Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 17, "MOR"-"OND")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 17, "MOR"-"OND")

MORGENSTERN, JANUSZ

МО`РГЕНШТЕРН (Morgenstern) Януш

(р. 16.11.1922)

польск. режиссёр. В 1955 окончил Высш. школу т-ра, кино и ТВ. В 1960 пост. ф. "До свидания, до завтра". В творчестве особо тяготеет к проблемам молодёжи. Наиболее значит. ф.- "Потом наступит тишина" (1966) и "Нужно убить эту любовь" (1972). Постановщик популярных телесериалов "Ставка больше, чем жизнь" (1967 - 68, с А. Коницем), "Колумбы" (1970) и "Польские дороги" (1977). Гос. пр. ПНР (1967).

Др. ф.: "Амбулатория" (1961, к/м), "Два ребра Адама" (1964), "Жизнь сначала" (1965), "Йовита" (1967, пр. Мкф в Сан-Себастьяне).

MORRICONE, ENNIO

МОРРИКО`НЕ (Morricone) Эннио

(р. 10.11.1928)

итал. композитор. Окончил консерваторию "Санта-Чечилия" (ученик Г. Петрасси). В кино получил известность как автор музыки к первому итал. вестерну "За пригоршню долларов" (1964), написанной под псевд. Дан Савио. Писал музыку ко мн. вестернам, однако нек-рые приёмы и муз. темы повторялись из фильма в фильм. Более значит, были работы к картинам молодых режиссёров сер. 60-х гг., соответствовавшие поискам авторов: "Перед революцией", "Кулаки в кармане", "Эскалация", "Спасибо, тётя". Наиболее плодотворный период в творчестве М.- работа над музыкой к ф. политич. кино: "Битва за Алжир", "Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений", "Готт мит унс" ("С нами бог"), "Рабочий класс идёт в рай", "Сакко и Ванцетти", "Джордано Бруно", "Собственность больше не кража", "Аллонзанфан", "Муссолини: последний акт", "Тодо модо", "Двадцатый век".

Др. ф.: "Теорема", "Метелло", "Сало, или 120 дней Содома", "Дни жатвы" (США), "Поляна", "Профессионал" (Франция).

MOUSSINAC, LÉON

МУССИНА`К (Moussinac) Леон

(19.1.1890 - 10.3.1964)

франц. писатель, искусствовед, деятель кино. Чл. ФКП с 1924. Участник антифаш. борьбы. С 1918 выступал как кинокритик. В 1921-32 рук. отделом кино в газ. "L'Humanite", в 1920 - 28 сотрудничал также в ж. "Le Mercur de France". M. боролся за прогрес. киноиск-во, выступал против реакц. и коммерч. фильмов. В кн. "Рождение кино" (1925, рус. пер. 1926) М. развивал взгляды на кинематограф как на подлинное нар. иск-во, к-рому принадлежит будущее. Работы М. оказали большое влияние на развитие теории, формирование эстетики и становление франц. кино. М.- один из инициаторов движения киноклубов, пропагандист сов. кино и достижений мирового прогрес. киноиск-ва. Побывав в СССР, выпустил кн. "Сов. кино" (1928), где дал высокую оценку достижениям сов. киноиск-ва. После 2-й мировой войны руководил исследованиями по фильмологии при Парижском ун-те, был ректором ИДЕКа. В 1964 выпустил сборник о С. М. Эйзенштейне, куда вошли выдержки из сценариев Эйзенштейна, статьи и др. материалы о нём.

Литература: L'age ingrat du cinema, P., 1967; в рус. пер.- Избранное, М., 1981.

MULLIGAN, ROBERT

МА`ЛЛИГАН (Mulligan) Роберт

(р. 23. 8.1925)

амер. режиссёр. Начинал на ТВ, в 50-е гг. выдвинулся в ряды ведущих телевиз. режиссёров. В кино с 1957 (ф. "Борьба со страхом"). Наибольших успехов М. добился в жанре камерной драмы, подробно, психологически достоверно показывая жизненные проблемы простых американцев ("Убить пересмешника" по роману X. Ли, 1962, "Роман с незнакомцем", 1963, "Малыш, должен пойти дождь", 1965, "Внутренний мир Дейзи Кловер", 1966, "Вверх по лестнице, ведущей вниз", 1967).

Среди др. ф.: "Крысиные гонки" (1960), "Наступает сентябрь" (1961), "Спиральная дорога" (1962), "Восходящая луна" (1969), "Поиски счастья" (1971), "Лето 1942 года" (1971), "Другой" (1972), "Девятый человек" (1976), "Поцелуй меня на прощание" (1982).

MUNI, PAUL

МУ`НИ (Muni) Пол (Пауль) (наст. имя и фам. Фредерих Майер Вайзенфройнд, Weisenfreund)

(22.9.1895 - 25.8.1967)

амер. актёр. Выступал в нью-йоркском евр. т-ре, с 1926 - на Бродвее. В 1929, начав сниматься в кино, принял псевд. М. В 1932 в ф. "Лицо со шрамом", драм. истории взлёта и падения главаря гангстеров, показал сложность и противоречивость характера своего антигероя. В ф. "Я - беглый каторжник", снятом в то же время, создал образ человека, несправедливо приговорённого к тюремному заключению и обличающего социальную систему, к-рая обрекает людей на нищету и бесправие. Отличная актёрская техника, умение проследить эволюцию персонажа, использование сложных портретных гримов позволили М. воссоздать образы крупных историч. деятелей: Луи Пастера ("Повесть о Луи Пастере", 1936, пр. "Оскар", пр. Мкф в Венеции), Эмиля Золя ("Жизнь Эмиля Золя", 1937), президента Мексики Бенито Хуареса ("Хуарес", 1939) - все реж. У. Дитерле. После 2-й мировой войны продолжал с успехом выступать в т-ре, но снялся только в трёх ф.- "Ангел на моём плече" (1946), "Крадущийся незнакомец" (1952, США - Италия) и "Последний рассерженный человек" (1959). В последние годы жизни от творч. деятельности отошёл.

MUNK, ANDRZEJ

МУНК (Munk) Анджей

(16.10.1921 - 21.9.1961)

польск. режиссёр. Учился в Инженерно-строит. академии и Варшавском ун-те. Окончив операт. и реж. ф-ты Высш. школы т-ра и кино в Лодзи (1950), работал для кинохроники. Как сценарист и режиссёр снимал док. ф. о людях труда. Среди них: "Симфоническая поэма "Сказка" С. Монюшко" и "Дневники крестьян" (1952), "Слово железнодорожников" (1953), "Звёзды должны гореть" (1954, с В. Лесевичем). В ленте "Голубой крест" (1955, пр. Мкф в Венеции) предпринял попытку "организовать" док. материал по законам драматургии худож. фильма. По сц. Е. Ставиньского пост. ф. "Человек на рельсах" (1957, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1957), "Eroica" (1958) и "Косоглазое счастье" (1959, в сов. прокате "Шесть превращений Яна Пищика"). В гротескной, сатирич. и трагикомич. форме в этих ф. развенчиваются догмы кастовой морали и ложные идеалы. В ф. "Пассажирка" (по З. Посмыш-Пясецкой, 1961 - 63, подготовлен к выпуску на экран Лесевичем, пр. Мкф в Канне и Венеции, 1964) дан глубокий анализ механизма фаш. насилия. М. погиб в автомобильной катастрофе во время работы над этим фильмом. В 1957 - 61 преподавал в Высш. школе т-ра и кино в Лодзи. Гос. пр. ПНР (1954).

Др. ф.: док.- "Искусство молодых" (1949), "Началось с Испании" (1950), "Воскресное утро" (1955), "Прогулка по Старому городу" (1958, пр. Мкф в Венеции, 1959).

Литература: Andrzej Munk, Warsz., 1964; Nor czynska-Fidelska E., Andrzej Munk, Krakow, 1982.

MUNTEANU, FRANCISC

МУНТЯ`НУ (Munteanu) Франчиск

(р. 9.4.1924)

рум. писатель, режиссёр, сценарист. Написал сц. ф. "Мяч" (1959, с С. Иветич, А. Блайером), "Волны Дуная" и "Буря" (оба 1960, с Т. Поповичем). Пост. ф. по своим сц.: "Солдаты в гражданской одежде" (1961), "В небе нет решёток" (по своему роману "Художник", 1963), "В четырёх шагах от бесконечности" (1964), сов.-рум. ф. "Туннель" (1967) и "Песни моря" (1971). Среди др. ф.: режиссёр - "Возраст любви" (1963), "По ту сторону заставы" (1965), "Небо начинается на 3-м этаже" (1967), "Святая Тереза и дьяволы" (1972), "Веснушчатый" (многосерийный т/ф, 1973), "Рыжий" (1976), "Мелодии, ...мелодии" (1978), "Отряд "Конкордия""(1981); сценарист - "Любовь начинается в пятницу" (1973), "Бурные дни" (1975), "Ана и "вор"" (1981, в сов. прокате "Жизнь начинается снова").

MURESAN, MIRCEA

МУРЕША`Н (Muresan) Мирча

(р. 11.11.1928)

рум. режиссёр. В 1955 окончил Ин-т им. Караджале. В 1957 был ассистентом реж. В. Илиу на съёмках ф. "Счастливая мельница". В 1960 по своему сц. снял к/м ф. "...по осени считают". Лучшие ф.- "Восстание" (по Л. Ребряну, 1966, пр. Мкф в Канне), "Городская застава" (1972). В работах М. черты эпич. повествования сочетаются с глубиной социального анализа, тонким чувством природы.

Среди др. ф.: "Твоя вина" (1963), "Нокаут" (1968), "Секира" (по М. Садовяну, 1969), "Осада" (1971), "Голубые ворота города" (1974), "Выстрелы при ясной луне" (1977), "Ион - проклятие земли, проклятие любви" (по Ребряну, 1980), "Возвращение к первой любви" (1981, сц. М.), "Поднять паруса" (1975, многосерийный т/ф).

MURNAU, FRIEDRICH WILHELM

МУ`РНАУ (Murnau) Фридрих Вильгельм (наст. фам. Плумпе, Plumpe)

(28.12.1889 - 11.3.1931)

нем. режиссёр. Учился в Гейдельбергском и Берлинском ун-тах. Работал в Немецком т-ре М. Рейнхардта, в школе к-рого обучался актёрскому мастерству. С 1914 театр. режиссёр. Первый ф.- "Мальчик в голубом" ("Смарагд смерти", 1919). Этот и нек-рые последующие ф. отмечены влиянием экспрессионизма, выраженным в выборе тематики, изобразительном строе, трактовке образов. Среди ранних работ М.- уголовно-психологич. драма "Двуликий Янус" (по повести Р. Л. Стивенсона "Странная история д-ра Джекиля и м-ра Хайда", 1920, др. назв. ф. "Ужас", в сов. прокате "Тайна сэра О'Коннора"). Известность М. принёс экспрессионистский фантастич. ф. "Носферату - симфония ужаса" (по роману Б. Стокера "Гость Дракулы", 1922, в сов. прокате "Вампир Носферату"). Атмосферу ужаса и сверхъестественного М. создавал с помощью изображения объектов подлинной жизни. Ощущение ирреального возникало благодаря своеобразному использованию контрастов чёрного и белого, вмонтированию кадров негатива, мульт. съёмки и др. В ф. "Призрак" (по Г. Гауптману, 1922) реальный мир, снятый "субъективной камерой", представал перед героем-мечтателем как мир сказочных образов и видений. М. снял также ф. "Тартюф" и "Фауст" (1926) с Э. Яннингсом в гл. ролях. Обращение М. к теме "маленьких людей" среднего нем. сословия привело его к созданию ф. "Последний человек" (1925, в сов. прокате "Человек и ливрея") - работе, вошедшей в историю нем. и мирового кино как классич. образец жанра каммершпиле.Ф. реалистически воспроизводил жизнь, её социальные конфликты, отличался тонким психологизмом, тщательной проработкой мельчайших деталей и в то же время тяготением к символике. Мастерское владение арсеналом кинематографич. приёмов, активное применение подвижной камеры позволили режиссёру отказаться от титров. В 1926 М. уехал в Голливуд, где пост. ф. "Восход солнца" (по Г. Зудерману, 1927), "Четыре дьявола" (1928), "Табу" (1931, с Р. Флаэрти, по их сц.).

Литература: Eisner L. H., F. W. Murnau, P., 1964; Huff T h., An index to the films of F W Murnau, L., 1948; Bouvier M., Leu'trat J.-L., Nosferatu, P., 1981.

MUSIDORA

МЮЗИДОРА` (Musidora) (наст. имя и фам. Жанна Рок, Roques)

(23.2.1889 - 10.12.1957)

франц. актриса. Была певицей и танцовщицей мюзик-холла. В кино с 1912. Наибольшего успеха М. добилась в многосерийных авантюрных фильмах Л. Фёйада "Вампиры" (1915) и "Жюдекс"(1916), где играла демонич. соблазнительницу, вдохновлявшую на злодейские дела тайную организацию преступников. М. выступала также в качестве режиссёра и сценариста: "Вицента" (1918), "Сокрытое пламя" (1919), "За дона Карлоса" (1921) и др. Работала в кино до 1927. Снята в док. ф. "Магический образ" (1951), поев, истории кино. Автор романов, пьес и статей о кино. Работала во Франц. синематеке в качестве секретаря по историч. изысканиям.

Литература: Садуль Ж., Мюзидора, в сб.: Звезды немого кино, М., 1968.

MUTI, ORNELLA

МУ`ТИ (Muti) Орнелла (наст, имя и фам. Франческа Романа Ровелли, Rovelli)

(p. 5.3.1956)

итал. актриса. Первая роль в кино - в ф. "Самая красивая жена" (1970). Выступала на ТВ в рекламных передачах. Со 2-й пол. 70-х гг. стала сниматься в более значительных, чем ранее, лентах: "Последняя женщина" (1976, реж. М. Феррери), "Комната епископа" и "Первая любовь" (1977, оба реж. Д. Ризи) и др. В социальной комедии "Народный роман" (1974, реж. М. Моничелли) создала яркий образ деревенской девушки Винченцины, обретающей в большом городе самосознание и самостоятельность. В 1980 сыграла подпольщицу Марию в ф. сов. реж. Г. Н. Чухрая "Жизнь прекрасна" и гл. женскую роль в англ. "боевике" "Флэш Гордон". Была партнёршей А. Челентано в комедии "Укрощение строптивого" (1981), снялась в ф. реж. М. Феррери "Истории обыкновенного безумия" (1982). В 1984 сыграла роль Одетты в ф. "Любовь Сванна" (реж. Ф. Шлендорф).

MАNKIEWICZ, JOSEF LEO

МАНКИЕ`ВИЧ, Манкевич (Mаnkiewicz) Джозеф Лео

(р. 11.2.1909)

амер. режиссёр, сценарист, продюсер. Учился в Колумб. ун-те. С 1929 работал как сценарист. Первая реж. работа - ф. "Замок дракона" (1946). В 1949 пост. комедию "Письмо к трём жёнам" (пр. "Оскар") и ф. о судьбе иммигрантов в Америке "Дом для посторонних". Снимал комедии, мьюзиклы, экранизации произв. лит-ры и др. Известность получили его ф. "Всё о Еве" (1950, пр."Оскар",спец. пр. Мкф в Канне, 1951), рассказывающий о театр, нравах, и пышный постановочный "боевик" "Клеопатра" (1963). Работал в т-ре, на ТВ.

Среди др. ф.: "Выхода нет" (1950), "Юлий Цезарь" (по У. Шекспиру. 1953), "Босоногая графиня" (1954), "Тихий американец" (по Г. Грину, 1957). "Внезапно прошлым летом" (по Т. Уильямсу, 1959), "Горшок с мёдом" (1967, по "Вольпоне. или Лиса" Б. Джонсона), "Сыщик" (по Э. Шафферу, 1972).

NANNUZZI, ARMANDO

НАННУ`ЦЦИ (Nannuzzi) Армандо

(р. 21.9.1925)

итал. оператор. В кино с 1941. Первый ф. - "Все влюблены" (1958). Работал с реж. М. Болоньини - "Бурная ночь" и "Красавчик Антонио" (1960), "Дряхлость" (1962), "Прекрасный ноябрь" (1968); А. Пьетранджели - "Великолепный рогоносец" (1964), "Я её хорошо знал" (1965); Л. Висконти - "Туманные звёзды Большой Медведицы" (1965), "Гибель богов" (1969, с П. Де Сантисом); П. П. Пазолини - "Свинарник" (1969, с Т. Делли Колли); С. Ф. Бондарчуком - "Ватерлоо" (1970). Среди ф. 70-х гг.: "Иисус из Назарета" (1976, т/ф, Великобритания - Италия), "По ту сторону добра и зла" (1977), "В интересах государства" и "Клетка для безумцев" (1978), "Клетка для безумцев №2" (1980) - все три во Франции, "Новый мир" (1982).

NAT, MARIE-JOSÉ

НАТ (Nat) Мари Жозе (наст. фам. Бенхалассa, Bcnhalassa)

(p. 22.4.1940)

франц. актриса. В кино с 1956 ("Преступление и наказание"). Лучшие роли в ф. "Улица Прэри" (1959), "Супружеская жизнь" (1963), "Элиза, или Настоящая жизнь" (1970), "Скрипки бала" (1974, пр. Мкф в Канне), "Прошедшее время" (1977, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1978). В 1981 снялась в фильме "Мать и дочь" (ВНР).

Др. ф.: "Истина", "Новый дневник женщины в белом", "Даки" (СРР), "Говори мне о любви".

NAZIMOVA, ALLA

НАЗИ`МОВА (Nazimova) Алла Александровна

(4.6.1879 - 13.7.1945)

амер. актриса. Род. в России. В 1898 окончила Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об ва. Работала в МХТ и в провинции, а с 1906, после гастролей в Лондоне и Нью Йорке, в амер. т-рах. С 1916 в кино (ф. "Разоблачение"). Создала образ глубоко чувствующей, сильной духом женщины в ф. "Мадонна с улиц" (1920), "Дама с камелиями" (1921), "Саломея" (1922) и др. В 30-е гг. работала гл. обр. в т-ре. С 1935 снова в кино: "Заза" (1938), "Побег" (1940), "В наше время" (1944) и др.

NEAME, RONALD

НИМ (Neame) Роналд

(р. 23.4.1911), англ. оператор, режиссёр, продюсер. В кино с 1928. Был ассист. оператора (ф. "Шантаж", 1929, реж. А. Хичкок). С 1934 оператор. Снял ф. реж. Д. Лина "В котором мы служим" (1942, в сов. прокате "Повесть об одном корабле"), "Эта счастливая семья" (1943), "Весёлое привидение" (1944). Н.- один из организаторов фирмы "Синегилд". Продюсер ф. реж. Лина "Короткая встреча" (1945), "Большие надежды" (1946), "Оливер Твист" (1947). Пост, криминальную драму "Возьми мою жизнь" (1947), затем ф. "Карта" (1952), "Банковый билет в миллион фунтов стерлингов" (по М. Твену, 1954), "Метод Уиндома" (1957), "Устами художника" (1958), "Мотивы славы" (1960), "Я могла бы продолжать петь" (1963), "Гамбит"(1966), "Мисс Джин Бро-уди в расцвете лет" (1968). В 1972 пост. ф. "Приключение "Посейдона"" (США), открывший серию "боевиков жанра фильмов - катастроф", затем - "Другая сторона полуночи" (по С. Шелдону, 1976), "Метеор" (1979) и "Игра в классики" (1980) - оба США.

NEGRI, POLA

НЕ`ГРИ (Negri) Пола (наст. имя и фам. Барбара Аполония Xалупец, Chalupiec)

(p. 31.12.1894, по др. данным, 3.1.1897)

нем. и амер. актриса. По нац. полька. Училась в Балетном уч-ще в Петербурге и Варшавской консерватории. В кино с 1914 (играла в польск. салонных мелодрамах "Раба грехов", "Бестия", "Арабелла" и др.). С 1917 в Германии. Наиболее значит. роли сыграла в фильмах Э. Любича "Глаза мумии Ма", "Кармен" (в сов. прокате "Табачница из Севильи") - оба 1918, "Мадам Дюбарри" (1919), "Горная кошка" (1921). С 1923 в Голливуде, поначалу в амплуа "вамп", затем играла униженных, страдающих и Обездоленных женщин. Игре Н., обладавшей эффектной внешностью, были присущи экзальтированность, порывистость, утрированная мимика. Большого успеха добилась в нем. ф. "Мазурка" (1935). Снималась до 60-х гг.

Среди др. ф.: "Сумурун" (в сов. прокате "Жемчужина гарема"), "Тени Парижа", "К востоку от Суэца", "Мадам Бовари".

Литература: В рус. пер.: Жизнь и мечты в кино, М.- Л., 1928.

NEGRONI, BALDASSARE

НЕГРО`НИ (Negroni) Бальдассаре

(21.1.1877 - 1948)

итал. режиссёр, сценарист, продюсер. В качестве оператора участвовал в создании первых итал. док. п ф., с 1911 выступал как сценарист и режиссёр. В экранизированной им в 1914 пантомиме "История одного Пьеро" он х одним из первых в Италии использовал монтаж и крупные планы. Съёмки ф. велись под музыку, и Н. стремился к полной синхронности музыки и изображения. В 1926 пост. ф. "Беатриче Ченчи", затем серию комедий с участием актёра Б. Пагано. Н. был в числе первых итал. деятелей звук, кино, в 1932 экранизировал оперетту "Два счастливых сердца".

NEHREBECKI, WLADISLAW

НЕХРЕБЕ`ЦКИЙ (Nehrebecki) Владислав

(14.6.1923 - 29.12.1978)

польск. режиссёр, сценарист. Один из зачинателей польск. мультипликации. Окончил Высш. технич. школу в Дрогобыче. В кино с 1947. С 1956 работал на к/ст рисованных ф. в г. Бельско-Бяла, где пост. ок. 50 м/ф для детей, в к-рых воспитат. задачи реализованы в увлекательной по сюжету и изобретательной по мультипликации форме. Одним из первых в Польше обратился к принципу серийности. Писал сц. для всех своих ф., а также для ф. др. режиссёров. Автор (с С. Дульцем) популярного п/м мульт. ф. "Большое путешествие Болека и Лёлека" (1977, пр. Мкф в Москве, 1979). В 1979 учреждена ежегодная пр. им. Нехребецкого для авторов дет. фильмов. Гос. пр. ПНР (1973). Др. ф.: "Трактор А-1" (1949), "Приключения пингвина Гучо" (1953), "Об утке-сплетне" (1954), "Профессор Филютек" (3 ф., 1955-56), "Мышка и кошечка" (1958, пр. Мкф в Оберхаузене и др.), "Турнир" (1959), "За бором, за лесом" (1961), "Вендетта" (1966), "Приключения весёлого путешественника" (1968, пр. Мкф в Москве, 1969), "Повесть о фарфоровом чайничке" (1972), "Пегас" (1974).

NELSON, RALF

НЕ`ЛЬСОН (Nelson) Ралф

(р. 12.8.1916)

амер. режиссёр. В 30-е гг. выступал на Бродвее, позднее писал театр. пьесы и сценарии. В 1948 - 60 пост. большое количество телевиз. спектаклей, работал в т-ре. Первый ф.- "Реквием по тяжеловесу" (1961). Антирасистские ленты "Полевые лилии" (1962), "Тик-так" (1969), "Заговор Уилби" (1975), воен. картины "Солдат под дождём" (1963) и "Папаша Гусь" (1964), вестерн "Дуэль в Диабло" (1966), психологич. драма "Чарли" (1968) характеризовали Н. как приверженца градиц. форм социально-критич. иск-ва. В ф. "Голубой солдат" (1970) резко осуждалась политика геноцида в отношении амер. индейцев. В 70-е гг. отдавал предпочтение популярным жанрам бурж. кино, ставил мелодрамы ("Побег голубков", 1972), "фильмы жасов" ("Эмбрион", 1976) и др. Был также автором сц., актёром, продюсером ряда своих картин.

NEMESKÜRTY, ISTVAN

НЕ`МЕШКЮРТИ (Nemeskürty) Иштван

(р. 14.5.1925)

венг. киновед, критик. Д-р филологич. наук (1966). Окончив Будапештский ун-т (1950), работал учителем, редактором. В 1959 - 63 директор к/ст "Будапешт", в 1963 - 72 рук. творч. объединения "Хунния", с 1972 - творч. объединения "Будапешт". Выступает в печати с 1947. Автор сц. ф. "Звёзды Эгера" (1968). С 1961 преподаёт в Высшей школе т-ра и кино. Пр. им. Балажа (1971).

Литература: A mozgokeptol a film miiveszetig, Bdpst, 1961; A meseauto utasai, Bdpst, 1965; A filmmiiveszet nagykorusaga, Bdpst, 1966; Magyar film. 1939-1944, Bdpst, 1980; в рус. пер.- История венг. кино, М., 1969; Краткая история венг. кино, Будапешт, 1980.

NERO, FRANCO

НЕ`РО (Nero) Франко (наст. фам. Спаранеро, Sparanero)

(p. 21. 11. 1941)

итал. актёр. В кино с 1964 (ф. "Челестина"). В 1965 снялся в роли Авеля в "боевике" амер. реж. Дж. Хьюстона "Библия", затем во мн. приключенч. лентах и "вестернах по-итальянски". Среди значит. работ - роли в ф. "Я её хорошо знал" (1965, реж. А. Пьетранджели), "День совы" (1967, реж. Д. Дамиани, в сов. прокате "Сова появляется днём"), "Тихое место в деревне"(1968, реж.Э. Петри), "Тристана" (1970, реж. Л. Буньюэль, Испания). Снялся в ф. политич. кино: "Готт мит унс" ("С нами бог", 1969, реж. Дж. Монтальдо), "Признание полицейского комиссара прокурору республики" (1971) и "Следствие закончено: забудьте" (1972) - оба реж. Дамиани, "Убийство Маттеотти" (1973, реж. Ф. Ванчини), "Триумфальный марш" (1976, реж. М. Беллоккьо). Снимается также в приключенч. фильмах. В 1982 сыграл роль Джона Рида в сов.-мекс.-итал. ф. "Красные колокола" (реж. С. Ф. Бондарчук) и одну из ролей в ф. реж. Р. В. Фасбиндера "Кверель" (ФРГ).

Др. ф.: "Битва на Неретве" (СФРЮ), "Полиция обвиняет, закон оправдывает", "Монах" (Франция), "Уважаемые люди", "Коррупция во Дворце Правосудия", "Почему убивают судей", "Кеома", "Данцигские розы", "Буржуазная драма".

NEUMANN, STANISLAV

НЕ`ЙМАН (Neumann) Станислав

(16.7.1902 - 19.2.1975)

чехосл. актёр. Нар. арт. ЧССР (1965). Сын поэта С. К. Неймана. Творч. деятельность начал на сцене Освобождённого т-ра. В кино с 1930. Один из лучших характерных актёров нац. кинематографа. Играл роли застенчивых, меланхоличных молодых людей (студент Зеленка - "Философская история", 1937), взбалмошных, капризных, но добрых стариков (Султан - "Волынщик Шванда", 1937). Был партнёром знаменитых чеш. комиков X. Хаса (Ученик - "Начерадец - король болельщиков", 1932, вор Сучек - "Баловень", 1934, комедиант Салкович - "Улочка в раю", 1936, студент Криштуфек - "О чём шепчутся", 1938) и Й. Плахты (уличный фотограф Калабис - "Наконец одни", к. 1940). Его лучшие роли: Старый король ("Гордая принцесса", 1952), Садовник ("Путешествие Гонзика") и Омнимор ("Посиделки с чёртом") - обе 1956.

NEWMAN, PAUL

НЬЮ`МЕН (Newman) Пол

(р. 26.1.1925)

амер. актёр, режиссёр, продюсер. Учился в Йельской драм, школе и в нью-йоркской Актёрской студии. С 50-х гг. выступал на ТВ и на сцене. В кино с 1954 (ф. "Серебряная чаша"). Исполнял роли молодых героев, умеющих постоять за себя: ф. "Кто-то наверху любит меня" (1956), "Долгое жаркое лето" (пр. Мкф в Канне) и "Оружие для левши" (1958) и др. Для Н. характерна эмоц. насыщенность при внеш. скупости актёрских средств. Играл в психологич. драмах - "Кошка на раскалённой крыше" (1958), "Сладкоголосая птица юности" (1961); криминальных ф.- "Мошенник" (1961), "Люк - Холодная Рука" (1967), "Квинтет" (1978); комедиях - "Собирайтесь вокруг флага, ребята!" (1959), "Афера" (1973); вестернах - "Хад" (1963), "Ом-бре" (1967), "Буч Кэссиди и Санденс Кид" (1969), "Жизнь и времена судьи Роя Бина" (1972), "Буффало Билл и индейцы" (1976); "фильмах катастроф" - "Ад в поднебесье" (1974); фантастич. лентах - "Когда время истекло" (1980) и др. В 1981 снялся в ф. "Без злого умысла" (реж. С. Поллак), в 1982 - в ф. "Вердикт" (реж. С. Люмет). Один из самых популярных актёров США, Н. в своих лучших ролях играл бунтарей, бросающих вызов истеблишменту. В 1968 пост. ф. "Рейчел, Рейчел" с участием своей жены, актрисы Дж. Вудворд, в гл. роли. Исследование психологии женщины средних лет в кризисных состояниях было продолжено режиссёром и актрисой в картине "Влияние гамма-лучей на лунные маргаритки" (1973). В 1971 пост. ф. "Иногда это великое понятие", в 1983 - "Гарри и сын" (снялся в гл. роли).

NEZVAL, VÍTěZSLAV

НЕ`ЗВАЛ (Nexval) Витезслав

(26.5.1900 - 6.4.1958)

чехосл. писатель, драматург, сценарист. Нар. художник ЧССР (1953). Чл. КПЧ с 1924. Написал сц. ф.: "Органист собора св. Вита" (1929), "В тихие ночи" (1940). Участвовал в написании сц. ф. реж. В. Ванчуры "На солнечной стороне" (1933), кукольных ф. реж. Й. Трнки "Соловей императора" (1948) и "Принц Баяя" (1950). Произв. Н. неоднократно экранизировались. Гос. пр. 3 ЧССР (1951, 1953), Междунар. пр. Мира (1953).

NGO MANN LAN

НГО МАНЬ ЛАН (Ngo Mann Lan)

(p. 1934)

вьетнамский режиссёр, художник. Окончил Высшую школу изобразит. иск-ва в Ханое и ВГИК (1962). В 1963 на Студии мультипликац. и кукольных фильмов в Ханое пост. ф. "Мечта". Наиболее значит. работы: "Приключения котёнка Миу" (1965, пр. Мкф в Мамае, 1966), "Говорящий дрозд" (1967), "Тёплые одёжки" (1967), "Сказание о богатыре Жонге" (1970, пр. Мкф в Лейпциге, 1971), "Тхать Шан" (1976), "Поворот" (1982). Автор книги "Мультипликационное кино Вьетнама" (Ханой, 1977).

NGOC QUYNH

НГОК КУИ`НЬ (Ngoc Quynh)

(p. 1930)

вьетнамский режиссёр, оператор. Снял ок. 40 док. лент. Наиболее значит. работы: "У ворот ветра" (1966, гл. пр. Мкф в Москве, 1967), "Стальная крепость Виньлинь" (1971, гл. пр. Мкф в Москве, 1971), "Прощайте, непрошенные гости" (1973), "Взрывы после войны" (1976), "Город-маяк" (1978).

NGUYEN HONG SEN

НГУЕ`Н ХОНГ ШЕН (Nguyen Hong Sen)

(p. 1934)

вьетнамский режиссёр. Нар. арт. СРВ (1984). Образование получил в Ханое. Был оператором худож. ф. "Огонь на средней линии" (1961), "Однажды осенью" (1962), "Ким Донг" (1964). Участвовал в создании док. ленты "Вода приходит в Бакхынгхай" (1959, гл. пр. Мкф в Москве). Пост.: док. ф.- "Искусство детства" (1968), "Только вперёд" (1969) и др.; худож. ф. "Сезон тёплых ветров" (1978), "Опустошённое поле" (1980, гл. пр. Мкф в Москве, 1981), "Район бурь" (1981).

NICHOLS, DUDLEY

НИ`КОЛС (Nichols) Дадли

(6.4.1895 - 4.1.1960)

амер. сценарист, режиссёр. С 1929 в Голливуде. Ф., пост, по сценариям Н. реж. Дж. Фордом,- "Мужчины без женщин" (1930), "Потерянный патруль" (1934), "Осведомитель" (1935, пр. "Оскар"), "Дилижанс" (1939, в сов. прокате "Путешествие будет опасным"), "Долгий путь домой" (по Ю. О'Нилу, 1940), "Беглец" (по Г. Грину, 1947) и др.- стали этапными в истории кино США. Умение построить сюжет, выписать характеры, придать точность и выразительность диалогам отличали и др. ф. по сц. Н., в частности работы реж. X. Хоукса ("Военно-воздушные силы", 1943, "Большое небо", 1951), Ф. Ланга ("Охота за человеком", 1941, "Улица греха", 1945), Ж. Ренуара ("Эта земля - моя", 1943), Р. Клера ("Это случилось завтра", 1943). Автор сц., режиссёр, продюсер Ф. "Правительственная девушка" (1943), "Сестра Кении" (1946), "Траур к лицу Электре" (по О'Нилу, 1947). Писал также сц. вестернов ("Возвращение техасца", 1952, "Жестяная звезда", 1957, "Палач", 1959). ф The Hollywood screenwriters, (N. Y.).

NICHOLS, MIKE

НИ`КОЛС (Nichols) Майк (наст. имя и фам. Михаил Игорь Пешковский, Peschkowsky)

(p. 6.11.1931)

амер. режиссёр. Род. в Берлине. В 1939 переехал в США, где с 50-х гг. выступал как актёр и певец на нью-йоркских сценах и в кабаре. Учился в Чикагском ун-те и в нью-йоркской Актёрской студии. С 1963 ставил театр. спектакли. В 1966 осуществил экранизацию драмы Э. Олби "Кто боится Вирджинии Вулф?" (пр. "Оскар") с участием Р. Бёртона и Э. Тейлор. Эта и следующая картина Н. "Выпускник" (по роману Ч. Уэбба, 1967, с Д. Хофманом в гл. роли, пр. "Оскар") привлекли к режиссёру внимание. В 1970 по трагикомич. роману Дж. Хеллера "Уловка 22" создал одноим. ф., антивоен. протест к-рого прозвучал актуально в связи с эскалацией "грязной войны" во Вьетнаме. Пост, также: "День дельфина" (по Р. Мерлю, 1973), комедию "Состояние" (1975), в 1982 пост. ф. "Силквуд". Несмотря на удачное обращение к кино, гл. сферой деятельности Н. остаётся театр.

NICHOLSON, JACK

НИ`КОЛСОН (Nicholson) Джэк

(р. 22.4.1937)

амер. актёр, сценарист, режиссёр, продюсер. С 1956 снимается в кино. Был соавтором сц. ф. "Путешествие" (1967, реж. Р. Кормен), "Предводитель" (1968, реж. Б. Рафелсон) и др. Привлёк к себе внимание в роли адвоката-алкоголика в ф. "Беспечный ездок" (1969). С нач. 70-х гг. неудовлетворённые жизнью, ироничные, бунтующие и неврастеничные герои Н. стали особенно созвучны обществ. настроениям и сделали его одним из ведущих актёров амер. кино ("Пять лёгких пьес", 1970; "Последний наряд", пр. Мкф в Канне, "Китайский квартал", оба 1974; "Кто-то пролетел над гнездом кукушки", 1975, пр. "Оскар"; "Последний магнат", 1976, "Сияние", 1980, "Почтальон всегда звонит дважды" и "Красные", 1981, "Граница", 1982). В 1975 сыграл роль журналиста Дэвида Локка в ф. итал. реж. М. Антониони "Профессия - репортёр". В 1971 выступил как режиссёр, соавтор сц. и продюсер ф. "Поезжай, сказал он". Был продюсером и др. картин, в к-рых снимался. В 1977 пост. ф. "Отправляясь на юг" и сыграл в нём гл. роль. В 1983 снялся в ф. "Слова нежности" (пр. "Оскар").

NICOLAESCU, SERGIU

НИКОЛАЕ`СКУ (Nicolaescu) Серджиу

(р. 13.4.1930)

рум. режиссёр, актёр. Окончил Политехнич. ин-т. Был сценаристом и режиссёром науч.-популяр. фильмов. Пост. к/м ф. "Обыкновенная весна" (1961) и "Память роз" (1964), отмеченные междунар. премиями. С 1967 снимает худож. фильмы. С успехом выступает в приключенч. жанре. Среди лучших ф.: "Даки" (1967), "Чистыми руками" (1972), "Последний патрон" (1973). Пост. ф.: "Бесконечная лекция" (1965, док.), "Михай Храбрый" (1970), "Тогда я приговорил их всех к смерти" (1972), "Бессмертные" (1974), "Реванш" и "За Родину" (1978), "Последняя ночь любви" (1980), "Капкан для наёмников" и "Дуэль" (1981), а также "Комиссар полиции обвиняет" (1974), "Кара" (1976, в сов. прокате "Всегда виновен"), "Несчастный случай" (1977), в к-рых и снялся.

NIELSEN, ASTA

НИ`ЛЬСЕН (Nielsen) Аста

(11.9.1881 - 25.5.1972)

дат. актриса. С 1902 в т-ре. Дебютировала в кино в 1910 в ф. "Бездна" реж. П. У. Гада, к-рый поставил ок. 30 ф. с её участием. В 1911 снялась в ф. "Чёрная мечта" и "Балерина". Играла в осн. роли таинственных, "роковых" женщин. Её лаконичная мимика, скупые жесты были лишены внешних театр, эффектов. Снявшись в Дании в неск. ф., Н. получила приглашение работать в Германии, где ежегодно выступала примерно в восьми ф., среди к-рых: "Ангелочек" и "Примадонна кино" (1913), "Вечная ночь" (1914) - все дат.-нем., "Елена Фонтана" (1914), "Гамлет" (1920, реж. Н., роль Гамлета), "Идиот" и "Фрекен Юлия" (реж. Н. и Ф. Баш) - оба 1921, "Ванина" (1922), "I. N. Р. I." (1923), "Гедда Габлер" (1924), "Безрадостный переулок" (1925), "Трагедия проститутки" (1927). В звук. кино снялась только в одном ф.- "Невероятная любовь" (1932). Не приемля нацизма, вернулась на родину, где до 1939 играла в т-ре. В 1968 пост, ф. "Аста Нильсен" о своей творч. деятельности. Иск-во Н. оставило глубокий след в развитии мирового киноиск-ва.

Литература: В рус. пер.: Безмолвная муза. (Воспоминания), Л., 1971.

Литература: Langsted A., Asta Nielsen, Kbh., (1917); Asta Nielsen. Ihr Leben.in Fotqdoku-menten, Selbstzeugnissen und Zeitgenossischen Betrachtungen, В., 1981.

NISKANEN, MIKKO

НИ`СКАНЕН (Niskanen) Микко

(р. 31.1.1929)

фин. режиссёр. Учился в аспирантуре ВГИКа (1959 - 61). Творчество Н. связано с отображением острых социальных проблем Финляндии и её истории. Фильмы Н. отличаются тонкой психологич. разработкой образов, своеобразием постановки общественно-политич. проблем. Удостоен почётного звания "художник-профессор", присуждаемого в Финляндии деятелям иск-ва. Пост. ф.: "Мальчики" (1962), "Партизаны" (1963), "Кожа к коже" (1966), "Восемь смертельных пуль" (1972), "Осенью всё по-другому" (1978), "Бегство" и "Дух Хельсинки" (док.) - оба 1981.

NOIRET, PHILIPPE

НУАРЕ` (Noiret) Филипп

(р. 1.10.1930)

франц. актёр. Окончил курсы драм. иск-ва Р. Блена. Работал в парижских, т-рах, выступал в кабаре, на ТВ. В кино с 1955 (ф. "Пуэнт Курт"), Получил известность в комич. роли в ф. "Зази в метро" (1960, реж. Л. Маль). Н.- актёр разнообразных жанровых возможностей. Он играл и туповатых героев комедий И. Робера ("Блаженный Александр", 1968), и робкого симпатичного недотёпу Габриеля из ф. "Старая дева" (1971, пр. Мкф в Зап. Берлине, 1972), и политич. деятеля Гарсена в ф. "Покушение" (1972, реж. И. Буассе, в сов. прокате "Похищение в Париже"), и генерала в ф. "Пустыня Тартари" (1976, реж. B. Дзурлини, Италия). В ф. "Нежный полицейский" (1978) исполнил роль профессора-филолога Антуана Лемерсье, в ф. "Старое ружьё" (1975, реж. Р. Энрико) - спокойного миролюбивого врача Жюльена, доведённого зверствами фашистов до жестокой необходимости кровавой мести. В 70 - 80-х гг. Н. исполнял гл. роли во мн. ф. реж. Б. Тавернье: "Часовщик из Сен-Поля", "Пусть начнётся праздник", "Судья и убийца", "Неделя отпуска", "Чистка", а также снялся в комедиях реж. М. Моничелли "Мои друзья" (1975) и "Мои друзья, часть II" (1983). В 1981 сыграл роль Рафаэле в ф. "Три брата" (реж. Ф. Рози, Италия).

Др. ф.: "Всё золото мира", "Тереза Дескейру", "Ночь генералов" (Великобритания), "Одна и другая"; "Жюстина" и "Топаз" (оба США), "Мистер Фридом", "Самые нежные признания", "Мандарин", "Большая жратва", "Секрет", "Облако в зубах", "Не прикасайся к белой женщине", "Женщина в окне", "Сиреневое такси", "Свидетель", "Орёл или решка", "Надо убить Биргит Хаас", "Северная звезда".

NORMAND, MABLE

НОРМАН (Normand) Мейбл (наст. фам. Фортескью, Fortescue)

(16.11.1894 - 24.2.1930)

амер. актриса. С 1912, под рук. М. Сеннетта, стала одной из популярных комедийных актрис, создательницей персонажа "купальщицы". В 1914 снималась с Ч. Чаплином в к/м комедиях, а также с Р. Арбэклем (Фатти). Созданный ею образ молодой напористой американки по-своему выражал дух предприимчивого оптимизма, культивировавшийся в те годы амер. экраном. Позднее, отказавшись от комич. приёмов, проявила дарование драм, актрисы в ф. 1919 - 23 ("Вверх по лестнице", "Чума", "Когда доктора не согласны", "Статистка", "Хитрая принцесса", "Молли О."). Однако карьера Н. была прервана в связи с тем, что она была косвенно замешана в очередном голливудском скандале, и ф. с её участием под давлением религ. организаций бойкотировались. Роли, сыгранные в 1926 в трёх комедиях реж. X. Роуча, не вернули ей былой популярности.

NOVAK, KIM

НО`ВАК (Novak) Ким (наст. имя Мэрилин)

(р. 13.2.1933)

амер. актриса. По нац. чешка. В кино с 1953. С успехом, в значит, мере обусловленным её внеш. данными, сыграла роли в ф. "Человек с золотой рукой" (1955), "История Эдди Дачина" (1956) и др. Снималась также в ф.: "Пикник" (1956), "Головокружение" (1958, реж. А. Хичкок), "Бремя страстей человеческих" (1963), "Любовные похождения Молль Флендерс" (1965) - оба Великобритания, "Легенда о Лайле Клер" (1968), "Большое ограбление банка" (1970), "Прекрасный жиголо, несчастный жиголо" (1978, ФРГ), "Зеркало треснуло" (1980, Великобритания).

NOVARRO, RAMON

НОВА`РРО (Novarro) Рамон (наст. имя и фам. Рамон Хиль Саманьегос, Samaniegos)

(6.2.1899 - 31.10.1968)

амер. актёр. Выступал как певец и танцовщик на эстраде. В кино с 1917. Приобрёл популярность исполнением ролей "роковых" красавцев. Не сумев приспособиться к требованиям звук, кино, уехал после 1932 из США и выступал с концертами в Зап. Европе и Юж. Америке. Позже вновь вернулся в кино, снимался во второстепенных ролях, работал на ТВ. Снимался в ф.: "Пленник Зенды" (1922), "Араб" (1924), "Бен Гур" (1927), "Мата Хари" (1931), "Шейх выходит" (1937), "Мы были чужими" (1949), "Чертовка в розовом трико" (1958).

NYKVIST, SVEN

НЮ`КВИСТ (Nykvist) Свен

(р. 3.12.1922)

швед, оператор. Первый ф. снял и 1945. Н.- постоянный оператор реж. И. Бергмана, снимал его ф. "Вечер шутов" (1953, с X. Балдом), "Источник" (1960), "Как в зеркале" (1961), "Причастие" и "Молчание" (1963), "Не говоря уже обо всех этих женщинах" (1964), "Персона" (1966), "Час волка" и "Стыд" (1968), "Страсть" и "Ритуал" (1969), "Прикосновение" (1971, с Великобританией), "Шёпоты и крик" (1972, пр. "Оскар", 1973), "Сцены из супружеской жизни" (1974), "Волшебная флейта" и "Лицом к лицу" (1976), "Змеиное яйцо" (1977, ФРГ - США), "Осенняя соната" (1978, с Норвегией и ФРГ), "Из жизни марионеток" (1980, ФРГ). Характерные черты операт. мастерства Н.- умелая игра светотени, особая система применения спец. линз и фильтров, прозрачность и ясность изображения. Н. считается одним из лучших в мире мастеров освещения. Снимал также ф. реж. А. Шёберга, Й. Доннера, Б. Видерберга и др., работал во мн. странах: во Франции - с Л. Малем ("Чёрная луна", 1975), Р. Полянским ("Жилец", 1976); в США - с Малем ("Прелестный ребёнок", 1977), Б. Рафелсоном ("Почтальон всегда звонит дважды", 1981). В 1977 был сорежиссёром (с И. Тулин и Э. Юсефсоном), оператором (с Ч. Нюквистом) и продюсером ф. "Один и один". В 1983 снял ф. "Фанни и Александр" (реж. Бергман).

Литература: Donner J., Syen Nykvist. Cinemato-grapher, в кн.: Swedish films 1974, Stockh., 1974.

OLHOVICH, SERGIO

ОЛЬХО`ВИЧ (Olhovich) Серхио

ОЛЬХОВИЧ (Olhovich) Серхио (р. 7.10.1941), мекс. режиссёр. Род. в Индонезии. В Мексике окончил реж. отделение театр, школы, затем ВГИК (1969). Дебютировал в кино ф. "Кукла королевы" (по П. Фуэнтесу, 1972). Один из ведущих режиссёров "нового кино" Мексики, рук. независимого кинокооператива Объединение режиссёров Мексики. Фильмы О., исследующие социальные проблемы и затрагивающие актуальные вопросы жизни мекс. общества, сделаны в манере док. реализма. Пост. ф.: "Встреча одинокого человека" (1974), "Дом на юге" и "Коронация" (по роману X. Доносо) - оба 1976, "В дождь" (1978, в сов. прокате "Дождь идёт"), "Ад, которого мы все боимся" (1980).

OLIVIER, LAURENCE KERR

ОЛИВЬЕ` (Olivier) Лоренс Керр

(р. 22.5.1907)

англ. актёр, режиссёр. В 1924 - 1925 учился в Центр, школе дикции и драм, иск-ва в Оксфорде. В 1930 снялся в англо-нем. ф. "Соломенная вдова" ("Фокус-покус"). В 30-е гг. стал популярным драм, актёром, в кино же играл гл. обр. роли в незначит. амер. ("Жёлтый билет", 1931) и англ. ф. ("Как вам это понравится" и "Пламя над Англией", 1936, "Развод леди Икс", 1938). Лишь в образах Хетклиффа ("Грозовой перевал", 1939) и Дунтера ("Ребекка", 1940) - оба США, иск-во актёра достигло уровня театр, ролей. Особый успех имела роль адмирала Нельсона ("Леди Гамильтон", 1941, реж. А. Корда). В 1944 пост. ф. "Генрих V" (О.- соавтор сц., гл.пр. Мкф в Венеции и пр. "Оскар", 1946), положивший начало серии экранизаций пьес У. Шекспира, принёсших режиссёру мировую известность. В ф. "Гамлет" (1948, гл. пр. Мкф в Венеции, пр. "Оскар") наиболее полно проявилось стремление О. найти кинематограф ич. эквивалент первоисточника. Несмотря на неравноценность, эти ф. и ф. "Ричард III" (1955, сц. О., пр. Мкф в Зап. Берлине и пр. Брит, киноакадемии, 1956) оказали большое влияние на развитие реалистич. направления в англ. кино. Исполнение гл. ролей в экранизациях Шекспира, а также ролей Герствуда ("Керри", 1952, реж. У. Уайлер, США), Мэкхита ("Опера нищих" по Дж. Гею, 1953, реж. П. Брук) принесло О. славу одного из выдающихся актёров кино. В 1970 пост. ф. "Три сестры" (по А. П. Чехову, Чебутыкин - О.). В 1976 снялся в т/ф "Любовь среди руин" и сыграл роль бывшего нацистского преступника доктора Селла в ф. "Марафонец" (США, реж. Дж. Шлезингер). Среди ролей: Красе ("Спартак") и Арчи Рейс ("Комедиант", 1960, пр. Мкф в Карлови-Вари), Грэхем Уир ("Судебный срок", 1962). В 1981 снялся в ф. "Битва титанов", в 1984 - в ф. "Баунти".

Др. ф.: Шринц и хористка" (1957, реж. О.), "Ученик дьявола", "Хартум" (США), "О, что за прелестная война!", "Леди Каролина Лэм", "На один мост дальше", "Маленький романс" (США), "Певец джаза", Confessions of an actor, L., 1982.

Литература: Актеры заруб. кино, в. 2, М., 1965; Cottrell J., L.Olivier, L., 1977.

OLMI, ERMANNO

ОЛЬМИ (Olmi) Эрманно

(р. 24.7.1931)

итал. режиссёр. Систематич. кинообразования не получил. Работал в миланской электрич. компании "Эдисон - Вольта", по заказу к-рой в 1952 - 59 снял ок. 40 док. фильмов. В 1959 снял первый п/м худож. ф. "Время остановилось" (пр. Мкф в Венеции) о рабочих электростанции. Тема рабочего человека, сохраняющего своё достоинство вопреки нечеловеческим условиям существования, прозвучала в ф. "Вакантное место" (1961), "Жених и невеста" (1963) и стала лейтмотивом всего его творчества. Стиль О. сформировался под влиянием неореализма и док. ф. амер. реж. Р. Флаэрти и отличается пристрастием к бытописательству, достоверностью фактуры, стремлением к поэтизации обыденности. В 1965 О. пост. ф. "И пришёл человек..." о деятельности папы Иоанна XXIII. С 1968 работает и на ТВ. Работы кон. 60-х гг. характеризуются неослабевающим интересом к моральным проблемам, остротой восприятия противоречий капиталистич. общества на совр., индустриальном этапе. В 1978 О. снял ф. "Дерево для деревянных башмаков" (гл. пр. Мкф в Канне, 1979) - большое историч. полотно, пронизанное глубоким сочувствием к жизни беднейших слоев крестьянства, труд и быт к-рого, тесно связанные с землёй, с природой, показаны режиссёром в свойственной ему манере масштабно и поэтично, при строгом внимании к историч. и бытовым реалиям (в ф. снимались жители провинции Бергамо). В 1982 пост. также с непроф. исполнителями ф. "Шли они, шли...".

Др. ф.: "Благословенна молодость" (1966), "Однажды"' (1968), "Летом" (1971), "Обстоятельство" (1974).

Литература: Pecchenino М., И poeta con la cinepresa (Ermanno Olmi), Genova, 1979.

ONDRÍCEK, MIROSLAV

О`НДРЖИЧЕК (Ondrícek) Мирослав

(р. 4.11.1934)

чехосл. оператор. В кино с 1960. Дебютировал с реж. М. Форманом к/м ф. "Если бы не было музыки" и "Конкурс" (1963). Их первые работы сняты почти документально, насыщены приметами жизни и вместе с тем проникнуты поэтич. интонацией: "Чёрный Пётр" (1964), "Любовные похождения блондинки" (1965). В США снял картины Формана "Отрыв" (1971), "Волосы" (1979), "Рэгтайм" (1981). Иск-во О.-живописца также проявилось в ф. англ. реж. Л. Андерсона "Если" (1968) и "О, счастливчик!" (1973).

Др. ф.: "Заколдованные столики" (1975, ПНР - ЧССР, в сов. прокате "Отель "Пацифик""), "Приключения любви и чести" (1978), "Божественная Эмма" (1979), "Черное солнце" (1980); "Мир по Гарцу" (1982), "Силквуд" (1983) и "Амадей" (1984, реж. Форман) - США.

Предыдущая страница Следующая страница