-"LOY")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 14, "LAN"-"LOY")

LANGDON, HARRY

ЛЭ`НГДОН (Langdon) Харри

(15.6.1884 - 22.12.1944)

амер. актёр, продюсер, режиссёр. С 10 лет выступал в мюзик-холле а театр, водевилях. В 20-е гг. снимался во мн. к/м комедиях М. Сеннетта, где постепенно сложился его персонаж-маска, детская наивность и неприспособленность к реальной жизни к-рого сочетались с сомнамбулич. замедленностью реакции. Наиболее удачными были работы Л. в ф. "Бродяга, бродяга, бродяга" и "Сильный человек" (1926), "Длинные штаны" и "Его первое увлечение" (1927). Попытки заняться режиссурой ("Трое - это толпа", 1927, "Преследователь" и "Сердечные хлопоты", 1928) были неудачными. В звук, кино снимался в эпизодич. ролях, однако не достиг прежнего успеха.

LANGE, JESSICA

ЛАНЖ (Langc) Джессика

(р. 1950)

амер. актриса. В кино с 1977 (ф. "Кинг Конг"). Играла в ф. "Весь этот джаз" (1979), "Как победить дороговизну жизни" (1980), "Почтальон всегда звонит дважды" (1981) и др. С успехом исполнила заглавную роль в ф. "Фрэнсис" (1982, пр. Мкф в Москве, 1983). Судьба бывшей голливудской "звезды" Ф. Фармер позволила Л. показать трагедию инакомыслия в борьбе героини против "индустрии развлечений", бурж. жизненного уклада и образа мыслей. В 1982 исполнила роль Джули в комедии "Тутси" ("Милашка", пр. "Оскар").

LANGLOIS, HENRI

ЛАНГЛУА` (Langlois) Анри

(13.11.1914 - 12.1.1977)

франц. историк кино, архивист. В 1935 создал киноклуб "Круг кино" для просмотра и обсуждения произв. киноклассики. В 1936 основал (с реж. Ж. Франжю) Франц. синематеку и был её бессменным директором. Благодаря его настойчивости и энтузиазму были спасены от гибели и включены в фонды синематеки тысячи ф. (ныне там хранится более 60 тыс. ф.). Он организовал постоянную демонстрацию ф. собранной коллекции, пропагандировал прогрессивное, в т. ч. сов., киноиск-во. Создал киномузей, переданный после его смерти гос-ву и названный его именем. Вёл курс истории кино в ун-тах Франции и Канады. Спец. пр. Амер. академии киноиск-ва (1974).

Литература: Юткевич С., Заметки о друзьях и недругах сов. кино, "ИК", 1978, № 4.

LATABAR, KALMAN

ЛА`ТАБАР (Latabar) Кальман

(24.11.1902 - 12.1.1970)

венг. актёр. Нар. арт. ВНР (1953). Окончил Высш. школу театр. иск-ва в Будапеште. Представитель актёрской династии, Л. в 40 - 50-е гг. был одним из самых популярных комиков т-ра и кино. Его театр, деятельность была связана с т-ром оперетты Будапешта. В кино с 1936. В ролях Л. в кино представлены все грани комедийного - от бытовой комедии ("В одном универмаге", 1953) до фарса и оперетты ("Мишка-аристократ", 1949, "Новички на стадионе", 1951). В ф. "Выше голову" (1954, в сов. прокате "Судьба клоуна") Л. создал лирико-комедийный образ старого артиста. Гос. пр. им. Кошута (1950).

Др. ф.: "Платите, госпожа!", "Я могу видеть её раз в неделю", "Никогда не воровал", "Пиджак в клетку", "Кивер и шляпа", "Безумец творит кучу глупостей", "Африканский жених", "Яника", "С песней по жизни", "С юным сердцем", "Что за ночи!", "Египетская история".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 1, М., 1965.

LATINOVITS, ZOLTAN

ЛА`ТИНОВИЧ (Latinovits) Зольтан

(9.9.1931 - 5.6.1976)

венг. актёр. Засл. арт. ВНР (1975). По образованию инженер-строитель. Играл в т-рах Дебрецена, Мишкольца, Будапешта ("Вигсинхаз" и "Талия") и др. Первая значит. работа в кино - роль врача Амбруша в ф. "Развязки и завязки" ("Кантата", 1963). Играл в психологич. ("Карамболь", 1964, "Старик", 1975) и социальных драмах ("Без надежды", 1965, "Холодные дни", 1966, в сов. прокате "Облава в январе", "Тишина и крик", 1968, "На венгерской равнине", 1973, "141 минута из "Незавершённой фразы"", 1975, в сов. прокате "Незавершённая фраза"), муз. ф. ("Три ночи любви", 1967, "Принцесса чардаша", 1971, с ФРГ), фильмах-притчах ("Синдбад", 1971, "Пятая печать", 1976). Исполнение роли писателя - героя гротескного ф. "Путешествие вокруг моего черепа" (1970) - отмечено пр. Мкф в Сан-Себастьяне. Снялся более чем в 40 ф. Сотрудничал с реж. З. Фабри, М. Янчо, А. Ковачем, Ф. Мариашши и др. Выступал в т-ре как режиссёр. Пр. им. Балажа (1970) и им. Ясаи (1966).

Среди др. ф.: "Пешком в рай", "Золотой человек" (в сов. прокате "Наследство казначея Стамбула"), "Жаворонок" (в сов. прокате "Любимый деспот"), "Венгерский набоб", "Золтан Карпати" (в сов. прокате "Судьба Золтана Карпати"), "Лиха беда начало", "Крестины", "Стены" (в сов. прокате "Дело Ласло Амбруша"), "Этюд о женщинах", "Альфа - Ромео и Джульетта", "Леди Гамильтон: между бесчестьем и любовью" (ФРГ), "Добро пожаловать, господин майор!" ("Семья Тот"), "Профессор преступного мира", "Лучшие годы в жизни мужчины", "Дунайский лоцман" (в сов. прокате "Загадочное похищение"), "Легенда Пендрагона".

Литература: Kodszurkalo, Bdpst, 1973; Verset mondok, Bdpst, 1978.

Литература: Актеры заруб. кино, в. 9, М., 1975; Кеlecsenyi L., Buntudatunk termeszete, Filmvilag, 1980, № 12.

LATTUADA, ALBERTO

ЛАТТУА`ДА (Lattuada) Альберто

(р. 13.11.1914)

итал. режиссёр, кинокритик. Учился архитектуре, выступал с критич. статьями по изобразит. иск-ву и кино. В 1938 участвовал в создании ж. "Corrente". Первый ф.- "Джакомо-идеалист" (по Э. Де Марки, 1942). В 1943 пост. картину "Стрела в боку". Участвовал в съёмках док. ф. "Наша война", посв. итал. Сопротивлению. Фильмы "Бандит" (1946) и "Без жалости" (1948) сыграли значит. роль в становлении неореализма. Бытовая точность, характерная для творчества Л., помогла созданию в его ф. обобщённого образа послевоен. Италии. Картина "Мельница на По" (1949, по Р. Баккелли), посв. социальным схваткам в итал. деревне 19 в., стала одной из первых неореалистич. картин, сделанных на историч. материале. В 1952 Л. экранизировал "Шинель" Н. В. Гоголя, перенеся действие в Италию 19 в. Разделяя общий интерес неореалистов к веризму, Л. снял в 1953 ф. "Волчица" (по Дж. Верге). Среди др. экранизаций - "Буря" (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка", 1958) и "Степь" (по А. П. Чехову, 1962). Л. создал ряд картин, в к-рых отдал дань внеш. зрелищности и занимательности ("Анна", 1951, "Пляж", 1954, и др.). В 60 - 70-е гг. снимал преим. коммерч. фильмы.

Др. ф.: "Преступление Джованни Эпископо" (по Г. Д'Аннунцио, 1947), "Огни варьете" (с Ф. Феллини, 1950), "Итальянцы возвращаются" (новелла в ф. "Любовь в городе", 1953), "Гуэндалина" (1957), "Письма послушницы" (1960), "Мандрагора" (по Н. Макиавелли, 1965), "Дон Жуан на Сицилии" (по В. Бранкати, 1967), "Приходи к нам на чашку кофе" (1970), "Белое, красное, и..." (1972), "Это был я" (1973), "Буду ей как отец" (1974), "О, Серафина!" (1976), "Такая, как ты есть" (1978), "Цикада" (1980).

LAUGHTON, CHARLES

ЛО`УТОН, Лаутон, Лотон (Laughton) Чарлз

(1.7.1899 - 15.12.1962)

англо-амер. актёр. Окончил Королев. академию драм, иск-ва в Лондоне. С 1926 в т-рах Лондона, Стратфорда-он-Эйвон, Нью-Йорка. С 1928 в кино (к/м ф. "Васильки"). Известность принесло Л. исполнение роли короля Генриха VIII в ф. "Частная жизнь Генриха VIII" (1933, реж. А. Корда, пр. "Оскар"). Особое обаяние, тонкое чувство юмора, простота и непосредственность игры характеризуют иск-во Л. В 30-е гг. снимался в Голливуде: "Отверженные" и "Мятеж на "Баунти"" (1935) и др. В англ. ф. "Рембрандт" (1936, реж. Корда) создал проникнутый гуманизмом образ великого художника. В 1937 основал (с Э. Поммером и Дж. Максвеллом) кинофирму "Мейфлауэр пикчерс" и был продюсером ф. "Сосуд гнева" (1938), "Переулок св. Мартина" (1938) и "Таверна "Ямайка"" (1939), в к-рых исполнил гл. роли. В 1940 вновь уехал в США. Среди наиболее интересных работ Л. в 40 - 50-е гг. роли в ф.: "Сказки Манхэттена" (1942), "Подозреваемый" (1945), "Свидетель обвинения" (1957), "Дело Парадайна" (1947), "Триумфальная арка" (1948), "Выбор Хобсона" (1954). В 1955 пост. ф. "Ночь охотника".

Др. ф.: "Барреты с Уимпол Стрит", "Горбун собора Богоматери", "Кентервильское привидение", "Спартак", "Совет и согласие".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 1, М., 1965; Утилов В., Чарльз Лаутон, М., 1973; Lanchester E., Charles Laughton and I., L., 1938; Singer K. D., The Laughton story, Phil., 1954: Brown W., Charles Laughton, N. Y., 1970; Hicham С h., Charles Laughton, Garden City (N. Y.), 1976.

LAURITZEN, LAY

ЛА`УРИТЦЕН (Lauritzen) Лау

(13.3.1878 - 2.7.1938)

дат. режиссёр. В кино с 1914. С 1920 режиссёр и директор к/ст "Палладиум". Л. организовал комедийный дуэт актёров К. Шенстрема и X. Мадсена (Пат и Паташон) и ставил большинство ф. с их участием: "Кино, флирт и обручение" и "Солнце, лето и студенты" (1921), "Он, она и Гамлет" (1922), "Наши друзья зимой" (1923), "Дон Кихот" (1926) и др. Лучшие из этих комедий отличались грубоватым и подчас невзыскательным юмором. В 30-х гг. выпустил звук, варианты нек-рых из этих ф. и пост. неск. "народных комедий", сентиментально поэтизирующих бурж. добродетели: "Копенгагенцы" (1933), "Провинция зовёт" (1935), "Жениться? Нет, спасибо!" (1936).

Lauritzen L., (jun.), Lau Lauritzen senior, в кн.: 50 aare dansk film, Kbh., 1956; Engberg M., Fyog Bi, (Kbh.), 1980.

LAWSON, JOHN HOWARD

ЛО`УСОН (Lawson) Джон Хоуард

(25.9.1895 - 11.8.1977)

амер. драматург, искусствовед, обществ. деятель. В кино с 1929 (сц. ф. "Динамит"). Организатор Гильдии сценаристов в Голливуде. В 30 - 40-е гг. посц. Л. пост. ф. прогрес. направленности: "Блокада" (1938), посв. борьбе исп. народа с фашизмом, "Сахара" и "Операция в северной Атлантике" (1943), "Контратака" (1945) о борьбе с нацистской Германией. В 1947 вместе с девятью др. прогрес. деятелями Голливуда был обвинён комиссией по расследованию антиамер. деятельности и приговорён к тюремному заключению. Изгнанный из Голливуда, Л. продолжал работать как киновед. В СССР переведены и изданы его труды "Теория и практика создания пьесы и киносценария" (1960), "Фильм - творческий процесс, или Язык и структура фильма" (1965), а также кн. "Кинофильм в борьбе идей" (1954), разоблачающая реакц. идеологию бурж. кино-иск-ва.

Литература: The hidden heritage, N. Y., 1950.

LE CHANOIS

ЛЕ ШАНУА` (Le Chanois) (наст. фам. Дрейфюс, Dreyfus) Жан Поль

(25.10.1909 - 8.7.1985)

франц. режиссёр, сценарист. Учился медицине, сменил много профессий. С 1930 киножурналист, снимался во второстепенных ролях. Организовал с бр. Превер агитгруппу "Октябрь" (по типу сов. "Синей блузы"), с к-рой приезжал на гастроли в Москву! Сыграл одну из гл. ролей в комедии П. Превера "Дело в шляпе" (сц. Ж. Превер, 1932), был ассистентом реж. У Ж. Дювивье, Ж. Ренуара, А. Корда и др., монтажёром (монтировал ф." Марсельеза" Ренуара), автором диалогов, работал над муз. оформлением фильмов. Ле Ш. активно участвовал в движении Нар. фронта, входил в группу прогрес. киноработников "Сине-Либерте". После док. ф. "Жизнь человека" (о П. Вайян-Кутюрье, 1937) пост, на средства, собранные с помощью Франц. компартии и профсоюзов, худож.-публицистич. ф. "Время вишен" (1938).

Во время нем.-фаш. оккупации Франции Ле Ш., находясь на нелегальном положении, продолжал (под псевд.) писать сц. и готовил ф. о Движении Сопротивления. Док.-публицистич. ф. "В сердце бури" был завершён после освобождения Франции и вышел на экран в 1946. После 2-й мировой войны пост. серию ф., посв. социальной проблематике: "Школа бездельников" (1949) и "Через стену" (1961) о новых методах воспитания, "Дело доктора Лорана" (1956) о борьбе против суеверий, "Брачное агентство" (1952) о проблемах этики и морали. Эти ф. иллюстративны и дидактичны.

Заметное достижение Ле Ш.- ф. "Адрес неизвестен" (1951), поэтич. произведение, рисующее быт и нравы парижан. Юмор сочетался в нём с богатством жизненных наблюдений. Здесь в полной мере проявился талант Ле Ш. как бытописателя и психолога. К ф."Адрес неизвестен" примыкают комедии "Папа, мама, служанка и я" (1954) и её продолжение - "Папа, мама, моя жена и я" (1955). Ф. "Беглецы" (1955, Большая пр. франц. кино) - драм. история бегства трёх пленных французов из нем. лагеря во время 2-й мировой войны. Ле Ш.- автор сц. большинства своих ф., иногда с др. авторами. Место, к-рое занимал Ле Ш. во франц. кино, определяется гуманистич. и демократич. направленностью его творчества, стремлением художника поставить своё иск-во на службу прогрес. идеям современности. В 70-е гг. работал на ТВ.

Др. ф.: "Пустая идея" ("Неотразимый мятежник", 1939, вышел в 1942), "Господа Людовики" (1946), "Вот она, красавица" (1950), "Волшебное селение" (1955), "Отверженные" (по В. Гюго, 1958), "Мандрен" (1963), "Месье" (1964), "Садовник из Аржантея" (1966).

Литература: Гинзбург С, Жан-Поль Ле Шануа, в сб.: Франц. киноиск-во, М., 1960; Лепроон П., Совр. франц. кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960; Ле Шануа. Очерк творчества, сценарии, выступления, (М., 1972).

В. И. Божович.

LE ROY, MARVIN

ЛЕ РОЙ (Le Roy) Мервин

(р. 15.10.1900)

амер. режиссёр, продюсер. Был с эстрадным актёром. В кино с нач. C 20-х гг.- ассист. оператора, оператор, "гэгмен", сценарист, актёр. В режиссуре комедиями "Некуда идти" (1927) "Строптивая малышка" и "Бродвенский папочка" (1929) и др. Наиболее популярны ф. 30-х гг., реалистически показывавшие разл. стороны обществ. Жизни США: разгул гангстеризма ("Маленький Цезарь" по У. Р. Бёрнетту, 1930), социальную предвзятость бурж. Правосудия ("Я - беглый каторжник," по автобиографич. роману Р. Э Бёонса, 1932), расизм ("Они не забудут" по У. Грину, 1937). Режиссёр обращался к традиционным жанрам комедии ("Элмер Великий", 1933), мьюзиклу я ("Золотоискательницы 1933 года") мелодраме ("Мост Ватерлоо", 1940). В 1945 к/м ф. Ле Р "Дом, в котором я живу" получил пр "Оскар". После постановки биографич. ф. "Мадам Кюри". (1943) и картины на материале 2-й мировой войны "Тридцать секунд над Токио" (1944) работы Ле Р. Редко поднимались выше среднего уровня.

Среди др. ф.: "Маленькие женщины" (1948), "Камо грядеши" (по Г. Сенкевичу, 1951), "Розмари" (1954), "Большинство в один голос" (1961), "За мигом миг" (19660, "Тринадцать часов" (1970).

Литература: Take one, L. - N. Y., 1974.

LEACOCK, RICHARD

ЛИ`КОК (Leacock) Ричард

(р. 18.7.1921)

амер. режиссёр. Род. в Великобритании. С 1938 в США. Учился в Гарвардском ун-те. В годы 2-й мировой войны был воен. фотографом в Индии, Бирме, Китае. После войны оператор фильма Р. Флаэрти "Луизианская история" (1948). Работал на ТВ. С кон. 50-х гг. сотрудничал с Р. Дрю, основавшим в 1958 съёмочную группу (существовала до 1963), применявшую методы "прямого кино" - импровизац. съёмку, синхронную запись звука и т. п. Наиболее известные фильмы Л.: "Янки нет!" и "Первичные выборы" (сореж.) - оба 1960, "Эдди Сакс из Индианаполиса" (1961, об автогонщике Э. Саксе), "Неру" (1962), "Джейн" (об актрисе Дж. Фонда) и "Кризис: за обязательством президента" (сореж., о конфликте, связанном с допуском негров в ун-т штата Алабама) - оба 1963. Социально-критич. картины Л. вызвали недовольство телевиз. компании Эй-Би-Си и фирм, финансировавших их создание. Ф. "День счастливой матери" (1963, отмечен пр. неск. Мкф), раскрывавший механизм рекламной кампании в связи с рождением пятерых близнецов, был показан в США лишь в приглаженном перемонтаже ("Пять близнецов семьи Фишер"). В дальнейшем обратился к более традиц. формам биограф ич. очерков ("Игорь Стравинский, портрет", 1968, сореж. и др.). Пост. также ф.: "Руководители" (1969), Королева Аполлона" (1970), "Беседа с Луизой Брукс" (1973), "Варёные яйца" (1978), "Община, достойная похвалы" (1982, с М. Силвером).

LEAN, DAVID

ЛИН (Lean) Дейвид

(р. 25.3.1908)

англ. режиссёр. В кино с 1928. Пом. оператора, как монтажёр участвовал в работе над ф. "Пигмалион" (1938), "49-я параллель" (1941), "Один из наших самолётов пропал" (1942). В 1942 пост. ф. "В котором мы служим" (с Н. Коуардом, в сов. прокате "Повесть об одном корабле"), показавший стремление режиссёра к достоверности и кинематограф ич. выразительности. Эти особенности творч. метода Л. легли в основу тонкой психологич. драмы "Короткая встреча" (1945). В 1946 - 48 экранизировал романы Ч. Диккенса "Большие ожидания" и "Оливер Твист". Ф. "Звуковой барьер" (1952) о лётчиках, летающих на сверхзвук. самолётах, и "Летнее время" ("Летнее безумие", 1955) о романтич. драме стареющей женщины не достигали худож. уровня работ 40-х гг.

В ф. "Мост через реку Квай" (по П. Булю, 1957, гл. роли реж. А. Гиннесс) о пленных, замученных япон. оккупантами на стр-ве моста, причудливо сочетались пацифизм и милитаризм. Лента отмечена пр. "Оскар". В ф. "Лоуренс Аравийский" (1962, пр. "Оскар", в гл. роли П. О'Тул) восхвалялась подрывная деятельность англ. разведчика на Ближнем Востоке. В 1971 пост. ф. "Дочь Райна" о крестьянском восстании 1916 в Ирландии.

Др. ф.: "Эта счастливая семья" (1943), "Весёлое привидение" (1944), "Страстные друзья" (по Г. Уэллсу, 1949), "Мадлен" (1950), "Выбор Хобсона" (1954).

Литература: Pratley G., The cinema of David Lean, L., 1973.

LEAUD, JEAN PIERRE

ЛЕО` (Leaud) Жан Пьер

(р. 5.5.1944)

франц. актёр. В 14 лет дебютировал в роли Антуана Дуанеля в ф. реж. Ф. Трюффо "Четыреста ударов" (1959). Этому герою, взрослевшему с течением времени, поев. др. ф. Трюффо: новелла в ф. "Любовь в 20 лет" (1962), "Украденные поцелуи" (1968), "Семейный очаг" (1970), "Сбежавшая любовь" (1979). Снялся в ф. Трюффо "Две англичанки и "Континент"" (1971), "Американская ночь" (1973), а также в ф. реж.: Ж. Л. Годара - "Мужское - женское" (1966, пр. Мкф в Зап. Берлине), "Китаянка", "Сделано в США" и "Уикэнд" (все 1967), "Весёлое знание" (1968); П. П. Пазолини - "Свинарник" (1969); Б. Бертолуччи - "Последнее танго в Париже" (1972).

LEDOUX, FERNAND

ЛЕДУ` (Ledoux) Фернан

(р. 24.1.1897)

франц. актёр. Окончил Парижскую консерваторию. С 1921 в т-ре "Комсди Франсез". В кино с 1918 (ф. "Орфогра фическая ошибка", реж. Ж. Фейдер). Иск-во Л. отличается сочетанием острой характерности и бытового правдоподобия. Лучшие роли в ф. реж.: Ж. Ренуара - "Человек-зверь" (1938); Ж. Беккера - "Гупи - Красные руки" (1943); Ж. Гремийона -"Буксиры" (1941), "Белые лапки" (1948); М. Карне - "Вечерние посетители" (1942); Ж. П. Ле Шануа - "Папа, мама, служанка и я" (1954). Снялся также в ф. "Ослиная шкура" (1970, реж. Ж. Деми), "Китайцы в Париже" (1974, реж. Ж. Янн), "Алиса, или Последний побег" (1977, реж. К. Шаброль), "Тысяча миллиардов долларов" (1982, реж. А. Верней). В 1958 -67 преподавал в Парижской консерватории.

Др. ф.: "Карнавал истин", "Вилла "Судьба"", "Высота 3200", "Человек из Лондона", "Вечный конфликт", "Волки охотятся ночью", "Люди в белом", "Папа, мама, моя жена и я", "Приключения Тиля Уленшпигеля", "Меч и весы".

LEGRAND, MICHEL

ЛЕГРА`Н (Legrand) Мишель

(р. 24.2.1932)

франц. композитор, пианист, актёр. Учился в Парижской консерватории (у Н. Буланже). Автор музыки к ф. реж.: Ж. Л. Годара - "Женщина есть женщина", "Жить своей жизнью", "Отдельная банда"; Ж. Деми - "Лола", "Шербурские зонтики", "Девушки из Рошфора", "Ослиная шкура"; А. Барда - "Клео от 5 до 7"; Дж. Лоузи - "Ева", "Посредник", "Дороги на юг".

Др. ф.: "Семь смертных грехов", "Прекрасный май" (док. ф.), "Жизнь в замке", "Дело Томаса Крауна" (в США, пр. "Оскар" 1969), "Бассейн", "Лето 42" (в США, пр. "Оскар", 1972), "Супруги второго года революции" (в сов. прокате "Повторный брак"), "Одни и другие" (с Ф. Леем), "Атлантик-сити".

LEHOVEC

ЛЕ`ГОВЕЦ (Lehovec) Йиржи

(р. 3.1.1909)

чехосл. режиссёр, сценарист. Засл. арт. ЧССР (1967). Один из основателей чеш. школы кинодокументалистики. Увлекался фотографией, выставлял свои работы на междунар. выставках. В 1935 снял неск. сюжетов для спектакля "Май" (по К. Г. Махе) в Т-ре Э. Ф. Буриана. Как оператор участвовал в съёмках к/м фильмов. Реж. дебют - к/м ф. о Пра ге "Каменная слава" (1938). Пост. ф.: "Ритм" (1941), в к-ром стремился наг лядно передать музыку и эмоции, вызываемые ею, "Людвиг Куба" (1951) и "Мир красок Отакара Неедлого" (1954, Гос. пр. ЧССР, 1955) о чеш. художниках, "История старой реки" (1957), "Прага, мать городов" (1958). Пост, худож. ф. "Признание" (1951) и ф. об открытии пенициллина в Чехословакии - "Микоин РН = 510". Ведёт педагогич. работу, с 1946 зав. кафедрой режиссуры ФАМУ.

LEIGH

ЛИ (Leigh) Вивьен (наст. имя и фам. Вивиан Мэри Хартли, Hartley)

(5.11.1913 - 8.7.1967)

англ. актриса. Училась в Королев. академии драм. иск-ва (Лондон). В 1935 дебютировала в т-ре. В кино с 1934 (ф. "Дела идут на лад"). Работы Л. в ф. "Пламя над Англией" (1936), "Янки в Оксфорде" и "Переулок Св. Мартина" (1938) свидетельствовали о поисках актрисой своей темы, стиля. Искренность исполнения, интерес к сложной психологич. характеристике героинь, стремление выявить их внутр. облик вступали в этих ф. в противоречие со стандартной драматургией и ремесленной режиссурой. В работе над образом Скарлет О'Хара в ф. "Унесённые ветром" (1939, реж. В. Флеминг, США, пр. "Оскар") Л. проявила зрелость таланта, создала противоречивый, многоплановый и богатый оттенками характер. Здесь ясно обозначилась ведущая тема творчества Л.- трагизм столкновения человека с противоестественными условиями жизни, уродующими и растлевающими души людей. Успех картины принёс актрисе широкую известность. В 40-е гг. Л. сыграла ряд ролей, отмеченных неповторимым своеобразием её артистич. индивидуальности: Майра ("Мост Ватерлоо", 1940, США), Эмма ("Леди Гамильтон", 1941, реж. А. Корда), Клеопатра ("Цезарь и Клеопатра", 1946), Анна ("Анна Каренина", 1948, реж. Ж. Дювивье). Творческая манера Л. отличалась простотой исполнения, богатством полутонов, умением донести тончайший подтекст. В роли Бланш Дюбуа в ф. "Трамвай "Желание"" (1951, реж. Э. Казан, США, пр. "Оскар", пр. Мкф в Венеции, пр. Британской академии) актриса раскрывала тему несовместимости гуманистич. морали с бездушной философией мещанства. Доминирующая тема её ф. 50 - 60-х гг.- жизненный крах, крушение надежд - нашла продолжение в ф. "Римская весна миссис Стоун" (1961) и в последнем фильме Л. "Корабль глупцов" (1965, реж. С. Крамер) - оба США. Др. "р.: "Джентльменское соглашение", "Мрачное путешествие", "Буря в стакане воды", "Глубокое синее море".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 8, Л., 1973; Утилов В. А., Вивьен Ли, М., 1980; Robyns G., Light of a star, L., 1968; Dent A., Vivien Leigh, L., 1969; Edwards A., Vivien Leigh. A biography, L., 1977.

LELOUCH, CLAUDE

ЛЕЛУ`Ш (Lelouch) Клод

(р. 30.10.1937)

франц. режиссёр, продюсер. Начинал как кинолюбитель, работал в док. кино и в рекламе. В худож. кино с 1960 (ф. "Человеческая сущность"). Этот и его следующий ф. "Девушка и ружья" (1965) поев, проблемам молодёжи. В этих ф. Л. пользовался ручной камерой, ультрачувствительными эмульсиями, отказался от павильонных съёмок, добивался спонтанности актёрской игры. Фильм "Мужчина и женщина" (1966, гл. пр. Мкф в Канне, пр. "Оскар" и ряд др. пр.) принёс Л. широкую известность. Своим успехом эта лента во многом обязана исполнителям гл. ролей (Ж. Л. Трентиньяну и А. Эме), элегантности и изяществу внеш. формы, музыке комп. Ф. Лея. Однако начиная с этой картины коммерч. успех ф. стал для Л. самоцелью. В творчестве режиссёра достаточно чётко выделяются неск. направлений: мелодраматически-любовный жанр ("Жить, чтобы жить", 1967; "Человек, который мне нравится", 1969), ф.-памфлет ("Жизнь, любовь, смерть", 1969), детектив ("Хулиган", 1970, пр. ""Давид" Донателло"), приключенч. ф. ("Смик, смак, смок", 1971; "Приключение это приключение", 1972). Постепенно кинематограф Л. всё больше превращается в бизнес. Л. не имеет чёткой политич. ориентации, однако, как это часто бывает, конформизм в иск-ве в какой-то момент приводит его к реакционности. Так проявляется дух мизантропии и индивидуализма в ф. "Брак" (1975). Тенденциозная картина Движения Сопротивления во Франции изображена в ф. "Добрый и злые" (1976). В 1983 снял ф. "Эдит и Марсель". Л.- владелец крупного зрелищного комплекса.

Др. ф.: "С новым годом!" (1973), "Вся жизнь" (1974,), "Кот и мышь" (1975), "Если бы пришлось начать всё сначала" (1976), "Другой мужчина, лругой шанс" (1977), "Робер и Робер" (19/8), "Поборемся" (1979), "Одни и другие" (1981).

LEMMON, JACK

ЛЕ`ММОН (Lemmon) Джэк

(р. 8.2.1925)

амер. актёр, режиссёр. Учился в Гарвардском ун-те. Работал в т ре и на ТВ. С первых же ролей в кино (ф. "Это должно было случиться с вами", 1954, "Мистер Робертс", 1955, пр. "Оскар", "От этого не убежишь", 1956, и др.) стал одним из популярных актёров Голливуда. В ф. "Некоторые любят погорячее" (1959, в сов. прокате "В джазе только девушки"), "Квартира" (1960), "Нежная Ирма" (1963), "Аванти!" (1972), "Первая полоса" (1974) - все реж. Б. Уайлдера, "Чествование" (1980, пр. Мкф в Зап. Берлине, 1982) и др. умело сочетал комич. и драм. элементы. Снялся также в ф.: "Дни вина и роз" (1963, пр. Мкф в Сан-Себастьяне), "Спасите тигра" (1973, пр. "Оскар"), "Китайский синдром" (1979, пр. Мкф в Канне), "Пропавший без вести" (1981, пр. Мкф в Канне, 1982). В 1971 пост. ф. "Котч". В 1980 получил пр. ""Давид" Донателло".

LENARTOWICZ, STANISLAW

ЛЕНАРТО`ВИЧ (Lenartowicz) Станислав

(р. 7.2.1921)

польск. режиссёр. Окончил Вроцлавский ун-т (1948) и Высш. школу т-ра и кино в Лодзи (1953). Ставил науч.-популяр. ф., гл. обр. об иск-ве. Дебют в худож. кино - новелла о велосипедистах в ф. "Три старта" (1955). Среди ф.: "Зимние сумерки" (1957), "Дневник пани Ганки" (1963), "Джузеппе в Варшаве" (1964, в сов. прокате "Итальянец в Варшаве"), "Это я убил" (1975), "Через год, через день, через миг" (1976).

В рус. пер.: Организация времени и пространства в произведении киноиск-ва, в сб.: Вопросы киноиск-ва, М., 1957.

LENI, PAUL

ЛЕ`НИ (Leni) Пауль

(8.7.1885 - 2.9.1929)

нем. режиссёр, художник. Учился в берлинской Академии изящных иск-в. Был актёром, художником, режиссёром в "Немецком театре" М. Рейнхардта. Как художник кино дебютировал в ф. "Кошачья тропа" (1913). Сотрудничал с реж. Дж. Маем ("Бронированный склеп", "Истина побеждает"), Р. Освальдом ("Леди Гамильтон"), А. Робизоном ("Манон Леско"). В 1916 пост. первый ф. "Дневник доктора Харта". В изобразит, решении ф. "Чёрный ход" (1921, с Л. Йеснером) и "Кабинет восковых фигур" (1924) наиболее полно проявились особенности нем. киноэкспрессионизма. С 1927 Л. работал в Голливуде, где пост. ф.: "Кот и канарейка" (1927), "Человек, который смеётся" (по В. Гюго) и "Китайский попугай" (1928), "Последнее предупреждение" (1929) и др.

Литература: Kurtz R., Exprcssionismus und Film, В., 1926; Eisner L. H.. Damonische Leinwand, Wiesbaden ;Biebrich, 1955; Кraсauer S., Von Caligari bis Hitler, Hamb., 1958.

LEONE, SERGIO

ЛЕО`НЕ (Leone) Серджо

(р. 3.1.1929, по др. данным, 1921)

итал. режиссёр. С сер. 40-х гг. работал ассистентом реж. У. Уайлера, Р. Уайза, Ф. Циннемана и др. Писал сц. псевдоисторич. ф. и ф. на мифологич. сюжеты. Как режиссёр завершил съёмки ф. "Последние дни Помпеи" реж. М. Боннара (1959). В 1961 пост. ф. "Колосс Родосский". В 1962 закончил за Р. Олдрича ф. "Содом и Гоморра". Известность получил как "отец" итал. вестерна. Снятый им под псевд. Б. Робертсона ф. "За пригоршню долларов" (1964) имел неожиданно широкий финансовый успех и положил начало целому "направлению" в итал. кино 60-х гг. Все ситуации, трюки, приёмы в ф. Л. "За несколько лишних долларов" (1965), "Хороший, плохой, злой" (1966), "Однажды на Дальнем Западе" (1968) и "Опусти голову" (1971) заимствованы из амер. вестерна, но режиссёр сумел выработать собств. "стиль", нашедший в Италии мн. подражателей,- мрачный, ложно многозначительный, насыщенный жестокостью. Вестерны Л. сделаны на высоком проф. уровне, в них снимались известные итал. актёры под англ. псевдонимами, выразительную музыку к ним писал популярный комп. Э. Морриконе."Спагетти-вестерны", как их прозвали, и их успех - характерное явление бурж. "массовой культуры". В 1984 пост. ф. "Однажды в Америке" (США).

LEPROHON, PIERRE

ЛЕПРОО`Н (Leprohon) Пьер

(р. 3.9.1903)

франц. киновед. С кон. 20-х гг. сотрудничает во мн. периодич. изданиях. Автор книг: "Немецкое кино" (1928), "Чарли, или Рождение мифа" (1935), "Кино и Гора" (1944), "Современные французские кинорежиссёры" (1957, рус. пер. 1960), "История кино" (т. 1 - 2, 1961 - 63) и др.

LESTER, RICHARD

ЛЕ`СТЕР (Lester) Ричард

(р. 19.1.1930)

англо-амер. режиссёр. Родился и получил образование в США. Работал на амер. ТВ, снял муз. т/ф в Лондоне и надолго обосновался там. В кино дебютировал короткометр. лентой "Бегущий, скачущий и спокойно стоящий фильма" (1959). В творчестве Л. в полной мепе нашел отражение господствовавший в 60-е гг. спонтанно-импульсивный "молодежный стиль жизни", отрицавший традиц. бурж. ценности. Для ф. этого периода характерны импровизационность "рваный" монтаж, рекламная броскость сюрреалистич. эффекты, сатирич. выпады в адрес представителей гос. социально-политич. машины. Эти черты проявились и в муз. ф. с участием квартета "Битлз" ("Вечер трудного дня", 1964 "На помощь", 1965 и в комедии на молодежную тему ("Сноровка... и как её приобрести", 1965, гл. пр. Мкф в Канне) и в антивоенных, сатирич. лентах ("Как я выиграл войну", 1967; "Жилая комната", 1969). В более поздних работах Л. начинают преобладать черты стилизаторства: "Три мушкетёра" и "Четыре мушкетёра" (1973), "Робин и Мэриан" (1976, в сов. прокате "Возвращение Робина Гуда"), "Буч и Санденс - юность" и "Куба" (1979), "Супермен II" (1980), "Супермен III" (1983).

LEWIS, JERRY

ЛЬЮ`ИС (Lewis) Джерри (наст. имя и фам. Джозеф Левич, Levitch)

(р. 16.3.1926)

амер. актёр, режиссёр, продюсер. С 1946 выступал на эстраде в ночных клубах и по радио в паре с актёром и певцом Д. Мартином. Их дебют в кино состоялся в 1949 вместе с др. "радиозвездой" М. Уилсон, персонаж к-рой дал название их первому ф.- "Моя подруга Ирма". В 1-й пол. 50-х гг. Мартин и Л. с большим успехом выступали вместе по ТВ и в ряде ф., наиболее известные из к-рых "Это мой мальчик", "Прожигая жизнь", "Художники и натурщицы" и сатира на киноманию "Голливуд, или Пропал". В 1957 Л. основал собств. фирму, где выступал попеременно в качестве продюсера, режиссёра (с 1960), сценариста и актёра. Постановки Л. "Посыльный" (1960), "Ухажёр" (1961), "Козёл отпущения" (1964), "Фамильные драгоценности" (1965) и др. были отмечены обновлением традиций немой "комической", сатиричностью и нек-рой сентиментальностью, связанной с постоянным образом гл. героя. Наиболее удачная актёрская и реж. работа Л.- ф. "Сумасшедший профессор" (1963) - комич. вариант классич. сюжета о докторе Джекиле и мистере Хайде Р. Л. Стивенсона, где скромный и некрасивый химик превращался в пародийно неотразимого певца-ловеласа. В результате постепенного падения популярности, вызванного нек-рым однообразием комич. эффектов, Л. в 70-е гг. не снимался и появился на экране лишь в 1980 в собств. ф. "Тяжело работая". В 1982 снялся в роли известного комедийного актёра в ф. "Король комедии". В 1983 пост, комедию "Стол с закусками" и снялся в гл. роли.

LEYDA, JAY

ЛЕ`ЙДА (Leyda) Джей

(р. 12.2.1910)

амер. киновед, литературовед. С 1930 ассист. режиссёра и фотограф. Снял ф. "Утро Бронкса" (1932). В 1933 - 35 учился у С. М. Эйзенштейна во ВГИКе, был его ассистентом-практикантом в ф. "Бежин луг". С 1936 в Отделе кино Музея совр. иск-ва в Нью-Йорке. Работал во Франц. синематеке в Париже (1957 - 58), гос. киноархивах КНР (1959 - 64) и ГДР (1964 - 69). Л. внёс серьёзный вклад в пропаганду достижений сов. кино, в частности творчества Эйзенштейна. Перевёл (на англ. яз.) его важнейшие теоретич. статьи, составил из них кн. "Чувство кино" (1942), "Форма кино" (1949), "Статьи о кино" (1968); при его участии и под его редакцией вышли (англ.) переводы книги В. Нижнего "На уроках режиссуры С. Эйзенштейна" (1962) и сб. сц. "Броненосец "Потёмкин"", "Октябрь", "Александр Невский" (1974). Разобрав и научно систематизировав в 1950 - 52 рабочий материал неоконченной эпопеи "Да здравствует Мексика!", Л. смонтировал из дублей и вариантов многих её кадров 2 уч. ф., познакомивших мировую общественность с подлинным замыслом и методом реж. работы Эйзенштейна над этой картиной.

Литература: Robert Flaherty, В., 1964 (с W. Klaue);

Литература: Films beget films; A study of the compilation film, L., 1964; Dianyng (Electric Shadows). An account of films and the film audience in China, Camb. (Mass.) - L., 1972.

L'HERBIER, MARCEL

Л'ЭРБЬЕ` (L'Herbier) Марсель

(23.4.1890 - 28.11.1979)

франц. режиссёр. Получил юридич. образование. В 1919 по заказу службы франц. пропаганды в США Л'Э. снял ф. "Роза - Франция", в к-ром в сентиментальной манере рассказывалась история любви франц. девушки и раненого амер. офицера. В последующих фильмах Л'Э. уделял гл. внимание поискам средств кинематографич. выразительности, прибегал к причудливым декорациям, мягкофокусной съёмке, деформирующей оптике. Сняв ф. "Карнавал истин" (1919), "Эльдорадо" (1920) и "Бесчеловечная" (1923), Л'Э. приобрёл известность как один из мастеров, противостоящих своим творчеством коммерческому кино. Л'Э. являлся одним из ведущих деятелей "Авангарда". В 30-е гг. он стал чисто коммерч. режиссёром. Только ф. "Фантастическая ночь" (1942), пост, в период фаш. оккупации Франции, отличался стремлением найти оригинальное худож. решение был попыткой бегства от жестокой действительности в мир фантастики и сновидений. В 50-е гг. Л'Э. оставил режиссуру, занимался педагогич. и адм. деятельностью. Был основателем (1943) и до 1950 ректором Ин-та высш. кинематографич. образования (ИДЕК), почётным през. Ассоциации киноавторов. Выпустил кн. "Intelligence du cinematographe" (1946) - антологию текстов по истории кинематографич. мысли. Л'Э.- автор уч. ф. "Дань уважения Дебюсси" (1964), "Кино дьявола" (1966), "Феерия фантаз-мов" (1974).

Др. ф.: "Вилла "Судьба"" и "Прометей - банкир" (1921), "Дон Жуан и Фауст" (1922), "Покойный Матиас Паскаль" (по Л. Пиранделло, 1925), "Деньги" (по Э. Золя, 1927), "Тайна жёлтой комнаты" (1930), "Вооружённая стража" (1935), "Дверь в открытое море" (1936), "Адриенна Лекуврёр" (1938), "Последние дни Помпеи" (1949), "Отец мадемуазель" (1953).

Лепроон П., Совр. франц. кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960; Сatеlain J., Marcel L'Herbier, P., 1951.

LINDER, MAX

ЛИ`НДЕР (Linder) Макс (наст. имя и фам. Габриель Максимилиан Лёвьель, Leuvielle)

(16.12.1883 - 30.10.1925)

франц. актёр. Учился в консерватории в Бордо. Играл в парижских т-рах чАмбигю комик" и "Варьете". С 1905 снимался в ф. фирмы "Пате" ("Первый выход ученика" и др.). В 1910 - 13 совершил триумфальное турне по Германии, Испании и России, во время к-poro его выступления на сцене перемежались демонстрацией фильмов. Лучшие ф. этого периода: "Макс - жертва хинина", "Макс-виртуоз", "Макс-тореадор". С 1912 начал сам ставить фильмы. Иск-во Л. знаменовало переход от элементарного комизма погонь, пинков и падений к поискам комедийной характерности, бытовым и психологич. зарисовкам. Неотъемлемые принадлежности образа, созданного Л. во мн. ф., - элегантный костюм, трость, тёмные усики, ослепительная улыбка. Источники комич. ситуаций - опьянение, влюбчивость, чрезмерная предприимчивость Макса, его самонадеянность и легкомыслие, жертвой к-рых он часто становился. Блестяще владея техникой комического, актёр весело подтрунивал над слабостями своего героя. Раннее творчество Л. оказало влияние на Ч. Чаплина. После 1-й мировой войны снимался во Франции, США и Австрии, однако его ф. уже не пользовались прежним успехом. Тяжело переживая неудачи, Л. заболел нервным расстройством и покончил жизнь самоубийством. Его последний ф. "Король цирка" (1925, сц. Л., реж. Э. Виоле) пост. в Австрии. В 1964 на экраны Франции вышел ф. "В компании Макса Линдера", в к-рый вошли ленты, снятые Л. в США в 1921 - 22 ("Будьте . моей женой", "Семь лет несчастья" и "Три мушкетёра").

Среди др. ф.: "Первые шаги на льду" и "Мысли апаша" (1907), "Завоевание" (1968), "Брак по-американски" и "Побеждённая застенчивость" (1909), "Макс-воздухоплаватель", "Макс ищет невесту", "Макс упускает богатую невесту" и "Макс женится" (1910), "Макс - законодатель мод" и "Макс Линдер против Ника Винтера" (1912), "Дуэль Макса" (1913), "Макс-иллюзионист" (1914), "Макс между двух огней" (1916), "Макс идёт напролом" (1917), "Маленькое кафе" (1919, соавтор сц. Л., реж. Л. Бернар), "На помощь!" (1923, соавтор сц. Л., реж. A. Ганс. Юткевич С. И., Макс Линдер. (Жизнь - работа - смерть), 2 изд.,М.- Л., 1926; Комики мирового экрана, (сост. B. С. Головской), М., 1966; Трауберг (Л., Мир наизнанку, М., 1984.

В. И. Божович.

LIPSKÝ, OLDRICH

ЛИ`ПСКИЙ (Lipský) Олдржих

(р. 4.7.1924 - 19.10.1986)

чехосл. режиссёр. Нар. арт. ЧССР (1979). Учился в Пражском ун-те. Руководил Т-ром сатиры, основал Т-р пражской эстрады (ныне т-р "ABC") и проф. ревю на льду. С 1949 на к/ст "Баррандов". Его первые ф.- "Курица и пономарь" (1951), "Рассказы Гашека" (1952, с Губачеком). В ф. "Представление состоится" (1954, пр. Мкф в Карлови-Вари) начал разрабатывать одну из гл. тем своего творчества, посв. цирку; пост. ф.- "Цирк едет!" (1960), "Шесть медведей и клоун Цибулька" (1972), "Цирк в цирке" (1975, с СССР, в сов. прокате "Соло для слона с оркестром"). Традиции Я. Гашека ощущаются в ф. "Образцовый кинематограф Ярослава Гашека" (1956), утопич. комедии "Человек первого века" (1961). В духе т. н. сумасшедших комедий сделаны ф. "Хэппи-энд" (1967), науч.-фантастич. лента "Я убил Эйнштейна, господа!" (1970). Особое место в творчестве Л. занимают ф.-пародии "Лимонадный Джо" (по Й. Брдечке, 1964, пр. Мкф и пр. ФИПРЕССИ в Сан-Себастьяне), "Четырёх убийств достаточно, дорогая!" (1971), "Адела ещё не ужинала" (1978). Современности поев, комедии Л. "Яхим, бросай его в машину!" (1974, в сов. прокате "Вычисленное счастье"), "Маречек, подайте мне ручку" (1976). В 1977 пост. ф. "Да здравствуют духи!", в 1981 - "Тайна карпатского замка", в 1983 - "Сердечный привет с земного шара", в 1984 - "Три ветерана".

LITTIN, MIGUEL

ЛИТТИ`Н (Littin) Мигель

(р. 9.8.1942)

чил. режиссёр. В 1959 - 62 изучал драм, иск-во в Чил. ун-те. В 1963 работал с Й. Ивенсом над. ф. "Поедем в Вальпараисо", "Поезд победы". В 1964 ассистент реж. Э. Сото в док. ф. "У меня была подруга". Снимался в к/м ф. "Неграмотность" и "Ана" (оба реж. Сото). В 1965 пост. к/м ф. "За чужую землю" о проблемах молодёжи. С 1968 преподавал на отделении аудиовизуальных исследований Чил. ун-та. В 1969 снял п/м худож. ф."Шакал из Науэльторо", в к-ром вскрываются социальные причины совершённого преступления. В 1970 возглавил профсоюз кинодеятелей, активно поддерживавший С. Альенде на выборах. С 1971 през. кинокомпании "Чиле-фильмс". В 1971 пост, п/м док. ф. "Товарищ президент" о жизни през. Альенде, в 1972 - 1973 - "Земля обетованная" - п/м игровой ф. о провозглашении "социалистич. республики" в Чили в 1932 (просуществовала лишь 12 дней). После фаш. переворота 1973 живёт в Мексике. Снял ф.: "События на руднике Марусиа" (1975, Мексика, пр. "Оскар", 1976), "Да здравствует президент!" ("Превратности метода" по А. Карпентьеру, 1978, Мексика - Франция - Куба) и "Вдова Монтьель" (по Г. Гарсии Маркесу, 1979, Мексика - Куба - Венесуэла - Колумбия), "Альсино и Кондор" (1982, с Никарагуа, Кубой, Мексикой, Коста-Рикой, гл. пр. Мкф в Москве, 1983).

Литература: Cine Chileno. La tierra prometida, Caracas, 1974.

LITVAK, ANATOLE

ЛИТВА`К (Litvak) Анатоль

(5.5.1902 - 15.12.1974)

амер. режиссёр. Род. в Киеве. Изучал философию в Петрограде. Занимался в театр, студиях, в т. ч. у Е. Б. Вахтангова и В. Э. Мейерхольда. Играл на сцене, пост. неск. спектаклей. С 1925 работал в небольших т-рах Парижа. В 1930 в Германии дебютировал в кино (ф. "Долли делает карьеру"). До сер. 1930-х гг. снимал во Франции, Германии и Великобритании комедии ("Песнь одной ночи"), приключенч. ф. ("Кале - Дувр"), мелодрамы ("Майерлинг") и др. С 1936 в США. Завоевал в Голливуде репутацию "актёрского" режиссёра. В фильмах Л. участвовали крупнейшие амер. актёры: М. Хопкинс ("Женщина, которую я люблю", 1936), Э. Робинсон ("Удивительный доктор Клиттерхауз", 1938), Э. Флинн ("Сестры", 1938), Б. Дейвис ("Всё это и небо в придачу", 1940) и др. В 1939 пост. один из первых в США антифаш. ф. "Признания нацистского шпиона". Во время 2-й мировой войны с Ф. Капрой сделал известную док. серию "Почему мы сражаемся". В 1948 пост. ф. "Змеиная яма", показавший атмосферу, царящую в психиатрич. лечебницах США. В 50 - 60-х гг. снимал картины в США, Великобритании, Франции. Среди них - мелодрама "Акт любви" (1954, с участием К. Дугласа и Д. Робен), психологич. драма "Глубокое синее море" (1955, с участием В. Ли), ф. "Снова прощай" (по роману Ф. Саган "Любите ли Вы Брамса?", 1961, с участием И. Бергман и А. Перкинса), "Ночь генералов" (по X. Кирсту, 1966, с участием П. О'Тула и О. Шарифа). В 1970 во Франции экранизировал криминальный роман С. Жапризо "Дама в автомобиле, в очках и с ружьём". В. Ю. Дмитриев.

LIZZANI, CARLO

ЛИДЗА`НИ (Lizzani) Карло

(р. 3.4.1917)

итал. режиссёр, сценарист, историк кино. Учился в Эксперим. киноцентре в Риме. В нач. 40-х гг. примкнул к группе антифашистски настроенных критиков, заложивших идейно-худож. основы неореализма. В кино с 1945 как сценарист, ассист. режиссёра и актёр в фильмах А. Вергано, Дж. Де Сантиса, Р. Россел-лини, А. Латтуады. В 1950 снял док. ленту "На Юге кое-что переменилось", в 1951 - "Модена - город Красной Эмилии". Создав независимый от продюсеров кинокооператив, пост, худож. ф. "Опасно: бандиты!" (1951, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1952), посв. борьбе итал. партизан. Антифашистский по своему звучанию, ф. подвергся цензурным преследованиям. В 1953 экранизировал роман В. Пратолини "Повесть о бедных влюблённых" (пр. Мкф в Канне, 1954, и др.). В 1955 пост, комедию "Развинченный", в 1957 вернулся в док. кино, сняв в Китае п/м док. ф. "Великая Китайская стена". Пост. остросюжетные, снятые в док. манере антифаш. историч. ф. "Горбун" (1961), "Золото Рима" (1961) и "Веронский процесс" (1963). Ленты "Бандиты в Милане" (1968), "Барбаджа" (1969) и др. были сделаны в жанре "полицейского" или гангстерского ф., однако в них преобладали мотивы социальной критики и элементы социального исследования. Под псевд. Ли Бивер пост. неск. "вестернов по-итальянски". В 1968 экранизировал повесть Дж. Верги "Любовница Граминьи" (в гл. ролях Дж. М. Волонте и С. Сандрелли, с НРБ). В русле итал. политич. кино Л. пост. ф. о бесславном конце дуче - "Муссолини: последний акт" (1974), как бы продолжавший ф. "Веронский процесс". В 1976 на материале газетной хроники пост. ф. "Площадь Сан-Бабила, 20 часов: бессмысленное убийство", обличавший преступления молодых итал. неофашистов. В 1976 - 77 снял п/м док. ф. об ангольской революции "Африка чёрная, Африка красная". В 1980 экранизировал роман И. Силоне "фонтамара"о нищете и отсталости южноитал. деревни в 20 - 30 е гг., в 1982 пост. ф. "Дом с жёлтым ковром".

Др. ф.: "На окраине большого города" и эпизод "Любовь, за которую платят" в ф. "Любовь в городе" (1953), "Эстерина" (1959), "Конный карабинер" (1961), "Горькая жизнь" и "Челестина" (1964), новелла "Автострада под солнцем" в ф. "Нервная дрожь" ("Трил-линг", 1965), "Проснись и убей" и "Доллары текут рекой" (1966), "Да почиет!" ("Requies-cant", 1967), "Примерный Рим" (1971), "Чёрный Турин" (1972), "Клейнхоф-Отель"(1977).

Литература: Il cinema italiano. 1895 - 1979, v. 1 - 2, Roma, 1980; в рус. пер.- Итал. кино, М., 1956.

Г. Д. Богемский.

LLOYD, FRANK

ЛЛОЙД (Lloyd) Фрэнк

(2.2.1889 - 10.8.1960)

амер. режиссёр, сценарист, продюсер. Род. в Великобритании, с 1910 жил в США. Был актёром, с 1915 режиссёр. Среди более чем 100 поставленных им ф. наибольшим успехом пользовались экранизации ("Повесть о двух городах" по Ч. Диккенсу, 1917; "Отверженные" по В. Гюго, 1918; "Оливер Твист" по Диккенсу, 1922; "Кавалькада" по Н. Коуарду, 1932, пр. "Оскар"), костюмно-историч. ф. ("Божественная леди", 1929, о леди Гамильтон, пр. "Оскар"; "Если бы я был королём", 1938, о Ф. Вийоне) и приключенч. ф. ("Морской ястреб", 1924; "Мятеж на "Баунти"" по Ч. Нордхоф-фу и Дж. Холлу, 1935, пр. "Оскар"). Среди др. ср.: "Под двумя флагами" (1936), "Шанхайская история" (1954), "Последний приказ" (1955).

LLOYD, HAROLD

ЛЛОЙД (Lloyd) Гарольд

(20.4.1893 - 8.3.1971), амер. актёр. Образование получил в школах драм. иск-ва в Денвере и Сан-Диего. С 1913 снимался в эпизодич. ролях в ф. кинофирмы Эдисона, затем - у М. Сеннетта. В своих первых к/м ф. под рук. реж. X. Роуча пытался подражать Ч. Чаплину (серия "Одинокий Люк", 1915 - 17), но вскоре создал собств. комедийную маску - изящного, воспитанного молодого человека в шляпе-канотье и роговых очках. Зритель симпатизировал герою, что и определило успех новой маски. В 20-е гг. Л. занимал место среди лучших амер. комиков немого кино. Комедии с его участием воспевали амер. общество "процветания" и "равных возможностей". В характере осторожного, даже трусливого героя Л. появляются упрямство, напористость и непреодолимый оптимизм. В духе эпохи "просперити" герой Л. (обычно наивный провинциал, мелкий клерк, продавец и т. п.), пройдя через множество приключений, насыщенных комедийными ситуациями, завоёвывает сердце любимой девушки и богатство. Среди картин этого периода: "Прирождённый моряк" (1921), "Бабушкин внучек" и "Доктор Джек" (1922), "Наконец в безопасности" (1923), "Жено-боязнь" (1924), "Первокурсник" (1925), "Младший брат" (1927). Типичные "комедии положений", картины Л. привлекали остроумными гэгами, комич. ситуациями, акробатич. трюками, а также комедийным изображением жизни и быта "среднего американца" в совр. большом городе. Своим успехом он был во многом обязан комедийной выдумке и мастерству сценаристов, гэгменов, режиссёров (Роуч, Ф. Ньюмейер, Т. Уайльд). После прихода звука в кино Л. дополнил и развил свои гэги с помощью высокого мальчишеского голоса, к-рый подходил к его экранному образу. Но всё же популярность его в 30-е гг. пошла на убыль. Снялся в ряде ф., лучший из них - "Безумие кино" (1932). Последний ф. с его участием "Грехи Гарольда Дидлбока, или Безумная среда" (1947, реж. П. Стёрджес) - абсурдная комедия, отличная от обычного типа его юмора. В 1952 получил спец. пр. "Оскар". Выступал и как продюсер. Кинокомпания "Парамаунт" выпустила на экран монтажный ф."Мир комедий Гарольда Ллойда" (1962) и "Забавная сторона жизни" (1963).

Cahn W., Harold Lloyd's world of comedy, N. Y., 1964; Borde R., Harold Lloyd, (Lyon), 1968; Lacourbe R., Harold Lloyd, P., 1970; Schickel R., Harold Lloyd, Boston - N. Y., (1974).

LOACH, KENNETH

ЛО`АЧ, Лоуч (Loach) Кеннет

ЛОАЧ, Лоуч (Loach) Кеннет (р. 17.6.1936), англ. режиссёр. С 1963 работал на ТВ. Оригинально используя приёмы док. и игрового кино, Л. снял неск. динамичных и увлекательных ф., среди к-рых широкую известность приобрёл ф. "Кэт, приди домой", посвященный жилищному кризису в стране. Ф. вызвал парламентские дебаты, вынудил принять срочные меры по оказанию помощи ряду бездомных. Дебютом в худож. кино стал ф. "Бедная корова" (1967) о странной девочке из лондонского предместья - жертве социальной несправедливости. В 1969 вышел ф. "Кес" (гл. пр. Мкф в Карлови-Вари, 1970), поднимавший проблемы семьи, образования и воспитания подростков. Ф. "Семейная жизнь" (1972, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Зап. Берлине) и т/ф "Дни надежды" (1975) были поев, острым социальным проблемам и наполнены интересом и сочувствием к жизни простых людей Великобритании. Его ф. сняты в простой док. манере, с минимальными затратами средств; режиссёр почти не привлекает проф. актёров. В 1979 пост. ф. "Чёрный Джек", в 1981 - "Взгляды и улыбки".

LOGAN, JOSHUA

ЛО`ГАН (Logan) Джошуа

(р. 5.10.1908)

амер. режиссёр. Учился в воен. академии, окончил Принстонский ун-т. В кон. 20-х гг. стажировался в МХТ в Москве. В 1930 ставил спектакли в Лондоне. По возвращении в США стал одним из ведущих театр. режиссёров. К кино обращался периодически с 1936 как сценарист и асе ист. режиссёра, в 1939 был сорежиссёром ф. "Я вновь встретил свою любовь". В 50 - 60-е гг. был режиссёром известных картин, основанных в большинстве случаев на собств. бродвейских постановках. Среди фильмов Л.: психология, драмы "Пикник", "Автобусная остановка" (оба по У. Инджу, 1956), "Сайонара" (1957), "Фанни" (по М. Паньолю, 1961), мьюзиклы "Юг Тихого океана" (1958), "Камелот" (1967), "Покрась свой фургон" (1969), а также комедии "Невероятная история" (I960), "Младший лейтенант Пулвер" (1963).

LOLLOBRIGIDA, GINA

ЛОЛЛОБРИДЖИ`ДА (Lollobrigida) Джина

(р. 4.7.1927)

итал. актриса. Училась на курсах пения, затем в театр. уч-ще. Работала манекенщицей. С 1946 снималась в эпизодич. ролях. С 1947 участвовала в конкурсах красоты, была замечена продюсерами и режиссёрами, снялась в ф. "Паяцы", "Набат", "Ансельмо некогда" и др. Первая значит. работа - в антифаш. ф. "Опасно: бандиты!" (1951, реж. К. Лидзани). В 1951- 1952 снималась в ф. разл. жанров у реж. А. Блазетти, М. Камерини, М. Сольдати, П. Джерми, а также во Франции у Кристиан-Жака в ф. "Фанфан-Тюльпан" и у Р. Клера в ф. "Ночные красавицы", завоевав симпатии зрителей прежде всего своими внешними данными. Более глубоко дарование Л. раскрылось только в ролях простых итал. женщин в ф. "Провинциалка" (1953, реж. Сольдати) и "Римлянка" (1954, реж. Л. Дзампа), а также в популярных комедиях: "Хлеб, любовь и фантазия" (1953) и "Хлеб, любовь и ревность" (1954) - оба реж. Л. Коменчини. Эти ф. сделали актрису одной из самых ярких "звёзд" зап. кино сер. 50-х гг. В 60 - 70-х гг. снималась гл. обр. за границей, преим. в развлекат. фильмах. В 1976 как реж.-доку мента л ист сняла ф. о Кубе. Занимается худож. фотографией.

Др. ф.: "Энрико Карузо", "Неверные", "Большая игра" (Франция), "Самая красивая женщина на свете", "Трапеция" (США), "Собор Парижской богоматери" (Франция), "Имперская Венера", "Красавица Ипполита", "Бурное море", "Прекрасный ноябрь", "Король, дама, валет" (ФРГ).

LOREN, SOFIA

ЛОРЕ`Н (Loren) София (наст. фам. Шиколоне, Scicolone)

(p. 20.9.1934)

итал. актриса. С 1949 участвовала в конкурсах красоты в Неаполе и в том же году в Риме начала сниматься в эпизодич. ролях (ф. "Камо грядеши?", "Сердца на море" и др.). Внешние данные актрисы были замечены в ф."Торговля белыми рабынями" и "Африка под морями" (1952). Известность Л. принесло участие в ф. "Золото Неаполя" (1954, реж. В. Де Сика). Её успех упрочился после исполнения гл. роли в ф. "Женщина с реки" (1955, реж. М. Сольдати). Снималась в комедийных ф.: "Как жаль, что эта каналья", "Знак Венеры", "Прекрасная мельничиха". Амер. реж. С. Крамер снял Л. в ф. "Гордость и страсть" (1957). В 1957 - 58 снялась в Голливуде в ф. "Мальчик на дельфине", "Любовь под вязами", "Чёрная орхидея" (пр. Мкф в Венеции, 1958), а также в ф. "Ключ" (Великобритания) и др. Участие в ф. голливудских режиссёров в ролях экзотич. красавиц увеличило её популярность за пределами Италии. Возвратившись на родину, Л. стала сниматься гл. обр. в ф. реж. Де Сика. Режиссёр сумел раскрыть дарование актрисы. Она создала драм, и комедийные образы в его ф. "Боккаччо, 70" (1961), "Затворники Альтоны" (1962), "Вчера, сегодня, завтра" (1963). Достижением Л. стала роль простой итал. женщины Чезиры в анти-воен. и антифаш. ф. "Чочара" (1960, пр. Мкф в Канне, 1961, пр. "Оскар"), а также Филумены в ф. "Брак по-итальянски" (1964, пр. Мкф в Москве, 1965). Снялась также в сов.-итал. ф. "Подсолнухи" (1969) и в последней ленте реж. Де Сика "Поездка" (1974, пр. Мкф в Сан-Себастьяне). Одна из заметных работ Л.- гл. роль в ф. "Необычный день" (1977, реж. Э. Скола). В 1979 снялась в ф. "Сила огня" (в Великобритании). Продолжала выступать во мн. ф., гл. обр. иностр. режиссёров ("Сид", "Мадам Сан-Жен", "Падение Римской империи", "Арабеска", "Человек из Ламанчи").

Др. ф.: "Аида", "Хлеб, любовь и ...", "Жила-была", "Графиня из Гонконга" (Великобритания), "Жена священника", "Белое, красное и...", "Вердикт" (Франция), "Короткая встреча" (Великобритания), "Мост Кассандры" (США).

Литература: Sophia: living and loving. Her own story L., 1979.

LORRE, PETER

ЛО`РРЕ (Loire) Петер (наст. имя и фам. Ласло Лёвенштайн, Lowenstein)

(26.6.1904 - 23.3.1964)

нем. и амер. актёр. По нац. венгр. Выступал в т-рах Вены и Берлина. В кино с 1928 (ф. "Пробуждение весны"). Успех пришёл к Л. с первой значит. ролью в ф. "М" (1931, реж. Ф. Ланг). Играл в ф.: "Сверху вниз" (1934, реж. Г. В. Пабст, Франция), "Человек, который слишком много знал" (1934) и "Секретный агент" (1936) - оба реж. А. Хичкока (Великобритания), "Преступление и наказание" (1935, реж. Дж. Штернберг), "Мальтийский сокол" (1941, реж. Дж. Хьюстон), "Касабланка" (1943, реж. М. Кёртиц), "Мышьяк и старое кружево" (1944, реж. Э. Любич), "Вокруг света в 80 дней" (1956, реж. М. Андерсон), "Козёл отпущения" (1964, реж. Дж. Льюис) - все США, и др. В 1951 пост. в ФРГ ф. "Потерянный" (исполнил гл. роль), который имел антифашистскую направленность.

LOSEY, JOSEPH

ЛО`УЗИ, Лози (Losey) Джозеф

(14.1.1909 - 22.6.1984)

англо-амер. режиссёр. Изучал медицину и лит-ру в Гарварде, играл в любит. труппе. С 1930 выступал как критик в Нью-Йорке, работал в т-ре. В 1939 - 45 снял в США неск. к/м и док. фильмов. В худож. кино дебютировал ф. "Мальчик с зелёными волосами" (1948). С первых фильмов Л.- "Беззаконие" (1949), "Мародёр" (1950), "М" ("Убийца", 1950, по одноим. картине Ф. Ланга) и "Большая ночь" (1951) - проявился его интерес к социальной проблематике, к раскрытию поведения людей в условиях насилия и психологического давления. В 1952 из-за своих политич. взглядов вынужден был покинуть США. Работал во Франции, Италии и гл. обр. в Великобритании, где пост. большинство своих фильмов. Среди них ф. в традиц. жанрах мелодрамы ("Цыганка и джентльмен", 1957) и детектива ("Свидание с незнакомцем", 1959, "Преступник", 1960). В 1961 Л. снял научно-фантастический ф. "Проклятые" (по роману Г. Лоренса "Дети света"). Междунар. известность принесли ему ф. "Слуга" (1963) и "Несчастный случай" (1967, спец. пр. Мкф в Канне). Для творчества Л. 60 - 70-х гг. характерно стремление к исследованию психологических столкновений представителей различных слоев общества, отношения между к-рыми нередко носят патологический характер. Изображая вторжение в стабильную социальную среду чужого ей человека, Л. показывает, как за внешним благополучием скрываются непримиримые конфликты: "Ева" (1962), "Ландшафт с фигурами" (1970), "Посредник" (по Л. Хартли, 1971, гл. пр. Мкф в Канне), "Романтическая англичанка" (по Т. Уайзмену, 1975) и др. В нек-рых ф. Л. проявились реакционные тенденции. В 70-е гг. Л. сделал попытку расширить жанровый диапазон своих ф. пост, экранизации "Кукольного дома" (по Г. Ибсену, 1973) и "Жизни Галилея" (по Брехту, 1973), а также оперы В. А. Моцарта "Дон Жуан" (1979, Франция - Италия - ФРГ). В 1982 снял ф. "Форель" (по Р. Вайяну, во Франции).

Среди др. ф.: "Спящий тигр" (1954), "Безжалостное время" (1956), "За короля и отечество" (1964), "Модести Блэйз" (1966), "Бум!" (по пьесе Т. Уильямса "Повозка молочника здесь не останавливается") и "Тайная церемония" (1969), "Месье Кляйн" (1976) и "Дороги на юг" (1977) - оба во Франции.

Литература: Losey on Losey, ed. and introd. by T. Milne, L., (1967).

Литература: Ledieu C, Joseph Losey, P., 1963; Leahy J., The cinema of Joseph Losey, L. - N. Y., (1967); Losey Joseph, Le livre de Losey entretiens avec Michel Ciment, P., 1979.

LOY, MIRNA

ЛОЙ (Loy) Мирна (наст. фам. Уильямс, Williams)

(p. 2.8.1905, по др. данным, 1902)

амер. актриса. В кино с 1925. Вошла в число "кинозвёзд", сыграв роль энергичной и остроумной жены сыщика-любителя в детективной комедии "Тонкий человек" (1934). В дальнейшем играла в ф. этой серии ("За тонким человеком", 1936, "Тонкий человек возвращается домой", 1944, и др.). С 1942 снималась редко. Наиболее интересные её роли в послевоен. период - в психологич. драме "Лучшие годы нашей жизни" (1946, реж. У. Уайлер) и в комедии "Мистер Блендинг строит дом своей мечты" (1948).

Среди др. ф.: "Бен-Гур", "Янки из Коннектикута", "Эрроусмит", "Лётчик-испытатель", "Рыжий пони", "Великий Зигфельд".

LOY, NANNY

ЛОЙ (Loy) Нанни (наст. имя Джованни)

(р. 23.10.1925)

итал. режиссёр. В 1948 - 1950 учился в Эксперимент, киноцентре в Риме. В 1948 - 50 снял док. ф. "Художник перед зеркалом" и "Биография образа", был асист. реж. Л. Дзампы, затем пост. (с Дж. Пуччини) сатирич. комедии "Слово вора" (1955) и "Муж" (1957), в 1958 - комедию "Смелое ограбление тех, кто, как всегда, неизвестны". В 1960 Л. обратился к теме итал. Сопротивления и пост. ф. о партиз. борьбе "День льва" (в сов. прокате "Пароль "Виктория""). Этот ф. по своей идейной направленности и реж. манере был близок традициям итал. неореализма. В 1963 пост. ф. "Четыре дня Неаполя", построенный на подлинных событиях восстания неаполитанцев против нем.-фаш. оккупантов. Этот антифаш. ф. имел большой успех в Италии и за рубежом. Преподаёт режиссуру в Эксперим. киноцентре в Риме. Др. ф": "Сделано в Италии" (1965), "Отец семейства" (1967), "Солдат Розолино Патерно" (1969), "Задержанный в ожидании суда" (1971), "Приведу в порядок Америку и вернусь" (1973), "Безработный" (1974), новелла в ф. "Дамы и господа, спокойной ночи" (1976), "Кафе-экспресс" (1979), "Орёл или решка" (1982).

Литература: Капралов Г., "Четыре дня Неаполя", "ИК", 1963, № 11; Жуков Ю., Из боя в бой. 1946 - 1970, М., 1970; Антифашистская тема в кино, сб., М., 1975; Арнальдо С. Нанни Лой: Дело коммунистов - дело моей жизни, "За рубежом", 1980, 24 - 30 окт.

Предыдущая страница Следующая страница