Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 7, "DE"-"DUL")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 7, "DE"-"DUL")

DE SANTIS, PASCUALINO

ДЕ СА`НТИС (De Santis) Паскуалино

(р. 24.4.1927)

итал. оператор. В 1949 окончил Эксперим. киноцентр в Риме. В кино с 1950. Был ассистентом оп. Дж. Ди Венанцо. С 1967 работает самостоятельно. Известность ему принёс ф. "Ромео и Джульетта" (1968, пр. "Оскар", Великобритания). Благодаря высокому технич. мастерству и умению глубоко проникнуть в реж. замысел стал одним из ведущих операторов Италии. Снимал ф. реж.: Л. Висконти - "Гибель богов" (1969, с А. Наннуцци), "Смерть в Венеции" (1971), "Семейный портрет в интерьере" (1974), "Невинный" (1976); Ф. Рози - "Сиятельные трупы" (1976), "Христос остановился в Эболи" (1979), "Три брата" (1981); Р. Брессона - "Ланселот Озёрный" (1974, Франция), "Деньги" (1983, Франция, с Э. Мачуэлом).

Среди др. ф.: "Жила-была" (1967), "Дело Маттеи" (1972), "Счастливчик Лючано" (1973).

DE SETA, VITTORIO

ДЕ СЕ`ТА (De Seta) Витторио

(р. 15.10.1923)

итал. режиссёр. Учился в Рим. ун-те. В годы 2-й мировой войны был заключён в концлагерь. После войны работал архитектором, затем обратился к кинематографу. Был сценаристом и ассист. режиссёра неск. картин. Самостоят. деятельность начал как сценарист, режиссёр, оператор и продюсер док. лент, в т. ч. "Огненный остров" (пр. Мкф в Канне) и "Пахари моря" - оба 1955. Эти ф., снятые преим. на Сицилии и Сардинии, тяготели к социальной тематике, их отличала демократич. направленность. Первый худож. ф. "Бандиты из Оргозоло" (1961) повествовал о жизни крестьян Сардинии и был снят в манере, близкой неореализму. В след. ф. "Человек наполовину" (1966) режиссёр обратился к прошлому, чтобы исследовать корни несправедливости обществ. устройства совр. жизни. В ф. "Дневник школьного учителя" (1973, т/ф) Де С. рассказал о педагогич. эксперименте, проведённом в нач. школе на юге Италии. Де С.- автор сц. и оператор мн. своих фильмов. В 1980 пост. т/ф "Вновь посещённая Сицилия".

Др. ф.: док.- "Время ловли рыбы-меч" (1954), "Золотая парабола" и "Серные копи" (1955), "Рыболовные суда" (1959), "Один день в Барбаджо" (1958); худож.- "Приглашённая" (1969).

DE SICA, VITTORIO

Статья большая, находится на отдельной странице.

DEAN, JAMES

ДИН (Dean) Джеймс

(8.2.1931 - 30.9.1955)

амер. актёр. Выступал в т-ре и на ТВ, занимался в нью-йоркской Актёрской студии. В кино с 1951 (ф. "Берегись, моряк"). В ф. "К востоку от рая" и "Бунтовщик без идеала" (1955) сыграл роли человека, находящегося в драм, конфликте с окружающим его миром, ощущающего бесплодность личных устремлений. В "Гиганте" (1956) Д. показал характер своего персонажа на протяжении многих лет и то, как переход от бедности к богатству, от безвестности к славе опустошает душу и приводит человека к ощущению тотального одиночества. Герои Д. оказались чрезвычайно близки умонастроению молодёжной аудитории США и др. стран Запада сер. 50-х гг., что привело к превращению актёра в персонаж совр. бурж. мифологии. Этому способствовала и его трагич. гибель в автомоб. катастрофе. В 1957 Д. У. Джордж и Р. Олтмен сделали в США док. ф. "История Джеймса Дина". В 1982 Олтмен пост, худож. ф. "Приходи на нашу встречу, Джимми Дин, Джимми Дин" о поклонниках Д.; отмечающих годовщину его гибели.

Литература: Bourget J. - L., James Dean, P., 1983.

Ю. Дмитриев.

DECAE, HENRI

ДЕКЕ` (Decae) Анри

(р. 31.7.1915)

франц. оператор. Начинал как кинолюбитель. Служил оператором франц. военно-воздушных сил. Как режиссёр и оператор снимал науч.-популяр. фильмы. С ф. "Молчание моря" (1948) начал сотрудничество с реж. Ж. П. Мельвилем. В этом фильме Д. применил метод съёмки ручной камерой, широко использованный им впоследствии во мн. ф. режиссёров "новой волны". Снял большинство фильмов Мельвиля: "Трудные дети" (1950), "Боб-прожигатель" (1956), "Леон Морен, священник" (1961), "Фершо-старший" (1963), "Самурай" (1967), "Красный круг" (1970). Работал также с реж.: Л. Малем - "Лифт на эшафот" (1957), "Любовники" (1958), "Частная жизнь" (1962), "Вива, Мария!" (1965), "Вор" (1967); К. Шабролем - "Красавчик Серж" (1958), "Кузены" и "На двойной поворот" (1959), "Милашки" (1960); Ф. Трюффо - "Четыреста ударов" (1959); Р. Клеманом - "На ярком солнце" (1960), "Как хорошо жить!" (1961), "День и час" (1963); А. Литваком - "Ночь генералов" (1966, Великобритания - Франция); П. Гленвиллом - "Комедианты" (1967, Великобритания). Среди работ 70-х гг.: ф. "Мания величия" (1971), "Два человека" (1972), "Бобби Дирфилд" (1977, в сов. прокате "Жизнь взаймы"), "Ребята из Бразилии" (1978) - все три США, "Инспектор-разиня" (1980).

DEED, ANDRÉ

ДИД (Deed) (наст. фам. Шапюи, Chapuis) Андре

(1884 - 1931)

франко-итал. актёр. Был акробатом и шансонье в парижских кабаре. С 1905 в кино. В 1908 переехал в Италию. В 1910 - 15 был одним из самых популярных комиков экрана. Получил известность как Кретинетти, во Франции - как Буаро и Грибуй (т. е. Простофиля, Простак), в России - Глупышкин. Ф. с его участием построены на нелепых ситуациях, акробатич. трюках и разыграны в невероятно быстром темпе. Среди ф.: "Дебют парикмахера" и "Буаро-борец" (1907), "Кретинетти - король полицейских" и " Кретинетти-изобретатель " (1909), "Кретинетти-рыбак" и "Кретинетти-лжемонах" (1910), "Грибуй вновь становится Буаро" (1912), "Кретинетти боится цеппелинов" (1915), "Чифи" (1924).

Литература: Rоgnоni L., Cinema muto, Roma. 1952; Сhiti R., E'finito in miseria il vero Cretinetti, "Il Lavoro Nuovo", 1954, 15 maggio.

DEL CARRIL, UGO

КАРРИ`ЛЬ, дель Карриль (del Carril) Уго (наст. имя и фам. Пьеро Бруно Уго Фонтана, Fontana)

(p. 30/9. 1912)

аргент. режиссёр, актёр. В кино с 1937. В 1939 исполнил загл. роль в ф. "Жизнь Карл оса Гарделя" (реж. А. Савалия). В 40-е гг. снимался в муз. ф. "Звезда танго", "Моя бедная любимая мать" и др. В 1948 дебютировал как режиссёр (ф. "Одна из историй 1900 года", с О. Манци). Прогрес. социальная направленность реж. творчества К. проявилась в ф. "Кровавые борозды" (по Г. Зудерману, 1949), "Текут мутные воды" (по А. Вареле, 1952, лучший аргент. ф. 1952, в гл. роли - К.). В своих ф. режиссёр пытался показать расовые конфликты, обнажал жестокую правду социальной несправедливости, делая это с небывалой для аргент. кино тех лет откровенной беспощадностью. После 1952 лишь в отдельных ф. звучали отголоски социальной критики ("Белые земли", 1959, "Эта земля моя", 1960). Ставил гл. обр. мелодрамы ("Кинтрала", 1954, "Вдали от забвения", 1956, "Доброй ночи, Буэнос-Айрес", 1964), утратив роль ведущего режиссёра. В 1971 снялся в гл. роли в ф. "День, когда ты меня полюбишь".

DEL RIO, DOLORES

РИ`О, Дель Рио (Del Rio) Долорес (наст. имя и фам. Долорес Асунсоло Мартинес, Martinez)

(3.8.1905 - 11.4.1983)

мекс. актриса. Училась в монастыре Сан-Хосе, затем в Париже изучала иск-во танца. С 1925 работала в Голливуде. Снималась во мн. амер. муз. картинах, а также в антивоен. ф. "Цена славы" (1926, реж. Р. Уолш). В 40-е гг. в Мексике начала работать с реж. Э. Фернандесом: ф. "Лесной цветок" (1943, Эсперанса), "Мария Канделария" (загл. роль) и "Бугамбилья" (Амалия де лос Роблес) - оба 1944. Особый успех принесла ей роль индейской девушки-крестьянки Марии Канделарии. В этих ф. актриса создала образ простой мекс. женщины, красивой, естественной, искренней, свободолюбивой, который долгое время олицетворял нац. тип мексиканки. В 50 - 60-е гг. снималась также в США, Европе, однако прежнего успеха не имела. Последняя работа - в ф. "Дети Санче-са" (1979, США).

Др. ф.: "Покинутые", "Нелюбимая", "Донья Перфекта", "Как был завоёван Запад" и "Осень чейеннов" (оба США), "Жила-была" (Италия).

DELANNOY, JEAN

ДЕЛАННУА` (Delannoy) Жан

(р. 12.1.1908)

франц. режиссёр. Работал журналистом, художником-декоратором. В кино с 1926 как актёр. Работал монтажёром, ассист. режиссёра, снял неск. к/м фильмов. В кон. 30-х гг. пост. серию заурядных коммерч. картин. Первый значит. ф. "Понкарраль, полковник Империи" (1943) в аллегории, форме призывал к сопротивлению фаш. захватчикам. В основу ф. "Вечное возвращение" легли мотивы легенды о Тристане и Изольде (1943, сц. Ж. Кокто). В послевоен. годы экранизировал произв. Ж. П. Сартра ("Ставки сделаны", 1947), А. Жида ("Пасторальная симфония", 1946, пр. Мкф в Канне) и др. С 1973 през. ИДЕКа, с 1982 през. Франц. академии киноиск-ва.

Др. ф.: "Париж - Довилль" (1938), "Золотая Венера" и "Макао, ад игроков" (1939), "Убийца боится ночи" (1942), "Горбун" (1944), "Теневая сторона" (1945), "Глазами воспоминаний" (1948), "Тайна Майерлинга" (1949), "Бог нуждается в людях" (1950, пр. Мкф в Венеции), "Дикий мальчик" (1951), "Минута истины" (1952), "Дорога Наполеона" (1953), "Одержимость" (1954), "Мария Антуанетта" и "Бродячие собаки без ошейника" (1955), "Собор Парижской богоматери" (1956), "Принцесса Клевская" (1960), "Мажордом" (1964), "Солнце бродяг" (1967, в сов. прокате "Вы не всё сказали, Ферран"), "Оса - не дура" (1972).

DELLI COLLI, TONINO

ДЕ`ЛЛИ КО`ЛЛИ (Delli Colli) Тонино (наст. имя Антонио)

(р. 20.11.1923)

итал. оператор. В кино с 1943 (ф. "Земля без мира"). В 1952 снял первый итал. цв. ф."Тото в цвете". В 40 - 50-е гг. снимал преим. коммерч. ф., в т. ч. "Донателла" (1956, реж. М. Моничелли), "Бедные, но красивые" (1956) и "Красивые, но бедные" (1957) - оба реж. Д. Ризи. В сотрудничестве с реж. П. П. Пазолини снял ф. "Аккатоне" (1961), "Мама Рома" (1962), новеллу "Овечий сыр" (в ф. "РоГоПаГ", 1963), ф. "Евангелие от Матфея" (1964), "Птицы большие и малые" (1966, с М. Бернардо), "Свинарник" (1969), "Декамерон" (1970), "Кентербе-рийские рассказы" (1971), "Сало, или 120 дней Содома" (1975).

Среди др. ф.: "Хороший, плохой, злой" (1966), "Китай близко" (1967), "Однажды на Дальнем Западе" (1968), "Лакомб Люсь-ен" (1974), "Потерянная душа" (1976), "Дорогой папа" "Поездка с Анитой" (1978), "Гостиничный номер" (1980), "Призрак любви" (1981).

DELLUC, LOUIS

ДЕЛЛЮ`К (Delluc) Луи

(14.10.1890 - 22.3.1924)

франц. режиссёр, сценарист, теоретик кино. С 20 лет стал заниматься журналистикой, писал романы. Теоретич. взгляды Д. послужили основой эстетич. поисков и экспериментов во франц. кино 20-х гг. Д. считал, что ф. должен раскрывать внутр. мир человека, смело сопоставлять реальное и воображаемое. Лучший зритель, с его точки зрения,- массовая народная аудитория. Резко критиковал штампы коммерч. продукции, точно подмечая противоречие между эстетич. задачами кино и коммерч. целями предпринимателей. Д. разрабатывал важные вопросы эстетики кино, выдвинул понятие фотогении как особого аспекта выразительности в окружающей среде, к-рая может быть раскрыта средствами кино. Д. выступал против увлечения внеш. эффектами, требуя, чтобы все элементы произв. были подчинены единому авторскому замыслу. Подчёркивая значение ритма, определяющего композицию ф. во времени, Д. считал, что ритм должен пронизывать все элементы произв., но основа его заложена в драматургии. Большое значение Д. придавал актёру, к-рый, по его мнению, должен обладать "маской", т. е. лицом, зыражающим внутр. сущность, характер изображаемого персонажа. Свои теоретич. взгляды стремился реализовать в реж. практике. Его ф. "Молчание" (1920) - попытка зрительно воссоздать внутр. мир человека, переживающего душевную драму. Сц. "Испанский праздник" (1919) и ф. "Лихорадка" (1921) - опыт изображения среды, передачи психологии, создания эмоц. атмосферы. Ф. "Женщина ниоткуда" (1923) в иносказательно-метафорич. форме повествовал о жизненной драме героини. Для пропаганды лучших произв. мирового кино Д. создал "Киноклуб", к-рый способствовал развитию киноклубов во всём мире. Идеи Д., его ф. и сц. оказали влияние на мн. режиссёров, в т. ч. на Ж. Эпштейна, Ж. Фейдера, Р. Клера, Ж. Ренуара, Ж. Дюлак и др.

С 1937 во Франции учреждена ежегодная пр. им. Д. для лучшего франц. фильма.

Литература: Cinema et Cie, P., 1919; Charlie Chaplin, P., 1921; Drames de cinema, P., 1923; в рус. пер.- Фотогения кино, М., 1924; В дебрях кинематографа, М.-Л., 1924.

DELON, ALLEN

ДЕЛО`Н (Delon) Ален

(р. 8.11.1935)

франц. актёр. В кино с 1957 (ф. "Когда вмешивается женщина"). Известность Д. принесла роль Тома Рипли в ф. "На ярком солнце" (1960, реж. Р. Клеман). В том же году исполнил роль Рокко в ф. "Рокко и его братья" (реж. Л. Висконти). Среди лучших работ Д.- биржевой маклер Пьеро в ф. "Затмение" (1961, реж. М. Антониони) и князь Танкреди в ф. реж. Висконти "Леопард" (1962). Внеш. данные, пластичность, динамизм сделали Д. одинаково популярным в ролях разл. амплуа. С 1968 выступает также в качестве продюсера. В 1981 сыграл одну из эпизодич. ролей в ф. "Тегеран-43" (реж. А. А. Алов и В. Н. Наумов, СССР - Швейцария - Франция). Снялся также в ф. реж.: Р. Энрико ("Искатели приключений", 1966), Ж. П. Мельвиля ("Самурай", 1967, "Полицейский", 1972), Л. Маля (новелла "Уильям Уилсон" в ф. "Три шага в бреду", 1968), В. Дзурлини ("Первая ночь покоя", 1972, Италия), Дж. Лоузи ("Месье Кляйн", 1976). В 1981 пост. ф. "За шкуру полицейского", в 1983 - " Неукротимый ".

Др. ф.: "Дьявол и десять заповедей", "Мелодии из подвала", "Чёрный тюльпан", "Потерянная команда" (США), "Дьявольски ваш", "Мотоциклистка", "Прощай, друг", "Джефф", "Бассейн", "Борсалино", "Шоко" вая терапия", "Двое в городе", "Как бумеранг", "Банда", "Смерть негодяя", "Военврач", "Столкновение".

Литература: Актеры заруб, кино, в. 4, Л., 1968.

DELVAUX, ANDRÉ

ДЕЛЬВО` (Delvaux) Андре

(р. 21.3.1926)

белы, режиссёр. Учился в Брюссельском ун-те и одновременно в консерватории. Для Белы, фильмотеки готовил муз. сопровождение немых фильмов. Вёл цикл бесед о кино на ТВ. В 1965 пост. ф. "Человек с бритой головой", в 1968 - лирико-фантастич. ф. "Однажды вечером в поезде" (с Францией). Снял романтич. картину "Свидание в Бре" (1971) о студенте, вспоминающем о встречах с друзьями перед 1-й мировой войной. В 1973 вышел его ф. "Белла", рассказывающий о сложных отношениях молодой женщины и пожилого мужчины. В 1979 пост. ф. "Женщина между собакой и волком", в 1983 - ф. "Бенвенута (Франция - Бельгия).

DEMARE, LUCAS

ДЕМА`РЕ (Demare) Лукас

(14.6.1910 - 1981)

аргент. режиссёр, сценарист. Начал сниматься в 1934 в Испании. В Аргентине пост, свой первый ф. "Два друга и одна любовь" (1938). Получили известность ф. на материале современности - "Улица кричит" (1948) и истории - "Священник гаучо" (1941), "Война гаучо" (по Л. Лугонесу, 1942) - эпич. полотно о борьбе гаучо с исп. колонизаторами, "Его лучший ученик" (1944) о жизни видного гос. деятеля и писателя Аргентины Д. Ф. Сармьенто и его сына, "Дикая пампа" (1945, с реж. У. Фрегонесе) о захвате земель индейцев в 30-х гг. 19 в. В период диктатуры X. Перона и засилья коммерч. продукции Д.- один из немногих, кто продолжал линию социального кино: ф. "Островитяне" (1951), "Последняя собака" (по Г. Оусе, 1955), "После тишины" (1956), "За длинной стеной" (1958), "Сафра" (1959), "Сын человеческий" (1961, пр. Мкф в Сан-Себастьяне). Позднее фильмы Д. утратили пафос борьбы ("Свадьба", 1964, пр. Мкф в Сан-Себастьяне), "Дым марихуаны", 1968, "Приговор предателю", 1968, и др.).

DEMPSTER, CAROL

ДЕ`МПСТЕР (Dempster) Кэрол

(р. 6.1.1898)

амер. актриса. Была балериной. В 1916 выступила в фильме Д. У. Гриффита "Нетерпимость" и затем снималась практически во всех его фильмах. В 1926 оставила кинематограф.

Среди др. ф.: "Багряные дни", "Улица грёз", "Удивительная ночь", "Разве жизнь не чудесна?", "Салли из опилок".

DEMY, JACQUES

ДЕМИ` (Demy) Жак

(р. 5.6.1931)

франц. режиссёр. Учился в Академии изящных иск-в и в ИДЕКе. Работал ассистентом реж. П. Гримо и Ж. Рукье. Первые к/м ф.- "Сапожник из Валь-де-Луар" (1955) и "Равнодушный красавец" (1957). В 1961, используя традиц. приёмы мелодрамы, Д. создал поэтичный ф. "Лола". Известность принёс Д. муз. ф. "Шербурские зонтики" (1964, комп. М. Легран, пр. Деллюка и гл. пр. Мкф в Канне) - изящное, проникнутое лиризмом повествование о любви и расставании. Поиски новых выразит, средств Д. продолжил в муз. ф. "Девушки из Рошфора" (1967). В фильмах Д. раскрылся талант актрисы К. Денёв. В 1969 пост, в США ф. "Ателье моделей" (с участием А. Эме). В 1982 пост. муз. ф. "Комната в городе", доброжелательно встреченный критикой, но не имевший успеха у зрителей.

Среди др. ф.: "Залив ангелов" (1963), "Ослиная шкура" (по Ш. Перро, 1970), "Крысолов" (1972, Великобритания), "Самое значительное событие с тех пор, как человек ступил на Луну" (1973), "Леди О" (1979, Япония).

DENEUVE, CATRINE

ДЕНЁВ (Deneuve) (наст. фам. Дорлеак, Dorleac) Катрин

(р. 22.10.1943)

франц. актриса. В кино с 1956 (ф. "Ученицы"). Играла второстепенные роли (ф. "Котята", "Мужчина с женщинами", "Хлопающие двери"). Первая значит. работа - гл. роль в новелле "Софи" (в ф. "Парижанки", 1962). Известность принесло Д. исполнение гл. роли в фильме Ж. Деми "Шербурские зонтики" (1964). Лучшие роли Д. сыграла в ф. режиссёров "новой волны": "Девушки из Рошфора" (1967) и "Ослиная шкура" (1970) - оба реж. Деми, "Создания" (1966, реж. А. Варда), "Бенжамен" (1968, реж. М. Девиль), "Сирена с "Миссисипи"" (1969, реж. Ф. Трюффо) и др. Драматизмом, психологич. правдивостью отмечена игра Д. в ф. реж. Л. Буньюэля "Дневная красавица" (1966) и "Тристана" (1970), в ф. "Отвращение" (1965, реж. Р. Полянский). Снимается также в англ., амер. и итал. фильмах, в т. ч. "Сука" (1972) и "Не прикасайся к белой женщине" (1974) - оба реж. М. Феррери. В 1980 сыграла в ф. "Последнее метро" (пр. "Сезар"), в 1983 - в ф. "Африканец".

Др. ф.: "Дикарь", "Если бы пришлось начинать всё сначала", "Потерянная душа", "Чужие деньги", "Столкновение".

Литература: Актеры заруб. кино, в. 7, М., 1972.

DEPARDIEU, GÉRARD

ДЕПАРДЬЁ (Depardieu) Жерар

(р. 27.12.1948)

франц. актёр. По окончании курсов драм. иск-ва Ш. Дюллена и Школы драм, иск-ва Ж. Л. Коше участвовал в любительской труппе "Кафе де ла гар". В кино с 1966. Образ грубоватого парня в ф. "Вальсирующие" (1973) определил тип мн. героев Д. и принёс актёру известность. Позднее проявил себя как актёр психологич. портрета, социального анализа характеров. Снимался в ф. реж.: Б. Бертолуччи - "Двадцатый век" (1976); М. Феррери - "Последняя женщина" (1975), "Прощай, самец" ("Мечта обезьяны", 1978); М. Дюра - "Натали Гранже" (1973), "Женщина с Ганга" (1974) и "Грузовик" (1977); А. Тешине - "Барокко" (1976); А. Рене - "Мой американский дядюшка" (1980); Ф. Трюффо - "Последнее метро" (1980), "Женщина по соседству" (1981).

Др. ф.: "Семь смертей по рецепту" (в сов. прокате "В сетях мафии"), "Бакстер, Вера Бакстер", "Скажите ей, что я её люблю", "Пробка" (Италия), "Собаки" (в сов. прокате "Собаки в городе"), "Лулу", "Холодная закуска", "Выбор оружия", "Дантон", "Полиция".

DESSAU, PAUL

ДЕ`ССАУ (Dessau) Пауль

(19.12.1894 - 29.6.1979)

нем. композитор (ГДР). Чл. Академии иск-в ГДР. Чл. СЕПГ с 1948. Учился в Берлинской консерватории. С 1909 работал концертмейстером, дирижёром в Гамбурге, Кёльне, Берлине. Для кино начал писать с 1928. В 1933 эмигрировал во Францию, в 1939 - 48 жил в г США. В ГДР написал музыку ко мн. ф., вт. ч,: "Ты и твои товарищи" (в сов. прокате "Это не должно повториться"), "Русское чудо" (с Р. Бредемайером), "Матушка Кураж и её дети". Нац. пр. ГДР (1953, 1956, 1965).

DEUTSCH, ERNST

ДОИ`Ч (Deutsch) Эрнст

(16.9.1890 - 22.3.1969)

австр. и нем. актёр. Дебютировал на сцене Пражского т-ра. В 20-х - нач. 30-х гг. играл в т-рах Вены, Дрездена, Берлина. В кино с 1916 ("Месть умершей"). Для Д. характерна экспрессионистская манера исполнения, построенная на резких движениях, утрированной мимике. Наиболее отчётливо это сказалось в ролях, сыгранных в нем. ф. нач. 20-х гг.: Кассир ("С утра до полуночи") и Прислужник раввина ("Голем, как он пришёл в мир", реж. П. Вегенер) - обе 1920, Борух ("Старый закон", 1923, реж. Э. А. Дюпон). В 1933 эмигрировал в Великобританию. С 1939 в США работал в кино под псевд. Эрнст Дориан. В 1947 вернулся в Австрию. В ролях Служки храма ("Процесс", 1947, реж. Г. В. Пабст) и Курца ("Третий человек", 1949, реж. К. Рид, Великобритания) обнаружил стремление к точной психологич. разработке характеров.

Литература: Kurtz R., Expressionismus und Film, В., 1926, S. 66 - 70; Zglinicki F г. v., Der Weg des Films, В., 1956, S. 586, 591.

DEWAERE, PATRICK

ДЕВАЭ`Р (Dewaere) Патрик (псевд., 2-й псевд.- Патрик Морен, Morin, наст. имя и фам. Жан Мари Бурдо, Bourdeau)

(26.1.1947 - 16.7.1982)

франц. актёр. С 1968 работал в труппе "Кафе де ла гар". В кино с 1971 (ф. "Супруги Второго года революции", в сов. прокате "Повторный брак"). В сер. 70-х гг., сыграв в ф. "Вальсирующие" (1974, реж. Б. Блие), стал одним из наиболее популярных актёров франц. кино. Исполнение Д. отмечено характерностью, актёр пластичен и музыкален (в 1976 выступил как композитор, с Р. Венсаном, и исполнитель гл. роли в ф. "Ф... как Фербенкс", в сов. прокате "Он хотел жить"). Основные работы в ф.: "Вдоль реки Фанго" (1974), "Триумфальный марш" (реж. М. Беллоккьо), "Лучший способ маршировки" (реж. К. Миллер) - оба 1976, "Следователь Файяр по прозвищу Шериф" (1977, реж. И. Буассе, в сов. прокате "Следователь по прозвищу Шериф"), "Удар головой" (1979), "Тысяча миллиардов долларов" (1982). С 1983 учреждён спец. приз "Сезар" им. Деваэра.

Др. ф.: "Дом под деревьями", "Лили, люби меня", "Никаких проблем!", "Пробка", "Ключ к двери", "Чёрная серия", "Плохой сын", "Отель "Америк"", "Рай для всех".

DI GIAMMATTEO, FERNALDO

ДИ ДЖАММАТТЕ`О (Di Giammatteo) Фернальдо

(р. 15.11.1922)

итал. критик, режиссёр-документалист. Был зам. директора Эксперим. киноцентра в Риме, где преподавал, рук. изданием ж. "Bianco е пего" и деятельностью Нац. фильмофонда. Автор мн. работ по истории, эстетике, социологии кино и ТВ. Режиссёр и автор сц. док. ф. "Большой поход на Пекин" (1962) и антифаш. ф. "Gott mit uns" ("С нами бог", 1964).

Литература: Teleyisione e vita italiana, Torino, 1968; Televisione, potere, riforma, Firenze, 1974.

DI VENANZO, GIANNI

ДИ ВЕНА`НЦО (Di Venanzo) Джанни

(18.12.1920 - 3.1.1966)

итал. оператор. В кино с 1941. Снимал док. ф., был ассистентом оп. О. Мартелли и А. Тонти. Наиболее значит, работы созданы им в сотрудничестве с реж.: М. Антониони - "Подруги" (1955), "Крик" (1957), "Ночь" (1960), "Затмение" (1961); Ф.Феллини - "Восемь с половиной" (1963), "Джульетта и духи" (1965). Работал также с реж. Дж. Лоузи ("Ева", 1962), Л. Коменчини ("Невеста Бубе", 1963), Л. Вертмюллер ("Василиски", 1963) и др. Съёмки ф. "Горшок с мёдом" (1967, реж. Дж. Манкиевич), прерванные смертью Ди В., были завершены его ассист. П. Де Сантисом. Ф. "Сальваторе Джулиано" (1961), "Руки над городом" (1963) и "Момент истины" (1965) - все реж. Ф. Рози, показали способность Ди В. отражать драматизм широких социальных конфликтов, снимать большие массовые сцены. Ди В.- мастер светописи и цвета, стилист, тонко чувствующий ритм и атмосферу действия.

Др. ф.: "Выстрел" (1941), "Опасно: бандиты!" (1951), "На окраине большого города" и "Любовь в городе" (1953), "Повесть о бедных влюблённых" (1954), "Разгромленные" (1955), "Сестра Летиция" (1957), "Кин" (1956), "Закон есть закон" (1958), "Дофины" (I960), "Конный карабинер" (1961).

DIEGUES, CARPUS

ДИЕ`ГИС (Diegues) Карлус

(р. 19.5.1940)

браз. режиссёр, сценарист, критик. Один из активных деятелей "нового кино". Окончил юридич. ф-т Католич. ун-та в Рио-де-Жанейро. Учился в школе при Синематеке в Рио-де-Жанейро. Был ассистентом монтажёра док. ф. у реж. Р. Герры. Пост, новеллу "Школа самбы, радость жизни" для ф. "Пять раз фавела" (1962). Первый п/м ф.- "Ганга Зумба" (1964) о восстании рабов в колониальной Бразилии. Лента "Большой город" (1966) рассказывала о судьбе переселенцев с северо-востока страны в Рио-де-Жанейро, "Наследники" (1969) - о жизни неск. поколений латифундистов. В 1970 ставил ф. для франц. ТВ. Продюсер ф. реж. Г. Роши "Земля в трансе" (1966). Ф. "Прощай, Бразилия" (1980) получил спец. пр. Мкф латино-американского "нового кино" в Гаване.

Др. ф.: "Жоанна - француженка" (1974), "Шика да Силва" (1976), "Летние дожди" (19,78).

DIETERLE, WILHELM

ДИ`ТЕРЛЕ (Dieterle) Вильгельм (Уильям)

(15.7.1893 - 9.12.1972)

нем. и амер. режиссёр, актёр. Начинал в т-ре в Гейдельберге, затем в Мюнхене, с 1918 в труппе М. Рейнхардта в Берлине. В кино с 1913. В 20-е гг. снимался систематически, в т. ч. ив собств. фильмах. Как режиссёр дебютировал ф. "Мужчина в пути" (1923) с М. Дитрих в гл. роли. После постановки неск. мелодрам и историч. лент - с 1930 в США, где делал немецкие варианты голливудских звук. картин. В нач. 30-х гг. пост. ряд картин ("Последний полёт", 1931, "Мадам Дюбарри", 1934, и др.), не поднимавшихся выше ср. уровня. В 1935 Д. с Рейнхардтом осуществили экранизацию спектакля по пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь". Снял цикл историко-биографич. лент: "Повесть о Луи Пастере" (1936), "Жизнь Эмиля Золя" (1937, пр. "Оскар"), "Хуарес" (1939) о президенте Мексики - все с П. Муни в гл. ролях, "Магическая ампула доктора Эрлиха" (1940). Профессионализм, стремление по возможности точно воспроизвести историч. факты, показать обществ, смысл деятельности учёного, писателя, политич. деятеля, врача сделали эти произв. крупными явлениями амер. кино. В 1938 пост. "Блокаду" по сц. Дж. X. Лоусона - единств, голливудскую картину, открыто отстаивавшую идеи борьбы республиканцев в Испании, в 1939 - ф. "Горбун Собора Парижской богоматери" по "Собору Парижской богоматери" В. Гюго с Ч. Лоутоном в роли Квазимодо.

После постановки картины "Всё, что можно купить за деньги" (1941) Д. больше не удалось создать ф. столь же высокого худож. уровня и обществ, значимости. В 50-е гг. работал в США, Италии, Югославии, а также в ФРГ, куда окончательно переехал в 1958. После I960 оставил кино, занимаясь режиссурой в т-ре и на ТВ.

Среди др. ф.: "Людвиг II, король Баварский" (1929), "Доктор Сократ" (1935), "Белый ангел" (1936), "Синкопы" (1942), "Любовные письма" (1945), "Пронизывающий ветер" (1946), "Женщины вокруг Рихарда Вагнера" (1955), "Любовь в жизни Омара Хайяма" (1956), "Властительница мира" (1957), "Дубровский" (1959), "Исповедь накануне великого поста" (1960).

К. Э. Разлогов.

DIETRICH, MARLEN

ДИ`ТРИХ (Dietrich) Марлен (наст. имя и фам. Мария Магдалена фон Лош, Losch)

(p. 27.12.1901, по др. данным, 1902, 1904)

нем. и амер. актриса. Окончила в Берлине муз. академию и Школу драм, иск-ва М. Рейнхардта. С 1922 в т-ре. В 1923 дебютировала в кино (ф. "Мужчина в пути"). Успех пришёл после исполнения роли певички Лолы-Лолы в ф. реж. Дж. Штернберга "Голубой ангел" (по Г. Манну, 1930). Этот образ роковой женщины - красивой, обострённо-чувственной и аморальной - в дальнейшем в разных вариантах обыгрывался ею в Голливуде, куда она была приглашена в 1930 вместе с режиссёром. В их совместных ф. 1-й пол. 30-гг. "Марокко", "Обесчещенная", "Шанхайский экспресс", "Белокурая Венера", "Красная императрица", "Дьявол - это женщина" героини Д. постепенно лишались индивидуальных человеческих черт, превращаясь в один из орнаментальных мотивов барочной стилистики режиссёра. В работах 2-й пол. 30-х гг. актриса стремилась разнообразить характеры своих персонажей, находить комич. и драм, краски для их обрисовки ("Желание", реж. Ф. Борзедж; "Рыцарь без лат", реж. Ж. Фейдер; "Ангел", реж. Э. Любич; "Дестри снова в седле", реж. Д. Маршалл; "Нью-Орлеанский огонёк", реж. Р. Клер, и др.). В годы 2-й мировой войны Д. отвергла предложение нацистов вернуться в Германию и выступила с резким осуждением фашизма, участвовала в концертах для амер. солдат и в радиопередачах Мин-ва воен. информации США. В послевоен. период снималась значительно реже, предпочитая преим. драм, роли в картинах крупных мастеров: "Зарубежный роман" (1948) и "Свидетель обвинения" (1957) Б. Уайлдера, "Страх сцены" (1950 А. Хичкока, "Ранчо, пользующееся дурной славой" (1952) Ф. Ланга, "Печать зла" (1958) О. Уэллса и др. С нач. 50-х гг. с успехом выступала как эстрадная певица во мн. странах мира. Роль вдовы казнённого союзниками гитлеровского генерала в фильме С. Крамера "Нюрнбергский процесс" (1961) и чтение дикторского текста, обличающего Гитлера, в док. ф. "Чёрный лис" (1962) свидетельствовали о её верности антифаш. теме. В 1978 снялась в зап.-герм, картине "Прекрасный жиголо - несчастный жиголо".

Литература: Nehmt nur mein Leben... Reflexionen, Munch., 1979.

Литература: High am Ch., Marlene. The life of Marlene Dietrich, N. Y., 1977;, Marlene Dietrich. Dokumente, Essays, Filme, T. 1 - 2, Munch., 1977 - 78; "Film und Fernsehen", 1980, № 12 (весь номер посвящен Дитрих). К. Э. Разлогов.

DISNEY, WALT

Статья большая, находится на отдельной странице.

DJORDJEVIC

ДЖО`РДЖЕВИЧ (Djordjevic) Младомир (Пуриша)

(р. 6.5.1924)

югосл. режиссёр, сценарист. В годы 2-й мировой войны участник нар.-освободит. борьбы с фашизмом. Один из ветеранов югосл. кино. С 1946 работал в кинохронике. Автор мн. док. и к/м фильмов. Лучшие из них - "Югославия, 1941" (1948), "Он" (1961), "Мать, сын, внук и внучка" (1965), "Гибель Баты Янковича" (1966). В 1953 дебютировал в игровом кино ("Дитя общины" по Б. Нушичу). Пост. кинотрилогию о юных борцах за свободу в годы войны - "Девушка" (1965), "Мечта" (1966), "Утро" (1967), а также ф. "Две виноградины" (1955), "Первый гражданин маленького города" (1960), "Лето виновато во всём" (1961), "Полдень" (1968), "Пересечённая местность" (1969), "Велосипедисты" (1970), "Дождь" (1972), "Павле Павлович" (1975), "Тренер" (1978), к/м "Веселии Николич" (1982).

Кино Югославии. Сб., М., 1978.

DMYTRYK, EDWARD

ДМИ`ТРЫК (Dmytryk) Эдуард

(р. 4.9.1908)

амер. режиссёр. С 1923 работал в кинофирме "Парамаунт" курьером, киномехаником, монтажёром. С 1935 режиссёр (ф. "Ястреб"). В 1943 пост. антифаш. ф. "Дети Гитлера", в 1944 - криминальный ф. "Убийство, моя милочка" по Р. Чандлеру - один из образцов "чёрного" ф. в амер. кино, где умело использовал ситуацию надвигающейся опасности и мотив бессилия человека, задыхающегося в попытках отыскать истину. В 1947 сделал социальную драму "Перекрёстный огонь", вскрывавшую корни расовой и нац. ненависти в США. Разработка социальной темы была продолжена Д. в ф. "Даждь нам днесь" (1949), где на материале жизни итал. трудящихся, живущих в США, исследовались сложные нравств. проблемы. Представ в 1947 перед комиссией по расследованию антиамер. деятельности, Д. вначале держался стойко и был в 1949 приговорён к шестимесячному тюремному заключению. Однако, боясь потерять работу, назвал комиссии имена людей, подозреваемых в симпатии к коммунистам. Получив возможность благодаря этому вернуться в кино, не смог войти в прежнюю форму. Постоянное чувство вины за совершённое предательство привело Д. к многолетнему творч. кризису. Наиболее известные фильмы Д.: "Снайпер" (1952), "Мятеж на "Каине"" и "Сломанное копьё" (1954), "Конец романа" (по Г. Грину, 1955), "Гора" (1956), "Молодые львы" (по И. Шоу, 1958), "Колдун" (1959), "Прогулка по дикой стороне" (1962), "Политические авантюристы" (1963), "Мираж" (1965), "Шалако" (1968), "Синяя Борода" (1972), "Человеческий фактор"(1975). В фильмах Д. снимались амер. и европ. актёры: X. Богарт, К. Дуглас, М. Брандо, С. Тре-си, Г. Фонда, Г. Пек, Б. Бардо, Ш. Коннери и другие. Ряд картин Д. сделал в Великобритании.

В. Ю. Дмитриев.

DOHNAL, JIRI

ДО`ГНАЛ (Dohnal) Йиржи

(12.8.1905 - 9.9.1984)

чехосл. актёр. Нар. арт. ЧССР (1971). В 1934 - 52 (с перерывами) работал в Нац. т-ре в Праге, был одним из основателей Реалистич. т-ра им. З. Неедлы (1945). В кино с 1933. Снялся в ф.: "Люди на льдине", "Бабушка", "Адвокат бедняков", "Лето", "Танковая бригада" и др. Сыграл роль К. Готвальда в ф. " Предостережение".

DONEN, STANLEY

ДО`НЕН (Donen) Стэнли

(р. 13.4.1924)

амер. режиссёр. С 1940 был танцовщиком, затем хореографом. Вместе с Дж. Келли пост. популярные киномьюзиклы "Увольнение в город" (1949), "Пение под дождём" (1952), "Всегда прекрасная погода" (1955). Профессионализм режиссуры, умение выявить сильные стороны дарования исполнителей и одновременно нек-рая поверхностность отличали самостоят, работы Д.: мьюзиклы ("Семь невест для семи братьев", 1954; "Забавная мордашка", 1956, с участием О. Хепберн и Ф. Астера; "Пижамная игра", 1957, с участием Д. Дей; "Проклятые янки", 1958), комедии ("Нескромный", 1958, с участием И. Бергман и К. Гранта; "Трава зеленее", 1960, с участием Гранта и Д. Керр; "Двое в дорогу", 1966, с участием Хепберн и А. Финни), детективы ("Шарада", 1963, с участием Хепберн и Гранта; "Арабеска", 1965, с участием С. Лорен и Г. Пека).

Среди др. ф.: "Ещё раз с чувством" (1959), "Лестница" (1969), "Маленький принц" (по А. де Сент-Экзюпери, 1973), "Кино, кино" (1979).

DONIOL-VALCROZE, JACQUES

ДОНИО`ЛЬ-ВАЛЬКРО`З (Doniol-Valcroze) Жак

(р. 15.3.1920)

франц. критик, режиссёр. В 1952 с А. Базеном и Э. Ромером основал ж. "Cahiers du cinema" и стал одним из его редакторов. Пост. к/м ф. "Здравствуйте, господин Лабрюйер" (1956) и "Переутомлённые" (1958), п/мф. "Слюнки текут" (1960), "С бьющимся сердцем" (1961), "Донос" (1962). Снялся в ф. "Прекрасный возраст", "Проделка пастуха" и "Бессмертная". Гл. тема картин Д.-В.- превратности любовных отношений; форма его ф., зачастую усложнённая и зашифрованная, складывалась под влиянием школы "нового романа". Автор сц. мн. своих фильмов.

Др. ф.: "Любимая" (1966, т/ф), "Насилие" (1967, Швеция), "Дом семейства Бори" (1969), "Человек с пересаженным мозгом" (1971), "Роковая женщина" (1976), "В вихре дней" (1978, т/ф).

DONNER, JORN

ДО`ННЕР (Donner) Йорн

(р. 5.2.1933)

фин. и швед. режиссёр, критик. В 1953 написал кн. "Различные проблемы кино". Снял док. ф. "Утро в городе"(1954), "Вода" (1956), "Свидетельства о ней" (1960). С 1961 в Швеции. В 1962 вышла его кн. "Лицо дьявола" о творчестве И. Бергмана. В 1963 пост. худож. ф. "Воскресенье в сентябре" (пр. Vra в Венеции). В др. фильмах Д. рассказывает о положении женщины в обществе: "Любить" (1964), "Чёрное на белом" (1968, Д. в гл. роли), "Портреты женщин" (1970) - оба Финляндия, "Анна" (1971, Финляндия - Швеция), "Нежность" (1972), "Похмелье" (1974), "Мужчину нельзя изнасиловать" (1978, Финляндия). Снял док. ф. "Ингмар Бергман" (1975) и "Досье Бергмана" (1978).

DOUGLAS, KIRK

ДУ`ГЛАС (Douglas) Кёрк (наст. имя и . фам. Иссур Демски, Demsky)

(p. 9.12. 1916, по др. данным, 1918)

амер. актёр, режиссёр, продюсер. Учился в Ун-те святого Лаврентия, в Амер. академии драм, иск-ва в Нью-Йорке. С 1941 в т-ре, с 1946 в кино (ф. "Странная любовь Марты Айверс"). Приобрёл известность, сыграв роль Миджа в ф. "Чемпион" (1949) и Джима О'Коннора в ф. "Стеклянный зверинец" (1951). Снимался в ф.: "Детективная история" (1951), "Улисс" (1953, в сов. прокате "Странствия Одиссея"), "Человек без звезды" (1955), "Жажда жизни" (1956, Ван Гог), антивоен. ф. "Тропы славы" (1957, полковник Доке), "Спартак" (1960, загл. роль), "Список Адриана Мессенджера" (1963), "Семь дней в мае" (1964), "Сделка" (1969, реж. Э. Казан). Пост. ф. "Бездельник" (1972), "Отряд" (1976), сыграв в них гл. роли. В 1982 снялся в ф. "Человек с заснеженной реки" (Австралия). В последние годы Д. неоднократно выступал в поддержку экспансионистских целей США.

DOUY, MAX

ДУИ (Douy) Макс

(р. 20.6.1914)

франц. художник. В кино с 1930. Был ассистентом худ. Л. Меерсона и А. Траунера. Работал с реж. Ж. Ренуаром, Ж. Беккером, Ж. Гремийоном, Ж. Дювивье, А. Ж. Клузо, Л. Буньюэлем. Наиболее длительным было творч. содружество Д. с реж.: К. Отан-Лара - "Займись Амелией" (пр. Мкф в Канне, 1949), "Красное и чёрное", "Молодо-зелено", "Ночная Маргарита", "Через Париж", "Не убий" (СФРЮ); Ж. П. Ле Шануа -"Вот она, красавица", "Адрес неизвестен", "Брачное агентство"; А. Астрюком - "Дурные встречи" и др. Оформил также ф. "Шарло - четыре мушкетёра", "Нас четверо, кардинал" (в сов. прокате "Четверо против кардинала"), "Дикарь", "Победа с песней" и др.

DOVNIKOVIC, BORIVOJ

ДОВНИКО`ВИЧ (Dovnikovic) Боривой

(р. 12.12.1930)

югосл. режиссёр. Работал карикатуристом и иллюстратором в печати. Один из зачинателей загребской школы рисованного фильма. Участвовал в создании м/ф "Большой митинг" (1949). Д.- мастер рисованной "комедии нравов", комич. трюка и парадокса. Среди его лучших ф.: "Без названия" (1964), "Любопытный" (пр. Мкф в Лейпциге) и "Крек" - оба 1967, "Любители цветов" (1970). В 1978 пост. ф. "Школа ходьбы", в 1982 - "День жизни". Мн. фильмы Д. отмечены пр. Мкф. ф Асенин С Эстетич. феномен Загребской школы, в кн.: Кино Югославии, М., 1978; Munitiс R., Pola vijeka animacije u Zagrebu, "Filmska kultura", 1972, № 81-82.

DRAGAN, MIRCEA

ДРЭГА`Н (Dragan) Мирча

(р. 3.10.1932)

рум. режиссёр. В 1955 окончил Ин-т им. Караджале. Первый ф.- "За елями" (1957, с М. Якобом, в сов. прокате "Над пропастью"). Лучшие ф.: "Жажда" (по Т. Поповичу, 1961, пр. Мкф в Москве, в сов. прокате "Бурные годы"), "Лупень, 29" (1963, пр. Мкф в Москве), "Взрыв" (1972). Среди др. ф.: "Род Шоймаров" (1965), "Голгофа" (1966), "Колонна" (1968), "Оперативная группа действует" (1970, в сов. прокате "Запутанные следы"), "Братья Ждерь" (1974), "Аурел Влайку" (1978), "Гнездо Саламандр" (1977), "Объятия Афродиты" (1979, СРР - Марокко), "Уход Влаштинов" (1981).

DRAGIć, NEDELKO

ДРА`ГИЧ (Dragić) Неделько

(р. 5.10.1936)

югосл. режиссёр, художник-карикатурист. С 1960 в мульт. кино. Известность получил его ф. "Укротитель диких лошадей" (1966), утверждающий мощь и величие человека в век урбанизации и технич. прогресса. Д.- один из ведущих режиссёров загребской школы мультипликации. Автор острых антимещанских памфлетов "Идут дни" (1969, пр. Мкф в Оберхаузене), "Туп-туп" (1972, пр. Мкф в Оберхаузене). Пост. также ф. "Элегия" (1965), "Может быть Диоген", "Стриптиз" (1968), "Путь к соседу" (1982) и др.

Литература: Асенин С. Эстетич. феномен Загребской школы, в сб.: Кино Югославии, М., 1978.

DRAVIC, MILENA

ДРА`ВИЧ (Dravic) Милена

(р. 5.10.1940)

югосл. актриса. Училась в балетной школе. В кино с 1959 (Мария - "Дверь остаётся открытой"). Исполнила роли современниц в ф. "Лето виновато во всём" (1961), "Лишняя" и "Козара" (1962), "Служебное положение" (1964), "Рондо" (1966). Снималась в ф., посв. нар.-освободит. борьбе с фашизмом: "Девушка" (1965), "Битва на Неретве" (1969), "Пятое наступление" ("Сутьеска", 1973). В 1982 выступила в ф. "Воскресный обед". Играла также в ф. "Бурлящий город", "Радополье", "Велосипедисты", "Депс", "Павле Павлович", "Специальное лечение" (пр. Мкф в Канне, 1980) и др. О Шацилло Д., Милена Дравич, в сб.: Кино Югославии, М., 1978.

DREYER, CARL THEODOR

ДРЕ`ЙЕР (Dreyer) Карл Теодор

(3.2.1889 - 20.3.1968)

дат. режиссёр, сценарист. Один из создателей дат. худож. кинематографа. С 1908 работал журналистом. С 1912 на студии "Нордиск" в Копенгагене, был автором титров, монтажёром, сценаристом. В ф. "Президент" (1919), пост. в духе сентимент. мелодрамы тех лет, Д. использовал худож. возможности монтажа и крупного плана.

В ф. "Страницы из книги сатаны" (1920), включавшем четыре эпизода (распятие Христа, инквизиция в ср.-век. Испании, Великая франц. революция и контрреволюция в Финляндии в 1918), пытался доказать, что источник несправедливости - политич. и религ. Нетерпимость. В этом реакц. ф. проявилось влияние на Д. контрреволюц. бурж. пропаганды. Ф. "Вдова пастора" (1920, Швеция) из жизни норв. крестьянства отмечен влиянием швед. кинематографич. школы.

Сравнительно правдиво была воспроизведена атмосфера Революции 1905 - 07 в России в ф. "Заклеймённые" ("Возлюби ближнего", 1921, Германия), но революц. движение режиссёр ограничивает подпольной деятельностью студенч. кружков. В 1925 Д. пост. ф. "Уважай свою жену", разоблачающий мораль . бурж. семьи. В комедии "Невеста Гломдаля" (1926, Норвегия) показал реалистич. образы норв. бедняков. В 1927 пост. во Франции ф. "Страсти Жанны д'Арк". Борьбу и гибель нар. героини, замученной католич. церковью и англ. оккупантами, Д. изобразил как символически обобщённое столкновение прогрес. духовного начала с бесчеловечными законами церкви и гос-ва. Новаторские средства кинематографич. образности, динамич. чередование крупных планов, выразит, ракурсы отличали цельную и правдивую стилистику фильма. В 30-е гг. Д., бескомпромиссный противник коммерч. кинематографа, остался без работы. Лишь в 1943 вернулся в кино и снял один из лучших своих ф.- "День гнева" (по пьесе "Анна, дочь Петера" Вирс-Енсена). Избрав в качестве сюжетно-историч. фона "охоту на ведьм" в ср.-век. Норвегии, Д. диалектически противопоставил жизнелюбивую и искреннюю героиню её пуританскому окружению. В 1955 пост. ф. "Слово" (по К. Мунку, гл. пр. Мкф в Венеции), в к-ром проявились богоискательские тенденции, христианско-мистич. понимание "чуда". В экранизации пьесы Я. Сёдерберга "Гертруда" (1965) Д. продолжил попытки поиска высокой трагедии, стремился здесь к слиянию диалога с изобразит. решением.

Значит. вклад в развитие дат. док. кино внёс Д. лентами "Помощь матерям" (1942), "Датские сельские церкви" (1947), "Торвальдсен" (1949), "Мост Сторстрём" (1950), "Замок в замке" (1954). Написал сц. для ф. реж. Й. Роса "Шекспир и Кронборг" (1950), "Реконструкция Ренне и Нексе" (1954).

Работы Д. отмечены высокой кинематографич. культурой, единством худож. компонентов. Стремясь к наиболее полному раскрытию внутр. мира персонажей, Д. вводил выразит, крупные планы (особенно в период немого кино), ассоциативный монтаж, замедлил ритм внеш. действия. Большое значение Д. придавал изобразит, стороне ф., успешно решая в чёрно-белых ф. колористич. задачи с помощью чёрного, серого и белого тонов. Композиция кадра в фильмах Д. отличалась строгой целесообразностью и красотой, в костюмах и декорациях органически сочетались историч. достоверность, монументальность и обобщённый лаконизм. Д.- автор мн. теоретич. и критич. статей, собранных в кн. "О кино".

Др. ф.: "Однажды" (1922), "Мнхауль" (1924, Германия), "Вампир, или Странное приключение Дэвида Грея" ("Сон Аллана Грея", 1931, Франция - Германия), Два человека" (1945, Швеция), "Опоздавшие на паром" (1948).

Литература: Оm filmen, Kbh., 1964; Fire film, (Kbh.), 1964.

Литература: Neergaard E., En filminstruktors arbejde; Carl Th. Dreyer og bans ti film, Kbh., 1940; его же, Carl Dreyer. A film director's work, (L., 1950); Semolue I., Dreyer, P., (1962); Milne Т., The cinema of Carl Dreyer, N. Y., 1971.

DUARTE, ANCELMU

ДУА`РТИ (Duarte) Анселму

(р. 21.4.1920)

браз. актёр, режиссёр. Представитель "нового кино". Изучал в ун-те экономику. В кино с 1947. За 10 лет снялся в 30 ф. (в т. ч. в Аргентине, Португалии, Испании), в осн. в муз. комедиях. По собств. сценарию пост. муз. комедию с элементами социальной критики "Совершенно точно!" (1957). В 1962 снял картину "Исполнитель обета" (по пьесе А. Диаса Гомиса, в сов. прокате "Обет", гл. пр. Мкф в Канне) о конфликте простого человека с церковью; в основе ф. "Путь спасения" (1965) - религ. тема. В 1980 пост. ф. "Преступление Зе Бигорна".

Др. ф.: режиссёр - "Истинный капитан Родриго" (1970), "Декарт" (1973), "Сейчас любят по-иному" (1976).

DUDOW, SLATAN

ДУ`ДОВ (Dudow) Златан

(30.1.1903 - 12.7.1963)

нем. режиссёр, драматург (ГДР). По нац. болгарин. Чл. Академии иск-в ГДР. С 1922 учился в Высш. школе театр, иск-ва и ун-те в Берлине, участвовал в агитпропгруппе "Красная помощь". В 1929 изучал кинопроиз-во в СССР. В Берлине был ассистентом у реж. Ф. Ланга и Г. В. Пабста. Дебютировал док. ф. "В каких условиях живёт берлинский рабочий" (1930). В 1932 по написанному им с Б. Брехтом и Э. Отвальдом сц. пост. худож. ф. "Куле Вампе" (с Э. Бушем в гл. роли) о судьбах молодых берлинских безработных. Ф. был запрещён властями. В 1934 эмигрировал во Францию. Работал в т-ре. Завершил в 1934 пост. ф. "Мыльные пузыри", начатого в Германии (франц. диалоги написал Ж. Превер). После оккупации Франции гитлеровцами заключён в концлагерь, затем бежал в Швейцарию. В 1946 вернулся в Германию, был в числе основателей к/ст ДЕФА. В 1949 пост. ф. "Хлеб наш насущный" о переломе в сознании рядового немца в результате демократич. преобразований в Вост. Германии. В сатирич. комедии "Капитан из Кёльна" (1956) Д. разоблачал реваншистские тенденции в ФРГ, в ф. "Сильнее ночи" (1954) показал героич. борьбу гамбургских коммунистов против фашизма. Ф. "Судьбы женщин" (1952, пр. Мкф в Карлови-Вари) и "Превратности любви" (1959) посвятил проблемам молодёжи. Погиб в автомобильной катастрофе, не успев завершить съёмки ф. "Кристина". Нац. пр. ГДР (1950, 1955, 1957).

DULAC, JERMAINE

ДЮЛА`К (Dulac) Жермен (наст. фам. Сессе-Шнейдер, Saisset-Schneider) Жермен

(7.11.1882 - июль, 1942)

франц. режиссёр, сценарист, теоретик кино. С 1909 зыступала как журналист и театр. критик. В кинос 1915. В ф. "Испанский праздник" по сц. Л. Деллюка, 1919) и последующих "Смерть солнца", 1921, "Улыбающаяся чадам Беде", 1922) стремилась создавать эмоц. атмосферу и развивать психологич. и поэтич. мотивы посредством свободной, не подчинённой сюжетным задачам ассоциации зрительных образов. Пост. ф.: "Дьявол в городе" (1924), "Дула артиста" (1925), сюрреалистский ф. "Раковины и священник" (1928) и др. Выступила сторонником "интегрального кино", осн. на ритме пластич. форм, отвлечённых от конкретного содержания. Снятые Д. в 1929 ф. "Пластинка 927" (на музыку Ф. Шопена), "Арабески" и "Тема и вариации" (на музыку К. Дебюсси) представляли собой попытку создать "музыку для глаз". После 1930 Д.- гл. ред. хроник, к/ж "Пате журналь". В кон. 30-х гг. организовала к/ж "Франс актюалите". Пост. ряд уч. ф. из серии "Кино на службе истории". Активно участвовала в движении киноклубов. В своих теоретич. работах Д. выдвинула термин "авангард" для обозначения эксперим. направления во франц. кино 20-х гг. (см. "Авангард").

Литература: Les esthetiqucs, les entraves, la cinegraphie integrate, "L'art cinematographique", v. 2, 1927; Le cinema d'avant-garde, в кн.: Le cinema des origines a nos jours, P., 1932.

Предыдущая страница Следующая страница