Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 9, "АРИ"-"АСА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 9, "АРИ"-"АСА")

Ария

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аркадельт Я.

Аркадельт Я. (Arcadelt; также Arkadelt, Archadet, Harcadelt, Arcadet, Arcadente) Якоб (ок. 1500, Льеж ? - 14 X 1568, Париж) - композитор. Выдающийся представитель франко- фламандской школы. Нек-рое время жил во Флоренции, работал певчим (тенористом), позднее хормейстером Папской капеллы в Риме. С 1555 жил в Париже. А. - один из ранних мастеров светского многогол. итал. мадригала. Произв. А. в этом жанре, носящие ещё характер замкнутой песенной формы, указывают скорее на их сев. происхожд., чем на близость к итал. стилю. Построенные на принципе имитации 3,4 и 5-голосные мадригалы A., отличающиеся лиричностью и полнотой звучания, пользовались популярностью. Его первый сб. мадригалов (1538) выдержал за короткий срок 40 изд. В парижский период А. писал в жанре французских шансон. Автор 6 сб. мадригалов (1538-56), месс, мотетов, шансон.

Литература: Кlefisch W., Arcadelt als Madrigalist, Keln, 1938; Einstein A., The Italian Madrigal, Princeton, 1949; Frey H. W., Michelangniolo und die Komponisten seiner Madrigale, "Acta musicologica", 1952, v. XXIV, fбsc. 3-4; Lesure A., Arcadelt est mort en 1958, "Revue de musicologie", 1961, v. XLVII, p. 195-96.

И. М. Ямпольский.

Аркадьев И. П.

Иван Петрович (7 (19) I 1872 - 30 XII 1946, Ленинград) - советский дирижёр, педагог, композитор. В 1893 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки Л. С. Ауэра. Теорию композиции изучал под рук. А. К. Лядова. С 1896 дирижёр оперного т-ра Кононова, с 1910 рук. оперных спектаклей Нар. дома в Петербурге. В 1920-23 дирижёр оперной труппы Л. М. Сибирякова в Одессе, профессор и ректор Одесской консерватории. С 1923 жил в Петрограде (Ленинграде), вёл большую работу в муз. самодеятельности. Автор орк. произв., в т. ч. увертюры "Пётр Великий", "Интермеццо"; хор. сочинений ("Октябрь", "Москва", "Ленин" и др.), романсов, фп. пьес и др.

И. М. Марков.

Арканов В. П.

Арканов В. П. (наст. фам. - Лизунов) Вениамин Павлович (р. 24 II (9 III) 1905, с. Иня, ныне Алтайского края) - советский певец (бас) и педагог. Нар. арт. РСФСР (1955). В 1941 окончил Ленингр. консерваторию (класс Г. А. Боссэ). Сценич. деятельность начал в 1927 в качестве артиста хора Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова. В 1932-38 солист Передвижного оперного т-ра Средневолжского края, в 1938-44 Ленингр. филармонии, в 1944-59 Новосибирского т-ра оперы и балета. Исполнил св. 50 оперных партий, в т. ч.: Борис Годунов, Досифей, Мельник, Руслан; Томский ("Пиковая дама"), Мефистофель; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"). Выступал в опере "Октябрь" Мурадели (в роли В. И. Ленина). С 1945 преподаватель Новосибирского музыкального уч-ща, с 1956 - Новосибирской консерватории (с 1959 зав. кафедрой сольного пения, с 1966 профессор).

В. И. Зарубин.

Арканова В. Ф.

Валентина Фёдоровна (р. 5 II 1936, Херсон) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. УССР (1968). Чл. КПСС с 1971. В 1957 окончила Харьковскую консерваторию у Л. Е. Куриленко. С 1956 солистка Харьковского т-ра оперы и балета. Среди партий - Людмила, Антонида, Снегурочка, Виолетта, Джильда; Оскар ("Бал-маскарад"), Розина, Лючия; Красная Шапочка ("Красная Шапочка" Гокиели). Выступает и как конц. певица. С 1971 преподаватель Харьковского ин-та иск-в (с 1978 доцент). Гастролирует за рубежом.

Аркас Н. Н.

Николай Николаевич (26 XII 1852 (7 I 1853), Николаев - 13 (26) III 1909, там же) - укр. композитор, историк и обществ. деятель. Первые композиторские опыты А. относятся к сер. 70-х гг. Среди его произв. - записи и обр. укр. нар. песен (80), романсы, дуэты. Осн. сочинение А. - опера "Катерина" по одноим. поэме Т. Г. Шевченко (муз. ред. И. П. Молчанова, 1899, труппа М. Л. Кропивницкого, Москва), пронизанная колоритом укр. нар. песенности; на сов. сцене пост. в муз. ред. Г. П. Таранова (клавир оперы изд. в 1897).

А. занимался историей Украины и написал кн.: "История Украины-Руси" (П., 1904).

Литература: Кауфман Л. С., H. H. Аркас, К., 1958.

Аркёйская школа

Аркёйская школа (Acole d'Arcueil) - группа франц. музыкантов - A. Coгe, Р. Дезормьер, М. Жакоб и А. Клике-Плейель, объединившихся в нач. 20-х гг. 20 в. вокруг композитора Э. Сати после его разрыва с "Шестёркой". Назв. А. ш. было придумано самим Сати (от парижского предместья Аркёй, где он провёл последние годы жизни). Творч. единства группа не имела.

Аркичембало

Аркичембало (итал. archicembalo) - старинный клавишный инструмент, разновидность клавичембало или клавесина. Сконструирован итал. композитором и муз. теоретиком Н. Вичентино и описан им в трактате "L'antica musica ridotta alla moderna prattica" (1555). A. имело три системы струн, каждая из к-рых отвечала одному из старинных ладов (диатоническому, хроматическому и энгармоническому); всего в октаве насчитывалось 19 звуков. Мануалов (клавиатур) было 6. Вичентино построил по одному А. в Риме и Милане, а также аркиорган (archiorgano). Близкие по конструкции инструменты создали К. Лейтон в Бельгии ("Universalclavicymbel", до 1585, 18 звуков в октаве, описан М. Преториусом в его "Syntagma musicum", 1624), В. Трансунтино в Италии (1606, 31 звук в октаве). В 1640 Дж. Дони (Италия) упростил конструкцию A., уменьшив, в частности, число мануалов до трёх. А. не получило значительного распространения.

Литература: Koczirz A., Zur Geschichte des Luython'schen Klavizimbels, в кн.: "SIMG", IX, Lpz., 1907-08; Kinkel-deу О., Orgel und Klavier in der Musik des 16. Jahrh., Lpz., 1910; Dupont W., Geschichte der musikalischen Temperatur, Kassel, 1935.

К. А. Вертков.

Арле-Тиц К. Г.

Арле-Тиц К. Г. (урожд. Арле) Коретти Генриховна (5 XII 1894, Мексика - 15 XII 1951, Москва) - негр. певица (лирико-драматич. сопрано). В составе негр. оперной труппы выступала в Германии. В 1913, переехав на постоянное жительство в Россию, занималась пением в Петербурге у Е. P. Цванцигер. Одноврем. выступала в концертах как исполнительница негр. нар. песен. В годы Гражд. войны была в составе конц. бригады Политуправления Юго-зап. фронта. В 1921 вновь приступила к систематич. работе над голосом с М. В. Владимировой, училась также в Студии имени Чайковского под рук. В. М. Зарудной и М. М. Ипполитова-Иванова. К сер. 20-х гг. относится широкая концертная деятельность певицы в качестве исполнительницы камерного репертуара и негритянских народных песен.

Литература: Гнесин М., Памяти талантливой негритянской певицы, "СМ", 1952, No 3.

Н. С. Зелов.

Арма П.

Арма П. (Arma) Поль (наст. имя и фам. - Имре Вейсхаус, Weisshaus) (р. 22 X 1905, Будапешт) - франц. композитор, пианист и фольклорист. По национальности венгр. В 1920-24 учился в Высшей муз. школе им. Ф. Листа у Б. Бартока (фп.). С 1933 живёт во Франции. В годы 2-й мировой войны 1939-45 собирал фольклор Сопротивления (записал ок. 1800 песен). В 1949 - нач. 70-х гг. руководил экспериментальной группой "Конкретная музыка" при Парижском радио. Издал ряд сб-ков нар. песен. Среди соч. A. - "Кантата о земле" ("Cantate de la terre", 1952), произв. для оркестра, для разл. инстр. составов, в т. ч. "31 мгновение" для деревянных духовых, челесты, ксилофона, ударных и фп. ("31 instantanйs", 1951; на эту музыку пост. балет, 1953, Турин). В ряде соч. отразилось увлечение А. конкретной музыкой ("Метафоническая музыка" - "Musique mйthaphonique", для оркестра и магнитофонной ленты, 1956, и др.).

Литература: Медведева И., Муза борьбы и мужества, "СМ", 1968, No 5.

Арменян Г. А.

Геворг Арташесович (р. 5 I 1920, Тбилиси) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1965). Чл. КПСС с 1943. В 1953 окончил Ереванскую консерваторию у Г. Е. Егиазаряна, в 1958 - аспирантуру при Ленингр. консерватории у Б. А. Арапова. В своём творчестве А. опирается на сельский и городской нац. фольклор. Его произв. отличаются монументальностью, драм. пафосом. Автор опер "Хачатур Абовян" (1960, Ереван), "Крушение" ("Хортакум", 1968, там же), симф. сказки-балета "Храбрый Назар" ("Кач Назар", 1981), кантат "Сказание об Армении" ("Аск Айастани масин", 1951) и "Коммунисты" (1976), симф. сюиты "На выставке художника В. Суренянца" ("Вардгес Суренянци паткерасраум", 1963), концерта для флейты с оркестром (1954), пьес для разл. инструментов, в т. ч. для народных; хоров a cappella, романсов (ок. 30), песен, в т. ч. вок. цикла "Перезвон" ("Гоганджнер", 1978); музыки к кинофильмам и др. С 1958 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1977 доцент).

Армсгеймер И. И.

Иван Иванович (Иоганн Иосиф) (7 III 1860, Дрезден - 1933, Ленинград) - рус. трубач-корнетист, военный дирижёр, композитор и педагог. По национальности немец. Окончил Петерб. консерваторию по классам корнета В. В. Вурма (1879) и воен. инструментовки К. X. Нидмана (1880). В 1881-84 занимался в классе инструментовки и практич. сочинения Н. А. Римского-Корсакова. В 1883-1904 солист оркестpa Михайловского т-ра, в 1904-07 - Мариинского т-ра в Петербурге. В 1882-1912 капельмейстер оркестра лейб-гвардии Егерского и Кавалергардского полков. В 1904-21 преподавал игру на трубе и оркестровку в Придв. певч. капелле. Автор опер, в т. ч. "Лесничий" ("Der Oberferster", 1890, Петерб. нем. труппа); балетов - "На перепутьи" (1904, Мариинский т-р, Петербург) и др.; 2 кантат, орк. соч., хоров, сюиты для флейты и фп., романсов (ок. 150) и др.

Литература: "Музыка и пение", 1899, No 4, с. 5-6.

Армстронг Л. Д.

Армстронг Л. Д. (Armstrong) Луи Даниел (прозвище - Сатчмо) (4 VII 1900, Новый Орлеан - 6 VII 1971, Нью-Йорк) - амер. негритянский трубач и певец. Один из крупнейших представителей джаза.

Армстронг Л. Д.

,

Армстронг Л. Д.

Участник первых негр. джаз-бандов в Новом Орлеане. В 1922 вошёл в состав Креольского джаз-банда Дж. Оливера (Джо Кинг) в Чикаго, в 1924-25 играл в джаз-оркестре Ф. Хендерсона в Нью-Йорке. Вернувшись в Чикаго, играл в разл. оркестрах и записывался на пластинки вместе с организованными им в 1925 студийными ансамблями "Горячая пятёрка" и "Горячая семёрка", в 1929 работал в оркестре негр. обозрения "Хот чоколейтс" на Бродвее (Нью-Йорк). В 1944 участвовал в первом джазовом концерте в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). В 1946 организовал секстет "Все звёзды Луи Армстронга" (Louis Armstrong all stars), гастролировал с ним во мн. странах. Выступал в качестве солиста как трубач и певец в США (с 1925) и др. странах (с 1932), в т. ч. Африки и Юж. Америки. А. создал своеобразный экспрессивный стиль игры на трубе и связанный с ним стиль вок. исполнения, отличающийся (при внешней простоте) разнообразием тембро-ритмич. элементов, импровизац. свободой трактовки популярных мелодий, сходных с негр. нар. музыкой. Как трубач-виртуоз удостоен высших премий на многочисл. конкурсах джаз-оркестров. Автор блюзов и др. джазовых песен. С 1938 снимался в кино, обладал ярким сценич. дарованием.

Литературные сочинения: Swing that music, L.-N. Y., 1936; Satсhmо, My life in New Orleans, L., 1956; на нем. яз. - Mein Leben in New Orleans, В., 1967; в рус. пер. - Моя жизнь в музыке, "Театр", 1965, No 10, 12, 1966, No 2.

Литература: Goffin R., Horn of plenty. The story Of Luis Armstrong, (L.), 1947; Panassiй H.,L. Armstrong, P., 1947; Slawe J., L. Armstrong, Basel, 1953.

Г. M. Шнеерсон, Л. Б. Переверзев.

Армянская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Армянская нотопись

Статья большая, находится на отдельной странице.

Армянский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Арн М.

Арн М. (Arne) Майкл (1740 или 1741, Лондон - 14 I 1786, там же) - англ. театр. композитор. Сын Т. А. Арна. Музыке обучался под рук. отца. Был драм актёром, оперным певцом (выступал в Лондоне с 1710), виртуозом игры на арпсихорде (см. Клавесин). С 1756 писал театр. музыку, пользовавшуюся успехом благодаря мелодич. простоте и доступности содержания. Оперы "Гименей", "Альмена" (обе 1764), "Саймон" (1767) и др. шли на сценах лондонских т-ров "Друри-Лейн" и "Ковент-Гарден". Совм. с др. композиторами принимал участие в муз. оформлении (автор отдельных номеров) 14 спектаклей. Популярны были песни А. из музыки к драм. спектаклям (по пьесам У. Шекспира, Г. Филдинга, Р. Шеридана). В 1771-72 совершил поездку в Германию в качестве дирижёра. Занимался алхимией.

Арн Т. А.

Арн Т. А. (Arne) Томас Августин (12 III 1710, Лондон - 5 III 1778, там же) - англ. театр. композитор. Автор мн. опер, масок, музыки к спектаклям (по пьесам У. Шекспира, Г. Филдинга, Дж. Гея и др.). Его песня "Правь, Британия!" из финала маски "Альфред" (1740) стала нац. патриотич. песней Великобритании и сохраняет популярность. Из театр. музыки А. наибольшим успехом пользовались опера "Артаксеркс" (1762, "Ковент-Гарден", Лондон) и комич. опера "Томас и Салли" (1760, там же). Им написаны также отдельные муз. номера к 28 театр. представлениям (в т. ч. популярные песни в спектаклях "Как вам это понравится" и "Буря" Шекспира). Среди др. произв. А. - оратории "Авель" (1744) и "Юдифь" (1761); 8 увертюр; 7 трио-сонат, концерт для органа; сонаты для клавесина, для скр. (с цифрованным басом); хоры, многогол. песни в нар. духе и др.

Литература: Horner В. Н., Life and work of Dr. Arne, L., 1893; Langley H., Doctor Arne, Camb., 1938.

Арнаудов В. Б.

Васил Борисов (р. 1 V 1933, Варна) - болг. дирижёр. Нар. арт. НРБ (1979). В 1956 окончил Болг. консерваторию по классу хор. дирижирования у Г. Димитрова; с 1959 преподаёт там же (с 1974 доцент, с 1976 декан теоретико-композиторского и дирижёрского ф-тов, зам. ректора). Гл. дирижёр мн. хоров - софийских учительниц (1954-68), "Родина" (с 1963, Русе), камерного хора "Л. Пипков" (с 1967, София), дирижёр Болг. хор. капеллы "Светослав Обретенов" (1966-69, София). Много гастролирует за рубежом с этими коллективами (лауреаты ряда респ. и междунар. конкурсов); их выступления под упр. А. содействовали возрождению интереса к старым полифонистам и ознакомлению слушателей с новыми соч. болг. композиторов.

Арнич Б.

Арнич Б. (Arnic) Блаж (31 I 1901, Луче - 2 II 1970, Любляна) - словенский композитор (Югославия). Изучал композицию в Любляне, Вене, Париже и Варшаве. Во время 2-й мировой войны - участник партизанского движения, с 1944 узник концлагеря Дахау. С 1945 профессор композиции Академии музыки в Любляне. Один из наиболее значительных словен. симфонистов. Народная в своей основе, музыка А. полифонич. склада, отличается широтой мелодии, богатством гармонич. средств, простотой и выразительностью муз. языка. А. пишет произв. гл. обр. крупных форм.

Сочинения: кантата (1956); для орк. - 9 программных симфоний: Те Deum (1932), Симф. рапсодия для орк. и фп. (1933), Пробуждение (Probuzdйnie, 1935), Дума (Duma, 1938), Военные вихри (Vojne vihre, 1941), Самородок (Samorasnik, 1948), Симфония труда (Simfonija delа, 1950), На родной земле (Na domaci grudi, 1951), Война и мир (Voina in mir, 1960), увертюра (1932), симф. поэмы - Танец волшебниц (Ples carovnic, 1938), Песня гор (Pesem planin, 1940), Соблазнитель (Zapeljevec, 1940), Поют леса (Gozdovi pojejo, 1946), Водяной (Povodni moz, 1951), Баба Яга (Divja jaga, 1958), Ночной гуляка (Vasovalec, 1969), концерты с орк. - для органа (1934), 2 для скр. (1953), для влч. (1960), для альта (1967) и др.; камерные соч.: струн. и фп. ансамбли; инстр. концерты с фп. - для скр. (1934), для влч. (1949); соч. для фп. - сюита, соната, пьесы; хоры, романсы, песни, музыка к фильмам.

Литература: Цветко Д., Современная словенская музыка, "СМ", 1946, No 5-6.

Д. Цветкo.

Арно Ф. О. К.

Арно Ф. О. К. (Arnaud) Франсуа (27 VII 1721, Обиньян, близ Карпантра - 2 XII 1784, Париж) - франц. муз. писатель. С 1753 публиковал работы, посв. разл. проблемам развития франц. музыки. Особое значение имели его труды, связанные с оперной реформой К. В. Глюка, приверженцем к-рого он был. Лит. деятельность А. способствовала развитию муз. жизни Парижа 2-й пол. 18 в.

Сочинения: Mйmoires pour servir а l'histoire de la rйvolution, opйrйe dans la musique par M. le chevalier Glьck..., P., 1781; Cuvres complиtes, v. 1-3, P., 1808.

Литература: Briсqueville E. de, L'Abbй Arnaud et la rйforme de l'opйra au XVIII siиcle, Avignon, 1881; его же, Un critique musical au siиcle dernier, P., 1883.

Арнолд Г.

Арнолд Г. (Arnold) Mалколм Генри (р. 21 X 1921, Нортхемптон) - англ. композитор, трубач и дирижёр. В 1938-42 обучался в Корол. муз. колледже в Лондоне у Г. Джэкоба (композиция), Э. Холла (труба) и К. Ламберта (дирижирование). В 1942-44 и 1946-48 солист-трубач Лондонского филармонич. оркестра, в 1944-46 солист симф. оркестра Би-Би-Си. В 1948 совершенствовался в Италии.

Сочинения: 2 оперы; балеты - Посвящение королеве (Homage to the Queen, Лондон, 1953), Бриллиант (Solitaire, 1956) и др.; для орк. - 9 симфоний (1946-71), в их числе Симфония для струнных (1946), Игрушечная симфония (1957), Филармонический концерт (1976), увертюра Бек - болтливый франт (Beckus the dandipratt, 1943), Дым (The smoke, 1948), Тэм О'Шантер (по Р. Бёрнсу, 1955), Питерло (1968) и др.; для инструмента с орк. - концерты: для 2 фп. (1969), 2 для флейты (1954, 1972), гобоя (1952), 2 для кларнета (1948, 1974), 2 для валторны (1944, 1956), гитары (1959), органа (1954), для 2 скр. (1962), альта (1971), Фантазия на тему Дж. Филда для фп. (1975) и др.; камерно-инстр. ансамбли, в их числе сонаты с фп. для флейты (1977), 2 для скр. (1947, 1953), альта (1947), сонатина для флейты с фп. (1948); хоры; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам, в т. ч. "Мост над рекой Квай" (пр. "Оскар", 1957).

Арнольд И.

Арнольд И. (Arnold) Ирмгард (p. 17 X 1920, Липпе) - нем. (ГДР) певица (сопрано). Дочь музыканта, А. с ранних лет приобщилась к музыке и т-ру. Сценич. путь начала как опереточная артистка в Мюнхенском т-ре "Гертнерплац"; с 1940 выступала в Аугсбурге и Галле как оперная певица, с 1950 одна из ведущих солисток т-ра "Комише опер" (Берлин). Артистка большого творч. диапазона, А. обладает умением глубоко постигнуть психологич. и эмоциональную сущность образа. Партии: Виолетта; Аминта ("Молчаливая женщина" Р. Штрауса), Жоржетта ("Плащ" Пуччини), Мюзетта ("Богема"), Лисичка ("Лисичка-плутовка" Яначека) и др. Как камерная певица исполняет преим. произв. X. Эйслера. Нац. пр. ГДР (1957).

В. В. Тимохин.

Арнольд Ю. К.

Юрий (Георгий) Карлович (1 (13) XI 1811, Петербург - 8(20) VII 1898, Каракаш, близ Симферополя) - рус. муз. теоретик, критик, композитор, вок. педагог. Род. в обрусевшей нем. семье. Учился в Дерптском (Тартуском) ун-те. Занимался у Л. Фукса (гармония) и И. К. Гунке (контрапункт). До 1863 и с нач. 90-х гг. жил в Петербурге, в 1863-71 - в Лейпциге, с 1871 - в Москве. В своих теоретич. трудах уделял большое внимание др.-рус. церк. и нар. пению. Одним из первых среди рус. исследователей стремился выявить связь между муз. иск-вом и обществ. жизнью. Мн. труды А. при наличии интересных взглядов и гипотез отличаются, однако, односторонностью, в них встречаются и фактич. ошибки. Яркие зарисовки рус. муз. быта 19 в. содержат "Воспоминания" А. (3 вып., 1892-1893) и повесть "Любовь музыкального учителя"(1833, опубл. под псевд. Карло Карлини, 1836). Перевёл на нем. язык либр. опер "Руслан и Людмила" (1843), "Русалка" (1862), "Юдифь" и "Орлеанская дева" (1879). Изобрёл "амплификатор" (механич. приспособление к фп., придающее звуку певучесть). Автор оперы "Последний день Помпеи", неск. оперетт, кантаты "Светлана" (текст В. А. Жуковского, 1-я пр. Петерб. филармония, об-ва, 1839), орк. увертюр "Борис Годунов" и "Ночь на Ивана Купала", мн. романсов. Муз. статьи (в журн. "Русский музыкальный вестник", "Баян" и др.) подписывал псевдонимами: А. Ю., Гармонин, Меломан.

Литературные сочинения: Der Einfluss des Zeitgeistes auf die Entwicklung der Tonkunst, Lpz., 1867; Ьber Schulen fьr musikalische Kunst, Lpz., 1867; Die Tonkunst in Russland bis zur Einfьhrung des abendlцndischen Musik- und Notensystems, Lpz., 1867; Betrachtungen ьber die Kunst der Darstellung in Musikdrama, Lpz., 1867; Наука о музыке на основании эстетических и физиологических законов, т. 1. Гармония, ч. 1, вып. 1, пер. с нем., М., 1875; Теория древнерусского церковного и народного пения на основании автенических трактатов и акустического анализа, вып. 1, М., 1880; Гармонизация древнерусского церковного пения по эллинской и византийской теории и акустическому анализу, М., 1886; Воспоминания, вып. 1-3, СПБ, 1892-93; Die alten Kirchenmelodien, historisch und akustisch entwickelt, Lpz., (1898); Теория постановки голоса по методу старой итальянской школы и применение теории к практическому обучению красивому образованию певческих звуков, вып. 1-3, СПБ, 1897-98, 2, вып. 1, СПБ, 1913.

Литература: Игнатьев Е. И., Памяти Юрия Карловича Арнольда..., Иллюстрированный сборник Киевского Литературно-артистического общества, К., 1900, с. 24-30.

И. M. Ямпольский.

Арнольдсон С.

Арнольдсон С. (Arnoldson) Сигрид (20 III 1861, Стокгольм - 7 II 1943, там же) - швед. оперная артистка (лирико-колоратурное сопрано). Чл. Швед. академии музыки (с 1910). Училась пению у отца, О. Арнольдсона, оперного певца (лирич. тенор; 1830-1881), и Ф. Арльберга в Стокгольме, совершенствовалась у М. Стракоша в Париже и Д. Aртo в Берлине. Дебютировала как конц. певица в 1882, как оперная - в 1885 (Прага). Выступала в Корол. опере в Стокгольме (1882, 1897, 1902) и др. швед. городах (неоднократно), в Лондоне (впервые в 1887), затем - в Париже, Амстердаме, Будапеште, в Нью-Йорке ("Метрополитен-опера", 1894). Гастролировала в Москве (1886) и в Петербурге. Исполняла почти все осн. партии классич. репертуара, в т. ч. Розины и Сюзанны, Керубино и Церлины ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан"), Кармен, Микаэлы ("Кармен"), Миньон ("Миньон" Тома), Виолетты, Лакме, Татьяны и мн. др. После 1911 оставила артистич. деятельность. В 1922-38 преподавала в Вене.

Литература: Josephson M., Sigrid Arnoldson, "Ord och Bild", Stockh., 1897.

B. B. Ошис.

Арну М. С.

Арну М. С. (Arnould) Мадлен Софи (13 II 1740, Париж - 22 X 1802, там же) - франц. певица (сопрано). Пению обучалась в гор. капелле в Париже, брала уроки у М. Фель, драматич. иск-ву училась у Клерон.

Арну М. С.

Впервые выступила на оперной сцене в Париже в 1757. С этого года (до 1774) была ведущей певицей Корол. академии музыки. Лучшие партии: в операх К. В. Глюка - Ифигения ("Ифигения в Авлиде"; первая исполнительница), Эвридика ("Орфей и Эвридика"), Ж. Ф. Рамо - Телаир, Ифиза ("Кастор и Поллукс", "Дарданус"), Ж. Б. Люлли - Ориана, Эгле ("Амадис", "Тезей") и др. А. находилась в дружеских отношениях с Вольтером, Д. Дидро, Ж. Д'Аламбером. В 1774 оставила сцену. В 1926 Г. Пьерне написал одноактную муз. комедию "Софи Арну" на материале эпизодов из жизни артистки.

Литература: Douglas R. В., Sophie Arnould. Actress and wit, L., 1898; Billy A., La vie amoureuse de S. Arnould, P., 1929.

Арпеджио

Арпеджио - арпеджо (итал. arpeggio, от arpeggiarе - играть на арфе) - исполнение звуков аккорда "вразбивку" одного за другим, как на арфе. Применяется преим. при игре на струн. и клавишных инструментах. Обозначается волнистой линией перед аккордом и другими знаками.

При игре на клавишных инструментах все арпеджируемые звуки обычно выдерживаются, пока не истечет длительность аккорда. В очень широко изложенных фп. аккордах, в к-рых невозможно одновременно взять все звуки, они выдерживаются с помощью правой педали. При игре на струн. инструментах в соответствии с их возможностями выдерживаются только 2 верхних звука или 1 самый верхний. Скорость арпеджирования определяется характером пьесы. В настоящее время применяется лишь арпеджирование аккорда снизу вверх, начиная с самого низкого звука; ранее было употребительным и арпеджирование сверху вниз: (см. нотные примеры).

Арпеджио

Арпеджио

Встречалось и последовательное арпеджирование сначала вверх, затем вниз (у И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и других).

Я. И. Мильштейн.

Арпеджионе

Арпеджионе - арпеджоне (итал. arpeggione; франц. guitare d'amour - гитара любви), - струнный смычковый инструмент. Изобретён в 1823 венским мастером Г. Штауфером. Сочетает признаки виолончели (размер, способ держания инструмента и извлечения звука) и гитары (форма корпуса, количество струн и их настройка, лады на грифе). Первым исполнителем на А. был В. Шустер, издавший школу игры на этом инструменте. А. распространения не получил. Ф. Шуберт написал для А. с фп. сонату, к-рая была издана как соната для А. или виолончели с фп. и в наст. время исполняется на виолончели или в альтовом переложении.

Аррау К.

Аррау К. (Аrrau) Клаудио (р. 6 II 1903, Чильян) - чилийский пианист. 1-я пр. на Междунар. конкурсе пианистов в Женеве (1927). Учился в консерватории Штерна (Берлин) у М. Краузе. Концертирует с детства. Выступал в ансамблях с Ж. Сигети, П. Касальсом и др. видными музыкантами. Гастролировал в СССР (1929, 1968). Преподавал в консерваториях (Берлин, Нью-Йорк и др.). С 1941 живёт в Нью-Йорке, где основал собственную музыкальную школу. Блестящий виртуоз, А. является вдумчивым и тонким интерпретатором музыки различных стилей и эпох - от И. С. Баха до К. Дебюсси и И. Стравинского. Известность получили циклы его концертов из произв. Л. Бетховена (32 сонаты и 5 фп. концертов), с к-рыми он неоднократно выступал в Берлине, Лондоне, Нью-Йорке и др. В Чильяне - родном городе А. - одна из улиц названа ого именем.

Литература: Gavoty В., Claudio Arrau, Gen., 1962.

Г. M. Коган.

Арро Э. А.

Эдгар Александрович (р. 11 (24) III 1911, Таллин) - советский композитор. Нар. арт. Эст. ССР (1967). Окончил Таллинскую консерваторию по классам органа А. Топмана (1935) и композиции А. Каппа (1939). С 1944 ведёт педагогическую работу, с 1972 профессор Таллинской консерватории. Является автором более 150 эстрадных и хор. песен, из к-рых популярность завоевали "На качелях" (сл. Л. Промет), "Счастье" (сл. Э. Хийоб), "Дружба народов" (сл. К. Кангура), "Родной город Таллин" (сл. О. Роотса), "Песня мира" (сл. Е. А. Долматовского) и др. Совместно с Л. Норметом создал первую эст. сов. оперетту "Румму Юри". Ответственный секретарь CK Эст. ССР (1952-66).

Сочинения: оперетты (совм. с Л. Норметом) - Румму Юри (1954, т-р "Ванемуйне", Тарту), Огни родной гавани (1958, Эстонский т-р оперы и балета, Таллин); кантаты, в т. ч. - К победе (1943); для орк., в т. ч. Симфоническая увертюра (1939); для струн. квартета - Контрасты (1966); для дух. квинтета - четыре пьесы (1967); произв. для органа, в т. ч. 7 прелюдий (1935-38), соната (1938), 5 Контрастов, эст. нар. мелодии (тетр. 1-3, 1968-70) и др.; произв. для фп., скр., влч.; хоры, в т. ч. миниатюрный цикл - Картинки Пюхаярве (сл. Суумана, 1965), 7 Слоговых песен (1967); Песни о мальчиках (1972); романсы, песни; музыка к драматич. спектаклям и фильмам и др.

Л. Т. Нормет.

Арс Н. А.

Арс Н. А. (наст. фам. - Волков) Николай Андреевич (1857, Москва-25 VI (8 VII) 1902, Каунас) - рус. композитор и дирижёр. Учился в Моск. и Женевской консерваториях. Работал дирижёром в рус. провинц. оперных антрепризах. Автор муз. картины "В деревне", вальса-арии "Невозвратное", салонных романсов и др. Перевёл на рус. язык "Nouveau traitй d'instrumentation" (1885) P. Геварта (с прим., доп. и нотными примерами), изд. под назв. "Новый курс инструментовки" (М., 1892).

Арсенко А. Д.

Арсений (Арсен) Дионисович (2 (15) III 1903, Новая Водолага, ныне Харьковской обл. - 30 VIII 1945, Минск) - советский певец (баритон). Нар. арт. БССР (1944). В 1928 окончил Харьковский муз.-драм. ин-т. С 1925 занимался конц. деятельностью. С 1928 солист Харьковского передвижного, в 1930-1934 - Одесского т-ров оперы и балета. С 1937 солист Белорус. т-ра оперы и балета (Минск). Партии: Андрей ("Цветок счастья" Туренкова, 1940, первое исп.), Дмитрок, Апанас ("Михась Подгорный", "Алеся" Тикоцкого) и др. Исполнил ряд партий в классич. операх рус. и зап. композиторов.

Литература: Модэль M., Памяцi Арсена Арсенкi, в его сб.: Народный артысты БССР, Мiнск, 1948, с. 30-33.

И. Г. Нисневич.

Арсис

Арсис (греч. arsis - повышение, подъём) - термин античной метрики; слабая часть стопы. В ср.-век. теории применительно к пению получил иное истолкование и означал мелодическое акцентирование путём повышения голоса. В музыкальной метрике А. - лёгкая доля, а также движение руки вверх при дирижировании.

Артамонов А. П.

Алексей Павлович (р. 4 (17) II 1906, Новочеркасск) - сов. композитор, дирижёр, педагог, Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Окончил Ростовский муз. ин-т (1927, класс композиции Н. З. Хейфеца). С 1931 дирижёр и зав. муз. частью в драматич. т-рах, в 1958 дирижёр, с 1960 худож. рук. Ростовской филармонии. С 1925 преподаватель муз. школы (теоретич, предметы), с 1949 - Культ.-просвет. школы (теоретич, предметы и хороведение), с 1955 - муз. уч-ща (композиция). Пред. правления Ростовского отделения Союза композиторов РСФСР (с 1953), секретарь Союза композиторов РСФСР (с 1960).

Сочинения: 5 опер, в т. ч. - Тигран (по одноим. пьесе Ф. С. Готьяна, 1939, Ансамбль Сов. оперы ВТО, Москва), Маскарад (по одноим. драме М. Ю. Лермонтова, 1957, Харьковский т-р оперы и балета), Её друзья (по пьесе В. С. Розова, пост. 1964, Ростовское телевидение); 4 оперетты; для орк. - 8 симфоний, в т. ч. - Казачья (1940), Волго-Дон (1951), Посвящение Октябрю (1967); сюита - В дни войны, баллада-фантазия - Мы, комсомольцы 20-го года (1966); увертюры - Отелло (1939), В огне Октября (1957); романсы, песни; для фп. - соната (1972); музыка к 96 спектаклям драматич. т-ров Москвы, Тбилиси, Ашхабада, Ростова и др.

Я. В. Друскин.

"Артария"

"Артария" ("Artaria") - нотоиздательская фирма в Вене. Основана в 1769 выходцами из Италии Карло Артария (1747-1808) и его двоюродными братьями, переселившимися в 1750 в Австрию. Первоначально предприятие под назв. "Артария и компания" печатало гравюры и географич. карты, с 1778 стало выпускать ноты, впервые в Австрии применив способ их печатания с цинковых досок. Параллельно существовало муз. изд-во "А." в Майнце, впоследствии переведённое в Мангейм. В кон. 18 - нач. 19 вв. нотоиздательская фирма "А." считалась одной из крупнейших в Европе. Она опубликовала многие сочинения Й. Гайдна, B. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта и других выдающихся композиторов. Фирма просуществовала до 1932.

Литература: Weinmann A., Vollstцndiges Verlagverzeichnis, Artaria and Comp., W., 1952.

Ю. В. Келдыш.

Артеага Э. С.

Артеага Э. С. (Arteaga) Эстебан де (Стефано) (26 XII 1747, Моралеха-де-Кока, близ Сеговии - 30 X 1799, Париж) - испан. учёный. В 1763-69 чл. монашеского ордена иезуитов. В 1773-78 изучал философию и естествознание в Болонском ун-те, жил в Венеции, Риме, Флоренции, Париже. Был близок с Дж. Б. Мартини, по совету к-рого написал книгу "Революции в итальянском музыкальном театре..." - гл. труд A., имевший важное значение для истории муз. т-ра (хотя взгляды А. оспаривались итал. музыкантами). А. принадлежат труды по эстетике, филологии, а также по истории музыки (в т. ч. о ритме древних). Выступая с позиций классицистской эстетики, А. требовал тесной связи музыки с поэзией. Высшим образцом оперной музыки считал творчество Г. Генделя и Дж. Перголези, а драматич. поэзии - либр. П. Метастазио.

Сочинения: Le rivoluzioni del teatro musicale italiano dеlla sua origina finо al prеsente, v. 1-2, Bologna, 1783-85, v. 1-3, Venezia, 1786, нем. пер. - 1789, франц. - 1802; Investigaciones filosoficas sobre la belleza ideal..., Madrid, 1789, 1943; Lettere musico-filologische, Madrid, 1944; Del ritmo sonoro e del ritmo muto nella musica degli antichi (рукоп.).

Литература: Иванов-Борецкий М. (ред.), Материалы и документы по истории музыки, т. 2, М., 1934; Pedrеll F., Diccionario biogrбfico y bibliogrбfico de musicos y escritores de musica espaцoles..., Barcelona, 1894-97; Вattlоri M., Ideario filosofico y estйtico de Arteaga, "Forschungen der Gцrres-Gesellschaft", 1938, seria I, Bd VII.

Ю. В. Келдыш.

Артемовский С. С.

Семён Степанович - см. Гулак-Артемовский С. С.

Артикуляция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Арто А. Ж. М.

Арто А. Ж. М. (Artut) Александр Жозеф Монтанье (25 I 1815, Брюссель - 20 VII 1845, Виль-д'Авре, близ Парижа) - бельг. скрипач и композитор. В 1828 окончил Парижскую консерваторию по классу скрипки Р. Крейцера. Концертировал во мн. странах, в т. ч. в России (1836-1842) и Америке (1843). Автор фантазий на темы опер B. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, скрипичного концерта, салонных пьес для скрипки и фп.

Литература: Одоевский В. Ф., Музыкально-литературное наследие, М., 1956, с. 164-165, 198-201 и др.

Арто Маргерит М. Ж. Д.

Арто Маргерит М. Ж. Д. (Artut) Маргерит Жозефин Дезире (21 VII 1835, Париж - 3 IV 1907, Берлин) - франц. певица (меццо-сопрано и сопрано). Училась у М. Одран и П. Виардо-Гарсиа (1855-57), одновременно выступала в концертах (Бельгия, Голландия, Англия). Как оперная певица дебютировала в Париже (1858). Иск-во А. высоко ценили Дж. Мейербер и Г. Берлиоз. В 1859 с успехом выступала в оперной труппе Лорини в Италии. Гастролировала в Лондоне как концертная (1859-60) и оперная (1863, 1864 и 1866) певица. Выступала в Германии, Франции ("Гранд-Опера"), в России (1868). Иск-во А. произвело глубокое впечатление на П. И. Чайковского, к-рый посв. ей "Романс" f-moll для фп. и 6 романсов для голоса с фп. на тексты франц. поэтов. В 1870-х гг. вместе с мужем испан. певцом (баритон) М. Падильей-и-Рамосом (1842-1906) пела в опере в Италии и др. европ. странах. В 1884-89 жила в Берлине. С 1889, оставив сцену, преподавала (среди учениц - С. Арнольдсон), затем поселилась в Париже. Обладая голосом широкого диапазона, исполняла (после 1860) также партии драматич. и колорат. сопрано. Партии: Фидес ("Пророк" Мейербера), Розина, Виолетта, Джильда, Маргарита; Мария ("Дочь полка" Доницетти), Донна Анна ("Дон-Жуан") и другие.

О. М. Белунцов.

Артоболевская А. Д.

Артоболевская А. Д. (урожд. - Карпека) Анна Даниловна (р. 4 (17) X 1905, Киев) - сов. пианистка и педагог. Засл. учитель РСФСР (1966). В 1924 окончила Киевскую у В. В. Пухальского, в 1930 - Ленинградскую у М. В. Юдиной консерватории. В 1930-е гг. преподавала игру на фп. в муз. школах Ленинграда, выступала с сольными концертами. В 1943-53 преподаватель Моск. консерватории и Муз. школы им. Гнесиных, с 1944 одноврем. Центр. муз. школы при Моск. консерватории. Среди учеников - Р. В. Тамаркина, А. А. Наседкин, А. Б. Любимов, Е. А. Королёв.

Литературные сочинения: Дети и музыка, в сб.: Малыши и музы, М., 1972; (Воспоминания о М. В. Юдиной), в сб.: Мария Вениаминовна Юдина. Статьи. Воспоминания. Материалы, М., 1978; Ваши дети, вы и музыка, в сб.: Диалоги о воспитании, М., 1979.

Литература: Ревзина Е., Одержимость музыкой - это главное, "МЖ", 1976, No 1.

Арутюнян А. Г.

Александр Григорьевич (р. 23 IX 1920, Ереван) - советский композитор. Нар. арт. СССР (1970). Чл. КПСС с 1952. В 1941 окончил Ереванскую консерваторию по классам композиции (С. В. Бархударяна) и фп. В 1946-48 совершенствовался по композиции у Г. И. Литинского (студия при Доме культуры Арм. ССР, Москва). С 1954 художеств. рук. Арм. филармонии. Музыке А. свойственно творч. использование арм. нар.-интонационного материала, его ладо-ритмич. особенностей. Известность А. принесла "Кантата о Родине" (1948, Гос. пр. СССР, 1949). Ярким нац. своеобразием отличаются симфония (1957), вок.-симф. поэма "Сказание об армянском народе" (1961), опера "Саят-Нова" (1963-67, пост. 1969, Арм. т-р оперы и балета, Ереван).

Сочинения: муз. комедия - Высокочтимые попрошайки (1972); кантаты - Ода Ленину (1967), С отчизной моей (1969), Гимн братству (1970); для орк. - Торжественная ода (1947), Праздничная увертюра (1949), симфониетта (1966); концерты с орк. - для фп. (1941), голоса (1950), трубы (1950), валторны (1962); Тема и шесть вариаций для трубы и орк. (1972); концертино - для фп. (1951), для 5 дух. инструментов (1964); вок. цикл Памятник матери (1969), цикл для хора a cappella - Моя Армения (1971); камерно-инстр. произв.; песни, музыка к драм. спектаклям и фильмам.

Литература: Шавердян A., А. Арутюнян и его "Кантата о Родине", "СМ", 1949, No 4; Еолян И., А. Арутюнян, М., 1962; Коптев С., Александр Арутюнян, Ер., 1962 (на арм. яз.).

Г. Ш. Геодакян.

Арутюнян А. Е.

Анжелика Ервандовна (р. 18 VI 1926,. Грозный) - сов. певица (лирич. сопрано). Нар. арт. Арм. ССР (1977). Чл. КПСС с 1963. В 1956 окончила Ереванскую консерваторию у Т. К. Шахназарян, в в 1967 - аспирантуру у Т. Т. Сазандарян. С 1958 солистка Арм. т-ра оперы и балета, в к-ром исполнила разнохарактерные партии, среди них - Марфа ("Царская невеста"), Иоланта, Дездемона, Тоска; Недда ("Паяцы"), Магда Сорель ("Консул" Менотти), Донна Анна ("Дон Жуан"), Венера ("Тангейзер"), Олимпия ("Аршак II" Чухаджяна), Шушан ("Давид-бек" Тиграняна), Арцвик ("Костёр" Геворкяна), Аревик ("Хачатур Абовян" Арменяна), Нато ("Гикор" Джербашяна). Выступает и как конц. певица. 2-я пр. на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М. П. Мусоргского (1964). Гастролирует за рубежом. С 1979 преподаёт в Ереванской консерватории.

Арфа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Архангельский А. А.

Александр Андреевич (11 (23) Х 1846, с. Старое Тезиково, ныне Пензенской обл. - 16 XI 1924, Прага) - рус. хоровой дирижер, композитор. Засл. арт. Республики (1921). Учился в пензенской семинарии, по теории музыки занимался у H. М. Потулова. С 1862 регент хоров в Пензе, затем в Петербурге. В 1880 организовал смешанный хор (вначале 20, впоследствии до 90 чел.), успешно концертировал с ним. Хор А. исполнял нар. песни, духовную музыку, произв. рус. и заруб. классики. А. одним из первых ввел в рус. церк. пение жен. голоса (заменив голоса мальчиков). Автор хор. сочинений, многочисл. обр. нар. песен (среди них - "Сумрак ночи пал на землю", "Зеленый луг весь в цвету"). Издал "Репертуар концертов А. А. Архангельского" (серия из 14 разделов, СПБ, 1893-94). Преподавал пение в уч. заведениях.

Литература: Локшин Л., Замечательные русские хоры и их дирижеры Краткие очерки, М., 1963, Ткачев Д., А. А. Архангельский. Очерк жизни и творческой деятельности, Л., 1972.

К. Б. Птица.

Архимович Л. Б.

Лидия Борисовна (р. 26 X (8 XI) 1916, Киев) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1947). Чл. КПСС с 1956. В 1944 окончила Саратовскую консерваторию по классу В. Э. Фермана, в 1947 - аспирантуру Киевской консерватории (кафедра рус. музыки, науч. рук. М. С. Пекелис). В 1944-47 муз. редактор Киевской филармонии. С 1947 ст. науч. сотрудник Отдела музыковедения, с 1969 зав. Отделом театроведения Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Рыльского АН УССР.

Сочинения: М. В. Лисенко. Життя i творчiсть, КиПв, 1952, доп. 1963 (совм с M. M. Гордiйчуком); Украпнська класична опера, Кипв, 1957; Музыкальная культура Украины, М., 1961 (соавторы А. Шреер-Ткаченко, Т. Шеффер, T. Карышева); Нариси з iсторп украпнськоп музики, ч. 1-2, КиПв, 1964 (соавт те же); Шляхи розвитку украПнськоП радянськоП опери, Кипв, 1970.

Архипова И. К.

Ирина Константиновна (р. 2 XII 1925, Москва) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1966). Чл. КПСС с 1963. Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва. В 1948 окончила Моск. архитектурный ин-т (здесь обучалась пению в вокальном кружке у H. M. Малышевой), в 1953 - Моск. консерваторию по классу пения Л. Ф. Савранского. В 1954-56 солистка Свердловского т-ра оперы и балета, с 1956 - Большого т-ра (Москва), где дебютировала в партии Кармен. Исполнение ею этой партии в дальнейшем получило мировое признание.

Глубокое раскрытие внутр. содержания муз. образа, продуманность интерпретации, дар сценич. перевоплощения и безупречное вок. мастерство отличают иск-во А. Голос певицы широкого диапазона, привлекает богатством тембровых красок, теплотой. Партии: Любаша ("Царская невеста"), Полина ("Пиковая дама"), Любовь ("Мазепа"), Марина Мнишек; Марфа ("Хованщина"), Азучена, Амнерис; Эболи ("Дон Карлос"), Шарлотта ("Вертер"). значит. место в репертуаре А. занимают партии в операх сов. композиторов. Первая исполнительница на сцене Большого т-ра партий: Ниловны ("Мать" Хренникова, 1957), Дьячихи ("Её падчерица" Яначека, 1958), Элен ("Война и мир", 1959), Клавдии ("Повесть о настоящем человеке" Прокофьева, 1960), Варвары ("Не только любовь" Щедрина, 1961), Комиссара ("Оптимистическая трагедия" Холминова, 1967). Часто выступает с концертами. Исполнению А. как камерной певицы свойственны классичность формы, тонкое чувство стиля. В её репертуаре произв. рус., сов. и зарубежных композиторов. С 1955 гастролирует за рубежом (Австрия, Польша, ГДР, Финляндия, Италия, Венгрия, Румыния, Болгария, Япония, США, Чехословакия, Канада, Франция). В 1967 и 1971 А. выступала в партии Марфы ("Хованщина"), в 1968 - в партии Марины Мнишек в спектаклях т-ра "Ла Скала" (Милан).

Литература: Князева Н., Поет Ирина Архипова, "ТЖ", 1959, No 6; Туманов A., Творчество, отмеченное поиском, "СМ", 1964, No 3; Степанова С., Вдохновенное мастерство, "Культура и жизнь", 1967, No11; Грошева Е., Музыкант с умом и темпераментом, "СМ", 1972, No 4.

В. И. Зарубин.

Архузен

Архузен - русские гитарные мастера. Иоганн (Иван) Фёдорович А. (1795, Копенгаген - 21 II (5 III) 1870, Петербург) - работал в муз. фирме Брель в Петербурге. Одна из созданных А. гитар была отмечена премией на Междунар. конкурсе гитаристов в 1856 (Брюссель). Роберт Иванович А. (4 (16) XII 1844, Петербург - 20 I 1920, Москва) - сын и ученик Иоганна А. Работал в Петербурге, с 1875 - в Москве. Был одним из лучших рус. гитарных мастеров. Инструменты его работы, отличавшиеся силой и разнообразием звука, красотой тембра, изяществом отделки, высоко ценились и удостаивались наград на всероссийских промышленных выставках (в 1871, 1872, 1882).

Литература: Русанов В., Р. И. Архузен, "Музыка гитариста", Тюмень, 1907, No 5.

Арцыбушев Н. В.

Николай Васильевич (23 II (7 III) 1858, Царское Село, ныне Пушкин - 15 IV 1937, Париж) - рус. муз.-обществ. деятель и композитор. Композицией занимался у Н. Ф. Соловьёва и Н. А. Римского-Корсакова. Участник Беляевского кружка. С 1907 председатель (преемник Римского-Корсакова) беляевского Попечительного совета для поощрения рус. композиторов и музыкантов. Чл. Главной дирекции РМО и пред. его Петерб. отделения. С 1920 руководил изд-вом М. П. Беляева в Париже. Автор орк. и фп. пьес, романсов. Участвовал (совм. с А. К. Глазуновым, Н. А. Римским-Корсаковым, А. Н. Скрябиным и др.) в коллективных сочинениях: "Пятницы" ("Les vendredis"), "Вариации на русскую тему" для струн. квартета (Лейпциг, 1899) и др. А. принадлежат перелож. (для фп.) произв. А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова.

Асафьев Б. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница