Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Кино: Энциклопедический словарь
Статьи на буквы "A-Z" (часть 8, "DUN"-"FIS")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 8, "DUN"-"FIS")

DUNAWAY, FAY

ДАНА`УЭЙ (Dunaway) Фей

(р. 14.1.1941, по др. данным, 1938)

амер. актриса. Окончила курсы худож. чтения, выступала на сцене. В кино с 1966 (ф. "Происшествие"). Роль Бонни Паркер в экр. биографии знаменитой гангстерской пары 30-х гг. "Бонни и Клайд" (1967, реж. А. Пенн) принесла ей известность. Темперамент актрисы, её выразит. внешность придавали особую яркость и убедительность активным, зачастую безжалостным и одновременно глубоко несчастным героиням таких ф., как "Сделка" (1969, реж. Э. Казан), "Оклахома, как она есть" (1973, реж. С. Крамер), "Китайский квартал" (1974, реж. Р. Полянский), "Телесеть" (1976, реж. С. Люмет, пр. "Оскар" и др.). В 1981 сыграла роль актрисы Д. Кроуфорд в ф. "Дорогая мамочка".

Среди др. ф.: "Маленький большой человек", "Три мушкетёра", "Четыре мушкетёра", "Три дня Кондора", "Чемпион".

DUPEREY, ANNY

ДЮПЕРЕ` (Duperey) Анни

(р. 28.6.1947)

франц. актриса. В 1964 окончила Парижскую консерваторию. Работает в т-ре. В кино с 1967 (ф. "Две или три вещи, которые я знаю о ней", реж. Ж. Л. Годар). Создала тип совр. француженки, наделенной обаянием и непосредственностью. Наиболее значит. роли в ф. "Три шага в бреду" ("Необыкновенные истории", 1968), "Пока, Барбара" (1969), "Несчастья Альфреда" (1971), "Ставиский" (1974, реж. А. Рене), "Никаких проблем!" (1975), "И слоны бывают неверны" (1976), "Бобби Дирфилд" (1977, реж. С. Поллак, и сов. прокате "Жизнь взаймы", США). В 1982 снялась в ф. "Тысяча миллиардов долларов".

Др. ф.: "Человек, который стоил миллиарды", "Без предупреждения", "Жестокое удовольствие", "Карьерист", "Золотая ночь".

DUPONT, EWALD ANDRÉ

ДЮПО`Н (Dupon) Эвальд Андреас

(25.12.1891 - 12.12.1956)

нем. и амер. режиссёр. Выступал как журналист и кинокритик в Германии. С 1915 сценарист, с 1918 режиссёр (ф. "Европа, до востребо вания"). Наибольший успех Д. принесли мелодрамы из жизни артистич. мира "Старый закон" (1923) и особенно "Варьете" (1925), пост. с худож. убедительностью, тонкой проработкой характера гл. героя (актёр Э. Яннингс), с использованием новаторских кннематографич. приёмов (оп. К. Фройнд). Пост, также ф.: "Люби меня, и мир будет мой" (1926, США), "Мулен-Руж" (1927, Франция), первый англ. звук. ф. "Атлантнк" (1929), "Сальто мортале" (1931, Германия) и др. В США пост. до 1940 12 ф., в т. ч. "Женщины должны любить" (1933), "Забытые лица" (1936), "Адская кухня" (1939). Пост, несколько ф. на ТВ.

DURAS, MARGUERITE

ДЮРА`, Дюрас (Duras) Маргерит

(р. 4.4.1914)

франц. писательница, сценарист, режиссёр. Училась в Парижском ун-те. Как романист дебютировала в 1943. Нек-рые из её романов экранизированы реж.: Р. Клеманом - "Плотина на Тихом океане" (1957); П. Бруком - "Модерато кантабиле" (1960); Т. Ричардсоном - "Моряк с "Гибралтара"" (1967); Ж. Дассеном - "В половине одиннадцатого летним вечером" (1967).

Сц. ф. "Хиросима, моя любовь" (1959, реж. А. Рене) и "Столь долгое отсутствие" (1961, реж. А. Кольпи), а также пост. ею ф. "Музыка" (1967, с П. Себаном) выдвинули Д. в число ведущих деятелей франц. кино. Большинство её ф. с сюжетной точки зрения представляют развитие тех или иных линий её романа "Похищение Лолы фон Штейн" (1964). Д. стремится в своём творчестве к разрушению роли и функции сюжета, осуществляя такую "деконструкцию" также путём переработки одного и того же произв. в соответствии с законами разл. иск-в. В ф. "Индийская песня" (1975), снятом по её роману и пьесе "Вице-консул", персонажи "лишаются голоса" (голос даётся за кадром, несинхронно по отношению к изображению,- приём, использованный ранее в ф. "Женщина с Ганга", 1974). В ф. "Её имя Венеция в пустынной Калькутте" (1976) Д. переносит звук, дорожку из "Индийской песни", изменив при этом изобразит, ряд (остаются лишь голоса героев, к-рые не присутствуют на экране). Новации Д. в области киноязыка, эксперименты со звуком, временем и пространством в ф. часто оборачиваются откровенной абсолютизацией формы. Д. выступает также как автор критич. статей.

Др. "р.: "Разрушайте, говорит она" (1969), "Солнце - жёлтое" (1971), "Натали Гран-же" (1973), "Бакстер, Вера Бакстер" и "Грузовик" (1977), "Агата и безостановочное чтение" и "Человек с Атлантики" (1981).

DURBIN, DINA

ДУ`РБИН (Durbin) Дина (наст. имя Эдна Мей)

(р. 4.12.1921)

амер. актриса. В кино С 1936 (к/м муз. ф." Каждое воскресенье"). В 1937 сыграла одну из гл. ролей в комедии реж. Г. Костера "Три милых девушки", создав образ девушки-подростка, с целеустремлённой добротой восстанавливающей мир в семье. Этот образ почти без изменений был повторён Д. в др. картинах Костера: "Сто мужчин и одна девушка" (1937), "Три милых девушки стали взрослыми" и "Первая любовь" (в сов. прокате "Первый бал") - оба 1939. Прирождённая музыкальность и обаятельная непосредственность обеспечили Д. внимание широкого зрителя. Наибольшего успеха актриса достигла в годы 2-й мировой войны в ф. "Это началось с Евы" (1941, в сов. прокате "Брак поневоле") и "Сестра его дворецкого" (1943). С 1945 слава Д. пошла на спад. Не в силах преодолеть инерцию однотипных персонажей, актриса постепенно теряла своих зрителей, не принявших её в ф. "Леди в поезде" (1945), "Наверх, в Центральный парк" и "Ради любви к Мэри" (1948). В 1949 Голливуд прервал контракт с Д., и больше она в кино не снималась. Спец. пр. "Оскар" (1938).

DUVIVIER, JULIEN

ДЮВИВЬЕ` (Duvivier) Жюльен

(8.10.1896 - 29.10.1967)

франц. режиссер. Был актёром т-ра. В 1919 пост, первый ф. "Гасельдама". В 20-е гг. большим успехом пользовался его ф. "Рыжик" (но Ж. Ренару, 1925; снят им в 1932 повторно в звук, варианте и с др. актёрами). Среди лучших работ 30-х гг.- ф. "Дружная компания" (1936), "Пепе ле Моко" и "Бальная записная книжка" (1937). В 1938 на амер. фирме МГМ Д. снял ф. "Большой вальс" - романтизир. биографию И. Штрауса. Во Франции пост. ф. "Конец дня" (1939), повествующий о драм. судьбе некогда прославленных актёров, старость к-рых проходит в доме призрения. Во время 2-й мировой войны Д. находился в США, где снял неск. ф., в т. ч. "Сказки Манхэттена" (1942). На родине пост. детективный ф. "Паника" (по Ж. Сименону, 1946), ф. "Мирок Дон Камилло" (1952) и его продолжение - "Возвращение Дон Камилло" (1953) о жизни итал. городка, экранизацию романа Я. Вассермана "Дело Маурициуса" (1954), комедию "Марианна моей юности" (1955). В Великобритании экранизировал "Анну Каренину" (по Л. Н. Толстому, 1948, с В. Ли в гл. роли). Широкую известность получил ф. "Мари-Октябрь" (1959), воскресивший события Движения Сопротивления. Д.- автор или соавтор сц. большинства своих фильмов. Сотрудничал со сц. III. Спааком, А. Жансоном и др. В его ф. снимались лучшие актёры франц. кино: Ж. Габен, Л. Жуве, М. Симон, Д. Дарье и др.

Среди др. ср.: "Дамское счастье" (по Э. Золя, 1929), "Алло, Берлин? Это Париж" (1932), "Мария Шапделен" (по Л. Эмону, 1934), "Голгофа" и "Знамя" (1935), "Голем" (по Г. Мейринку, 1936), "Призрачная тележка" (по С. Лагерлёф, 1939), "Плоть и фантазия" (по О. Уайльду) и "Самозванец" - оба США, 1943, "В царстве небесном" (1949). "Чёрный Джек" (1950, Испания), "Под небом Парижа" (1951), "Именины Генриетты" (1952), "Вот оно, время убийц" (1956), "Человек в непромокаемом плаще" и "Накипь" (по Золя) - оба 1957, "Женщина и паяц" (1959), "Бульвар" (1961), "Дьявол и десять заповедей" (1962), "Мороз по коже", "Дьявольски ваш" (1967).

Литература: Лепроон П., Совр. франц. Кино-режиссеры, пер. с франц., М., 1960.

DYMSZA, ADOLF

ДЫ`МША (Dymsza) Адольф (наст. фам. Багиньский, Bagiriski)

(7.4.1900 - 21.8.1975)

польск. актёр. С 1917 выступал в т-ре и варьете. В кино с 1918. Играл эксцентрич. комедийные роли, принёсшие ему широкую популярность. В ф. "Дело, которое надо уладить" (1953) сыграл 8 сатирич. ролей-масок. В картине "Мой старик" (1962) воплотил драм, образ. Оптимизм, демократизм облика - осн. черты исполнительского творчества Д. Иск-ву и личности Д. поев, ф. "ПанДодек" (1971). Гос. пр. ПНР (1952).

Др. ф.: "Любовь сквозь огонь и кровь", "Мораль пани Дульской", "Сто метров любви", "Двенадцать стульев" (польск.-чехосл.), "Парад резервистов", "Додек на фронте", "Растяпа", "Спортсмен поневоле", "Сокровище" (в сов. прокате "Моё сокровище"), "Ирена, домой!", "Нпкодем Дызма" (в сов. прокате "Необыкновенная карьера"), "Кафе "Минога"", "Арена" (СССР).

Литература: Актеры заруб. кино, в. 1, М., 1965.

EASTWOOD, CLINT

И`СТВУД (Eastwood) Клинт

(р. 31.5.1930)

амер. актёр, режиссёр. В кино с 1954 (ф. "Месть чудовища"). Приобрёл популярность, исполнив роль одного из героев цикла итал. вестернов С. Леоне "За пригоршню долларов" (1964), "За несколько лишних долларов" (1965), "Хороший, плохой, злой" (1966). Созданный в этих картинах образ хладнокровного и безжалостного авантюриста часто варьировался И. по возвращении в США в вестернах и гангстерских фильмах. Известность И. принесла роль полицейского инспектора Гарри в фильме "Грязный Гарри" (1972). Этот ф., как и ф. "Пистолет "Магнум"" (1973), "Защитник закона" (1976), утверждал идею индивидуального насилия как единственного средства борьбы и с пороками общества, и с антибурж. бунтарством. Та же направленность отличала и реж. работы И. - "Сыграй мне туманно" (1971), "Весёлый" (1973), "Бронко Билли" (1980) и др. В ф. последних лет особенно наглядно проявилась реакционная позиция И.

EISLER, HANS

Э`ЙСЛЕР (Eisler) Ханс

(6.7.1898 - 6.9. 1962)

нем. композитор (ГДР). Чл. КПГ с 1926. Чл. Академии иск-в ГДР. Учился в Вене у А. Шёнберга. С 1925 работал в сотрудничестве с Б. Брехтом и З. Дудовом. В кино с 1927. Написал музыку к ф. "Ничья земля" (1930), в 1932 - музыку для ф. "Куле Вампе" (реж. Дудов). В 1933 эмигрировал из Германии. Жил и работал в СССР, Франции, Великобритании. Написал музыку к ф.: "Комсомол" (док., 1933, СССР), "Большая игра" (1934, Франция), "Абдулла проклятый" (1934, Великобритания). В 1938 - 48 жил и работал в США. Написал музыку ко мн. ф., в т.ч.: "Палачи тоже умирают" (1942, реж. Ф. Ланг). В 1948 вернулся на родину, где продолжал работать в кино: "Хлеб наш насущный", "Совет богов", "Вильгельм Пик - жизнь нашего президента" (док.), "Судьбы женщин" - все ГДР; "Милый друг" (Австрия - Франция), "Ночь и туман" (док., Франция), "Салемские колдуньи" (ГДР - Франция). Нац. пр. ГДР (1950, 1958).

EKBERG, ANITA

Э`КБЕРГ (Ekberg) Анита

(р. 29.9.1931)

амер. актриса. По нац. шведка. С 1953 в Голливуде. В 1956 снялась в роли Элен Курагиной в ф. "Война и мир" (реж. К. Видор). В 1959 сыграла роль "кинозвезды" Сильвии в ф. "Сладкая жизнь" (реж. Ф. Феллини, Италия). Снялась также в гротесковой новелле "Искушения доктора Антонио" (в ф. "Боккаччо-70", 1961, реж. Феллини) и в эпизодич. роли в его же т/ф "Клоуны" (1970). Впоследствии снималась редко ("Признание монахини", 1979, "Толстуха", 1982, оба Италия).

Среди др. ф.: "Возвращение из вечности" и "Голливуд или пропал" (США), "Валери" (Великобритания), "Парижские каникулы" (США), "Монголы" (Италия), "Четверо за Техас" (США), "Простите, Вы за или против?" и "Развод" (Италия).

ENGEL, ERICH

Э`НГЕЛЬ (Engel) Эрих

(14.2.1891 - 10.5. 1966)

нем. режиссёр (ГДР). Чл. Академии искусств ГДР. Был актёром и режиссёром в т-рах Гамбурга, Мюнхена, Берлина. Первая работа в кино - "Кто принимает любовь всерьёз?" (1931). После 2-й мировой войны работал в трах и кино ГДР, ФРГ и Зап. Берлина. На к/ст ДЕФА пост. ф. "Дело Блюма" (1948) об антисемитизме в донацистской Германии, "Бобровая шуба" (по Г. Гауптману, 1949) и "Эскадрилья "Летучая мышь"" (1958) об амер. интервенции во Вьетнаме. Нац. пр. ГДР (1949, 1957).

Др. ф.: "Пятеро из джазбанда" (1932), "Только комедиант" (1935), "Намордник" (1938), "Летняя любовь" (1942), "Старое ердце снова молодо" (1943), "Любовь без иллюзий" (1955), "Перед богом и людьми" (1955).

ENRICO, ROBERT

ЭНРИКО` (Enrico) Робер

(р. 13.4.1931)

франц. режиссёр. В 1949 - 51 учился в ИДЕКе. Работал на ТВ как репортёр и ассистент режиссёра. В 1956 - 59 снимал уч. воен. фильмы. С 1960 стал снимать к/м ф., один из к-рых ("Таумето-пея") был отмечен пр. Мкф в Оберхаузене. Снял к/м ф. по А. Бирсу "Пересмешник", "Битва за Чикамауга" и "Совиный ручей" (гл. пр. Мкф в Канне), к-рые вышли на экран в 1968 под назв. "В центре жизни" (пр. Мкф в Сан-Себастьяне). Первый п/м худож. ф. - "Прекрасная жизнь" (1963, вышел в 1964) о судьбе солдата, вернувшегося с войны в Алжире. Пост. также ф. "Лесорубы" (1966), приключенч. ленту "Искатели приключений" (1967), гангстерскую комедию "О!" (сокращённая форма фам. Олен, 1968). Среди лучших ф.: психологич. драмы "Тётя Зита" (1968) и "Старое ружьё" (1975, пр. "Сезар"), социальная драма "След гигантов" (1979), трагикомедия "Орёл или решка" (1980). В 1983 пост, антифаш. ф. "От имени всех родных". В фильмах Э. снимались мн. известные актёры франц. кино - А. Делон, Л. Вентура, Ж. П. Бельмондо, Б. Бардо, С. Реджани, Ж. Л. Трентиньян, Ф. Нуаре, Р. Шнайдер. Соавтор сц. всех своих фильмов.

Др. ф.: "Любит - не любит" и "Ромовый бульвар" (1971), "Главари" (1972), "Секрет" (1974).

EPSTEIN, JEAN

ЭПШТЕ`ЙН (Epstein) Жан

(26.3.1897 - 2.4.1953)

франц. режиссёр, теоретик кино. Занимался эстетикой. Развил выдвинутую Л. Деллюком теорию фотогении. Опубликовал кн. "Сегодняшняя поэзия" и "Здравствуй, кино" (1921), "Лирософия" (1922). В 1922 пост. (с Ж. Бенуа-Леви) док. ф. "Пастер". Затем пост. ф."Красная гостиница" (по О. Бальзаку, 1922) и "Верное сердце" (по собств. сц., 1923). Э. придавал большое значение экспериментам в области киноязыка, поискам метафорич. образности. В ф. "Падение дома Эшеров" (по Э. По, 1928) он использовал приёмы нем. экспрессионистского кино. Позже обратился к стилю поэтич. документализма. Ф. "Finis Terrae" и "Мор' Вран" были сняты в 1929 на островах у побережья Бретани и правдиво показывали суровую природу и тяжёлый, полный опасностей труд рыбаков. В 30-х гг. пост. неск. коммерч. фильмов. Последняя значит. работа Э., сделанная в стиле поэтич. документализма,- к/м ф. "Хозяин ветров" (1947). Др. ф.: "Прекрасная нивернезка" (по А. Доде) и "Лев моголов" (1924), "Афиша" и "Двойная любовь" (1925), "Приключения Робера Макера" (1926), "Человек с "Испано"" (1932), "Хозяйка Ливанского замка" (1933), "Сердце бродяг" (1935).

Литература: Le cinema tograpjie vu de l'Etna, P., (1926); La phptogenie de l'imponderable, P., 1935; L'intelligence d'une machine, P., 1946; Le cinema du diable, P., 1947; Esprit du cinema, Gen.- P., 1955.

Литература: Gawrak Z., Jan Epstein. Studium natury w sztuce filmowej, Warsz., 1962.

ESZTERGÁLYOS, CECÍLIA

Э`СТЕРГАЙОШ (Esztergályos) Цецилия

(р. 26.1.1943)

венг. актриса. Окончила Хореографич. уч-ще (1959) и Высш. школу т-ра и кино (1968). С 1968 в т-ре "Талия" (Будапешт). В кино с 1961. В ф. "Ты" (1962, к/м), "Пора мечтаний" (1965), "С Новым годом!" (1978), "Этот день - подарок" (1980), "С днём рождения, Мерилин!" (1981)создала лирико-характерные образы, отмеченные глубокой психологич. разработкой и смелостью внеш. рисунка. В 1983 снялась в ф. "Игра в облаках". Пр. им. Ясаи (1971). Среди др. ф.: "Потерянный рай", "Что делало Ваше величество с трёх до пяти?", "Профессор преступного мира", "Футбол давних времён", "Где вы, Дерине?", "Дурной глаз".

ÉTAIX, PIERRE

ЭТЕ`КС (Étaix) Пьер

(р. 23.11.1928)

франц. актёр, режиссёр. Был карикатуристом, театр, художником, выступал в варьете и цирке. Сотрудничал с реж. Ж. Тати (ассистент и автор комедийных трюков в его ф. "Мой дядя", 1958). В 1961 снял к/м комедию "Разрыв", затем ф. "Счастливый день рождения" (1962, пр. "Оскар", 1963). В первом п/м ф. "Вздыхатель" (1963, пр. Деллюка), продолжая традиции М. Линдера и Б. Китона, Э. создал образ комич. героя - меланхолич. денди с автоматич. движениями и почти неподвижным лицом. В своих фильмах Э. выступает как автор сц., режиссёр и исполнитель гл. ролей. Блестящий по комедийной технике ф. "Йо-Йо" (1964) - рассказ об аристократе, бросившем свой родовой замок и ставшем клоуном в бродячем цирке. В лирич. комедии "Большая любовь" (1969) герой, погрязший в рутине деловой жизни, возрождается благодаря любви. Ф. "Страна изобилия" (1971) содержит элементы сатиры на франц. обывателей. Снялся в фильме Ф. Феллини "Клоуны" (1970, т/ф, Италия), "Серьёзно, как удовольствие" (1975, реж. Р. Бенайун). Продолжает выступать в т-ре и цирке.

Среди др. ф.: реж.- "Бессонница" (1961, к/м), "Было бы здоровье" (1966).

FÁBRI, ZOLTÁN

ФА`БРИ (Fábri) Зольтан

(р. 15.10.1917)

венг. режиссёр. Нар. арт. ВНР (1965). Учился в школе живописи. Окончив актёрский ф-т Высш. театр, школы (1941), работал в т-рах Будапешта сценографом, актёром, режиссёром. В 1950 худ. рук. к/ст"Хунния". Первые работы - ф. "Буря" (1952) и "Знак жизни" (1954, в сов. прокате "14 спасённых жизней", пр. Мкф в Карлови-Вари) отмечены попыткой преодолеть бесконфликтность сценариев, посв. совр. жизни нач. 1950-х гг. Ф."Карусель" (по И. Шаркади, 1955) стал этапным как для творчества Ф., так и для венг. кинематографии. Острая социальная коллизия - непримиримое столкновение новых отношений и старого уклада в деревне - обрела худож. воплощение в многослойной сценарной основе и психологически углублённых характерах действующих лиц. Напряжённый драматизм сюжетного развития "Карусели" сопровождает лирич. тема молодости, любви, весны. В ф. "Господин учитель Ганнибал" (по Ф. Море, 1956, пр. Мкф в Карлови-Вари, 1957) нравы и законо-установления провинц. городка в хортистской Венгрии 1930-х гг. показаны как питательная среда "обыкновенного фашизма". Этой картиной начался цикл антифаш. ф., в к-рый входят также ленты "Анна Эдеш" (по Д. Костоланьи, 1958), "Два тайма в аду" (1961), "Дневное затмение" (по Б. Палотаи, 1963, в сов. прокате "Ночь среди дня"), "После сезона" (1966, пр. Мкф в Венеции, 1967), "Добро пожаловать, господин майор!" ("Семья Тот" по И. Эркеню, 1969), "Пятая печать" (по Ф. Шанте, 1976, гл. пр. Мкф в Москве, 1977), "Венгры" (по Й. Балажу, 1978) и "Встреча Балинта Фабиана с богом" (1980, в сов. прокате "Судьба Балинта Фабиана"). Высшим достижением режиссёра стал ф. "Двадцать часов" (по Шанте, 1965, пр. Мкф в Москве, Венеции и др.) - первый в венг. киноиск-ве опыт эпич. отражения социально-политич. перестройки страны после освобождения от фашизма. В 1982 пост. ф. "Реквием" (по Эркеню). Творч. внимание Ф. сосредоточено на прослеживании связей личности с историч. и социальной средой. Фильмы Ф. разнообразны по жанровым и стилистич. решениям, среди них деревенская драма, политич. сатира, эпич. хроника, филос. притча, детский фильм. Выступает соавтором сценариев и художником мн. своих фильмов. Работает как театр, сценограф и книжный график. Преподаёт в Высш. школе т-ра и кино. В 1965 - 81 ; пред. СК ВНР. Творчеству и личности Ф. посв. ф. "Зольтан Фабри" (1980, реж. Л. Надаши). Гос. пр. им. Кошута (1953, 1955, 1970). Юбил. пр. Мкф в Москве (1979).

Др. ф.: "Сумасшедший апрель" (1957), "Хищник" (1960), "Лето в пригороде" (1965), "Мальчишки с улицы Пал" (по Ф. Мольнару, 1968, с США, пр. Мкф в Москве, 1969), "Муравейник" (1971), "Плюс-минус один день" (1973), "141 минута из "Незавершённой фразы"" (по роману Т. Дэри, 1974, в сов. прокате "Незавершённая фраза", спец. пр. Мкф в Москве и Зап. Берлине, 1975), "Приходите на мои именины" (1984).

Литература: Nadasу L., Fabri Zoltan, Bdpst, 1974. И. И. Рубанова.

FABRIZI, ALDO

ФАБРИ`ЦИ (Fabrizi) Альдо

(р. 1.11.1897, по др. данным, 1905)

итал. актёр, сценарист, режиссёр. Выступал в мюзик-холле. В кино с нач. 40-х гг. Междунар. известность получил в роли священника-антифашиста дона Пьетро в ф. "Рим - открытый город" (1945, реж. Р. Росселлини), где создал подлинно нар. образ героич. звучания. Снимался во мн. ф. неореалистич. направления, исполняя разнохарактерные роли в комедиях и драмах, среди к-рых наиболее примечательна роль полицейского в ф. "Полицейские и воры" (1951, соавтор сц., реж. Стено, М. Моничелли). Выступал одновременно как соавтор сц. - ф. "Жить в мире" (1946, реж. Л. Дзампа), "Преступление Джованни Эпископо" (1947, реж. А. Латтуада) или как сценарист и режиссёр - ф. "Эмигранты" (1949), "Семья Пассагуаи богатеет" (1951), "Папа становится мамой" (1952), эпизод в ф. "Такова жизнь" (1953), "Украли трамвай" (1955), "Маэстро" (1958).

Среди др. ф.: актёр - "Проходите вперёд, там свободно", "Кампо ден Фьори", "Мой сын профессор", "Первое причастие", "Франциск - менестрель божий", "Прежние времена", "Донателла", "Сделано в Италии", "Не прикасайся к белой женщине" (Франция - Италия), "Вот это были годы".

FABRIZI, FRANCO

ФАБРИ`ЦИ (Fabrizi) Франко

(р. 15.2.1926)

итал. актёр. С 1947 в т-ре. В кино с 1953 (ф. "Маменькины сынки", реж. Ф. Феллини). Снимался в разнохарактерных ролях в ф. "Римлянка" (1954), "Мошенничество" (реж. Феллини) и "Подруги" (реж. М. Антониони) - оба 1955, "Норковое манто" и "Калабуч" (Испания) - оба 1956, "Мужья в городе" (1957), "Летние рассказы" (1959), "Дамы и господа" (1966, реж. П. Джерми). Ф. обычно играл "среднего итальянца", эгоистичного, внутренне опустошённого мелкого буржуа. В 1971 исполнил эпизодич. роль парикмахера в фильме Л. Висконти "Смерть в Венеции".

FAIRBANKS, DOUGLAS

ФЭ`РБЕНКС (Fairbanks) Дуглас (наст. имя и фам. Дуглас Элтон Томас Ульман, Ullman)

(23.5.1883 - 12.12.1939)

амер. актёр, продюсер. В 1904 - 14 работал в т-ре. В 1915 дебютировал в фильме Д. У. Гриффита "Ягнёнок". При участии реж. Дж. Эмерсона и сц. А. Лус формировалось амплуа Ф., к-рое в дальнейшем принесло ему большой успех,- искатель приключений, преодолевающий любые преграды. В 1917 стал продюсером собств. фильмов. В 1919 основал с Ч. Чаплином, Д. У. Гриффитом и своей женой актрисой М. Пикфорд компанию "Юнайтед артисте". Наиболее крупные картины с участием Ф.: "Двойные хлопоты" (1915), "Американец" (1916), "Дикий и лохматый", "Современный мушкетёр" и "Путешествие на Луну" (1917), "Его величество американец" (1919), "Знак Зорро" (1920), "Три мушкетёра" (1921), "Робин Гуд" (1922), "Багдадский вор" (1924), "Чёрный пират" (1926), "Железная маска" и "Укрощение строптивой" (1929). В 30-е гг. снялся только в новом варианте "Путешествия на Луну" (1931), док. ленте о своей поездке в Азию "Вокруг света за 80 минут с Дугласом Фэрбенксом" (1932, Великобритания), в ф. "Мистер Робинзон Крузо" (1932) и "Частная жизнь Дон Жуана" (1934, Великобритания). В ряде ф. был автором или соавтором сценариев. Спец. пр. "Оскар" (1939).

Литература: Верховский Н., Дуглас Фербенкс, (М.), 1929; Разумовский А., Дуглас Фербенкс, в кн.: Звезды немого кино, М., 1968; Schiickel R., Douglas Fairbanks, (L., 1976); Ford С h., Douglas Fairbanks, P., 1980.

FARMER, FRANCIS

ФА`РМЕР (Farmer) Фрэнсис

(19.9.1914 - 1.8.1970)

амер. актриса. Училась на театр. ф-те ун-та шт. Вашингтон. В кино с 1935. Наиб, известная работа - двойная роль певички и её наивной дочери в ф. "Придите и получите это" (1936). В кон. 30-х гг. с успехом выступила на сцене нью-йоркского "Груп-тиэтра". Бескомпромиссность в творчестве, активное участие в социальной борьбе вызвали неудовольствие реакц. кругов, в т. ч. руководителей студии "Парамаунт". На актрису начались гонения, она пережила несколько нервных срывов и в 1943 - 1950 подвергалась насильственному лечению в разл. психиатрич. больницах. Попытки вернуться к творческой деятельности успехом не увенчались. Трагич. судьбе Ф. был посвящен ф. "Фрэнсис" (1982), заглавную роль в к-ром сыграла Дж. Ланж.

Среди ф.: "Слишком много родителей", "Ритм прерий", "Жидкое золото".

Литература: Арнольд У., Френсис Фармер. В мире теней, "Иностр. лит-ра", 1982, № 3.

FARROW, MIA

ФЭ`РРОУ (Farrow) Миа

(р. 9.2.1945)

амер. актриса. Училась в Лос-Анджелесе и в Лондоне. С 1963 на сцене. Первый ф.- "Ружья в Батаси" (1964, Великобритания). Получила известность в ф. "Ребёнок Розмари" (1968), где сыграла юную американку, ставшую жертвой козней служителей Сатаны. В этом ф. сложилось амплуа актрисы - роли беззащитных женщин, зачастую психически неуравновешенных. Играла в ф.: "Джон и Мэри" и "Тайная церемония" (1969), "Следуйте за мной" (1972, пр. Мкф в Сан-Себастьяне, Великобритания), "Великий Гэтсби" (1974), "Свадьба" и "Смерть на Ниле" (Великобритания, в сов. прокате "Роковое путешествие") - оба 1978, "Ураган" (1979), "Эротическая комедия летнего вечера" (1982), "Зелиг" (1983).

FASSBINDER, RAINER WERNER

ФА`СБИНДЕР (Fassbinder) Райнер-Вернер

(31.5.1946 - 10.6.1982)

нем. режиссёр (ФРГ). Получил актёрское образование. В 1967 - 75 работал в разл. т-рах страны. С 1971 возглавлял собств. кинофирму "Танго-фильм". В кино дебютировал к/м ф. "Городской бродяга" (1965) и "Маленький хаос" (1966). Темой первого п/м ф.- "Катцельмахер" (1969) стали нетерпимость и агрессивность "цивилизованного" мещанства и расовые предрассудки в ФРГ. Эта картина, так же как и "Боги чумы" (1970), "Любовь холоднее смерти" (1969), "Американский солдат" (1971, история бывшего солдата, ставшего наёмным убийцей) и "Сапёры в Ингольштадте" (1971, т/ф, сатира на мещан, преклоняющихся перед военным мундиром), создана под сильным воздействием театра. Уже в этих ранних ф. проявилось стремление режиссёра наполнить традиц. жанровые схемы (гангстерский ф., мелодрама) острым социально-критич. содержанием. В нач. 70-х гг. Ф. отказывается от формальных экспериментов и подражательства"синема-верите" и амер. "подпольному кино", характерных для его ранних работ. В картине "Торговец четырёх времён года" (1971) Ф. обратился к исследованию зап.-герм. общества эпохи т. н. экономического чуда 50-хг г., показав трагедию одиночки, оказавшегося лишним в обществе "всеобщего благосостояния". В 1972 Ф. пост. картину "Горькие слёзы Петры фон Кант", анализирующую психологический кризис индивидуума, стоящего вне официальной морали. В драме из жизни рабочего-иммигранта "Страх съедает душу" (1974, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне) Ф. вновь показал губительную силу расовых предрассудков. Критика мелкобурж. воззрений и морали характерна и для картин о положении женщин в настоящем ("Марта", т/ф) или в прошлом ("Эффи Брист" по Т. Фонтане) - обе 1974. Изгои общества, жертвы моральной и социальной предубеждённости - центр. персонажи ф. "Кулачное право свободы" т/ф "Страх перед страхом" (1975).

В последний период творчества Ф. настойчиво обращался к сравнительно недавнему прошлому, исследуя взаимосвязь историко-политич. процесса и сознания человека. В 1978 снял ф. "Замужество Марии Браун" (пр. Мкф в Зап. Берлине, 1979) и участвовал в пост. ф. "Германия осенью" о политич. ситуации в ФРГ. В 1979 снял ф. "Третье поколение", вскрывающий реакц. сущность левацкого терроризма и его связи с неофашизмом. В том же году пост. т/ф "Берлин, Александерплац" (по А. Дёблину).

В 1981 Ф. обратился к теме 2-й мировой войны в ф. "Лили Марлен", где осуждал войну, как апокалиптическое бедствие для простого человека, лишённого возможности понять её механизм и цели.

Тема фильма "Замужество Марии Браун" продолжена Ф. в картине "Смятение Вероники Фосс" (1982, гл. пр. Мкф в Зап. Берлине). Рассказывая о драме некогда популярной актрисы, Ф. рисует психологически убедительную картину нравств. опустошённости и деградации личности в бурж. обществе. Последняя работа режиссёра - "Кверель" (по роману Ж. Жене "Кверель из Бреста").

Противоречивое в целом творчество Ф. было отмечено неприятием зап.-герм. действительности, всей обществ. бурж. системы ФРГ. Критикуя мещанскую психологию, показывая кричащее противоречие между технико-экономич. прогрессом и духовным обнищанием об-ва, Ф. вместе с тем путь к изменению мира видел не в его революционном переустройстве, а во внутреннем возрождении личности.

Др. ф.: "Почему г-н Р. подвержен амоку (т/ф, с М.Фенглером), "Рио дас Мортес" (т/ф) и "Уайти" (1970), "Предостережение перед святой шлюхой" (1971), "Поездка Никласхаузера" (1970, т/ф, с М. Фенглером), "Поездка матушки Кюстер в небо" (1975), "Сатанинское зелье" и "Китайская рулетка" (1977), "Больвизер" (1977, т/ф), "Путешествие в свет" ("Отчаяние") и "В году тринадцати лун" (1978), "Лола" (1981). Н. А. Егорова.

FAUSTMAN, HAMPE

ФА`УСТМАН (Faustman) Хампе (наст. имя Эрик)

(3.7.1919 - 22.8.1961)

швед. режиссёр, актёр. Окончил школу при Драм. т-ре в Стокгольме. Сыграл гл. роль в ф. реж. А. Шёберга "Ставка - жизнь" (1939). Интерес к социальным проблемам проявился уже в его первой реж. работе - ф. "Ночь в порту" (1943).

Ф. с энтузиазмом воспринял передовой опыт сов. киноиск-ва. Герои его картин - рабочие, крестьяне, моряки. Ф. "Когда цветут луга" (1946), "Чужая гавань" (1948) впервые в швед, кино затрагивают вопросы пролет, солидарности, классовой борьбы. Антивоен. пафос отличает ф. "Воспоминания военного" (1947) и "Подводная лодка № 39" (1952). В ф. "Бог и цыган" (1954) показал бедственное положение цыганского населения Швеции. Экранизировал "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского (1945), "Ларе Хорд" Я. Фридегорда (1948), в к-рых также исполнил гл. роли. Последний ф.- "Путешествие в ночи" (1955).

Литература: Bengtsson. Y., Наmpe Faustman, realisten i svensk film, "Chaplin", 1963, № 34.

FAVIO, LEONARDO

ФА`ВИО (Favio) Леонардо

(р. 1930)

аргент. режиссёр. Представитель "нового аргент. кино" 60-х гг. Начинал как актёр и драматург. Снимался у реж. Л. Торре Нильсона в ф. "Дом ангела" (1957), "Рука в ловушке" (1961), "Терраса" (1963) и др. Пользовался большой популярностью у зрителя. В 1965 дебютировал как режиссёр ф. "Хроника одинокого мальчика". Стремление порвать с традиц. схемами аргент. коммерч. кино характерно для ф. "Романс об Анисето и Франсиске..." (по X. С. Хури, 1966). В 1968 пост. ф. "Служащий" (по Хури, пр. Мкф в Сан-Себастьяне). В 1972 выпустил ф. "Хуан Морейра", в 1976 - ф. "Мечтать, мечтать". Гл. тема этих картин - социальная жестокость и постепенное разрушение личности, подавленной бурж. обществом. Ф. "Насарено Крус и волк" (1974) - стилизация популярной легенды сев. р-нов Аргентины.

FEHMIU, BEKIM

ФЕХМИ`Ю (Fehmiu) Беким

(р. 1.6.1936)

югосл. актёр. С 1960, по окончании Академии т-ра, кино, радио и ТВ в Белграде, в Югосл. драм. т-ре. В кино с 1964 ("Под тем же небом", в сов. прокате "Месть за убийство"). Лучшие роли - в ф. "Скупщики перьев" и "Протест" (1967). Исполнил гл. роль в итал. ф. "Приключения Одиссея" (1969). Снялся в ф.: "Девушка" и "Рой" (1965), "Путь" и "Тёплые годы" (1966), "Западня для генерала" (1971), "Депс" (1974), "Специальное воспитание" (1977), "Партизанская эскадрилья"(1979), "Голос" (1983, Италия - СФРЮ).

FEJOS, PAL (PAUL)

ФЕ`ЙОШ, Фейос (Fejos) Пал (Пол)

ФЕЙОШ, Фейос (Fejos) Пал (Пол) (24.1.1897 - 23.4.1963), венг. режиссёр. Изучал медицину. В кино дебютировал в 1918 как художник. Первые реж. работы - экранизации "Пан" (по К. Гамсуну, 1920), "Пиковая дама" (по А. С. Пушкину, 1922), приключенч. и авантюрные ленты. В 1927 эмигрировал из хортистской Венгрии. В США пост. ф. "Одиночество" (1928), один из первых звук. ф. "Бродвей" (1929), в Австрии - "Солнечный луч" и "Весенние голоса" (1933). В 1931 снял первую звук. версию ф. "Фантомас" (по М. Аллену и П. Сувестру, 1931, Франция), по заказу франц. фирмы пост. в Венгрии "Весенний ливень" ("Мария, венгерская легенда", 1932), один из самых значит. ф. до 1945, созданный в традициях боевого киноиск-ва Венг. сов. республики 1919. В 1937 выпустил полудок. ф. "Пригоршня риса" ("Муж и жена", с Г. Скуглундом, Швеция) о жизни крестьян в джунглях. После 1941 в кино не работал.

Др. ф.: "Чёрный капитан" (1921), "Последний момент" (1927), "Последнее превращение" ("Эрик - великий иллюзионист", 1929) - оба США, "Погоня за миллионом" (1934) и "Узник № 1" (1935) - оба Дания, "Ягуар" (1941, Перу).

FELIX, MARIA

ФЕ`ЛИКС (Felix) Мария (наст. имя и фам. де Лос Анхелес Феликс Гуэренья, Gtierena)

(p. 8.4.1915)

мекс. актриса. Окончила ун-т в Мехико. В 1942 впервые снялась в ф. "Скала духов" (реж. М. Сакариас). Успех актрисе принёс образ, созданный ею в ф. "Женщина без души", к-рый она варьировала в 40-е гг. в ф. реж. Ф. де Фуэнтеса. В ф. реж. Э. Фернандеса "Влюблённая" (1946, Беатрис Пеньяфиель), "Рио Эскондидо" (Росаура) и "Макловия" (гл. роль) - оба 1948, она сыграла романтич. героинь. После этих ф. актриса приобрела популярность. Снималась в Аргентине, Испании и др. странах, где создала значит. роли в ф. "Мессалина" (1951, Италия), "Французский канкан" (1954), "Герои устали" (1955), "Лихорадка пришла в Эль Пао" (1959, реж. Л. Буньюэль) - все Франция. Сыграла в ф. мекс. реж. Р. Гавальдона ("Богиня коленопреклонённая", 1947), X. Брачо ("Истории из жизни женатых", 1956), И. Родригеса ("Тисок", 1957, "Кукарача", 1958), Са-кариаса ("Хуана Гальо", 1960), Л. Алькорисы ("Стеклянный дом", 1967) и др.

FELLINI, FEDERICO

Статья большая, находится на отдельной странице.

FERNANDEL

ФЕРНАНДЕ`ЛЬ (Fernandel) (наст. имя и фам. Фернан Контанден, Соntandin)

(8.5.1903 - 26.2.1971)

франц. актёр. Работал на эстраде, выступал в ревю и опереттах. В 1931 дебютировал в кино (ф. "Белое и чёрное"). Пользовался успехом в комедийных ролях в ф. "Забавы эскадрона" и "Избранник мадам Юссон" (1932), "Франциск I" (1937) и др. Снимался в фильмах М. Паньоля "Анжела" (1934), "Сезар" (1936), "Возрождение" (1937), "Шпунц" (1938). Создал комедийный образ беззаботного, легкомысленного человека в ф. "Казимир" (1950), "Мадемуазель Нитуш" (1954), "Али-Баба и сорок разбойников" (1954) и др. Наиболее полно мастерство Ф., его умение переходить от фарса, буффонады к драм. ситуациям проявились в ф. "Бальная записная книжка" (1937), "Красная гостиница" (1951), "Закон есть закон" (1958), "Дьявол и десять заповедей" (1962), в серии ф. о Дон Камилло ("Мирок Дон Камилло", 1952, "Возвращение Дон Камилло", 1953, и др.). С 60-х гг. Ф. всё реже снимался в комедиях, предпочитая мелодраматич. роли. Человечностью проникнута его роль в ф. "Поездка отца" (1966). Последний ф.- "Счастлив тот, кто подобно Улиссу " (1969).

Литература: Черненко М., Фернандель, (М., 1968); Rim С, Fernandel, P., (1952)

FERNANDEZ, EMILIO

ФЕРНА`НДЕС (Fernandez) Эмилио

(р. 96.3.1904 - 6.8.1986)

мекс. режиссёр. По происхождению индеец. Учился в воен. уч-ще. В кино начал работать как актёр. В 1928 - 1933 снимался в США, затем в Мексике в ф. "Сердце бандита" (1934), "Мария-Елена" (1935) и др. Писал также сценарии. В 1941 пост. ф. "Остров страсти". Успех пришёл с лентой "Лесной цветок" (1943), в к-ром Ф. объединил лучшие творч. кадры мекс. кино: оп. Г. Фигероа, актёров Д. дель Рио и П. Армендариса. ф. "Мария Канделария" (1944, гл. пр. Мкф в Канне, 1946) знаменовал рождение новой самобытной киношколы, индивидуального стиля художника. Ф. становится ведущим режиссёром Мексики; лучшие картины - "Покинутые" и"Бугамбилья"(1944), "Пепита Хименес" (1945), "Влюблённая" (1946), "Жемчужина" (1946, пр. Мкф в Венеции, 1947), "Рио Эскондидо" и "Макловия" (1948), "Сельская девушка" (в сов. прокате "Мексиканская девушка") и "Нелюбимая" (по X. Бенавенте) - оба 1949, "День жизни" (1950).

Творчество Ф. этого периода отличалось использованием индейского нац. фольклора, сочетанием красоты и трагедийности, присущих древним мекс. легендам, определённой эстетизацией индейцев. Герои фильмов Ф.- люди из народа, по большей части индейцы - крестьяне и рыбаки. Фильмы Ф., реалистические в своей основе, содержат элементы социальной критики, однако в центре их внимания - неизменно судьба героев, решённая в романтически-драматизированном аспекте. Эмоц. атмосферу картин Ф. создаёт пластич. выразительность, живописность изображения (оператор мн. его ф.- Фигероа). В 50-е гг. начался заметный спад в творчестве режиссёра ("Акапулько" и "Море и ты", 1951, "Когда поднимается туман", 1952, и др.). Ф. возвратился к актёрской деятельности, снялся в ленте "Кукарача" (1958, реж. И. Родригес) и в собств. картине "Верный солдат Панчо Вильи" (1967, Аурелио Перес). Работал как актёр также в Испании и США. В 70-е гг. ставил ф., обращаясь к прежним мотивам своего творчества ("Чока", 1974, "Красная зона", 1975, "Эротика", 1978).

Литература: Martinez Pastor E., Emilio Fernandez, Murcia, 1958; Fernandez Cuenca С Homenaje a Emilio Fernandez, San Sebastian, 1961. Т. Н. Ветрова.

FERRER, MEL

ФЕ`РРЕР (Ferrer) Мел (наст. имя Мелшиор Гастон)

(р. 25.8.1917)

амер. актёр, режиссёр. Учился в Принстонском ун-те. В 40-е гг. работал в т-ре, на радио. В 1945 дебютировал в кино как режиссёр ф. "Девушка из Лимберлоста". С 1949 актёр в кино (ф. "Утраченные границы"). Снимался в ф.: "Ранчо, пользующееся дурной славой" (1952), "Лили" (1953), "Елена и мужчины" (Франция) и "Война и мир" (роль Андрея Болконского) - оба 1956, "История монахини" (1958), "Дьявол и десять заповедей" (1962, Франция), "Падение Римской империи" (1964), "Второе дыхание" (1966, Франция), "Сеть" (1976), "Между рельсами" (1978), "Лили Марлен" (1981) - все ФРГ, "Тысяча миллиардов долларов" (1982, Франция) и др.

FERRERI, MARCO

ФЕРРЕ`РИ (Ferreri) Марко

(р. 11.5.1928)

итал. режиссёр. По образованию ветеринар. В 1951 с реж. Р. Гионе выпустил неск. номеров к/ж "Документальный ежемесячник". В 1952 принимал участие в съёмках ф. реж. А. Лат-туады "Шинель" (по Н. В. Гоголю). В 1956 переселился в Испанию, где с писателем-сатириком Р. Аскона, ставшим его постоянным сценаристом, снял ф. "Квартирка" (1957, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне, 1958) "Парнишки" (1959) и "Коляска" (1960), в к-рых моменты социальной критики тесно переплетались, а порой заслонялись гротесковостью и элементами "чёрного юмора". После возвращения в Италию в 1961 объектом неустанной критики в его ф. "Королева пчёл" (1962, вышел в 1963 под назв. "Современная история"), "Женщина-обезьяна" (1963), "Диллинджер мёртв" (1969, пр. за лучший оригинальный сюжет Мкф в Венеции), "Аудиенция" (1971, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Зап. Берлине, 1972), "Сука" ("Лиза", 1972) становятся отчуждение личности в совр. капиталистич. обществе, институт бурж. брака, клерикализм. Однако антибурж. мотивы в его произв. постепенно перерастают в тотальное неприятие действительности и личности. В 70-е гг. в творчестве Ф. всё сильнее проявляются пессимистич., порой апокалиптич. мотивы, усиливаются черты декадентства, а также элементы эротики, что особенно проявилось в ф. "Большая жратва" (1973, пр. ФИПРЕССИ на Мкф в Канне, Франция - Италия), "Последняя женщина" (1976), "Прощай, самец!" ("Мечта обезьяны", 1978, спец. пр. Мкф в Канне). В нач. 80-х гг. Ф. обратился к теме художника в бурж. обществе, сделав картину "Истории обыкновенного безумия" (1982). Испытав глубокое влияние исп. лит-ры и кинематографа, в особенности Л. Буньюэля, Ф. остался чужд итал. кинематографич. традиции и неореализму. В 1983 снял ф. "История Пьеры".

Др. ф.: "Свадебный марш" (1966), "Гарем" (1967), "Семя человеческое" (1969), "Не прикасайся к белой женщине" (1974, Франция - Италия), "Прошу убежища" (1979, спец. пр. Мкф в Зап. Берлине, 1980).

FEUILLADE, LOUIS

ФЁЙА`Д (Feuillade) Луи

(19.2.1873 - 26.2.1925)

франц. режиссёр. Журналист по профессии, Ф. в 1906 поступил на студию Гомона сценаристом и режиссёром, затем стал её гл. руководителем. Отдав дань жанру комич. "ф.-погонь" ("Погоня за париком", 1906) и ф., выдержанным в академич. духе ("Юдифь и Олоферн" и "Гугенот", 1910), режиссёр выступил с серией "Жизнь как она есть" (1911 - 13). В этих ф. в традициях натурализма стремился дать изображение "кусков жизни". Реж. манеру Ф. этих лет отличали точность воспроизведения среды и вместе с тем пристрастие к мелодраматич. эффектам и сентиментальности. Большим успехом пользовалась др. серия -"Фантомас" (по М. Аллену и П. Сувестру, 1913 - 14). Сочетание реалистич. изображения с причудливо-авантюрной фабулой давало неожиданный фантастич. эффект. Пост. также авантюрные и комич. серии: "Сцены забавной жизни" (1913 - 17), "Вампиры" (1915), "Жюдекс" (1916), "Сыновья флибустьеров" (1922). После ф. "Знамение" (1924) Ф. не стремился решать сложные эстетич. проблемы, но его иск-во способствовало повышению проф. уровня франц. кино. Воспитал мн. актёров, операторов, режиссёров.

Литература: Uсassin F., Feuillade, P., 1966.

FEYDER, JACQUES

ФЕЙДЕ`Р (Feyder) Жак

ФЕЙДЕР (Feyder) Жак (наст. фам. Фредерикс, Frederix) (21.7.1888 - 25.5.1948), франц. режиссёр. С 1908 актёр парижских т-ров. В кино с 1912 (снимался в фильмах Ж. Мельеса, Л. Фёйада и др., был ассист. режиссёра). В 1915 закончил за Г. Равеля ф. из серии "Месье Пенсон, полицейский". С 1916 ставил самостоятельно. Финансовый успех имел ф. "Атлантида" (по П. Бену а, 1920). Картина "Кренкебиль" (по А. Франсу, 1922) отличалась скупостью выразит. средств, сочувственным вниманием к бедам героя. Гуманизмом, симпатией к бедным людям проникнуты ф. "Детские лица" (1923) и "Грибиш" (1926). Социальная направленность и психологич. достоверность сочетались в произв. Ф. с поэтич. восприятием природы, особой эмоц. атмосферой, в одном случае проникнутой осенней грустью ("Образ", 1925), а в другом сотрясаемой взрывами тёмных страстей ("Тереза Ракен" по Э. Золя, 1927). Комедия "Новые господа" (1928, сц. Ш. Спаак) - остроумная сатира на парламентские нравы и беспринципность политич. карьеристов. После пребывания в Голливуде (1929 - 33) Ф. вернулся во Францию, где пост, свои наиболее значит. звук, фильмы. Действие ф. "Большая игра" (1934, сц. Спаак) происходит в Африке; его герои - солдаты иностр. легиона - показаны как люди отчаявшиеся и обречённые. Центр. мотивами ф. "Пансион "Мимоза"" (1935, сц. Спаак), действие к-рого происходит в бурж. среде, являются пустота жизни, тщета человеческих усилий, призрачность счастья и любви. По сравнению с двумя предыдущими работами ф. "Героическая кермесса" (1935, сц. Спаак, пр. Мкф в Венеции и пр. "Оскар", 1936) отличался рубенсовской сочностью образов, яркой зрелищностью. В этом ф., изображавшем эпизод из истории Фландрии 17 в., приглушённо звучали ноты горечи, а сатирич. показ трусости и капитулянтства флам. буржуа перед исп. завоевателями как бы предвосхищал предательство, свершённое франц. буржуазией во время 2-й мировой войны. В кон. 30-х гг. Ф. сблизился с деятелями Нар. фронта. После поражения и капитуляции Франции во 2-й мировой войне уехал в Швейцарию, где пост. ф. "Женщина исчезает" (1941, выпуск 1946).

Др. ф.: "Поцелуй" (1929), "Сын Индии" (1931), "Рассвет" (1932) - все США, "Люди странствий" (1938, Германия), "Закон Севера" (1939, с Норвегией, вышел в 1942 под назв. "Тропа Севера").

Литература: Le cinema, notre metier, Gen., 1944 (с Ф. Розе).

Литература: Божович В., Творчество Жака Фейдера, М., 1965; Мiсha R., Jacques Feyder ou le cinema concret, Brux., 1949.

В. И. Божович.

FIELD, SALLY

ФИЛД (Field) Салли

(р. 6.11.1946)

амер. актриса. Училась в Бирмингемской высшей школе в Лос-Анджелесе и Молодёжной студии при кинокомпании "Коламбия". Снималась в телесериалах, комедиях и вестернах (в т. ч. "Дорога на Запад", 1967). Сыграла роль молодой женщины из рабочей среды, активно борющейся за свои права в ф. "Норма Рэй" (1979, реж. М. Ритт, пр. Мкф в Канне, пр. "Оскар"). В 1981 снялась в ф. "Без злого умысла" (реж. С. Поллак), в 1984 - в ф. "Место в сердце" (пр. "Оскар").

Среди др. ф.: "Смоуки и бандит", "Хупер", "Смоуки и бандит II".

FIELDS W.C.

ФИЛДС У. К. (Fields) (наст. имя и фам. Уильям Клод Дьюкенфилд, Dukenfield)

(10.2.1879 - 27.12.1946)

амер. актёр. Выступал на эстраде с комич. номерами, в 1915 - 21 работал в известном ревю Зигфелда. В кино с 1915 (ф. "Бильярдные мошенники"). Популярность на экране приобрёл в 20-е гг. ("Салли из опилок", реж. Д. У. Гриффит; "Итак, это ваш, старик"). В 30-е гг. выдвинулся в число лучших амер. комиков. Создал трагикомич. образ циника и мизантропа, подвергающего непочтительному осмеянию многие ценности бурж. общества. Среди лучших работ актёра в звук. кино - ф. "Большая радиопередача 1938 года" (1938), "Честного человека не обманешь" (1939), "Банковский сыщик" и "Мой цыплёночек" (1940). Выразительно сыграл эксцентричного персонажа Шалтай-Болтая в ф. "Алиса в стране чудес" (1934) и Микобера в ф. "Давид Копперфильд" (1935). Последний ф.- "Сенсации 1945 года" (1945). Автор или соавтор сц. многих ф. со своим участием. О Ф. снят кинофильм "У. К. Филдс и я" (1976, реж. А. Хиллер).

Литература: Deschner D., The films of W. С Fields, N. Y., 1966; Eversоn W.K., The art of W. С Fields, Indianapolis, 1967.

FIGUEROA, GABRIEL

ФИГЕРО`А (Figueroa) Габриель

(р. 24.4.1907)

мекс. оператор. Учился в Школе изящных иск-в и в Нац. консерватории в Мехико. С 1932 работал в кино фотографом, затем ассистентом оп. А. Филлипса. В 1935 изучал операт. мастерство в Голливуде. В 1936 снял ф. "Там, на большом ранчо" (пр. Мкф в Венеции). Картина "Лесной цветок" (1943) была первой в многолетнем сотрудничестве с реж. Э. Фернандесом. Совм. они выпустили ф. "Мария Канделария" (1944, гл. пр. Мкф в Канне, 1946), "Бугамбилья" (1944), "Влюблённая" (1946), "Жемчужина" (1946, пр. Мкф в Венеции, 1947), "Рио Эскондидо" и "Макловия" (1948), "Нелюбимая" (1949, пр. Мкф в Венеции), "Сельская девушка" (1949, в сов. прокате "Мексиканская девушка", пр. Мкф в Карлови-Вари, 1950) и др. В этих фильмах Ф. выступал как мастер светотени, наследник традиции мекс. мастеров живописи - X. К. Ороско, Д. Риверы, Д. А. Сикейроса. Его изобразит. манере свойственны лирически-эмоц. интонация, необычайная пластичность, чёткая организация кадра. Ф. умело воссоздаёт на экране нац. колорит, особенно мекс. пейзаж. Снимал мн. картины Л. Буньюэля: "Забытые" (1950), "Он" (1953), "Назарин" (1958), "Ангел-истребитель" (1962), "Симеон-столпник" (1965) и др. В этих ф. его операт. стиль характеризуют строгость, жёсткая реалистичность изображения в отличие от романтич. приподнятости худож. образов в лентах Фернандеса. В 60 - 70-е гг. снимал в США ("Ночь игуаны", 1964, пр. "Оскар"; "Два мула для сестры Сары", 1969, "Герои Келли", 1970), работал с разными режиссёрами, в т. ч. дебютантами: К. Вело - "Педро Парамо" (1966); Ф. дель Вильяром - "Ткач чудес" (1961); И. Родригесом -"Бумажный человек" (1963); Л. Алькорисой - "Предсказание" (1974); X. Эстрадой - "Убейте льва" (1975); М. Фернандесом Виоланте - "Кананеа" (1977), и др. В 1984 снял ф. "Под вулканом" амер. реж. Дж. Хьюстона.

FIJEWSKI, TADEUSZ

ФИЕ`ВСКИЙ (Fijewski) Тадеуш

(17.7.1911 - 12.11.1978)

польск. актёр. В 1936 окончил Ин-т театр. иск-ва. На сцене с 1921. В кино с 1927 (ф. "Зов моря"). В 30-е гг. работал с режиссёрами прогрес. убеждений. Участвовал в Варшавском восстании 1944, был узником фаш. концлагеря. Широкую популярность принесла Ф. роль комедийной трилогии: "Шляпа пана Анатоля" (1957), "Пан Анатоль ищет миллион" и "Инспекция пана Анатоля" (1959). В ф. "Петля" (1958), "Первый день свободы" (1964), "Кукла" (1968), "Мужики" (1973), "Апогей" (1979) создал выразит, драм, образы. Сыграл св. 40 ролей. В 1971 вышел док. ф. "Актёр Тадеуш Фиевский".

Др. ф.: "Красота жизни", "Легион улицы", "Молодой лес", "Пограничная улица", "Под фригийской звездой", "Никодем Дызма" (в сов. прокате "Необыкновенная карьера"), "Дом без окон", "Золото", "Ленин в Польше" (ПНР - СССР), "Воспоминание" (НРБ), "Весна, пан сержант!", "Казимеж Великий", "Сто коней к ста берегам".

FILIPOVSKY, FRANTISZEK

ФИ`ЛИПО`ВСКИЙ (Filipovsky) Франтишек

(р. 23.9.1907)

чехосл. актёр. Нар. арт. ЧССР (1984). Работал в Освобождённом т-ре (1931 - 38), с 1945 в Нац. т-ре в Праге. Снялся в ф.: "Гей, руп!", "Мир принадлежит нам", "Городок на ладони", "Рассказы Чапека", "Посиделки с чёртом", "Бравый солдат Швейк", "Как утопить доктора Мрачека?", "Девятое сердце" и др., а также в т/ф.

FILIPSKI, RYSZARD

ФИЛИ`ПСКИЙ (Filipski) Рышард

(р. 17.7.1934)

польск. актёр, режиссёр. Чл. ПОРП. На сцене с 1954. В 1958 получил актёрское образование. В кино с 1955 (ф. "Часы надежды"). Снимался в ф. реж. А. Вайды, X. Клюбы, Я. Моргенштерна, Э. и Ч. Петельских, Б. Порембы. Популярность актёру принесла роль майора Добжанского-Хубаля (ф. "Хубаль", 1973, в сов. прокате "Майор Хубаль") - участника борьбы с фаш. захватчиками в сент. 1939. Пост. ф. "Орёл и решка" (1975), "Высокие полёты" (1979).

Др. ф.: актёр - "Канал", "Месть", "Конец ночи", "Свободный город", "Самсон", "Сержант Калень", "Пепел", "Потом наступит тишина", "Тощий и другие", "Поездка в незнаемое", "Мол", "Только мёртвый ответит", "Бриллианты пани Зузы", "Потоп".

FINCH, PETER

ФИНЧ (Finch) Питер (наст. имя и фам. Уильям Митчелл, Mitchell)

(28.9.1916 - 14.1.1977)

англ. актёр. Учился в Австралии. С 1935 в т-ре в Сиднее. В кино с 1938, сначала в Австралии, затем в США и Великобритании. В 1950-е гг. снимался в коммерч. фильмах. Наиболее значит. работы - в ф. "Нет любви для Джонни" (1960, реж. Р. Томас, пр. Мкф в Зап. Берлине, 1961), "Процесс над Оскаром Уайльдом" (1961, реж. К. Хьюз, пр. Мкф в Москве), "Вдали от безумной толпы" (1967) и "Воскресенье, проклятое воскресенье" (1971) - оба реж. Дж. Шлезингера, "Телесеть" (1976, реж. С. Люмет, пр. "Оскар", США). Снялся также в сов.-итал. ф. "Красная палатка" (1970, реж. М. И. Калатозов).

Др. ф.: "Пожиратель тыкв", "Девушка с зелёными глазами", "Юдифь"; "Полёт Феникса", "В половине одиннадцатого летним вечером", "Легенда о Лайле Клер" (все три США), "Наследие нации", "Отречение".

FISCHER, GUNNAR

ФИ`ШЕР (Fischer) Гуннар

(р. 8.11.1910)

швед. оператор. С 1935 работал ассистентом Ю. Йенцона - зачинателя швед, операт. иск-ва. В 1942 снял ф. "Лестница Якоба". Междунар. известность приобрёл участием в ф. реж. И. Бергмана: "Портовый город" (1948), "Жажда" (1949), "К радости", "Такого здесь не бывает" (1950), "Летняя игра" (1951), "Женщины ждут" (1952), "Лето с Моникой" (1953), "Улыбки летней ночи" (1955), "Седьмая печать" и "Земляничная поляна" (1957), "Лицо" (1958), "Око дьявола" (1960). Среди др. ф.: "491" (1963, реж. В. Шёман), "Ула и Юлия" (1967, реж. Я. Хальдофф), "Сделано в Швеции" (1969, реж. Ю. Бергенстроле). Творч. манере Ф. присущи чувство ритма, выразительность и пластичность светотеневых композиций, эмоц. насыщенность натурных съёмок.

FISCHER, OTTO WILHELM

ФИ`ШЕР (Fischer) Отто Вильгельм

(р. 1.4.1915)

австр. и нем. (ФРГ) актёр. Актёрскому мастерству учился на семинаре М. Рейнхардта в Вене. Играл в т-рах Вены и Мюнхена. В кино с 1936 (ф. "Бургтеатр"). Снимался в Германии, Австрии и ФРГ: ф. "Пока ты со мной" и "Я ищу тебя" (реж. Ф.) - оба 1953, "Властелин без короны" (1956), "Петер Фосс, герой дня" (1959), "Не всегда должна быть икра" и "На сей раз должна быть икра" (в сов. прокате "Агент поневоле") - оба 1961, все ФРГ, и др. Внешнее обаяние, лёгкость, непринуждённость исполнительской манеры способствовали большой популярности Ф. в 50 - 60-е гг. В 1977 исполнил гл. роль в ф. "Чайные розы".

Др. ф.: "Моя дочь живёт в Вене (Германия), "Бессмертный облик" и "Сказка о счастье" (оба Австрия), "Гейдельбергский романс", "Мечтательные уста", "Людвиг II", "Люди в отеле" и "Хижина дяди Тома" (все ФРГ), "Маркиз" (Испания), "Я не воюю, я люблю" (Италия).

Предыдущая страница Следующая страница