Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВАЛ"-"ВАС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВАЛ"-"ВАС")

Вальтер И.

Вальтер И. (Walther, Walter) Иоханнес (Ханс) (1496, Кала, Тюрингия - 25 III 1570, Торгау) - нем. композитор и кантор. Пел в хоре в Торгау, в 1517-20 капельмейстер придв. капеллы курфюрста Фридриха III, Мудрого в Альтенбурге. Участвовал в преобразовании церк. музыки и школьного муз. обучения на основе идей Реформации. Один из первых создателей лютеранской церк. музыки. Его советами пользовался М. Лютер при реформировании церк. богослужения. Совм. с Лютером работал над созданием Нем. мессы (1525) в Виттенберге, создал там книгу 2-3-голосных псалмов - первый муз. сборник лютеранских духовных песнопений с предисловием Лютера (1524). С 1525 кантор гор. лат. школы в Торгау, где в 1526-48 возглавлял гор. хор. об-во. В 1548 основал певч. капеллу при дворе курфюрста Морица Саксонского в Дрездене, к-рой руководил до 1554; затем жил в Торгау. В. - автор 4-голосных нем. псалмов, магнификатов и др. духовных сочинений, к-рые внесли значит. вклад в развитие хор. полифонии эпохи поздней готики. Полное собр. соч. В. издаётся в Касселе с 1953.

Сочинения (все изданы в Виттенберге): Geystliche gesangk Buchleyn, 1524 (то же под назв. Wittembergisch deutsch Geistlich Gesangbьchlein, 1544, 1551); Lob und Preis der lцblichen Kunst Musica, 1538; Ein schцner Geistlicher und Christlicher newer Berckreyen..., 1552; Ein newes Christlichs Lied, 1561; Lob und Preis der himmlischen Kunst Musica, 1564.

Литература: Gerhardt C., Die Torgau er Walter-Handschriften..., Kassel, 1949.

Вальтер И. Г.

Вальтер И. Г. (Walther) Иоганн Готфрид (18 IX 1684, Эрфурт - 23 III 1748, Веймар) - нем. муз. теоретик, лексикограф и композитор. Учился у Й. А. Кречмара и И. Б. Баха в Эрфурте, где с 1702 работал органистом Томаскирхе. С 1707 гор. органист в Веймаре и учитель музыки детей курфюрста. С 1721 придворный музыкант. Был близок с И. С. Бахом (состоял с ним в родстве). Следуя в своих сочинениях его эстетич. принципам, стал признанным мастером контрапункта. В. - один из крупнейших композиторов-современников И. С. Баха. Особенно известны его хоральные вариации для органа. Органные сочинения В. изданы в серии "Denkmдler deutscher Tonkunst", тт. 26-27 (с биографич. очерком). Был автором первого нем. энцнклопедич. муз. словаря, включающего биографич. и терминологич. статьи, к-рый лёг в основу мн. последующих изданий муз. словарей.

Сочинения: для клавира (без сопровождения) - концерт (1741), прелюдия и фуга (1741); для органа - 4 хорала с вариациями, прелюдии, фуги, токкаты и др.; обр. для органа нем. хоралов и итал. концертов (5 сб-ков).

Литературные сочинения: Praecepta der musikalischen Composition. 1708, Lpz., 1955; Musikalisches Lexikon oder Musikalische Bibliothek, Lpz., 1732; то же, Faks.-Nachdruck, hrsg. von R. Schaal, Kassel-Basel, 1953.

Литература: Gehrmann H., Johann Gottfried Walther als Theoretiker, "Vierteljahrsschrift fьr Musikwissenschaft", VII, Lpz., 1891; Sсhьnemann G., J. G. Walther und H. Bokemeyer, в сб.: Bach-Jahrbuch, (Lpz.), 1933; Вrodde О., Johann Gottfried Walther (1684-1748). Leben und Werk, Kassel, 1937.

О. М. Белунцов.

Вальтер И. Я.

Вальтер И. Я. (Walther) Иоганн Якоб (1650, Виттерда близ Эрфурта - 2 XI 1717, Майнц) - нем. скрипач и композитор. Предположительно жил в Италии (до 1673). С 1674 концертмейстер в Дрездене, с 1680 камер-секретарь курфюрста в Майнце, с 1683 также каноник. Один из крупнейших нем. скрипачей-виртуозов 17 в., мастер многогол. игры на скрипке. Издал 2 сб-ка скрипич. пьес (сонаты, сюиты, танцы, вариации) - "Скерцо из соло для скрипки и бассо континуо..." ("Scherzi da violino solo con il basso continuo...", 1676, 1687) и "Хорошо возделанный увеселительный сад для скрипки..." ("Hortulus chelicus...", 1688, изд. под назв. "Wohlgepflanzter violinischer Lustgarten", 1694, 1708). Произв. В. изобилуют блестящими технич. находками (трель двойными нотами, сложная аккордовая техника, виртуозные штрихи), остроумными приёмами звукоподражания, скордатуры. Музыка отдельных частей в его сочинениях достигает большой выразительности (напр., Adagio-recitativo из сонаты C-dur для скрипки с басом, 1676). В основе нек-рых произв. В. - нар. тематика. Развитый В. многогол. стиль игры на скрипке подготовил почву для совершенного худож. воплощения его И. С. Бахом (сонаты и партиты для скрипки соло).

Литература: Beckmann G., Das Violinspiel in Deutschland vor 1700, Lpz., 1918; Moser A., Geschichte der Violinspiels, В., 1923, S. 131-33; Boyden D., The history of violin playing from its origins to 1761 and its relationship to the violin and violin music, L., 1965, p. 223-25, (и др.).

И. M. Ямпольский.

Вальтер Н. Г.

Наум Геннадиевич (р. 11 IX 1902, Херсон) - советский пианист. Засл. арт. РСФСР (1956). В 1921 окончил Екатеринославскую консерваторию по классу фп. А. М. Шепелевского. С 1922 в Москве, где совершенствовался у Ф. М. Блуменфельда и Г. Г. Нейгауза. Одноврем. работал в разл. конц. организациях. С 1928 концертмейстер и солист Всесоюзного радио. Выступает в ансамбле с крупнейшими сов. и зарубежными артистами: Л. Б. Коганом, М. Марешалем, П. Фурнье, А. Наваррой. Гастролирует за рубежом.

Вальтер фон дер Фогельвейде

Вальтер фон дер Фогельвейде (Walther von der Vogelweide) (ок. 1170, юж. Тироль (?) - ок. 1230, Вюрцбург) - нем.-австр. миннезингер. Представитель придв.-рыцарской поэзии, автор политич. и любовных лирич. стихов. Ученик миннезингера Рейнмара фон Хагенау. Вёл бродячую жизнь: в 1198 был в Вормсе, в 1212 - во Франкфурте, затем - в Вюрцбурге. Начал творч. путь как придв. поэт в Вене. Поздние сочинения отличаются простотой, непосредственностью, близостью к нар. песне. Впервые в рыцарской лирике воспел любовь к девушке из народа. Из сохранившихся мелодий В. ф. д. Ф. лишь 8 считаются подлинными. 3 мелодии записаны в сб. "Министерские фрагменты" (14-15 вв.), наиболее известная из них "Палестинская песнь" ("Nu alerst lebe ich mir werde") относится, видимо, к 1228. Другие 5 мелодий вошли в Кольмарский песенный сборник и сб. А. Пушмана (рукоп. сб-ки мейстерзингеров), где мелодии даны с новым текстом, и их первонач. форма соответственно изменена. В. ф. д. Ф. выведен в образе Вальтера в опере Р. Вагнера "Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге" ("Tannhдuser und der Sдngerkrieg auf Wartburg").

Литература: Иванов К. A., Трубадуры, труверы и миннезингеры, П., 1915; Wustmann R., Walther von der Vogelweide, Strassb., 1913; Die Lieder Walthers von der Vogelweide, Bd 1-2. Altdeutsche Textbibliothek, XLIII und XLVII, Tьbingen, 1955-56; Gennrich Fr., Melodien Walthers von derVogelweide,"Zeitschrift fьr deutsches Altertum", LXXIX, 1942.

O. T. Леонтьева.

Вальтер-Кюне Е. А.

Екатерина Адольфовна (1(13) V 1870, Петербург - 1930, Росток) - рус. арфистка и педагог. Дочь контрабасиста А. К. Кюне. В 1888 окончила Петерб. консерваторию по классам К. Я. Лютша (фп.) и А. Г. Цабеля (арфа). С 13-летнего возраста играла сольные партии в концертах оркестра под упр. В. И. Главача в Павловском вокзале. Выступала в аристократич. салонах Петербурга, исполняя преим. собств. сочинения (фантазии, транскрипции). Её транскрипции фп. пьес и фантазии на темы из опер "Евгений Онегин", "Фауст", "Риголетто" способствовали расширению репертуара для арфы. В конце 90-х гг. 19 в. солистка орк. Итал. оперы и симф. концертов РМО. Исполнение В.-К. отличалось большим артистизмом. Преподавала игру на арфе в Смольном ин-те (1891-1911) и Петерб. консерватории (1904-17; с 1915 профессор). Среди её учениц К. А. Эрдели, М. Д. Александрова (Горелова), Е. А. Алымова, А. Я. Гельрод. С 1917 жила за границей.

Литература: Эрдели К. A., Арфа в моей жизни, М., 1967.

Б. В. Доброхотов.

Вальха Х.

Вальха Х. (Walcha) Хельмут (р. 27 X 1907, Лейпциг) - нем. органист и композитор. Учился у Г. Рамина (1922-27). В 16-летнем возрасте ослеп. С 1926 2-й органист в Томаскирхе (Лейпциг), с 1929 - в Фриденскирхе, с 1946 - в Драйкёнигскирхе (обе - во Франкфурте-на-Майне). С 1933 преподавал игру на органе, с 1938 профессор и рук. ф-та церк. музыки Высшей школы музыки во Франкфурте-на-Майне. Много гастролирует в Германии и др. странах. Прославился как интерпретатор сочинений И. С. Баха и его предшественников. В. - ред. 12 орг. концертов Г. Ф. Генделя (1940-43), автор неск. орг. сочинений и статей по вопросам орг. исполнительства. Имеются многочисл. грамзаписи В., в т.ч. "Искусства фуги" И. С. Баха (играл на органе 17 в.).

Сочинения: Das Gesetz der Orgel - ihre Begrenzung, "Musik und Kirche", 1938, X; M. Regers Orgel-Schaffen kritisch betrachtet, там же, 1952, XXII.

Л. И. Ройзман.

Вамби

Вамби - киссумба, убо - струнный щипковый инструмент. Распространён в странах Вост. тропич. Африки и Судана. Корпус из тыквы или выдолбленного дерева прикрыт сверху декой. Струны привязаны одним концом к камышовым колышкам в нижней части корпуса, другим - к гибким бамбуковым стержням, к-рые, стремясь выпрямиться, натягивают струны. Колки отсутствуют. Употребляется соло, а также для аккомпанемента пению.

"Вампука"

"Вампука" ("Вампука, невеста африканская, образцовая во всех отношениях опера") - одноактная опера-пародия В. Г. Эренберга (либр. его же по фельетону А. Манценилова (M. H. Волконского)). В пародии высмеиваются нелепые условности и штампы оперных спектаклей, затянутость оперного действия, свойственные итал. опере расчленение слов и бессмысленные повторы отдельных слогов. Впервые "В." была поставлена 19 января (1 февраля) 1909 в Петербурге т-ром "Кривое зеркало" (режиссёр С. А. Унгерн). Вплоть до 1927 она исполнялась в Ленинграде, Москве, Риге и Тбилиси. Назв. "В." стало нарицательным для обозначения всего трафаретного, ходульного, нелепого в оперных спектаклях.

Литература: "Театр и искусство", 1909, No 5, с. 98-100; Homonоvus, Заметки, там же, 1917, No 43, с. 752-53; Гнедич П., Из моей записной книжки. О "Вампуке", там же, 1917, No 48, с. 802-804.

Ван Дейк Э.

Ван Дейк Э. - см. Дейк Э.

Ван ден Боррен Ш.

Ван ден Боррен Ш. - см. Боррен Ш.

Ван дер Стратен Э.

Ван дер Стратен Э. - см. Стратен Э. С. Й.

Ван дер Стратен Э. С.

Ван дер Стратен Э. С. - см. Стратен Э.

Ван Зандт М.

Ван Зандт М. - см. Зандт М.

Ван Зантен К.

Ван Зантен К. - см. Зантен К.

Ван Оттерло В.

Виллем - см. Оттерло В.

Ванадзинь Н. К.

Ванадзиньш Николай Карлович (р. 11 XII 1892, Триката) - советский органист, засл. деят. иск-в Латв. ССР (1945). В 1917 окончил Петрогр. консерваторию по классу органа проф. Я. Гандшина. В 1920-23 педагог Петрогр. консерватории, затем директор Нар. консерватории в Даугавпилсе (1923-29) и Риге (1929-42), Муз. уч-ща им. Я. Медыня при Латв. консерватории (1945-56). В 1934-36 был также директором Латв. гос. оперы (Рига). С 1938 преподаёт игру на органе в Латв. консерватории (с 1947 профессор). Среди учеников В.: И. А. Браудо, Е. В. Лисицына, П. И. Сиполнек, О. К. Цинтинь, В. Е. Висмане и др. Концертировал (до 1968) в Латвии, неоднократно гастролировал в Москве, Ленинграде и др. городах Сов. Союза. Выступал в ансамблях с артистами П. З. Андреевым, С. В. Акимовой, Ц. Г. Ганзен, И. Р. Налбандяном, Ж. Л. Гейне-Вагнер и др.

M. M. Яковлев.

Вандор Ш.

Вандор Ш. (Vаndor) Шандор (наст. фам. - Венецианер, Venetianer) (28 VII 1901, Мишкольц - 14 I 1945, Шопронбанфальва) - венг. композитор и хор. дирижёр. Учился по композиции у П. Гренера в Лейпциге, затем работал дирижёром оперной труппы в Италии, с 1932 - театр. дирижёр в Шопроне, затем в Мишкольце. С 1936 рук. хора "Ученики Шандора Вандора". В. привлёк к революц. рабочему движению ряд молодых венг. композиторов (Э. Секей, А. Михай, Б. Тардош и др.), был инициатором творч. связи "Рабочего певч. союза" с Б. Бартоком и З. Кодаем. Юношеские камерно-инстр. соч. В. написаны в стиле нем. экспрессионизма. Хор. произв. зрелого периода (на тексты А. Йожефа, др. революц. венг. поэтов) содействовали формированию нового реалистич. направления в венг. музыке. В. принадлежат хоры для различных составов.

Литература: Vбgу E., Vбndor Sбndor tanнtvбnyai, Bdpst, 1978.

"Ванемуйне"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ванжура Э.

Ванжура Э. (Wanzura, Vancura) Эрнест (ок. 1750, Вамберг- 1802, Петербург) - рус. композитор и клавесинист. По национальности чех. С 1783 жил в России. До 1786 был муз. руководителем Воспитательного дома, инспектором муз. классов Петровского т-ра в Москве. В 1786-97 служил в дирекции имп. т-ров в Петербурге. Участник придв. камерных концертов. В 1785-94 издавал "Journal de musique pour le clavecin ou piano-forte dеdiй aux dames", где в 1790 напечатал "Русскую симфонию на украинские темы" - один из ранних образцов симф. разработки нар. тем в рус. музыке. Написал музыку комич. оперы "Храброй и смелой витязь Архидеич" (либр. Екатерины II, 1787, Эрмитажный т-р, Петербург; ставилась также под назв. "Иван-Царевич"). Другие приписываемые ему произв. (6 симфоний, струн. трио, квартеты, танцы для фп.) не сохранились.

Литература: Вольман Б., Русские печатные ноты 18 в., Л., 1957; Mooser R.-A., Annales de la musiciens en Russie au XVIII siиcle, t. 2, Gen., 1951.

Ю. В. Келдыш.

Ванслов В. В.

Виктор Владимирович (р. 16 V 1923, Вятка, ныне Киров) - советский музыковед. Доктор искусствоведения (1964). В 1944 окончил лит. ф-т Педагогического ин-та в Барнауле, в 1948 - теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории по классу И. В. Способина. В 1950-58 ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР, в 1955-57 вёл в Моск. консерватории курс эстетики. С 1963 зав. сектором теории и критики Науч.-исследовательского ин-та теории и истории изобразит. иск-в Академии художеств СССР.

Сочинения: Симфоническое творчество А. К. Глазунова, М.-Л., 1950; Об отражении действительности в музыке, М., 1953; Содержание и форма в искусстве, М., 1956; Проблема прекрасного, М., 1957; Р. Вагнер, М., 1959; Изобразительное искусство и музыкальный театр, М., 1963; Опера и ее сценическое воплощение, М., 1963; Творчество Шостаковича, М., 1966; Всестороннее развитие личности и виды искусства, М., 1966; Эстетика романтизма, М., 1966; Балеты Григоровича и проблемы хореографии, М., 1968, 1971; С. Вирсаладзе, (М., 1970); О станковом искусстве и его судьбах, М., 1972.

Ванча З.

Ванча З. (Vancea) Зено (р. 8(21) X 1900, Бокша-Васиовей, Банат) - рум. композитор, музыковед и педагог. Засл. деят. иск-в СРР (1954). В 1915-21 учился игре на фп. и теоретич. дисциплинам в Лугоже у И. Виду и в Клуже у Г. Димы. В 1921-26 занимался по композиции у Э. Каница в Венской консерватории. В 1929-40 преподавал гармонию и историю музыки в консерватории в Тыргу-Муреше (в 1945-48 директор), в 1940-45 - в Тимишоаре. В 1949-68 профессор Бухарестской консерватории. В 1953-64 гл. ред. журн. "Muzica".

Сочинения: балет-пантомима - Лесовик (Оборотень, Priculiciul, 1933, пост. 1942, 2-я ред. 1957, Бухарест); вок.-симф. произв. - Реквием (1941, пр. им. Дж. Энеску, 1943); кантата Песнь мира (1961); для орк. - 2 гротескных танца (пр. им. Дж. Энеску, 1937), 2 симфониетты (1948, 1967), симф. сюита (1951), симф. триптих (1958); 2 Банатские рапсодии (1928, 1950); концерт и 5 пьес (1961 и 1964; оба для струн. орк.); 5 струн. квартетов - No 1 (1931, пр. им. Дж. Энеску, 1938), No 2 (1953, Гос. пр. СРР, 1953), No 3 (1957), No 4 (1965), No 5 (1970); камерные, вок.-хоровые и инстр. произв.

Литературные сочинения: Creatia muzicala romоneasca, sec. XIX - XX, v. 1, Buс., 1968; учебники - Istoria muzicii universale si romоnesti, Tirgu-Mures, 1938; Cartea dirijorului de cor, Timisoara, 1945; Istoria muzicii rominesti, Buс., 1953; статьи, в т.ч. Evolutia simfonici romвnesti, "Muzica", 1969, No 4, 6, 11.

P. Э. Лейтес.

Ваньский Я. Н.

Ваньский Я. Н. (Wanski) Ян Непомуцен (ок. 1782, место рожд. неизв. - ок. 1840, Экс-ан-Прованс, Франция) - польский скрипач и композитор. Род. в семье музыканта. Учился игре на скрипке и композиции в Калише и в Варшаве. После восстания 1831 жил в Париже, брал уроки игры на скрипке у П. M. P. Байо. В 1831-36 концертировал во Франции, Испании, Италии. В 1836 поселился во Флоренции, затем в Риме, где стал чл. академии "Санта-Чечилия" (с 1836). Последние годы жизни провёл в Провансе (Франция), посвятив себя композиторской деятельности и муз.-теоретич. трудам. В. принадлежат произв. гл. обр. для скрипки (концертино, каприсы, вариации, фуги и др.), а также парафразы из опер "Вильгельм Телль" Россини, "Пророк" Мейербера и др. Автор сочинений по методике игры на струн. инструментах (написал этюды и школу игры на скрипке и альте) и пособий по гармонии ("L'harmonie ou la science des accords") и др.

Литература: Сhybinski A., Slownik muzykуw dawnej Polski do roku 1800, Kr., 1949; Dzieje poiskiej kultury muzycznej, (praca zbiorowa), t. 2, Kr., 1967.

З. Лисса.

Ваньхаль Я. Б.

Ваньхаль Я. Б. (Vanhal, Wanhall) Ян Батист (12 V 1739, Неханице близ Градец-Кралове - 20 VIII 1813, Вена) - чеш. композитор, скрипач, педагог. Учился музыке у А. Эрбана. В 1757 органист в Опочно. Брал уроки у Д. Диттерсдорфа в Вене (с 1760), был участником придв. капеллы, преподавал музыку в аристократич. домах. Совершенствовался в Италии, где познакомился с К. В. Глюком (Венеция, 1761). В 1772-80 находился на службе у графа Й. Эрдёди в Венгрии и Хорватии. К этому периоду относится создание оратории "Замученные люди" ("Umecenн pбne", ок. 1772). Вернувшись в Вену, занимался композицией и преподаванием игры на фп. Во время приступа душевной болезни сжёг почти все свои сочинения. Особенно значительны симфонии В., законченные по форме и выразительные по мелодич. материалу. Произв. В. в этом жанре способствовали становлению ранней венской классич. симфонии. Фп. пьесы и скрипичные дуэты, написанные В., обогатили педагогич. репертуар. Автор теоретич. работ, среди к-рых получили известность "Начальные основы генерал-баса" ("Anfangsgrьnde des Generalbasses") и "Краткие основы фортепианной игры" ("Kurzgefasste Anfangsgrьnde fьr Pianoforte") (обе изд. в 1817).

Сочинения: оперы - Триумф Клелии (Il trionfo di Clelia), Демофонт (обе на либретто П. Метастазио, 1761); для орк. - ок. 100 симф. концертов для органа, скр., флейты, контрабаса с орк.; камерные ансамбли - ок. 100 струн. квартетов, фп. трио, сонаты для разл. инструментов с фп.; для фп. - сонатины; вариации на тему чеш. нар. песен, Двенадцать миниатюр для молодых пианистов; церк. музыка - 26 месс, 2 реквиема, 36 офферториев, Stabat Mater и др.

Литература: Sэkora V. F., 140 vэroci smrti Jana Vanhala, "HR", 1953, VI; Bryan P. R., The symphonies of J. Vanhal, v. 1-2, Ann Arbor, 1957.

M. M. Яковлев.

Варвоглис М.

Варвоглис М. (Barboglns) Мариос (р. 22 XII 1885, Афины) - греч. композитор и педагог. В 1904 поступил в Парижскую консерваторию, занимался у К. Леру и Ж. Коссада. С 1922 профессор Афинской консерватории (кафедра композиции и истории музыки). Награждён пр. Афинской академии иск-в (1937). В. - автор симф. произв. "Пасторальная сюита" (для струнных), 1912; "Св. Барбара", 1912; "Греческое каприччио" (для виолончели и оркестра), 1914; "Лавры и кипарисы", 1950; фп. и камерно-вок. сочинений; оперы "Полдень любви" (т-р "Лирики скини", 1944, Афины); музыки к драм. спектаклям "Агамемнон" и "Персы" Эсхила (1932, 1934), "Медея" Еврипида и "Птицы" Аристофана (1942) и др.

Варган

Варган (от лат. organum, греч. organon - орудие; муз. инструмент; по др. версии, от старослав. варги - уста, рот, зев) - самозвучащий язычковый инструмент. Распространён у большинства народов мира. Различают пластинчатый и дугообразный В. Пластинчатый В. встречается гл. обр. у народов Азии (Сибирь, Дальний Восток, отчасти Средняя и Юго-Вост. Азия) и Океании, дугообразный В. распространён также в Европе, Центр. Азии, Африке. Пластинчатый В. изготовляется из дерева, бамбука, кости, камыша или (реже) металлич. пластинки, с тонкой полоской-язычком посередине. Размер его - от 10 до 20 и более см. Дугообразный В. выковывается из железного, медного, бронзового или серебряного прута, он обычно имеет длину около 10 см. Язычок в виде тонкой стальной пластинки с крючком на конце укрепляется в середине дуги. При игре В. прижимают к зубам или зажимают ими. Рот служит подвижным естеств. резонатором. Язычок приводят в состояние вибрации, защипывая его пальцем, ниткой, тонкой палочкой. При непрерывном колебании язычка получают постоянно слышный осн. тон (бурдон), а изменением артикуляции рта выделяют необходимые для исполнения мелодии тоны обертонового ряда. Тихий звук и небольшой диапазон В., обычно не превышающий кварту или квинту, ограничивают его репертуар короткими танцев, мелодиями, традиц. напевами и наигрышами. Иногда В. используется как звукоподражат. инструмент. В нач. 19 в. усовершенствованный В. - аура становится концертным инструментом с разнообр. репертуаром, привлекает внимание проф. музыкантов и любителей музыки.

Названия нац. разновидностей В. : дрымба (укр., белорус. молд.), пармупилль, суупиль (эст.), варгас (литов.), комуз (тюрк.), купас (чуваш.), ковыж (мар.), хуур, аманхуур (монг.), кубыз (башк., тат.), хамыс, хомус (якут.), пымель (кет.), пыныр (селькуп.), кэнгипкэвун (эвенк.), томра, тумран (хант.), кунгай (ороч.), jews'harp (англ.), guimbarde (франц.), Brummaisen (австр.), Maultrommel (нем.), scacciapensieri (итал.), mondtrom (нидерл.), mundharpe (дат.), mungiga (швед.), trumpadh (ирл.), tromp (шотл.), verimbao (испан.), drumla (польск.), brumle (чеш.), drombulia (серб.-хорв.), huuliharppu (фин.), doromb (венг.), aping (яван.), kutsi-biwa (япон.), muchanga, murchang (бенг.), utete (Океания), lokangavava (мальгаш.), genggong (индонез.), vasang (афр.) и т. д.

Литература: Emscheimer Е., Maultrommeln in Sibirien und Zentralasien, в его сб.: Studia ethnomusicologica Eurasiatica, Stockh., 1964.

Р. Б. Галайская.

Варез Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вариации

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вариация

Вариация - видоизменение муз. темы, её мелодии, сопровождения или и того и другого одновременно. См. Вариации.

Варисте Ю. Я.

Юрий Яанович (р. 10 X 1907, Вохнья, ныне Выруского р-на) - советский хор. дирижёр и педагог. Нар. арт. Эст. ССР (1956). Окончил Тартуский ун-т, отделение философии (1932), Таллинскую консерваторию по классу муз. педагогики (1941). Руководил многими хор. коллективами, с 1945 гл. дирижёр смешанного хора эст. радио. С 1950 один из гл. дирижёров республиканских певческих праздников. В 1944-51 зам. директора по учебной части, с 1944 зав. кафедрой хор. дирижирования Таллинской консерватории, с 1962 профессор. Среди учеников В.: А. Ратасепп, X. Кальюсте, А. Верлин и др. В. - автор хор. песен.

Варламов А. В.

Александр Владимирович (р. 6(19) VII 1904, Симбирск) - сов. композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1979).

Варламов А. В.

В 1929 окончил Муз. техникум им. Гнесиных по классу композиции у M. P. Гнесина. В 1931-33 зав. муз. частью Моск. т-ра миниатюр, с 1934 руководитель разл. джаз-оркестров. С 1937 гл. дирижёр Эстр. оркестра Всесоюзного радио, с 1940 - Гос. джаз-оркестра СССР. В 1941-42 муз. рук. Всесоюзной студии эстр. иск-ва. Один из первых сов. проф. композиторов, работающих в области джаза. Автор св. 350 пьес для эстр. оркестра и св. 40 песен ("Ты поверь, ты пойми", "Край мой любимый", "Пой мне", "Уходит вечер" и др.), музыки к спектаклям драматических т-ров и к кинофильмам (13), в т. ч. "Степан Разин" (1937), "Айболит" (1938), "Парень из тайги" (1939) и к 60 мультфильмам.

Литература: Баташев A., Советский джаз, М., 1972; Щербаков A., На заре советского джаза, "Сов. эстрада и цирк", 1976, No 5.

Варламов А. Е.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Варлих Г. И.

Гуго Иванович (1856, Кассель, - 23 I 1922, Петроград) - рус. дирижёр. По национальности чех. В кон. 70-х гг. поселился в России. Играл в квартетах (альтист). С 1881 дирижировал оперой, опереттой, летними симф. концертами в Петербурге, где с 1888 возглавлял Придв. оркестр. С 1902 проводил циклы симф. концертов "Музыкальные новости", в программах к-рых большое место занимали новые произв. рус. композиторов. В 1894-95 был также дирижёром дух. оркестра А. Д. Шереметева. С 1917 руководил Гос. оркестром в Петрограде (создан на базе бывш. Придв. оркестра). Автор обр. для дух. оркестра отрывков из балетов "Лебединое озеро" и "Спящая красавица", орк. переложений рус. нар. песен.

Литература: 25-летний юбилей Г. И. Варлиха, "РМГ", 1913, No 18-19; Стрельников Н., Гуго Варлих. Вместо некролога, "Жизнь искусства", 1922, No 5.

Вартанян З. Г.

Завен Гевондович (р. 8(21) I 1907, с. Гаджывар, близ Нахичевани) - сов. музыковед и муз.-обществ. деятель. Засл. арт. Арм. ССР (1940). Чл. КПСС с 1940. В 1936 окончил Ленингр. консерваторию по классу кларнета А. В. Березина и историко-теоретич. ф-т (класс Р. И. Грубера). До 1948 преподавал в Ереванской консерватории (с 1940 доцент); одновременно (1938-41) директор Арм. филармонии, с 1940 зам. нач., с 1942 нач. Управления по делам иск-в при Совете Министров Арм. ССР. В 1947-48 зав. сектором иск-в Отдела пропаганды и агитации ЦК КП(б) Армении, с 1949 работник аппарата ЦК ВКП(б). С 1956 нач. Управления учебных заведений, с 1958 нач. Отдела (с 1963 Управления) муз. учреждений Мин-ва культуры СССР. Чл. коллегии мин-ва (с 1956). Автор статей по разл. вопросам муз. иск-ва. Совм. с Г. М. Боряном написал либретто опер "Арцваберд" и "Дядя Багдасар" А. Бабаева.

Вартель П. Ф.

Вартель П. Ф. (Wartel) Пьер Франсуа (3 IV 1806, Версаль - 3 VIII 1882, Париж) - франц. певец (тенор) и вок. педагог. Учился в Ин-те церк. музыки А. Шорона, в Парижской консерватории у Д. Бандерали и А. Нурри. Пел в т-ре "Гранд-Опера" (с 1831), выступал как камерный певец (первый исполнитель во Франции и пропагандист песен Ф. Шуберта), гастролировал во мн. странах. Позднее занимался педагогич. деятельностью (среди его учениц - С. Требелли).

Варшава

Статья большая, находится на отдельной странице.

Варьете

Варьете (франц. variete, от лат. varietas - разнообразие, пестрота) - вид эстрадного т-ра 19-20 вв. В постановках т-ров В. сочетаются элементы театр., муз., эстр. и циркового иск-ва. Название ведёт происхождение от т-ра "Варьете", открытого в Париже в 1790. Истоки В. связаны с нар. т-ром. Вначале спектакли В. отличались сатирич. характером, однако вскоре они стали чисто развлекательными, рассчитанными на богатую и праздную публику; наряду с комедийными элементами в них постоянно представлена пародия, значит. место занимает эротика. Небольшие пьесы или сцены чередуются с выступлениями чтецов, певцов, музыкантов-инструменталистов, танцоров, акробатов, жонглёров, фокусников. В т-рах В. зародился и достиг развития жанр ревю. В бурж. странах т-ры В. получили распространение в конце 19 - нач. 20 вв., пережив в 20-30-х гг. пору расцвета. Известны т-ры В. "Фолибержер" и "Лидо" в Париже, "Палладиум" в Лондоне. В России близкими к В. были "Театр-буфф" и т-ры миниатюр "Кривое зеркало" в Петербурге и "Летучая мышь" в Москве. В СССР т-ры типа В. существовали лишь до сер. 1920-х гг.

На Западе термин "В." применяется и в более широком смысле, близком к термину эстрада и охватывающем представления кабаре и т-ров бурлеск.

Литература: Моеllеr van den Bruck A., Das Varietй, В., 1902.

Василевич М.

Василевич М. (Васищевиы) Миодраг (9 IX 1903, Закута - 9 VIII 1963, Опатия) - серб. фольклорист и педагог (Югославия). Муз. образование получил в Праге и Белграде. Преподавал в Скопле, затем в Белграде, где вёл муз.-теоретич. предметы в школе "Мокраняц", в средней муз. школе при Академии музыки. Большое внимание уделял проблеме методики преподавания сольфеджио. С 1945 доцент, позднее профессор Академии музыки, науч. сотрудник Ин-та музыкознания Сербской академии наук в Белграде. Активно участвовал в организации Союза фольклористов Югославии, был его многолетним председателем. В. - один из крупнейших югосл. собирателей и исследователей нац. муз. фольклора. Его работы отличаются тщательностью анализа, оригинальными теоретич. обобщениями. В. принадлежит ряд учебных пособий по сольфеджио.

Сочинения: Intonacija, Beograd, 1930, 1939; Notno pevanje u teoriji i praksi, sv. 1-2, Beograd, 1940-41; Jednoglasni solfedo, Beograd, 1952; Jyгocлaвенски музичкu фолклор I. Kocмет, Београд, 1959; то же, II. Makedonija, Beograd, 1953; Народне мелодijе из Санпака, Београд, 1953 (в рус. пер. - Югославские народные песни из Санджака, М., 1967); Народне мелодije из лесковачког краjа, Београд, 1960, и др.

И. M. Ямпольский.

Василевский Р. В.

Ромуальд Викторович (1853, Киев - 1919, Москва) - рус. певец (бас) и режиссёр. Муз. образование получил в Варшавском муз. ин-те у Чаффи. В 1873-80 выступал в Варшавском, в 1880-1882 - в Киевском оперных т-рах. Пел на сцене Большого т-ра в Москве (1882-98), был пом. режиссёра (1892-98) и вторым режиссёром (1889-1906); преподавал в оперном классе (1898-1902). Партии: Мефистофель, Бертрам, Марсель ("Роберт-Дьявол", "Гугеноты" Мейербера), дон Альфонсо ("Лукреция Борджа" Доницетти) и др. Как режиссёр В. уделял большое внимание работе с хором, добиваясь его активного участия в действии. Был режиссёром спектакля "Русалка" (1900), возобновлённого для Ф. И. Шаляпина. Поставил оперы "Дубровский" (1896); "Ледяной дом" Корещенко (1900), "Псковитянка" (1901) и др. Оставил сцену в 1902.

Литература: Ромуальд Викторович Василевский (По поводу 20-летия его сценической деятельности), "ЕИТ". Сезон 1901-1902, приложение 1, СПБ, (б. г.), с. 39-40.

Василенко С. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Васильев А. Г.

Александр Гордеевич (1(13) XI 1878, Петербург - 31 XII 1948, Ленинград) - советский фаготист. Засл. деят. иск-в РСФСР (1940). В 1897 окончил инстр. классы Придв. певч. капеллы по классу фагота И. Ф. Плацатки. В 1907-48 солист симф. оркестра Ленигр. филармонии (до 1917 придв. оркестр). В 1927-1948 профессор Ленингр. консерватории (с 1931 зав. кафедрой деревянных дух. инструментов).

В. был выдающимся виртуозом. Игра его отличалась красотой звучания, исключительным технич. мастерством. Педагогич. деятельность В. способствовала развитию сов. школы игры на дух. инструментах. Автор переложений и обработок произв. др. композиторов для фагота.

Литература: Магомедов A., Мастера советской фаготной школы: А. Г. Васильев (1878-1948) и И. И. Костлан (1877-1903), в сб.: История и теория музыки, No 1, Баку, (1965).

Васильев В. Б.

Валерий Борисович (р. 21 XI 1927, Ленинград) - сов. пианист. Засл. арт. РСФСР (1965). Чл. КПСС с 1968. Окончил Ленингр. консерваторию у Г. М. Бузе (1951); в 1951-55 занимался в аспирантуре при ней у Г. Г. Нейгауза и П. А. Серебрякова. В 1951-1957 солист Ленингр. филармонии, с 1957 - Ленконцерта. С 1950 преподаватель Музыкальной школы-десятилетки при Ленинградской консерватории. Лауреат конкурса им. Ф. Листа (Будапешт, 1956). Гастролирует за рубежом.

Васильев В. И.

Васильев В. И. (Васильев 1-й; наст. фам. - Кирилов) Владимир Иванович (1828, Нарва - 24 VIII (6 IX) 1900, Петербург) - рус. певец (бас). По окончании духовного уч-ща пел в церк. хоре. Учился пению у Г. Казеллы, в Петерб. театр. уч-ще у Ф. Риччи, в Триесте у Л. Риччи. С 1856 пел на сцене Петерб. оперного т-ра. Первый исполнитель партии Пимена. Среди др. партий: Иван Сусанин; Илья, Добрыня, Элиаким ("Вражья сила", "Рогнеда", "Юдифь" Серова), Жемчужный ("Опричник" Чайковского), Минин ("Нижегородцы" Направника), Мак-Грегор ("Вильям Ратклиф" Кюи), Лепорелло; Бертрам ("Фра-Дьяволо" Обера), Марсель ("Гугеноты" Мейербера) и др. Обладал голосом большой звучности и широкого диапазона. С успехом выступал также в концертах. В 1881 оставил сцену.

Васильев В. М.

Васильев В. М. (Васильев 2-й) Василий Михайлович (19(31) XII 1837, Петербург - 8(20) V 1891, там же) - рус. певец (тенор). Учился пению в Петерб. театр. уч-ще у Ф. Риччи. После окончания (1857) был принят в труппу Мариинского т-ра, где работал до конца жизни. Дебютировал в роли Гвальдеро в опере М. У. Балфа "Цыганская девушка" (1858). Партии: Бонн; Княжой дурак ("Рогнеда"), Вася ("Вражья сила"), Вагоа ("Юдифь"), Лоренцо ("Фра-Дьяволо"). Иногда исполнял и ведущие партии: Собинин; Герцог ("Риголетто") и др.

Васильев И. В.

Иван Васильевич (1810-е - 1870-е гг.) - рус. гитарист, певец и композитор. Игре на гитаре обучался в Москве у М. Т. Высоцкого. Работал в моск. цыганском хоре И. О. Соколова. С 1848 (после смерти Соколова) рук. хора моск. цыган, славившегося высокой исполнит. культурой, близкой к камерному стилю пения. В нач. 60-х гг. В. переселился в Петербург, где неск. лет выступал с хором. Талантливый гитарист, В. одним из первых применил в цыганской хор. практике мелодич. солирование на гитаре под аккомпанемент второй гитары. Самобытный певец, знаток рус. нар. песни, он был одним из лучших её исполнителей. А. Н. Островский и И. Ф. Горбунов, высоко ценившие талант В., записали от него неск. рус. песен, в т.ч. "Исходила младёшенька" (введена Островским в комедию "Не так живи, как хочется", позднее использована М. П. Мусоргским в "Хованщине"). В. - автор мн. романсов, в т.ч. "Погубили меня твои черны глаза", "Гаданье", "Тебя ль забыть"; вок. дуэтов, трио и квартетов на сл. А. В. Кольцова, Я. П. Полонского и др. Ему принадлежит также обр. романсов (в т.ч. "Куманёчек, побывай у меня", цитированный А. Н. Серовым во "Вражьей силе"). В. приписывается обработка для цыганской пляски гитарной фантазии d-moll Высоцкого (т. н. "Цыганская венгерка").

Литература: Горбунов И. Ф., Сочинения, СПБ, 1907, т. III, ч. 3, с. 282, ч. 4, с. 443-44; Давыдов Н. В., Из прошлого, ч. 1-2, М., 1913-17, с. 48-49 и 270-74; Плещеев И., Цыгане, "Столица и усадьба", 1915, No 38-39.

И. М. Ямпольский.

Предыдущая страница Следующая страница