Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "BER"-"BOY")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "BER"-"BOY")

BERGMANN, WERNER

БЕ`РГМАН (Bergmann) Вернер

(р. 14.1. 1921)

нем. оператор (ГДР). Работал на к/ст рекламных ф. в Дрездене. Снимал науч.-популяр. ф. на к/ст УФА, с 1946 на к/ст ДЕФА, с 1953 - худож. фильмы. Постоянно сотрудничал с реж. К. Вольфом. Преподаёт в Высш. киношколе в Бабельсберге, выступает и как режиссёр. Автор мн. статей, поев, операт. иск-ву. В 1979 пост. ф. "Ночные игры". Нац. пр. ГДР (1959, 1968, 1971). Среди др. ф.: "Капитан из Кёльна" (1956), "Лисси" (1957), "Искатели солнца" (1958), "Звёзды" (1959), "Профессор Мамлок" (1961), "Мне было девятнадцать" (1968), "Гойя, или Тяжкий путь познания" (1971, с К. Рыжовым, СССР - ГДР), "Мама, я жив" (1977).

BERKELEY, BUSBY

БЕ`РКЛИ (Berkeley) Басби

(наст. имя и фам. Уильям Беркли Инос, Enos)

(29.11.1895-14.3.1976)

амер. хореограф, режиссёр. Получил известность брод-вейскими пост, мьюзиклов. В Голливуде с 1930 (хореограф). В 1933 дебютировал в режиссуре ф. "Ей пришлось сказать "да"" (с Дж. Эми). Б.- ведущий голливудский постановщик мьюзиклов 30-х гг., сыгравший значит. роль в становлении этого киножанра. Лучшие его работы как хореографа в ф. др. режиссёров - "Кики" (1931), "42-я улица" (1930) и "Римские скандалы" (1933). Реж. работы: "Золотоискательницы 1935 года" (1935), "Мужчины - такие глупцы" (1938), "Восстание ребят" (1939), "Для меня и моей з девушки" (1942). В его хореографич. композициях выразительность танца усиливается при помощи кинематографич. средств - движущейся камеры, неожиданных ракурсов, эффектных декораций.

BERLANGA, LUIS GARCÍA

БЕРЛА`НГА (Berlanga) Луис Гарсия

(р. 12.6.1921)

исп. режиссёр, сценарист. Учился в ун-те в Валенсии, в 1947 в Ин-те изучения и практики кинематографии в Мадриде. В 1951 совм. с X. А. Бардемом создал ф. "Эта счастливая пара". Социальная комедия "Добро пожаловать, мистер Маршалл!" (1952, сц. Б. и Бардем) впервые принесла исп. кино междунар. пр. Мкф в Канне (1953). Важные проблемы совр. общества, будь то угроза ядерной войны или никчёмность и фальшь благотворительности богачей, в творчестве Б. часто сатирически преломляются (ф. "Калабуч", 1956, пр. Мкф в Венеции, с Италией; "Пласидо", др. назв. "Посадите бедняка за стол", 1960, не разрешён цензурой). Крупнейшее произв. Б.- ф. "Палач" (1963, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Венеции), в к-ром в трагедийно-фарсовом ключе показана катастрофич. утрата человеком нравств. устоев под воздействием социальной среды. После вынужденного перерыва из-за преследований цензуры Б. снял ф. "Да здравствуют жених и невеста!" (1970), рассказавший в гротесковой и иронич. форме о власти лицемерной бурж. морали над личностью. В 1974 пост. во Франции ф. "В натуральную величину" о трагич. одиночестве человека в обществе потребления. В комедиях "Национальное ружьё" (1978) и "Национальное достояние" (1981) Б. вновь обратился к исп. действительности, высмеивая власть имущих в период франкизма и вырождающуюся исп. аристократию. Тематическим продолжением последнего ф. стал ф. "Национальное III" (1982).

Др. ср.: "Жених на виду" (1953), "Чудо по четвергам" (1957), "Лавочка" (1967, с Аргентиной).

BERRY, JULES

БЕРРИ` (Berry) Жюль

(наст, имя и фам. Луи Пофише, Paufichet)

(9.2.1883 - 20.4.1951)

франц. актёр. С 1900-х гг. в Т-ре Антуана и др. трах Парижа и Брюсселя. В кино с 1911 (в ф. "Оливер Кромвель"). Был одним из ведущих актёров франц. кино, постоянно снимаясь с 1931 (более 90 ролей). Играл гл. обр. циничных, порочных авантюристов. Наиболее значит. роли исполнил в ф. "реж. Ж. Ренуара "Преступление господина Ланжа" (1935) и в ф. реж. М. Карне "День начинается" (1939), "Вечерние посетители" (1942) и др.

BERTINI, FRANCESCA

БЕРТИ`НИ (Bertini) Франческа

(наст. имя и фам. Элена Серачини Витьелло, Seracini Vitiello)

(p. 11.4.1888, по др. данным, 6.2.1892)

итал. актриса. Выступала в т-рах Неаполя с 11 лет. В кино с 1904. Была одной из первых итал. "кинозвёзд". Сыграла в 110 ф. разл. жанров. Особым успехом пользовалась в декадентских и ложноромантич. драмах. Наиболее значит. роль - Ассунта Спина в одноим. (1915, реж. Г. Серена). С 1921 играла в кино редко. В 1976 исполнила эпизодич. роль в ф. "Двадцатый век" (реж. Б. Бертолуччи).

Среди др. ф.: "Лукреция Борджиа", "Пиа де Толомеи", "История одного Пьеро", "Федора", "Дело Клемансо", "Фру-Фру", "Тоска", "Тото, Внтторио и Докторша".

Литература: Лидзани К., Итал. кино, пер. с итал., М., 1956; Богемский Г., Франческа Бертинн, в кн.: Звезды немого кино, М., 1968; Рrоlо М. A., Storia del cinema muto italiano, Mil. 1951.

BERTOLUCCI, BERNARDO

БЕРТОЛУ`ЧЧИ (Bertolucci) Бернардо

(p. 16.3.1941)

итал. режиссёр. Снискал признание как поэт. В 1961 стал работать пом. режиссёра у П. П. Пазолини. Под его влиянием пост. в 1962 с участием непроф. актёров ф. "Костлявая кума" из жизни рим. низов, проникнутый лиризмом и содержавший мотивы социальной критики. В ф. "Перед революцией" (1964) также сказалось влияние Пазолини. Это исповедь юноши из бурж. семьи, не решающегося принять марксизм и встать на путь борьбы в застывшем итал. обществе. Ф. "Партнёр" (по повести Ф. М. Достоевского "Двойник", 1968) осмеивал нравы бурж. "общества потребления", отражал настроения молодёжного бунта кон. 60-х гг. Пост. в 1969 эпизод "Бесплодная смоковница" ("Агония") в ф. "Любовь и ярость", созданном несколькими режиссёрами.

Заявил о себе как один из представителей прогрессивного направления политического кино, сняв ф. "Конформист" (по А. Моравиа, 1970). Антифашистская тема продолжена Б. и в т/ф "Стратегия паука" (1970, и киновариант), однако лежащая в его основе абстрактная морально-этич. схема (заимствованная из эссе "О предательстве и герое" аргент. писателя X. Л. Борхеса) ослабляла звучание фильма. Одновременно Б. снял остросоциальный док. ф.-репортаж "Бедные умирают раньше". Разнообразие проблематики и формы свидетельствовали о постоянных творч. поисках режиссёра, однако нередко его ф. были не свободны от пороков бурж. кино, против к-рого он выступал. Так, скандальный характер носил успех его ф. "Последнее танго в Париже" (1972), проникнутого эротикой и фрейдистскими мотивами. Эти же мотивы прозвучали и в ф. "Луна" (1979), трактовавшем отношения между матерью и подростком-сыном. Наиболее зрелое и значит, произведение Б.- лента "Двадцатый век" (1976) - широкая фреска итал. нар. жизни на протяжении полувека (продолжительность ф. в 2 "актах" - 5 ч. 20 мин.). Действие этого ф., как и большинства др. фильмов Б., происходит в области Эмилия - на родине режиссёра. Б. показал становление сначала крестьянского, потом социалистич. и коммунистич. движения, партиз. борьбу и победу над фашистами. Ф. построен по классич. схеме семейного романа-саги: в центре сюжета судьбы помещика и батрака, родившихся в одном поместье в один день и логикой классовой борьбы поставленных по разные стороны баррикады. В 1981 Б. пост. ф. "Трагедия смешного человека", в к-ром затронул мотивы совр. итал. действительности (безудержная тяга к обогащению, похищение людей с целью получения выкупа и др.).

Б.- автор сц. неск. ф. др. режиссёров. В работе над своими ф. сотрудничает с братом Дж. Бертолуччи - режиссёром, сценаристом и продюсером, к-рый, в частности, снял две док. ленты об истории создания ф. "Двадцатый век" (1976).

Г. Д. Богемский.

BESSIE, ALVAH CECIL

БЕ`ССИ (Bessie) Алва

(4.6.1904 - 21.7. 1985)

амер. сценарист, писатель, публицист. Окончил Калифорнийский ун-т. В 1938 сражался в Интернац. бригадах в Испании. В Голливуде был сц. ф. "Операция в Северной Атлантике" (1943), "Сама мысль о Вас" (1944), "Отель "Берлин"" (1945), "Умная женщина" (1948). В период маккартизма был занесён в "чёрные списки" и лишён возможности работать в кино. Антикоммунистич. истерии в США посв. его кн. "Антиамериканцы" (1957) и "Инквизиция в раю" (1964, написана в форме автобиография, киносценария). В 1967 сценарист и актёр в ф. "И снова Испания".

Литература: В рус. пер.: Инквизиция в раю, М., 1968; Люди в бою. И снова Испания, М., 1981.

BEYER, FRANK

БА`ЙЕР, Бейер (Beyer) Франк

(р. 26.5.1932)

нем. режиссёр (ГДР). С 1955, по окончании Пражской академии иск-в, ассист. режиссёра. В 1957 пост. ф. "Две матери", в 1959 - "Старая любовь". Лучшие работы Б. поев. нем. борцам-антифашистам: "Пять патронных гильз" (1960), "Королевские дети" (1962), "Голый среди волков" (по Б. Апицу, 1963, пр. Мкф в Москве), рассказывавший о героизме узников Бухенвальда в последние дни войны. Пост. также ф. "Карбид и щавель" (1964), "Прислужники палачей" (1971, т/ф), "Якоб-лжец" (1974, с ЧССР), "Убежище" (в сов. прокате "Попытка к примирению", 1978), "Остановка в пути" (по Г. Канту, 1983), "В тупике" (1984) и др. Нац. пр. ГДР (1963, 1968, 1975).

BIBERMAN, HERBERT

БИ`БЕРМАН (Biberman) Герберт

(4.3.1900, по др. данным, 1895 - 3.7.1971)

амер. режиссёр, сценарист. Был театр, режиссёром. В кино с 1935 (ф. "Билет в один конец"). В 1936 пост, детективный ф. "Познакомьтесь с Ниро Вульфом". Написал сц. ф. "Король китайского квартала" (1939), "Раса господ" (1944) и др. В 1947 Б., как и др. прогрес. деятели Голливуда в период маккартизма, был обвинён в "подрывной деятельности", занесён в "чёрные списки" и изгнан из Голливуда. В 1953 по сц. М. Уилсона, также изгнанного из Голливуда, пост. ф. "Соль земли" (гл. пр. Мкф в Карлови-Вари, 1954) о стойкости и организованности мекс. горняков, их мужеств. борьбе за свои права во время забастовки на цинковых рудниках Беярда (США). Забастовщики обсуждали сценарий и реж. план, исполняли гл. и эпизодич. роли, охраняли места съёмок. В 1969 пост. ф. "Рабы" о жизни амер. негров в 19 в.

BIELIK, PAľO

БИ`ЕЛИК (Bielik) Пальо

(11.12.1910 - 23.4.1983)

чехосл. режиссёр, сценарист, актёр. Нар. арт. ЧССР (1968). Выступал з любительском т-ре. В 1936 сыграл гл. золь в ф. реж. М. Фрича"Яношик", имевшем большой успех. В 1937 снялся в ф. "Гордубалы" этого же режиссёра.

В 1939 - 42 работал в Словац. нац. т-ре. Сценарист и режиссёр к/м ф., составивших золотой фонд словац. кико: "Под открытым небом", "Искусственное волокно", "Дунайский лосось", "На острове бакланов" и др. Во время Словац. нац. восстания 1944 снял много уникальных кадров, вошедших впоследствии в его док. ф. "За свободу!" (1945). Вместе с Фричем и К. Стеклы работал над первым словац. п/м ф. "Берегись!" (1947). Пост. худож. ф. "Волчьи норы" (1948, сц. Б., исполнял одну из ролей; Словац. нац. пр., 1949). Затем пост. ф.: "Плотина" (1950, Гос. пр. ЧССР и пр. Мкф в Карлови-Вари), "Лазы пробуждаются" (1952); кинокомедии - "В пятницу, тринадцатого" (1954), "Адам Адаму рознь" (по новелле Я. Есенского " Король Давид", 1956). Один из лучших фильмов Б.- героич. эпопея о мятеже словац. и чеш. солдат в австро-венг. войсках в конце 1-й мировой войны "Сорок четыре" (1957 Гос. пр. ЧССР и пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Карлови-Вари, 1958). В ф. "Капитан Дабач" (1959) вновь вернулся к теме Словац. нац. восстания 1944, показав ведущую роль Коммунистич. партии в борьбе за справедливое общество Его ф. "Яношик I - II" (1962 - 63, в сов. прокате "Горные мстители") посвящен легендарному герою Яношику. Пост. ф. "Мастер-палач" (1966) о революц. событиях 1848 - 49, "Трое свидетелей" (1969). Оказал большое влияние на развитие словац. кинематографа.

BISSET, JACQUELINE

БИ`ССЕТ (Bisset) Жаклин

(р. 13.9.1944)

англ. актриса. В кино с 1965 (ф. "Сноровка... и как её приобрести"). Снималась в ф.: "Аэропорт" (1970), "Жизнь и времена судьи Роя Бина" (1972) - оба США, "Американская ночь" и "Великолепный" (1973) - оба Франция, "Убийство в Восточном экспрессе" (1974), "Судья и его палач" (1975, ФРГ), "Бездна" (1977) и "День, когда погибла Земля" (1979) - оба США, "Богатые и знаменитые" (1981), "Класс" (1983).

BJORK, ANITA

БЬЁРК (Bjork) Анита

(р. 25.4.1923)

швед, актриса. В кино с 1942 (ф. "Божественная игра", реж. А. Шёберг). Значит, образ создала в ф. "Фрекен Юлия" (1951, реж. Шёберг). Снималась в ф. реж. И. Бергмана ("Женщины ждут", 1952), Г. Муландера ("Женщина без лица", 1947; "Песнь о багрово-красном цветке", 1956), А. Матсона ("Возница", 1958; "Белая госпожа", 1962), М. Сеттерлинг ("Влюблённые пары", 1964), Б. Видерберга ("Одален 31", 1968), А. Брайен ("Охота на ведьм", 1981, Норвегия - Швеция).

BJÖRNSTRAND, GUNNAR

БЬЁРНСТРАНД (Björnstrand) Гуннар

(р. 13.11.1909 - 25.5.1986)

швед. актёр. Учился в школе при Драм, т-ре в Стокгольме. Играл в разл. трах. С 1931 в кино (ф. "Фальшивый миллионер", швед, версия франц. ф. "Ради моего сердца и миллионов"). Признание получил в ф. реж. И. Бергмана "Дождь над нашей любовью" (1946), "Женщины ждут" (1952), "Урок любви" (1954), "Улыбки летней ночи" (1955). Исполнил роли в др. фильмах Бергмана: Директор театра ("Вечер шутов", 1953), Консул ("Женские грёзы", 1955), оруженосец Ёнс ("Седьмая печать") и Эвальд ("Земляничная поляна") - обе 1957, врач Вергерус ("Лицо", 1958), писатель Давид ("Как в зеркале", 1961), священник Томас ("Причастие", 1963), Фоглер ("Персона", 1966), предатель-бургомистр Якоби ("Стыд", 1968), Судья ("Ритуал", 1969, т/ф), Пауль ("Осенняя соната", 1978). Снимался также в ф. реж. А. Шёберга ("Травля", 1944), В. Шёмана ("Одежда", 1964, "Постель для брата и сестры 1782", 1965, "Табу", 1976), Я. Троэлля ("Вот твоя жизнь", 1966) и др. Сыграл св. 100 ролей.

BLACK, KAREN

БЛЭК (Black) Карен

(наст. фам. Зиглер, Ziegler)

(p. 1.7.1942)

амер. актриса. Училась в нью-йоркской Актёрской студии. В кино с 1966 (ф. "Ты теперь большой мальчик"). Одна из ведущих актрис США 70-х гг., получила известность после ф. "Беспечный ездок" (1969) и "Пять лёгких пьес" (1970). Чаще всего играла роли взбалмошных, иногда вульгарных, не устроенных в жизни женщин - в ф. "Жалобы Портного" (1972), "Великий Гэтсби" (1974), "День саранчи" и "Нэшвилл" (1975), "Козерог-1" (1977). В 1982 снялась в ф. "Приходи на нашу встречу, Джимми Дин, Джимми Дин".

BLAIER, ANDREI

БЛА`ЙЕР (Blaier) Андрей

(р. 15.5.1933)

рум. режиссёр. В 1956 окончил Ин-т им. Караджале. Первый ф.-"Час "h"" (1957, с С. Иветичем). Его лучшие работы - "Утро благоразумного человека", посв. проблеме нравств. воспитания молодого поколения (1967), и "Сквозь прах империи" (по 3. Станку, 1976). С К. Кирицэ написал сц. ф. "Об особом типе счастья" (1973).

Среди др. ф.: "Он был моим другом" (1963), "Незаконченный дом" (1964), "Потом родилась легенда" (1969), "Потерянный лес" (1972, в сов. прокате "Погибший лес"), "Открытки с полевыми цветами" (1975), "Всё ради футбола" (1978), "Белая тьма" (1982).

BLAIR, BETSIE

БЛЭР (Blair) Бетси

(наст. фам. Роджер, Roger)

(p. 11.12.1923)

амер. актриса. Была танцовщицей, выступала в т-ре. В кино с 1947 (ф."Вина Джанет Эймс"). Психологически точная манера исполнения придавала особую убедительность ролям простых, неискушённых и, как правило, не очень счастливых героинь, образы к-рых принесли ей признание сначала в США ("Марти", 1955, пр. Мкф в Канне), а затем и в др. странах: "Главная улица" (1956, реж. X. А. Бардем, Испания), "Крик" (1957, реж. М. Антодиони, в сов. прокате "Отчаяние"), "Дофины" (1960), "Дряхлость" (1962) - все Италия.

В дальнейшем снималась во второстепенных ролях, гл. обр. за пределами США. Актеры заруб. кино, в. 3, М., 1966.

BLANCHAR, PIERRE

БЛАНША`Р (Blanchar) Пьер

(30.6.1896 - 21.11.1963)

франц. актёр. В 1919 выступал в т-ре "Одеон", затем учился в Парижской консерватории, работал в разл. драм, т-рах, В кино с 1921 (ф. "Папа, доброе сердце"). Дарование Б. в полной мере раскрылось в ф., где он играл людей тяжёлой, порой трагич. судьбы: Раскольников ("Преступление и наказание", 1935, пр. Мкф в Венеции), гл. роли в ф. "Пиковая дама" (1937), "Игрок" (1938). Значит. работа Б.- образ Понкарраля в ф. "Понкарраль, полковник Империи" (1943), отважного человека, боровшегося против Бурбонов. В 1943 - 1945 был участником антифаш. борьбы, возглавлял К-т освобождения франц. кино, сыгравший большую роль в сплочении передовых деятелей кино-иск-ва в период нем.-фаш. оккупации. В 1946 снялся в ф. "Родина" (реж. Л. Дакен). Последний ф.- "Чёрный монокль" (1961). Б.- один из первых преподавателей ИДЕКа.

BLASETTI, ALESSANDRO

БЛАЗЕ`ТТИ (Blasetti) Алессандро

(р. 3.7.1900)

итал. режиссёр. Основал в 20-х гг. ж. "Mondo allo schermo", вокруг к-рого объединились молодые кинематографисты, стремившиеся к обновлению итал. кино. Первый ф.- "Солнце" (1929). Б.- один из самых популярных итал. режиссёров 30-х гг. Его творч. поиски отличались непоследовательностью и противоречивостью. Наряду с ф. "Мать - земля" (1931), "1860-й год" (1933), отражавшими тяготение режиссёра к реализму и влияние сов. кино, Б. снимал костюмно-историч. ленты - "Приключение Сальватора Розы" (1940), "Железная корона" (1941) и др. и даже неск. ф., близких фаш. идеологии, - "Старая гвардия" (1934-35), "Альдебаран" (1936), "Никто не возвращается назад" (1943). Переломным моментом в творчестве Б. явилась комедия "Четыре шага в облаках" (1942), показывавшая будничную жизнь простых людей, далёкую от фаш. риторики. Этот ф. был одним из немногих произв., подготовивших почву для неореализма. В 1946 пост. антифаш. ф. "Один день в жизни". В послевоен. период снял много ф. в раз л. жанрах, пре-им. муз. комедий и ревю, а также док. ленты об архит. и историч. памятниках Италии. В 1948 в традиционной для итал. кино манере пост, "боевик" из др.-рим. жизни "Фабиола". Снимался в небольших ролях (в т. ч. сыграл самого себя - режиссёра Б. в ф. "Самая красивая", 1951, реж. Л. Висконти). В комедии "Любовь и сплетни" (сц. Дзаваттини, 1957) высмеял нравы итал. провинц. буржуазии. Из ф. 60-х гг. наиболее значительны его антивоен. ф. "Я люблю, ты любишь" (1961), осн. на док. материале, нек-рые сцены к-рого снимались в СССР, "Лиола" (по Л. Пиранделло, 1963) и "Симон Боливар, освободитель" (1969, в сов. прокате "Симон Боливар"), посвященный освободит, борьбе народов Лат. Америки против исп. господства. Юбилейный приз Мкф в Венеции (1982).

BLIER, BERNARD

БЛИЕ` (Blier) Бернар

(р. 11.1.1916)

франц. актёр. Учился у Л. Жуве и Р. Руло. С 1936 в "т-рах бульваров" в Париже. В кино с 1937 (эпизодич. роль в ф. "Простофиля"). Снимался в ф. реж.: А. Ж. Клузо - "Набережная ювелиров" (1947); Кристиан-Жака - "Человек - людям" (1948), "Потерянные сувениры" (1950); Ж. П. Ле Шануа - "Школа бездельников" (1949), "Отверженные" (1958); Ж. Дювивье - "Мари-Октябрь" (1959); А. Кайата - "Перед потопом" (1953), "Чёрное досье" (1955). Лучшие роли: Шофёр такси ("Адрес неизвестен", 1951), Капитан ("Кошка") и Лашом ("Сильные мира сего") - обе 1958. Б. играет преим. характерные, иногда комедийные роли. Часто снимается в Италии - "Большая война" (1959), "Товарищи" (1963), "Вопрос чести" (1965), "Посторонний" (1967), "Мои друзья" (1975), "Оглянись, Эудженио" (1980). Снялся в ф. своего сына реж. Бертрана Блие "Холодная закуска" (1980). Др. ф.: "Игрок", "Горбун" (Италия), "Остановите барабаны", "Сто тысяч долларов на солнце", "Мой дядя Бенжамен", "Высокий блондин в чёрном ботинке", "Труп моего врага", "Чёрная серия".

BLUME, RENATA

БЛЮ`МЕ (Blume) Рената

(р. 3.5.1944)

нем. актриса (ГДР). В 1964 окончила Высш. школу актёров в Берлине. В 1965 - 1970 работала в т-ре, с 1970 на ТВ. В кино с 1964 ("Расколотое небо", реж. К. Вольф). Снималась в ф.: "Замёрзшие молнии" (1967), "Ульзана" и "Кит и К°" (1974), "Дело в замке" (1979), "Принц за семью морями" (1982); в ряде т/ф. Значит. достижение Б.- роль Женни Маркс в т/ф "Карл Маркс. Молодые годы" (1980, СССР - ГДР, реж. Л. А. Кулиджанов, Лен. пр., 1982), сыгранная с обаянием и искренностью, глубоким проникновением в духовный мир героини.

BOGARDE, DIRK

БО`ГАРД (Bogarde) Дерк

(наст. имя и фам. Дерек Нивен ван ден Богарде, van den Bogaerde)

(p. 28.3.1921)

англ. актёр. В 1937 в Королев, колледже иск-в занимался у скульптора Г. Мура. Работал в лондонских т-рах и на ТВ. В кино с 1948. Много снимался, однако известность получил, исполнив гл. роль в ф. реж. Дж. Лоузи "Слуга" (1963). Сыграл в других его ф.: "За короля и отечество" (1964), "Модести Блэйз" (1965), "Несчастный случай" (1967). Работы Б. в ф. итал. реж. Л. Висконти - роли Фридриха Брукмана ("Гибель богов", 1969) и композитора Густава Ашен-баха ("Смерть в Венеции", 1971) - поставили его в ряд виднейших актёров мирового кино. К наиболее значительным относятся также роли в ф. "Ночной портье", (1974, реж. Л. Кавани, Италия), "Провидение" (1977, реж. А. Рене, Франция) и "Путешествие в свет" ("Отчаяние", 1978, реж. Р. В. Фасбиндер, ФРГ). Игру Б. отличают углублённый психологизм, совершенство пластич. рисунка.

Др. ф.: "Эстер Уотерс", "Квартет", "Голубая лампа", "Женщина, о которой идёт речь", "Спящий тигр", "Королевство Кемп-белла", "Жертва", "Проклятие бросающему вызов", "Дилемма доктора", "Неоконченная песня" (США), "Дорогая", "О, что за прелестная война!", "На один мост дальше".

Литература: A postillion struck by lightning, L., 1977; Snakes and Ladders, L., 1978.

Литература: Hinxman M., d'Arcy S., The filmes of Dirk Bogarde, L., 1974.

BOGART, HAMPHREY

БО`ГАРТ (Bogart) Хамфри

(25.12.1899, по др. данным, 23.1.1899 - 14.1.1957)

амер. актёр. С 1920 выступал в т-ре. В кино с 1930 (ф. "Вверх по реке", реж. Д. Форд). Поначалу амплуа актёра - холодные преступники (экранизация "Окаменевшего леса", 1936, "Тупик", 1937). Но постепенно в персонажах Б. стали явственно звучать мотивы социально-политич. обусловленности их ожесточения ("Бурные двадцатые годы", 1939, в сов. прокате "Судьба солдата в Америке"; "Они ездят по ночам", 1940, "Высокая Сьерра", 1941). В ф. "Мальтийский сокол" (по Д. Хамметту, 1941, реж. Дж. Хьюстон) Б. сыграл одну из своих лучших ролей - детектива, знающего цену продажному обществу. Глубокая человечность, способность к сильным чувствам, скрытым под маской цинизма и иронии, придавали антигероям Б. романтич. ореол ("Касабланка", 1943, "Иметь и не иметь" по Э. Хемингуэю, 1944, "Большой сон" по Р. Чандлеру, 1946). Роли Б. всё более психологически детализировались, усиливая драм, звучание мотива отчуждения человека, а в нек-рых случаях преодоления этого отчуждения ("Африканская королева", 1951, реж. Хьюстон, пр. "Оскар"). Неприятие действительности у героев Б., осн. на мотиве разрушенных надежд, сделало актёра особенно популярным не только в 40 - 50-е гг., но и в последующие десятилетия в среде бунтующей молодёжи. Безвременная смерть актёра способствовала известной мифологизации его образа. Последний ф. - "Тем тяжелее будет падение" (1956).

Среди др. ф.: "Меченая женщина", "Ангелы с грязными лицами", "Сахара", "Сокровище Сьерры-Мадре", "Стучись в любую дверь", "В безлюдном месте", "Мятеж на "Каине"", "Сабрина", "Босоногая графиня", "Мы не ангелы".

Литература: Базен А., Смерть Хэмфри Богарта, в его кн.: Что такое кино?, пер. с франц М., 1972; Eyles A., Bogart, L., 1975; Humphrey Bogart, Munch., 1976; Pettigrow Т., The Bogart file, L., 1977.

BOGDANOVICH, PETER

БОГДАНО`ВИЧ (Bogdanovich) Питер

(р. 30.7.1939)

амер. режиссёр, сценарист, критик, актёр. Выступал на сцене, был режиссёром. Написал неск. исследований, поев, крупнейшим амер. реж. Дж. Форду, X. Хоуксу, О. Уэллсу и др. В кино с 1966 как соавтор сц. и ассистент реж. Р. Кормена по ф. "Дикие ангелы". Первую ленту "Мишени" (1968), поев, исследованию проблемы насилия в совр. амер. обществе, снял при финанс. поддержке и консультации Кормена. Ф. "Последний киносеанс" (1971) - драм, рассказ о маленьком городке в Техасе в нач. 1950-х гг., о пожирающей его скуке и пустоте. Стилизованный под ленты прошлых лет, он доводил до логич. завершения традиц. мифы Голливуда и показывал трагич. несоответствие между иллюзорным оптимизмом старых картин и жестокой правдой жизни. В 1971 сделал также док. ф. о крупнейшем амер. режиссёре Дж. Форде "Поставлено Джоном Фордом", а в 1972 - гротесковую комедию "Что нового, доктор?". В 1973 пост. ф. "Бумажная луна" (спец. пр. Мкф в Сан-Себастьяне), трагикомедию о путешествии по Америке 30-х гг. мелкого мошенника и девятилетней девочки. В этой картине, наследующей традиции Ч. Чаплина, Ф. Капры и др., Б. реконструировал бытовые реалии времени в их кинематографич. преломлении, утверждая с их помощью идею необходимости человеческого взаимопонимания, ф. "Дэйзи Миллер" (по Г. Джеймсу, 1974), "Наконец-то любовь" (1975), "Никельодеон" (1976), "Святой Джек" (1979) не обладали диалектич. цельностью его первых работ, что привело Б. к полным или частичным неудачам. Б. был автором или соавтором сц. мн. своих картин. В ряде ф., а также в ф. др. режиссёров выступал как актёр. В 1981 пост. ф. "Все они смеялись".

В. Ю. Дмитриев.

BOHDZIEWICZ, ANTONI

БОГДЗЕ`ВИЧ (Bohdziewicz) Антони

(11.9.1906 - 20.10.1970)

польск. режиссёр, педагог, критик. Учился в Вильнюсском ун-те. В 1928 - 30 работал на радио. В 1930-е гг. занимался пропагандой социально значимого киноиск-ва, особенно советского. Снимал к/м док. фильмы. В период нем.-фаш. оккупации создал и вёл подпольные кинокурсы, руководил киногруппой у партизан. После освобождения Польши снимал док. ф. ("Алло, говорит Лодзь", 1945, и др.). Среди худож. ф.: "За вами пойдут другие" (1949) о пролет. антифаш. подполье, "Действительность" (по Е. Путраменту, 1961) о рабочем движении в Польше 1930-х гг. Руководил творч. объединениями "Дорога" (1957 - 63) и "Путь" (1968 - 70).

Др. ф.: "Долото и кисть" (1932, к/м, док., Франция), "Наброски углем", "Месть" (с Б. Коженевским) - оба 1957, "Галоши счастья" (1958), "Девушка из хорошей семьи" (1962).

BOISSET, YVES

БУАССЕ` (Boisset) Ив

(р. 14.3.1939)

франц. режиссёр. Учился в ИДЕКе, был ассистентом реж. И. Чампи (ф. "Кто вы, доктор Зорге?"), затем Ж. П. Мель-виля, Р. Фреды, К. Соте, В. Де Сика, Р. Клемана. Занимался кинокритикой, работал на радио и ТВ. В 1968 дебютировал фантастико-приключенч. ф. "Коплан спасает свою шкуру". Снял неск. док. ф. в разных странах. Социальная направленность в сочетании с детективным сюжетом характерна для ф. "Полицейский" (1970), "Прыжок ангела" (1971), "Покушение" (1972, пр. Мкф в Москве, 1973, в сов. прокате "Похищение в Париже"). Значительным в творчестве Б. стал антимилитаристский ф. об алж. войне "Ничего не случилось" ("R. A. S.", 1973). Проблеме коррупции в сфере правосудия посвящен ф. "Следователь Файяр по прозвищу "Шериф"" (1977). Тема женщины в обществе, поднятая режиссёром в ф. "Ключ к двери" (1978), особенно остро поставлена им в ф. "Женщина-полицейский" (1980), героиня к-рого восстаёт против несправедливостей социальной системы. В центре ф. "Вперёд, сыны отечества" (1981, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1982) - судьба юноши, ставшего жертвой ура-патриотич. амбиции своего отца. В 1983 пост. ф. "Цена риска".

Др. ф.: Дюпон Лажуа" (в сов. прокат "Это случилось в праздник") и "Сумасшед шую - убить" (1975), "Сиреневое такси" (1977), "Шпион, встань" (1982).

BOLKAN, FLORINDA

БОЛКА`Н (Bolkan) Флоринда

(наст. имя и фам. Жозе Суара Вулкан, Bulcao)

(p. 1941)

итал. актриса. По мац. бразильянка. Училась в Сорбонне и Школе иск-в в Париже. С успехом сыграла эпизодич. роль в ф. итал. реж. Л. Висконти "Гибель богов" (1969). Снялась в ф.: "Неприкасаемые" (1968, реж. Дж. Монтальдо), "Похититель преступлений" (реж. Н. Трентиньян, Франция), "Приходи как-нибудь вечером поужинать" (реж. Дж. Патрони-Гриффи), "Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений" (реж. Э. Петри) - все 1969. С успехом сыграла в ф. "Короткий отпуск" (1973, реж. В. Де Сика), "Покушение в Сараево" (1976, СФРЮ - ЧССР). В 1980 снялась в ф. "Манаое" (Испания).

Среди др. ф.: "Довольно сложная девушка", "Венецианский аноним", "Встреча". "Дорогие родители", "Королевский блеск" (Великобритания), "Всеобщее чувство стыда".

BOLOGNINI, MAURO

БОЛОНЬИ`НИ (Bolognini) Maypo

(р. 28.6.1922)

итал. режиссёр. Учился в Эксперим. киноцентре в Риме. В 1948 - 52 был ассистентом реж. Л. Дзампы и франц. реж. И. Аллегре и Ж. Деланнуа. Первые его ф. носили черты псевдонар. комедий периода упадка неореализма ("розового неореализма"). Исключением была лирич. комедия "Влюблённые" (1955). Впоследствии проявил себя как вдумчивый и тонкий мастер экранизаций произв. итал. литературы: "Бурная ночь" П. П. Пазолини (1959), "Красавчик Антонио" В. Бранкати и "Глупый день" А. Моравиа (оба 1960), "Ла Виачча" ("Плохая дорога" по М. Пратези, 1961), "Агостино" Моравиа (1962), "Прекрасный ноябрь" Э. Патти (1968), "Абсолют естественности" Г. Паризе (1969), "По древним ступеням" М. Тобино (1975, пр. Мкф в Локарно), "Наследство Феррамонти" Г. К. Келли (1976). Экранизировал также франц. авторов: "Мадемуазель де Мопен" Т. Готье (1965) и "Бубу" Ш. Л. Филиппа (1970). Наиболее значительны - тонкая психологич. драма "Дряхлость" (по И. Свево, 1962) и "Метелло" (по В. Пратолини, 1969) о зарождении рабочего движения в Италии. В 1980 пост. ф. "Истинная история дамы с камелиями", в 1982 на ТВ экранизировал "Пармскую обитель" Стендаля.

Особое место в творчестве Б. занимают антифаш. ф. о девушке-партизанке "Либера, любовь моя" (1974) и проникнутый политич. мотивами ф. "Случаи из жизни приличных людей" (1975), идущие в русле "политического фильма".

Работает также в опере и драм. т-ре. Др. ф.: "Коррупция" (1963), "Женщина - это нечто прекрасное", новеллы в ф. "Три лица" (1964), "Куколки" (1965), "Арабелла" (1967), новелла в ф. "Куда ты едешь в отпуск?" (1978).

BOLVARY, GEZA VON

БО`ЛЬВАРИ (Bolvary) Геза фон

(26.12.1897 - 10.8.1961)

венг. и нем. режиссёр (ФРГ). Работал в кино в Италии, Австрии и Германии ("Восточные страсти", 1924; "Таинственная Кали", 1926; "Галантный гусар", 1928, и мн. др.). С началом звук, периода Б. специализировался на пост. муз. ф. и экранизациях оперетт. Среди ф.: "Два сердца в три четверти такта" (по оперетте Штольца, 1930), "Прощальный вальс" (1934), "Очарование богемы" (1937), "Бал в опере" (по оперетте Хойбергера, 1939), "Розы Тироля" (по оперетте К. Целлера "Продавец птиц", 1940). Снятый с большим постановочным размахом цв. ф. "Летучая мышь" (по мотивам пьесы А. Мельяка и Л. Галеви"Часы с боем" и оперетты Й. Штрауса, 1945) был начат незадолго до окончания 2-й мировой войны в пражских ателье и закончен на к/ст ДЕФА. Среди др. ф.: "О чём грезят женщины" (1933), "Весенний парад" и "Сон в зимнюю ночь", 1935), "Девичий пансион" (1936), "Свадебная ночь в раю" (1950), "Дочь полка" (1953, Италия), "Славный старый марш Радецкого" (1958).

BOORMAN, JOE

БУ`РМЕН (Boorman) Джо

(р. 18.1.1933)

англо-амер. режиссёр. Работал на ТВ режиссёром и продюсером. В кино с 1965. Ставит ф. в разл. жанрах (триллер, воен. и приключенч. ф., муз. ф., фантастика): "Поймайте, если сможете" (1965, Великобритания), "В упор" (1967), "Ад в Тихом океане" (1968), "Лео последний" (1970, Великобритания), "Избавление" (1972), "Зардоз" (1974), "Еретик: Изгоняющий дьявола II" (1977), "Экскалибр" (1980, Великобритания, пр. Мкф в Канне, 1981). Стремится к ярким зрелищным эффектам.

BORGNINE, ERNEST

БО`РГНИН Боргнайн (Borgnine) Эpнест

(р. 24.1.1917, по др. данным, 1918)

амер. актёр. Окончил школу драм, искусства в Хартфорде. Выступал в т-ре и на ТВ. В кино с 1951 (ф. "Свист на Итонском водопаде"). Играл в осн. отрицат. персонажей. Гл. роль в ф. "Марти" (1955, пр. "Оскар") принесла ему успех и второе амплуа - роли простых людей, как правило добросердечных и всегда готовых прийти на помощь. Завоевал широкую популярность в 1962 - 65, благодаря участию в телевиз. сериале "Флот Мак-Хейла". В 80-х гг. снялся в ф. "Когда время истекло", "Высший риск".

Среди др. ф.: "Отныне и вовеки веков", "Джонни Гитар", "Свадебный завтрак", "Грязная дюжина", "Дикая банда", "Приключение "Посейдона"", "Автоколонна".

BOROWSKI, TADEUSZ

БОРО`ВСКИЙ (Borowski) Тадеуш

(р. 9.7.1941)

польск. актёр. Окончив Высш. театр, школу в Варшаве (1963), выступал на сценах Гданьска, Люблина и Варшавы. В кино с 1965. Играет преим. в ф., посв. современности. Наиболее значит. работы - в ф. "Кардиограмма" (1971), "Эпидемия" (1972), "Где вода чиста и трава зелена" (1977), "Секрет "Энигмы"" (1979). Исполнил роль Трущинского в сов.-польск. ф. "Помни имя своё" (1975, Гос. пр. РСФСР, 1976).

Др. ф.: "Коперник", "С другой стороны радуги", "За часом час", "Бракоразводный процесс" (ГДР), "Ярослав Домбровский" (сон.-польск.), "Похороны сверчка".

BORZAGE, FRANK

БО`РЗЕДЖ (Borzage) Фрэнк

(23.4.1893 - 19.6.1962)

амер. режиссёр. В кино с 1913. Под рук. реж. и продюсера Т. Инса пост, неск. вестернов. Лучшие ф. периода немого кино: "Юмореска" (1920), "Секреты" (1924, в сов. прокате "Три испытания"), "Седьмое небо" (1928, пр."Оскар"). Ставил пацифистские драмы ("Нет большей славы" по Ф. Мольнару, 1934), муз. комедии и мелодрамы ("Песня моего сердца", 1930, "Сестра его дворецкого", 1943), детективные ф. ("История делается ночью", 1937), комедии ("Желание", 1936). Наиболее значит, ф.: "Плохая девушка" (1931, пр. "Оскар"), "Прощай, оружие!" (по Э. Хемингуэю, 1932), "Маленький человек, что же дальше?" (по X. Фалладе, 1935), антифаш. ф. "Ураган смерти" (1940). С кон. 50-х гг. работал на ТВ. Последний фильм - "Атлантида" (1962, Франция).

BOSE, LUCIA

БОЗЕ` (Bose) Лючия

(р. 28.1.1931)

итал. актриса. В кино с 1950. Творчество Б. было тесно связано с неореализмом. Снялась в ф.: "Нет мира под оливами"(1950) и "Рим, 11 часов" (1952) - оба реж. Дж. Де Сантиса, "Девушки с площади Испании"(1952), "Разгромленные" (1955). В ф. "Хроника одной любви" (1950, реж. М. Антониони) сыграла роль женщины из высшего общества, а в ф. "Дама без камелий" (1953, реж. тот же) создала богатый психологич. оттенками образ девушки, добивающейся славы в кино. В 1955 снялась в гл. роли в ф. исп. реж. X. А. Бардема "Смерть велосипедиста" и Л. Буньюэля "Это называется зарёй" (1956, Франция). Снималась: в Италии - "Под знаком Скорпиона" (1968, реж. П. и В. Тавиани), "Сатирикон-Феллини" (реж. Ф. Феллини) и "Метелло" (реж. М. Болоньини) - оба 1969; во Франции - "Натали Гранже" (1972), "Свет" (1976); в Швейцарии - "Виоланта" (1977).

BOSSAK, JERZY

БО`ССАК (Bossak) Ежи

(р. 31.7.1910)

польск. режиссёр-документалист, педагог, критик. Окончил Варшавский ун-т. В 1930 - 39 работал в печати, был активистом прогрес. об-ва "Старт", популяризировавшего выдающиеся произв. киноиск-ва, в т. ч. советского. В 1942 - 44 режиссёр киногруппы 1-й Армии Войска Польского. Возглавлял Студию док. ф. в Варшаве (1956 - 68), творч. объединение "Камера" (1957-68). Работы Б. составили неск. циклов: воен. репортажи ("Битва за Колобжег" и "Гибель Берлина", 1945, и др.), документы мирного строительства ("Мост", 1946; "Паводок", 1947, с В. Казьмерчаком, пр. Мкф в Канне и др.), публицистика ("Мир завоюет свет", 1952, с Й. Ивенсом, в сов. прокате "Мир победит войну"; "Присягаем", 1952; "Возвращение на Старе място", 1954; "Варшава-56", 1956, с Я. Бжозовским, и др.). Наиболее значит, п/м док.-монтажные ф. о 2-й мировой войне: "Сентябрь. Так было" (1961, в сов. прокате "Так было"), "Реквием для 500 000" (1963, пр. Мкф в Лейпциге, 1964), а также ф. серии "Минута воспоминания" (все с Казьмерчаком), в к-рых проявилась последоват. антифаш. позиция Б. В 1968 - 69 снял неск. ф. о Сибири ("273° ниже нуля", "В Якутии" и др.). Б.- автор или соавтор сц. мн. своих фильмов. В 1956 - 68 декан ф-та режиссуры Высш. школы т-ра, кино и ТВ в Лодзи (с 1948 проф.). Гос. пр. ПНР (1950, 1953, 1955, 1964).

BOST, PIERRE

БОСТ (Bost) Пьер

(5.9.1901 - 6.12.1975)

франц. писатель, сценарист. Учился в Сорбонне. Получил филос. образование. В 1923 обратился к лит. деятельности. В кино с нач. 40-х гг. Написал с Ж. Ораншем ряд сц. по произв. рус. и франц. классич. лит-ры и совр. авторов, мн. из к-рых пост. реж. К. Отан-Лара: "Дьявол во плоти" (по Р. Радиге, 1947), "Займись Амелией" (по Ж. Фейдо, 1949), "Красное и чёрное" (по Стендалю, 1954), "Через Париж" (по М. Эме, 1956), "В случае несчастья" (по Ж. Сименону) и "Игрок" (по Ф. М. Достоевскому, с Ф. Буайе) - оба 1958, "Зелёная кобыла" (по Эме, 1959), "Кубышка Жозефы" (по К. Клод, 1963), "Францисканец из Буржа" (по М. Толедано, 1968). Написал также с Ораншем сц. ф. "Запрещённые игры" (1952, с Р. Клеманом) и "Жервеза" (по роману Э. Золя "Западня", 1956) - оба реж. Клемана; с Ораншем и реж. Б. Тавернье - сц. ф. "Часовщик из Сен-Поля" (по Сименону, 1974) и "Судья и убийца" (1976) - оба реж. Тавернье.

BOSTAN, ELISABETA

БО`СТАН (Bostan) Элизабет

(р. 1.3.1931)

рум. режиссёр. Окончила Ин-т им. Караджале. Первый ф. - "Собрание румынских танцев"(1958, док.). Ставитф. для детей. В 1963 - 67 вышла серия к/м фильмов Б. о мальчике Нэике (отмечены пр. ряда Мкф, в т. ч. в Канне, Венеции, Москве). Пост. ф.: "Молодость без старости" (1968, пр. Мкф в Москве, 1969), "Вероника" (1973, пр. Мкф в Москве), "Мама" (1977, рум.-сов.-франц.).

Среди др. ф.: док.- "Наседка с золотыми цыплятами" (1958), "Хора" (1959); худож.- "Паренёк" (1961), "Воспоминания детства" (1965), "Вероника возвращается" (1973), "Клоуны" (в сов. прокате "Этот грустный весёлый цирк") и "Клоуны на Северном полюсе" (оба 1982).

BOSTAN, ION

БО`СТАН (Bostan) Йон

(р. 15.12.1914)

рум. режиссёр. В 1948 выступил как сценарист. С 1949 (ф. "Одна минута") снимает док. и науч.-популяр, ф., с 1970 одновременно и оператор собств. фильмов. Пост. ф.: "Чокырлия" (1955), "Дойна Олта" и "Крепость Истрия" (1956), "Озеро с лилиями" (1959), "Воспоминания об Энеску" (I960), "Среди пеликанов" (1962), "Под крылом орла" (1963), "Зимние гости" (1967), "По следам пропавшего фильма" (1968), "Чёрт со скрипкой" (1969), "Один среди пеликанов" (1970), "Птицы и рыбаки" (1971), "Встреча с небом" (1972), "Чайки с чистыми крыльями" и "Следы" (1974), "Звёздный архипелаг" (1975), "Летят аисты" (1976), "Заметки из дельты Дуная" (1979). Работы Б. отмечены на мн. Мкф. Гос. пр. СРР (1952).

BOULTING, JOHN

БО`УЛТИНГ (Boulting) Джон

(21.11.1913 - 17.6.1985)

англ. писатель, продюсер, режиссёр. В 1937 вместе с братом Р. Боултингом основал кинокомпанию "Чартер филмс". Был продюсером ряда его фильмов. Первый самостоят. ф.- "Совместный полёт" (1945). Пост. ф.: "Брайтонская скала" (по Г. Грину, 1947), "Волшебный ящик" (1951); комедии "Похождения рядового" (1956) и "Счастливчик Джим" (1957). С 1958 один из рук. кинофирмы "Бритиш лайон", с 1972 консультант сценарного отдела.

Др. ф.: "Всё в порядке, Джек" (1959), "Рай над нами" (1962).

BOULTING, ROY ALFRED

БО`УЛТИНГ (Boulting) Рой Алфред

(р. 21.11.1913)

англ. режиссёр, продюсер. Окончил ун-т в Канаде. С 1933 работал в Великобритании как ассист. режиссёра. В 1937 с братом Дж. Боултингом основал кинокомпанию "Чартер филмс". Пост. неск. детективных ф.: "Учтите свой приговор" (1937), "Преступление в чемодане" (1938), "Следствие" (1939). Важное место в творчестве Б. занял антифаш. ф. "Пастор Холл" (1940) о нем. священнике, осуждавшем в своих проповедях действия фашистов в Германии 30-х гг. Во время 2-й мировой войны работал в киноотделе Брит, армии. Снял док. ф.: "Часовые рассвета" (1941), "Они служат за границей" (1942), "Победа в пустыне" (1943), "Победа в Тунисе" (1944, с Ф. Капрой), "Победа в Бирме" (1945). Послевоен. ф. "Во имя славы" (1947) и "Подопытные" (1949) посвящены социальным проблемам. Пост. (с амер. фирмами) приключенч. ленты "Чайки над Сорренто" (1954, с Дж. Боултингом) и "К солнцу" (1956), а на к/ст фирмы "Бритиш лайон" - комедии "Карлтон Браун - дипломат" (1958), "Любовница - француженка" (1960), "Взвинченные нервы" (1968, с Дж. Боултингом), "Девушка в моём супе" (1970), "Мягкие постели, жёсткие сражения" (1974) и др.

BOURVIL

БУРВИ`ЛЬ (Bourvil)

(наст. имя и фам. Андре Рембур, Raimbourg)

(27.7.1917 - 23.9.1970)

франц. актёр. В 1938 дебютировал в мюзик-холле и на радио. В кон. 40-х гг. приобрёл популярность как автор и исполнитель песенок. В кино с 1945. Выступал в амплуа комич. простака ("Не так глуп", "Сердце на ладони" и др.), впоследствии перешёл к более углублённой психологич. разработке своих персонажей и более тонким оттенкам комизма ("Микетта и её мама", "Избранник мадам Юссон"). В 50 - 60-х гг. Б.- актёр реалистич. плана, с равным успехом выступающий в комич. и драм, ролях. Психологич. сложностью и драматизмом отмечены работы Б. в ф. "Через Париж" (1956), "Отверженные" (1958), "Фортюна" (1960, в сов. прокате "Ноэль Фортюна"), "Веские доказательства" (1963), "Красный круг" (1970) и др. Широким успехом пользовался Б. в комедиях "Всё золото мира" (1961), "Разиня" (1965), "Большая прогулка" (1966), "Большая стирка" (1968) и др. в Клод К., Бурвиль, пер. с франц., М., 1973; Актеры заруб. кино, в. 8, Л., 1973.

BOWE, KURT

БЁВЕ (Bowe) Курт

(р. 28.4.1929)

нем. актёр (ГДР). В 1950 - 54 учился в Театр. ин-те в Берлине. С 1960 актёр разл. т-ров Берлина, с 1973 в Немецком т-ре. С 1963 в кино. Снимался в ф.:"Мать и молчание" (1965, т/ф), "Мёртвые остаются молодыми" (1968), "Дело Церник" (1972), "Между ночью и днём" (1975), "Мама, я жив" (1977), "Мельница Левина" (1980), "Пуговица" и "Аста, мой ангелочек" (1981), "Бранденбургские изыскания" (1982) и др. Нац. пр. ГДР (1971).

BOYLE, PETER

БОЙЛ (Boyle) Питер

(р. 19.10.1933)

амер. актёр. Выступал в небольших т-рах Нью-Йорка, а также на ТВ. В кино с 1968. Обратил на себя внимание первой гл. ролью - ветерана войны во Вьетнаме рабочего-реакционера Джо Каррена в ф. "Джо" (1970), в к-ром актёру удалось передать бездуховность и агрессивность этого "стопроцентного американца". Острый гротеск, разнообразие драм. и комич. красок отличали исполнение Б. роли Чудовища в пародии на "фильм ужасов" "Молодой Франкенштейн" (1974). Специализировался на второплановых характерных ролях ("Кандидат", 1972, "Таксист", 1976, "F. I. S. Т.", 1978, и др.). В 1982 снялся в ф. "Хамметт".

BOYЕR, CHARLES

БУАЙЕ` (Boyеr) Шарль

БУАЙЕ (Boyеr) Шарль (28.8.1899 - 27.8.1978), франц. актёр. Учился в Сорбонне и Парижской консерватории. С 1920 играл в разл. парижских т-рах. С того же года в кино. Снимался в ф.: "Раб" (1923), "Дьявольский круг" (1927), "Капитан Фракасс" (1929). В сер. 30-х гг., переехав в США, сыграл ряд ролей в сентиментальных мелодрамах ("Разбитые сердца" и "Частные миры") и стал популярным актёром амер. кино, продолжая сниматься во Франции и Германии. Наиболее интересные работы Б. в ф. "Задержите рассвет" и "Переулок" (1941), "Сказки Манхэттена" (1942), "Газовый свет" (1944), "Триумфальная арка" (1948) - все США, "Нана" (1955), "Парижанка" (1957), "Четыре всадника Апокалипсиса" (1961) и "Любовь - балл" (1963) - оба США. Снимался в ф.: "Ставиский" (1974, почётн. пр. Мкф в Канне), "Это покажет время" (1976, США). Спец. пр. "Оскар" (1942).

Др. ф.: "Вокруг света в 80 дней", "Потерянный горизонт", "Горит ли Париж?".

Предыдущая страница Следующая страница