Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 19, "PIC"-"RED")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 19, "PIC"-"RED")

PICKFORD, MARY

ПИ`КФОРД (Pickford) Мэри (наст. имя и фам. Глэдис Мэри Смит, Smith)

(9.4.1893 - 29.5.1979)

амер. актриса, продюсер. С 5 лет выступала в т-ре. В кино с 1909 (ф. "Уединённая усадьба", реж. Д. У. Гриффит). Лучшие роли в кино были сыграны под рук. Гриффита. В 1916 П. организовала собств. фирму "Пикфорд филм корпорейшен". К этому времени она завоевала огромную популярность благодаря созданному ею типу скромной девушки-подростка, добродетель к-рой неизменно вознаграждалась. В 1917 - 19 П. варьировала этот образ "Золушки" в ф. "Бедная маленькая богачка", "Ребекка с фермы Саннибрук", "Длинноногий папочка" и др. В 1919 вместе с Ч. Чаплином, Гриффитом и Д. Фэрбенксом, с к-рым снималась вомн. ф., основала кинофирму "Юнайтед артисте". Во 2-й пол. 20-х гг., учитывая изменение вкуса зрителя, П. отказалась от привычного амплуа. Снималась в драме реж. Э. Любича "Розита" (1923), в ф. "Дороти Верной из Хеддон-холла" (1924), "Укрощение строптивой" (1929), но прежнего успеха не имела. В 1929 получила пр. "Оскар" за лучшее исполнение женской роли в ф. "Кокетка". Последний ф. - "Секреты" (1933). В 30 - 40-е гг. П. играла в т-ре, выступала как продюсер. В 1975 получила спец. пр. "Оскар". Sunshine and shadow, Garden City (N. Y.), 1955.

Литература: Мери Пикфорд, 3 изд., M.- Л.,1927.

PIECZKA

ПЕ`ЧКА (Pieczka) Францишек

(р. 18.1.1928)

польск. актёр. По окончании Высш. театр. школы в Варшаве (1954) играл в т-ре (с 1974 в т-ре "Повшехны"). В кино с 1961 (ф. "Мать Иоанна от ангелов"). В числе лучших работ: строитель Коса ("Тощий и другие", 1967), Матеуш ("Житие Матеуша", 1968), староста Харатик ("Солнце всходит раз в день") и агитатор Шерша ("Жемчужина в короне") - обе 1972, Чепец ("Свадьба", 1973), Груда ("Грех Антония Груды", 1975), директор Беднаж ("Шрам", 1976). Популярностью пользовалась роль Густлика в телесериале "Четыре танкиста и собака" (1966 - 1970). Гос. пр. ПНР (1968).

Среди др. ф.: "День поминовения усопших", "Крещённые огнём", "Рукопись, найденная в Сарагосе", "Вальковер", "Жизнь сначала", "На пути к К..." (ФРГ, т/ф), "Польский альбом", "Освобождение"(СССР), "Стеклянный шар", "Мужики", "Тёмная река", "Тиль Уленшпигель" (ГДР), "Земля обетованная", "Будапештские рассказы" (ВНР), "Женщина напротив" (ФРГ), "Белая мазурка" (в сов. прокате "Прощальная мазурка").

PIEL, HARRY

ПИЛЬ (Piel) Гарри

(12.7.1892 - 27.3.1963)

нем. актёр, режиссёр (ФРГ). С 1914 работал на разл. к/ст Германии. В 1920 основал собств. к/ст "Гарри-Пиль-фильм" ("ГАПЕ-фильм"), затем - студию "Ариэль-фильм". Ставил гл. обр. приключенч. и детективные ф.- "Полицейский № 111" (1916), "Под жарким солнцем" (1916), "Летающее авто" (1920), "Дипломаты" (1918), "Унус - путь в мир" (1920, в сов. прокате "Странствующий Унус"), "Всадник без головы" (1921), "Паника" (1928), "Невидимый идёт по городу" (1933), "Его лучший друг" (1937), а также драмы из жизни цирка - "Что случилось в цирке Бейли?" (1927), "Артисты" (1935), "Люди, звери, сенсации" (1938), "Тигр Акбар" (1951, ФРГ), "Паника" ("Разорванные решётки", 1953, ФРГ) и др. В нек-рых его ф. сыгранные им персонажи носили его собств. имя: "Люди и маски" (1924, в сов. прокате "Лжепринц" и "Знатный иностранец"), "Приключение в ночном экспрессе" (1925, в сов. прокате "Ночной экспресс"). Популярность П. в 20 - 30-е гг. определили сложные трюки, исполнявшиеся им без дублёра.

Литература: Абрамов А., Гарри Пиль, М., 1926; Зэн, Гарри Пиль и гаррипилевщина, (М.), 1928.

PIERSIC, FLORIN

ПЬЕ`РСИК (Piersic) Флорин

(р. 27.1.1936)

рум. актёр. По окончании Ин-та им. Караджале (1957) в Нац. т-ре им. Караджале. В кино с 1957 (рум.-франц. ф. "Репейник Бэрэгана"). Обладает лирико-комедийным дарованием. Снимался в ф. реж. Й. Попеску-Гопо: "История, как в сказке" (1959), "Украли бомбу" (1962), "Шаги к луне" (1964), "Если бы я был... белым арапом" (1965, гл. роль), а также в ф. "Туннель" (1967, рум.-сов.), "Семеро мужчин и шалунья" (1967, с Францией), "Битва за Рим" (1968, Румыния - ФРГ), "Михай Храбрый" (1970), "Взрыв" (1973), "Эликсир молодости" (1975), "Гнездо саламандр" (1977, СРР - Марокко), "Костёр и пламя" (1980), "Тайна Бухареста" (1983, в сов. прокате "Новые приключения Жёлтой Розы").

Среди др. ф.: "Близко к солнцу", "Род Шоймаров", "Весёлые каникулы", "Колонна", "Приданое княжны Ралу", "Братья Ждерь", "Странный агент", "Пинтя", "Путь, усыпанный костями", "Жёлтая Роза"

PIETRANGELI, ANTONIO

ПЬЕТРАНДЖЕ`ЛИ (Pietrangeli) Антонио

(19.1.1919 - 12.7.1968)

итал. режиссёр, сценарист, критик. В нач. 40-х гг. входил в группу антифашистски настроенных кинематографистов, сотрудничал в ж. "Bianco e nerо" и "Cinema". Участвовал в работе над сц. ф. "Одержимость" (1942, реж. Л. Висконти), "Европа-51" (1952, реж. Р. Росселлини), "Волчица" (по Дж. Верге, 1953, реж. А. Латтуада) и др. Первая реж. работа - эпизод "1910" (в ф. "Любовь за полвека", 1953). В том же году пост. ф. "Солнце в глаза". В нём и в последующих ф.- "Рождённая в марте" (1958), "Адуя и её подруги" (1960), "Девушка из Пармы" (1963), "Посещение" (1964) - П. затронул значит, социальные и нравств. вопросы. В центре большинства фильмов П.- судьба женщины из народа во враждебном ей бурж. мире. Его ф. отличаются психологич. разработкой характеров, правдивым отражением жизни совр. молодёжи Италии. Эти черты творчества П. наиболее полно раскрылись в ф. "Я её хорошо знал" (1965, пр. Мкф в Локарно).

Др. ф.: "Холостяк" (1955), "Воспоминание об Италии" (1957), "Призраки в Риме" (1961), "Великолепный рогоносец" (1963), эпизод "Фея Марта" (в ф. "Феи", 1966), "Как, когда и почему" (1968).

PINEDA BARNET, ENRIQUE

ПИНЕ`ДА БА`РНЕТ (Pineda Barnet) Энрике

(р. 28.10.1933)

кубин. режиссер, сценарист, критик. Изучал актёрское мастерство, режиссуру и драматургию в т-ре "Эстудиос". Писал романы, стихи. С 1962 работает в ИКАИКе, сотрудничал в "Народной энциклопедии". Участвовал в написании сц. ф. "Кубинская хроника" (1963) и "Я - Куба" (1964, с Е. А. Евтушенко, Куба - СССР). В 1968 - 74 вёл раздел кино в ж. "Cuba". Пост. ф.: "Жизель" (1964), "Холодный воздух" (1965), "Давид" (1967), "Простые стихи" и "Николас Гильен" (1972), "Мелья" (1975), "Лица Балтики" (1977), "Эта долгая ночь" (1979) и др.

PINTER, TOMISLAV

ПИ`НТЕР (Pinter) Томислав

(р. 16.6.1926)

югосл. оператор. В кино с 1946. Снял св. 150 док. и худож. фильмов, в т. ч.: "Настоящее положение вещей" (1964), "Три" (1965, в сов. прокате "Папоротник и огонь"), "Прометей с острова Вишевице" (1965, пр. Мкф в Москве), "Рондо" и "Понедельник или вторник" (1966), "Скупщики перьев" (1967), "Битва на Неретве" (1969). Среди др. ф.: "Нокаут" (1971), "Страх" (1974), "Павле Павлович" и "Дом" (1975), "Времена гайдуков" (1977), "Метель" (1978), "Любят только раз" (1981), "Циклоп" (1982).

PINTILIE, LUCIAN

ПИНТИ`ЛИЕ (Pintilie) Лучиан

(р. 9.11.1933)

рум. режиссёр. По окончании Ин-та им. Караджале (1956) режиссёр ТВ. С 1960 в Т-ре им. Стурдзы-Буландры. Работал с реж. В. Илиу надф. "Сокровище Старого Брода" (1964). В 1966 пост. ф. "Воскресенье в 6 часов" (пр. Мкф в Канне, 1967) о борьбе молодых рум. подпольщиков, принёсший ему известность. В 1969 снял ф. "Реконструкция". Обе картины П. построены на анализе острых психологич. состояний героев. Снимает ф. и за рубежом. В 1981 пост. ф. "Карнавал".

PIVEC, JAN

ПИ`ВЕЦ (Pivec) Ян

(19.5.1907 - 10.5.1980)

чехосл. актёр. Нар. арт. ЧССР р. (1963). В 1934 - 70 работал в Нац. т-ре в Праге. Снимался в ф.: "Философская история", "Хозяин Безоушек", "Мужчины не стареют", "Идиот из Ксеенемюнде".

PLICKA, KAREL

ПЛИ`ЦКА (Plicka) Карел

(р. 14.10.1894)

чехосл. режиссёр, сценарист, фотограф. Нар. арт. ЧССР (1968). С 1920-х гг. собирал нар. песни и фотозарисовки Словакии, совершал экспедиции с кинокамерой вразл. уголки Словакии. В 1927 снял первые к/м этнографич. ф. ("Пуховская долина", "Батизовский шалаш", "Гайдош", "Весовщик"), отмеченные поэтичностью, своеобразным ритмом. Первый п/м фильм П. "За словацким народом" вместе с ф. "Игры словацкой молодёжи" был использован им в ф. "По горам, по долам". Лучшее произв. П.- ф. "Земля поёт" (1933, пр. Мкф в Венеции) - сохранило для потомков облик словац. деревни с её традиц. играми, песнями, танцами. Соавтор сц. ф. "Яношик" (1936, реж. М. Фрич). Творчество П. оказало большое влияние на развитие словац. кинематографии.

Литература: Plicka К., Vlast Hbezna, Praha, 1979.

PLIVOVA-SIMKOVA, VERA

ПЛИ`ВОВА-ШИ`МКОВА (Plivova-Simkova) Вера

(p. 29.5.1934)

чехосл. режиссёр. Окончила ФАМУ в Праге. Фильмы П.-Ш. предназначены преим. для детей и юношества, отмечены знанием дет. психологии, чувством юмора: "Молодые люди, приглашайте" (1964, дебют П.-Ш.), "Тони, ты спятил" (1968), "Лисицы, мышата и холм виселиц" (1970), "О Снегурочке" (1972), "Как снимается кино" (1977) - все по своим сц., "Катя и крокодил" (1965), "К нам приехала ярмарка" (1973, дет. мьюзикл), "Господа мальчишки" (по "Приключениям Тома Сойера" М. Твена, 1975), "Краконош и лыжники" (1980). Теме охраны природы посв. ф. "Бронтозавр" (1979). В 1983 пост. ф. "Моргун Чико".

POGACIC, VLADIMIR

ПОГА`ЧИЧ (Pogacic) Владимир

(р. 23.9.1919)

югосл. режиссёр и сценарист. Сыграл значит. роль в становлении и развитии нац. кинематографа. Изучал историю иск-в в Загребе. После войны работал на радио. Основатель, режиссёр и актёр студенч. т-ра в Загребе. В кино с 1947. В 1948 пост, по собств. сц. ф. "Рассказ о фабрике" о совершенствовании методов труда. По произв. классиков югосл. лит-ры написал сц. ф. "В бурю" (по мелодраме И. Войновича "Равноденствие", 1952), "Времена Аники" (по И. Андричу, 1954). Пост. док. ф. "Никола Тесла" (1957) о выдающемся югосл. изобретателе, худож. ф. о нар.-освободит. борьбе с фашизмом "Большой и маленький" (1956, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1957), "Один" (1959), "Человек с фотографии" (1963). Пост. также ф. "Последний день" (1951), "В субботу вечером" (1957), "Трещина в раю" (1959), "Каролина Риекская" (1961). Возглавлял Междунар. федерацию киноархивов. С 1954 директор Югосл. кинотеки.

POGGIOLI, FERDINANDO MARIA

ПОДЖО`ЛИ (Poggioli) Фердинандо Мария

(15.12.1897 - 2.2.1945)

итал. режиссёр. Был критиком в "Cinematografo" (1928 - 32), помощником режиссёра. Первая реж. работа - ф. "Холодное оружие" (1936). Уже в ф. "Богатство без завтрашнего дня" (1939) прозвучали социальные мотивы. В 1941 П. пост. имевшую успех комедию "Прощай, молодость!" - сентиментальную историю из провинц. жизни Италии 20-х гг. Ф. "Слушаюсь, госпожа" (по Стено, 1942) ознаменовал переход П. к "сумеречному реализму" и явился одной из первых попыток итал. кино показать жизнь народа в трудные годы фашизма. Подобный характер носил и ф. "Гражданская смерть" (1942). Наиболее значит. произведение П.- "Ревность" (по роману Л. Капуаны "Маркиз Роккавердина", 1942). Др. ф.: "Сестры Матерасси" и "Шляпа священника" (1944).

POITIER, SIDNEY

ПУАТЬЕ` (Poitier) Сидни

(р. 24.2.1924)

амер. актёр, режиссёр. С 1945 выступал в негритянских т-рах. С 1950 в кино (ф. "Без выхода"). Получил известность в фильме Р.Брукса "Школьные джунгли" (1955). Во 2-й пол. 50-х и в 60-е гг. стал первым негритянским актёром, к-рому удалось на гребне движения за гражд. права выдвинуться в ранг ведущих голливудских исполнителей. Создал галерею образов чёрных американцев, обаятельных и исполненных чувства собственного достоинства, в ф. "На окраине города", "Не склонившие головы" (в сов. прокате "Скованные одной цепью", пр. Мкф в Зап. Берлине, 1958), "Порги и Бесс", "Изюминка на солнце", "Полевые лилии" (пр. "Оскар" и пр. Мкф в Зап. Берлине, 1963), "Дуэль в Диабло", "Душной южной ночью", "Ради любви Айви" (пр. Мкф в Сан-Себастьяне, 1968) и др. Созданный позднее актёром образ "идеального негра" (в ф. "Угадай, кто придёт к обеду", 1967, "Брат Джон", "Меня называют мистер Тиббс" - оба 1970, "Организация", 1971, и др.) не соответствовал действительности, реальному накалу борьбы за гражд. права, придавал нек-рым ф. буржуазно-либеральный, при-миренч. характер. В 1969 вместе с Б. Стрейзанд и П. Ньюменом основал компанию "Фёрст артисте", для к-рой пост. ф. "Бак и проповедник" (1970), "Тёплый декабрь" (1972), "В верхнюю часть города субботним вечером" (1974), "Давайте ещё раз" (1975),"Часть действия" (1977), где сыграл гл. роли. Пост, также комедию "Буйно помешанные" (1981). В 1982 пост. ф. "Мошенничество".

POLLACK, SIDNEY

ПО`ЛЛАК (Pollack) Сидни

(р. 1.7.1934)

амер. режиссёр. Окончив театр. уч-ще, с 1955 на бродвейской сцене и на ТВ. е В 1965 дебютировал в кино как режиссёр (ф. "Тонкая нить"). Получил широкую известность после ф. "Загнанных лошадей ведь пристреливают, не правда ли?" (1969) о трагич. судьбах обездоленных в эпоху экономич. кризиса 30-х гг., к-рый выдвинул его в ряды ведущих амер. режиссёров критико-реалистич. направления. В ф. "Такими мы были" (1973) убедительно показал моральное падение писателя в период маккартизма и стойкость тех, кто боролся с реакцией. Ф. "Три дня Кондора" (1975) разоблачал преступные методы ЦРУ как орудия им-периалистич. экспансии. В ф. "Электрический всадник" (1979) крупный рекламный бизнес показан как антигуманная, враждебная обществу сила. В 1981 снял ф. "Без злого умысла". В 1982 пост. комедию "Тутси". Для режиссуры П. характерно сочетание напряжённого действия с точной разработкой характеров.

Среди др. ф.: "Предназначено на слом" (по Т. Уильямсу, 1966), "Охотники за скальпами" (1967), "Охрана замка" (1968), "Иеремия Джонсон" (1972), "Якудза" (1974), "Бобби Дирфнлд" (по Э. М. Ремарку, 1977, в сов. прокате "Жизнь взаймы").

PONTECORVO, GILLO

ПОНТЕКО`РВО (Pontecorvo) Джилло

(р. 19.11.1919)

итал. режиссёр. Дебютировал в 1955 новеллой "Джованна" (в ф. "Роза ветров", реж. Й. Ивенс, А. Кавалканти), в к-рой участвовали непроф. исполнители. В 1957 пост. ф. "Большая голубая дорога" (по повести Ф. Солинаса "Скуарчо"). Снял также неск. док. фильмов. Известность П. принёс антифаш. ф. "Капо" (1960), действие к-рого происходит в Освенциме. В 1966 пост. с Алжиром антиколониалистский ф. "Битва за Алжир" (гл. пр. и пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Венеции). Героем этого эпич. полотна был восставший народ. В ф. снимались непроф. актёры, в т. ч. участники Алж. нац.-демократич. революции. В 1969 пост. ф. "Кеймада", в 1979 - ф. "Операция "Чудовище"" (с Испанией) о группе террористов.

Литература: Ghirelli M., Gillo Pontecorvo, Firenze, 1979.

POPESCU, DUMITRU RADU

ПОПЕ`СКУ (Popescu) Думитру Раду

(p. 19.8.1936)

рум. писатель, сценарист. Член ЦК РКП с 1981. В 1961 окончил Клужский ун-т. Один из ведущих рум. прозаиков и драматургов. Написал сц. кинокомедий, проникнутых живым нар. юмором. Сотрудничает с реж. Дж. Сайзеску. Лучшие сц.: "Бал в субботу вечером" (1968), "Скорбно Анастасия шла" (1980). Среди др. сц.: "Улыбка в разгаре лета" (1964), "У врат земли" (1966), "Слишком маленький для такой большой войны" (1970), "Пэкалэ" (1974), "Парение" и "Невеста из поезда" (1980). С 1975 деп. Великого нац. собрания. С 1981 пред. СП СРР.

POPESCU-GOPO, ION

ПОПЕ`СКУ-ГО`ПО (Popescu-Gopo) Ион

(р. 1.5.1923)

рум. режиссёр, художник, сценарист. Засл. арт. СРР (1957). В 1949 окончил Академию изящных иск-в. Работал карикатуристом. В 1950 вместе со своим отцом стал одним из организаторов студии мульт. ф. в Румынии, где снял ф. "Непослушный утёнок" (1951). Создал серию мульт. ф., объединённых одним героем по прозвищу Человек: "Краткая история" (1956, гл. пр. Мкф в Канне, 1957), "Семь искусств" (1958), "Homo sapiens" (1960, пр. Мкф в Карлови-Вари), "Алло! Алло!" (1963, пр. Мкф в Оберхаузене) и др. С 1956 ставит худож. фильмы, в т. ч. "Маленькая обманщица" (1956), "Украли бомбу" (1962), "Если бы я был... белым арапом" (1965, пр. Мкф в Москве). Иск-во П.-Г. лаконично, склонно к филос. обобщениям, посвящено актуальным проблемам современности. Он обладает неисчерпаемой фантазией, мастерством точных социальных и психологич. характеристик. Среди его ф.: м/ф - "Пчела и Голубь" (1951), "Два зайчонка" (1952), "Галатея" и "Мариника" (1954), "Пилюля I" (1966), "Земля людей" и "Пилюля II" (1967), "Sancta simplicitas", "Я + Я = Я" и "Поцелуи" (1969), "Клепсидра" (1972), "Земля людей" (1973), "Раз, два, три" и "Интермеццо о вечной любви" (1975), "Ессе Homo" (1977); худож.- "История как в сказке" (1959, к/м), "Шаги к луне" (1964), "Фауст XX" (1966), новелла "Моя мечта" (в ф. "Бухарест, увиденный трижды", 1968). "Фантастическая комедия" (1975), "Сказка о любви" (по Й. Крянгэ, 1977). В 1982 пост. ф. "Мария, Мирабела" (сц., реж., худ. рук., актёр; с СССР). Гос. пр. СРР (1952). Получил св. 40 междунар. премий. С 1960 вице-през. Междунар. ассоциации мульт. кино, с 1974 през. Ассоциации рум. кинематографистов.

POPOVIC, SYLVIA

ПОПО`ВИЧ (Popovici) Сильвия

(р. 7.5.1933)

рум. актриса. В 1956 окончила (Ин-т им. Караджале. Актриса Нац. т-ра им. Караджале. В кино с 1955 (ф. "За яблоками"). Мастер точного психологич. портрета. Лучшие роли - в ф. реж. М. Уршиану "Джоконда без улыбки" (1968), "Вечеринка" (1971), "Мимолётная любовь" (1974). В 1980 снялась в ф. "Возвращение воеводы Лэпушняну". ( Др. ф.: "Даркле", "Буря" (в сов. прокате ("Мост будет взорван"), "Человек рядом с тобой", "Любовь одного вечера", "Гордость" (в сов. прокате "Семья Тэнасе"), "Следствие".

POPOVIC, TITUS

ПОПО`ВИЧ (Popovici) Титус

(р. 16.5.1930)

рум. писатель, сценарист. Чл. ЦК РКП с 1968. В 1953 окончил Бухарестский ун-т. Лит. деятельность с 1950. В кино дебютировал сц. ф. "Счастливая мельница" (по Й. Славичу, 1957, с А. Струцяну). Написал сц. ф. "Волны Дуная" (в сов. прокате "Пылающая река") и "Буря" (в сов. прокате "Мост будет взорван") - оба 1960, с Ф. Мунтяну. По своим романам, составляющим эпопею, посв. жизни нового рум. села, создал сц. ф. "Жажда" (1961, в сов. прокате "Бурные годы") и "Чужак" (1964). Автор сц. ф.: "Лес повешенных" (по Л. Ребряну, 1965), "Даки" (1967), "Колонна" (1968), "Власть и правда" (1972). Для творчества П. характерны широта охвата материала, многоплановость, глубоко разработанные характеры. Среди др. сц.: "Тогда я приговорил их всех к смерти" (по своей повести, 1972), "Чистыми руками" (1972), "Последний патрон" (1973) - оба с П. Сэлкудяну, "Операция "Чудовище"" (1976), "Пророк, золото и трансильванцы" (1978), "Ион - проклятие земли, проклятие любви" (по Ребряну, 1980). Гос. пр. СРР.

POREMBA, BOHDAN

ПОРЕ`МБА (Poreba) Богдан

(р. 5.4.1934)

польск. режиссёр. Чл. ПОРП. По окончании Высш. школы т-ра, кино и ТВ в Лодзи (1955) снимал док. ф. ("Перекличка" и "Остров великой надежды", 1957, и др.). Ставит худож. ф. публицистич. направленности ("Лунатики", 1960, "Правде в глаза", 1970, "Где вода чиста и трава зелена", 1977), а также ф., воскрешающие страницы истории революц. и освободит. борьбы, из к-рых наибольший обществ, резонанс имел ф. "Хубаль" (1973, в сов. прокате "Майор Хубаль"). Работает также в т-ре и на ТВ.

Др. ф.: "Дорога на запад" (1961), "Далека дорога" (1963), "Ярослав Домбровский" (1976, с СССР).

PORTEN, HENNY

ПО`РТЕН (Porten) Хенни

(7.1.1890 - 15.10.1960)

нем. актриса, режиссёр (ГДР). С 10 лет выступала в берлинских т-рах в танц. номерах и комич. сценках. С 1907 снималась в "фотофонах" и "биофонах" - фрагментах из классич. опер, запечатлённых на плёнку и озвученных при помощи грампластинок. В 1911 дебютировала в игровом ф. "Счастливая любовь слепой". В этом и большинстве др. фильмов П. воплотила на экране идеал нем. женщины-мещанки. Снялась в ф.: "Дочка пастора" (1912), "На горном пастбище, где нет греха" (1915), "Роза Бернд" (1919), "Чёрный ход" (1921), "Мать и дитя" (1924, в сов. прокате "Мать и сын"). В 1924 основала собств. фирму, на к-рой с реж. К. Фрёлихом ставила почти все свои ф., в т. ч. "Камерная музыка" (1925), "Большая пауза" (1927), "Материнская любовь" (1929), "Скандал из-за Евы" (1930), "24 часа из жизни женщины" (1931). Деятельность П. в кинематографе была ограничена фащ. властями.

Др. ф.: актриса - "Оптимист", "Комедианты", "Семейство Буххольц", "Карола Ламберти - циркачка" (в сов. прокате "Карола Ламберти") и "Мадемуазель де Скюдери" (оба ГДР).

Литература: Vom "Kintopp" zum Tonfilm, Dresden, 1932; в рус. пер.- Как я начинала сниматься, "СЭ", 1927, № 24.

PORTER, EDVIN STANTON

ПО`РТЕР (Porter) Эдвин Стантон

(21.4.1870, по др. данным, 1869 - 30.4.1941)

амер. режиссёр. Один из пионеров амер. кино. До 1902 оператор хроники и режиссёр док. ф. в кинокомпании Т. А. Эдисона. В 1903 впервые в США использовал перекрёстный монтаж в ф. "Жизнь американского пожарного". Применение новых технич. приёмов (средний и крупный планы, панорамы, перекрёстный монтаж) и натурных съёмок принесло успех его ф. "Большое ограбление поезда" (1903) - одному из самых значит. произв. раннего амер. кино. Выпустил неск. социальных драм ("Бывший каторжник", 1904, "Клептоманка", 1905), в к-рых сочувственно показывал людей из народа. В 1916 отошёл от кино.

Среди др. ф.: "Сон поклонника виски" (1906), "Пленник Зенды" (1912), "Вечный город" (1914, с X. Фордом).

Литература: Jacobs L., The rise of the American film, N. Y., 1939.

POWER, TYRON

ПА`УЭР (Power) Тайрон

(5.5.1913 - 15.11.1958)

амер. актёр. Начал творч. путь в провинц. т-ре. С 1932 в кино (ф. "Том Браун из Кал вера"). В 30-е гг. стал одним из самых популярных актёров. Обычное амплуа П.- роли романтич. любовников или обаятельных авантюристов в мелодрамах ("Дожди пришли" и "Роза Вашингтон-сквера", 1939), "костюмных" историч. ф. ("Мария Антуанетта", 1938), вестернах ("Джесси Джеймс", 1939), в приключенч. драме ("В старом Чикаго", 1938), в авантюрно-романтич. ф. ("Знак Зорро", 1940). Изредка П. удавалось выйти за рамки привычного амплуа и создать на экране более сложные образы: в ф. "Кровь и песок" (1941), "Лезвие бритвы" (1946), "Свидетель обвинения" (1957).

Среди др. ср.: "Аллея кошмаров", "Джонни Аполло", "Чёрная роза", "Дипломатический курьер", "Восход луны", "Соломон и царица Савская".

PREMINGER, OTTO LUDWIG

ПРЕМИНДЖЕР, Премингер (Preminger) Отто Людвиг

(р. 5.12.1906)

амер. режиссёр, продюсер. Учился в Венском ун-те. С 1927 выступал как актёр в Немецком т-ре М. Рейнхардта, работал пржиссёром. В Австрии пост. первый ф. Большая любовь" (1932). С 1935 в США, где снял неск. спектаклей, преподавал в Йельской драм. школе. Пост. две кинокомедии - "Зачарованный тобой" (1936) и "Осторожно, любовь за работой" (1937). Обращался к разным жанрам, предпочитая экранизации известных произв. (часто значительно видоизменяя их), картины с острым драм, сюжетом. Наиболее известные фильмы П.: уголовные драмы "Лаура" (1944) и "Водоворот" (1949), мьюзикл "Луна голубая" (1953), ф. "Кармен Джонс" (по мотивам оперы Ж. Бизе, 1954), "Святая Иоанна" (по Дж. Б. Шоу) и "Здравствуй, грусть" (по Ф. Саган) - оба 1957, "Порги и Бесс" (по опере Дж. Гершвина, 1958), детектив "Анатомия убийства" (по Р. Тревору, 1959), политич. драма "Совет и согласие" (по А. Друри, 1962). Несмотря на попытки не отстать от времени (в кон. 60-х гг. П. пост. ф. о молодёжи "Смывайся", "Скажи, что ты любишь меня, Джуни Мун"), последующие картины режиссёра ("Такие хорошие друзья", 1972, "Розовый бутон", 1975, "Человеческий фактор" по Г. Грину, 1980) уже не пользовались успехом. В 1977 была издана автобиография П.

Литература: Lourcelles J., Otto Preminger, (P., 1965).

PRESLEY, ELVIS

ПРЕ`СЛИ (Presley) Элвис

(8.1.1935 - 16.8.1977)

амер. певец, актёр. Прославился в 50-е гг. как один из ведущих эстрадных исполнителей рок-н-ролла. Синкопич. ритмы, остроэмоциональная манера исполнения, экстравагантность одежды и поведения, вызывавшие массовое поклонение молодёжи, стали основой экр. облика героев муз. фильмов П., к-рые весьма упрощённо строились исключительно в расчёте на популярность певца: "Полюби меня нежно" (1956), "Солдатский блюз" (1961), "Развлечение в Акапулько" (1963), "Френки и Джонни" (1966), "Двойные неприятности" (1967) и др. Док. обзор карьеры певца был дан в ф. "Элвис - так это происходит на самом деле" (1970), "Элвис в турне" (1972) и "Это Элвис" (1981). В 1979 о П. был пост, худож. ф. "Элвис - кино".

PRÉVERT, JACQUES

ПРЕВЕ`Р (Prévert) Жак

(4.2.1900 - 11.4. 1977)

франц. поэт, сценарист. Как поэт выступил в нач. 30-х гг. Творч. индивидуальность П. наложила отпечаток на всё направление "поэтич. реализма": во франц. кино П. принёс обострённо-лирич. восприятие мира, своеобразное сочетание сарказма и нежности, ощущение слова в его поэтич. качестве. Свои сц. П. строил на развитии лирич. тем и мотивов, образы его героев связаны с поэтич. атмосферой, вне к-рой они блёкнут. В кино дебютировал сц. ф. "Дело в шляпе" (1932, реж. его брат - Пьер Превер). Лучшие ф. по сц. П. пост. реж. М. Карне: "Забавная драма" (по С. Клаустону, 1937), "Набережная туманов" (по П. Мак-Орлану, 1938), "День начинается" (1939, сц. с Ж. Вио). Во время оккупации Франции П., как человек левых убеждений и активный антифашист, работал нелегально, продолжал писать сценарии (часто с П. Ларошем), выражавшие в иносказательной форме идеи Сопротивления: "Вечерние посетители" (реж. Карне) и "Летний свет" (реж. Ж. Гремийон) - оба 1942. В 1944 на экраны освобождённой Франции вышел ф. посц. П. "Дети райка" (реж. Карне) - одно из самых ярких и поэтич. произв. франц. кино. После неуспеха ф. "Врата ночи" (1946) П. всё реже писал сц. для худож. фильмов. Среди его последующих работ - сц. ф. "Веронские любовники" (1949), м/ф "Маленький солдат" (1948) и "Пастушка и трубочист" (1952) - оба реж. П. Гримо, а также лирич. репортажи "Сена встречает Париж" (1957, реж. Й. Ивенс) и "Красавец Париж" (1960, реж. П. Превер).

Литература: Guillоt G., Les Prevert, P., 1967.

QUINN, ANTHONY

КУИ`Н (Quinn) Антони (наст. имя и фам. Антони Рудольф Каксака, Сахаса)

(р. 21.4.1915)

амер. актёр. По происхождению мексиканец. Играл в мекс. т-рах. В кино с 1936 (ф. "Пароль"). Снимался в приключенч. ф., вестернах, гл. обр. в ролях преступников, злодеев, лишь изредка выходя за рамки сложившегося амплуа. Наиболее сложные и интересные роли были сыграны актёром в ф. "Случай в Окс-Боу" (1943), "Да здравствует Сапата!" (1952, пр. "Оскар") и в особенноссти в ф. "Дорога", снятого в Италии (1954, реж. Ф. Феллини, в сов. прокате "Они бродили по дорогам"), где в образе циркача Дзампано он передал трагедию грубой бездуховности. Глубокая человечность отличала персонажей К. в ф. "Жажда жизни" (1956, пр. "Оскар"), "Невинные дикари" (1960), "Грек Зорба" (1964), "Хлопающий крыльями" (1970), "Дети Санчеса" (1979) и др. В 1959 пост. приключенч. ф. "Пират". В 1973 издал мемуары "Оригинальный грех". В 1982 снялся в ф. "Высший риск".

Среди др. ф.: "Юнион Пасифик", "Кровь и песок", "Буффало Билл", "Синдбад-мореход", "Улисс" (Италия, в сов. прокате "Странствия Одиссея"), "Последний поезд из Ган Хилла", "Реквием по тяжеловесу", "Лоуренс Аравийский" (Великобритания), "Греческий магнат", "Переход".

Литература: Quinn Antony, L.- N. Y., 1973; Marill Alvin H., The films of Antony - Quinn, Secaucus (N. J.), 1975.

RABAL, FRANSISCO VALERA

РАБА`ЛЬ (Rabal) Франсиско Валера

(р. 8.3.1925)

исп. актёр. В кино с 1945. Получил известность, снявшись в гл. ролях в ф. "Кровавая луна" (1950), "Есть дорога направо" (1953), "Поцелуй Иуды" и "Всё возможно в Гранаде" (1954), в к-рых герои Р.- сильные, мужественные личности. Интересные образы создал Р. в ф. реж. X. А. Бардема "Сонаты" (1959) и "В 5 часов пополудни" (1960). Особый успех имел в фильмах Л. Буньюэля - Назариы ("Назарин", 1958), Хорхе ("Виридиана", 1961). Р. снимался в Аргентине ("Рука в ловушке", 1961), Италии ("Узники зла", 1955, "Большая голубая дорога", 1957, "Затмение", 1961, "Симон Боливар" и "Че Гевара", 1969, "N. Р. тайна", 1973, "Пустыня Тартари", 1976, "Такая, как ты есть", 1978), Франции ("Стреляйте в пианиста", 1960, "Дневная красавица" и "Сюзанна Симо-нен, монахиня Дени Дидро", 1966). В 1983 снялся в ф. "Святые невинные" (пр. Мкф в Канне, 1984).

Др. ф.: "Ночь и утро", "10 ружей ждут", "Плач по бандиту", "Другая женщина" (Франция), "Отрезанные головы", "Долгие каникулы 36 года".

RADVÁNYI, GÉZA VON

РА`ДВАНЬИ (Radványi) Геза

(р. 26.9.1907 - 26.11.1986)

венг. режиссёр. По образованию журналист. Работал ассист. режиссёра на студиях Франции и Германии (1933 - 1939). Режиссёр с 1939 (ф. "Вздорная женщина"). Пост, первый венг. цв. ф. ("Женщина оглядывается", 1941). Значит. работы - ф. "Где-то в Европе" (1948, пр. Мкф в Локарно) о трагич. судьбе детей после войны, "Цирк "Максим"" (1980, в сов. прокате "Секрет бродячего цирка") - драм, рассказ о судьбе артистов в оккупированной гитлеровцами Венгрии. Р. ставит на студиях др. европ. стран, преим. бытовые драмы и комедии. Гос. пр. им. Кошу та (1948).

Др. ф.: "При закрытых дверях" и "Евро-па не отвечает" (1942), "Трагедия человека" (1944), "Женщины без имени" (1950, Италия), ""Е" как "Европа"" (1952, док., Франция), "Девушки без границ" (ФРГ - Франция) и "Ингрид" (ФРГ) - оба 1954, "Девушки в униформе" (1958, ФРГ - Франция), "Колесо" (1961, ФРГ), "Конгресс развлекается" (Австрия - Франция - ФРГ) и "Хижина дяди Тома" (Италия - Франция - Австрия - СФРЮ - ФРГ) - оба 1965.

RAFELSON, BOB

РА`ФЕЛСОН, Рейфелсон (Rafelson) Боб

(р. 1933)

амер. режиссёр, сценарист, продюсер. Работал на радио и ТВ. Писал сц. телевиз. вариантов театр. пьес. С кон. 60-х гг. работает в кино. Первый ф.- "Предводитель" (1968). Всеобщее внимание привлекла след. пост.- "Пять лёгких пьес" (1970, с участием Дж. Николсона), показывающая духовный кризис человека, к-рый не в силах смириться с "упорядоченным" бурж. образом жизни. Ф. "Король Марвин Гарденс" (1972, с участием Николсона) и "Оставайся голодным" (1976) развивали мотивы социальной критики, но не пользовались таким успехом. В 1981 экранизировал известный детективно-психологич. роман Дж. Кейна "Почтальон всегда звонит дважды" (с участием Николсона и Д. Ланж).

RAGALYI, ELEMER

РА`ГАЙИ (Ragalyi) Элемер

(р. 1939)

венг. оператор. Засл. арт. ВНР (1980). В кино начал работать на технич. должностях. Окончив Высш. школу т-ра и кино (1968), пост, на Студии им. Балажа сатирич. к/м ф. "Вечерняя школа" (1972) и "Новый год" (1974). Снял более 10 док. и игровых к/м фильмов. Мастерство воссоздания среды, иск-во крупного плана, чувство стилистич. единства отличают операт. работу Р. в ф. реж. И. Га-аля ("Соколы", 1970), П. Шандора ("Шарика, дорогая", 1971, "Футбол давних времён", 1974; "Воспоминание о Геркулесовых водах", 1977, в сов. прокате "Воспоминание о курорте"; "Избавь нас от нечестивого", 1978, "Актёришки", 1981), П. Зольнаи ("Лицо", 1970, "Фотография", 1972, "Шаман", 1977), Я. Рожи ("Паучий футбол", 1976, "Трубач", 1978, "Воскресные родители", 1979, "Дурной глаз", 1982), М. Месарош ("Наследство", 1980, в сов. прокате "Вторая жена") и др. Снимался в ф. "Колокола отправляются в Рим" (1958) и "Пока народ ещё просит" (1972). Пр. им. Балажа (1974).

Др. ф.: "Остров среди суши" (1969, в сов. прокате "Дама из Константинополя") "Большой голубой знак" и "Эстафета" (1970), "Пташки" (1971), "Мартин-кукушка" и "Место под солнцем" (1973), "Сонная молодёжь", "Простая история" и "Красный реквием" (1975), "Ветер свистит под ногами" (1976), "Не высовываться!" (1977), "День перед судом" и "Завтра, возможно, завтра" (1978), "Брак без пошлины" (1980, в сов. прокате "Брак без обязательств").

RAIMU, JULES

РЕМЮ` (Raimu) Жюль (наст. фам. Мюрер, Muraire)

(17.12.1883 - 20.9.1946)

франц. актёр. Выступал в мюзик-холлах и варьете, с 20-х гг.- в драм, т-рах. Испробовав свои силы на экране в 1910, вернулся в кино лишь в начале звук, периода уже известным театр. актёром. В т-ре и на экране Р. создал колоритный образ жителя Марселя с характерными для этого города юмором, говором и манерой поведения. Наибольшего успеха достиг в ф. "Мариус" и "Белое и Чёрное" (1931), "Фанни" (1932), "Тартарен из Тараскона" (1934), "Сезар" и "Давайте мечтать" (1936), "Дочь землекопа" (1940), "Арлезианка" (1942). Р.- актёр комедийного плана, но ему были доступны также психологич. углублённость и драматизм.

RAINER, LUISE

РА`ЙНЕР (Rainer) Луиза

(р. 12.1.1910)

нем. и амер. актриса. На сцене с 1928. Работала в Дюссельдорфе и Немецком т-ре М. Рейнхардта в Берлине. В кино с 1930 (ф. "Да, небо над Веной"). С 1935 снималась в США: "Великий Зигфелд" (1936, пр. "Оскар"), "Добрая земля" (1937, пр. "Оскар"), "Жена - игрушка" и "Большой вальс" (роль жены И.Штрауса) - оба 1938, "Заложники" (1943). Оставив кино в 1943, продолжала играть в театре и на ТВ в Великобритании и США.

RAKSA, POLA

РА`КСА (Raksa) Пола

(р. 14.4.1941)

польск. актриса. Училась во Вроцлавском ун-те. В 1964 окончила Высш. школу т-ра и кино в Лодзи. Играла в т-ре "Повшехны" в Лодзи. В кино с 1960 (ф. "Сатана из седьмого класса"). Выступает в лирико-драм. и комедийных ролях молодых героинь. Среди лучших - роли в ф. "Их будни" (1963, в сов. прокате "История одной ссоры"), "Беата" (в сов. прокате "Вернись, Беата") и "Пепел" (1965). Значит, удачами Р. стали образы девушек-антифашисток в ф. "Ноктюрн" (1966), "Зося" (1967) - оба СССР, "В погоне за Адамом" (1970), "Снегопад" (1974, ВНР) и регулировщицы Маруси в телесериале "Четыре танкиста и собака" (1966 - 69). В 1979 снялась в ф. "Ария для атлета".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 10, Л., 1976.

RAMPLING, CHARLOTTE

РА`МПЛИНГ (Rampling) Шарлотта

(р. 5.2.1946)

англ. актриса. В кино с 1965 (ф. "Сноровка, и ,как её приобрести"). В 1969 обратила на себя внимание, сыграв роль Элизабет Тальман в ф. итал. реж. Л. Висконти "Гибель богов". Много снималась в Италии, в т. ч. в ф. "Джордано Бруно" (1973, реж. Дж. Монтальдо) и "Ночной портье" (1974, реж. Л. Кавани), "Юппи Ду" (1975); во Франции - Пассажир" (1974), "Сиреневое такси" (1977); в США - "Воспоминание о "Звёздной пыли"" (1980), "Вердикт" (1982).

Др. ф.: "Девушка Джорджи", Генрих VIII и его шесть жён", "Приют", "Зар-доз", "Пассажир" (Франция), "Прощай, мой любимый" (США), "Крупный выигрыш", "Орка" (в сов. прокате "Смерть среди айсбергов").

RANÓDY, LÁSZLÓ

РА`НОДИ (Ranódy) Ласло

(14.9.1919 - 1983)

венг. режиссёр. Нар. арт. ВНР (1977). По образованию юрист. В кино с 1944. Значит. достижением нац. кино стал его ф. "Пропасть" (по Й. Дарвашу, 1956). Проявляя постоянный интерес к экранизации социально-критич. прозы прошлого, Р. пост. ф. по произв. Ж. Морица ("Будь здоров до самой смерти", 1960; "Сиротка", 1976, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1976; "Я вижу цветные сны", 1981), Д. Костоланьи ("Жаворонок", 1964, в сов. прокате "Любимый деспот"; "Золотой дракон", 1966) и др. Снимал т/ф. Гос. пр. им. Кошута (1956).

Др. ф.: "Аристократическая любовь" (1954), "Преступник неизвестен" (1957), "Кого провожает жаворонок" (1959).

RAY, NICHOLAS

РЕЙ (Ray) Николас (наст. имя и фам. Раймонд Николас Кинцле, Kienzle)

(7.8.1911 - 16.6.1979)

амер. сценарист, режиссёр. Учился в Чикагском ун-те. Затем актёр и режиссёр в т-ре. В кино с 1945. В 1947 пост. ф. "Они живут по ночам". В своих ф. изображал бессознат. бунт людей, к-рые ищут выхода в жестокости и буйствах ("В уединённом месте", 1950), в погоне за успехом и богатством ("Необузданные", 1952), наркотиках ("Больше, чем жизнь", 1956), анархич. индивидуализме ("Подлинная история Джесси Джеймса", 1957), безнадёжной попытке сохранить ещё не тронутую цивилизацией жизнь ("Невинные дикари", 1960, Франция - Италия). Наиболее значит. фильм Р.- "Бунтовщик без идеала" (1955), где актёр Дж. Дин создал образ молодого американца, отвергающего бурж. общество и его мораль. Полные трагизма и лирики переживания героев сообщают картинам Р. оттенок романтизма. Автор сц. мн. своих фильмов. В 1979 исполнил роль генерала в ф. "Волосы" (реж. М. Форман). Пост. с В. Вендерсом ф. "Молния над водой" (вышел после смерти Р., известен и под названием "Кино Никки" в честь Р.).

Среди др. ф.: "Джонни Гитар" (1954), "Горькая победа" (1957), "Царь царей" (1961), "5.5 дней в Пекине" (1963), "Мокрые сны" (1974, новелла "Привратник").

REBENGIUC, VICTOR

РЕБЕНДЖЮ`К (Rebengiuc) Виктор

(р. 10.2.1933)

рум. актёр. По окончании Ин-та им. Караджале (1957) в Муниципальном т-ре (ныне Т-р им. Стурдзы-Буландры). В кино с 1960 (ф. "Буря", в сов. прокате "Мост будет взорван"). Лучшие роли - лейтенант Апостол Болога ("Лес повешенных", 1965) и Тэнасе Скатиу ("Тэнасе Скатиу", 1976, в сов. прокате "Летняя история"), доктор Поэнару ("Доктор Поэнару", 1978). Иск-во Р., одного из ведущих рум. актёров, отмечено глубиной психологич. анализа. В 1981 снялся в ф. "Шпагоглотатель". Среди др. ф.: "Даркле", "Сентиментальная история", "Самая длинная ночь" (НРБ), "Приданое", "Семь дней", "Капкан", "Румынский мушкетёр", "Булава с тремя печатями", "Пророк, золото и трансильванцы", "Цианистый калий и капля дождя", "Человек в реглане", "Гордыня".

REDFORD, ROBERT

РЕ`ДФОРД (Redford) Роберт

(р. 18.8.1937)

амер. актер, режиссёр, продюсер. Учился в амер. Академии драм, иск-ва. Выступал в т-ре. В кино с 1962 (ф. "Военная охота"). Обаяние, романтич. индивидуализм определили участие Р. в картинах, зачастую построенных на конфликте между героем и окружающим его бурж. обществом, что сообщало этим ф. оттенок социальной критики. Первого значит, актёрского успеха достиг в ф. "Погоня" (1965). В том же году сыграл дерзкого индивидуалиста в ф. "Внутренний мир Дэйзи Кловер". В 1969 выдвинулся в число ведущих амер. актёров, сыграв в вестернах "Скажите им, что Вилли Бой здесь" и "Буч Кэссиди и Санденс Кид". Критику амер. политич. системы содержал ф. "Кандидат" (1972), где Р. сыграл гл. роль кандидата в сенаторы США. Большим успехом пользовались также ф. с его участием "Такими мы были" и "Афера" (1973), "Великий Гэтсби" (1974), "Три дня Кондора" (1975), "Вся президентская рать" (1976), "Электрический всадник" (1979), "Брубейкер" (1980). В 1980 пост. ф. "Обыкновенные люди" (пр. "Оскар") - семейно-психологич. драму из жизни средней буржуазии. В 1984 снялся в ф. "Естественный человек".

REDGRAVE, MICHAEL

РЕ`ДГРЕЙВ, Редгрев (Redgrave), Майкл

(20.3.1908 - 21.3.1985)

англ. актёр. В 1931 окончил Кембриджский ун-т, был журналистом. С 1934 актёр т-ра (один из лучших исполнителей шекспировских ролей). В кино с 1936 (ф. "Секретный агент"). В 1938 снялся в роли Джильберта в ф. "Леди исчезает", в 1939 - в экранизации романа А. Дж. Кронина "Звёзды смотрят вниз", где создал образ сына шахтёра. Обаяние и тонкое мастерство в раскрытии психологии героев принесли актёру большую популярность. Снимался в киноромане "Киппс" (1940), в ф. "Скала бурь" (1943), "Путь к звёздам" (1945). Герои этих ф. сочетают док. достоверность с характерным для 40-х гг. отказом от пафоса, "антигероичностью". Снялся в ф.: "Глубокой ночью" (1945), "Траур к лицу Электре" (США) и "Во имя славы" (1947), "Версия Браунинга" (1951, пр. Мкф в Канне), "Как важно быть серьёзным" (1952), "Тихий американец" (1957, США), "Одиночество бегуна на длинную дистанцию" (1962), "Посредник" (1971). В 1957 пост. ф. "Антоний и Клеопатра".

Др. ф.: "Безжалостное время", "Невинные", "Юный Кэссиди", "О, что за прелестная война!", "Давид Копперфильд".

Литература: В рус. пер.: Маска или лицо, М., 1965. Findlater R., Michael Redgrave actor, L., 1956.

REDGRAVE, SERGE

РЕДЖА`НИ (Reggiani) Серж

(р. 2.5.1922)

франц. актёр. В т-ре с 1940. В кино с 1938 (играл эпизодич. роли). С успехом выступил в ф. "Перекрёсток потерянных детей" (1944) и "Врата ночи" (1946). Снялся в ф. "Манон" (1948) и "Веронские любовники" (1949). В ряду романтич. героев Р. первое место принадлежит образу отважного Жоржа из ф. "Золотая каска" (1952, реж. Ж. Беккер). Исполнял также характерные роли ("Все по домам", 1960, Италия) и др. Среди значит. работ Р.- роль предателя в ф. "Мари-Октябрь" (1959). Психологически сложные характеры созданы им также в фильмах Л. Висконти ("Леопард", 1962), Ж. П. Мельвиля ("Армия теней", 1969), К. Соте ("Венсан, Франсуа, Поль и другие", 1974), Э. Сколы ("Терраса", 1979), Р. Энрико ("След гигантов", 1979). Известен и как исполнитель эстрадных песен.

Др. ф.: "Искатели приключений", "День совы" (в сов. прокате "Сова появляется днём"), "Семь братьев Черви" - оба Италия, "Не прикасайся к белой женщине", "Кот

REDGRAVE, VANESSE

РЕ`ДГРЕЙВ, Редгрев (Redgrave) Ванесса

(р. 30.1.1937)

англ. актриса. Дочь М. Редгрейва. Работала в т-ре. В кино с 1958 (ф. "Под маской"). Заявила о себе как одна из наиболее ярких индивидуальностей в европ. кино в ф. итал. реж. М. Антониони "Фотоувеличение" ("Блоу-ап", 1967). Снималась в ф. англ. реж.: Т. Ричардсона - "Моряк с "Гибрачтара"" (1967), "Атака лёгкой бригады" (1968); К. Рейса - "Морган, подходящий случай для лечения" (1966, пр Мкф в Канне), "Айседора" (1968, пр. Мкф в Канне, 1969); К. Расселла - "Дьяволы" (1971), и др. В ленте амер. реж. Ф. Циннемана "Джулия" (1977, пр. "Оскар") создала образ молодой аристократки, к-рая, вступив в конфликт со своей средой, становится борцом против фашизма, а затем одной из его жертв. р. активно участвует в левом политич. движении. В 1979 снялась в амер. антифаш. т/ф "Играя на время" и в ф. реж. Дж. Шлезингера "Янки", в 1984 - в ф. "Бостонцы".

Др. ф.: "Камелот" (США), "Человек на все времена", "Чайка" (США), "Тихое место в деревне" (Италия), "Мария, королева Шотландская", "Убийство в Восточном экспрессе", "Вне сезона", "Агата".

Предыдущая страница Следующая страница