Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 5, "CAR"-"COL")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 5, "CAR"-"COL")

CARLSEN, HENNING

КА`РЛСЕН (Carlsen) Хеннинг

(р. 4.6.1927)

дат. режиссёр. С 1947 монтажёр, сценарист и режиссёр док. фильмов. В 60-е гг. один из ведущих дат. режиссёров, представитель т. н. датской новой волны. Наиболее значит, док. ф.: "Лимфьорд" и "Старики" (1961), "Семейные портреты" (1964), "Молодые" (1965), сделанные в стиле "синема-верите". Дебют в худож. кино - ф. "Дилемма" (по Н. Гордимер, 1962), протестующий против апартеида, был подпольно снят в Юж. Африке. В ф. "Что с нами?" (1963) режиссёр обращался к теме Движения Сопротивления. Ф. "Кошки" (1964) ставил проблемы нетерпимости, одиночества, отчуждённости. Наиболее известный ф.- "Голод" (1966, по К. Гамсуну) о судьбе писателя в бурж. обществе. Картина "Боитесь?" (1971), поев, проблеме молодёжи, анализирует конфликт поколений. Судьба "среднего датчанина" рассматривается в ленте "Нужно уметь разбираться в музыке" (1972), где осуждаются идеалы общества потребления. После ф. "Удачный развод" (1975, с Францией) снял картину "Кажется, кто-то смеялся?" (1978), посв. безработице в период экономич. кризиса 30-х гг., а также в жанре детектива ф. "Кошелёк или жизнь" (1982).

CARNÉ, MARCEL

Статья большая, находится на отдельной странице.

CAROL, MARTIN

КАРО`ЛЬ (Carol) Мартин (наст. имя и фам. Мари Луиз Муре, Mourer)

(16.5.1922 - 6.2.1967)

франц. актриса. Училась в Школе изящных иск-в в Париже. Играла в т-ре. В кино с 1940. Снималась в ф. своего мужа реж. Кристиан-Жака: "Прелестные создания" (1952), "Лукреция Борджиа" (1953), "Мадам Дюбарри" (1954), "Нана" (1955), а также в ф. "Лола Монтес" (1955), "Ванина Ванини" (1961). Др. ф.: "Ночные красавицы", "Веронские любовники", "Записки майора Томсона", "Натали".

CARON, LESLIE

КА`РОН Кэрон (Caron) Лесли

(р.1.7.1931)

амер. актриса. Обучалась хореографии. С 1946 выступала в спектаклях Балета Елисейских полей у Р. Пти. Гастролировала в США. В 1951 была приглашена в Голливуд, где с большим успехом сыграла роль Лиз в ф. "Американец в Париже". Снялась в ряде муз. комедий 50-х гг. ("Лили", "История трёх увлечений", "Стеклянная туфелька", "Габи", "Жижи"). Драм, талант К. раскрылся в англ. ф. "Угловая комната" (1963, реж. Б. Форбс). Драм, роли были сыграны и в ф. "Дилемма доктора" (1958, Великобритания), "Горит ли Париж?" (1966, Франция - США), "Отец семейства" (1967, Италия). Снялась в ф.: "Гарем" (1976) и "Все звёзды" (1979) - оба Франция, "Валентино" (1977, Великобритания), "Контракт" (1980, ПНР).

CAROW, HEINER

КАРОВ (Carow) Хайнер

(р. 19.9.1929)

6 нем. режиссёр (ГДР). Вице-през. Академии иск-в ГДР. Учился на реж. курсах при " к/ст ДЕФА. В 1954 - 56 работал в науч.-популяр. кино. В худож. кино дебютировал в 1957 ф. "Шериф Тедди". Его ф. С "Дневник Мартина" (1957) был отмечен Серебряной медалью на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, и Др. ф.: "Они звали его Амиго" (1959), "Жизнь начинается" (1960), "Свадьба в Леннекене" (1964), "Путешествие в Зундевит" (1966), "Карьера" (1970), "Легенда о Пауле и Пауле" (1972), "Икар" (1975), "Пока смерть вас не разлучит" (1978). Нац. пр. ГДР (1980).

CARRADINE

КА`РАДАЙН, Каррадин (Carradine)

амер. актёры

1) Джон К. (наст. имя Ричмонд Рид) (р. 5.2.1906). С 1925 в т-ре, в кино с 1930 (до 1934 снимался под именем Джон Питер Ричмонд). Специализировался на характерных ролях. Высокий рост, точёный профиль, загадочный и жёсткий взгляд придавали его персонажам черты благородства и злодейства одновременно. Наиболее интересными и психологически разработанными были образы, созданные актёром в фильмах Дж. Форда: в 30-е гг.- "Мария Шотландская", "Пленник острова акул", "Ураган", "Дилижанс", "Гроздья гнева"; в 60-е гг.- "Человек, который пристрелил Либерти Вэланса", "Осень чейеннов" и др. Среди его кинематографич. работ (всего им было сыграно ок. 100 ролей) продолжали преобладать эпизодич. персонажи вестернов и "фильмов ужасов". Много работал в т-ре.

Среди др. ф.: "Невеста Франкенштейна", "Джонни Гитар", "Человек из Кентукки", "Подлинная история Джесси Джеймса", "Майра Брекинридж", "Последний магнат"

2) Дейвид К. (р. 8.10.1940), сын Джона К. В кино с 1964 (вестерн "Таггарт"). Снимался вместе с отцом в ф. "Хорошие ребята и плохие ребята" (1969) и "Берта из товарного вагона" (1972). Выдвинулся на первый план, создав убедительный образ пролет, певца 30-х гг. Вуди Гатри в его кинобиографии "На пути к славе" (1976) и исполнив гл. роль в ф. "Змеиное яйцо" (1977), поставленном в ФРГ И. Бергманом. В 1981 закончил работу над ф. "Американа" (постановку к-рого начал на собств. средства ещё в 1973), где сыграл роль ветерана войны во Вьетнаме, с трудом приспосабливающегося к мирной жизни.

3) Кит К. (р. 1951), сын Джона К. В 1971 снялся с Дейвидом К. в двух ф.- "Мак-Кейб и миссис Миллер" (реж. Р. Олтмен) и "Перестрелка". Дух юношеского бунтарства и авантюризма способствовал популярности его героев в 70-е гг. в др. работах Олтмена - "Воры, как мы" и "Нэшвил", а также в ф. "Император Севера", "Добро пожаловать в Лос-Анджелес", "Дуэлянты", "Прелестный ребёнок", "Старые друзья" и дp.

4) Роберт К. (р. 1954), сын Джона К. В кино с 1972 (ф. "Ковбои").

В 1980 все три брата сыграли гл. роли в ф. "Скачущие издалека".

К. Э. Разлогов.

CARRERAS, ENRIQUE

КАРРЕ`РАС (Carreras) Энрике

(р. 1920)

аргент. и исп. режиссёр. Род. в Испании. В кино с 1949 (продюсер). В 1952 пост. ф. "Рука, которая сжимается". С сер. 60-х гг. работал в Аргентине. Снимал муз. мелодрамы с участием известных певцов: П. Ортега - "Моя первая девушка" (1966), "Брак по-аргентински" (1967), "Парень такой же, как и я" и "Доброе сердце" (в сов. прокате "Жених и невеста") - оба 1968, "Улыбка мамы" (1971), "Мне нравится эта девчонка" (1973); Л. Брандони - "Я верю" (1974) и др. Ставит также приключенч. ф.: "Операция Сан-Антонио" (1967), "Супер-супер авантюра" и "Подсудимые" (1975) и др. Пост. драму "Сумасшедшие женщины" (1977).

CASARES, MARIA

КАЗАРЕ`С (Casares) Мария (наст. фам. Касарес Киргa, Casares Quiroga) Мария

(р. 21.11.1922)

франц. актриса. По нац. испанка. В 1936 К. эмигрировала во Францию. В 1942 окончила Парижскую консерваторию. Играла в т-ре "Матюрен" и др. театр, коллективах, с 1952 в т-ре "Комеди Франсез", с 1954 в Нац. нар. т-ре. В кино дебютировала в ф. "Дети райка" (1944, реж. М. Карне) в роли Натали, показав драму способной на самопожертвование женщины, страдающей от неразделённой любви. Иной аспект этой темы К. выразила в ф. "Дамы Булонского леса"(1945, реж. Р. Брессон). В этом ф. женщина, брошенная возлюбленным, видит в мести единств. цель своей жизни. Широкую известность принесло К. исполнение роли Джины Сансеверины в ф. "Пармская обитель" (по Стендалю, 1947, реж. Кристиан-Жак). Одна из лучших работ К. в кино - роль Смерти в филос. легенде "Орфей" (1949, реж. Ж. Кокто). Эта роль решена в романтич. тональности, без бытовой детализации, в ней резко подчёркнут контраст внеш. сдержанности и внутр. эмоциональности. К. в совершенстве владеет выразит, жестом, пластикой, обладает глубоким, богатым оттенками голосом. После 1950 в кино почти не снималась, целиком посвятив себя т-ру.

Др. ф.: "Роже-ла-Онт", "Реванш Роже-ла-Онта", "Седьмая дверь", "Любовь вокруг дома", "Схватки", "Герника" (чтение дикторского текста), "Человек, вернувшийся издалека", "Тень и свет", "Завещание Орфея".

Литература: Residente privilegie, P., 1980.

Литература: Актеры заруб, кино, в. 12, Л., 1978; Dussane В., Maria Casares, P., 1958.

CASERINI, MARIO

КАЗЕРИ`НИ (Caserini) Марио

(1874 - 17.11.1920)

итал. режиссёр. Один из основоположников итал. кинематографии. В кино с 1904. Среди первых ф.- "Путешествие к центру Луны" и "Влюблённый Пьеро" (1905 - 06). Перед 1-й мировой войной был одним из самых популярных итал. кинорежиссёров. Ставил историч., "костюмные" ф., экранизации, а также совр. "любовные драмы", имевшие большой коммерч. успех. Среди наиболее известных ф.: "Отелло" и "Ромео и Джульетта" (1907), "Лукреция Борджиа" (1910), "Мадемуазель Нитуш" (по оперетте Ф. Эрве, 1911), "Данте и Беатриче", "Парсифаль" и "Зигфрид" (1912), "Но моя любовь не умирает" и "Последние дни Помпеи" (1913).

Литература: Лидзани К., Итал. кино, пер. с итал., М., 1956.

CASSAVETES, JOHN

КАССАВЕ`ТЕС (Cassavetes) Джон

(р. 9.12.1929)

амер. актёр, режиссёр. Учился в нью-йоркской Академии драм, иск-ва. Был актёром в нью-йоркских т-рах и на ТВ, где специализировался в ролях "жёстких" детективов или гангстеров в криминальных драмах. В кино с 1951 (ф. "14 часов"). Во 2-й пол. 50-х гг. снимался в остросюжетных лентах и социальных драмах "Ночь приносит ужас", "Преступление на улицах", "На окраине города" ("Человек ростом в 10 футов") и др. В 1957 организовал (с реж. Б. Лейном) в Нью-Йорке школу-студию, где разрабатывал методику актёрской импровизации на заданную тему. Один из сюжетов, разыгранных в студии, дал К. основу для создания на полулюбительских началах антирасистского ф. "Тени" (1960, пр. Мкф в Венеции). Ф. оказал сильное влияние на развитие независимого кинопро-из-ва вне системы Голливуда. Вместе с тем демонстрация картины в коммерч. прокате, её успех позволили К. поставить свои след. ф. в Голливуде - "Запоздалый блюз" (1962), "Ребёнок ждёт" (1963), к-рые не имели прежнего резонанса. Актёрские удачи в ф. 60-х гг. "Убийцы", "Грязная дюжина", "Ребёнок Розмари", а также в телевиз. сериале "Джонни Стаккато" дали возможность ему вернуться к режиссуре. Ф. "Лица" (1968), "Мужья" (1969), "Минни и Московии" (1971), "Женщина под воздействием" (1974, пр. Мкф в Сан-Себастьяне, 1975), "Премьера" (1977), "Глория" (1980, гл. пр. Мкф в Венеции), отмеченные своеобразием творч. решения и пристальным вниманием к психологич. проблемам разобщённости между людьми, получали высокую оценку критики, но значит. зрит. успехом не пользовались. К. продолжает выступать в качестве актёра как в собств. постановках ("Мужья", "Убийство китайского букмекера", 1976), так и в работах др. режиссёров ("Пулемёт Мак-Кэн", 1970, "Капоне", 1975, "Двухминутное предупреждение", 1976, и др.). В 1983 пост. ф. "Потоки любви" (гл. пр. Мкф в Зап. Берлине, 1984).

CASSENTI, FRANK

КАССАНТИ` (Cassenti) Франк

(р. 6.8.1945)

франц. режиссёр. Был ассистентом реж. КостаТавраса и Л. Сабо. Первый п/м ф. "Привет, воры!" (1973) снял в жанре детектива. К/м ф. "Агрессия" (1973) был посв. положению рабочих-иммигрантов. В 1976 снял ф. "Красная афиша" (пр. Мкф в Карлови-Вари) о деятельности антифаш. "группы Манукяна". Внешняя театральность манеры сочетается в этом ф. с вниманием к историч. правде и злободневностью. В 1978 пост. ф. "Песнь о Роланде" по мотивам франц. эпоса. Снял также неск. к/м фильмов.

CASTELLANI, RENATO

КАСТЕЛЛА`НИ (Castellani) Ренато

(4.9.1913 - 28.12.1985)

итал. режиссёр. Окончил Миланский политехнич. ин-т. В кино с 1936 как пом. режиссёра. В том же году стал печататься в ж. "Cinema", выступая сторонником "каллиграфизма". Это направление, проповедовавшее уход в область формальных поисков, было в 30-е гг. одной из форм неприятия фаш. действительности и пассивного протеста против офиц. пропаганды. В кон. 30-х - нач. 40-х гг. работал сценаристом с реж. А. Дженина, М. Камерини, А. Блазетти, М. Сольдати. Первый фильм К.- "Выстрел" (по А. С. Пушкину, 1941). В этом ф., как и в последующих - "Заза" (1942) и "Женщина с гор" (1943), отличавшихся изысканной формой, проявился гл. недостаток "каллиграфизма" - холодная претенциозность. Переход режиссёра к реалистич. манере определился в его ф. "Под солнцем Рима" (1948). Этим фильмом К. положил начало новому типу итал. кинокомедии, построенной на внешних приёмах неореализма, но лишённой его острого социального заряда. Наиболее полное выражение эти приёмы нашли в комедии "Два гроша надежды" (1952). Возвратом К. к каллиграфич. стилю стал ф. "Джульетта и Ромео" (1953, пр. Мкф в Венеции, 1954). В 1957 К. вновь создал кинокомедию из жизни студенч. молодёжи "Мечты в ящике". Серьёзные социальные проблемы К. поднял в ф. "Ад посреди города" (1959) о жестоких порядках, царящих в тюрьмах Италии, "Разбойник" (по Дж. Берто, 1961, в сов. прокате "Бунтарь") о жизни южноитал. деревни, снятом в неореалистич. манере с непроф. исполнителями, и в ф. "Бурное море"(1962), посвященном итал. морякам. С кон. 60-х гг. работал гл. обр. на ТВ.

Др. ф.: "Какие призраки" (1968), "Короткий сезон" (1969); т/ф - "Жизнь Леонардо да Винчи" (5 сер., 1970), "В честь Венеции" (1973), "Джузеппе Верди" (1977).

Литература: Лидзани К., Итал. кино, пер. с итал., М., 1956.

CASTILLA, SERGIO

КАСТИ`ЛЬЯ (Castilla) Серхио

(р. 20.6.1942)

чил. режиссёр. Кинематографич. образование получил в Париже. В кино с 1967. С 1968 преподавал киномонтаж в журналистской школе в Чили. Участвовал в президентской кампании Сальвадора Альенде, как и др. кинематографисты, входившие в К-т нар. единства. В 1970 пост. док. ф. "Михита". В нач. 1971 приступил к пост. ф. "История", к-рый закончил в Швеции в кон. 1973. Снял в Швеции ф. "Я хотела бы иметь сына" о рисунках чил. детей, "Пиночет: фашист, предатель, убийца, агент империализма" и ф. "Красная роза Камилы" (1975). В 1979 на Кубе пост. ф. "Исчезнувшие узники", в основу к-рого положены свидетельства чил. заключённых, вырвавшихся из фаш. застенков.

CAVALCANTI, ALBERTO

КАВАЛКАНТИ, Кавальканти (Cavalcanti) (наст. фам. Алмей да Ка-Балканти, AlmeidaCavalcanti), Алберту

(6.2.1897 - 23.8.1982)

режиссёр, продюсер. Род. в Рио-де-Жанейро (Бразилия). По происхождению итальянец. В 1917 окончил ун-т в Женеве. В 1917 в Париже примкнул к деятелям "Авангарда". С 1922 работал в кино худ.-декоратором (ф. "Покойный Матиас Паскаль" и др.). В 1926 пост. ф. "Поезд без глаз", "Только часы". В них, как и в ф. "Маленькая Лили" и "На рейде" (1927), фабула служила для режиссёра нередко предлогом для показа повседневной жизни. Материальные затруднения вынудили К. ставить коммерч. ф. ("Иветта" по Г. Мопассану, "Капитан Фракасс" по Т. Готье, оба 1929, и др.), а также франц. варианты амер. фильмов. С 1934 в Лондоне работал продюсером, руководителем произ-ва в возглавляемом Дж. Грирсоном кино-объединении. Снял эксперим. ф. "Петт и Потт" (1934), в к-ром сказалось влияние сюрреализма. Значит, работа 30-х гг. - док. ф. "Лицо, покрытое углём" (1936), поев, шахтёрам. Позднее пост, худож. ф. "Глубокой ночью" (1945, с Б. Дирденом, Ч. Крайтоном и Р. Хеймером, пр. Мкф в Локарно, 1946), "Жизнь и приключения Николаса Никльби" (по Ч. Диккенсу, 1946) и др. Затем работал на к/ст "Гольбейн", а в 1949 вернулся в Бразилию. Был продюсером на к/ст "Вера-Крус" (Сан-Паулу), к-рую он возглавил; под его рук. поставлены ф. "Забор" (реж. А. Чели), "Земля - всегда земля" (реж. Т. Пайне) и др. В 1953 основал к/ст "Кинофилмес", где пост, свой лучший ф. "Песнь моря" (1954, пр. Мкф в Карлови-Вари). В этом поэтичном, проникнутом любовью к родине ф. с большой эмоц. силой показана тяжёлая жизнь народа. С кон. 1954 снова в Европе. Пост, ф.: "Господин Пунтила и его слуга Матти" (по Б. Брехту, 1955, Австрия), "Первая ночь" (1958, Италия), "Чудовище Хайгейтского пруда" (1960, с Дж. Халасом, Великобритания). К.- автор мн. статей по вопросам кино и кн. "Фильм и действительность" (1952).

Др. ф.: "Ревность некрасивого человека" (1927), "Красная Шапочка" (1929), "Всю свою жизнь" (1930, Франция), "Корали и К0" (1934), "Алиса в Швейцарии" (1942), "Шампанское Чарли" (1944), "Первый джентльмен" (1947, Великобритания), "Правдивая женщина" (1954, Бразилия). Alberto Cavalcanti, В., 1962.

CAVALCANTI, IBERE

КАВАЛКА`НТИ (Cavalcanti) Ибере

(р. 26.3.1935)

браз. режиссёр. Работал на радио. Сотрудничал с кубин. ж. "Cine cubano", печатался в браз. прессе. Ассист. режиссёра ф. "Прелюдия II" (реж. К. Метциг, 1963), продюсер мн. картин. Пост. ф.: док.- "Свобода" (1963), "Народ за народ" (1964), "Плакат" (1965), "Самба" (1966); худож.- "Бегство" (1965, к/м), "Невеста" (1968), "Удар вампиров" (1969), "В назначенный день" (1971), "Сила шанго" (1978).

CAVANI, LILIANA

КАВА`НИ (Cavani) Лилиана

(р. 12.1.1936)

итал. режиссёр. Училась в Болонском ун-те, затем в Эксперим. киноцентре в Риме. В нач. 60-х гг. работала над серией историко-док. ф. на ТВ: "История Третьего рейха", "Петен: процесс в Виши" (пр. Мкф в Венеции, 1966) и др. Сняла п/м худож. т/ф "Франциск Ассизский" (1966, вышел на экраны в 1972), затем историч. ф. "Галилей" (1968, с НРБ). В ф. "Ночной портье" (1974), принёсшем К. широкую известность, рассказывалось о "безумной любви" гитлеровского офицера и его жертвы, прошедшей застенки концлагеря. Иррациональное влечение столкнуло героев через многие годы после войны и привело их к гибели. Повышенное внимание к психо-патологич. моментам, пристрастие к острым натуралистич. подробностям характеризуют и ф. "Шкура" (по К. Малапарте, 1980) о приходе амер. войск в Италию в конце 2-й мировой войны. Неоднозначность и противоречивость трактовки трагич. опыта воен. лет свидетельствовали о тяготении автора к тенденциозному выявлению психопатологич. мотивов не только в отношениях между людьми, но и при подходе к анализу такого социального феномена, каким является зло фашизма.

Др. ф.: "Каннибалы" (1969), "Гость" (1971), "Миларепа" ("Сто тысяч песен", 1973), "По ту сторону добра и зла" (1977), "По ту сторону двери" (1982).

Литература: Юткевич С. И., Модели политич. кино, М., 1978.

CAYATTE, ANDRÉ

КАЙА`Т (Cayatte) Андре

(р. 3.2.1909)

франц. режиссёр. Адвокат по профессии, выступал как журналист и писатель. В 1938 с А. Жансоном написал сц. ф. "Вход для артистов" (реж. М. Аллегре), затем ещё ряд сценариев. Первая реж. работа К.- ф. "Лжелюбовница" (по О. Бальзаку, 1942). Пост. неск. экранизаций, среди к-рых "Дамское счастье" (по Э. Золя, 1943), "Пьер и Жан" (по Г. Мопассану, 1943). Ф. "Веронские любовники" (1949, сц. Ж. Превер) - вариация на тему трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта", сюжету к-рой, перенесённому в наши дни, была придана антифаш. направленность. Широкая известность пришла к К. после создания им серии ф.о пороках франц. судопроизводства. Сценарии этих ф. написаны им со сц. Ш. Спааком: "Правосудие свершилось" (1950, пр. Мкф в Венеции, пр. Мкф в Зап. Берлине, 1951), "Все мы убийцы" (1952, пр. Мкф в Канне), "Перед потопом" (1953, пр. Мкф в Канне, 1954), "Чёрное досье" (1955). Важность социально-психологич. тем, поднятых в этих ф., лаконизм выразит, средств сделали их значит, произв. франц. кино 50-х гг. В детективах и драмах 60-х гг. К. отдал дань умозрительным конструкциям, "доказывавшим" относительность любой истины ("Супружеская жизнь", 1964, "Ловушка для Золушки", 1965), неизбежность судебных ошибок ("Меч и весы", 1963). Его обращение к историч. и социально-политич. тематике было отмечено двойственностью и непоследовательностью ("Переход через Рейн", 1960, гл. пр. Мкф в Венеции), стремлением к спекулятивному обыгрыванию актуальности материала ("Дорога в Катманду", 1969). В его лучших ф.-"Умереть от любви" (1971), "Нет дыма без огня" (1973, пр. Мкф в Зап. Берлине, в сов. прокате "Шантаж"), "В интересах государства" (1978) критика острых проблем обществ, развития компенсировала назидательность сюжетов и банальность худож. решений.

Др. ф.: "Око за око" (1957), "Двустворчатое зеркало" (1958, в сов. прокате "Призрачное счастье"), "Профессиональный риск" (1967), "Каждому свой ад" (1977), "Вердикт" (1974), "Любовь под вопросом" (1978). Ф. Лепроон П., Совр. франц. кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960; Вrаucourt G., Andre Cayatte, (P., 1969).

В. И. Божовин.

CECCHI D'AMICO, SUZO

ЧЕ`ККИ-Д'АМИ`КО (Cecchi D'Amico) Сузо (наст. имя Джованна)

(р. 21.7.1914)

итал. сценарист. Дочь писателя, критика и сценариста Э. Чекки. Получила лит. образование, занималась журналистикой. В 1946 с реж.Р. Кастеллани написала сц. комедии "Мой сын - профессор". В том же году по её антивоен. и антифаш. сценарию пост. ф. "Жить в мире" (реж. Л. Дзампа). Сотрудничала с видными итал. режиссёрами, была одним из зачинателей неореализма. Участвовала с Ч. Дзаваттини и др. в создании сц. ф. "Похитители велосипедов" (1948, реж. В. Де Сика). Соавтор мн. сценариев ф. реж. Л. Висконти: "Самая красивая" (1951), эпизод в ф. "Мы, женщины" (1953), "Чувство" (по К. Бойто, 1954), "Белые ночи" (по Ф. М. Достоевскому, 1957), "Рокко и его братья" (по роману Дж. Тестори "Мост Гидольфы", 1960), эпизод "Работа" (по новелле Г. Мопассана "На постели" в ф. "Боккаччо-70", 1961), "Леопард" (по Дж. Томмази ди Лампедуза, 1962), "Туманные звёзды Большой Медведицы" (1965), "Посторонний" (по А. Камю, 1967), "Семейный портрет в интерьере" (1974), "Невинный" (по Г. Д'Аннунцио, 1976) и др. Участвовала в написании сц.: "Преступление Джованни Эпископо" (1947, реж. А. Латтуада), "Чудо в Милане" (1950, реж. Де Сика), "Процесс над городом" (1952, реж. Дзампа), "Дама без камелий" (1953) и "Подруги" (1955) - оба реж. М. Антониони, "Вызов" (1958) и "Сальваторе Джулиано" (1961) - оба реж. Ф. Рози, "Казанова-70" (1965, реж. М. Моничелли), "Метелло" (по В. Пратолини, 1969, реж. М. Болоньини), "Приключения Пиноккио" (1971, реж. Л. Комеичини) и др.

ČECH, VLADIMÍR

ЧЕХ (Čech) Владимир

(р. 25.10.1914)

чехосл. режиссёр. Засл. арт. ЧССР (1976). В 1932 снялся в ф. "Перед экзаменами на аттестат зрелости". Был ассистентом реж. Э. Ф. Буриана. Написал сц. ф. "Вера Лукашова" (1939, с Бурианом). Первый ф.- "Туфельки барышни Павлины" (1941). Позднее работал на студии док. фильмов. Снял репортажи о Нюрнбергском процессе, Бухенвальде. Пост. худож. ф."Дикая Бара" (по Б. Немцовой, 1949), кинокомедии "Щука в пруду" (1952), "Кристиана, не шали" (1956), "Между нами, жуликами" (1963), мьюзикл "Святая грешница" (по пьесе Ф. Лангера "Обращение Фердыша Пиш-торы", 1971), ф. "Для кого танцует Гавана" (1962), приключенч. ф. "Экспресс из Нюрнберга" (1954),"Чёрный батальон" (1958), "105% алиби" (1959), "Где одного алиби мало" и "Петух пугает смерть" (1961), "Алиби на воде" (1966), "Семь воронов" (1967), "На седьмой день вечером" (1974), "Операция в Стамбуле" (по И. Гаришу, 1975), "Пасьянс" (1977), "Как надуть адвоката" (1980). К приключенч. жанру относится и ф. "Ключ" (1971, пр. Мкф в Москве) о чеш. Движении Сопротивления в период 2-й мировой войны.

CELENTANO, ADRIANO

ЧЕЛЕНТА`НО (Celentano) Адриано

(р. 6.1.1938)

итал. актёр, эстрадный певец, режиссёр. В кино с 1959 (певец рок-н-ролла в ф. "Сладкая жизнь", реж. Ф. Феллини). В 1965 дебютировал как режиссёр пародийной комедией "Суперограбление в Милане". Снимался у разл. режиссёров, но нек-рые его ф. полностью авторские (напр., мьюзикл "Юппи-Ду", 1975), в них он выступает постановщиком, исполнителем гл. роли, автором музыки и текста песен. В большинстве фильмов Ч. не поёт, снимаясь в мелодраматич. или комедийных ролях. Его отличает своеобразный юмор, эксцентричность, прекрасная пластика. Исполнил гл. роли в ф. "Серафино" (1968, реж. П. Джерми), "Блеф" (1976, реж. С. Корбуччи) и др. В творчестве этого талантливого самоучки, пытающегося соединить традиции неореалистич. комедии и итал. фольклора с совр. тематикой, эстрадными и танц. ритмами, порой ощущаются эклектичность, уступки нетребовательному вкусу. Снялся также в ф. "Укрощение строптивого" (1981), "Гранд-отель "Эксельсиор"" и "Бинго-Бонго" (1982). Др. ф.: "Безумец Джеппо", "Бархатные руки", "Ас", "Безумно влюблённый".

CHABROL, CLAUDE

ШАБРО`ЛЬ (Chabrol) Клод

(р. 24.6.1930)

франц. режиссёр. Выступал как кинокритик. Первый фильм Ш.- "Красавчик Серж" (1958, пр. Мкф в Локарно) воссоздавал атмосферу франц. провинции, где царят скука, дикость и вырождение. Ф., во многом предвосхитивший искания режиссёров "новой волны", был снят Ш. по собств. сц. и на собств. деньги, вне обычной системы кинопро-из-ва, без павильонов, при участии непроф. или малоизвестных актёров. В ф. "Кузены" (1959, гл. пр. Мкф в Зап. Берлине) нашла своё продолжение основная тема раннего творчества Ш.- девальвация всех социальных и духовных ценностей, полная опустошённость человека. Однако сам режиссёр всё чаще оказывался в позиции холодного и циничного наблюдателя творящихся вокруг него мерзостей, к-рые изображались в его ф. с нек-рым расчётом на внеш. эффект ("На двойной поворот", 1959, "Милашки", 1960, "Офелия" и"Ландрю", 1963, и др.). Многие из последующих фильмов Ш. носили откровенно коммерч. характер ("Тигр любит свежее мясо", 1964, "Тигр душится динамитом", 1965, и др.). В нек-рые ф. режиссёр вводит политич. мотивы ("Нада", 1974) и элементы социальной критики ("Пусть умрёт зверь", 1969, "Мясник", 1970, "Доктор Пополь", 1972, "Виолетта Нозьер", 1978, "Конь гордыни", 1980, и др.). Сценарист мн. своих фильмов.

Др. ф.: "Неверная жена" (1969), "Разрыв" (1970), "Чудовищная декада" (1971), "Кровавая свадьба" (1973, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне), "Невинные с грязными руками" (1975), "Кровные узы" (1978), "Призраки шляпника" (1982).

Литература: Et pourtant je tourne, P., 1976.

Литература: Braucourt G., Claude Chabrol, (P., 1971).

CHANEY, LON

ЧА`НИ (Chaney) Лон (наст. имя Алонсо)

(1.4.1883 - 26.8.1930)

амер. актёр. С детства играл в т-ре; в кино с 1912. Сыграл более 150 ролей, гл. обр. злодеев, уродов, монстров. За умение перевоплощаться и мастерски использовать грим был прозван "Человеком с тысячью лиц". Наиболее интересные роли - в ф. "Остров сокровищ" (1920), "Оливер Твист" (1922), "Горбун собора Парижской богоматери" (1923), "Тот, кто получает пощёчины" (1924), "Призрак оперы" и "Нечестивая троица" (1925), "Неизвестный" (1927), "Нечестивая троица" (1930, звук, вариант). В 1957 о нём был снят ф. "Человек с тысячью лиц" (реж. Дж. Пивни).

Литература: Anderson R. G., Faces, forms, films: the artistry of Lon Chaney, South Brunswick - N. Y.- L., 1971.

CHAPLIN, CHARLES SPENSER

Статья большая, находится на отдельной странице.

CHAPLIN, GERALDINE

ЧА`ПЛИН (Chaplin) Джералдина

(р. 31.7.1944)

амер. актриса. Дочь Ч. С. Чаплина. Впервые снялась у отца в ф. "Огни рампы" (1952). В 1962 - 64 училась в Королев, балетной школе в Лондоне. Снималась во франц., англ., итал. фильмах, в т. ч. у отца в ф. "Графиня из Гонконга" (1967, Великобритания). Известность получила, снявшись в ф. исп. реж. К. Сауры "Нора" (1969), "Анна и волки" (1972), "Выкорми ворона" (1975), "Элиза, жизнь моя" (1977), "С завязанными глазами" (1978), "Маме исполняется сто лет" (1979). Снималась в ф.: "Нашвилл" (1975), "Буффало Билл и индейцы" (1976), "Свадьба" (1978) - все реж. Р. Олтмена, США, "Вдова Монтьель" (1979, реж. М. Литтин, Мексика), "Жизнь-роман" (1983, реж. А. Рене, Франция).

Др. ф.: "Жюстина", "Три мушкетёра" и "Четыре мушкетёра" (Панама), "Зеркало треснуло" (Великобритания).

CHASKEL, PEDRO

ЧА`СКЕЛЬ (Chaskel) Педро

(р. 2.8.1932)

чил. режиссёр. В 1951 - 54 изучал архитектуру в Чил. ун-те. В 1955 участвовал в создании первого университетского киноклуба, к-рый возглавлял до 1957. В 1956 окончил курс док. кино в Католич. чил. ун-те. В 1957 ассистент реж. Н. Крамаренко на съёмках ф. "Три взгляда на улицу". В том же году участвовал в организации чил. Эксперим. киноцентра. С 1962 директор университетской синематеки в Чил. ун-те, там же руководил киноотделом. Пост. док. ф.: "Здесь они жили" (1964), "Жил-был" (1965), "Арест" (1968), "Свидетельство" (1969), "Мы победим" (1970, пр. Мкф в Лейпциге, пр. ФИПРЕССИ там же), "Не время плакать" (1971, пр. Мкф в Лейпциге). После фаш. переворота (1973) был выслан из страны, работает на Кубе. С 1965 ген. секр. УКАЛ (Союз лат.-амер. синематек), с 1974 директор чил. синематеки Сопротивления. Монтажёр док. фильма реж. П. Гусмана "Битва за Чили" (1974- 1978). Среди работ последних лет - ф. "Глаза, как у моего папы" (1979), "Что это?" (1980), а также "Фотография, которая обошла мир" (1981) и "Строитель каждый день, товарищ" (1982) - оба посв. Э. Че Геваре.

CHAYEFSKY, PADDY

ЧАЕ`ВСКИ (Chayefsky) Пэдди

(29.1.1923 - 1.8.1981)

амер. драматург, сценарист. Специализировался в области телевиз. драматургии, был автором цикла популярных пьес из жизни рядовых американцев. Мн. из них были перенесены на киноэкран, в частности "Марта" (1955, пр. "Оскар", пр. Мкф в Канне), "Холостяцкая вечеринка" (1957), "В полночь" (1959). В ф. "Телесеть" (1976, пр. "Оскар") дал реалистич. картину нравов, царящих на амер. ТВ. Ф. "Другие ипостаси" (1981, реж. К. Рассел) - единственное обращение сценариста к жанру фил ос. фантастики.

Среди др. ф.: "Богиня" (1958), "Американизация Эмили" (1964), "Покрась свой фургон!" (1969), "Больница" (1971, пр. "Оскар").

CHEVALIER, MAURICE

ШЕВАЛЬЕ` (Chevalier) Морис (наст. имя Морис Эдуар Сен-Леон)

(12.9.1888 - 1.1.1972)

франц. актёр. Известный исполнитель и автор эстрадных песен. В 1912 - 18 играл в оперетте. В кино с 1908 (ф. "Чересчур легковерный"). Участвовал в картинах М. Линдера. Первая крупная роль - в ф. "Парад любви" (1929, реж. Э. Любич, США). Затем выступил в экранизации оперетты Ф. Легара "Весёлая вдова" (1934, реж. тот же). Лучшая работа Ш.- роль стареющего бонвивана в фильме Р. Клера "Молчание- золото" (1947). Снимался в ф.: "Сто лет любви" (1954, Италия), "Любовь после полудня" (1957), "Жижи" (1958), "Канкан" (1960), "Фанни" (1961)- все США, "В поисках потерпевших кораблекрушение" (1962, Великобритания) и др. Спец. пр. "Оскар" (1958).

Литература: В рус. пер.: Мой путь и мои песни, М., 1977.

CHIARINI, LUIGI

КЬЯРИ`НИ (Chiarini) Луиджи

(20.6.1900 - 13.11.1975)

итал. теоретик кино, критик, режиссёр. Получил юридич. образование, работал как лит. критик, но вскоре увлёкся кино. В 1935 участвовал в создании Эксперим. киноцентра в Риме (до 1950 проф. и один из рук.). В том же году опубликовал первую работу, где призывал выработать теорию кино, к-рая входила бы во всеобщую теорию иск-ва и являлась бы подлинно научной. В 1937 осн. ж. "Bianco е nerо" (до 1951 был его гл. ред.), в 1952 - "Rivista del cinema Italiano" (рук. до 1955). Ряд лет был директором Венецианского Мкф. Преподавательская, киноведч., критич. деятельность К. способствовала становлению неореализма и развитию прогрес. итал. киноиск-ва. В 1942 пост, ф. "Улица Пяти лун", в к-ром, как и в ф. "Последняя любовь" (1947) и "Договор с дьяволом" (1950), стремился прежде всего к совершенству формы, выступая поборником "каллиграфизма".

Литература: Cinque capitoli sul film, Roma, 1941; La regia cinematografica, Roma, (1945); Il film nei problemi dell'arte, Roma, 1949; Il film nella battaglia delle idee, Mil. -Roma, 1954; в рус. пер.- Сила кино, М., 1955.

Литература: Аристарко Г., История теорий кино, пер. с итал., М., 1966.

CHRISTENSEN, BENJAMIN

КРИ`СТЕНСЕН (Christensen) Беньямин

(28.9.1879 - 1.4.1959)

дат. режиссёр, сценарист, актёр. Учился в Копенгагенском ун-те, в театр. школе. В кино с 1911 (сц., актёр). В 1913 снял новаторский антимилитаристский ф. "Таинственный Икс", оказавший большое влияние на развитие дат. киноиск-ва. В ф. "Ночь мщения" (1916) выступал как сценарист, режиссёр и актёр. В 1918 - 22 пост, дат.-швед. ф. "Ведьмы" (исполнил роль Дьявола), отличавшийся оригинальностью замысла, высокой изобразит. культурой, строгой композицией кадра, выразит, крупными планами, динамичным монтажом. В 1924 уехал в Германию, с 1926 работал в Голливуде, а позднее на родине, где пост. неск. камерных ф., анализирующих проблему семейных отношений в бурж. обществе ("Дитя разведённых родителей" и "Ребёнок", 1940, и др.).

Литература: Hollywood skaebner, Kbh., 1945.

CHRISTENSEN, THEODOR

КРИ`СТЕНСЕН (Christensen) Теодор

(6.4.1914 - 3.9.1967)

дат. режиссёр, сценарист, продюсер, теоретик и критик кино. Один из создателей дат. школы док. кино. В 1938 дебютировал ф. "Уголок Зеландии". В 1944 пост. ф. "Дания борется за свободу", своим материалом составивший кинолетопись борьбы дат. народа против гитлеровских захватчиков. Лучший фильм К., также смонтированный из уникальных кадров, снятых участниками Сопротивления, - "Речь идёт о твоей свободе" (1946). Следуя своей теории "потока достоверности", он отказывался от заранее организованных съёмок, стремился в обыденном материале найти источник философского, социального и этич. обобщения. Актуальные проблемы дат. жизни отражены в ф. "Конец игры" (1960), "Имя тебе - женщина" (1961). В 1963 - 65 работал на Кубе как педагог. В 1964 пост. ф. "Она", посв. участию женщин в революции и строительстве нового общества на Кубе. С 1966 преподавал в Дат. киношколе.

CHRISTIAN-JAQUE

КРИСТИА`Н-ЖАК (Christian - Jaque) (наст. имя и фам. Кристиан Моде, Maudet)

(p. 4.9.1904)

франц. режиссёр. Учился в Школе изящных иск-в и Школе декоративных иск-в. В кино с 1927 как декоратор, ассистент реж. Ж. Дювнвье, с 1932 режиссёр (к/м ф. и комедии с участием Фернанделя: "Один из легиона", "Франциск I", "Ловкачи из одиннадцатой" и др.). В 1938 пост. ф. "Беглецы из Сент-Ажиля", посв. проблеме воспитания детей. К той же теме обратился и -в ф. "Ад ангелов" (1940). В годы 2-й мировой войны был одним из активных деятелей франц. кино. Снимая свои картины, он умело обходил препятствия фаш. цензуры. Лучшие картины этого периода - "Фантастическая симфония" (1942) и "Кармен" (по П. Мериме, 1943). В ф. "Пармская обитель" (по Стендалю, 1947), "Потерянные сувениры" (неск. новелл, 1950) и в особенности в ф. "Фанфан-Тюльпан" (1952, пр. Мкф в Канне) наиболее ярко воплощены лучшие черты его творч. индивидуальности - ирония, юмор, умение с кинематографич. блеском передать остроту драм, ситуаций. Особое место в творчестве К.-Ж. занял ф. "Если парни всего мира" (1955, гл. пр. Мкф в Карлови-Вари, 1956), где утверждалась идея солидарности народов разл. стран. Ф. "Прелестные создания" (1952), "Лукреция Борджиа" (1953), "Мадам Дюбарри" (1954), "Нана" (по Э. Золя, 1955) - пышные постановочные картины, не выходящие за рамки развлекат. кино. Пост, многосерийные приключенч. т/ф "Вам играть, милорд" (1971), "Джо Гайар" (1975) и др. В 1981 пост. док. ф. "Марсель Карне". С 1982 чл. Франц. академии киноиск-ва.

Др. ф.: "Первый бал" и "Убийство рождественского деда" (1941), "Колдовство" (1944), "Пышка" (1945), "Привидение" (1946), "Человек людям" (1948), "Синяя Борода" (1951), "Бабетта идёт на войну" (1959), "Веские доказательства" (1963), "Чёрный тюльпан" и "Пир хищников" (1964), "Вторая истина" (1966), "Нефтедобытчицы" (1971), "Парижская жизнь" (1978, т/ф).

Литература: Лепроон П., Совр. франц. кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960; Кристиан-Жак, (Сб. ст.), М., 1981. В. И. Божович.

CHRISTIE, JULY

КРИ`СТИ (Christie) Джули

(р. 14.4.1941)

англ. актриса. После учёбы в лондонской Центр, школе драм, иск-в дебютировала в 1962 на ТВ, выступала в Королев, шекспировском т-ре. В кино с 1962 (ф. "Анонимные мошенники"). Отсутствие явной характерности в сочетании с высоким проф. мастерством придают образам К. оттенок нек-рой недосказанности, таинственности. Органично вписываясь в общий строй ф., её героини вместе с тем постоянно проводят и собств. тему. Эти качества проявились в полной мере в ф. "Билли-лжец" (1963), "Дорогая" (1965, пр. "Оскар") - оба реж. Дж. Шлезингера, "451° по Фаренгейту" (1966, реж. Ф. Трюффо), "Вдали от безумной толпы" (1967, реж. Шлезингер), "Петулия" (1968, США), "Посредник" (реж. Дж. Лоузи) и "Мак-Кейб и миссис Миллер" (реж. Р. Олтмен, США) - оба 1971, "Теперь не смотри" (1973), "Шампунь" (1975, США), "Небеса могут подождать" (1978, США). В 1982 снялась в ф. "Возвращение солдата", в 1983 - в ф. "Жара и пыль".

CIOBANU, ILARION

ЧОБА`НУ (Ciobanu) Иларион

(р. 28.10.1931)

рум. актёр. Был рабочим, моряком, редактором. Учился на Рабочем ф-те, затем окончил Ин-т им. Караджале. Дебютировал в к/м ф. "Однажды утром" (1959). Герои Ч.- люди из народа: Митру Моц ("Жажда", 1961, в сов. прокате "Бурные годы"), Дэнец ("Лупень, 29", 1963), Георге ("Квартал веселья", 1965), Петре ("Восстание") и Павел ("Время снегов") - оба 1966. Популярность Ч. принесла роль комиссара Романа в серии ф.: "Чистыми руками" (1972), "Последний патрон" и "Конспирация" (1973), "Капкан" (1974). Снялся также в ф. "Актриса, доллары и трансильванцы" (1980), "Янку Жиану, гайдук" (1981).

Др. "р.: "Человек рядом с тобой", "Колонна", "Михай Храбрый", "Потерянный лес" (в сов. прокате "Погибший лес"), "Бессмертные", "Пророк, золото и трансильванцы", "Снова вместе", "Человек, который нам нужен".

CIULEI, LIVIU

ЧУЛЕ`Й (Ciulei) Ливиу

(р. 7.7.1923)

рум. режиссёр, актёр, художник. Засл. арт. СРР (1958). Окончил Консерваторию драм, иск-ва (1946) и Ин-т архитектуры (1949). В 1946 дебютировал как театр, художник. С 1961 гл. реж. Т-ра им. Стурдзы-Буландры. В кино выступил в 1951 как актёр (ф. "У нас в селе"), в 1952 как художник (ф. "Митря Кокор", в сов. прокате "Мечта сбылась"). В 1957 был 2-м режиссёром фильма В. Илиу "Счастливая мельница". В том же году снял ф. "Извержение". Среди его лучших ф.- "Волны Дуная" (1960, в сов. прокате "Пылающая река", гл. пр. Мкф в Карлови-Вари, исполнил роль Михая), "Лес повешенных" (по Л. Ребряну, 1965, пр. Мкф в Канне, исполнил роль Клапки). Реж. манере Ч. свойственны тяга к метафоричности. Снимался в ф.: "Внуки горниста" (1953) и "Сотворение мира" (1971) (художник этих ф.), "Тревога в горах" (1955), "Солдаты в гражданской одежде" (1961), "В небе нет решёток" (1963), "Фаланстер" (1979) и др.

CLAIR, RENÉ

Статья большая, находится на отдельной странице.

CLARKE, SHIRLEY

КЛАРК (Clarke) Шёрли

(р. 2.10.1925)

амер. режиссёр. Училась в балетной студии, выступала в труппах М. Грэхем и А. Соколовой. Пост, ряд балетных спектаклей, была пред. Нац. балетной ассоциации США. В 50-х гг. сняла неск. к/м ф. ("Танец под солнцем", "В парижском парке", "Мгновение влюблённости", "Бой быков", "Небоскрёб" и др.), большинство к-рых было посв. балету. В кон. 50-х гг. примкнула к "нью-йоркской школе" независимых кинематографистов, утверждавшей идею воспроизведения на экране несрепетированной реальности. В ф. "Связной" (1960), экранизации спектакля авангардистского т-ра из жизни наркоманов, добилась подлинности в воспроизведении среды, позволившей придать вымышленному сюжету характер заснятого документа. В 1963 пост. ф. "Холодный мир" - драм. рассказ о молодёжи нью-йоркского Гарлема, ощущающей бесперспективность своего существования в рамках негритянского гетто. В 1967 сделала в манере "синема-верите" ф. "Портрет Язона", герой к-рого долго исповедуется перед неподвижной камерой. В 1969 снялась в ф. франц. реж. А. Варды "Львиная любовь" (США).

CLÉMENT, RENÉ

КЛЕМА`Н (Clement) Рене

(р. 18.3.1913)

франц. режиссёр. Изучал архитектуру в Школе изящных иск-в в Париже. В 1931 снял как любитель серию эксперим. фильмов. Первые проф. работы в кино - мультипликации. Был оператором-документалистом, снимал рекламные ленты. В годы 2-й мировой войны был связан с Движением Сопротивления франц. железнодорожников. Его ф. "Битва на рельсах" (1945, гл. пр. Мкф в Канне, 1946), выдержанный в тоне док. повествования,- одно из значит, произв. о героич. борьбе народа Франции с гитлеровскими захватчиками. Ф. "Проклятые" (1947) - худож. раскрытие морального разложения фаш. моряков-подводников. Ф. "По ту сторону решётки" (1948, в сов. прокате "У стен Малапаги", пр. Мкф в Канне, 1949, и пр. "Оскар", 1951), повествующий об обречённости героя, преследуемого прошлым, в косвенной форме отразил настроения тревоги и разочарования, охватившие после войны нек-рую часть французов. Картина "Запрещённые игры" (1952, гл. пр. Мкф в Венеции и пр. "Оскар") ярко выразила антивоен. тему: события 2-й мировой войны показаны через восприятие девочки-сироты, нашедшей прибежище у крестьян, жизнь и нравы к-рых изображены с острой наблюдательностью. Ф. "Господин Рипуа" (1954, спец. пр. Мкф в Канне) - исследование психологии совр.

Дон Жуана. В ф. "Жервеза" (по роману Э. Золя "Западня", 1956, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Венеции) режиссёр убедительно передал жестокость социальной среды, губящей героиню. "Плотина на Тихом океане" (по М. Дюра, 1958, Италия - США) - зрелищный приключенч. ф., к-рый К. попытался насытить размышлениями над реальными жизненными проблемами. В ленте "На ярком солнце" (1960) режиссёр показал совр. молодого авантюриста, готового на любое преступление. В ф. "День и час" (1963) и "Горит ли Париж?" (1966, с США) К. вновь обратился к теме войны и Сопротивления. В 60 - 70-е гг. всё большее место в творчестве К. начали занимать чисто развлекат. ф., в осн. детективы: "Хищники" (1964), "Пассажир дождя" (1970), "Дом под деревьями" (1971), "Бег зайца по полям" (1972), "Приходящая няня" (1975) и др. К.- один из орг. группы "Центр молодых", края в 1943 была преобразована в ИДЕК. В 1952 на Мкф в Канне К. была присуждена "Большая независимая премия" за вклад в киноиск-во.

Др. ф.: "Красавица и чудовище" (технич. консультант, реж. Ж. Кокто). "Благонадёжный папаша" (технич. пост., реж. Ноэль-Ноэль) - оба 1946, "Стеклянный замок" (1950), "Как хорошо жить" (1961. Италия).

Литература: Лепроон П., Совр. франц. кинорежиссеры. пер. с франц.. М.. 1960; Турицев В., Рене Клеман. М.. 1978.

В. И. Божович.

CLIFT, MONTGOMERY

КЛИФТ (Clift) Монтгомери

(17.10.1920 - 23.7.1966)

амер. актёр. С 1935 выступал в т-ре. С 1948 в кино (ф. "Поиски"). Играл в ф.: "Красная река" (1948), "Наследница" (1949), "Место под солнцем" (1951), "Вокзал Термини" (Италия) и "Отныне и вовеки веков" (1953), "Молодые львы" (1958), "Внезапно прошлым летом" (1959). Герои К. обычно неуравновешенные, одинокие люди, находящиеся в разладе с обществом и обречённые на трагич. гибель. Участие в ф. "Неприкаянные" С1960), "Нюрнбергский процесс" (1961, роль Петерсена), "Фрейд, тайная страсть" (1962, загл. роль) утвердило репутацию К. как актёра, раскрывающего сложный внутр. мир душевно изломанного человека. Последний ф. "Шпион" (1966, Франция).

CLOUZOT, GEORGES

КЛУЗО` (Clouzot) Анри Жорж

(20.11.1907 - 12.1.1977)

франц. режиссёр. Получил юридич. образование, был журналистом. В кино с 1931 (сценарист, ассист. режиссёра, режиссёр франкоязычных вариантов нем. фильмов). Первый ф. - детектив "Убийца живёт в номере 21" (1942). Удушливой атмосферой и болезненным психологизмом отличался его ф. "Ворон" (1943), в к-ром была показана неприглядная жизнь маленького франц. городка, где поток анонимных писем вызывает нечто вроде массового психоза. После освобождения Франции этот ф. послужил основанием для обвинения К. в анти-франц. пропаганде и для его устранения от работы на два года. В 1947 К. вернулся к режиссуре, сняв детективный ф. "Набережная ювелиров" (пр. Мкф в Венеции). В ф. "Манон" (по роману аббата Прево "Манон Леско", 1948, гл. пр. Мкф в Венеции) К. перенёс действие в современность, а характерам действующих лиц придал оттенок патологизма. Большим успехом пользовался ф. "Плата за страх" (1952, гл. пр. Мкф в Канне, 1953) - драм, рассказ о том, как четверо шофёров, ежесекундно рискуя жизнью, перевозят нитроглицерин по плохим дорогам. Ф. завершался гибелью героев. Здесь, как и в ф. "Дьявольские души" (1954, пр. Деллюка), К. прибегал к нагнетанию пугающих и жестоких подробностей. Ф. "Истина" (1960, пр. франц. кино) показывал аморальность и опустошённость определённой части франц. молодёжи, равнодушие представителей старшего поколения. Особое место в творчестве К. занимает картина "Тайна Пикассо" (1956, спец. пр. Мкф в Канне), раскрывающая процесс творчества художника. К.- мастер создания тревожной атмосферы, напряжённой полицейско-уголовной интриги, мучительных психологич. ситуаций; его ф. изображают человека игрушкой жестокого случая и слепых страстей.

Др. ф.: новелла "Возвращение Жана" (в ф. "Возвращение к жизни", 1949), "Микетта и её мать" (1950), "Шпионы" (1957), "Пленница" (1968).

Лепроон П., Совр. франц. режиссеры, пер. с франц., М., 1960; PilardPh., Henri-Georges Clouzot, P., 1969.

В. И. Божович.

COCEA, DINU

КО`ЧА (Cocea) Дину (Константин)

(р. 22.9.1929)

рум. режиссёр. Окончил Ин-т им. Караджале. Снял серию приключенч. ф. о гайдуках ("Гайдуки", 1966, "Месть гайдуков", 1968, "Гайдуки Шаптекая", 1971, и др.). Пост. ф.: "Похищение девушек" (1968), "Приданое княжны Ралу" и "Неделя безумных" (1971), "Парашютисты" (1973), "Дубсверхсрочно" (1974), "Инстанция откладывает решение" (1976), "Екатерина Теодориу" (1978), "Янку Жиану - гайдук" (1981), "Янку Жиану - сборщик налогов" (1982).

COCTEAU, JEAN

КОКТО` (Cocteau) Жан

(5.7.1889 - 11.10.1963)

франц. поэт, драматург, художник, режиссёр. Чл. Ин-та Франции (1955). Учился в лицее Кондорсе. Для К. характерны разнообразие и непостоянство творч. устремлений; чрезвычайно восприимчивый к худож. веяниям времени, он примыкал к разл. худож. течениям, сохраняя при этом свою обособленность. В 1930 пост. первый ф. "Кровь поэта", построенный как чередование алогичных поэтич. образов. Сценарист ф.: "Комедия счастья" (1940), "Барон-призрак" (1942, сыграл одну из ролей), "Вечное возвращение" (1943) - экранизации древней кельтской легенды о Тристане и Изольде, перенесённой в современность, "Рюи Блаз" (по В. Гюго, 1947, в сов. прокате "Опасное сходство"). Пост. ф. "Красавица и чудовище" (по Лепренс де Бомону, 1946, технич. консультант Р. Клеман, пр. Деллюка), к-рый отразил авторскую манеру К.: причудливое смешение реального с фантастическим, изысканность стиля, склонность к поэтич. аллегориям. К.- сценарист и режиссёр ф. "Двуглавый орёл" (1947) и "Трудные родители" (1948), представлявших экранизации его же театр, пьес. По пьесе К. "Трудные дети" (1950) пост. ф. реж. Ж. П. Мельвиль. Оригинальным произв. для экрана явился ф. "Орфей" (1949) - сложнозашифрованное иносказание о "судьбе поэта", вольно использующее нек-рые мотивы др.-греч. мифа. В ф. "Завещание Орфея" (1960) К. продолжал развивать "свою личную мифологию" и сыграл также одну из ролей. В кино К. изыскивал разнообразные возможности для выражения своего внутр. мира, своих фантазий и наваждений. Его творчество способствовало развитию во франц. иск-ве сложных ассоциативных форм кинематографич. языка.

Литература: Du cinematographe, P., 1973; Entretiens sur le cinematographe, P., 1973. В Лепроон П., Совр. франц. кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960; Simon К. G., Jean Cocteau oder die Poesie im Film, В., 1958; Gilsоn R., Jean Cocteau, P., 1964; Fraigneau A., Cocteau par luimeme, (P., 1969) (лит.).

В. И. Божович.

COHL, EMIL

КОЛЬ (Cohl) Эмиль (наст. фам. Курте, Courtet)

(4.1.1875 - 20.1.1938)

франц. режиссёр, художник. Создатель первых графич. мультфильмов. Был карикатуристом и фотографом. С 1907 сценарист и режиссёр к/ст Гомона. Ставил трюковые ф., среди к-рых особой популярностью пользовалась картина "Погоня за тыквами" (1908). Работал в США, где также положил начало произ-ву рисованных мульт. фильмов. После 1-й мировой войны создал во Франции серию ф. "Приключения никелированных ног" (1918).

Др. ф.: "Фантасмагория" и "Драма у петрушек" (1908), "Превращение" и "Бегающая лампа" (1909), "Художник-неоимпрессионист" и "Маленький Фауст" (1910), "Для человека нет ничего невозможного" и "Приключения клочка бумаги" (1911 - 12), серия "Снукум" (1912 - 14).

Литература: Садуль Ж., Всеобщая история кино, пер. с франц., т. 1, М., 1958.

COLBERT, CLAUDETTE

КОЛЬБЕ`Р (Colbert) Клодет (наст. имя и фам. Лили Шошуэн, Chauchoin)

(p. 13.9.1905)

амер. актриса. Одна из популярнейших "кинозвёзд" 30-х гг. Наиболее успешно в эти годы выступала в комедийных ролях в ф. "Треугольная луна", "Это случилось однажды ночью" (пр. "Оскар", 1934), "Восьмая жена Синей Бороды", "Полночь". Снималась также в историч. ф. ("Крестное знамение", "Клеопатра"), вестернах ("Барабаны вдоль Могаука") и др. После 2-й мировой войны утратила популярность, играла во второразрядных комедиях, мелодрамах, детективах: "Без оговорок" (1946), "Спи, моя любовь" (1948), "Жена плантатора" (1952, Великобритания), "Леди из Техаса" (1955) и др. После 1961 не снималась.

Предыдущая страница Следующая страница