Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 4, "BRA"-"CAR")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 4, "BRA"-"CAR")

BRAKHAGE, STAN

БРЕ`КХЕЙДЖ (Brakhage) Стен

(р. 14.1.1933)

амер. режиссёр. Учился на кино-ф-те Ин-та изящных иск-в в Сан-Франциско. В 50-е гг. создал ряд эксперим. ф. на живописные мотивы, близкие к экспрессионизму. Затем объектом его монтажных и пластич. опытов стала семейная жизнь: "Супружеский дом: сношение" и "Окно, вода, младенец шевелится" (1959), "Линия бёдер, треугольная лира" (1961) и др. В 1964 Б. сделал свою самую известную картину "Собака, звезда, человек", перемонтированную в 1965 в ф. "Искусство видения". Это произв. длительностью более 4 часов было построено по аналогии с фугой. Продолжал свои опыты в ф. "Сцены раннего детства" (1970), в лентах "Искусство видения собственными глазами" и "Загадка света" (1972), "Световой текст" (1974) и др. Эксперим. работы Б. оказали влияние на мастеров амер. "подпольного кино", на эстетское направление совр. зап. киноавангарда в целом.

Литература: Metaphors on vision, N. Y., 1963.

Литература: Renan S., An introduction to the American underground film, N. Y., 1967.

BRANDO, MARLON

БРА`НДО (Brando) Марлон

(р. 3.4.1924)

амер. актёр. В 1943 поступил в Нью-Йорке в школу драм, иск-ва. С 1944 играл на Бродвее. Получил известность в 1947 после исполнения роли Стенли Ковальского в спектакле "Трамвай "Желание"" (реж. Э. Казан). Выступая в т-ре, учился в нью-йоркской Актёрской студии. С 1950 в кино (ф. "Мужчины", реж. Ф. Циннеман). Снимался у Казана в экранизации пьесы "Трамвай "Желание"" (1951), затем в роли вождя Мекс. революции 1910 - 1917 Э. Сапата ("Да здравствует Сапата!", 1952, пр. Мкф в Канне) и в гл. роли в ф. "В порту" (1954, пр. "Оскар"), обличавшем гангстеризм в амер. профсоюзах. Сыграв Марка Антония в экранизации "Юлия Цезаря" (1953) и одного из первых экранных бунтарей в кожаной куртке в ф. "Дикарь" (1953), Б. оказался в числе самых популярных актёров США. В 50-е гг. сыграл проходные роли в историч. драме "Дезире", муз. ф. "Парни и девчонки", экзотич. мелодраме "Сайонара" и в др. фильмах. В 1960 пост, вестерн "Одноглазые валеты".

В 60 - 70-е гг. сочетал выступления в кино с активной обществ, деятельностью в защиту прав индейцев. Прогрес. убеждения Б. сказались на выборе ролей в таких ф., как "Погоня" (1965) и "Кей-мада!" (1969, Италия). Сыграл роли в ф. "Отражения в золотом глазу" (1967) и "Последнее танго в Париже" (1972, Италия). За роль стареющего главы клана мафии в ф. "Крёстный отец" (1972) реж. Ф. Копполы Б. получил пр. "Оскар". В 1979 снялся в его же ф. "Апокалипсис сегодня".

Среди др. ср.: "Молодые львы", "Мятеж на "Бауити"", "Графиня из Гонконга", "Ночные посетители" (оба Великобритания), "Излучины Миссури", "Супермен", "Формула".

Литература: Березницкий Я., Как создать самого себя, М., 1976; Thomas Т., The films of Marlon Brando. Secaucus, 1973; Offen R. Brando. Chi., (1973); Shipman D., Brando. Jarden City, 1974; Braithwaite В., The films of M. Brando, 2 ed., Camb., 1977; Guerif F., Marlon Brando, P., 1977.

BRASSEUR, PIERRE

БРАССЁР (Brasseur) Пьер (наст. имя и фам. Альбер Эспинас, Espinasse)

(22.12.1905 - 14.8.1972)

франц. актёр. Окончил драм, отделение Парижской консерватории. Работал в разл. т-рах. В кино с 1924 ("Дочь воды", реж. Ж. Ренуар). По его сц. и с его участием был снят ф. "Рудничный газ" (1938) о жизни рабочих. Своеобразие таланта Б. раскрылось в ф. реле. М. Карне "Набережная туманов" (1938), "Дети райка" (1944), "Врата ночи" (1946). В послевоен. годы работал в т-ре, снимался в ф. реж. Ж. Франжю - "Головой об стену" (1959), "Глаза без лица" (1960) и "Полный свет на убийцу" (1961); реж. В. Боровчика - "Гото, остров любви" (1968). Одна из лучших ролей Б. в 50-е гг.- бродяга Жюжю в ф. реж. Р. Клера "Порт де Лила" (1957, в сов. прокате "На окраине Парижа"). Последняя работа - в ф. "Самый прекрасный вечер в моей жизни" (1973, Италия, реж. Э. Скола).

Др. ср.: "Огонь!", "Падающая звезда". "Волчий голод", "Слабый пол", "Редкая птица", "Мушиные лапки", "Парижское кафе", "Летний свет", "Потерянные сувениры", "Синяя Борода", "Хозяин после бога", "Распутин", "Без семьи", "Сильные мира сего", "Веские доказательства".

Литература: Mavie en vrai, P., 1972.

BRATU, LUCIAN

БРА`ТУ (Bratu) Лучиан

(р. 14.7.1924)

рум. режиссёр. Окончил школу изящных иск-в в Бухаресте и ВГИК. Дебютировал док. ф.-балетом "Ворваться в игру" (1958). Его лучшие работы: "Тудор" (1963) - историч. полотно, посв. крестьянскому восстанию в Румынии, а также психологич. ф. "Путь в полутьме" (1972).

Др. ф.: "Секрет шифра" (1960), "Поцелуй" (1965), "Фильм об обольстительной девушке" (1967), "Мозг завода" (1970, к/м, док.), "Город, увиденный сверху" (1975), "Невеста из поезда" (1980), "Анджела едет дальше" (1981).

BRDECKA, JIRÍ

БРДЕ`ЧКА (Brdecka) Йиржи

(24.12.1917 - 2.6.1982)

чехосл. писатель, сценарист, художник. Засл. арт. ЧССР (1967). Изучал историю иск-в в Карловом ун-те в Праге. Был журналистом. В 1940 написал кн. "Лимонадный Джо" - пародию на низкопробную лит-ру о "диком Западе" (сц. одноим. ф., 1964). Выступал как кинокритик. Автор сц. и сопостановщик м/ф Й. Трнки "Подарок" и "Попрыгунчик и эсэсовцы" (1946). В 1949 по своему сц. с худ. К. Лготаком пост. м/ф "Дирижабль и любовь", написал сц. ф."Соловей императора" (по X. К. Андерсену, реж. Трнка), "Плащ ангела", совм. с Трнкой - сц. п/м кукольных ф. "Старинные чешские сказания" и "Сон в летнюю ночь". Пост. м/ф "Как человек научился летать" (1958) и "Человек под водой" (1959), м/ф-пародию для детей "Наша Красная Шапочка" (1960), ф. "Внимание" (по рисункам X. Бидструпа, 1961, пр. ряда Мкф), "Плохо нарисованная курица" (1963, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1964). Автор сц. худож. ф. "Пекарь императора" (1951), "Вот придёт кот" (1963), "Тайна карпатского замка" (1981) и др. Пост. ф.: "Власть судьбы" и "Месть" (оба 1968, с Б. Штепанеком), "Метаморфей" (1970), "Л-ю-ю-ю-бовь" (1978).

BREJCHOVA, JANA

БРЕ`ЙХОВА (Brejchova) Яна

(р. 20.1.1940)

чехосл. актриса. Засл. арт. ЧССР (1979). В кино с 1953 (ф. "Свинцовый хлеб"). Играла роли юных, вступающих в жизнь девушек: Мария ("Щенки", 1957), Итка ("Пробуждение", 1959), Яна ("Зелёные дали", 1962). Исполнила остродрам. роль гимназистки Яны в ф. "Высший принцип" (1960, пр. Мкф в Венеции и др.). Снималась в ф. разных жанров: психологич. драмах ("Отвага на каждый день", 1965, "Молодой человек и белый кит", 1978, "В поисках дома", 1980), комедиях ("Если бы тысяча кларнетов", 1965, "Я убил Эйнштейна, господа", 1970, "Девушка Голем", 1972). Часто выступала в паре с актёром В. Бродским. Снималась в сов.-чехосл. ф. "Майские звёзды" (1959), в венг.-чехосл. ф. "Красные будни" (1962, в сов. прокате "Воскресенье в будний день"), в зап.-герм. ф. "Замок Грипсхольм" (1963) и "Дом на Карповой улице" (1964), в ф. ГДР "Сон капитана Лоя" (1961), "В пыли звёзд" (1976). В 1983 исыграла в ф. "Встреча с тенями" (реж. Й. Свобода).

BREL, JACQUES

БРЕЛЬ (Brel) Жак

(8.4.1929 - 8.10.1978)

бельг., певец, композитор, актёр, режиссёр. Дебютировал во франц. ф. реж. А. Кайата "Профессиональный риск" (1967) в роли учителя, борющегося против несправедливого обвинения его в аморальном поступке. Снимался в ленте "Банда Бонно" (1968). Играл в ф. разл. жанров, создавая разнохарактерные образы. В политич. ф. реж. М. Кар не "Убийцы именем порядка" (1971, и сов. прокате "Преступление во имя порядка") исполнял роль прогрес. адвоката, в комедии "Зануда" (1973) - слабохарактерного человека, волею обстоятельств втянутого в крупную политич. игру. В 1971 пост. ф. "Франц" (в гл. роли Б., франко-бельг. произ-во), в 1973 пародию на амер. вестерны "Дальний Запад".

BRESSON, ROBERT

БРЕССО`Н (Bresson) Робер

(р. 25.9.1907)

франц. режиссёр. Получил лит. и филос. образование. Был художником-живописцем. В кино со 2-й пол. 30-х гг. как художник и сценарист. В 1943 пост. ф. "Ангелы греха" (Большая пр. франц. кино) - историю духовных исканий двух героинь, монахини и падшей женщины, нашедшей убежище в монастыре. Ф. "Дамы Булонского леса" (по роману Д. Дидро "Жак-фаталист", 1945) был хорошо принят критикой, но успеха у зрителей не имел. За Б. закрепилась репутация "трудного" режиссёра, не идущего на коммерч. компромиссы. Все след. ф. он делал по собств. сц., нередко используя лит. первоисточники. Мировую известность Б. принёс ф. "Дневник сельского священника" (по Ж. Бернаносу, 1950, Большая пр. франц. кино, пр. Мкф в Венеции и др.) - рассказ о драме ре-лиг, сознания, переживаемой молодым священником. Аскетичность манеры режиссёра отличала эту и след. его работы. Ф. "Приговорённый к смерти бежал" (1956, пр. Мкф в Канне) подробно, с док. достоверностью воссоздавал эпизод побега из тюрьмы участника Движения Сопротивления. В ф. "Карманник" (1959) Б. развивал тему, близкую к Достоевскому: преступник, исключивший себя из человеческих связей, находит путь к спасению в любви женщины. Ф. "Процесс Жанны д'Арк" (1962, пр. Мкф в Канне) продолжил тему верности человека своему духовному предназначению. Во мн. произведениях Б. ставил проблему религ.-нравств. оправдания страдания: "Случайно, Бальтазар" (1966), "Мушетт" (по "Истории Мушетты" Бернаноса, 1967, спец. пр. Мкф в Канне). В ф. "Кроткая" (1969, пр. Мкф в Сан-Себастьяне) и "Четыре ночи мечтателя" (по повести "Белые ночи", 1971) режиссёр обратился к Достоевскому, свободно перелагая и модернизируя идеи и сюжеты его произведений. Более двадцати лет вынашивал Б. замысел ф. "Ланселот Озёрный" (1974, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне), в основу к-рого положены легенды о рыцарях "Круглого стола". К современности режиссёр вновь обратился в ф. "Вероятно, дьявол" (1977, спец. пр. Мкф в Зап. Берлине), где показал духовную дезориентацию бывших участников молодёжного движения протеста.

Своеобразие стиля Б. связано с установкой на "нейтральное" изображение внеш. стороны вещей, явлений, персонажей. Кажущиеся банальными жесты, слова, ситуации и т. д. выступают носителями скрытых значений, метафора ми религ.-филос. содержания. Трагизм личного бытия человека осмысливается режиссёром в кругу понятий христиан ского сознания - "грех", "искупление", "предопределение", "благодать" и т. д. Гуманистич. звучание творчества Б. определяется глубоким сочувствием режиссёра к страдающим, угнетённым, обездоленным. В 1983 пост. ф. "Деньги" (по рассказу Л. Н. Толстого "Фальшивый купон"). Пр. Мкф в Канне (1983) за творчество в целом.

Литература: Notes sur le cinematographe, P., 1975.

Литература: Божович В., Совр. зап. кинорежиссеры, (М., 1972); Лепроон П., Совр. франц. кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960; Юткевич С. "Синематограф" Робсра Брессона, "ИК", 1979, № 2 - 3; Вriot R., Robert Bresson, P., 1957; Semоlue J., Bresson P., 1960; EsteveM., Robert Bresson, P., 1962; Ayfre A., The universe of Robert Bresson, в кн.: The films of Robert Bresson, L., 1969. В. И. Божович.

BRIALY, JEAN CLAUDE

БРИАЛИ` (Brialy) Жан Клод

(р. 30.3.1933)

франц. актёр, режиссёр. Окончил Страсбурскую консерваторию. В кино с 1957 (ф. "Карманная любовь"). Снимался в к/м ф. режиссёров "новой волны". Известность получил, сыграв в фильмах К. Шаброля "Красавчик Серж" (1958), "Кузены" (1959), "Щеголи" (1961). Снялся в ф.: "400 ударов" (1959) и "Невеста была в чёрном" (1968) - оба реж. Ф. Трюффо, "Женщина есть женщина" (1961, реж. Ж. Л. Годар) и др. К наиболее значит, работам относятся роли в ф. "Колено Клер" (1970, реж. Э. Ромер), "Призрак свободы" (1974, реж. Л. Буньюэль), "Судья и убийца"(реж. Б.Тавернье) и "Барокко" (реж. А. Тешине) - оба 1976, "Песнь о Роланде" (1978, реж. Ф. Кагсанти). Снялся также в ф. "Одни и другие" (1981, реж. К. Лелуш) и "Новый мир" ("Ночь Варенны", 1982, реж. Э. Скола, Италия). Пост. ф.: "Шиповник" (1971, пр. Мкф в Сан-Себастьяне, 1972), "Закрытые ставни" (1972, сц. В.), "Редкая птица" (1973), "Красные дети" (1974), "Злоключения Софи" (по де Сегюр, 1981).

Др. ф.: актёр - "Ванина Ванини" (Италия), "Дьявол и десять заповедей", "Я ее хорошо знал" (Италия), "Один человек лишний", "Сезон в аду" (Италия), "Святой год".

BRIDGES, ALAN

БРИ`ДЖЕС (Bridges) Алан

(р. 28.9.1927)

англ. режиссёр. С 50-х гг. специализировался на пост, телеспектаклей. В кино с 1965 ("Акт убийства"). Лучшие ф. Б. ("Наёмный работник", 1973, гл. пр. Мкф в Канне; "Возвращение солдата", 1982; "На охоте", 1985) отмечены воспроизведением атмосферы и быта Англии на рубеже 19 - 20 вв., умелой работой с актёрами, стремлением показать социальную обусловленность драматургич. конфликтов и психологии персонажей. Продолжает активно работать и на ТВ. Среди др. ф.: "Вторжение" (1966), "Вне сезона" (1974), "Девочка в голубом бархат те" (19 79, во Франции).

BRODSKÝ, VLASTIMIL

БРО`ДСКИЙ (Brodský) Властимил

(р. 15.12.1920)

чехосл. актёр. Засл. арт. ЧССР. С 40-х гг. работает в т-ре, в кино с 1946 (ф. "Беспокойный бакалавр"). Снимался в ф.: "Встанут новые бойцы" (1951), "Псоглавцы" (1955), "Разрешите доложить!" (1957, в сов. прокате "Швейк на фронте"), "Вот придёт кот" (1963), "Поезда под пристальным наблюдением" (1966), "Капризное лето" (1968), "Смерть чёрного короля" (1972), "Якоб-лжец" (1975, ГДР, пр. Мкф в Зап. Берлине, Нац. пр. ГДР),"Да здравствуют духи!" (1977), "Юлик" (1980), "Крестины" (1981).

BRONSON, CHARLES

БРО`НСОН (Bronson) Чарлз

БРОНСОН (Bronson) Чарлз (наст. фам. Бучински, Buchinsky) (p. 3.11.1921), амер. актёр. Был шахтёром, слугой, разнорабочим. Выступал в небольших ролях на ТВ. С 1950 в кино (в первых 12 ф. под своей наст. фамилией). Среди десятков эпизодич. персонажей выделялись образы, созданные Б. в ф. "Великолепная семёрка" (1960) и "Грязная дюжина" (1967). Междунар. признание актёру принесло участие в ряде европ. картин: "Однажды на Дальнем Западе" (1968), "Твинки" (1969, Великобритания), "Жестокий город" (Италия) и "Пассажир дождя" (Франция) - оба 1970, и др., где его герои вызвали симпатию зрителей. Б. был исполнителем гл. роли в популярном телесериале "Познакомьтесь с Мак-Гроу" и его продюсером. В 1981 снялся в ф. "Жажда смерти 2", в 1983 - в ф. "За десять минут до полуночи".

Среди др. ф.: "Пулемётчик Келли", "Большой побег", "Жажда смерти", "Граница".

BROOK, PETER

БРУК Питер

(р. 21.3.1925)

англ. режиссёр. С 1944 ставил к/м ф., в 1953 пост, п/м ф. "Опера нищих". Работал в разл. т-рах, в т. ч. в Королев, шекспировском т-ре в Стратфорде-он-Эйвон. В 1960 пост. ф. "Модерато кантабиле" (по М. Дюра, Франция), в 1962 - "Повелитель мух" (по У. Голдингу). На основе пост. им ранее спектаклей снял ф." М арат/Сад "("Преследование и убийство Жана Поля Марата, представленное труппой умалишённых в Шарантоне под руководством маркиза де Сада" по П. Вайсу, 1967) и "Лги мне" (по пьесе Вайса "US", 1968). Ф. "Король Лир" (по У. Шекспиру, 1971) является самостоят, кинопроизведением.

Др. ф.: новелла "Полёт валькирий" в ф. "Странствия" (1967), "Встречи с замечательными людьми" (1978), "Трагедия Кармен" (1984, Франция).

BROOKS, LOUISE

БРУКС (Brooks) Луиза

(14.11.1906 - 8.8.1985), амер. актриса. Была танцовщицей в кабаре. С 1925 в Голливуде (ф. "Улица забытых людей"). Успех принесла ей роль мадемуазель Годива в ф. "Девушка в каждом порту" (1928). Наиболее значительные работы Б.- роли в ф. нем. реж. Г. В. Пабста "Ящик Пандоры" (в сов. прокате "Лулу") и "Дневник падшей" (1929), доказавшие способность актрисы к тонкому психологическому анализу, умелому раскрытию тайн человеческой души, оказавшейся в плену порочных инстинктов и страстей. Попытки удержаться в звук. кино были неудачными. Из ф. 30-х гг. с участием Б. выделяются "Приз за красоту" (Франция), "Божий дар женщинам", "Голливудский бульвар". С 1938 актриса не появлялась на экране.

BROOKS, MEL

БРУКС (Brooks) Мел

(наст. имя и фам. Мелвин Камински, Kaminsky)

(р. 28.6.1926)

амер. режиссёр, сценарист, актёр. Со 2-й пол. 40-х гг. работал в кабаре, т-ре и на ТВ. В кино с 1954 как сценарист. Первая постановка - сатира на голливудские нравы "Продюсеры" (1968, пр. "Оскар" за сценарий). Получил известность серией пародий на популярные жанры - вестерн ("Горящие сёдла", 1974), "ф. ужасов" ("Молодой Франкенштейн", 1974), "комическую" ("Немое кино", 1976), детектив ("Страх высоты", 1977), псевдоисторич. ф. ("История мира. Ч. 1", 1981). Автор сц. всех своих ф., в нек-рых играл гл. роли.

BROOKS, RICHARD

БРУКС (Brooks) Ричард

(р. 18.5.1912)

амер. сценарист, режиссёр. С 1942 в кино как сценарист, в т. ч. ряда прогрес. картин послевоен. периода ("Грубая сила", "Перекрёстный огонь", "Кей Ларго"). Интерес к социальным проблемам проявился и в первых реж. работах Б.- "Кризис" (1950), "Запретная зона США" (1952) и др. Наиболее заметным стал ф. о молодёжной преступности "Школьные джунгли" (1955). Лучшими картинами режиссёр вносил вклад в разоблачение колониализма ("Нечто ценное", 1957), традиц. мифологии вестерна ("Профессионалы", 1966, "Вкуси пулю", 1975), роста преступности и жажды наживы ("Хладнокровно" по Т. Капоте, 1967, спец. пр. Мкф в Карлови-Вари, 1968; "Доллары", 1972). Приверженец традиц. форм повествования, обстоят. диалогов и психологич. разработанности актёрского исполнения, Б. уделял много внимания экранизациям крупных лит. произв. ("Братья Карамазовы" по Ф. М. Достоевскому, 1957; "Элмер Гантри" по С. Льюису, 1960, пр. "Оскар" за сценарий;"Лорд Джим" по Дж. Конраду, 1965).

Среди др. ф.: "Свадебный завтрак" (1957), "Счастливый конец" (1969), "В поисках мистера Гудбара" (1977), "Неправый прав" (1981).

BROUSIL, ANTONIN MARTIN

БРО`УСИЛ (Brousil) Антонин Мартин

БРОУСИЛ (Brousil) Антонин Мартин (р. 25.5.1907), чехосл. киновед, педагог. Чл. КПЧ. С 1930-х гг. выступает в печати. Б. заложил фундамент чехосл. высш. кинообразования. В 1945 активно участвовал в создании Академии изящных иск-в. Один из первых её профессоров, основателей кабинета киноведения, ректор. Разрабатывал методику преподавания драматургии и режиссуры. Участвовал в организации Мкф в Марианске-Лазне и Карлови-Вари (с 1946 бессменный пред. междунар. жюри этого фестиваля). Пред. междунар. организаций СИЛЕКТ, СИДАЛК. Гос. пр. ЧССР (1948) за деятельность в области теории киноиск-ва. Почётн. пр. Мкф в Москве (1979).

Ceska hudba v ceskem filmu, Praha, 1940; Film a narodnost, 2 vyd., (Praha, 1946); Prob-lematika nametu ve filmu, 2 vyd., Praha, 1946; Hudba v nasem filmu, 2 vyd., Praha, 1948.

BROWN, CLARENCE

БРА`УН (Brown) Кларенс

(р. 10.5.1890)

амер. режиссёр. Учился в Теннессийском ун-те. В кино с 1915 как ассист. режиссёра. Первая значит. работа - "Сигнальная башня" (1923). В 1927 пост. мелодраму "Плоть и дьявол", положившую начало популярности актрисы Г. Гарбо в США. В дальнейшем с участием Гарбо Б. пост. ф. "Анна Кристи" и "Роман" (1930), "Вдохновение" (1931), "Анна Каренина" (1935), "Победа" (1937). Среди др. ф.: "Ах, какая глушь" (по Ю. О'Нилу, 1935), пацифистский ф. "Восторг идиота" (по Р. Шервуду, 1939), "Человеческая комедия" (по У. Сарояну, 1943), биографич. ф. "Эдисон, человек" (1940, в сов. прокате "Эдисон"), "Осквернитель праха" (по У. Фолкнеру, 1949), направленный против расовой дискриминации, и др.

BRYLSKA, BARBARA

БРЫЛЬСКАЯ (Brylska) Барбара

(р. 5.6.1941)

польск. актриса. В 1967 окончила Высш. школу т-ра, кино и ТВ в Лодзи. Первая значит. работа - роль Эвы в ф. "Потом наступит тишина" (1966). Образы, созданные Б., отличает психологич. правда, сдержанность и изящество выразит, средств. Среди лучших ролей: Кама ("Фараон", 1966), Кристина ("Пан Володыевский", 1969)) Мария и Анна ("Польский альбом", 1970), Эва ("Анатомия любви", 1972), Тереса ("Романс Тересы Хеннерт", 1978). Снимается в СССР ("Освобождение", 1970 - 72, "Города и годы", 1974, "Ирония судьбы, или С лёгким паром", 1975, т/ф, Гос. пр. СССР, 1977), ГДР ("След Сокола", 1967, "Белые волки", 1969, "Пигмалион XII", 1970, "Бракоразводный процесс", 1972, т/ф, "Архив смерти", 1983, т/ф), ЧССР ("Концерт для остающихся", 1977, "Тихий американец в Праге", 1978).

Др. ф.: "Бумеранг", "Убийство в понедельник" (ГДР), "Преступник, который украл преступление", "В погоне за Адамом", "За часом час", "Сто коней к ста берегам".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 12, Л., 1978.

BRYNNER, YUL

БРИ`ННЕР (Brynner) Юл

(11.7.1915 или 1916 - 10.10.1985)

амер. актёр. Род. в России, детство провёл в Китае, затем переехал во Францию. Был цирковым акробатом, рабочим сцены, одновременно окончил ун-т. С 1941 в США, выступал на радио, ТВ. С 1946 на сцене. В кино с 1949 (ф. "Порт Нью-Йорка"). Сыграл гл. роль в экранизации спектакля, к-рый был его сценич. триумфом,- мьюзикле "Король и я" (1956, пр. "Оскар"). Тренированность и экзотич. внешность актёра - восточный тип лица, бритая голова - позволили ему завоевать широкую популярность в осн. в историч., авантюрных и фантастич. фильмах. Наиболее значит, роли Б.: Дмитрий Карамазов ("Братья Карамазовы", 1958), Крис ("Великолепная семёрка", 1960, "Возвращение семёрки", 1966), Тарас Бульба в одноим. ф. (1962), в ф. "Западный мир" (1973), "Мир будущего" (1976). Был также актёром и режиссёром ТВ и док. кино.

BRYNYCH, ZBYNEK

БРИ`НИХ (Brynych) Збынек

(р. 13.6.1927)

чехосл. релсиссёр, сценарист. Засл. арт. ЧССР (1968). Работал в Чехосл. армейском кино, затем на к/ст "Баррандов" (ассистент реж. Й. Вайса). В 1958 пост. ф. "Жижковский романс", затем "Пять из миллиона" (1959, новелла "Паутина" отмечена пр. Мкф в Венеции), "Авария" (1960, пр. Мкф в Карлови-Вари), комедию "Каждый грош хорош" (1961). Известность получили фильмы Б. о событиях 2-й мировой войны "Эшелон из рая", посв. трагедии жителей Терезинского гетто (1963, Гос. пр. ЧССР), и "... а пятый всадник Страх" (1964). Пост. ф., посв. вопросам современности, молодёжи: "Не прячьтесь от дождя" (1962), новеллу "Место" в ф. "Место в стае" (1964), "Созвездие Девы" (1965), "Темп первой любви" (1966), "Ночь оранжевых огней" (1974), "Гнев" (1977); приключенч. Ленты -"Транзит Карлсбад" (1966),"Я,справедливость"(по Я. Ганушу, 1967), "Оазис" (1972); психологич. драмы - новеллу "60" из триптиха "Диалог 20 - 40 - 60" (1968), "Какого цвета любовь" (1973), "Романс за крону" (1975).

BRОСА, PHILIPPE DE

БРОКА` (Brоса) Филипп де

(р. 15.3.1933)

франц. режиссёр. Окончил Высш. технич. школу фотографии и кино. Был оператором, ассистентом реж. Ф. Трюффо и К. Шаброля. Его первый ф. "Игры любви" (1960, пр. Мкф в Зап. Берлине) отразил характерную для "новой волны" молодёжную тематику в комич. ключе. Ф. "Шутник" и "Любовник на ггять дней" (1961) пост. под влиянием амер. комедии 30-х гг. Б. часто обращается и к приключенч. комедии: "Картуш" (1962), "Человек из Рио" (1964), "Злоключения китайца в Китае" (1965). Среди лучших ф.- психологич. драма "Дорогая Луиза" (1972), пародия на приключенч. ф. "Великолепный" (1973). Б.- один из ведущих режиссёров франц. комич. экрана 60 - 70-х гг. В 1983 пост, ф. "Африканец".

Др. ф.: "Господин, составляющий компанию" (1964), "Дьявола за хвост" (1969), "Неисправимый" (1975), "Жюли-липучка" (1977), "Нежный полицейский" (1978), "Улепётывающий" (1979).

BUCHHOLZ, HORST

БУ`ХХОЛЬЦ (Buchholz) Хорст

(р. 4.12.1933)

нем. актёр (ФРГ). Играл в т-ре, учился в школе М. Людвиг. В 1955 успехом сыграл в ф. "Марианна моей оности" (реж. Ж. Дювивье, Франция) "Небо без звёзд" (реж. X. Койтнер, Федеральная пр.). Снялся в ф.: "Регина" "Хулиганы" (1956), "Конечная остановка - любовь" (1957), "Мокрый асфальт" "Воскресение" (1958), "Корабль мертвецов" (1960). Лучшая работа этого периода - гл. роль в ф. "Признания аван тюриста Феликса Круля" (1957, реж. К. Хофман). Снимался за границей: "Великолепная семёрка" (1960), "Раз, два, три" (1961) и "Большой вальс" (1972) - все США, "Скука" (по А. Моравиа, 1964, Италия), "Операция "Стамбул"" (1964) и "Сервантес" (1967) - оба Испания, "Спаситель" (1971, Франция). В 1979 снялся в ф. "Аваланш-экспресо (США). Работает на ТВ в ФРГ и Австрии.

Др. ф.: "Убийство и Катамаунте", "Последний крик", "Женская консультация". "Однако, Джонни!", "Отсюда к победе".

BUCZKOWSKI, LEONARD

БУЧКО`ВСКИЙ (Buczkowski) Леонард

(5.8.1900 - 19.2.1967)

польск. режиссёр. В кино с 1922. Работал ассистентом режиссёра, делал репортажи, снимался. Реж. дебют - ф. "Безумцы" (1928). В предвоен. годы ставил ф. в осн. развлс кат. характера. После 1945 снимал док. и к/м худож. фильмы. В 1947 пост. п/м худож. ф. "Запрещённые песенки". Большим успехом пользовалась бытовая комедия "Сокровище" (1949, в сов. прокате "Моё сокровище", пр. Мкф в Марианске-Лазне) о жилищной проблеме в Варшаве в 1940-е гг. Интерес к внутр. миру человека, владение композицией проявились в психологич. драмах, пост. Б.: "Орёл" (1959, пр. Мкф в Мрскве), "Прошедшее время" (1961), "Прерванный полёт" (1964).

Др. ф.: "Звёздная эскадра" (1930), "Рапсодия Балтики" (1935), "Верная река" (по С. Жеромскому) и "Страшный двор" (1936), "Первый старт" (1951), "Случай на Мариен-штате" (1954), "Дело пилота Мареша" (1956), "Марыся и Наполеон" (1966).

BUI DINH НАС

БУЙ ДИНЬ ХАК (Bui Dinh Нас)

(р. 1934)

вьетнамский режиссёр. Нар. арт. СРВ (1984). Образование получил в Нац. киношколе в Ханое, учился во ВГИКе. Первый ф.- "Пейзажи Ханоя". Ф. "Строительство канала Бакхынгхай" принёс молодому вьетнамскому кино междунар. награду - гл. пр. Мкф в Москве (1959). Среди работ в док. кино: "Нгуен Ван Чой вечно жив" (пр. Мкф в Москве, 1965), "Путь к Ленину" (1979), "Возвращение на Родину" (1980). Пост. худож. ф.: "Нгуен Ван Чой" (1966), "Дорога домой" (1971), "Цветы Тхиен Ли" (1973).

BULAJIC, VELJKO

БУЛА`ЙИЧ (Bulajic) Велько

БУЛАЙИЧ (Bulajic) Велько (р. 22.3.1928), югосл. режиссёр, сценарист. Окончил юридич. ф-т в Загребе. Занимался журналистикой. В кино с 1952. Был ассист. режиссёра, учился в Эксперим. киноцентре в Риме. Снял много док. лент, в т. ч. ф. о землетрясении в г. Скопле ("Скопле", 1963, гл. пр. Мкф в Венеции). В 1959 пост. худож. ф. "Поезд вне расписания" о социальных преобразованиях в послевоен. югосл. деревне. Создал масштабные эпич. полотна, посв. партиз. антифаш. борьбе в Югославии: "Козара" (1962, пр. Мкф в Москве, 1963) и "Битва на Неретве" (1969). Пост. ф.: "Война" (1960), "Бурлящий город" (1961), "Взгляд в зенит солнца" (1966), "Покушение в Сараево" (1976, с ЧССР), "Человек, которого следует убить" (1979), "Высокое напряжение" (1981).

Славич Ю., В. Булайич, в сб.: Кино Югославии, М., 1978.

BUNUEL, LUIS

Статья большая, находится на отдельной странице.

BÜRGER, ANNEKATHRIN

БЮ`РГЕР (Bürger) Аннекатрин (наст. фам. Раммельт, Rammelt)

(p. 3.4.1937)

нем. актриса (ГДР). Была ассистентом художника в т-ре. По окончании Высш. киношколы в Бабельсберге работала в Т-ре горняков в Зенфтенберге, с 1964 - в берлинском т-ре "Фольксбю-не". Первая большая роль в кино - Уши в ф. "Берлинский романс" (1956, реж. X. Клайн, в сов. прокате "Берлинский роман"). Снялась в ф.: "След в ночи" (1957), "Репортаж-57" и "Превратности любви" (1959), "Пять дней, пять ночей" (СССР - ГДР) и "Любовь в сентябре" (1961), "Прощание" (1968), "Не со мной, мадам!" (в сов. прокате "Мисс инкогнито", 1969), "Текумзе" (1972), "Пожарища" (1978), "Львиная клетка" (1980) и др.

BURIAN, EMIL FRANTIšEK

БУ`РИАН (Burian) Эмиль Франтишек

(11.6.1904 - 9.8.1959)

чехосл. режиссёр, драматург, композитор. Нар. арт. ЧССР (1954). Один из крупнейших театр. режиссёров Чехословакии. В 1927 окончил Пражскую консерваторию. В т-ре применял новейшие постановочные средства, включая кинопроекции. Как композитор дебютировал в кино в 1932 ("Перед экзаменами на аттестат зрелости"). Сотрудничал с реж. В. Кубасеком ("Рассвет", 1934), К. Стеклы ("Сирена", 1947, Гос. пр. ЧССР, пр. Мкф в Венеции), Й. Вайсом ("Хищники", 1948), М. Фричем ("Псоглавцы", 1955) и др. В музыке к ф. использовал выразит, средства симфонич. и джаз. оркестра, нац. нар. инструментов и др. В 1939 пост. ф. "Вера Лукашова", в 1950 - "Жажда жизни".

BURSTYN, HELLEN

(наст. имя и фам. Эдна Рей Гиллули, Rae Gillooly)

(p. 7.12.1932), амер. актриса. Была манекенщицей, танцовщицей, училась в нью-йоркской Актёрской студии. Выступала на ТВ и в театрах Бродвея. В кино с 1964. Стала популярной в нач. 70-х гг. в драматических ролях женщин, безнадёжно стремящихся сочетать независимость поведения и взглядов с благополучием в личной жизни. Наиболее известны роли Б. в ф. "Последний киносеанс" (1971), "Изгоняющий дьявола" (1973), "Гарри и Тонто" (1974), "Алиса здесь больше не живёт" (1974, пр. "Оскар"), "Провидение" (1977, Франция), "Как-нибудь на следующий год" (1978), "Воскрешение" (1980).

BURTON, RICHARD

БЁРТОН, (Бартон) Ричард (Burton)

(наст. фам. Дженкинс, Jenkins)

(10.11.1925 - 5.8.1984)

англ. актёр. Учился в Оксфорде. На сцене с 1941. Прославился в шекспировских ролях в т-рах Стратфорда-он-Эйвон и "Олд Вик". В кино с 1949 (ф. "Последние дни Дольвина"). В 50-е гг. снимался в Голливуде в ф. "Багряница", "Александр Великий", "Горькая победа". Этапной для Б. стала роль Джимми Портера - молодого бунтаря против моральных традиций, кастовости и социальных устоев англ. общества в ф. "Оглянись во гневе" (1958, реж. Т. Ричардсон), ознаменовавшем подъём англ. кино "рассерженных молодых людей". Широта творч. диапазона позволяла Б. создавать органически достоверные характеры. Снимался в "боевиках" - "Самый длинный день" (1962), "Клеопатра" (1963) - оба США, "Беккет" (1964) и др., одновременно выступая на Бродвее. В 1966 основал (совм. со своей женой Э. Тейлор) собств. кинокомпанию "Тей-бёр". Снялся с Тейлор в ф. "Кто боится Вирджинии Вулф?" (1966), "Укрощение строптивой" (1967) и "Бум" (1968). Среди ф. 70-х гг.: "Сутьеска" (1973, СФРЮ, в сов. прокате "Пятое наступление"), "Поездка" (1974, Италия), "Еретик: Изгоняющий дьявола II" и "Эквус" (1977), "Отпущение грехов" (1979).

CAAN, JAMES

КА`АН (Caan) Джеймс

(р. 26.3.1939)

амер. актёр, режиссёр. С 1961 выступал в т-ре. В кино с 1963 (ф. "Нежная Ирма"). Начал с эпизодич. ролей в приключенч. фильмах. Однако после работы в картине "Люди дождя" (1969) и особенно после успеха в ф. "Крёстный отец" (1972) - оба реж. Ф. Ф. Копполы он доказал своё право на сложные многоплановые роли. Успешно работал в разных жанрах: в мьюзикле ("Смешная леди", 1974), комедии ("Немое кино" и "Гарри и Уолтер следуют в Нью-Йорк", 1976), психологич. драме ("Глава вторая", 1979), гангстерских ф. ("Элита убийц", 1975, "Вор", 1980), вестерне ("Приближается всадник", 1978), воен. ф. ("На один мост дальше", 1977), фантастич. экскурсе в будущее ("Роллербол", 1974). В 1980 пост. ф. "Прячься на самом виду" и сыграл в нём гл. роль.

CACOYANNIS, MIHALIS

КАКОЯ`НИС (Cacoyannis, Kakogiannes) Михалис

(р. 11.6.1922)

греч. режиссёр, сценарист. Окончил Центр. школу драм. иск-ва в Лондоне. Работал драм, актёром. В 1953 пост. в Греции ф.-комедию "Воскресное пробуждение". В ф. "Стелла" (1955) и "Девушка в чёрном" (1957) показал столкновение мира чистых чувств с мещанством. Известность принёс ему ф. "Электра" (по Еврипиду, 1962, пр. Мкф в Канне). В ф. "Грек Зорба" (по Н. Казандзакису, 1964, Великобритания) противопоставил жестокости и бессердечию человечность и доброту. В период воен. диктатуры жил в др. странах. В США пост. ф. "День, когда всплыла рыба" (1967). В док. п/м ф. "Аттила-74" (1975) рассказал о трагедии кипрского народа. Профессионализм К. проявился в экранизациях трагедий Еврипида "Троянки" (1971, Великобритания) и "Ифигения" (1977, Греция). Автор сц. своих фильмов.

CAGNEY, JAMES

КЕ`ГНИ, Кэгни (Cagney) Джеймс

(р. 17.7.1899 - 30.3.1986)

амер. актёр. С 1920 в т-ре, с 1930 в кино (ф. "Праздник грешников"). Стал "кинозвездой", успешно исполнив роль гангстера Тома Пауэрса в ф."Враг общества" (1931). Напористый, вспыльчивый, часто жестокий, хотя и не лишённый великодушия, персонаж К. стал героем гангстерских ("Лёгкие деньги", 1931; "Бурные двадцатые годы", 1939, в сов. прокате "Судьба солдата в Америке") и "полицейских" ("Джимены", 1935) ф., социальных драм ("Такси", 1932, "Мэр ада", 1933, "Я умираю с каждым рассветом", 1939). Снимался также в вестернах ("Парень из Фриско", 1935, "Парень из Оклахомы", 1939), мьюзмклах ("Перед огнями рампы", 1933, "То, о чём поют", 1937), спорт, ф. ("Толпа ревёт" и "Победитель получает всё", 1932, "Город, который нужно завоевать", 1940). Проявил дарование характерного актёра в ф. "Сон в летнюю ночь" (1935), муз.-биографич. ф. "Янки дудль дэнди" (1942, пр. "Оскар") об амер. композиторе Дж. Коэне, в биографич. картине о знаменитом актёре немого кино Л. Чани "Человек с тысячью лиц" (1957). В 1957 пост, триллер "Кратчайший путь в ад" (по роману Г. Грина "Оружие для продажи"). В 1981 снялся в ф. "Рэгтайм" (реж. М. Форман).

Среди др. ф.: "Убийца леди", "Дьявольские псы воздуха", "Парень встречает девушку", "Ангелы с грязными лицами", "Невеста прибывает наложенным платежом", "Кровь на солнце", "Время вашей жизни", "Цена славы", "Люби меня или оставь меня", "Мистер Роберте", "Пожать руку дьяволу", "Раз, два, три".

Литература: Cagney by Cagney, N. Y., 1976. Dickens H., The films of James Cagney, Secaucus (N. J.), 1972.

CALINESCU, PAUL

КЭЛИНЕ`СКУ (Calinescu) Пауль

(р. 21.8.1902)

рум. режиссёр. Один из основоположников рум. кино. Окончил Коммерч. академию. В 1932 - 35 снимал узкоплёночные фильмы. В 1937 сделал св. 100 выпусков к/ж "Познайте свою страну". В 1938 - 50 снял 17 док. ф., в т.ч. "Страна Моцев". В 1950 снял первый цв. док. ф. "Дельта Дуная". Пост. первый п/м худож. ф., выпущенный социалистич. кинематографией Румынии, "Звенит долина" (1950). Новой жизни села посв. его ф. "Преображение" (по М. Преде, 1955). Гл. пр. Ассоциации рум. кинематографии за большие заслуги в рум. кинематографе (1977).

Др. ф.: худож.- "На мою ответственность" (1956), "Франко-порт" (1961), "Титаник Вальс" (1965).

CALOTESCU, VIRGIL

КАЛОТЕ`СКУ (Calotescu) Вирджил

(р. 16.1.1928)

рум. режиссёр. Окончил Бухарестский ун-т. С 1952 в док. кино. Снял к/м ф.: "Ритмы и образы" (1966), "По следам 1907 года" (1967), "Герои никогда не умирают" (1970) и др. В 1963 по собств. сц. пост. к/м ф. "Признание ресторанного столика" (с участием актёров). В 1965 пост. худож. ф. "Белая комната". Картины К. поев, проблемам современности. В одном из лучших ф. "Недра" (1967, в сов. прокате "Катастрофа на Чёрной горе") в худож. ткань повествования вплетены док. кадры.

Среди др. ф.: док.- "Белое золото" (1954), "Последнее поколение бедняков" (1958), "Глаза моего города" (1964); худож.- "Война девушек" (1969), "Три секретных письма" (1974), "Мастодонт" (1975), "Операция "Автобус"" (1978), "Перекрёстки" (1979), "Шпионская сеть "С"" (1980), "Бухарестская прописка" (1982).

CAMERINI, MARIO

КАМЕРИ`НИ (Camerini) Марио

(6.2.1895 - 4.2.1981)

итал. режиссёр. В кино с 1920. Первая пост.- ф. "Жолли, цирковой клоун" (1923). В немом кино ставил гл. оор. развлекат. комедии. С утверждением звук, кино начался более плодотворный период в творчестве К. Его ф. "Рельсы" (1929) - одна из первых попыток реалистич. показа жизни Италии 20-х гг. В 30-е гг. К. стал признанным мастером лирич. комедии. Особенно популярны были ф. "Что за подлецы эти мужчины!" (1932), "Дам миллион" (1934), "Но это не серьёзно" (по Л. Пиранделло, 1936), "Господин Макс" (1937), "Универ сальные магазины" (1939). В гл. ролях этих ф. снимался В. Де Сика. Большой удачей К. был ф. "Треугольная шляпа" (по X. Аларкону, 1934) - остроумная, сочная, подлинно нар. комедия.

Большинство фильмов К. послевоен. периода не поднималось над уровнем средней итал. кинопродукции. Среди наиболее значит, картин: "Два анонимных письма" (1945) о Движении Сопротивления, "Капитанская дочка" (по А. С. Пушкину, 1947) и поставленная в духе неореализма кинокомедия "Мечты на дорогах" (1948). В 1953 К. пост. "ф.-колосс" "Улисс" (по мотивам "Одиссеи" Гомера, в сов. прокате "Странствия Одиссея"), имевший большой коммерч. успех. В 1956 участвовал в создании сц. ф. "Война и мир" (по Л. Н. Толстому, реж. К. Видор). Под рук. К. начинали свой творч. путь мн. мастера итал. кино: Де Сика, М. Сольдати, Р. Кастеллани, Ч. Дзаваттини и др. В 60-е гг. ставил гл. обр. развлекат. фильмы.

Др. ф.: "Прекрасная мельничиха" (1955), "Сестра Летиция" и "Отпуск на Искии", (1957), "Первая любовь" (1958), "Виа Маргутта" (по У. Моретти, 1959), "Преступление" (1960), "Итальянские разбойники" (1962), "Тайна индийского храма" и "Кали-Юг - богиня мести" (1963), "Я не вижу, ты не говоришь, он не слышит" (1971), "Дон Камилло и современная молодёжь" (по Дж. Гуарески, Лидзани К., Итал. кино, пер. с итал., М., 1956.

CAMUS, MARCEL

КАМЮ` (Camus) Марсель

(21.4.1912 - 13.1.1982)

франц. режиссёр. Окончил Академию изящных иск-в. Преподавал рисование. С сер. 40-х гг. работал ассистентом реж. Л. Буньюэля, Ж. Фейдера, Ж. Беккера и др. Первый фильм К.- "Смерть, подкравшаяся тайком" (1956). Это рассказ о французе, понявшем справедливость борьбы Вьетнам, народа против франц. колонизаторов. Два следующих фильма К. пост, в Бразилии: "Чёрный Орфей" (1958, гл. пр. Мкф в Канне и пр. "Оскар", 1959) и "Пионеры" (1961). Своеобразным этнограф ич. подходом были отмечены его работы, снятые в разл. странах для кино и ТВ.

Др. ф.: "Райская птица" (1962), "Песнь мира" (по Ж. Жноно, 1965), "Человек из Нью-Йорка" (1967), "Жить ночью" (1968), "Оталия из Байи" (по роману Ж. Амаду "Пастыри ночи", 1976, Бразилия).

CANTACUZINO, ION

КАНТАКУЗИ`НО (Cantacuzino) Йон

(7.9.1908 - 26.8.1975)

рум. критик, историк кино. Изучал медицину, философию и театр. режиссуру. В 1929 - 34 выступал как кинокритик. Был директором Нац. кинематографич. объединения, затем об-ва "Чинеромит". Автор книг по истории рум. кинематографии. Участвовал в составлении и редактировании 1-го тома "Истории рум. кинематографа".

Литература: Uzina de basme, Buc, 1935; Momente din trecutul filmului Romanesc, Buc, 1965; Rene Clair, Buc, 1968; Contribute la istoria cine-matografiei in Romania. 1896 - 1948, Buc, 1971; Cinematoograful romanesc contemporan. 1949 - 1975, Buc, 1976.

CANUDO, RICCIOTTO

КАНУ`ДО (Canudo) Риччотто

(2.1.1879 - 10.11.1923)

франц. искусствовед. По нац. итальянец. С 1902 во Франции. В 1911 опубликовал "Манифест семи иск-в". В этой и последующих работах (посмертно собранных в сб. "Фабрика образов", 1927) К. утверждал, что кино родилось благодаря слиянию шести видов иск-в: архитектуры, музыки, живописи, скульптуры, поэзии и танца. Несмотря на нек-рую произвольность эстетич. построений, вошёл в историю мирового кино как один из пионеров критики и теории нового вида иск-ва. После 1-й мировой войны основал "Клуб друзей седьмого искусства".

Литература: L'usine aux image, Gen., 1927.

CAPRINO, IVO

КАПРИ`НО (Caprino) Иво

(р. 17.2.1920)

норв. режиссёр. Учился у чеш. реж. Й. Трнки. В 1946 начал снимать к/м цветные объёмные кукольные фильмы. Секрет подвижности объёмных кукол, найденный К., известен среди мультипликаторов как "эффект Каприно". В 1948 выпустил первый ф. "Тим и Теффе". Один из лучших ф.- "Парнишка со скрипкой" (1952, гл. пр. Мкф в Венеции). В 1956 - 57 построил студию "Каприно фильмцентр". Материалом для ф. служили сказки X. К. Андерсена ("Стойкий оловянный солдатик", 1955), норв. фольклор ("Мальчик, который ел наперегонки с лешим", 1966), книги совр. норв. детских писателей ("Мышонок в беде" по Т. Эгнеру, 1956, пр. Мкф в Зап. Берлине). В 1975 пост. п/м кукольный ф. "Большой приз" (по X. Окрусту, 1975, пр. Мкф в Москве), к-рый пользовался большим зрит. успехом.

CARAGIU, TOMA

КАРАДЖИ`У (Caragiu) Тома

КАРАДЖИУ (Caragiu) Тома (21.8.1925 - 4.3.1977), рум. актёр. Окончил Ин-т им. Караджале. Один из крупнейших комедийных актёров Румынии. Выступал в т-ре. В кино с 1961. Лучшая работа - роль известного рум. эстрадного актёра К. Тэнасэ в ф. "Актёр и дикари" (1975). Снимался в ф.: "Романтическое лето", "Улицы помнят" (1962), "Квартал Веселья" (1964, в сов. прокате "Династия непокорённых"), "Время снегов" (1966), "Недра" (1967, в сов. прокате "Катастрофа на Чёрной горе"), "Оперативная группа действует" (1970-71, серия ф.), "Неделя безумных" (1971), "Взрыв" и "Чиприан Порумбеску" (1973), "Хозяева" и "Три секретных письма" (1974), "Мастодонт" (1975), "Премьера" и "Серенада для 12 этажа" (1976), "Булава с тремя печатями" (1977) и др. Погиб во время землетрясения.

CARDINALE, CLAUDIA

КАРДИНА`ЛЕ (Cardinale) Клаудия

(р. 15.4.1939)

итал. актриса. Училась в Эксперим. киноцентре в Риме. В кино с 1957 ("Золотые цепи", Франция). Успех актрисе принесло участие в ф. реж. М. Болоньини "Красавчик Антонио" (1960) и "Ла Виачча" (1961). Став одной из самых популярных "кинозвёзд", снялась в ф. "Девушка с чемоданом" (1960, реж. В. Дзурлини), "Дряхлость" (1962, реж. Болоньини), "Равнодушные" (1963, реж. Ф. Мазелли). В ф. "Невеста Бубе" (1965, реж. Л. Коменчини) актриса обратилась к антифаш. теме - одной из ведущих в итал. прогрес. кино. Важное место в творч. биографии К. заняли роли в фильмах Л. Висконти "Рокко и его братья" (1960), "Леопард" (1962), "Туманные звёзды Большой Медведицы" (1965), "Семейный портрет в интерьере" (1974), а также участие в ф. реж. Ф.Феллини "Восемь с половиной" (1963). В 1969 К. снялась в сов.-итал. ф. "Красная палатка" (реж. М. К. Калатозов). В 70-х гг. стала сниматься в ф. приключенч. и комедийного жанров. Сыграла роли простых итал. женщин в ф. реж. П. Скуитьери "Железный префект" (1977), "Корлео-не" и "Оружие" (1979). Среди значит, работ этого периода - проститутка Айша в антиклерикальном ф. "Аудиенция" (1971, реж. М. Феррери), Либера, молодая женщина из народа, участница Сопротивления в ф. "Либера, любовь моя" (1974, реж. Болоньини). В 1981 снялась в ф. зап.-герм. реж. В. Херцога " Фицкарральдо").

Среди др. ф.: "Проклятая путаница", "Судья", "День совы" (в сов. прокате "Сова появляется днём"), "Однажды на дальнем Западе", "Гудбай и аминь", "Шкура", "Великолепный рогоносец", "Профессионалы".

Предыдущая страница Следующая страница