Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 16, "MAS"-"MOR")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 16, "MAS"-"MOR")

MASTROIANNI, MARCELLO

МАСТРОЯ`ННИ (Mastroianni) Марчелло

(р. 28.9.1923)

итал. актёр. Начинал в 1947 как любитель, играл в Университетском т-ре в Риме, был приглашён реж. Л. Висконти в его труппу. В кино с 1947 ("Отверженные", реж. Р. Фреда). Первые заметные роли - в ф. "Августовское воскресенье" (1949), "Девушки с площади Испании" (1952), "Дни любви" (1954). В одной из своих ранних работ - в ф. "Повесть о бедных влюблённых" (1953, реж. К. Лидзани), а затем в картине "Семейная хроника" (1962, реж. В. Дзурлини) М. создал обаятельный образ итальянца послевоен. поколения, не утратившего идеалов добра и справедливости, стремящегося жить честной, трудовой жизнью. Иной аспект такого образа, но более лирически и ностальгически окрашенный, овеянный настроениями тревоги и разочарования актёр дал в образе Мечтателя в ф. реж. Висконти "Белые ночи"(1957). Наиболее плодотворный период творчества М. был связан с ф. выдающихся итал. мастеров нач. 60-х гг , когда он сыграл гл. роли в картинах "Сладкая жизнь" (1960) и "Восемь с половиной" (1962) - обе реж. Ф. Фелчини, "Ночь" (1960, реж. М. Антониони), Е запечатлев социально-психологич. типаж, С характерный для итал. общества периода экономич. стабилизации, с присущими к этому времени настроениями социальной с апатии, безволием и бездуховностью, бесплодными метаниями между цинизмом и горечью. Вместе с тем в ф. "Развод по-итальянски" (1961, реж. П. Джерми), р "Вчера, сегодня, завтра" (1963) и "Брак по-итальянски" (1964) - оба реж. В. Де Сика, "Казанова-70" (1964, реж. М. Мосничелли, пр. Мкф в Сан-Себастьяне) М. и раскрылся как многоплановый характерный актёр с ярко выраженным комедийным дарованием. Широкий диапазон исполняемых М. ролей и его высокий профессионализм, чуткость к веяниям времени продолжали привлекать к нему режиссёров разных школ и направлений, "позволяли ему оставаться одним из веду щих актёров европ. экрана 70-х - нач. 80-х гг. Среди значит, работ М.- роли С в ф. реж.: Висконти - "Посторонний" в (1967); Э. Сколы - "Драма ревности" (1970, пр. Мкф в Канне), "Разрешите представиться, Рокко Папалео" (1971), к "Необычный день" (1977), "Терраса" (1980), "Новый мир" ("Ночь Варенны", 1982); М. Феррери - "Сука" (1972), "Большая жратва" (1973), "Не прикасайся к белой женщине" (1974), "Прощай, самец!" ("Мечта обезьяны", 1978), "История Пьеры" (1983); П. и В. Тавиани - "Аллонзанфан" (1974); Э. Петри - "Тодо Модо" (1975); Л. Кавани -"Шкура" (1980); Феллини - "Город женщин" (1980); М. Беллоккьо - "Генрих IV" с (1984).

Среди др. ф.: "Двоеженец", "Закон" (Франция), "Адуя и её подруги", "Красавчик Антонио", "Частная жизнь" (Франция), "Товарищи", "Подсолнухи" (СССР - Италия), "Лео Последний" (Великобритания), "Жена священника", "Самое значительное событие с тех пор, как человек ступил на Луну" (Франция), "Дамы и господа, спокойной ночи!", "Призрак любви".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 2, Л. - М., 1965; , Gehler F., Marcello Mastroianni, В., 1973.

MATRAS, CHRISTIAN

МАТРА` (Matras) Кристиан

(29.12.1903 - 4.5.1977)

франц. оператор. С 1926 в кинохронике. В нач. 30-х гг. снимал док., с 1932 - худож. фильмы. Был оператором ф. "Великая иллюзия" (1937), в к-ром строгость и выразительность oпeрат. манеры были близки режиссуре Ж. Ренуара. Сотрудничал с реж. Кристиан-Жаком ("Фанфан-Тюльпан", 1952, и др.), М. Офюльсом, Ж. Деланнуа и др. Среди работ М.: "Конец дня" (1939), "Пышка" (1945), "Нана" (1955), "Монпарнас, 19" (1957), "Профессиональный риск" и "Семь раз женщина" (США) - обе 1967. В 1969 снял ф. "Млечный Путь" (реж. Л. Буньюэль). В послевоен. ф. М. преобладали декоративность, изысканность стиля.

MAURO, UMBERTU

МА`УРУ (Mauro) Умберту

(р. 1897)

браз. режиссёр. Один из основоположников нац. кино. Изучал инженерное дело и энергетику. С 1925 в кино. Создал цикл лирич. ф.: "Весна жизни" (1926), "Потерянное сокровище" (1927), "Тлеющие угли" (1928) и др. Наиболее известные ф. "Губы без поцелуев" (1930, с А. Гонзагой), "Фавела моей любви" (1935), "Песнь тоски" (1953) посвящены в осн. жизни браз. деревни.

MAYER, CARL

МА`ЙЕР (Mayer) Карл

(20.2.1894 - 1.7. 1944)

нем. сценарист. Был хористом, статистом, актёром в разл. нем. т-рах, театр. художником и режиссёром. В кино с 1919 (сц. ф. "Кабинет доктора Калигари", с X. Яновицем, реж. Р. Вине). Этот ф. положил начало экспрессионистскому направлению в нем. киноиск-ве. К нему же относятся сц. ф. "Генуина" и "Путь в ночь" (1920). В дальнейшем стал одним из основоположников т. н. камерной драмы (каммершпиле) с её интересом к жизни средних слоев нем. общества, деталям быта, психологич. характерности персонажей - сц. ф. "Осколки" (в сов. прокате "Пост № 158") и "Чёрный ход" (1921), "Сочельник" (1923). Высшее творч. достижение М.- сц. ф. "Последний человек" (1925, реж Ф. В. Мурнау, в сов. прокате "Человек и ливрея"), где им и режиссёром была найдена истинно кинематограф ич. форма выражения сюжета, позволившая обойтись без пояснит, надписей. Написал также сц. ф. "Тартюф" (1926), "Берлин - симфония большого города" (1927, реж. В. Рутман), "Восход солнца" (по Г. Зудерману, 1927, США), "Ариана" (1932) и др. В 1933 уехал в Великобританию, где сотрудничал в док. кино с реж. Г. Паскалем и П. Ротой. Был соавтором экранизаций пьес Б. Шоу "Пигмалион" (1938) и "Майор Барбара" (1940). в Hemp el R., C.Mayer, В., 1968 (библ.).

MAZURSKY, PAUL

МАЗУ`РСКИЙ (Mazursky) Пол (наст. имя Ирвин)

(р. 25.4.1930)

амер. режиссёр, продюсер. Дебютировал как актёр в ф. "Страх и желание" (1953). Работал в маленьких т-рах и на ТВ. В 1954 - 60 выступал комиком, был режиссёром в кабаре и ночных клубах. В 1968 - 70 в сотрудничестве с актёром Л. Такером писал телесценарии. В кино дебютировал комедией "Боб и Кэрол и Тэд и Элис" (1969), моральная двусмысленность к-рой в трактовке темы совр. брака и супружеской верности принесла ему успех на грани скандала. Ф. "Алекс в стране чудес" (1970) провалился в прокате, и М. на нек-рое время прервал работу в кино. В 1973 пост. картину "Влюблённый Блюм", где спародировал и одновременно иронически романтизировал семейные принципы представителя среднего класса. В 1974 сделал картину "Гарри и Тонто". Автобиографич. мотивы легли в основу ф. "Следующая остановка - Гринвич Вилледж" (1975), с юмором и ностальгич. грустью воспроизводящего жизнь нью-йоркской богемы 50-х гг. В 1978 пост. социально-психологич. драму "Незамужняя женщина", исследовавшую сложные вопросы эмансипации и права женщины распоряжаться собств. судьбой, в 1980 - "Вилли и Фил". М. был автором или соавтором сц. всех своих картин, в большинстве их выступил как продюсер, а в ф."Алекс в стране чудес", "Влюблённый Блюм" и "Незамужняя женщина" - и как актёр. В 1982 пост. ф. "Буря".

В. Ю. Дмитриев.

MCCAREY, LEO

МАК-КЕ`РИ (McCarey) Лео

(3.10.1898 - 5.7.1969)

амер. режиссёр, сценарист, продюсер. В кино с 1918 как ассист. режиссёра. Дебютировал в режиссуре п/м ф. "Секреты общества" (1921), но впоследствии, до 1929, ставил только к/м комедии, в т. ч. несколько с участием С. Лаурела и О. Харди. Один из ведущих комедийных режиссёров США 30-х гг., с успехом снимавший эксцентрич. ("Утиный суп", 1933, с бр. Маркс), психологич. ("Рагглз из Ред Гэп", 1935, "Ужасная правда", 1937, пр. "Оскар"), муз. ("Иду своим путём", 1944, пр. "Оскар") комедии. Автор сценариев и продюсер большинства своих фильмов. В русле политики "холодной войны" в 50 - 60-е гг. ставил и ленты антикомм у нистич. направленности.

Среди др. ф.: "Парень из Испании" (1932), "Красотка девяностых годов" (1934), "Ковбой и леди" (1938). "Любовный роман" (1939), "Колокола святой Марии" (1945), "Сатана никогда не спит" (1962).

MCDOWELL, MALCOLM

МАК-ДА`УЭЛЛ (McDowell) Малколм

р. 15.6.1943)

англ. актёр. Работал коммивояжёром, затем играл в т-ре и на ТВ. В кино с 1967 (ф. "Бедная корова"). Актёрский путь М. тесно связан с судьбами молодёжного движения кон. 60-х гг. Сыграл главные роли в ф. "Если..." (1968, реж. Л. Андерсон), "Заводной апельсин" (1971, реж. С. Кубрик), "О, счастливчик!" (1973, реж. Андерсон). Актёрской манере М. свойственны повышенная экспрессивность, его наиболее удачные работы связаны главным образом с условными, притчеобразными фильмами.

Др. ф.: "Ландшафт с фигурами", "Безумная луна", "Королевский блеск", "Путешествие проклятых", "Асы в небе", "Калигула" (Италия), "Переход", "Время после времени", "Госпиталь "Британия"".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 12, Л., 1978.

MCLAGLEN, ANDREW

МАК-ЛА`ГЛЕН (McLaglen) Эндрю

(р. 28.7.1920)

амер. режиссёр. Сын актёра В. Мак-Лаглена. В 1956 снял вестерн "Пристрели этого человека". Приключенч. ф. предпочитал и в дальнейшем, лишь изредка обращаясь к др. жанрам. В большинстве своих ф. добивался зрелищности, занимательности. Приверженец вестерна в годы его кризиса, М. отдавал дань консервативным традициям жанра. Много работал на ТВ.

Среди ф.: "Шенандоа" (1965), "Парад глупцов" (1971), "Митчелл" (1975), "Дикие гуси" (1978), "Морские волки" (1980), "Сахара" (1984).

MCLAGLEN, VICTOR

МАК-ЛА`ГЛЕН (McLaglen) Виктор

(10.12.1886 - 7.11.1959)

амер. актёр. Род. в Великобритании, был боксёром, военным, работал в т-ре, в 1920 снялся в кино. В нач. 20-х гг. переехал в США, снялся в ф. "Любимый грубиян" (1924), "Цена славы" (1926). Наиболее значит. работа М. в 30-е гг.- гл. роль в ф. реж. Дж. Форда "Осведомитель" (1935, пр. "Оскар"). М. играл ведущие роли и в др. фильмах Форда: "Чёрная гвардия" (1929), "Потерянный патруль" (1934), "Форт Апач" (1948), "Рио-Гранде" (1950), "Тихий человек" (1952). Снимался в характерных ролях в осн. в приключенч. лентах и комедиях. Последний ф.- "Ярость моря" (1958, Великобритания). За время работы в кино сыграл более 100 ролей.

MCLAREN, NORMAN

МАК-ЛА`РЕН (McLaren) Норман

(р. 11.4.1914)

канад. режиссёр, художник. Окончил Худож. школу в Глазго. В 1933 - 1937 ставил экспериментальные к/м док. и мульт. фильмы ("От семи до пяти", "Цветной коктейль", "Ад без границ"). С 1937 сотрудничал с группой англ. реж.-документалиста Дж. Грирсона. Участвовал в создании м/ф с использованием новой техники - рисунка непосредственно на киноплёнке и рисованной оптич. фонограммы. В 1939 - 41 жил в США, где экспериментировал на цв. киноплёнке ("Аллегро", "Звёзды и полосы"). В 1941 по приглашению Грирсона переехал в Канаду, стал сотрудником Нац. киноуправления, где в 1943 создал мульт. секцию. Среди ф.: "Танец доллара" (1943), "Скрипка" (1947), "Самое время" (1951, стереоскопич. рисованный), "Пустота" (1954), "Стул" (1957), "Канон" (1964). Принцип иллюстрации муз. ритма абстрактным рисунком использовал при создании лент "Вертикальные линии" (1960), "Горизонтальные линии" (1962), "Мозаика" (1965). В 1953 антивоен. ф. "Соседи" получил пр. "Оскар". В 60 - 70-е гг. возвратился к традиц. использованию камеры, снимал ф. о балете: "Па-де-де" (1965), "Адажио" (1972). С 1975 с Г. Манро работает над серией к/м лент о принципах создания мульт. фильмов. Мн. фильмы М. удостоены междунар. премий.

MCQUEEN, STEVE

МАК-КУИН (McQueen) Стив (наст. имя Теренс Стивен)

(24.3.1930 - 7.11.1980)

амер. актёр. Учился в школе драм. иск-ва и в нью-йоркской Актёрской студии. С 1952 в т-ре. В кино снимался в эпизодич. ролях с 1956 ("Кто-то там наверху любит меня" и др.). Получил известность, исполнив гл. роли в приключенч. телесериале "Разыскивается живым или мёртвым" (1958 - 61). Особо ему удавались роли ироничных, даже чуть циничных героев, готовых бороться за справедливость. Наиболее известны ф.: "Великолепная семёрка" (1960), "Большой побег" (1963, пр. Мкф в Москве), "Малыш, дождь должен пойти" (1965), "Дело Томаса Крауна" и "Буллит" (1968), "Побег" (1972), "Мотылёк" (1973), "Ад в поднебесье" (1974), "Том Хорн" и "Охотник" (1980).

MEERSON, LAZAR

МЕЕРСО`Н (Meerson) Лазарь

(1900 - июнь, 1938)

франц. художник. Род. в России. С 1924 во Франции. Работал с реж.: Ж. Фейдером - "Грибиш", с "Кармен", "Новые господа", "Большая игра", "Пансион "Мимоза"", "Героическая кермесса" и др.; Р. Клером - "Соломенная шляпка", "Под крышами Парижа", "Миллион", "Свободу нам!" и др.; Ж. Дювивье, К. Отан-Лара. С 1936 работал в Великобритании. Мастер тонкой, не нарушающей жизненной достоверности стилизации, М. стремился к тому, чтобы декорации и костюмы выражали поэтич. настроение фильма, г Оказал влияние на изобразит. стиль франц. ф. 20 - 30-х гг.

MEKAS

МЕ`КАСЫ (Mekas)

МЕКАСЫ (Mekas), амер. режиссёры, братья: Йонас (р. 24.12.1922), Адольфас (р. 30.5.1925)

Род. в Литве. В годы 2-й мировой войны были высланы в Германию, в 1950 переехали в США. Йонас М. начинал как кинокритик, вёл рубрику кино в издании нью-йоркской богемы "Виллидж войс", в 1955 осн. ж. "Film culture", к-рый поддерживал антиголливудские тенденции в амер. кино - как традиционно реалистические, так и сугубо экспериментальные. Адольфас М. начинал как писатель, затем также обратился к кино. М. способствовали формированию на рубеже 50 - 60-х гг. "нью-йоркской школы", а затем "подпольного кино" США (см. Альтернативное кино), ставили самостоятельно к/м и п/м, гл. обр. пародийные, ленты (Йонас - "Оружие деревьев", 1962; Адольфас - "Поплачем", 1961, "Аллилуйя холмов", 1962, "Двуствольный детектив", 1966, и др.). Наиболее значит, работа М.- экранизация поставленного в "Лизинг тиэтр"антивоеи. спектакля "Бриг" (по пьесе К. Брауна "Корабельная тюрьма", 1964). Ф. был снят за одну ночь после спектакля, последнего в США. Прогрес. антибурж. мотивы, выражавшие оппозиц. настроения разл. слоев амер. общества, отчётливо звучали также в фильмах Адольфаса М. "Анемоны" (1969) об амер. солдате, дезертирующем в знак протеста против войны во Вьетнаме, и "Товарищи женщины и товарищи мужчины" (1970) - п/м док. ф. о Кубе. Вместе с тем идейно-худож. взгляды бр. М. отличаются противоречивостью и непоследовательностью, что особенно яркопроявилось в лентах,смонтированных на основе материалов, снятых во время их туристич. поездки в СССР в 1971.

MELIES, GEORGE

МЕЛЬЕ`С (Melies) Жорж

(8.12.1861 - 21.1.1938)

франц. режиссёр. Один из родоначальников франц. кино. Был директором и руководителем т-ра "Робер Уден", где показывались иллюзионные и фантастич. представления. Заинтересовавшись кинематографом после первой публичной демонстрации этого нового изобретения,

М. в 1896 начал снимать ф. на к/ст (одной из первых во Франции), построенной им в своём имении Монтрёй. Первые его ф. ("Исчезновение дамы", "Замок дьявола", "Сеанс превращений" и др.) представляли собой ряд иллюзионных трюков, осуществлённых с помощью новой техники кино. Затем М. перешёл к пост, кинофеерий на сказочные сюжеты: "Золушка" (1899), "Красная Шапочка" (1901), "Синяя Борода" (1901) и др. В 1902 - 06 он создал свои наиболее значит. ф. - фантастич. и сказочные феерии. М. известен как изобретатель мн. кинотрюков (стоп-кадр, двойная и многократная экспозиции, кашетная съёмка, ускоренная и замедленная съёмка и др.). Почти все его ф. цветные, раскрашенные от руки. Лучшая работа -"Путешествие на Луну" (1902). В этом ф. режиссёр достиг причудливых эффектов, сочетая кинотрюки с использованием макетов и театр. машинерии. Во мн. фантастич. фильмах М.присутствуют элементы пародии, иронич. мистификации: "Путешествие через невозможное" (1904), "Четыреста шуток дьявола" (1906). Работал и в др. жанрах. Ему принадлежит инсценированная историч. хроника "Дело Дрейфуса" (1899) и неск. инсценировок-репортажей о совр. событиях - "Набережные Гаваны и гибель крейсера "Мэн"" (1898), "Коронация Эдуарда VII" (1902). Всего М. снял ок. 4000 фильмов. Не выдержав конкуренции более крупных и лучше организованных фирм, разорился и в 1912 вынужден был прекратить произ-во фильмов.

Литература: Садуль Ж., Всеобщая история кино, пер. с франц., т. 1 - 2, М., 1958; Sаdoul G., Georges Melies, P., 1961; его же, An index to the creative work of Georges Melies (1896 - 1912), L., 1947; Bessy M., Georges Melies mage, P., 1961; Fernandez Cuenca C, Georges Melies (1861 - 1938), Madrid, 1963; Hammond P., Marvellous Melies, L., 1974. В. И. Божович.

MELVILLE, JEAN PIERRE

МЕЛЬВИ`ЛЬ (Melville) Жан Пьер (наст. фам. Грумбах, Grumbach)

(20.10.1917 - 2.8.1973)

франц. режиссёр, продюсер. В кино с сер. 40-х гг. Первый ф.- к/м лента "Двадцать четыре часа из жизни клоуна" (1946). Известность получил после ф. "Молчание моря" (по Веркору, 1948). В 1950 экранизировал роман Ж. Кокто "Трудные дети". Фильм стал интересным опытом использования музыки в кино и организации кинопространства. М. испытал сильное влияние амер. гангстерского кино в таких работах, как "Боб-прожигатель" (1955), "Полицейский осведомитель" (1963), "Самурай" (1967). В них он пытался перенести акцент со стороны чисто сюжетной на психологическую, создать образ гангстера-аутсайдера, "благородного преступника", не способного найти точек соприкосновения ни с обществом честных людей, ни с себе подобными ("Второе дыхание", 1966). Однако в нек-рых ф. гангстерская тема вырождалась в чисто техническую, ремесленную эксплуатацию жанра. В ф. "Леон Морен - священник" (по Б. Бек, 1961) М. отказался от детективной структуры, концентрируя своё внимание исключительно на психологии, внутр. конфликте героя. Важным этапом в творчестве М. был ф. "Армия теней" (по Ж. Кесселю, 1969) о деятелях франц. Сопротивления. Худож. опыт М. оказал существ. влияние на молодое поколение режиссёров "новой волны", в частности на Ж. Л. Годара, снявшего его в своём ф. "На последнем дыхании" (1960) в роли писателя.

Др. ф.: "Когда ты прочтёшь это письмо" (1953), "Два человека в Манхэттене" (1959), "Фершо-старший" (1963), "Красный круг" (1970), "Полицейский" (1972).

Литература: Melville on Melville, ed. R. Nogueira, L.- N. Y., 1971.

MENJOU, ADOLPH

МЕНЖУ` (Menjou) Адольф

(18.2.1890 - 29.10.1963)

амер. актёр. Учился в Кор-неллском ун-те, выступал в т-ре. В кино с 1912. Первую крупную роль (Людовик XIII) сыграл в ф. "Три мушкетёра" (1921). После исполнения роли Пьера Ревеля в ф. "Парижанка" (1923, реж. Ч. Чаплин) стал одним из популярных актёров. Снимался в ф.: "Запретный рай" (1924), "Прощай, оружие" (1933), "Звезда родилась" (1937), "Закон о разводе" (1940), "Положение в стране" (1948), "Снайпер" (1952), "Тропы славы" (1957, реж. С. Кубрик) и др.

MERCIER, MICHELLE

МЕРСЬЕ` (Mercier) Мишель (наст. имя Жослин)

(р. 1.1.1939)

франц. актриса. Начинала в балете. В кино с 1957 (ф. "Поворот ручки"). Снялась в ф.: "Стреляйте в пианиста" (1960), "Рычащие годы" (1962, Италия), "Фершо-старший" (1963), "Казанова-70" (1965, Италия). Наибольший успех принесла роль Анжелики в серии развлекат. ф. реж. Б. Бордери: "Анжелика, маркиза ангелов" (1964), - "Великолепная Анжелика" (1965), "Анжелика и король" (1966), "Неукротимая Анжелика" (1967), "Анжелика "и султан" (1968). В 1979 снялась в ф. "Гёц фон Берлихинген с железной рукой" (ФРГ).

Др. ф.: "Гром небесный", "Наши мужья" (Италия), "Вторая истина", "Леди Гамильтон - между бесчестьем и любовью" (ФРГ), "Примерный Рим" (Италия).

MERKURI, MELINA

МЕРКУ`РИ (Merkuri) Мелина

(р.6.1.1923)

греч. актриса. Училась в драм. школе в Афинах. Играла в т-рах Греции, с 1952 - Парижа. В 1955 дебютировала в кино в роли Стеллы в одноимённом ф. реж. М. Какояниса, создав образ свободолюбивой и гордой женщины. Снималась в ф. реж.: Ж. Дассена - "Тот, кто должен умереть" (по Н. Казандзакису, 1957) и "Закон" (1959) - оба Франция; В. Де Сика -"Страшный суд" (1961, Италия); X. А. Бардема - "Механическое пианино" (1965, Испания). В историч. фильме К. Отан-Лара "Да здравствует Генрих IV, да здравствует любовь!" (1961, Франция) исполнила роль Марии Медичи. Со своим мужем Дассеном в 1962 основала фирму "Мелина-фильм". Лучшие работы - роль Илии ("Никогда в воскресенье", 1960, реж. Дассен, пр. Мкф в Канне), а также роли в ф. "Федра" (1962); "Топкапи" (1964) и "Обещание на рассвете" (1970) - оба США. В период воен. диктатуры в Греции (1967 - 74) была в эмиграции, выступала как драм, актриса в США, Франции, Италии. Активно боролась против режима воен. хунты, проявив себя убеждённой сторонницей демократии. В 1975 вернулась в Грецию. В ф. "Страстная мечта" (1978, реж. Дассен) исполнила роль Майи, актрисы, переживающей творч. кризис и сумевшей преодолеть его. С 1981 министр культуры и науки Греции.

MESAROS, TITUS

МЕСА`РОШ (Mesaros) Титус

(р. 10.7.1925)

рум. режиссёр, сценарист. В 1950 окончил Лит. школу. Дебютировал как кинодокументалист в 1963. Наиболее известный ф.- "В небо" (1964). Пост. ф. "В этом густом лесу" (1973). Среди др. ф.: "400 ступенек в небо" и "Клочок бумаги" (1963), "Наши люди" и "Над долами и полями" (1964), "В поисках потерянного времени" (1967), "Метаморфозы" (1968), "От предков к потомкам" (1969), "Мрамор" (1970), "Нож" (1971), "Под майским солнцем" (1972), "Калибаба" и "Золотая свадьба" (1973), "Чёрное золото", "Бухарест, увиденный с высоты в один метр" и "Сенокос" (1974), "Крайова, увиденная с телеги" (1975), "Тишина живописи" (1981) и др.

MÉSZÁROS, ÁGI

МЕ`САРОШ (Mészáros) Аги

(р. 24.5.1918)

венг. актриса. Нар. арт. ВНР (1953). Работала в т-ре (с 1947 в Нац. т-ре в Будапеште). В кино с 1940 (ф. "Домой"). Среди лучших ролей - Марика ("Пядь земли", 1948), Розика ("Барские затеи", 1950). Снялась в ф.: "Мишка-арнстократ" (1949), "Замужество Каталины Киш" (1950), "Освобождённая земля" (1951), "Рождение Меньхерта Шимона" (1954), "Ружья и голуби" (1961), "20 часов" (1965), "Лунная ночь" (1969), "Улица Тюзолто, 25" (1973), "Фазан на завтра" (1975), "Будапештские рассказы" (1976). Гос. пр. им. Кошута (1950, 1954).

MÉSZÁROS, MÁRTA

МЕ`САРОШ (Mészáros) Марта

(р. 19.12.1931)

вен. режиссёр, сценарист. С 1935 жила в СССР. В 1956 окончила ВГИК. В 1956 - 59 работала режиссёром док. ф. на к/ст им. Сахия (Бухарест). По возвращении в Венгрию снимала науч.-популяр. ф., преим. об иск-ве. Худож. ф. "Прошедший день" (1968) обозначил интерес М. к проблеме положения женщины в совр. обществе, разработке к-рой посв. все её др. фильмы. Наиболее значит. картина - "Удочерение" (1975, в сов. прокате "Дом на окраине", гл. пр. Мкф в Зап. Берлине) - психологич. исследование взаимоотношений двух поколений. М.- автор сц. большинства своих фильмов. Пр. им. Балажа (1977).

Др. ф.: к/м - "Краски Вазарелли", "Город живописцев", "Группа социалистических художников. 1934 - 1944" - все 1964, "Скульптор Ласло Месарош" (1969); п/м - "Лунная ночь" (1969), "Не плачьте, девушки"" (1970), "Свободное дыхание" (1973), "Девять месяцев" (1976, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне, 1977), "Они вдвоём" (1977), "Почти как дома" (1978, пр. Мкф в Сан-Себастьяне), "По дороге" (1979, в сов. прокате "В пути", с ПНР), "Наследство" (1980, в сов. прокате "Вторая жена", с Францией), "Мать и дочь" (1981, с Францией).

MIHAIL, JEAN

МИХАИ`Л (Mihail) Жан

(5.7.1896 - 9.12.3.1963)

рум. режиссёр. Один из читателей рум. кинематографии. Окончил Академию муз. и драм. иск-ва в Бухаресте. В 1917 - 19 работал в разл. Театр. коллективах. В 1919 - 23 изучал кинорежиссуру в Вене. Пост. к/м фильм "Деревенская рапсодия" (1946, пр. то Мкф в Канне), ф. "Бригада Ионуца" (1954).

Среди др. ф.: "Грех" (1924), "Манассе" и (1925), "Лия"(1927), "Первая любовь" (1932), "Поезд-фантом" (1933), "Город никогда не спит" (1949, док.), "Юбилей Пушкина" (1950, док.), "Чёртов овраг" (1957).

Литература: Filmul romanesc de altadata. Insemnari, 2. Buc, 1967.

MIHU, JULIAN

МИ`ХУ (Mihu) Юлиан

(р. 3.11.1926)

рум. режиссёр. В 1955 окончил Ин-т им. Караджале. Дебютировал к/м ф. "За яблоками" (по А. П. Чехову, 1955, с М. Маркусом). Мастер экранизации. Один из его лучших ф.- "Белый процесс" (по Э. Барбу, 1966). В 1982 пост. по собств. сценарию телесериал "Человек и его тень".

Др. ф.: "Сентиментальная история" (1962), "Феликс и Отилия" (по Дж. Кэлинеску, 1971), "Александра и ад" (по Л. Фулге) и "Мы не снимались, мы развлекались" (1975), "Великий одиночка" (по М. Преде, 1977), "Слабый отсвет страдания" (в сов. прокате "Отзвуки далёкого прошлого", 1980).

MIKULSKI, STANISLAW

МИКУ`ЛЬСКИЙ (Mikulski) Станислав

(р. 1.5.1929)

польск. актёр. Чл. ПОРП (с 1951). На сцене с 1950. В кино с 1951 (ф. "Первый старт"). М. особенно удаются роли молодых солдат и офицеров в приключенч., остросюжетных ф. о 2-й мировой войне ("Покушение", 1959, "Цвета борьбы", 1965, "В погоне за Адамом", 1970, и др.); в ф. "Крещённые огнём" (1964), посв. боевому содружеству польск. и сов. воинов, нерушимому братству по оружию, М. исполнил роль капитана Совиньского. Популярность М. принесла роль капитана Клосса в телесериале "Ставка больше чем жизнь" (1967 - 68). Снимался также в ф. "Одержимость" (1973), "Заколдованный двор" (1974), "Мишка" (1980), "Девушка и юноша" (1981). В 1984 снялся в сов. ф. "Европейская история", Гос. пр. ПНР (1965).

Др. ф.: "Канал", "Ева хочет спать", "Визиты президента" (в сов. прокате "Яцек и его президент"), "Последний курс" (в сов. прокате "Особняк на Зелёной"), "Встреча со шпионом", "Убийца в доме" (ВНР, в coв. прокате "Подозреваются псе"), "Каким вы его не знаете" и "Радуга" (оба ЧССР, т/ф). р.

MILES, SARA

МАЙЛС (Miles) Сара

(р. 31.12.1941)

англ. актриса. Окончила Королев, академию театр. иск-ва в Лондоне. Работала в т-ре и на ТВ. В кино с 1962 ("Судебный срок"). Известность получила, сыграв в ф. реж. Дж. Лоузи "Слуга" (1963). Снялась также в ф.: "Эти великолепные мужчины на своих летательных машинах" (1965, в сов. прокате "Воздушные приключения"), "Фотоувеличение" (1967, реж. М. Антониони), "Наёмный работник" (1973), "Большие надежды" (1975), "Невеста" (1975, Канада - Испания).

Др. ф.: "Шестисторонний треугольник", "Церемония" (США), "Я была счастлива здесь", "Дочь Райана", "Леди Каролина Лэм".

MILESTONE, LEWIS

МА`ЙЛСТОУН (Milestone) Льюис (наст. имя и фам. Лев Мильштейн)

(30.9.1895 - 25.9.1980)

амер. режиссёр. Род. в России. С 1913 в США. В 1920 - 1924 работал монтажёром у Т. Инса, Г. Кинга, М. Сеннетта. С 1925 начал реж. деятельность. В 1927 пост. ф. "Два арабских рыцаря" (пр. "Оскар"). Значит. произв. амер. киноиск-ва стали ф. "На западном фронте без перемен" (по Э. М. Ремарку, 1930, пр. "Оскар"), "Прогулка под солнцем" (по X. Брауну, 1945). Фильмы М. часто основаны на известных лит. произв.: "Первая полоса" (по Б. Хекту и Мак-Артуру, 1931), "Дождь" (по У. С. Моэму, 1933), "О мышах и людях" (по Дж. Стейнбеку, 1939), "Триумфальная арка" (по Ремарку, 1948). Во время 2-й мировой войны смонтировал по материалам сов. боевой кинохроники док. ф. "Наш русский фронт" (1942, с голл. реж. Й. Ивенсом) и снял ф. "Северная звезда" (по Л. Хелман, 1943) о борьбе сов. народа против гитлеровских захватчиков. Для фильмов М. характерны реалистич. манера повествования, острый драматизм, высокое реж. мастерство. После войны пост. неск. ф., имевших успех у зрителей, но лишённых силы и своеобразия, характерных для его лучших постановок.

Среди др. ф.: "Отверженные" (по В. Гюго, 1952), "Одиннадцать в океане" (1960), "Мятеж на "Баунти"" (1962).

MIMICA, VATROSLAV

МИ`МИЦА (Mimica) Ватрослав

(р. 25.6.1923)

югосл. режиссёр, сценарист, критик. С 1950 директор и худ. рук. загребской к/ст "Ядран-фильм". В 1952 пост. п/м худож. ф. "В бурю". С 1956 работает в мульт. кино. Его ф. отмечены поисками в области графич. решения, усложненной метафоричностью. Их осн. Тема - отчуждение, одиночество человека в совр. мире: "Пугало" (1957), "Один" (1958), "У фотографа" (1959), "Инспектор возвращается домой" и "Яйцо" (1960), и "Малая хроника" (1962) и др. Пост. худож. ф.: "Прометей с острова Вишевице" (1965), "Случай" (1969), "Македонская часть ада" (1972), "Последний подвиг лейтенанта Облака" (1978). Стремление проникнуть в глубины человеческого сознания характерно для его ф. "Понедельник или вторник" (1966), "Кая, я убью тебя" (1967), "Откормленный" (1970). В 1975 пост. ф. "Крестьянское восстание 1573 года" из истории ср.-век. Хорватии, в 1981 - "Банович Страхиня" (по сербской эпич. песне, с ФРГ, в сов. прокате "Закон любви"). Мн. фильмы М. отмечены пр. ряда Мкф.

MINNELLI, LISA

МИННЕ`ЛЛИ (Minnelli) Лиза (Лайза)

(р. 12.3.1946)

амер. актриса. Дочь реж. Винсенте М. и актрисы Дж. Гарленд. С семи лет выступала с матерью в концертах в Нью-Йорке. С 1964 гастролиовала в Лондоне, Париже, Монте-Карло и городах США, пела в ночных клубах, участвовала в бродвейских шоу. В 1966 сыграла эпизодич. роль в ф. "Чарли Бабблз". Междунар. известность и пр. "Оскар" принесло М. исполнение роли Салли Боулс в ф. "Кабаре" (1972, реж. Б. Фосс). Исполняя роль певицы из берлинского кабаре нач. 30-х гг., актриса, помимо вокального и танцевального мастерства, продемонстрировала богатую палитру актёрской выразительности, позволяющую легко и естественно переходить от диалога к пению и танцу, от буффонады к лиризму. Снялась также в ф.: "Бесплодная кукушка" (1969), "Дакки Леди" (1975), "Это покажет время" (реж. В. Миннелли), "Немое кино" (1976), "Нью-Йорк, Нью-Йорк!" (1977), "Артур" (1981), "Это танец" (1984).

Литература: d' Arсу S., The films of Liza Minnelli, 2 ed., Benibridge, 1977.

MINNELLI, VINCENTE

МИННЕ`ЛЛИ (Minnelli) Винсенте

(р. 28.2.1913)

амер. режиссёр. С детства выступал в труппе "Братья Миннелли" вместе с родителями. С 1929 работал фотографом, затем в т-ре пом. режиссёра и художником. Ставил балеты и мьюзиклы. В кино с 1937. Первый ф.- муз. комедия "Хижина в небесах" (1942) с участием негритянских актёров. Гл. место в творчестве М. занимают муз. комедии, ревю и мыозиклы с участием "звёзд" амер. эстрады и экрана - Дж. Гарленд, Ф. Астера, Дж. Келли, III. Мак-Лейн, Б. Стрейзанд, Л. Миннелли (дочь М.). Среди этих ф., ставших своего рода эталоном жанра в амер. кино: "Встретимся в Сент-Луисе" (1944), "Зигфелд Фоллиз" (1946), "Пират" (1948), "Американец в Париже" (1951, пр. "Оскар"), "Бригадун" (1954), "Жижи" (1958, пр. "Оскар"), "В ясный день можно увидеть вечность" (1970). Снял неск. экранизаций: "Мадам Бовари" (по Г. Флоберу, 1949), "Жажда жизни" (по И. Стоуну, 1956), "Четыре всадника Апокалипсиса" (по В. Бласко Ибаньесу, 1961), "Это покажет время" (по М. Дрюону, 1976).

Литература: Маrсhеlli M., Vincente Minnelli, Mil., 1979 (лит.).

MIOU-MIOU

МИУ`-МИУ` (Miou-Miou) (наст. имя и фам. Сильвет Арри, Arri)

(p. 22.2.1950)

франц. актриса. Работала обойщицей, затем выступала в труппе "Кафе де ла Гар". В кино с 1971 (ф. "Кобылица"). Вначале выступала в амплуа забавной девчонки, затем начала создавать более ёмкие образы своих современниц, Основные роли в ф.: "Триумфальный с марш" (1976, реж. М. Беллоккьо, Италия), "Скажите ей, что я её люблю" и "Дороги на юг" (реж. Дж. Лоузи) - оба 1977, "Спасайся, кто может" (1980, реж. Ж. Л. Годар). В 1982 снялась в ф. "Жозефа" и "Ги де Мопассан". Пр. "Сезар" (1980).

Среди др. ф.: "Вальсирующие", "Никаких проблем!", "Ф... как Фэрбенкс" (в сов. прокате "Он хотел жить"), "Йонас, которому будет 25 лет в 2000 году", "Пробка" (Италия), "Женщина-полицейский".

Литература: Comediennes aujourd'hui, P., 1980.

MIRANDA, ISA

МИРА`НДА (Miranda) Иза (наст. имя и фам. Инее Изабелла Сампьетро, Sampietro)

(5.7.1909 - 9.7.1982)

итал. актриса. Первая гл. роль - в ф. "Сумерки" (1933, реж. Бриньоне). Играла в т-рах Италии и за границей, работала на ТВ. В поставленном в духе неореализма ф. франц. реж. Р. Клемана "По ту сторону решётки" (в сов. прокате "У стен Малапаги", 1948, пр. Мкф в Канне, 1949), а также в ф. "Договор с дьяволом" (1950), "Разгромленные" (1955) и в авто-биографич. эпизоде в ф. "Мы, женщины" (1953) создала образы волевых женщин с цельными и сильными характерами. Из ролей последующих лет наиболее значительна в ф. реж. В. Де Сика "Новый мир" (1966, Франция). В 1982 снялась в ф. "Апокалипсис землетрясения".

Среди др. ф.: "Синьора для всех", "Человек ниоткуда", "Призраки", "Заза", "Перед потопом" (Франция).

MITCHELL, THOMAS

МИ`ТЧЕЛЛ (Mitchell) Томас

(11.7.1895 - ? 1962)

амер. актёр, драматург, сценарист. Первую роль сыграл в ф. реж. Ф. Капры "Потерянный горизонт" (1937). Затем выступал в ролях людей, сломанных жизнью, опустившихся, но добрых и человечных: доктор Браун ("Дилижанс", пр. "Оскар"), плантатор O'Xapa ("Унесённые ветром") - обе 1939. Снимался в ковбойских и приключенческих ф. и комедиях ("Приключение", 1945; "Ровно в полдень", 1952; "Тайна инков", 1954; "Во власти любви" и "Мешок, полный чудес" - оба 1961) и др.

MITRY, JEAN

МИТРИ` (Mitry) Жан (наст. имя и фам. Жан Рене Гетгелюк, Goetgheluck)

(р. 7.11.1907)

франц. киновед, режиссёр. С 1925 принимал участие в движении киноклубов, был одним из основателей Франц. синематеки и ИДЕКа. Работал как сценарист (с М. Л'Эрбье и А. Гансом), актёр ("Ночь на перекрёстке", реж. Ж. Ренуар, 1932) и режиссёр эксперим. к/м ф. ("Пасифик-231", 1949, "Образы Дебюсси", 1951, "Механическая симфония", 1953). Гл. киноведч. труд М.- "Эстетика и психология киноискусства" (т. 1 - 2, 1963 - 65), в к-рой М. анализирует свойства "изображения как такового", функцию и роль монтажа, а также формы и жанры разл. фильмов. По мнению М., киноизображение является двойником действительности, её "аналогоном". Монтаж, помещая изображение в контекст, придаёт ему значение, вытекающее из логики самого "бытия", конструируемого фильмом. Поэтому, согласно М., повествовательность и пространственно-временная организация ф. являются необходимыми условиями придачи изображению значения. Т. о., кино, по М., есть восприятие, превращающееся в речь (правда, особую, поэтическую, не сходную с естественной). В целом теория М. ориентирована на реалистич. кинематограф, утверждая в качестве его гл. достоинства способность "конструировать" значение в материале реальности, а следовательно, в конечном счёте способствовать постижению самой действительности.

Литература: John Ford, t. 1 - 2, P., 1955; S. M. Eisenstein, P., 1956; Chariot et la fabulation chap-linesque, P., 1957; Rene Clair, P., 1960; Histoire du cinema, t. 1 - 5, P., 1968-80; Storia de cinema sperimentale, Mil., 1971. Шер Ю., О книге Ж. Митр и "Эстетика и психология киноиск-ва", в сб.: Вопросы киноиск-ва, в. 13, М., 1971; Юткевич С.

Литература: Заметки о друзьях и недругах сов. кино, "ИК", 1978, №4; Metz С, Essais sur la signification au cinema, t. 2, P., 1972; Andrew J. D., The Major film theories, L.- N. Y., 1976.

M. Б. Ямполъский.

MOLANDER, GUSTAV

МУЛА`НДЕР (Molander) Густав

(18.11.1888 - 20.6.1973)

швед. режиссёр, сценарист. Учился в школе при Драм. т-ре в Стокгольме, играл в т-рах Хельсинки и Стокгольма. С 1916 был сценаристом ф. реж. В. Шёстрёма и М. Стиллера. Реж. дебют - в 1920 ("Король лавочников"). Признание получил после ф. "Одна ночь" (1931). Ставил сентиментальные мелодрамы, среди к-рых наиболее известен ф. "Интермеццо" (1936), а также ф. "Сведенхельмы" и "На солнечной стороне" (1935), "Единственная ночь" и "Лицо женщины" (1938). В годы 2-й мировой войны создал антифаш. ф. "Возгорится пламя" (1943) и "Невидимая стена" (1944), а также удачно экранизировал аллегорич. пьесу К. Мунка "Слово" (1943). В ф. по сценариям Ингмара Бергмана "Женщина без лица" (1947), "Ева" (1948), "Разведённый" (1951) показал бездуховность и пустоту бурж. общества. В 50-е гг. снял новые варианты классич. швед. ф. периода немого кино "Деньги господина Арне"(1955)и"Песнь о багрово-красном цветке" (1956). Его последняя работа - новелла в ф. "Стимуляторы" (1967), в к-рой снялась в гл. роли актриса Ингрид Бергман. Постоянно сотрудничал с оп. О. Дальквистом.

Литература: Jag minns sa garna, Stockh., 1970.

MOLINARO, ÉDOUARD

МОЛИНАРО` (Molinaro) Эдуар

(р. 13.5.1928)

франц. режиссёр. Снял неск. док. фильмов. Первый худож. ф. - "Спиной к стене" (1958). Ставил детективы и эксцентрич. комедии. Среди удачных ф.: "Мой дядя Бенжамен" (по К. Тилье, 1969), "Зануда" (1973), "Ирония судьбы" (1974), "Розовый телефон" (1975), "Спешащий человек" (1977), "Клетка для безумцев" (1978, пр. "Оскар", 1980), "Сто миллионов - не деньги" (1982). С сер. 60-х гг. ставит преим. комедии, полные парадоксальных ситуаций и эксцентриады.

Др. ф.: "Арсен Люпен против Арсена Люпена" (1962), "Восхитительная идиотка" и "Охота на мужчину" (1964), "Оскар" (1967), "Замороженный" (1969), "Мандарин" (1972), "Банда по захвату заложников" (1973), "Говорите, мне интересно" (1979), "Клетка для безумцев № 2" (1980).

MONICELLI, MARIO

МОНИЧЕ`ЛЛИ (Monicelli) Марио

(р. 15.5.1915)

итал. режиссёр, сценарист. Учился в Рим. ун-те. В кино с 1935 (на Мкф в Венеции был представлен его любительский 16-мм ф. "Мальчишки с улицы Пал"). Был помощником чеш. реж. Г. Махаты (ф. "Балерины", 1936), затем итал. реж. А. Дженины, П. Джерми, Дж. Де Сантиса и др. С 1947 сценарист. В 1949 - 53 работал с реж. Стено, утвердившись как мастер комедийного жанра. Наиболее значительный из их ф.- "Полицейские и воры" (1951) - одна из первых социальных неореалистич. комедий. С 1953 М. работал самостоятельно. В 1958 пост. социальную комедию "Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны" (пр. "Серебряная лента", 1959), а в след. году - антивоен. комедию "Большая война" (гл. пр. Мкф в Венеции) с участием А. Сорди и В. Гасмана. Найденная в ней М. формула - ф. с двумя центр. героями, построенный на столкновении их характеров,- имела успех и вызвала много подражаний. Важная веха в творчестве М.- нар. комедия "Товарищи" (1963, в гл. роли М. Мастроянни), в к-рой он, развив опыт неореализма, рассказал о первой в Италии рабочей стачке. Привлёк внимание и созданный М. новый тип история, фольклорной комедии-гротеска, носившей антивоен. и антифаш. характер, - "Армия Бранкалеоне" (1965), "Бранкалеоне в крестовых походах" (1970). Антифаш. комедия-гротеск на совр. тему "Хотим полковников" (1973) находилась в русле прогрес. направления политич. кино. Из др. комедий М. получили известность ф. "Девушка с пистолетом" (1968, в сов. прокате "Не промахнись, Асунта!"), "Народный роман" (1974) и "Гостиничный номер" (1980). В 1975 М. закончил начатый его умершим другом Джерми ф. "Мои друзья". Продолжал работать в жанре комедии, однако в нек-рых его ф. стали звучать драм, ноты, и их вернее было бы назвать трагикомедиями: "Дорогой Микеле" (1976, пр. Мкф в Зап. Берлине), "Мелкий, мелкий буржуа" (1977), "Новые чудовища" (комедия в эпизодах, 1978, с Д. Ризи и Э. Скола), "Поездка с Анитой" (1978), "Грозовая Рози" (1979) и др. В фильмах М. снимались мн. популярные итал. комедийные актёры - Тото, Сорди, Гасман, У. Тоньяцци, М. Витти и др. В 1982 пост. ф. "Маркиз дель Грилло" (пр. Мкф в Зап. Берлине), в 1983 - "Мои друзья, часть II".

Др. ф.: "Запрещается" (1954), "Отцы и сыновья" (1956, пр. Мкф в Зап. Берлине, 1957), "Смех Джони" (по А. Моравиа, 1960), новелла "Ренцо и Лючана" в ф. "Боккаччо-70" (1961), "Казанова-70" (1964, пр. Мкф в Сан-Себастьяне, 1965), новелла в ф. "Дамы и господа, спокойной ночи" (1976). Г. Д. Богемский.

MONROE, MARYLIN

МОНРО` (Monroe) Мэрилин (наст. имя и фам. Норма Джин Бейкер Мортенсон, Baker Mortenson)

(1.6.1926 - 5.8.1962)

амер. актриса. Была манекенщицей. В кино с 1947 (ф. "Опасные годы"). Снималась в эпизодич. ролях в ф. "Асфальтовые джунгли" и "Всё о Еве" (1950). Её героини в ф. "Обезьяньи проделки" (1952), "Джентльмены предпочитают блондинок" (1953), "Как выйти замуж за миллионера" (1954) и др. сочетали наивность с чувственностью, производили впечатление доступности. М. стала самой популярной актрисой США 50-х гг., а её судьба, умело эксплуатируемая рекламой, представала живым воплощением "американской мечты". Совершенствуя актёрскую технику, выступала в ф. разных жанров: мелодраме "Ниагара" (1953), вестерне "Река, откуда не возвращаются" (1954), комедии "Зуд седьмого года" (1955) и др. В сер. 50-х гг. в Нью-Йорке занималась в Актёрской студии. В 1956 сыграла сложную драм, роль в ф. "Автобусная остановка". В 1957 в Лондоне снялась в картине

"Принц и хористка" (в постановке и при участии Л. Оливье), к-рую сама финансировала. Затем снова снималась в Голливуде в комедиях "Некоторые любят погорячее" (1959, в сов. прокате "В джазе только девушки") и "Займёмся любовью" (1960). Последняя роль М.- в ф. "Неприкаянные" (1960) - показала диапазон её драм. возможностей. Жизни и творчеству М. поев. киноаптология "Мэрилин" (1963), а также много книг и статей как в США, так и за их пределами.

Туровская М. И., Герои "безгеройного времени", М., 1971; Guiles F. L., Norma Jean. The life of Marilyn Monroe, (L., 1971); Kobal J., Marilyn Monroe, L.- (a. o.), 1974.

MONTAGU, IVOR

МО`НТЕГЮ (Montagu) Айвор

(23.4.1904 - 5.11.1984)

англ. режиссёр, сценарист, киновед, обществ. деятель. Чл. КПВс 1931. В 20-е гг. работал монтажёром. В 1928 пост. к/м ф. "Васильки" (по новеллам Г. Уэллса). В 1925 основал (с С. Бернстайном) Лондонское кинематография, об-во, деятельность к-рого способствовала обновлению англ. кино. Позднее организовал (с Р. Бондом) кинооб-во лондонских рабочих, пропагандировавшее сов. кино. В сер. 30-х гг. как пом. продюсера участвовал в пост. фильмов А. Хичкока ("Человек, который знал слишком много", "39 шагов", "Секретный агент" ( и др.). Во время Гражд. войны в Испании снял ф. "Защита Мадрида" и др.

В 1929 пост. худож.-док. ф. "Крылья над Эверестом" (с Дж. Баркасом). Соавтор сц. ф. "Скотт Антарктический" (1948), "Последний повешенный человек" (1956). Один из постоянных критиков ж. "Obserwer" и "New Statesman". Сотрудничал с С. М. Эйзенштейном в период его paботы за рубежом, перевёл труды В. И. Пудовкина и Эйзенштейна и объединил их в кн. "Теория кино и актёр в фильме". Среди др. трудов - "Мировое киноиск-во" (1964, Лондон) и "С Эйзенштейном в Голливуде" (1968, Берлин). Междунар. Лен. пр. "За укрепление мира между народами" (1959). The youngest son, L., 1970; в рус. пер.- Мир фильма, Л., 1969.

MONTALDO, GIULIANO

МОНТА`ЛЬДО (Montaldo) Джулиано

(р. 22.2.1924, по др. данным, 1930)

итал. режиссёр, актёр. Снимался гл. обр. в антифаш. лентах: "Опасно, бандиты!" (1951), "Повесть о бедных влюблённых" (1953), "Разгромленные" (1955) и др. Был также организатором первых производств. кинокооперативов. Дебютировал как режиссёр в 1961 антифаш. ф. "Стрельба по блюдечкам", а в 1965 пост. остросоциальный ф. "Цепкая хватка", в к-ром показал циничного карьериста - типический персонаж итал. "общества потребления". Затем снял неск. развлекат. лент (из них наиболее удачен при-ключенч. ф. "Любой ценой", 1967). На рубеже 60 - 70-х гг. выступил как один из зачинателей направления политич. кино, оставаясь наиболее последовательным и характерным его представителем. Его ф. "Готт мит унс" ("С нами бог", 1969, спец. пр. Мкф в Карлови-Вари, 1970) осуждал милитаризм, офицеров поверженного гитлеровского вермахта и новых поджигателей войны - заокеанских генералов. Наиболее яркое произв. М.- снятый в манере документально точной реконструкции подлинных фактов ф. "Сакко и Ванцетти" (1971), в к-ром режиссёр воссоздал историю судебного процесса в США над двумя итал. рабочими-иммигрантами. М. добился эффекта подлинности обстановки, характеров и психологии персонажей. Тему борьбы между силами реакции и прогресса М. продолжил в ф. "Джордано Бруно" (1973). Гл. роли в обеих картинах сыграл известный актёр Дж. М. Волонте. В 1976 М., творчески развивая традиции неореализма, осуществил давний замысел режиссёров-неореалистов, перенеся на экран роман писательницы Р. Вигано "Аньезе идёт на смерть" (в рус. пер. "Товарищ Аньезе"). В фантастич. детективе для ТВ "Замкнутый круг" (название это может быть переведено и как "Сеть кинопроката", 1978) М. с тонкой иронией показал пагубные плоды взаимовлияния итал. совр. жизни и кино, проникнутых страхом и насилием. В 80-е гг. продолжал работать на ТВ.

Др. ф.: "Неприкасаемые" (1968), "Игрушка" (1979).

MONTAND, YVES

МОНТА`Н (Montand) Ив (наст. имя и фам. Иво Ливи, Livi)

(p. 13.10.1921)

франц. актёр. В кино с 1945. Снялся в ф.: "Врата ночи" (1946), "Идол" (1948), "Плата за страх" (1953), "Сейлемские колдуньи" (1956), "Большая голубая дорога" и "Люди и волки" (оба 1957, Италия), "Давайте займёмся любовью" и "Святилище" (оба 1960, США), "Война окончена" (1966, реж. А. Рене), "Дзета" (1969), "Осадное положение" (1973) - оба реж. КостаТавраса, "Всё хорошо" (1972, реж. Ж. Л. Годар), "И... как Икар" (1979, реж. А. Верней). В последний период общественная позиция М. носит реакционный антикоммунистический характер.

Др. ф.: "Жить, чтобы жить", "Красный круг", "Венсан, Франсуа, Поль и другие", "Пистолет "Питон-357"", "Дороги на юг", "Свет женщины", "Выбор оружия".

MONTUORI, CARLO

МОНТУО`РИ (Montuori) Карло

(3.8.1885 - 4.3.1968)

итал. оператор. Учился в Миланском политехническом ин-те и Академии Брера. Был фотографом к/ст "Комерио", затем "Милано-фильм". В 1912 впервые в Италии применил искусств. освещение при киносъёмке, В 1914 снял ф. "Бегство любовников" (реж. А. Дженина). В годы 1-й мировой войны был оператором на флоте. После г войны работал технич. руководителем фирмы "Медуза-фильм". В 1925 - 27 в Голливуде участвовал в съёмках "ф.-колосса" "БенТур" (реж. Ф. Нибло). Снял более ста ф. с известными итал. с реж. А. Блазетти, М. Камерини, М. Сольдати, Л. Кьярини, Л. Дзампой, Р. Кастеллани, П. Джерми, Л. Коменчини. Наиболее значительные его работы созданы в творческом содружестве с реж. В. Де Сика: "Похитители велосипедов" (1948, пр. "Серебряная лента", (1949), "Золото Неаполя" (1954), "Крыша" (1956).

MOREAU, JEANNE

МОРО` (Moreau) Жанна

(р. 23.1.1928)

франц. актриса. Получила театр. образование в Парижской консерватории. В 1948 - 52 играла в "Комеди Франсез", затем в Нац. нар. т-ре в Париже. В кино с 1948. Участие в ф. реж. Л. Маля"Лифт на эшафот" (1957) и "Любовники" (1958) выдвинуло М. в число известных актрис франц. кино. Снялась в ф. реж. П. Брука "Модерато кантабиле" (1960, пр. Мкф в Канне). Среди значит. работ актрисы - роли в ф. "Ночь" (1960, реж. М. Антониони, Италия), "Жюль и Джим" (1962, реж. Ф. Трюффо), "Блуждающий огонёк" (1963, реж. Маль), "Дневник горничной" (1964, реж. Л. Буньюэль, пр. Мкф в Карлови-Вари), "Невеста была в чёрном" (1968, реж. Трюффо), "Дорогая Луиза" (1972, реж. Ф. де Брока), "Месье Кляйн" (1976, реж. Дж. Лоузи). В 1982 снялась в ф. "Форель" (реж. Лоузи) и "Кверель" (реж. Р. В. Фасбиндер). Игра М. отличается тонким психологизмом, мастерской передачей сложных душевных движений. В 1976 сняла по собств. сц. ф. "Свет" о судьбе актрисы, в к-ром сыграла гл. роль, в 1979 - ф. "Девушка-подросток".

Среди др. ф.: "Не тронь добычу", "Опасные связи 1960", "Ева" (Италия), "Процесс", "Вива, Мария!", "Полуночные колокола" (Испания), "Мадемуазель" (Великобритания), "Бессмертная история", "Екатерина Великая" (Великобритания), "Натали Гран-же", "Воспоминание о Франции", "Последний магнат" (США), "Тысяча миллиардов долларов".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 5, М., 1970; Lасlos M., Jeanne Moreau, P., (1964).

MORGAN, MICHEL

МОРГА`Н (Morgan) Мишель (наст. имя и фам. Симона Руссель, Roussel)

(p. 29.2.1920)

франц. актриса. Чл. Франц. акад. киноиск-ва (1982). Начала сниматься с 15 лет. Играла гл. роли : в ф. "Буря" (1937), "Набережная туманов" (1938, реж. М. Карне), "Буксиры" (1941). В ряде ф. создала образ возлюбленной, к-рая появляется на пути героя как воплощение его мечты. Героини М. окружены элегич. атмосферой, они несут в себе скорбное предчувствие неизбежного поражения, гибели. В 40 - 50-е гг. М. снималась в разных странах, варьируя всё тот же романтич. образ. За участие в ф. "Пасторальная симфония" (1946) получила пр. Мкф в Канне. Снималась также в ф.: "Поверженный идол" (1948, Великобритания), "Горделивые" (1953), "Большие манёвры" (1955, реж. Р. Клер), "Фортюна" (в сов. прокате "Ноэль Фортюна", 1960), "Ландрю" (1963), "Бенжамен" (1968), "Кот и мышь" (1975, реж. К. Лелуш). Была признана лучшей франц. актрисой в 1946, 1948, 1950, 1952 и 1955. Снималась на ТВ: "Дама с камелиями" (1953), "Любимая" (1968) и др. Написала автобиографич. кн. "Мои глаза видели" (1965).

Литература: Актеры заруб. кино, в. 2, Л.- М., 1965; Вaume G., Vedettes sans maquillage, P., 1954.

Предыдущая страница Следующая страница