Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 22, "SEJ"-"STO")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 22, "SEJ"-"STO")

ŠEJBALOVÁ, JIřINA

ШЕ`ЙБАЛОВА (Šejbalová) Йиржина

(17.9.1905 - 23.8.1981)

чехосл. актриса. Нар. арт. ЧССР (1965). В 1928 - 71 работала в Нац. т-ре в Праге. Снималась в ф. "Юмореска", "Волчья яма", "Золотая свадьба", "Соло для старой дамы".

SELLERS, PETER

СЕ`ЛЛЕРС (Sellers) Питер (наст. имя Ричард Генри)

(8.9.1925 - 24.6.1980)

англ. актёр, режиссёр. Вырос в театр. семье. В 1948 стал популярным эстрадным актёром и певцом. В кино с 1951. Успешно снялся в эпизодич. роли нерасторопного бандита Робинзона в комедии реж. А. Маккендрика "Убийцы леди" (1955). Тонкий юмор, точность социальных характеристик отличают работы С. в ф. "Самое маленькое зрелище на земле" (1956, Киномеханик), "Карлтон Браун - дипломат" (1958, Амфибулос) и "Всё в порядке, Джек!" (1959, Профсоюзный чиновник). Дар перевоплощения С. позволял ему играть несколько ролей в одном ф. ("Нагая правда", 1957, "Мышь, которая рычала", 1959) или появляться в неожиданных для зрителей ролях (Мартовский Заяц - "Алиса в стране чудес", 1972; королева Виктория - "Великий Макгонаголл", 1975). В ф. реж. С. Кубрика "Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу" (1963, США) актёр создал образы, наполненные мягким юмором (Капитан), сарказмом (Президент), и зловещие карикатуры (советник Стрейнджлав). К актёрским удачам принадлежит также глуповатый и самоуверенный инспектор Клузо, сыгранный артистом в ф. реж. Б. Эдуардса "Розовая пантера" (1963), "Выстрел во мраке" (1964), "Возвращение розовой пантеры" (1975), "Ответный удар розовой пантеры" (1977) и "Месть розовой пантеры" (1978) - все США. В ф. "Будучи там" (1979, реж. X. Эшби, США) создал образ простодушного садовника Чанси, делающего головокружительную карьеру в условиях непредсказуемых зигзагов идейно-политич. кризиса бурж. общества.

Среди др. ф.: режиссёр - "Мистер Топаз" (1961); актёр - "Миллионерша", "Игра для двоих", "Вальс тореадоров" (пр. Мкф в Сан-Себастьяне, 1962), "Рай над нами"; "Мир Генри Ориента", "Что нового, киска?", "Семь раз женщина" (все три США), "Вечеринка", "Я люблю тебя, Алиса Б. Токлас" (США), "Кудесник Кристиан" (С. соавтор сц.). "Оптимисты". "Пленник Зенды".

Литература: Evans P., The mask behind the mast. Peter Sellers, L., 1969.

SEMBENE, USMAN

СЕМБЕ`Н (Sembene) Усман

(р. 8.1.1923)

Сенегал, писатель, режиссёр. В 1946 - 58 докер в Марселе. В 1962 стажировался в Москве у реж. С. А. Герасимова и М. С. Донского. В 1963 снял по заказу пр-ва Мали док. ф. "Сонгай", к/м игровую ленту "Человек с тележкой". В первом Сенегал, п/м худож. ф. "Чернокожая из..." (1966) на примере трагич. судьбы молодой негритянки С. выносил приговор неоколониализму. В экранизациях своих романов "Почтовый перевод" (ф. "Мандат", 1968, спец. пр. Мкф в Венеции), "Хала" (1975, спец. пр. Мкф в Карлови-Вари, 1976, в сов. прокате "Бессилие" ) С. обратился к критике нарождающейся афр. буржуазии. Ф. "Седдо" (1977) на историч. материале 17 - 18 вв. анализировал столкновение традиц. верований с проникшим в Африку исламом. Обращение к истории и культуре своего народа (большинство его ф. было снято на языке этиич. группы волоф), открытая антиколон, и антибурж. направленность творчества, профессионализм сделали фильмы С. крупным явлением молодого афр. киноиск-ва. Юбил. пр. Мкф в Москве (1979).

Др. ф.: "Ньяй" (1964), "Старший сын" (1970), "Эмитай" (1971, пр. Мкф в Москве).

Литература: Vieyra P. S., Ousmane Sembene, Cineaste, P., 1972.

SENNETT, MACK

СЕ`ННЕТТ (Sennett) Мак (наст, имя и фам. Майкл Синнотт, Sinnott)

(17.1.1880 - 5.11.1960)

амер. режиссёр, актёр. В 1902 - 07 работал в т-ре. В 1908 был принят на студию "Байограф", где играл в к/м фильмах Д. У. Гриффита. В 1910 - 12 пост. неск. комедий с участием актёров Ф. Мейса и М. Норман. В 1912 организовал кинокомпанию "Кистоун" в Голливуде и начал регулярный выпуск к/м комедий, к-рые положили начало амер. школе комедийного фильма. С. создал оригинальный жанр - "слэпстик" - комедию потасовок, основанную на традициях цирка и амер. т-ра. Его динамичные ленты были построены на нагромождении комич. ситуаций, погонь, драк, невероятных трюков: мотоциклисты мчались по проволоке, автомобили перескакивали через трамваи, силачи размахивали побеждёнными, как пращой. Под рук. С. работала группа др. режиссёров, однако он осуществлял общий контроль над произ-вом. В его ф. постоянно действовала группа комиков, изображавших "кистоунских полицейских", растяп и неудачников, а также женская группа "красоток-купальщиц". На "Кистоуне" сложился комедийный актёрский ансамбль - Р. Арбэкль (Фатти), Ф. Стерлинг, Б. Тёрпин, М. Норман и др. У С. дебютировал Ч. Чаплин. В 1915 с Гриффитом и Т. Инсом организовал фирму "Трайэнгл", где продолжал выпускать комедии, а после её ликвидации (1917) работал в др. кинокомпаниях как режиссёр и продюсер. С 1920 начал снимать п/м фильмы. Однако расцвет комедийной школы С. уже был позади, в его работе стали обнаруживаться самоповторы, ф. перестали пользоваться прежним успехом. В 20-е гг. упадок в творчестве С. был особенно заметен рядом с работами Чаплина, Б. Китона, Г. Ллойда. С приходом звука в кино жанр "слэпстик" изжил себя. В 1932 пост, к/м ф. "Схватка с рыбой-мечом" (пр. "Оскар"). В 1935 С. ушёл из кино. В 1937 получил спец. пр. "Оскар". Творчество С. и его сотрудников оказало значит. влияние на развитие амер. кино, заложив основы трюковой эксцентрич. комедии, умело использующей возможности кинематографа. Традиции немой "комической" были развиты в фильмах Чаплина и продолжают время от времени возрождаться у др. режиссёров.

Литература: King of comedy, N. Y., 1954 (с С. Shipp). Клер P., Размышления о киноиск-ве, (пер. с франц.), М., 1958; Юренев Р. Н., Смешное на экране, М., 1964; Трауберг М, Мир наизнанку, М., 1984; Тurсоni D., Mack Sennett, il re delle comiche, Roma, 1961.

M. С. Шатерникова.

SEQUENS, JIřÍ

СЕ`КВЕНС (Sequens) Йиржи

(р. 23.4.1922)

чехосл. режиссёр, сценарист. Нар. арт. ЧССР (1979). Учился в Консерватории драм, иск-ва в Брно, в 1946 - 47 - во ВГИКе. В 1947 стипендиат ЮНЕСКО в ИДЕКе. Работал в Т-ре им. Э. Ф. Бу-риана в Праге. С 1950 худ. рук. Т-ра чехосл. гос. кино. Написал сц. ф. "Сегодня в половине одиннадцатого" (1949). Пост. ф.: "Путь к счастью" (1951), "Свинцовый хлеб" (1954), "Непобеждённые" и "Гора на ветру" (в сов. прокате "Загадка старой штольни") - оба 1956, "Бегство из тени" (1958, пр. Мкф в Москве, 1959) и др. Драм, напряжённость сюжета, психологич. точность портретов героев, стремление к документализму особенно полно проявились в ф. "Покушение" (1964, пр. Мкф в Москве, 1965). Пост, приключенч. ф.: "Смерть на Сахарном острове" (1961), "Девятое имя" (1963), "Смерть чёрного короля" и "Убийство в отеле "Эксцельсиор"" (1971), "Попытка убийства" (1973), "Заложник из Белль-Виста" (1980) и др. Наиболее значит. фильм С.- "Хроника знойного лета" (по роману В. Ржезача "Битва", 1973). В ф. "Эта минута, этот миг" (1981, спец. пр. Мкф в Москве) С. вернулся к одной из своих осн. тем - 2-я мировая война и период оккупации страны. В 1965 - 71 пост. т/ф "Грешные люди города Праги" (13 сер.) и в 1973 - 79 - "Тридцать дел майора Земана", в 1983 - ф. "Горькая осень с ароматом манго" (ЧССР - Индия).

SEYRIG, DELPHIN

СЕРИ`Г, Сейриг (Seyrig) Дельфин

(р. 10.4.1932)

франц. актриса. Окончила курсы драм. иск-ва П. Бертена, Р. Блена и Т. Балашовой, училась в Актёрской студии в Нью-Йорке. Работает в т-ре. В кино с 1959 ("Сорви мою маргаритку", США). Творч. индивидуальность актрисы сформировалась под влиянием режиссёров, опирающихся на лит. традицию "нового романа": А. Рене - "В прошлом году в Мариенбаде" (1960), "Мюриель, или Время возвращения" (1963, пр. Мкф в Венеции, 1964); М. Дюра - "Музыка" (1967), "Индийская песня" (1975), "Её имя Венеция в пустынной Калькутте" (1976), "Бакстер, Вера Бакстер" (1977). Такого рода эксперимент. ф. выгодно использовали холодноватую аристократичность её манеры, отточенную пластику. Необычный голос и своеобразная "бесплотность" делали её персонажей потусторонними "тенями", намеренно лишёнными психологич. насыщенности. Снималась у реж.: Дж. Лоузи - "Несчастный случай" (1967) и "Кукольный дом" (1973) - оба Великобритания; Ф. Трюффо - "Украденные поцелуи" (1968); Л. Буньюэля - "Млечный путь" (1969) и "Скромное обаяние буржуазии" (1972). В 1983 снялась в ф. "Песчинка". В 1977 отмечена Большой нац. пр. кино.

Ср. др. ф.: "Мистер Фридом", "Ослиная шкура", "Красные губы" и "Жанна Дильман" - оба Бельгия, "Алоиза", "Дорогой Микеле" (Италия), "По дороге" (в сов. прокате "В пути", ВНР - ПНР), "Потерянный путь" (Швейцария), "Дорогая незнакомка".

SHEARER, NORMA

ШИ`РЕР (Shearer) Норма (наст. фам. Фишер, Fischer) Норма

(10.8.1900, по др. данным 1904 - 12.6.1983)

амер. актриса. В кино с 1920 (ф. "Вертушка"). Снималась в ф. "Разведённая" (1930, пр. "Оскар"), "Барреты с Уимполстрит" (1934), "Ромео и Джульетта" (1936), "Мария Антуанетта" (1938, пр. Мкф в Венеции), "Побег" (1940). В 1942 ушла из кино. В 1962 снялась в т/ф "Святые и грешницы".

SHERWOOD, ROBERT, EMMET

ШЕ`РВУД (Sherwood) Роберт Эммет

(4.4.1896 - 14.11.1955)

амер. драматург, сценарист. Учился в Гарвардском ун-те. Работал кинокритиком, редактором фильмов. Многие его пьесы были экранизированы: "Мост Ватерлоо" - трижды (1931, 1940, в 1956 - под назв. "Габи"), "Окаменевший лес" (1936), "Восторг идиота" (1939). Автор сц. ф.: "Призрак едет на Запад" (по новелле Э. Кьюна, 1935, Великобритания), "Приключения Марко Поло" (1938), "Эйб Линкольн в Иллинойсе" (по своей пьесе), "Ребекка" (по Д. Дю Морье, с Дж. Харрисон) - оба 1940, "Лучшие годы нашей жизни" (по Мак-Кинли Кантору, 1946, пр. "Оскар"), "Жена епископа" (1948), "Баловень Юпитера" (1954) и др.

SIDNEY, SYLVIA

СИ`ДНИ (Sidney) Силвия (наст. имя и фам. Софья Косов, Kosow)

(p. 8.8. 1910, по др. данным, 1908)

амер. актриса. Училась в школе т-ра Гилд. С 1926 на сцене. В кино с 1929 (ф. "Разными глазами"). Пользовалась большим успехом в 30-е гг., в период экономич. кризиса, исполняя роли внешне хрупких, но стойких героинь, не сдающихся перед жизненными невзгодами ("Уличная сцена" и "Американская трагедия", 1931; "Дженни Герхардт", 1933; "Саботаж", Великобритания, и "Ярость", 1936; "Тупик" и "Живёшь только раз", 1937). С 40-х гг. работала гл. обр. в т-ре, но продолжала сниматься и в кино: "Джейн Эйр" (1944), "Кровь на солнце" (1945), "Отверженные" (1952), "Летние пожелания, зимние мечты" (1973), "Я не сулил тебе одни лишь розы" (1977), "Хамметт" (1982).

SIEGEL, DON

СИ`ГЕЛ (Siegel) Дон (наст. имя Доналд)

(р. 26.10.1912)

амер. режиссёр. Окончил Кембриджский ун-т, учился в лондонской Академии драм. иск-ва. С 1933 в Голливуде (монтажёр). Пост. несколько док. к/м ф. (в т. ч. "Звезда в ночи", пр. "Оскар", и "Гитлер жив?", 1945). В 1946 дебютировал в игровом кино ф. "Приговор". В осн. снимал приключенч., криминальные, фантастич. ф.: "Бунт в тюремном блоке № 11" (1954), "Вторжение похитителей тел" (1956), "Нельсон-младенчик" (1957), "Опознание" (1958), "Убийцы" (по Э. Хемингуэю, 1964), "Мадиган" (1968), "Грязный Гарри" (1972), " Стрелок" (1976), "Телефон" (1977), "Бегство из Алькатраса" (1979), "Дурной глаз" (1982).

SIGNORET, SIMONA

СИНЬОРЕ` (Signoret) Симона (наст. фам. Каминкер, Kaminker)

(25.3.1921 - 30.9.1985)

франц. актриса. Занималась на драматических курсах С. Сикар. С 1941 в кино. Первая заметная роль - служанка бара в ф. "Демоны зари" (1946, реж. И. Аллегре). Затем снялась в ф. "Макадам" (1946), "Деде из Антверпена" (1948). Известность принесло С. исполнение гл. ролей в ф. "Золотая каска" (1952, реж. Ж. Беккер), "Тереза Ракен" (1953, реж. М. Карне), "Салемские колдуньи" (1956, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1957). Мастерство С. проявилось и в роли Элис ("Место наверху", 1958, Великобритания, в сов. прокате "Путь в высшее общество", пр. Мкф в Канне, пр. "Оскар", пр. Брит, и Франц. академий). Среди значит, работ актрисы - роли в ф. "Тень и свет" (1951), "Смерть в этом саду" (1956), "День и час" (1963), "Корабль глупцов" (1965, США), "Чайка" (1968, США), "Кот" (1971, пр. Мкф в Зап. Берлине), "Вся жизнь впереди" (1977, пр. "Сезар"). В 1982 снялась в ф. "Ги де Мопассан". В выступлениях С. в печати (с середины 70-х гг.) отразился её переход на реакционные антикоммунистические позиции.

Др. ф.: "Убийцы в спальных вагонах", "Армия теней", "Дорогая незнакомка", "Северная звезда".

SIMON, GÜNTER

ЗИ`МОН, Симон (Simon), Гюнтер

(11.5.1925 - 25.6.1972)

нем. актёр (ГДР). С 1947, по окончании театр. школы, работал в т-рах Шверина, Дрездена, Лейпцига. С 1950 в Берлине. В кино с 1952 ("Обречённое село", в сов. прокате "Непрошенные гости"). Создал образ вождя нем. пролетариата Э. Тельмана в дилогии "Эрнст Тельман - сын своего класса" (1954) и "Эрнст Тельман - вождь своего класса" (1955). Актёру удалось передать мужество Тельмана, его убеждённость в правоте своего дела, мудрую простоту и глубокую человечность. Снялся во мн. ф., в т. ч.: "Моя жена музицирует" (в сов. прокате "Моя жена хочет петь"), "Песня матросов" и "Искатели солнца" (1958), "Один из нас" (1960), "Туман" (1963), "Песня трубача" (1964), "Жена Лота" (1965), "Хлеб и розы" (1967), "Героин" (1968), "Красная капелла" (1971), "Спелые вишни" (1972). Нац. пр. ГДР (1969).

SIMON, MICHEL

СИМО`Н (Simon) Мишель (наст. имя Франсуа)

(9.4.1895 - 30.5.1975)

франц. актёр. Сменил много профессий, выступал в мюзик-холле. С 1922 в т-ре (труппа Питоева) и кино. Снялся в ф.: "Покойный Матиас Паскаль" (1925), "Страсти Жанны д'Арк" (1927, роль одного из судей), "Лодырь" (1928) и др. С. стал одним из ведущих актёров франц. кино 30-х гг. Играл в ф. реж. Ж. Ренуара "Сука" (1931) и "Будю, спасённый из воды" (1932). Яркой выразительностью и психологич. глубиной отличались работы С. в ф. "Аталанта" (1934, реж. Ж. Виго), "Забавная драма" (1937) и "Набережная туманов" (1938) - оба реж. М. Карне. В них он показал себя актёром "поэтического реализма", играя персонажей внешне достоверных, но вместе с тем странных, выпадающих из житейской нормы, ведущих двойную жизнь. В ф. "Конец дня" (1939) С. создал трогательный и человечный образ старого актёра-неудачника. Наиболее значит, послевоен. работы С. в ф. "Красота дьявола" (1950, пр. Мкф в Венеции), где он исполнил роль Мефистофеля, принимающего облик старого Фауста, "Господин Такси" (1952, Старый шофёр), "Аустерлиц" (1960, Ветеран наполеоновских войн), "Дьявол и десять заповедей" (1962, Жером), "Старик и ребёнок" (1967, Старик, пр. Мкф в Зап. Берлине), "Ох уж этот дед!" (1968, Жерико), "Бланш" (1972, Хозяин замка). Последняя роль - в ф. "Красный ибис" (1975).

Литература: Вuасhe F., Michel Simon. Un acteur et ses personnages, Fribourg, 1962.

SINATRA, FRANK

СИНА`ТРА (Sinatra) Фрэнк

(р. 12.12.1915)

амер. актёр, певец. Популярность приобрёл гл. обр. как эстрадный певец (оставил исполнительскую деятельность в 1971). В кино с 1941 (ф. "Ночи Лас-Вегаса"). Сыграл в антирасистском к/м ф. "Дом, в котором я живу" (1945, пр. "Оскар"). Снялся во многих муз. ф. реж. Б. Беркли, С. Донена. Как драм, актёр проявил себя в антивоен. ф. "Отныне и во веки веков" (1953, реж. Ф. Циннеман, пр. "Оскар"), психологич. драмах "Человек с золотой рукой" (1955), "Детектив" (1968), "Первый смертный грех" (1980). В 1964 пост. ф. "Только храбрец". В 1971 получил спец. пр. "Оскар".

Среди др. ф.: "Поднять якоря!", "Увольнение в город", "Вокруг света за 80 дней", "Высшее общество", "Парни и девчонки", "Нежная ловушка", "Гордость и страсть", "Дыра в голове", "Канкан", "Протруби в свой рог", "Четверо за Техас", "Голый бегун", "Список Адриана Мессенджера".

SINKOVITS, IMRE

ШИ`НКОВИЧ (Sinkovits) Имре

(р. 21.9 или 22.11.1928)

венг. актёр. Нар. арт. ВНР (1974). В 1951 окончил Высш. школу т-ра и кино. На сцене с 1949, с 1963 в Нац. т-ре (Будапешт). Снимается с 1948. Лучшие роли - футболист Оноди ("Два тайма в аду", 1961), сержант Молнар ("Младший сержант и другие", 1965), Ференц Лист ("Грёзы любви", 1970, ВНР - СССР, в сов. прокате "Ференц Лист", 1972) - отмечены внутр. драматизмом, психологич. углублённостью, скупым пластич. рисунком. Значит. роли Ш. сыграл в ф. "Диалог" (1963), "Вдова и капитан" (1967), "Добро пожаловать, господин майор!" ("Семья Тот", 1969), "Лицом к лицу" (1970). В 1949 - 51 преподавал в Высш. школе т-ра и кино. Гос. пр. им. Кошута (1966), пр. им. Ясаи (1955, 1962, 1965).

Др. ф.: "На всех парах", "Эркель" (в сов. прокате "Венгерские мелодии"), "Буря", "Восстало море" (в сов. прокате "Грозовые годы"), "Особая примета", "Пропасть", "Легенда городской окраины", "Четверо по течению", "Рассказы в поезде", "Жаль бензина", "Переменная облачность", "Три ночи любви", Профессор преступного мира", "Меч", "Акцент", "Чей закон?", "Закат солнца в полдень".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 8, Л., 1973

SIODMAK, ROBERT

СИ`ОДМАК (Siodmak) Роберт

(8.8.1900 - 10.3.1973)

нем. и амер. режиссёр. Учился в Марбургском ун-те. Был актёром в разл. т-рах Германии, в кино работал монтажёром, затем сценаристом. В 1929 пост. док. ф. "Люди в воскресенье". Известность С. принёс ф. "Прощание" (1930). С 1934 работал во Франции, с 1939 - в США, где ставил "чёрные" ф.: "Леди-призрак" (1944), "Винтовая лестница" (1945), "Убийцы" (1946) и др. В 1954 пост. новую версию ф. франц. реж. Ж. Фейдера "Большая игра", в 1955 экранизировал пьесу Г. Гауптмана "Крысы" (Зап. Берлин). Пост. также ряд ф. во Франции, Зап. Берлине, СРР, Великобритании, среди к-рых: "Дело Нины Б." (1961), "Битва за Рим" (1968, ФРГ - Зап. Берлин - СРР).

Др. ф.: "Ночью, когда пришёл дьявол" (1957, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1958), "Мой школьный друг" (1960, в сов. прокате "Су" масшедший поневоле").

SJOBERG, ALEF

ШЁБЕРГ (Sjoberg) Альф

(21.6.1903 - 17.4.1980)

швед. режиссёр. Учился в школе при Драм. т-ре в Стокгольме, где в 1925 - 27 был актёром, а с 1930 гл. режиссёром. В 1928 снялся в ф. "Поэзия Одалена". В 1929 пост. ф. "Сильнейший", продолживший традиции "швед, классич. школы" и обновивший выразит, средства и приёмы. Уже в этой картине проявилось влияние сов. киноиск-ва, монтажных теорий С. М. Эйзенштейна и B. И. Пудовкина. В 1939 пост. ф. "Ставка - жизнь", проникнутый антифаш. пафосом, тревогой за судьбы человечества перед лицом мировой войны. Стилистич. искания Ш. были продолжены в психологич. драмах "Пора цветения" (1940), "Домой из Вавилона" (по С. Сивертсу, 1941), фантастич. аллегории "Божественная игра" (1942), историко-приключенч. ф. "Королевская охота" (1943). Наиболее ясно творч. принципы Ш. выражены в ф. "Травля" (1944, сц. И. Бергман): концентрация действия, эмоц. напряжённость, зрительные эффекты, резкое противопоставление света и тени, смелый монтаж. Ленты Ш. отличались глубоким анализом духовного мира человека. Ф. "Просто мать" (по И. Лу-Юхансону, 1949) повествовал о трудной судьбе простой женщины-батрачки, бедствиях и страданиях швед. тружеников. Ф. "Фрекен Юлия" (по А. Стриндбергу, 1951, гл. пр. Мкф в Канне) - один из лучших ф. швед, кино, где Ш., сохраняя единство места действия, сочетает прошлое и настоящее, воспоминания и действительность, выводит повествование за рамки театр, условности, присущие лит. основе. Подобным же образом сфокусировано внимание на гл. герое в историч. ф. "Варавва" (по П. Лагерквисту, 1952) и "Карин Монсдоттер" (по Стриндбергу, 1953). Последующие ф. "Дикие птицы" (1954) и "Последняя пара, беги!" (1956, сц. Бергман и Ш.) были построены на совр. материале, посвящены молодёжи и разногласиям поколений. В ф. "Судья" (по В. Мубергу, 1960) Ш. критиковал судебную систему Швеции, впервые в своём творчестве высказывая отношение к совр. обществ, явлениям. Та же социальная проблематика отличала ф. "Остров" (1965), поев, борьбе за разоружение. Однако с точки зрения худож. выразительности эти ф. значительно уступали предыдущим работам режиссёра. Последний фильм Ш. "Отец" (1969) - экранизация одноим. драмы Стриндберга. С 70-х гг. работал только в т-ре.

Литература: Lundin G., Filmregi: Alf Sjoberg, Lund, 1969; Werner G., Den svenska filmens historia, Stockh., 1978.

SJOMAN, DAVID HARALD VILGOT

ШЁМАН (Sjoman) Давид Харальд Вильгот

(р. 2.12.1924)

швед. режиссёр, сценарист, актёр, критик. Наряду с Б. Видербергом и Я. Труэллем один из зачинателей т. н. нового швед. кино. Выступал как сценарист. По собств. книгам написал сц. ф. "Вызов" (1952, реж. Г. Муландер), "Игра на радуге" (1958, реж. Л. Э. Чельгрен). Был ассистентом реж. И. Бергмана. В 1962 пост, ф. "Любовница", в 1964 - "Одежда". Творч. манере Ш. присущи стремление к подчёркнутой документальности, интерес к социальным проблемам, особенно . к разл. отклонениям от норм обществ, поведения: "491" (1963), "Постель для брата и сестры 1782" (1965), "Вы лжёте!" (1969). Скандальную известность принесли Ш. ленты "Я любопытна (жёлтый)" и "Я любопытна (голубой)" (1967 - 68). в к-рых антибурж. политич. направленность сочеталась с обилием сексуальных сцен (во многих странах эти ф. были запрещены цензурой). В 1974 пост. ф. "Пригоршня любви", рассказывающий о Швеции времён всеобщей забастовки 1909, в к-ром переданы чувства простых людей, представителей рабочего класса. Снялся во второстепенных ролях в ф. "Стыд" (1968, реж. Бергман), "Вы лжёте!", "Супруги Тролль" и др. С 1948 выступает с критич. статьями в крупнейших швед, газетах и журналах.

Среди др. ф.: реж.-"Счастливчики" (1970), "Супруги Тролль" (1971), "Гараж" (1975), "Табу" (1977), "Линус" (1979), "Я краснею" (1980).

Литература: Modern Swedish cinema, 1 - Vilgot Sjoman, Stockh., 1974.

SJÖSTRÖM, VICTOR DAVID

ШЁСТРЁМ (Sjöström) Виктор Давид

(20.9.1879 - 3.1.1960)

швед, режиссёр, актёр. В 1896 - 1911 играл в т-рах Швеции и Финляндии. В 1898 был режиссёром Швед. т-ра в Хельсинки. С 1912 выступал в ф. реж. М. Стиллера "Вампир", "Ребёнок", "Когда любовь умирает", "Чёрные маски", где играл героев-любовников. В том же году пост. ф. "Садовник". Ставил типичные для того времени мелодрамы: "Голос крови" и "Любовь сильнее ненависти" (1913) и др. Интерес режиссёра к социальным проблемам, к жизни рабочих, гор. бедноты проявился в ф. "Забастовка" и "Ингеборг Хольм" (1913), "Дети улицы" и "Один из многих" (1914). Снимался в собств. ф. и лентах Стиллера (создал комич. образ журналиста в ф. "Лучший фильм Томаса Гроля", 1917, "Лучший ребёнок Томаса Гроля", 1918). Важнейшим этапом в творчестве Ш. и в истории швед. кино стал ф. "Терье Виген" (по Г. Ибсену, 1916), определивший эстетич. принципы т. н. швед, классич. киношколы. Глубина психологич. анализа отличала ф. "Горный Эйвинд и его жена" (по Й. Сигурйоунссону, 1917). Романтизация крестьянского быта отразилась в эстетике и поэтике Ш.: принципиально новой технике киноповествования, ритмич. построении, экспрессивном монтаже, выразительности натурных съёмок. Большой мастер работы с актёрами, Ш. добивался предельно эмоциональной актёрской игры, реализма в интерпретации характеров героев. В экранизациях романов С. Лагерлёф "Девушка с Болотного хутора" (1917), "Сыновья Ингмара" (1918), "Карин, дочь Ингмара" (1919) режиссёр стремился к максимальной точности в передаче духа и стиля лит. основы. Значит, достижением мирового киноиск-ва стал его ф. "Возница" (по Лагерлёф, 1920), в к-ром искания в области формы, новаторские изобразит, решения тесно связаны с содержанием. В этих фильмах Ш. играл гл. роли, создавая яркие, запоминающиеся образы гордых, волевых, мужественных, сильных духом людей. Идейно-худож. принципы Ш. нашли выражение также в его ф. по произв. Я. Бергмана "Завещание его превосходительства" (1919), "Мастер" (1920), "Кто судит?" (1921), "Огонь на борту" (1923), к-рые, однако, не отличались силой и глубиной предыдущих ф. и свидетельствовали о начале кризиса в швед, немом кино. В 1923 Ш. уехал в США, где пост. 9 ф., в т. ч. "Ветер" (1928) - один из лучших ф. мирового кино 20-х гг. Однако в ф. "Тот, кто получает пощёчины" (1924), "Признания королевы" (1925), "Алая буква" (по Н. Хоторну, 1926), "Божественная женщина" (1928, с Г. Гарбо в гл. роли) ощущалось противоречие между творч. принципами Ш. и стандартами голливудской кинопром-сти. В 1930 Ш. вернулся на родину и пост, один из первых швед. звук. ф. "Маркуреллы из Вадчёпинга" (по Бергману), блестящую сатиру на бурж. обывателей. Последняя реж. работа Ш.- историч. "костюмная" драма "Под красной мантией" (1936, в сов. прокате "Под кардинальской мантией"), снятая в Великобритании. В дальнейшем Ш. работал в кино только как актёр. В 1943 - 49 был худ. рук. кинокомпании "Свенск фильминдустри". Среди крупнейших актёрских работ 40 - 50-х гг.: актёр Фалькман ("Возгорится пламя", 1943), предпочитающий умереть, но не идти на сделку с фаш. оккупантами, крестьянин Борг ("Слово", 1943), Юродивый ("Император Португалии", 1944) - реж. всех ф. Г. Муландер, эгоистичный дирижёр Сёндербю ("К радости", 1950, реж. И. Бергман). Завершает творч. путь Ш. роль профессора Борга в фильме Бергмана "Земляничная поляна" (1957). Творчество Ш. оказало огромное влияние на развитие швед. кино, наметило пути к поискам новых средств худож. выразительности.

Литература: Муссинак Л., Рождение кино, пер. с франц., Л., 1926; С а дуль Ж., Всеобщая история кино, пер. с франц., т. 3, М., 1961; Актеры заруб. кино, в. 10, Л., 1976; Idestam-Almqvist В., Den svenska filmens drama. Sjostrom och Stiller, Stockh , 1939; Forslund В., Victor Sjostrom. Hans hv och verk, Stockh., 1980.

SKANATA, KRSTO

ШКА`НАТА (Skanata) Крсто

(р. 1925)

югосл. режиссёр. В кино с 1948. Один из ведущих кинодокументалистов Югославии. Снял ф.: "Под сенью магии" (1955), "Великое столетие" (1958), "Свободная Эфиопия" (1959), "Первый падеж - человек" (1964), "Отрекаюсь от мира" (1965), "Солдат, вольно" (1966), "Тито" (1977).

SOBOCINSKI, WITOLD

СОБОЦИ`НЬСКИЙ (Sobocinski) Витольд

(р. 15.10.1929)

польск. оператор. В 1957 окончил Высш. школу т-ра, кино и ТВ в Лодзи. В 1956 - 59 работал на ТВ, затем (до 1964) на к/ст "Чолувка". Оператор более 30 док. и науч.-популяр. фильмов. Дебют в худож. кино - ф. "Дансинг в ставке Гитлера" (1968). Снял ф.: "Всё на продажу" (1969), "Польский альбом" (1970), "Легенда" (с СССР) и "Семейная жизнь" (1971), "Свадьба" (1973), "Земля обетованная" (1975, с В. Дыбовским и Э. Клосиньским), "Смерть президента" (1977, с Е. Лукашевичем).

Др. ф.: "Третья часть ночи" (1972), "Санаторий под клепсидрой" (1973), "На небе II на земле" (1974), "Моя любовь, моя война" (1975), "Теневая полоса" (1976, с Великобританией), "Один на один" (1977, в сов. прокате "Случайность").

SOFFICI, MARIO EMILIO

СО`ФФИЧИ (Soffici) Марио Эмилио

(16.5.1900 - 10.5.1977)

аргент. режиссёр, актёр. Работал в т-ре. В 1931 снялся в ф. "Красотки Буэнос-Айреса". Играл в картинах А. Феррейры. В 1935 пост, первый ф. "Душа карьериста". Лучшие фильмы С.: "Северный ветер" (1937) о драм. судьбе свободолюбивого гаучо (использовал нац. фольклор), "111-й километр" (1938) и "Пленники земли" (по рассказам О. Кироги, 1939) о бесправии и угнетении рабочих чайных плантаций. Последний ф. стал важной вехой в эволюции аргент. кино, в нём затрагивались серьёзные социальные проблемы. Эта тенденция критич. изображения аргент. общества, хотя и в приглушённой форме, осуществлялась и в картинах "Старый доктор" (1938), "Бесславные герои" (1939), "Серый квартал" (1954). В 50-е гг., когда развитие прогрес. кино было приостановлено, С. снимал мелодрамы, комедии: "Странное происшествие с человеком и зверем" (1950), "Нежеланная" (1951), "Замужние женщины" (1953); экранизировал лит. произв.- "Ревность" (по "Крейцеровой сонате" Л. Н. Толстого, 1946), "Женщина с моря" (по Г. Ибсену, 1953). Мастерством отмечены ф. "Трое с реки" (1943), опоэтизированная нар. легенда, и "Росаура в 10 часов" (по М. Де-неви, 1957, пр. Нац. ин-та кинематографии). Последняя реж. работа - ф. "Собственность" (1961). Затем снимался как актёр.

SOLAS, UMBERTO

СО`ЛАС (Solas) Умберто

(р. 4.12.1941)

кубин. режиссёр. Участник подпольного революц. движения против режима Батисты. С 1960 работает в ИКАИКе. Сотрудничал в ж. "Cine cubano", одновременно участвовал в создании к/м лент как директор и ассист. режиссёра. Пост. ф. из серии "Народная энциклопедия". Первые игровые ф. "Мануэла" (1966) и "Лусия" (1968, гл. пр. Мкф и пр. ФИПРЕССИ в Москве, 1969) принесли ему признание. Тема интернационализма отражена в ф. "Симпареле" (1974, пр. Мкф в Сан-Себастьяне) о нар. восстании на Гаити, "Кантата о Чили" (1976, гл. пр. Мкф в Карлови-Вари и др. пр.) о стачке рабочих селитряных рудников в Чили в 1907. В 1984 пост. ф. "Амада". Др. ф.: "Один день в ноябре" (1972), "Сесилия" (по С. Вильяверде, 1982); док.- "Родиться в Ленинграде" (1977), "Вифредо Лам" (1979).

SOLDATI, MARIO

СОЛЬДА`ТИ, Солдати (Soldati), Maрио

(р. 17.11.1906)

итал. писатель, режиссёр. Получил лит. образование в Италии и США. С 1931 сценарист. Первый ф. "Княжна Тараканова" пост, в 1938 (с Ф. Оцепом). Большинство фильмов С.- экранизации лит. произв. или комедийные и приключенч. фильмы. Из довоен. картин наибольший успех имел ф. "Маленький старинный мирок" (по А. Фогаццаро, 1941). Пост. ф.: "Евгения Гранде" (по О. Бальзаку, 1946), "Даниэль Кортис" (по Фогаццаро, 1947), "Провинциалка" (по А. Моравиа, 1953). После падения режима Муссолини С. снял ф., в к-рых сказалось влияние неореализма: "Нищета синьора Траве" (1945) о бедственном и бесправном положении мелких чиновников, "Бегство во Францию" (1948) о наказании фаш. преступников. В комедии "О'кей, Нерон!" (1952) высмеивал оккупировавших Рим американцев. Но уже в 1955 в ф. "Женщина с реки" (с участием С. Лорен) С. отходит от принципов неореализма, сохраняя лишь его внеш. атрибуты. В 1956 С. участвовал в постановке итало-амер. ф. "Война и мир" (руководитель 2-й съёмочной группы и соавтор сц.). В 1956 пост. во Франции ф. "Под небом Прованса", представляющий новую версию фильма А. Блазетти "Четыре шага в облаках", в 1959 - сатирич. ф. "Поликарпо, банковский служащий". С 60-х гг. занимается гл. обр. лит. деятельностью.

SOMLÓ, TAMÁS

ШО`МЛО (Somló) Тамаш

(р. 21.3.1929)

венг. оператор, режиссёр. Окончив Высшую школу т-ра и кино (1949), был фоторепортёром, вторым оператором. С 1951 снимал к/м док. и науч.-популяр, фильмы, в т. ч. фильмы реж. М. Янчо, а в 1959 - 1969 - худож. ф. этого режиссёра: "Колокола отправляются в Рим" (1959), "Развязки и завязки" (1963), "Так я пришёл" (1965), "Без надежды" (1966), "Звёзды и солдаты" (1967, с СССР), "Светлые ветры" (1969). В 1971 пост. ф. "Бессмертный легионер". Работает над науч.-популяр. и уч. ф., преим. по вопросам кибернетики и медицины. Пр. им. Балажа (1962, 1968).

Др. ф.: оператор - "Три ночи любви" (1967), "Опрометчивый брак" и "Знаете ли вы "санди-манди"?" (1968), "Похищение по-венгерски" и "Жила-была семья" (1972), "Убийцы неизвестны" (1973), "Призрак из Люблина" (1976, в сов. прокате "Золотые дукаты призрака"); режиссёр науч.-популяр. ф.- "Мыслящие машины" (1962), "Кибернетика" (1963), "Музыка и счётные машины" (1965), "Несколько взглядов на человеческий мозг" (1966), "Операция на мозге" (1969), "Операция на сердце" (1970).

SORDI, ALBERTO

СО`РДИ (Sordi) Альберто

(р. 15.6.1919)

итал. актёр, режиссёр. В кино с 1937. Первая большая роль - в ф. "Три орлёнка" (1942). Истинную природу его дарования открыл реж. Ф. Феллини в ф. "Белый шейх" (1952), где С. сыграл напыщенного и наивного актёра-полулюбителя. В следующем фильме Феллини "Маменькины сынки" (1953) С. исполнил роль Альберто - мечтательного, самовлюблённого, жалкого человека. С успехом снялся в ф. "Преступление Джованни Эпископо" (1947), "Холостяк" (1955). Постоянный мотив комич. ролей С.- бессмысленность стремлений его героя, сочетающего в своём характере экспансивность с вялостью. С. сотрудничал с реж. М. Моничелли и Стено (начиная с ф. "Тото и короли Рима", 1951). Значит. событием в творч. жизни С. явилось его участие в фильме Л. Коменчини "Все по домам" (1960), где С. сыграл офицера, продолжающего исполнять приказы, по существу аннулированные в условиях воен. поражения. В ф. реж. В. Де Сика "Страшный суд" (1961) и "Бум" (1963) С. создал самые интересные из своих трагикомич. ролей. Значит. работой была также гл. роль в ф. реж. Д. Ризи "Трудная жизнь" (1961, в сов. прокате "Журналист из Рима").

Снимался в ф.: "Учитель из Виджевано" (1963, реж. Э. Петри), "Врач страховой кассы" (1968, реж. Л. Дзампа, в сов. прокате "Залог успеха"), "Задержанный в ожидании суда" (1971, реж. Н. Лой, пр. Мкф в Зап. Берлине, 1972), "Мелкий, мелкий буржуа" (1977) и "Маркиз дель Грилло" (1982) - оба реж. М. Моничелли. Ставил и играл в ф.: "Лондонский туман" (1965), "Простите, Вы за или против?" (1966), "Итальянец в Америке" (1967), "Любовь моя, помоги мне" (1969), "Пока есть война, есть надежда" (1974, в сов. прокате "Торговцы смертью"), "Всеобщее чувство стыда" (1976), "Я и Катерина" (1980), "Я знаю, что ты знаешь, что я знаю" и "Путешествие с папой" - оба 1982. Соавтор сц. своих ф. (преим. с Р. Сонего). Спец. пр. Мкф в Москве (1983) за вклад в киноиск-во. Среди др. ф.: актёр - "Прощай, оружие!" (США), "Большая война", "Вдовец", "Уличный регулировщик", "Эти великолепные мужчины на своих летательных машинах" (в сов. прокате "Воздушные приключения"), "Всеобщий протест", "Красивый, честный эмигрант в Австралии хотел бы жениться на не состоявшей ранее в браке соотечественнице", "Игра в карты по-научному", "Пробка".

Литература: Черненко М., Альберто Сорди, в сб.: Комики мирового экрана, М., 1966; Ливи Г., Альберто Сорди, (пер. с итал.), М., 1971.

SPAAK, CHARLES

СПАА`К (Spaak) Шарль

(25.5.1903 - 6.3. 1975)

франц. сценарист. В кино с 1928. Внёс большой вклад в развитие франц. кино 30-х гг. Сотрудничал с реж.: Ж. Фейдером - "Новые господа" (1928), "Большая игра" (1934), "Пансион "Мимоза"" и "Героическая кермесса" (1935); Ж. Ренуаром - "На дне" (по М. Горькому, 1936), "Великая иллюзия" (1937), "Пришпиленный капрал" (1962); Ж. Гремийоном - "Сердцеед" (1937); Ж. Дювивье - "Дружная компания" (1936), "Конец дня" (1939) и др. После войны вместе с реж. А. Кайатом создал сц. ф. "Правосудие совершилось" (1950), "Все мы убийцы" (1952), "Перед потопом" (1953), "Чёрное досье" (1955), "Меч и весы" (1963); с М. Карне - "Тереза Ракен" (по Э. Золя, 1953), "Обманщики" (1958). Среди др. сц.: "Коралловый риф" (1939), "Преступление и наказание" (по Ф. М. Достоевскому, 1956), "Нормандия - Неман" (1960, с К. М. Симоновым и Э. Триоле, СССР - Франция), "Жерминаль" (по Золя, 1963) и др. В своих лучших сц., отличающихся тщательностью изображения среды и характеров, С. стремился к постановке социальных и психологич. проблем. В 1948 пост. по собств. сц. ф. "Тайна Бартон".

SPIELBERG, STEVEN

СПИ`ЛБЕРГ (Spielberg) Стивен

(р. 18.12.1947)

амер. режиссёр. Учился в Калифорнийском ун-те. В 1971 на ТВ пост. первый п/м ф. "Дуэль" в жанре совр. притчи. Огромный грузовик, преследующий на шоссе легковую машину, превращался в обобщённый образ анонимного тотального насилия. Для ф. характерны лаконичность выразит. средств, уверенное владение монтажом. С помощью минимальных затрат и технич. средств С. воспроизвёл впечатляющую и напряжённую картину драм, поединка. В 1974 пост. ф. "Шугерлэнд-экспресс" (пр. Мкф в Канне) о трагедии молодых супругов, к-рые пытаются вернуть своего ребёнка, отданного по приговору суда на воспитание в чужую семью. В 1975 С. сделал имевшую огромный финансовый успех картину "Челюсти" о борьбе с гигантской акулой, пожирающей людей. Этот традиционный для амер. культуры сюжет, восходящий к роману "Моби Дик" Г. Мелвилла, был переосмыслен в духе коммерч. кино и решён как большой киноспектакль со сложными трюковыми съёмками и макетами, что знаменовало отход С. от прежних худож. принципов. Такими же зрелищными, насыщенными аттракционами, к-рые приобретают самодовлеющее значение, стали науч.-фантастич. лента о спустившейся на Землю летающей тарелке "Близкие контакты третьего вида" (1977) и бурлескная комедия на материале 2-й мировой войны "1941-й" (1979). В 1981 пост. картину "Искатели потерянного ковчега", в 1982 - фантастич. ленту "Инопланетянин", переосмыслив в гуманистич. плане проблемы контактов с жителями иных миров; в 1983 снял новеллу в ф. "Сумеречная зона, кино".

Литература: Капралов Г., "Челюсти": миф, политика, бизнес, в кн.: Мифы и реальность, в. 6, М., 1978; Руе М., Муlеs L., The movie brats, N. Y., 1979.

В. Ю. Дмитриев.

STALLONE, SYLVESTER

СТАЛЛО`НЕ (Stallone) Силвестер

(р. 6.7.1946)

амер. актёр, режиссёр, сценарист. В кино с 1970. В мелодраме "Рокки" (1976) был автором сц., а также исполнил роль боксёра. Актёр, режиссёр и сценарист в ф. "Рокки II" (1979) и "Рокки III" (1982). В ф. "F.I.S.T." (1978) снялся в роли Джона Ковака, водителя грузовика. Играл в ф. "Мандинго" (1975), "Побег к победе" (1981), "Первая кровь" (1982). Пост. по собств. сц. ф. "Бар "Аллея рая"" (1978) и муз. ф. "Оставайся живым" (1983). В 1984 снялся в ф. "Первая кровь II", проникнутом реакционным духом.

STANWYCK, BARBARA

СТЕ`НВИК (Stanwyck) Барбара (наст. имя и фам. Руби Стивене, Stevens)

(р. 16.7.1907)

амер. актриса. Выступала в кабаре, с 1926 в т-ре, с 1927 в кино. В 30 - 40-х гг. была одной из наиболее популярных "звёзд" Голливуда. Снималась в вестерне ("Энни Оукли", 1935), мелодраме ("Стелла Даллас", 1937), комедии ("Леди Ева", "Познакомьтесь с Джоном Доу" - обе 1941), триллере ("Двойная страховка", 1944) и др. Среди наиболее удачных работ - роли в драмах "Плуг и звёзды" (1937) и "Золотой мальчик" (1939). Снималась до 1964.

STAUDTE, WOLFGANG

ШТА`УДТЕ (Staudte) Вольфганг

(9.10.1906 - 19.1.1984)

нем. режиссёр (ФРГ). С 1926 был актёром т-ра"Фольксбюне" (Берлин). Работал у М. Рейнхардта и Э. Пискатора. С 1931 снимался в кино, с 1935 ставил рекламные фильмы. В 1941 дебютировал к/м ф. "В могилу ничего не унесёшь". В 1943 пост. худож. ф. "Акробат, пре-кра-а-сно!" с участием знаменитого комика Ч. Ривеля, затем ф. "Я грезила о тебе" (1944) и "Фрау за бортом" (1945, вышел в 1952 под назв. "Девушка Хуанита"). В 1946 снял на студии ДЕФА первый послевоен. нем. худож. ф. "Убийцы среди нас" (в сов. прокате "Они не скроются") об ответственности нем. народа за преступления нацизма. Жёсткая реалистич. манера изображения жизни послевоен. Германии сочетается в ф. с элементами экспрессионистской стилизации, подчёркивающей неустроенность человеческих судеб, духовную опустошённость и растерянность людей, переживших фашизм и войну. Ф. "Ротация" (1949, ГДР, в сов. прокате "Коричневая паутина") - широкое полотно обществ, жизни Германии от зарождения нацизма до его разгрома. Идейное убожество и обывательскую ограниченность прусского бурж. мещанства обличает ф. "Верноподданный" (по Г. Манну, 1951, ГДР, пр. Мкф в Карлови-Вари). С 1955 работал в ФРГ. Лучшие фильмы Ш. развивали осн. тему его творчества - непримиримость к фашизму, его идеологии и последователям: "Розы для господина прокурора" (1959, Федеральная пр., 1960, отвергнута Ш., пр. Мкф в Карлови-Вари, 1960), "Ярмарка" (1960), "Мужская компания" (1964). С 1970 работал преим. на ТВ. С 1966 был профессором режиссуры в киношколе в Зап. Берлине. Федеральная пр. (1979).

Др. ф.: "Удивительные приключения господина Фридолина Б." (1948), "История маленького Мука" (1953) - оба ГДР, "Циске-крыса" ("Ребёнку нужна любовь", 1955, Нидерланды - ФРГ, пр. Мкф в Венеции), "Роза Бернд" (по Г. Гауптману, 1956), "Трёхгрошовая опера" (по Б. Брехту, 1962), "Маленькие тайны" (1968, ФРГ - НРБ), "Господа в белых жилетах" (1970), "Между рельсами" (1978).

STAWIńSKI, JERZY STEFAN

СТАВИ`НЬСКИЙ (Stawiński) Ежи Стефан

(р. 1.7.1921)

польск. сценарист, режиссёр, писатель. Участник антифаш. Сопротивления. В 1951 окончил Варшавский ун-т. Печатается с 1952. В кино с 1957 (ф. "Человек на рельсах", сц. с А. Мунком). По сц. С. пост. ф. "Канал" (1957), "Eroica" (1958), "Покушение" (1959), "Косоглазое счастье" (1960, в сов. прокате "Шесть превращений Яна Пищика"), "Любовь в 20 лет" (1962, польск. новелла во франц. ф.) и др. Гл. тема сц. С.- 2-я мировая война, её героика и трагедия. По собств. сц. ставит комедийные и бытовые ф. о современности. Сценарист телесериала "Великая любовь Бальзака" (1973, с Францией). Гос. пр. ПНР (1977).

Др. ф.: сценарист - "Дезертир" (1958), "Крестоносцы" и "Современная история" (в сов. прокате "Цена одного преступления") - оба 1960, "Идёмте в город" (1965, с В. Пратолини, Ч. Дзаваттини, Н. Ризи, З. Брук, Италия - Югославия), "В погоне за Адамом" (1970), "Операция у Арсенала" (1977), "Обратный билет" (1978), "Отец королевы" (1979), "День рождения молодого варшавянина" (1980, в сов. прокате "Записки молодого варшавянина"); режиссёр - "Разводов не будет" (1964), "Пингвин" (1965, в сов. прокате "Влюблённый пингвин"), "Предпраздничный вечер" (1966) и "Кто верит в аистов" (1971) - сц. и реж. обоих фильмов С. и Е. Амираджиби, "Час пик" (1973), "День рождения Матильды" (1975).

Литература: Notatki scenarzysty, t. 1, Warsz., 1979.

STEIGER, ROD

СТА`ЙГЕР, Стейджер (Steiger), Род (наст. имя Родни Стивен)

(р. 14.4.1925)

амер. актёр. Учился драм. иск-ву, в частности, в нью-йоркской Актёрской студии, оказавшей решающее влияние на формирование его исполнительской техники. В кино с 1951 (ф. "Тереза"). Играл в вестернах, уголовных ф., комедиях, психологич. драмах: "В порту" (1954), "Большой нож" и "Оклахома!" (1955), "Тем тяжелее будет падение" (1956), "Крик ужаса" (1958), "Аль Ка-поне" (1959). Достоверность, тонкость характеристик, способность актёра передавать сложные психологич. нюансы проявились в его лучших ролях: предприниматель Эдуардо Ноттола ("Руки над городом", 1963, реж. Ф. Рози, Италия), Ростовщик ("Ростовщик", 1964, реж. С. Люмет), полицейский Билл Гиллеспи ("Душной южной ночью", 1967, реж. Н. Джуисон, пр. "Оскар"), Наполеон ("Ватерлоо", 1970, реж. С. Ф. Бондарчук), Муссолини ("Муссолини: последний акт", 1974, реж. К. Лидзани, Италия), сенатор Эндрю Мэдисон ("F.I.S.T.", 1978, реж. Джуисон). В 1982 снялся в экранизации романа Т. Манна "Волшебная гора" (ФРГ).

Среди др. ф.: "Военный суд над Билли Митчелом", "Семь воров", "Самый длинный день", "Равнодушные" (Италия), "Незабвенная", "И пришёл человек" (Италия), "Так с дамами не обращаются", "Счастливчик Лючано" (Италия), "Невинные с грязными руками" (Франция), "Ужас в Амитивилле".

Литература: Долматовская Г., Род Стайгер, (М., 1976).

STEKLY, KAREL

СТЕ`КЛЫ (Stekly) Карел

(р. 9.10.1903)

чехосл. режиссёр, сценарист. Нар. арт. ЧССР (1973). Чл. КПЧ с 1947. Один из старейших чехосл. кинематографистов. Играл в т-ре. В кино с 1933. Писал сц. развлекат. ф. "Лидушка музыкантов" (по В. Галеку, 1940), "Городок на ладони" (по Я. Дрде, 1942) и др. В 1945 снял игровой к/м ф. "Простачок". Под рук. М. Фрича создал худож. ф. "Прорыв" (по роману Я. Моравека "Безумный из Лореты", 1946). Крупнейшая работа С.- ф. "Сирена" (по М. Майеровой, 1947, Гос. пр. ЧССР и гл. пр. Мкф в Венеции, 1948), рассказывающий о героич. борьбе горняков в Кладно против шахтовладельцев. Фильм отличается тщательно разработанной режиссёрской партитурой, выразительной операт. работой. Пост. ф.: "Карьера" (1948), "Тьма" (по А. Ирасеку, 1950), "Анна-пролетарка" (по И. Ольбрахту, 1952, Гос. пр. ЧССР, 1953), "Волынщик из Стракониц" (по Й. Тылу, 1955), "Бравый солдат Швейк" и "Разрешите доложить" (в сов. прокате "Швейк на фронте") - оба по Я. Гашеку, 1957, "Мститель" (по К. Чапеку - Ходе, 1959), "Люция" (по Кубичеку, 1963); комедии - "Радости отца отечества" (по "Карлштейнским вигилиям" Ф. Кубки, 1969) и (по своим сц.) "Свадьбы пана Вока" (1971), "Пан Вок уходит" (1979). О негативных явлениях в период идеологич. кризиса 1968 - 69 рассказывается в фильмах С. "Бегемот" (1973, сц. С), "За рулём враг" (1974), "Там, где гнездятся аисты" (по повести Б. Ногейла "Большая вода", 1975). Среди др. ф.: "Все против всех" (1977), "Скандал в баре "ГриТри"" (1978, сц. С), "Игра на королеву" (1981), "Каждому своё небо" (1982).

STENO

СТЕ`НО (Steno) (наст. имя и фам. Стефано Ванцинa, Vanzina)

(p. 19.1.1915)

итал. сценарист, режиссёр. Окончил Римский ун-т и Эксперим. киноцентр в Риме. Был художником-карикатуристом. С реж. Маттоли писал сц. для его ф., а также для мн. комедий, мелодрам и др. С 1949 работал с реж. М. Моничелли. Пост, с ним ф. "К чёрту известность" (1949), ряд картин с участием Тото ("Тото ищет квартиру", 1949, и др.). Наиболее гуманистич. по содержанию и социально значимым из серии ф. с участием Тото был ф. "Полицейские и воры" (1951, сц. С. и Моничелли) - одна из лучших итал. неореалистич. комедий. Последняя совместная работа С. и Моничелли - драма "Неверные" (1952).

Др. ф.: "Человек, зверь и добродетель" (1953), "Мой сын Нерон" (1956), "Моя бабушка - полицейский" (1958), "Некоторые любят похолоднее" (1960), "Дьявольский Тото" и "Два полковника" (1962), "Герои Запада" (1964), "Перепутанные постели" (1965), "Красные розы для Анжелики" (1966), новелла "Воскресный маэстро" (в ф. "Каприччио по-итальянски", 1968), "Перелётная птица" (1973), "Мои мужья" (1978), "Бонни и Клайд по-итальянски" (1982).

STERNBERG, JOSEF VON

ШТЕ`РНБЕРГ (Sternberg) Джозеф фон

(29.5.1894 - 22.12.1969)

амер. режиссёр. Род. в Австрии. С 1914 в США. Был монтажёром, сценаристом, ассист. режиссёра. В 1925 пост. ф. "Охотники за спасением", в 1927 - "Подполье" о чикагских гангстерах. Значит. явлением амер. киноиск-ва стал ф. "Доки Нью-Йорка" (1928), утверждавший духовное богатство и чистоту людей, находящихся на "дне" общества. Уже в этих ф. проявились характерные особенности режиссуры Ш. - мастерство создания реалистич. атмосферы действия, композиции кадра. К концу периода немого кино Ш. завоевал репутацию крупного и оригинального режиссёра. В 1929 был приглашён Э. Поммером, возглавлявшим кинофирму УФА, в Германию, где пост. звук. ф. "Голубой ангел" (по роману Г. Манна "Учитель Гнус", 1930, в гл. ролях Э. Яннингс и М. Дитрих), принёсший режиссёру всемирную известность. Влияние этого ф. сказалось на последующих постановках режиссёра: "Марокко" (1930), "Обесчещенная" (1931), "Белокурая Венера" и "Шанхайский экспресс" (1932), "Дьявол - это женщина" (1935). Во всех этих ф. гл. роли играла Дитрих. Ф. изобиловали живописными эффектами, в них создавалась экзотич. атмосфера. Пост. также ф. "Дело Лены Смит" (1929), "Американская трагедия" (по Т. Драйзеру, 1931), "Преступление и наказание" (по Ф. М. Достоевскому, 1935), "Анатаан" ("Сага об Анатаане", 1953, Япония) и др. Был сценаристом, а иногда и художником своих фильмов.

Литература: Fun in Chinese laundry, N. Y., (1965).

Литература: Weinberg H. G., Josef von Sternberg, (P., 1966).

STEVENS, GEORGE

СТИ`ВЕНС (Stevens) Джордж

(18.12.1904 - 8.3.1975)

амер. режиссёр. С 1921 оператор, постановщик трюковых сцен в Голливуде. В 1928 - 32 сценарист ряда к/м комедий с участием С. Лаурела и О. Харди, в 1933 пост. первый п/м ф. "Коэны и Келли в беде". Приобрёл репутацию опытного профессионала. Среди его ф.: мелодрама "Элис Адамс" (1935), мьюзикл "Ритм суинга" (1936), приключенч. ф. "Гунга Дин" (по Р. Киплингу, 1939), комедия "Женщина года" (1942), сатирич. ф. об амер. судопроиз-ве "Город говорит" (1943). В 50-х гг. С. вошёл в число ведущих амер. режиссёров, пост. ф. "Место под солнцем" (по "Американской трагедии" Т. Драйзера, 1951, пр. "Оскар"), вестерн "Шейн" (1953), ф. "Гигант" (по Э. Фербер, 1956, пр. "Оскар") - историю жизни нефтяного магната. В основе этой своеобразной трилогии один и тот же конфликт - столкновение идеальных представлений об "амер. образе жизни" (т. н. американской мечты) с действительностью. Неторопливость и обстоятельность повествования, постоянное использование пейзажа (бескрайние степи амер. Запада) в качестве символич. ландшафта придают ф. "Шейн" и "Гигант" эпич. звучание. Попытка поставить эпич. ф. на библейском материале привела к появлению тяжеловесной экранизации Нового завета - ф. "Величайшая из когда-либо рассказанных историй" (1964). В 1959 С. снял антифаш. ф. "Дневник Анны Франк" - экранизацию записок девочки, погибшей в нацистском концлагере. Др. ф.: "Энни Оукли" (1935), "Серенада за пенни" (1941), "Я помню маму" (1948), "Единственная игра в городе" (1969).

Литература: Richie D., George Stevens: an American romantic, N. Y., 1970.

STEWART, JAMES

СТЮАPT (Stewart) (наст. фам. Мейтленд, Maitland) Джеймс

(р. 20.5.1908)

амер. актёр. Учился в Принстонском ун-те. С 1928 выступал в нью-йоркских т-рах. В кино с 1935 (ф. "Человек-убийца"). Амплуа С. сложилось в социальных комедиях Ф. Капры ("С собой не унесёшь", 1938, "Мистер Смит едет в Вашингтон", 1939) и Дж. Кьюкора ("Филадельфийская история", 1940, пр. "Оскар"), где он играл мужественных и скромных "стопроцентных американцев". Этот образ варьировался актёром в десятках ролей: в вестернах ("Дестри снова в седле", 1939, "Осень чейеннов", 1964, реж. Дж. Форд), детективах ("Верёвка", 1948, "Человек, который слишком много знал", 1956, и "Головокружение", 1958, пр. Мкф в Сан-Себастьяне,- все реж. А. Хичкока; "Анатомия убийства", 1959, реж. О. Преминджер, пр. Мкф в Венеции), социально-политич. драмах ("Ураган смерти", 1940, "Звонить: Нортсайд, 777", 1948), биографич. лентах ("История Гленна Миллера", 1954, "Дух Сент-Луиса", 1956), комедиях ("Колокол, книга и свеча", 1958; "Мистер Гоббс берёт отпуск", 1962, пр. Мкф в Зап. Берлине; "Дорогая Брижит", 1965). В 70-х гг. снимался реже: "Парад глупцов" (1971), "Стрелок" (1976), "Аэропорт - 77" (1977), "Большой сон" (1978). Неоднократно входил в списки наиболее популярных актёров США.

STIGLIC, FRANCE

ШТИ`ГЛИЦ (Stiglic) Франце

(р. 12.11. 1919)

югосл. режиссёр. Окончил ун-т в Любляне. Участник нар.-освободит. борьбы с фашизмом. Один из зачинателей совр. югосл. киноиск-ва. В кино с 1945 (док. ф. "Мстим и караем"). Был ассистентом реж. А. М. Роома в сов.-югосл. ф. "В горах Югославии" (1946). Снял к/м док. ф. об одной из первых молодёжных строек в стране "Молодёжь строит" (1946). Первый игровой фильм Ш. "На своей земле" (1948) посв. Движению Сопротивления в Словении. Антифаш. тема - одна из ведущих в творчестве режиссёра. Особенно привлекает Ш. морально-этич. аспект героич. поступка. Среди его лучших ф.: "Долина мира" (1956), "Девятый круг" (1960, пр. Мкф в Канне), "Баллада о трубе и облаке" (1961). В фильмах Ш. сочетаются яркая экспрессивность и тонкий лиризм.

Др. ф.: "Люди с Кайжарья" (1952), "Волчья ночь" (1955), "Не плачь, Пётр" (1964), "Маленькие пастушки" (1973), "Рассказ о добрых людях" (1975), "Весенний праздник" (1978).

Литература: Черненко М., Франце Штиглиц, в сб.: Кино Югославии, М., 1978.

STILLER, MAURITZ

СТИ`ЛЛЕР (Stiller) Мориц

(17.7.1883 - 8.11.1928)

швед. режиссёр, сценарист, актёр. В 1899 - 1911 играл в т-рах Швеции и Финляндии. В 1911 директор Малого т-ра в Стокгольме, где впервые выступил как режиссёр. Под влиянием дат. мелодрамы того времени снял ф.: "Чёрные маски" и "Вампир" (1912), "Ради своей любви" (1913), "Красная башня" С (1914), "Балетная примадонна" (1916), С "Крылья" (по Г. Бангу, 1917) и др. Эти ф. во многом имитировали худож. приёмы т-ра. Одновременно С. работал в жанре комедии: "Жених-тиран" (1912), "Современная суфражистка" (1913), "Его о брачная ночь" (1915), "Любовь и журналистика" (1916), "Лучший фильм Томаса Гроля" (1917), "Лучший ребёнок Томаса Гроля" (1918) и др. Лента "Эротикон" (1920) оказала влияние на развитие мировой кинокомедии. Лучшие фильмы С. представляют собой экранизации с произв. скандинавских писателей-неоромантиков. В ф. "Песнь о багрово-красном цветке" (по Ё. Линнанкоски, 1918), с "Юхан" (по Ю. Ахо, 1920) С. показывает действие вне интерьеров, на фоне богатой природы, с к-рой сливаются полнокровные образы крестьян, рыбаков, лесорубов и др. Фильм "Деньги господина Арне" (по С. Лагерлёф, 1919) отличается психологизмом, эмоциональностью, передаёт дух нар. поэзии. В нём наиболее полно раскрылись особенности худож. стиля С., к-рые ставят его в число виднейших представителей швед. классич. киношколы: чувство ритма, выразительность изобразит. решения, органичность натурных съёмок. Те же худож. принципы положены в основу экранизаций романов Лагерлёф "Сага о Гуннаре Хеде" (1922), "Сага о Йёсте Берлинге" (1924). В этих ф. проявилось умение С. работать с актёрами, многие из к-рых сформировались под его влиянием: Л. Хансон Т. Хаммарен, Г. Гарбо, К. Муландер, Й. Хассельквист, Г. Лундеквист, Т. Тейе и др. ( В 1924 уехал В США, где пост. ф. "Отель "Империал"" (1926), "Женщина под судом" (1927) и др.

Литература: Werner G., Mauritz Stiller och bans filmen, Stockh., 1971.

STOPPA, PAOLO

СТО`ППА (Stoppa) Паоло

(р. 6.6.1906)

итал. актёр. Учился в Римской консерватории. Работал в т-ре, в 1946 - 60 руководил созданной им с Р. Морелли драм. труппой. В кино с 1932 (ф. "Военно-воздушные силы"). Снялся в ф. реж. А. Блазетти - "Приключение Сальвато-ра Розы" (1940), "Железная корона" (1941), "Фабиола" (1948), "Прежние времена" (1952); Р. Клера - "Красота дьявола" (1950); Дж. Де Сантиса - "Рим, 11 часов" (1952); В. Де Сики - "Чудо в Милане", (1951), "Вокзал Термини" (1953), "Золото Неаполя" (1954), "Страшный суд" (1961), "За лисой" (1966, США); Р. Росселлини - "В Риме была ночь" и "Да здравствует Италия!" (1960), "Ванина Ванини" (1961); Л. Висконти - "Рокко и его братья" (1960), "Леопард" (1962).

Др. ф.: "Закон", "Степь", "Беккет", "Однажды на Дальнем Западе", "Новобранцы идут на войну", "Маркиз дель Грилло", "Орёл или решка".

STORARO, VITTORIO

СТОРА`РО (Storaro) Витторио

(р. 1941)

итал. оператор. В 1962 окончил Эксперим. киноцентр в Риме. Первый ф.- "Молодость, молодость" (1969). Снял ф. реж. Б. Бертолуччи - "Стратегия паука" (1970, с Ф. Ди Джакомо), "Конформист" (1970), "Последнее танго в Париже" (1972), "Двадцатый век" (1976), "Луна" (1979). Работы С. отличают чувство стиля, выразительность ракурсов, свобода движения камеры, он активно пользуется цветом и светом как компонентами драматургии фильма.

Масштабность и эпич. размах характеризуют и его съёмки ф. амер. реж. Ф. Ф. Копполы "Апокалипсис сегодня" (1979, пр. "Оскар").

Др. ф.: "Скандал" (1976), "Агата" (1977), "Красные" (1981, пр. "Оскар"), "От всего сердца" (1982) - все в США.

STORCK, HENRI

СТОРК (Storck) Анри

(р. 5.9.1907)

бельг. режиссёр. В 1927 организовал диноклуб в г. Остенде. В 1929 снял поэтич. док. ф. "Образы Остенде", в 1930 сюрреалистич. ф. "Смерть Венеры". В 1931 - 33 работал во Франции ассистентом реж. Ж. Гремийона, Ж. Виго и др. Вернувшись в Бельгию, создал док. ф. об альпинизме "Три жизни и одна верёвка", затем один из лучших этнографических ф. "Остров Пасхи" (1935), ф. об изобразит. иск-ве - "Образы старой Бельгии" (1936), "Рубенс" (1948, с П. Хасартсом), худож. ф. "Банкет контрабандистов" (1951), док. ф. "Властители леса" (1958, с Г. Зельманом, пр. Мкф в Москве, 1959), "Счастье быть любимой" (1968), "Бельгийские праздники" (1972). Директор Бельг. синематеки.

Предыдущая страница Следующая страница