Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 18, "ONE"-"PIC")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 18, "ONE"-"PIC")

O'NEAL, RYAN

О'НИЛ (O'Neal) Райан

(р. 20. 4. 1941)

амер. актёр. Был статистом, каскадёром. Первая крупная работа в кино в ф. "Большой прыжок" (1969). Стал известен после мелодрамы "История любви" (1970), где сыграл ставшую затем характерной для него роль молодого героя, скрывающего сентиментальность под маской цинизма. Удачной была роль мошенника, в тяжёлые 30-е гг. промышлявшего мелким жульничеством, в ф. реж. П. Богдановича "Бумажная луна" (1973). Он снимался и в др. фильмах Богдановича - "Что нового, доктор?" (1972) и "Никельодеон" (1976). Реж. С. Кубрик в историч. ленте "Барри Линдон" (по У. Теккерею, 1975, Великобритания) обыграл нек-рую холодность актёра, использовав, его привлекательную внешность как живописно-пластич. мотив. Снялся в ф.: "На один мост дальше" (1977, Великобритания), "Водитель" (1977), "Главное событие" (1979), "Партнёры" (1982).

OPHÜLS, MAX

О`ФЮЛЬС (Ophiils) Макс (наст. имя и фам. Максимилиан Оппенхеймер, Oppenheimer)

(6.5.1902 - 26.3.1957)

нем. режиссёр. Был актёром и режиссёром в т-рах Германии, Австрии и Швейцарии. В 1930 на студии УФА пост. комедию "Тогда уж лучше рыбий жир". После успеха этой ленты О. пост. ещё неск. комедий. В 1932 снял ф. "Флирт" (по А. Шницлеру), в к-ром с точным чувством стиля воссоздал атмосферу жизни Вены кон. 19 в. После 1933 работал в Италии, в Нидерландах, во Франции. В ф. этих лет О. пытался применить худож. принципы, найденные им при постановке ф. "Флирт". В 1940 - 50 жил в США, снимал ф., не имевшие успеха. Во Франции пост. ф. "Карусель" (по Шницлеру, 1950), "Удовольствие" (по рассказам Г. Мопассана, 1951), "Мадам де..." (1953), отмеченные тонким вкусом, глубиной психологич. разработки образов, в 1955 - свой лучший ф. "Лола Монтес", сильно сокращённый по требованиям кинопрокатчиков, а затем при поддержке критиков выпущенный на экраны вторично, уже после смерти режиссёра, и др. В 1957 О. начал работу над сц. ф. о художнике А. Модильяни (пост. реж. Ж. Беккером под назв. "Монпарнас, 19", 1957).

Литература: Лепроон П., Совр. франц. кинорежиссеры, М., 1960; Beylie С, Мах Ophuls, P., 1963.

OSCARSSON, PER

О`СКАРСОН (Oscarsson) Пер

(р. 28.1. 1927)

швед. актёр, режиссёр. Учился в школе при Драм, т-ре в Стокгольме. Играл в Гор. т-ре в Гётеборге. В кино с 1944 (ф. "Орлята"). Лучшая роль - молодой журналист Понтус в ф. дат. реж. X. Карлсена "Голод" (1966, пр. Мкф в Канне). Герои О.- неприкаянные неудачники, мучительно переживающие разлад с бурж. обществом: Рольф ("Вызов", 1952), школьный учитель, затравленный учениками ("Эне, бене, рес") и Священник ("Доктор Глас", Дания) - оба 1968, Художник ("Между нами", 1969, сц. и реж. О. и С. Ольсон). Среди работ - роль молодого дворянина Якоба в ф. реж. В. Шёмана "Постель для брата и сестры 1782" (1965). Исполнил роли в ф. реж. Я. Труэлля "Вот твоя жизнь" (1966) и "Поселенцы" (1972). В 1978 снялся в ф. "Приключения Пикассо". Снимался также в др. странах, в т. ч. в Испании в ф. "Нора" (1969, реж. К. Саура). Сценарист и режиссёр ф. "Эбон Лундин" (1973). Пост, док. п/м ф. "Эй, Швеция!" (1979) и комедию "Швецию - шведам!" (1980), где также снялся в гл. роли.

Cowie P., Film in Sweden. Stars and Players, L., 1977.

OSWALD, RICHARD

О`СВАЛЬД (Oswald) Рихард (наст. фам. Орнштайн, Ornstein) Рихард

(5.11.1881 - 11.9.1963)

нем. и австр. режиссёр. В 1899 окончил театр. уч-ще в Вене. Был актёром и режиссёром т-ров Вены, Берлина и Дюссельдорфа. В 1915 пост. ф. "Железный крест", запрещённый цензурой за антимилитаристскую направленность. Известность О. принёс ф. "Сказки Гофмана" (1916). Пост. серию костюмно-историч. ф. по собств. сц.: "Леди Гамильтон" (1921, в сов. прокате "Леди и лорды"), "Лукреция Борджиа" (1922), "Карлос и Елизавета" (по мотивам драмы Ф. Шиллера "Дон Карлос", 1923). Ставил также т. н. просветительские ф. ("Проституция" и "Иначе, чем другие", 1919, и др.). Среди фильмов О.: док. ф. "Дрейфус", включающий игровые эпизоды (1930). ф. "1914" ("Последние дни перед мировым пожаром", 1930) был объявлен властями антинемецким, сатирич. комедия "Капитан из Кёпеника" (1931, вторично пост. в США в 1941). "Графиня Марица" и "Жуткие истории" (по Э. По и Р. Л. Стивенсону) - оба 1932, "Песня летит вокруг света" (1933, с участием певца И. Шмидта, был запрещён вскоре после премьеры). С 1934 О. работал в Австрии, где пост. ф. "Сегодня самый прекрасный день в моей жизни" (1936, также с участием И. Шмидта). В 1938 эмигрировал во Францию, а затем в США, где продолжал ставить ф. ("Милый обман", 1949, и др.), работал на ТВ.

O'TOOLE, PETER

О'ТУЛ (O'Toole) Питер

(р. 2.8.1932, по др. данным, 1934)

англ. актёр. Окончил Королев, академию драм. иск-ва в Лондоне. С 1955 в т-ре, с 1959 в кино (ф. "Похищенный"). Известность принесла ему гл. роль в ф. "Лоуренс Аравийский" (1962) об англ. разведчике на Бл. Востоке. В дальнейшем центр. темой его творчества стала тема крушения, саморазрушения личности. Лучше всего ему удаются роли небытового, отстранённого плана: историч. лица - Генрих II в ф."Беккет"(1964) и "Лев зимой"(1968); безумцы - "Ночь генералов" (1966), "Правящий класс" (1972); персонажи известных романов - "Лорд Джим" (1965), "Человек из Ламанчи" (1972), "Человек по имени Пятница" (1975). Снимался в комедиях: "Что нового, киска?" (1965), "Как украсть миллион" (1966), "Трюкач" (1980), "Мой любимый год "(1982),"Супер-девушка" (1984) - все США.

Др. ф.: "День, когда ограбили английский банк", "Библия" (Италия), "Прощайте, мистер Чипе", "Война Мэрфи", "Фокстрот" (Мексика), "Калигула" (Италия).

Литература: Актеры заруб. кино, в. 12, Л., 1978.

OURY, GÉRARD

УРИ` (Oury) Жерар (наст. имя и фам. Макс Жерар Тененбаум, Теnenbaum)

(p. 29.4.1919)

франц. режиссёр. Учился на курсах Р. Симона и в Парижской консерватории. В кон. 30-х - сер. 40-х гг. жил в Швейцарии, играл в т-ре, снимался в кино. Как режиссёр и сценарист дебютировал в 1960 комедией "Горячая рука". В следующем году пост. детективный ф. "Угроза" (по Ф. Дару). В 1962 вновь обратился к комедии ("Преступление не выгодно") и уже не изменял этому жанру. Успех принесли У. комедии "Разиня" (1965) и "Большая прогулка" (1966). В ф. "Побег" (1978) У. использовал сюжетную линию "Большой прогулки", лишь перенеся действие в контекст майских событий 1968. Осн. цель картин У. - достижение наибольшей зрелищности, занимательности. В 1980 пост. комедию "Укол зонтиком", в 1982 - психологич. драму "Ас из асов".

Др. ф.: "Мозг" (1969), "Мания величия" (по драме В. Гюго "Рюи Блаз", 1971), "Приключения раввина Якова" (1973).

PABST, GEORG WILHELM

ПАБСТ (Pabst) Георг Вильгельм

(27.8.1885 - 29.5.1967)

нем. и австр. режиссёр. С 1905 был актёром и реж. в т-рах Цюриха, Зальцбурга, Берлина, Нью-Йорка, с 1919 - Вены. В кино с 1921 (вначале актёр, сценарист и ассистент реж. К. Фрёлиха). Как режиссёр дебютировал ф. "Сокровище" (1923) и "Графиня Донелли" (1924). В 1925 пост. ф. "Безрадостный переулок" (по X. Бетта-уэру, в сов. прокате "Безрадостная улица"), ставший значит. явлением нем. кино иск-ва. Этот ф., созданный на закате экспрессионизма, знаменовал обращение режиссёра к совр. тематике и его реалистич. подход к изображению действительности. От экспрессионизма он унаследовал нек-рые выразит. средства (в частности, технику освещения как способ характеристики персонажей). Стилистически связанный с традициями каммершпиле, ф. обладал в то же время социально-критич. направленностью. В нём были показаны нищета и кризис общества в послевоен. Австрии. Успеху ф. способствовало участие актёров А. Нильсен, Г. Гарбо, В. Крауса, В. Герт. В режиссуре ряда ф. сказалось увлечение П. теорией психоанализа З. Фрейда ("Тайники души", 1926, "Ложный путь", др. назв. - "Вожделение", 1928). Успех имел ф. "Ящик Пандоры" (по пьесам Ф. Ведекинда "Дух земли" и "Ящик Пандоры", 1929, в сов. прокате "Лулу") с актрисой Л. Брукс в гл. роли. С её участием П. снял также свой последний немой ф. "Дневник падшей" (1929). В 1927 пост. ф. "Любовь Жанны Ней" по роману И. Г. Эренбурга.

В годы, предшествовавшие захвату власти фашистами, П. был связан с интернац. кругами прогрес. кинематографистов Европы. Первый звук. фильм П. "Западный фронт, 1918" (1930) носил пацифистский характер и противостоял общему направлению нем. кино 30-х гг. В 1931 экранизировал "Трёхгрошовую оперу" Б. Брехта - К. Вейля и пост. ф. "Солидарность" о спасении нем. рабочими франц. шахтёров, засыпанных землёй. В 1933 уехал из Германии. Работал во Франции, где пост. ф. "Дон Кихот" (по М. Сервантесу, 1933, с Ф. И. Шаляпиным в гл. роли), "Сверху вниз" (1934), "Мадемуазель доктор" (1937), "Шанхайская драма" (1938); в США - "Современный герой" (по Л. Бромфилду, 1934); в Австрии - "Процесс" (по Ф. Кафке, 1947, пр. Мкф в Венеции, 1948), "Последний акт" (по Э. М. Ремарку, 1955) и др. Ефимов Н., Г. В. Пабст, М.- Л., 1936; Абрамов Н., Экспрессионизм в киноиск-ве, в сб.: Экспрессионизм, М., 1966; Кракауэр З., Психологич. история немецкого кино. От Калигари до Гитлера, пер. с англ., М., 1977; Вuасhe F., G. W. Pabst, (Lyon, 1965).

PACINO, AL

ПАЧИ`НО (Pacino) Аль (наст. имя Альберто)

(р. 25.4.1940)

амер. актёр. По происхождению итальянец. Учился в Высш. школе исполнительских иск-в, в нью-йоркской Актёрской студии. С кон. 60-х гг. успешно выступал на сцене. Первая роль в кино - в ф. "Я, Натали" (1969). Убедительно играет самые разные роли: от глубоко человечных героев, не приспособленных к жестокости окружающей жизни (ф. "Паника в Нидлпарке", 1971, и "Пугало", 1973, оба реж. Дж. Шацберга, "Собачий полдень", 1975, реж. С. Люмет, пр. Мкф в Сан-Себастьяне), до борцов за справедливость, терпящих поражение, но не сдающихся (картины "Серпико", 1973, реж. Люмет, "Правосудие для всех", 1979, реж. Н. Джуисон, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1980). В роли Майкла Корлеоне в ф. "Крёстный отец" (1972) и "Крёстный отец II" (1974) реж. Ф. Копполы П. показал безжалостный механизм разрушения личности человека, ставшего главой клана мафии. Снялся в ф. "Бобби Дирфилд" (1977. в сов. прокате "Жизнь взаймы"), "Разыскивающий" (1980), "Автора! Автора!" (1982), "Лицо со шрамом" (1983).

PAGER, ANTAL

ПА`ГЕР (Pager) Антал

(р. 29.1.1899)

венг. актёр. Нар. арт. ВНР (1963), Учился в Будапештском ун-те. С 1919 в т-ре. В кино с 1932 (ф. "Осуждает Балатон"). До 1944 снялся более чем в 60 ф., гл. обр. в бытовых и эксцентрич. комедиях. В 1945 - 56 жил и работал в Аргентине. С 1956 в т-ре "Вигсинхаз" (Будапешт). Наиболее значит. роли: адвокат Вайкаи ("Жаворонок", 1964, в сов. прокате "Любимый деспот", пр. Мкф в Канне), председатель кооператива Йожка ("Двадцать часов", 1965), Комендант ("После сезона", 1966, пр. Мкф в Венеции, 1967). В 1980 снялся в ф. "Цирк "Максим"". Гос. пр. им. Кошута и пр. им. Ясаи (1965).

Др. ф.: "Секретные переговоры", "Янош Хари", "Преступник неизвестен", "Соляной столб", "Вчера", "По газонам ходить разрешается", "Потерянный рай", "Осенняя божья звезда", "Страх", "Этюд о женщинах", "Добро пожаловать, господин майор!" ("Семья Тот"), "Кролики в раздевалке", "На венгерской равнине", "Чёрные алмазы", "Истории недавнего прошлого" ("За кирпичной стеной").

PAGNOL, MARCEL

ПАНЬО`ЛЬ (Pagnol) Марсель

(28.2.1895 - 18.4.1974)

франц. писатель, сценарист, режиссёр. Чл. Ин-та Франции с 1947. Уже известным драматургом заинтересовался звук. кино. Основал собств. кинокомпанию, где под его рук. и по его пьесам были пост. ф. "Мариус" (1931, реж. А. Корда), "Фанни" (реж. М. Аллегре) и "Топаз" (реж. Л. Ганье) - оба 1932. Затем выступал и как режиссёр: "Прямо в сердце" и "Зять господина Пуарье" (1933), "Анжела" (по Ж. Жионо, 1934), "Мерлюс" (1935), "Сезар" (1936), "Возрождение" (по Жионо, 1937), "Дочь землекопа" (1940) и др. Первое место в фильмах П. принадлежит слову, диалогу. Хотя П. теоретически провозгласил создание "заснятого театра", на практике он успешно пользовался приёмами кинематографич. выразительности. Живостью и достоверностью в передаче провансальского колорита, в изображении нар. жизни, быта и характеров фильмы П. были близки нек-рым стилистич. особенностям неореализма. В послевоен. ф. "Манон ручьёв" (1953) и "Письма с моей мельницы" (по А. Доде, 1954) П. в эпич. тонах воспел патриарх, жизнь крестьян, далёких от совр. цивилизации и сохранивших связь с природой.

Литература: "Avant-scene-cinema", Special Pagnol, 1970, juill. - sept., № 105 - 106.

PAINLEVÉ, JEAN

ПЕНЛЕВЕ` (Painleve) Жан

(р. 20.11.1902)

франц. режиссёр. Работая ассистентом в Лаборатории сравнит, анатомии, П. использовал кино в науч. целях. В 1928 снял первый ф. "Осьминог". П.- автор св. 100 науч. ф., из к-рых пользуются мировой известностью "Рак-отшельник" (1930), "Морской конёк" (1933), "Вампир" (1945), "Убийцы в пресной воде" (1947), "Морские ежи" (1953), "Морские танцовщицы" (1960). Благодаря ритму, пластике, муз. сопровождению его науч. ф. обладают и самостоятельной эстетич. ценностью. П. вёл активную работу по внедрению кино в практику науч. ин-тов, школ, высш. уч. заведений. В 1937 учредил в Париже Ин-т науч. кино. В 1934 осуществил первую подводную киносъёмку, к-рую использовал затем в к/м фильмах о жизни моря. В 1947 с Д. Меддисоном, А. Элтоном (Великобритания), Ж. Корнгольдом (ПНР) и др. был организатором первого Междунар. конгресса деятелей науч. кино в Париже, на к-ром при участии П. была учреждена Междунар. ассоциация науч. кино (в 1947 - 52 почётный секр., в 1953 - 55 през., а затем пожизненный почётный член).

Литература: Юткевич С. Новая школа франц. короткометражного фильма, в его кн.: О киноиск-ве, М., 1962.

PAKULA, ALAN

ПА`КУЛА (Pakula) Алан

(р. 7.4.1928)

амер. режиссёр, продюсер. Учился в Йельском ун-те. В кино с 1950. Работал ассист. продюсера, продюсером. В 1957 - 69 был продюсером 7 ф. для фирмы реж. Р. Маллигана. В 1969 дебютировал как режиссер ф. "Бесплодная кукушка" о жизни молодёжи. Хорошо подобранный актёрский ансамбль, умение создать на экране атмосферу напряжённости способствовали успеху его детектива "Клют" (1971). Менее удачна была любовная мелодрама "Любовь и боль (и вся эта чертовщина)" (1973). В ф. "Параллакс" (1974) о тайной организации, осуществлявшей политич. убийства, П. жёстко и последовательно показал ситуацию всеобъемлющего террора и бессилие отдельного человека, пытающегося ему противостоять. В 1976 на материале "Уотергейтского дела" сделал стилизованную под документ картину "Вся президентская рать", разоблачит. заряд к-рой был ослаблен наивным пафосом абсолютной веры в принципы "амер. демократии" и в силу печатного слова. В 1978 снял совр. вестерн "Приближается всадник" - историю борьбы честных людей с жестоким владельцем ранчо, пытающимся отнять у них землю. В 1979 пост. ф. "Начать сначала", в 1982 - "Выбор Софи", в к-ром рассказал о трагической судьбе бывшей узницы фаш. концлагеря.

PALERMI, AMLETO

ПАЛЕ`РМИ (Palermi) Амлето

(11.7.1889 - 20.4.1941)

итал. режиссёр. Занимался журналистской и лит. деятельностью, писал комедии. Дебютировал в 1914 ф. "Та, которая всё терпит". Большинство его ф. принадлежало к жанру мелодрамы. Успехом пользовались ф. "Карнавальная" (1917, с участием Л. Борелли), "Критический возраст" (1921), "Вторая жена" (1922), "Путь порока" (1924) и особенно "ф.-колосс" "Последние дни Помпеи" (1926, завершил К. Галлоне). В Германии пост. один из наиболее значит. своих ф. - "Генрих IV" (по Л. Пиранделло, 1926). В сотрудничестве с антифашистски настроенными сценаристами и актёрами П. пост. ряд ф., по-прежнему мелодраматических и сентиментальных, но далёких от официальной фаш. пропаганды тех лет: "Неаполь прежних времён" (1938), "Две матери", "Неаполь, который не умирает" и "Сельская честь" (по Дж. Верге) - все 1939. В 1940 снял ф. "Грешница" - один из немногих реалистич. ф. итал. кино того периода.

PAMPANINI, SILVANA

ПАМПАНИ`НИ (Pampanini) Сильвана

(р. 25.9.1925)

итал. актриса. В кино с 1947 (ф. "Апокалипсис"). Добилась успеха в ф. "О'кэй, Нерон!" и "Президентша" (1952), "Римская красавица" (1955). Наиболее значит, роли сыграла в ф. "Процесс над городом" (1952), "Дайте мужа Анне Дзаккео" (1953, в сов. прокате "Утраченные грёзы"). Снималась в ф.: "Римские рассказы" (1955), "Дорога длиною в год" (1958), "Гаучо" (1964). В 60-х гг. работала на ТВ.

PAPAS. IRENA

ПАПА`С (Papas) Ирена

(р. 3.9.1926)

греч. актриса. Училась в Королев. Драм. школе в Афинах. В кино с 1951 (ф. "Мёртвый город", реж. Ф. Илиадис). Снималась в Италии ("Неверные", 1952, реж. Стено, М. Моничелли; "Феодора, императрица Византии", 1954, реж. Р. Фреда), США ("Похвала дурному человеку", 1956, реж. Р. Уайз), Великобритании ("Пушки Навароне", 1961, реж. Дж. Ли Томпсон, и др.). Талант П. как трагич. актрисы наиболее полно раскрылся в ролях героинь др.-греч. трагедий - Электры ("Электра" по Еврипиду, 1962), Клитемнестры ("Ифигения" по Еврипиду, 1977) - обе реж. М. Какояниса, Антигоны ("Антигона" по Софоклу, 1961, реж. Г. Дзавелас), а также в ролях Вдовы ("Грек Зорба", 1964, реж. Какоянис), Елены ("Дзета", реж. Коста-Гаврас, Франция) и Пенелопы ("Приключения Одиссея", реж. Ф. Росси, Италия) - обе 1969, Елены Троянской ("Троянки", 1971, реж. Какоянис, Великобритания). Играла также в ф.: "Каждому своё" (1967) и "Примерный Рим" (1972) - оба Италия, "Кровавая свадьба" (1976, Марокко), "Кровная связь" (1979, ФРГ). В 1983 снялась в ф. "Эрендира" (Мексика - Франция - Зап. Берлин).

PAPIC, KRSTO

ПА`ПИЧ (Papic) Крсто

(р. 1938)

югосл. оежиссёр. Учился в Загребском ун-те. В кино с 1956. В 1964 снял новеллу "Ждать" (в ф. "Ключ"), затем док. ф. на злободневные темы совр. Югославии "Хэлло, Мюнхен" (1967), "Узел" (1969), "Специальные поезда" (1972). Пост. худож. ф. "Наручники" (1969), "Гамлет из Мрдуши Доньей" (1974), "Избавитель" (1976), "Тайна Николы Тесла" (1981) и др. Фильмы П. отличает полемич. заострённость в постановке социальных проблем.

Литература: Кrеlja P., Turpbni pogled kroz prosor u filmovima Kste Papica, "Filmska kultura", 1970, № 73-74.

PARIS, ROJELIO

ПАРИ`С (Paris) Рохелио

(р. 3.1.1936)

кубин. режиссёр. Окончил Гаванский ун-т. С 1963 в кино. В 1964 пост. док. ф. "Мы - музыка". С 1973 ставит художественные ф.: "Патти Кандела" и "Битва при Хигуэ" (1976), "Легенда" (1981, с X. Фрагой).

Др. ф.: док.- "Люди Ренте" (1965), "Позиция I" (1967), "Второй Туригуано" и "Пограничник" (1968), "Время мужчин" (1969), "Свидетельство" (1970), "Операция "Медвежонок"" (1971), "Крестьянин из Эскамбрая" и "Мы не имеем права ждать" (1972), "Мерседес Coca" (1974), "Граница - первый окоп" (1975), "Шестая часть мира" (совм. с др.) и "Гранма, душа и оружие" (1977), "Маленький капитан" (1979).

PASOLINI, PIER PAOLO

Статья большая, находится на отдельной странице.

PASSENDORFER, JERZY

ПАССЕНДО`РФЕР (Passendorfer) Ежи

(р. 8.4.1923)

польск. режиссёр. Чл. ПОРП. В период фаш. оккупации играл в краковском подпольном т-ре. После освобождения Польши учился в Высш. театр. школе в Кракове, на кинокурсах (1946). Работал оператором-хроникёром. В 1951 окончил ФАМУ в Праге. В 1957 пост. ф. "Сокровище капитана Мартенса". В ф. "Покушение" (1959, пр. Мкф в Сан-Себастьяне), "Возвращение" (1960, в сов. прокате "Поиски прошлого"), "Взорванный мост" (1963), "Крещённые огнём" (1964), "Цвета борьбы" (1965), "Направление: Берлин" (1968, в сов. прокате "Плечом к плечу") и "Последние дни" (1969) рассказывается о героике антифаш. Сопротивления и подвигах Войска Польского. В 1972 - 75 худ. рук. творч. объединения "Панорама".

Др. ф.: "Сигналы" (1959), "Приговор" (1962, в сов. прокате "Ещё один, которому нужна любовь"), "Выходной день справедливости" (1966), "День очищения" (1970), "Операция "Брутус"" (1971), "Убейте чёрную овцу" (1972, пр. Мкф в Сан-Себастьяне), "Яносик" (1973, т/ф, в прокате 1974), "Победа" (1975, смонтирован на основе ф. "Направление: Берлин" и "Последние дни").

PASTRONE, GIOVANNI

ПАСТРО`НЕ (Pastrone) Джованни (псевд. Пьеро Фоско, Fosco)

(11.9.1883 - 27.6.1959)

итал. кинорежиссёр. Один из пионеров итал. кинематографии. Инициатор создания к/ф-ки в Турине (1905). С 1908 рук. фирмы "Итала-фильм". Снял ф. "Падение Трои" (1910) - один из первых постановочных историко-костюмных "боевиков". Вошёл в историю итал. и мирового кино гл. обр. благодаря псевдоисторич. "ф.-колоссу" "Кабирия" (1914), к работе над к-рым привлёк писателя Г. Д'Аннунцио и композитора И. Пиццетти. При съёмках фильма П. использовал ряд разработанных им технич. усовершенствований, применил параллельный монтаж, выстроил грандиозные декорации, организовал широкую рекламу. Финансовый успех этого ф. был огромным и повсеместным. В 1922 отошёл от работы в кино.

Др. ф.: "Королевская тигрица" (1914), "Огонь" (1915), "Гедда Габлер" (1919). Лидзани К., Итал. кино, пер. с итал., М., 1956.

PAUL, BERNARD

ПОЛЬ (Paul) Бернар

(р. 1930 - 16.12.1980)

франц. режиссёр. Был ассистентом реж. А. Ж. Клузо и Р. Клемана. Уже в первом худож. ф. "Время жить" (1969) проявился интерес П. к жизни обыкновенных людей. В этом и последующих ф.- "Бомаск" (по Р. Вайяну, 1972), "История движения дальше" (1975, с Ж. Канапа), "Последняя остановка перед Руасси" (1977) - режиссёр исследовал частную жизнь героев на фоне социальной действительности совр. Франции.

PECENKA, FERDINAND

ПЕ`ЧЕНКА (Pecenka) Фердинанд

(9.2.1908 - 3.10.1959)

чехосл. оператор. В кино де с 1924. С мастером поэтич. кинематографа об и романтич. фотографии К. Плицкой работал над ф. "Яношик" (1936). Сотрудничал с реж. О. Ваврой: "Философская ме история"(1937), "Майская сказка" (1942). но Снял также ф. "Любовница в маске" ни (1940) и "Ночная бабочка" (1941), лирич. ф. (преим. с реж. В. Кршкой) "Скрипка и мечта" (1947), "Посланец рассвета" (1951), "Миколаш Алеш" (1952), пр "Молодые годы" и "Луна над рекой" (1953), "Из моей жизни" (1955). Большое пр значение в фильмах П. имеет пейзаж, к-рый он делал одним из факторов драм. действия.

PECK, GREGORY

ПЕК (Peck) Грегори (наст. имя Элдред Грегори)

(р. 5.4.1916)

амер. актёр. Учился в Калифорнийском ун-те и в школе драм, иск-ва. С 1938 в т-ре. В кино с 1944 (ф. "Дни славы"). Мужественность, обаяние его героев сразу принесли П. широкую известность, сделали актёра своеобразным воплощением "стопроцентного американца". Играл в ф.: "Заворожённый" (1945, реж. А. Хичкок), "Дуэль на солнце" (1946, реж. К. Ви дор), "Джентльменское соглашение" (1947, реж. Э. Казан), "Жёлтое небо" (1948, реж. У. Уэлман), "Римские каникулы" (1953, реж. У. Уайлер), "Банковый билет в миллион фунтов стерлингов" (1954, Великобритания), "Моби Дик" (1956, Великобритания), "На последнем берегу" (1959, реж. С. Крамер), "Убить пересмешника" (1962, пр. "Оскар"), "Золото Мак-Кенны" (1968), "Ребята иг; Бразилии" (1978), "Морские волки" (1980, Великобритания) и др. В 1972 был продюсером социально-критич. ф. "Процесс Кэтонсвильской девятки".

Среди др. ф.: "Долина решимости", "Дело Парадайна", "Великий грешник", "Снега Килиманджаро", "Человек в сером фланелевом костюме", "Пушки Наваронс", "Как был завоёван Запад", "Арабеска", "Отрезанные от мира", "Предзнаменование".

PECKINPAH, SAM

ПЕКИ`НПА (Peckinpah) Сэм (наст. имя Сэмюэл Дейвид)

(21.2.1925 - 28.12. 1984)

амер. режиссёр, сценарист. В 1950 окончил ф-т драматич. иск-ва в ун-те Юж. Калифорнии. Работал монтажёром, ставил многочисл. телевиз. сериалы (гл. обр. в жанре вестерна -"Стрелок", "Человек с Запада" и др.), принёсшие ему известность. Вестерну верен и в кино: "Скачки по горной стране" ("Выстрелы после полудня", 1962), "Майор Данди" (1964), "Дикая банда" (1969), "Пат Гаррет и Билли-Кид" (1973). Изобилие натуралистич. эпизодов, показ жестокости как прирождённого свойства человека, отказ от социальной и нравств. оценки противоборствующих сил, часто свойственные картинам П. ("Соломенные псы", 1971, Великобритания; "Побег", 1972; "Принесите мне голову Альфредо Гарсии", 1974, с Мексикой; "Элита убийц", 1975), придают его творчеству характер социально-филос. апологии насилия. Реакционность такого подхода особенно чётко проявилась в ф. "Штайнер - Железный крест" (1976, Великобритания - ФРГ), где героем оказывался идеализируемый по ходу сюжета сержант фаш. армии на Вост. фронте. В 1978 пост. ф. "Автоколонна" (США - Великобритания), в 1983 - ф. "Уик-энд группы Остермана".

PELLEA, AMSA

ПЕ`ЛЛЯ (Pellea) Амза

(7.4.1931 - 12.12.1983)

рум. актёр. В 1956 окончил Ин-т им. Караджале. С I960 актёр Т-ра комедии в Бухаресте. С этого же года в кино. Актёр широкого диапазона, П. с успехом играл героич. роли в историч. ф. и роли современников. Лучшие роли в кино: король Дечебал ("Даки", 1967), Михай Храбрый ("Михай Храбрый", 1970), Петреску ("Власть и Правда", 1972). Снялся в ф. "Скорбно Анастасия шла" (1980), "Дом в поле" (1981).

Среди др. ф.: "Тудор", "Род Шонмаров", "Колонна", "Тогда я приговорил их всех к смерти", "Последний патрон", "Голубые ворота города", "Хозяева", "Бессмертные",

"Отец на воскресеньем, "Кара" (в сов. про" кате "Всегда виновен"), "Выстрелы при агной луне", "Реванш", "За родину".

PEREIRA DOS SANTOS, NELSON

ПЕРЕ`ЙРА ДУС СА`НТУС (Pereira dos Santos) Нельсон

(p. 20.10.1928)

браз. режиссёр. Будучи студентом, снял неск. док. к/м фильмов о политич. жизни в Сан-Паулу ("Юность", 1950, и др.). В 1951 - 53 ассист. режиссёра. Один из зачинателей "нового кино" Бразилии. В 1954 пост. свой первый п/м худож. ф. "Рио, 40°" (пр. Мкф в Карлови-Вари, 1956), реалистически отобразивший браз. действительность. Ф. был запрещён цензурой и только под давлением общественности вышел на экраны. Снял ф.: "Рио, северная зона" (1957) - панораму жизни Рио-де-Жанейро; "Красная смоковница" (1961), где ставятся социальные проблемы жизни населения сев. части страны; "Золотая пасть" (1962) о процветающем буржуа, владельце игорных притонов; док. ф. "Говорит Бразилия". Широкую известность получил ф. "Иссушенные жизни" (по Г. Рамусу, 1963, в сов. прокате "Погубленные жизни") о бедной крестьянской семье, вынужденной скитаться в поисках жилья и работы. Ставил ф., построенные на фольклорно-мифологич. мотивах: "Амулет Огума" (1974), "Лавка чудес" (по Ж. Амаду, 1977). В 1980 пост. ф. "По дороге жизни", в 1984 - ф. "Воспоминания о тюрьме" (пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне).

Др. ф.: "Блюститель порядка" (1967), "Жажда любви" (1968), "Приют для сумасшедших" (1970), "Как вкусен был мой маленький француз" (1971), "Кто Бета?" (1973).

PEREZ PAREDES, MANUEL

ПЕ`РЕС ПАРЕ`ДЕС (Perez Paredes) Мануэль

(р. 19.11.1939)

кубин. режиссёр, критик. Один из основателей киноклуба "Висьон", созданного прогрессивно настроенной молодёжью при диктатуре Батисты. Закончил курсы ассист. режиссёра, организованные X. Эспиносой. После победы Кубин. революции работал в киноотделе Повстанч. армии. С 1960 снимал док. ф., в том числе св. 40 выпусков "Латиноамериканской хроники ИКАИК". Пост. ф.: док.- "Пять пиков" (1961), "Кайманера" (1962), "Была никелевая К°" и "Народ низких звёзд" (1963), "Большие и маленькие" (1966), "Шестая часть мира" (1977, совм. с др.). В 1964 пост. худож. к/м ф. "Надежда". Его ф. "Человек из Майсинику" (1973, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Москве) - первый кубин. детектив. С 1974 чл. К-та лат.-амер. кинематографистов, в 1977 - 1978 пред. секции кино, ТВ и радио Союза писателей и деятелей иск-в Кубы.

Др. ф.: "Дезертир" (1968), "Рио-Негро" (1977, спец. лр. Мкф в Москве).

PERIER, FRANçOIS

ПЕРЬЕ` (Perier) Франсуа (наст. фам. Пилю, Pilu)

(p. 10.11.1919)

франц. актёр. Учился на курсах Р. Симона, затем в Парижской консерватории. В сезон 1938 - 39 играл в "Комеди Франсез". В кино с 1938 (ф. "Северный отель", реж. М. Карне). Первые успехи П. принесло участие в комедиях "Первый бал" (1941), "Брак по любви" (1942) и др. В послевоен. годы стал одним из популярных актёров франц. кино. Его игру отличали лёгкость, изобретательность, острота ("Сильвия и привидение", 1945, "Привидение", 1946, "Молчание - золото", 1947, и др.). В ином качестве П. проявил себя в остродраматич. роли Купо ("Жервеза" по роману Э. Золя "Западня", 1956) и в роли негодяя Оскара р ("Ночи Кабирии", 1957, реж. Ф. Феллини). Исполнил роль Эртебиза в ф. реж. Ж. Кокто "Орфей" (1949) и "Завещание Орфея" (1960). В последующие к годы П. интенсивно работал в т-ре, а на экране появлялся гл.обр. в ролях о, второго плана, требующих скупой и выразительной характеристики персонажа: "Самурай" (1967), "Дзета" (1969), "Красный круг" (1970), "Макс и жестянщики" (1971), "Покушение" (1972), "Ставиский" (1974), "Пистолет "Питон 357"" (1976), "В интересах государства" (1978), "Неукротимый" (1983) и др. Часто снимался в Италии: "Наши времена" (1953), "Судья" (1959), "Товарищи" (1963), "Хотим полковников" (1973).

PERINAL, GEORGES

ПЕРИНА`ЛЬ (Perinal) Жорж

(1897 - 23.4.1965)

франц. оператор. В кино с 1913, как оператор работал с 1926. Снял ф.: "Новые господа" (1928), "Кровь поэта" и "Давид Гольдер" (1930) и др. Важным этапом в творчестве П. явилось его содружество с реж. Р. Клером: "Под крышами Парижа" (1930), "Миллион" (1931), "Свободу - нам!" (1932), "Четырнадцатое июля" (1933). С 1933 работал преим. в Великобритании - "Частная жизнь Генриха VII" (1933), "Рембрандт" (1936), "Багдадский вор" (1940, пр. "Оскар"), "Поверженный идол" (1948), "Король в Нью-Йорке" (1957) и др., а также в США - "Здравствуй, грусть!" (1957) и "Четыре всадника Апокалипсиса" (1961).

PERKINS, ANTHONY

ПЕ`РКИНС (Perkins) Антони

(р. 4.4.1932)

амер. актёр. Учился в Колумб. ун-те. Работал в т-ре и на ТВ. В кино дебютировал в ф. "Актриса" (1953), затем, после неск. лет работы в Бродвей-ских т-рах, снялся в ф. "Дружеское увещевание" (1956), "Жестяная звезда" (1957), "Любовь под вязами" (1958), "На последнем берегу" (1959) и др. Темперамент, непосредственность молодости принесли ему популярность. С нач. 60-х гг. в ролях П. стали заметно преобладать психопатологич. моменты, передаваемые в напряжённом и нервозном исполнении. В ф. реж. А. Хичкока "Психоз" (1960) играл роль маньяка, страдающего патологич. комплексами. Наиболее значит. работа 60-х гг.- роль Йозефа К. в ф. "Процесс" (1962, реж. О. Уэллс, Франция). Снимался в ф.: "Снова прощай" ("Любите ли вы Брамса?", 1961, пр. Мкф в Канне), "Горит ли Париж?" (1966), "Скандал" (1967) - все Франция, "Уловка-22" (1970), "Убийство в Восточном экспрессе" (1974, Великобритания), "Чёрная дыра" (1979), "Психоз II" (1983), "Преступление по страсти" (1984) и др.

PERRIN, JACQUES

ПЕРРЕ`Н (Perrin) Жак (наст. фам. Симоне, Simonet)

(p. 13.7.1941)

франц. актёр, продюсер. Учился в Парижской консерватории у Ж. Йоннеля. С 1956 в т-ре, с 1957 в кино (ф. "Медвежья шкура", реж. К. Буассоль). Обратил на себя внимание критики в ф. итал. реж. В. Дзурлини "Девушка с чемоданом" (1960) и "Семейная хроника" (1962). Снялся в ф. реж. Коста-Гавраса "Убийцы в спальных вагонах" (1965), "Один человек лишний" (1967), "Дзета" (1969), "Осадное положение" (1973), "Специальный отдел" (1975). Был продюсером трёх последних ф., а также ф. "Бланш" (1971, реж. В. Боровчик) и "Пустыня Тартари" (1976, реж. Дзурлини, Италия - Франция). За исполнение ролей в ф. "Поиски" (Испания) и "Человек наполовину" (Италия) - оба 1966, отмечен пр. Мкф в Венеции. Роли, сыгранные им в этих ф., принадлежат к наиболее значит, его работам. Снялся в ф. "Краббарабанщик" (1977) и "Честь капитана" (1982) - оба реж. П. Шёндорфера.

Среди др. ф.: "Истина", "317 отряд", "Демаркационная линия", "Девушки из Рошфора", "Приглашённая" (Италия), "Ослиная шкура", "Победа с песней", "Встречный огонь" (в сов. прокате "Необходимая жертва").

PERSKI, LUDWIK

ПЕ`РСКИЙ (Perski) Людвик

(р. 21.10.1912)

польск. режиссёр. В 1930 - 32 учился в Торговой академии в Вене. Один из основателей прогрес. об-ва любителей киноиск-ва "Старт" (1930). В 1932 - 39 ассист. оператора и режиссёра. В годы 2-й мировой войны находился в СССР. В 1943 - 44 был чл. киногруппы Войска Польского "Чолувка". С 1946 реж. док. ф., среди к-рых наиболее известны серии ф. о Варшаве ("Варшава", 1952, пр. Мкф в Венеции, 1953; "О Варшаве, но по-другому", 1960; "11 час. 15 мин.- повесть о королевском замке", 1971; "Замковая площадь, 4", 1973) и о людях иск-ва ("Мой театр" и "Портрет дирижёра", 1960, "Вроцлавская пантомима", 1963, "Гамлет X 5", 1966, "Тадеуш Бэрд - штрихи к портрету", 1971, "Гражина Бацевич", 1974; "На Хелмской", 1979, с Ю. Гембским). Особое значение имеют фильмы П. о польско-сов. дружбе: "Варшавянин в Киеве" (1958), "За вашу и нашу свободу" (1968, пр. Мкф в Лейпциге и Кракове), "Глазами друзей" (1970, пр. Мкф в Лейпциге), "Рассказы о дружбе" (1975) - три последних с Л. В. Махначом (СССР). Гос. пр. ПНР (1950).

PEšEK, LADISLAV

ПЕ`ШЕК (Pešek) Ладислав (наст. фам. Пех, - Pech) Ладислав

(р. 4.10.1906)

чехосл. актёр. Нар. арт. ЧССР (1958). В 1922 окончил Консерваторию драм. иск-ва 1), в Брно. В кино с 1931. Исполнял роли робких, неуклюжих юношей (Дивишек - "Окошко", 1933; Чуржил - "Школа - основа жизни", 1938; Кулик - "Путь к с глубинам студенческой души", 1939), о" жизнелюбивых рабочих парней (Гонзик - р. "Батальон", 1937, и др.). Создал комедийные образы в ф. "Карьера матушки а" Лизальки" (1937), "Цех кутногорских дев" (1938), "Состоятельный господин" (1939). Вместе с актёром Й. Плахтой составил популярную комич. пару в ф. л. "Армейские двойняшки" (1937) и "Дети по заказу" (1938). Остродраматич. характеры воплотил в ф. "Похищение" (1953, инженер Прокоп), "Герой боится" (1965, Гофманек). В 70-е гг. снялся в. в ф. "Люди из метро", "Проданная невеста".

Литература: Pesek L., Tvar bez masky, 2 vyd., Praha, 1979.

PETELSKI

ПЕТЕ`ЛЬСКИЕ (Petelski)

ПЕТЕЛЬСКИЕ (Petelski), польск. режиссёры. Эва (р. 24.12.1920), Чеслав (р. 5.9.1922)

Чеслав П. чл. ПОРП. Окончили Высш. школу т-ра и кино в Лодзи (Эва П. в 1952, Чеслав П. в 1953). Участвовали в пост. ф. "Три повести" (1953) и "Три старта" (1955). С 1956 работают вместе (за исключением ф. "База мёртвых", 1959, реж. Чеслав П.). Р Наиболее значит. ф.: "Сержант Калень" (1961), "Чёрные крылья" (1963, пр. Мкф в Москве), "Загонщик" (1964, пр Мкф в Локарно), "Красная рябина" (1969), "Коперник" (1972, т/ф, с ГДР; киновариант 1973, пр. Мкф в Москве, 1973), "Обратный билет" (1978). Творчество П. тяготеет к острым социальным и политич. конфликтам, обострённомудраматизму повествования, крупной лепке образов. Сценаристы и соавторы сц. всех своих фильмов. В 1980 пост. ф. "День рождения молодого варшавянина" (в сов. прокате "Записки молодого варшавянина"). Гос. пр. ПНР (1962, 1973, 1979). Др. ф.: "Затонувшие корабли" (1957), "Каменное небо" (1959), "Деревянные чётки" (1963), "Дон Габриель" (1966), "Казимеж Великий" (1976), "По собственному желанию" (1978).

PETRESCU, IRINA

ПЕТРЕ`СКУ (Petrescu) Ирина

(р. 19.5.1941)

рум. актриса. Окончила Ин-т им. Караджале. Студенткой дебютировала в ф. "Волны Дуная" (1960, реж. Л. Чулей, в сов. прокате "Пылающая река"). Иск-во П., одной из самых популярных актрис рум. кино, отличается тонкой психологич. нюансировкой характеров. Среди лучших ролей - Соня ("Чужак", 1964), юная подпольщица Анка ("Воскресенье в 6 часов", 1966), образы совр. женщин в ф. "Утро благоразумного молодого человека" (1967), "Вредный юноша" (1969, пр. Мкф в Москве, в сов. прокате "Всего один месяц"). Снималась в ф. "Сквозь прах империи" (1976), "Операция "Автобус"" (1978), "Замок в Карпатах" (1981). в Др. ф.: "Не хочу жениться", "Сентиментальная история", "Шаги к луне", "История моей глупости" (ВНР), "Сотворение мира", "Семь дней". "За мостом".

PETRI, ELIO

ПЕ`ТРИ (Petri) Элио

(29.1.1929 - 10.11.1982)

итал. режиссёр. Начинал как сценарист и кинокритик. Дебютировал в 1959 док. ф. "Семь крестьян". В 1961 пост. худож. ф. "Убийца" - детектив, затрагиваюший и моральные проблемы. В экранизации повести Л. Мастронарди "Учитель из Виджевано" (1963) П. высмеивал искусств, характер "экономич. чуда" в Италии 60-х гг. и незадачливых провинц. бизнесменов. В 1966 пост. ф. "Десятая жертва" (по Р. Шекли). Перенеся действие в Италию будущего, режиссёр сатирически показал нравы совр. итал. бурж. общества. Наиболее зрелое произв. П. 60-х гг.- ф. "Каждому своё" (по Л. Шаше, 1967, пр. Мкф в Канне), разоблачавший преступную деятельность сицилийской мафии, её связи с правящими и клерикальными кругами. В этом "социальном детективе", а также в последующих ф.- "Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений" (1969, в сов. прокате "Дело гражданина вне всяких подозрений", спец. пр. и пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне; пр. "Оскар", 1970), "Рабочий класс идёт в рай" (1971, гл. пр. Мкф в Канне, 1972), в "Собственность больше не кража" (1973), н "Тодо модо" (по Шаше, 1976) - отчётливо проявилась склонность П. к напряжённой сюжетности, чётко очерченным с характерам, стремительному развитию действия, к острой сатире. В 1980 пост. в ф. "Хорошие известия".

Др. ф.: "Считанные дни" (1962), "Тихое место в деревне" (1968, пр. Мкф в Зап. Берлине, 1969).

PHAM KY NAM

ФАМ КИ НАМ (Pham Ky Nam)

(1928 - 1984)

Вьетнам, режиссёр. Иск-ву кино учился во Франции. Участвовал в создании первого Вьетнам, худож. ф. "На берегах одной реки" (1959). В 1963 пост. ф. "Ты Хау" (по "Повести, записанной в больнице" Буй Дык Ая, пр. Мкф в Москве). Др. ф.: худож.- "Сувенир погибшего" (1960), "Море огня" (1966), "Возвращение на боевую позицию" (1967), "Фронт зовёт" (1969), "Негде укрыться" (1971), "Огонёк в джунглях" (1978), "Признание на рассвете" (1979); док.- "Вьетнамец Нгуен Тхай Бинь" (1973), "Нгуен Аи Куок - Хо Ши Мин" (1975), "Вьетнам в сердце моём" (1976).

PHAM VAN KHOA

ФАМ ВАН КХОА` (Pham Van Khoa)

(p. 1912)

Вьетнам, режиссёр. Один из зачинателей Вьетнам, кино. Нар. арт. СРВ (1984). Работал в разл. Театр. коллективах. В худож. кино дебютировал ф. "Апельсиновый сад" (по пьесе Лыонг Та, 1960). Неоднократно обращался к экранизациям крупнейших произв. Вьетнам. лит-ры и драматургии. Наиболее значит. работы: "Огонь на средней линии" (1961), "Джунгли в огне" (1966), "Выбор жениха" (1975), "Меч предводительницы" (1976), "Императрица Зыонг Ван Нга" (1978), "История Зау" (1981), "Деревня Вудай в те времена" (1982). Автор кн. "Рассказы о кино" (1962).

PHILIPE, GERARD

ФИЛИ`П (Philipe) Жерар

(4.12.1922- 25.3.1959)

франц. актёр. В т-ре с 1942, в кино с 1944 (ф. "Малютки с набережной цветов"). Первый большой успех актёру принёс ф. "Дьявол во плоти" (1947, реж. К. Отан-Лара), где он сыграл роль застенчивого юноши, болезненно чуткого к окружающей его низости и лжи. К этому образу близки трактовки ролей в ф. "Идиот" (1946, князь Мышкин), "Такой прелестный маленький пляж" (1949) и др. Тема печально-романтич. удаления героя от жизни раскрывалась им также в ф. "Жюльетта, или Ключ к снам" (1951, реж. М. Карне) и пародировалась в ф. "Ночные красавицы" (1952, реж. Р. Клер). Одновременно актёр создавал образы сильных, деятельных людей: Фабрицио дель Донго ("Пармская обитель", 1947), молодой Фауст ("Красота дьявола", 1950, реж. Клер), Фанфан ("Фанфан-Тюльпан", 1952, реж. Кристиан-Жак). Пост. ф. "Приключения Тиля Уленшпигеля" (1957, с Й. Ивенсом, Франция - ГДР), исполнив в нём гл. роль. Иск-во Ф. было отмечено особым обаянием - героич. пафос сочетался в нём с романтич. меланхолией, темпераментом и чувством юмора. Мужество, отвагу своих героев Ф. показывал с оттенком весёлой и доброй иронии. В лентах 2-й пол. 50-х гг. Ф. создал ; ряд сложных образов, отмеченных раздумьями о судьбе человека, проникновенным раскрытием внутр. мира героев: "Господин Рипуа" (1954), "Монпарнас, 19" (1957, художник Модильяни), с "Игрок" (1958).

Др. ф.: "Карусель", "Горделивые", "Красное и чёрное", "Большие манёвры", "Лучшая доля", "Накипь", "Опасные связи 1960", "Лихорадка пришла в Эль Пао".

Литература: Жерар Филип. Воспоминания, собранные Анн Филип, (пер. с франц.), Л. - М., 1962; Зингерман Б., Жав Вилар и другие, М., 1964; Актеры заруб. кино, в. 3, М., 1966; Филип А., Одно мгновенье, пер. с франц., М., 1966; Giannoli P., La vie inspiree de Gerard Philipe, P., 1960; De Frate A., Gerard Philipe, (Roma, 1965); Sadoul G., Gerard Philipe, P., 1979.

В. И. Божович.

PHU'O'NG THANH

ФЫО`НГ ТХАНЬ (Phu'o'ng Thanh)

(p. 1956)

Вьетнам. актриса. Окончила Ин-т т-ра и кино в Ханое. В кино с 1976 (ф. "Приёмная дочка"). Сыграла в ф.: "Дождь в городе" (1978), "Знакомые лица" (1979), "Последнее преступление" (1980), "Возвращение в Шамшао", "Кто любит, кто ненавидит" и "Холодные джунгли" (1982), "Пляж - человеческая жизнь" (1983).

PICA, DAN

ПИ`ЦА (Piţa) Дан

(р. 1938)

рум. режиссёр. Окончил Ин-т им. Караджале. Участвовал в пост, худож.-док. ф. "Вода как чёрный буйвол". Пост, ф.:"Каменная свадьба" (1973) и "Дух золота" (1974) - оба по И. Агырбичану, с М. Верою, "Тэнасе Скатиу" (по Д. Замфиреску, 1976, в сов. прокате "Летняя история"), "Бедный Иоаниде" (по Дж. Кэлинеску, 1980), "Конкурс" (1982).

PICCOLI, MICHELLE

ПИККОЛИ` (Piccoli) Мишель

(р. 27.12.1925)

франц. актёр. Окончил курсы драм. иск-ва, работал в т-ре. В кино с 1949 ("Рассвет", реж. Л. Дакен). Приобрёл популярность, снявшись в ф. "французский канкан" (1954, реж. Ж. Ренуар) и "Дурные встречи" (1955, реж. А. Астрюк). Снимался в ф. реж.: Л. Буньюэля - "Смерть в этом саду" (1956), "Дневник горничной" (1964), "Дневная красавица" (1966), "Млечный путь" (1969), "Скромное обаяние буржуазии" (1972), "Призрак свободы" (1974); А. Рене - "Война окончена" (1966); М. Феррери - "Диллинджер мёртв" (1969), "Аудиенция" (1971), "Сука" (1972), "Большая жратва" (1973), "Не прикасайся к белой женщине" (1974), "Последняя женщина" (1976); Ж. Л. Годара - "Презрение" (1963), "Страсть" (1982); К. Соте - "Мелочижизни" (1970), "Макс и жестянщики" (1971), "Венсан, Франсуа, Поль и другие" (1974), "Мадо" (1976); М. Беллоккьо - "Прыжок в пустоту" (1980, Италия, пр. Мкф в Канне); П. Гранье-Дефера - "Странное дело" (1981, пр. Мкф в Зап. Берлине, 1982); И. Буассе - "Покушение" (1972, в сов. прокате "Похищение в Париже"), "Шпион, встань!" (1982), "Цена опасности" (1983) и др. Почти всегда персонажи П.- это личности, не приемлющие условностей, подрывающие бурж. нравственные устои. В 1983 снялся в итал. ф. "Генерал погибшей армии" (реж. Л. Товоли, соавтор сц.- П.).

Др. ф.: "Убийцы в спальных вагонах", "Горит ли Париж?", "Девушки из Рошфора", ( "Один человек лишний", "Бенжамен", "Приглашённая" (Италия), "Топаз" (США), "Чудовищная декада", "В натуральную величину", "Испорченные дети", "Прохожая из Сан-Суси".

PICK, LUPU

ПИК (Pick) Лупу

(2.1.1886 - 7.3.1931)

нем. режиссёр, актёр. По нац. румын. С 6 лет выступал как скрипач. Был актёром в разл. нем. т-рах. В кино с 1916 (Спаланцани в ф. "Сказки Гофмана"). Снялся в ролях романтич. героев в ф. реж. Р. Освальда "Шлемиль", "Страшный дом" и "Портрет Дориана Грея" (1916). С 1918 режиссёр (ф. "Мистер By"). Пост. ф.: "Идиот" (по Ф. М. Достоевскому, 1921), "Дамское счастье" (по Э. Золя, 1922) и др. В историю кино вошёл как основоположник жанра каммершпиле. Стремление показать обыденную жизнь средних слоев общества обусловило поиски режиссёром особых выразит. средств, присущих камерной драме. Соблюдение единства места, времени и действия, подчёркнуто замедленное развитие сюжета и характеров, внимание к деталям потребовали отказа от внешних изобразит. эффектов, от сложных декорац. решений. Эти черты проявились в его ф. "Осколки" (1921, в сов. прокате "Пост № 158") и "Сочельник" (1923). Нек-рые элементы каммершпиле присущи и более поздним работам П.- "Дом лжи" (по пьесе Г. Ибсена "Дикая утка", 1925). В 1931 пост. звук. ф. "Уличная песенка" (с участием Э. Буша). В 1928 по сценарию франц. реж. А. Ганса снял в Берлине ф. "Наполеон на острове Святой Елены", являвшийся, по замыслу Ганса, эпилогом задуманной им киноэпопеи о Наполеоне.

Предыдущая страница Следующая страница