Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ВЕСТЕРН

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВЕСТЕРН

ВЕСТЕРН (англ. western, букв. - западный), приключенческий фильм (обычно из жизни ковбоев) об освоении запада США в 19 веке. Вестерны на самом деле являются одной из жанровых разновидностей приключенческого фильма. Популярный американский актер К. Иствуд (см. ИСТВУД Клинт), прославившийся как раз в вестернах, заметил, что американцы придумали в искусстве три вещи: вестерны, джаз и блюз. Действительно, вестерны - чисто американское явление. Конечно, можно обнаружить перекличку вестернов с самурайскими фильмами, тем более, что авторы вестернов иногда использовали сюжеты этих лент, перенося действие в Америку второй половины 19 века. Два популярных вестерна «Великолепная семерка (см. ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА)» (1960) Дж. Стерджеса и «За пригоршню долларов (см. ЗА ПРИГОРШНЮ ДОЛЛАРОВ)» (1964) С. Леоне являются вариациями лент А. Куросавы «Семь самураев (см. СЕМЬ САМУРАЕВ)» и «Телохранитель». А английский режиссер Т. Янг включил в свой фильм «Красное солнце (см. КРАСНОЕ СОЛНЦЕ)» (1970) образ самурая, оказавшегося на Диком Западе в 1871, роль которого исполнил Т. Мифунэ (см. МИФУНЕ Тосиро) , актер А. Куросавы.

Вестерны следует определять по времени происходящего, по тематике картины. Любые другие новообразования в стиле вестерна (например, советские приключенческие фильмы историко-революционной направленности, так называемые «истерны») все-таки не могут быть отнесены к этому жанру. Непременным условием вестерна является развертывание действия на Диком Западе, который завоевывался и осваивался переселенцами, направляющимися в глубь континента по пути к Тихоокеанскому побережью и к сопредельной Мексике. Одна из эпических, масштабных лент так и называлась: «Как был завоеван Запад» (1962) Дж. Форда (см. ФОРД Джон) , Г. Хэтауэя и Дж. Маршалла.

Истоки вестерна нужно искать, разумеется, в американской литературе прошлого века, в произведениях Ф. Купера, М. Рида, Ф. Брет-Гарта. Благородные следопыты, сохраняющие достоинство последние из могикан, бесшабашные покорители прерий, лихие ковбои, вооруженные и очень опасные бандиты, невозмутимые шерифы, насаждающие закон вдали от цивилизации, веселые обитательницы салунов - все эти герои были романтизированы, овеяны мифами в вестернах. Популярность Буффало Билла, Буча Кэссиди и Санденса Кида, Пэта Гэррета и Билли Кида, Джесси и Фрэнка Джеймса, Дока Холлидея и Уайта Эрпа может сравниться, пожалуй, со славой знаменитых личностей Америки, начиная с ее первого президента Джорджа Вашингтона. Идеализируя и возвеличивая людей, которые в подлинной жизни не всегда были в ладах с законом, авторы вестернов прежде всего стремились воспеть американскую предприимчивость, авантюризм, риск, неунывающий оптимизм всех - от бродяг, странствующих по пустошам Запада, до упорных скотоводов, быстро пустивших корни на бесплодных землях вдали от Атлантического океана. Возможно, именно это помогло им выстоять в схватке с природой, а в первую очередь - в борьбе за социальное, человеческое выживание, самоутверждение, создание самих себя, своего образа жизни согласно «американской мечте».

Национальная мифология, прославление недолгой истории Соединенных Штатов оказались крайне необходимы в 20 веке, когда Америка становилась одной из первых держав мира. Вестерны появились еще до изобретения братьев Люмьер, на картинках в кинетоскопе (см. КИНЕТОСКОП) Эдисона в 1894. Но отправной точкой в развитии этого жанра считается выход на экраны фильма «Большое ограбление поезда» (1903) Э. С. Портера, который, представляет собой довольно редкое сочетание вестерна и гангстерского фильма. В те годы бандит с Запада был еще современником авторов вестернов. Спустя десятилетия в 1969 Дж. Р. Хилл иронически воспроизвел стиль первых вестернов в прологе своей картины «Буч Кэссиди и Санденс Кид (см. БУЧ КЕССИДИ И САНДЕНС КИД) », чтобы затем рассказать трагическую историю двух отщепенцев, индивидуальностей-одиночек, вытесняемых на рубеже веков с авансцены истории, уничтоженных безжалостной системой власти, цивилизацией, хорошо отлаженным механизмом коллективного подавления.

Эпоха одиноких героев вестерна заканчивалась, хотя была искусственно продолжена до периода мексиканской революции 1910-1917, когда на окраинах США, на задворках складывающейся сверхдержавы последние американские идеалисты, изрядно изуверившиеся, потрепанные жизнью, превратившиеся в циников, пытались использовать шанс свободного существования, пребывания «вне»: вне цивилизации, вне закона, вне всего. Крах этих иллюзий запечатлен в известных вестернах «Дикая банда (см. ДИКАЯ БАНДА)» (1968) С. Пекинпа и «Ложись, ублюдок!» / «Пригоршня динамита (см. ЛОЖИСЬ, УБЛЮДОК)» (1971) С. Леоне. Они созданы в тот момент, когда жанр, пришедший в конце 50-60-х годов в упадок (а ведь было славное прошлое - фильмы «Железный конь», 1924; «Дилижанс (см. ДИЛИЖАНС)», 1939; «Моя дорогая Клементина», 1946; «Отправившиеся на поиски», 1956 - все Дж. Форда (см. ФОРД Джон), «Человек с Запада» У. Хайлера, 1940; «Красная река» Х. Хоукса, 1948; «Ровно в полдень (см. РОВНО В ПОЛДЕНЬ) » Ф. Циннемана, 1952; «Шейн» Дж. Стивенса, 1953, и многие другие), переосмысливался, наполнялся реальным содержанием, часто горько и беспристрастно развенчивался, выворачивался наизнанку.

Среди антимифотворцев, разрушавших ложные грезы о прекрасном Диком Западе, раскрывавших обратную сторону легендарного облика любимых героев, помимо названных Дж. Р. Хилла, С. Пекинпа и С. Леоне, были также А. Пенн (см. ПЕНН Артур) («Маленький Большой Человек», 1970), Р. Нелсон («Солдат в синем», 1970), и, безусловно, Р. Олтмен (см. ОЛТМЕН Роберт) («Маккейб и миссис Миллер», 1971, «Буффало Билл и индейцы, или Урок истории Сидящего Быка», 1976). Кстати, С. Пекинпа ставил и другие вестерны («Скачи по горам», 1962; «Майор Данди», 1964, «Баллада о Кейбле Хоге», 1970, «Пэт Гаррет и Билли Кид», 1973), превратившись в одного из крупных мастеров жанра. В число известных вестернов этого периода входят «Профессионалы» (1966) и «Прикуси пулю» (1975) Р. Брукса (см. БРУКС Ричард), «Иеремия Джонсон» (1971) С. Поллака (см. ПОЛЛАК Сидни) , «Ковбои» (1971) М. Райделла, «Жизнь и времена судьи Роя Бина» (1972) Дж. Хьюстона.

Особое место занимает творчество уже упоминавшегося итальянского режиссера С. Леоне (см. ЛЕОНЕ Серджо), первого из европейцев покусившегося на типично американское изобретение. Его трилогия с участием К. Иствуда («За пригоршню долларов», 1964, «За несколько лишних долларов (см. ЗА НЕСКОЛЬКО ЛИШНИХ ДОЛЛАРОВ)», 1965, «Хороший, Плохой, Злой (см. ХОРОШИЙ, ПЛОХОЙ, ЗЛОЙ)», 1967), а также лента «Однажды на Диком Западе (см. ОДНАЖДЫ НА ДИКОМ ЗАПАДЕ)» (1968), признанная классикой вестерна даже американцами, и фильм «Ложись, ублюдок! (см. ЛОЖИСЬ, УБЛЮДОК) » (1971) составили целую главу в истории этого жанра, вызвали массу подражаний. Именно подделки, а не замечательные картины Леоне, иронически взглянувшего на стереотипы вестерна, следовало бы назвать презрительно «спагетти-вестернами». Разнообразные «Джанго», «Они называют меня Троица», «Мое имя - Никто» и т. п. заслуживают такого определения. Не лучше этих лент многочисленные вестерны, снимавшиеся в ФРГ, ГДР, Югославии, Румынии.

Сам Леоне в начале 70-х годов оставил жанр вестерна и вообще режиссерскую деятельность, как бы предугадав новый кризис, наступивший несколькими годами позже. Но эстетика вестерна была своеобразно переплавлена в космических и полуфантастических феериях Дж. Лукаса (см. ЛУКАС Джордж) и С. Спилберга, (см. СПИЛБЕРГ Стивен) порой пародийно представивших образ ковбоя в неведомых ему ранее ситуациях. Комедийная интонация проявляется и в целом ряде вестернов на рубеже 70-80-х годов: «звездный» ковбой Х. Форд (см. ФОРД Харрисон) снялся в ленте «Парень из Сан-Франциско» (1979) опытного знатока жанра Р. Олдрича (см. ОЛДРИЧ Ричард); соавтор сценариев об Индиане Джонсе (см. ИНДИАНА ДЖОНС И ПОСЛЕДНИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД) и сериала «Звездные войны» Л. Кэздан создал иронический вестерн «Силверадо» (1985); мастер абсурдного юмора Дж. Лэндис высмеял штампы жанра в картине «Три амигос!» (1986). Правда, всех опередил главный специалист по пародиям в американском кино М. Брукс (см. БРУКС Мел), еще в 1973 поставивший забавную ленту «Сверкающие седла». На этом фоне обошедшаяся в 36 млн. долларов ностальгическая сага «Врата рая» (1980) М. Чимино (см. ЧИМИНО Майкл) казалась американским зрителям анахроничной, выморочной, лишенной основного - занимательного сюжета. Потому что более-менее увлекательные вестерны с полюбившимся К. Иствудом (включая его режиссерские работы «Бродяга с равнин», 1973, «Джоузи Уэйлз вне закона», 1976, «Бронко Билли», 1980, «Бледнолицый всадник», 1985) или с семейными актерскими династиями («Давно в седле» У. Хилла, 1980, играют братья Кэрредин, Кич и Куэйд, «Молодые стрелки» К. Кейна, 1988, в главных ролях - братья Ч. Шин и Э. Эстевес, сын Д. Сазерленда - К. Сазерленд) еще пользовались относительным успехом.

Тем не менее на исходе 80-х годов жанр вестерна утратил свою особую популярность. По иронии судьбы это произошло в период правления администрации Р. Рейгана, который, конечно, не был ковбоем N1, как Дж. Уэйн, но любил сниматься в вестернах. Несмотря на то, что особые, почти радужные надежды возникли после появления своеобразных вестернов-драм «Танцы с волками (см. ТАНЦЫ С ВОЛКАМИ)» (1990) К. Костнера и «Нет прощения» / «Непрощенный (см. НЕТ ПРОЩЕНИЯ)» (1992) К. Иствуда , которые, после очень большого перерыва (первым лауреатом «Оскара» среди вестернов был «Симаррон» У. Рагглза, 1931) удостоились главных наград Американской киноакадемии, все-таки в 90-е годы возрождения вестерна не произошло. Может быть, правы Лукас и Спилберг, что современной компьютерной Америке нужна прежняя мифология в супермодной упаковке, необходимы «электронные вестерны» с тем же неунывающим героем, который теперь покоряет Дальний и Средний Восток, как в фильмах об Индиане Джонсе, или Дикий Космос в фантастических лентах.

Сергей Кудрявцев

В начало энциклопедии