Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 6, "COL"-"DE")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 6, "COL"-"DE")

COLMAN, RONALD

КО`ЛМЕН (Colman) Роналд

(9.2.1891 - май, 1958)

англо-амер. актёр. В кино с 1918 (ф. "Царица Савская"). Сыграв в ф. "Белая сестра" (1923), вошёл в число ведущих голливудских актёров. Исполнял роли романтич. героев-любовников, чаще всего аристократич. происхождения. Лучшие его работы - в ф. "Красавчик Жест" (1926), "Эрроусмит" (1931), "Повесть о двух городах" (1935), "Потерянный горизонт" (1937), "Если бы я был королём" (1938), "Случайная жатва" (1942). За исполнение роли в ф. "Двойная жизнь" (1947) - актёра, играющего Отелло не только на сцене, но и в жизни, получил пр. "Оскар".

Литература: Colman J. В., Ronald Colman, a very private person, a biography, N. Y., 1975.

COLPI, HENRI

КОЛЬПИ` (Colpi) Анри

(р. 15.7.1921)

франц. режиссёр. Окончил ун-т в Монпелье и ИДЕК. Работал монтажёром и ассист. режиссёра. Монтировал фильмы А. Рене ("Хиросима, моя любовь", "В прошлом году в Мариенбаде"), А. Клузо ("Тайна Пикассо"), сотрудничал с Ч. Чаплином в работе над ф. "Король в Нью-Йорке". Пост. неск. науч.-популяр. ф. ("Рельсы под пальмами", 1951, "Плотина в Шатло" и "Архитектура и свет", 1953, и др.). Известность получил п/м фильм К. "Столь долгое отсутствие" (1961, пр. Деллюка, гл. пр. Мкф в Канне). В этом ф., повествующем о бывшем узнике нацистского концлагеря, потерявшем память, режиссёр стремился исследовать причины разобщённости людей. Пост. франко-рум. ф. "Кодин" (по П. Истрати, 1963, пр. Мкф в Канне) и "Мона, безымянная звезда" (по М. Себастьяну, 1966). В 1969 снял ф. "Счастлив тот, кто подобно Улиссу...".

Др. ф.: "Таинственный остров" (1971, т/ф, с X. А. Бардемом), "Билитис" (1977, с Д. Хамилтоном).

Литература: Le cinema et ses hommes, Montpellier, 1947; Defence et illustration de la musique dans le film, Lyon, 1963.

COMENCINI, LUIGI

КОМЕНЧИ`НИ (Comencini) Луиджи

(р. 8.6.1916)

итал. режиссёр, критик. По образованию архитектор. Участник создания итал. фильмофонда ("Cineteca italiana") и периодич. "Выставок кино" в Милане. В 1938 входил в группу антифашистски настроенной творч. интеллигенции "Корренте" ("Течение"). Первые картины К.- док. ф. "Дети в городе" (1946), худож. ф. "Красть запрещено" (1948). Комедия К. "Хлеб, любовь и фантазия" (1953) носила лишь внешние приметы неореализма, но была лишена подлинной глубины мысли. В 1954 К. пост, её продолжение - "Хлеб, любовь и ревность". Эти два ф, вызвали бесчисленные подражания. Однако сам К. отошёл от жанра "фольклорно-любовных" комедий и в 1957 пост, близкий традиции неореализма ф. "Окно, выходившее в Луна-парк" и в 1960 - антифаш. и антивоен. ф. "Все по домам" (спец. пр. Мкф в Москве, 1961). В 1963 К. пост. ф. "Невеста Бубе"(по К. Кассоле). В кон. 60-х гг. К. работал на ТВ. В сатирич. комедии "Игра в карты по-научному" (1972) и в ф. "Пробка" (1979) режиссёр затронул острые социальные вопросы жизни совр. Италии. В 1982 пост ф. "В поисках Иисуса".

Др. ф.: "Опущенные жалюзи" (1950), "Чемодан снов" (1953), "Красавица Рима" (1955), "Мужья в городе" (1957), "Верхом на тигре" (1961), новелла "Старайтесь, братья" (в ф. "Три ночи любви", 1964), новелла "По законам евгеники" (в ф. "Куколки") и ф. "Лгунья" (1965), "Непонятый" (1967), "Итальянская секретная служба" (1968), "Мы ничего о ней не знаем" и "Детство, призвание и первые опыты Джакомо Ка-зановы, венецианца" (1969), "Приключения Пиноккио" (1971, т/ф и киновариант, Золотой пр. Мкф в Москве, 1973), "Преступление во имя любви" (1973), "Боже, как низко я пала!" (1974), "Воскресная женщина" (1975), новелла в ф. "Дамы и господа, спокойной ночи!" (1976), "Кот" (1978), "Вернись, ЭУдженио" (1980).

CONNERY, SCHON

КО`ННЕРИ (Connery) Шон (наст. имя Томас)

(р. 25.8.1930)

англ. актёр. Играл в т-ре. В кино с 1956 (ф. "Обратной дороги нет"). Снимался в серии реакционных ф. о Джеймсе Бонде. К. как драм, актёр проявил себя в ф. "Холм" (1965), "Магнитные ленты Андерсона" (1971, США) и "Убийство в Восточном экспрессе" (1974) - все реж. С. Люмета, "Красная палатка" (1970, реж. М. К. Калатозов, сов.-итал.), "Зардос" (1973, реж. Дж. Бурмен), "Человек, который хотел быть королём" (1975, реж. Дж. Хьюстон), "Робин и Мэриан" (1976, реж. Р. Лестер, в сов. прокате "Возвращение Робина Гуда"), "На один мост дальше" (1977, реж. Р. Ат-тенборо), "Метеор" (1978), "Пять дней летом" (1982, реж. Ф. Циннеман) и др.

CONWAY, JACK

КО`НВЕЙ, Конуэй (Conway), Джэк

(17.7.1887 - 11.10.1952)

амер. режиссёр. С 1907 участвовал в любительских спектаклях. С 1909 в Голливуде в качестве актёра, с 1913 - режиссёр (ф. "Старое кресло"). Снимал ф. самых разных жанров. В годы немого кино пост. ф. "Заключённые" (1915), "Опилки" (1922), "Понимающее сердце" (1927) и др. Известность получил после ф. "Да здравствует Вилья!" (1934). Исполнение актёром У. Бири гл. роли, высокий уровень режиссуры сделали картину одним из видных историко-биографич. фильмов. Последовавшие за этой работой ленты К. были значительно слабее и не выделялись на фоне массовой продукции Голливуда. Успехом пользовались: "Повесть о двух городах" (по Ч. Диккенсу, 1935), сентиментальная мелодрама "Город бума" (1940), "Семя дракона" (1944) об освободит, борьбе кит. народа против япон. агрессоров, "Маклеры" (1947) - сатира на амер. рекламу.

Среди др. ф.: "Арсен Люпен" (1932), "Ад внизу" (1933), "Оклеветанная леди" (1936), "Пусть звенит свобода" (1939), "Перекрёстки" (1942), "Великий Гэтсби" (1949).

COOPER, GARY

КУ`ПЕР (Cooper) Гари (наст. имя Фрэнк Джеймс)

(7.5.1901 - 13.5.1961)

амер. актёр. Учился в Великобритании и в США. Был художником-карикатуристом. Первая крупная роль - в ф. "Завоевание Барбары Уорт" (1926). В нач. 30-х гг. стал одним из ведущих актёров Голливуда, преим. в приключенч. ф. и мелодрамах. Выступил в гл. ролях в.экранизациях произв. Э. Хемингуэя "Прощай, оружие!" (1932), "По ком звонит колокол" (1943). В социальных комедиях Ф. Капры "Мистер Дидс переезжает в город" (1936) и "Познакомьтесь с Джоном Доу" (1942) создал несколько идеализированный образ простодушного "стопроцентного американца", борющегося с силами, противостоящими воплощению в жизнь "американской мечты". К. умел придать убедительность своим героям, будь то военные ("Дела и дни бенгальского улана", 1935, "Красавчик Жест", 1939;"Сержант Йорк", 1941, пр. "Оскар") или ковбои ("Житель равнин", 1936, "Ковбой и леди", 1938, "Человек с Запада", 1940). Поэтому в 50-е гг., когда в ряде голливудских картин проявился критич. демифологизирующий взгляд на прошлое своей страны, постаревший и усталый герой К. наглядно свидетельствовал о переоценке ценностей (напр., в вестернах "Ровно в полдень", 1952, пр. "Оскар"; "Человек с Запада", 1958) или выступал носителем жизненного опыта старшего поколения ("Дружеское увещевание", 1956). В 1936 - 1937, 1941 - 49, 1952 - 55 К. входил в число 10 наиболее популярных голливудских актёров. Последняя роль - в детективе "Обнажённое остриё" (1961). В 1960 получил спец. пр. "Оскар".

Среди др. ф.: "Сегодня мы живём", "Приключения Марко Поло", "Восьмая жена Синой Бороды", "История доктора Весселя", "Незавоёванный", "Вера-Крус", "Любовь после полудня", ^Дерево повешенных". К. Э. Разлогов.

COPPOLA, FRANCIS FORD

КО`ППОЛА (Coppola) Фрэнсис Форд

(р. 7.4.1939)

амер. режиссёр, продюсер, сценарист. По происхождению итальянец. Окончил Калифорнийский ун-т. В 1962 стал ассистентом реж. Р. У. Кормена, а в 1963 пост. ф. "Безумие 13", после чего вернулся к ассистентуре. В 1966 на волне молодёжного бунта снял комедию "Ты теперь большой мальчик". Её относит, успех и поддержка актёра Ф. Астера помогли К. получить право на крупную постановку - экранизацию мьюзикла "Радуга Файниана" (1968). В 1969 он снял по собств. сц. психологич. драму "Люди дождя" (пр. Мкф в Сан-Себастьяне) о поисках контактов между людьми, жизнь к-рых по разным причинам сложилась неудачно. Сенсацией стал след. фильм К.- "Крёстный отец" (по М. Пьюзо, 1972, пр. "Оскар") - история клана нью-йоркской мафии, трактованная по модели семейной саги. Точная реконструкция быта послевоен. Америки, причудливое сочетание патриархальности нравов с кровавым противоборством гангстерских банд, яркое исполнение центр. ролей - главы клана (актёр М. Брандо) и его сына и наследника (актёр А. Пачино) - сделали эту картину значит, явлением киноиск-ва. В 1974 К. пост. ф. "Разговор" (гл. пр. Мкф в Канне), где Дж. Хэкмен сыграл специалиста по подслушиванию конфиденц. разговоров. Актуальность звучания картины была обострена скандальным "уотергейтским" делом. Затем К. вновь вернулся к теме мафии, поставив ф. "Крёстный отец, II" (1974, пр. "Оскар"). Картина сопоставляла жизнь старшего основателя клана в юношеские годы, для к-рого преступная деятельность была единств, способом выжить в иммигрантских трущобах, со зрелостью его сына, ведущего своё "дело" по законам большого бизнеса, неотличимым от законов преступного мира. Царящие в этом мире и пронизывающие всё общество коррупция, предательство, насилие в конечном итоге разрушают изнутри некогда единую семью. В 1976 - 1979 К. работал над ф. "Апокалипсис сегодня" (гл. пр. и пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне, 1979) об амер. агрессии во Вьетнаме. Разоблачит, пафос, особенно ощутимый во впечатляющих эпизодах насилия, чинимого армией США, был несколько ослаблен псевдофилософской концовкой. К. был сценаристом большинства своих картин, а также ф. "Паттон" (1970, с Э. Нортом, пр. "Оскар" за лучший сц.), "Великий Гэтсби" (по Ф. С. Фицджеральду, 1974) и др. Учёт идейно-худож. конъюнктуры и незаурядное коммерч. чутьё позволили К. добиться относит, финансовой независимости и помочь ряду молодых кинематографистов (членов т. н. клана К.) сделать первые шаги в кино. В 1982 пост. ф. "От всего сердца", в 1983 - "Аутсайдеры".

Литература: Gelmis J., The film director as superstar, Garden City, 1970; Jacobs D., Hollywood Renaissance, N. Y.- L., 1977; Kolker R. P., A cinema of loneliness: Penn, Kubrick, Coppola, Scorsese, Altman, N. Y.- Oxf., 1980.

К. Э. Разлогов.

CORMAN, ROGER

КО`РМЕН (Corman) Роджер Уильям

(р. 5.4.1926)

амер. режиссёр, сценарист, продюсер. Учился в ун-тах США и Великобритании. Работал курьером в кинофирме "20-й век - Фокс", лит. агентом, журналистом. В 1953 основал собств. кинофирму и в 1954 дебютировал ф. "Пять ружей на запад". Снимал картины в традиционных для кино США жанрах вестерна, фантастики, "фильмов ужасов", гангстерской драмы. Часть ф. поставил в Великобритании. Получил известность серией вольных интерпретаций произв. амер. писателя Э. По: "Падение дома Эшеров", "Колодец и маятник" и "Преждевременное погребение" (1961), "Ворон" (1962), "Маска Красной смерти" и "Гробница Лигейи" (1964) и др., в к-рых, используя разл. средства кинематографич. выразительности, воспроизвёл на экране давящую атмосферу ужаса и неразгаданной тайны. В 1966 сделал ф. "Дикие ангелы", начавший в кино США волну картин о молодых людях, разъезжающих по стране на мотоциклах и терроризирующих население. Среди др. ф.: "Человек с глазами, испускающими рентгеновские лучи" (1963), "Бойня в день святого Валентина" (1967), "Кровавая мама" (1970). Как продюсер К. помог дебютировать молодым режиссёрам США 60 - 70-х гг. П. Богдановичу, Ф. Ф. Копполе, М. Скорсезе и др.

Литература: Roger Corman, (Camb., 197 -) (фильмогр.).

CORTÁZAR, OCTAVIO

КОРТА`САР (Cortázar) Октавио

(р. 19.1.1935)

кубин. режиссёр. В кино с 1959. Выпускал сюжеты для "Народной энциклопедии". В 1963 - 67 изучал режиссуру в ФАМУ (Прага). Пост. док. ф.: "В первый раз" (1967, пр. Мкф в Лейпциге, 1968) о первой демонстрации ф. кинопередвижкой в отдалённом селении, "О персонаже, которого одни называют святым Лазарем, а другие Бабалу" (1968), "К югу от маньядеро" (1969), "О первом бое" (1971), "Анджела Дэвис" (1972), "С кубинскими женщинами" (1974), "Только народ в революции" (1978). В 1977 пост, худож. ф. "Учитель" (пр. Мкф в Зап. Берлине, 1978), в 1981 - "Пограничники".

COSTA-GAVRAS

КОСТА`-ГАВРА`С (Costa-Gavras) (наст. имя и фам. Константин Гаврас, Gavras)

(p. 13.2.1933), франц. режиссёр. Жил в Греции, с 1952 - во Франции. Учился в Сорбонне и в ИДЕКе. Работал ассистентом реж. Р. Клера, Ж. Деми, Р. Клемана (ф. "День и час", 1963) и др. В 1965 пост. первый ф.- "Убийцы в спальных вагонах". Значительный успех К. Т. принёс ф. "Дзета" (1969, пр. Мкф в Канне, пр. "Оскар", 1970, пр. Деллюка) - политич. детектив об убийстве греческого общественного деятеля Ламбракиса и следствии по этому делу, показывающем, что нити преступления ведут к "чёрным полковникам". В ф. "Осадное положение" (1973) разоблачались террористич. методы подавления партиз. движения в одной из лат.-амер. стран, а в ф. "Специальный отдел"(1975, пр. Мкф в Канне) - предательская политика режима "Виши" времён гитлеровской оккупации. В 1981 пост. в США ф. "Пропавший без вести" (гл. пр. Мкф в Канне, 1982), разоблачающий связи амер. чиновников с фаш. хунтой в одной из лат.-амер. стран. Пред. совета франц. синематеки.

Ф. режиссёра в той или иной форме выражают его стремление к постановке острых политич. проблем. Однако в нек-рых ф. К.-Г. отчётливо проявляется противоречивость позиций.

Др. ф.: "Один человек лишний" (1967), "Свет женщины" (1979).

COUSTEAU, JACQUES YVES

КУСТО` (Cousteau) Жак Ив

(р. 11.6.1910)

франц. режиссёр. Будучи морским офицером, интересовался подводными исследованиями, в 1939 применил специально сконструированную им камеру для подводной съёмки. Его первый к/м ф. "На глубине восемнадцати метров" (1943) вызвал большой интерес. Затем снял ленты: "Обломки крушения" (1945), "Дневник погружения" (1950), "Морской музей" (1953). Снял в 1956 п/м цв. ф. "В мире безмолвия" (с Л. Малем, гл. пр. Мкф в Канне) - захватывающий своей фантазией увлекательный рассказ о жизни подводного мира, выходящий далеко за рамки науч.-популяр. и док. кино.

Др. ф.: "Отплытие "Рубина"" и "Погружение "Рубина"" (1950), "Красное море" (1952), "Мир без солнца" (1965, пр. "Оскар"), "Жизнь в Ледовитом океане" (1974).

COUTARD, RAOUL

КУТА`Р (Coutard) Рауль

(р. 16.9.1924)

франц. оператор, режиссёр. Был фоторепортёром. В 1957 - 58 работал с реж. П. Шёндёрфером. В 1960 снял худож. ф. "На последнем дыхании", положивший начало многолетнему творч. содружеству с реж. Ж. Л. Годаром. Оператор его ф.: "Маленькийсолдат" (1960, вышел в 1963), "Женщина есть женщина" (1961), "Жить своей жизнью" (1962), "Карабинеры" и "Презрение" (1963), "Отдельная банда" и "Замужняя женщина" (1964), "Альфа-виль" и "Безумный Пьеро" (1965), "Сделано в США", "Две или три вещи, которые я знаю о ней", "Китаянка" и "Уикэнд" (1967). К.- один из ведущих операторов "новой волны"; разработал новые методы работы с ручной камерой. Работал с реж.: Ф. Трюффо - "Стреляйте в пианиста" (1960), "Жюль и Джим" (1962), "Нежная кожа" (1964), "Невеста была в чёрном" (1968); Ж. Деми - "Лола" (1961); Коста-Гаврасом - "Дзета" (1969), "Признание" (1970) и др. Пост. неск. к/м док. ф., пацифистский п/м док. ф. о войне во Вьетнаме "Хоабинь" (1970), худож. ф. "Легион сброшен на Колвези" (1979). В 1983 снял ф. Годара "Имя: Кармен" (спец. пр. Мкф в Венеции). Пр. Мкф в Канне (1982) за творчество в целом.

COWARD, NOEL

КО`УАРД (Coward) Ноэл Пирс

(16.12.1899 - 26.3.1973)

англ. драматург, сценарист, актёр, продюсер. В 1911 - 17 выступал в т-рах Лондона. К.- автор салонных комедий и драм, рисовавших быт и нравы англ. высшего общества, мн. из к-рых были им экранизированы, в т.ч.: "Частные жизни" (1931), "Горько сладкий", "План жизни" и "Кавалькада" (США) - все 1933. В ф. "В котором мы служим" (1942, в сов. прокате "Повесть об одном корабле") о мужестве англ. моряков в годы 2-й мировой войны К. был сценаристом, одним из режиссёров (с Д. Лином) и исполнил гл. роль. Наиболее крупная работа К. в 40-х гг.- сц. ф. "Короткая встреча" (по собств. пьесе, 1945), в к-ром сюжетная коллизия (любовь двух немолодых, случайно встретившихся людей) раскрыта с большим худож. мастерством. В дальнейшем К. выступал гл. обр. как продюсер, финансируя экранизации своих пьес ("Весёлое привидение", "Встреть меня сегодня" и др.). Актёр в ф.: "Вокруг света в 80 дней" (1956), "Наш человек в Гаване" (1959), "Исчезновение Банни Лейк" (1965), "Бум!" (1968), "Итальянская работа" (1969). Англ. реж. Г. Грин пост. ф. "Прелестная Полли" (по телекомедии К., 1967). Спец. пр. Амер. академии киноиск-ва (1942).

Литература: Present indicative. (Autobiography), L.- Toronto, 1951.

Литература: Morley Sh., A talent to amuse, Har-mondsworth, 1974.

CRAWFORD, JOAN

КРО`УФОРД (Crawford) Джоан (наст. имя и фам. Люсиль Ле Сюэр, Le Sueur)

(23.3.1908, по др. данным, 1904 - 10.5.1977)

амер. актриса. С 17 лет выступала как танцовщица. С 1925 в Голливуде. Начиная с ф. "Оплачено" (1930), передавала устремлённость своих героинь к успеху, готовность принести ради него в жертву даже личные чувства. После того как шокировавшая обывателя роль проститутки в ф. "Дождь" (1933) отрицательно повлияла на популярность актрисы, она стала придавать своим героиням больший великосветский лоск. В 1945 получила пр. "Оскар" за роль в ф. "Милдред Пирс". В отличие от большинства других амер. "кинозвёзд", К. удалось и в дальнейшем оставаться одной из ведущих актрис на экране, поскольку её энергичные и безжалостные, зачастую полубезумные героини с возрастом становились всё более впечатляющими. Особенно запоминающимся стал её актёрский дуэт с Б. Дейвис в ф. "Что случилось с бэби Джейн?" (1962). В 1981 была экранизирована биографич. книга её приёмной дочери "Дорогая мамочка" (в роли К. снялась Ф. Данауэй).

Среди др. ф.: "Неукротимая", "Одержимая", "Гранд-Отель", "Сегодня мы живём", "Внезапный страх", "Джонни Гитар", "История Эстер Костелло", "Ночная галерея", Crawford J., Ardmore К. A portrait of Joan, N. Y., 1962; Quirk L. J.

Литература: The films of Joan Crawford, Secaucus (N. J ), 1973; Thomas В., J.Crawford. A biography, N. Y., 1978.

CROSBY, BING

КРО`СБИ (Crosby) Бинг (наст. имя Харри Лиллис)

(2.5.1904 - 14.10.1977)

амер. актёр, певец. В кон. 20-х гг. выступал как певец в джазе П. Уайтмена. С 1930 в кино (ф.-концерт "Король джаза"). В 30-е гг. участвовал в муз. ф. "Слишком много гармонии", "Идущий в Голливуд", "Свадьба на Вайкики" и др., в к-рых проявил мастерство комич. актёра. В ф. на религ. темы, выпускавшихся с пропагандистскими целями: "Иду своим путём" (1944, пр. "Оскар") и "Колокола "Святой Марии"" (1945), сыграл роль доброго католич. священника, покоряющего своим голосом сердца людей. С 1945 К.- глава собств. кинофирмы. В 1940 - 53 с комиком Б. Хоупом и актрисой Д. Ламур снимался в серии ф., название к-рых начиналось со слов: "Дорога в ...". Выступал в мелодраме "Добро пожаловать, незнакомец" (1947), в экранизации "Янки при дворе короля Артура" (1949), в драмах "Вот идёт жених" (1951) и "Маленький потерянный мальчик" (1953), в муз. комедии "Белое рождество" (по мьюзиклу И. Берлина, 1954) и др. Лучшие роли 60-х гг.- в ф. "Пепе" (в сов. прокате "Мексиканец в Голливуде"), "Дорога в Гонконг". После 1966 выступал по ТВ в шоу и рекламных фильмах.

Литература: Crosby Т., The story of Bung Crosby, N. Y., 1946.

CRUZE, JAMES

КРЮ`ЗЕ (Cruze) Джеймс (наст. имя и фам. Енс Крюз Бозен, Cruz Bosen)

(27.3.1884 - 5.8.1942)

амер. режиссёр. Род. в семье дат. иммигрантов. В 1903 организовал театр. труппу. В 1906 - 11 играл в т-ре. В кино с 1911 как актёр, с 1918 режиссёр (ф. "Слишком много миллионов"). Среди его работ: романтич. комедия "Долина гигантов" (1919), эксцентрич. комедии "Жаждущий свадьбы" (1921, в сов. прокате "Фатти-жених"), "Человек, получающий один доллар в год" (1921, в сов. прокате "Герой яхт-клуба", "Фатти - детектив-любитель"), сентиментальная мелодрама на сюжет из жизни фермеров "Старая усадьба" (1923, в сов. прокате "Ураган в Техасе"). В 1923 К. пост. "Крытый фургон" (по Э. Хоу) - один из наиболее популярных вестернов в истории кино США. Значительными по тематике и худож. уровню были картины: "Голливуд" (1923) - острая сатира на нравы амер. киногорода, "Нищий в седле фортуны" (по Дж. Кауфману и М. Коннелли, 1925), высмеивавший богача-выскочку. Среди поставленных в 30-е гг. выделяется кинодрама "Вашингтонская карусель" (1932), разоблачающая коррупцию, продажность амер. политич. кругов. В 1936 пытался осуществить замысел ф. "Золото Зуттера", предложенный СМ. Эйзенштейном во время его пребывания в США. Ф. оказался неудачным. В 1939 прекратил работу в кино.

CSERHALMI, GYORGY

ЧЕ`РХАЛЬМИ (Cserhalmi) Дьёрдь

(р. 1948)

венг. актёр. Окончив Высш. школу т-ра и кино (1971), работал в т-рах Дебрецена, Веспрема, в Нац. т-ре в Будапеште. В кино с 1970 (ф. "Лицо"). Постоянно сотрудничает с реж. М. Янчо ("Любовь моя Электра", 1974, "Венгерская рапсодия" и "Allegro barbaro", 1979; "Сердце Тирана, или Боккаччо в Венгрии", 1981, ВНР - Италия), Т. Реньи ("У истоков времени", 1975, "Нокаут", 1978, "Живым или мёртвым", 1979) и др. Одухотворённость в сочетании с комедийностью и характерностью, богатство средств пластич. выразительности - осн. черты индивидуальности Ч. Они проявились также в ф. "Открытка из Америки" и "Установление личности" (в сов. прокате "Его настоящее имя") - оба 1975, "Высоконравственная ночь" (1977), "Нарцисс и Психея" (1980), "Мефисто" (1981, в сов. прокате "Мефистофель", ВНР - ФРГ), "Стервятник" (1982). Пр. им. Ясаи (1977).

Др. ф.: "Пташки", "Наконец-то понедельник", "Где кончается любовь?", "141 минута из "Незавершённой фразы"" (в сов. прокате "Незавершённая фраза"), "Гайдук", "Призрак из Люблина" (в сов. прокате "Золотые дукаты призрака"), "Пятая печать", "Отражения", "80 гусар" (ВНР - ПНР).

CUCCIOLLA, RICARDO

КУЧЧО`ЛЛА (Cucciolla) Риккардо

(р. 5.9.1924)

итал. актёр. Получил юридич. образование. Работал диктором на радио, озвучивал док. фильмы. Выступал в т-ре и на ТВ. В кино с 1963. Исполнил роль Сакко в ф. "Сакко и Ванцетти" (1971, реж. Дж. Монтальдо, пр. Мкф в Канне). К.- один из ведущих актёров итал. политич. кино. В 1973 сыграл роль основателя ИКП А. Грамши в ф. "Убийство Маттеотти" (реж. Ф. Ванчини), в 1976 - в ф. "Антонио Грамши: дни в карцере" (реж. Л. Дель Фра).

Др. ф.: "Они шли на Восток" (Италия - СССР), "Семь братьев Черви", "Следствие закончено, забудьте", "Ценный специалист с обеспеченным будущим", "Герника", "Бор-салино и компания" (Франция), "В Сантьяго идёт дождь" (Франция - НРБ), "Последний день школьных занятий перед рождественскими каникулами", "Брат".

CUKOR, GEORGE

КЬЮ`КОР (Cukor) Джордж

(7.7.1899 - 24.1.1983)

амер. режиссёр. В 1920 - 28 режиссёр в т-ре "Лицеум". В кино с 1929, сначала автор диалогов, затем второй режиссёр, сорежиссёр. Первая постановка сатирич. комедия "Опороченная леди" (1931). В 30-е гг. приобрёл популярность благодаря экранизациям произв. классич. и совр. лит-ры. Вслед за картиной "Маленькие женщины" (по Л. Олкотт, 1933) снял ф. "Дэвид Копперфильд" (по Ч. Диккенсу, 1934), "Дама с камелиями" (по А. Дюма-сыну) и "Ромео и Джульетта" (по У. Шекспиру) - оба 1936. В этих ф. К. стремился передать богатство лит. первоисточника, сохранить язык и стиль автора. У К. снимались самые прославленные "звёзды" амер. кино (Дж. Барримор, Г. Гарбо, Л. Хоуард, У. К. Филдс, С. Треси, К. Грант, К. Хепберн, Дж. Стюарт, Дж. Кроуфорд и др.), в то же время он выдвигал молодых исполнителей. В 40-е гг. К. ставил преим. комедии и психологич. драмы: "Двуликая женщина" (1941), "Филадельфийская история" (1940), ф. "Газовый свет" (1944), отразивший интерес к психопатологии, характерный для амер. кино тех лет. В 1950 пост. сатирич. комедию "Рождённая вчера". С участием крупнейших актёров мирового кино снял психологич. драму "Звезда родилась" (1954, с Дж. Гарленд), ф. "Дикий ветер" (1957, с А. Маньяни и А. Куином), экранизировал мьюзикл "Моя прекрасная леди" (по "Пигмалиону" Б. Шоу, 1964, с О. Хепберн и Р. Харрисоном, пр. "Оскар"). Пост, также картины "Жюстина" (1969), "Богатые и знаменитые" (1981). В 1975 пост. сов.-амер. ф. "Синяя птица" (по М. Метсрлинку). Юбил. пр. Мкф в Венеции (1982) за вклад в кино-иск-во.

Среди др. ф.: "Обед в 8 часов" (1933), "Женщины" (1939), "Сьюзен и бог" (1940), "Лицо женщины" (1941), "Хранитель огня" (1942), "Двойная жизнь" (1947), "Эдуард, мой сын" (1949), "Это должно было случиться с вами" (1954), Доклад Чэпмена" (1962), "Путешествие с моей тётушкой" (1972).

Литература: Behind the screen; how films are made, L., 1938.

Литература: Domarchi J., George Cukor, (P., 1965); Carey D., Cukor and C°. The films of George Cukor and his collaborators, N. Y., 1971.

CUNY, ALEN

КЮНИ` (Cuny) Ален

(р. 12.7.1908)

франц. актёр. Учился в Школе изящных иск-в в Париже. В кино с 1927 как художник и ассист. режиссёра. В 1938 поступил на актёрские курсы Ш. Дюллена. С 1941 выступал в разл. т-рах. Снимается с 1941 (ф. "Буксиры"). В ф. "Вечерние посетители" (1942, реж. М. Карне), представляющем собой стилизацию под ср.-век. легенду, К. сыграл роль посланца Сатаны, полюбившего земную девушку и тем бросившего вызов своему господину. Бесстрашие, проявленное героем К., воспринималось в оккупированной Франции как призыв к духовному сопротивлению. Среди работ К.- трагич. образ Штейнера ("Сладкая жизнь", 1959), Лих ("Сатирикон Феллини", 1969) - оба реж. Ф. Феллини. В ф. "Вальпараисо, Вальпараисо" (1973, реж. П. Обье), высмейвающем левых экстремистов, К. сыграл сатирич. роль интеллектуала, увлёкшегося игрой в революцию. В 1976 снялся в ф. "Сиятельные трупы" (реж. Ф. Рози), в 1981 - в т/ф "Коломба" (оба Италия).

Др. ф.: "Собор Парижской богоматери" "Банановая кожура", "Эмманюэль".

CURÍK, JAN

ЧУ`РЖИК (Curík) Ян

(р. 1.11.1924)

чехосл. оператор. С 1948 на к/ст Чехосл. армейского фильма. Снял к/м док. ф. "Поезд 101" (1948), "Они не пройдут" (1953), "Голубой день" (1954). Участвовал в создании п/м док. фильмов "Смотр" (1951), "Победный поход" (1952). С сер. 50-х гг. в худож. кино. Оператор ф.: "Танковая бригада" (1955), "Белая голубка" (1960), "Транспорт из рая" (1963, в сов. прокате "Эшелон из рая"), "О чём-то ином" (1964), "Отвага на каждый день" (1965), "Валерия и неделя чудес" (1970), "... и передайте привет ласточкам" (1972), "Влюблённые в году первом" (1973, в сов. прокате "Весна грустной любви"), "Остров серебряных цапель" (1976), "Осторожно, визит" (1981). Для творчества Ч. характерны стремление к поискам яркой выразительности, умение точно передавать режиссёрский замысел.

CURTIS, TONY

КЁРТИС (Curtis) Тони (наст. имя и фам. Бернард Шварц, Schwartz)

(p. 3.6.1925)

амер. актёр. С 1945 на любительской и проф. сцене. В кино с 1948 (ф. "Крест-накрест"). Лучшие роли сыграны К. в кон. 50-х гг. в жанре психологич. драмы ("Сладкий запах успеха"; "Не склонившие головы", в сов. прокате "Скованные одной цепью") и комедии ("Некоторые любят погорячее", в сов. прокате "В джазе только девушки"). В 70-е гг. его популярность пошла на спад. Снялся также в ф.: "Спартак" (1960), "Тарас Бульба" (1962), "Большие гонки" (1965), "Всех не завоюешь" (1970, Великобритания), "Последний магнат" (1976), "Зеркало треснуло" (1980, Великобритания).

CURTIZ, MICHAEL

КЕ`РТИЦ, Кёртис (Curtiz) Майкл (наст. имя и фам. Михай Кертес, Kertesz)

(24.12.1888 - 10.4.1962)

амер. режиссёр. Род. в Будапеште. Учился в Академии изящных иск-в. Был актёром Нац. т-ра. Работу в кино начал в Швеции как ассистент реж. В. Шёстрёма. В 1912 - 1919 пост, в Венгрии ряд ф., пользовавшихся успехом "Рабская душа", "Банк-бан" по пьесе Й. Катоны, "Лулу", "Весёлая вдова" по оперетте Ф. Легара, и др.). В 1922 из-за кризиса, охватившего венг. кино, уехал в Вену, где пост, ряд "костюмных" фильмов. Работал также в Германии, Италии, Великобритании, Швеции. С 1926 в США. Получив известность постановкой ф. "Ноев ковчег" (1929), стал одним из видных режиссёров массовой продукции Голливуда. Для К. характерно обращение к самым разным жанрам, к-рыми он владел с одинаковым проф. умением: вестерну ("Вирджиния сити", 1940, "Парень из Оклахомы", 1953, "Команчерос", 1961), героико-приключенч. ф. ("Капитан Блад", 1935, в сов. прокате "Одиссея капитана Блада"; "Приключения Робина Гуда", 1938, "Морской ястреб", 1940), историч. драме ("Тропа на Санта-Фе", 1940), экранизациям ("Морской волк" по Дж. Лондону, 1941, "Точка разрыва" по роману Э. Хемингуэя "Иметь и не иметь", 1950), криминальному ф., мелодраме. Пост, неск. социальных драм в духе идей "нового курса" Ф. Рузвельта: "Хижина в хлопчатнике" (1932, в сов. прокате "Предательство Марвина Блейка"), "Чёрная ярость" (1935), "Ангелы с грязными лицами" (1938), где обществ, противоречия разрешались примиряющей концовкой. Наибольшую известность К. принёс ф. "Касабланка" (1943, пр. "Оскар"), в к-ром сплетались мелодраматич. любовная линия и тема антифаш. сопротивления, решённая в героико-приключенч. ключе. Напряжённое действие, отточенный диалог, обаяние актёров И. Бергман и X. Богарта в гл. ролях обеспечили ф. огромный успех. Ф. "Миссия в Москву" (1943) по мемуарам амер. посла в СССР Дж. Э. Дэвиса рассказывал о политике Сов. Союза в предвоен. годы, о необходимости объединения народов антигитлеровской коалиции в борьбе с фашизмом.

Среди др. ф.: "Доктор Икс" (1932), "Двадцать тысяч лет в Синг-Синге" (1933), "Атака лёгкой бригады" (1936), "Додж-сити" и "Частная жизнь Елизаветы и Эссекса" (1939), "Янки дудль дэнди" (1942), "Милдред Пирс" (1945), "История Уилла Роджерса" (1952), "Приключения Гекльберри Финна" (I960), "Франциск Ассизский" (1961).

CYBULSKI, ZBIGNIEW

ЦИБУ`ЛЬСКИЙ (Cybulski) Збигнев

(3.11.1927 - 8.1.1967)

польск. актёр. Учился в Академии торговли и в Ягеллонском ун-те в Кракове. По окончании Высш. театр, школы в Кракове (1953) работал актёром и режиссёром в т-рах Гданьска и Варшавы. Дебют в кино - Костек ("Поколение", 1955). Роль Мацека в ф. "Пепел и алмаз" (1958) принесла Ц. широкую известность. Актёр показал метания своего героя между личными симпатиями и ложно понятым долгом. Персонажи, сыгранные Ц. в дальнейшем, были своего рода вариациями судьбы героя "Пепла и алмаза": Рысь (польск. новелла в между нар. ф. "Любовь в 20 лет", 1962), Анджей ("Их будни", 1963, в сов. прокате "История одной ссоры"), Ковальский-Малиновский ("Сальто", 1965), Мацек ("Шифры", 1966). С Б. Кобелей и В. Махом написал сц. ф. "До свидания, до завтра" (1960, в основе ф. автобиографич. факты), в к-ром играл роль Яцека. В 60-е гг. снимался также в характерных, комедийных и сатирич. ролях, среди к-рых капитан милиции Зентек ("Преступник и барышня", 1963, в сов. прокате "Девушка из банка"), мелкий собственник Грушка ("Разводов не будет"), художник Сташек ("Джузеппе в Варшаве", в сов. прокате "Итальянец в Варшаве") - обе 1964, и др. Ц. отличала импульсивная, напряжённо-эмоц. манера игры. Он принадлежал к романтич. направлению польск. актёрской школы, имеющему глубокие традиции в нац. культуре. Персонажи Ц., как драматические, так и комедийные, живут насыщенной, подчас противоречивой внутр. жизнью. Мужание молодого характера, становление его гражд. и нравств. позиций - осн. тема творчества Ц. Она выявлена в ф. "Три старта" (1955), "Конец ночи" (1957), "Крест за отвагу" и "Поезд" (в сов. прокате "Загадочный пассажир") - оба 1959, "Кукла" (1961, Франция), "Как быть любимой" (1963), "Любить" (1964, Швеция), "Рукопись, найденная в Сарагосе" (1965), "Завтра Мексика" (1966). Современники видели в Ц. собирательный образ молодых людей воен. лет. Личность актёра, мотивы его иск-ва, обществ, резонанс его творчества составляют содержание двух п/м худож. ф., посв., его памяти: "Всё на продажу" и "Збышек" (1969). В 1969 учреждена пр. им. Ц.

Др. ф.: "Затонувшие корабли", "Невинные чародеи", "Чай из мяты" (к/м, Франция), "Молчание", "Пингвин" (в сов. прокате "Влюблённый пингвин"), "Один в городе", "Полный вперёд", "Йовита", "Убийца оставляет след" (в сов. прокате "Преступник оставляет след").

Литература: Актеры заруб. кино, в. 1, М., 1965; Af anas jew J., Okno Zbyszka Cybulskiego, todz, 1970; Eberhardt K., Zbigniew Cybulski, Warsz., 1976; О Zbiegniewie Cybulskim, Warsz., 1976; О Zbigniewie Cybulskim, Warsz., 1969; Keleczenyi L., Zbigniew Chybulski, (Bdpst, 1977).

И. И. Рубанова.

DAGOVER, LILE

ДА`ГОВЕР (Dagover) Лиль

(30.9.1897 - 24.1.1980)

нем. актриса (ФРГ). С двенадцати лет выступала на сцене. В кино с 1919. Приобрела известность в ф. нем. Экспрессионизма - "Кабинет доктора Калигари" (1919, реж. Р. Вине), "Усталая смерть" (1921) и "Доктор Мабузе, игрок" (1922) - оба реж. Ф. Ланга, а также в ф. "Луиза Миллер" (1922), "Тартюф" (1926). В звук. кино снималась преим. в мелодрамах и салонных комедиях: "Конгресс танцует", "Елизавета Австрийская", "Я женюсь на своей жене" и др. После войны продолжала играть в костюмно-историч. ф., работала в т-ре. Снялась в ф.:"Будден-броки"(1959), "Карл Май" (1974), "Сказки Венского леса" (1979, Австрия - ФРГ).

DAMIANI, DAMIANO

ДАМИА`НИ (Damiani) Дамиано

(р. 23.7.1922)

итал. режиссёр. Учился в миланской Академии изящных иск-в. В кино с 1953 (один из авторов сц. ф. "Повесть о бедных влюблённых", реж. К. Лидзани). Работал как документалист под рук. Ч. Дзаваттини. В худож. кино с 1960 ("Губная помада"). В творчестве Д. сосуществовали две тенденции - пристальный интерес к социальным и психологич. проблемам совр. бурж. общества - "Остров Артуро" (по Э. Моракте) и "Встреча земляков" (1963), "Скука" (1964), "Довольно сложная девушка" (1969) - все по А. Моравиа, и тяготение к остросюжетному ф. с напряжённым действием - "Наёмный убийца" (1961), "Кто знает?" (1966, в сов. прокате "Золотая пуля"). Впоследствии обе эти линии соединились в серии ф., разоблачающих сицилийскую мафию и её связи с бурж. политиканами. Ф. "День совы" (1967, в сов. прокате "Сова появляется днём"), "Самая красивая жена" (1970), "Признание комиссара полиции прокурору республики" (1971, гл. пр. Мкф в Москве), "Следствие закончено - забудьте" (1972), "Почему убивают судей" (1975) выдвинули Д. в число видных представителей политического кино. Ф. "Я боюсь" (1977) и "Человек на коленях" (1979) принадлежат к жанру т. н. политического детектива. В своих социальных и острокритич. фильмах Д. новыми худож. средствами следует традициям неореализма. В 1980 пост. ф. "Предупреждение" (в сов. прокате "Следствие с риском для жизни").

Др. ф.: "Джиролимони, чудовище Рима" (1972), "Улыбка великого искусителя" (1974), "Один гений, два свояка и курица" (1976), "Гудбай и аминь" (1978), "Слова и кровь" (1982, т/ф).

DANELIUC, MIRCEA

ДАНЕЛЮ`К (Daneliuc) Мирча

(р. 7.4.1943)

рум. режиссёр. По образованию филолог. В 1972 окончил Ин-т им. Караджале. Дебютировал в 1975 ф. "Рейс". Его фильмы, посв. актуальным проблемам современности, остры, злободневны, сняты в манере "синемаверите". Наиболее значительные: "Проба микрофона" (1980) и "Экскурсия" (1981). Пост. также ф. "Специальный выпуск" (1977), "Охота на лис" (1980). Снимается как актёр в своих ф. и в ф. др. режиссёров ("Дом в поле").

DAQUIN, LOUIS

ДАКЕ`Н (Daquin) Луи

(30.5.1908 - 2.10.1980)

франц. режиссёр. Окончил Высш. торг. школу. В 30-х гг. работал ассистентом реж. Ж. Дювивье, А. Ганса, Ж. Гремийона. Первая реж. работа - "Мы - мальчишки" (1941) о дружбе детей, о чувстве солидарности. В 1946 пост. ф. "Родина" (по пьесе В. Сарду "Фландрия") о борьбе фламандцев с исп. господня ством в 17 в., а затем снял по заказам Франц. коммунистич. партии док. публицистич. ф. "Мы продолжаем Францию" (1948). Ф. "Рассвет" (1949) был посв. трудовым будням горняков. Но ни это ф., ни след. работа Д.- антирасистский ф. "Хозяин после бога" (по пьесе Я. Хартога, 1950) - не получили офиц. признания во Франции. В Австрии снял "Милый друг" (по Г. Мопассану, 1955), СРР - "Репейник Бэрэгана" (по П. Истрати, 1957), в ГДР - "Мутная вода" (по роману О. Бальзака "Жизни холостяка", 1960). В 1949 на материале док. съёмок 1-го Всемирного конгрессам сторонников мира в Париже Д. сняли док. ф. "Битва за жизнь". В 1963 пост. ф. "Ярмарка бедняков", в 1969 снял на ТВ ф. "Кафе на площади".

Д.- один из видных прогрес. деятелей франц. кино. Автор ряда работ по вопросам теории кино, в к-рых отстаивает традиции реалистич. иск-ва. С 1960 вице-през., с 1967 почётный през. франц. профсоюза технич. специалистов и продюсеров. В 1970 - 78 работал в ИДЕКе.

Др. ф.: "Первый в связке" (1943) "Братья Букенкан" (1947), "Аромат дамы в чёрном" (1949).

Литература: В рус. пер.: Кино - наша профессия, М., 1963.

В. И. Божович.

DARC, MIREILLE

ДАРК (Darc) (наст. фам. Эгроз, Aigroz) Мирей

(р. 15.5.1938)

франц. актриса. Работала манекенщицей, Выступала на ТВ, затем в кино. Снялась в ф.: "Искажения" (1960), "Новые аристократы" (1961), "Девственницы" (1962), "Месье" и "Охота на мужчину" (1964), "Уик-энд" (1967, реж. Ж. Л. Годар), "Высокий блондин в чёрном ботинке" (1972), "Спешащий человек" (1977). В 1983 снялась в ф. "Если она скажет "да"... я не откажусь".

Др. ф.: "Нет дыма без огня" (в сов. прокате "Шантаж"), "Ледяная грудь", Пассажиры".

DÁRDAY, ISTVÁN

ДА`РДАИ (Dárday) Иштван

(р. 1940)

венг. режиссёр, сценарист. Занимался фотографией и лит-рой, писал сценарии. В годы учёбы в Высш. школе т-ра и кино (1968 - 72) пост. док. ф., получившие междунар. признание ("Отчёт о положении", 1972, пр. Мкф в Оберхаузене и др. пр.). Возглавлял Студию им. Балажа. Один из зачинателей т. н. будапештской школы - направления в венг. док. кино, в основе к-рого соединение реальных конфликта и факта с нек-рыми компонентами игрового ф. (лит. сценарий, участие "натурщиков" и т. д.). Среди т/ф Д. большой обществ. резонанс имела "Серия о воспитании" (5 ф., 1973-74, с Л. Михайфи, Д. Салаи, Л. Витези, П. Вильтом). Автор сц. (с Салаи) всех своих ф. С 1981 рук. творч. объединения документалистов к/ст "Мафильм". Др. ф.: "Поездка в награду" (1974, пр. Мкф в Мангейме, 1975), "Кинороман - Три сестры" (1977), "Что видят ученики?" (1977, с Салаи и Витези), "Способы борьбы" (1980, с Салаи).

DARIE, IURIE

ДА`РИЕ (Darie) Юрие

(р. 14.3.1929)

рум. актёр. Окончил Ин-т им. Караджале (1952). Один из ведущих актёров Бухарестского т-ра комедии. В кино с 1953. Его иск-во отличается мягким юмором, лиризмом. С успехом исполняет разноплановые роли. Лучшие работы в ф.: "Украли бомбу" (1962), "Белый процесс" и "Фауст XX" (1966), "Вредный юноша" (1969). Снимался в ГДР: "Оцеола" (1971), "Братья по крови" (1975), "Пой, ковбой, пой" (1981).

Среди др. ф.: "Внуки горниста", "Тревога в горах", "Свои ребята", "Любовь при 0°", "Капризы 1900", "Недра", "Чиприан Порумбеску", "Братья Ждерь", "Кантемир", "Румынский мушкетёр", "Путь, усеянный костями", "В апреле 30 дней" (ГДР).

DARRIEUX, DANIEL

ДАРЬЁ (Darrieux) Даниель

(р. 1.5.1917)

франц. актриса. Училась в Парижской консерватории по классу скрипки. В 14 лет дебютировала в кино ("Бал", 1931). С тех пор снялась более чем в 70 картинах разн. режиссёров. Чаще всего играет драм. роли. Тонкое мастерство Д., её умение искренне и глубоко передать чувства своих героинь обогатило даже ф., построенные на тривиальном сюжете ("Правда о малютке Донж", 1951, "Причастие без исповеди", 1953, и др.). Среди лучших работ Д.- гл. роль в ф. "Мадам де..." (1953, реж. М. Офюльс) и роль г-жи де Реналь в ф. "Красное и чёрное" (1954, реж. К. Отан-Лара). Большой успех актрисе принесло также исполнение роли Мари-Октябрь в одноим. ф. реж. Ж. Дювивье (1959). Д. играла и комедийные роли в ф. реж.: А. Декуэна - "Злоупотребление доверием" (1937), "Возвращение на заре" (1938), "Первое свидание" (1941); Отан-Лара - "Займись Амелией" (1949); Дювивье - "Дьявол и десять заповедей" (1962). В 1982 снялась в ф. "Комната в городе". Работает также в т-ре.

Др. ф.: "Моя маленькая мама", "Рюи Блаз" (в сов. прокате "Опасное сходство"), "Ландрю", "Девушки из Рошфора", "Божественная", "Накипь", "Святой год", "Улепётывающий".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 1, М., 1965.

DARVAS, IVÁN

ДА`РВАШ (Darvas) Иван (наст. имя Силард)

(р. 24.5.1925)

венг. актёр. Засл. арт. ВНР (1969). Играл в т-рах Будапешта и Мишкольца, с 1966 в т-ре "Виг". Первая значит, роль в кино - Ф. Лист ("Эркель", 1952, в сов. прокате "Венгерские мелодии"). Популярность Д. принесли гл. роль в ф. "Лилиомфи" (1954), а также участие в ф. "Воскресная любовь" (1957, в сов. прокате "В солдатском мундире"), "Младший сержант и другие" (1965), "Холодные дни" (1966, в сов. прокате "Облава в январе"), "Любовь" (1971). В 60 - 70-е гг. вошёл в число ведущих актёров нац. кино. В 1981 снялся в ф. "Я вижу цветные сны". Гос. пр. им. Кошута (1952, 1955, 1980), пр. им. Ясаи.

Среди др. ф.: "Осада Бестерце", "Парадная венгерка", "Женщина отправляется в путь", "Земмельваис", "Восстало море", "Знак жизни" (в сов. прокате "14 спасённых жизней"), "Наезд" (в сов. прокате "Преступление Юдит Бендич"), "Будапештская весна", "Американский дядюшка", "Приключение в Герольштайне", "Новый Гильгамеш" (в сов. прокате "Наперекор судьбе"), "Жаворонок" (в сов. прокате "Любимый деспот"), "Да" (в сов. прокате "История одной любви"), "Золотая голова" (ВНР - США), "Венгерский набоб", "Золтан Карпати" (в сов. прокате "Судьба Золтана Карпати"), "Три ночи любви", "Вдова и капитан", "Замёрзшие молнии" (ГДР), "Этюд о женщинах", "Большой голубой знак", "N. N., "ангел смерти"", "Держись за облака" (ВНР - СССР), "Легенда Пендрагона", "Неистовство" (в сов. прокате "Бег одержимых").

DASSIN, JULES

ДАССЕ`Н (Dassin) Жюль

(р. 18.12.1911)

амер. режиссёр, сценарист, актёр. В кино с 1940. Расцвет творчества Д. падает на " 2-ю пол. 1940-х гг., когда он снял ряд остросоциальных ф.: "Грубая сила", "Обнажённый город", "Путь воров", "Ночь и город". Соединив воедино сюжетные принципы криминальной драмы, стилистику "чёрного" ф. и документально воссозданный фон действия, режиссёр исследовал глубинные причины возникновения преступности, протестовал против надругательства над личностью и показывал корни зарождения фашизма внутри амер. системы правопорядка. В период маккартизма уехал во Францию, где в 1954 пост, гангстерскую драму "Потасовка среди мужчин" - грустный рассказ о тщете надежд на лучшее. В ф. "Тот, кто " должен умереть" (1957), острой и темпераментной экранизации социального романа греч. писателя Н. Казандзакиса "Христа распинают вновь", у Д. впервые снялась актриса М. Меркури, ставшая исполнительницей гл. ролей в большинстве его картин: "Закон" (по Р. Вайяну, 1959), "Никогда в воскресенье" (1959), "Федра" (1962), "Топкапи" (1964) и др. Умело построенные и точно срежиссированные, эти ф., однако, тяготели к обычным жанровым образцам. В 1968 в США Д. создал картину "Начеку!" - новый вариант известного ф. Дж. Форда "Осведомитель" в контексте нравств. проблем негритянского движения. Пост, также мелодраму "Обещание на рассвете" (1970), "политич. ф." "Репетиция" (1973), криминальную картину "Кто убил Гримара?" (1975), психологическую драму "Страстная мечта" (1978), ф. "В кругу двоих" (1980) и др.

DAVIS, BETT

ДЕ`ЙВИС, Дэвис (Davis) Бетт (наст. имя Рут Элизабет)

(р. 5.4.1908)

амер. актриса. С 1928, по окончании школы драм, иск-ва, выступала в т-ре. С 1931 в кино (ф. "Скверная сестра"). Исполняла второстепенные роли, т. к. внеш. данные актрисы не соответствовали стандарту "кинозвезды". Однако незаурядное мастерство, умение показать сложность и противоречивость характера своих героинь, зачастую отрицательных, позволили Д. добиться успеха. Впервые обратив на себя внимание в ф. "Человек, который играл бога" (1932), актриса затем сыграла гл. роли в ф. "20000 лет в Синг-Синге" (1933), "Бремя страстей человеческих" (1934), "Опасная" (1935, пр. "Оскар"), "Меченая женщина" и "Кид Гэлэхед" (1937) - за оба ф. пр. Мкф в Венеции, "Иезавель" (1938, пр. "Оскар"). С 1939 по 1941 Д. - одна из десяти наиболее популярных "звёзд" Голливуда. Лучшие роли этого периода были сыграны Д. в ф. реж. Э. Гоулдинга ("Старая дева", "Большая ложь"), У. Дитерле ("Хуарес"), А. Литвака ("Всё это и небо в придачу"). В этих фильмах Д. играла волевых, самоотверженных женщин, стремящихся любыми средствами осуществить свои противоречивые, порой сумасбродные желания, часто пренебрегающих условностями, общепринятой моралью. Разоблачит. антибурж. пафос отличал исполнение роли Реджины Хаббард в ф. "Лисички" (1941, реж. У. Уайлер).

В послевоен. период карьера Д. пережила нек-рый спад. Вместе с тем специфика дарования позволила ей сыграть интересные характерные роли и во второстепенных картинах. Были и крупные актёрские работы - в ф. "Украденная жизнь" (1946), "Всё о Еве" (1950, пр. Мк\ф в Канне, 1951), "В центре бури" и "Свадебный завтрак" (1956), "Что случилось с Бэби Джейн?" (1962) и "Тише, тише, милая Шарлотта" (1964). Неожиданный для актрисы комедийный талант проявился в итал. фильме Л. Коменчини "Игра в карты по-научному" (1972). В последние годы Д. как "звезда" приглашалась на эпизодич. роли ("Смерть на Ниле", 1978, в сов. прокате "Роковое путешествие", и др.). В 1982 снялась в ф."Наблюдатель в лесах". В 1941 - 45 през. Амер. академии киноиск-ва.

Литература: The lonely life. An autobiography, N. Y., 1962; в рус. пер.- Мой путь в иск-ве, "ИК", 1961, № 5.

Литература: Карцева Е. Н., Бэтт Дэвис, М., 1967; Stine W., Mother Goddam, N. Y., 1974; Affron С, Star acting: Gish, Garbo, Davis, N. Y., 1977. К. Э. Разлогов.

DAY, DORIS

ДЕЙ (Day) Дорис (наст. фам. Каппельхоф, Kappelhoff)

(p. 3.4.1924)

американская актриса. Выступала с танц. номерами на сцене. Пела на радио. С 1948 в кино (ф. "Роман в высоких широтах"). С успехом снималась в муз. фильмах. С кон. 50-х гг. стала одной из "звёзд" Голливуда, участвовала в лёгких фарсах и мьюзиклах: "Разговор на подушке", "Вернись, любимый", "Прикосновение норкового меха" и др. Снималась до 1968.

Doris Day: Her own story, by A. E. Hotchner N. Y., 1976.

DE ANTONIO, EMILE

ДЕ АНТО`НИО (De Antonio) Эмиль

(р. 1920)

амер. режиссёр. Окончил Колумб, ун-т. С нач. 60-х гг. в док. кино. В 1961 - 63 смонтировал на основе архивных материалов картину "Процедурный вопрос", разоблачавшую антиком-мунистич. истерию маккартизма. В ф. "Поспешное осуждение" (1967) оспаривал офиц. версию убийства Дж. Кеннеди, лентой "В год свиньи" (1968) выступил против агрессии США во Вьетнаме, в картине "Милхауз: белая комедия" (1971) резко критиковал политику президента Р. Никсона. В 1975 вместе с М. Лампсон и X. Уэкслером снял ф. "Подполье" о левоэкстремистской террор истич. орг-ции "Уэзермен". Снятые в чрезвычайно сложной обстановке, неоднократно вызывавшие прямые гонения со стороны властей, принципиально лишённые дикторского текста "политич. ф." режиссёра по-своему отражали рост антибурж. настроений разл. слоев капиталистич. общества. В 1982 снял ф. "В городе Короле Прусском" о суде над амер. борцами за мир.

DE FILIPPO, EDUARDO

ДЕ ФИЛИ`ППО (De Filippo) Эдуардо (наст. фам. Пассарелли, Passarelli)

(24.5.1900 - 1.11.1984)

итал. драматург, актёр, режиссёр, сценарист. Род. в семье актёров. С юности работал в т-ре. Возглавлял постоянную труппу в Неаполе. С 20-х гг. выступает как драматург. В 1932 впервые снялся в кино (ф. "Трое мужчин во фраках"), затем часто играл в комедиях, пост, по его сюжетам и сценариям. В 1939 пост. ф. "В полях упала звезда". Де ф. соединял традиции неаполитанского диалектального т-ра с принципами итал. неореализма. В ф. "Неаполь - миллионер" (1950, в сов. прокате "Неаполь - город миллионеров") рассказывалось о тяжёлых последствиях войны - голоде, спекуляции, проституции. Экранизировал свои пьесы "Филумена Мартурано" (1951), "Призраки" (1954), "Фортуне л ла" (1958) и др., но ни один из этих ф. по силе социального обличения и худож. выразительности не достиг уровня "Неаполя - миллионера". Как актёр Де Ф. обычно создавал образ немолодого бедняка, грустного человека, скрывающего под иронич. улыбкой доброту и благородство. Среди лучших актёрских работ Де Ф.- роли в ф. "Травиата 1953 года", "Девушки с площади Испании", "Золото Неаполя". В 1964 реж. В. Де Сика экранизировал пьесу Де Ф. "Филумена Мартурано" под назв. "Брак по-итальянски" с С. Лорен в гл. роли. С Де Ф. тесно связана деятельность его брата Пеппино Де Филиппо и сестры Титины, видных актёров итал. т-ра и кино, снимавшихся во мн. фильмах Де Ф.

Литература: Aristarco G., Filumena Marturano, "Cinema", 1951, № 75; Turroni G., Limiti del cinema di Eduardo, "L'Eco del cinema", 1953, № 59.

DE HAVILLAND, OLIVIA

ДЕ ХЭ`ВИЛЛЕНД (De Havilland) Оливия

(p. 1.7.1916)

амер. актриса. Сестра актрисы Дж. Фонтейн. В 1934 сыграла роль Эрминии в спектакле М. Рейнхардта "Сон в летнюю ночь", в 1935 выступила в экр. версии этой постановки. Участвовала во мн. историч., приключенч. ф., романтич. мелодрамах ("Капитан Блад", 1935, в сов. прокате "Одиссея капитана Блада", "Атака лёгкой бригады", 1936, "Приключения Робина Гуда", 1938, и др.). Драм, дарование Де X. раскрылось в ф. "Унесённые ветром" (1939), где она сыграла одну из гл. ролей - Мелани. Психологич. точностью, экспрессивностью отмечена игра Де X. в ф. "Тусклое зеркало" и "Каждому своё" (пр. "Оскар") - оба 1946, "Змеиная яма" (1948), "Наследница" (1949, пр. "Оскар"), "Гордый бунтарь" (1958), "Леди в клетке" (1964), "Папесса Иоанна" (1972, Великобритания), "Рой" (1977).

Литература: Every frenchman has one, N. Y., 1962.

DE MILLE, CECILLE BLOUNT

ДЕ МИ`ЛЛЬ (De Mille) Сесиль Блаунт

(12.8.1881 - 21.1.1959)

амер. режиссёр, продюсер, драматург. Учился в воен. школе в Пенсильвании и в Амер. академии драм, иск-ва в Нью-Йорке. С 1902 выступал на сцене, писал комедии, поставил ряд спектаклей. В 1912 вместе с Дж. Ласки и С. Голдфишем (Голдвином) осн. кинокомпанию, к-рая позднее переросла в крупнейшую фирму Голливуда "Парамаунт". В 1913 экранизировал театр, спектакль "Муж индианки" (возвращался к этому сюжету в 1918 и 1931). Ориентируясь на запросы массовой аудитории, Де М. предпочитал популярные жанры: жестокую мелодраму ("Вероломство", 1915), пышные историч. постановки ("Кармен", 1915, "Жанна - женщина", 1917, "Клеопатра", 1934), любовные драмы и комедии ("Не меняйте мужа" и "Самец и самка", 1919), а позднее - библейские и религ. сюжеты ("Десять заповедей", 1923 и 1956, "Царь царей", 1927, "Безбожница", 1929, "Крестное знамение", 1931, "Самсон и Дал ила", 1949), вестерны ("Житель равнин", 1936, "Юнион Пасифик", 1939, "Незавоёванный", 1947). За исключением постановочной мелодрамы из цирковой жизни "Грандиознейшее представление на земле" (1952, пр. "Оскар"), Де М. в последние 20 лет не обращался к совр. сюжетам. В 1949 получил спец. пр. "Оскар". Кассовый успех, сопутствовавший большинству его картин (всего пост, более 70), базировался на разработанной им системе "боевика", впоследствии получившей широкое распространение в бурж. кино. Размах постановки, обилие массовых сцен, введение под любым предлогом эротич. эпизодов и сцен насилия в сочетании с по-литич. и нравств. консерватизмом, последовательной защитой устоев бурж. общества делали его картины одновременно идеологически приемлемыми для господствующего класса и скандально привлекательными для обывателя. Вместе с тем проф. мастерство, умение использовать масштабность и изобразительно-пластнч. выразительность придавали картинам Де М. известную худож. ценность.

Литература: Autobiography, L., 1960.

Литература: Ring go Id G., Bodeen D., The films of Cecil B. De Mille, N. Y., 1969; Essoe G., Lee R., De Mille: the man and his pictures, South Brunswick, 1970.

К. Э. Разлогов.

DE NIRO, ROBERT

ДЕ НИ`РО (De Niro) Роберт

(р. 17.8.1943)

амер. актёр. По происхождению итальянец. Выступал в т-ре. В кино с 1964 (ф. "Свадьба", реж. Б. Де Пальма). Обитателя нью-йоркского "дна" ("Злые улицы", 1973), вернувшегося из Вьетнама нью-йоркского таксиста ("Таксист", 1976) и пробивающего себе дорогу в жизни боксёра ("Бешеный бык", 1980, пр. "Оскар") - все реж. М. Скорсезе, начинающего мафиозо ("Крёстный отец-II", 1974, реж. Ф. Коппола, пр. "Оскар"), молодого итал. аристократа ("Двадцатый век", реж. Б. Бертолуччи) и преуспевающего голливудского продюсера ("Последний магнат", реж. Э. Казан) - оба 1976,- всех объединяла неуёмная жажда жизни и готовность на всё ради достижения своих целей. Идейная противоречивость такого рода образов наиболее отчётливо проявилась в скандально нашумевшем расистском, милитаристском ф. "Охотник на оленей" (1978, реж. М. Чимино). В 1982 снялся в ф. "Король комедии" (реж. Скорсезе).

Среди др. "р.: "Кровавая мама", "Рождённый побеждать", "Нью-Йорк, Нью-Йорк", "Настоящие признания" (1981, пр. Мкф в Венеции).

DE PALMA, BRIAN

ДЕ ПА`ЛЬМА (De Palma) Брайан

(р. 11.9.1940)

амер. режиссёр. Учился в Колумб, ун-те. В кино начал как документалист (ф. "Икар", 1960). Первый значительный худож. ф.- антивоенная лента "Приветствия" (1968, пр. Мкф в Зап. Берлине, 1969). Известность Де П. принёс цикл ф., в к-рых перемешивались элементы детектива и фантастич. "фильмов ужасов": "Сестры" (1973), "Призрак в раю" (1974), "Наваждение" и "Керри" (1976), "Ярость" (1978), "Одетый для убийства"(1980), "Прокол" (1981).

DE SANTIS, GIUSEPPE

ДЕ СА`НТИС (De Santis) Джузеппе

(р. 11.2.1917)

итал. режиссёр. Окончил Рим. ун-т. В 1940 поступил в Эксперим. киноцентр в Риме. Занимался на актёрском, затем на реж. отделениях. В 1942 - 1943 как кинокритик ж. "Cinema" резко критиковал офиц. фаш. кинематографию и культуру, противопоставляя ей достижения прогрес. заруб., в частности сов., киноиск-ва. В годы гитлеровской оккупации Италии (1943 - 45) участвовал в антифаш. борьбе, вступил в ИКП.

В 1942 был одним из авторов сц. ф. "Одержимость" (реж. Л. Висконти). В 1946 участвовал в пост, антифаш. ф. "Солнце ещё всходит" (реж. А. Верга-но). В 1947 Де С. пост. ф. "Трагическая охота" (пр. Мкф в Венеции), сразу выдвинувший его в первые ряды итал. режиссёров - основоположников неореализма. Ф. был посвящен актуальной для Италии тех лет проблеме трудового устройства бывших партизан, создания земельных кооперативов. В 1949 он пост, остросюжетный ф. "Горький рис", в к-ром рассказал о каторжном труде сборщиц риса. Ф. "Нет мира под оливами" (1950) показывал жестокую классовую борьбу в итал. деревне. В этих ф. не всегда соблюдено единство стиля, встречаются элементы натурализма, но социальная значимость материала, актуальность тем, высокий уровень актёрской игры сделали эти ленты крупным явлением прогрес. кино Италии. Наиболее полно лучшие стороны дарования Де С. раскрылись в ф. "Рим. 11 часов" (1952) о трагедии безработицы. В ф. дана широкая панорама жизни Рима с её контрастами и сложными социальными проблемами. В 1953 Де С. пост. ф. "Дайте мужа Анне Дзаккео" (в сов. прокате "Утраченные грёзы"), в к-ром рассказал о судьбе итал. девушки из народа. В 1954 режиссёр пост, комедию "Дни любви", а в 1957 - ф. "Люди и волки" - драм, рассказ о людях, к-рые в поисках заработка охотятся на волков.

Не имея возможности создавать в Италии ф., поднимающие острые социальные темы, Де С. уехал в Югославию, где пост, двухсерийный ф. "Дорога длиною в год" (1958) - историю стр-ва крестьянами дороги, соединившей селение с городом и приобщившей их к новой жизни. В 1960 Де С. пост. во Франции психологич. драму "Холостяцкая квартирка". В 1962 - 64 работал в СССР над ф. сов.-итал. произ-ва "Они шли на Восток" (в итал. прокате "Итальянцы - славные ребята") о трагедии итал. солдат, отправленных фаш. пр-вом Муссолини на сов.-герм. фронт. В 1972 Де С. пост. ф. "Ценный специалист с обеспеченным будущим". После этого фильма Де С. отошёл от работы в кино. В лучших его картинах страстность, романтич. приподнятость сочетаются с колоритными зарисовками нар. жизни, точными и яркими подробностями. Почти все его ф. посвящены судьбе народа, борьбе с социальной несправедливостью. Эта тема лежит в основе драматургии фильмов Де С., определяя характеры героев его картин. Де С. активно выступает в защиту прогрес. киноиск-ва.

Литература: Лидзани К., Итал. кино, пер. с итал., М., 1956; Тромбадори А., Творч. опыт Дж. Де Сантиса, "ИК", 1961, №9; Соловьева И., Кино Италии (1945 - 60), М., 1961; Баскаков В., В ритме времени, М., 1983.

Предыдущая страница Следующая страница