Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 10, "АСК"-"АЯЛ")
Алексей Константинович (22 III (3 IV) 1871, Москва - 19 XII 1947, там же) - сов. певец (тенор) и педагог. В 1893 окончил Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва у С. Бижевича, совершенствовался в Италии у А. Буцци и В. Веджино. Дебютировал как оперный певец в Италии. Пел на сцене рус. провинциальных т-ров (в Екатеринославе, Симбирске, Харькове, Одессе и др.). С 1907 солист моск. Нар. дома, с 1913 - Оперного т-ра Зимина, в 1915-19 - Большого т-ра. Среди партий - Всеслав ("Аскольдова могила"), Синодал; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Герцог; Альмавива ("Севильский цирюльник"). Преподавал с 1905; в 1929-47 - в Моск. консерватории (с 1940 профессор). |
Сергей Захарович (р. 2 (14) II 1897, Моздок) - сов. виолончелист. Нар. арт. Арм. ССР (1945). В 1927 окончил Моск. консерваторию, в 1929 - аспирантуру (ученик А. Э. Глена и С. М. Козолупова). Со дня основания (1925) до 1968 участник Гос. квартета им. Комитаса. С 1937 преподаватель (с 1947 профессор) Моск. консерватории по классу квартета и виолончели. Автор переложений и обр. (в т. ч. Пассакалии Г. Ф. Генделя, Чаконы И. С. Баха, Вариаций на тему Паганини, произв. Комитаса и др.) для струн. квартета, струн. оркестра и ансамбля виолончелистов. Гос. пр. СССР (1946); Гос. пр. Арм. ССР (1965). Литература: Татевосян A., С именем великого Комитаса, Ер., 1959 (на арм. яз.); Давидян Р., С. Асламазян, Ер., 1972. Р. А. Атаян. |
Асламас А. В. (наст. фам. - Васильев) Анисим Васильевич (р. 24 VII 1924, дер. Вурманкас-Асламасы Ядринского р-на Чуваш. АССР) - советский композитор. Засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1970). В 1945-1948 учился в Киевской консерватории по классу композиции Б. Н. Лятошинского, в 1960 окончил Моск. консерваторию (класс композиции В. Г. Фере). Сочинения: оперы - Священная дубрава (1960), Прерванный вальс (1963, Муз.-драм. т-р, Чебоксары), Сердце поэта (1971, там же), Вера Сарьялова (1970); муз. комедии - Солнечные дни (1962), Сваха из Шоршел (1964); оратория - В. И. Ленин (1951); кантата - Над республикой моей солнце встаёт (1960); вок.-симф. поэмы - Памяти поэта (1956), Песни Тилли (1967); 2 струн. квартета (1946, 1956); для фп. с орк. - 2 концерта (1950, 1958), Чувашская рапсодия (1957); поэма для гобоя со струн. орк. - Песни предков (1968), концерт для гобоя с орк. (1971); кам.-инстр. произв., хоры, романсы, песни, музыка к драм. спектаклям. Литература: Марков Б., Современные чувашские оперы, в кн.: Рождение музыкального театра Чувашии, Чебоксары, 1965. |
Шалва Соломонович (р. 10 (22) III 1896, м. Ардануч Батумской обл., ныне в Турции) - советский музыковед. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943). Доктор искусствоведения (1964). Учился в Тбилисской консерватории у М. М. Ипполитова-Иванова и С. В. Бархударяна, в 1927-30 - в Ленингр. консерватории у Ю. Н. Тюлина, Х. С. Кушнарёва и В. В. Щербачёва. С 1930 зав. кафедрой теории музыки Тбилисской консерватории (с 1966 профессор), одноврем. в 1945-50 зав. Отделом муз. фольклора при АН Груз. ССР. В 1927-50 провёл ряд экспедиций по записи груз. нар. песен. На основе его исследований в Тбилисской консерватории введён предмет грузинской гармонии. А. - один из организаторов Об-ва груз. молодых музыкантов (осн. в 1922), на базе к-рого был создан Союз композиторов Груз. ССР. Сочинения: Чайковский в Грузии, Тб., 1940; Гармония народных хоровых песен Карталино-Кахетии, Тб., 1970 (на груз. яз.); Очерки о грузинской народной песне, т. 1, Тб., 1954, т. 2, Тб., 1956 (Формы многоголосия в груз. народной песне, Лады народной песни Зап. Грузии, Социальная функция народной песни (трудовые, застольные культовые песни), Грузинская (тушинская) народная песня, Грузинская (пшав-хевсурская) народная песня) (на груз. яз.); Народная танцевальная музыка, в сб.: Грузинская музыкальная культура, М., 1957, с. 65-83; Народные основы гармонии грузинских композиторов, там же, с. 410-445; Двух- и трёхголосные инвенции И. С. Баха, Тб., 1964; Путь к "Абесалому", Тб., 1971 (на груз. яз.). Л. П. Цкепладзе. |
Асмайер И. (Assmayer) Игнац (11 II 1790, Зальцбург - 31 VIII 1862, Вена) - австр. органист и композитор. Учился у М. Гайдна в Зальцбурге и у Й. Эйблера в Вене. В 1808-15 органист церкви Санкт-Петер в Зальцбурге. С 1915 жил в Вене, где сблизился с Ф. Шубертом. С 1824 органист Шотландской церкви, с 1825 имперский органист. С 1838 вице-капельмейстер. С 1846 2-й капельмейстер придв. капеллы; одновременно дирижировал оркестром Общества музыкантов (Tonkьnstler-Societцt). Автор ораторий "Саул и Давид", "Смерть Саула" ("Sauls Tod"), "Обетование" ("Das Gelьbde"), симфоний, мн. произв. церк. жанров (15 месс, 2 реквиема, градуалы, офферторий и др.), ок. 60 инстр. сочинений. |
Дмитрий Львович (2 (14) II 1894, Ченстохов, ныне Ченстохова, Польша - 21 XI 1947, Москва) - сов. певец (тенор), педагог и методист. Доктор искусствоведения (1947). С 1911 брал уроки пения в Москве у Г. А. Алчевского. В 1926 окончил Моск. консерваторию по классу пения Н. Г. Райского, в 1930 - аспирантуру. В 1919-30 работал в т-ре "Музыкальная драма", "Русской опере", Оперной студии Моск. консерватории. В 1934-40 и в 1944-47 преподавал в Моск. консерватории теорию вок. педагогики и сольное пение (с 1935 доцент). Одновременно в 1935-41 работал в центр. ин-те повышения квалификации музыкантов-педагогов, в 1942-44 в Ташкентской консерватории. Вёл научно-исследовательскую работу в лабораториях ГИМНа, в вок. секции ГАХНа, в Ин-те психологии Академии педагогич. наук РСФСР (с 1944). Автор работ по вопросам постановки певческого голоса и вок.-речевой культуры. Осн. труд А. - "Развитие певца и его голос" (М.-Л., 1952). И. M. Ямпольский. |
Аспельмайр Ф. (Aspelmayr, Asplmayr) Франц (1728-29 VII 1786, Вена) - австр. композитор. Одним из первых среди австр. музыкантов освоил стиль мангеймской школы. Сочинял балетную музыку для итал. оперы в Вене. Автор неск. зингшпилей, музыки к "Пигмалиону" Ж. Ж. Руссо (соч. 1772). В 1765 в Париже были изданы его 6 серенад (ор. 1), 6 квартетов (ор. 2), трио для 2 скрипок, влч. и бассо континуо (ор. 5), 6 квартетов (ор. 6), трио No 1 (ор. 5) и квартет No 2 (ор. 2, переизданы в Riemann "Collegium musicum", No 39, 40), трио No 4 (op. 1, издано в 1954 Э. Шенком В Вене). О. Т. Леонтьева. |
Аспирация (от лат. aspiratio - вдыхание) - старинный приём исполнения, близкий к совр. staccato; звуки, при к-рых стоял знак А. (; в последующее время этим знаком обозначалось staccatissimo), выдерживались несколько менее своей полной длительности. А. применялось в клавесинной музыке 17-18 вв. У Ф. Куперена-младшего А. подразумевала незначит. укорочение звука. У Ж. Ф. Рамо, к-рый вместо термина "А." использовал термин "son coupй" (букв. - отрывистый, прерванный звук), А. означала укорочение звука на половину длительности.
|
Ассоциация современной музыки - творч. и муз.-обществ. организация. Возникла в 1924 в Москве (с 1926 филиал в Ленинграде) как отделение Междунар. об-ва совр. музыки. В задачи А. с. м. входила пропаганда творчества совр. сов. композиторов и ознакомление с новыми произв. зарубежной музыки. А. с. м. организовывала концерты, издавала журн. "Современная музыка" (М., 1924-29, выходил нерегулярно). В состав А. с. м. входили мн. крупные сов. композиторы и муз. деятели, в т. ч. А. Н. Александров, Б. В. Асафьев, В. М. Беляев, В. В. Держановский, Н. Я. Мясковский, С. Е. Фейнберг, Ю. А. Шапорин, М. О. Штейнберг, В. В. Щербачёв, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Половинкин, Г. Н. Попов, Д. Д. Шостакович и др. В творч. отношении А. с. м. не представляла единой школы или направления, в ней совмещались разные стилистич. тенденции, иногда резко противоположные. Некоторые из руководящих деятелей А. с. м. (Л. Л. Сабанеев, Н. А. Рославец), демагогически используя лозунги новизны и "современности", выступали с проповедью формальных конструктивистских взглядов и требованиями решительного разрыва с классич. традициями. Эти выступления часто рассматривались как программа действия А. с. м. и с ними связывался термин "современничество", равнозначный по смыслу определениям "модернизм" и "формализм". В 1926 из Ленингр. А. с. м. выделилась группа членов, организовавших самостоят. объединение "Кружок новой музыки", возглавленный Б. В. Асафьевым. Мотивом их отделения послужило несогласие с установкой A. с. м. на "самое широкое ознакомление с новейшими муз. произв. авторов всех направлений как СССР, так и иностранных". В противоположность этой широкой и эстетически нейтральной программе "Кружок новой музыки" считал необходимым пропагандировать только образцы "левых" течений совр. музыки, отличающиеся новизной формально-технологич. признаков. К началу 30-х гг. А. с. м. как замкнутая форма объединения части сов. композиторов изжила себя. Мн. видные деятели сов. музыки продолжали оставаться за её пределами. Идейный индиферентизм, аполитичность, свойственные А. с. м., не удовлетворяли и большинство её членов. Уже в 1924 в статьях Б. В. Асафьева "Кризис личного творчества" и "Композиторы, поспешите!" ("Современная музыка", NoNo 4 и 6) прозвучал решительный призыв к сближению с жизнью. В 1931 группа композиторов во главе с Н. Я. Мясковским, B. Я. Шебалиным и Д. Б. Кабалевским заявила о выходе из А. с. м. Вскоре после этого А. с. м. перестала существовать. Литература: Житомирский Д., Из истории "современничества", "СМ", 1940, No 9; Шебалин В., О пройденном пути, "СМ", 1959, No 2; История музыки народов СССР, т. 1, М., 1970, с. 137-45. Ю. В. Келдыш. |
Астаритта Д. (Astaritta, Astarita) Дженнаро (1745, Неаполь - 1803) - итал. композитор. Возможно, был учеником Н. Пиччинни. Руководил капеллой в Неаполе, где в 1765 была пост. его первая опера "Алжирский корсар" ("Il corsaro algerino"). С 1780 оперы А. приобрели популярность, они шли в Вене, Дрездене, Петербурге (впервые в 1781). В 1784-86 А. - директор Итал. оперы в Москве, в 1786-89 - в Петербурге, здесь в 1789 была пост. его опера "Притворная сумасшедшая" (на текст Я. Б. Княжнина). В 1795-1803 А. вновь возглавил Итал. оперу в Петербурге; в этот период он написал много произв., большая часть которых осталась неизвестной. Автор более 40 опер-буффа и опер-сериа (сохранились - "Армида", 1777, начатая Т. Траэттой; "Герои лагеря Элизи", 1779, и др.), балетов. Писал также мотеты, кантаты, дивертисменты. Литература: Mооsеr R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, v. 2, Gen., 1951, p. 482-84. |
Асторга Э. Д. Ч. Р. (Astorga) Эмануэле Джоаккино Чезаpe Ринконд (20 III 1680, Аугуста, Сицилия - после 1757, Мадрид или Лисабон) - итал. композитор испан. происхождения. Был образованным дилетантом, проявившим себя в разл. областях муз. иск-ва (певец, исполнитель на чембало). Вёл странствующий образ жизни. Жил в Вене (1712-14), Лондоне (1714-15), позднее в Чехии, снова в Италии (был сенатором в Палермо), Португалии, Испании (1744). Известен гл. обр. как автор оперы-пасторали "Дафни" (1709, Генуя и Барселона; 1715, Парма; 1726, Бреслау). Писал также камерные кантаты (12 изданы в сб. "Cantadas humanas a solo", Лисабон, 1726), Stabat Mater для 4 солистов и струн. орк. (первое исп. 1752, Оксфорд, издана в 1878), духовные гимны вильянсико. Богатая событиями жизнь А. послужила основой либр. оперы Й. Аберта "Асторга" (1866, Штутгарт). Литература: Vоlkmann H., Emanuel d'Astorga, Bd 1-2, Lpz., 1911-19. |
Астхик А. (наст. имя и фам. - Ампер Кантарджян) (1852-18 V 1884, Константинополь) - арм. актриса и певица (контральто). Сестра известной драм. актрисы Сирануйш. С 1870 выступала как драм. актриса в т-ре Вардовяна (Константинополь), с 1878 артистка оперетты (одноврем. незаурядная танцовщица). В 1879-80 переехала в Закавказье; выступала в Тбилисской арм. драме совм. с П. Адамяном и Сирануйш. Муз.-сценич. талант А. особенно ярко раскрылся в опереточной труппе С. Бенкляна, в составе к-рой с 1881 А. выступала во мн. городах Ближнего Востока, на Балканах, в Египте, Греции. Партии: Ланж, Аврора ("Дочь мадам Анго", "Жирофле-Жирофля" Лекока), Парис ("Прекрасная Елена" Оффенбаха) и др. Р. А. Атаян. |
Рафик (Рауф) Исрафилович (р. 15 VII 1925, г. Геокчай, Азерб. ССР) - сов. пианист и певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. Азерб. ССР (1967). В 1949 окончил Моск. консерваторию у К. Н. Игумнова (фп.) и у А. В. Неждановой (пение), в 1952 - аспирантуру у Я. В. Флиера (фп.). С 1953 солист Азерб. т-ра оперы и балета. Среди партий - Ленский, Водемон, Князь, Юродивый, Альфред; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Фауст; Гофман ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Аскер ("Аршин Мал алан" Гаджибекова), Саят-Нова ("Саят-Нова" Арутюняна), Балаш ("Севиль" Амирова), Capo ("Ануш" Тиграняна), Жером ("Обручение в монастыре" Прокофьева). Выступает и как конц. певец. Гастролирует за рубежом. С 1953 преподаёт в Азерб. консерватории, с 1969 зав. кафедрой спец. фп. (с 1972 профессор). |
Георги (6 V 1882, Пловдив - 17 XI 1931, Фазано-дель-Гарда, Бреша, Италия) - болг. муз. деятель, композитор и дирижёр. Один из основоположников нац. болг. оперы и оперетты. Учился у Д. Кириака в консерватории в Бухаресте (1897-99), совершенствовался в Италии, в Академии музыки в Пезаро (1901-03), где изучал композицию у П. Масканьи. С 1903 выступает как дирижёр. Был воен. капельмейстером, инспектором воен. музыки. В 1919-23 директор Нар. оперы в Софии. А. - автор произв. разл. жанров, но известен гл. обр. как оперный композитор. Оперы А. написаны на историч. сюжеты, посв. освободит. борьбе болг. народа, а также на бытовую тематику; они отличаются сценич. выразительностью, самобытным мелодич. стилем, основаны на болг. муз. фольклоре. А. создал 6 опер: "Борислав" (1911), "Гергана" (1916), "Заброшенная мельница" ("Запустялята воденица", 1922), "Цвета" (1924), "Косара" (1926), "Алцек" (1930) - все поставлены в Нар. опере в Софии. Написал также первую болг. оперетту "Моралисты" (1917, София) и 4 оперетты для детей: "Больной учитель", "Родник фей" ("Самодивско изворче", наиболее популярна, 1911), "За птичками" (1912), "Золотая девушка" (1915), в к-рых использовал нар. песенные интонации. Среди др. произв. А. - марши, попурри для дух. орк., фп. пьесы, хор., сольные песни. Литература: Сагаев Л., Българското оперно творчество, С., 1958; его же, Маестро Георги Атанасов, С., 1960. С. М. Грищенко. |
Никола Китанов (25 X 1886, Кюстендил - 30 IX 1969, София) - болг. композитор. Окончил муз. школу Хорв. муз. об-ва в Загребе у Ф. Дугана (1912). В 1913-22 преподавал в гимназии в г. Стара-Загора, с 1915 одноврем. в Варне, Плевне и Софии; в 1923-58 вёл муз.-теоретич. предметы в Гос. муз. академии в Софии (с 1929 профессор, в 1934-37 директор). Автор первой болг. симфонии (1912). Сочинения: для орк. - 3 симфонии (1912, 1922, 1950), увертюры Христо Ботев (1928) и Стон леса (Стонът на гората, 1931); трио для скр., фагота и фп.; соната для фп. и пьесы для др. инструментов; песни. Литература: Льондев П., Никола Атанасов, София, 1963. |
Роберт Аршакович (р. 7 XI 1915,Тегеран) - сов. музыковед и композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). Кандидат искусствоведения (1955). Чл. КПСС с 1962. С 1923 живёт в Ереване, где окончил в 1941 консерваторию, в 1948 - аспирантуру. С 1944 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1955 доцент, с 1962 зав. кафедрой теории музыки и композиции). Одноврем. с 1948 работает в Ин-те иск-в АН Арм. ССР (с 1956 ст. науч. сотрудник). А. - руководитель и участник фольклорных экспедиций (с 1951). Ему принадлежат исследования по арм. классич. и сов. музыке, нар. творчеству, арм. ср.-век. нотному письму. Сост. и ред. первого академич. издания произв. Комитаса (Собр. соч., т. 1-3, 1960-69). Автор камерно-инстр. и вок. произв., хоров, обр. нар. и гусанских песен, средневековых тагов. Сочинения (на арм. яз.): Пособие по изучению новоармянской нотописи и ладов армянской народной песни, Ер., 1950; Армянская хазовая нотопись, Ер., 1959; Музыкальное наследие Комитаса, в сб.: Комитасакан, Ер., 1969; на рус. яз.: Современный музыкальный язык в произведениях советских армянских композиторов, в сб.: Музыка и современность, М., 1962; Гусан Аваси, М., 1962; Армянская народная песня, М., 1965; Armenische Chasen, "Beitrцge zur Musikwissenschaft", В., 1968, H. 1/2; Les chants des maоtres armеniens du moyen вge, в сб.: Musica antiqua, II. Bydgoszcz, 1969 и др. Г. Ш. Геодакян. |
Социалистической Республики Румынии (Ateneul RSR) - конц. зал в Бухаресте. В нач. 1868 по инициативе группы передовых деятелей (К. Есарку, А. Одобеску, В. Ирекиа) было основано об-во "Румынский Атенеул", к-рое проводило публичные лекции, концерты, выставки и др. Помещение для этих мероприятий было сооружено в 1888 (проект франц. арх. А. Галлерона). Здание А. круглое, в античном стиле, с колоннами и куполом. Внутр. часть здания отличается роскошью оформления: мрамор, золото, богатые инкрустации. Зал А. расписан фресками на темы нац. истории. Рассчитанный на 1000 чел. (600 кресел в партере и 60 лож, расположенных двумя ярусами), обладающий превосходной акустикой, зал А. стал использоваться гл. обр. как конц. зал. В А. выступали мн. выдающиеся исполнители - А. Корто, П. Касальс, Ж. Тибо, Ф. Крейслер, Арт. Рубинштейн, И. Менухин, Д. Ф. Ойстрах, Д. Б. Шафран, С. Т. Рихтер, М. Л. Ростропович, и дирижёры - В. Фуртвенглер, Дж. Энеску (неоднократно выступал и как солист-скрипач), А. Алессандреску, Дж. Джорджеску, Г. Караян, Ф. Конвичный, Н. П. Аносов, А. В. Гаук, Е. А. Мравинский, Г. Н. Рождественский и др. В А. проводятся междунар. конгрессы и съезды, фестивали и конкурсы им. Дж. Энеску, выступают лучшие рум. и зарубежные музыканты и муз. коллективы. В здании А. помещается Гос. филармония им. Дж. Энеску. Р. Э. Лейтес. |
Владимир Андреевич (р. 19 II 1939, Ленинград) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. РСФСР (1972). Чл. КПСС с 1966. Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1962, 2-я пр.), Междунар. конкурса вокалистов им. П. И. Чайковского (1966, 1-я пр.), Междунар. конкурса молодых оперных певцов в Софии (1967, 1-я пр.). Родился в семье певца. В 1963 окончил Ленинградскую консерваторию по классу пения Н. Д. Болотиной. В 1961-62 стажёр, с 1963 солист Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова; в 1963-65 стажёр миланского т-ра "Ла Скала" (Италия). С 1967 солист Большого т-ра в Москве. Партии: Герман, Ленский, Владимир Игоревич, Хозе; Альфред ("Травиата"), Каварадосси и др. Выступает как конц. певец. Гастролирует за рубежом (Италия, ГДР, Канада, Австрия, Венгрия, Япония, Франция). |
Левон Тадевосович (12 (25) V 1901, Ашхабад - 16 I 1973, Москва) - сов. муз.-обществ. деятель и композитор. Чл. КПСС с 1920. Учился игре на виолончели у В. Л. Кубацкого, на фп. у И. А. Добровейна, композиции у С. Н. Василенко. Занимался в Муз.-драматич. уч-ще Московского филармонич. об-ва. В 1919-29 служил в Красной Армии, был зав. муз. частью Рус. экспериментальной мастерской т-ра (РЭМТ) в Тбилиси, где написал музыку к ряду постановок и обозрений. В 1929-33 ответств. секретарь секции композиторов Всероссийского общества драматургов и композиторов. С 1936 жил в Ашхабаде, где был начальником Управления по делам иск-в Туркм. ССР и преподавал в Муз. техникуме инструментоведение и дирижирование. В 1939-48 директор и зам. пред. Муз. фонда СССР (Москва), в 1953-63 директор и художеств. рук. симф. оркестра Комитета кинематографии. Автор песен, музыки к драматич. спектаклям, перелож. симф. и оперных произв. для фп. (более 40). Составил на материале произв. Д. Д. Шостаковича музыку к балетам: "Цветы", "Директивный бантик", "Барышня и хулиган" и др. Инструментовал мн. произв. сов. композиторов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Аттасса (атака, итал., повелительная форма ед. ч. от attaccare - вступать без паузы, букв. - нападать). 1) Обозначение в нотах, указывающее на то, что изменение темпа внутри муз. пьесы должно осуществляться внезапно, без паузы, а переход от части к части циклич. произв. - с очень непродолжит. паузой. 2) Переход голосового аппарата человека от дыхательного состояния к певческому или речевому. Различают твёрдую A., когда голосовые связки сомкнуты и воздух прорывается через них с усилием, напором, и мягкую, когда голосовые связки не столь напряжены. 3) Внезапное напряжение рук пианиста при исполнении акцентированного аккорда. |
Аттеньян П. (Attaignant) Пьер (г. рожд. неизв. - ум. 1552, Париж) - франц. муз. издатель. Один из старейших издателей муз. лит-ры, применивший новую систему нотного набора, созданную в 1525 П. Отеном (Готеном; см. Нотопечатание). В 1528 совместно с Отеном основал в Париже музыкальное изд-во (существовало до 1557). В 1528-42 изд-во выпустило 100 сборников (что составило почти всю франц. нотную продукцию за 1-ю пол. 16 в.). Из изданий А. особенно интересны 35 книг песен и 13 книг мотетов. Нек-рые из его сб. (напр., "Trеs brиve et familiиre introduction...", 1529) переиздавались в 20 в. Издания A., включающие произв. более 150 композиторов (преим. франц. и фламандских), служат важным источником для изучения франц. музыки 16 в. Литература: Lйpreux G., Atteignant (Pierre), в его кн.: Gallia typographica, ou Rйpertoire biographique..., t. l, pt. 1, Sйrie Parisienne, P., 1911, p. 57-63 (Revue des Bibliothиques, Suppl. II) (Rihоuёt) Rоkseth Y., Note bibliographique sur Attаignant, "Revue de musicologie", 1924, No 10; Heartz D., Pierre Atteignant, Royal Printer of music, Berkeley (Calif.), 1969. |
Аттерберг К. (Atterberg) Курт (p. 12 XII 1887, Гётеборг) - швед. композитор, дирижер и муз.-обществ. деятель. По специальности радиоинженер. Учился в Корол. академии музыки в Стокгольме по классу композиции А. Халлена, совершенствовался в Берлине у Шиллингса (1910-12). В 1913 дебютировал как дирижёр и композитор в Гётеборге. В 1913-22 дирижёр в Корол. драм. т-ре в Стокгольме. В 1919 муз. критик газеты. Занимал ряд ответственных муз.-обществ. должностей. В 1924-47 президент, с 1947 почётный президент Союза швед. композиторов, в 1940-53 секретарь Академии музыки в Стокгольме. С 1912 много выступал как дирижёр в Швеции и за рубежом, пропагандируя нац. музыку (1919-41 дал 60 концертов; в программе - сочинения швед. композиторов, в т. ч. 28 впервые исполненных). Автор произв. в духе романтиков А. воссоздаёт образы родной природы, широко использует нар. темы (симфонии No No 3, 4, 8, рапсодия); считает себя последователем А. К. Глазунова, Ф. Альфано, К. Нильсена. Сочинения: оперы (5 на собств. либр., все пост. в Стокгольме) - Арфист Хервард (Hцrvard Harpolekare, Стокгольм, 1919, Хемниц, 1936), Водяной (Bцckhцsten, 1925), Фаналь (Fanal, 1934), Аладдин (1941), Буря (Stоrmen, по Шекспиру, 1948); балеты (4), в т. ч. Девы неразумные (De fevitska jungfrurna, Париж, 1920); кантаты - Железоносный край (Jцrnbцraland), Песенный край (Sengensband); для орк. - 9 симфоний (1911-1957), в т. ч. 6-я (1-я пр. на Междунар. конкурсе им. Ф. Шуберта, 1928), 9 орк. сюит из музыки к пьесам К. Гоцци, У. Шекспира и др., орк. рапсодия на сев.-шведские нар. темы (1933, посв. С. Лагерлёф; наиболее популярное произв.), симф. поэма Река; концерты с орк. - для скр. (1913), влч. (1923), валторны (1927), фп. (1936); камер. соч. - струн. ансамбли, в т. ч. фп. квинтет, 3 квартета, влч. соната; фп. пьесы; хоры; театр. музыка. Литературные сочинения: Med notpenna och taktpinne..., Stockh., 1946. Литература: Stuart Е. М., K. Atterberg, Stockh., 1925. B. B. Ошис. |
Атух-пондур - чечено-ингушский струнный смычковый инструмент, близкий к груз. чианури. На деревянный долблёный корпус в форме плоской чаши сверху натянута кожаная мембрана; на дне и в мембране имеется по два круглых отверстия. Округлая шейка с фигурной головкой проходит через корпус, образуя с другой его стороны "штык". Общая длина А.-п. 800-850 мм. Струн 3; ранее применялись волосяные, ныне металлические. При игре А.-п. держат вертикально, звук извлекается небольшим лунообразным смычком. Попытки усовершенствовать А.-п. делались инстр. мастером П. А. Шошиным и Моск. эксперимент. фабрикой смычковых инструментов; в их конструкциях А.-п. имеет склеенный корпус с деревянной декой вместо мембраны. Эти конструкции, далёкие от народных инструментов, распространения не получили. С. Я. Левин. |
Аулин Т. (Aulin) Top (10 IX 1866, Стокгольм - 1 III 1914, там же) - швед. скрипач, дирижёр, композитор и муз. деятель. Чл. Шведской академии музыки (с 1895). Муз. образование получил в Стокгольмской консерватории, к-рую окончил в 1883 по классам К. Линдберга (скрипка) и К. Нордквиста (теория музыки). В 1884-86 совершенствовался в Берлине как скрипач у Э. Соре, по композиции занимался у Ф. Шарвенки. В 1887 основал и возглавил струн. квартет (т. н. Аулин-квартет), с к-рым выступал до 1912 в Швеции и за рубежом (в т. ч. в России). В 1889-1902 концертмейстер Стокгольмской оперы. С 1902 дирижёр основанного им Стокгольмского конц. объединения, с 1909 - конц. объединения и филармонич. об-ва в Гётеборге. А. был крупнейшим скандинавским скрипачом-виртуозом после У. Булля. Своей деятельностью солиста, ансамблиста и дирижёра, пропагандиста творчества швед. композиторов, а также организатора А. внёс большой вклад в муз. жизнь Швеции. Как композитор известен гл. обр. скрипичными сочинениями (3 концерта, "Шведские танцы", соната, пьесы для скрипки и фп., в т. ч. популярная "Колыбельная", сб. виртуозных этюдов, обр. для скрипки песен Э. Шёгрена), отличающимися мелодич. свежестью, нац. колоритом, изяществом фактуры. Им написаны также сюиты для оркестра, пьесы, песни, музыка к пьесе А. Стриндберга "Мастер Улуф". Литература: Аulin A., En fyrvцppling av svenska tonsцttare..., Stockh., 1944; Pergament M., A. Strindberg och Tor Aulin. Svenska tonsцttare, Stockh., 1943. И. M. Ямпольский. |
Аура (нем. Aura, от греч. ayra - дуновение, ветер) - язычковый щипковый инструмент; состоит из неск. варганов (см. Варган), укреплённых на металлич. диске. Создан в нач. 19 в. И. Г. Шайблером (Германия), предназначался для конц. исполнения. А. позволяет извлекать хроматич. звукоряд. Изобретение А. связано с ростом интереса к варгану как к концертному инструменту в конце 18 - нач. 19 вв. |
Лидия Мартиновна (р. 17 (30) V 1912, Петропавловск, ныне Северо-Казахстанской обл.) - советский композитор. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1957). Чл. КПСС с 1955. В 1938 окончила Моск. консерваторию по классу композиции В. Я. Шебалина, в 1945 - там же аспирантуру. С 1949 худ. рук. Эст. радио. А. - автор мн. симф. и камерно-инстр. произв. Важным вкладом в эст. музыку явился балет "Тийна" по мотивам драмы А. Китцберга "Оборотень". Сочинения: опера-новелла - Майское утро (1970, т-р "Ванемуйне", Тарту); балеты - Тийна (1955, Эстонский т-р оперы и балета, Таллин), детский балет Северный сон (1960, там же), Ромео, Джульетта и тьма (1970, т-р "Ванемуйне", Тарту); кантата Анчар (1937, на сл. А. С. Пушкина); для орк. - симфониетта (1938), симф. поэма - Эстония (1946), увертюра- Слава Советской Эстонии (1950) и др.; концерт для фп. с орк. (1952); камерные произв., в т. ч. 3 струн. квартета (1937, 1939, 1945); произв. для орк. рус. нар. инструментов; хоры; песни, в т. ч. баллада Слово моего фронтового друга (сл. М. Л. Матусовского); музыка к драматич. спектаклям и др. Л. Т. Нормет. |
Мухтар Омарханович (16 (28) IX 1897, Чингисская вол., ныне Абаевский р-н Семипалатинской обл. - 27 VI 1961, Москва, похоронен в Алма-Ате) - советский писатель, драматург, учёный. Засл. деят. науки Казах. ССР (1957). Академик АН Казах. ССР (1946). В 1928 окончил Ленингр. ун-т, в 1930 - аспирантуру в Ташкентском ун-те. С 1946 профессор Казах. ун-та (Алма-Ата). А. внёс значит. вклад в развитие нац. муз. т-ра. Автор либретто первой казах. муз. комедии "Айман и Шолпан" (музыка нар. в обр. И. В. Коцыка, 1934, Казах. муз. т-р, Алма-Ата; на новую ред. этого либр. написана опера Е. Г. Брусиловского, 1938, Казах. т-р оперы и балета) и первого казах. балета "Калкаман и Мамыр" Великанова (1938, Казах. т-р оперы и балета). Ему принадлежат также либретто опер "Бекет" Ручьёва (1940, там же), "Абай" и "Тулеген Тохтаров" Жубанова и Хамиди (1944 и 1947, там же). Гос. пр. СССР (1949) за роман "Абай", Ленинская пр. (1959) за роман-эпопею "Путь Абая". Литература: Сильченко М. С., Смирнова Н. С., Творческий путь М. Ауэзова (к 60-летию писателя), A.-A., 1957; M. О. Ауэзов (сб. статей к его шестидесятилетию), A.-A., 1959. Б. Г. Ерзакович. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Борис Васильевич (р. 28 VII 1933, Москва) - сов. валторнист. Лауреат Междунар. конкурса исполнителей на духовых инструментах (Прага, 1959, 1-я пр.). Окончил в 1957 Моск. консерваторию по классу валторны А. И. Усова, в 1961 - под его рук. аспирантуру. В 1952-54 артист оркестра Большого т-ра, с 1954 Большого симф. оркестра Всесоюзного радио и телевидения. |
Борис Игнатьевич (р. 13 I 1920, Мстиславль, Могилёвской обл.) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1971). Чл. КПСС с 1971. В 1947 окончил Минскую консерваторию по классу скрипки у А. Н. Амитона. С 1950 концертмейстер, в 1953-60 гл. дирижёр и худ. рук. Гос. симф. оркестра БССР. С 1960 гл. дирижёр Пермского, с 1976 - Одесского т-ров оперы и балета. Среди многочисл. пост. А. выделяются "Орлеанская дева", "Чародейка", "Борис Годунов", "Псковитянка"; "Турандот" Пуччини, "Бал-маскарад", "Кармен"; "Поднятая целина" Дзержинского, "Семён Котко"; "Не только любовь" Щедрина, "Сёстры" Кабалевского. Выступает и как симф. дирижёр, исполняя произв. П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, Л. Бетховена и др. |
Леонид Викторович (р. 20 VIII 1921, Томск) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1944. В 1940 окончил военно-авиац. уч-ще. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 был командиром эскадрильи в штурмовой авиации. В 1951 окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции Е. Г. Брусиловского. В 1951-52 занимался в аспирантуре Моск. консерватории. Сочинения: оперетта - Калифорнийский сувенир (1970, Свердловский т-р муз. комедии); для орк. - 2 симфонии (Друзьям, однополчанам - 1965, 1970), 3 симф. поэмы (1949, 1953, 1972); концерты с орк. - для скр. (1951, Гос. пр. СССР, 1952), для фп. (1985); 2 струн. квартета (1950, 1956), квартет для медных дух. инструментов (1955); пьесы для орк. казах. нар. инструментов; произв. для фп.; влч. с фп.; романсы, песни; музыка к драматич. и телевиз. спектаклям; музыка к фильмам (32). |
Николай Яковлевич (31 XII 1820 (12 I 1821), Тобольск - 22 V (3 VI) 1898, Петербург) - рус. скрипач, композитор и пианист-педагог. Музыкой занимался под рук. отца - скрипача Якова Ивановича А. В 1838-41 скрипач оркестра Большого т-ра. В 1841-46 капельмейстер крепостного т-ра помещика И. И. Шепелева в Выксе. В 1851-58 скрипач Петерб. итал. оперы. В 1853-83 преподаватель Смольного ин-та (класс фп.). С 1846 мн. концертировал (в 1857 - в Зап. Европе). Один из крупнейших рус. скрипачей, представитель романтич. школы. Автор многочисл. произв., среди к-рых выделяется струн. квартет "Волга" (1860, пр. РМО, 1861), осн. на разработке песен народов Поволжья. Его струн. квартеты, квинтеты - ценные образцы рус. камерной музыки в период, предшествовавший камерным сочинениям А. П. Бородина и П. И. Чайковского. В своём творчестве А. широко использовал фольклорный материал (напр., "Еврейский квартет", фп. квинтет "Воспоминание об Италии", тат. танцы с хором из оперы "Аммалат-Бек"). Популярна была его кантата "Пир Петра Великого" (пр. РМО, 1860). Большинство сочинений А. (4 оперы, 6 симфоний, оратория, 9 концертов для скрипки и мн. др.) осталось в рукописях (хранятся в муз. б-ке Ленингр. консерватории). Брат А. - Александр Яковлевич А. (1827 - г. смерти неизв.) - виолончелист и пианист. В 1851-71 служил в оркестре Большого (с 1860 Мариинского) т-ра в Петербурге. Участвовал в конц. поездках брата в качестве аккомпаниатора. Сочинения: оперы - Аммалат-Бек (1870, Мариинский т-р, Петербург), Стенька Разин, Вакула-кузнец, Тарас Бульба, Калевиг; концерт для влч. с орк. (клавир, изд. 1949); камерно-инстр. ансамбли - 4 квинтета, 12 струн. квартетов; для фп. - соната (Раздолье), сб. пьес (Альбом, Детский мир и др.); для скр. и фп. - соната A-dur (переизд. 1952), пьесы, в т. ч. Три пьесы (переизд. 1950); сюита для виоль д'амур и фп.; романсы, 33 славянские песни (1877), детские песни (14 тетрадей, изд. 1876); хоры, в т. ч. 115 хоровых песен для детей и юношества (8 тетрадей), 50 детских игр с хорами (a cappella), 64 русские народные песни (изд. 1875); фп. школа (1875); Ежедневные упражнения для развития механизма правой и левой руки для одной скрипки. Литературные сочинения: Воспоминания Н. Я. Афанасьева, "Исторический вестник", 1890, тт. 41, 42, июль, август. Литература: Улыбышев A., Русский скрипач Н. Я. Афанасьев, "Сев. пчела", 1850, No 253; (Ц. Кюи), Музыкальные заметки. "Волга", квартет Г. Афанасьева, "СПБ ведомости", 1871, 19 ноября, No 319; Z., Николай Яковлевич Афанасьев. Некролог, "РМГ", 1898, No 7, стлб. 659-61; Ямпольский И., Русское скрипичное искусство, (т.) 1, М.-Л., 1951, гл. 17; Pаабен Л., Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961, с. 152-55, 221-24; Шелков Н., Николай Афанасьев (Забытые имена), "МЖ", 1962, No 10. И. M. Ямпольский. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Григор Мушегович (р. 20 IV 1926, Кировакан) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1972). Чл. КПСС с 1968. В 1957 окончил Ереванскую консерваторию. Пред. правления Арм. отделения Музфонда (с 1974). Работает в разл. жанрах, его музыку отличают эмоциональность, красочность оркестровки, опора на нац. фольклор. Автор опер "Человек из легенды" ("Марды араспелиц", 1970, Ереван), "Цовинар" (1973), балетов "Ахтамар", "Лореци Сако" (оба - 1961), "Ивушка" ("Урени", 1963), оперетты "50 миллионов за голову" ("Глхи гинн э 50 миллион", 1967), оратории, кантат, 3 симфоний (1967, 1976, 1978), концертов для скрипки (1957), для тромбона (1977) с оркестром, камерно-инстр. соч., в т. ч. сонат для скрипки и фп. (1978), скрипки и виолончели (1981), 2 струн. квартетов, произв. для дух. оркестра и оркестра нар. инструментов, хоров, романсов, песен, музыки к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам. С 1969 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1981 доцент). |
Вели (р. 1 I 1918, г. Мерв, ныне Мары, Туркменской ССР) - советский композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1966). Чл. КПСС с 1952. Депутат Верх. Совета Туркм. ССР 6-го созыва. В 1945-48 учился на курсах повышения квалификации дирижеров симф. оркестра (Москва). В 1953 окончил Московскую консерваторию (класс композиции В Г. Фере и М. И. Чулаки). С этого же года худ. рук. (в 1953-55 дирижер симф. оркестра) Туркм. филармонии. В 1959-68 пред. правления CK Туркм. ССР. Сочинения: муз. комедия - Дочь садовника (1957, совм. с С. Джанаровым; 1967, т-р Муз. комедии, Ташауз, Туркм. ССР); кантаты - О Ленине (1953), Доганлык (Братство, 1972); для орк. - Праздничная увертюра (1953), Лирическая поэма (1958), 2 концертино - Бал-саят (1954, для дутара и орк. нар. инструментов) и Ат Чанах (1967, для дутара и симф. орк.); сюита в 4 частях для струн. квартета; инстр. пьесы; хоры, романсы, песни. |
Франгиз Юсиф кызы (р. 23 IX 1928, Баку) - советская певица (сопрано). Нар. арт. СССР (1967). Чл. КПСС с 1963. Депутат Верх. Совета СССР 4-го созыва, Верх. Совета Азерб. ССР 8-го созыва. В 1955 окончила Азерб. консерваторию (класс М. Т. Колотовой). В 1946-51 солистка хора Азерб. радио, с 1951 - Азерб. т-ра оперы и балета. Партии: Севиль ("Севиль" Амирова), Нигяр ("Кер-оглы" Гаджибекова), Аида, Тоска, Татьяна и др. |
Фасиль Ахметгалиевич (р. 23 V 1935, дер. Салтык-Ярыклы Кукморского р-на) - сов. композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1981). В 1962 окончил Казанскую консерваторию у А. С. Лемана. Муз. ред. Тат. радиокомитета (1962-65), ред. Таткнигоиздата (1974-77). В 1965-74 преподавал в Казанской консерватории. Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1975). Сочинения: поэма для хора и орк. Песня родника (Чишма жыры, сл. М. Джалиля, 1958); для орк. - симфония (1976), симф. поэма Памяти Фарида Яруллина (1969), увертюра Татарстан (1979); концерт для фп. с орк. (1980); камерно-инстр. ансамбли - Adagio для струнных и литавр (1962), струн. квартет (1962), Партита для струн. квартета (1968), квинтет для деревянных духовых (1964); песни, романсы; музыка к спектаклям драм. т-ра. Литература: Rаимова С., Творческий отчет композитора, "МЖ", 1976, No 16. |
Хусаин Файзуллович (р. 24 XII 1913 (6 I 1914), д. Чингизово, ныне Баймакского р-на) - советский композитор. Засл. деят иск-в Башк. АССР (1957). Чл. КПСС с 1948. Окончил башк. отделение Моск. консерватории (в 1936 - класс сольного пения, в 1946 - класс композиции Ю. М. Яцевича и А. Н. Александрова). В 1948-53 пред. правления CK Башк. АССР. Сочинения: опера - Замандаштар (Современники, 1970, Башк т-р оперы и балета, Уфа); балет - Горный орел (совм. с H. G. Сабитовым, 1954, там же); кантата - Здравица (1955); симфония - Летопись (1947); струн. квартет (1963); сюита - Лирические напевы (1952); сюита для струн. орк., гобоя, арфы и ударных (1966, Гос. пр. Башк. АССР им Салавата Юлаева, 1968); хоровые, камерно-инстр. и др. произв., записи и обр. нар. песен. |
Владимир Виссарионович (р. 25 XII 1918, Самтредиа - 31 X 1971, Москва) - советский музыковед, фольклорист. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1967). Кандидат искусствоведения (1963). В 1947 окончил Тбилисскую консерваторию по классам Ш. С. Асланишвили, Д. И. Аракишвили и Л. П. Палиашвили. Преподавал в той же консерватории (с 1964 - доцент). А. первым обнаружил в Аджарии и Гурии (Груз. ССР) и записал 4-голосные нар. песни. Сочинения: Сборник грузинских (сванских) народных песен, Тб., 1957 (на груз. и рус. яз.); Абхазские песни, Тб., 1957 (на рус. и абх. яз.); Грузинские (аджарские) народные песни, Батуми, 1961 (на груз. и рус. яз.); Грузинские народные трудовые песни "Надури", в сб.: Музыка стран Азии и Африки, М., 1969 (на рус. яз.); Форма коллективного труда "Нади" и грузинская 4-голосная песня "Надури", Будапешт, 1965 (на рус. яз.). |
Ахрон И. Ю. - музыканты, братья. Иосиф Юльевич А. (1 (13) V 1886, Лодзь - 29 IV 1943, Голливуд, штат Калифорния) - скрипач и композитор. В детстве обучался игре на скрипке у И. Лотто в Варшаве. В 1904 окончил Петерб. консерваторию по классу Л. С. Ауэра (занимался у него с 1899). Позднее брал уроки композиции у А. К. Лядова. С 1904 концертировал (Россия, Германия). В 1913-16 преподавал в муз. уч-ще в Харькове. С 1922 жил в Берлине, с 1925 - в США. Автор многих инстр. произв., лучшие из них созданы на основе евр. муз. фольклора. Написал методич. очерк "Об исполнении хроматических гамм на скрипке" (в сб. "Научная ассоциация". Известия акад. научно-теоретич. подотдела Муз. отд. (НКП), П., 1921; оттиск на нем. яз. - "Ьber die Ausfьhrung der chromatischen Tonleitern", W., 1926). Сочинения: сюита Голем для камерного орк. (1932); для скр. с орк. - 3 концерта ор. 60, 68, 72 (исп. 1927, 1938, 1939), Еврейская мелодия (1911, также с фп.); для скр. и фп. - 2 сонаты (1910, 1918), 4 сюиты, в т. ч. Стемпеню (по Шолом-Алейхему, 1931); для влч. с орк. - Хазан (1912); песни и др. Литература: Каратыгин В., Концерт из сочинений Ахрона, "ЖИ", 1922, No 42; Mоddel Ph., Joseph Achron, Tel Aviv, 1966.
Исидор Юльевич А. (12 (24) XI 1892, Варшава - 12 V 1948, Нью-Йорк) - пианист. Учился в Петерб. консерватории у А. Н. Есиповой (фп.) и А. К. Лядова (композиция). С 1922 жил в США. Выступал как солист и ансамблист (с Я. Хейфецом и др.). Автор "Гротескной сюиты" для оркестра (исп. 1942), фп. пьес. И. М. Ямпольский. |
Дмитрий Владимирович (8 (20) IX 1864, Одесса - 3 I 1938, Ашхабад) - советский дирижёр, скрипач и муз.-обществ. деятель. Игре на скрипке обучался у В. З. Салина (Полтава), П. А. Краснокутского, Л. С. Ауэра (Петербург) и Я. Донта (Вена); теорию музыки изучал у Р. Фукса (Вена). В 1886-97 концертировал как скрипач за рубежом и в России. С 1897 жил в Полтаве, где по его инициативе в 1899 было открыто отд. РМО (с 1904 директор организованного им Муз. уч-ща РМО). Основатель (1898) и дирижёр полтавского симф. оркестра, с к-рым в 1903-14 гастролировал по России, пропагандируя рус. классич. музыку, произв. молодых рус. и укр. композиторов; устраивал популярные нар. концерты. Это был первый рус. симф. коллектив, предпринявший турне по отдалённым уголкам страны (путевые заметки А. были опубл. в газ. "Новое время", 1909, NoNo 11980, 11987; 1910, No 12458; 1912, No 13201, 13215; 1913, No 13357, 13364). В 1919-26 А. создал и возглавил симф. оркестр в Феодосии (Крым), в 1926-29 дирижёр симф. оркестра в Воронеже. С 1929 жил в Ашхабаде, где преподавал в муз. уч-ще. Автор муз. произв., в т. ч. орк. сюиты на укр. темы (исп. в 1914), скр. пьес и др. Литература: Кауфман Л., Д. В. Ахшарумов. Визначний музичний просвiтитель, КиПв, 1971. И. М. Ямпольский. |
Ачарпан - ачарпын, - абхазская продольная открытая флейта. Изготовляется из стебля зонтичных растений. Длина А. 600-700 мм; снабжён 6 игровыми отверстиями. Звукоряд диатонический, звуки глуховатые, мягкие. Игру на А. исполнитель обычно сопровождает пением без слов. А. - инструмент пастухов, к-рые исполняют на нём наигрыши, связанные с их бытом и трудом, а также несложные нар. песенные и танц. мелодии. |
Мухтар Ашрафович (р. 29 V (И VI) 1912, Бyxapa) - советский композитор и дирижёр. Нар. арт. СССР (1951). Чл. КПСС с 1941. В 1930 окончил Ин-т музыки и хореографии в Самарканде; учился в Моск. консерватории (1934-1937) по классам композиции С. Н. Василенко и Б. С. Шехтера, в 1941-43 в Ленингр. консерватории у М. О. Штейнберга. В 1948 окончил Ленингр. консерваторию по классу дирижирования. С 1930 худ. рук. и гл. дирижёр Узб. т-ра оперы и балета. С 1944 преподаватель, с 1953 профессор, в 1947-62 директор, с 1971 ректор Ташкентской консерватории. Премия им. Г. А. Насера (1972) за балет "Стойкость". Сочинения: оперы - Буран (совм. с С. Н. Василенко, 1939, Узб. т-р оперы и балета), Великий канал (совм. с С. Н. Василенко, 1941, там же; 3-я ред. 1953, там же), Дилором (1958, там же), Сердце поэта (1962, там же; муз. драма - Мирзо Иззат в Индии (1964, Бухарский муз.-драматич. т-р); балеты - Мухаббат (Амулет любви, 1969, там же, Узб. т-р оперы и балета, Гос. пр. Узб. ССР, 1970, пр. им. Дж. Неру, 1970-71), Любовь и меч (Тимур Малик, Тадж. т-р оперы и балета, 1972); вок.-симф. поэма - В грозные дни (1967); кантаты, в т. ч. - Песнь о счастье (1951, Гос. пр. СССР, 1952); для орк. - 2 симфонии (Героическая - 1942, Гос. пр. СССР, 1943; Слава победителям - 1944), 5 сюит, в т. ч. Ферганская (1943), Таджикская (1952), поэма-рапсодия - Тимур Малик; произв. для дух. орк.; сюита на узб. нар. темы для струн. квартета (1948); произв. для скр. и фп.; романсы; музыка к драматич. спектаклям и фильмам. |
Аштон Ф. (Ashton) Фредерик (р. 17 IX 1906, Гуаякиль, Экуадор) - англ. артист балета, балетмейстер. С 1924 учился у Л. Ф. Мясина, затем - у М. Рамбер. Работал балетмейстером Клуба балета (позднее - Балет Рамбер) и Об-ва Камарго, где пост. "Безделушки" Моцарта (1928), "Маски" Пуленка (1933), "Мефисто вальс" на музыку Листа (1934) и др. В 1933 для балетной труппы "Вик-Уэллс" (впоследствии - "Сэдлерс-Уэллс", с 1957 - "Королевский балет") пост. "Свидания" Обера. С 1935 работал в этой труппе. Считая музыку и танец гл. выразительными средствами балетного спектакля, А. создал симфонич. балеты: "Симфонические вариации" на музыку Франка (1946), "Жалобы волн" Мэссона (1970) и др. Является мастером формы pas de deux - балетного лирич. дуэта. А. обращался также к жанрам балетной трагедии, драмы и комедии. Ему принадлежит св. 70 оригинальных постановок. Среди них "Соната Данте" на музыку Листа (1941), "Тщетная предосторожность" Герольда-Ланчбери и "Ундина" Хенце (1958). В 1962 А. поставил мелодраму "Персефона" Стравинского, в к-рой гл. героиня сочетала танец с мелодекламацией. Среди партий A.: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Красный король ("Шах и мат" Блисса), фея Карабосс ("Спящая красавица") и др. В 1963-70 гл. балетмейстер и худ. рук. "Королевского балета". Литература: Рославлева Н., Английский балет, М., 1959; Dominic Z. and Gilbert J. S., Frederick Ashton. A choreographer and his ballets, L., 1971. B. M. Красовская. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Ашхабад (туркм. Ашгабат; ранее - Асхабад, Полторацк) - столица Туркм. ССР (с 1924), промышленный и культурный центр республики. В 1972-266 тыс. жителей. До Великой Окт. социалистич. революции муз. жизнь города ограничивалась преим. выступлениями нар. певцов и музыкантов (бахши-сазандров). После установления Сов. власти в А. начинается развитие муз. культуры. В 1929 создан Туркм. драм. т-р, ставивший и муз. спектакли. В том же году открылся художеств. техникум, к-рый готовил также и музыкантов. На основе муз. отделения техникума в 1935 создано Муз. уч-ще. В 1937 при Туркм. драматич. т-ре был основан муз. сектор. Одновременно организована оперная студия (с вок. и хореографич. отделениями). В 1940 открыт Туркм. муз. т-р (в состав т-ра вошли выпускники оперно-балетной студии, артисты муз. сектора драм. т-ра и оркестр), на базе к-рого в 1941 создан Туркменский театр оперы и балета (с 1956 им. Махтумкули). Т-р ставит нац. оперы А. Кулиева, Ю. С. Мейтуса, Д. Овезова, А. Г. Шапошникова и др. композиторов, а также произв. сов. композиторов др. республик, рус. и зарубежную классику. Спектакли идут на рус. и туркм. яз. Важную роль в муз.-конц. жизни А. играет Туркм. филармония (осн. 1938), к-рая пропагандирует сов. (в первую очередь туркм.) и рус. классич. музыку. При филармонии работают: симф. оркестр (осн. 1972), оркестр нар. инструментов им. П. Сарыева (осн. 1940), засл. ансамбль нар. танца Туркм. ССР (осн. 1941), хор. эстрадные бригады и бригады бахши. В 1936 создан Ашхабадский радиокомитет, при к-ром был организован первый проф. хор (с 1948 Туркм. гос. хор). Здесь также работают: ансамбль нар. инструментов, эстрадный оркестр, хор. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 в А. работали рус. и укр. композиторы: К. А. Корчмарёв, Ю. С. Мейтус, A. E. Штогаренко и др., оказавшие влияние на формирование нац. кадров композиторов. В 1939 в А. создан Союз композиторов Туркм. ССР (в 1972 - 16 чел.). Респ. дом нар. творчества выпускает сб. песен, методич. пособия для самодеятельных муз. коллективов, проводит праздники песен, концерты, фестивали. В А. работают (1972): Туркм. т-р оперы и балета, Туркм. гос. филармония им. М. Тачмурадова, Муз. педагогич. ин-т культуры, Муз. уч-ще им. Д. Овезова, Респ. муз. школа-десятилетка, 2 муз. школы, Респ. дом нар. творчества, Дворцы культуры. А. Реджепов. |
Аэд (греч. aoidos, от aeido - пою, воспеваю) - др.-греч. проф. поэт и певец, исполнитель эпич. песен. Иск-во А. относится к эпохе становления рабовладельч. об-ва в Греции (9-8 вв. до н. э.). Из поколения в поколение они передавали традиции своего ремесла и старинные песни-сказания. А. были неизменными участниками торжеств, пиров, соревнований; помимо находившихся на службе общин и царей, существовали и А. странствующие. А. пели, аккомпанируя себе на струн. щипковом инструменте форминксе. Пение А. представляло собой вокализацию поэтич. текста с помощью монотонно повторяющихся традиц. мелодич. оборотов-номов (их диапазон, по-видимому, не превышал кварты или квинты). А. вносили в своё пение элементы импровизации, дополняя и видоизменяя традиц. песни-сказы, создавая новые. Позже иск-во А. было утрачено, их место в эллинистич. об-ве заняли рапсоды. Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 272; его же, Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1965, с. 43; Abert H., Antike, в кн.: Handbuch der Musikgeschichte, hrsg. von G. G. Adler, Bd 1, В., 1924, В., 1930; в рус. пер. - Аберт Г., История древнегреческой музыки, в сб.: Музыкальная культура древнего мира, под ред. Р. И. Грубера, Л., 1937, с. 113, 115-117. |
Аэрофоны (от греч. aer - воздух и ponn - звук) - музыкальные инструменты, источником звука к-рых является столб воздуха, заключённый в канале ствола (трубке). По типу вибратора, приводящего воздушный столб в колебание (т. е. по способу извлечения звука), А. делятся на флейтовые, язычковые и мундштучные (амбушюрные). У флейтовых вибратором служит струя воздуха, рассекающаяся об острый край стенки ствола, у язычковых - эластичная пластинка-прерыватель, у мундштучных - соответственно напряжённые губы исполнителя. Флейтовые инструменты подразделяются по способу держания на продольные и поперечные, а продольные, в свою очередь, на открытые (оба конца ствола открыты), свистковые (в верхний конец вставлен сердечник со щелью) и многоствольные, типа флейты Пана. Язычковые инструменты бывают с одинарным, как у кларнета, и двойным, как у гобоя, бьющимся язычком; к ним относятся инструменты с проскакивающим язычком - различной системы гармоники, фисгармонии и др. Подгруппу мундштучных инструментов составляют трубы и рога. К. А. Вертков. |
Аюмаа - абхазский щипковый муз. инструмент; угловая арфа. Корпус и расположенная под острым углом к нему шейка изготовляются из одного куска дерева; корпус долблёный, закрытый деревянной декой без резонаторных отверстий. А. имеет 14 струн из конского волоса. Во время игры исполнитель кладёт инструмент на правое колено и указат. и средним пальцами обеих рук защипывает струны: правой - дискантовые, левой - басовые. Звукоряд диатонический, звуки тихие, мягкие. А. служила главным образом для аккомпанемента при исполнении исторических и военных песен. Народная А. вышла из употребления; вместо неё применяют усовершенствованные образцы с 15 шёлковыми струнами, дающие хроматический звукоряд в объёме ноны. Литература: Кортуа И. Е., Абхазские народные песни и музыкальные инструменты, Сухуми, 1959; Хашба И. М., Абхазские народные музыкальные инструменты, Сухуми, 1967. К. А. Вертков. |
Дандар Дампилович (4 (17) IX 1910, улус Нуган, ныне Иркутской обл. - 18 X 1971, Улан-Удэ) - советский композитор. Нар. арт. Бурят. АССР (1963). В 1943 окончил Свердловскую консерваторию по классу композиции М. П. Фролова. В 1946-63 пред. Бурят. отделения союза композиторов РСФСР. Ведущее место в творчестве А. занимал оперный жанр. Он создал ряд произв., посв. дружбе бурят. и рус. народов: "Побратимы" (1958, Бурят. т-р оперы и балета), "Братья" (1961, там же), "Саян" (1967, там же). Сочинения: опера - Дарима (соч. 1946); балет - Драгоценный камень (соч. 1944); кантата - Бурят-Монголия (1957); для орк. - симфония (1943), увертюра - Молодёжная (1955); сюита для орк. нар. инструментов (1957); произв. для скр.; романсы, песни; обр. нар. песен; музыка к драматич. спектаклям. Литература: Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959; Вопросы современного искусства Бурятии, Улан-Удэ, 1961; Куницын О., Д. Д. Аюшеев, в сб.: Люди бурятского искусства, т. 2, Улан-Удэ, 1968. Б. В. Олзоев. |
Аяла Перес Д. (Ayala Pйrez) Даниель (21 VII 1908, Абала, Юкатан - 20 VI 1975, Веракрус) - мекс. композитор, скрипач и дирижёр. Род. в семье индейца племени майя. Учился в Нац. консерватории в Мехико у С. Ревуэльтаса. В 1930-37 был скрипачом Нац. симф. оркестра. Наряду с Б. Галиндо Димасом, С. Контрерасом, X. П. Монкайо входил в т. н. Группу четырёх, выступавшую за развитие нац. искусства. С 1942 дирижёр симф. оркестра и директор консерватории в Юкатане. В музыке А. П. отразились характерные черты фольклора майя (пентатонные лады, настойчивое повторение определ. ритмоформул), мн. произв. вдохновлены их легендами и преданиями. Среди соч. - балет "Майя" ("El nombre maya", 1939, пост. 1940, Мехико), симф. сюиты "Племя" ("Tribu", 1934), "Пейзажи" ("Paisajes", 1935) и "Панорама Мехико" ("Panorama de Mexico", 1936), произв. для фп.; для голоса с фп., с оркестром, в т. ч. "Заклинание дождя" (на языке майя, в сопр. камерного оркестра и ударных индейских инструментов, 1934). |