Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 15, "LUA"-"MAS")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 15, "LUA"-"MAS")

LUALDI, ANTONELLA

ЛУА`ЛЬДИ (Lualdi) Антонелла (наст. имя и фам. Антоннетта де Паскале, de Pascale)

(p. 6.7.1931)

итал. Актриса. Снималась в кино как статистка. Дебютировала в ф. "Юная девушка" (1949) и "Два сержанта" (1950). Сначала Л. играла молоденьких наивных девушек в развлекат. ф. и долго не имела возможности раскрыть своеобразие своего дарования. Значит. работами Л. стали роли Милены в антифаш. ф. реж. К. Лидзани "Повесть о бедных влюблённых" (1953) и Матильды в ф. франц. реж. К. Отан-Лара "Красное и чёрное" (1954). Снималась в ф.: "Жизнь" (1958), "Дофины" (1960), "Венсан, Франсуа, Поль и другие" (1974).

Др. ф.: "Роман моей жизни", "Слепая из Сорренто", "Что за подлецы эти мужчины" (реж. М. Камерини), "Casta Diva", "Андре Шенье", "Влюблённые", "Самые прекрасные дни", "Отцы и дети", "На двойной поворот" (Франция), "Шестое чувство", "Самый короткий день", "Колонна" (СРР).

LUBITSCH, ERNST

ЛЮ`БИЧ (Lubitsch) Эрнст

(28.1.1892 - 30.11.1947)

нем. и амер. режиссёр. Род. в Германии. В нач. 1910-х гг. был театр. комич. актёром. Сценич. мастерству обучался у М. Рейнхардта и нем. комика В. Арнольда. В кино с 1913 как актёр (ф. "Фирма женится"). В 1914 - 15 пост. серию к/м комедий и фарсов: "Фрейлейн - мыльная пена", "Сахар и корица" и др. В 1918 снял фантастич. ориентальную драму "Глаза мумии Ма". Вост. экзотикой изобиловали также ф. "Сумурун" (1920, в сов. прокате "Жемчужина гарема"), "Жена фараона" (1922). Постановочные эффекты преобладали и в "костюмных" исторических фильмах Л., но его лучшим картинам "Мадам Дюбарри" (1919) и "Анна Болейн" (1920) присуща психологич. разработка характеров. Наряду с пост. "костюмных" историч. драм. а также мелодрам ("Кармен" по П. Мериме, 1918, в сов. прокате "Табачница из Севильи"; "Пламя", 1922, в сов. прокате "Иветта") Л. специализировался в области комедийного жанра, уделяя осн. внимание острому сюжету. В ф. "Принцесса устриц" (1919) и "Дочери Колхизеля" (1920) эксцентрика сочеталась с элементами сатиры. В картине "Горная кошка" (1921) жанр комедии подвергся экспрессионистской стилизации.

С 1923 Л. в Голливуде, где продолжал ставить мелодрамы и драмы,- "Розита" (1923), "Патриот" (1928, психологич. драма из времён Павла I, с участием Э. Яннингса), но его излюбленным жанром были салонные комедии, комедии-фарсы, оперетты. Таковы ф.: "Брачный круг" (1924) - сатира на бурж. мораль, "Парад любви" (1929) - одна из первых кинооперетт с участием Дж. Мак-Доналд и М. Шевалье, "Весёлая вдова" (1934) - экранизация популярной оперетты Ф. Легара, "Восьмая жена Синей Бороды" (1938). В комедии "Быть или не быть" (1942) содержались черты политич. памфлета, направленного против нацизма. Л. были свойственны высокий профессионализм, умение работать с актёрами, мастерское использование выразит. деталей. Спец. пр. "Оскар" (1946).

Среди др. ф.: "Запретный рай" (1924), "Веер леди Уиндермиер" (по О. Уайльду, 1925), "Принц студентов" (1927), "Эта леди в горностае" (1948, закончил О. Преминджер).

LUCAS, GEORGE

ЛУ`КАС (Lucas) Джордж

(р. 14.5.1944)

амер. режиссёр. Изучал киноиск-во в ун-те Юж. Калифорнии. В 1967 пост. к/м ф. "Электронный лабиринт: ТНХ 1138: 4ЕВ". В 1968 - 69 ассистент реж. Ф. Ф. Копполы по ф. "Радуга Файниана" и "Люди дождя". В 1969 сделал 16-мм док. ф. "Кинематографист" о Копполе, при финансовой поддержке к-рого в 1970 пост. науч.-фантастич. ф. "ТНХ 1138", а в 1973 - "Американские граффити" о выпускниках школы. Этот ф.- ностальгич. воспоминание об одной ночи в жизни маленького амер. городка в нач. 60-х гг. Историч. достоверность в воспроизведении быта соединена в нём с романтич. надеждой на счастливое будущее, к-рой не суждено осуществиться. В 1977 снял один из самых кассовых ф. в амер. кино - космич. сказку "Звёздные войны" о столкновении противоборствующих сил в отдалённой галактике. Технич. мастерство комбинир. съёмок и изобразит, решение ряда персонажей картины (роботов, космич. чудовищ и др.) не возместили невыразительности гл. героев, а попытка спародировать ряд штампов развлекат. кинематографа обернулась прямым следованием этим штампам. В дальнейшем выступил как продюсер ф., тематически продолжающих "Звёздные войны". В. Ю. Дмитриев.

LUDWIG, ROLF

ЛЮ`ДВИГ (Ludwig) Рольф

(р. 28.7.1925)

нем. актёр (ГДР). Учился картографии. По окончании 2-й мировой войны выступал в различных т-рах. В кино с 1952 (ф. "Его большая победа"). Сыграл в ф. "Чёртов круг", "Томас Мюнцер" и "Капитан из Кёльна" (1956), "Жизнь начинается" (1960), "Итальянское каприччио" (1961), "Много шума из ничего" (1964), "Пока я жив" (1965), "Бегство в молчание" (1966), "Прощание" (1968), "Карьера" (1971), "Третий" (1972), "Легенда о Пауле и Пауле" (1973), "Лотта в Веймаре" (1975), "Невеста" (1980, в сов. прокате "Дом с тяжёлыми воротами"), "Мориц в афишной тумбе" (1983) и др. Нац. пр. ГДР (1973).

LUGOSSY, LÁSZLÓ

ЛУ`ГОШШИ (Lugossy) Ласло

(р. 23.10.1939)

венг. режиссёр. Чл. ВСРП. Окончив Высш. школу т-ра и кино (1961), работал в кинохронике. В 1962 - 64 учился во ВГИКе, одновременно был ассист. режиссёра на к/ст "Мосфильм". На Студии им. Балажа пост, к/м ф. "Странная мелодия" (1968). Дебют Л. в худож. кино - ф. "Установление личности" (1975, в сов. прокате "Его настоящее имя", пр. Мкф в Зап. Берлине, 1976), в к-ром повествуется о первых годах после 2-й мировой войны. Этот ф., а также картина "Спасибо, ничего" (1981, пр. Мкф в Зап. Берлине) отмечены проникновением в социальную проблематику, аналитич. психологизмом, иск-вом воссоздания атмосферы действия. С 1977 секр., с 1981 ген. секр. Союза работников кино и ТВ ВНР. Пр. им. Балажа (1977).

LUMET, SIDNEY

ЛЮ`МЕТ, Ламет (Lumet) Сидни

(р. 25.6.1924)

амер. режиссёр. С детских лет играл на сцене, выступал по радио. Учился в Колумб. ун-те. Был театр. режиссёром. В 1950 дебютировал на ТВ как ассист. режиссёра, затем режиссёр. Первый ф.- экранизация телевиз. пьесы Р. Роуза "12 разгневанных мужчин" (1957), к-рая утверждала идею необходимости борьбы за истину в самых сложных обстоятельствах. Уже в этом ф. проявились кинематографич. пристрастия Л., к-рым он остался верен на протяжении последующих лет: к замкнутому пространству, к ситуации прямого нравств. поединка, темпераментной и чуть экзальтированной манере актёрской игры, многозначному и напряжённому диалогу. Осн. черты его реж. дарования проявились в ф. "Из породы беглецов" (по пьесе Т. Уильямса "Орфей спускается в ад", 1960), "Вид с моста" (по А. Миллеру, 1961, итало-франц.), "Долгое путешествие дня в ночь" (по Ю. О'Нилу, 1962), "Чайка" (по А. П. Чехову, 1968), "Обида" (по пьесе Д. Хопкинса "Ваша история", 1972, Великобритания), "Эквус" (по П. Шафферу, 1977, Великобритания) и др. В 1963 пост. ф. "Система безопасности" - предупреждение об опасности, к-рая грозит миру в результате гонки вооружений и балансирования на грани войны. В 1964 снял психологич. драму "Ростовщик" о ростовщике-еврее, потерявшем во времена фашизма всех своих близких и не могущем избавиться от кошмарных видений прошлого, ф. "Холм"(1965, Великобритания) - протест против издевательства над человеческой личностью в англ. лагере для штрафников в Африке в период 2-й мировой войны. Лучшие работы Л. 70-х гг.- криминальная драма "Магнитные ленты Андерсона" (1971), ф. "Серпико" (1973) о честном человеке, потерпевшем поражение в борьбе с коррупцией полицейского аппарата, детектив "Убийство в Восточном экспрессе" (по А. Кристи, 1974, Великобритания), ф. "Собачий полдень" (1975) о попытке ограбления банка гангстером-любителем, чтобы добыть деньги на лечение друга. В 1976 Л. снял острый социальный ф. "Телесеть", показавший изнанку работы амер. ТВ, не брезгующего никакими средствами в деле манипулирования обществ, сознанием. В 1978 пост. мьюзикл "Волшебник" - совр. версию сказки "Волшебник из Оз", известной в СССР под назв. "Волшебник Изумрудного города", в 1981 - гангстерский ф. "Принц города", в 1982 - социальную драму "Вердикт" и ф. "Смертельная ловушка", в 1984 - ф. "Даниэль" (спец. пр. Мкф в Карлови-Вари за творчество в целом).

В. Ю. Дмитриев.

LUMIERE, LOUIS

ЛЮМЬЕ`Р (Lumiere) Луи

(5.10.1864 - 6.6.1948)

изобретатель (вместе с братом Огюстом Л., 19.10. 1862 - 1954) кинематографа, пионер франц. кинопроиз-ва и кинорежиссуры. Окончил технич. школу и работал на ф-ке фотопластинок, принадлежавшей его отцу. В 1894, познакомившись с "кинетоскопом" Т. Эдисона, Л. заинтересовался проблемой световой проекции "движущихся фотографий". Изобретённый бр. Л. аппарат был запатентован в 1895 и получил назв. "кинематограф". Первый публичный платный сеанс был дан в Париже в подвале "Гран кафе" на бульваре Капуцинок 28 дек. 1895. Л. организовал серийный выпуск аппаратов, произ-во киноплёнки и съёмку фильмов. Первая "программа Люмьера" включала сцены, снятые с натуры: "Выход рабочих с завода Люмьер", "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота", "Разрушение стены" и т. п., а также комич. сцену "Политый поливальщик". В последующие годы Л. разослал по всему миру своих операторов - "охотников за кадрами". Его фирма выпустила ок. 1,5 тыс. фильмов. Время проекции этих ф. - 1 - 2 мин. По жанрам это - простейшие репортажи, видовые ф., игровые сценки с простым действием, иногда на лит. сюжет ("Фауст и Мефистофель", "Синяя Борода") или же на "историч. сюжет" ("Наполеон и часовой", "Смерть Марата" и т. п.). Не выдержав конкуренции с др. фирмами, Л. в 1898 прекратил массовый выпуск ф. и стал заниматься только пром. произ-вом киноаппаратов, кино- и фотоплёнки. Несколько лет спустя он прекратил также выпуск киноаппаратов и продал свои патенты. Однако и после этого Л. продолжал интересоваться кинематографом. Он проводил опыты в области объёмного и цв. кино. Во Франции учреждена пр. за док. ф. : имени Л., присуждаемая ежегодно.

Литература: Sur les dangers du cinematographe, "Bull. Soc. franc. photogr.", 1897, № 15 (c A. Lumiere).

Литература: Садуль Ж., Всеобщая история кино, пер. с франц., т. 1, М., 1958; Голдовский Е. М., Лун Люмьер. (К 40-летию изобретения кинематографа), М., 1935; Кubnick H., Les freres Lumiere, P., (1938); Sadoul G., Louis Lumiere, P., 1964.

В. И. Божович.

MAÁR, GYULA

МА`АР (Maár) Дьюла

(р. 1934)

венг. режиссёр, сценарист, кинокритик. По окончании Будапештского ун-та работал учителем, редактором, занимался кинокритикой, руководил дискуссионным киноклубом. В период занятий в Высш. школе т-ра и кино (1964 - 68) снимал док. ф., рецензировал ф., с П. Зимре писал сценарии. На Студии им. Балажа пост. ф. "Пресс" (1971) с М. Тёрёчик в гл. роли, к-рая впоследствии стала сниматься во всех фильмах М. В картине "Конец пути" (1974, пр. неск. Мкф) создал портрет одного из активистов социалистич. строительства, в ф. "Где вы, Дерине?" (1976) - творч. портрет великой актрисы и певицы 19 в., одной из основоположниц венг. т-ра. В 1983 пост. ф. "Игра в облаках".

Др. ф.: "Окно" (1966, док.), "Цинга" (1967, док.), "Мир Дьёрдя Клеса" (1969) - все к/м, "Канитель" (1977).

Литература: Sertodott utazas, Bdpst, 1970 (с P. Zimre).

MACDONALD, JANET

МАК-ДО`НАЛД (MacDonald) Джанет

(18.6.1901, по др. данным, 1902 - 14.1.1965)

амер. актриса, певица. В кино с 1929 (ф. "Парад любви"), была очень популярна в 30-е гг. Снималась гл. обр. в мьюзиклах, вначале в паре с М. Шевалье ("Один час с тобой" и "Люби меня сегодня вечером", 1932, "Весёлая вдова", 1934), а затем с Н. Эдди ("Капризная Мариэтта", 1935, "Розмари", 1936, "Девушка Золотого Запада" и "Возлюбленные", 1938, "Молодая Луна", 1940, и др.). В 40-е годы утратила популярность, после 1949 в кино не снималась.

MACH, JOSEF

MAX (Mach) Йозеф

(р. 25.2.1909)

чехосл. сценарист, режиссёр. Засл. арт. ЧССР (1974). Был журналистом, актёром. Написал сц. ф. "Женщины у бензоколонки" (1939), "Доченька хоть куда" (1940), "Городок на ладони" (1942) и др. Дебютировал как режиссёр сатирич. комедией "Никто ничего не знает" (1947). Проблемам деревни, современности посв. его ф. "Бунт в деревне" и "Семейные хлопоты чиновника Тршишки" (1949), "Рапек опаздывает" (1950), "Флоренц, 13.30" (1957, в сов. прокате "Автобус после полудня"). В изобразит, отношении интересны комедия М. "Посиделки с чёртом" (1956, в сов. прокате "Чёртова мельница"), созданная с худ. Й. Ладой, экранизация гротескной комедии Чапека - Хода "Флориан" (1961). В 1954 пост. фольклорную муз. комедию "Родная земля" (в сов. прокате "Песни гор"). Сделал ф.: Для детей - "Зелёная книжка" и "По верному следу" (1948), "Сыновья Большой Медведицы" (1966, с ГДР); психологич. Драмы - "Операция "Б"" (1952) о борьбе Нар. армии с бендеровскими бандами, "Горькая любовь" (1958), "Человек не одинок" (1971); приключенч. ленты - "На путях подстерегает убийца" (1970), "Тихий американец в Праге" (1978). Гос. пр. ЧССР (1952).

MACHATÝ, GUSTAV

МА`ХАТЫ (Machatý) Густав

(9.4.1901 - 14.12.1963)

чехосл. режиссёр, сценарист, актёр. С 12 лет работал пом. механика, тапёром. Снялся в неск. ф., писал сценарии. Пост. к/м ф. в стиле амер. комедий "Тедди хочет курить" (1919). В 1921 - 24 сотрудничал в Голливуде в съёмочных группах Д. У. Гриффита и Э. Штрогейма. Вернувшись в Чехословакию, пост. "Крейцерову сонату" (по Л. Н. Толстому, 1926), "Эротикой" (1929), "Экстаз" (1932). В 1931 пост. первый звук. ф. "С субботы на воскресенье", в 1934 в Австрии - ф. "Ноктюрн". С 1935 снимал ф. в Италии ("Балерина", 1936) и США ("Ревность", 1945). С нач. 50-х гг. жил в ФРГ, участвовал в пост, фильма Г. В. Пабста "Это случилось 20 июля" (1955), преподавал в Мюнхенском ин-те кино и ТВ.

MACLAINE, SHIRLEY

МАК-ЛЕ`ЙН (MacLaine) Шерли (наст. имя и фам. Шерли Маклин Бит и, MacLean Beaty)

(p. 24.4.1934)

амер. актриса. Сестра киноактёра У. Битти. С 1950 выступала в Нью-Йорке как танцовщица в мьюзиклах и на ТВ. В кино с 1955 (ф. "Неприятности с Гарри", реж. А. Хичкок). Снималась в муз. ф. и комедиях "Канкан" (1960), "Моя гейша" (1961), "Нежная Ирма" (1963). В ф. "Некоторым пришлось бежать" ("Как поток", 1958, реж. В. Миннелли), "Квартира" (1960, реж. Б. Уайлдер, пр. Мкф в Венеции), "Детский час" (реж. У. Уайлер) и "Двое на качелях" (1962) создала психологически сложные драм, образы. Особый успех принесло ей исполнение гл. роли в ф. "Милая Чарити" (1968, реж. и хореограф Б. Фосс), в к-рой во всей полноте раскрылось её актёрское дарование, вокальное и танц. мастерство. В 1979 снялась в ф. "Будучи там" (реж. X. Эшби), в 1984 - в ф. "Слова нежности" (пр. "Оскар"). В 1974 сняла с К. Уэйл док. ф. "Другая половина неба: китайские воспоминания".

Среди др. ф.: "Карьера", "Спроси любую девушку" (пр. Мкф в Зап. Берлине. 1959), "Всей работы на одну ночь", "Жёлтый роллс-ройс" (Великобритания), "Гамбит", "Семь раз женщина", "Два мула для сестры Сары", "Отчаявшиеся люди" (пр. Мкф в Зап. Берлине, 1971). "Поворотный пункт".

Литература: Don't fall off the Mountain, L.- N. Y., 1971.

MADARAS, JÓZSEF

МА`ДАРАШ (Madaras) Йожеф

(р. 12.8.1937)

венг. актёр. Окончив Высш. школу т-ра и кино (1958), выступал в т-ре. В кино с 1957 (к/м ф. реж. М. Янчо"На окраине города"). С 1977 на к/ст "Мафильм". Сыграв более чем в 60 ф., утвердился как один из ведущих характерных актёров венг. кино. М.- постоянный исполнитель в ф. реж. Янчо ("Колокола отправляются в Рим", 1959; "Без надежды", 1966; "Звёзды и солдаты", 1967, сов.-венг.; "Тишина и крик", 1968; "Светлые ветры", 1969; "Агнец божий", 1971; "Пока народ ещё просит", 1972; "Любовь моя, Электра", 1975; "Венгерская рапсодия", 1979; "Сердце Тирана, или Боккаччо в Венгрии", 1981) и А. Ковача ("Будапештские крыши", 1961; "Холодные дни", 1966, в сов. прокате "Облава в январе"; "С завязанными глазами", 1974; "Хозяин конного завода", 1978). За создание сатирич. образа директора школы в ф. "Паучий футбол" (1976) отмечен пр. Мкф в Локарно (1977). Пр. им. Балажа (1976), пр. им. Ясаи (1977).

Др. ф.: "Рассказы в поезде", "Отец", "Фальшивая Изабелла", "Сирокко" (венг.-франц.), "Горизонт", "Держись за облака" (венг.-сов.), "Техника и ритуал" (Италия), "Установление личности" (в сов. прокате "Его настоящее имя"), "Эпидемия", "Сиротка", "Будапештские рассказы", "80 гусар" (венг.-польск.), "Крепость", "Спасибо, ничего".

MADSEN, HARALD

МА`ДСЕН (Madsen) Харальд

(20.11.1890 - 13.7.1949)

дат. актёр. Работал клоуном. В 1921 - 40 снимался с К. Шенстремом, составил с ним комедийную пару, выступавшую под псевд. Маяк и Прицеп (Furtarnet og Bivognen). В СССР, Франции, Германии были известны как Пат и Паташон, в Великобритании - Длинный и Короткий. М.- Паташон, маленький толстый хитрый простак (ф. "Кино, флирт и обручение", 1921, "Он, она и Гамлет", 1922, "Дон Кихот", 1926, и др.). Со смертью партнёра перестал сниматься в кино (попытки выступить одному не увенчались успехом).

Литература: Королевич В., Пат и Паташон, 3 изд., М.- Л., 1927; Engberg M., Fyog Bi, Kbh., 1980.

MAETZIG, KURT

МЕ`ТЦИГ (Maetzig) Курт

(р. 25.1.1911)

нем. режиссёр (ГДР). Чл. Академии иск-в ГДР. С 1933 работал на к/ст помощником киномеханика, осветителем, оператором мульт. фильмов. В 1935 окончил Высш. технич. школу в Мюнхене. Во время 2-й мировой войны вступил в подпольную организацию Коммунистич. партии Германии. После освобождения страны от нацизма был в числе организаторов и долгое время худ. рук. к/ст ДЕФА. Основатель и гл. ред. к/ж "Очевидец". Реж. деятельность начал с хроник, репортажей и п/м док. ф. ("Берлин строится", "Всегда готов", "Единство" и др.). В худож. кино дебютировал антифаш. ф. "Брак в тени" (1947). Наиболее значит, ф.: "Пестроклетчатые" (1949) - история неск. поколений нем. рабочей семьи, "Совет богов" (1950, пр. Мкф в Карлови-Вари) о роли междунар. монополий в развязывании 2-й мировой войны, "Эрнст Тельман - сын своего класса" (1954, пр. Мкф в Карлови-Вари) и "Эрнст Тельман - вождь своего класса" (1955) - дилогия об Э. Тельмане, его героической борьбе против фашизма; "Дворцы и хижины" (1957) о строительстве новой жизни в послевоен. деревне, "Знамя Кривого Рога" (1967) об интернационализме передовых нем. рабочих в годы гитлеризма. Один из основателей и первый ректор (1954 - 64) Высш. киношколы в Бабельсберге (ныне Высш. школа кино и ТВ), с 1955 профессор. Нац. пр. ГДР (1949, 1950, 1954, 1959, 1968).

Др. ф.: "Не забудьте мою Траудель" (1957), "Песня матросов" (1958, с Г. Райшем), "Безмолвная звезда" (1960, с ПНР), "Сон капитана Лоя" (1961), "У французских каминов" (1963), "Прелюдия 11" (1964), "Девушка на трамплине" (1967), "Голова Януса" (1972), "Мужчина против мужчины" (1976, в сов. прокате "Один на один").

Литература: Касьянова Л., Каравагакин А., Дорога к мастерству, М., 1973.

MAGNANI, ANNA

МАНЬЯ`НИ (Magnani) Анна

(7.3.1908 - 26.9.1973)

итал. актриса. Училась в школе декламации академии "Санта-Чечилия" в Риме. В сер. 20-х гг. работала в труппе В. Чимары. В 1934 снялась в кино (ф. "Слепая из Сорренто"), но дебют прошел незамеченным. В 1941 реж. В. Де Сика пригласил М. на гл. роль в ф. "Тереза-Пятница". В нём М. впервые создала образ женщины из народа, привлекательный своей непосредственностью, темпераментом, искренностью переживаний. В 1941 М. выступала на эстраде с известным итал. комиком Тото. В 1945 снялась в роли Пины в ф. "Рим - открытый город" (реж. Р. Росселлини), появление к-рого ознаменовало рождение неореализма в послевоен. итал. кино. М. оказалась актрисой, способной наиболее полно выразить идейные и эстетич. принципы неореализма. В её исполнении сочетались патетика и комедийность, эпич. масштабность и тончайшая индивидуализация характера.

В 1946 М. снялась в ф. "Бандит", в 1947 - в ф. "Депутатка Анджелина" (пр. Мкф в Венеции). В ф. "Мечты на дорогах" (1948) создала трагикомич. образ женщины, измученной нуждой и необходимостью соблюдать видимость благополучного бурж. существования. В смешных и печальных перипетиях М. получила возможность ещё раз раскрыть близкую её творчеству лирич. тему - естественность порыва к счастью.

В 1948 М. снялась в фильме Росселлини "Любовь". В картине"Самая красивая" (1951, реж. Л. Висконти) М. сыграла Маддалену, женщину из низов, стремящуюся к счастью; эта тема, как и в ф. "Мечты на дорогах", получает в её исполнении трагикомич. преломление. Героиня М. хочет сделать свою маленькую дочь "кинозвездой". Она добивается цели, но отказывается от осуществления мечты во имя своего человеческого достоинства. К значит. работам актрисы относится и картина "Золотая карета" (1953, реж. Ж. Ренуар). В сер. 50-х гг. М. снялась в Голливуде в ф. "Татуированная роза" (пр. "Оскар", 1955) и "Дикий ветер" (пр. Мкф в Зап. Берлине, 1958), затем1 в Италии сыграла гл. роль в ф. "Сестра Летиция" (1957), создав образ гуманной монахини - воспитательницы в детском интернате. В картине "Ад посреди города" (1959) сыграла одну из заключённых женской тюрьмы. Иск-во М. глубоко национально как по характерам её героинь, так и по самой манере исполнения. Крупнейшая работа актрисы в 60-е гг.- роль римской проститутки в ф. "Мама Рома" (1962, реж. П. П. Пазолини), пытающейся ради любви к сыну стать на честный путь. Актриса с огромным драматизмом раскрыла силу материнской любви и человечность своей героини. Снялась также в ф. реж. С. Крамера "Тайна Санта-Виттории" (1968). С нач. 70-х гг. работала на ТВ, где сыграла в сериале "Три женщины" (показан по сов. ТВ). Последнее появление М. на экране - маленький эпизод в ф. реж. Ф. Феллини "Рим" (1972). Др. ф.: "Земля дрожит", "Ассунта Спина", "Мы, женщины", "Из породы беглецов" (США), "Сделано в Италии".

Литература: Соловьева И., Кино Италии, М., 1961; Веaume G., Vedettes sans macjuillage, P., 1954; Bezzola G., Anna Magnani, Parma, 1958.

MAJEWSKI, JANUSZ

МАЕ`ВСКИЙ (Majewski) Януш

(р. 5.8.1931)

польск. режиссёр. Окончил Краковский политехнич. ин-т (1955) и Высш. школу т-ра и кино в Лодзи (1960). Работал на Студии док. ф. в Варшаве. Среди док. ф. большой резонанс имели "Роза" (1962), "Альбом Флейшера" (пр. Мкф в Сан-Франциско и Мангейме) и "Джаз-опус" (пр. Мкф в Бергамо) - оба 1963, "Поединок" (1964, пр. Мкф в Корке и Оберхаузене). Пост, худож. ф. "Жилец" (1966, пр. Мкф в Мангейме и Чикаго, 1967). В ф. "Локис" (1970), "Ревность и медицина" (1973), "Заколдованные столики" (1975, с ЧССР, в сов. прокате "Отель Пацифик", пр. Мкф в Панаме), "Урок мёртвого языка" (1979) выразительно воспроизведён материальный облик эпох, в тесной связи с к-рыми режиссёр создаёт психологич. портреты персонажей. С 1983 пред. Союза польских кинематографистов.

Др. ф.: "Преступник, который украл преступление" (1963), "Дело Горгоновой" (1977), "Солёная роза" (1982, с ЧССР).

MAJOR, TAMÁS

МА`ЙОР (Major) Тамаш

(р. 26.1.1910)

венг. актёр, режиссёр, обществ, деятель. Нар. арт. ВНР (1950). Чл. ВСРП с 1942. В 1957 - 66 чл. ЦК ВСРП. В 1930 окончил Высш. театр. школу. С 1931 в Нац. т-ре в Будапеште, в 1945 - 62 директор этого т-ра, в 1962 - 79 гл. режиссёр. В кино с 1941, исполнил ок. 30 ролей, преим. характерных и комедийных. Мастер отточенных социальных и психологич. зарисовок, М. охотно играет второплановые и эпизодич. роли. Снимался в ф.: "Странный брак" (1951), "Почему плохи венгерские фильмы?" (1964), "Младший сержант и другие" (1965), "Холодные дни" (в сов. прокате "Облава в январе"), "Переменная облачность", "И тогда этот тип" и "Лиха беда начало" (1966), "Три ночи любви" (1967), "Стены" (1968, в сов. прокате "Дело Ласло Амбруша"), "Путешествие вокруг моего черепа" (1970), "Футбол давних времён" (1973), "Конец пути" и "Легенда Пендрагона" (1974), "Не тронь мою бороду!" (1975), "Где вы, Дерине?" и "Рояль в воздухе" (1976), "Канитель" (1977), "Избавь нас от нечестивого" (1978), "Цирк "Максим"" (1980), "Актёришки" и "Мефисто" (в сов. прокате "Мефистофель") - оба 1981. С 1945 преподаёт в Высш. школе т-ра и кино (с 1947 проф.). Гос. пр. им. Кошута (1948, 1955).

MAKK, KAROL

МАКК (Makk) Карой

(р. 23.12.1925)

венг. режиссёр. Нар. арт. ВНР. Изучал историю иск-в и журналистику. В кино с 1944. Был ассистентом реж. Г. Рад-ваньи и 3. Варконьи. В 1950 окончил Высш. школу т-ра и кино. Первая работа - к/м сатирич. ф. "Мнимый больной" (1952). Значит. достижения венг. киноиск-ва - ф. "Лилиомфи" (по Э. Сиглигети, 1954), "Дом под скалами" (1958), "39-я бригада" (1959), "Одержимые" (1961). Иск-во М. отличают острога постановки нравств. проблем, мастерство портрета, чувство жанра, дар пластич. стилизации, углублённость работы с актёром. Среди его работ - ф. "Любовь" (экранизация двух новелл Т. Дери, 1971, пр. Мкф в Канне). С 1951 преподаёт в Высш. школе т-ра и кино. Гос. пр. им. Кошута (1974), пр. им. Балажа (1961).

Др. ф.: "Пионеры" (1949), "Коварство и любовь" (1952, к/м), "Палата № 9" (1955), "Сказка о 12 очках" (1956), "По газонам ходить разрешается" (1960), "Потерянный рай" (1962), "Предпоследний человек" (1963), "Что делало ваше величество с трёх до пяти?" (1964), "Безоблачные каникулы" (1967, с СРР), "Перед богом и людьми" (1968), "Кошки-мышки" (1974), "Высоконравственная ночь" (1977), "Филемон и Бавкида" (1979) и "За кирпичной стеной" (1979) - оба вышли на экран под одним назв. "Истории недавнего прошлого", "Другой взгляд" (пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне, 1982).

Литература: Zalan V., Makk Karoly, (Bdpst, 1977)

MALICK, TERENCE

МА`ЛИК (Malick) Теренс

(р. 1945)

амер. режиссёр, сценарист, продюсер. Учился в Гарвардском и Оксфордском ун-тах, был журналистом. В 1974 пост. ф. "Опустошённые земли" (гл. пр. Мкф в Сан-Себастьяне), в к-ром был и продюсером и сценаристом. Этот ф., основанный на подлинных фактах трагич. истории молодой пары, отвергнутой обществом и совершающей бесцельные убийства, принёс М. известность. Эпич. размах, столкновение ярких индивидуальностей и сильных страстей характеризовали и второй фильм М.- "Дни жатвы" (1978, пр. Мкф в Канне, 1979), действие к-рого происходило в 1910-е гг. в Техасе.

MALLE, LOUIS

МАЛЬ (Malle) Луи

(р. 30.10.1932)

франц. режиссёр. Учился в Сорбонне и в ИДЕКе. Дебютировал к/м ф. "Родник Воклюза"(1953) и "Станция 307" (1955). С реж. И. Кусто снял ф. "В мире безмолвия" (1956, гл. пр. Мкф в Канне). Первые п/м ф. "Лифт на эшафот" (1957) и "Любовники" (1958, спец. пр. Мкф в Венеции) содержат критику нравов бурж. общества. В пародийной комедии "Зази в метро" (по Р. Кено, 1960) совр. франц. действительность представлена как хаотич. мелькание смешных, нелепых и зловещих образов. Ф. "Частная жизнь" (1962, в гл. роли Б. Бардо) рассказывает о драме "кинозвезды", ставшей жертвой собств. популярности. В ф. "Блуждающий огонёк" (1963, спец. пр. Мкф в Венеции) изображена внутр. драма человека, обнаруживающего пустоту, никчёмность своего существования и кончающего жизнь самоубийством. Герой сатирич. комедии "Вор" (1967) - состоятельный человек, становящийся проф. взломщиком. В своей режиссуре М. придерживается традиционных форм психологич. драмы, отступая от них лишь в ф. "Зази в метро", где сделана попытка найти кинематографич. воплощение поэтики абсурда, и в комедии "Вива, Мария!" (1965). Обратившись к док. кино, М. снял в Индии ф. "Калькутта" (1969). В центре ф. "Лакомб Люсьен" (1974, Франция - Италия - ФРГ) образ простого крестьянского парня, по сложным психологич. мотивам ставшего сотрудничать с фаш. оккупантами. Ф. подвергся критике в прогрес. печати за искажение роли народа в Движении Сопротивления. Пост, также ф.: "Чёрная луна" (1975), "Прелестный ребёнок" (1977, США), "Атлантик-Сити" (1980, с Канадой, гл. пр. Мкф в Венеции), "Пообедаю с Андре" (1982, США).

Др. ф.: новелла "Уильям Уильсон" в ф. "Три шага в бреду" (1968), ф. "Сердцебиенеи" (1971); док.- "Площадь Республики" (197 2) и "Человечно, слишком человечно" (1973) - оба с Ф. Мошковичем.

Божович В., О "новой волне" во франц. кино, в кн.: Вопросы кнноиск-ва.в. 8 М.,1964; Chapier H. Louis Malle. P., 1966.

MALTZ, ALBERT

МАЛЬЦ (Maltz) Альберт

(p. 28.10.1908)

амер. драматург, сценарист, писатель. Окончил Колумб, ун-т и Йельскую драм. школу. В 1932 начал лит. деятельность, был чл. совета нью-йоркского "Юнион гиэтр" (1933 - 37), где была пост. его антивоен. драма "Мир на земле" (1933). С 1941 в Голливуде. Участвовал в создании амер. варианта док. ленты Л. В. Варламова и И. П. Копалина о разгроме нем.-фаш. войск под Москвой "Москва наносит ответный удар" (1943). Разрабатывал социально-политич. тематику в игровых лентах "Это оружие напрокат" (1942), "Цель - Токио" (1943). По его сц. пост. ф. "Плащ и кинжал" (1946, реж. ф. Ланг) и "Обнажённый город" (1948, реж. Ж. Дассен). Был одним из "голливудской десятки" прогрес. кинематографистов, отказавшихся в 1947 давать показания комиссии по расследованию антиамер. деятельности. В 1949 был приговорён к тюремному заключению по обвинению в "оскорблении конгресса" и лишён возможности работать в кино. В 1969, после длит. перерыва, написал сц. вестерна "Два мула для сестры Сары".

MAMOULIAN, RUBEN

МАМУЛЯ`Н (Mamoulian) Рубен

(р. 8.10.1898, по др. данным, 1896, 1897)

амер. режиссёр. По происхождению армянин, род. в Тбилиси. Учился в Моск. ун-те. Занимался в театр. студии под рук. Е. Б. Вахтангова, пост. неск. спектаклей в Тбилиси. С 1919 за границей; работал в т-рах Лондона и Парижа. С 1923 в США. Получил известность как режиссёр, специализирующийся в первую очередь на муз. спектаклях, а также на постановках пьес совр. авторов. В 1929 пост. ф. "Аплодисменты", где воспроизвёл атмосферу театр. жизни. Эта и другие ранние работы М.- гангстерская драма "Городские улицы" (1931) и ф. "Доктор Джекиль и мистер Хайд" (по Р. Л. Стивенсону, 1932) - отличались культурой изобразит. решения, точным использованием эффекта "субъективной кинокамеры". Но затем режиссёр предпочёл эксперименту технич. совершенство традиц. жанровых образований, не претендующих на худож. открытие и рассчитанных прежде всего на коммерч. успех. К наиболее удачным фильмам М. относятся: муз. комедии с участием известных актёров "Люби меня сегодня вечером" (1932, с М. Шевалье) и "Весёлый бандит" (1936), мелодрамы "Песнь песней" (1933, с М. Дитрих) и "Королева Христина" (1934, с Г.Гарбо), приключенч. ленты "Знак Зорро" (1940) и "Кровь и песок" (по В. Бласко Ибаньесу, 1941) - обе с Т. Пауэром, и др. Его ф. "Мы живём вновь" (по "Воскресению" Л. Н. Толстого, 1934) и первая цв. картина "Бекки Шарп" (по "Ярмарке тщеславия" У. Теккерея, 1935) были крайне далеки от уровня первоисточников. После ф. "Кольца на её пальцах" (1942) М. сосредоточил внимание на театр. деятельности. Кинокомедия "Летние каникулы" (по пьесе Ю. О'Нила "Ах, глушь!", 1948) лишь повторяла его прежние ленты. Неудачными были и др. попытки М. Отстранённый по указанию руководителей фирм в 1958 от работы над экранизацией оперы Дж. Гершвина "Порги и Бесс" и в 1961 от съёмок историч. "суперколосса" "Клеопатра", в кино не вернулся.

В. Ю. Дмитриев.

MANFREDI, NINO

МАНФРЕ`ДИ (Manfredi) Нино

(р. 22.3.1921)

итал. актёр, режиссёр. Окончив юридич. ф-т, поступил в Академию драм, иск-ва. Работал в т-ре "Пикколо ди Миланом. Выступал в комедийных ролях на радио, ТВ и эстраде. В кино с 1949 (ф. "Монастырь Санта-Кьяра" и "Вернись в Неаполь"). С сер. 50-х гг. утвердился как один из наиболее ярких комедийных актёров итал. кино. Среди лучших работ М.- роли в ф. "Рычащие годы" (1962, в сов. прокате "Инспектор инкогнито"), "Палач" (1963, Испания), "Операция "Святой Януарий"" (1966), "Хлеб и шоколад" (1974), "Мы так любили друг друга" (1975), "Отвратительные, грязные, злые" (1976), "Кафе-экспресс" (1979). Пост. ф.: новеллу "Приключение солдата" в ф. "Трудная любовь" (1962), "За полученную милость" (1970, пр. Мкф в Канне, 1971), "Обнажённая женщина" (1981). В 1983 снялся в ф. "Орёл или решка".

Др. ф.: актер - "В Риме была ночь", "Страшный суд", "Девушка из Пармы", "Комплексы", "Я её хорошо знал", "Сделано в Италии", "Отец семейства", "Мы назовем его Андреа", "Дамы и господа, спокойной ночи".

Литература: Bernardini A., Nino Manrredi, Roma, 1979 (фильмогр., указатель).

MANGANO, SILVANA

МАНГА`НО (Mangano) Сильвана

(р. 21.4.1930)

итал. актриса. Участвовала в конкурсах красоты, была манекенщицей. В кино с 1948 (ф. "Эликсир любви"). Известность получила в неореалистич. ф. "Горький рис" (1949, реж. Дж. Де Сантис). Во мн. последующих ф. в известной мере повторяла образ простой итальянки - своей современницы. Выйдя замуж за продюсера Д. Де Лаурентиса, М. стала сниматься в ф. различных жанров в Италии и за границей: "Улисс" (1953, в сов. прокате "Странствия Одиссея"), "Люди и волки" и "Плотина на Тихом океане" (1957), "Буря" (1958), "Большая война" (1959), "Йованка и другие" (1960, реж. М. Ритт) и др. Значит. работой стала роль в ф. реж. В. Де Сика "Золото Неаполя" (1954), где актриса воплотила трагич. образ проститутки, ставшей женой молодого богача. "Второе рождение" актрисы связано с творчеством реж. К. Лидзани ("Веронский процесс", 1963) и в особенности П. П. Пазолини и Л. Висконти, в ф. к-рых М. сумела полностью раскрыть своё драм. дарование: "Царь Эдип" (1967), "Теорема" (1968), "Декамерон" (1970) - все реж. Пазолини, "Смерть в Венеции" (1971), "Людвиг" (1972), "Семейный портрет в интерьере" (1974) - все реж. Висконти.

Др. ф.: "Страшный суд", "Колдуньи" (пять ролей в пяти новеллах), "Игра в карты по-научному", "От любви умирают".

MANKIEWICZ, HERMAN

МАНКИЕ`ВИЧ, Манкевич (Mankiewicz) Герман

(7.11.1897 - 5.3.1953)

амер. сценарист. Был журналистом, театр. критиком. С 1926 сценарист в Голливуде. Наиболее крупная работа М.- сц. ф. "Гражданин Кейн" О. Уэллса (1941, пр. "Оскар"), где критически прослеживалась судьба магната бурж. прессы.

Среди др. сц.: "После рабочего времени" (1935), "Моя дорогая мисс Олдрич" (1937), "Встань и сияй" (1941), "Рождественские каникулы" (1944), "Тайна женщины" (1949), "Гордость Сент-Луиса" (1952).

Литература: Гражданин Кейн, в сб.: Сценарии амер. кино, М., 1960 (с О. Уэллесом).

MANN, ANTHONY

МАНН (Mann) Антони (наст. имя и фам. Эмиль Антон Бундсман, Bundsmann)

(30.6.1906 - 29.4.1967)

амер. режиссёр. С кон. 20-х гг. актёр в т-ре, затем режиссёр. В 1940 - 42 ассист. режиссёра в кино.

В 1942 пост. ф. "Доктор Бродвей". В 50-е гг. приобрёл популярность серией вестернов (в большинстве из них в гл. ролях Дж. Стюарт). М. показывал не легендарных героев и эпизоды освоения Дальнего Запада США, а трудную жизнь обыкновенных людей, борющихся с суровой природой. Напряжённость повествования, выразительность натурных съёмок, точная работа с актёрами принесли успех ф. "Голая вершина" (1953), "Человек из Ларами" (1955),"Жестяная звезда" (1957), "Человек с Запада" (1958), "Симаррон" (1960, закончил Ч. Уолтере) и др. М. пост. также биографич. ф. "История Глена Миллера" об амер. композиторе (1954), "Мужчины на войне" (1957), "Герои Телемарка" (1965, Великобритания). В нач. 60-х гг. снял пышные историч. "боевики": "Сид" (1961), "Падение Римской империи" (1964) с характерной для этого типа амер. ф. "приблизительностью" трактовки истории.

MANN, DELBUR

МАНН (Mann) Делберт

(р. 30.1.1920)

амер. режиссёр. Учился в ун-те Вандербилта и Йельской драм. школе. В 1945 - 1948 на ТВ менеджер и ассист. режиссёра, с 1949 режиссёр. В 1955 пост. ф. "Марта" (по П. Чаевскому, пр. "Оскар", гл. пр. Мкф в Канне). Достоверность в изображении быта, внимание к жизни простых людей отличали эту картину от традиц. голливудских постановок. Дальнейшие пост. М. опирались, как правило, на лит. или сценич. первоисточники: психологич. драмы "Любовь под вязами" (по Ю. О'Нилу) и "За отдельными столиками" (по Т. Реттигену) - обе 1958, "В полночь" (по Чаевскому, 1959) и др.; комедии "Вернись, любимый" (1961), "Прикосновение норкового меха" (1962), "Дорогое сердце" (1964) и др. Пост. также т/ф "Дэвид Копперфилд" (по Ч. Диккенсу, 1970) и ф. "Джейн Эйр" (по Ш. Бронте, 1970) - оба Великобритания, и др. В 1980 экранизировал роман Э. М. Ремарка "На Западном фронте без перемен".

MARAIS, JEAN

МАРЕ` (Marais) Жан (наст. фам. Виллен-Маре, Villain-Marais)

(p. 11.12.1913)

франц. актёр. Снимался в эпизодич. ролях в ф. реж. М. Л'Эрбье ("Новые люди", 1936, "Пламенные ночи", 1937). Выступал в т-ре. Первую значит. роль в кино сыграл в 1941 ("Сожжённый особняк", реж. Ж. Баронселли). В 40 - 50-е гг. приобрёл известность как исполнитель романтич. ролей. Сыграл Патриса в ф. "Вечное возвращение" (1943), дона Хосе в ф. "Кармен" (1943), гл. роли в ф. "Рюи Блаз" (1947, в сов. прокате "Опасное сходство") и "Граф Монте-Кристо" (1953), а также в ф. реж. Ж. Кокто "Красавица и чудовище" (1946), "Двуглавый орёл" (1947), "Орфей" (1949), "Завещание Орфея" (I960). Значит. удачей М. было исполнение роли Жильца в ф. "Белые ночи" (1957, реж. Л. Висконти, Италия). В серии ф. о Фантомасе ("Фантомас", "Фантомас разбушевался", "Фантомас против Скотленд-Ярда") М. сыграл отважного положительного героя - журналиста Фандора и "зловещего" Фантомаса. М. выступает на экране и как актёр интеллектуального склада (напр., в ф. реж. Кокто), и в условном амплуа романтич. героя популярных приключенч. ф. ("Капитан Фракасс", "Железная маска", "Парижские тайны" и др.). Продолжает работать в т-ре. С 1974 пред. Союза актёров Франции. Автор кн. "Мои простые истины" (1957), "История моей жизни" (1975), "Рассказы" (1978). Среди др. ф.: "Призыв судьбы", "Жюльетта", "Полуночные любовники" (в сов. прокате "Разбитые мечты"), "Чудо волков" (в сов. прокате "Тайна Бургундского двора"), "Пария", "Провокация", "Ослиная шкура"; т/ф - "Робер Макер", "Жозеф Бальзамо", "Каратекас и К°".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 1, М., 1965; Jean Marais. (Album). Text: Jean Cocteau. Photo: T. Le Prat, Hamb.- Volksdorf, 1959.

MARCH, FREDRIK

МАРЧ (March) Фредрик (наст. имя и фам. Эрнест Фредерик Мак-Интайр Бикел, Mclntyre Bickel)

(31.8.1897 - 14.4.1975)

амер. актёр. В нач. 20-х гг. дебютировал в т-ре, в 1921 - в кино. Успех М. принесла гл. роль в фильме Р. Мамуляна "Доктор Джекиль и мистер Хайд" (по Р. Л. Стивенсону, 1932, пр. "Оскар", пр. Мкф в Венеции), показавшая способность актёра к перевоплощению. М. с успехом выступал в мыозиклах ("Звезда родилась", 1937), комедиях ("Я женился на ведьме", 1942) и др. Лучше всего ему удавались сложные остродраматич. роли в ф. "Отверженные" и "Анна Каренина" (1935), "Лучшие годы нашей жизни" (1946, пр. "Оскар"), "Смерть коммивояжёра" (1951, пр. Мкф в Венеции, 1952), "Пожнёшь бурю" (1960, пр. Мкф в Зап. Берлине), "Затворники Альтоны" (1962), "Семь дней в мае" (1964), "Продавец льда грядёт" (1973) и др.

Среди др. "р.: "Крестное знамение", "Бар-реты с. Уимпол-стрит", "Пират", "Омбре".

Литература: Quirk L. J., The films of Frederic March, N. Y., 1971.

MARCUS, MANOLE

МА`РКУС (Marcus) Маноле

(р. 8.1.1928)

рум. режиссёр. Окончил Ин-т им. Караджале. В 1955 дебютировал ф. "За яблоками" (по А. П. Чехову, с Ю. Миху). В 1961 пост. лирич. комедию "Не хочу жениться". Лучшие ф.: "Квартал веселья" (1964, в сов. прокате "Династия непокорённых", сц. М. и И. Григореску), политич. ф. "Власть и Правда" (1972). ленты "Конспирация" (1973), "Капкан" (1974). В творчестве М. пристальный психологич. анализ сочетается со стремлением к масштабной проблематике.

Др. ф.: "Жизнь не прощает" (1959, с Ю. Миху), "Улицы помнят" (1962), "Канарейка и буря" (1970), "Актёр и дикари" (1975), "Операция "Чудовище"" (1976), "Человек, который нам нужен" (1979), "Гнездо стрекоз" (1981), "Гордыня" (1982).

MARIASSY, FELIX

МА`РИАШШИ (Mariassy) Феликс

(3.6.1919 - 26.1.1975)

венг. режиссёр. Засл. арт. ВНР (1969). По образованию художник-график. М. постигал на практике мн. кинематографич. профессии, в т. ч. режиссёра-документалиста. Первый худож. ф.- "Сабо" (в сов. прокате "Анна Сабо", 1949). Пост. ряд значит. произв.: "Будапештская весна" (1955), "Кружка пива" (1955, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1956), "Легенда городской окраины" (1957) и др. Мир фильмов М.- это мир простых людей, чьи судьбы тесно переплетены между собой и с событиями социальной истории. Режиссёр мастерски воссоздавал атмосферу, тонко выстраивал психологич. характеристики действующих лиц. После 1969 работал на ТВ. С 1948 преподавал в Высш. школе т-ра и кино. Гос. пр. им. Кошута (1956).

Др. ф.: "Замужество Каталпны Киш" (в сов. прокате "Счастье Каталины Киш", 1950), "На всех парах" (1951), "Родственники" (1954,), "Контрабандисты" (1958), "Бессонные годы" и "Любовь на скамейке" (1959), "Долгий путь домой" (I960), "Дорога испытаний" (1961), "Красные будни" (1962, с ЧССР, в сов. прокате "Воскресенье в будний день"), "Карамболь" (1964), "Фиговый листок" (1966), "Узы" (1967), "Самозванцы" (1969, в сов. прокате "Короли, регенты и шуты").

MARKER, CHRIS

МАРКЕ`Р (Marker) Крис

(р. 22.7.1921)

франц. режиссёр. Один из ведущих мастеров франц. док. кино. Творчество М. отмечено большим интересом к социальным проблемам совр. мира, новым формам социальной организации. Снял ф.: "Воскресенье в Пекине" (1957), "Письмо из Сибири" (1958), "Куба, да!" и "Описание битвы" (1961), "Взлётная полоса" (1962). Одна из лучших работ - ф. "Прекрасный май" (1963, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне, пр. Мкф в Венеции и Лейпциге), состоящий из 33 репортажей, показывающих представителей разл. социальных групп Парижа. В 1967 по инициативе и под рук. М. был снят ф. "Далеко от Вьетнама", в создании к-рого участвовали св. 50 франц. кинематографистов, работавших безвозмездно (А. Рене, А. Варда, К. Лелуш, Ж. Л. Годар и др.). Фильмы М. отличаются изобретательным сочетанием зрительного ряда и лит. комментария. Был инициатором выпуска во франц. прокат ф. "Счастье" сов. реж. А. И. Медведкина, к-рому посвятил док. ф. "Поезд в пути" (1972). В 1982 снял ф. "Без солнца".

Др. ф.: "Статуи тоже умирают" (с Рене) и "Олимпия-52" (1952), "Тайна 15 ателье" (1958. с Рене), "Джанго Рейнхардт" (с П. Павьо) и худож. ф. "Астронавты" (с В. Боровчиком) - оба 1959, "Тайна Кумико" (1965), "Если бы у меня были четыре дромадера" (1966), "Битва десяти миллионов" и "Второй процесс Артура Лондона" (1970), "Одиночество певца второго плана" (1974), "Цвет воздуха красный" (1977).

MARSH, MAY

МАРШ (Marsh) Мей (наст. имя Мэри)

(9.11.1895 - 13.2.1968)

амер. актриса. В кино с 1911. Снималась у Д. У. Гриффита в ф. "Происхождение человека", "Побег", "Рождение нации" и др. В амплуа инженю играла как главные, так и второстепенные роли. Самая крупная работа актрисы - яркая драм, роль героини совр. эпизода в фильме Гриффита "Нетерпимость" (1916). Со 2-й пол. 1910-х гг. снималась и в ф. др. режиссёров, в 1923 переехала в Европу, после 1930 жила в США, периодически снималась в характерных ролях. В 1957 получила пр. Дж. Истмена как одна из пяти лучших актрис немого кино. Всего сыграла неск. десятков ролей. Последний ф.- "Арабелла" (1968).

MARTELLI, OTELLO

МАРТЕ`ЛЛИ (Martelli) Отелло

(р. 10.5.1903)

итал. оператор. В кино с 1919. Работал как ассист. оператора, затем как документалист. Снял множество фильмов, однако подлинный расцвет деятельности М. связан с картинами мастеров неореализма: Р. Росселлини - "Пайза" (1946), "Стромболи, земля божья" и "Франциск, менестрель божий" (1950); Дж. Де Сантиса - "Горький рис" (1949), "Рим, 11 часов" (1952), "Дайте мужа Анне Дзаккео" (1953, в сов. прокате "Утраченные грёзы"), "Дни любви" (1954); Ф. Феллини - "Огни варьете" (1950), "Дорога" (1954), "Мошенничество" (1955), "Сладкая жизнь" (1959), "Искушения доктора Антонио" (эпизод в ф. "Боккаччо-70", 1961).

Др. ф.: "Женщина с реки" (1955), "Гуэндалина" (1957), "Учитель из Виджевано" (1963).

MARTIN, MARCEL

МАРТЕ`Н (Martin) Марсель

(р. 1926)

франц. критик, историк и теоретик кино. Сотрудничал в ряде периодич. изданий. С 1960 чл. редколлегии, а затем (до 1971) гл. ред. ж. "Cinema". В газ. "Les lettres francaises" регулярно публиковал обзоры к/м фильмов. В 1972 - 79 издавал ж. "L'Ecran". M.- автор статей по разл. проблемам мирового кино, в т. ч. о кинематографии СССР и др. социалистич. стран, монографий о Ж. Виго, Ч. Чаплине и Р. Флаэрти.

Литература: Panorama du cinema sovietique, P., 1960; Charles Chaplin, P., 1972; Le cinema sovietique par ceux, qui l'ont fait, P., 1966; в рус. пер.- Язык кино, М., 1959.

MARVAN, JAROSLAV

МА`РВАН (Marvan) Ярослав

(11.12.1901 - 21.5.1974)

чехосл. актёр. Нар. арт. ЧССР (1971). Играл в т-рах Праги. В кино с 1926 ("Фальшивая кошечка"). В 30-е гг. снялся в ф. реж. М. Фрича "Ревизор" (Городничий), "Патер Войтех" (мельник Дворецкий), а также в ф. "Школа - основа жизни", "Путь к глубинам студенческой души". В 40 - 50-е гг. создал образы старых рабочих в ф. "Река-волшебница", "Беспокойный бакалавр", "Рассказы Чапека", "Прорыв", "Железный дед" и др. Среди более 200 ф., в к-рых снимался М.,- "Немая баррикада", "Бравый солдат Швейк", "О вещах сверхъестественных", "Красные будни" (в сов. прокате "Воскресенье в будний день", чехосл.-венг.), "Большая дорога" (сов.-чехосл.), "Призрак замка Моррисвиль", "Желание по имени Анада", "Ночь на Карлштейне". В телесериале "Грешные люди города Праги" исполнил роль советника полиции Вацатко. На киноэкране из этой серии были показаны ф. "Похождения красавца драгуна", "Пеночка и зонтик", "Убийство в отеле "Эксцельсиор"", "Смерть чёрного короля". Гос. пр. ЧССР (1951).

Литература: Digrin Z., Jaroslav Marvan, Praha, 1967.

MARVIN, LEE

МА`РВИН (Marvin) Ли

(р. 19.2.1924)

амер. актёр. Выступал в передвижных театр. труппах, на Бродвее. В кино с 1951 (ф. "Теперь ты во флоте"). Высокий рост, грубоватая внешность, свободная, часто вызывающая манера себя держать определили гл. черты постоянного героя М.- искателя приключений, гангстера, ковбоя. Из амплуа злодеев М. выдвинулся на гл. роли в серии лент об "антигероях", наёмниках: в гангстерском ф. ("Убийцы", 1964, реж. Д. Сигел), вестерне ("Профессионалы", 1966, реж. Р. Брукс), воен. драме ("Грязная дюжина", 1967, реж. Р. Олдрич). В 1965 получил пр. "Оскар" и пр. Мкф в Зап. Берлине за исполнение роли в комич. вестерне "Кэт Бэллу". Играл также в ф.: "Дикарь" (1953), "Человек, который пристрелил Либерти Вэланса" (1962), "Корабль глупцов" (1965), "Ад в Тихом океане" (1968), "Человек клана" (1974), "Кричи на дьявола" (1976), "Смертельная охота" (1981).

MARX

МАРКС (Marx), амер. актёры, братья: Леонард (Чико) (26.3.1886 - 11.10. 1961), Артур (Харпо) (21.11.1888-28.9.1964), Джулиус (Граучо) (2.10.1890 - 19.8.1977)

Выступали в муз. спектаклях, водевилях, обозрениях в ка баре, мюзик-холлах Нью-Йорка и провинции вместе с др. братьями - Милтоном (Гуммо) и Гербертом (Зеппо). Стали популярными после участия в эксцентрич. фарсах "Кокосовые орешки" (1929) и "Расписные пряники" (1930), к-рые были перенесены на экран с приходом звука в кино. В ф. "Обезьяньи проделки" и "Лошадиные перья" (1931) выявились и кинематографич. особенности иск-ва бр. М. Традициям немой "комической" соответствовали их постоянные персонажи-маски. Граучо (Ворчун) - автор сц. большинства ф.- карикатурно изображал дельца: с торчащей из-под усов сигарой, в очках с гонкой оправой он ошеломлял зрителей двусмысленными анекдотами, каламбурными репликами. Харпо (от арфы, с крой он почти не расставался) - молчаливый клоун с пышной светлой шевелюрой, обуреваемый влечением к женщинам и к разрушению. Чико (Малыш) - медлительный иммигрант-итальянец, пианист-виртуоз, не поспевавший за стремительным развитием событий. Второстепенные роли исполнял в их ф. и Зеппо. Бр. М. широко использовали экстравагантные трюки, грубоватые шутки, весёлую импровизацию. Нарушая привычную логику поведения, они совершали в фантастически быстром темпе невероятные поступки (глотали телефонные аппараты, ломали в шепки мебель и т. п.), обрушивали на зрителя потоки абсурдного юмора, парадоксальных ситуаций, муз. эксцентриады. Высокого мастерства бр. М. достигли в антивоен. сатирич. картине "Утиный суп" (1933), но ф. не имел зрит. успеха и поставил их дальнейшую кинематографич. карьеру под угрозу. Перейдя из фирмы "Парамаунт" в МГМ (уже без Зеппо), они, по рекомендации продюсера И. Тальберга, несколько смягчили агрессивность своего юморая и дополнили эксцентрич. сюжеты традиц. любовной интригой. Вернув себе былую популярность картиной "Вечер в опере" (1935), бр. М. снимались затем в ф. "День на скачках" (1936), "День в цирке" (1939), "Поезжай на Запад" (1940), "Большой магазин" (1941), "Ночь в Касабланке" (1946), "Счастлив в любви" (1950) и др. В 1957 все трое снялись в ф. "История человечества". В 50 - 60-х гг. известностью пользовался только Граучо, благодаря выступлениям по радио и ТВ, в 1973 получил спец. пр. "Оскар".

Литература: Memoirs of a mangy lover, N. Y., 1963. Why a duck?, сотр. by R. J. Anobile, N. Y., 1971; Marx G., Groucho and me, L., 1959; его же, The Groucho letters, N. Y., 1967; Marx H., Harpo speaks!, N. Y., 1961.

Литература: Волков А., Братья Маркс, в сб.о Комики мирового экрана, (М., 1966); Crichton К., The Marx brothers, L., 1951; Eуles A., The Marx brothers. Their world of comedy, N. Y.- L., 1969.

К. Э. Разлогов.

MASELLI, FRANCESCO

МАЗЕ`ЛЛИ (Maselli) Франческо

(р. 9.12.1930)

итал. режиссёр. Окончил Эксперим. киноцентр в Риме. С 1948 в кино. В 1949 - 55 снял 12 док. ф., затрагивающих социальные проблемы. Эти ф. выдвинули молодого режиссёра в число лучших итал. документалистов. Верность принципам неореализма, стремление к критич. док. показу окружающей действительности привели М. к сближению со сц. Ч. Дзаваттини (М. снял один из эпизодов в его ф.-репортаже"Любовь в городе", 1953). Дебютом М. в худож. кино был ф. "Разгромленные" (1955, пр. Мкф в Венеции), продолжавший лучшие традиции прогрес. итал. кино своей антифаш. и антивоен.направленностью. Ф."Наследные принцы" ("Дофины", 1960) показывал жизнь провинц. бурж. молодёжи, лишённой духовных интересов. В 1963 М. экранизировал роман А. Моравиа "Равнодушные". Борьбе туринских коммунистов против фашизма в 30-е гг. посвящен ф. "Подозрение" (1974). В 1979 снялся в ф. "Терраса" (реж. Э. Скола).

Др. ф.: "Женщина - сенсация дня" (1957, пр. Мкф в Карлови-Вари), "Поспеши убить меня... мне холодно" (1966), "Укради у ближнего своего" (1968), "Открытое письмо в вечернюю газету" (1970).

MASINA, GIULIETTA

МАЗИ`НА (Masina) Джульетта (наст. имя Джулия Анна)

(р. 22.11.1921, по др. данным, 22.2.1921)

итал. актриса. Училась в Рим. ун-те. В 1942 пришла в т-р из студенч. самодеятельности, выступала на радио. Снялась в эпизодич. ролях в ф. "Пайза" (1946, реж. Р. Росселлини) и "Без жалости" (1948, реж. А. Латтуада). Созданный актрисой в ф. "Без жалости" образ проститутки Марчеллы, стремящейся изменить свою жизнь, был характерен для послевоен. Италии. Славу актрисе принесли роли в ф., созданных в 50-е гг. её мужем - реж. Ф. Феллини: "Огни варьете" (1950), "Белый шейх" (1952), "Дорога" (1954, в сов. прокате "Они бродили по дорогам"), "Мошенничество" (1955), "Ночи Кабирии" (1957, пр. Мкф в Канне и др.). Присущие таланту М. соединение лиризма и гротеска, тонкий психологизм и реалистич. манера игры впервые со всей полнотой раскрылись в специально для неё написанной роли в ф. "Дорога" (1954). Образ Джельсомины по-новому развивал тему "маленького человека", страдающего от несправедливости окружающего мира. Эта тема стала лейтмотивом творчества актрисы и получила продолжение в ф. "Ночи Кабирии" (1957), а также в ф. "Фортунелла" (1958, реж. Э. Де Филиппо). Стремление героинь этих ф. жить естественной, честной жизнью оказывается в условиях бурж. мира несбыточной, фантастич. мечтой. По-другому трактуется этот мотив в фильме Феллини "Джульетта и духи" (1965). В нём М. сыграла во многом новый для неё образ женщины из бурж. среды, мучительно старающейся преодолеть комплексы, порождённые католич. воспитанием и условностями. Снялась также в ф.: "Европа-51", "На окраине большого города", "Ад посреди города". Снималась и за границей ("Девушка в искусственном шёлке" и "Йонс и Эрдме", ФРГ; "Безумная из Шайо", Великобритания). В 60-е гг. появлялась на экране редко. В 1973 сыграла на ТВ в пьесе "Элеонора" (по сюжету Феллини) и в 1976 в сериале "Камилла" (по роману Ф. Чаленте "Очень холодная зима"), где создала образ умудрённой жизнью мужественной и доброй женщины, на к-рой "держится" семья.

Г. Д. Богемский.

MASSARI, LEA

МАССА`РИ (Massari) Леа

(р. 30.6.1933)

итал. актриса. В кино с 1954 (гл. роль в ф. "Запрещается"). Сыграла эпизодическую роль в ф. реж. М. Антониони "Приключение" (1960). Снялась также в ф.: "Четыре дня Неаполя" (1963, реж. Н. Лой), "Солдатские девки" (1965, реж. В. Дзурлини, в сов. прокате "Они шли за солдатами"), "Аллонзанфан" (1974, реж. П. и В. Тавиани), "Христос остановился в Эболи" (1979, реж. Ф. Рози). В 1983 снялась в ф. "Сара" (Франция).

Др. ф.: "Трудная жизнь" (в сов. прокате "Журналист из Рима"), "Сделано в Италии", "Мелочи жизни", "Сердцебиение", "Бег зайца по полям", "Женщина в синем" (все - Франция).

MASSIP, JOSE

МАССИ`П (Massip) Xoce

(р. 28.6.1928)

кубин. режиссёр, критик. Окончил Гаванский и Гарвардский (США) ун-ты. Писал стихи, литературоведч. статьи, рецензии на ф. и театр, постановки. Один из организаторов культурного об-ва "Нуэстро тьемпо" (рук. отделов кино и лит-ры). Участвовал в съёмках док. ф. "Эль Мегано" (1955). В 1956 начал работать над ф. "Времена молодого Марти", к-рый смог закончить после победы Кубин. революции (1959). Был в числе основателей ИКАИКа. Пред. секции кино, радио и ТВ в Союзе писателей и художников Кубы. Первая п/м худож. картина - "Решение" (1964). Среди его работ: "Почему родилась повстанческая армия" (1960), "Учитель из Силантро" и "Мы пришли во имя любви" (1962), "История одного балета" (1963, гл. пр. Мкф в Лейпциге), "Наша олимпиада в Гаване" и "Мадина-Боэ" (пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Лейпциге) - обе 1968, "Гвинея" и "Страницы из дневника Хосе Марти" (1971), "Лаос: четыре репортажа после войны" (1973), "15-я годовщина" (1974), "Волейбол в Лос-Анджелесе" и "Ангола: победа надежды" (пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Лейпциге) - оба 1976, "Шестая часть мира" (1977, совм. с др.), "История Эль Мегано" (1979).

Предыдущая страница Следующая страница