Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "Ф"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

Фаворский

Фаво́рский - Владимир Андреевич (1886, Москва - 1964, там же), русский график и живописец, теоретик искусства. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903-05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906-07). Занимался искусствоведением в Мюнхенском (1907-06) и Московском (1907-13) университетах. Член художественного объединения «Четыре искусства» (1924-28).

Известен прежде всего как мастер книжной иллюстрации в технике ксилографии («Фамарь» А. П. Глобы, 1923; библейская «Книга Руфь», 1925; «Новая жизнь» Данте, 1934; «Рассказы» Б. А. Пильняка, 1932, и др.). Разработал стройную теорию оформления книги, согласно которой книга является «инструментом для чтения», целостным организмом. Все её элементы (начертание шрифта, формат, композиция страницы, стиль иллюстраций) должны быть подчинены задаче выявления основной идеи автора и представлять собой художественное целое. В иллюстрациях Фаворского нет подробного рассказа, но воссоздаётся сам «дух» литературного произведения, преобладает эпическое начало. Лаконичный стиль мастера, сохраняющий цельность плоскости листа, отличается выразительностью линий и плотной чёрной штриховкой. С сер. 1930-х гг. Фаворский часто использовал белый штрих, активнее передающий светотень. В 1940-е гг. его произведения обретают черты классичности («Сонеты» У. Шекспира, 1948; стихи Р. Бёрнса в переводах С. Я. Маршака, 1950; «Слово о полку Игореве», 1953; «Борис Годунов», 1956, и «Маленькие трагедии», 1961, А. С. Пушкина).

Фаворский создавал также станковые гравюры, среди которых преобладают романтические исторические портреты («Ф. М. Достоевский», 1929; «Пушкин-лицеист», 1935; серия «Великие русские полководцы», 1945-47). С 1942 г. обращался, наряду с ксилографией, к технике линогравюры, выявляя её декоративные и публицистические возможности («За мир», 1959). Работал в области монументальной живописи (работы не сохранились) и для театра.

Фаворский проявил себя как выдающийся педагог: преподавал во Вхутемасе - Вхутеине (1920-30), где в 1923-25 гг. был ректором; в Полиграфическом институте (1930-34), Институте изобразительных искусств (1934-38), Институте прикладного и декоративного искусства (1942-48) в Москве. Его учениками были А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов. Творчество Фаворского оказало значительное влияние на русское искусство советского периода, в особенности на графиков и художников «сурового стиля». Теоретические труды Фаворского остаются актуальными и в наши дни.

Фактура

Факту́ра (от лат. factura - обработка, строение) в изобразительном искусстве, характер поверхности художественного произведения, её обработки. В живописи фактура определяется особенностями наложения красок на холст и зависит как от стиля эпохи, так и от личного темперамента художника. До 19 в. в картинах преобладала «скрытая», гладкая фактура. Живописцы писали жидкими красками, незаметными мазками, с помощью тонких кистей. Лишь некоторые из старых мастеров (Тициан, Рембрандт, Ф. Халс) прибегали к «открытой» фактуре, накладывая мазки свободно, рельефно, что придавало повышенную эмоциональность, взволнованность их картинам. Импрессионисты и постимпрессионисты (В. Ван Гог) использовали «открытую» фактуру как важное выразительное средство.

В. Ван Гог. «Автопортрет». 1889 г. Музей д’Орсэ. Париж. Фрагмент

В. Ван Гог. «Автопортрет». 1889 г. Музей д’Орсэ. Париж. Фрагмент

Рембрандт. «Автопортрет». 1659 г. Национальная галерея искусства. Вашингтон. Фрагмент

Рембрандт. «Автопортрет». 1659 г. Национальная галерея искусства. Вашингтон. Фрагмент

Фактура в скульптуре определяется как особенностями материала (гладкая поверхность бронзы, слоистая структура слоновой кости, шероховатая поверхность известняка и т. д.), так и характером обработки поверхности статуи, рельефа и т. д. с помощью специальных инструментов. С помощью различных приёмов обработки поверхности материала (полировки, сверления, резьбы, чеканки и др.) мастер не только «оживляет» камень, но и передаёт собственные эмоции - от созерцательного покоя до взволнованной экспрессии.

Фальконе

Фальконе́ (falconet) Этьен Морис (1716, Париж - 1791, там же), французский скульптор. Сын столяра. Обучался в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже в мастерской Ж. Б. Лемуана (1734-45). Ранняя мраморная статуя «Милон Кротонский» (1754), за которую Фальконе получил звание академика, выполнена в традициях барокко. Работал по заказам фаворитки Людовика XV мадам Помпадур для её парижской резиденции, замков Креси и Бельвю. Приобрёл популярность как автор «Грозящего Амура» (1757) и грациозных женских фигурок в стиле рококо («Психея», 1758). В 1757-66 гг. руководил мастерской Севрской мануфактуры, где изготавливались модели фарфоровых статуэток по рисункам Ф. Буше, самого Фальконе и др. мастеров.

Э. М. Фальконе. Памятник Петру I. 1766-78 гг. Санкт-Петербург

Э. М. Фальконе. Памятник Петру I. 1766-78 гг. Санкт-Петербург

Философ и художественный критик Д. Дидро рекомендовал скульптора императрице Екатерине II как мастера, достойного выполнить монумент Петру I. В 1766-78 гг. Фальконе жил в Санкт-Петербурге, работая над бронзовым памятником Петру I (установлен в 1782 г. на Сенатской площади, ныне - площадь Декабристов). «Медный всадник» стал главным творческим свершением мастера и символом Санкт-Петербурга. В духе идей Просвещения император представлен не только как полководец, но и как законодатель и реформатор страны. Отказавшись от давней традиции, идущей от статуи Марка Аврелия, скульптор изобразил Петра I не спокойно восседающим на коне, а властно останавливающим вздыбленного скакуна на краю обрыва. Голова императора выполнена по модели ученицы скульптора М. Колло. Постаментом для памятника послужила природная скала («гром-камень»), обработанная в виде волны и зримо олицетворяющая образ усмирённой стихии. Вздыбленный конь опирается лишь на задние ноги; дополнительной третьей опорой для многотонной статуи служит змея, символизирующая попранные царём зависть и козни врагов, прикреплённая к хвосту коня.

В России Фальконе создал также два неосуществлённых эскиза памятника Екатерине II. В 1778-80 гг. скульптор жил в Гааге, подготавливая к печати свои литературные работы (изданы в 6 томах в Лозанне, 1781). Значительная часть его трудов посвящена теоретическим основам скульптуры и полемике с современниками по вопросам оценки античного наследия. В 1780 г. Фальконе вернулся в Париж. Последние годы жизни он был прикован к постели параличом и не мог работать.

Фаросский маяк

Фаро́сский мая́к - см. в ст. семь чудес света.

Фаюмский портрет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Федотов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Феофан Грек

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фибула

Фи́була (лат. fibula - шпилька, застёжка), металлическая застёжка для одежды, одновременно служившая украшением. Фибулы были широко распространены от бронзового века до Средневековья. Выполненные из благородных металлов и драгоценных камней, фибулы представляют собой великолепные образцы древнего ювелирного искусства.

Фигурная фибула. Серебро, чернь. Древняя Русь. 10 в. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Фигурная фибула. Серебро, чернь. Древняя Русь. 10 в. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Фибула. Серебро, золото, сердолик. Готская культура. Кон. 4 - нач. 5 в. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Фибула. Серебро, золото, сердолик. Готская культура. Кон. 4 - нач. 5 в. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Фидий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Филонов

Фило́нов - Павел Николаевич (1883, Москва - 1941, Ленинград), русский живописец и график; представитель авангардизма, создатель направления «аналитического искусства». Учился в живописно-малярной мастерской при школе Общества поощрения художеств (1896-1901), в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903-08), посещал в качестве вольнослушателя занятия в Петербургской академии художеств (с 1908 г.). Один из членов-учредителей петербургского общества художников «Союз молодежи» (1910).

После закрытия «Союза молодежи» (1913) Филонов основал общество «Сделанные картины» (1914). На рекламном буклете общества была помещена репродукция программной работы художника «Пир королей» (1913). С этого времени художник проповедовал метод «аналитического искусства». Центральной идеей его творчества стала художественно-социальная утопическая программа «Миро́вого расцвета». Мечты о грядущем воцарении справедливости и добра на земле воплотились в полотнах «Крестьянская семья (Святое семейство)» (1914), «Коровницы» (1914), в цикле «Ввод в миро́вый расцвет» (вторая пол. 1910-х гг.).

В 1916-18 гг. Филонов воевал на фронте; вернувшись в революционный Петроград, принял активное участие в художественной жизни. В 1923 г. он опубликовал «Декларацию Миро́вого расцвета» и выступил с инициативой преобразования Музея художественной культуры в Институт исследования культуры современного искусства (позднее Инхук). В 1910-е гг. художник создал свои знаменитые картины - «формулы» революции, космоса, петроградского пролетариата, Вселенной, («Формула пролетариата», 1912-13, «Формула весны», 1928-29). Филонов пытался дать в своей живописи зримое воплощение процессов, происходивших в природе и обществе, выразить в ней не только то, что видит глаз, но и свои знания о мире. Согласно его учению, художник в процессе работы с помощью аналитической интуиции выявляет волевое энергетическое начало формы, которая растёт, живёт и умирает, подобно живому организму. Картина уподоблялась «тщательно сделанной вещи», что предполагало длительную и кропотливую работу над ней, детальную проработку каждого сантиметра холста. В 1920-е гг. вокруг художника сложилась школа, с 1925 г. - коллектив «Мастера аналитического искусства».

На рубеже 1920-30-х гг. аналитическое искусство Филонова подверглось критике как «чуждое мировоззрению пролетариата». Персональную выставку художника, которая должна была открыться в Русском музее (1930), запретили. В поздних картинах Филонова ощущаются отчаяние и одиночество. Художник скончался в блокадном Ленинграде от голода, отдавая скудные пайки полученного по карточкам хлеба своей жене.

Флавицкий

Флави́цкий - Константин Дмитриевич (1830, Москва - 1866, Санкт-Петербург), русский живописец. Родился в семье чиновника. В возрасте девяти лет потерял отца и был определён в дом для воспитания бедных детей, где впервые увлёкся рисованием. Учился в Петербургской академии художеств у Ф. А. Бруни. (1850-55). Испытал влияние искусства К. П. Брюллова. Закончил АХ с Большой золотой медалью, дающей право на пенсионерскую поездку, после чего на шесть лет уехал за границу; жил в Германии, Франции и Италии. Итогом поездки стало огромное полотно «Христианские мученики в Колизее» (1862), написанное в стилистике брюлловской живописи.

К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова». 1863 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова». 1863 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

На протяжении всей своей творческой жизни Флавицкий мечтал о создании значительного исторического полотна. «Княжна Тараканова» (1863) стала главным произведением художника. Героиня картины - авантюристка, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. По велению Екатерины II князь А. Г. Орлов обманом арестовал княжну в Италии и доставил её в Россию (1775), где она была заключена в Петропавловскую крепость и, согласно легенде, погибла в тюремной камере во время наводнения. Флавицкий изобразил романтический эффектный финал исторической драмы. Роскошное платье, разметавшиеся чёрные кудри красавицы контрастируют с мрачными серыми сводами, отвратительными крысами, взбирающимися на убогую кровать в поисках спасения. За это произведение художник был удостоен звания профессора исторической живописи. Картина имела небывалый успех у публики и впоследствии неоднократно копировалась живописцем.

Флавицкий работал также по официальным заказам: писал церковные образа, портреты президентов АХ. Постоянная нужда и необходимость работать на заказ подорвали здоровье мастера. Он умер, не дожив нескольких дней до 36 лет.

Фовизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фонтенбло

Фонтенбло́ - дворцово-парковый ансамбль недалеко от Парижа, резиденция французских королей. Средневековый замок, где отдыхали короли, приезжавшие поохотиться в одноимённом лесу, был перестроен в 16 в. (архитекторы Ж. Лебретон, П. Шамбиж и П. Жерар). В его облике сочетаются традиции средневековой французской и итальянской ренессансной архитектуры. Живописность причудливого силуэта замка с крутыми скатами крыш и высокими каминными трубами сочетается со строгостью в использовании элементов ордерной системы и чётким делением фасадов на этажи. Это замок-дворец, утративший прежнее крепостное значение.

Ж. Лебретон, П. Шамбиж и П. Жерар. Замок Фонтенбло. 16 в.

Ж. Лебретон, П. Шамбиж и П. Жерар. Замок Фонтенбло. 16 в.

Ф. Делорм. Бальный зал в замке Фонтенбло. Сер. 16 в.

Ф. Делорм. Бальный зал в замке Фонтенбло. Сер. 16 в.

В дальнейшем здание подвергалось переделкам. Во второй пол. 16 в. появилась красивая Подковообразная лестница (архитекторы Ф. Делорм и Ж. Дюсерсо). При Наполеоне I на месте старого корпуса была поставлена золочёная решётка с воротами, ведущими на главный «почётный» двор. Самым прославленным интерьером Фонтенбло является галерея Франциска I, оформленнная Дж. Б. Россо. Её стены украшены в нижней части деревянными резными панелями, а в верхней - росписями в обрамлении богатого лепного декора. Мифологические сюжеты в аллегорической форме прославляли Франциска I, его победы, покровительство наукам и искусствам. Сложный и красивый рисунок имеет наборный деревянный потолок. При Генрихе II была построена ещё одна роскошная галерея с аналогичным принципом убранства, служившая бальным залом (арх. Ф. Делорм). Дворец был окружён садами и парками.

Фонтенбло был не только дворцовым ансамблем, но и крупным культурным центром своего времени. Первый владелец дворца, король Франциск I, был большим ценителем культуры итальянского Возрождения. Он приглашал к своему двору знаменитых итальянских мастеров (Леонардо да Винчи, Б. Челлини и др.). В правление Франциска I и его сына Генриха II в придворной жизни сочетались пережитки средневековой рыцарской культуры и нового, ренессансного уклада. В Фонтенбло устраивали рыцарские турниры и одновременно восхищались античностью. Под сводами дворца звучали стихи Ронсара и Ж. Дю Белле, работали замечательные художники и скульпторы - Ж. Клуэ, Ж. Гужон, Ж. Дюмустье и др.

Фонтенбло школа

Фонтенбло́ шко́ла - направление во французской живописи 16 в., сложившееся в королевской резиденции Фонтенбло, близ Парижа и близкое по стилистике к маньеризму. Школа Фонтенбло во многом была обязана своим появлением итальянским художникам, приехавшим во Францию по приглашению короля Франциска I (Р. Фьорентино, Ф. Приматиччо и др.). Под их началом работали над росписями дворцовых интерьеров (галереи Франциска I, Бального зала и др.) итальянские и французские мастера. Для стиля школы Фонтенбло характерны декоративность, изысканность, подчас переходящая в вычурность и манерность. В живописи преобладает сочетание контрастных цветов, художники предпочитают холодные тона. В картинах и статуях предстают удлинённые, вытянутые фигуры, часто в сложных позах и поворотах; мастера предпочитают обращаться к аллегорическим сюжетам или любовной тематике. В живописи особенно ценили совершенство линий, соответствовавшее некоему «внутреннему рисунку» - замыслу, возникшему в голове художника. Этому замыслу мастер стремился подчинить реальную натуру, чтобы создать идеальный образ. Вместе с тем нимфы и богиня охоты Диана часто напоминали своим обликом реальных придворных красавиц. Школа Фонтенбло (различают первую и вторую) существовала при нескольких королях, последним из которых был Генрих IV. Наиболее прославленными представителями школы были Н. дель Аббате, Ж. Дюмустье, Ж. Кузен Старший и Ж. Кузен Младший.

Стиль школы Фонтенбло проявился также в станковой живописи, графике, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве.

Дж. Б. Россо. Галерея Франциска I в замке Фонтенбло. Вторая четверть 16 в.

Дж. Б. Россо. Галерея Франциска I в замке Фонтенбло. Вторая четверть 16 в.

Неизвестный мастер школы Фонтенбло. «Диана-охотница». Ок. 1555 г. Замок Фонтенбло

Неизвестный мастер школы Фонтенбло. «Диана-охотница». Ок. 1555 г. Замок Фонтенбло

Формат

Форма́т - картины, форма и размер плоскости, на которой выполняется изображение. Как правило, выбирается до начала работы над картиной, но иногда мастер меняет его в процессе работы. Самый распространённый картинный формат - прямоугольный, реже - квадратный. В некоторые эпохи были распространены овал (барокко, рококо) и тондо - круг (эпоха Возрождения).

Формат тесно связан с содержанием картины, её композиционным построением. Вытянутый горизонтальный формат больше всего подходит для развёрнутой повествовательной композиции; квадратный несёт в себе покой и стабильность. Вытянутый в высоту прямоугольник придаёт композиции характер торжественной репрезентативности (парадные портреты). При значительном преобладании высоты над шириной композиция приобретает динамику; формат усиливает ощущение устремлённости ввысь (Эль Греко) или стремительного падения вниз (створки алтарей с низвергающимися в ад грешниками). Выбор формата также зависит от живописной техники художника - чем свободнее мазки, тем больше мастер тяготеет к крупному формату. Художники, работающие тонкими кистями, обычно предпочитают малые формы.

Форум

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фрагонар

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фреска

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фридрих

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фриз

Фриз (франц. frise), средняя часть антаблемента в архитектурном ордере, расположенная между архитравом и карнизом, а также сплошная полоса изображений (скульптурных, живописных), часто орнаментального характера, на стенах или полу помещений, узорные полосы на коврах и др. произведениях декоративно-прикладного искусства.

«Фриз с Купидонами». Фреска дома Веттиев. 1 в. н. э. Помпеи. Фрагмент

«Фриз с Купидонами». Фреска дома Веттиев. 1 в. н. э. Помпеи. Фрагмент

Фронтон

Фронто́н (франц. fronton, от лат. frons, родительный падеж frontis - лоб, передняя сторона), треугольное завершение фасада здания, портика, колоннады, образованное двумя скатами крыши и горизонтальным карнизом. Треугольное поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой.

Фуке

Статья большая, находится на отдельной странице.

Футуризм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фюсли

Фю́сли (füssli) Иоганн Генрих (1741, Цюрих - 1825, Патни-Хилл, близ Лондона), швейцарский живописец, писатель, историк и теоретик искусства; представитель романтизма. В 1765-70 и с 1779 г. жил в Англии. В 1770-78 гг. работал в Италии; сблизился с кружком немецкого искусствоведа, историка античного искусства И. И. Винкельмана, чьи труды позднее перевёл на английский язык. С 1790 г. - член Королевской академии искусств (с 1799 г. профессор живописи и хранитель).

И. Г. Фюсли. «Ночной кошмар». 1781 г. Институт искусств. Детройт

И. Г. Фюсли. «Ночной кошмар». 1781 г. Институт искусств. Детройт

И. Г. Фюсли. «Ночной кошмар». 1802 г. Музей И. В. Гёте. Франкфурт-на-Майне

И. Г. Фюсли. «Ночной кошмар». 1802 г. Музей И. В. Гёте. Франкфурт-на-Майне

И. Г. Фюсли. «Жительницы Хастинга». 1798-1800 гг. Частное собрание

И. Г. Фюсли. «Жительницы Хастинга». 1798-1800 гг. Частное собрание

Его картины и рисунки на библейские и литературные сюжеты (из Гомера, Эсхила, Вергилия, Данте, Дж. Боккаччо, У. Шекспира, Дж. Мильтона) отличаются изысканностью линий, иногда обнаруживая сходство со стилистикой работ У. Блейка. Мрачные мистические фантазии Фюсли, иногда пугающие, а подчас причудливые и гротескные, носят ирреальный, призрачный характер. В его картинах спящих девушек одолевают кошмарные видения, кишащие чудовищами; в своих снах они становятся пленницами скелета, застывают от ужаса при виде дьявола, врывающегося в окно верхом на фантастическом звере; уподобляются насекомым («Ночной кошмар», серия картин для «Шекспировской галереи», 1786-90).

Наследие Фюсли оказалось востребовано на рубеже 19-20 вв. символистами, а позднее сюрреалистами. Учениками художника были Д. Уилки, У. Малреди, анималист Э. Г. Лэндсир.

Предыдущая страница Следующая страница