Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 10, "АСК"-"АЯЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 10, "АСК"-"АЯЛ")

Аскоченский А. К.

Алексей Константинович (22 III (3 IV) 1871, Москва - 19 XII 1947, там же) - сов. певец (тенор) и педагог. В 1893 окончил Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва у С. Бижевича, совершенствовался в Италии у А. Буцци и В. Веджино. Дебютировал как оперный певец в Италии. Пел на сцене рус. провинциальных т-ров (в Екатеринославе, Симбирске, Харькове, Одессе и др.). С 1907 солист моск. Нар. дома, с 1913 - Оперного т-ра Зимина, в 1915-19 - Большого т-ра. Среди партий - Всеслав ("Аскольдова могила"), Синодал; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Герцог; Альмавива ("Севильский цирюльник"). Преподавал с 1905; в 1929-47 - в Моск. консерватории (с 1940 профессор).

Асламазян С. З.

Сергей Захарович (р. 2 (14) II 1897, Моздок) - сов. виолончелист. Нар. арт. Арм. ССР (1945). В 1927 окончил Моск. консерваторию, в 1929 - аспирантуру (ученик А. Э. Глена и С. М. Козолупова). Со дня основания (1925) до 1968 участник Гос. квартета им. Комитаса. С 1937 преподаватель (с 1947 профессор) Моск. консерватории по классу квартета и виолончели. Автор переложений и обр. (в т. ч. Пассакалии Г. Ф. Генделя, Чаконы И. С. Баха, Вариаций на тему Паганини, произв. Комитаса и др.) для струн. квартета, струн. оркестра и ансамбля виолончелистов. Гос. пр. СССР (1946); Гос. пр. Арм. ССР (1965).

Литература: Татевосян A., С именем великого Комитаса, Ер., 1959 (на арм. яз.); Давидян Р., С. Асламазян, Ер., 1972.

Р. А. Атаян.

Асламас А. В.

Асламас А. В. (наст. фам. - Васильев) Анисим Васильевич (р. 24 VII 1924, дер. Вурманкас-Асламасы Ядринского р-на Чуваш. АССР) - советский композитор. Засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1970). В 1945-1948 учился в Киевской консерватории по классу композиции Б. Н. Лятошинского, в 1960 окончил Моск. консерваторию (класс композиции В. Г. Фере).

Сочинения: оперы - Священная дубрава (1960), Прерванный вальс (1963, Муз.-драм. т-р, Чебоксары), Сердце поэта (1971, там же), Вера Сарьялова (1970); муз. комедии - Солнечные дни (1962), Сваха из Шоршел (1964); оратория - В. И. Ленин (1951); кантата - Над республикой моей солнце встаёт (1960); вок.-симф. поэмы - Памяти поэта (1956), Песни Тилли (1967); 2 струн. квартета (1946, 1956); для фп. с орк. - 2 концерта (1950, 1958), Чувашская рапсодия (1957); поэма для гобоя со струн. орк. - Песни предков (1968), концерт для гобоя с орк. (1971); кам.-инстр. произв., хоры, романсы, песни, музыка к драм. спектаклям.

Литература: Марков Б., Современные чувашские оперы, в кн.: Рождение музыкального театра Чувашии, Чебоксары, 1965.

Асланишвили Ш. С.

Шалва Соломонович (р. 10 (22) III 1896, м. Ардануч Батумской обл., ныне в Турции) - советский музыковед. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943). Доктор искусствоведения (1964). Учился в Тбилисской консерватории у М. М. Ипполитова-Иванова и С. В. Бархударяна, в 1927-30 - в Ленингр. консерватории у Ю. Н. Тюлина, Х. С. Кушнарёва и В. В. Щербачёва. С 1930 зав. кафедрой теории музыки Тбилисской консерватории (с 1966 профессор), одноврем. в 1945-50 зав. Отделом муз. фольклора при АН Груз. ССР.

В 1927-50 провёл ряд экспедиций по записи груз. нар. песен. На основе его исследований в Тбилисской консерватории введён предмет грузинской гармонии. А. - один из организаторов Об-ва груз. молодых музыкантов (осн. в 1922), на базе к-рого был создан Союз композиторов Груз. ССР.

Сочинения: Чайковский в Грузии, Тб., 1940; Гармония народных хоровых песен Карталино-Кахетии, Тб., 1970 (на груз. яз.); Очерки о грузинской народной песне, т. 1, Тб., 1954, т. 2, Тб., 1956 (Формы многоголосия в груз. народной песне, Лады народной песни Зап. Грузии, Социальная функция народной песни (трудовые, застольные культовые песни), Грузинская (тушинская) народная песня, Грузинская (пшав-хевсурская) народная песня) (на груз. яз.); Народная танцевальная музыка, в сб.: Грузинская музыкальная культура, М., 1957, с. 65-83; Народные основы гармонии грузинских композиторов, там же, с. 410-445; Двух- и трёхголосные инвенции И. С. Баха, Тб., 1964; Путь к "Абесалому", Тб., 1971 (на груз. яз.).

Л. П. Цкепладзе.

Асмайер И.

Асмайер И. (Assmayer) Игнац (11 II 1790, Зальцбург - 31 VIII 1862, Вена) - австр. органист и композитор. Учился у М. Гайдна в Зальцбурге и у Й. Эйблера в Вене. В 1808-15 органист церкви Санкт-Петер в Зальцбурге. С 1915 жил в Вене, где сблизился с Ф. Шубертом. С 1824 органист Шотландской церкви, с 1825 имперский органист. С 1838 вице-капельмейстер. С 1846 2-й капельмейстер придв. капеллы; одновременно дирижировал оркестром Общества музыкантов (Tonkьnstler-Societцt). Автор ораторий "Саул и Давид", "Смерть Саула" ("Sauls Tod"), "Обетование" ("Das Gelьbde"), симфоний, мн. произв. церк. жанров (15 месс, 2 реквиема, градуалы, офферторий и др.), ок. 60 инстр. сочинений.

Аспелунд Д. Л.

Дмитрий Львович (2 (14) II 1894, Ченстохов, ныне Ченстохова, Польша - 21 XI 1947, Москва) - сов. певец (тенор), педагог и методист. Доктор искусствоведения (1947). С 1911 брал уроки пения в Москве у Г. А. Алчевского. В 1926 окончил Моск. консерваторию по классу пения Н. Г. Райского, в 1930 - аспирантуру. В 1919-30 работал в т-ре "Музыкальная драма", "Русской опере", Оперной студии Моск. консерватории. В 1934-40 и в 1944-47 преподавал в Моск. консерватории теорию вок. педагогики и сольное пение (с 1935 доцент). Одновременно в 1935-41 работал в центр. ин-те повышения квалификации музыкантов-педагогов, в 1942-44 в Ташкентской консерватории. Вёл научно-исследовательскую работу в лабораториях ГИМНа, в вок. секции ГАХНа, в Ин-те психологии Академии педагогич. наук РСФСР (с 1944). Автор работ по вопросам постановки певческого голоса и вок.-речевой культуры. Осн. труд А. - "Развитие певца и его голос" (М.-Л., 1952).

И. M. Ямпольский.

Аспельмайр Ф.

Аспельмайр Ф. (Aspelmayr, Asplmayr) Франц (1728-29 VII 1786, Вена) - австр. композитор. Одним из первых среди австр. музыкантов освоил стиль мангеймской школы. Сочинял балетную музыку для итал. оперы в Вене. Автор неск. зингшпилей, музыки к "Пигмалиону" Ж. Ж. Руссо (соч. 1772). В 1765 в Париже были изданы его 6 серенад (ор. 1), 6 квартетов (ор. 2), трио для 2 скрипок, влч. и бассо континуо (ор. 5), 6 квартетов (ор. 6), трио No 1 (ор. 5) и квартет No 2 (ор. 2, переизданы в Riemann "Collegium musicum", No 39, 40), трио No 4 (op. 1, издано в 1954 Э. Шенком В Вене).

О. Т. Леонтьева.

Аспирация

Аспирация (от лат. aspiratio - вдыхание) - старинный приём исполнения, близкий к совр. staccato; звуки, при к-рых стоял знак А. (; в последующее время этим знаком обозначалось staccatissimo), выдерживались несколько менее своей полной длительности. А. применялось в клавесинной музыке 17-18 вв. У Ф. Куперена-младшего А. подразумевала незначит. укорочение звука. У Ж. Ф. Рамо, к-рый вместо термина "А." использовал термин "son coupй" (букв. - отрывистый, прерванный звук), А. означала укорочение звука на половину длительности.

Аспирация

Ассоциация современной музыки

Ассоциация современной музыки - творч. и муз.-обществ. организация. Возникла в 1924 в Москве (с 1926 филиал в Ленинграде) как отделение Междунар. об-ва совр. музыки. В задачи А. с. м. входила пропаганда творчества совр. сов. композиторов и ознакомление с новыми произв. зарубежной музыки. А. с. м. организовывала концерты, издавала журн. "Современная музыка" (М., 1924-29, выходил нерегулярно). В состав А. с. м. входили мн. крупные сов. композиторы и муз. деятели, в т. ч. А. Н. Александров, Б. В. Асафьев, В. М. Беляев, В. В. Держановский, Н. Я. Мясковский, С. Е. Фейнберг, Ю. А. Шапорин, М. О. Штейнберг, В. В. Щербачёв, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Половинкин, Г. Н. Попов, Д. Д. Шостакович и др. В творч. отношении А. с. м. не представляла единой школы или направления, в ней совмещались разные стилистич. тенденции, иногда резко противоположные. Некоторые из руководящих деятелей А. с. м. (Л. Л. Сабанеев, Н. А. Рославец), демагогически используя лозунги новизны и "современности", выступали с проповедью формальных конструктивистских взглядов и требованиями решительного разрыва с классич. традициями. Эти выступления часто рассматривались как программа действия А. с. м. и с ними связывался термин "современничество", равнозначный по смыслу определениям "модернизм" и "формализм". В 1926 из Ленингр. А. с. м. выделилась группа членов, организовавших самостоят. объединение "Кружок новой музыки", возглавленный Б. В. Асафьевым. Мотивом их отделения послужило несогласие с установкой A. с. м. на "самое широкое ознакомление с новейшими муз. произв. авторов всех направлений как СССР, так и иностранных". В противоположность этой широкой и эстетически нейтральной программе "Кружок новой музыки" считал необходимым пропагандировать только образцы "левых" течений совр. музыки, отличающиеся новизной формально-технологич. признаков. К началу 30-х гг. А. с. м. как замкнутая форма объединения части сов. композиторов изжила себя. Мн. видные деятели сов. музыки продолжали оставаться за её пределами. Идейный индиферентизм, аполитичность, свойственные А. с. м., не удовлетворяли и большинство её членов. Уже в 1924 в статьях Б. В. Асафьева "Кризис личного творчества" и "Композиторы, поспешите!" ("Современная музыка", NoNo 4 и 6) прозвучал решительный призыв к сближению с жизнью. В 1931 группа композиторов во главе с Н. Я. Мясковским, B. Я. Шебалиным и Д. Б. Кабалевским заявила о выходе из А. с. м. Вскоре после этого А. с. м. перестала существовать.

Литература: Житомирский Д., Из истории "современничества", "СМ", 1940, No 9; Шебалин В., О пройденном пути, "СМ", 1959, No 2; История музыки народов СССР, т. 1, М., 1970, с. 137-45.

Ю. В. Келдыш.

Астаритта Д.

Астаритта Д. (Astaritta, Astarita) Дженнаро (1745, Неаполь - 1803) - итал. композитор. Возможно, был учеником Н. Пиччинни. Руководил капеллой в Неаполе, где в 1765 была пост. его первая опера "Алжирский корсар" ("Il corsaro algerino"). С 1780 оперы А. приобрели популярность, они шли в Вене, Дрездене, Петербурге (впервые в 1781). В 1784-86 А. - директор Итал. оперы в Москве, в 1786-89 - в Петербурге, здесь в 1789 была пост. его опера "Притворная сумасшедшая" (на текст Я. Б. Княжнина). В 1795-1803 А. вновь возглавил Итал. оперу в Петербурге; в этот период он написал много произв., большая часть которых осталась неизвестной.

Автор более 40 опер-буффа и опер-сериа (сохранились - "Армида", 1777, начатая Т. Траэттой; "Герои лагеря Элизи", 1779, и др.), балетов. Писал также мотеты, кантаты, дивертисменты.

Литература: Mооsеr R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, v. 2, Gen., 1951, p. 482-84.

Асторга Э. Д. Ч. Р.

Асторга Э. Д. Ч. Р. (Astorga) Эмануэле Джоаккино Чезаpe Ринконд (20 III 1680, Аугуста, Сицилия - после 1757, Мадрид или Лисабон) - итал. композитор испан. происхождения. Был образованным дилетантом, проявившим себя в разл. областях муз. иск-ва (певец, исполнитель на чембало). Вёл странствующий образ жизни. Жил в Вене (1712-14), Лондоне (1714-15), позднее в Чехии, снова в Италии (был сенатором в Палермо), Португалии, Испании (1744). Известен гл. обр. как автор оперы-пасторали "Дафни" (1709, Генуя и Барселона; 1715, Парма; 1726, Бреслау). Писал также камерные кантаты (12 изданы в сб. "Cantadas humanas a solo", Лисабон, 1726), Stabat Mater для 4 солистов и струн. орк. (первое исп. 1752, Оксфорд, издана в 1878), духовные гимны вильянсико. Богатая событиями жизнь А. послужила основой либр. оперы Й. Аберта "Асторга" (1866, Штутгарт).

Литература: Vоlkmann H., Emanuel d'Astorga, Bd 1-2, Lpz., 1911-19.

Астхик А.

Астхик А. (наст. имя и фам. - Ампер Кантарджян) (1852-18 V 1884, Константинополь) - арм. актриса и певица (контральто). Сестра известной драм. актрисы Сирануйш. С 1870 выступала как драм. актриса в т-ре Вардовяна (Константинополь), с 1878 артистка оперетты (одноврем. незаурядная танцовщица). В 1879-80 переехала в Закавказье; выступала в Тбилисской арм. драме совм. с П. Адамяном и Сирануйш. Муз.-сценич. талант А. особенно ярко раскрылся в опереточной труппе С. Бенкляна, в составе к-рой с 1881 А. выступала во мн. городах Ближнего Востока, на Балканах, в Египте, Греции. Партии: Ланж, Аврора ("Дочь мадам Анго", "Жирофле-Жирофля" Лекока), Парис ("Прекрасная Елена" Оффенбаха) и др.

Р. А. Атаян.

Атакишиев Р. И.

Рафик (Рауф) Исрафилович (р. 15 VII 1925, г. Геокчай, Азерб. ССР) - сов. пианист и певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. Азерб. ССР (1967). В 1949 окончил Моск. консерваторию у К. Н. Игумнова (фп.) и у А. В. Неждановой (пение), в 1952 - аспирантуру у Я. В. Флиера (фп.). С 1953 солист Азерб. т-ра оперы и балета. Среди партий - Ленский, Водемон, Князь, Юродивый, Альфред; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Фауст; Гофман ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Аскер ("Аршин Мал алан" Гаджибекова), Саят-Нова ("Саят-Нова" Арутюняна), Балаш ("Севиль" Амирова), Capo ("Ануш" Тиграняна), Жером ("Обручение в монастыре" Прокофьева). Выступает и как конц. певец. Гастролирует за рубежом. С 1953 преподаёт в Азерб. консерватории, с 1969 зав. кафедрой спец. фп. (с 1972 профессор).

Атанасов Г.

Георги (6 V 1882, Пловдив - 17 XI 1931, Фазано-дель-Гарда, Бреша, Италия) - болг. муз. деятель, композитор и дирижёр. Один из основоположников нац. болг. оперы и оперетты. Учился у Д. Кириака в консерватории в Бухаресте (1897-99), совершенствовался в Италии, в Академии музыки в Пезаро (1901-03), где изучал композицию у П. Масканьи. С 1903 выступает как дирижёр. Был воен. капельмейстером, инспектором воен. музыки. В 1919-23 директор Нар. оперы в Софии. А. - автор произв. разл. жанров, но известен гл. обр. как оперный композитор. Оперы А. написаны на историч. сюжеты, посв. освободит. борьбе болг. народа, а также на бытовую тематику; они отличаются сценич. выразительностью, самобытным мелодич. стилем, основаны на болг. муз. фольклоре. А. создал 6 опер: "Борислав" (1911), "Гергана" (1916), "Заброшенная мельница" ("Запустялята воденица", 1922), "Цвета" (1924), "Косара" (1926), "Алцек" (1930) - все поставлены в Нар. опере в Софии. Написал также первую болг. оперетту "Моралисты" (1917, София) и 4 оперетты для детей: "Больной учитель", "Родник фей" ("Самодивско изворче", наиболее популярна, 1911), "За птичками" (1912), "Золотая девушка" (1915), в к-рых использовал нар. песенные интонации. Среди др. произв. А. - марши, попурри для дух. орк., фп. пьесы, хор., сольные песни.

Литература: Сагаев Л., Българското оперно творчество, С., 1958; его же, Маестро Георги Атанасов, С., 1960.

С. М. Грищенко.

Атанасов Н. К.

Никола Китанов (25 X 1886, Кюстендил - 30 IX 1969, София) - болг. композитор. Окончил муз. школу Хорв. муз. об-ва в Загребе у Ф. Дугана (1912). В 1913-22 преподавал в гимназии в г. Стара-Загора, с 1915 одноврем. в Варне, Плевне и Софии; в 1923-58 вёл муз.-теоретич. предметы в Гос. муз. академии в Софии (с 1929 профессор, в 1934-37 директор). Автор первой болг. симфонии (1912).

Сочинения: для орк. - 3 симфонии (1912, 1922, 1950), увертюры Христо Ботев (1928) и Стон леса (Стонът на гората, 1931); трио для скр., фагота и фп.; соната для фп. и пьесы для др. инструментов; песни.

Литература: Льондев П., Никола Атанасов, София, 1963.

Атаян Р. А.

Роберт Аршакович (р. 7 XI 1915,Тегеран) - сов. музыковед и композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). Кандидат искусствоведения (1955). Чл. КПСС с 1962. С 1923 живёт в Ереване, где окончил в 1941 консерваторию, в 1948 - аспирантуру. С 1944 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1955 доцент, с 1962 зав. кафедрой теории музыки и композиции). Одноврем. с 1948 работает в Ин-те иск-в АН Арм. ССР (с 1956 ст. науч. сотрудник). А. - руководитель и участник фольклорных экспедиций (с 1951). Ему принадлежат исследования по арм. классич. и сов. музыке, нар. творчеству, арм. ср.-век. нотному письму. Сост. и ред. первого академич. издания произв. Комитаса (Собр. соч., т. 1-3, 1960-69). Автор камерно-инстр. и вок. произв., хоров, обр. нар. и гусанских песен, средневековых тагов.

Сочинения (на арм. яз.): Пособие по изучению новоармянской нотописи и ладов армянской народной песни, Ер., 1950; Армянская хазовая нотопись, Ер., 1959; Музыкальное наследие Комитаса, в сб.: Комитасакан, Ер., 1969; на рус. яз.: Современный музыкальный язык в произведениях советских армянских композиторов, в сб.: Музыка и современность, М., 1962; Гусан Аваси, М., 1962; Армянская народная песня, М., 1965; Armenische Chasen, "Beitrцge zur Musikwissenschaft", В., 1968, H. 1/2; Les chants des maоtres armеniens du moyen вge, в сб.: Musica antiqua, II. Bydgoszcz, 1969 и др.

Г. Ш. Геодакян.

Атенеум

Социалистической Республики Румынии (Ateneul RSR) - конц. зал в Бухаресте. В нач. 1868 по инициативе группы передовых деятелей (К. Есарку, А. Одобеску, В. Ирекиа) было основано об-во "Румынский Атенеул", к-рое проводило публичные лекции, концерты, выставки и др. Помещение для этих мероприятий было сооружено в 1888 (проект франц. арх. А. Галлерона). Здание А. круглое, в античном стиле, с колоннами и куполом. Внутр. часть здания отличается роскошью оформления: мрамор, золото, богатые инкрустации. Зал А. расписан фресками на темы нац. истории. Рассчитанный на 1000 чел. (600 кресел в партере и 60 лож, расположенных двумя ярусами), обладающий превосходной акустикой, зал А. стал использоваться гл. обр. как конц. зал. В А. выступали мн. выдающиеся исполнители - А. Корто, П. Касальс, Ж. Тибо, Ф. Крейслер, Арт. Рубинштейн, И. Менухин, Д. Ф. Ойстрах, Д. Б. Шафран, С. Т. Рихтер, М. Л. Ростропович, и дирижёры - В. Фуртвенглер, Дж. Энеску (неоднократно выступал и как солист-скрипач), А. Алессандреску, Дж. Джорджеску, Г. Караян, Ф. Конвичный, Н. П. Аносов, А. В. Гаук, Е. А. Мравинский, Г. Н. Рождественский и др. В А. проводятся междунар. конгрессы и съезды, фестивали и конкурсы им. Дж. Энеску, выступают лучшие рум. и зарубежные музыканты и муз. коллективы. В здании А. помещается Гос. филармония им. Дж. Энеску.

Р. Э. Лейтес.

Атлантов В. А.

Владимир Андреевич (р. 19 II 1939, Ленинград) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. РСФСР (1972). Чл. КПСС с 1966. Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1962, 2-я пр.), Междунар. конкурса вокалистов им. П. И. Чайковского (1966, 1-я пр.), Междунар. конкурса молодых оперных певцов в Софии (1967, 1-я пр.). Родился в семье певца. В 1963 окончил Ленинградскую консерваторию по классу пения Н. Д. Болотиной. В 1961-62 стажёр, с 1963 солист Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова; в 1963-65 стажёр миланского т-ра "Ла Скала" (Италия). С 1967 солист Большого т-ра в Москве. Партии: Герман, Ленский, Владимир Игоревич, Хозе; Альфред ("Травиата"), Каварадосси и др. Выступает как конц. певец. Гастролирует за рубежом (Италия, ГДР, Канада, Австрия, Венгрия, Япония, Франция).

Атовмьян Л. Т.

Левон Тадевосович (12 (25) V 1901, Ашхабад - 16 I 1973, Москва) - сов. муз.-обществ. деятель и композитор. Чл. КПСС с 1920. Учился игре на виолончели у В. Л. Кубацкого, на фп. у И. А. Добровейна, композиции у С. Н. Василенко. Занимался в Муз.-драматич. уч-ще Московского филармонич. об-ва. В 1919-29 служил в Красной Армии, был зав. муз. частью Рус. экспериментальной мастерской т-ра (РЭМТ) в Тбилиси, где написал музыку к ряду постановок и обозрений. В 1929-33 ответств. секретарь секции композиторов Всероссийского общества драматургов и композиторов. С 1936 жил в Ашхабаде, где был начальником Управления по делам иск-в Туркм. ССР и преподавал в Муз. техникуме инструментоведение и дирижирование. В 1939-48 директор и зам. пред. Муз. фонда СССР (Москва), в 1953-63 директор и художеств. рук. симф. оркестра Комитета кинематографии.

Автор песен, музыки к драматич. спектаклям, перелож. симф. и оперных произв. для фп. (более 40). Составил на материале произв. Д. Д. Шостаковича музыку к балетам: "Цветы", "Директивный бантик", "Барышня и хулиган" и др. Инструментовал мн. произв. сов. композиторов.

Атональная музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аттасса

Аттасса (атака, итал., повелительная форма ед. ч. от attaccare - вступать без паузы, букв. - нападать).

1) Обозначение в нотах, указывающее на то, что изменение темпа внутри муз. пьесы должно осуществляться внезапно, без паузы, а переход от части к части циклич. произв. - с очень непродолжит. паузой.

2) Переход голосового аппарата человека от дыхательного состояния к певческому или речевому. Различают твёрдую A., когда голосовые связки сомкнуты и воздух прорывается через них с усилием, напором, и мягкую, когда голосовые связки не столь напряжены.

3) Внезапное напряжение рук пианиста при исполнении акцентированного аккорда.

Аттеньян П.

Аттеньян П. (Attaignant) Пьер (г. рожд. неизв. - ум. 1552, Париж) - франц. муз. издатель. Один из старейших издателей муз. лит-ры, применивший новую систему нотного набора, созданную в 1525 П. Отеном (Готеном; см. Нотопечатание). В 1528 совместно с Отеном основал в Париже музыкальное изд-во (существовало до 1557). В 1528-42 изд-во выпустило 100 сборников (что составило почти всю франц. нотную продукцию за 1-ю пол. 16 в.). Из изданий А. особенно интересны 35 книг песен и 13 книг мотетов. Нек-рые из его сб. (напр., "Trеs brиve et familiиre introduction...", 1529) переиздавались в 20 в. Издания A., включающие произв. более 150 композиторов (преим. франц. и фламандских), служат важным источником для изучения франц. музыки 16 в.

Литература: Lйpreux G., Atteignant (Pierre), в его кн.: Gallia typographica, ou Rйpertoire biographique..., t. l, pt. 1, Sйrie Parisienne, P., 1911, p. 57-63 (Revue des Bibliothиques, Suppl. II) (Rihоuёt) Rоkseth Y., Note bibliographique sur Attаignant, "Revue de musicologie", 1924, No 10; Heartz D., Pierre Atteignant, Royal Printer of music, Berkeley (Calif.), 1969.

Аттерберг К.

Аттерберг К. (Atterberg) Курт (p. 12 XII 1887, Гётеборг) - швед. композитор, дирижер и муз.-обществ. деятель. По специальности радиоинженер. Учился в Корол. академии музыки в Стокгольме по классу композиции А. Халлена, совершенствовался в Берлине у Шиллингса (1910-12). В 1913 дебютировал как дирижёр и композитор в Гётеборге. В 1913-22 дирижёр в Корол. драм. т-ре в Стокгольме. В 1919 муз. критик газеты. Занимал ряд ответственных муз.-обществ. должностей. В 1924-47 президент, с 1947 почётный президент Союза швед. композиторов, в 1940-53 секретарь Академии музыки в Стокгольме. С 1912 много выступал как дирижёр в Швеции и за рубежом, пропагандируя нац. музыку (1919-41 дал 60 концертов; в программе - сочинения швед. композиторов, в т. ч. 28 впервые исполненных). Автор произв. в духе романтиков А. воссоздаёт образы родной природы, широко использует нар. темы (симфонии No No 3, 4, 8, рапсодия); считает себя последователем А. К. Глазунова, Ф. Альфано, К. Нильсена.

Сочинения: оперы (5 на собств. либр., все пост. в Стокгольме) - Арфист Хервард (Hцrvard Harpolekare, Стокгольм, 1919, Хемниц, 1936), Водяной (Bцckhцsten, 1925), Фаналь (Fanal, 1934), Аладдин (1941), Буря (Stоrmen, по Шекспиру, 1948); балеты (4), в т. ч. Девы неразумные (De fevitska jungfrurna, Париж, 1920); кантаты - Железоносный край (Jцrnbцraland), Песенный край (Sengensband); для орк. - 9 симфоний (1911-1957), в т. ч. 6-я (1-я пр. на Междунар. конкурсе им. Ф. Шуберта, 1928), 9 орк. сюит из музыки к пьесам К. Гоцци, У. Шекспира и др., орк. рапсодия на сев.-шведские нар. темы (1933, посв. С. Лагерлёф; наиболее популярное произв.), симф. поэма Река; концерты с орк. - для скр. (1913), влч. (1923), валторны (1927), фп. (1936); камер. соч. - струн. ансамбли, в т. ч. фп. квинтет, 3 квартета, влч. соната; фп. пьесы; хоры; театр. музыка.

Литературные сочинения: Med notpenna och taktpinne..., Stockh., 1946.

Литература: Stuart Е. М., K. Atterberg, Stockh., 1925.

B. B. Ошис.

Атух-пондур

Атух-пондур - чечено-ингушский струнный смычковый инструмент, близкий к груз. чианури. На деревянный долблёный корпус в форме плоской чаши сверху натянута кожаная мембрана; на дне и в мембране имеется по два круглых отверстия. Округлая шейка с фигурной головкой проходит через корпус, образуя с другой его стороны "штык". Общая длина А.-п. 800-850 мм. Струн 3; ранее применялись волосяные, ныне металлические. При игре А.-п. держат вертикально, звук извлекается небольшим лунообразным смычком. Попытки усовершенствовать А.-п. делались инстр. мастером П. А. Шошиным и Моск. эксперимент. фабрикой смычковых инструментов; в их конструкциях А.-п. имеет склеенный корпус с деревянной декой вместо мембраны. Эти конструкции, далёкие от народных инструментов, распространения не получили.

С. Я. Левин.

Аулин Т.

Аулин Т. (Aulin) Top (10 IX 1866, Стокгольм - 1 III 1914, там же) - швед. скрипач, дирижёр, композитор и муз. деятель. Чл. Шведской академии музыки (с 1895). Муз. образование получил в Стокгольмской консерватории, к-рую окончил в 1883 по классам К. Линдберга (скрипка) и К. Нордквиста (теория музыки). В 1884-86 совершенствовался в Берлине как скрипач у Э. Соре, по композиции занимался у Ф. Шарвенки. В 1887 основал и возглавил струн. квартет (т. н. Аулин-квартет), с к-рым выступал до 1912 в Швеции и за рубежом (в т. ч. в России). В 1889-1902 концертмейстер Стокгольмской оперы. С 1902 дирижёр основанного им Стокгольмского конц. объединения, с 1909 - конц. объединения и филармонич. об-ва в Гётеборге. А. был крупнейшим скандинавским скрипачом-виртуозом после У. Булля. Своей деятельностью солиста, ансамблиста и дирижёра, пропагандиста творчества швед. композиторов, а также организатора А. внёс большой вклад в муз. жизнь Швеции. Как композитор известен гл. обр. скрипичными сочинениями (3 концерта, "Шведские танцы", соната, пьесы для скрипки и фп., в т. ч. популярная "Колыбельная", сб. виртуозных этюдов, обр. для скрипки песен Э. Шёгрена), отличающимися мелодич. свежестью, нац. колоритом, изяществом фактуры. Им написаны также сюиты для оркестра, пьесы, песни, музыка к пьесе А. Стриндберга "Мастер Улуф".

Литература: Аulin A., En fyrvцppling av svenska tonsцttare..., Stockh., 1944; Pergament M., A. Strindberg och Tor Aulin. Svenska tonsцttare, Stockh., 1943.

И. M. Ямпольский.

Аура

Аура (нем. Aura, от греч. ayra - дуновение, ветер) - язычковый щипковый инструмент; состоит из неск. варганов (см. Варган), укреплённых на металлич. диске. Создан в нач. 19 в. И. Г. Шайблером (Германия), предназначался для конц. исполнения. А. позволяет извлекать хроматич. звукоряд. Изобретение А. связано с ростом интереса к варгану как к концертному инструменту в конце 18 - нач. 19 вв.

Аустер Л. М.

Лидия Мартиновна (р. 17 (30) V 1912, Петропавловск, ныне Северо-Казахстанской обл.) - советский композитор. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1957). Чл. КПСС с 1955. В 1938 окончила Моск. консерваторию по классу композиции В. Я. Шебалина, в 1945 - там же аспирантуру. С 1949 худ. рук. Эст. радио. А. - автор мн. симф. и камерно-инстр. произв. Важным вкладом в эст. музыку явился балет "Тийна" по мотивам драмы А. Китцберга "Оборотень".

Сочинения: опера-новелла - Майское утро (1970, т-р "Ванемуйне", Тарту); балеты - Тийна (1955, Эстонский т-р оперы и балета, Таллин), детский балет Северный сон (1960, там же), Ромео, Джульетта и тьма (1970, т-р "Ванемуйне", Тарту); кантата Анчар (1937, на сл. А. С. Пушкина); для орк. - симфониетта (1938), симф. поэма - Эстония (1946), увертюра- Слава Советской Эстонии (1950) и др.; концерт для фп. с орк. (1952); камерные произв., в т. ч. 3 струн. квартета (1937, 1939, 1945); произв. для орк. рус. нар. инструментов; хоры; песни, в т. ч. баллада Слово моего фронтового друга (сл. М. Л. Матусовского); музыка к драматич. спектаклям и др.

Л. Т. Нормет.

Ауэзов М. О.

Мухтар Омарханович (16 (28) IX 1897, Чингисская вол., ныне Абаевский р-н Семипалатинской обл. - 27 VI 1961, Москва, похоронен в Алма-Ате) - советский писатель, драматург, учёный. Засл. деят. науки Казах. ССР (1957). Академик АН Казах. ССР (1946). В 1928 окончил Ленингр. ун-т, в 1930 - аспирантуру в Ташкентском ун-те. С 1946 профессор Казах. ун-та (Алма-Ата). А. внёс значит. вклад в развитие нац. муз. т-ра. Автор либретто первой казах. муз. комедии "Айман и Шолпан" (музыка нар. в обр. И. В. Коцыка, 1934, Казах. муз. т-р, Алма-Ата; на новую ред. этого либр. написана опера Е. Г. Брусиловского, 1938, Казах. т-р оперы и балета) и первого казах. балета "Калкаман и Мамыр" Великанова (1938, Казах. т-р оперы и балета). Ему принадлежат также либретто опер "Бекет" Ручьёва (1940, там же), "Абай" и "Тулеген Тохтаров" Жубанова и Хамиди (1944 и 1947, там же). Гос. пр. СССР (1949) за роман "Абай", Ленинская пр. (1959) за роман-эпопею "Путь Абая".

Литература: Сильченко М. С., Смирнова Н. С., Творческий путь М. Ауэзова (к 60-летию писателя), A.-A., 1957; M. О. Ауэзов (сб. статей к его шестидесятилетию), A.-A., 1959.

Б. Г. Ерзакович.

Ауэр Л. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Афанасьев Б. В.

Борис Васильевич (р. 28 VII 1933, Москва) - сов. валторнист. Лауреат Междунар. конкурса исполнителей на духовых инструментах (Прага, 1959, 1-я пр.). Окончил в 1957 Моск. консерваторию по классу валторны А. И. Усова, в 1961 - под его рук. аспирантуру. В 1952-54 артист оркестра Большого т-ра, с 1954 Большого симф. оркестра Всесоюзного радио и телевидения.

Афанасьев Б. И.

Борис Игнатьевич (р. 13 I 1920, Мстиславль, Могилёвской обл.) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1971). Чл. КПСС с 1971. В 1947 окончил Минскую консерваторию по классу скрипки у А. Н. Амитона. С 1950 концертмейстер, в 1953-60 гл. дирижёр и худ. рук. Гос. симф. оркестра БССР. С 1960 гл. дирижёр Пермского, с 1976 - Одесского т-ров оперы и балета. Среди многочисл. пост. А. выделяются "Орлеанская дева", "Чародейка", "Борис Годунов", "Псковитянка"; "Турандот" Пуччини, "Бал-маскарад", "Кармен"; "Поднятая целина" Дзержинского, "Семён Котко"; "Не только любовь" Щедрина, "Сёстры" Кабалевского. Выступает и как симф. дирижёр, исполняя произв. П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, Л. Бетховена и др.

Афанасьев Л. В.

Леонид Викторович (р. 20 VIII 1921, Томск) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1944. В 1940 окончил военно-авиац. уч-ще. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 был командиром эскадрильи в штурмовой авиации. В 1951 окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции Е. Г. Брусиловского. В 1951-52 занимался в аспирантуре Моск. консерватории.

Сочинения: оперетта - Калифорнийский сувенир (1970, Свердловский т-р муз. комедии); для орк. - 2 симфонии (Друзьям, однополчанам - 1965, 1970), 3 симф. поэмы (1949, 1953, 1972); концерты с орк. - для скр. (1951, Гос. пр. СССР, 1952), для фп. (1985); 2 струн. квартета (1950, 1956), квартет для медных дух. инструментов (1955); пьесы для орк. казах. нар. инструментов; произв. для фп.; влч. с фп.; романсы, песни; музыка к драматич. и телевиз. спектаклям; музыка к фильмам (32).

Афанасьев Н. Я.

Николай Яковлевич (31 XII 1820 (12 I 1821), Тобольск - 22 V (3 VI) 1898, Петербург) - рус. скрипач, композитор и пианист-педагог. Музыкой занимался под рук. отца - скрипача Якова Ивановича А. В 1838-41 скрипач оркестра Большого т-ра. В 1841-46 капельмейстер крепостного т-ра помещика И. И. Шепелева в Выксе. В 1851-58 скрипач Петерб. итал. оперы. В 1853-83 преподаватель Смольного ин-та (класс фп.). С 1846 мн. концертировал (в 1857 - в Зап. Европе). Один из крупнейших рус. скрипачей, представитель романтич. школы. Автор многочисл. произв., среди к-рых выделяется струн. квартет "Волга" (1860, пр. РМО, 1861), осн. на разработке песен народов Поволжья. Его струн. квартеты, квинтеты - ценные образцы рус. камерной музыки в период, предшествовавший камерным сочинениям А. П. Бородина и П. И. Чайковского. В своём творчестве А. широко использовал фольклорный материал (напр., "Еврейский квартет", фп. квинтет "Воспоминание об Италии", тат. танцы с хором из оперы "Аммалат-Бек"). Популярна была его кантата "Пир Петра Великого" (пр. РМО, 1860). Большинство сочинений А. (4 оперы, 6 симфоний, оратория, 9 концертов для скрипки и мн. др.) осталось в рукописях (хранятся в муз. б-ке Ленингр. консерватории).

Брат А. - Александр Яковлевич А. (1827 - г. смерти неизв.) - виолончелист и пианист. В 1851-71 служил в оркестре Большого (с 1860 Мариинского) т-ра в Петербурге. Участвовал в конц. поездках брата в качестве аккомпаниатора.

Сочинения: оперы - Аммалат-Бек (1870, Мариинский т-р, Петербург), Стенька Разин, Вакула-кузнец, Тарас Бульба, Калевиг; концерт для влч. с орк. (клавир, изд. 1949); камерно-инстр. ансамбли - 4 квинтета, 12 струн. квартетов; для фп. - соната (Раздолье), сб. пьес (Альбом, Детский мир и др.); для скр. и фп. - соната A-dur (переизд. 1952), пьесы, в т. ч. Три пьесы (переизд. 1950); сюита для виоль д'амур и фп.; романсы, 33 славянские песни (1877), детские песни (14 тетрадей, изд. 1876); хоры, в т. ч. 115 хоровых песен для детей и юношества (8 тетрадей), 50 детских игр с хорами (a cappella), 64 русские народные песни (изд. 1875); фп. школа (1875); Ежедневные упражнения для развития механизма правой и левой руки для одной скрипки.

Литературные сочинения: Воспоминания Н. Я. Афанасьева, "Исторический вестник", 1890, тт. 41, 42, июль, август.

Литература: Улыбышев A., Русский скрипач Н. Я. Афанасьев, "Сев. пчела", 1850, No 253; (Ц. Кюи), Музыкальные заметки. "Волга", квартет Г. Афанасьева, "СПБ ведомости", 1871, 19 ноября, No 319; Z., Николай Яковлевич Афанасьев. Некролог, "РМГ", 1898, No 7, стлб. 659-61; Ямпольский И., Русское скрипичное искусство, (т.) 1, М.-Л., 1951, гл. 17; Pаабен Л., Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961, с. 152-55, 221-24; Шелков Н., Николай Афанасьев (Забытые имена), "МЖ", 1962, No 10.

И. M. Ямпольский.

Афганская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Афины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Африканская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аффектов теория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ахинян Г. М.

Григор Мушегович (р. 20 IV 1926, Кировакан) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1972). Чл. КПСС с 1968. В 1957 окончил Ереванскую консерваторию. Пред. правления Арм. отделения Музфонда (с 1974). Работает в разл. жанрах, его музыку отличают эмоциональность, красочность оркестровки, опора на нац. фольклор. Автор опер "Человек из легенды" ("Марды араспелиц", 1970, Ереван), "Цовинар" (1973), балетов "Ахтамар", "Лореци Сако" (оба - 1961), "Ивушка" ("Урени", 1963), оперетты "50 миллионов за голову" ("Глхи гинн э 50 миллион", 1967), оратории, кантат, 3 симфоний (1967, 1976, 1978), концертов для скрипки (1957), для тромбона (1977) с оркестром, камерно-инстр. соч., в т. ч. сонат для скрипки и фп. (1978), скрипки и виолончели (1981), 2 струн. квартетов, произв. для дух. оркестра и оркестра нар. инструментов, хоров, романсов, песен, музыки к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам. С 1969 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1981 доцент).

Ахмедов В.

Вели (р. 1 I 1918, г. Мерв, ныне Мары, Туркменской ССР) - советский композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1966). Чл. КПСС с 1952. Депутат Верх. Совета Туркм. ССР 6-го созыва. В 1945-48 учился на курсах повышения квалификации дирижеров симф. оркестра (Москва). В 1953 окончил Московскую консерваторию (класс композиции В Г. Фере и М. И. Чулаки). С этого же года худ. рук. (в 1953-55 дирижер симф. оркестра) Туркм. филармонии. В 1959-68 пред. правления CK Туркм. ССР.

Сочинения: муз. комедия - Дочь садовника (1957, совм. с С. Джанаровым; 1967, т-р Муз. комедии, Ташауз, Туркм. ССР); кантаты - О Ленине (1953), Доганлык (Братство, 1972); для орк. - Праздничная увертюра (1953), Лирическая поэма (1958), 2 концертино - Бал-саят (1954, для дутара и орк. нар. инструментов) и Ат Чанах (1967, для дутара и симф. орк.); сюита в 4 частях для струн. квартета; инстр. пьесы; хоры, романсы, песни.

Ахмедова Ф. Ю.

Франгиз Юсиф кызы (р. 23 IX 1928, Баку) - советская певица (сопрано). Нар. арт. СССР (1967). Чл. КПСС с 1963. Депутат Верх. Совета СССР 4-го созыва, Верх. Совета Азерб. ССР 8-го созыва. В 1955 окончила Азерб. консерваторию (класс М. Т. Колотовой). В 1946-51 солистка хора Азерб. радио, с 1951 - Азерб. т-ра оперы и балета. Партии: Севиль ("Севиль" Амирова), Нигяр ("Кер-оглы" Гаджибекова), Аида, Тоска, Татьяна и др.

Ахметов Ф. А.

Фасиль Ахметгалиевич (р. 23 V 1935, дер. Салтык-Ярыклы Кукморского р-на) - сов. композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1981). В 1962 окончил Казанскую консерваторию у А. С. Лемана. Муз. ред. Тат. радиокомитета (1962-65), ред. Таткнигоиздата (1974-77). В 1965-74 преподавал в Казанской консерватории. Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1975).

Сочинения: поэма для хора и орк. Песня родника (Чишма жыры, сл. М. Джалиля, 1958); для орк. - симфония (1976), симф. поэма Памяти Фарида Яруллина (1969), увертюра Татарстан (1979); концерт для фп. с орк. (1980); камерно-инстр. ансамбли - Adagio для струнных и литавр (1962), струн. квартет (1962), Партита для струн. квартета (1968), квинтет для деревянных духовых (1964); песни, романсы; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Rаимова С., Творческий отчет композитора, "МЖ", 1976, No 16.

Ахметов Х. Ф.

Хусаин Файзуллович (р. 24 XII 1913 (6 I 1914), д. Чингизово, ныне Баймакского р-на) - советский композитор. Засл. деят иск-в Башк. АССР (1957). Чл. КПСС с 1948. Окончил башк. отделение Моск. консерватории (в 1936 - класс сольного пения, в 1946 - класс композиции Ю. М. Яцевича и А. Н. Александрова). В 1948-53 пред. правления CK Башк. АССР.

Сочинения: опера - Замандаштар (Современники, 1970, Башк т-р оперы и балета, Уфа); балет - Горный орел (совм. с H. G. Сабитовым, 1954, там же); кантата - Здравица (1955); симфония - Летопись (1947); струн. квартет (1963); сюита - Лирические напевы (1952); сюита для струн. орк., гобоя, арфы и ударных (1966, Гос. пр. Башк. АССР им Салавата Юлаева, 1968); хоровые, камерно-инстр. и др. произв., записи и обр. нар. песен.

Ахобадзе В. В.

Владимир Виссарионович (р. 25 XII 1918, Самтредиа - 31 X 1971, Москва) - советский музыковед, фольклорист. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1967). Кандидат искусствоведения (1963). В 1947 окончил Тбилисскую консерваторию по классам Ш. С. Асланишвили, Д. И. Аракишвили и Л. П. Палиашвили. Преподавал в той же консерватории (с 1964 - доцент). А. первым обнаружил в Аджарии и Гурии (Груз. ССР) и записал 4-голосные нар. песни.

Сочинения: Сборник грузинских (сванских) народных песен, Тб., 1957 (на груз. и рус. яз.); Абхазские песни, Тб., 1957 (на рус. и абх. яз.); Грузинские (аджарские) народные песни, Батуми, 1961 (на груз. и рус. яз.); Грузинские народные трудовые песни "Надури", в сб.: Музыка стран Азии и Африки, М., 1969 (на рус. яз.); Форма коллективного труда "Нади" и грузинская 4-голосная песня "Надури", Будапешт, 1965 (на рус. яз.).

Ахрон И. Ю.

Ахрон И. Ю. - музыканты, братья. Иосиф Юльевич А. (1 (13) V 1886, Лодзь - 29 IV 1943, Голливуд, штат Калифорния) - скрипач и композитор. В детстве обучался игре на скрипке у И. Лотто в Варшаве. В 1904 окончил Петерб. консерваторию по классу Л. С. Ауэра (занимался у него с 1899). Позднее брал уроки композиции у А. К. Лядова. С 1904 концертировал (Россия, Германия). В 1913-16 преподавал в муз. уч-ще в Харькове. С 1922 жил в Берлине, с 1925 - в США. Автор многих инстр. произв., лучшие из них созданы на основе евр. муз. фольклора. Написал методич. очерк "Об исполнении хроматических гамм на скрипке" (в сб. "Научная ассоциация". Известия акад. научно-теоретич. подотдела Муз. отд. (НКП), П., 1921; оттиск на нем. яз. - "Ьber die Ausfьhrung der chromatischen Tonleitern", W., 1926).

Сочинения: сюита Голем для камерного орк. (1932); для скр. с орк. - 3 концерта ор. 60, 68, 72 (исп. 1927, 1938, 1939), Еврейская мелодия (1911, также с фп.); для скр. и фп. - 2 сонаты (1910, 1918), 4 сюиты, в т. ч. Стемпеню (по Шолом-Алейхему, 1931); для влч. с орк. - Хазан (1912); песни и др.

Литература: Каратыгин В., Концерт из сочинений Ахрона, "ЖИ", 1922, No 42; Mоddel Ph., Joseph Achron, Tel Aviv, 1966.

Исидор Юльевич А. (12 (24) XI 1892, Варшава - 12 V 1948, Нью-Йорк) - пианист. Учился в Петерб. консерватории у А. Н. Есиповой (фп.) и А. К. Лядова (композиция). С 1922 жил в США. Выступал как солист и ансамблист (с Я. Хейфецом и др.). Автор "Гротескной сюиты" для оркестра (исп. 1942), фп. пьес.

И. М. Ямпольский.

Ахшарумов Д. В.

Дмитрий Владимирович (8 (20) IX 1864, Одесса - 3 I 1938, Ашхабад) - советский дирижёр, скрипач и муз.-обществ. деятель. Игре на скрипке обучался у В. З. Салина (Полтава), П. А. Краснокутского, Л. С. Ауэра (Петербург) и Я. Донта (Вена); теорию музыки изучал у Р. Фукса (Вена). В 1886-97 концертировал как скрипач за рубежом и в России. С 1897 жил в Полтаве, где по его инициативе в 1899 было открыто отд. РМО (с 1904 директор организованного им Муз. уч-ща РМО). Основатель (1898) и дирижёр полтавского симф. оркестра, с к-рым в 1903-14 гастролировал по России, пропагандируя рус. классич. музыку, произв. молодых рус. и укр. композиторов; устраивал популярные нар. концерты. Это был первый рус. симф. коллектив, предпринявший турне по отдалённым уголкам страны (путевые заметки А. были опубл. в газ. "Новое время", 1909, NoNo 11980, 11987; 1910, No 12458; 1912, No 13201, 13215; 1913, No 13357, 13364). В 1919-26 А. создал и возглавил симф. оркестр в Феодосии (Крым), в 1926-29 дирижёр симф. оркестра в Воронеже. С 1929 жил в Ашхабаде, где преподавал в муз. уч-ще. Автор муз. произв., в т. ч. орк. сюиты на укр. темы (исп. в 1914), скр. пьес и др.

Литература: Кауфман Л., Д. В. Ахшарумов. Визначний музичний просвiтитель, КиПв, 1971.

И. М. Ямпольский.

Ачарпан

Ачарпан - ачарпын, - абхазская продольная открытая флейта. Изготовляется из стебля зонтичных растений. Длина А. 600-700 мм; снабжён 6 игровыми отверстиями. Звукоряд диатонический, звуки глуховатые, мягкие. Игру на А. исполнитель обычно сопровождает пением без слов. А. - инструмент пастухов, к-рые исполняют на нём наигрыши, связанные с их бытом и трудом, а также несложные нар. песенные и танц. мелодии.

Ашрафи М. А.

Мухтар Ашрафович (р. 29 V (И VI) 1912, Бyxapa) - советский композитор и дирижёр. Нар. арт. СССР (1951). Чл. КПСС с 1941. В 1930 окончил Ин-т музыки и хореографии в Самарканде; учился в Моск. консерватории (1934-1937) по классам композиции С. Н. Василенко и Б. С. Шехтера, в 1941-43 в Ленингр. консерватории у М. О. Штейнберга. В 1948 окончил Ленингр. консерваторию по классу дирижирования. С 1930 худ. рук. и гл. дирижёр Узб. т-ра оперы и балета. С 1944 преподаватель, с 1953 профессор, в 1947-62 директор, с 1971 ректор Ташкентской консерватории. Премия им. Г. А. Насера (1972) за балет "Стойкость".

Сочинения: оперы - Буран (совм. с С. Н. Василенко, 1939, Узб. т-р оперы и балета), Великий канал (совм. с С. Н. Василенко, 1941, там же; 3-я ред. 1953, там же), Дилором (1958, там же), Сердце поэта (1962, там же; муз. драма - Мирзо Иззат в Индии (1964, Бухарский муз.-драматич. т-р); балеты - Мухаббат (Амулет любви, 1969, там же, Узб. т-р оперы и балета, Гос. пр. Узб. ССР, 1970, пр. им. Дж. Неру, 1970-71), Любовь и меч (Тимур Малик, Тадж. т-р оперы и балета, 1972); вок.-симф. поэма - В грозные дни (1967); кантаты, в т. ч. - Песнь о счастье (1951, Гос. пр. СССР, 1952); для орк. - 2 симфонии (Героическая - 1942, Гос. пр. СССР, 1943; Слава победителям - 1944), 5 сюит, в т. ч. Ферганская (1943), Таджикская (1952), поэма-рапсодия - Тимур Малик; произв. для дух. орк.; сюита на узб. нар. темы для струн. квартета (1948); произв. для скр. и фп.; романсы; музыка к драматич. спектаклям и фильмам.

Аштон Ф.

Аштон Ф. (Ashton) Фредерик (р. 17 IX 1906, Гуаякиль, Экуадор) - англ. артист балета, балетмейстер. С 1924 учился у Л. Ф. Мясина, затем - у М. Рамбер. Работал балетмейстером Клуба балета (позднее - Балет Рамбер) и Об-ва Камарго, где пост. "Безделушки" Моцарта (1928), "Маски" Пуленка (1933), "Мефисто вальс" на музыку Листа (1934) и др. В 1933 для балетной труппы "Вик-Уэллс" (впоследствии - "Сэдлерс-Уэллс", с 1957 - "Королевский балет") пост. "Свидания" Обера. С 1935 работал в этой труппе. Считая музыку и танец гл. выразительными средствами балетного спектакля, А. создал симфонич. балеты: "Симфонические вариации" на музыку Франка (1946), "Жалобы волн" Мэссона (1970) и др. Является мастером формы pas de deux - балетного лирич. дуэта. А. обращался также к жанрам балетной трагедии, драмы и комедии. Ему принадлежит св. 70 оригинальных постановок. Среди них "Соната Данте" на музыку Листа (1941), "Тщетная предосторожность" Герольда-Ланчбери и "Ундина" Хенце (1958). В 1962 А. поставил мелодраму "Персефона" Стравинского, в к-рой гл. героиня сочетала танец с мелодекламацией. Среди партий A.: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Красный король ("Шах и мат" Блисса), фея Карабосс ("Спящая красавица") и др. В 1963-70 гл. балетмейстер и худ. рук. "Королевского балета".

Литература: Рославлева Н., Английский балет, М., 1959; Dominic Z. and Gilbert J. S., Frederick Ashton. A choreographer and his ballets, L., 1971.

B. M. Красовская.

Ашуг

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ашхабад

Ашхабад (туркм. Ашгабат; ранее - Асхабад, Полторацк) - столица Туркм. ССР (с 1924), промышленный и культурный центр республики. В 1972-266 тыс. жителей. До Великой Окт. социалистич. революции муз. жизнь города ограничивалась преим. выступлениями нар. певцов и музыкантов (бахши-сазандров). После установления Сов. власти в А. начинается развитие муз. культуры. В 1929 создан Туркм. драм. т-р, ставивший и муз. спектакли. В том же году открылся художеств. техникум, к-рый готовил также и музыкантов. На основе муз. отделения техникума в 1935 создано Муз. уч-ще. В 1937 при Туркм. драматич. т-ре был основан муз. сектор. Одновременно организована оперная студия (с вок. и хореографич. отделениями). В 1940 открыт Туркм. муз. т-р (в состав т-ра вошли выпускники оперно-балетной студии, артисты муз. сектора драм. т-ра и оркестр), на базе к-рого в 1941 создан Туркменский театр оперы и балета (с 1956 им. Махтумкули). Т-р ставит нац. оперы А. Кулиева, Ю. С. Мейтуса, Д. Овезова, А. Г. Шапошникова и др. композиторов, а также произв. сов. композиторов др. республик, рус. и зарубежную классику. Спектакли идут на рус. и туркм. яз.

Важную роль в муз.-конц. жизни А. играет Туркм. филармония (осн. 1938), к-рая пропагандирует сов. (в первую очередь туркм.) и рус. классич. музыку. При филармонии работают: симф. оркестр (осн. 1972), оркестр нар. инструментов им. П. Сарыева (осн. 1940), засл. ансамбль нар. танца Туркм. ССР (осн. 1941), хор. эстрадные бригады и бригады бахши.

В 1936 создан Ашхабадский радиокомитет, при к-ром был организован первый проф. хор (с 1948 Туркм. гос. хор). Здесь также работают: ансамбль нар. инструментов, эстрадный оркестр, хор.

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 в А. работали рус. и укр. композиторы: К. А. Корчмарёв, Ю. С. Мейтус, A. E. Штогаренко и др., оказавшие влияние на формирование нац. кадров композиторов. В 1939 в А. создан Союз композиторов Туркм. ССР (в 1972 - 16 чел.).

Респ. дом нар. творчества выпускает сб. песен, методич. пособия для самодеятельных муз. коллективов, проводит праздники песен, концерты, фестивали.

В А. работают (1972): Туркм. т-р оперы и балета, Туркм. гос. филармония им. М. Тачмурадова, Муз. педагогич. ин-т культуры, Муз. уч-ще им. Д. Овезова, Респ. муз. школа-десятилетка, 2 муз. школы, Респ. дом нар. творчества, Дворцы культуры.

А. Реджепов.

Аэд

Аэд (греч. aoidos, от aeido - пою, воспеваю) - др.-греч. проф. поэт и певец, исполнитель эпич. песен. Иск-во А. относится к эпохе становления рабовладельч. об-ва в Греции (9-8 вв. до н. э.). Из поколения в поколение они передавали традиции своего ремесла и старинные песни-сказания. А. были неизменными участниками торжеств, пиров, соревнований; помимо находившихся на службе общин и царей, существовали и А. странствующие. А. пели, аккомпанируя себе на струн. щипковом инструменте форминксе. Пение А. представляло собой вокализацию поэтич. текста с помощью монотонно повторяющихся традиц. мелодич. оборотов-номов (их диапазон, по-видимому, не превышал кварты или квинты). А. вносили в своё пение элементы импровизации, дополняя и видоизменяя традиц. песни-сказы, создавая новые. Позже иск-во А. было утрачено, их место в эллинистич. об-ве заняли рапсоды.

Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 272; его же, Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1965, с. 43; Abert H., Antike, в кн.: Handbuch der Musikgeschichte, hrsg. von G. G. Adler, Bd 1, В., 1924, В., 1930; в рус. пер. - Аберт Г., История древнегреческой музыки, в сб.: Музыкальная культура древнего мира, под ред. Р. И. Грубера, Л., 1937, с. 113, 115-117.

Аэрофоны

Аэрофоны (от греч. aer - воздух и ponn - звук) - музыкальные инструменты, источником звука к-рых является столб воздуха, заключённый в канале ствола (трубке). По типу вибратора, приводящего воздушный столб в колебание (т. е. по способу извлечения звука), А. делятся на флейтовые, язычковые и мундштучные (амбушюрные). У флейтовых вибратором служит струя воздуха, рассекающаяся об острый край стенки ствола, у язычковых - эластичная пластинка-прерыватель, у мундштучных - соответственно напряжённые губы исполнителя. Флейтовые инструменты подразделяются по способу держания на продольные и поперечные, а продольные, в свою очередь, на открытые (оба конца ствола открыты), свистковые (в верхний конец вставлен сердечник со щелью) и многоствольные, типа флейты Пана. Язычковые инструменты бывают с одинарным, как у кларнета, и двойным, как у гобоя, бьющимся язычком; к ним относятся инструменты с проскакивающим язычком - различной системы гармоники, фисгармонии и др. Подгруппу мундштучных инструментов составляют трубы и рога.

К. А. Вертков.

Аюмаа

Аюмаа - абхазский щипковый муз. инструмент; угловая арфа. Корпус и расположенная под острым углом к нему шейка изготовляются из одного куска дерева; корпус долблёный, закрытый деревянной декой без резонаторных отверстий. А. имеет 14 струн из конского волоса. Во время игры исполнитель кладёт инструмент на правое колено и указат. и средним пальцами обеих рук защипывает струны: правой - дискантовые, левой - басовые. Звукоряд диатонический, звуки тихие, мягкие. А. служила главным образом для аккомпанемента при исполнении исторических и военных песен. Народная А. вышла из употребления; вместо неё применяют усовершенствованные образцы с 15 шёлковыми струнами, дающие хроматический звукоряд в объёме ноны.

Литература: Кортуа И. Е., Абхазские народные песни и музыкальные инструменты, Сухуми, 1959; Хашба И. М., Абхазские народные музыкальные инструменты, Сухуми, 1967.

К. А. Вертков.

Аюшеев Д. Д.

Дандар Дампилович (4 (17) IX 1910, улус Нуган, ныне Иркутской обл. - 18 X 1971, Улан-Удэ) - советский композитор. Нар. арт. Бурят. АССР (1963). В 1943 окончил Свердловскую консерваторию по классу композиции М. П. Фролова. В 1946-63 пред. Бурят. отделения союза композиторов РСФСР. Ведущее место в творчестве А. занимал оперный жанр. Он создал ряд произв., посв. дружбе бурят. и рус. народов: "Побратимы" (1958, Бурят. т-р оперы и балета), "Братья" (1961, там же), "Саян" (1967, там же).

Сочинения: опера - Дарима (соч. 1946); балет - Драгоценный камень (соч. 1944); кантата - Бурят-Монголия (1957); для орк. - симфония (1943), увертюра - Молодёжная (1955); сюита для орк. нар. инструментов (1957); произв. для скр.; романсы, песни; обр. нар. песен; музыка к драматич. спектаклям.

Литература: Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959; Вопросы современного искусства Бурятии, Улан-Удэ, 1961; Куницын О., Д. Д. Аюшеев, в сб.: Люди бурятского искусства, т. 2, Улан-Удэ, 1968.

Б. В. Олзоев.

Аяла Перес Д.

Аяла Перес Д. (Ayala Pйrez) Даниель (21 VII 1908, Абала, Юкатан - 20 VI 1975, Веракрус) - мекс. композитор, скрипач и дирижёр. Род. в семье индейца племени майя. Учился в Нац. консерватории в Мехико у С. Ревуэльтаса. В 1930-37 был скрипачом Нац. симф. оркестра. Наряду с Б. Галиндо Димасом, С. Контрерасом, X. П. Монкайо входил в т. н. Группу четырёх, выступавшую за развитие нац. искусства. С 1942 дирижёр симф. оркестра и директор консерватории в Юкатане. В музыке А. П. отразились характерные черты фольклора майя (пентатонные лады, настойчивое повторение определ. ритмоформул), мн. произв. вдохновлены их легендами и преданиями. Среди соч. - балет "Майя" ("El nombre maya", 1939, пост. 1940, Мехико), симф. сюиты "Племя" ("Tribu", 1934), "Пейзажи" ("Paisajes", 1935) и "Панорама Мехико" ("Panorama de Mexico", 1936), произв. для фп.; для голоса с фп., с оркестром, в т. ч. "Заклинание дождя" (на языке майя, в сопр. камерного оркестра и ударных индейских инструментов, 1934).

Предыдущая страница Следующая страница