Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 20, "REE"-"ROT")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 20, "REE"-"ROT")

REED, CAROL

РИД (Reed) Кэрол

(30.12.1906 - 25.4.1976)

англ. режиссёр. С 1927 работал в т-ре актёром. В кино с нач. 30-х гг. В 1936 пост. приключенч. ф. "Мичман Тихий", в том же году создал картину "Ракитовая аллея" (по Дж. Б. Пристли), одну из лучших среди англ. ф. 30-х гг. Влияние школы Дж. Грирсона сказалось в ф. "Отдых банковских служащих" (1937), "Грошовый рай" (1938), "Звёзды смотрят вниз" (по А. Дж. Кронину, 1939), в к-рых правдиво изображена жизнь рядовых англичан. Работал над детективными ф. ("Ночной поезд в Мюнхен", 1939), историко-биографич. Лентами ("Молодой мистер Питт", 1942), худож.-док. драмами ("Путь вперёд", 1944), кинопублицистикой ("Подлинная слава", 1945, док., с Г. Канином, пр. "Оскар"). Своеобразная трилогия "Выбывший из игры" (по Ф. Л. Грину, 1947), "Поверженный идол" (по Г. Грину, 1948) и "Третий человек" (по Г. Грину, 1949, гл. пр. Мкф в Канне), а также ф. "Изгнанник с островов" (1952) с горькой иронией выражают крах веры в позитивные ценности. Р. ставил и профессионально выстроенные, но малооригинальные ф.: "Козлёнок за два гроша" (1955), "Трапеция" (1956, США), "Ключ" (1958), "Наш человек в Гаване" (по Г. Грину, 1959), "Бегущий человек" (1963, США), "Агония и экстаз" (по И. Стоуну, 1965). Исключение составляет динамичный, верный духу романа Ч. Диккенса мьюзикл "Оливер!" (1968, спец. пр. Мкф в Москве и пр. "Оскар", 1969).

Др. ф.: "Легок на помине" (1937), "Поднимаясь выше" и "Девушка должна жить" (1938), "Киппс" (по Г. Уэллсу, 1940), "Человек на распутье" (1953), "Хлопающий крыльями" ("Последний воин", 1970, США), "Следуйте за мной" (1972).

REICHENBACH, FRANçOIS

РЕЙШЕНБА`Х (Reichenbach) Франсуа

РЕЙШЕНБАХ (Reichenbach) Франсуа (р. 3.7.1922), франц. режиссёр. Как кинолюбитель снял в 1955 в США док. ф. "Впечатления о Нью-Йорке", затем "Лики Парижа", "Хьюстон, Техас" и "Ноябрь в Париже". На основе материала, отснятого в США, смонтировал в 1956 - 1957 серию к/м лент: "Великий Юг", "В стране Порги и Бесс", "Карнавал в Нью-Орлеане", "Бабье лето", "Матросы". В 1959 снял п/м док. ф. "Необычная Америка" (пр. Мкф в Канне, 1960, в сов. прокате "Америка глазами француза"), имевший большой успех. В манере "синема-верите" снял ф. "Такое большое сердце" (1962) о даккарском боксёре, "Прелести сельской жизни" (1964, пр. (Мкф в Канне), "Парижские влюблённые" (1965), "Брижитт Бардо в США" (1966), "Тринадцать дней во Франции" (1967, с К. Лелушем) об Олимпиаде л в Гренобле. Как оператор снял с реж. в К. Маркером ф. "Шестая сторона Пентагона" (1968). Пост, также худож. ф.: с "Нескромный" и "Кровопролитие" (1969), "Дорога света" (1970), "Караван любви" (1971), "Рассудок самого безумного" (1973), "Слышишь, как лают собаки?" (1974, Мексика), "Секс о'клок, США" с (1976).

Др. ф.: док.- "Любовь к жизни" (1968), л "Я - Мексика" (1970), "Дни Джонни" и "Я всё отдал" (1972), "Карлос Монсон" (1975, Аргентина).

REINHARDT, MAX

РЕ`ЙНХАРДТ, Райнхардт (Reinhardt) Макс (наст. фам. Гольдман, Goldmann)

(9.9.1873 - 30.10.1943)

нем. и австр. режиссёр. В 1894 окончил театр, школу при Венской консерватории. Работал актёром в разл. т-рах Австро-Венгрии и Германии. В кон. 90-х гг. дебютировал как режиссёр, став впоследствии одним из крупнейших мастеров нем. т-ра. Учениками и соратниками Р. по театр. деятельности были прославившиеся в дальнейшем кинорежиссёры Ф. В. Мурнау, Э. Любич, У. Дитерле, О. Преминджер, П. Лени, актёры П. Вегенер, Э. Яннингс, В. Краус, X. Мозер, Б. Гёцке и мн. др. По контракту с фирмой "Унион" пост. ф. "Сумурун" (1910), "Венецианская ночь" (1912) и "Остров блаженных" (1913), к-рые не имели успеха. В 1933 эмигрировал в Австрию. В 1935 в США совм. Дитерле экранизировал комедию Е. У. Шекспира "Сон в летнюю ночь", до того неоднократно поставленную им в т-ре. Несмотря на высокие худож. достоинства, ф. всё же оказался неудачным, т. к. режиссёр не сумел преодолеть театр. природу постановки. С 1938 Р. окончательно поселился в США, где руководил театр, школой, выступал как консультант при создании разл. фильмов.

Литература: Schriften, В., 1974.

REINIGER, LOTTA

РА`ЙНИГЕР, Рейнигер (Reiniger) Лотта

(р. 2.6.1899 - 19.6.1981)

нем. режиссёр. Создала особый вид т. н. силуэтной мультипликации, по худож. приёмам близкой теневому т-ру. Известность Р. принёс ф. "Принц Ахмед" (на сюжет одной из сказок "Тысячи и одной ночи", 1926). Р.- автор серии ф. с постоянным героем доктором Дулиттлом: "Доктор Дулиттл и его звери" (1928), "Приключения Доктора Дулиттла" и "Лев" (1930), "Поездка в Африку" (1931). Пост. ф. "Погоня за счастьем" (1930, с Ш. Кохом и Р. Глизе), в к-ром игровые сцены сочетались с мультипликационными. В 1931 в Италии сняла ф. "Арлекин", сопровождавшийся итал. музыкой 17 в., в 1933 - "Кармен" с музыкой Ж. Бизе. В фильме Ж. Ренуара "Марсельеза" (1938) Р. пост. мульт. сцены. С 1951 живёт в Лондоне, где сняла несколько мульт. ф. по произв. X. К. Андерсена и бр. Гримм для англ. ТВ.

Др. ф.: "Золушка" (1922), "Летающий чемодан" (1923), "Папагено" (1935), "Се" раль" (1958), "Окассен и Николетт" (на сюжет др.-франц. поэмы, 1977, Канада).

REISCH, GÜNTER

РАЙШ (Reisch) Гюнтер

(р. 24.11.1927)

нем. режиссёр (ГДР). Чл. Академии иск-в ГДР. С 1945 актёр т-ра.С 1948 на к/ст ДЕФА. В 1949 - 56 ассистент реж. К. Метцига. Дебютировал кинокомедией "Незрелые овощи" (1956). Пост. 1-ю, 3-ю и 5-ю сер. т/ф "Совесть пробуждается" (1961, Нац. пр. ГДР). Известность Р. принесли историко-революционные остросоциальные фильмы "Песня матросов" (1958, с К. Метцигом, Нац. пр. ГДР, 1959), "Пока я жив" (1965), "Несмотря ни на что" (1972), "На пути к Ленину" (1970, спец. пр. Мкф в Карлови-Вари, ГДР - СССР), "Вольц - жизнь и преображение немецкого анархиста" (1974). Успешно работает в жанре комедии: "Лорд с Александерплац" (1967), "Гвоздики в целлофане" (1976), "Антон-волшебник" (1978). В 1980 пост. ф. "Невеста" (с Г. Рюккером, гл. пр. Мкф в Карлови-Вари, в сов. прокате "Дом с тяжёлыми воротами"). Нац. пр. ГДР (1966, 1970, 1980).

REISZ, KAREL

РЕЙС, Рейш (Reisz) Карел

(р. 21.7.1926)

англ. режиссёр, продюсер, киновед. По происхождению чех. Окончил Оксфордский ун-т, с 1947 кинокритик независимого ж. "Sequence". Работал в Брит. киноин-те и Нац. киноархиве, написал кн. "Техника киномонтажа" (1953). Совм. с реж. Т. Ричардсоном, Л. Андерсоном и др. участвовал в организации группы "Свободное кино", ставившей своей целью обновление и демократизацию брит. кинематографа. Полудок. к/м картины Р., поставленные в рамках этого независимого движения, "Мамочка не позволяет" (1955, с Ричардсоном) и "Мы - парни из Лэмбета" (1959) отличались вниманием режиссёра к рабочей молодёжи, её интересам и проблемам. Удачей прогрес. англ. кинематографа стал игровой ф. "В субботу вечером, в воскресенье утром" (по А. Силлитоу, 1960), в к-ром показана жизнь пролет. кварталов, а в центре повествования - духовный конфликт молодого рабочего с бурж. укладом жизни. Был продюсером одного из лучших ф. нач. 60-х гг. "Эта спортивная жизнь" (1963, реж. Андерсон, в сов. прокате "Такова спортивная жизнь"). Мелкобурж. среда и её взгляды высмеиваются и в "чёрной" комедии "Морган - подходящий случай для лечения" (1966).

Постановочная лента "Айседора" (1968) посв. танцовщице А. Дункан. В 1970 переселился в США, где пост. неск. профессионально добротных, но в худож. отношении малозначит, ф.: "Шулер" (1974) о психологии азартного игрока, "Кто остановит дождь?" ("Боевые псы", 1977) о шайке торговцев наркотиками.

Др. ф.: "Ночь.должна наступить" (1964), "Любовница французского лейтенанта" (по Дж. Фаулсу, 1981, Великобритания).

Литература: В рус. пер.: Техника киномонтажа, (М., 1960).

RENOIR, CLAUDE

РЕНУА`Р (Renoir) Клод

(р. 4.12.1913)

франц. оператор. Племянник Ж. Ренуара. В содружестве с ним создал свои лучшие работы. Для изобразит. решения ф. "Тони" (1934) и "Загородная прогулка" (1936) характерны рационально сдержанная композиция кадра, мягкая живописность световой трактовки, отчётливая лирич. интонация. В работе над ф. "Река" (1950), "Золотая карета" (1953, с. Р. Хиллом, Италия), "Елена и мужчины" (1956) Р. удачно применил цвет. Тонкостью тональных и цветовых решений отмечены и др. ф., снятые Р. Работал с реж.: Р. Вадимом - "Умереть от наслаждения" (1960), "Добыча" (1966), "Барбарелла" (1968), "Верная жена" (1976); М. Карне - "Обманщики" (1958), "Пустырь" (1960).

Др. ф.: "Свидание в июле" (1949), "Тайна Пикассо" (1955, док.), "Салемские колдуньи" (1956), "Жизнь" (1958), "Дама в автомобиле, в очках и с ружьём" (1970), "Французский связной II" (1975, США), "Животное" (1977. в сов. прокате "Чудовище"), "Военврач" (1979).

RENOIR, JEAN

Статья большая, находится на отдельной странице.

RÉNYI, TAMÁS

РЕ`НЬИ (Rényi) Тамаш

(29.5.1929 - 28.7. 1980)

венг. режиссёр. Засл. арт. ВНР (1976). В 1950 - 54 учился в Высш. школе т-ра и кино, одновременно работал режиссером на к/ст воен. фильмов. В 1956 - 62 ассистировал ведущим режиссёрам, в том числе З. Фабри. В первом п/м ф. "Рассказы в поезде" (1962, пр. Мкф в Москве, 1963) проявилась осн. тема творчества Р.- рабочий класс и его место в совр. истории. Пр. им. Балажа (1966).

Др. ф.: "Мы живём каждый день" (1963), "С полудня до рассвета" (1964), "Любить воспрещается" (1965), "Переулок" (1967), "Долина" (1968), "Кребс всемогущий" (1970), "Beликолепная семья" (1971), "Макра" (1974), "У истоков времени" (1975), "Нокаут" (1978), "Живым или мёртвым" (1979).

RESNAIS, ALLAIN

РЕНЕ` (Resnais) Ален

(р. 3.6.1922)

франц. режиссёр. Первый любительский ф. "Фантомас" снял в 1936. Учился на актёрских курсах Р. Симона и в ИДЕКе. Снимал эксперим. ф.- "Схема идентификации" и "Открыто на учёт" (к/м) - оба 1946. Работал монтажёром. Пост. к/м ф. о художниках, в т. ч. "Ван Гог" (1948, пр. Мкф в Венеции, пр. "Оскар"), и "Герника" (по картине П. Пикассо, 1949, с Р. Эссенсом). В ф. "Статуи тоже умирают" (1952, с К. Маркером, пр. им. Виго, 1954), посв. афр. иск-ву, прозвучали антиколониалистские мотивы, что привело к запрещению его цензурой. Тема обличения фага, варварства, выраженная в "Гернике", с новой силой возникла в к/м ф. "Ночь и туман" (1956, пр. им. Виго) - публицистич. документе о фаш. лагерях смерти. Среди др. док. ф.- "Гоген" (1950), "Вся память мира" и "Тайна 15 цеха" (1957), "Песнь о стироле" (1958). Для реж. манеры Р. характерны док. точность и в то же время поэтич. преображение действительности, развитие лирич. мотивов. Первый п/м игровой фильм Р. "Хиросима, любовь моя" (1959, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне), рассказывающий историю трагич. любви в мире, истерзанном войнами, измученном памятью о прошлых страданиях и страхом перед атомным уничтожением человечества, отмечен пацифистскими тенденциями. Этот ф. стал новаторским в области киноязыка: свободное чередование настоящего и прошедшего, реального и воображаемого, музыкально-полифонич. развитие поэтич. тем, сложноассоциативные ходы мысли и т. д. Фильм дал основание причислять Р. к направлению "новой волны". В ф. "В прошлом году в Мариенбаде" (1961, сц. А. Роб-Грийе, гл. пр. Мкф в Венеции) поэтич. темы приобретают чрезмерно отвлечённый и зашифрованный характер. Франц. критика усматривает связь между стилистикой фильмов Р. и школой "нового романа". В ф. "Мюриэль, или Время возвращения" (1963, пр. Мкф в Венеции) режиссёр вновь обратился к конкретной, реальной действительности. В ф. "Война окончена" (1966) Р. затронул ряд острых вопросов совр. политич. жизни. В 1967 с группой прогрес. франц. режиссёров Р. принял участие в создании худож.-док. ф. "Далеко от Вьетнама", обличающего амер. милитаризм. Ф. "Люблю тебя, люблю" (1968) в фантастич. форме развивает тему возвращения человека к своему прошлому. В ф. "Ставиский" (1974) через биографию известного авантюриста Р. сделал попытку воссоздать политич. обстановку во Франции накануне фаш. путча в феврале 1934. В ф. "Провидение" (1977, с Великобританией, пр. "Сезар") в формах "потока сознания" изображён хаотич. внутр. мир совр. англ. писателя, травмированного абсурдностью и жестокостью окружающей его жизни. В 1980 пост. ф. "Мой американский дядюшка" (спец. пр. и пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне), в к-ром, опираясь на теорию проф. А. Лабори, исследовал биологич. основы человеческого поведения. В 1983 снял ф. "Жизнь - роман", в 1984 - "Любовь до смерти". В 1976 Р. награждён Большой пр. франц. кино.

Литература: Ален Рене. Сб., М., 1982; Armes R., The cinema of Alain Resnais, L. N. Y., 1968; Bounoure G., Alain Resnais, P., 1967; Ward J., Alain Resnais; or The theme of time, L., 1968; Monaco J., Alain Resnais. The role of imagination, L.- N. Y., 1978.

В. И. Божович.

REVESZ, GYORGY

РЕ`ВЕС (Revesz) Дьёрдь

(р. 16.10.1927)

венг. режиссёр. Засл. арт. ВНР (1970). Окончив Высш. школу т-ра и кино (1950), работал редактором к/ст "Хунния". Дебют - к/м ф. "Банк-бан" (1952). Наиболее значит. ф.- экранизация романа Л. Кашшака "Земля ангелов" (1962) - социально-критич. и одновременно лирич. повествование об обитателях рабочего квартала Будапешта нач. 20 в. Пр. им. Балажа (1963).

Др. ф.; "Дважды два - иногда пять" (1954), "Праздничный ужин" (1956), "В полночь" (1957), "Что за ночь!" (1958), "Подходящий человек" (1959), "Четверо по течению" (1961), "Заморозки" (1962), "Как дела, молодой человек?" (1963), "Да" (1964, в сов. прокате "История одной любви"), "Нет" (1965), "Лиха беда начало" (1966), "Три ночи любви" (1967), "Путешествие вокруг моего черепа" (1970), "Жила-была семья" (1972), "Мартин-кукушка" (1973), "Легенда Пендра-гона" (1974), "Старик" (1975), "Кто меня видел?" (1977), "Венгры в прериях" (1979, док.).

REY, FERNANDO

РЕЙ (Rey) Фернандо (наст. имя и фам. Фернандо Касадо Д' Арамбилье, D'Arambille)

(p. 20.1.1917)

исп. актёр. С сер. 30-х гг. работал в т-ре. В кино с 1939. В 1948 за участие в ф. "Безумие любви" получил пр. лучшего актёра года. В 50-е гг. снимался в ф. реж. Л. Г. Берланги "Добро пожаловать, мистер Маршалл!" (1952), X. Л. Бардема "Комедианты" (1953), "Месть" (1957) и "Сонаты" (1959), в к-рых роли решал на контрасте благородной внешности и отрицат. внутр. облика. Лучшие роли Р. сыграл в фильмах Л. Буньюэля: дон Хайме ("Виридиана", 1961), дон Лопе ("Тристана", 1970), Посол ("Скромное обаяние буржуазии", 1972, Франция), дон Матео ("Это смутный объект желания", 1977, Франция). Созданный Р. типаж "влюблённого старика" варьируется им в 70-х гг. во мн. фильмах. Одной из крупнейших работ была роль отца в ф. реж. К. Сауры "Элиза, жизнь моя" (1977, пр. Мкф в Канне). За исполнение роли в ф. "Неуверенность" отмечен пр. Мкф в Сан-Себастьяне (1972). Р. часто снимался в Италии: "Белое, красное и ..." (1972, реж. А. Латтуада), "Белый клык" (реж. Л. Фульчи), "Коррупция во Дворце Правосудия" (реж. М. Алипранди) - оба 1974, "Сиятельные трупы" (реж. Ф. Рози) и "Пустыня Тартари" (реж. В. Дзурлини) - оба 1976, "Пробка" (1979) и "В поисках Иисуса" (1982) - оба реж. Л. Коменчини, "Истинная история дамы с камелиями" (1980, реж. М. Болоньини) и др. Снялся в роли главаря торговцев наркотиками в ф. "Французский связной" (1971, реж. У. Фридкин) и "Французский связной II" (1975, реж. Дж. Франкенхеймер) - оба США.

Литература: Актеры заруб. кино, в. 12, Л., 1978.

REYNAUD, EMILE

РЕЙНО`, Рено (Reynaud) Эмиль

(8.12.1844 - 8.1.1918)

франц. изобретатель, художник. Один из создателей мульт. кино. В 1876 изобрёл аппарат для рассматривания движущихся изображений - праксиноскоп. В 1899 с помощью усовершенствованного им праксиноскопа демонстрировал на Всемирной выставке в Париже раскрашенные рисунки (т. н. светящиеся пантомимы), впервые использовав при этом ленту с перфорацией. В 1892 организовал в парижском музее Гревен "оптический театр", где показывал цветные (раскрашенные) рисованные сценки. Первым применил систему электрич. синхронизации звука и изображения. Каждый фильм Р., созданный им по собств. сц., насчитывал ок. 1500 картинок, к-рые он сам рисовал, раскрашивал и монтировал. Р. впервые применил раздельное рисование персонажей и декораций, последовательных фаз движения на прозрачной бумаге и др. приёмы, ставшие впоследствии основой технологии мультипликации. В кон. 90-х гг. вместо рисунков стал использовать в своих ф. фотографии. Из работ Р. сохранились только ф. "Бедный Пьеро" (1891) и фрагменты из ф. "Вокруг кабины" (1894, были реконструированы в фильме Ж. Са-уля "Рождение кино"). Пост. также ф.: "Кружка пива" и "Клоун с собачками" (1891), "Мечты у камина" (1894), "Вильгельм Телль" и "Первая сигара" (1896). Садуль Ж., Всеобщая история кино, пер. с франц., т. 1, М., 1958.

RICHARD, PIERRE

РИША`Р (Richard) Пьер (наст, имя и фам. Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей, Defays)

(p. 16.8.1934)

франц. актёр, режиссёр. В кино с 1968 (ф. "Блаженный Александр"). Приобрёл популярность, сыграв в ф. "Высокий блондин в чёрном ботинке" (1972) и "Возвращение высокого блондина" (1974). Пост. ф.: "Рассеянный" (1970), "Несчастья Альфреда" (1971), "Я ничего не знаю, но всё расскажу" (1973), "Я робкий, но я лечусь" (1978), "Это не я, это он" (1979), в к-рых сыграл гл. роли. В 1981 снялся в ф. "Приманка" (в сов. прокате "Невезучие"), в 1984 - в ф. "Близнец".

Др. ф.: актёр - "Облако в зубах", "Горчица бьёт мне в нос" (в сов. прокате "Он начинает сердиться"), "Не упускай из виду", "Игрушка", "Побег", "Укол зонтиком".

RICHARDSON, TONI

РИ`ЧАРДСОН (Richardson) Тони (наст. имя Сесил Антонио)

(р. 5.6.1928)

англ. режиссёр. Окончил Оксфордский ун-т. Работал в т-ре, был продюсером на ТВ. Один из организаторов группы "Свободное кино". Публиковал статьи в ж. "Sight and Sound", снял с К. Рейсом к/м док. ф. "Мамочка не позволяет" (1956) о джазовом клубе рабочей молодёжи. Творч. программа Р. была ориентирована на изображение обыденной жизни простых людей, правдивость показа проблем окружающей действительности. Поставленный им в 1956 спектакль по пьесе Дж. Осборна "Оглянись во гневе" пользовался успехом и положил начало движению "рассерженных молодых людей" в англ. иск-ве. В 1959 Р. дебютировал в худож. кино экранизацией этой пьесы. Ф. "Оглянись во гневе", как и др. работы Р. нач. 60-х гг. ("Вкус мёда" по Ш. Дилэни, 1961, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1962; "Одиночество бегуна на длинную дистанцию" по А. Силлитоу, 1962), принадлежит к числу наиболее значит, его произведений. Они выразили чувства растерянности молодых англичан 50 - 60-х гг. и их протест против бурж. общества. В дальнейшем Р. отошёл от совр. проблематики. Наиболее интересны его историко-сатирич. ленты, в к-рых подвергается переоценке многое в нац. традиции (экранизация "Тома Джонса" Г. Филдинга, 1963, пр. Мкф в Сан-Себастьяне, пр. "Оскар", 1964; антигероич. повествование о битве под Балаклавой "Атака лёгкой бригады", 1968). Продолжает также работу в т-ре.

Др. ф.: "Комедиант" (по Осборну) и "Святилище" (по У. Фолкнеру, США) - оба 1960, "Незабвенная" (по И. Во, 1965, США), "Мадемуазель" (по Ж. Жене, 1966), "Моряк с "Гибралтара"" (1967), "Смех в темноте" (1969), "Гамлет" (по У. Шекспиру, 1970), "Нед Келли" (1971, Австралия), "Неустойчивое равновесие" (по Э. Олби, 1973), "Верное дело" (1974), "Джозеф Эндрюс" (по Филдингу, 1976), "Граница" (1982, США), "Отель Нью-Хэмпшир" (1984, США).

RICHTER, HANS

РИ`ХТЕР (Richter) Ханс

(6.4.1888 - 17.2. 1976)

нем. и амер. режиссёр. Один из основоположников и теоретиков авангардистского направления в киноиск-ве Германии. Вначале примыкал к нем. художникам-дадаистам. С 20-х гг. перенёс свои поиски особенностей ритма при передаче движения в живописи в область кинематографа. Снял к/м ф.: "Ритм-21" (1921), "Ритм-23" (1923), "Ритм-25" (1925), "Киноэтюд" (1926), представляющие собой комбинации ритмически движущихся абстрактных геометрич. фигур. Свои сти-листич. принципы Р. применил в работе над док. и рекламными фильмами. В нач. 30-х гг. Р. был чл. "Немецкой лиги независимого кино", выступавшей против реакц. тенденций в нац. киноиск-ве и офиц. цензуры. По поручению прогрес. фирмы "Прометеус" Р. снимал на студии "Межрабпомфильм" в Москве полудок. ф. по сценарию Ф. Вольфа "Металл" (1933) о забастовке металлургов в Хеннигсдорфе (не был закончен в связи с установлением нацизма в Германии).

В 1933 - 40 жил в Швейцарии, с 1940 - в США, был директором "Сити-колледжа" и Ин-та кинотехники в Нью-Йорке. В 1947 в сотрудничестве с Ф. Леже, М. Реем, А. Колдером и М. Дюшаном пост. ф. "Сны, которые можно купить за деньги" (пр. Мкф в Венеции, 1947). Фрейдистской символикой был проникнут снятый с Колдером ф. "8X8" (1957).

Литература: Der Spielfilm, В., 1920; Dada. Art and anti-art, L., 1965; Kopfe und Hinterkopfe, Z., 1967; пер. с нем.: Борьба за фильм, М., 1981.

RIEFENSTAHL, LENI

РИ`ФЕНШТАЛЬ (Riefenstahl) Лени

(р. 22.8.1902)

нем. актриса, режиссёр (ФРГ). Училась танцу у М. Вигман. В кино с 1925, играла в т. н. горных ф. реж. А. Фанка - "Священная гора" (1925, в сов. прокате "Горная баллада"), "Белый ад Пиц Палю" (1929, в сов. прокате "Пленники Бледной горы"), "Буря над Монбланом" (1930) и др. Сценарист и режиссёр (с Б. Балажем) ф. "Голубой свет" (1932, Р. в гл. роли). После прихода к власти Гитлера открыто проповедовала в своих ф. фаш. идеологию. Док. ф. "Триумф воли" (1935), прокламировавший нацистские идеи и воспевавший Гитлера, по стилю помпезный и взвинченно-патетический, стал эстетич. нормативом "нового порядка". Ф. "Наш вермахт" (1936) и "Олимпия" (1936-38, 1-я сер.- "Праздник народов", 2-я - "Праздник красоты", при анонимном сотрудничестве реж. В. Рутмана) - док. репортаж об Олимпийских играх в Берлине - были сняты в духе и манере "Триумфа воли". В 1940 - 43 работала над экранизацией оперы Э. д'Альбера "Долина" (ф. закончен в 1953 в сотрудничестве с реж. X. Райнлем). В 1956 снимала в Кении и Уганде док. ф. "Чёрный груз" (не закончен).

RISI, DINO

РИ`ЗИ (Risi) Дино

РИЗИ (Risi) Дино (р. 23.12.1916), итал. режиссёр. Был рецензентом, писал сценарии. Учился на театр. курсах Ж. Фейдера в Женеве. В кино с 1946 как документалист. Первый худож. ф.- "Каникулы с гангстером" (1950). В ф. "Знак Венеры" (1955) впервые проявил себя как мастер бытовой кинокомедии. Затем пост, комедии: "Хлеб, любовь и ..." (1955, продолжение серии, начатой реж. Л. Коменчини ф. "Хлеб, любовь и фантазия"), "Бедные, но красивые" (1956), "Красивые, но бедные" (1957),"Миллионеры-бедняки" (1959). В этих псевдонар. комедиях сохранялись внешние атрибуты неореализма, но отсутствовали социальные и критич. тенденции. Более значит. произв. Р. был ф. "Трудная жизнь" (1961, в сов. прокате "Журналист из Рима"), затрагивавший социальные и этич. проблемы итал. жизни, но трактовавший их поверхностно. Начиная с этого ф. гл. темой творчества Р. стал комедийный показ итал. нац. характера и нравов Италии. Высокое мастерство Р. проявил в ф. "Обгон" (1962), передающем атмосферу неуверенности, погони за призрачным благополучием, характерную для Италии периода искусств. экономич. подъёма. В комедиях "Поход на Рим" (1962), "Чудовища" (1963), новеллах в ф. "Комплексы" и "Куколки" (1965), "Наши мужья" (1966) Р. продолжал варьировать тип героя, созданный в ф. "Обгон". Режиссёр разрабатывал также жанр пародийно-детективной комедии - "Операция "Св. Януарий"" (1966, пр. Мкф в Москве, 1967). Социальные мотивы пронизывают и последующие ф. режиссёра: "Именем итальянского народа" (1972, в сов. прокате "Полмиллиарда за алиби"), "Белые телефоны"(1976), "Дорогой папа" (1978).

Др. ф.: "Тигр" и "Пророк" (1967), "Терзай, но только досыта лобзай" (1968), "Обычный молодой человек" и "Вижу голого" (1969), "Жена священника" (1970), "Мы, женщины, так устроены" (1971), "Кусай и беги" (1973), "Безумный секс" (1974), "Запах женщины" (1975), "Потерянная душа" (1976), "Комната епископа" и "Первая любовь" (1977), новелла в ф. "Новые чудовища" (1978), ф. "Я фотогеничен" и новелла в ф. "Воскресные любовники" (1980), ф. "Призрак любви" (1981), "Секс- и охотно" (1982).

RISKIN, ROBERT

РИ`СКИН (Riskin) Роберт

(1897 - 20.9.1955)

амер. драматург, сценарист, продюсер. В 30-е гг. один из ведущих сценаристов Голливуда. Для реж. Ф. Капры написал свои лучшие сц.: "Леди на день" (1933), "Это случилось однажды ночью" (по С. Хопкинсу Адамсу, 1934, пр. "Оскар"), "Мистер Дидс переезжает в город" (1936), "Потерянный горизонт" (1937), "С собой не унесёшь" (1938). Критиковал отдельные стороны амер. образа жизни в форме безобидной комедии, привлекавшей зрителей остроумием, обаянием чудаковатых героев-идеалистов, вступающих в бой с продажными чиновниками, богачами и политич. деятелями. В годы 2-й мировой войны возглавлял кинослужбу Заграничного отдела воен. информации. В 1949 организовал (с братом) собств. фирму "Эквитебл пикчерс" и стал продюсером снимавшихся по его сц. ф. "Мистер 880" (1950), "Вот идёт жених" (1951) и др.

RITT, MARTIN

РИТТ (Ritt) Мартин

(р. 2.3.1920), амер. режиссёр. С 1937 актёр, с 1946 режиссёр т-ра. В 50-е гг. преподавал в нью-йоркской Актёрской студии. Сыграл более 150 ролей и пост. ок. 100 спектаклей на . ТВ. Состоял в "чёрном списке" во времена маккартизма. Дебютировал в кино ф. "Человек ростом в 10 футов" (был запрещён, вышел в 1956 под назв. "На окраине города") и "Без задатка" (1957). Пост. гангстерскую ленту "Чёрная орхидея", картину "Долгое жаркое лето" (по сц. У. Фолкнера) - обе 1958, экранизировал роман Фолкнера "Шум и ярость" (1959). В 1960 снял в СФРЮ антифаш. итало-амер. ф. "Йованка и другие" ("Пять заклеймённых женщин"). Наиболее крупные картины: ф. о шахтёрах Пенсильвании "Молли Магуайрс" (1969), антирасистские ленты "Омбре" (1967), "Саундер" (1972) и "Конрак" (1974, пр. Мкф в Карлови-Вари), ф. "Подставное лицо" (1976), обличающий преследование прогрес. деятелей культуры во времена маккартизма, "Норма Рей" (1979) - история простой работницы, к-рая становится активной участницей классовой борьбы. В 1982 пост. ф. "Кросс Крик".

Среди др. ф.: "Парижский блюз" (1961), "Хад" (1963), "Надругательство" (по мотивам япо". ф. "Расёмон", 1964), "Братство" (1968), "Большая белая надежда" (1970), "Пит и Тилли" (1973), "Тень Кейси" (1978), "Просёлочные дороги" (1981).

RIVA, EMMANUEL

РИВА` (Riva) Эмманюэл

(р. 24.2.1927)

франц. актриса. В 1953 училась в Драм. центре в Париже. С 1954 работает в разл. т-рах. В кино с 1958 (ф. "Сильные мира сего"). Значит. работа актрисы - гл. роль в ф. "Хиросима, любовь моя" (1959, реж. А. Рене). В своих последующих работах в кино Р. часто играла женщин, не умеющих приспособиться к обывательской морали: "Капо" и "Адуя и её подруги" (1960), "Леон Морен, священник" (1961), "Тереза Дескейру" (1962, пр. Мкф в Венеции), "Прошение о помиловании" (1964). В 1981 снялась в ф. "Игры графини Долинген де Грац", в 1982 - в ф. "Глаза, рот" (реж. М. Беллоккьо). Др. ф.: "Тома-обманщик", "Профессиональный риск", "Изменение", "Огненные врата", "Вдоль реки Фанго".

RIVETTE, JACQUES

РИВЕ`Т (Rivette) Жак

(р. 1.3.1928)

франц. режиссёр. Начал деятельность как критик, теоретик "новой волны", выступал в ж. "L'art", "La gazette du cinema" и "Cahiers du cinema" (в 1963 - 1965 гл. ред.). В 1950 снял неск. к/м фильмов. Был ассистентом реж. Ж. Митри, Ж. Ренуара, Ж. Беккера. В 1956 пост. среднеметр. ф. "Проделка пастуха" (по Г. Мопассану). Первый п/м ф. - "Париж принадлежит нам" (1961). Герои этого ф., как и мн. др. фильмов Р.,- актёры. В нём впервые были затронуты проблемы взаимоотношения театра и кино; фантазия, импровизация сочетаются в ф. с историч. подоплёкой. В 1966 Р. снял антиклерикальный ф. "Сюзанна Симонен, монахиня Дени Дидро" (по Д. Дидро), долгое время не выходивший на экраны из-за запрета цензуры. Фильму предшествовал одноим. спектакль, пост. Р. в одном из парижских т-ров. ф. "Безрассудная любовь" (1969) - ещё одно размышление режиссёра о кинематографе как компоненте триады театр - кино - жизнь. В 1970 - 71 Р. снял 12-часовой ф. "Минус один, минус два" (по "Истории тринадцати" О. Бальзака, киновариант - "Минус один: Спектр", 1974), в к-ром развитие получила тема тайного об-ва, обладающего почти магич. властью над людьми. Ф. обладал достоверностью и был сделан не без влияния "синема-верите". Картину "Селина и Жюли совсем заврались" (1974) Р. построил на игре между фантазией, мечтами героев и действительностью, разрушая традиц. схему киноповествования. В 1976 пост. ф.-феерию "Дуэль", в 1981 - ф. "Северный мост", в 1984 - "Любовь на земле".

ROBBE-GRILLET, ALLAIN

РОБ-ГРИЙЕ` (Robbe-Grillet) Ален

(р. 18.8.1922)

франц. писатель, режиссёр. Один из лидеров т. н. нового романа. В своих романах "Смотрящий" (1955), "Зависть" (1957), "В лабиринте" (1959) использовал элементы кинематографического мышления. Созданный Р.-Г. сц. ф. "В прошлом году в Мариенбаде" (1961, реж. А. Рене) явился логич. продолжением его лит. экспериментов, развивающих тему памяти, неуловимости прошлого. Работа с Рене повлияла и на реж. творчество Р.-Г. В ф. "Бессмертная" (1964), "Трансъевропейский экспресс" (1966), "Человек, который лжёт" (1968, с ЧССР), "Рай и после" (1970 с ЧССР и Тунисом), "Игра с огнём" (1975) Р.-Г. исследовал законы кинематографич. языка, превращающегося в самодовлеющее содержание произведений. При всём своём различии фильмы Р.-Г. следуют некой общей формальной схеме. Часто используется псевдодетективный сюжет, пародирующий амер. "чёрное" кино. Однако логика повествования постоянно нарушается, чем достигается разрушение иллюзии реальности. Произв. Р.-Г. отличаются схематизмом и формальной дидактичностью. Во 2-й пол. 70-х гг. в творчестве Р. Т. всё большую роль начинают играть сексуальные мотивы, предметы часто трактуются как психоаналитич. символы ("Постепенные скольжения удовольствия", 1974). В 1983 пост. ф. "Прекрасная пленница".

ROBERT, YVES

РОБЕ`Р (Robert) Ив

(р. 19.6.1920)

франц. актёр, режиссёр. Был рабочим, сменил много профессий. С 1942 режиссёр и актёр в Лионе и в труппе Гренье-Юсно. В кино с 1948 (ф. "Воскресные боги"). В 1951 пост. к/м ф. "Хорошие манеры". Первый п/м ф.- "Мужчины думают только об этом" (1954). Как актёр пользовался успехом благодаря выгодным внешним данным и природному обаянию. Пост. комедии: "Не пойман - не вор" (1958), "Подписано: Арсен Люпен" (1959, снялся как актёр) и "Война пуговиц" (1962, пр. им. Виго), пользовавшийся значит, коммерч. успехом. Продолжал сниматься в ф. реж.: Коста-Гавраса o "Специальный отдел" (1975); Б. Тавернье - "Судья и убийца" (1976); К. Соте - "Плохой сын" (1980), и др. В 70-е гг. вновь приобрёл известность комедиями "Высокий блондин в чёрном ботинке" (1972, пр. Мкф в Зап. Берлине, 1973) и "Возвращение высокого блондина" (1974) с участием популярного актёра П. Ришара, "Привет, артист!" (1973), "И слоны бывают неверны" (1976).

Др. ф.: режиссёр - "Семья Фенуйяр" (1961), "Бебер и омнибус" (1963, в сов. прокате "Бебер-путешественник"), "Приятели" (1965), "Фальшивые деньги" (1966), Клерамбар" (1969), "Мы все попадём в рай" (1977), "Смелей бежим!" (1979), "Близнец" (1984).

ROBESON, PAUL

РО`БСОН (Robeson) Поль

(9.4.1898 - 23.1.1976)

амер. актёр, певец. Окончил юридич. ф-т, играл в т-ре, выступал с И концертами. В кино с 1933 (ф. "Император Джонс"). Снимался в ф.: "Песнь о свободе", "Копи царя Соломона", "Горная долина", "Сказки Манхэттена" и др. ве После 40-х гг. в кино не работал. Последовательно выступал как страстный антифашист. активный борец против реакции. Междунар. пр. Мира (1950), Междунар. Лен. пр. (1952).

Литература: В рус. пер.- На том я стою, М., 1958.

Литература: Горохов В. С, Робсон, М., 1952; Seton M., Paul Robeson, L., 1958.

ROBIN, DANI

РОБЕ`Н (Robin) Дани

(р. 14.4.1927)

франц. актриса. Училась в Парижской консерватории. Была артисткой балета парижской Оперы и труппы балетм. Р. Пти. В кино с 1945. Снялась в ф. "Врата ночи" (1946, реж. М. Карне) и "Молчание - золото" (1947, реж. Р. Клер). Получила известность, сыграв в ф. "Жюльетта" и "Полуночные любовники" (в сов. прокате "Разбитые мечты") - оба 1953. Работала в т-ре.

Среди др. ф.: "Акт любви" (США), "Тральщики", "Француженка и любовь", "Избранные любовные истории", "Парижские тайны", "Топаз" (США).

ROBINSON, EDUARD

РО`БИНСОН (Robinson) Эдуард (наст. имя и фам. Эмануэль Гольденберг, Goldenberg)

(12.12.1893 - 26.1.1973)

амер. актёр. Учился в Амер. академии драм. иск-ва, в 1913 - 29 выступал в т-ре. В кино с 1923 (ф. "Яркая шаль"). Приобрёл популярность в 1930, создав образ честолюбивого и безжалостного гангстера Рико Банделло в ленте М. Ле Роя "Маленький Цезарь". В 30-е гг. играл преим. роли гангстеров или преследующих их сыщиков ("Весь город говорит", 1935, "Лёгкий случай убийства", 1938, и др.). Позднее жанровый диапазон ф., в к-рых снимался Р., стал существенно шире - от биографич. ф. ("Магическая ампула доктора Эрлиха", 1940) до триллера ("Двойная страховка", 1944). Наиболее успешны в этот период его роли в фильмах Ф. Ланга "Женщина в окне" (1944) и "Улица греха" (1945), а также в ф. "Кей Ларго" (1948) и "Дом для посторонних" (1949, пр. Мкф в Канне). Из более поздних фильмов, в к-рых сыграл Р., наиболее интересны "Дыра в голове" (1959), "Оскорбление" и "Осень чейеннов" (1964), "Зелёный Сойлент" (1972). В 1972 Р. получил спец. пр. "Оскар".

Литература: All my yesterdays. An autobiography, N. Y., 1973.

ROBLES GODOY, ARMANDO

РО`БЛЕС ГОДО`Й, Годой (Robles Godoy) Армандо

(р. 1923)

перуан. режиссёр, писатель. В сер. 50-х гг. писал пьесы и ставил их в первом постоянном т-ре Лимы. В 1965 с В. Радовичем поставил п/м док. ф. "Ты заработаешь на хлеб". В первой худож. картине "В сельве нет звёзд" (1967, пр. Мкф в Москве) талантливо раскрыл образ человека, охваченного денежной лихорадкой. Простая систория семьи, прокладывающей путь в "зелёной стене" сельвы, рассказана в зод ленте "Зелёная стена" (1969, пр. Мкф в гал Карлови-Вари и др.). В 1972 пост. ф. пре "Тупак Амару", посв. борьбе инков с исп. захватчиками, в 1974 - ленту "Мираж", ние одну из лучших своих работ. В 1977 в Боготе снял развлекат. картину "Новые 50-пришельцы". Руководит и владеет к/ст ны "Уаскаран". Преподаёт в школе кинематографии.

ROBSON, MARK

РО`БСОН (Robson) Марк

(4.12.1913 - 20.6.1978)

амер. режиссёр, продюсер. Окончил Калифорнийский ун-т, работал юристом, затем реквизитором и монтажёром в Голливуде. Дебютировал ф. "Седьмая жертва" (1943), затем пост. "фильмы ужасов" с участием Б. Карлофа ("Остров мёртвых", 1945, "Бедлам", 1946). Известность Р. принесли социально-критич. ф. "Чемпион" и "Отчизна М храбрецов" (1949). В дальнейшем снимал проблемные ф. ("Процесс", 1955, "Тем тяжелее будет падение", 1956, "С террасы", 1960, "Приз", 1963, "С днём рождения, Ванда Джун" по К. Воннегуту, 1971), рядовые развлекат. ленты и сенсац. и "боевики" ("На краю гибели", 1950, "Маленькая хижина", 1957, "Пейтон Плейс", 1958, "Долина кукол", 1967, ("Землетрясение", 1974, "Аваланч-экспресс", 1979, и др.).

ROCHA, GLAUBER

РО`ША (Rocha) Глаубер

(14.3.1938 - 22.8.1981)

браз. режиссёр, сценарист, критик. Один из зачинателей браз. "нового кино". По образованию юрист. Занимался политич. деятельностью, театр. режиссурой, кинолюбительством, организовывал киноклубы. В кино начал работать как критик в кон. 50-х гг. Снял неск. док. ф. ("Двор", 1959, "Крест на площади", 1960). Ф. "Буря" (1962, пр. Мкф в Карлови-Вари) о жизни браз. рыбаков, об их повседневной борьбе с суровой природой, социальной несправедливостью принёс режиссёру широкую известность. В 1963 опубликовал кн. "Критический обзор бразильского кино". Манифест "нового кино" - "Эстетика насилия", написанный Р., нашёл отражение в ф. "Бог и дьявол в стране Солнца" (1964), "Земля в трансе" (1966, пр. ФИПРЕССИ и пр. Л. Буньюэля на Мкф в Канне, 1967) и "Антониу дас Мортис" (1968, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне, 1969) - последней картине до эмиграции. В 1970 в Конго для итал. компании пост. ф. "Семиглавый лев" о борьбе афр. народа с колонизаторами, в том же году в Испании - ф. "Отрезанные головы", в к-ром воссоздал собирательный образ лат.-амер. диктатора. Около двух лет работал на Кубе над лентой "История Бразилии" (1973). В 1975 в Италии снял политич. памфлет "Ясно". В 1978 возвратился на родину. В 1980 пост. худож. ф. "Возраст земли". Др. ф.: док. к/м - "Мараньяу-66" и "Амазонка, Амазонка" (1966), "Посвящается Кавалканти" (1977, п/м, пр. Мкф в Канне), "Жоржи Амаду в кино" (1979).

ROCHEFORT, JEAN

РОШФО`Р (Rochefort) Жан

(р. 29.4.1930)

франц. актёр. Учился в Нантской и Парижской консерваториях. С 1949 в т-ре. С 1958 в кино. Снялся в ряде костюмных приключенч. ф.: "Капитан Фракасс" (1961), "Картуш" и "Железная маска" (1962), в серии ф. об Анжелике (1964 - 67). Комедийный талант Р. проявился в ф. "Дьявола за хвост" (1968), "Высокий блондин в чёрном ботинке" (1972), "Привет, артист!" (1973), "Возвращение высокого блондина" (1974), "И слоны бывают неверны" (1976). Исполнил драм, роли в ф. "Часовщик из Сен-Поля" и "Призрак свободы" (1974), "Пусть начнётся праздник" (1975), "Краб-барабанщик" (1977), "Неблагоразумие" (1981), "Честь капитана" (1982).

ROEG, NICHOLAS

РЭГ, Poyг (Roeg) Николас

(р. 15.8.1928)

англ. оператор, режиссёр. В кино с 1947. Снял ф. "Великий Ван Роббери" (1959), затем ф. "Маска Красной смерти" (1964, реж. Р. Кормен, США), "451° по Фаренгейту" (1966, реж. Ф. Трюффо), "Вдали от безумной толпы" (1967, реж. Дж. Шлезингер), "Смешное происшествие на пути к Форуму" (1966) и "Петулия" (1968) - оба реж. Р. Лестера, США. Пост, ф.: "Представление" (1968, с Д. Каммеллом, выпуск 1970), "Обход" (1971, оп. Р., Австралия - Великобритания), "Теперь не смотри" (1973), "Человек, который упал на Землю" (1976). В 1980 пост. психологич. драму "Не то время", в 1983 - ф. "Эврика".

ROGERS, GINGER

РО`ДЖЕРС (Rogers) Джинджер (наст. имя и фам. Вирджиния Кэтрин Мак-Mат, McMath)

(p. 16.7.1908, по др. выданным, 1911)

амер. актриса. В 1926 - 29 танцевала и пела на эстраде и в муз. т-ре. Первая большая роль - в ф. "Юноша из Манхэттена" (1930). Снялась в С. муз. ф.: "Золотоискательницы 1933 года" В и "42-я улица" (1933), "Роберта" и "Цилиндр" (1935), "Потанцуем?" (1937), на "История Вернона и Айрин Кастл" (1939), "Китти Фойл" (1940, пр. "Оскар") и др. Во мн. из этих ф. была партнёршей актёра и танцовщика Ф. Астера, создав с ним оригинальный стиль дуэтного танца, осн. на виртуозном технич. мастерстве. Их исполнению были присущи несколько и подчёркнутая элегантность и лёгкий В о юмор. Последнее совм. выступление Р. и Астера - в ф. "Семья Беркли на Бродвее" (1949). Продолжала сниматься до 1965. Много выступала в мьюзиклах на Бродвее и на ТВ др. ф.: "Мы не женаты", "Вечно женственное", "Чёрная вдова", "Бунт подростков", "О, мужчины! О, женщины!", "Харлоу".

Литература: Dickens H., The films of Ginger Rogers, Secaucus (N. Y.), 1975.

ROGERS, WILL

РО`ДЖЕРС (Rogers) Уилл (наст. имя и с: 14 фам. Уильям Пени Эдер, Adair)

(4.11.1879 - 15.8.1935)

амер. актёр. Был ковбоем, выступал в ковбойском шоу. С 1918 в кино (ф. "Смеющийся Билл Хайд"). В 30-е гг. создал образ ковбоя, грубоватый, простонародный юмор к-рого содержал заряд социального критицизма ("Янки из Коннектикута", "Слишком занят, чтобы работать", "Городская ярмарка", "Судья Прист", "В старом Кентукки", "Пароход огибает излучину реки" и мн. др.). Регулярно выступая по радио, в печати, Р. приобрёл большую популярность. В 1952 в США был пост. ф. "История Уилла Роджерса" (реж. М. Кертиц).

Литература: Dау D., Will Rogers. A biography, N. Y., 1962; Ketchum R. M., Will Rogers. His life and times, N. Y., 1973.

ROGOSIN, LIONEL

РОГО`ЗИН (Rogosin) Лайонел

(р. 1924)

амер. режиссёр. Изучал химию, работал инженером. В первом ф. "На Бауэри" (1957, пр. Мкф в Венеции) снял методом "скрытой камеры" обитателей нью-йоркского "дна". Картина "Вернись, Африка!" (1959), сочетавшая игровые эпизоды с документальными, была нелегально заснята режиссёром в период его рог пребывания в Юж. Африке и явилась Ф. страстным обвинением расизма. Создание социальных ф. вне канонов традиц. коммерч. кино сделало Р. на рубеже 50 - 60-х гг. одним из лидеров т. н. Р. нью-йоркской школы. Снял в Лондоне антивоен. сатирич. ф. "Хорошие времена, прекрасные времена" (1965). Ф. "Гарлемская шестёрка" (1967), "Чёрная фантазия" (1972), "Лесорубы глубокого Юга" (1973) были посв. жизни негритянского "Т населения США, носили антирасистский 19. характер.

Литература: Действительность и ее интерпретация, в кн.: Правда кино и "киноправда", М., 1967.

ROHMER, ERIC

РОМЕ`Р (Rohmer) Эрик (наст. имя и фам. Жан Морис Шерер, Scherer)

(p. 1.12. 1920)

франц. режиссёр, киновед, филолог. В 1950 - 51 совм. с Ж. Л. Годаром и Ж. Риветом возглавлял "La gazette du cinema", сотрудничал в ж. "Cahiers du cinema" (после смерти А. Базена возглавлял в 1958 - 63 его редакцию). В 50-е гг. пост. неск. к/м фильмов. В кон. 50-х гг. Р. был активным деятелем "новой волны". В 1959 снял как режиссёр, сценарист и монтажёр ф. "Знак льва" (вышел в 1962), примечательный точным воссозданием атмосферы Парижа, увиденного глазами американца. В 1962 снял к/м ф. "Булочница из Монсо", 1-й из серии "Шесть нравоучительных повестей", представлявшей экранизацию повестей Ж. Ф. Мармонтеля, действие к-рых было перенесено из 18 в. в современность. Др. ф. серии: к/м "Карьера Сюзанны" (1963), "Собирательница" (1967, спец. пр. Мкф в Зап. Берлине), "Моя ночь у Мод" (1969), "Колено Клер" (1970; гл. пр. Мкф в Сан-Себастьяне, пр. Деллюка и пр. Мельеса, 1971) и "Любовь после полудня" (1972). В центре каждого из этих ф.- проблема искушения героя. Эта тема, продиктованная религ. взглядами Р., решалась им не ортодоксально. Большое значение в своих ф. режиссёр уделяет слову, ритму и интонации речи, смешению лит. языка со сниженно-повседневным и т. д. Р. много работает на ТВ и в док. кино. В 1983 пост. ф. "Полина на пляже" (спец. пр. Мкф в Зап. Берлине).

Др. ф.: "Маркиза фон О" (по Г. Клейсту, 1976), "Парсифаль Уэльский" (по ср.-век. эпосу, 1978), "Жена лётчика, или Мы не сумеем ни о чём не думать" (1981), "Удачное замужество" (1982).

Литература: Vidal M., Les contes moraux d'Eric Rohmer, P., 1977.

RÖKK, MARIKA

РЁКК, Рокк (Rokk) Марика (наст. Имя Илона)

(р. 3.11.1913)

нем. актриса (ФРГ). По нац. венгерка. С 11 лет выступала как танцовщица в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Будапеште. В кино с 1932 (ф. "Целуй ещё слаще"). С 1935 снималась в Германии, преим. в муз. комедиях и киноопереттах, большинство к-рых ставил реж. Г. Якоби: "Нищий студент" (1936), "Гаспароне" (1937), "Ночь в мае" (1938), "Алло, Жанин" (1939), "Кора Терри" (1940), "Женщины - всё же лучшие дипломаты" (1941), "Женщина моих грёз" (1944, в сов. прокате "Девушка моей мечты") и др. Была одной из наиболее популярных "кинозвёзд" пред-воен. Германии. Выступала до 1981 на сценах варьете и в опереттах, снималась в Австрии и ФРГ. Пр. "Золотая кинолента" (1981) за многолетнюю деятельность в кино. Написала мемуары "Сердце с перцем" (1974).

Среди др. ф.: "Дитя Дуная" (Австрия), "Принцесса чардаша", "Ночь перед премьерой", "Летучая мышь".

ROONEY, MICKEY

РУ`НИ (Rooney) Микки (наст. имя и фам. Джо Юл мл., Yule Jr.)

(p. 23.9.1922, по др. данным, 1920)

амер. актёр. В 1927 - 34 снимался в к/м фильмах. Известность приобрёл после ф. "Семейное дело" (1937), положившего начало серии ф. с участием постоянного комич. персонажа Энди Харди (спец. пр. "Оскар" за исполнение ролей в этой серии, 1938). Успешно выступал в мьюзиклах. В 30-е и 50-е гг. был одним из самых популярных актёров амер. кино: "Сон в летнюю ночь", "Город мальчиков", "Приключения Гекльберри Финна", "Человеческая комедия", "Любовь смеётся над Энди Харди", "Все на берег!", "Энди Харди возвращается домой" и др. С 60-х гг. снимается преим. в небольших драм, ролях: ф. "Завтрак у Тиффани", "Реквием по тяжеловесу", "Это безумный, безумный, безумный, безумный мир", "Принцип "Домино"". Спец. пр. "Оскар" (1982).

ROSAY, FRANçOISE

РОЗЕ` (Rosay) Франсуаза (наст. фам. де Налеш, de Naleche)

(19.4.1891 - 28.3.1974)

франц. актриса. С 1908 играла в разл. т-рах Парижа, а также в Михайловском т-ре в Петербурге. В кино с 1913. Первая большая роль - в ф. "Грибиш" (1926, реж. Ж. Фейдер). Затем снялась в ленте Р. Клера "Двое робких" (1928). Роли сильных и гордых женщин, проносящих через превратности судьбы и своё человеческое достоинство, сыграны ею в фильмах Фейдера "Большая игра" в (1934), "Пансион "Мимоза"" и "Героическая кермесса" (1935), "Люди странствий" (1938). Р. выступала и в острохарактерных комедийных ролях: "Если бы император знал" (1930), "Садовник госпожи Юссон" (1932), "Забавная драма" (1937). Участвовала также в ф.: "Макадам" (1946), "Красная гостиница" (1951), "Игрок" (1958), "Не нужно принимать и" божьих деток за диких уток" (1968), "Три миллиарда без лифта" (1972), "Пешеход" (1973, ФРГ). Автор мемуаров "Через жизнь" (1974).

Литература: Божович В., Творчество Франсуазы Розэ, в сб.: Франц. киноиск-во, М., 1960.

ROSI, FRANCESCO

РО`ЗИ (Rosi) Франческо

(р. 15.11.1922)

итал. режиссёр. Учился в Неаполитанском ун-те. Участвовал в антифаш. борьбе. С 1944 актёр, сценарист, режиссёр и на радио и ТВ. С 1948 ассист. режиссёра, ф. в т. ч. у Л. Висконти (ф. "Земля дрожит"). В 1952 закончил за реж. Г. Алессандрини ый ф. "Красные рубашки" о гарибальдийцах, 39) а в 1956 с В. Гасманом экранизировал и пьесу А. Дюма-отца "Кин". В 1958 пост. ф. "Вызов" (спец. пр. Мкф в Венеции), разоблачавший неаполитанскую тайную пр. организацию - каморру, в 1959 - ф. "Вязальщики" о жизни юж.-итал. эмигрантов в Германии. Приверженность режиссёра к социальной тематике особенно проявилась в ф. "Сальваторе Джулиано" (1961, пр. Мкф в Зап. Берлине) об известном сицилийском бандите. Этот публицистич. ф. вскрывал связи мафии с правящими кругами и амер. гангстерскими организациями, в нём были воссозданы подлинные события и персонажи (наряду с актёрами в ф. снимались непроф. исполнители). След. фильм Р. "Руки над городом" (1963, гл. пр. Мкф в Венеции) пост, в манере ф.-расследования. В нём была показана борьба коммуниста - советника неаполитанского муниципалитета против бурж. политиканов И спекулянтов. Гл. роль сыграл амер. актёр Р. Стайгер, одну из осн. ролей исполнил муниципальный советник-коммунист К. Фермариелло, к-рый играл самого себя. Эти ф.- первые образцы социальной и политич. публицистики в итал. прогрес. кино. В ф. "Момент истины" (1965) о тореадоре, жертвующем жизнью, режиссёр реалистически воссоздал жизнь франкистской Испании. Поставил ф. "Жила-была" (1966). Верный своим убеждениям, социальной и политич. проблематике ранних работ, Р. снял затем ленты "Люди против" (1970) о событиях 1-й мировой войны, "Дело Маттеи" (1972, гл. пр. Мкф в Канне) о коррупции в системе итал. пром-сти, "Счастливчик Лючано" (1973) о знаменитом в 30-х гг. нью-йоркском гангстере-итальянце, "Сиятельные трупы" (по Л. Шаше, 1976). В 1979 Р. экранизировал роман итал. писателя-антифашиста К. Леви "Христос остановился в Эболи" (гд. пр. Мкф в Москве). В 1981 по мотивам рассказа А. Платонова "Третий сын" пост. ф. "Три брата", в 1983 - ф.-оперу "Кармен".

Литература: Викторова Е., Франческо Рози, М., 1977.

ROSSELLINI, ROBERTO

Статья большая, находится на отдельной странице.

ROSSIF, FRÉDÉRIC

РОССИ`Ф (Rossif) Фредерик

(р. 16.2. 1922)

франц. режиссёр. С 1951 работал на ТВ. В 1948 - 51 директор Франц. синематеки. Был продюсером и ставил к/м ф., в т. ч. "История слонов" (1958), "Моментальная съёмка" (1960). Снял неск. монтажных ф. - "Непредвиденные новости" и "Времена гетто" (1961), "О наших временах" (1962), "Умереть в Мадриде" (1963), "Октябрьская революция" и "Свидетель" (1967), "Почему Америка?" (1969), а также науч.-популяр. ф. "Животные" (1964), "Дикий праздник" (1975, пр. "Оскар"); худож. ф.- "Музыкальная трагедия" (1969), "Так же далеко, как любовь" (1971). В 1982 пост, ф. "Жак Брель" о франц. шансонье. Пр. им. Виго (1963).

ROTA, NINO

РО`ТА (Rota) Нино

(3.12.1911 - 10.4. 1979)

итал. композитор. Учился в консерваториях Рима, Милана и Ин-те Кёртис в Филадельфии. В кино с 1938 (ф. "Рабочий поезд"). Писал музыку к итал. и иностр. ф., в т. ч. к ф.реж.: Ф. Феллини - "Белый шейх", "Маменькины сынки", "Дорога", "Мошенничество", "Ночи Кабирии", "Сладкая жизнь", "Восемь с половиной", "Джульетта и духи", эпизод "Тоби Даммит" (в ф. "Три шага в бреду"), "Клоуны", "Рим", "Амаркорд", "Казанова Феллини", "Репетиция оркестра"; Л. Висконти - "Белые ночи", "Рокко и его братья", "Леопард"; Ф. Дзеффирелли - "Укрощение строптивой", "Ромео и Джульетта"; С.Ф. Бондарчука - "Ватерлоо"; Ф. Ф. Копполы - "Крёстный отец", "Крёстный отец II" (с К. Копполой, пр. "Оскар", 1974). Мелодичность, богатство выдумки, тонкое проникновение в замысел режиссёра сделали Р. одним из крупнейших композиторов итал. кино.

Предыдущая страница Следующая страница