Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 21, "ROT"-"SEG")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 21, "ROT"-"SEG")

ROTH, JAN

РОТ (Roth) Ян

(10.11.1899 - 5.10.1972)

чехосл. оператор. В кино с 1923. Снял ф. реж. О. Вавры - "Девственность" (1937), "Цех кутногорских дев" (1938), "Заколдованный дом" и "Юмореска" (1939); первый в ЧССР цв. ф. "Свадьбы ещё не было" (1954); ф. "Ангел в горах" и "Жил-был король" (1955), "Разрешите доложить" (1957, в сов. прокате "Швейк на фронте"), "Принцесса с золотой звездой" (1959), "Белая пряжка" (1960), "Двое с того света" (1962), "Герой боится" (1965).

ROTHA, PAUL

РО`ТА (Rotha) Пол

(3.6.1907 - 7.3.1984)

англ. режиссёр, киновед. Окончил Лондонский ун-т. В кино с 1928. С 1934 в группе документалистов под рук. Дж. Грирсона. Снял ф.: "Верфь" (1934), "Лицо Британии" (1935), "Мир изобилия" (1943), "Земля обетованная" (1944), характеризующиеся прогрес. социальной направленностью. В 1953 снял (с Б. Райтом) для ООН ф. "Мир без конца" о социально-экономич. реформах в Мексике. Первые худож. ф.- "Нет места для отдыха" (1951) о жизни семьи ирл. горняка и детектив "Кошка и мышь" (1958). Р.- режиссёр монтажного ф. "Возвышение и падение "третьего рейха"" (1961). В 1963 пост, антифаш. ф. "Нападение" (Голландия). Автор неск. книг.

Литература: Celluloid: the film today, L., 1933; Documentary film, 2 ed., L., 1939; Movie parade, L. N. Y., 1950; Rotha on the film, L., 1958; The film till now, Bungay, 1967.

ROTUNNO, GIUSEPPE

РОТУ`ННО (Rotunno) Джузеппе

(р. 19.3.1923)

итал. оператор. В кино с 1952 (док. ф. "Христос не остановился в Эболи"). Снимал док. ф., был ассистентом оп. Альдо на съёмках ф. "Чувство" (1954, реж. Л. Висконти) и К. Ренуара - "Мадам Баттерфляй" (1955, реж. К. Галлоне). Первый худож. ф.- "Хлеб, любовь и..." (1955, реж. Д. Ризи). К наиболее значит, работам Р. относятся снятые им в сотрудничестве с реж. Висконти ф. "Белые ночи" (1957), "Рокко и его братья" (1960), новелла "Работа" (в ф. "Боккаччо-70", 1961), "Леопард" (1962), новелла "Колдунья, сожжённая заживо" (в ф. "Колдуньи", 1966), ф. "Посторонний" (1967); с Ф. Феллини - новелла "Тоби Даммит" (в ф. "Три шага в бреду", 1968), ф. "Сатирикон Феллини" (1969), "Клоуны" (1970), "Рим" (1972), "Амаркорд" (1974), "Казанова Феллини" (1976), "Репетиция оркестра" (1979), "Город женщин" (1980), "И корабль идёт" (1983).

Др. ф.: "Анна из Бруклина" и "Обнажённая маха" (1958) - оба США, "Поликарпо, банковский служащий" и "Большая война" - оба 1959, "Призраки в Риме" (1961), "Товарищи" и "Вчера, сегодня, завтра" - оба 1963, "Библия" (1965), "Подсолнухи" (1969, с СССР); "Плотские познания" (1971), "Человек из Ламанчи" (1972), "Весь этот джаз" (1979) - все США.

ROUCH, JEAN

РУШ (Rouch) Жан

(р. 31.5.1917)

франц. режиссёр. Д-р философии, этнограф. Много лет провёл в Африке, где снял к/м этнографич. ф. о труде и быте афр. народов "В стране чёрной магии" (1946, с Ж. Сови и П. Понти), "Люди и просо" (1950) и др. Мн. из них затем были объединены в ф. "Сыновья воды" (1955). Пост. док. п/м фильмы "Я - негр" (1959) и "Человеческая пирамида" (1960).

В этих лентах Р. показывает Африку, освобождающуюся от колон, зависимости. Наиболее значителен фильм Р. "Хроника одного лета" (1961, пост. с социологом Э. Мореном, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне), состоящий из серии интервью с разл. представителями франц. общества. Этот ф., показывающий характерные черты жизни Франции, является своеобразным манифестом одного из направлений франц. док. кино "синема-верите", возникшего под влиянием теории и практики Д. Вертова. Снял также худож. ф. "Наказание" (1963), новеллу "Северный вокзал" (в ф. "Париж глазами...", 1964), ф. "Охота на львов с помощью лука" (1965), "Мало-помалу" (1968) и др. Творчество Р. способствовало развитию франц. док. кино в кон. 50-х - нач. 60-х гг. Р.- один из основателей (1952) Между нар. к-та этнографич. фильма.

Литература: Правда о кино и "киноправда". Сб., М., 1967.

RÜCKER, GÜNTHER

РЮ`ККЕР (Rücker) Гюнтер

(р. 2.2.1924)

нем. сценарист, режиссёр (ГДР). Чл. Академии иск-в ГДР. В 1947 - 49 учился в Лейпцигском театр. ин-те. В 1949 - 51 режиссёр на радио в Лейпциге. С 1951 ставил спектакли на радио и в т-рах Берлина. С 1956 в кино. Писал тексты для док. ф., в т. ч. для ф. Аннели и Андре Торндайков: "Ты и твой товарищ" (1956, с К. Э. фон Шницлером, в сов. прокате "Это не должно повториться"), "Отпуск на Зильте" (1957), "Русское чудо" (1963). Среди ф. по сц. Р.: "Операция Гляйвиц" (1960, с В. Кольхазе), "Третий" (1971), "Вольц" (1973), "Пока смерть вас не разлучит" (1978), "Гостиница "Полан" и её гости" (1981, с Я. Капловицем и X. Мюнхенбергом). Пост. (по своим сц. или сц., написанным с др. авторами) ф.: "Реквием для ламповщика" (1963, с Г. Зибер-Франце, т/ф), "Лучшие годы" (1965), "Невеста" (1980, с Г. Райшем, в сов. прокате "Дом Р с тяжёлыми воротами", гл. пр. Мкф е в Карлови-Вари). Нац. пр. ГДР (1956, 1971, 1980).

RÜHMANN, HEINZ

РЮ`МАН (Rühmann) Xaйнц

(p. 7.3.1902)

нем. актёр (ФРГ). Учился в Мюнхене. Выступал в разл. т-рах, в т. ч. в Немецком т-ре М. Рейнхардта в Берлине. В кино с 1926 (ф. "Сердце немецкой матери"). В ф., снятых в Германии и Австрии, играл "маленьких людей", неудачников, никогда, однако, не теряющих присутствия духа и чувства юмора: "Трое с бензоколонки", "Небеса на земле", "Ура! Я папа!", "Квакс - неудачливый пилот" и др. Пост. ф.: "Только ложь" (1938, с К. Хофманом), "Только любовь" (1940), "Медная свадьба" (1948). В 1956 создал сатирич. образ сапожника Фойгта в антимилитаристской комедии "Капитан из Кёпеника" (в сов. прокате "Сила мундира"), в 1960 в ф. "Мой школьный друг" (в сов. прокате "Сумасшедший поневоле") - трагич. образ почтальона, выступившего против безумия и жестокости фаш. режима. Значит. работы Р.- в ф. "Корабль глупцов" (1965, США), в комедии "Фокус-покус" (1966), "Операция "Святой Пётр"" (1967, Италия), "Утка позвонит в половине восьмого" (1969), "Капитан" (1971), "О, Джонатан! О, Джонатан!" (1973). Работает в мюнхенском т-ре "Каммершпиле".

Др. ф.: "Это случилось средь бела дня" (Швейцария), "Судья по делам несовершеннолетних", "Дом в Монтевидео", "То, что надо".

RUSSELL, KEN

РА`ССЕЛ (Russell) Кен

(р. 3.7.1927)

англ. режиссёр. Работал на ТВ. В кино дебютировал комедией "На французский манер" (1966), затем снял ф. "Мозг за миллиард долларов" (1967) и "Влюблённые женщины" (по Д. Лоренсу, 1969). Биографии великих композиторов или деятелей иск-ва, трактованные им в гротескном ключе, с элементами фрейдистского толкования их творчества, стали основой сюжета мн. фильмов Р., поданных им как серия эффектных живописно-пластич. аттракционов: "Любители музыки" (1970) о жизни П. И. Чайковского, "Дикий мессия" (1972) о франц. скульпторе А. Годье. "Малер" (1974), "Листомания" (1975), "Валентине" (1977). Пост, также ф. "Дьяволы" (1971) о массовой истерии в одном из женских монастырей во Франции 17 в., "Приятель" (1971), представляющий стилизацию в духе муз. ф. амер. режиссёра и хореографа кон. 30-х - нач. 40-х гг. Б. Беркли, затем "Томми" (1975) - рок-оперу " с участием популярного ансамбля "Кто" ("The Who"), "Другие ипостаси" (1981), "Преступление по страсти" (1984).

RUSSELL, ROSALINDE

РА`ССЕЛ (Russell) Розалинда

(4.6.1907, по др. данным, 1908, 1911, 1912 - 28.11.1976)

амер. актриса. Окончила Академию драм, иск-ва. С 1930 выступала в т-ре. В Голливуде с 1934 (ф. "Эвелина Прентис"). Первая гл. роль - в ф. "Цитадель" (1938, Великобритания). Снималась в ф. разных жанров, гл. обр. в ролях утончённых и интеллектуальных героинь. В отличие от мн. "звёзд" амер. кино опиралась более на психологич. разработку ролей, нежели на свои внешние данные. Наиболее известные ф. с участием Р.: "Его девушка Пятница" (1940), "Моя сестра Эйлин" (1942), "Траур к лицу Электре" (1947), "Благовоспитанная женщина" (1950). С нач. 50-х гг. вернулась в т-р и стала сниматься значительно реж.: "Пикник" (1956), "Тётушка Мейм" (1958), "Большинство в один голос" (1961), "Джипеи" (1962), "Неприятности с ангелами" (1966), "Рози" (1968), "Неожиданная миссис Полифакс" (1971).

RUTTENBERG, JOSEPH

РУ`ТТЕНБЕРГ (Ruttenberg) Джозеф

(4.7.1889, по др. данным, 1898 - 1.5.1983)

амер. оператор. В кино с 1915. Работы Р. характеризуются острой и точной композицией кадра, мастерским световым и тональным решением эпизодов. Снял ф.: "Большой вальс" (1938), "Миссис Минивер" (1942), "Кто-то там наверху любит меня" (1956), "Жижи" (1958) - за каждый пр. "Оскар", "Ярость" (1936), "Мост Ватерлоо" (1940), "Доктор Джекиль и мистер Хайд" (1941), "Газовый свет" (1944), "Энрико Карузо" (1951), "Автострада" (1968) и др.

RUTTKAI, EVA

РУ`ТКАИ (Ruttkai) Ева

(р. 31.12.1927 - 27.9.1986)

венг. актриса. Нар. арт. ВНР (1971). Ребёнком снималась в кино и выступала в т-ре. Окончив Высш. школу т-ра и кино (1953), играла в т-ре "Вигсинхаз" (Будапешт). С 1948 в кино. Снималась в ф. реж. М. Келети, З. Варконьи, Ф. Мариашши. Наибольший успех актрисе принесли комедийные и характерные роли, сыгранные ею в ф. на совр. тему: Юлика ("Кружка пива", 1955), Вика ("В полночь", 1957), Катя ("История моей глупости", 1966) и др. Отточенное мастерство перевоплощения, темперамент, тонкий худож. вкус - гл. черты дарования Р. Среди др. работ: "Сабо" (в сов. прокате "Анна Сабо", 1949), "Замужество Каталины Киш" (1950, в сов. прокате "Счастье Каталины Киш"), "Лилиомфи" (1954), "Будапештская весна"(1955), "Соляной столб" (1958), "Красные будни" (1962, в сов. прокате "Воскресенье в будний день"), "Венгерский набоб" (1966), "Синдбад" (1971), "Лабиринт" (1976). Преподаёт в Высш. школе т-ра и кино. Гос. пр. им. Кошута (1960), пр. им. Ясаи (1950, 1955, 1965).

Др. ф.: "Лиловая акация", "Осада Бестерце", "Особая примета", "Горькая правда", "По приказу императора", "Сказка о 12 очках", "Что за ночь!", "Меч и игра", "Пешком в рай", "Разрешите доложить!", "Три звезды", "Последний ужин", "Фото Хабера", "Золтан Карпати" (в сов. прокате "Судьба Золтана Карпати"), "Карточный домик", "Крестины", "Вмешивается мумия", "Этюд о женщинах", "Фальшивая Изабелла", "Альфа-Ромео и Джульетта", "Путешествие вокруг моего черепа", "NN, ангел смерти", "Только один телефонный звонок", "Жила-была семья", "Когда придёт Йожеф".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 3, М., 1966.

RUTTMANN, WALTER

РУ`ТМАН (Ruttmann) Вальтер

(28.12.1887 - 13.7.1941)

нем. режиссёр. В нач. 20-х гг. примыкал к группе берлинских художников-авангардистов, снимал абстракционистские к/м ф. (серия ф. "Опусы I, II, III, IV", 1922 - 25), рекламные ф., участвовал в пост, трюковых сцен в ф. "Живые Будды" (1923, реж. П. Вегенер), пост, рисованный эпизод "Сон о соколе" в ф. "Нибелунги" (1924, реж. Ф. Ланг). В 1927 снял ф.-репортаж о 24 часах жизни столицы "Берлин - симфония большого города", в к-ром нашла выражение концепция направления в нем. изобразит. иск-ве, известного под назв. "новой вещности". В 1928 экспериментировал в области звук. кино, снял ф. "Конец недели", "Звучащая волна" и "Немецкое радио". В 1929 на основе материалов, отснятых во время трансатлантич. рейса в Америку, смонтировал док. ленту "Мелодия мира". В 1932 в Италии пост. ф. "Сталь" (по Л. Пиранделло), затем в Германии - неск. док., науч.-популяр. и к/м фильмов, в том числе ф. "Маннесман" (1937, пр. Мкф в Венеции). Принимал участие (анонимно) в съёмках 2-й сер. ф. "Олимпия" (1938, реж. Л. Рифеншталь).

RYBKOWSKI, JAN

РЫБКО`ВСКИЙ (Rybkowski) Ян

(р. 4.4.1912)

польск. режиссёр. В 1935 окончил Школу изобразит, иск-в (Познань). Работал в т-ре художником и режиссёром. В годы 2-й мировой войны был вывезен на принудит. работы в Германию. В кино с 1947. Наиболее значит. ф. связаны с изображением судьбы личности в период войны ("Дом на пустыре", 1950, "Часы надежды", 1955, "Сегодня ночью погибнет город", 1961, "Польский альбом", 1970). Экранизировал произв. нац. лит-ры ("Никодем Дызма" по Т. Доленге-Мостовичу, 1956, в сов. прокате "Необыкновенная карьера"; "Мужики" по В. Реймонту, 1972, т/ф, киновариант 1973; "Дульские" по Г. Запольской, 1976; "Граница" по З. Налковской, 1978). Гос. пр. ПНР (1951, 1952, 1955, 1959).

Др. ф.: "Варшавская премьера" (1951), "Первые дни" (1952), "Дело, которое надо уладить" (1953, с Я. Фетке), "Автобус отходит в 6.20" (1954), "Шляпа пана Анатоля" (1957), "Последний выстрел" (1958), "Пан Анатоль ищет миллион" и "Инспекция пана Анатоля" (1959), "Встреча в "Байке"" (1962), "Действительно вчера" (1963), "Способ жить" (1966), "Оба очень старые" (1967), "Когда любовь была преступлением" (1968), "Вознесение на небо" (1969), "Гнездо" (1974).

SADOUL, GEORGES

САДУ`ЛЬ (Sadoul) Жорж

(4.2.1904 - 13.10.1967)

франц. историк кино, критик. Чл. ФКП. Был активным участником антифаш. борьбы, сотрудничал в подпольной газ. "Les lettres Francaises". После войны был её постоянным кинокритиком, печатался также в "L'Humanite" и др. Проф. ИДЕКа и Ин-та фильмологии. Защитил докторскую диссертацию в СССР. Гл. труд С.- монументальная "Всеобщая история кино" (т. 1 - 6, 1945 - 54; рус. пер., т. 1 - 4, 6, 1958 - 82). Опубликовал также однотомную "Историю киноиск-ва" (1949, рус. пер., 1957). Автор сц. ф. "Рождение кино" (1946) и "Большой парад Чарли" (1948).

Литература: Le cinema. Son art, sa technique, son economie, P., (1948); Histpire du cinema mondial des origines a nos jours, 5 ed., P., 1959; Conquete du cinema, (P.), 1960; Georges Melies, P., 1961; Gerard Philippe, P., 1967; Louis Lumiere, (P., 1964); Ecrits, t. 1, P., 1979; в рус. пер.- Жизнь Чарли, 2 изд., М., 1965; Чарли Чаплин, М., 1981.

SAIZESCU, GEO

САЙЗЕ`СКУ (Saizescu) Джо

(р. 14.11.1932)

рум. режиссёр. В 1959 окончил Ин-т им. Караджале. Дебютировал как режиссёр и сценарист к/м ф. "Два соседа" (по Т. Аргези, 1958). Работает в жанре комедии, преим. музыкальной. В его иск-ве нар. юмор сочетается с мягкой лирич. интонацией. Среди лучших ф.: "В разгаре лета" (1963), "Любовь при 0°" (1964, с Ч. Григориу), "У врат земли" (1966), "Бал в субботу вечером" (1968), "Сегодня вечером танцуем в семье" (1972), "Пэкалэ" (1974, и актёр), "Я, ты и Овидиу" (1978), "Шантаж" (1981), "Торопись потихоньку" (1982), "Секрет Бахуса" (1984). Снимался как актёр в ф. 60 - 70-х гг.: "Украли бомбу", "Твоя вина", "Осада" и др.

SALCUDEANU, PETRE

СЭЛКУДЯ`НУ (Salcudeanu) Петре

(р. 8.9.1930)

рум. писатель, сценарист. В 1956 окончил Лит. ин-т им. Горького в Москве. В кино с 1962. Написал сц. ф. "Восстание" (по Л. Ребряну, 1966), "Буран" (1973), посв. жизни крестьян трансильванского села в прошлом и настоящем. Среди др. сц.: "Твоя вина" (1963, с Ф. Мунтяну), "Чистыми руками" (1972, с Т. Поповичем), "Последний патрон" (с ним ж.е), "Конспирация" и "Далеко от Типперери" - все 1973, "Осень птенцов" (1975), "Выстрелы при ясной луне" (1977), "Слеза девушки" (1980), "На перекрёстке больших бурь" и "Горы в огне" (1981), "Удар хищной птицы" (1983). Один из авторов сц. ф. "Солдаты свободы" (1977, СССР с др. странами).

SALVATORI, RENATO

САЛЬВАТО`РИ (Salvatori) Ренато

(р. 20.3.1933)

итал. актёр. В кино с 1952 ("Девушки с площади Испании"). Образ, созданный С. в этом ф., актёр варьировал в комедиях "Бедные, но красивые" (1956) и "Красивые, но бедные" (1957) - обе реж. Д. Ризи, и др. Снялся в ф.: "Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны" (1958), "Ад посреди города", "Поликарпо, банковский служащий" и "Миллионеры-бедняки" (1959). К наиболее значит, работам С. относятся роль Симоне в ф. "Рокко и его братья" (1960, реж. Л. Висконти), а также роли в ф. "В Риме была ночь" (1960), "Вязальщики" (1959), "Смог" (1961), "Омикрон" и "Товарищи" (1963). Снялся также в ф.: "Гарем" (1967), "Дзета" (Франция) и "Кеймада" (1969), "Первая ночь покоя" (1972), "Осадное положение"(Франция) и "Короткий отпуск" (1973), "Подозрение" (1974), "Сиятельные трупы" (1976), "Луна" (1979), "Цикада" (1980).

Др. ф.: "Чочара", "Банда Касароли", "Меч и весы" (Франция), "Сердце мамы", "Цыган" и "Полицейская история" (Франция).

SAMARDZIC, LUBISHA

САМА`РДЖИЧ (Samardzic) Любиша

(р. 18.11.1936)

югосл. актёр. В 1961 окончил Академию т-ра, кино, радио и ТВ в Белграде. Выступал в т-ре "Ателье 212" в Белграде. В кино с 1961 (ф. "Игры в недостроенном доме"). В 1962 исполнил комедийную роль Михайло ("Лишняя") и создал драм. образ Партизана ("Козара"). В ф. "Подопечный" (1966, в сов. прокате "Карьера авантюриста") играл приспособленца и карьериста Йована. Одна из лучших ролей - партизан Малыш ("Утро", 1967, пр. Мкф в Венеции). Снялся в ф.: "Полдень" (1968), "Велосипедисты" (1970), "Сутьеска" (1973), "Красная земля" (1975, в сов. прокате "Обагрённая земля"), "Специальное воспитание" (1977), "Временная работа" (1980), "Поезд на Кралево" и "Савамала" (1982).

Др. ф.: "Мечта", "Гранатомётчики" (в сов. прокате "Отважные"), "Доктор Младен", "Тигр" (в сов. прокате "Издержки воспитания").

Литература: Рубанова И., Любиша Самарджич, в сб.: Кино Югославии, М., 1978.

SANDA, DOMINIQUE

САНДА` (Sanda) Доминик

САНДА (Sanda) Доминик (р. 11.3.1951), франц. актриса. Была манекенщицей. В кино с 1969 (ф. "Кроткая", реж. Р. Брессон). Среди значит, работ С.- роли в ф. "Конформист" (реж. Б. Бертолуччи) и "Сад Финци Контини" (реж. В. Де Сика) - оба 1970, "Двадцатый век" (реж. Бертолуччи) и "Наследство Феррамонти" (реж. М. Болоньини, пр. Мкф в Канне) - оба 1976, все Италия, "Комната в городе" (1982, реж. Ж. Деми). Среди др. ф.: "Первая любовь" (ФРГ), "Без видимых причин", "Степной волк" (Швейцария), "Семейный портрет в интерьере" и "По ту сторону добра и зла" (Италия), "Песнь о Роланде", "Крылья голубки".

SANDRELLI, STEFANIA

САНДРЕ`ЛЛИ (Sandrelli) Стефания

(р. 5.6.1946)

итал. актриса. В 1961 снялась в ф. "Ночная молодёжь" и "Фашистский вожак". В ф. реж. П. Джерми "Развод по-итальянски" (1961) и "Соблазнённая и покинутая" (1964) создала образ сицилийской девушки - жертвы предрассудков и отцовского деспотизма. Впоследствии играла в др. ф. этого режиссёра - "Аморальный" (1967) и "Альфредо, Альфредо" (1971). Одна из значит. работ актрисы - роль Адрианы в ф. "Я её хорошо знал" (1965). С.- одна из самых популярных актрис итал. кино 60-х - нач. 70-х гг. Дарование С. раскрылось в ф. "Конформист" (1970) и "Двадцатый век" (1976) - оба реж. Б. Бертолуччи, "Любовница Граминьи" (1968, реж. К. Лидзани, пр. Мкф в Сан-Себастьяне, 1969), "Мы так любили друг друга" (1975) и "Терраса" (1979) - оба реж. Э. Сколы.

Др. ф.: "Фершо-старший" (Франция), "Партнёр", "Преступление во имя любви", "Пистолет "Питон-357"" и "Волшебники" (оба Франция), "Пробка".

SANJINÉS, JORGE

САНХИНЕ`С (Sanjinés) Хорхе

(р. 31.7.1936)

болив. режиссёр. В 1958 - 60 учился на киноотделении филос. ф-та Католич. ун-та в Сантьяго (Чили). По возвращении в Боливию снимал док. ф. социальной направленности ("Революция", 1963, пр. Мкф в Лейпциге, 1964, и др.). В 1965 - 66 директор Нац. киноин-та, где пост, с группой кинематографистов серию док. к/м ф. (ок. 20) и худож. ф. "Укамау" (в пер. с яз. аймара - "Это так", 1966). Ф. из-за острокритич. направленности был запрещён, а группа (именовавшаяся "Укамау") изгнана из киноин-та. Раннее творчество С. близко неореализму. В 1969 пост. ф. "Явар Мальку" ("Кровь Кондора"), революц. пафос к-рого стал острым политич. оружием, принёс режиссёру мировую известность. Лента "Мужество народа" (1971, с итал. ТВ) в связи с воен. переворотом в стране не вышла на экраны, а С. был вынужден покинуть Боливию. В Перу и Эквадоре С. пост. ф. "Подпольный народ" (1972), "Главный враг" (1974), "Прочь отсюда" (1977). По возвращении в Боливию, в 1983 закончил монтаж п/м док. ф. "Как один кулак", посв. демократизации жизни в стране.

Литература: Ветрова Т., Социальное кино Боливии - творчество Хорхе Санхинеса, в сб.: Актуальные проблемы киноиск-ва, М., 1977; 3 peliculas de Jorge Sanjines, "Cinemateca", 1978, v. 1, № 3.

SANTOS, ROBERTO

СА`НТУС (Santos) Роберту

(р. 15.4.1928)

браз. режиссёр. Один из зачинателей "нового кино". Изучал архитектуру и философию. В 1951 - 52 учился на кинематографич. курсах в Сан-Паулу. Был ассистентом реж. Ж. К. Бурле в ф. о футболе "Трах!" (1954). Один из ассистентов реж. Н. Перейры дус Сантуса в ф. "Рио, 40°". В 1958 пост. ф. "Великий момент", продюсером к-рого был Перейра дус Сантус. Затем снимал док. фильмы. В 1965 пост. ф. "Час и мгновение Аугусту Матрага". С 1973 преподаёт в ун-те в Сан-Паулу.

Др. ф.: "Обнажённый мужчина" (1968), "Плохой ангел" (1970), "Голоса страха" (1971), "Ретроспектива" (1972, док.), "Остановка 88 - предупреждающая граница" (1980, с Ж. ди Аншьета).

SÁRA, SÁNDOR

ША`РА (Sára) Шандор

(р. 28.11.1933)

венг. режиссёр, оператор. Засл. арт. ВНР (1974). С 1957, по окончании Высш. школы т-ра и кино, ставил и снимал док. и к/м худож. ф. ("Цветок и солнце", 1960, "Цыгане", 1962, "Одиночество", 1963; "Крещение", 1967, пр. Мкф в Оберхаузене, и др.). Среди лучших опе-рат. работ: "Отец" (1966), "Десять тысяч дней" (1967), отличающиеся выразительностью световой и тональной характеристик чёрно-белого изображения, "Синдбад" (1971), "Улица Тюзолто, 25" (1973) и "Будапештские рассказы" (1976), отмеченные живописностью, драм, экспрессией цвета. Первый п/м ф., пост. Ш., "Подброшенный камень" (1969, пр. Мкф в Канне) выявил творч. склонность Ш. к анализу формирующегося самосознания персонажей на широком фоне жизненных явлений. В ф. "80 гусар" (1978,с ПНР) дана реконструкция одного из эпизодов революции 1848 - 49 в Венгрии. Снимал все свои фильмы. Гос. пр. им. Кошута (1978), пр. им. Балажа (1968). Др. ф.: режиссёр - "Фазан на завтра" (1975), "Народные учителя" (1981), "Проклиная шестой день" (1982) - оба док.; оператор - "В стремнине" (1964, в сов. прокате "Кто их рассудит?"), "Детские болезни" (1965), "Приговор" (1970, с СРР и ЧССР), "Нет времени" (1973), "Снегопад" (1974), "Сиротка" (1975),"Цирк "Максим"" (1980, с ФРГ, в сов. прокате "Секрет бродячего цирка"), "Матч" (1981).

Литература: 80 huszar, Bdpst, 1980 (с S. Csoori).

SARACENI, PAOLO CESAR

САРАСЕ`НИ (Saraceni) Паулу Сесар

(р. 5.11.1933)

браз. режиссёр. С 1955 работал в т-ре актёром, помощником режиссёра, выступал как кинокритик. В 1958 пост, экспериментальный док. ф. "Дороги". Док. ф. "Хутор у мыса" (1959), сделанный им с М. Карнейру, неоднократно премирован за рубежом. Учился в Эксперим. киноцентре в Риме, работал с М. Беллоккьо над сценарием к/м ф. "Римская заря". Вернувшись в Бразилию, пост. п/м худож. ф. "Порт Кайшас" (1962). Получил известность его ф. "Вызов" (1965). В 1966 снялся в итал. ф. "Умереть зря", сц. к-рого С. написал с Беллоккьо. В 1978 пост. ф. "Аншьета Жозеду Бразил" и "Земля, небо, море, человек".

Др. ф.: "Расовая интеграция" (1964, док.), "Капиту" (по роману Ж. М. Машаду ди Асиса "Дон Касмурру", 1968), "Уничтоженный дом" (1970), "Любовь, карнавал и мечты" (1972).

SARNO, GERALDO

СА`РНУ (Sarno) Жералду

(р. 1938)

браз. режиссёр, сценарист. Изучал право. Работал ассист. режиссёра. Был гл. редактором газ. "Unidadi" и ж. "Angulos". В 1965 написал сц. ф. "Дороги и другие истории" (реж. С. Муньис). В 1965 пост, первый док. ф. "Кругозор", к-рый составил часть ф. "Подлинная Бразилия" (отмечен пр. ряда Мкф). Пост. ф.: док.- "Машина победы" (1966), серию о северо-востоке страны ("Народная драма", 1968, "Бессмертный Лампиао", 1969, "Да здравствует Карири!", 1970); м/ф "Жёлтый дятел" (1974); худож. ф. "Полковник Делмиро Гувейя" (1979).

SAURA, CARLOS

СА`УРА (Saura) Карлос

(р. 4.1.1932)

исп. режиссёр. Работал фотографом. С 1955 снимал док. фильмы. В 1957 - 64, по окончании мадридского Ин-та изучения и практики кинематографии, преподавал на кафедре режиссуры (в 1964 был уволен за демократич. убеждения). Герои фильмов С. духовно богатые люди, не принимая франкистский режим, отгораживаются от окружающей действительности. Вслед за к/м ф. "Воскресный вечер" (1957) и"Куэнка" (1958) вышли ленты "Бродяги" (1960) и "Плач по бандиту" (1963). Широкую известность принёс режиссёру ф. "Охота" (1965, пр. Мкф в Зап. Берлине) о роковых противоречиях общества, таящихся за видимым благополучием. В этой ленте С. выводит галерею людей, живущих в мире, рождённом их сознанием и причудливо преломляющем реальность. Несчастья, причинённые людям гражд. войной, заставляют замкнуться в себе героев ф. "Замороженная мятная лепёшка" (1967, пр. Мкф в Зап. Берлине) и "Кузина Анхелика" (1973, пр. Мкф в Канне, 1974). В ф. "Сад наслаждений" (1970) гл. герой Антонио (в гл. ролях этих ф.- X. Л. Лопес Васкес) уходит в мир фантазии, поняв никчёмность погони за наживой. В ленте "Выкорми ворона"(1975, спец. пр. Мкф в Канне, 1976) девочка Анна предаётся видениям, в к-рых она борется за справедливость в лживом и жестоком мире взрослых. В ф. "Анна и волки" (1972) героиню (играет Дж. Чаплин) губят чудовища, представляющие собой воплощение сил, господствующих в тиранич. обществе. Эти же чудовища, воскреснув в ф. "Маме исполняется сто лет" (1979, спец. пр. Мкф в Сан-Себастьяне), после падения франкистского режима кажутся скорее смешными. Картина "С завязанными глазами" (1978) рассказывает о пытках исп. политзаключённых, ставит вопрос о социальной ответственности художника. Молодые герои ф. "Быстрей, быстрей..." (1980, гл. пр. Мкф в Зап. Берлине, 1981), став грабителями, гибнут. В ленте "Кровавая свадьба" (по Ф. Гарсии Лорке, 1981, спец. пр. Мкф в Карлови-Вари, 1982) С. показывает, как балетная труппа под рук. балетм. А. Гадеса репетирует и исполняет драму Лорки. Иск-во балета и иск-во кино, сливаясь в поэтич. образах, передают глубину нар. трагедии, устремлённость героев к любви и свободе. Подобное решение С. находит и для ф. "Кармен" (1983, пр. Мкф в Канне). В 1982 пост, ф. "Сладкие моменты прошлого" и "Антоньета".

Др. ф.: "Стресс.: три, три" (1968), "Нора" (1969), "Элиза, жизнь моя" (1977).

Литература: Вras о Е., Carlos Saura, Madrid, 1974.

В. Ю. Силюнас.

SAUTET, CLAUDE

СОТЕ` (Sautet) Клод

(р. 23.2.1924)

франц. режиссёр, сценарист. Учился в Высш. школе декоративных иск-в. Работал как муз. критик и педагог. В 1946 окончил ИДЕК. Был ассист. режиссёра. Первая пост.- к/м ф. "Здравствуй, улыбка" (1955). Первый п/м ф. "Взвесь весь риск" (по X. Джованни, 1960) был сделан по образцам классич. амер. детектива. В 1965 пост. ф. "Сыграть в ящик". Удачей С. был ф. "Мелочи жизни" (по П. Гимару, 1970), выстроенный как "поток сознания", прерывающегося воспоминаниями умирающего героя. К детективному жанру С. возвратился в ф. "Макс и жестянщики" (1971). В ф. "Венсан, Франсуа, Поль и другие" (1974) С. обратился к теме дружбы немолодых людей, сложности их взаимоотношений в быту, работе, любви и т. д. В 1978 в ф. "Простая история" (1980, в сов. прокате "У каждого свой шанс") режиссёр затронул проблему феминизма, встав на позиции своей героини, нашедшей личное счастье в самостоятельности и независимости. Пост. психологич. драмы "Сезар и Розали" (1972), "Мадо" (1976), "Плохой сын" (1980). Соавтор сц. всех своих фильмов. Пр. Л. Деллюка (1969), Большой пр. франц. кино (1973). В 1983 снял ф. "Гарсон!".

SCHAFFNER, FRANKLIN

ШЕ`ФНЕР (Schaffner) Франклин

(р. 30.5.1920)

амер. режиссёр, продюсер. Учился в Колумбийском ун-те. Был режиссёром на ТВ. В кино с 1963 (ф. "Стриптизёрка" по У. Инджу). В 1964 пост. картину "Самый достойный" (по Г. Видалу, с Г. Фондой в гл. роли, спец. пр. Мкф в Карлови-Вари) о закулисных махинациях в политич. жизни США. Известностью пользовались его фантастич. притча "Планета обезьян" (по П. Булю, 1968), биографич. лента о генерале Паттоне ("Паттон", 1970, пр. "Оскар", 1971), история сенсац. побега с каторги "Мотылёк" (по автобиографич. книге А. Шарьера, 1973). В 1971 пост, картину "Николай и Александра", тенденциозно фальсифицирующую историю России и Окт. революции.

Среди др. ф.: "Военачальник" (1965), "Двуликий человек" (1966), "Острова в океане" (по Э. Хемингуэю, 1977), "Ребята из Бразилии" (1978), "Сфинкс" (1980), "Да, Джорджио" (1982).

SCHAMONI

ШАМОНИ` (Schamoni)

ШАМОНИ (Schamoni), нем. режиссёры, братья (ФРГ).

1) Петер Ш. (р. 27.3. 1934)

Закончил актёрскую школу в Мюнхене. Был ассист. режиссёра в Баварском т-ре. С 1957 снимает док. ф., являясь и их продюсером. В 1962 был в числе кинематографистов, подписавших т. н. Оберхаузенский манифест - платформу "нового немецкого кино". Работал в т-ре "Каммершпиле" в Мюнхене. Значит, отклик получил его дебют в худож. кино - ф. "Охота на лисиц запрещена" (1966), размышления о совр. действительности и конфликте поколений (пр. Мкф в Зап. Берлине). В 1969 пост, ф. "Твои нежности" (1969, с Г. Везели), в 1976 - ф. "Картофельный Фриц" (в сов. прокате "Просчёт лейтенанта Слейда"), в 1983 - ф. "Весенняя симфония" (с ГДР).

2) Томас Ш. (р. 13.8.1936)

Занимался скульптурой и графикой, писал о кино. Работал на радио. Пост. ряд док. ф. и т/ф (в т. ч. отмеченный Федеральной пр. ф. "Чарли Май", 1966). Пост. худож. ф. "Большая серо-голубая птица" (1970).

3) Ульрих Ш. (р. 9.11. 1939)

Учился в Мюнхене. В 1959 - 64 ассист. режиссёра (У. Дитерле и др.). Автор лит. произведений. Дебютировал в худож. кино ф. "Это" (1966), посв. проблемам молодых семей. О совр. зап.-герм. действительности рассказывает и его ф. "Все годы опять" (1967). Среди др. ф.: "Квартет в постели" (1968), "Нас двое" (1970), "Раз" (1971) и "Шапокляк" (1973) - в обоих исполнитель гл. ролей, "Дом-мечта" (1980). Автор популярной телевиз. серии "Кем были бы мы без нас?".

SCHATZBERG, JERRY

ША`ЦБЕРГ (Schatzberg) Джерри

(р. 26.6. 1927)

амер. режиссёр. В 1947 - 48 учился в ун-те Майами. Был известным фотографом, в 60-х гг. снимал рекламные ф. для ТВ. Дебютировал в кино психологич. драмой "Головоломка с падшим ребёнком" (1969). Его ф. "Паника в Нидл-парке" (1971) о трагедии молодых наркоманов и "Пугало" (1973, с участием А. Пачино и Дж. Хэкмена, гл. пр. Мкф в Канне) - история неприкаянных бродяг, подтвердили пристрастие режиссёра к психологич. конфликтам, портретам простых, по-своему привлекательных, но слабых и неудачливых людей. Усложнённость психологич. характеристик, внимание к внутр. жизни персонажей в ущерб внеш. действию обусловили гораздо больший успех фильмам Ш. в Европе, чем в США.

Др. ф.: "Дэнди - стопроцентная американка" (1976), "Совращение Джо Тайнена" (1979), "Цветок жимолости" (1980), "Непонятый" (1983, с Тунисом).

SCHELL

ШЕЛЛ (Schell), нем. и австр. актёры.

1) Мария Ш.

(р. 5.1.1926)

Выступала в т-рах Цюриха, Берлина и Вены. В кино с 1942 (швейц. ф. "Обвал"). Играла гл. обр. сентиментальных молодых женщин, переживающих душевные потрясения и разочарования. Позднее исполняла роли драм. и трагедийного плана. Лучшие роли: медсестра Хельга Райнбек ("Последний мост", 1953, пр. Мкф в Канне, 1954, Австрия), Паулина ("Крысы", 1955, ФРГ), Роза ("Роза Бернд", 1956, ФРГ), Жервеза ("Жервеза", 1956, реж. Р. Клеман, пр. Мкф в Венеции, Франция), Натали ("Белые ночи", 1957, реж. Л. Висконти, Италия). Снялась также в ф.: "Братья Карамазовы" (1957, США), "Жизнь" (1958, Франция), "Симаррон" (1960, США), "Дьявола за хвост" (1969, Франция), "Комедия в доме священника" (1972, ФРГ), "Буржуазные причуды" (1976, Франция), "Прекрасный жиголо, несчастный жиголо" (1978), "Первая полька" (1979) - оба ФРГ, "Прохожая из Сан-Суси"(1982, Франция).

2) Максимилиан Ш.

(р. 8.12.1930)

Брат Марии Ш. Изучал историю иск-в и философию. Окончил цюрихскую Драм, студию. Выступал в нем. т-рах. В кино с 1955 (ф. "Это случилось 20 июля", ФРГ). В 1956 снялся в социальной драме "Брак доктора медицины Данвица" (ФРГ) в роли врача, протестующего против зап.-герм. системы здравоохранения. В 50 - 60-х гг. создал остродрам. образы, в т. ч. фанатика-нациста Харденберга (ф. "Молодые львы", 1958, США), адвоката, стремящегося оправдать преступления нацистов ("Нюрнбергский процесс", 1961, пр. "Оскар"), бывшего офицера Франца, страдающего комплексом вины перед человечеством за преступления нацизма ("Затворники Альтоны", 1962, реж. В. Де Сика, Италия). Исполнил роли Боливара ("Симон Боливар", 1969, Италия), эрцгерцога Фердинанда ("Покушение в Сараево", 1976, ЧССР - СФРЮ), Иоганна ("Джулия", 1977, США). Снимался в ф.: "Топкапи" (1964, США), "Папесса Иоанна" (1972, Великобритания), "Человек в стеклянной кабине" (1975), "Аваланч экспресс" (1979), "Дневник Анны Франк" (1980, т/ф) - все США, "Острова" (1983, Франция). Пост. ф.: "Первая любовь" (по И. С. Тургеневу, 1970, пр. Мкф в Сан-Себастьяне), "Пешеход" (1973) - оба ФРГ, "Судья и его палач" (по Ф. Дюрренматту, 1975, пр. Мкф в Сан-Себастьяне, ФРГ - Италия), "Сказки Венского леса" (по Э. фон Хорвату, 1979, Австрия - ФРГ), док. ф. "Марлен" (1983, ФРГ) о М. Дитрих. Н. А. Егорова.

SCHENSTRøM, CARL

ШЕ`НСТРЁМ (Schenstrøm) Карл

(13.11.1881 - 10.4.1942)

дат. актёр. С 1900 в т-ре. В 1921 с X. Мадсеном в кино составил комедийную пару, получившую популярность под назв. Маяк и Прицеп (Fyrtarnet оg Bivognen; в СССР, Франции, Германии известны как Пат и Паташон, в Великобритании - Длинный и Короткий). Ш.- Пат, создал образ задумчивого меланхолика, высокого и худого. В 1921-32 все ф. с участием Ш. и Мадсена ставил реж. Л. Лауритцен. С появлением звук, кино утратили популярность. В 1935 пытались сниматься в Германии и Австрии, в 1940 - вновь в Дании, но успеха не имели (перечень ф. с участием Ш. см. в ст. МАДСЕН Харальд.).

Литература: Schenstrom Carl. Fyrtaarnet fortaeller, Kbh., 1943.

SCHEUMANN, GERHARD

ШО`ЙМАН (Scheumann) Герхард

(р. 25.9.1930)

нем. сценарист, режиссёр (ГДР). Чл. Академии иск-в ГДР. С 1949 работал в печати, затем на радио и ТВ. С 1965 сотрудничает с В. Хайновским. Среди их ф.: "Смеющийся человек" (1966), "Пилоты в пижамах" (1968), "Прощай, Уиллис" (1971), "Война мумий" (1974), "Наследие Майера" (1977, гл. пр. Мкф в Москве). Нац. пр. ГДР (1966, 1969, 1974).

SCHLESINGER, JOHN

ШЛЕ`ЗИНГЕР (Schlesinger) Джон

(р. 16.2.1925)

англо-амер. режиссёр. Был актёром. С 1952 ставил к/м док. фильмы. В 1960 снял по собств. сценарию док. ф. "Terminus" (пр. Мкф в Венеции) о вокзале Ватерлоо. В худож. ф. "Такого рода любовь" (по С. Барстоу, 1962, гл. пр. Мкф в Зап. Берлине), "Билли-лжец" (по К. Уотерхаусу и У. Холлу, 1963) и "Дорогая" (1965), поставленных им в русле направления "рассерженных молодых людей", отчётливо выявилась одна из основных тем творчества Ш.- одиночество человека в совр. городе. Из-за неуверенности в себе, невозможности достичь контакта с окружающими герой ф. "Билли-лжец" уходит в мир воображения. Однако крушение мечты приводит его к компромиссу, принятию мира таким, каков он есть. Этой же теме посв. и ф. "Полуночный ковбой" (по Дж. Л. Хёрлихаю, 1969, США, пр. "Оскар"). Внешне спокойную, в осн. реалистич. манеру предыдущих ф. сменяет здесь экспрессивный и динамичный стиль повествования. В ф. смешаны разл. временные пласты, сцены воспоминаний и фантастич. видений героев пронизывают реальное действие. Большое место в ф. режиссёра занимает сатирич. изображение кино и ТВ, дезориентирующих людей, приучающих их строить свою жизнь по законам экр. мира. Снятый в духе "ретро" ф. "День саранчи" (по роману Н. Уэста "Пожар в Голливуде", 1975, США) показывал жизнь и нравы Голливуда 30-х гг. В 1976 снял в жанре триллера ф. "Марафонец" (США).

Среди др. ф.: "Вдали от безумной толпы" (по Т. Харди, 1967), "Воскресенье, проклятое воскресенье" (1971), эпизод "Марафон" (в док. ф. "Глазами восьми", 1972); "Янки" (1979) и "Притон "Фривей"" (1981) - оба США

Литература: Вrоокеr N. J., John Schlesinger: a guide to references and resources, Boston, 1978.

SCHLÖNDORFF, VOLKER

ШЛЁНДОРФ (Schlöndorff) Фолькер

(p. 31.3.1939)

нем. режиссёр (ФРГ). Изучал политэкономию в Париже, там же посещал ИДЕК. В 1960 пост, к/м ф. "Кого это печалит" (запрещён цензурой). Был ассистентом реж. Л. Маля, Ж. П. Мельвиля, А. Рене. Ставил оперные спектакли. С 1969 владелец фирмы "Аллилуйя-фильм" (с П. Флайшманом), с 1973 - фирмы "Биоскоп" (с Р. Хауффом). Дебютировал в худож. кино в 1966 ф. "Молодой Тёрлесс" (по Р. Музи-лю, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне) о жестоких нравах закрытого мужского пансиона в нач. 20 в. Ф. явился исследованием причин зарождения человеко-ненавистнич. идеологии фашизма. Следующий ф.- "Убийство случайное и преднамеренное" (1967) - анализ нравов и умонастроений совр. зап.-герм. молодёжи. Образ борца за права угнетённого народа воссоздаёт ф. "Михаэль Кольхаас, мятежник" (по Г. фон Клейсту, 1969). О тяжёлом положении крестьянства в феодальной Германии повествует картина "Внезапное обогащение бедняков из Ком-баха" (1970, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Сан-Себастьяне, 1972). Фильмы Ш. "Мораль Рут Хальбфас" (1972), "Мгновенная вспышка",(1973) и "Поруганная честь Катарины Блюм" (по Г. Бёллю, 1975, с М. фон Тротта) поев, политич. и социально-правовому положению женщины в ФРГ. Затем пост. ф. "Выстрел из милосердия" (1976) об утрате, иллюзий в среде нем. офицеров в кон. 1-й мировой войны. В 1978 Ш. принял участие в пост. политич. ф. "Германия осенью". Один из наиболее значит. фильмов Ш.- лента "Жестяной барабан" (по Г. Грассу, 1979, пр. "Оскар", гл. пр. Мкф в Канне) - гневное обличение фашизма. В 1981 пост. ф. "Фальшивка", в к-ром с помощью обширного док. материала попытался воссоздать сложную политич. ситуацию в Ливане. Участвовал в создании ф. "Война и мир" (1983). В 1984 пост. во Франции ф. "Любовь Свана" (по М. Прусту).

SCHNEIDER, ROMI

ШНА`ЙДЕР (Schneider) Роми (наст. имя и фам. Розмари Альбах-Ретти, Albach-Retty)

(23.9.1938 - 29.5.1982)

австро-нем. и франц. актриса. В кино с 1953 (ф. "Когда вновь расцветает белая сирень", Австрия). Снималась в коммерч. лентах в ФРГ и Австрии. С 60-х гг. снималась в др. странах: новелла "Работа" (в ф. "Боккаччо-70", 1961, реж. Л. Висконти, Италия), "Процесс" (1962, реж. О. Уэллс, Франция), "Победители" (реж. К. Формен, Великобритания) и "Кардинал" (реж. О. Преминджер, США) - оба 1963, "Что нового, киска?" (1965, реж. К. Доннер, США) и др. С 1969 (ф. "Бассейн") снималась преим. во Франции. К наиболее значит. её работам принадлежат роли в ф. реж.: К. Соте - "Мелочи жизни" (1970), "Макс и жестянщики" (1971), "Сезар и Розали" (1972), "Мадо" (1976), "Простая история" (1978, в сов. прокате "У каждого свой шанс"); П. Гранье-Дефера - "Поезд" (1973), "Женщина в окне" (1976); Р. Энрико - "Старое ружьё" (1975); Б. Тавернье - "Прямой репортаж о смерти" (1979, в сов. прокате "Преступный репортаж"), а также роль Елизаветы Австрийской, кузины баварского короля Людвига II, в ф. итал. реж. Висконти "Людвиг" (1972). В 1982 снялась в ф. "Прохожая из Сан-Суси". Одна из гл. тем творчества Ш.- поиски добра и справедливости, показ драматических судеб женщин, не добившихся счастья в условиях бурж. общества. С 1983 во Франции учреждён приз им. Ш.

Др. ф.: "Поединок на острове" (Франция), "Потерянная команда" (США), "Кто?", "Невинные с грязными руками", "Главное - любить", "Свет женщины", "Банкирша", "Под предварительным следствием" - все Франция.

SCHÜFFTAN, EUGEN

ШЮ`ФТА`Н (Schüfftan) Ойген (Эжен)

(21.7.1893 - 6.9.1977)

нем. и франц. оператор. В кино начал как художник-декоратор. Был оператором ф. "Прощание" (1921), "Люди в воскресенье" (1929, док.), "Атлантида" (1932) и др. С 1933 работал во Франции, где снял ф. "Нежный враг" (1936), "Мадемуазель доктор" и "Забавная драма" (1937), "Без завтрашнего дня" (1940) и др. Лучшей работой Ш. этого периода стал ф. "Набережная туманов" (1938, реж. М. Карне), снятый в мягкой живописной манере, тонко передающей поэтич. атмосферу повествования. Изобрёл названный впоследствии его именем метод съёмки с использованием сложной системы зеркал, впервые применённый оп. К. Фройндом и Г. Риттау в ф. "Метрополис" (1926, реж. Ф. Ланг). В 1940 Ш. уехал в США, где снял неск. ф., в т. ч. "Это случилось завтра" (1943, с А. Стоутом, реж. Р. Клер). В 1946 возвратился в Европу. Работал в Швейцарии, Франции, Италии и др. странах.

Др. ф.: "Венера из Тиволи" (1948), "Багряный занавес" (1953), "Улисс" (1953, Италия, в сов. прокате "Странствия Одиссея"), "Головой об стену" (1959), "Глаза без лица" (1960), "Мошенник" (1961, пр. "Оскар") и "Лилит" (1963) - оба США, "Три комнаты в Манхэттене" (1965).

SCHULTZE, HORST

ШУ`ЛЬЦЕ (Schultze) Хорст

(р. 26.4.1921)

нем. актёр (ГДР). Работал в разл. т-рах Берлина. В кино с 1958. Исполнил роль К. Либкнехта в дилогии "Пока я жив" (1965) и "Несмотря ни на что" (1972). Снимался также в сов. ф.: "Фронт без флангов" (1975), "Выбор цели" (1976), "Солдаты свободы" (1977). Нац. пр. ГДР (1966, 1969).

Среди др. ф.: "Сегодня и в час моей смерти", "Белые волки", "Ханс Баймлер, товарищ" (т/ф), "Оцеола", "Избирательное сродство" (в сов. прокате "Родственные натуры"), "Архив смерти" (т/ф), "Бранденбургские изыскания".

SCHYGULLA, HANNA

ШИ`ГУЛЛA (Schygulla) Ханна

(р. 23.12.1943)

нем. актриса (ФРГ). Работала в авангардистской труппе "Акцион-театр" (позднее "Антитеатр") реж. Р. В. Фасбиндера. Дебютировала в ф. этого режиссёра "Любовь холоднее смерти" (1969). Снималась в ф. режиссёров "молодого нем. кино": П. Флайшмана -"Охотничьи сцены в Нижней Баварии" (1969); Р. Хауффа - "Матиас Кнайссль" (1971, Федеральная пр.); В. Вендерса - "Ложное движение" (1975). Играла во мн. фильмах Фасбиндера, в т. ч.: "Катцельмахер" (1969), "Уайти" (1970, Федеральная пр.), "Саперы в Ингольштадте" (т/ф) и "Торговец четырёх времён года" (1971), "Горькие слёзы Петры фон Кант" (1972), "Эффи Брист Фонтане" (1974). В его ф. "Замужество Марии Браун" (1978, пр. Мкф в Зап. Берлине) создала яркий образ женщины, преуспевшей в аденауэровском обществе "экономич. чуда" ценой моральных компромиссов. В 1979 снялась в роли Евы в т/ф "Берлин, Алексан-дерплац". Большой зрелости достигла игра Ш. в ленте Фасбиндера "Лили Марлен" (1981) - истории ничем не примечательной певицы, к-рая волей случая становится одним из символов и жертвой нацистской Германии. Снимается также за границей: "Новый мир" ("Ночь Ва-ренны", реж. Э. Скола, Италия), "Страсть" (реж. Ж. Л. Годар, Франция) - оба 1982. За исполнение роли в ф. итал. реж. М. Феррери "История Пьеры" (1983) отмечена пр. Мкф в Канне.

SCOLA, ETTORE

СКО`ЛА (Scola) Этторе

(р. 10.5.1931)

итал. сценарист и режиссёр. Чл. ИКП. В кино как сц. с 1954. В 1964 дебютировал как реж. ф. "Если позволите, поговорим о женщинах...", и с этого времени плодотворно работает в жанре "комедии по-итальянски". Продолжая традиции неореалистич. комедии (в частности, лент В. Де Сика), С. высмеивал бурж. нравы. Известность С. принесли ф. "Разрешите представиться, Рокко Папалео" (1971) и "Самый прекрасный вечер в моей жизни" (1973) о трагикомич. судьбе типичного итальянца в эмиграции. Картина "Тревико - Турин" была посвящена теме становления социального и политич. сознания молодого рабочего. В антифаш. ленте "Мы так любили друг друга" (1975, гл. пр. Мкф в Москве) органичное соединение грустного и смешного является отражением авторского восприятия недавнего прошлого и совр. действительности. Вф. "Отвратительные, грязные, злые" (1976, пр. Мкф в Канне) режиссёр дал жестокий групповой портрет обитателей социального "дна". Новый успех принёс С. фильм "Необычный день" (1977, спец. пр. Мкф в Канне), в к-ром помпезности фаш. риторики противопоставлена простая и человечная история двух немолодых людей. В ф. "Терраса" (1979, пр. Мкф в Канне, 1980) С. с горечью рассказал о драме целого поколения итал. творч. интеллигенции, вскормленной свободолюбивыми, но так и не сбывшимися идеалами Сопротивления. В 1982 С. снял ф.-притчу "Новый мир" ("Ночь Варенны"), действие к-рого разворачивается во времена Великой франц. революции. В 1983 пост, во Франции ф. "Бал" (спец. пр. Мкф в Зап. Берлине, 1984).

Др. ф.: "Конъюнктура" (1965), новелла "Жертва" (в ф. "Нервная дрожь", 1965), "Архидьявол" (1966), "Смогут ли наши герои отыскать друга, таинственно пропавшего в Африке" (1968), "Комиссар Пепе" (1969), "Драма ревности" (1970), новеллы в ф. "Дамы и господа, спокойной ночи" (1976), "Любовная страсть" (1981).

SCORSESE, MARTIN

СКОРСЕ`ЗЕ (Scorsese) Мартин

(р. 17.11.1942)

амер. режиссёр. По происхождению итальянец. Окончил киноф-т Нью-Йоркского ун-та, затем там же преподавал киноиск-во. Дебютировал ф. "Кто стучится в мою дверь?" (1965 - 69, выпуск 1976), в к-ром определились мн. характерные черты лучших работ С.- точная обрисовка среды действия, автобиографичность, преимущественное внимание к психологии персонажей, а не к событийной стороне, и т. д. Детство, проведённое в итал. кварталах Нью-Йорка, позволило С. хорошо изучить быт и нравы тех людей, кто, отчаявшись, счёл гангстеризм единств. средством пробиться в жизни. Известность С. принесла поэтич. драма о молодёжи этих кварталов "Злые улицы" (1973). Нарастание отчуждённости у людей этой субкультуры, их попытки решить свои проблемы с помощью насилия, приводящего к разрушению личности, показаны в таких ф., как "Таксист" (1976, гл. пр. Мкф в Канне), "Бешеный бык" (1980). В творчестве С. есть и ф., не выходящие за рамки голливудских канонов,- гангстерский ф. "Берта из товарного вагона" (1972), мьюзикл-ретро "Нью-Йорк, Нью-Йорк" (1977). В 1974 пост. ф. "Алиса здесь больше не живёт" и к/м ф. "Итало-американец", в 1978 - к/м ф. "Американский парень. Профиль Стивена Принса", ф. "Последний вальс", в 1982 - комедию "Король комедии". Англ. режиссёр П. Хейден сделал о С. док. ф. "Кино - это моя жизнь" (1978).

Литература: Комов Ю., В двух измерениях, в его кн.: Голливуд без маски, М., 1982; JacobsD., Hollywood renaissance, N. Y.- L., 1977; Pye M., Myles L., The movie brats, L.- Boston, 1979; Kelly M. P., Martin Scorsese the first decade, Pleasantville, 1980; Коlker R. Ph., A cinema of loneliness, N. Y.- Oxf., 1980.

SCOTT, GEORGE

СКОТТ (Scott) Джордж

(р. 18.10.1927)

амер. актёр, режиссёр. Учился в Миссурийском ун-те. С 1952 выступал на сцене и на ТВ как актёр и режиссёр. В кино с 1958 (ф. "Дерево повешенных"). Специализировался на ролях мужественных, грубоватых, прошедших через многие испытания людей. Обладает также сатирическим дарованием. Снялся в ф.: "Анатомия убийства" (1959), "Доктор Стрейн-джлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу" (1963), "Библия" (1965, Италия), "Петулия" (1967), "Паттон" (1970, пр. "Оскар"), "Джейн Эйр" (1970, Великобритания), "Новые центурионы" (1972), "Оклахома как она есть" и "День дельфина" (1973), "Гинденбург" (1975), "Острова в океане" (1977), "Кино, кино" (1979), "Формула" (1980), "Отбой" (1981), "Испускающая огонь" (1984). Пост. социально-критич. ф. "Ярость" (1972) и "Дикарь на свободе" (1974) и сыграл в них гл. роли.

SEEMANN, HORST

ЗЕ`МАН, Зееман (Seemann), Хорст

(р. 11.4.1937)

нем. режиссёр (ГДР). В 1958 - 62 учился в Высш. киношколе в Бабельсберге. Дипломная работа - сатирич. к/м ф. "Проклятье злым делам" (1963). Затем пост. неск. к/м комедий. Был ассистентом реж. С. А. Герасимова на съёмках ф. "Люди и звери" и реж. Г. Райша - ф. "Вор из Сан-Маренго". В 1967 пост. муз. комедию "Свадебная ночь под дождём". Осн. картины 3. посвятил трудовым и личным взаимоотношениям людей новой, демократич. Германии: "Время жить" (1969, в сов. прокате "Только правда"), "Объяснение в любви к Г. Т." (1971), "Спелые вишни" (1972), "Сузи, милая Сузи" (1975). Значит. достижением режиссёра стал биографич. ф. "Бетховен. Дни жизни" (1976) с Д. Ю. Банионисом в гл. роли. Пост. ф.: "Флёр Лафонтен" (1978), "Мельница Левина" (по И. Бобровскому, 1980), "Женщины-врачи" (1984). Нац. пр. ГДР (1969, 1982).

SEGAL, GEORGE

СИ`ГАЛ (Segal) Джордж

(р. 13.2.1934)

амер. актёр. Окончил Колумб. ун-т. С сер. 50-х гг. на сцене и на ТВ. В кино с 1961 (ф. "Молодые врачи"). Темпераментная манера исполнения, привлекательность большинства его персонажей сделали актёра своеобразным воплощением образа "среднего американца". Среди ф.: "Самый длинный день" (1962), "Приглашение стрелку" (1964), "Корабль глупцов" (1965), "Кто боится Вирджинии Вульф?" (1966), "Меморандум Квиллера" (1967, Великобритания), "Так с дамами не обращаются" (1968), "Влюблённый Блум" (1973), "Калифорнийский покер" (1974), "Забавные приключения Дика и Джейн" (1977), "Последняя супружеская пара в Америке" (1979), "Под копирку" (1981).

Предыдущая страница Следующая страница