Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БАК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БАК")

Бабаджанян А. А.

Арно Арутюнович (р. 22 I 1921, Ереван) - советский композитор и пианист. Нар. арт. СССР (1971). Чл. КПСС с 1956. Окончил в 1947 Ереванскую консерваторию по классу композиции В. Г. Тальяна, в 1948 - Московскую консерваторию по классу фп. К. Н. Игумнова. Одновременно в 1946-48 совершенствовался по композиции у Г. И. Литинского в Доме культуры Армянской ССР (Москва). С 1950 преподаватель, с 1956 доцент Ереванской консерватории по классу фп. На формирование стиля Б. на раннем этапе оказали влияние творчество С. В. Рахманинова и музыка А. И. Хачатуряна с её романтич. приподнятостью. Живое чувство современности, яркая образность, экспрессивность музыкального языка, постоянные поиски новых средств музыкальной выразительности выдвинули Б. в число ведущих советских композиторов.

Большое внимание уделяет Б. музыке для кино и эстрадным жанрам. Мн. его песни популярны, в т. ч. "Песня первой любви", "Не спеши", "Загадай желание", "Лучший город земли" и др.

Сочинения: поэма-рапсодия для симф. орк. (1954); Героическая баллада для фп. с орк. (1950, Гос. пр. СССР, 1951); концерты с орк. - для скр. (1949), для влч. (1962); 2 струн. квартета; фп. трио (1952, Гос. пр. СССР, 1953); Шесть картин для фп. (1965, Гос. пр. Арм. ССР, 1967); соната для скр. и фп. (1959), многочисл. песни, музыка к фильмам и др.

Литература: Григорян A., А. Бабаджанян, M., 1961; Tашчян С., А. Бабаджанян, Ер., 1961 (на арм. яз.).

Г. Ш. Геодакян.

Бабаев А. А.

Андрей Аванесович (27 XII 1923, с. Мсмна Нагорно-Карабахской АО Азерб. ССР - 21 X 1964, Москва) - советский композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1958). Учился в Баку игре на таре в муз. уч-ще у С. Рустамова (в 1936 Б. - тарист оркестра нар. инструментов Азерб. радио). С 1940 учился в Бакинской консерватории (класс композиции У. Гаджибекова), к-рую окончил по возвращении из армии в 1950 (класс К. Караева). В 1950-53 Б. занимался в аспирантуре Моск. консерватории у Ю. А. Шапорина. В основе творчества Б. - муз. иск-во арм. народа. Композитор обрабатывал также азерб., тадж., туркм., инд., вьетнам. и др. нар. мелодии. Автор мн. известных лирич. песен ("Любимые глаза", "Я встретил девушку", "Жила девчонка на земле" и др.).

Сочинения: опера - Арцваберд (Орлиная крепость, 1957, Арм. т-р оперы и балета), комич. опера - Дядя Багдасар (1964); кантаты - Октябрь (1947), Песня о партии (1954), для орк. - симфония (1950), сюита (1946), увертюра - Молодость (1948), драм. поэма - Дружба (1962); концертная рапсодия (1955), Индийская фантазия (1958); 2 сюиты для орк. азерб. нар. инструментов; фп. трио; песни, музыка для т-ра и кино.

В. И. Зак.

Бабаев С. Б.

Сабир Бабаевич (р. 30 XII 1920, Ташкент) - советский композитор. Засл. деятель иск-в Узб. ССР (1967). Чл. КПСС с 1950. Депутат Верх. Совета Узб. ССР 6-го созыва. В 1949 окончил Ташкентскую консерваторию по классу композиции Б. Б. Надеждина. С 1967 директор и худ. рук. Самаркандского т-ра оперы и балета. С 1972 худ. рук. Узб. филармонии. С 1968 преподает в Ташкентской консерватории. В 1948 - 56 и в 1960 - 65 председатель Союза композиторов Узбекской ССР.

Сочинения: опера - Хамза (1961, Узб. т-р оперы и балета), опера-сказка - Ерилташ (1967, Самарканд); муз. драма - Любовь к Родине (1957, Т-р им. Мукими, Ташкент); муз. комедии - Праздник в поле (совм. с Д. Закировым, 1954, Самарканд), Два браслета (1962, Ташкент); кантаты - Праздник хлопка (1955), Здравица (1965, сл. X. Гуляма), вок.-инстр. сюита - Белое золото; для орк., в т. ч. 2 сюиты (1946, 1948); для орк. узб. нар. инструментов, в т. ч. Праздничная увертюра (1951); камерно-инстр. произв.; романсы, песни и др.

Я. Б. Пеккер.

Бабакулов А.

Ахмад (р. 17 I 1931, Душанбе) - советский певец (драматич. тенор). Нар. арт. СССР (1971). Чл. КПСС с 1961. Сын хафиза Бабакула Файзуллаева. В 1954 окончил Моск. консерваторию по классу пения, в 1962 аспирантуру у В. Ф. Карина. В 1954-56 и с 1966 солист Тадж. т-ра оперы и балета, в 1956-66 - Тадж. филармонии. С 1966 зав. вок. кафедрой ф-та искусств Тадж. педагогич. ин-та. Партии: Каварадосси, Канио, Синодал; Садык ("Возвращение" Сабзанова), Замон ("Знатный жених" Урбаха), Хуршед, Мадан ("Девушка из Душанбе", "Комде и Мадан" Шахиди) и др.

Выступает как исполнитель камерных вок. произв. тадж. композиторов и нар. песен. Гастролирует за рубежом (Афганистан, Индонезия, Индия, Иран, Пакистан, Канада). Гос. пр. Тадж. ССР им. Рудаки (1966).

И. Г. Нисневич.

Бабий З. И.

Зиновий Иосифович (р. 27 I 1935, с. Подсадки Пустомытовского р-на Львовской обл.) - советский певец (драматический тенор). Нар. арт. БССР (1964). В 1954-57 солист ансамбля Прикарпатского воен. округа. В 1957-59 учился в Киевской консерватории. Был солистом Киевского (1957-60) и Львовского (1960-63) т-ров оперы и балета. С 1963 солист Белорус. т-ра оперы и балета. Партии: Хозе, Канио; Герцог ("Риголетто"), Каварадосси, Радамес, Отелло, Пинкертон; Туриду ("Сельская честь"), Рудольф ("Богема"), Манрико; Орест ("Орестея" Танеева), Сергей ("Алеся" Тикоцкого) и др.

Выступает как конц. певец. Гастролирует за рубежом (Болгария, Венгрия, ГДР, Канада, Польша, Франция).

И. Г. Нисневич.

Бабич Б.

Бабич Б. (Babic) Богдан (р. 27 IX 1921, Загреб) - хорв. дирижёр (Югославия). Окончил Муз. академию в Загребе. После 1943 концертмейстер, с 1945 дирижёр оперной труппы белградского Нац. т-ра; участвует в пост. гл. обр. итал. и франц. опер, а также нац. опер и балетов. Руководит акад. хором об-ва "Бранко Крсманович", в репертуаре к-рого - нац. и зап.-европ. хор. музыка; под упр. Б. впервые в Югославии этим хором исполнены хор. соч. П. Хиндемита, К. Орфа и др. Выступает и как симф. дирижёр. Получил ряд премий на междунар. муз. фестивалях, в т. ч. в Москве (1957). Гастролирует в странах Европы и в США.

Баблоев С. И.

Сурен Исаакович (10 X 1918, пос. Манглиси, Груз. ССР - 10 VIII 1979, Москва) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. СССР (1978). Чл. КПСС с 1944. В 1941 окончил воен.-дирижёрский ф-т Моск. консерватории (по классу дирижирования занимался у Н. С. Голованова, Ю. М. Тимофеева и А. П. Чугунова). С 1941 работал в качестве дирижёра в воен. оркестрах и ансамблях песни и пляски. В 1963-79 начальник и худ. рук. Ансамбля песни и пляски Моск. воен. округа. Продолжал и развивал исполнит. традиции рус. классич. хор. пения, пропагандировал нар. песни, произв. сов. композиторов, создал ряд тематич. программ-концертов, в т. ч. вок.-хореографич. сюиту "Песня, опалённая войной" (1975). Автор хор. и вок. произведений.

Багадуров В. А.

Всеволод Алавердиевич (22 II (6 III) 1878, Нижний Новгород, ныне Горький - 10 X 1954, Москва) - советский музыковед, певец и композитор. Доктор искусствоведения (1940). В 1901 окончил естественное отд. физико-математич. ф-та Петерб. ун-та. В 1906-11 учился у Г. Э. Конюса, Б. Л. Яворского (композиция) и у Н. И. Сперанского, B. C. Тютюника, Н. П. Миллера (пение). Пел на сцене оперного т-ра в Тбилиси (1904-05), выступал как муз. критик в газ. "Нижегородский листок" (1908-14). В 1921-31 науч. сотрудник и действительный чл. ГИМНа (Москва). Работал старшим науч. сотрудником Ин-та художеств. воспитания Академии педагогич. наук РСФСР. С 1922 вёл в Моск. консерватории курс истории вок. педагогики, с 1940 профессор. Осн. круг науч. работ Б. - вопросы истории и методики вок. иск-ва. Ему принадлежат редакции вокальных сочинений Г. Берлиоза, Ж. Бизе, Р. Вагнера, Й. Гайдна, К. Сен-Санса, Р. Шумана.

Сочинения: Учение о регистрах человеческого голоса, "Муз. образование", 1929, No 1, 2, 3, 4; Очерки по истории вокальной методологии, ч. 1-3, М., 1929-37, ч. 3, вып. 1, перераб. и доп. изд., М., 1956; М. И. Глинка как певец и вокальный педагог, в кн.: М. И. Глинка. Сб. материалов и статей, под ред. Т. Ливановой, М.-Л., 1950; Воспитание детского голоса, М., 1952; Вокальное воспитание детей, М., 1953; Начальные приёмы развития детского голоса, М., 1954 (совм. с А. А. Сергеевым и Н. Д. Орловой) и др.

И. М. Ямпольский.

Багатель

Багатель (франц. bagatelle, букв. - безделушка) - небольшая инструментальная пьеса, преим. для фп., относительно нетрудная для исполнения. Впервые назв. "Б." появилось у Ф. Куперена ("Les bagatelles"). Начиная с Бетховена композиторы применяют название "Б." как обозначение жанра. Б. для фп. Бетховена ор. 33, 119 и 126 представляют собой серии разнохарактерных миниатюр. Циклы Б. есть у А. Дворжака (ор. 47 для 2 скрипок, виолончели и гармониума), А. К. Лядова (ор. 53 для фп.), Б. Бартока (ор. 6 для фп.). Шесть Б. для струн. квартета ор. 9 А. Веберна отличаются особой краткостью и концентрированностью выражения.

Багдасарян Э. И.

Эдуард Иванович (р. 14 XI 1922, Ереван) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1963). В 1947 окончил Ереванскую консерваторию у Г. В. Сараджева (фп.), в 1950 - у Г. Е. Егиазаряна (композиция). В 1951-53 совершенствовался по композиции у Г. И. Литинского (Студия при Доме культуры Армении, Москва). Музыка Б. отмечена лирич. непосредственностью. Известностью пользуются его концерт для фп. с оркестром (1978), рапсодия для скрипки с оркестром (1958), 24 прелюдии для фп. (1961), 3 пьесы для скрипки и органа (1972). Среди соч. - балет "Шахматы" (1960), музыка к спектаклям драм. т-ра (св. 25) и кинофильмам (20), песни. Б. принадлежит сб-к обработок для фп. 40 арм. нар. танцев (1961; 3-е изд. 1976). С 1961 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1981 профессор).

Багдонас В. И.

Валентинас Ионо (р. 29 IX 1929, дер. Шрюбай Игналинского р-на) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1979). Чл. КПСС с 1975. В 1956 окончил теоретич. отделение Каунасского муз. уч-ща, в 1961 - Литов. консерваторию у А. Рачюнаса. С 1958 преподавал в Вильнюсском культ.-просвет. техникуме, затем в Школе иск-в им. М. К. Чюрлёниса. С 1971 ответств. секретарь, с 1979 зам. пред. правления CK Литвы. Автор первых в литов. музыке концертов для англ. рожка, для бирбине, для трубы с оркестром, первых камерно-инстр. ансамблей для скрипки и альта, для альта с фп., флейты с фп. (сонаты), скерцандо для тромбона с фп. Среди наиболее значит. произв. - "Симфония мира" (1979), концерты для струн. оркестра (1964), для фп. (1963, 1981), для трубы (1965) с оркестром, Фантазия для альта и фп. (1974), сонаты для скрипки и альта (1970, 1974), соната для фп. (1980), Симфония для органа соло (1978), вок. цикл "Воскресные города" для смешанного хора.

Багиров З. Д.

Закир Джавадович (р. 16 (29) III 1916, Шуша) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1960). В 1949 окончил Моск. консерваторию как музыковед у И. В. Способина. В 1950-58 худ. рук. Азерб. радио и телевидения, в 1963-65 - Азерб. филармонии. С 1949 преподаёт в Азерб. консерватории, с 1970 зав. кафедрой теории музыки (с 1978 профессор). Автор опер "Айгюн" (1972, Баку), "Старик Хоттабыч" (детская, 1979, там же), муз. комедий "Песня нашего села" ("Кяндимизин махнысы", 1958, Баку), "Свекровь" ("Гайнана", 1964, там же), концерта для фп. с оркестром (1964), сюиты для фп. "Кукольное представление" (1956), "Импровизации и фуги" для органа (1974), рапсодии для 4 арф (1957), а также произв. для оркестра нар. инструментов, романсов, песен, музыки к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Литература: Якубова Т. A., Закир Багиров, в сб.: "Гобустан", 1978, No 1 (на азерб. яз.).

Багланова Р. Т.

Роза Тажибаевна (р. 1 I 1922, Казалинск Кзыл-Ордынской обл.) - советская певица (сопрано). Нар. арт. СССР (1967). Чл. КПСС с 1962. В 1939-41 училась в Кзыл-Ординском педагогич. ин-те. В 1941-47 солистка Ансамбля песни и танца Узб. филармонии, в 1947-49 - Казах. т-ра оперы и балета, в 1949-60 - Казах. филармонии, с 1960 - Казахконцерта.

Б. - исполнительница нар. песен (рус., казах., узб., тат., монг., корейских и др.) и сов. эстрадных произведений. Гастролирует за рубежом (Польша, ГДР, Венгрия, Австрия, Чехословакия, Китай, Корея, Индия, Бирма, Канада, Швеция, Бельгия и др.).

Б. Г. Ерзакович.

Багрецов Ф. А.

Фёдор Алексеевич (1812, Подольский уезд, ныне Моск. обл. - 26 V (7 VI) 1874, Москва) - рус. хоровой дирижёр и композитор. Был певчим (с 8-летнего возраста), позднее солистом, регентом Чудовского церк. хора в Москве. Под рук. Б. хор достиг высокого уровня художественного исполнения, стал одним из лучших рус. хоровых коллективов. Программы концертов, устраивавшихся Б., включали произв. М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, А. П. Есаулова, С. А. Дегтярёва, П. И. Турчанинова и др. рус. композиторов. Б. - автор культовой музыки.

Литература: Урусов Г. Г., Памяти Фёдора Алексеевича Багрецова, М., 1899; Нелидов К., Ф. А. Багрецов. Биографический очерк, "РМГ", 1900, No 21-22.

Багриновский М. М.

Михаил Михайлович (30 IX (12 X) 1885, Москва - 13 I 1966, там же) - советский композитор и дирижёр. В 1908 окончил Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (класс композиции А. Н. Корещенко). В 1910-25 (с перерывами) дирижёр Моск. частной оперы С. И. Зимина (с 1922 - "Свободная опера"); с 1919 дирижировал симф. концертами и оперными спектаклями в Риге, Кисловодске, Харькове, Ростове-на-Дону и др. Преподавал дирижирование в Харьковской муз. академии (1920-21), в Тбилисской консерватории (1928-31), Муз. политехникуме (1933-34), в техникуме им. M. M. Ипполитова-Иванова (Москва, 1934-35). С 1934 профессор. В 1936-54 (с перерывами) преподавал дирижирование в Ин-те военных дирижёров и на военном ф-те Моск. консерватории, в 1938-47 зав. кафедрой. С 1946 муз. руководитель оперного класса Моск. консерватории; с 1950 профессор дирижёрского ф-та, с 1956 - кафедры хор. дирижирования. Среди его учеников - А. К. Андриашвили, Ш. И. Азмайпарашвили, Р. К. Габичвадзе, В. И. Мурадели, Ш. М. Мшвелидзе и др.

Сочинения: опера - 1812 год (1911-27); муз. комедия - Игра с Джокером (под псевд. М. Миккель, 1927, Моск. т-р оперетты); вок.-симф. сцена - Песнь о Соколе (1949), симф. сюиты, фп. прелюдии, пьесы для дух. орк. и орк. нар. инструментов, хоры, романсы, детские песни, переложения, оркестровки, обработки.

Литературные сочинения: Дирижёрская техника рук, М., 1947, переизд. под назв. - Основы техники дирижирования, М., 1963; Сборник упражнений для занятий по дирижированию, М., 1953; Памяти С. В. Рахманинова, в сб.: Воспоминания о Рахманинове, т. 2, М., 1957, 1967.

Е. Михайлова.

Бадалбейли А. Б.

Афрасияб Бадал оглы (р. 6 (19) IV 1907, Баку) - советский композитор и дирижёр, муз. критик и драматург. Нар. арт. Азерб. ССР (1960). Чл. КПСС с 1945. В 1930 окончил лингвистич. отд. вост. ф-та Азерб. ун-та (Баку), в 1938 - муз. уч-ще при Ленингр. консерватории (класс композиции Б. И. Зейдмана). С 1930 дирижёр Азерб. театра оперы и балета и симф. концертов. В 1943-46 худ. рук. Азерб. радио и Азерб. филармонии.

Автор первого азерб. нац. балета "Девичья башня" (1940). Ему принадлежат либр. оперы "Багадур и Сона" Алескерова, балетов - "Золотой ключик" и "Человек, который смеётся" Зейдмана, "Чернушка" Аббасова, а также эквиритмические переводы на азерб. яз. текстов ряда опер рус., груз., арм. и др. авторов.

Сочинения: оперы - Гнев народный (совм. с Б. И. Зейдманом, 1941, Азерб. т-р оперы и балета), Низами (1948, там же), Ивы не заплачут (на собств. либр., 1971, там же); балет - Гыз галасы (Девичья башня, 1940, там же; 2-я ред. 1959), детский балет - Тэрлан (1941, там же); для орк. - симф. поэма Вся власть советам (1930), Миниатюры (1931); для орк. нар. инструментов - симфониетта (1950); музыка к драм. спектаклям, песни.

Литературные сочинения: Беседы о музыке, Баку, 1953; Курбан Примов, Баку, 1955 (обе на азерб. яз.); Азербайджанский гос. ордена Ленина театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, М., 1959 (совм. с К. А. Касимовым); Толковый монографический музыкальный словарь, Баку, 1969 (на азерб. яз.).

Литература: Карагичева Л., Аф. Бадалбейли, Баку, 1965.

К. А. Касимов.

Бадалбейли Ф. Ш.

Фархад Шамси оглы (р. 27 XII 1947, Баку) - сов. пианист. Нар. арт. Азерб. ССР (1978). Чл. КПСС с 1975. В 1969 окончил Азерб. консерваторию у М. Р. Бреннера, в 1971 - аспирантуру при Московской консерватории. Член Бюро ЦК ЛКСМ Азербайджана (с 1978). Лауреат Междунар. конкурсов пианистов им. Б. Сметаны (Градец-Кралове, 1967, 3-я пр.) и им. Виана да Мота (Лисабон, 1968, 1-я пр.). Гастролирует за рубежом. С 1971 преподаёт в Азерб. консерватории (с 1981 доцент). Пр. Ленинского комсомола Азербайджана (1974).

Литература: Алиева З., Фархад Бадалбейли, "СМ", 1977, No 9.

Баде Гулям али Хан

Баде Гулям али Хан (р. 1901, Лахор) - инд. певец классич. стиля (традиция хиндустани). Учился пению у отца Али Бакса и дяди - Кале Хана (патияльская гхарана). Получил известность как автор и исполнитель вок. композиций тхумри и дадр (на хинди); выступал под псевд. Сабранг. Воспитал ряд учеников (Мунавар Али Хан и др.).

Бадингс Х.

Бадингс Х. (Badings) Хенк (Хендрик Херман) (р. 17 I 1907, Бандунг, Ява) - голл. композитор. Чл. Флам. корол. академии наук, лит-ры и изящных иск-в (1950). По образованию горный инженер-палеонтолог. Учиться музыке начал самостоятельно, затем занимался по композиции у В. Пейпера. С 1934 преподавал композицию в Роттердамской консерватории, с 1937 - в Амстердамском муз. лицее (с 1938 его директор), в 1941-45 директор консерватории в Гааге. В творчестве Б. классич. традиции (влияние нидерл. школы, И. С. Баха) сочетаются с новейшими муз. приёмами письма (битональность, линеарность, электронная музыка, 31-тоновая система А. Д. Фоккера и др.).

Сочинения: оперы - Ночной дозор (De Nachtwacht по картине Рембрандта, соч. 1943, пост. Антверпен, 1950), Любовные сплетни (Liefde's listen; комич., 1945), Девушка с Андроса (Frau as Andris, Ганновер, 1960), радиооперы - Орест (1954), Астерион (1957), электронная опера - Мартин Корда (Амстердам, 1960), Эликсир жизни (Elisir della vita, 1959); балеты - Balletto grottesco (также вариант для 2 фп., Роттердам, 1939), драм. балеты - Орфей и Эвридика (Амстердам, 1941), Жанна д'Арк (там же, 1947), Balletto serioso (для 2 фп., 1955), Каин (с электронной музыкой, 1956); 5 мелодекламаций, в т. ч. Западный ветер (1936) и Эльфы (1948);оратории Апокалипсис, Иона (1948, 1962); хоры a cappella, в т. ч. церковные - Короткая месса (Missa brevis, 1946), Stabat Mater (1954); для орк. - 14 симфоний, в т. ч. 6-я, Симфония псалмов (с хором, 1953), Луисвильская (1954) и др., Симф. вариации (1936), 6 увертюр (1937-1961), инстр. концерты (в т. ч. для саксофона); кам. ансамбли, кам.-инстр. соч., в т. ч. сонаты для разл. инструментов; соч. для органа, карийона, фп. и др. инструментов; циклы песен; обр. нар. песен; музыка для т-ра, радио и телевидения; электронная музыка.

Литературные сочинения: De hedendaagsche Nederlandsche muziek, Amst., 1936; Tonaliteitsproblemen in de nieuwe muziek, Brussel, 1951, и др.

Литература: в кн.: Backers D., Nederlandse componisten, Amst., 1949.

B. B. Ошис.

Бадиров М. Т.

Мурсал Тагиевич (р. 27 X 1931, Махачкала) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Азерб. ССР (1979). В 1956 окончил Азерб. консерваторию у Р. М. Трифонова, с того же года солист Азерб. т-ра оперы и балета. В репертуаре Б. св. 50 разнохарактерных партий, в т. ч. Евгений Онегин, Елецкий; Томский ("Пиковая дама"), Князь Игорь, Амонасро, Ди Луна, Скарпиа, Эскамильо; Атакиши ("Севиль" Амирова), Алы, Нофель ("Кёр Оглы", "Лейли и Меджнун" Гаджибекова), Соколов ("Судьба человека" Дзержинского). С 1974 преподаёт в Азерб. консерватории.

Бадридзе Д. Г.

Давид (Датико) Георгиевич (р. 23 III (4 IV) 1899, Кутаиси) - советский певец (лирич. тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1943). В 1926 окончил Тбилисскую консерваторию (класс Е. А. Вронского). В 1926-34, 1941-44 солист Грузинского (в 1934-36 - Свердловского) т-ра оперы и балета, в 1936-41 и 1944-48 - Большого т-ра. В 1948 оставил сцену. Б. обладал мягким по тембру подвижным голосом, большой музыкальностью, артистизмом.

Партии: Малхаз ("Даиси" Палиашвили), Котэ ("Кето и Котэ" Долидзе), Ленский; Владимир ("Дубровский"), Альфред и Герцог ("Травиата" и "Риголетто"), Фауст, Вертер и др. Выступал как камерный певец, исполняя груз. нар. песни, произв. совр. авторов, неаполитанские песни. Работал в консерватории в Пхеньяне (1957-58) и в муз. уч-ще в Ханое (1959-61); силами студентов осуществил постановки оперы "Евгений Онегин", явившиеся огромным событием в муз. жизни Кореи и Вьетнама. В 1967-70 преподавал в консерватории в Каире, где организовал нац. оперную труппу и пост. оперу "Чио-Чио-сан".

В 1952-61 преподавал в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных (Москва), с 1961 - в Тбилисской консерватории (с 1972 профессор). Гос. пр. СССР (1950) за участие в фильме "Щит Джургая". С 1945 гастролировал за рубежом.

В. И. Зарубин.

Бадура-Шкода П.

Бадура-Шкода П. (Badura-Skoda) Пауль (р. 6 X 1927, Вена) - австр. пианист. В 1948 окончил Венскую консерваторию по классам фп. и дирижирования. Позднее совершенствовался в фп. игре у Э. Фишера. Лауреат Междунар. конкурсов пианистов им. Б. Бартока в Будапеште (1948) и им. М. Лонг в Париже (1949). Гастролирует во мн. странах (в СССР в 1968). Известен как знаток и тонкий интерпретатор музыки В. А. Моцарта. Написал кн. "Интерпретация Моцарта. Побуждение к истолкованию фп. произведений" ("Mozart-Interpretation. Anregungen zur Interpretation der Klavierwerke", совм. с Е. Badura-Skoda, W., 1957); рус. пер. "Интерпретация Моцарта" (под ред. Л. А. Баренбойма и Л. Е. Гаккеля), с прилож. "Как исполнять Моцарта" (критический обзор совр. литературы), М., 1970.

Литература: Дельсон В., Первое знакомство, "СМ", 1969, No 3.

И. М. Ямпольский.

Баева В. М.

Вера Михайловна (р. 29 III 1936, Уфа) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1979). Чл. КПСС с 1970. В 1959 окончила Уральскую консерваторию у П. А. Ноздровской, с того же года солистка Свердловской филармонии. 2-я пр. 3-го Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1965).

Баетов М.

Муса (10 XI 1902, с. Байгенчек, ныне Ак-Талинского р-на Нарынской области - 9 V 1949, Фрунзе) - советский певец и композитор. Нар. арт. Кирг. ССР (1939). Автор около 20 песен. Известен в Киргизии гл. обр. как нар. певец с очень своеобразной исполнительской манерой. Выступал с 10 лет. С 1936 артист филармонии, с 1942 Кирг. оперного т-ра. Исполнял партии Кульчоро, Сыргак ("Айчурек", "Манас" Власова и Фере). Обладал сильным, колоритным голосом, приближающимся к драматическому тенору. Аккомпанировал себе на комузе и на гармонике. В силу присущей ему импровизационной манеры он варьировал напевы и иногда настолько развивал первоначальный вариант, что фактически создавалась новая песня. Популярные песни Б. в основном посвящены актуальным сов. темам: "Коммунизм", "Компартия", "Счастье", "В стране Октября", "Красным богатырям" и др. Большую популярность имели и его лирические, любовные, бытовые песни: "Проснусь", "Мудрец", "Скучаю", "Эх, девушки", "Беру яблоко", "Песня узника" и др. Для его творчества характерны напевность, обилие фермат, лирическая теплота.

Литература: Виноградов В., Киргизская народная музыка, Фрунзе, 1958.

В. Алагушев, А. С. Каплан.

Бажанский П. И.

Порфирий Иванович (24 II 1836, с. Белелуя, ныне Ивано-Франковской обл. - 29 XII 1920, Львов) - зап.-укр. композитор, музыковед, фольклорист и муз. деятель. Муз. образование получил во Львовской духовной семинарии (окончил в 1864), затем у композиторов М. М. Вербицкого и И. И. Воробкевича. Был учителем пения в духовной семинарии, регентом церк. хора, сельским священником.

В своих историко-теоретич. очерках Б. выступал за использование композиторами укр. фольклора и создание самобытной нац. музыки, отличной от европейской. Составил сборники западноукраинских песен "Русько-народнi галицькi мелодiї" (1905-12).

Сочинения: мелодрамы и оперетты, в т. ч. - Параня (1870), Олеся (1880, Стрый; 1881, Львов), Белая цыганка (клавир изд. в 1908) (все на собств. либр.); хоры, песни, духовные соч.

Литературные сочинения: Iсторiя руського церковного пiнiя, Львiв, 1890; Малоруський музикальний народний тон, Львiв, 1891; Русько-народна поетична i музикальна ритмiка, Львiв, 1891; Малоруська народна мелодика, Львiв, 1892.

Литература: Загайкевич М., Музичне шиття Захiдноп Украпни другоп половини XIX ст., Кипв, 1960, с. 66-68, 148-51.

В. Л. Гошовский.

Базарсадаев К. И.

Ким Иванович (р. 22 IV 1937, с. Ачинское Читинской обл.) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1981). Чл. КПСС с 1978. В 1963 окончил Ленингр. консерваторию. С 1957 артист хора, в 1959-63 и с 1966 солист Бурят. т-ра оперы и балета. С 1963 работал в муз. коллективах Ленинграда и Москвы, в 1964-66 солист Ансамбля песни и пляски Сов. Армии. Среди партий - Досифей, Гремин, Галицкий, Мельник, Филипп II; Аттила ("Аттила" Верди); Мефистофель, Григорий; Фрол Баев ("В бурю"), Соколов ("Судьба человека" Дзержинского), Хан и Салбон-батор ("Энхэ - Булат-батор" Фролова), Намжил, Василий ("Прозрение", "Цыремпин Ранжуров" Ямпилова). Выступает и как конц. певец. Гос. пр. Бурят. АССР (1975). Лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1962). Гастролирует за рубежом.

Базель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Базилидес М.

Базилидес М. (Basilides) Мария (11 XI 1886, Йольшва - 26 IX 1946, Будапешт) - венг. певица (контральто). В 1911 окончила Муз. академию им. Ф. Листа в Будапеште у Й. Шика, с этого же года солистка будапештской Нар. оперы, с 1915 - Венг. гос. оперного т-ра. Среди партий - Орфей ("Орфей" Монтеверди), Азучена, Далила, Кармен; Иродиада ("Саломея" Р. Штрауса), Фрика, Вальтраута, Брангена ("Золото Рейна", "Гибель богов", "Тристан и Изольда" Вагнера). Вела конц. деятельность. Основу репертуара Б. составляли песни Ф. Шуберта, Г. Малера, З. Кодая, Б. Бартока, партии в ораториях И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, в реквиеме Моцарта. Выступала за рубежом с дир. Э. Клейбером, Б. Вальтером, В. Фуртвенглером, Г. Шерхеном.

Литература: Tуth A., Basilides Mбria, Bdpst, 1946; Rйterfi I., Emlйkezйseim, Bdpst, 1965; Molnбr J. A., Basilides Mбria, Bdpst, 1967.

Баини Д.

Баини Д. (Baini) Джузеппе (21 X 1775, Рим - 12 V 1844, там же) - итал. композитор, певец, педагог и муз. ученый; аббат. Племянник венецианского композитора Лоренцо В., под рук. к-рого получил муз. образование, завершил его в Римской семинарии, был учеником Дж. Яннакони - капельмейстера собора Сан-Пьетро. С 1802 певчий папской капеллы, с 1818 ее директор. Автор месс, мотетов, гимнов, псалмов, написанных в традициях старой римской школы. Известно его Мизерере (1822), исполнявшееся в папской капелле наряду со знаменитым Мизерере Г. Аллегри. Написал 2-томную монографию о жизни и творчестве Дж. Палестрины и др. лит. соч. Среди учеников Б. композиторы Ж. А. Лафаж и О. Николаи.

Литературные сочинения: Lettera sopra il motetto a 4 cori dell'abato Marco Santucci..., Roma, 1806; Saggio sopra, l'identitа de ritmi musicale e poetico..., Roma, 1820; Memorie storico-critiche della vita e della opere di G. P. da Palestrina, v. 1-2, Roma, 1828-29.

Баиф Ж. А.

Баиф Ж. А. (Baif) Жан Антуан де (19 II 1532, Венеция - 19 IX (X?) 1589, Париж) - франц. поэт, лютнист, композитор. Участник "Плеяды" - творческого содружества франц. поэтов-гуманистов. Б. стремился к возрождению античных форм иск-ва, в к-рых слились бы танец, поэзия, музыка, драма. Пытался ввести во франц. стихосложение квантитативную ритмику, т. е. построение стихов по правилам античной, перс. и араб. поэзии - на упорядоченном распределении слоговых длительностей. Опыты Б. имели значение не только для развития франц. стихосложения, но и для эволюции нек-рых муз.-драм. форм. На стихи Б. писали музыку мн. его современники - Т. де Курвиль, К. Ле Жен и особенно Ж. Модюи. Б. - автор пьес для лютни, 12 духовных песен (1562), 2 сб. четырехголосных светских песен (1578, 1580). Соч. эти не сохранились. В 1570 Б. осн. Академию поэзии и музыки (Acadйmie de Poйsie et de Musik), просуществовавшую до 1584.

Литература: Поэты французского Возрождения. Антология, пер. с франц., Л., 1938; Augй-Сhiquet M., La vie, les idйes et l'oeuvre de J. A. de Baif, P., 1909; Вrenet M., Musique et musiciens de la vieille France, P., 1911; Walker D. P., Musical humanism, "MR", II, III, Camb., 1941, 1942; The aims of Bait's Academy, "Journal of Renaissance and Baroque Music", I, New Haven, 1946-47.

Байер Й.

Байер Й. (Bajer) Йиржи (р. 25 XII 1925, Прага) - чеш. музыковед. Учился игре на гобое у В. Сметачека в Пражской консерватории (1945-49). Окончил муз.-историч. отделение теоретико-композиторского ф-та Моск. консерватории у Р. И. Грубера (1954). Работает в Праге. Был муз. референтом газ. "Rudй prбvo", "Praha - Moskva", журн. "Hudebnн rozhledy" (с 1976 зам. гл. редактора). Лектор по рус. и сов. музыке в Карловом ун-те (1955-56 и с 1971), по истории муз. т-ра в Академии иск-в. В 1955-58 ред. журн. "Divadelnн noviny". С 1963 сотрудник Ин-та теории и истории иск-в Чехосл. АН (в 1967-72 зам. директора, с 1974 зав. сектором музыковедения), в к-ром занимается изучением муз. т-ра, муз. семиотики, рус. и сов. муз. культур. Пред. Чеш. муз. об-ва, один из руководителей Междунар. об-ва муз. воспитания (с 1972).

Сочинения: Музыкально-драматическое творчество чешских композиторов, в кн.: Музыка социалистической Чехословакии (1945-75), М., 1980; 40 let sovetskй hudby, Praha, 1957; Malэ slovnнk sovetskэch hudebnнku, Brno, 1956, Praha,1958; P. I. Cajkovskij, Praha. 1972; A. N. Skrjabin, Praha, 1976; Sovetskб hudebnн kultura, sv. l-2, Praha, 1977-78.

Байкадамов Б. Б.

Бахитжан Байкадамович (р 11 (24) III 1917, г. Тургай Кустанайской обл.) - советский композитор. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1957). В 1937 окончил Алма-Атинский педагогич. ин-т. Был преподавателем математики. В 1939 занимался на курсах композиторов мелодистов Союза композиторов Казах. ССР. В 1954 окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции Е. Г. Брусиловского. В 1941 хормейстер Казах. хора радиокомитета, в 1947-49 худ. рук. и дирижер Казах. женского ансамбля песни и танца, в 1948-52 - Казах. гос. хора, в 1952-60 худ. рук. Филармонии им. Джамбула. С 1963 консультант экспериментальной мастерской по усовершенствованию нар. инструментов Ин-та иск-в им. Курмангазы. С 1960 преподаватель, с 1963 доцент Казах. женского педагогич. ин-та.

К наиболее значительным произв. Б. относится сюита для хора a cappella "За мир" (1953), в к-рой творчески развиты черты казах. мелоса, найдены оригинальные приемы нац. хор. полифонии.

Сочинения: муз. драма - Майра (1952, Чимкентский обл. т-р драмы, т-ры Семипалатинска и Караганды); для орк. - симф. поэмы - Светлая юность (1952), Колхозный праздник (1953); камерно-инстр. произв., в т. ч. соната для скр. и фп. (1947); песни, романсы; хоровые обработки казахских народных песен и др.

Литература: Балгожин A., Бахитжан Байкадамов, в сб.: Композиторы Советского Казахстана, А.-А., 1958, с. 23-40.

Б. Г. Ерзакович.

Байо П. М. Ф. С.

Байо П. М. Ф. С. (Baillot) Пьер Мари Франсуа де Саль (1 X 1771, Пасси, близ Парижа - 15 IX 1842, Париж) - франц. скрипач, педагог, композитор и муз. писатель. С детских лет обучался игре на скрипке в Пасси у Полидори, в Париже у Сент-Мари (с 1780), в Риме у Поллани (с 1783). По композиции занимался у Ш. С. Кателя, А. Рейхи и Л. Керубини. С 1791 был первым скрипачом т-ра "Фейдо", сменив на этом посту Дж. В. Виотти, оказавшего решающее влияние на формирование исполнительского стиля Б. В 1795-1842 профессор Парижской консерватории по классу скрипки (среди его учеников Ф. А. Хабенек, Ж. Ф. Мазас и др.). С 1802 гастролировал во мн. европ. странах, в т. ч. России, где в 1805-08 был придв. солистом в Петербурге. В 1814 организовал в Париже первые публичные вечера квартетной музыки, пропагандировал творчество Л. Боккерини, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. В 1821-32 первый скрипач т-ра "Гранд-Опера", с 1827 солист придв. капеллы в Париже. Вместе с П. Роде и Р. Крейцером Б. составил триаду выдающихся скрипачей т. н. парижской школы. Исполнение Б. отличалось певучестью, строгостью и благородством стиля. Особенно славился Б. как квартетный исполнитель, его иск-во высоко ценили Н. Паганини и Ф. Мендельсон. В 1802 издал "Скрипичную метуду", написанную совм. с Крейцером и Роде ("Mйthode de violon"...rйdigйe par Baillot; переведена на рус. яз., 1812) и получившую широкое применение в педагогич. практике 1-й пол. 19 в. Прогрессивные методич. и эстетич. принципы, явившиеся основой этого труда, были развиты Б. в изданной им позднее собств. скрипичной школе ("L'art du violon", 1834), до сих пор не утратившей значения. Б. написал очерки об А. Гретри ("Notice sur Grйtry", 1814) и Дж. Б. Виотти ("Notice sur Viotti", 1825), опубликовал ряд муз. статей. Автор мн. произв. для скрипки: 9 концертов, ок. 30 вариационных циклов (в т. ч. на темы рус. нар. песен), 24 этюдов и др., а также камерно-инстр. ансамблей (3 струн. квартета, 15 трио для 2 скрипок с басом).

Литература: Wasielewsky W. J., Die Violine und ihre Meister, Lpz., 1869, 1927; Moser A., Geschichte des Violinspieles, В., 1923; Sосannе P., Un maоtre du quatuor: Pierre Baillot, "Guide du concert", 1938, p. 647-744; Quelques documents inйdits sur Pierre Baillot, "Revue de musicologie", 1939, XXIII (v. XX, p. 71-78) et 1943, XXV (v. XXII, p. 15-18).

И. M. Ямпольский.

Байорас Ф. Р. К.

Феликсас Ромуальдас Константино (р. 7 X 1934, Алитус) - сов. композитор. В 1957 окончил Литов. консерваторию по классу скрипки, в 1963 - по классу композиции у Ю. Юзелюнаса. Преподавал в Шяуляйском муз. уч-ще, с 1965 зав. муз. частью Гос. т-ра молодёжи Литов. ССР. Среди осн. произв. - оратория "Поднятие колокола" ("Varpo kelimas", 1980), 3 симфонии (1964, 1970, 1976), 2 симф. поэмы (1969, 1976), "Вильнюсский" диптих струн. квартетов (1974, 1975), соната для скрипки и фп. (1979). В нек-рых произв. использовал приёмы додекафонии и сонористики, позднее выработал собств. стиль, близкий неофольклоризму. Автор камерно-инстр. произв., соч. для эстр. оркестра, циклов песен для голоса с фп., в т. ч. "Сюиты сказаний" ("Sakmiu siuita"), музыки к спектаклям драм. т-ра. Гос. пр. Литов. ССР (1981).

Байрёйтские фестивали

Байрёйтские фестивали - см. Байрёйтский театр.

Байрёйтский театр

Байрёйтский театр (нем. Festspielhaus - "Дом торжественных представлений") - нем. оперный т-р ("Театр Вагнера") в Байрёйте (Бавария, ФРГ). Созданный по замыслу Р. Вагнера (при поддержке существовавших в то время многочисл. вагнеровских об-в и баварского короля Людвига II), Б. т. предназначался для исполнения произв. композитора. На концерте при закладке здания (1872) была исп. 9-я симфония Л. Бетховена под упр. Вагнера. Несложное по архитектуре строение (проект арх. О. Брюквальда, Г. Земпера и К. Брандта) имеет зрит. зал на 2000 мест, обладающий исключит. акустикой. Зал расположен амфитеатром, к-рый заканчивается галереей (лож, ярусов нет). Оркестр скрыт от зрителей.

Торжественное открытие Б. т. состоялось 13-17 авг. 1876 пост. тетралогии "Кольцо нибелунга" под упр. X. Рихтера. На спектаклях присутствовали видные муз. деятели: П. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн, Ф. Лист, Э. Григ, К. Сен-Санс и др. Вскоре, после первых трёх представлений, из-за финансовых затруднений т-р был закрыт. Его деятельность возобновилась в 1882 в виде фестивалей вагнеровской музыки постановкой оперы "Парсифаль". С этого времени Байрёйтские фестивали проводились в течение 3-4 недель ежегодно. В годы 1-й и 2-й мировых войн фестивали не проводились (были возобновлены в 1924 и 1951). Как правило, в Б. т. ставится оперный цикл "Кольцо нибелунга" и др. опоры Вагнера. Иногда исполняется 9-я симф. Бетховена.

После смерти Вагнера (1883) руководство т-ром перешло к его жене - К. Вагнер. В 1908-30 т-р возглавлял сын композитора - З. Вагнер, в 1930-44 - его жена.

С 1951 начался новый период Байрёйтских фестивалей под рук. внуков Вагнера - Виланда Вагнера и Вольфганга Вагнера. Они реконструировали сцену т-ра. Обновляя пост. совр. режиссёрскими приёмами, широко применяли световые эффекты, часто заменяя ими декорации. В 1951-66 худ. рук. т-ра - Виланд Вагнер, с 1966 - Вольфганг Вагнер.

В Байрёйтских фестивалях принимали участие крупнейшие дирижёры: X. Рихтер, Р. Штраус, К. Мук, А. Тосканини, В. Фуртвенглер, Г. Абендрот и др. Как продолжение вагнеровских торжеств, в Байрёйте проводятся Междунар. молодёжные муз. фестивали (в частности, в 1968 там собралось более 500 молодых музыкантов: артистами из разных стран была пост. юношеская опера Вагнера "Феи").

Литература: Чайковский П. И., Байрёйтское музыкальное торжество, в его кн.: Музыкально-критические статьи, М., 1953, с. 302-28; Puttkamer A., 50 Jahre Bayreuth, В., 1927; Kraft Zd. von, Das Festspielhaus in Bayreuth, В., 1958; Barth H. (Hrsg.), Internationale Wagners Bibliographie. 1955-1960, und Neupert K. (Bearb.), Besetzung der Bayreuthischer Festspiele. 1876-1960, Bayreuth, 1961, S. 51-119.

X. Зеегер.

Байсеитова К. Ж.

Куляш (Гульбахрам) Жасымовна (19 IV (2 V) 1912, Верный, ныне Алма-Ата - 6 VI 1957, Москва, похоронена в Алма-Ате) - советская певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1936). Чл. КПСС с 1943. Депутат Верх. Совета Казахской ССР 1-3-го созывов. В 1925-28 училась в педагогич. техникуме Ин-та просвещения (Алма-Ата), активно участвовала в самодеятельности. В 1930 принята в Казахский театр драмы статисткой. С 1934 солистка Муз. т-ра, с 1937 - Казах. т-ра оперы и балета. Занималась пением в учебной студии театра у К. А. Дианти и В. А. Смысловской.

Б. - одна из основоположников казах. оперного искусства. Обладала голосом мягкого своеобразного тембра, большим драматическим дарованием. Первая исполнительница партий: Кыз-Жибек, Хадиши, Акжунус, Айши, Сайры ("Кыз-Жибек", "Жалбыр", "Ер-Таргын", "Золотое зерно", "Гвардия, вперёд!" Брусиловского), Зере ("Бекет" Ручьёва), Ажар ("Абай" Жубанова и Хамиди), Сары ("Биржан и Сара" Тулебаева, Гос. пр. СССР, 1949) и др. Впервые на казах. оперной сцене Б. исполнила партии классич. репертуара: Татьяна, Тамара, Чио-Чио-сан.

Выступала как конц. певица. Исполняла казах. и рус. нар. песни, произв. рус., сов. и зап.-европ. композиторов. Государственная пр. СССР (1948).

Литература: Мессман В., Великая артистка казахского народа, в его кн.: Возрождение песни, А.-А., 1958; его же, Корифеи казахской оперы, в кн.: Музыкальный театр казахского народа, А.-А., 1961, с. 8-25 (на казах. и рус. яз.); Жубанова Г. A., Казахский соловей, в кн.: Наши сестры, А.-А., 1961, с. 273-81.

Б. Г. Ерзакович.

Бакалейников В. Р.

Владимир Романович (21 IX (3 X) 1885, Москва - 5 XI 1953, Питсбург, США) - рус. альтист, дирижёр и педагог. Засл. арт. Республики (1924). В 1907 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки И. В. Гржимали. С 1908 участник струн. квартета Моск. отделения РМО, с 1910 - Мекленбургского квартета, в 1920-24 - квартета им. Страдивариуса. Один из организаторов Всероссийского союза оркестрантов. В 1914-16 дирижёр т-ра Муз. драмы в Петербурге, в 1920-27 - Муз. студии МХАТа. В 1918-20 профессор Петрогр., в 1920-24 - Моск. консерватории по классу альта (среди его учеников В. В. Борисовский). С 1927 жил в США. Работал дирижёром симф. оркестров, преподавал (его ученик Л. Маазель). Автор концерта для альта, обработок для альта произв. И. С. Баха, оркестровой транскрипции "Септета" Бетховена, романсов. Был выдающимся исполнителем на альте.

Брат Б. - Николай Романович Б. (1881-1957) - сов. флейтист, театр. дирижёр и композитор. Был профессором Свердловской консерватории.

Литературные сочинения: Elementary rules of conducting, N. Y., 1938; The instruments of the band and orchestra, N. Y., 1940 (совм. с М. Розеном); Записки музыканта (Автобиография), Нью-Йорк, 1943.

И. М. Ямпольский.

Бакалов Л. О.

Бакалов Л. О. (наст. фам. Попов) Леонид Ованесович (р. 25 XI (8 XII) 1908, Феодосия) - советский композитор. В 1938 окончил Моск. консерваторию по классу композиции Г. И. Литинского. Известен гл. обр. как автор массовых песен.

Сочинения: опера - Сказка о попе и работнике его Балде (1937, исп. по радио 1938); сонаты - для фп. (1937), для скр. и фп. (1937), для влч. и фп. (1938); 5 прелюдий (1938); 10 лирич. пьес (1939); романсы (на сл. А. С. Пушкина, M. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко и др.), песни, инстр. пьесы, музыка для детских спектаклей, кинофильмов.

Бакарисе С.

Бакарисе С. (Bacarisse) Сальвадор (р. 12 IX 1898, Мадрид) - испан. композитор. Учился в Мадридской консерватории по классу фп. у М. P. Альберди, по композиции у К. дель Кампо. Был муз. критиком, затем худ. рук. Мадридского радио (1925-36). Удостоен Нац. пр. (1923, 1930, 1984). После установления в Испании фашистского режима эмигрировал; с 1939 живёт во Франции. Среди произв. позднего периода выделяется кантата "За мир и счастье народов" (1950, на текст прогрессивного испан. поэта Р. Альберти).

Сочинения: опера - Шарло(1932-33); балет - Праздник корриды (1934); для орк. - симф. поэма для хора и орк. Путешествие Одиссея (1921), сюита Трагедия Донны Айядо (1929), Концертино (1929), серенада (1929), симф. музыка (1931), Три конц. пьесы для струн. трио и орк. (1934), Экспромт (1934), Кончерто гроссо (1934); концерты с орк. - для влч. (1935), для гитары (1953), Баллада для фп. с орк. (1935), Концертино (1935), Симфониетта для 18 дух. инстр. и арфы (1936); три струн. квартета; соната для флейты, влч. и арфы (1932); фп. пьесы, песни.

M. M. Яковлев.

Бакейро Ф. Х.

Фустер (Baqueiro Foster) Херонимо (р. 7 I 1898, Хопельчен, Мексика) - мекс. композитор и музыковед. Изучал музыку в Мериде под рук. В. Руса-Куихано. Играл на фп. и гобое в разл. ансамблях и военных оркестрах. В 1922 учился в классе композиции X. Каррильо в Нац. консерватории (Мехико). Выступал как муз. критик в ряде крупных мекс. газет. С 1929 профессор истории и теории музыки Нац. консерватории, основатель и руководитель кафедры муз. акустики. В 1942 осн. журнал "Revista musical mexicana", на страницах к-рого поддерживал прогрессивные нац. течения в мекс. музыке. Автор обработок нар. песен и танцев; наибольшую известность получила его орк. сюита "Уапанго", написанная на основе нар. мелодий.

M. M. Яковлев.

Бакиханов Т. А. А.

Тофик Ахмед Ага оглы (р. 8 XII 1930, Баку) - советский композитор. Чл. КПСС с 1962. В 1953 окончил Азерб. консерваторию по классу скрипки А. Н. Амитона, в 1957 - по классу композиции К. А. Караева. В 1951-53 участник гос. трио (скрипка) при Азерб. филармонии. С 1953 преподаватель и зав. струн. отделением Бакинского муз. уч-ща им. А. Зейналлы. С 1966 зав. отделом редакции иск-ва, с 1968 зав. редакцией нотно-муз. лит-ры "Азернешра", с 1970 декан исполнительского ф-та и ст. преподаватель кафедры камерного ансамбля Азерб. консерватории.

Сочинения: муз. комедии - Одна из шести (совм. с Н. Мамедовым; 1964, Азерб. т-р муз. комедии, Баку), Мамедали едет на курорт (совм. с Н. Мамедовым, 1969, там же); балет - Каспийская баллада (1968, Азерб. т-р оперы и балета); для орк. - 3 симфонии (1960, 1962; для кам. орк. - 1963), поэма - На дальних берегах (1956), Приветственная увертюра (1961); концерты с орк. - для скр. (1957, 1958), для влч. (1959), для флейты (1967, с кам. орк.); элегия для влч. с орк. (1956); струн. квартет (1955), Юношеское трио для скр., влч. и фп. (1971), 3 сонаты для влч. и фп. (1957, 1966, 1968); произв. для скр. и фп. - Романтические сонаты (1970, 1971); Элегическая соната для флейты и фп. (1972), сонатина (1954); Детские пьесы (изд. Баку, 1957); инстр. соч., произв. для голоса и фп., песни и др.

Баккалони С.

Баккалони С. (Baccaloni) Сальваторе (14 IV 1900, Рим - 31 XII 1969, Нью-Йорк) - итал. певец (бас-буффо). Мальчиком пел в хоре Сикстинской капеллы, обучался в Риме, среди его учителей - Дж. Кашман. В 1922 дебютировал на сцене рим. т-ра "Адриано" в партии Бартоло ("Севильский цирюльник"). В 1926-40 солист т-ра "Ла Скала". Выступал во мн. т-рах мира, в т. ч. в "Ковент-Гарден", с 1931 неоднократно в "Колон" (Буэнос-Айрес). В 1940-62 солист т-ра "Метрополитен-опера". Оставив оперную сцену, снимался в кино как комедийный актёр. Один из крупнейших итал. басов-буффо своего времени, Б. обладал сильным насыщенного звучания голосом, позволявшим исполнять также партии basso-cantante. Образы, созданные Б., отличались сочным юмором, жизненной достоверностью, рельефностью сценич. рисунка. Среди лучших партий - Дулькамара ("Любовный напиток"), Дон Паскуале ("Дон Паскуале" Доницетти), Лепорелло; Осмин ("Похищение из сераля" Моцарта).

Баккер-Грёндаль У.

Баккер-Грёндаль У. (Backer-Grшndahl) Агата Урсула (1 XII 1847, Хольместранн - 4 VI 1907, Урмёэн, близ Кристиании, ныне Осло) - норв. пианистка и композитор. Училась в Кристиании у X. Хьерульфа, О. Винтер-Ельма (фп.) и Л. М. Линнемана (композиция); в 1865-67 совершенствовалась в фп. исполнительстве у Т. Куллака в Берлине, в 1871-72 - у X. Бюлова во Флоренции и Ф. Листа в Веймаре. Впервые дала сольный концерт в 1869. С успехом гастролировала в скандинавских странах, Германии и Великобритании, где Б. Шоу назвал её "уникальной артисткой", "одной из величайших пианисток Европы". Современница Э. Грига, Б.-Г. вошла в плеяду видных норв. музыкантов 2-й пол. 19 в. Как композитор развивала лирико-романтич. традиции норв. музыки; среди соч. - программные пьесы и этюды для фп., романсы на слова норв. и англ. поэтов; ей принадлежат обработки нар. песен.

Литература: Sandvik О. M., Agathe og О. A. Grшndahl..., Oslo, 1948; Lange К., шstvedt A., Norwegian Music, L., 1958 (рус. пер. - Ланге К., Эствед A., Норвежская музыка, М., 1967); Lange К., Norwegian music, Oslo, 1971; Grinde N., Norsk musikk historie, Oslo - Bergen - Tromsш, 1975.

Предыдущая страница Следующая страница